Информационный женский портал

Что такое профессиональная реабилитация. Профессиональная реабилитация инвалидов. Компоненты реабилитационного процесса. Роль социального работника в ее проведении О финансировании программ абилитации

Ключевые слова

ИНВАЛИД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ ИНВАЛИДОВ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ИНВАЛИДОВ / DISABILITY / VOCATIONAL REHABILITATION / EMPLOYMENT PROMOTION OF PEOPLE WITH DISABILITIES / SOCIAL PROTECTION OF THE DISABLED PEOPLE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы - Похвощев В.А., Колесникова О.А., Фирсова Ю.А.

Цель: Данная статья посвящена вопросу становления и развития системы социальной защиты инвалидов в России. Современная социальная политика страны ориентирована на обеспечение равенства прав и возможностей в реализации потенциальных способностей и индивидуальных ресурсов каждого члена общества. Актуальность выбранной темы обусловлена неизменно высоким числом лиц с ограниченными возможностями здоровья. По данным ООН каждый десятый человек на планете (более 750 млн. человек) имеет ту или иную форму инвалидности и не менее 25% населения страдают различными расстройствами здоровья. В настоящее время инвалидизация граждан трудоспособного возраста, особенно среди первично освидетельствованных, значительна. Ежегодно в России статус инвалида приобретают более 2 млн. человек, из них около 700 тыс. человек впервые, примерно половину которых составляют граждане трудоспособного возраста. Почти 80% инвалидов трудоспособного возраста не работают. Инвалиды как особая социальная категория людей нуждаются в значительных мерах социальной защиты. Эти виды помощи определены законодательством, однако, следует отметить, что данные нормативно-правовые акты касаются льгот, пособий, пенсий и др., направленных на поддержание жизнедеятельности, на пассивное потребление материального обеспечения. Вместе с тем люди с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в такой государственной поддержке, которая могла бы стимулировать их к общественно-полезной деятельности, подавляя иждивенческие настроения. По существу, речь идет о полноценной интеграции инвалидов в общество, которая является конечной целью их . В связи с этим в настоящее время в современной России назрела необходимость формирования научной концепции профессиональной реабилитации инвалидов , основанной на восстановлении социального и трудового статуса инвалидов и включения их в трудовую деятельность. Методология проведения работы: Данная статья основана на использовании графических методов обработки и обобщения информации, методов системного анализа, экспертных оценок и анализа эмпирических данных. Результаты работы: В процессе исследования показаны различные подходы к изучению аспектов профессиональной реабилитации инвалидов . Выводы: Практическая значимость исследования заключается в поиске путей повышения уровня занятости инвалидов в целях привлечения дополнительных трудовых ресурсов в экономику страны, а также повышения уровня и качества жизни граждан с ограниченными возможностями здоровья.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам, автор научной работы - Похвощев В.А., Колесникова О.А., Фирсова Ю.А.

  • Формирование в регионе условий для трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья (на примере Омской области)

    2019 / Гокова Ольга Владимировна
  • Повышение качества профессионального образования инвалидов на основе использования международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья

    2019 / Мясников И.Р.
  • Факторы, определяющие трудовую деятельность инвалидов со значительными нарушениями здоровья

    2017 / Старобина Е.М., Владимирова Оксана Николаевна, Давыдов А.Т., Разумовский М.И., Кожушко Л.А.
  • Государственная поддержка занятости трудоспособных инвалидов в Краснодарском крае

    2016 / Артемова Елена Игоревна, Андреев Сергей Юрьевич, Мищенко Елена Анатольевна, Киященко Елена Александровна
  • К вопросу об экономической цене инвалидности

    2018 / Нацун Лейла Натиговна, Шабунова Александра Анатольевна
  • Теоретические основания социально-средовой реабилитации инвалида

    2018 / Рогачева Татьяна Владимировна, Шестакова Елена Васильевна
  • Трудовая реабилитация инвалидов в концепции связанного со здоровьем качества жизни

    2016 / Фадин Н.И.
  • Совершенствование межведомственного взаимодействия в программе комплексной реабилитации инвалидов

    2018 / Радченко Т.Е., Абрамова С.Б.
  • Социальное сопровождение инвалидов в Забайкальском крае

    2015 / Бейгуленко Ольга Владимировна, Ардашова Юлия Ивановна
  • Механизм содействия трудоустройству лиц с ограниченными возможностями здоровья в современных социально-экономических условиях

    2019 / Арбуз Анна Владимировна

Methodological basis of the vocational rehabilitation and employment promotion of people with disabilities

Purpose: this article focuses on the question of formation and development of the social protection system of disabled people in Russia. Modern social Russian policy is aimed at ensuring equal rights and opportunities in the realization of potential abilities and individual resources of each member of society. The importance of the chosen topic is connected with the consistently high number of people with disabilities. According to UN statistics, every tenth person on the planet (more than 750 million people) has some form of disability and at least 25% of the population suffer from various health disorders. Currently, the disability of working citizens, especially among initially examined, is very significant. Annually in Russia the status of a disabled person is acquired by more than 2 million people, among which about 700 thousand people for the first time, and this is a half of working people. Almost 80% of disabled people of working age don"t work. Disabled people as a social category of people need significant measures of social protection. These types of aid are defined by the legislation, however, it should be noted that these legal acts relate to privileges, benefits, pensions, etc., aimed at the maintenance of life, passive consumption of material support. However, people with disabilities need such state support, which would encourage them to socially useful activity, inhibiting dependency. Essentially we are talking about the full integration of disabled people into society, which is the ultimate goal of their vocational rehabilitation . In this regard, currently, in modern Russia there is a need for a scientific concept of vocational rehabilitation of invalids, based on the reconstruction of the social and labor status of people with disabilities and their inclusion into the labor market. Methods: this article is based on the use of graphics processing methods and synthesis of information, methods of system analysis, expert assessments and analysis of empirical data. Results: in the article different approaches to the study of aspects of vocational rehabilitation of people with disabilities are shown. Conclusions and Relevance: the practical significance of the research is finding ways to increase employment of people with disabilities in order to attract additional labor resources in the economy, and improve the level and quality of life of citizens with disabilities.

Текст научной работы на тему «Методологические основы профессиональной реабилитации и содействия занятости людей с ограниченными возможностями здоровья»

УДК 331, 364 Р01: 10.18184/2079-4665.2017.8.2.330-336

Методологические основы профессиональной реабилитации и содействия занятости людей с ограниченными возможностями здоровья

Владимир Александрович Похвощев 1 , Ольга Андреевна Колесникова 2*, Юлия Александровна Фирсова 3

1 Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС» (Институт), г. Москва, Россия

2 Воронежский институт высоких технологий, Воронеж, Россия

3 Бюджетное учреждение Воронежской области «Воронежский областной реабилитационный центр для инвалидов молодого возраста», Воронеж, Россия

* E-mail: [email protected]

Аннотация

Цель: Данная статья посвящена вопросу становления и развития системы социальной защиты инвалидов в России. Современная социальная политика страны ориентирована на обеспечение равенства прав и возможностей в реализации потенциальных способностей и индивидуальных ресурсов каждого члена общества. Актуальность выбранной темы обусловлена неизменно высоким числом лиц с ограниченными возможностями здоровья. По данным ООН каждый десятый человек на планете (более 750 млн. человек) имеет ту или иную форму инвалидности и не менее 25% населения страдают различными расстройствами здоровья. В настоящее время инвалидизация граждан трудоспособного возраста, особенно среди первично освидетельствованных, значительна. Ежегодно в России статус инвалида приобретают более 2 млн. человек, из них около 700 тыс. человек - впервые, примерно половину которых составляют граждане трудоспособного возраста. Почти 80% инвалидов трудоспособного возраста не работают. Инвалиды как особая социальная категория людей нуждаются в значительных мерах социальной защиты. Эти виды помощи определены законодательством, однако, следует отметить, что данные нормативно-правовые акты касаются льгот, пособий, пенсий и др., направленных на поддержание жизнедеятельности, на пассивное потребление материального обеспечения. Вместе с тем люди с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в такой государственной поддержке, которая могла бы стимулировать их к общественно-полезной деятельности, подавляя иждивенческие настроения. По существу, речь идет о полноценной интеграции инвалидов в общество, которая является конечной целью их профессиональной реабилитации. В связи с этим в настоящее время в современной России назрела необходимость формирования научной концепции профессиональной реабилитации инвалидов, основанной на восстановлении социального и трудового статуса инвалидов и включения их в трудовую деятельность.

Методология проведения работы: Данная статья основана на использовании графических методов обработки и обобщения информации, методов системного анализа, экспертных оценок и анализа эмпирических данных.

Результаты работы: В процессе исследования показаны различные подходы к изучению аспектов профессиональной реабилитации инвалидов.

Выводы: Практическая значимость исследования заключается в поиске путей повышения уровня занятости инвалидов в целях привлечения дополнительных трудовых ресурсов в экономику страны, а также повышения уровня и качества жизни граждан с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: инвалид, профессиональная реабилитация, содействие занятости инвалидов, социальная защита инвалидов

Благодарности. Авторы выражают благодарность и глубокую признательность научному руководителю, доктору экономических наук, профессору Похвощеву Владимиру Александровичу за чуткое руководство и отеческую опеку, ценные советы и замечания при работе над данной статьей.

Для цитирования: Похвощев В. А., Колесникова О. А, ФирсоваЮ, А. Методологические основы профессиональной реабилитации и содействия занятости людей с ограниченными возможностями здоровья // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2017. Т. 8. № 2. С. 330-336. 001: 10.18184/2079-4665.2017.8.2.330-336

© Похвощев В. А. Колесникова О. А., Фирсова Ю. А., 2017

развитие

Methodological basis ofthevocational rehabilitation and employment promotion of people with disabilities

Vladimir A. Pohvoshev 1, Olga A. Kolesnikova 2* Yuliya A. Firsova 3

1 Moscow International higher business school MIRBIS, Moscow, Russian Federation

2 Voronezh institute of high technologies, Voronezh, Russian Federation

3 Voronezh regional rehabilitation center for young people with disabilities, Voronezh, Russian Federation * E-mail: [email protected]

Purpose: this article focuses on the question of formation and development of the social protection system of disabled people in Russia. Modern social Russian policy is aimed at ensuring equal rights and opportunities in the realization of potential abilities and individual resources of each member of society. The importance of the chosen topic is connected with the consistently high number of people with disabilities. According to UN statistics, every tenth person on the planet (more than 750 million people) has some form of disability and at least 25% of the population suffer from various health disorders. Currently, the disability of working citizens, especially among initially examined, is very significant. Annually in Russia the status of a disabled person is acquired by more than 2 million people, among which about 700 thousand people - for the first time, and this is a half of working people. Almost 80% of disabled people of working age don"t work. Disabled people as a social category of people need significant measures of social protection. These types of aid are defined by the legislation, however, it should be noted that these legal acts relate to privileges, benefits, pensions, etc., aimed at the maintenance of life, passive consumption of material support. However, people with disabilities need such state support, which would encourage them to socially useful activity, inhibiting dependency. Essentially we are talking about the full integration of disabled people into society, which is the ultimate goal of their vocational rehabilitation. In this regard, currently, in modern Russia there is a need for a scientific concept of vocational rehabilitation of invalids, based on the reconstruction of the social and labor status of people with disabilities and their inclusion into the labor market.

Methods: this article is based on the use of graphics processing methods and synthesis of information, methods of system analysis, expert assessments and analysis of empirical data.

Results: in the article different approaches to the study of aspects of vocational rehabilitation of people with disabilities are shown. Conclusions and Relevance: the practical significance of the research is finding ways to increase employment of people with disabilities in order to attract additional labor resources in the economy, and improve the level and quality of life of citizens with disabilities. Keywords: disability, vocational rehabilitation, employment promotion of people with disabilities, social protection of the disabled people Acknowledgements. The authors express their gratitude and deep appreciation to the scientific adviser, Doctor of Economics Sciences, Professor Pokhvoshchev Vladimir Aleksandrovich for sensitive leadership and paternal care, for the valuable advice and comments on the article.

For citation: Pohvoshev V. A., Kolesnikova O. A., Firsova Yu. A. Methodological basis of the vocational rehabilitation and employment promotion of people with disabilities. MIR (Modernizatsiia. Innovatsii. Razvitie) = MIR (Modernization. Innovation. Research). 2017; 8(2(30)):330-336. DOI: 10.18184/2079-4665.2017.8.2.330-336

Введение

За последние почти 20 лет общее число инвалидов в Российской Федерации увеличилось почти на 3 млн. человек и по состоянию на 1 января 2017 г., по данным Росстата, составило 12,25 млн. человек - 11,9% от общей численности населения страны (146,8 млн. человек) .

Обзор литературы и исследований

Группа ученых (А. А. Шабунова, О. Н. Калачико-ва, Н. А. Кондакова и др.), исследовавших вопросы инвалидизации населения, пришли к выводу о том, что к 2030 году возможно увеличение численности инвалидов еще на 10%. В связи с этим проблема социальной защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья становится наиболее важной и

актуальной, а неизменно высокая их доля в общей структуре населения представляет собой устойчивую тенденцию и может оказывать негативное влияние на социально-экономическое развитие страны.

Важнейшим направлением реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья является профессиональная реабилитация, под которой принято понимать «многопрофильный комплекс мер, направленных на восстановление трудоспособности инвалида или приобретение им новых профессиональных навыков в доступных ему по состоянию здоровья условиях труда».

Профессиональная реабилитация инвалидов включает следующие мероприятия и услуги:

Источник: Положение инвалидов/ Официальная статистика // Федеральная служба государственной статистики. 2017. Режим доступа: http://www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/# (дата обращения: 25.06.2017).

Рис. 1. Динамика численности инвалидов в Российской Федерации, тыс. человек

Resource: The situation of persons with disabilities / Official statistics. Federal state statistics service. 2017. Mode of access: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rossta.. (date accessed: 25.06.2017) (in Russ.).

Fig. 1. Dynamics of the number of disabled people in the Russian Federation, thousand people

Профессиональную ориентацию (профессиональное информирование и консультирование, профессиональный отбор и подбор, коррекцию профессиональных планов);

Профессиональное обучение и переобучение;

Содействие в трудоустройстве, включающее рациональное трудоустройство в различных условиях и формах;

Производственную адаптацию инвалидов.

Материалы и методы

В качестве методической базы в статье использованы нормативно-правовые документы: Положение инвалидов. Официальная статистика // Федеральная служба государственной статистики. 2017; Реабилитация инвалидов. Основные виды реабилитационных услуг. ГОСТ Р 53874-2010. Введ. 2011-10-01.

Результаты исследования

Государством определены комплекс реабилитационных мероприятий, гарантированных инвалидам федеральным и региональным законодательством и которые включают медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.

Комплексная профессиональная реабилитация, т.е. с их последующим трудоустройством, экономически выгодна государству. Проведение своевременной профессиональной ориентации и профессиональной подготовка является необходимым условием эффективной профессиональной реабилитации, так как именно они создают необходимый базис для реализации принципа равных возможностей инвалидов. Важно понимать, что средства, вложенные в профессиональное образование инвалидов, возвращаются государству

через уплату налогов. Обучение и последующее рациональное трудоустройство позволит инвалидам реализовывать концепцию независимой жизни, обеспечить им самостоятельных доход вне зависимости от государственной социальной помощи в виде пособий и пенсий.

Профессиональную реабилитацию как составную часть комплексной, многопрофильной реабилитации можно рассматривать как систему и как процесс восстановления конкурентоспособности инвалида на рынке труда, сущностными признаками которой являются одновременно системный и процессуальный подход.

Рассматривая профессиональную реабилитацию инвалидов с системных позиций, нам представляется целесообразным определить ее следующими положениями:

Система профессиональной реабилитации -есть сложная система, эффективность которой основывается на множестве факторов (политических, экономических. социальных, психологических, правовых и др.);

Это система, включающая управляемую и управляющую подсистемы, целевые установки, задачи, принципы, направления, формы и методы, критерии эффективности деятельности системы и др. системообразующие элементы;

Данная система является социальной структурой, воздействующей на личность с инвалидностью и общество и, прежде всего, на создание условий для полноценной интеграции инвалидов в сферу труда;

Система профессиональной реабилитации является подсистемой более высокого порядка, определяющей и реализующей социальную политику государства в отношении инвалидов;

Рис. 2. Система интеграции инвалидов в сферу труда Fig. 2. The system of integration of disabled people into the world of work

В качестве составных элементов системы профессиональной реабилитации выступают другие социальные системы: социальной защиты, труда и занятости, здравоохранения, образования, медико-социальной экспертизы, физической культуры и др.

На рис. 2 в общем виде представлена система интеграции инвалидов в сферу труда посредством комплексной реабилитации.

С другой стороны, вследствие многоплановости, сложности и многоаспектности профессиональной реабилитации инвалидов ее можно рассматривать как часть комплексной системы реабилитации инвалидов с аналогичными компонентами и

элементами. Опираясь на данные представления,

система профессиональной реабилитации инвалидов включает:

Концептуально-методологические основы;

Нормативно-правовой базис;

Научно-технические разработки;

Медико-социальную экспертизу;

Индивидуальные программы реабилитации или абилитации инвалидов (ИПРА);

Реабилитационную индустрию, включающую реабилитационно-восстановительные, реаби-литационно-образовательные, социальные, производственные учреждения и организации разной ведомственной подчиненности, где осу-

ществляются различные по видам и задачам мероприятия профессиональной реабилитации;

Органы организации и координации системы реабилитации инвалидов;

Общественные организации инвалидов и др.

С концептуально-системных позиций в системе профессиональной реабилитации инвалидов можно выделить три иерархически соподчиненных, но относительно самостоятельных уровня: 1) государственно-региональный (макроуровень); 2) процессуально-технологический (мезоуровень); 3) индивидуальный (микроуровень). В свете ратификации Российской Федерацией в 2012 г. Конвенции ООН о правах инвалидов государством предпринимаются меры, направленные на полноценную интеграцию (реинтеграцию) инвалидов в социум. Концепция полноценной интеграции инвалидов в общество включает в себя следующие положения:

1. Люди с ограниченными возможностями здоровья должны жить в обычной среде и (при необходимой поддержке государства) вести полноценную жизнь наряду с обычными гражданами.

2. Инвалиды имеют право на получение гарантированной государством социальной помощи и реабилитации в обычных и специализированных учреждениях.

3. Люди с ограниченными возможностями здоровья принимают равноправное участие в социально-экономической жизни общества, включая реализацию права на достойный посильный труд.

4. Имеют равные обязанности с другими членами общества.

Тем не менее на пути интеграции в сферу труда инвалиды сталкиваются с различными барьерами. Для сравнения у инвалидов, состоящих на учете в службе занятости и признанных безработными, отмечается наиболее продолжительный период безработицы по сравнению с другими категориями граждан. Во Всемирном докладе об инвалидности обозначены основные барьеры и ограничения, связанные с инвалидностью:

1. Неадекватные меры политики и стандарты. При разработке политики не всегда учитываются потребности инвалидов, или не применяются на практике существующие меры политики и стандарты.

2. Негативное отношение. Предубеждение и предрассудки способствуют созданию барьеров на пути к образованию, занятости и участия в социальной жизни.

3. Недостаток реабилитированных услуг и проблемы с их предоставлением. Острый дефицит

реабилитационных услуг, слабая координация ведомств, недостаточное кадровое обеспечение и низкий уровень профессиональной подготовки негативно сказываются на качестве, доступности и адекватности социальной помощи инвалидам.

4. Недостаточное финансирование. Ресурсы, выделяемые на осуществление мер социальной политики часто недостаточны или неэффективно расходуются.

5. Отсутствие доступности. Многие здания и транспортные системы и информация не являются доступными для всех. Отсутствие доступа к транспорту для многих инвалидов является распространенной причиной отказа от поисков работы или фактором, ограничивающим доступность здравоохранения.

В ряде регионов Российской Федерации действуют программы «Содействие занятости населения», «Доступная среда», мероприятия которых отражают участие заинтересованных учреждений и организаций в части информационно-просветительской работы по толерантному отношению к инвалидам, формированию доступной среды для инвалидов, профессиональной реабилитации и содействия занятости лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В 2016 г. за содействием в поиске подходящей работы обратились 142 929 инвалидов, из них только 55 758 человек нашли работу (доходное занятие). Услуги по профессиональной ориентации инвалидов получили 99 986 инвалидов. При этом уровень занятости инвалидов в 2016 г. составил всего 12,5%. На наш взгляд, основная проблема низкого вовлечения инвалидов в сферу труда состоит в том, что государство не учитывает, что работодателю требуется не инвалид, а эффективный работник, и комплексная профессиональная реабилитация состоит в том, чтобы сделать из инвалида конкурентоспособного работника.

В настоящее время потребность в профессиональной реабилитации особенно высока у инвалидов молодого и среднего возраста - соответственно 82,8% и 78,7%. В профессиональной ориентации нуждаются каждый пятый, а в профессиональном обучении - почти каждый десятый гражданин с инвалидностью. Потребность в трудовой адаптации испытывают 25,4%инвалидов. В рациональном трудоустройстве нуждаются 59,5% инвалидов . Недостаточность финансирования, низкая степень доступности учреждений профессионального образования сокращают возможности обучения в них инвалидов. В то же время специальные учебные заведения, зачастую, не обеспечивают конкурентоспособной профессиональной подготовки, а

M I R (Modernization. Innovation. Research), 2017; 8(2):330-336

некоторые из них готовят рабочие кадры, которые заведомо не пользуются спросом на рынке труда.

Ситуация в сфере профессиональной реабилитации и содействия занятости инвалидов, на наш взгляд, должна претерпеть значительные изменения, поскольку только обеспечение возможности быть финансово самостоятельными позволит людям с инвалидностью повысить уровень и качество жизни. Для осуществления этого должны быть предприняты более решительные шаги, предусматривающие совершенствование комплексной системы реабилитации инвалидов в части организации и развития эффективного межведомственного взаимодействия всех заинтересованных сторон на пути интеграции инвалидов в сферу труда и общество.

Список литературы

1. Проблемы социальной консолидации: инвалиды в региональном сообществе: монография / кол. авт. под рук. А.А. Шабуно-вой. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2014. 136 с. С. 2. URL: http://www. vscc.ac.ru/activity/view?id=1165 (дата обращения: 24.05.2017).

2. Всемирный доклад об инвалидности. Мальта, 2011. С. 9-11. Режим доступа: http://www.who.int/disabilities/world_report/2011/ summary_ru.pdf?ua=1 (дата обращения: 24.05.2017).

3. Семенова О.В. К вопросу о профессиональной реабилитации и трудовой занятости инвалидов в Российской Федерации // Материалы Международной научно-практической конференции. Проблемы социализации личности в контексте непрерывного профессионального образования / ред. проф. В.Н. Скворцова. Санкт-Петербург, 11 апреля 2014. С. 445-448. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22886150

4. Грибанов В.В. Становление и развитие концепции социального рыночного хозяйства как теоретической основы современного

социального государства // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского университета. 2013. № 2. С. 1-10. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20888258

5. Дарган А.А. Отражение детерминированности социального самочувствия и социальной мобильности людей с инвалидностью в моделях инвалидности // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. 2011. № 2. С. 158-161. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16381789

6. ДомбровскаяА.Ю. Социальная адаптация инвалидов // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2015. № 1. С. 57-65. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=23211783

7. Кохно П.А. Слабовидящие люди в интеллектуальном производстве // Человек и труд. 2011. № 8. С. 33-35. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=20694638

8. Тихомирова В.В. Адресная социальная помощь в системе социальной защиты населения / под ред. к.э.н. Ю.А. Гаджиева. Сыктывкар: НЦ УрО РАН, 2013. 138 с.

9. Топилин К. Инвалиды на рынке труда: региональный аспект // Человек и труд. 2011. № 8. С. 27-32. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=20694637

10. International Classification of Functioning, Disability and Health, Short Version. Geneva: World Health Organization, 2001. URL: http://icd-11.ru/icf

11. Bickenbach Jerome E. The International Classification of Functioning, Disability and Health and its Relationship to Disability Studies. In: Routledge Handbook of Disability Studies. DOI: https://doi.org/10.4324/9780203144114.ch5

12. Moretti Marta, Alves Ines, Maxwell Gregor. A Systematic Literature Review of the Situation of the International Classification of Functioning, Disability, and Health and the International Classification of Functioning, Disability, and Health-Children and Youth Version in Education. American Journal of Physical Medicine & Rehabilitation. 2012; 91:103-117. DOI: https://doi. org/10.1097/phm.0b013e31823d53b2

Поступила в редакцию: 28.05.2017; одобрена: 15.06.2017; опубликована онлайн: 26.06.2017

| Похвощев Владимир Александрович |, профессор, Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС» (Институт) (109147, Москва, ул. Марксистская, дом 34, корп. 7), доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Колесникова Ольга Андреевна, профессор, Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Воронежский институт высоких технологий» (394043, г. Воронеж, ул. Ленина, 73а), профессор кафедры экономики труда и основ управления Воронежский государственный университет (394063, г. Воронеж, Университетская пл., 1) доктор экономических наук, профессор, [email protected]

Фирсова Юлия Александровна, Бюджетное учреждение Воронежской области «Воронежский областной реабилитационный центр для инвалидов молодого возраста» (394044, г. Воронеж, ул. Калининградская, д. 110), кандидат экономических наук, [email protected]

1. Problems of social cohesion: people with disability in regional communities: monograph. Ed. A. Shabunova. Vologda: 2014. p. 2. Mode of access: http://www.vscc.ac.ru/activity/view2idH165 (date accessed: 24.04.2017). (In Russ.)

2. World report on disability. Malta, 2011. p. 9-11. Mode of access: http://www.who.int/disabilities/world_report/2011/sum. (date accessed: 24.04.2017). (In Russ.)

3. Semenova O.V. To the question on vocational rehabilitation and employment of disabled persons in the Russian Federation. In: Materials of the International scientific-practical conference "The

problems of personality socialization in the context of continuing professional education". V.N. Skvortsova, editor. Publishing house of the Leningrad state University A.S. Pushkin (Saint-Petersburg). 2014. p. 445-448. Mode of access: https://elibrary.ru/item. asp?id=22886150 (date accessed: 24.04.2017). (In Russ.)

4. Gribanov V.V. Formation and development of the concept of social market economy as the theoretical basis of the modern social state. Corporate governance and innovative development of the economy of the North: Bulletin of the Research Center for Corporate Law, Corporate Governance and Venture Investment of Syktyvkar University. 2013; 2:1-10. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=20888258. (In Russ.)

5. Dargan A.A. Reflection of the determinism of the social well-being and social mobility of people with disabilities in models of disability. Bulletin of the North-Caucasian State Technical University. 2011; 2:158-161. URL: https://elibrary.ru/item.asp2idH6381789. (In Russ.)

6. Dombrovskaya A.Yu. Improvement of methods of social adaptation of the disabled in Russia. News of Tula State University. Humanitarian sciences. 2015; 1:57-65. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=23211783. (In Russ.)

7. Kokhno P.A. Visionary people in Man and work 2011; 8:33-35. URL: asp?id=20694638. (In Russ.)

intellectual production. https://elibrary.ru/item.

8. Tikhomirova V.V. Targeted social assistance in the system of social protection of the population. In Yu.A. Hajiyeva, editor. Syktyvkar: SC UB RAS, 2013. 138 p. (In Russ.)

9. Topilin K. Persons with disabilities in the labor market: a regional aspect. Man and work. 2011; 8:27-32. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=20694637. (In Russ.)

10. International Classification of Functioning, Disability and Health, Short Version. Geneva: World Health Organization, 2001. URL: http://icd-11.ru/icf. (In Eng.)

11. Bickenbach Jerome E. The International Classification of Functioning, Disability and Health and its Relationship to Disability Studies. In: Routledge Handbook of Disability Studies. DOI: https://doi.org/10.4324/9780203144114.ch5. (In Eng.)

12. Moretti Marta, Alves Ines, Maxwell Gregor. A Systematic Literature Review of the Situation of the International Classification of Functioning, Disability, and Health and the International Classification of Functioning, Disability, and Health-Children and Youth Version in Education. American Journal of Physical Medicine & Rehabilitation. 2012; 91:103-117. DOI: https://doi. org/10.1097/phm.0b013e31823d53b2. (In Eng.)

Submitted 28.05.2017; revised 15.06.2017; published online 26.06.2017

About the authors:

| Vladimir A. Pohvoshev|, Moscow International higher business school MIRBIS (34, Marksistskaya street, Moscow,109147), Moscow, Russian Federation, Doctor of Economic Sciences, Professor, Honored Scientist of the Russian Federation

Olga A. Kolesnikova, Professor, Autonomic not-commercial educational organization of higher education «Voronezh Institute of high technologies» (73a, Lenina str., Voronezh, 394043), Voronezh State University (1, University square, Voronezh, 394063), Voronezh, Russian Federation, Doctor of Economic Sciences, Professor, [email protected]

Yuliya A. Firsova, Budgetary institution of the Voronezh region «Voronezh regional rehabilitation center for young people with disabilities» (110, Kaliningradskaya str., Voronezh, 394044), Voronezh, Russian Federation, Candidate of Economic Sciences, [email protected]

All authors have read and approved the final manuscript.

Методологическая основа для разработки проблем профессионального обучения лиц с ОВЗ была заложена в 40-80-е гг. XX в. в исследованиях Г.М. Дульнева, В.П. Ермакова, С.Л. Мирского, Е.П. Хохлиной, И.В. Цукерман и др. В этот период получение профессионального образования рассматривалось как усвоение обучающимися определенного объема технико-технологических знаний, приемов труда, навыков, общетрудовых и общетехнических умений , а возможность успешного включения данной группы лиц в общественный квалифицированный труд напрямую определялась достижением следующих учебных целей:

  • 1. получения профессионального образования;
  • 2. развития личности обучающегося в целом, и в частности качеств, профессионально значимых (формирование трудолюбия и трудовой активности, дисциплинированности, аккуратности и способности работать в коллективе).

На основании результатов научно-прикладных исследований в 70-80-е гг. XX в. в стране широкое распространение получило трудовое обучение (допрофессиональная и профессиональная подготовка) разных категорий обучающихся непосредственно в общеобразовательных специальных (коррекционных) школах 1Л/Ш видов с получением выпускниками определенного набора профессий. Кроме того, была создана сеть городских и сельских специальных (коррекционных) профессионально-технических училищ и специализированных отделений, осуществляющих профессиональное обучение лиц с ОВЗ и курирующих вопросы их рационального трудоустройства (Б.В. Белявский и др.).

Однако с 1992 г. данные учреждения и отделения перестали отвечать за трудоустройство своих выпускников, и названная функция была передана службе занятости населения. Была ликвидирована и система базовых предприятий, на которых ранее старшеклассники специальных (коррекционных) школ/классов I-VIII видов проходили производственную практику и затем, как правило, здесь же и трудоустраивались. Ликвидация учебно-производственных предприятий ВОГ и ВОС лишила лиц с нарушениями слуха и зрения возможности приобретения специальности в условиях щадящего режима под руководством опытных наставников. Это привело к тому, что большинство выпускников, имеющих сенсорные нарушения, стало трудоустраиваться самостоятельно, выбирая в основном должности, не требующие высокого профессионального мастерства.

Дополнительным фактором, усугубляющим ситуацию, явился переход к рыночной экономике, предъявляющей повышенные требования к трудовой активности и профессионализму работников производственного и обслуживающего труда. Особенно важным в новых условиях является такое качество, как профессиональная мобильность специалиста, т.е. способность в короткие сроки адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Диапазон возможных изменений при этом оказывается достаточно велик: от необходимости овладеть новой технологической операцией без смены рабочего места до потребности в короткие сроки и эффективно освоить другую профессию. Это делает еще более затруднительным трудоустройство и самостоятельную трудовую деятельность лиц с ОВЗ.

В научно-теоретических и прикладных исследованиях начала XXI в. образование лиц с ОВЗ в широком смысле выступает условием для реализации неотъемлемого для всех социальных групп права на достойную жизнь и охватывает разнообразные виды образовательной деятельности на протяжении всего жизненного пути. В узком смысле образование этой категории лиц рассматривается как часть системы образования, направленного на всестороннее развитие личности с учетом характера ограничений жизнедеятельности, удовлетворение широких культурнообразовательных потребностей, повышение функциональной грамотности, профессиональной компетентности, развитие способности к адаптации, а также как часть реабилитационного процесса и процесса социальной защиты, связанной с реализацией права на образование .

Исследователи подчеркивают сложность и неоднозначность ситуации реальных действий государственных органов в рамках обозначенного проблемного поля, которая характеризуется, с одной стороны, наличием

достаточно развитого законодательства, защищающего прав инвалида на развитие, образование, социальную и трудовую интеграцию, а с другой -практическим отсутствием механизмов их реализации (Б.В. Белявский, Т.В. Волосовец, Н.Н. Малофеев, Е.М. Старобина, Д.В. Зайцев и др.). До настоящего времени фактически продолжает наблюдаться ситуация, когда доступ лиц с ОВЗ к качественному профессиональному образованию государством больше декларируется, не обеспечиваясь должным образом. В результате наблюдается оторванность лиц с ОВЗ от широких социальных контактов, ограничение круга межличностного взаимодействия, заниженный уровень получаемого образования, невостребованного в обществе, низкая

конкурентоспособность приобретаемых профессий, низкая заработная плата, не позволяющая вести достойный образ жизни.

Эффективное решение указанных проблем, по мнению исследователей, возможно в направлении создания целостной концепции непрерывного профессионального образования инвалидов (Е.М. Старобина), оптимизации сочетания институциональных и неинституциональных моделей их образования (С.С. Лебедева, Е.А. Миронова), форм образовательной и социальнопрофессиональной интеграции (Н.Н. Малофеев, В.Д. Зайцев и др.), обобщения и диссеминации зарубежного (Е.А. Тарасенко) и отечественного (регионального) опыта профессионального образования этой категории обучающихся (Ю.Ю. Антропова, О.Г. Злобина, В.В. Коркунов, Г.С. Птушкин и др.).

Анализ зарубежных исследований выявил, что например, в США, начиная с 70-х гг. XX в., проблемы профессиональной подготовки лиц с ОВЗ рассматриваются в тесной связи с проблемами их социальной интеграции (F. Djwaliby, W.A. Welsh, G.G. Walter). Лозунги «Готовьтесь к своему будущему в школе» и «Вхождение в реальный мир» отражают важную роль в профессиональной и социальной интеграции мероприятий по соответствующей профессиональной ориентации как в школьный период обучения, так и на более поздних этапах (W.D. Billingsley, J. Bondy-Wolkott). При этом особое значение имеет уровень начальной («стартовой») подготовки, нацеливающий на разное содержание и технологии профессионального обучения (К. Andersson, J. Bergman).

В современной Германии особое значение придается разнообразию форм и направлений профессиональной подготовки лиц с ОВЗ (Е. Schulte). В Аргентине данная группа обучающихся может получить практически те же профессии, что и здоровые люди, однако возможности их последующего трудоустройства весьма ограничены (A. Nervi). В Японии год от года постепенно увеличивается число лиц с ОВЗ, занятых на государственных предприятиях, что делает актуальной проблему подготовки рабочих и служащих непосредственно на тех предприятиях, где им предстоит работать (Sh. Tsuzuki). В целом исследователи подчеркивают, что в развитых странах человеку с любой формой и степенью ограничения трудоспособности предоставлено реальное право на полноценное профессиональное образование и освоение минимально ограничивающих интересы инвалидов профессий и видов труда. Если человек не может в силу своих возможностей участвовать в производительном труде, ему предоставляется возможность занятости на уровне его способностей и интересов.

В российских условиях начала XXI в. профессиональное образование лиц с ОВЗ рассматривается как совокупность следующих процессов:

  • - профессиональная ориентация, основанная на развитии профессиональных потребностей, способствующая осознанию профессионального выбора, ценностей предпочитаемой профессиональной деятельности, профессионального самоопределения;
  • - вооружение знаниями и умениями, способствующими пониманию значимости и смысла профессиональной деятельности, овладение конкретной специальностью или областью профессиональной деятельности;
  • - развитие адаптационных механизмов, свидетельствующих о необходимости закрепления человека на конкретном рабочем месте после овладения определенной специальностью (С.С. Лебедева).

Иными словами, процесс профессионального образования лиц с ОВЗ является процессом профессиональной реабилитации в единстве профессиональной ориентации, профессионального обучения, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства.

В настоящее время в стране существуют различные уровни (профессиональная подготовка, начальное, среднее, высшее и дополнительное профессиональное образование) и формы (очная, очно-заочная, экстернат, надомное обучение) профессионального образования разных категорий лиц с ОВЗ, выбор которых должен определяться их индивидуальными психофизическими особенностями, уровнем общего образования и реабилитационным потенциалом. Однако формы реализации специальных образовательных услуг по профессиональному обучению во многом не соответствуют образовательным потребностям лиц с ОВЗ, и не предоставляют необходимых условий для их успешной реабилитации и последующей социальнотрудовой интеграции. По сравнению с европейскими странами в России резко сужен круг профессий, которые могут осваивать лица с ограниченной трудоспособностью, а те, которые традиционно предлагаются в специальных (коррекционных) школах/классах 1-/Ш видов, не только не являются привлекательными для обучающихся, но и не имеют спроса на современном рынке труда.

Согласно определению Комитета экспертов ВОЗ, реабилитация включает в себя «все меры, направленные на уменьшение воздействия инвалидизирующих факторов и условий, приводящих к физическим и другим дефектам, а также на обеспечение возможности для инвалидов достичь социальной интеграции». Цель реабилитации - не только тренировка инвалидов и лиц с ОВЗ для адаптации в окружающей среде, но и вмешательство в их непосредственное окружение и общество в целом для содействия их социальной интеграции. В других источниках реабилитация рассматривается как процесс возвращения утраченных возможностей, «восстановления в правах» и приведения к состоянию, обеспечивающему независимую жизнь.

Все перечисленные дефиниции объединяет смещение акцента в решении проблем реабилитации лиц с ОВЗ в сторону расширения сферы реабилитационного процесса, где «объектами реабилитационного воздействия являются и инвалиды, и здоровая часть общества, и общая для обеих популяций среда жизнедеятельности», а «главным героем решения проблем инвалидности становится не сам инвалид, а все общество» . Тем самым подчеркивается, что главной целью реабилитации становится не компенсация нарушенных функций или ограничений жизнедеятельности, а «социальная интеграция популяций неинвалидов и инвалидов», при этом сама реабилитация выступает в качестве основного инструмента преодоления инвалидности .

З.И. Лаврентьева (2009) считает, что в последнее время обществом и инновационной практикой задаются новые смыслы реабилитации.

Развивая данное положение, важно выделить общую логику развертывания реабилитационного процесса, не зависящую от биологических (вид, степень тяжести ограничений в здоровье) и социальных факторов. В ней, на наш взгляд, четко просматриваются следующие этапы:

  • 1. выявление и квалификация (диагностика) затруднений, барьеров жизнедеятельности,
  • 2. проектирование индивидуального жизненного (в том числе образовательного) маршрута,
  • 3. оказание необходимой реабилитационной помощи/поддержки (медицинской, психологической, педагогической, социальной, правовой и т.п.),
  • 4. анализ результативности реабилитационных мероприятий, при необходимости - их усиление, корректировка направленности и др.

Опыт показывает, что особенно велико значение (и продолжительность) третьего этапа - этапа оказания разных видов помощи (реабилитационных услуг - в современной терминологии). В их основе должен лежать междисциплинарный подход, позволяющий интегрировать знания и многочисленные практики в области реабилитации лиц с ОВЗ, накопленные в разных областях наук о человеке (медицина, психология, педагогика, право, социология и др.) и одновременно помогающий выделить специфику каждого из направлений реабилитации.

Так, медицинская реабилитация направлена на восстановление или компенсацию утраченных или нарушенных функций, проведение различных лечебных и корригирующих мероприятий, приспосабливающих инвалида к жизни и общественно полезной деятельности. Психологическая реабилитация представляет собой систему специальных мер, за счет которых происходит восстановление разных видов психической деятельности, психических функций, качеств и образований, позволяющих инвалиду успешно адаптироваться в среде и обществе, принимать и выполнять соответствующие социальные роли, достигать высокого уровня самореализации. Данное направление реабилитации включает мероприятия по психологическому консультированию, психотерапии, психокоррекции и Социальная реабилитация предусматривает работу по предупреждению социальных отклонений, а также активное вовлечение лиц с ОВЗ в систему социальных связей и отношений на основе обеспечения их успешности в различных видах деятельности и переоценки личностных резервов, сил и возможностей. Педагогическая реабилитация направлена на обеспечение условий, способствующих формированию позитивного отношения лиц с ОВЗ к учебной деятельности, овладению общеучебными навыками, развитию познавательной активности; она включает в себя процессы получения общего образования, при необходимости - различных видов специального или дополнительного образования, и профессионального обучения.

Каждый из названных компонентов имеет свои специфические формы, методы, содержание реабилитационного воздействия и в различных сочетаниях с другими может быть реализован в разные возрастные периоды жизни человека с

ОВЗ. Так, в период раннего детства приоритетными являются меры преимущественно медицинской направленности, к которым в дошкольный период присоединяются, а нередко становятся доминирующими в этот и последующий -школьный - период меры психолого-педагогической направленности. На этапе получения профессионального образования и начала трудовой карьеры они дополняются мерами социально-педагогического характера, которые в совокупности обеспечивают профессиональную реабилитацию лиц с ОВЗ и т.д.

Таким образом, реабилитационный процесс может продолжаться на протяжении всей жизни, при этом очевидными становятся системные связи между разными видами реабилитационных практик, усиливающие результаты друг друга и приводящие в совокупности к возникновению определенного синергетического эффекта.

Каковы особенности кризиса ревизии и коррекции профессионального выбора, имеющего место в ходе профессионального становления человека?

Какими факторами характеризуется профессиональная деятельность людей с ограниченными возможностями. Каковы Ваши предложения по психологической поддержке трудовой реабилитации таких людей

Список литературы


1. Дайте развернутую характеристику психологической структуры трудового поста в профессии музыканта-скрипача


Предмет - музыкальная деятельность, игра на скрипке.

Объективные цели - игра на инструменте для концертных мероприятий, выступлений и т.д.

Субъективные цели - совершенствование умений и навыков игры на инструменте, построение карьеры скрипача, известность, популярность, поклонники.

Средства и орудия труда: инструмент (скрипка), ноты, библиотека специальной литературы, место, которое способствует хорошему звучанию и спокойное (где можно спокойно репетировать).

Специфические условия трудовой деятельности: место, которое выбрано для репетиций, должно способствовать хорошему звучанию музыки, с другой стороны, не мешать окружающим людям (если это дома - то должна быть звукоизоляция), время репетиций не должно приходиться на слишком позднее или слишком раннее время.


2. Каковы особенности кризиса ревизии и коррекции профессионального выбора, имеющего место в ходе профессионального становления человека?


Профессиональное становление личности начинается со стадии оптации - формирования профессиональных намерений. В 14-16 лет, в возрасте ранней юности, оптанты начинают профессионально самоопределяться. К 14 годам у девушек и юношей уже сформированы разносторонние знания о мире профессий, имеется представление о желаемой профессии.

Нужен конкретный профессионально ориентированный план: продолжить ли учебу в общеобразовательной или профессиональной школе. Для кого-то все решено, кто-то вынужден уже профессионально определяться. На стадии оптации происходит переоценка учебной деятельности: в зависимости от профессиональных намерений изменяется и мотивация.

Учеба в старших классах приобретает профессионально ориентированный характер, а в профессиональных учебных заведениях она имеет отчетливо выраженную учебно-профессиональную направленность. Есть все основания считать, что на стадии оптации происходит смена ведущей деятельности с учебно-познавательной на учебно-профессиональную. Кардинально изменяется социальная ситуация развития.

При этом неизбежно столкновение желаемого будущего и реального настоящего, которое приобретает характер кризиса учебно-профессиональной ориентации. Старшеклассники, продолжившие учебу в 10-11-х классах, отчетливо переживают этот кризис в 16-17 лет, перед завершением школьного образования. Ядром кризиса является необходимость выбора способа получения профессионального образования или профессиональной подготовки.

Следует подчеркнуть, что в этом возрасте, как правило, выбирается вариант продолжения учебы, ориентированной на определенное профессиональное поле, а не на конкретную профессию. Переживание кризиса, рефлексия своих возможностей приводят к коррекции профессиональных намерений. Вносятся также коррективы в оформившуюся к этому возрасту "Я-концепцию". 2. На стадии профессионального образования многие учащиеся и студенты переживают разочарование в получаемой профессии.

Возникает недовольство отдельными учебными предметами, появляются сомнения в правильности профессионального выбора, падает интерес к учебе. Наблюдается кризис профессионального выбора. Как правило, он отчетливо проявляется в первый и последний годы профессионального обучения. За редким исключением этот кризис преодолевается сменой учебной мотивации на социально-профессиональную. Усиливающаяся из года в год профессиональная направленность учебных дисциплин снижает неудовлетворенность.

Таким образом, кризис ревизии и коррекции профессионального выбора на данной стадии не доходит до критической фазы, когда неизбежен конфликт. Можно отметить вялотекущий характер этого кризиса. Но изменение социальной ситуации развития и перестройка ведущей учебно-познавательной деятельности в профессионально ориентированную позволяют выделить его в самостоятельный нормативный кризис профессионального становления личности.

После завершения профессионального образования наступает стадия профессиональной адаптации. Молодые специалисты приступают к самостоятельной трудовой деятельности. Кардинально изменяется профессиональная ситуация развития: новый разновозрастный коллектив, другая иерархическая система производственных отношений, новые социально-профессиональные ценности, иная социальная роль и, конечно, принципиально новый вид ведущей деятельности.

Уже при выборе профессии молодой человек имел определенное представление о будущей работе. В профессиональном учебном заведении оно значительно обогатилось. И вот наступило время реального выполнения профессиональных функций. Первые недели, месяцы работы вызывают большие трудности. Но они не становятся фактором возникновения кризисных явлений. Основная причина психологическая, являющаяся следствием несовпадения реальной профессиональной жизни со сформировавшимися представлениями и ожиданиями.

Несоответствие профессиональной деятельности ожиданиям вызывает кризис профессиональных экспектаций. Переживание этого кризиса выражается в неудовлетворенности организацией труда, его содержанием, должностными обязанностями, производственными отношениями, условиями работы и зарплатой. Возможны два варианта разрешения кризиса: конструктивный: активизация профессиональных усилий по скорейшей адаптации и приобретению опыта работы; деструктивный: увольнение, смена специальности; неадекватное, некачественное, непродуктивное выполнение профессиональных функций.


3. Какими факторами характеризуется профессиональная деятельность людей с ограниченными возможностями. Каковы Ваши предложения по психологической поддержке трудовой реабилитации таких людей


Все люди с ограниченными возможностями должны иметь доступ к мероприятиям и средствам восстановления их способностей к самостоятельной бытовой, общественной и профессиональной деятельности, включая информацию о технологиях самообслуживания и средствах адаптации.

Любой человек с ограниченными возможностями, каждая семья, имеющая в своем составе инвалида, должны получать реабилитационное обслуживание необходимое для оптимизации психического, физического и функционального состояния с целью развить способность человека с ограниченными возможностями вести самостоятельный образ жизни как и любой другой гражданин.

Людям с ограниченными возможностями следует отводить центральную роль в процессе составления индивидуальных программ помощи и реабилитации, и объединения людей с ограниченными возможностями должны иметь соответствующие ресурсы для разделения ответственности по планированию программ реабилитации и независимого образа жизни в национальном масштабе.

Реабилитация, базирующаяся на принципе оказания помощи по месту жительства, должна широко распространяться в национальном и интернациональном масштабах, как наиболее целесообразный, эффективный и поддерживающий подход в реабилитационном обслуживании многих стран.

В третьем тысячелетии задачей всех наций должна стать эволюция общества в сторону защиты прав людей с ограниченными возможностями путем поддержания их полномочий и включения их во все аспекты жизни общества

Каждый человек с ограниченными возможностями, и каждая семья, имеющая в своем составе инвалида, должны получать необходимое реабилитационное обслуживание, достаточное для достижения оптимального физического, психического и функционального уровня, дающего возможность инвалиду распоряжаться своей жизнью самостоятельно и вести независимый образ жизни как любой другой член общества.

Люди с ограниченными возможностями должны играть центральную роль при составлении индивидуальных программ помощи и реабилитации, и, таким же образом, объединения инвалидов должны иметь соответствующие ресурсы для разделения ответственности по планированию программ реабилитации и независимого образа жизни в национальном масштабе.


Список литературы

профессиональный выбор скрипач ограниченный

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов. - М.: Аспен - Пресс, 1999. - 376 с.

Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2000. - 464 с.

Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник для вузов. - М.: Культура и спорт, Юнити, 1998. - 350с.

Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. СПб.: Изд - во Союз, 2002. - 576 с.

Рыжичка И. Некоторые проблемы социальной психологии: Пер. с чеш. / Под ред. и предисловие Ю.А. Шерковина. - М.: Прогресс, 1981. - 215 с.

Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр Академия; Высшая школа, 2001. - 360 с.

Скотт Д.Г. Конфликты. Пути их преодоления. - Киев.: Внешторгиздат, 1991. - 189 с.


Теги: Профессиональное становление личности. Трудовая реабилитация людей с ограниченными возможностями

Профессиональная реабилитация инвалидов – состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства.

Социально-профессиональная реабилитация должна строиться с учетом того факта, что инвалиды значительно труднее адаптируются к негативным социальным изменениям, обладая пониженной способностью к самозащите, в силу чего они малообеспеченная часть населения.

Реабилитация включает в себя следующие аспекты:

Медицинская реабилитация состоящая из реконструктивной хирургии, протезирования, санаторно-курортного лечения;

Профессиональная реабилитация состоит из профессионального ориентирования, профессионального обучения и образования, содействие в трудоустройстве, производственной адаптации;

Социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую, социально-культурную реабилитацию, социально-бытавую адаптацию;

Физическую культуру и спорт;

Компоненты проф.реабилитац.процесса инвалидов:

Программа профессиональной реабилитации включает в себя следующие мероприятия и услуги: профессиональную ориентацию; психологическую коррекцию; обучение; создание специального рабочего места инвалида; профессионально-производственную адаптацию.

Профессиональная ориентация - это система и процесс определения структуры наиболее развитых способностей инвалида с целью последующей оценки пригодности и склонности к определенной профессии, а также для прогнозирования возможных мер содействия в его будущей профессии.

Цель: оказать содействие человеку в получении в оптимально короткие сроки подходящего места работы в соответствии с потребностями работодателей, рынка труда, личными интересами, способностями и возможностями путем профессионального консультирования, информации и психологической поддержки.

Задачи : информирование и консультирование инвалидов с целью выбора работы, режима труда, возможности обучения;

ориентирование инвалидов в мире профессий (профессиональная информация, профессиональная консультация, профессиональная диагностика, психологическая поддержка); предоставление услуг по профессиональной информации инвалидам, включая инвалидов из числа учащейся молодежи, по психологической поддержке инвалидов, занятых трудовой деятельностью в период профессиональной адаптации.

Необходимой составляющей профориентационной работы является обеспечение выбора профессии в соответствии с его собственными интересами, склонностями и способностями.

- Психологическую коррекцию , включающую целенаправленное восстановление, развитие, формирование отдельных психических функций, умений, навыков и качеств личности, утраченных или ослабленных в силу заболевания или особенностей социальной среды, которые выступают в качестве препятствий для успешной самореализации личности в различных видах деятельности.



- Обучение: персональной сохранности, которое включает овладение знаниями и навыками такими видами деятельности, как пользование газом, электричеством, туалетом, ванной, транспортом, лекарствами;

Социальным навыкам, которое включает освоение знаний и навыков, позволяющих инвалиду приготавливать пищу, убирать помещение, стирать белье, осуществлять ремонт одежды, работать на приусадебном участке, пользоваться транспортом, посещать магазины, посещать предприятия бытового обслуживания;

Социальному общению, которое включает обеспечение реализации возможности инвалида посещать друзей, кино, театры; социальной независимости, которое должно быть направлено на возможность самостоятельного проживания, возможность распоряжаться деньгами, пользоваться гражданскими правами, участвовать в общественной деятельности;

Оказание помощи в решении личных проблем, которое включает обеспечение инвалидам контроля рождаемости, получение знаний в области полового воспитания, воспитания детей;

Консультирование по правовым вопросам, которое должно обеспечивать правовую помощь инвалиду в области социальной защиты и реабилитации;

Обучение навыкам проведения отдыха, досуга, занятиями физкультурой и спортом, которое включает приобретение знаний и навыков о различных видах спортивной и досуговой деятельности, обучение пользованию для этого специальными техническими средствами, информирование о соответствующих учреждениях, осуществляющих данный вид реабилитации.

- Создание специального рабочего места инвалида должна обеспечивать безопасность труда, исключать возможность ухудшения здоровья и травматизма.

Проектирование и оснащение специальных рабочих мест для инвалидов должны осуществляться с учетом профессии, характера выполняемых работ, вида инвалидности, степени функциональных нарушений и ограничения способности к трудовой деятельности, уровня специализации рабочего места, механизации и автоматизации производственного процесса.

Условия труда на рабочих местах инвалидов должны соответствовать Индивидуальной программе реабилитации инвалида, разрабатываемой бюро медико-социальной экспертизы. На специальных рабочих местах для инвалидов должны быть обеспечены оптимальные и допустимые санитарно-гигиенические условия производственной среды, работа с незначительными или умеренными физическими, динамическими и статическими, интеллектуальными, сенсорными, эмоциональными нагрузками.

1 и 2 класс согласно «Гигиенических критериев оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, утвержденных Госкомсанэпидемнадзором России

- Профессионально-производственную адаптацию это система и процесс определения оптимального уровня производственных нагрузок, связанных с исполнением требований рекомендуемой профессиональной деятельности в условиях конкретного производства, с приспособлением к ним инвалидов.

Рациональное трудовое устройство - это система и процесс организации и правовой регламентации трудовой деятельности инвалидов, направленные на обеспечение условий для эффективной реализации их профессиональных способностей.

Роль социального работника в ее проведении. У частие социального работника в реабилитации инвалидов носит многоаспектный характер, который предполагает не только разностороннее образование, осведомленность в законодательстве, но и наличие соответствующих личностных особенностей, позволяющих инвалиду доверительно относиться к этой категории работников. Использует различные методы отвлечения инвалида от пессимистической оценки своего будущего, переключает его на обыденные интересы, ориентирует на положительную перспективу. Оказывает помощь в трудоустройстве инвалида, которое может быть осуществлено (в соответствии с рекомендациями врачебно-трудовой экспертизы) либо в условиях обычного производства, либо на специализированных предприятиях, либо в надомных условиях. При этом социальный работник должен руководствоваться нормативными актами о трудоустройстве, о перечне профессий для инвалидов и др. и оказывать им действенную помощь.

Реабилитация инвалидов - по определению федерального закона "О социальной защите инвалидов" №181-ФЗ от 24 ноября 1995г. "система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации являются восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация".

Реабилитация инвалидов - процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально - экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации являются восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация

Реабилитация инвалидов включает в себя:

  • 1) медицинскую реабилитацию, которая состоит из восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, протезирования и ортезирования;
  • 2) профессиональную реабилитацию инвалидов, которая состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально - производственной адаптации и трудоустройства;
  • 3) социальную реабилитацию инвалидов, которая состоит из социально - средовой ориентации и социально - бытовой адаптации.

Комитет Всемирной Организации Здравоохранения (1980г.) дал определение медицинской реабилитации: "реабилитация - это активный процесс, целью которого является достижение полного восстановления нарушенных вследствие заболевания или травмы функций, либо, если это нереально-оптимальная реализация физического, психического и социального потенциала инвалида, наиболее адекватная интеграция его в обществе". Таким образом, медицинская реабилитация включает мероприятия по предотвращению инвалидности в период заболевания и помощь инвалиду в достижении максимальной физической, психической, социальной, профессиональной и экономической полноценности, на которую он будет способен в рамках существующего заболевания.

В последние годы в реабилитацию введено понятие "качество жизни, связанное со здоровьем". При этом именно качестве жизни рассматривают как характеристику, на которую надо ориентироваться при оценке эффективности реабилитации больных и инвалидов.

Оптимальным является устранение или полная компенсация повреждений путем проведения восстановительного лечения.

Основные принципы медицинской реабилитации наиболее полно изложены одним из ее основоположников К. Ренкером (1980):

Реабилитация должна осуществляться, начиная с самого возникновения болезни или травмы и вплоть до полного возвращения человека в общество (непрерывность и основательность).

Проблема реабилитации должна решаться комплексно, с учетом всех её аспектов (комплексность).

Реабилитация должна быть доступной для всех кто в ней нуждается (доступность).

Реабилитация должна приспосабливаться к постоянно меняющейся структуре болезней, а также учитывать технический прогресс и изменения социальных структур (гибкость).

С учетом непрерывности выделяют стационарный, амбулаторный, а в некоторых странах (Польша, Россия) - иногда еще и санаторный этапы медицинской реабилитации.

Поскольку одним из ведущих принципов реабилитации является комплексность воздействия, реабилитационными могут называться лишь те учреждения, в которых проводится комплекс медико-социальных и профессионально-педагогических мероприятий. Выделяют следующие аспекты этих мероприятий:

Медицинский аспект - включает вопросы лечебного, лечебно-диагностического и лечебно-профилактического плана.

Физический аспект - охватывает все вопросы связанные с применением физических факторов (физиотерапия, ЛФК, механо и трудотерапия), с повышением физической работоспособности.

Психологический аспект - ускорение процесса психологической адаптации к изменившейся в результате болезни жизненной ситуации, профилактика и лечение развивающихся патологических психических изменений. Психологическая форма реабилитации предполагает воздействие на психическую сферу инвалида, на преодоление в его сознании представлений о бесполезности проводимых мероприятий.

Профессиональный - у работающих лиц - профилактика возможного снижения или потери трудоспособности; у инвалидов - по возможности, восстановление трудоспособности; сюда входят вопросы определения трудоспособности, трудоустройства, профессиональной гигиены, физиологии и психологии труда, трудового обучения переквалификации. Успешное проведение мер профессиональной реабилитации: позволяет повысить уровень жизни инвалидов, обеспечивать семью, добиться экономической независимости; облегчает интеграцию инвалидов в общество; способствует не на словах, а на деле обеспечению равных возможностей для всех членов общества. Профессиональная реабилитация инвалидов с их последующим трудоустройством экономически выгодна для государства. Так как, средства, вложенные в реабилитацию инвалидов, будут возвращаться государству в виде налоговых поступлений, являющихся следствием трудоустройства инвалидов. В случае ограничения доступа инвалидов к занятиям профессиональной деятельностью, расходы на реабилитацию инвалидов лягут на плечи общества в еще большем размере.

Социальный аспект - охватывает вопросы влияния социальных факторов на развитие и течение болезни, социального обеспечения трудового и пенсионного законодательства, взаимоотношение больного и семьи, общества и производства. Социальная реабилитация направлена на восстановление утраченных социальных функций, на приобретение навыков самообслуживания, самостоятельного передвижения, на возвращение инвалида в общество. Сущность социальной реабилитации заключается не только в восстановлении здоровья, но и в восстановлении (или создании) возможностей для социального функционирования при том состоянии здоровья, которым располагает инвалид. В рамках социально - реабилитационной деятельности выделяют такие направления, как социальная адаптация, социально - бытовая реабилитация, социально - средовая реабилитация. Процесс социальной адаптации - это сложное общественное явление, которое включает в себя различные стороны жизни человека. Для инвалида адаптивные процессы связаны, в первую очередь, с новой для него социальной ролью и нахождением нового места в обществе в соответствии со своим новым статусом.

Необходимость социально-средовой реабилитации лиц с утраченными функциями обусловлена тем, что инвалидность приводит к значительному числу ограничений в возможностях самообслуживания и передвижения, которые здоровый человек использует, даже не задумываясь об их значимости. Инвалид же может оказаться зависимым от посторонней помощи в самых повседневных, бытовых потребностях.

Реабилитационная социально-бытовая инфраструктура подразумевает сферу жизнедеятельности, которая организована с учетом потребностей инвалида. Речь идет о создании в процессе строительства и реконструкции зданий и сооружений, застройки городов и других населенных пунктов условий, обеспечивающих инвалидам равные со всеми гражданами возможности в получении образования, в трудоустройстве, пользовании жилыми и общественными зданиями и сооружениями, услугами социально-бытовых и культурных учреждений. Цель - полная интеграция инвалида в общественную жизнь, что, несомненно, соответствует целям социальной реабилитации в целом. Таким образом, можно сказать, что под социально - бытовой адаптацией понимают систему и процесс определения оптимального режима общественной и семейной жизни инвалида в конкретных социально - средовых условиях и приспособления к ним инвалидов.

Экономический аспект - изучение экономических затрат и ожидаемого экономического эффекта при различных способах восстановительного лечения, формах и методах реабилитации для планирования медицинских и социально-экономических мероприятий. Предполагает также их экономическую поддержку: выплату пенсий, пособий и предоставление льгот.

Целью реабилитации является восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальной адаптации.

Для возможности осуществления реабилитации инвалиду разрабатывается индивидуальная программа реабилитации - ИПР. В ИПР указываются виды, формы рекомендуемых мероприятий, объёмы, сроки, исполнители, ожидаемый эффект. ИПР инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Главными причинами, негативно влияющими на конечный результат комплексной реабилитации и социальной адаптации инвалидов, детей-инвалидов и инвалидов с детства, являются недостаток реабилитационных центров, квалифицированных кадров и отсутствие общепринятых методик в комплексной реабилитации. Необходимо совершенствовать стандарты реабилитационной помощи инвалидам, детям-инвалидам и инвалидам с детства с учетом современных реабилитационных технологий.

В настоящее время остро назрела необходимость создания единой службы реабилитации инвалидов, проведения комплексных медико-социальных и психолого-педагогических реабилитационных мероприятий всем категориям инвалидов. Служба реабилитации инвалидов должна координировать усилия специалистов различного профиля, обеспечивать необходимый уровень диагностического и медицинского обслуживания, комплексный подход к организационному и научно-методическому обеспечению реабилитационных мероприятий.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!