Информационный женский портал

Что такое свобода в понимании мцыри. Тема свободы в поэме «Мцыри» (Школьные сочинения). Тема свободы в поэме мцыри сочинение Что значит свобода в понимании мцыри

Кавказские горцы нередко становились героями романтических произведений русских авторов XIX века. Вольные, как орлы, люди занимались набегами на соседние племена, или защищались от соседей, гордились воинственным духом, силой. Непременным украшением каждого дома было боевое оружие. Мальчиков с ранних лет приучали владеть кинжалами и ножами, защищать себя или нападать. Такой была свобода горцев, воспетая в поэме. Но это была их жизнь, их выбор. Символом свободы для Мцыри был

…тот чудный мир тревог и битв,

Где в тучах прячутся скалы,

То есть родные горы, где находился аул.

В путевых заметках Александра Дюма о Кавказе есть запись, характеризующая нравы горцев того времени:

Жизнь в монастыре противоречила тому укладу жизни, в духе которого он воспитывался до шести лет. Горцы преимущественно – мусульмане. И не мог не осознавать, что воспитывается в чуждой ему вере. Он подчинился крещению, но не ощущал себя истинным христианином. Смирение было чуждо ему с детства.

Вырвавшись из стен монастыря, он вдохнул воздух истинной свободы. Он волен! Он мог делать все, что хотел. Первое, чего он хотел – это вернуться домой. Здесь тема свободы переплетается с любовью к родине, ограниченной для маленького мальчика границами аула, дома в котором он жил, улицей, на которой играл, будучи ребенком. Он бежал, не разбирая дороги. И в этом была его ошибка, его незнание жизни. Незаметно для себя он три дня кружил по лесу и, в конце концов, вернулся к покинутому монастырю.

В эти три дня он испытал столько чувств, эмоций, сколько иной человек не переживает за целую жизнь: влечение к девушке-грузинке, готовое перерасти в любовь, битву с барсом, наслаждение свободой, голод, холод, наконец, отчаяние, сломившее его силы, когда он услышал звон колокола.

Люди не всегда правильно понимают, что значит быть свободным. Свобода – это не вседозволенность, не стремление противопоставить себя обществу, поскольку подобная свобода одного человека порождает несвободу для других.

Даже цари и власть имущие не могут похвастаться полной свободой. Они подчиняются протоколам, условностям, необходимости выполнять свои обязанности. Лермонтов в своей поэме говорит о другой форме свободы – о праве распоряжаться своей судьбой, о праве жить на родной земле, любить и быть любимым близкими, друзьями, противоположным полом, жить в согласии с ними. О праве занимать тем, к чему стремится душа, верить в те, идеалы, которые привиты с молоком матери и наставлениями отца.

Лермонтов был свидетелем освободительного движения горцев против царизма. Он сам участвовал в подавлении этих движений на территориях Северного Азербайджана, Дагестана и Чечни, хотя в глубине понимал эти народы. Бунт юноши-послушника против своей жизни олицетворяет собой борьбу кавказских горцев за право быть свободными и жить на своей земле.

Стремление к свободе было знакомо Лермонтову. Он сам чувствовал себя рабом сложившейся системы. Он хотел общения с отцом, но этому препятствовала его бабушка. Он хотел заниматься литературным творчеством, а вместо этого вынужден был воевать с теми, кому симпатизировал. Это заметно по его произведениям. Он любил Кавказ, но хотел не воевать с людьми, его населявшими, а воспевать их. Приезжать сюда не как воин, а как путешественник. И приезжать не тогда, когда это нужно кому-то, а когда его сюда влечет душа.

По законам романтического жанра Мцыри погибает. Это объяснимо и с медицинской точки зрения. Юноша, проводивший большую часть времени в помещениях, не развивался физически. Он был слаб и не приспособлен к длительным переходам. Вырвавшись на свободу, он собрал все силы для того, чтобы уйти как можно дальше от монастыря, не рассчитал свои возможности. В эти дни у него не было нормального питания. Он буквально истощил ресурсы своего организма. Наконец, находясь на улице и не будучи приспособленным к столь длительному времяпрепровождению на воздухе, мог получить воспаление легких. Мцыри погибает, но не покоряется той жизни, которую ему пытались навязать монахи.

Вообще говоря, поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» является своего рода одой свободе. Очень остро и пронзительно звучит предсмертная отчаянная исповедь мальчика-горца, с детства лишенного родных, выросшего невольным пленником монастыря.

Всю свою недолгую жизнь Мцыри мечтал вновь оказаться в своем родном краю, и даже его последняя просьба к старику-монаху, его в келье слушающего, заключается в том, что он просит отнести его в монастырский сад, в то место, откуда виден Кавказ. Чтоб в свои последние минуты иметь возможность видеть свою Родину хотя бы издалека. Хотя бы представлять себе своих близких…

Почему-то мне в откровениях Мцыри чудится что-то созвучное финальной речи пушкинской Татьяны:

… Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада, <…>

За те места, где в первый раз,

Онегин, видела я вас…

Это стремление к подлинному, истинному. Свобода для обоих героев – прежде всего согласие с собой. Гармония собственной души. Не соответствие принятым нормам и нравам, не благодарность, не мода.

Но у Татьяны одиночество, как неизменная составляющая свободы, менее трагична. Ее одиночество c с детства было добровольным. Она более ли менее осознанно предпочитала полупридуманный полукнижный мир окружающей действительности. У Мцыри ситуация другая. Его одиночество – как и у его литературного родителя! – вынужденное. Его свобода – возвращение к своим…

Отношение Мцыри к свободе вполне исчерпывающе выражается в следующих строках:

Я мало жил, и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог.

Это вполне перекликается с известными словами о том, что лучше умереть стоя, чем жить на коленях. Свобода для Мцыри была вполне тождественна самой жизни. Утратив волю, он в полной мере осознает, что дни его сочтены. И его раны смертельны, но отчаяннее звучит утрата последней надежды на осуществление своей мечты.

Жизни в неволе для него просто нет. Только медленное угасание, подобное немощной старости… Но он истинный сын своего племени. Еще с младенчества Мцыри наделен гордостью и свободолюбием. Попав в плен еще совсем крохой монастырский, он уже был готов умереть, лишившись самого ценного для себя. Свобода – жизнь есть и это. Дружба меж буйным сердцем и грозой. Стихии Созвучность – за неимением Родины. Буря – буря везде…

Вечная тема лермонтовского щемящего одиночества. Боль Мцыри отчасти созвучна личной трагедии самого поэта: он рано потерял мать, а в силу сложных отношений в семье и был лишен возможности общаться с отцом. Фактически рос сиротой у бабушки при живом родителе. Мне кажется, именно это привносит нотку отчаяния и некоторой обреченности, которая сквозит через все творчество Лермонтова…

На мой взгляд, поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» - это произведение не о юном послушнике, а о молодом мятежнике, пожертвовавшем жизнью ради свободы. Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог.

Еще маленьким мальчиком Мцыри был пленен и увезен из родного села, от друзей и близких. Однако ни тяготы пути, ни тяжелая болезнь не смогли укротить его свободолюбивой души: Он был, казалось, лет шести; Как серна гор, пуглив и дик.

И слаб и гибок, как тростник. Но в нем мучительный недуг Развил тогда могучий дух Его отцов. Никогда не покидала взрослеющего юношу мысль о свободе, о возвращении на родину. Хотя, казалось бы, на что молодому горцу было жаловаться? Монах, приютивший мальчика, вылечил его, дал кров и пищу, всячески заботился. Однако мечты и воспоминания звали юного послушника прочь «от келий душных и молитв».

Ему хотелось любить и ненавидеть, побеждать и терпеть поражение, страдать и быть счастливым. Стремление стать свободным неукротимо влекло его В тот чудный мир тревог и битв, Где в тучах прячутся скалы, Где люди вольны, как орлы. Только жизнь, наполненная страстью и борьбой, имела смысл для Мцыри. Он сокрушался о том, что годы, проведенные в «сумрачных стенах» монастыря прошли бесплодно, и в результате он превратился в человека, который «душой - дитя, судьбой - монах». Осуществив свою давнюю мечту, Мцыри бежал из монастыря в надежде отыскать дорогу, которая приведет его на родину. Счастье освобождения длилось всего три дня.

В беседе с монахом Мцыри признается, что его жизнь Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей. Юный послушник не сумел добраться до родных мест, а раны, полученные им в схватке с барсом, оказались смертельными. Мцыри, вернувшийся назад к ненавистным кельям, считал, что потерпел полное поражение. Однако мне его смерть кажется настоящим освобождением.

Вот почему финал поэмы не трагичен, а торжественен. Проезжая по Военно-Грузинской дороге, он увидел остатки существовавшего когда-то монастыря. Там, среди развалин и могильных плит, он увидел дряхлого старика, который рассказал поэту о своей судьбе. Будучи ребенком, он попал в плен. Мальчик тосковал по родине и страстно мечтал вернуться.

Но рутинная жизнь монастыря постепенно приглушила тоску. Пленник втянулся в однообразную жизнь послушника и так и не смог осуществить заветную мечту.

М. Ю. Лермонтов в течение десяти лет до этого события вынашивал идею создания поэмы об иноке, рвущемся на свободу. И рассказ старика был настолько созвучен с мыслями поэта, что помог воплотить замысел в замечательную поэму «Мцыри». Только в отличие от прототипа, Мцыри хотя бы сделал попытку вырваться из прочных стен устоявшейся монастырской жизни.

Повествование ведется в форме монолога, поэтому читатель особенно остро ощущает отчужденность мальчика, его отстраненность от дел житейских, его воспоминания о родине - теплой, яркой, светлой, не идущей ни в какое сравнение с серой, тихой, угрюмой жизнью в теперешней его обители. В первой главе поэмы особенно видны трагические противоречия между душевной силой юноши и жизненными обстоятельствами, загнавшими его в тесные рамки монастырской жизни.

И вот, когда юноша должен принять обет, под покровом ночи он исчезает. Он отсутствует три дня. Его находят изможденным и обессиленным. «И близок стал его конец;/ Тогда пришел. к нему чернец». Начинается предсмертная исповедь - одиннадцать глав, повествующих о трех днях свободы, вместивших всю трагедию и все счастье его жизни. Исповедь Мцыри превращается в проповедь, спор с духовником о том, что добровольное рабство ниже, чем «чудесный мир тревог и битв», открывающийся свободой.

Мцыри не раскаивается в содеянном, не говорит о греховности своих желаний, мыслей и поступков. Как сон, перед Мцыри встал образ отца, сестер, и он попытался найти дорогу домой. Три дня он жил и наслаждался дикой природой. Он наслаждался всем, чего был лишен, - гармонией, единением, братством. Девушка-грузинка, встретившаяся ему, тоже часть свободы и гармонии, слившейся с природой, но он сбивается с дороги домой. На своем пути Мцыри встретил барса. Юноша уже ощутил всю силу и радость свободы, увидел единство природы и вступает в бой с одним из ее творений.

Это было равное соперничество, где каждое живое существо отстаивало право делать то, что предписано ему природой. Мцыри победил, получив при этом смертельные раны от когтей барса. Его находят в бессознательном состоянии. Придя в себя, Мцыри не страшится смерти, он опечален лишь тем, что его не похоронят в родной земле. Мцыри, увидевший красоту жизни, не жалеет о кратковременности своего пребывания на земле, он осуществил попытку вырваться из пут, его дух не сломлен, в умирающем теле живет свободная воля.

М. Ю. Лермонтов этой поэмой дал понять нам, что стремления людей выполнимы, надо только страстно желать чего-нибудь и не бояться сделать решительный шаг. Многие, как повстречавшийся Лермонтову старик, не находят в себе сил совершить попытку вернуть себе свободу.

Лермонтов – гений. Но именно поэтому нашему современнику так трудно понять всю глубину отчаяния Мцыри, главного героя его прекрасной поэмы. Поклонники русского гения, воспевая убогие славословия в честь молодого монаха, лишь обнажают всю бездну собственного непонимания.
Сюжет поэмы весьма незатейлив. Маленький мальчик волею судеб оказался в плену. А потом стал послушником христианского монастыря, о котором Михаил Юрьевич ничего не желает рассказывать. Такая тихая обитель на каждого воздействует неоднозначно, по-своему. Для кого-то такое убежище – освобождение от власти греха, символ свободы, а для другого человека монастырь - умертвляющая душу тюрьма.
Молодой грузинский парень подрос, стал монахом и возжаждал свободы. Монастырские стены стали для Мцыри ненавистным казематом. Он задыхается в этой тюрьме. И это – особый вид чисто духовной асфиксии, испытываемой лишь вольнодумцами и бунтарями. Рабу не известен такой горячий порыв к драгоценной свободе.
Но что есть Свобода? Разве в монастыре ходят в наручниках и кандалах?
Этот вопрос так же сложен, как и вопрошание Понтия Пилата: «Что есть Истина?» Каждый бандит и каждая блудница жаждут свободы ничем не меньше, чем благовоспитанный индивидуум. И каждый из них понимает свободу по-своему. Одни желают освободиться от тлетворного влияния дьявола, другие – от докучливой благопристойности.
Возможно, никто из простых смертных не знает, что есть Свобода. Более того, не исключено, что и сам автор поэмы до конца не понимает, в чем именно она заключается. Общечеловеческая трагедия в том, что свободы жаждут все, без исключения. Даже самый одураченный раб желает, чтобы его не слишком уж часто наказывали, ибо жаждет, словно буддист, освобождения от страданий.
И этот прекрасный дух освобождения от тягот скучного бытия время от времени посещает каждого человека. А такие чудесные минутки всегда кажутся подарком Бога или ангелов, если человек религиозен.
Мцыри рвется к свободе, но не знает, где живет эта прекрасная Госпожа. Может быть, она где-то там, за монастырскими стенами? Поэтому монах хочет сбежать, неважно куда. Прочь «от келий душных и молитв в тот чудный мир тревог и битв»! Он готов совершить жертвоприношение Госпоже Свободе, но не знает, как это сделать:

«Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог».

Поэтому Мцыри просто бежит, нарушив свои христианские обеты, ибо жажда свободы сильнее страха возмездия. Судьба, возможно, накажет его, но монах готов заплатить за мимолетное блаженство свободы любую цену. Свобода превыше всего! – таков абсолютный императив неиспорченного цивилизацией человека.
Но что же там, за крепостными стенами? Монах жадно пьет сладкий воздух свободы, но однажды слышит далекий звон колоколов. И в него, словно молния, входит страшная мысль: внешний мир не даст ему желанной свободы, ибо на нем клеймо вечного раба – человека, давшего нерушимый обет. Это звон, радующий большинство людей, звучит для него как приговор, как проклятие, лишающее последней надежды.
«Из сердца - будто кто-нибудь
Железом ударял мне в грудь.
И смутно понял я тогда,
Что мне на родину следа
Не проложить уж никогда».

Нет свободы в монастыре, но нет ее и снаружи! – вдруг осознает грузинский беглец. И это страшное понимание лишает надежды, оживотворяющей душу.
А жизнь без надежды ему не нужна. Смерть намного желаннее проклятой неволи. Раненный барсом монах умирает не от причиненных ему травм, его душа оставляет тело, ибо жизнь стала напрочь бессмысленной.
Лермонтов предвосхищает собственную судьбу. Его жажда свободы столь велика, что он невольно вкладывает ее в душу своего любимого персонажа. Великий поэт тоже не дорожит жизнью, соглашаясь на дуэль, от которой легко уклониться.
Его любимец, Мцыри, очень похож на древнегреческого легендарного Эзопа, решившего умереть свободным, а не рабом. Как гласит седая легенда, рабовладелица, отпустившая любимого поэта на свободу, в действительности решилась на хитрый маневр: она подложила в его котомку золотую чашу их храма. Она полагала, что когда Эзопа обвинят в краже, он назовет себя рабом, а рабов не наказывают. Их возвращают хозяевам. Но поэт сделал нечто немыслимое, невероятное: он показал обвинителям вольную – свой смертный приговор. «Лучше умереть свободным, чем долго жить рабом, мечтающим о свободе», - заявил великий поэт древней Греции.
Возможно, именно там, на сияющий Небесах, Лермонтов и Эзоп наконец-то обрели то, что почти невозможно обрести на земле – долгожданную, оживотворяющую Свободу. Два замечательных человека достойны ее. Ибо боролись за нее, не щадя своей жизни.

«На свете счастья нет, но есть покой и воля» – так напишет в 1834 г. великий русский поэт А. С. Пушкин. Его преемник, Лермонтов, вряд ли бы согласился с этими строками: для него счастье существовало, и было неразрывно связанно с волей. Свобода, вот что, по Лермонтову, является первоосновой человеческой жизни. Во многих его произведениях появляются размышления о свободе, особенно о свободе внутренней. «Я ищу свободы и покоя!» – вот как ставит поэт для себя эту проблему. Тема свободы в поэмах «Мцыри», «Демон», и многих других становится основной.

Еще в юности Лермонтов задумывает написать поэму о монахе-беглеце, борющемся за свои идеалы. Однако поиск идеалов, которые могли бы лечь в основу человеческой жизни, растягивается на многие годы. В результате у поэта возникает замысел «Мцыри», где таким идеалом оказывается свобода. Изображение Лермонтовым свободолюбивой личности в поэме «Мцыри» начинается с описания жизни этого героя.
Любопытно, что ничего в жизни Мцыри не способствовало пробудившейся в нем жажде свободы: еще совсем маленьким мальчиком он попадает в плен. В дальнейшем Мцыри воспитывают как будущего монаха, день и ночь он видит перед собою лишь унылые монастырские стены. Главная ценность в монастыре – смирение и покорность Богу, излишнее же свободомыслие считается грехом. Но юный послушник не забывает других заветов, заветов своей свободной страны.

Действие «Мцыри» разворачивается возле Кавказских гор, которые сам Лермонтов воспринимал, как остров свободы в царской России: «Кавказ! далекая страна! Жилище вольности простой!». На Кавказ традиционно ссылали неугодных режиму, инакомыслящих (не избежал этой участи и сам поэт). Среди дикой, прекрасной природы, навевающей романтические чувства, среди простых и привыкших к полной свободе горцев можно было почувствовать себя независимым от законов светского общества. Все это ощущения отображаются в поэме «Мцыри», в которой Лермонтов вкладывает свое восхищение Кавказом в уста главного героя. Кавказ становится символом свободы в поэме Лермонтова «Мцыри».

Мцыри – настоящее дитя гор, и память о них не в силах убить никакой монастырь. Несмотря на то, что его забрали из дома совсем маленьким, юноша прекрасно помнит и свой аул, и своих красавиц-сестер, и грозное оружие своего отца. А самое главное – Мцыри помнит его «гордый непреклонный взор». Пробудившаяся память зовет героя на свободу, и хотя Мцыри даже не знает, где «страна его отцов», он весь охвачен этой страстью. В поэме «Мцыри» Лермонтов показывает силу мятежного человеческого духа, который способен преодолеть любые препятствия.

Жизнь Мцыри в монастыре складывается не так уж плохо, монахи по-своему заботятся о нем и желают ему добра, но добро в их понимании оборачивается для юноши тюрьмой. Настоящую жизнь он видит лишь за стенами этой тюрьмы, покинуть которые он так отчаянно стремится. Там его родина, там битвы, дальние походы и любовь, там все, чего он был с детства лишен. Ради такой свободы можно рискнуть своей жизнью – этот мотив отчетливо звучит в поэме с первых строк. В неспокойную, грозовую ночь убегает Мцыри из монастыря, но гроза, испугавшая монахов, его не страшит, а радует. Обняться с бурей, рискнуть своей жизнью, спускаясь к бурлящему потоку, испытать на себе ярость зверя и палящий зной солнца, – вот те эпизоды, из которых складывается жизнь юноши на воле. Яркая и насыщенная, она совсем не похожа на монастырское унылое существование. Лермонтов ставит вопрос: что лучше, долгие годы спокойной, сытой жизни в неволе, или же несколько дней, отмеченных полной волей?

Романтический герой, каким и является Мцыри, дает на это однозначный ответ: только свободная жизнь может называться жизнью по полному праву. Презрительно отзывается он о годах, проведенных в монастыре:

«Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог»

А вот на воле юноше суждено прожить всего три дня, но именно они, по мнению Лермонтова, достойны целой поэмы.

Обстоятельства складываются против Мцыри: он слаб физически, а монастырь убил в нем то естественное чувство природы, которое могло бы привести его домой. Понимает юноша и то, что никто давно не ждет его на родине, его родные, по всей видимости, мертвы. Но, несмотря на это, герой не сдается: через «вечный лес» он прокладывает свой путь. В отличие от многих романтических героев, Мцыри – не просто пассивный мечтатель, он борется за свою свободу, «спорит с судьбой». Именно это и привлекало в нем Лермонтова. Такой герой, внутренне свободный и целеустремленный, был необходим в лермонтовское время, время духовного застоя и бездеятельности.

Поднимается в поэме и еще один важный вопрос: невозможность жизни без свободы в целом. При первом прочтении «Мцыри» кажется непонятным, отчего умирает герой, ведь раны, нанесенные ему барсом, не смертельны. Но свободолюбивый Мцыри, вдохнувший вольной жизни и внезапно снова оказавшийся оторванным от нее, просто не представляет себе дальнейшей жизни в неволе. Даже на пороге смерти он не отступается от своих идеалов. Исповедь его звучит не печально и покаянно, а гордо и страстно:

«Я эту страсть во тьме ночной
Вскормил слезами и тоской;
Ее пред небом и землей
Я ныне громко признаю
И о прощенье не молю»

Смерть не в силах сломить Мцыри, и оттого можно сказать, что он побеждает смерть. Настоящая свобода ждет его за пределами этого мира, – этот мотив, традиционный для поэтов-романтиков, звучит в поэме Лермонтова с новой силой. Мцыри умирает с мыслью «про милую страну», страну вольности, и после смерти своей обретает желанную свободу.

В данной публикации раскрывается тема свободы в поэме «Мцыри», проведенный анализ пригодится ученикам 8 классов при поиске материалов для сочинения на тему «Тема свободы в поэме «Мцыри»».

Тест по произведению



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!