Информационный женский портал

Бог посейдон не был верным мужем. Боги тоже люди: Архетипы Олимпийских богов как сценарии жизни современных мужчин. Взаимоотношения с мужчинами

Они помогают нам реализовать себя в жизни, любить своего мужчину, создавать уют дома и в семье, заботиться о детях, понимать и принимать себя.

Мы открываем их божественное проявление в себе и живем по их правилам. Архетипы также влияют и на мужчин, которые живут с нами рядомдарят нам свою заботу, поддержку, защиту и любовь.

Существуют мужские архетипы : Зевс, Посейдон, Гадес (Аид), Аполлон, Гермес, Арес, Гефест, Дионис. Мужчины менее доверчивы, чем женщины и они не считают, что архетипы – это что-то полезное и необходимое для них. В мужской психике архетипы делятся на богов: отцов и сыновей, на королей и валетов.

Зевс, Посейдон и Гадес представляют три аспекта архетипа отца, они разделили мир между собой и каждый стал хозяином и властелином своей части. У каждого своя неповторимая манера отцовства.

Первый архетип – это Зевс – бог сознания и ума, максимально чтимый в эпоху патриархата, он готов на все ради успеха, богатства и власти. Тщеславен и очень богат, главным его символом является орел. Он жесток и коварен. Управляет всем материальным миром. Зевс обладает личными качествами, присущие властным отцам, руководителям, царям и мужчинам, занимающим высокие посты в обществе. Зевс умелый стратег и самый могущественный бог Олимпа. Он обладает умением убеждать других в своей правоте и подчинять своей воле. Это архетип царя и решительных действий. Зевс считает, что богатство и власть являются важным элементом его привлекательности. Он не церемонится с женщинами и ему достаточно, чтобы они выполняли то, что ему нужно. Мужчин он воспринимает либо как соперников, или как союзников.

Бог Посейдон , его собственное королевство - это моря и океаны. Творческая стихия- его власть, но часто он чувствует себя «лузером» и часто проигрывает Зевсу. Он управляет нашими эмоциями и творчеством. Отличительная черта Посейдона – бурный темперамент. Бывает раздражительным, жестоким и опасным подобно морской стихии с бурями, штормами и цунами. Ему тоже свойственно стремление к власти, но из-за излишней эмоциональности, он теряет такие важные черты характера как беспристрастность, силу воли, умение проигрывать и стратегическое мышление. Мужчина, в котором преобладает этот архетип, непосредственно связан с инстинктами и чувствами. Если он экстраверт, то он выражает эти эмоции. А если интроверт, то хранит в себе. Мужчине-Посейдону приносит удовлетворение работа, где можно применить данные ему от природы качества: умение творчески мыслить и выражать свои эмоции и чувства. Он себя комфортно чувствует в работе с природой и человеческой в том числе. Над женщинами он доминирует в силу патриархального склада ума и повышенной эмоциональности, у него, как правило, хорошо складываются отношения с деловыми женщинами, строящими свою карьеру, они тем самым дополняют его. Посейдон часто очень хороший друг, верный и преданный. В браке Посейдон выплескивает свои эмоции обиды или гнева на жену.

Архетип Гадес – царь подземного мира, которого боится даже Зевс. У него ключи от истинного богатства - от смыслов жизни. Он руководит нашими смыслами, бессознательным. Это ученые, мудрецы. Если они смогут проявиться во внешней жизни, то власть очень скоро будет у них в руках. Он источник субъективного знания и, когда мы сомневаемся и не можем понять, чего хотим, так важно обратится к Гадесу внутри себя как доброму советчику. Мужчина, в котором силен этот архетип невидим в обществе, у него нет четкого внешнего имиджа, живет он внутренней жизнью. Самая главная его проблема – это адаптация в мире. Для успешной реализации Гадесу необходимо обнаружить у себя интерес к какому-либо делу и выйти за пределы своего архетипа. Чаще всего он имеет очень скромный опыт общения с женщинами, либо они отвергают его. С мужчинами он не близок, так как не чувствует себя частью мужского общества. Мужчины, которые хотят быть его друзьями, должны долго принимать его внутренний мир, только потом он сможет довериться им. Если он влюбляется, он охотно вступает в брак и уже через семью приобщается к обществу. Только чувствительная и восприимчивая женщина сможет понять Гадеса и помочь ему открыть себя миру.

Самый любимый Сын ЗевсаАполлон – бог солнца! Самый спортивный, умный, красивый, перспективный. Он стремится достичь совершенства во всем. Мужчина, за которого, хочет выйти замуж любая девушка. Идеальное соотношение разума и физической формы. Для него важнее разум, отстраненность и субъективные интуитивные решения. Он очень востребован в современном мире благодаря своим мужским качествам. Аполлон ценит порядок и гармонию во всем. Это архетип - брата и он себя отлично чувствует, работая в команде. Он легко заслуживает доверие окружающих и добивается успеха, несмотря на свою отстраненность от окружающих.Часто его привлекает юриспруденция и медицина. Его тянет к независимой и привлекательной женщине, в их паре часто ощущается дух соперничества. С другими мужчинами Аполлон прекрасно ладит и, как правило, окружен настоящими друзьями. Он хорошо себя чувствует в браке, где нет излишней чувственности и близости, а скорее деловые и дружеские отношения. Аполлону для полноценной жизни необходимо научится смирению, возможности слышать свои желания, освободить «внутреннюю женщину».

Гермес – вестник богов . Плут, мошенник, торговец и дипломат. Самый веселый и гибкий бог. Гермес противоречивая натура, с одной стороны, изобретательность, способность действовать быстро, живость ума, которые он использует для творчества и для обмана. У него чрезвычайно острый ум и отличная интуиция, удержать его невозможно как воду в руках. Он авантюрист, способный сразу понять пользу от идеи или человека. С женщинами он непостоянен, так называемый Дон Жуан. Он подается увлечению и не думает об ответственности, верности и чувствах женщины и таинственно исчезает из ее жизни. Имея много друзей и приятелей, в душе Гермес одиночка. Скорее всего, он останется холостяком, или, повзрослев, найдет себе тихую и спокойную женщину, которая не будет доставать его вопросами, а будет беречь домашний очаг и ждать своего «путешественника». Гермесу-мужчине тяжело остепенится, это «вечный юноша». Он не способен к эмоциональной близости. Ему надо учиться у Аполлона основательности, и искать свою Афродиту.

Арес – бог войны. Нелюбимый сын Зевса, назвал драчуном ивсячески его критиковал. Тот мужчина, который, по-настоящему, любит мужское братство, любит авантюру, движение и силу. Он отважен и беспощаден как к другим, так и к себе. Всплеск эмоций у него ведет к физическим действиям. Он живет телесными ощущениями и очень сексуален. Но в состояние ярости он похож на зверя и способен нанести вред и проблемы себе и окружающим. Он напорист, активен и очень эмоционален. Ареса притягивают чувственные и экспрессивные женщины, с которыми он может вести себя искренне и спонтанно, выражая симпатию физически. Он привязан к мужчинам-друзьям и всегда готов выступить на их защиту. Часто это военное братство. Аресу необходимо учится самоконтролю, и сохранять хладнокровие в сложных и противоречивых ситуациях.

Гефест – бог кузни . Некрасивый внешне бог, но очень красивый внутренне. Он может делать много чудесных вещей, но чаще не признан. Любит мастерить, создавать что-либо, творить. Ремесленник, изобретатель, затворник. Он гениален и способен долго и кропотливо работать. Этот архетип заставляет мужчину не говорить о своих чувствах и не думать о них. Впечатлительный интроверт, окружающим сложно понять, что происходит у него в душе из-за излишней скромности и скрытности. Типичная профессиональная среда Гефеста – это мир творчества. Женщины в его жизни играют исключительную роль, они являются источником вдохновения для него, контролируют его благосостояние, помогают адаптироваться в обществе и выгодно себя представить. Гефест восхищается красивыми, умными и сильными женщинами и нередко они, впоследствии имеют власть над ним. Это моногамный и верный партнер, ожидающий от любимой таких же качеств. Он способен накапливать сексуальную энергию и воплощать ее в своем творчестве. Брак для этого архетипа очень важен, но в силу его качеств характера и проблематичен одновременно. Гефест не завязывает поверхностные отношения с людьми, поэтому у него может быть один или два верных друга, имеющие схожие интересы и не посягающие на его внутреннюю свободу и привычки. Мужчина-Гефест чаще всего страдает от депрессии, нереализованности во внешнем мире, низкой самооценки. Ему жизненно необходимы навыки общения, объективный взгляд на жизни и здоровые амбиции.

Дионис – бог экстаза и чувственного наслаждения. Он максимально способен почувствовать женскую натуру. Этот архетип неоднозначный, в нем огромный позитивный и негативный потенциал. В его душе постоянная борьба противоположностей - жизненность и разрушение, экстаз и ужас. Мужчина-Дионис излишне обаятелен и очарователен, чувствителен и женственен, и не вписывается в категорию «серьезного мужчины». Он не стремится к карьере и среди этого архетипа много безработных. Его привлекает мистика и ритуалы и если он дойдет до крайней степени в духовном плане, то может стать священником. Диониса всегда окружают женщины, они с детства становятся ему подругами и с ними завязываются доверительные и близкие отношения.Но любовные отношения с ним очень сложны из-за непостоянства и перепадов настроения.А с мужчинами он не находит ничего общего, ему малоинтересен дух соперничества. Если у него все-таки завязывается дружба, то каждый приятель для него особенно ценен, он искренне интересуется его делами, мыслями и чувствами. Проявление сексуальности для него имеет огромное значение. Брак с таким мужчиной напоминает вулкан и постоянные сюрпризы. Трудно рассчитывать на его верность и ответственность перед семьей, он сам является «большим ребенком». Дионис очень подвержен вредным привычкам, они помогают ему расслабляться и чувствовать себя самим собой. Мужчине-Дионису необходимо научится стабильности, повзрослеть и найти свою Ариадну.

Очень интересно окунутся в мир мужчин, в их сильные стороны и слабости, чтобы лучше понимать их и поддерживать в стремлении к цели. В этих архетипах я нашла своих коллег, друзей и любимого мужчину. Желаю Вам приятного путешествия в страну Богов мужского мира.

Делитесь своим опытом и мнением!

Центр современных НЛП-технологий - одно из самых уважаемых учебных заведений в своей области. Более 20 лет НЛП-центр успешно функционирует и предлагает свои услуги в сфере нейро-лингвистического программирования, а также эриксоновского гипноза. В центре современных НЛП-технологий вас ждут сертификационные курсы по всем возможным НЛП-дисциплинам: «НЛП-практик », «НЛП-мастер » и «НЛП-Тренер ». Также центр регулярно проводит курс «Эриксоновский гипноз », по окончании которого студенты получают сертификаты международного образца. Такие сертификаты выдаются всем выпускникам центра, успешно прошедшим выбранный курс.

  • В процессе обучения наш НЛП-центр неизменно использует самые современные, новые НЛП-технологии;
  • Ведущие наших курсов - профессионалы, авторы книг по нейролингвистическому программированию и уникальных моделей НЛП ;
  • Колоссальный опыт работы наших тренеров позволяет сделать процесс обучения не только потрясающе эффективным, но и безумно интересным;
  • Обучение всегда охватывает всю необходимую информацию, которая предусмотрена полными программами Межрегиональной ассоциации центров НЛП ;
  • На занятиях учитываются все индивидуальные ожидания и запросы участников;
  • Практичность использования техник нейролингвистического программирования поставлена на курсах нашего НЛП-центра во главу угла. Лёгкость использования НЛП в повседневной жизни является главной задачей обучения.

Другие НЛП-центры от нашего центра сильно отличает то, что программы НЛП и эриксоновского гипноза имеют ярко выраженный прикладной характер. Точнее выражаясь, наши НЛП-программы ориентированы на практическое реальное использование приобретённых знаний и навыков, а также на решение задач любой жизненной сферы: бизнес-задач, отношений личного характера, задач личностного роста. Не все НЛП-центры готовы предложить столь же прикладную направленность курсов.

Наш НЛП-центр даёт вам абсолютную гарантию того, что курсы содержат все необходимые и дополнительные элементы, предусмотренные программами Межрегиональной ассоциацией центров НЛП. Благодаря тому, что в нашем центре обучение НЛП всегда проходит с использованием новейших НЛП-технологий, основанных на Конфаймент-моделировании, эффективность обучения именно в нашем центре на порядок выше, чем могут предложить другие НЛП-центры , а это позволяет студентам освоить гораздо больший объём материала, затратив на обучение существенно меньше времени.

Нейро-лингвистическое программирование (НЛП ), ровно так же, как и огромное множество иных направлений, начинало свой путь к развитию с того, что искало возможности выяснить, каким образом успешные в чём-либо личности достигают этого успеха. НЛП основной своей задачей ставило выявление структуры успешности, наглядной структуры мастерства. НЛП имеет все основания считать, что если существует хотя бы один человек, умеющий делать что-то определённое, то и другой человек в состоянии научиться этому. Именно эту структуру опыта стремиться выделить НЛП , чтобы у человека появилась возможность обучить желаемому навыку себя и других. Это и есть главная задача НЛП . Причём НЛП стремится к тому, чтобы обучение это было поистине мастерским, таким, чтобы даже эксперты не смогли обнаружить разницу между тем, что сделано только что обученным студентом и профессиональным мастером.

Межрегиональную ассоциацию центров НЛП возглавляет её президент - Тимур Владимирович Гагин , который является тренером НЛП международного класса, разработчиком принципиально новой технологии системного моделирования, автором многочисленных книг по НЛП , доктором психологии, профессором.

Абсолютно все ведущие НЛП курсов нашего центра имеют высшее образование (и часто не одно), колоссальный опыт, как индивидуального консультирования, так и ведения групповых занятий, плюс каждый обладает значительным опытом практического бизнеса и руководства. Прикладная ориентация НЛП-программ и программы эриксоновского гипноза нашего центра выгодно отличает его от тех услуг, что могут предложить иные НЛП-центры . Программы предполагают разбор конкретных реальных задач, предложенных участниками курсов, и решение этих задач с использованием техник НЛП и эриксоновского гипноза. Задачи могут касаться любой жизненной сферы - личностного роста, бизнес-задач, саморазвития.

Для тех, кто хочет изучить сферу НЛП более детально и с необычных ракурсов, наш НЛП-центр предлагает ряд специализированных авторских тренингов . Такие тренинги рекомендованы к посещению и тем, кто уже давно и успешно занимается НЛП или гипнозом, и тем, кто далёк от этой темы, но с удовольствием постигает новые для себя горизонты.

Словосочетание «нейро-лингвистическое программирование» (иногда употребляется без дефиса, что не является ошибкой), или сокращённо НЛП образовано от английского «Neuro-linguistic programming» и представляет собой комплекс техник, моделей, и операционных принципов, которые возможно применять как развивающий подход личности, использующий моделирование эффективных мыслительных и поведенческих стратегий.

Мы предлагаем вам большой ассортимент книг, статей и реальных историй о приёмах нейро-лингвистического программирования и способах использования его в повседневной жизни.

Что касается Эриксоновского гипноза , то он основан на использовании естественной, присущей всем без исключения людям, способности погружаться в непроизвольный транс. Это состояние благотворно влияет на человека, ведь именно транс позволяет активно включиться в работу человеческому бессознательному и оказать помощь своему владельцу в достижении его целей. Правополушарные ресурсы ярче всего раскрываются в трансе, активизируется интуиция, способность к творчеству и решению разнообразных жизненных проблем, бизнес-задач.

В современном мире эриксоновский гипноз популярен сразу во многих сферах деятельности человека. Ведь эриксоновский гипноз - это универсальный инструмент, который каждый может использовать в силу своих потребностей. Самым популярным способом использования эриксоновского гипноза является самогипноз - иными словами, восстановление душевных и физических сил, избавление от боли и неприятных переживаний, приведение себя в хорошее расположение духа и т. д. Самым талантливым гипнотезёрам с опытом удаётся овладеть различными гипнотическими феноменами, как, например, изменение хода времени, открытие неведомых ранее резервов организма. Так или иначе, эриксоновский гипноз позволяет человеку научиться использовать те свои скрытые способности, которые ранее существовали только в его воображении.

Человек, виртуозно владеющий каким-либо мастерством (выступление перед аудиторией, вождение автомобиля, построение личной жизни, написание статей или рассказов, зарабатывание денег, лечение людей, рисование картин, сочинение музыки или что-то ещё) может обучить этому и других людей. Ведь если кто-то однажды сделал что-то, то другой человек может не только повторить, но и выполнить это столь же виртуозно, как и сам мастер.

Тем, кого интересует наиболее подробная информация о техниках и методиках НЛП, мы рекомендуем раздел нашего сайта «Статьи по НЛП ». Обращаем ваше внимание на факт, что статьи лишь позволяют ознакомиться с некоторой теоретической информацией, но отнюдь не способны привить какие-либо устойчивые навыки. Вы не станете хорошим дзюдоистом без реального тренера и не сможете уверенно кататься на сноуборде, лишь прочитав книгу с инструкцией по этому виду спорта, только практические занятия нашего НЛП-центра позволят вам научиться настоящим НЛП навыкам и сделать это интересно, эффективно и легко.

Посейдон (Нептун) - Бог Моря.

Его царство досталось ему по жребию, когда он со свими братьями Зевсом и Гадесом делили мир. Посейдон олицетворял два древних символа бессознательного - воду и коня . Вода у человечества всегда ассоциировалась с тайнами, возможностями и опасностями . Конь же представлял мощные инстинкты человека .

Посейдона всегда

изображали мчавшегося над волнами с запряженными белыми лошадьми в золотую колесницу. Считалось, что когда он в гневе, на земле происходят штормы, потопы и землетрясения . Так он выпускает дремлющие силы подсознательного.

Подводный мир у человека символизирует подавленные чувства и инстинкты, коллективные эмоции. Посейдон раздражителен, жесток, мстителен, обладает бурным темпераментом.

Мужчины - Посейдоны обычно позволяют в своих семьях давать волю своему гневу. Это единственное место, где они это могут делать. В обществе не принято открыто показывать свои эмоции. Поэтому такие дикие выплески агрессии - следствие подавленных чувст .

Мужчина - Посейдон выглядит внешне как спокойная гладь моря , но внутри него живет яростный мститель . Это результат подавленных эмоций. Подавленные эмоции и есть сам архетип Посейдона. Какое-то время он может не включаться в личность мужчины, но когда горечь и гнев переполняют его, первобытный инстинкт Посейдона сокрушает всё на своём пути.

Е сть у него и хорошие качества . Посейдон - единственный олимпийский бог, кому доступны глубины вод. Он может погружаться туда надолго и выныривать с помощью своей колесницы.

Мужчины, которые отрезаны от Посейдоновой природы могут входить туда только с "рюмкой водки" и "барахтаться" там проливая слёзы. Но есть и профессиональные ныряльщики - это драматурги, писатели, музыканты, психотерапевты.

Чувствовать Посейдон может глубоко и сильно . Поэтому его способности могут применяться в работе с людьми, животными, в метеорологии.

Трезубец Посейдона символизирует тройной фаллос , что говорит о его сексуальности и плодовитости.

В отношениях с женщинами, Посейдоны обычно пренебрегают их чувствами, нарушая границы женщины. Часто близость с ними заканчивается изнасилованием. Посейдон всегда доминирует над женщиной , только потому, что он мужчина. Поэтому с более сильными женщинами у него не складываются отношения.

Жены Посейдонов обнаруживают, что у их мужей супружеские обязанности стоят на первом месте. При этом им совершенно всё равно какое эмоциональное состояние в этот момент у его супруги. В его половом влечении он абсолютно безличен и проявляет себя как природная стихия.

В мифе рассказывается о том, что Посейдону понравилась морская богиня Амфирита . Но ей он был противен. Тогда, он не долго думая, взял её силой, после чего она и сбежала от него. И только Дельфин смог уговорить её вернуться и выйти замуж за Посейдона.

Мужчины Посейдоны часто используют помощь Дельфина , как умение настраиваться на человека, быть чувствительным и заботливым. Это единственный шанс дать почувствовать женщине желание быть с ним рядом. Если это ему удаётся, он может прекрасно жить с ней в глубинах своего эмоционального царства.

После брака Амфирита очень ревновала Посейдона , так как он был развратником . Многие соперницы поплатились за связь с Посейдоном. Так Сциллу она превратила в страшное чудовище, а от взгляда Медузы все каменели.

Часто брак с Посейдоном лишен красоты и глубины. Стремление к власти, неспособность контролировать эмоции, а иногда и алкоголизм, делают брак невыносимым.

Посейдон периодически испытывает приливную волну . Когда рациональное мышление опрокинуто и все подавленные эмоции выходят наружу, человек может сойти сума. Такая приливная волна может усиливать обычную эмоциональность.

Землетрясение - это следствие подавленных эмоций. По мере того как давление под землей нарастает, ощущаются подземные толчки, после чего и случается катастрофа.

Такому мужчине очень важно находить своё выражение в работе и творческой деятельности. В этом ему может помочь архетип Гефеста (Бога Кузни). Ему необходимо научиться наблюдать за собой . Небходимо пробудить в себе объективность и бесстрастность Зевса, а также рациональность Аполлона.

Посейдону очень важно подружиться со своим Дельфином , чтобы прекратить попытки доминировать над кем-либо.

Встречаются ли в вашей жизни Посейдоны?

Враждебность Посейдона по отношению к троянцам

В злопамятстве Посейдону не было равных. Его гнев на троянцев был так велик, что он, несмотря на недвусмысленный запрет Зевса, принял в Троянской войне сторону греков. Эта ненависть имела давние корни. Некогда Посейдон и Аполлон заключили соглашение с царем Лаомедонтом (который являлся отцом Приама, дедом Париса и Гектора и на момент начала Троянской войны был давно уже мертв) о том, что они за определенную сумму построят стену вокруг Трои. Когда работа была закончена, царь отказался платить обещанную цену. За это Посейдон мстил царю "до второго и третьего колена" (такая же норма мщения записана в Ветхом Завете). Посейдон и Крит: бык из моря

Критский царь Минос попросил Посейдона прислать ему быка для жертвоприношения. Бык, вышедший из моря, был настолько хорош, что Минос решил не приносить его в жертву, как было обещано, а оставить себе. Узнав, что царь не сдержал слова, Посейдон пришел в ярость и внушил Пасифае, жене Миноса, страсть к этому быку. В результате у критской царицы родилось чудовище Минотавр, наполовину бык, наполовину человек, которого держали в центре лабиринта под дворцом. Мирный аспект Посейдона

Хотя Посейдон прославился своей гневливостью, склонностью к разрушениям и бурным нравом, есть у его личности также мирная и милосердная сторона - которая, впрочем, малоизвестна. Например, пребывая в благостном настроении, он посещал эфиопов, приносивших ему щедрые жертвы, - при этом морской бог даже на время прекращал гонения против Одиссея. Руководствуясь благими побуждениями, он вызвал землетрясение, в результате которого на месте огромного озера возникла Фессалия. Когда Ино и ее сын бросились в море, Посейдон превратил их в морских божеств. А еще он сделал Кастора и Поллукса покровителями мореплавателей, дав им силу утихомиривать шторм. Посейдон как архетип

Представьте себе абсолютно безмятежное море, но при этом не забывайте, что под водной гладью живет вспыльчивый, гневливый и мстительный бог, готовый разразиться яростью и крушить все на своем пути. Этот образ поможет вам понять некоторые важнейшие черты архетипа Посейдона. Этот архетип представляет составную часть архетипа отца, встречающую неодобрение со стороны Зевса и подавленную в тех мужчинах, которые, подобно Зевсу, стремятся держать все под своим контролем.

Когда царство эмоций подавляется, данный архетип уходит в подполье и остается не интегрированным в личность мужчины. Эмоции заперты и не проявляются свободно. Однако Посейдон не может вечно оставаться в заточении, когда-нибудь гнев и горечь выйдут наружу и человеком овладеет первобытный порыв сокрушить того, кто причинил ему боль, - чего бы это ни стоило.

И еще через архетип Посейдона можно познать необычайно прекрасное царство психологических глубин. Подводный мир Посейдона не виден с горы Олимп и не описан в греческих мифах. Эмоциональные глубины - не оцененный аспект психики мужчин. Этим аспектом пренебрегают, его подавляют. От рядового американского мужчины, представителя среднего класса, ожидают умения сдерживать свои эмоции. Представитель высшего класса в Британии должен уметь оставаться бесстрастным в любых обстоятельствах.

Менее известный аспект Посейдона символизируется подземными водами. Это скрытые под землей эмоциональные глубины, - непроявленные, незримые, они, тем не менее, присутствуют в качестве глубоких интровертирован-ных чувств, и для того, чтобы что-то узнать о них, к ним нужно обрести доступ и научиться выражать их. Архетип ныряльщика в морские глубины

Посейдон - единственный олимпийский бог, имеющий доступ в глубины вод. Он может нырять на любую глубину и оставаться под водой, сколько хочет. Но стоит морскому богу сказать лишь слово златогривым коням, запряженным в его колесницу, и они быстро вынесут на поверхность. Вокруг него танцуют и резвятся дельфины. Все это - золотая мечта аквалангиста. Посейдон также символизирует мужчину (или женщину), который может окунуться в мир чувств и эмоций, чтобы обрести доступ к тому, что таится в глубинах: воодушевление и грусть, несказанная красота и чудовища дна, - уголки, столь глубокие и сумрачные, что уже почти ничего не видно и можно лишь смутно ощущать, что творится вокруг. Эти подводные глубины и просторы невозможно ни измерить, ни до конца постичь.

Мужчина, отрезанный от своей посейдоновой природы, может войти туда во хмелю, когда он льет слезы, "нырнув на дно стакана", или окунуться в эти глубины в минуты горя и гнева, - тогда он спускается в царство Посейдона и барахтается, словно утопающий, оказавшись на время во власти эмоций.

Как противоположность такому человеку, существуют своего рода профессиональные ныряльщики, исследующие глубины посейдонова архетипа, - поэты, драматурги, писатели, композиторы, музыканты или психотерапевты, которых время от времени влечет окунуться поглубже в царство эмоций, где можно приобщиться к источнику коллективного бессознательного человечества. В культурах, на чью долю в силу исторических обстоятельств выпало много страданий, где искусству и литературе традиционно придают особенно большое значение и где национальный характер более эмоционален (например, Россия и Ирландия), к царству Посейдона, похоже, относятся с большим уважением. Мужчинам, представителям этих культур, позволяют вести себя более эмоционально, иррационально и экспрессивно. Архетип царя

Так же как Зевс и, в меньшей степени, Гадес, Посейдон стремится обрести собственные владения, а также завоевать уважение и власть, какими пользуется царь. Мужчина-Посейдон стремится "быть важным человеком". Однако мужчине, в ком доминирует архетип Посейдона, недостает беспристрастности, умения мыслить стратегически и силы воли, необходимых патриархальному небесному богу, чтобы добиться успехов и создать свое "царство". Его усилия в бизнесе напоминают деятельность мифологического Посейдона, который вновь и вновь проигрывал другим божествам состязания за владения городами, подвергался публичному унижению и очень гневался по этому поводу.

В силу бурной эмоциональности Посейдона, мужчина, воплощающий в жизни данный архетип, обычно не умеет достойно проигрывать. С точки зрения Зевса, любой спор честно и справедливо решается должным образом назначенными судьями. Посейдон всегда отвечал на поражения вспышками ярости, - подобным образом ведут себя некоторые мужчины, не способные принять правила, сулящие им имущественные потери и бесчестье, и не умеющие "проигрывать красиво". Чаще всего Посейдон отвечал на проигрыш потопом, - как его архетип может затопить психику мужчины чувствами, топя в них любые рациональные мысли.

Если такому мужчине не удается утвердиться в мире, его единственным царством остается дом.

Просмотров: 14947
Категория: Библиотека » Постъюнгианство

Зевс, Посейдон и Гадес составляют первое поколение богов-олимпийцев мужского пола. В них отражены три аспекта архетипа отца. Они разделили мир между собой, и каждый был полновластным хозяином своего царства. Архетипическое и метафорическое значение каждого бога неразрывно связано с его царством: Зевс и небо, Посейдон и море, Гадес и подземное царство. Зевс владел также и землей, хотя по договору она ему не принадлежала.

Зевс управлял всем. Он был главным богом и обладал личными качествами, свойственными властным отцам, царям, руководителям корпораций, армейским командирам и вообще мужчинам, занимающим высокие посты. Посейдон и Гадес отражают теневые качества Зевса - те аспекты архетипа отца, которые власть имущие мужчины подавляют или игнорируют. Кроме того, конечно же, эти боги представляют отдельные психологические модели.

Биологическое отцовство и архетип отца не связаны между собой. Может быть, прочтя обо всех трех богах-отцах, вы не узнаете своего отца ни в одном из них, поскольку его среди них просто нет. Возможно, он подобен одному из сыновей-олимпийцев, - а каждому из них свойственна своя собственная манера отцовства. Не всеми человеческими семьями правит Зевс, но в каждом патриархальном обществе очень четко проявляется его влияние.

В культуре патриархальных обществ Зевс является главенствующим архетипом и играет значительную роль в психологии мужчин. Как и мир греческой мифологии, психику мужчины можно разделить на такие части: царство сознания и ума, откуда происходит власть, воля и мысль (Зевс); царство эмоций и инстинктов (Посейдон), которое многие люди подавляют, недооценивают, а иногда и вообще вытесняют за пределы сознания; и сумрачное пугающее царство невидимых поведенческих моделей и безличных архетипов (Гадес), куда многие люди получают доступ только в снах.

В отличие от этих трех богов, представляющих собой устойчивые архетипические модели и ограниченных своими владениями, человек обладает потенциальной возможностью доступа во все три царства, - он может сознательно двигаться по этим территориям и включать те или иные их аспекты в свою личность на сознательном уровне.

Обстоятельства рождения этих трех богов-правителей воспроизводятся в жизни многих мужчин. У Зевса, Посейдона и Гадеса был отчужденный отец, чья враждебность к детям обусловлена страхом, что они его свергнут или превзойдут, и беспомощная мать, горевавшая оттого, что не может позаботиться о своих детях и даже защитить их. Многие из нас родились в таких семьях. Более того, какой бы ни была наша семья, мы все живем в условиях патриархата, где больше всего ценится власть, и мужчины, которым удается добиться ее, пользуются особой благосклонностью общества. Это обстоятельство, как мы увидим, играет важную роль в психологии мужчин.

Спиральный путь познания

Главы о Зевсе, Посейдоне и Гадесе имеют спиральную структуру: первый виток - это общее знакомство с богом; следующий виток - описание соответствующей архетипиче- ской модели; затем мы говорим о том, как данный бог, или архетип, формирует жизнь человека; потом описываем характерные психологические проблемы, связанные с этим архетипом; и наконец, обсуждаем пути развития мужчины, в котором данный архетип активизирован.

Подобно музыкальному произведению или стихотворению, спиральное построение предполагает наличие некоего стержня, центральной темы, объединяющей все витки спирали. При этом очередной виток оказывается шире предыдущего и в то же время дает читателю более глубокое представление о данном боге-архетипе. С каждым витком мы заново знакомим вас с описываемым богом, и всякий раз его образ становится все более рельефным и многомерным.

Спиральная форма требует работы обоих полушарий нашего мозга: понимание осуществляется левым полушарием при помощи линейного мышления, обрабатывающего информацию через слова и логику; а правое полушарие работает с образами, ощущениями, воспоминаниями и чувствами, которые имеют личную либо коллективную природу, принадлежат времени либо находятся вне его и не подчиняются законам логики. При переходе информации из левого полушария в правое или из правого в левое происходит озарение, и внезапно у нас появляется целостное, многоуровневое знание, оказывающее непосредственное влияние на нашу жизнь.

Глава 3

ЗЕВС, БОГ НЕБА: царство воли и власти

Вооруженный грозным оружием - молнией, - он был властелином Неба, богом Дождя, повелителем Туч. Он был могущественнее всех остальных богов, вместе взятых.

И все же не был он ни всемогущим, ни всеведущим.

Эдит Гамильтон, "Мифология"

Божественный Зевс во всей своей славе является нам как свет и несет свет и осознание людям. В темном же своем проявлении он выступает как враг жизненной силы, - закостеневший в правилах и законах, сопротивляющийся любым переменам, боящийся любого изменения статус- кво.

Арианна Стасинопулос, "Боги Греции"

Зевс - главный и самый могущественный из олимпийских богов. Как олимпийский небесный бог, он правил с Олимпа - высокой и далекой горы, чья скалистая вершина нередко скрыта в облаках. Когда братья (Зевс, Посейдон и Гадес) делили мир, Зевсу по жребию досталось небо, Посейдону - море, а Гадесу - подземный мир. Земля и гора Олимп находились в совместном владении, однако Зевсу с неба легче следить за тем, что происходит внизу, поэтому, фактически, он правит и землей.

Небо очень отличается от моря и подземного мира, - как отличаются и характеры богов, управляющих этими сферами. Для того чтобы отправиться в небесные выси, необходимо покинуть землю - утратить связь с привычной и надежной твердью ради обретения более широкого кругозора. С заоблачной высоты мы видим лес, но не различаем отдельные деревья.

Зевс - это бог-громовержец, его символ - молния. И до сегодняшнего дня, когда человек решается пойти против какого-либо патриархального запрета, он "боится, что на его голову обрушатся громы и молнии", а если этого не происходит, вздыхает с облегчением. Будучи подателем дождя, Зевс также обеспечивает растения условиями для роста. Идет ли речь о карах или о какой-либо созидательной деятельности, власть Зевса обычно осуществляется сверху и издалека.

Как и все успешные правители, Зевс был умелым стратегом и владел искусством создания союзов, - что помогло ему справиться с титанами. Эти же качества позволили ему установить и укрепить свою власть. И самая важная черта Зевса состоит в том, что он умеет навязывать свою волю другим.

Человек уподобляется Зевсу, когда стремится к власти и положению в обществе - либо ради самой власти над другими, либо для того, чтобы осуществить свои мечты и как-то изменить мир. Царство Зевса - это мир могущественных людей, обладающих политической или экономической властью, - от легендарного короля Артура и исторического римского императора Августа Цезаря и до современных политических лидеров, включая премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер. Тэтчер на собственном примере продемонстрировала, что небесное царствование принадлежит не только мужчинам, но является ориентацией на обретение власти и умение действовать решительно.

Наиболее существенно, с психологической точки зрения, - особенно на фоне царств Посейдона и Гадеса - то, что небо представляет определенную сознательную позицию, точку зрения, ставящую самообладание, рассудок и волю выше всех остальных качеств.

Зевс как бог

Зевс (в римской мифологии - Юпитер) был высшим из греческих олимпийских богов. Это небесный бог-громовержец, правивший Олимпом. Животное, символизирующее Зевса, - орел. Зевса называли Собирателем Туч, Посылающим Попутный Ветер, а также Отцом Богов и Людей (хотя, согласно греческой мифологии, он не является их праотцом; некоторые боги были его братьями и сестрами, и он не создавал и не зачинал человечество). Он наделял царей властью, охранял их права и авторитет, следил за соблюдением законов и наказывал нарушителей.

Зевса изображали в облике властного бородатого мужчины, нередко восседающего на троне со скипетром или пучком молний в руке. Самая знаменитая его статуя считалась одним из семи чудес света античности. Созданная Фидием из золота и слоновой кости, она стояла в храме Зевса в Олимпии.

Величие - лишь один аспект Зевса. Еще он был известным развратником, чьи амурные похождения служили источником вдохновения для многих поколений художников.

Его имя восходит к индоевропейскому корню дъю, что означает светить. Свет и власть - два важнейших его атрибута.

Генеалогия и мифология

Историю рождения Зевса я уже рассказала во второй главе этой книги ("Отцы и сыновья"). Он был самым младшим и последним сыном Кроноса и Реи. До Зевса у этой пары родились еще два сына и три дочери, но все они были проглочены Кроносом.

Рея спасла Зевса, подсунув Кроносу вместо младенца завернутый в пеленки камень. Затем Зевса спрятали в одной из пещер Крита, где его вырастила нимфа (или, согласно другим историям, коза).

Став взрослым, Зевс убедил мудрую Метиду дать Кроносу рвотное средство, чтобы тот изверг из себя братьев и сестер. Затем, объединившись с братьями, Посейдоном и Гадесом, а также заручившись помощью других союзников, Зевс пошел войной на Кроно- са и титанов, которые тогда правили миром с Олимпа. Десятилетняя война за власть увенчалась победой Зевса. В этом противостоянии Зевс проявил себя как искусный стратег, умеющий заключать выгодные союзы, ибо победить ему удалось благодаря тому, что он привлек на свою сторону циклопов и сторуких* (которые согласились помогать Зевсу в благодарность за то, что он дал им свободу). Циклопы подарили Зевсу его громы и молнии, а могучие сторукие были незаменимыми воинами, ибо каждый из них метал камни сотней рук.

* Сторукие (гекатонхейры) - в греческой мифологии чудовища, порожденные Геей и Ураном. Их трое - Котт, Бриарей и Гиес. У каждого из них пятьдесят голов и сотня рук. Уран, ненавидящий своих ужасных потомков, отправлял их в недра Земли. Сторукие - пример объединения олимпийской мощи Зевса и древних стихийных сил ("Мифы народов мира", энциклопедия). - Прим. ред.

Зевс и его супруги

Покончив со своим отцом Кроносом и титанами, Зевс вступает в связи с женскими божествами, нимфами и смертными женщинами. В результате появляется на свет большинство олимпийцев следующего поколения и множество полубогов, получивших от отца божественные качества. Гесиод перечисляет семь официальных браков Зевса. Последней его супругой была Гера. Весь список таков: Метида, Фемида, Эвринома, Деметра, Мнемосина, Лето и Гера. Большинство из этих жен были "старые" богини, то есть им поклонялись до того, как к власти пришел Зевс, - но их народы потерпели поражение от греков, после чего эти божества были подчинены Зевсу.

Первой женой была известная своей мудростью богиня Метида, мать Афины. Второй женой стала титанида Фемида, богиня справедливости и правосудия; она стала матерью мойр, богинь судьбы, а также гор, управляющих временами года и временем. От Эври- номы родились хариты, вносящие в жизнь радость, веселье и изящество. От брака с се- строй-олимпийкой Деметрой родилась Персефона. Мнемосина (память) родила девятерых муз. Шестая жена, Лето, еще одна титанида, дала жизнь близнецам Аполлону и Артемиде.

Зеес и Гера

Олимпийка, дочь Реи и Кроноса, Гера была по рангу равна Зевсу. Зевс вознамерился соблазнить ее и принял облик дрожащего от холода кукушонка. Увидев несчастного птенчика, Гера пожалела его и прижала к груди, чтобы согреть, - в тот же миг Зевс принял свой истинный облик и попытался овладеть Герой. Но она отвергала его домогательства до тех пор, пока Зевс не пообещал на ней жениться. Сыграли свадьбу, и медовый месяц длился три сотни лет, после чего Зевс снова предался разврату. Греческая мифология полна рассказов о его любовных похождениях и о том, как мстила соперницам униженная Гера.

Хотя ныне брак между Герой и Зевсом известен прежде всего как притча об "окончании медового месяца" (с легкой руки Гомера), в Греции Геру очень чтили как богиню брака. Весной проводили ритуал почитания Геры-Девственницы. Летом или осенью - в ритуале священного брака с Зевсом как Подателем Завершения, или Совершенства, - Геру чтили как Завершенную, или Совершенную. Зимой проводился траурный ритуал, посвященный Гере-Вдове (хотя Зевс никогда и не умирал), ежегодно свершающей обряд уединения. Весной образ Геры окунали в водоем, откуда она возвращалась девственницей как Г ера-Дева.

Зевс-развратник

У Зевса было не менее двадцати трех романов, в результате которых родилось множество знаменитых потомков, включая двух олимпийских богов: бог-вестник Гермес, чьей матерью была Майя, и экстатический бог вина и виноделия Дионис, чьей матерью была смертная женщина Семела. Согласно Гомеру, Зевс был также отцом Афродиты от морской нимфы Дионы.

Соблазняя смертных женщин, Зевс нередко принимал нечеловеческий облик. Так, оплодотворяя Данаю, он принял вид золотого дождя, в результате чего родился герой Персей; Антиопе он явился в облике сатира; Леде - в облике лебедя; похищая Европу, превратился в белого быка.

Другая женщина и ее потомство всегда становились объектами гнева Геры. Зевсу обычно не удавалось надежно скрыть своих любовниц, даже когда он превратил Ио в корову, а Каллисто - в медведицу. Ему неизменно удавалось спасти потомство, рожденное в результате своих похождений, но женщин он нередко уберечь не мог, и на них обрушивался гнев Геры.

Зеес и Ганимед

Зевс, - как это было принято в греческой культуре, представителем которой он является, - не ограничивал свою чувственность только женщинами. Ганимед, прекрасный троянский юноша, взятый на Олимп, чтобы быть виночерпием Зевса, согласно большинству источников, также был его любовником. Юношу унес из дома то ли ураган, то ли орел Зевса. Затем Зевс отправил Гермеса, чтобы тот утешил отца Ганимеда и передал в качестве компенсации двух прекрасных коней (или, согласно другой версии, золотую виноградную лозу). В Риме Ганимеда также называли Катамитом, откуда произошло английское слово catamite (мальчик на содержании у педераста). Он увековечен в созвездии Водолея как податель воды.

Зевс и его дети

Зевс стал отцом множества детей. Среди его отпрысков были боги, богини и полубоги, родившиеся в результате многочисленных связей Зевса как с богинями, так и со смертными женщинами.

Он был первым из греческих небесных богов, проявлявшим по отношению к своим сыновьям и дочерям заботу, щедрость и доверие. Когда мать Диониса умерла во время беременности, он зашил плод себе в бедро и выносил до срока. Он дал своей дочери Артемиде все, что она просила для выполнения функций богини-охотницы: лук, стрелы, гончих псов и возможность выбрать себе спутников. Он доверил своей другой дочери, Афине, собственные символы власти. Он уладил спор между Аполлоном и Гермесом, твердо настояв на том, чтобы Гермес вернул коров, украденных у своего старшего сводного брата, - что позволило им стать друзьями.

Однако его натуре также свойствен и темный аспект отца-разрушителя. Он выступил либо инициатором инцеста, соблазнившим собственную дочь Персефону, либо позволил Гадесу похитить и изнасиловать ее, не отвечая на крики дочери о помощи, когда Гадес уносил ее прочь. Один из мифов обвиняет Зевса также в хромоте Гефеста: он сбросил сына с Олимпа за то, что тот вступился за мать, - жестокое обращение с ребенком. Еще один сын, Арес, оказался в психологической изоляции, поскольку вызывал у Зевса неприязнь. И (как мы уже говорили выше) боясь, что сын Метиды посягнет на его положение, Зевс проглотил свою жену, чтобы предотвратить рождение ребенка.

Но, независимо от того, как Зевс относился к своим детям, плодовитость этого бога является важной составляющей его натуры.

Зевс как архетип

Место Зевса на вершине, - он наделен властью, авторитетом и правом управлять избранным царством. Мужчины, играющие в реальной жизни роль "горних царей" и преуспевающие в этом деле, подобны Зевсу. Им свойственны те же черты характера и склонности; в основе их личности лежит архетип Зевса.

Зевс как архетип царя

Зевс обладал амбициями и способностями, необходимыми для того, чтобы создать царство и стать царем. Важной движущей силой для этого архетипа является стремление владеть собственной территорией, побуждающее мужчин (и женщин) стремиться к положению Зевса и вести себя соответствующим образом.

Когда доминирующим архетипом является Зевс, потребность в "создании царства" является основной движущей силой в жизни человека. Как минимум, мужчина руководствуется принципом "мой дом - моя крепость" и направляет все силы на приобретение дома и построение семьи. Таким образом, этот архетип обусловливает желание мужчины жениться и завести детей, которые станут его продолжением. Он ожидает от жены умения отлично вести хозяйство и воспитывать детей, тогда как его роль в этих делах сводится к минимуму.

Семья - лишь часть мечты о царстве, которая побуждает такого мужчину к действию. Зевс стремится к аеторитету и еласти, и он готов рисковать ради достижения этих целей. Он не склонен работать на кого-то и предпочитает быть сам себе хозяином. Если это достаточно дальновидный Зевс, то, начиная свой первый бизнес, он видит в нем только первую ступень долгого восхождения.

Король Артур - воплощение этого архетипа в легендах. Никому не известный рыцарь, он начинал с нуля, но сумел объединить под своим знаменем непрестанно воевавших феодалов своей страны. Сегодня сражения ведутся главным образом за экономические королевства, и архетип царя воплощается в молодых неизвестных предпринимателях, становящихся королями бизнеса, - таких, как Росс Перо, чье предприятие в Техасе выросло в гигант "Electronic Data Systems”.

Этот архетип также олицетворяется в "наследных принцах" - мужчинах, которые родились в семьях, обладающих большим весом в обществе и богатством, и, так сказать, унаследовали атрибуты власти. Если мужчина, в ком силен этот архетип, получает власть по наследству, тогда им движет стремление расширить свои владения, приобретая все больше и больше богатства и влияния.

Большой дом и роскошный офис суть проявления этого же архетипа. После того как власть утверждена, необходимо строить Камелот.*

* Дворец короля Артура. - Прим. перев.

Зевс как архетип решительных действий

Молнии и орел - два главных символа Зевса. Они как нельзя лучше выражают свойственные этому архетипу способности быстро принимать решения и влиять "издалека".

Кругозор парящего высоко над землей орла необычайно широк. Но при этом он способен издалека различить движение потенциальной жертвы - и стрелой метнуться вниз, чтобы схватить своими когтями маленького зверька. Подобным образом Зевс постоянно высматривает в окружающем мире то, чего он хочет или в чем испытывает потребность. Это может быть товар, потенциальный наемный работник или целое предприятие. Увидев желаемое, Зевс целеустремленно бросается к добыче. Он обладает одновременно широким кругозором - видит картину в целом - и способностью вычленять отдельные важные детали. Когда он сосредоточивается на деталях, они всецело завладевают его вниманием: он не намерен выпускать их из вида или позволить выскользнуть из когтей. Однако - подобно орлу, чья добыча все-таки скрылась или досталась другому хищнику, - он легко изменяет направление, сворачивает невыгодное дело и идет дальше.

Зевсова молния служит символом карательной власти. Она поражает быстро и издалека, - но лишь после того, как соберутся тучи и пророкочет первый гром, свидетельствующий о концентрации эмоций - накопившемся гневе. Ревнивый Зевс убил молнией Иасиона, возлегшего с богиней Деметрой на трижды вспаханном поле. Еще одна молния поразила Фаэтона, когда юноша утратил власть над конями, влекущими колесницу солнца.

Молнию можно воспринимать как символ "власти увольнять"*, - как орел символизирует способность без колебаний приобретать или нанимать. В работе генерального директора - такого, как Ли Иакока, который спас корпорацию "Крайслер” от, казалось бы, неминуемого банкротства, - способность увольнять (и нанимать) работников жизненно необходима. Конечно, увольнение может положить конец карьере верного работника и, вне всяких сомнений, негативно скажется на его семье. А для руководителей мафии "избавиться от парня" нередко означает убить его. Но Зевс не берет в расчет эти соображения, и носители этого архетипа не теряют сон из-за подобных вещей.

* Игра слов: по-английски слово fire означает "огонь", "стрелять", а также "увольнять". -

Прим. перев.

С другой стороны, бывший президент США Рональд Рейган предпочитал сам не отдавать распоряжений об увольнении. Несмотря на то что Рейган занимал пост Зевса, он не был склонен к решительным действиям, какие характерны для данного архетипа.

Зевс как создатель союзов: деловые связи

Успешный носитель архетипа Зевса умеет налаживать сотрудничество с другими влиятельными людьми. В ходе "встреч на высшем уровне" он искусно формирует альянсы, договаривается о границах и заключает взаимовыгодные соглашения. Это человек слова. Ему нравится иметь дело с людьми, обладающими властью и решительным характером. Он ожидает, что другие будут сами заботиться о собственных интересах, как он заботится о своих. Для этого архетипа естественно укреплять основы своей власти, готовя почву для дальнейшего расширения, - именно для этого и необходимы альянсы.

В нынешние времена мужчина-Зевс ищет союза с банкирами, поставщиками, дистрибьюторами и даже с конкурентами, а также с влиятельными лицами в бюрократических структурах государства и потенциальными инвесторами. В прежние времена основными участниками таких альянсов были феодальные лорды или монархи. Титулы и владения изменили форму, но содержание осталось прежним.

Зевс - это бог, приведший олимпийцев к власти при помощи сторуких и циклопов, без чьей помощи победа над титанами была бы невозможна. Эти существа помогли олимпийцам потому, что те их освободили. В мире бизнеса Зевс тщательно выбирает время, когда потребовать, чтобы ему "вернули должок". Действительно ли пора просить компенсации за оказанную услугу? Если да, то успешный Зевс напомнит об этом мягко и тактично. Каждым таким действием Зевс укрепляет альянс в целом и свои личные позиции, - что очень хорошо проиллюстрировано в фильме Марио Пьюзо "Крестный отец" с Марлоном Брандо в главной роли. Здесь архетип Зевса воплотился в главаре мафии.

Зевс как создатель союзов: брак

Для архетипа Зевса, - чья главная цель состоит в расширении своих владений, - брак тоже является возможностью заключить альянс и укрепить свою власть. Браки между царственными особами устраивались премьер-министрами. Патриархальные браки во всех культурах представляют собой альянсы между семьями, где во главе угла стоят соображения умножения имущества и построения родословной. Эти же мотивы стоят за семью официальными браками Зевса.

Выбирая себе жену, Зевс ориентируется не на зов сердца или родство душ. Для него главную роль играет упрочение своего положения, - он стремится заключить союз, способствующий расширению или укреплению владений. Для того чтобы в этом союзе играли роль также любовная страсть, дружба или иные аспекты, обеспечивающие личностную связь между супругами, необходимо присутствие в человеке и других архетипов.

Не удивительно, что союз между Зевсом и Герой является образцом конфликтных взаимоотношений. Этими двумя мощными архетипами движут совершенно разные намерения. Для Геры брак - это священное обязательство, являющееся главным жизненным приоритетом. Причем моногамия и верность - ключевые условия для того, чтобы чувствовать себя счастливой. Когда в характере женщины доминирует архетип Геры, она ищет в браке возможности для самоосуществления, самосовершенствования и обретения завершенности.

Зевс-развратник

Как уже отмечалось ранее, Зевс является архетипическим развратником. Он соблазнил немало нимф, смертных женщин и богинь, оставив после себя многочисленное потомство. Для того чтобы соблазнить и оплодотворить женщину, которую он возжелал, Зевс нередко прибегал к превращениям. Для Леды он стал лебедем, для Данаи - золотым дождем, для Европы - белым быком, для Ио - облаком.

Он преследовал женщину с целеустремленностью, свойственной его "орлиной" натуре. Положив глаз на женщину, он делает все, чтобы добиться близости: меняет облик, обнажает собственные слабости, становится страстным любовником. Добившись своего, он, как правило, снова сосредоточивает внимание на работе. Зевс бессознательно пренебрегает противозачаточными средствами, поскольку в нем сильно стремление к продолжению рода. Как правило, он "заботится о том, что ему принадлежит" - материально поддерживая детей и признавая свое отцовство.

Зевс как небесный отец

Архетипу Зевса свойственно стремление иметь детей. От своих детей он ожидает приблизительно того же, чего требует от подчиненных: послушания и выполнения его воли. Его любимый ребенок соответствует требованиям, которые Зевс предъявляет к себе: беспристрастный руководитель, никогда "не утрачивающий контроля" над своими эмоциями. Эти качества воплощены в детях Зевса Аполлоне и Афине: рациональный, стремящийся к достижению успехов сын, хороший ученик и спортсмен; и дочь, чей образ мыслей подобен отцовскому, - "папина дочка", которую связывает с отцом взаимное восхищение. Он - отец-наставник, заботящийся об образовании и карьере своих детей, а также других молодых людей, кому он решает покровительствовать в бизнесе или профессиональной деятельности. Взамен Зевс ожидает лояльности - и когда ребенок или подчиненный "вырастает" и начинает вести себя независимо, считает его предателем.

Зевс - это архетип отца-основателя династии. Он хочет, чтобы его дело продолжали множество детей и внуков, и ради этого пытается навязать им свою волю, указывая, что они должны делать не только при его жизни, но и после смерти. Побуждаемый этими династическими устремлениями, а также своим инстинктом отца-кормильца, Зевс- мультимиллионер специально структурирует свой бизнес и организует трасты таким образом, чтобы его воля осуществлялась и через следующие поколения. Более скромный Зевс, владеющий меньшим царством, делает то же самое, но в других масштабах.

Для мужчины-Зевса характерно заботиться о благосостоянии семьи, и он гордится тем, что это ему удается. Эта черта отражена в его потребности иметь большой дом и территорию. Отец-кормилец обычно щедр, но эта щедрость обусловлена стремлением контролировать детей и тесно связана с его ожиданиями. Распределение бюджета семьи

Как и бюджета государства - определяется целями главы.

Архетипически Зевс представляет собой авторитарного отца, оставляющего за собой последнее слово. Он может быть открыт к мнениям членов семьи, но окончательные решения в семье и в бизнесе принимаются так, как описывает Ли Иакока: "Моя политика допускает полную демократию до момента принятия окончательного решения. В этот момент я твердо беру бразды правления в свои руки и говорю: "Ладно, я всех вас выслушал. А теперь поступим следующим образом..."" 1

Зевс-мужчина

Изучая жизнь мужчины-Зевса, мы можем видеть, как воплощается в реальности архе- типический образ Зевса. Этот собирательный образ, интуитивно составленный на основании множества примеров, может послужить мужчине-Зевсу зеркалом, где он увидит свое отражение. Проследив, как этот архетипический образ развивается от младенчества до старости, мы научимся узнавать Зевса в окружающих людях.

Большинство подобных Зевсу мужчин обладают также и другими аспектами личности. В каждом мужчине обычно присутствует более одного бога, а поэтому мужчине-Зевсу могут быть свойственны многие из перечисленных ниже черт, но не обязательно все. Кроме того, образ Зевса (как и другие архетипические схемы) может преобладать только в продолжение какого-то этапа жизни мужчины, а все остальное время не оказывать на него особого внутреннего влияния. В какие-то моменты Зевс играет главную роль в психике, а в какие-то отходит на задний план. Например, само по себе отцовство может подтолкнуть мужчину на путь Зевса: он предпринимает активные шаги, чтобы утвердиться в мире ради обеспечения семьи, тогда как прежде у него не было особых амбиций. Или же мужчина (или женщина) может походить на Зевса лишь в одной сфере жизни - например, только в бизнесе или только в сфере личных взаимоотношений.

Ранние годы

Маленький Зевс проявляет себя рано, демонстрируя сильную волю и независимость. Не так уж легко отвлечь его внимание, если он что-то вознамерился схватить или не хочет выпускать из своих ручонок. Этот малыш больше, чем кто бы то ни было, подтверждает стереотип о том, что "два года - тяжелый возраст", ибо в его устах "Нет!" звучит наиболее уверенно и властно.

Чтобы умерить властный нрав и развить способности ребенка-Зевса, необходимо дома и в школе учить его честности и справедливости, поощрять к обдумыванию практических вопросов, а также предлагать ему игрушки, которыми можно манипулировать и управлять. Обычно, оставаясь наедине с собой, ребенок-Зевс создает миниатюрный мир, подчиненный его власти. Он строит дороги для своих автоколонн, командует полками игрушечных солдатиков, возводит город из кубиков, - он явно предпочитает эти виды деятельности чтению или мечтаниям. Однако если у него есть выбор, он не станет играть в одиночестве. Этот ребенок всегда верховодит в дворовой игре - или стремится верховодить - и очень расстраивается, если это не удается.

Родители

В раннем детстве мальчишка-Зевс подавляет силой своей воли некоторых матерей, привыкших подчиняться доминированию властных мужчин. Он по природе лидер, и это качество провоцирует некоторых отцов - особенно, авторитарных - довольно жестоко демонстрировать, кто на самом деле главный в семье. Некоторые родители постоянно "сталкиваются лбами" с таким ребенком - приходится все время следить, чтобы не уступать ему, иначе он может к двум-трем годам превратиться в мелкого тирана, но в то же время стараться не доводить до прямого конфликта, иначе ребенок усвоит, что побеждает всегда сила.

Гораздо в большей степени, чем с детьми другого типа, родителям следует помнить, что они имеют дело всего лишь с малышом, - даже если он ведет себя как Людовик XIV или Генрих VIII. Родителям следует предлагать ему варианты выбора, вместо того чтобы вступать с ним в конфликт, - таким образом они поощряют ребенка думать и действовать, тем самым развивая сильные качества, присущие Зевсу. Спросить: "Ты предпочтешь это или то? Будешь делать так или эдак? Пойдешь туда или сюда?" - намного лучше, чем вступать в спор относительно того, кто здесь имеет право говорить "нет" и за кем будет последнее слово. Это также лучше, чем решать вопрос при помощи физической силы, - ибо маленький "Зевс" очень легко возводит в правило идею "кто сильнее, тот и прав". Установите жесткие границы и ожидайте, что он будет испытывать их на прочность. Ему, несомненно, необходимо, чтобы родители в разумной мере применяли свою власть, - ему нужно видеть, что у отца с матерью есть определенный авторитет и они им пользуются.

Если тот или иной вопрос решается так, как он хотел, этот ребенок немедленно забывает о конфликте и всецело погружается в свои занятия. Обычно он обладает экстравертным темпераментом и позитивным отношением к действительности. После того как проблема решена, воцаряется мир.

Хуже всего для развития такого ребенка - слабая пассивная мать и властный грубый отец. Тогда мальчик будет при любой возможности отождествлять себя с агрессором - и ждать своего часа. Если отец обращается с ним грубо, постоянно демонстрируя, "кто в доме хозяин", а мать не может его защитить, в нем может развиться покорность перед власть имущими. В этом случае он также будет склонен при любой возможности помыкать более слабыми. (Помните, что грубым и властным родителем может быть также и мать.)

Если отец Зевса является преуспевающим и эмоционально закрытым человеком, он служит для ребенка ролевой моделью, что помогает и сыну заметно преуспеть в жизни. Если у него к тому же еще и нежная любящая мать, в ребенке развивается ощущение, что он способен получить от жизни то, что хочет, уверенность в себе и в своем месте под солнцем. Природа и воспитание поддерживают в нем чувство, что он "что-то значит в мире".

Юность и молодость

В юности нередко главной проблемой становятся взаимоотношения с фигурами, осуществляющими власть над ним. Молодой Зевс бывает достаточно самоуверен, что нередко побуждает мужчин с авторитарными склонностями жестко демонстрировать ему, "кто здесь главный". И хотя подчиненное положение вызывает у него досаду, он готов до поры сотрудничать и ждать своего часа. Будучи хорошим стратегом, Зевс не видит смысла вступать в борьбу за власть, пока не способен победить.

Ровесники, как правило, естественным образом признают в нем лидера в старших классах школы, в институте или на работе. Обычно он встречается с девушками, которые нравятся многим, и проявляет значительную половую активность. Он прагматик, а не идеалист. Этот молодой человек принимает мир таким, каков он есть, и хочет занять в нем свое место. Он достаточно умен, но интеллектуалом не является. Зевс не склонен к самосозерцанию, не станет тратить время на анализ своего прошлого, а также своих или чужих чувств. Насколько он понимает, с ним все в порядке, а жизнь - такая штука, где нужно так или иначе устраиваться.

С того самого момента, как он получает свою первую работу после окончания учебы, этот молодой человек начинает размышлять, что он делал бы, если бы был начальником. Многие его ровесники воспринимают работу как источник заработка, где нужно делать то, что от тебя требуется, - и не более. Но молодой

Зевс проявляет живой интерес к любой работе (воспринимая ее как бизнес), оценивает людей, с которыми работает, и вскоре хорошо разбирается в делах предприятия, - как правило, практически без посторонней помощи. Если он растет в деревне или в гетто, его внимание привлекает тот "бизнес", который есть под рукой, - сбыт сельскохозяйственной продукции или торговля наркотиками и бандитизм. Как правило, он видит широкую картину происходящего и постоянно обдумывает возможности для себя. Он удивляется, почему руководители бизнеса не делают то, что кажется ему очевидным и важным, и не используют возможности, за которые он на их месте непременно ухватился бы. Ему не нужно рассказывать о необходимости проявлять инициативу, много работать и постоянно искать благоприятные возможности для развития бизнеса, - это все для него естественно.

Если он преследует какие-то специфические интересы - в чем бы они ни состояли, - широкий кругозор помогает Зевсу преуспеть практически в любой области. Он мастерски использует связи и знакомства, очень любит капитализм, поскольку эта система дает ему хорошие возможности для продвижения. У него есть определенные психологические преимущества перед окружающими, помогающие добиваться своих целей. Приобретение власти, денег, имущества - это игра, дающаяся Зевсу довольно легко, поскольку он реалистичен, уверен в себе и, в отличие от большинства людей, не принимает близко к сердцу некоторые вещи. Когда ему приходится идти на серьезные конфликты в бизнесе, могущие повлечь за собой чье-то финансовое крушение; когда ему нужно увольнять работающих на него людей; когда возникает потребность наказать кого-то в пример другим,

Он отдает приказы, словно мечет молнии. Подобным же образом, Зевс, занимающий высокий пост в Пентагоне или руководящий преступной группировкой, может хладнокровно отдавать приказы, влекущие за собой смерти многих людей. Эмоциональная холодность помогает ему не терять сон после таких поступков.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!