Информационный женский портал

Экспедиции чжэн хэ. Открытия китайских мореходов. Поступление на службу к Чжу Ди и военная карьера

В 1405 году, почти за век до того как Христофор Колумб открыл Америку, отправился в путь один из самых больших флотов за всю историю человечества. Им командовал адмирал-евнух Чжэн Хэ. Это было проникновение в мир иных народов высокой культуры, которая была настолько выше культуры аборигенов, что вызывала у них настоящее потрясение. Мореплаватели вели подробные и точные записи увиденного и составляли карты.
Но со временем Китай погрузился в болото изоляции от всего остального мира, и мысли о мировой экспансии исчезли, а ценнейшие документы были попросту уничтожены. О небывалых достижениях просто забыли. Любые поездки китайцев за рубеж запрещались…

Культурное наследие Китая, оставшееся с тех времен, когда Китайская империя была могущественной державой (конец XIV - начало XV вв.) огромно, и следы его можно обнаружить во многих странах. Как свидетельствуют научные данные, географические карты были известны китайским морякам издавна, ещё до нашей эры. Так, на фрагментах китайского шелка времен правления первых императоров династии Мин можно найти контуры очертаний азиатских и сопредельных с ними стран, начиная с Японии и кончая государствами восточного побережья Африки. К культурному наследию следует также отнести путешествия китайских мореходов, имевшие место в начале XV века, которые, помимо всего прочего, несли слаборазвитым и изолированным от мира народам элементы высокой цивилизации. Образно говоря, на расстоянии многих тысяч километров Китай оставил после себя след гигантского колосса, имя которому - культура Китайской империи.
Китайцы за время развития своей цивилизации накопили большой опыт во многих сферах человеческой деятельности. Походы огромных кораблей, созданных волей императора Чжу Ди и посланных им бороздить просторы мировых океанов, явились кульминацией 800-летнего периода китайского мореплавания и исследований новых пространств. Ко времени, когда адмирал Чжэн Хэ отправился в путь, традиция торговли с Индией насчитывала уже более 600 лет! И даже во времена монгольского хана Хубилая, когда китайский флот был малочисленным, эта торговля не прекращалась. Китайские наука и технология опережали мировые аналоги. С конца XI в. на китайских кораблях появился компас - о свойствах магнита китайцы знали ещё с древности.«Кормчим ведомы очертания берегов, и ночью они определяют путь по звёздам, днём - по солнцу. Если же солнце скрыто за тучами, то пользуются они югоуказывающей иглой», - говорится о судовождении китайских моряков в одном трактате.

Развитие мореходства
У китайцев существовали куда более древняя традиция мореплавания, опыт хождения по морям, океанам и развития навигационной техники, нежели у какого-либо европейского народа. Огромный флот Чжэн Хэ, состоявший из гигантских «плавучих сокровищниц» и многочисленных кораблей снабжения, явился результатом воплощения в жизнь расширенной кораблестроительной программы, которая, в свою очередь, могла быть принята только по той причине, что ее поддерживала вся гигантская экономическая мощь Китайской империи. Крохотные каравеллы Кабрала, Диаша и Магеллана по сравнению с «плавучими сокровищницами» Чжэн Хэ выглядят прогулочными лодочками.
Императорский Китай достиг величия и превратился в могучую морскую державу, а его приморские города стали центрами мировой торговли. Так, город Кантон в начале XIV века, по словам одного европейского путешественника, побывавшего в нём, был равен трём Венециям. «Во всей Италии не наберётся столько товаров, сколько их есть в одном только этом городе», - замечает он. Из Китая в другие страны в это время вывозились в большом количестве шелка, фарфор, художественные изделия, а ввозились пряности, хлопчатобумажные ткани, лекарственные травы, стекло и другие товары. Китайские моряки обладали обстоятельными познаниями о ветрах, морских течениях, мелях, тайфунах, которые добывались многовековой практикой мореходов. В стране имелась обширная географическая литература, содержавшая описания заморских стран с подробными сведениями о товарах, привозимых из них в Китай.
Для развития торговли в Китае было создано более 300 видов судов - джонок. Сохранившиеся и доныне, они поражают своей мореходностью, вместительностью и практичностью. Все они очень похожи: плоское днище, вертикальные борта корпуса, слегка заостренный нос, тупая, обрубленная корма с каютами и рейковые паруса, плетенные из тростника. В принципе конструкция джонок настолько рациональна, что почти без изменений дошла до нашего времени - то есть через несколько тысячелетий. Не каждому, даже, казалось бы, перспективному в свое время техническому изделию, выпадает такая судьба.
В истории упоминаются джонки, вмещавшие до тысячи человек. В китайских портах для далёких плаваний строились крупные морские суда, имевшие несколько палуб, множество помещений для команды и купцов; экипаж такого судна обычно насчитывал до тысячи моряков и солдат, что являлось необходимым на случай встречи с пиратами, которых особенно много было в водах Малайского архипелага. Эти суда приводились в движение парусами из тростниковых циновок, закрепляемых на подвижных реях, что позволяло менять положение парусов в соответствии с направлением ветра; при штиле эти суда передвигались с помощью больших вёсел.
Имеется достаточно оснований, чтобы перекроить всю историю Великих географических открытий и Западной цивилизации. Гигантский китайский флот под командой адмиралов Чжэн Хэ, Ян Цина, Чжоу Маня, Хон Бао и Чжоу Вэня, выйдя в грандиозное путешествие по Мировому океану, открыл и описал неизвестные прежде континенты, острова и страны. Китайцы прошли сквозь архипелаги, насчитывавшие в общей сложности до 17 тысяч островов, и нанесли на карту 10 тысяч миль побережья. В этой связи заявление адмирала Чжэн Хэ о том, что он и его адмиралы посетили около «трех тысяч стран - больших и малых», выглядит вполне реальным.
В научных кругах существует точка зрения, что китайские флоты прошли через Индийский океан к Восточной Африке, обогнули мыс Доброй Надежды, дошли до островов Зеленого Мыса. Потом, пройдя Карибское море, добрались до Северной Америки, Южной Америки и Арктики, доплыли до Мыса Горн, дошли до Антарктики, Австралии, Новой Зеландии и пересекли Тихий океан.
Любая «плавучая сокровищница» была в два раза длиннее и в три раза шире, чем корабль адмирала Нельсона «Виктория». Помимо этого, китайские корабли лучше выдерживали боевые повреждения и имели лучшую остойчивость. Это не говоря уже о том, что по сравнению с «Викторией» «плавучая сокровищница» могла находиться в открытом море целыми месяцами без захода в порты.
Китайские корабли могли находиться в море даже при самых неблагоприятных и суровых погодных условиях. Имевшиеся же на них средства навигации позволяли китайцам не только определять с большой точностью свое положение в Мировом океане, но и вычерчивать почти современные по очертаниям карты Земли. По расхожей версии, карта мира, скопированная с китайской, хранилась в португальской государственной сокровищнице почти 100 лет. Со временем это позволило португальским морякам добраться до изображенных на ней земель.
Но все эти достижения достались китайцам большой ценой. Так, из всего флота адмирала Хон Бао домой вернулись только четыре корабля, а из флота Чжоу Маня - всего один. За время шестого путешествия потери составили как минимум 50 кораблей. Потери в людском составе были также очень высоки: из 9 тысяч членов экипажа флота Чжоу Маня в Китай вернулись только 900 человек.
Если же рассуждать обо всех «Золотых флотах», то нетрудно прийти к выводу, что за время их странствий было потеряно до 3/4 всего экипажа. Часть людей умерла от болезней, часть погибла в море, но большая часть экипажей, вероятно, была оставлена в созданных китайцами по всему миру поселениях, которые со временем должны были превратиться в постоянно и четко функционирующую опорную систему колонизации на китайский манер.

Золотой флот империи
Об одной особенности империи Чжу Ди надо сказать отдельно - император опирался на слой, который не имел ни семьи, ни детей, ни наследников - это были евнухи. В отдельное время их число достигало 70 тысяч человек. Кастрированные для гаремов евнухи, кроме интересов государства, ничего не имели, но при Чжу Ди евнухи заняли ключевые позиции в армии, на флоте и, особенно, при дворе. К тому же, Китай опирался на идеологию буддизма, которая отличалась исключительной веротерпимостью и позволяла сосуществовать в империи и синтоистам, и тибетским приверженцам религии бон, и мусульманам, и язычникам.
Главной опорой императора была в целом китайская цивилизация. В отличие от Европы, где после эпохи античности наступил провал в виде «темных веков» средневековья, Китай развивался непрерывно. Астрономия, металлургия, медицина, агротехника - в любой из этих отраслей Китай на сотни лет опередил остальной мир. Порох, бумага, книгопечатание, бумажные деньги, фарфор, шелк - все это результат китайских разработок, при этом был создан уникальный так называемый «Золотой флот». Этот флот, который так назвали из-за его размеров и грандиозных затрат на его строительство, должен был выполнить волю императора. Но можно было бы назвать его и «Алые паруса» - сотни кораблей китайского флота были оснащены легкими и прочными парусами из алого шелка.
В то время как португальцы только начинали своё продвижение в южную часть Атлантического океана, китайский флот в составе до 100 различных кораблей с общим экипажем до 25-30 тыс. человек совершил семь плаваний на запад, посетив Индокитай, Яву, Цейлон, Малабарское побережье в Индии, Аден и Ормуз в Аравии. Китайские корабли побывали на сомалийском побережье Африки. В морях Малайского архипелага этот флот нанёс поражение многочисленным пиратским отрядам, которые препятствовали развитию морской торговли Китая со странами Южной Азии.
Эти экспедиции возглавлял великий китайский мореплаватель Чжэн Хэ, происходивший из незнатного рода и выдвинувшийся при дворе императора за свои военные заслуги. Экспедиции Чжэн Хэ не только укрепили влияние Китая в Южной Азии и поспособствовали росту его экономических и культурных связей, но и расширили географические познания китайцев: участники их изучили, описали и картографировали посещённые ими земли и моря. «Страны за пределами горизонта и у края земли стали ныне подвластны Китаю и до самых западных и самых северных краёв, а может быть, и за их рубежами, и все пути пройдены и расстояния измерены», - так оценивал результаты своих плаваний Чжэн Хэ.
Во главе Золотого флота был поставлен великий евнух Чжэн Хэ. Мусульманин по вере, он был выдающимся деятелем империи. Золотой флот был воплощением величия и амбициозных намерений Поднебесной. В него входили «плавучие сокровищницы», военные корабли, зерновозы, водовозы, ремонтные базы и т.д. Это были: «бинчуань» - «корабли для воинов», «мачуань» - «корабли для лошадей», «лянчуань» - «корабли для зерна» (и вообще суда для продовольствия) и даже своеобразные «танкеры» для пресной воды.
«Плавучая сокровищница» была по размерам чуть ли не стадионом - около 150 метров в длину и 40 метров в ширину (в других источниках приведены другие величины). На ней было 10 мачт. Ее строили из трех слоев крепчайших деревьев. Она была разделена на 16 водонепроницаемых отсеков, и затопление даже нескольких из них еще не вело к гибели корабля. Руль по высоте был около 10 метров. Были сменные кили. Флот имел все для долгого плавания. Даже дрессированных морских выдр, чтобы они загоняли рыбу в сети. Имели собак для свежего мяса. В бочках росла соя - чтобы избежать цинги. Экипажи умели опреснять воду. Ехали астрономы, геологи, агрономы. Флот мог до трех месяцев плыть вдали от берегов и преодолевать до 10 тысяч километров. Численность личного состава флота составляла до 30 тысяч человек.
Еще до начала шестого, самого грандиозного, путешествия китайского Золотого флота император Чжу Ди подчинил Китаю фактически всю Юго-Восточную Азию, включая Маньчжурию, Корею и Японию. Его стараниями обрел новую жизнь Великий шелковый путь на всем протяжении от Китая до Персии (нынешнего Ирана). Под сильным влиянием Китая, кроме того, находилась Центральная Азия, а Индийский океан превратился в своего рода «китайское озеро». Походы китайского Золотого флота в 1421-1423 гг. еще больше расширили владения и влияние Китайской империи в регионе.

Исторические предпосылки
Китайцы давно знали, что Земля - это шар, знали и примерные его размеры. Умели определять широту и, с ошибками, долготу. У них был опыт плавания по теплым и ледяным морям. При этом, с точки зрения инженерных знаний, приведенные выше размеры для деревянного парусного судна кажутся слишком большими. Однако найденный в 2000 году фолиант - «Сказание о Небесной Деве, хранящей Высокого духом по повелению Великого Владыки» - неопровержимо доказывает, что гигантская «плавучая сокровищница» Чжэн Хэ - не вымысел, а исторический факт. Участвовавший в пятом плавании Чжэн Хэ буддийский монах Шэн Хуэй перед смертью надиктовал его содержание своему ученику. На иллюстрации изображен флот Чжэн Хэ в походном строю, а также охраняющая его Небесная Дева - посланница морского божества. На картине суда Чжэн Хэ идут строем из пяти линий по пять вымпелов в каждой. Все суда похожи друг на друга обводами и размерами, их «нос и корма вздымаются дерзко, борта высятся стенами, а чрево в глубины просело». Приведенные в фолианте данные вносят весомый вклад в воссоздание достоверного облика «плавучей сокровищницы» Чжэн Хэ.
Найденные к настоящему времени подводные останки подтверждают, что древнекитайские суда действительно имели очень полные обводы. В последние годы у берегов Китая были сделаны несколько находок останков затонувших кораблей времен династий Сун, Юань и Мин (960-1644 гг.). Некоторые из найденных кораблей были обмерены научным сотрудником Национального музея Китая Ван Гуаньчжо. По его словам, среди кораблей есть имеющие соотношение длины к ширине на уровне 2,4:1, однако их нельзя сравнить с «плавучей сокровищницей». В целом находки свидетельствуют, что в это время в Китае получили распространение «полные» суда.
Согласно данным фолианта, Чжэн Хэ отправился в Западный (Тихий) океан на «корабле из 2 тысяч материалов». Эта характеристика совпадает с указанием другого источника. В надписи на каменной стеле из монастыря Цзихайсы в Нанкине говорится: «В третий год Юнлэ (1406 г.) полководец взошел на корабль из 2 тысяч материалов. Войско заняло 8 кораблей».

Экспансия
Для достижения своих целей адмирал Чжэн Хэ иногда прибегал и к вооруженной силе. Так, например, в 1405 году во время первой экспедиции Чжэн Хэ потребовал передачи китайскому императору священных буддийских реликвий Ланки: зуба, волоса и чаши для подаяний Будды, являвшихся важнейшими реликвиями и атрибутами власти сингальских царей.
Получив отказ, Чжэн Хэ вновь вернулся на остров в сопровождении отряда из 3000 человек, ворвался в столицу, захватил в плен царя Вира Алакешвару, членов его семьи и приближённых, доставил их на корабль и увез в Китай.
Во время четвёртого путешествия при обычном на этом маршруте посещении государства Пасай на севере Суматры, флоту адмирала пришлось принять участие в происходившей борьбе между признанным Китаем монархом Зайн аль-Абидином и претендентом по имени Секандер. Китайский флот привез дары от императора для Зайн аль-Абидина, но не для Секандера, что вызвало гнев последнего, и он напал на китайцев. Чжэн Хэ сумел обернуть случившееся себе на пользу, разбить его войска, захватить в плен самого Секандера и отправить его в Китай.
После смерти императора Чжу Ди, морские экспедиции на время были приостановлены, а сам Чжэн Хэ семь лет служил начальником гарнизона в Нанкине. Во время последнего, седьмого, путешествия Чжэн Хэ было за 60 лет. Он уже лично не посещал многие страны, куда заходили китайские корабли, и вернулся в Китай в 1433 году, в то время как отдельные подразделения флота под командованием его помощников посетили в 1434 году Мекку, а также Суматру и Яву.
Экспедиции Чжэн Хэ способствовали культурному обмену африканских и азиатских стран с Китаем и установлению торговых отношений между ними. Были составлены подробные описания стран и городов, которые посещали китайские мореплаватели.
На основе материалов и сведений, собранных участниками морских экспедиций Чжэн Хэ, в минском Китае в 1597 году Ло Мао-дэном был написан роман «Плавания Чжэн Хэ в Западный океан» («Сань бао тай цзянь Си ян цзи»). Как указывал китаист А.В. Вельгус, в нём много фантастики, однако в некоторых описаниях автор определенно пользовался данными исторических и географических источников. Под руководством Чжэн Хэ флотилия посетила более 56 стран и крупных городов Юго-Восточной Азии и бассейна Индийского океана.
Первое плавание Чжэн Хэ состоялось в 1405-1407 годах по маршруту Сучжоу-берега Тямпы-остров Ява-Северо-Западная Суматра-Малаккский пролив-остров Шри-Ланка. Затем, обогнув южную оконечность Индостана, флотилия двинулась к торговым городам Малабарского побережья Индии, добравшись до самого крупного индийского порта - Каликута. Примерно такими же были маршруты второго (1407-1409) и третьего (1409-1411) походов. Четвёртая (1413-1415), пятая (1417-1419), шестая (1421-1422) и седьмая (1431-1433) экспедиции доходили до Ормуза и африканского берега в районе современного Сомали, заходили в Красное море. Мореплаватели вели подробные и точные записи увиденного, составляли карты. В них регистрировалось время отплытия, места стоянок, помечалось расположение рифов и мелей. Были составлены описания заморских государств и городов, политических порядков, климата, местных обычаев, легенд. Чжэн Хэ доставлял в зарубежные страны послания императора, поощрял прибытие в Китай иностранных посольств, вёл торговлю.

Китайский застой
Потери Золотого флота Чжэн Хэ для империи оказались огромны - как в кораблях, так и в личном составе. Они были чувствительны даже для такой могучей державы, как Китайская империя. Тем не менее, задание, данное императором Чжу Ди своим адмиралам, было выполнено. Это был величайший успех, которого еще не добивалась ни одна держава в мире. Достижения китайцев в начале XV в. можно назвать крупнейшими достижениями всего человечества. Замысел императора Чжу Ди описать весь подлунный мир и сделать его данником Поднебесной империи мог осуществиться…
Так во всяком случае думали китайские адмиралы, возвращаясь к себе на родину. Однако они обнаружили на родине такие радикальные перемены во внутренней и внешней политике, что мысли о мировой экспансии исчезли у них сами собой. Китай, куда они вернулись, полностью изменился. Умирающий император Чжу Ди уже ни на что не мог влиять, а пришедший к власти кабинет мандаринов целенаправленно разрушал созданную бывшим императором государственную систему, целью которой было овладение миром. С отдаленных земель дань больше не собирали, крупных научных экспериментов не проводили, грандиозные предприятия канули в лету. Китай постепенно погружался в болото изоляции от всего остального мира. Евнухи-адмиралы были уволены со службы, их корабли пущены на слом или поставлены на прикол у стенки гавани - догнивать. Карты, лоции, корабельные журналы, дневники, описания путешествий и прочие ценнейшие документы были по приказу новых хозяев Морского министерства уничтожены. Великие достижения Чжэн Хэ отмечены не были, а со временем о них просто забыли.
Причина была довольно прозаичной. Через два месяца после отплытия флота Чжэн Хэ над Запретным городом в Пекине разразилась буря и начался пожар. Огонь уничтожил почти весь город и даже трон императора. Погибли сотни людей. Император Чжу Ди расценил все как гнев Неба и передал власть сыну. Но мандарины требовали более решительных мер: отстранить евнухов, отказаться от внешней экспансии, так как Великая стена, Великий канал и Золотой флот требовали грандиозных затрат. Только лесов для судов было вырублено столько, что Вьетнам восстал и отделился от Китая.
В сентябре 1424 года император Чжу Ди умер, а его сын запретил строить «плавающие сокровищницы» - даже чертежи были уничтожены. Сожгли все отчеты, карты и вообще любые поездки китайцев за рубеж запрещались.
На землях Китая воцарилась гармония застоя в духе Конфуция. Связи с внешним миром были сведены к минимуму, а доходы от внешней торговли упали. Со смертью Чжу Ди в мире возник некий вакуум, который сразу же был заполнен португальцами и испанцами. А после 1644 года и смены династии Мин на династию Цин изоляция усилилась. Китай впал в летаргию…

Владимир Головко ,
Евгений Петропавловский
г. Киев

журнала LIFE, то на 14 месте, сразу за Гитлером, мы встретим имя Чжэн Хэ. Кто он такой, и чем заслужил такое призвание. Эпоху Великих открытий мы все знаем, Магеллан, Колумб, Португалия и Испания делят весь мир пополам и доят его по максимуму. А что делал Великий Китай за 100 лет до этого в эпоху династии Мин?


Флот Чжэн Хэ совершил 7 путешествий из Китая в Юго-восточную Азию, Цейлон и Южную Индию. В ходе некоторых путешествий флот доходил до Ормуза в Персии, а его отдельные эскадры - и до нескольких портов в Аравии и Восточной Африке.

Согласно Гэвину Мензису, автору последней книги про Чжэн Хэ под названием «1421», он прошел под парусами через весь Индийский океан, проплыв в Мекку, Персидский залив, Восточную Африку, Цейлон (Шри Ланка), Аравию и через весь Индийский океан за десятилетия до Христофора Колумба или Васко да Гама, а его корабли по размеру были больше в пять раз!

По мнению историков, среди причин организации этих экспедиций было как желание Чжу Ди получить международное признание Минской династии, пришедшей на смену монгольской династии Юань, как новой правящей династии «Срединного государства», так и утверждение законности его собственного пребывания на троне, узурпированном им у своего племянника Чжу Юньвэня. Последний фактор, возможно, усугублялся хождением слухов, что тот отнюдь не погиб при пожаре нанкинского императорского дворца, а смог бежать и скрывается где-то в Китае или за его пределами. Официальная «История Мин» (составленная почти 300 лет спустя) утверждает, что розыск пропавшего императора был одной из целей и для экспедиций Чжэн Хэ. Кроме того, если бы Чжу Юньвэнь оказался жив и искал поддержки за рубежом, экспедиция Чжэн Хэ смогла бы помешать его планам и показать, кто в Китае является подлинным властителем.

Стационарная полноразмерная модель "корабля-сокровищницы среднего размера" (63,25 м в длину), построенная ок. 2005 г. на месте бывшей судоверфи Лунцзян в Нанкине. Модель имеет железобетонные стены с деревянной обшивкой

Парусный флот, во главе которого стоял евнух Чжэн Хэ, был построен в начале XV века в китайской Империи Мин, и состоял из не менее чем 250 судов. Этот флот назывался еще золотым.

Среди историков существуют разные мнения о числе судов во флоте Чжэн Хэ. К примеру, автор популярной биографии Чжэн Хэ (Levathes 1994, С. 82), следуя многим другим авторам (к примеру, авторитетной истории Минской эры (Chan 1988, С. 233), вычисляет состав флота, участвовавшего в первой экспедиции Чжэн Хэ (1405-1407) как 317 судов, складывая 62 корабля-сокровищницы о которых говорится в «Истории Мин» с «250 кораблями» и «5 кораблями» для океанских плаваний о заказе которых говорится в других источниках периода. Однако Э. Дрейер, анализируя источники, полагает что складывать подобным образом цифры из разных источников некорректно, и в реальности упоминание о «250 кораблей» подразумевает все суда, заказанные для этой экспедиции.

Баочуань: длина - 134 метра, ширина - 55 метров, водоизмещение - около 30 000 тонн, команда - около 1000 человек
1. Каюта адмирала Чжэн Хэ
2. Корабельный алтарь. Жрецы постоянно жгли на нем благовония - так задабривали богов
3. Трюм. Корабли Чжэн Хэ были полны фарфора, драгоценностей и прочих подарков для иноземных правителей и демонстрации мощи императора
4. Руль корабля равнялся по высоте четырехэтажному дому. Для приведения его в действие использовали сложную систему блоков и рычагов
5. Наблюдательная палуба. Стоя на ней, мореплаватели следили за рисунком созвездий, сверяли курс и замеряли скорость судна
6. Ватерлиния. Водоизмещение баочуаня во много раз больше, чем у современных ему европейских кораблей
7. Сплетенные из бамбуковых матов паруса раскрывались подобно вееру и обеспечивали высокую парусность судна

«Санта-Мария» Колумба: длина - 25 метров, ширина - около 9 метров, водоизмещение - 100 тонн, команда - 40 человек

Краса и гордость эскадры, баочуани (дословно «драгоценные корабли» или «сокровищницы»), сооружались на так называемой «верфи драгоценных кораблей» (баочуаньчан) на реке Циньхуай в Нанкине. Именно этот последний факт, в частности, обусловливает то, что осадка джонок при их гигантском размере была не очень глубокой - иначе они просто не прошли бы в море через этот приток Янцзы. И вот, наконец, все было готово. 11 июля 1405 года в «Хронике императора Тай-цзуна» (одно из ритуальных имен Юнлэ) была сделана простая запись: «Дворцовый сановник Чжэн Хэ и другие были посланы в страны Западного (Индийского) океана с письмами императора и дарами для их царей - золотая парча, узорчатые шелка, цветной шелковый газ, - все по их статусу». Всего в армаду вошло до 255 кораблей с 27 800 человек на борту.

Джонка с рисунка сунской эпохи демонстрирует традиционную конструкцию китайского плоскодонного судна. За отсутствием киля, большой руль (на корме) и боковые шверцы помогают устойчивости судна.

Китайские кораблестроители понимали, что гигантский размер кораблей усложнит их маневренность, и поэтому они установили балансирный руль, который можно было поднимать и опускать для большей стабильности. Современные кораблестроители не знают как китайцы построили корпус корабля без использования железа, который смог бы нести судно в 400 футов, и некоторые вообще усомнились, что такие корабли в то время существовали вообще. Однако, в 1962 году в Нанкине в развалинах одной из судоверфей династии Мин был обнаружен рудерпост корабля сокровищ, который был тридцать шесть футов в длину. Используя пропорции типичной традиционной джонки (типичного китайского судна), произведя повторные просчеты, расчетный корпус для подобного руля составил пятьсот фут (152,5 метра).


Руль на современной модели корабля-сокровищницы (судоверфь Лунцзян)

Что странно, сравнивая экспедиции Васко да Гамы и экспедиции Чжэн Хэ, американский историк Роберт Финлэй (англ. Robert Finlay) пишет: «Экспедиция да Гамы знаменовала собой неоспоримую поворотную точку в мировой истории, став событием, символизирующим наступление Нового времени. Вслед за испанцами, голландцами и англичанами португальцы приступили к построению империи на Востоке… В противовес этому, минские экспедиции не повлекли за собой никаких изменений: ни колоний, ни новых маршрутов, ни монополий, ни культурного расцвета и никакого глобального единения… История Китая и мировая история, вероятно, не претерпели бы каких-либо изменений, если бы экспедиции Чжэн Хэ вообще никогда не состоялись».

Парусник Христофора Колумба в сравнении с кораблем Чжэн Хэ (в футах).

В связи с плаваниями Чжэн Хэ западные авторы часто задают вопрос: «Как получилось так, что европейская цивилизация за пару веков вовлекла в свою сферу влияния весь мир, а Китай, хотя начал крупномасштабное океанские плавания раньше и с гораздо большим флотом, чем имели Колумб и Магеллан, вскоре прекратил такие экспедиции и перешёл к политике изоляционизма?», «что было бы, если бы Васко да Гама встретил на своём пути китайский флот, подобный флоту Чжэн Хэ?»

В популярной литературе высказывалось даже мнение, что Чжэн Хэ был прототипом Синдбада-морехода. Доказательства тому ищут в сходстве звучания между именами Синдбад и Саньбао и в том, что оба совершили по семь морских путешествий.

Открытия китайских мореходов

Китай являлся густонаселенной страной с достаточно высоко развитой культурой. На севере он граничил с Маньчжурией, а на юге - с Вьетнамом. А знаменитый Великий шелковый путь проходил через Центральную Азию, из Китая в Европу. Судя по сохранившимся документам, китайские моряки обычно плавали вдоль побережья юго-восточных и южных частей Азии. При этом их путь вел, как правило, из Тихого океана в Индийский.

Наиболее удобной была для купцов и первооткрывателей именно морская дорога. Верным спутником моряка уже тогда был компас, разработанный и впервые изготовленный китайцами.

Китайская джонка

Одним из самых дальних и длительных путешествий современные ученые считают путешествие буддийского монаха И Цзина, который в период с 689 по 695 год смог достичь Суматры, двигаясь вдоль побережья Индокитая и Малакки. И Цзин был сражен красотой острова, сплошь покрытого зеленью тропических и мангровых лесов. Прибыв на Суматру, монах высадился на берег и остановился в культурном и экономическом центре острова, городе Шриваджаи (современное название - Палембанг). В течение нескольких месяцев И Цзин жил на Суматре, изучая язык, литературу и культуру островитян. После этого на борту торгового корабля монах отправился путешествовать дальше. Так, он побывал в Индийском океане, а затем через Бенгальский залив подошел к устью реки Ганг. И только после этого И Цзин решил возвратиться на родину с тем, чтобы написать подробный рассказ о своем дальнем, но интересном путешествии.

Китайский император Му Ван, правивший страной в X столетии до н. э., предпочитал морским путешествиям сухопутные. Так, однажды он стал организатором и главой экспедиции, которая совершила сложный переход к горам Куньлунь и далеким северным районам.

Историки утверждают, что еще в начале новой эры китайские суда регулярно ходили к островам Индонезии, а также на Филиппинские острова, в Индию, на Цейлон. Кроме того, нередко корабли китайских путешественников бороздили просторы Аравийского моря и подходили близко к побережью Африканского континента. При этом главной целью морских странствий была торговля. Из Китая везли обычно шелк, фарфор и металлы, а привозили золото, пряные травы, носорожьи рога, бивни слонов и древесину.

До сей поры одним из самых уникальных морских переходов считается путешествие, организованное евнухом, состоявшим на службе при дворе царя, Чжей Хэ. Китайская экспедиция состояла тогда из 317 хорошо оснащенных кораблей, на борту которых находилось около 27 000 человек, сведущих в самых разных областях знаний: мореплавании, навигации, военном деле, картографии и географии.

Индия

В то время одной из самых надежных моделей корабля во всем мире считалась китайская джонка. По своим размерам она немного превосходила европейские суда того же класса, однако по маневренности ничуть не уступала им. На такой джонке Чжей Хэ и путешествовал по морям, побывав у берегов Индостана, Аравийского полуострова, Восточной Африки, Юго-Западной Африки, в Персидском заливе, а также смог обогнуть мыс Доброй Надежды.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Китайская империя, на всем протяжении своей многовековой истории, особо не проявляла интерес к дальним странам и путешествиям. Однако в XV веке китайский флот семь раз подряд отправлялся в дальние экспедиции и все семь раз его возглавлял великий китайский адмирал Чжэн Хэ...
В 2002 году вышла книга отставного британского офицера, бывшего командира подводной лодки Гэвина Мензиса «1421: год, когда Китай открыл мир». В ней Мензис заверял, что Чжэн Хэ опередил даже Колумба, открыв Америку раньше него, опередил он якобы и Магеллана, первым обогнув земной шар.
Профессиональные историки отрицают эти теории как несостоятельные. И тем не менее, одна из карт адмирала - так называемая «карта Кан"нидо» - подтверждает то, что Чжэн Хэ обладал надежной и достоверной информацией о Европе...
Есть также точка зрения, что карты Чжэн Хэ послужили базой европейских морских карт времен эпохи Великих географических открытий.
Чжэн Хэ родился в 1371 году в городе Куньян (ныне Цзиньин), в центре юго - западной китайской провинции Юньнань, вблизи от ее столицы Куньмина. От Куньяна до побережья было несколько недель езды - огромное по тем временам расстояние - поэтому Ма Хэ, как звали его в детстве, даже не предполагал, что станет великим флотоводцем и путешественником.
Род Хэ вел свою родословную от знаменитого Саида Аджаллы Шамсы аль-Дина (1211- 1279 гг.), которого называли также Умаром, - уроженца Бухары, который смог возвыситься во времена монгольских великих ханов Мункэ (внука Чингисхана) и Хубилая.
Собственно, завоеватель Китая великий хан Хубилай в 1274 году и поставил Умара губернатором Юньнани.
Доподлинно известно также, что отец и дедушка будущего адмирала Чжэн Хэ строго соблюдали уложения ислама и совершили хадж в Мекку. Кроме того, в мусульманском мире существует мнение, что и сам будущий адмирал посетил священный город, хотя справедливости ради надо заметить, что с неформальным паломничеством.
Детство Ма Хэ складывалось весьма драматично.
В 1381 году при завоевании Юньнани войсками китайской династии Мин, которая низвергла иностранную Юань, в возрасте 39 лет погиб его отец, а Ма Хэ восставшие взяли в плен, оскопили и отдали в услужение четвертому сыну своего предводителя Хун-у, будущему императору Юнлэ, который вскоре отправился наместником в Бэйпин (Пекин).


Евнухи в Китае всегда были одной из самых влиятельных политических сил. Некоторые подростки сами шли на жуткую операцию, рассчитывая попасть в свиту какого-нибудь влиятельного лица - князя или, если улыбнется фортуна, самого императора. Так что «цветноглазому» (так называли в Китае представителей нетитульной, неханьской народности) Чжэн Хэ по представлениям того времени просто нереально повезло...
Ма Хэ зарекомендовал себя на службе с положительной стороны и уже к концу 1380-х годов стал заметен в окружении князя, младше которого он был на одиннадцать лет.
Когда в 1399 году Пекин осадили войска тогдашнего императора Цзяньвэня, правившего с 1398 по 1402 год, молодой сановник мужественно защищал одно из городских водохранилищ, что позволило князю выстоять, с тем чтобы контратаковать конкурента и взойти на трон.
А уже через несколько лет Юнлэ собрал сильное ополчение, поднял восстание и в 1402 году, взяв штурмом столичный Нанкин, провозгласил себя императором.
В то же время он принял девиз нового правления: Юнлэ - «Вечное счастье».
Был щедро вознагражден и Ма Хэ: на китайский новый год - в феврале 1404 года - в признательность за верность и подвиги он был торжественно переименован в Чжэн Хэ - эта фамилия соответствует названию одного из древних царств, которые существовали на территории Китая в V-III веках до н. э.

Первая экспедиция Чжэн Хэ состоялась в 1405 году. Первоначально сам император Юнлэ, живший в Нанкине, где строили корабли и откуда стартовали первые путешествия, принял непосредственное участие в проекте. Позднее обустройство новой столицы в Пекине и монгольские кампании остудят пыл императора, а пока он лично дотошно вникает во все мелочи, пристально следит за каждым шагом и указанием своего адмирала.
Ко всему прочему император Юнлэ поставил доверенного евнуха во главе не только самой флотилии, но и Палаты дворцовых слуг. А это значит, что тому доводилось отвечать еще и за строительство и ремонт множества построек, а потом и строительство судов...
Но император торопил с постройкой судов и специальными распоряжениями в провинцию Фуцзянь и в верзовья Янцзы отправляются партии за древесиной для их постройки. Краса и гордость эскадры, баочуани, что в переводе дословно звучит как «драгоценные корабли» или «сокровищницы», строились на «верфи драгоценных кораблей» (баочуаньчан) на реке Циньхуай в Нанкине. Поэтому, несмотря на гигантские размеры, осадка джонок была не очень глубокой - в противном случае они не вышли бы в море через этот приток Янцзы.

Длина баочуаней составляла 134 метра, а ширина - 55.
Осадка до ватерлинии равнялась 6 с лишним метрам.
Мачт было 9, и они несли на себе 12 парусов из плетеных бамбуковых матов. 2
11 июля 1405 года в «Хронике императора Тай-цзуна» (одно из ритуальных имен императора Юнлэ) была сделана следующая запись:
«Дворцовый сановник Чжэн Хэ и другие были посланы в страны Западного (Индийского) океана с письмами императора и дарами для их царей - золотая парча, узорчатые шелка, цветной шелковый газ, - все по их статусу».
В армаду первой экспедиции адмирала Чжэн Хэ вошло 255 кораблей с 27 800 человек на борту. Корабли шли по следующему маршруту: Восточное побережье Индокитая (государство Чампа), Ява (порты северного побережья), Малаккский полуостров (султанат Малакка), Суматра (султанаты Самудра-Пасай, Ламури, Хару, Палембанг), Цейлон, Малабарское побережье Индии (Каликут) 1 .
Во всех своих экспедициях Чжэн Хэ шел каждый раз одним и тем же путем: ловя повторяющиеся муссонные ветра, с декабря по март дующие на этих широтах с севера и северо-востока.
А когда влажные субэкваториальные потоки воздуха поднимались над Индийским океаном и как бы по кругу оборачивались обратно на север - с апреля по август, - флотилия поворачивала к дому. Это муссонное расписание местные моряки знали задолго до нашей эры, да и не только моряки: ведь оно определяло и порядок земледельческих сезонов.
С учетом муссонов, а также рисунка созвездий путешественники уверенно переправлялись с юга Аравии на малабарский берег Индии, или с Цейлона на Суматру и в Малакку, придерживаясь определенной широты.
Домой китайские экспедиции возвращались тем же маршрутом, и только происшествия, случившиеся в пути, дают возможность в хрониках различать плавания «туда» и «обратно».
В первой экспедиции на обратном пути китайцы пленили знаменитого пирата Чэнь Цзу"и, который захватил в то время Палембанг - столицу индусско-буддийского государства Шривиджая на Суматре.
«Чжэн Хэ вернулся и привез Чэнь Цзу"и в кандалах. Прибыв в Старый порт, он призвал Чэня подчиниться.
Тот прикинулся, что подчиняется, но втайне планировал бунт. Чжэн Хэ понял это...
Чэнь, собрав силы, выступил в битву, а Чжэн Хэ выслал войска и принял бой.
Чэнь был разбит наголову. Более пяти тысяч бандитов были убиты, десять кораблей сожжены и семь захвачены...
Чэнь и еще двое были взяты в плен и доставлены в императорскую столицу, где их приказали обезглавить».
Так Чжэн Хэ защитил мирных земляков-мигрантов в Палембанге и попутно впервые показал, что его корабли имели на борту оружие не только для красоты.
До сегодняшнего дня исследователи так и не сошлись в едином мнении, чем именно воевали подчиненные адмирала. То, что корабли Чэнь Цзу"и были сожжены, как будто свидетельствует о том, что в них стреляли из пушек. Они, как и примитивные ружья, уже применялись тогда в Китае, но прямых доказательств об использовании их на море нет.
В бою адмирал Чжэн Хэ полагался на живую силу, на личный состав, который высаживали с огромных джонок на берег или посылали на штурм укреплений. Эта своеобразная морская пехота и была главной силой флотилии.

Во время второй экспедиции, состоявшейся в 1407-1409 годах, географически аналогичной с первой (Восточное побережье Индокитая (Чампа, Сиам), Ява (порты северного побережья), Малаккский полуостров (Малакка), Суматра (Самудра-Пасай, Палембанг), Малабарское побережье Индии (Кочин, Каликут)) 1 , произошло только одно событие, память о котором сохранилась в истории: властелин Каликута предоставил посланникам Поднебесной несколько баз, опираясь на которые китайцы могли в дальнейшем отправляться еще дальше на запад.
А вот во время третьей экспедиции, состоявшейся в 1409-1411 гг. (Восточное побережье Индокитая (Чампа, Сиам), Ява (порты северного побережья), Малаккский полуостров (Малакка), Сингапур, Суматра (Самудра-Пасай), Малабарское побережье Индии (Коллам, Кочин, Каликут)) 1 , произошли более серьезные события.
Под датой 6 июля 1411 года в хронике записано:
«Чжэн Хэ... вернулся и привез захваченного царя Цейлона Алагакконару, его семью и нахлебников.
Во время первого путешествия Алагакконара был груб и неуважителен и вознамерился убить Чжэн Хэ. Чжэн Хэ понял это и уехал.
Мало того, Алагакконара не дружил с соседними странами и часто перехватывал и грабил их посольства по пути в Китай и обратно. Ввиду того что другие варвары страдали от этого, Чжэн Хэ, вернувшись, снова выказал презрение Цейлону.
Тогда Алагакконара заманил Чжэн Хэ вглубь страны и послал своего сына Наянару потребовать у него золото, серебро и прочие драгоценные товары. Если бы эти товары не выдали, более 50 тысяч варваров восстали бы из укрытий и захватили корабли Чжэн Хэ.
А еще они подпилили деревья и вознамерились перекрыть узкие дорожки и перерезать Чжэн Хэ пути к отступлению так, чтобы отдельные отряды китайцев не могли прийти друг другу на помощь.


Когда Чжэн Хэ понял, что их отрезали от флота, он быстро развернул войска и отправил их к кораблям...
И он приказал гонцам тайно обойти дороги, где сидела засада, вернуться к кораблям и передать приказ офицерам и солдатам биться до смерти.
А тем временем он лично повел двухтысячное войско обходными путями. Они штурмовали восточные стены столицы, взяв ее испугом, прорвались внутрь, захватили Алагакконару, его семью, нахлебников и сановников.
Чжэн Хэ провел несколько сражений и разбил армию варваров наголову.
Когда он вернулся, министры решили, что Алагакконару и прочих пленников надлежит казнить. Но император смилостивился над ними - над невежественными людьми, не знавшими, что такое Небесный мандат на правление, и отпустил их, дав еду и одежду, и приказал Палате ритуалов выбрать в семействе Алагакконары достойного человека, чтобы править страной» 2 .

Эта цитата - единственное документальное отображение деяний Чжэн Хэ на Цейлоне. Но тем не менее, кроме него, конечно, бытует множество легенд, а самая известная из них рассказывает о скандале, который связан с наиболее уважаемой реликвией - зубом Будды (Далада), который Чжэн Хэ то ли предполагал выкрасть, то ли в самом деле выкрал с Цейлона.
А история эта такова...
В 1284 году хан Хубилай направлял на Цейлон своих эмиссаров, чтобы раздобыть одну из первостепенных священных реликвий буддистов совершенно законным путем. Но зуб монгольскому императору - знаменитому покровителю буддизма - все же не отдали, возместив отказ другими дорогими дарами.
Согласно сингальским мифам, Срединное государство втайне не отступилось от желанной цели. Эти мифы утверждают, что экспедиции адмирала Чжэн Хэ были предприняты чуть ли не с намерением похитить зуб, а все остальные походы - были для отвода глаз.
Сингалы же якобы перехитрили Чжэн Хэ - «подсунули» ему в плен царского двойника вместо истинного царя и ложную же реликвию, а настоящую, в то время как китайцы воевали, спрятали.
Соотечественники великого адмирала, разумеется, придерживаются обратного мнения: адмирал Чжэн Хэ все-таки получил бесценный «кусочек Будды», и тот даже на манер путеводной звезды помог ему безопасно вернуться обратно в Нанкин.
А вот что было на самом деле, неизвестно...
Адмирал Чжэн Хэ был человеком крайне широких взглядов. Мусульманин по происхождению, он уже в зрелом возрасте открыл для себя буддизм и отличался большими познаниями в хитросплетениях этого учения.
На Цейлоне он возвел святилище Будды, Аллаха и Вишну (одно на троих!), а в стеле, воздвигнутой перед последним плаванием в Фуцзяни, вознес благодарность даосской богине Тянь-фэй - «божественной супруге», которая почиталась как покровительница моряков.
В какой-то степени цейлонские похождения адмирала, скорее всего, стали вершиной его заморской карьеры. В ходе этой опасной военной кампании много воинов погибло, но Юнлэ, оценив масштаб подвига, щедро наградил уцелевших.
В середине декабря 1412 года Чжэн Хэ получил новый приказ императора везти дары ко дворам заморских правителей. Эта четвертая экспедиция Чжэн Хэ, проходившая в 1413-1415 годах, проходила по маршруту: Восточное побережье Индокитая (Чампа), Ява (порты северного побережья), Малаккский полуостров (султанаты Паханг, Келантан, Малакка), Суматра (Самудра-Пасай), Малабарское побережье Индии (Кочин, Каликут), Мальдивы, побережье Персидского залива (государство Ормуз). 1
К четвертой экспедиции был прикомандирован переводчик - мусульманин Ма Хуань, который знал арабский и персидский языки.
Позднее он опишет в своих воспоминаниях последние великие плавания китайского флота, а также всевозможные бытовые подробности.
В частности, Ма Хуань скрупулезно описал рацион моряков: они ели «лущеный и нелущеный рис, бобы, зерна, ячмень, пшеницу, кунжут и все виды овощей... Из фруктов у них были... персидские финики, сосновые орешки, миндаль, изюм, грецкие орехи, яблоки, гранаты, персики и абрикосы...», «многие люди делали смесь из молока, сливок, масла, сахара и меда и ели это».
С уверенностью можно заключить, что китайские путешественники не болели цингой.
Ключевым событием четвертой экспедиции Чжэн Хэ стал захват главаря повстанцев по имени Секандар, который выступил против признанного китайцами и связанного с ними договором о дружбе царя государства Семудера на севере Суматры - Заина аль-Абидина.
Секандар оскорбился, что посланец императора не привез ему подарков, а значит, не признал законным представителем знати, наскоро собрал сторонников и сам напал на флот адмирала Чжэн Хэ.
Но вскоре он сам, его жены и дети попали на борт китайских сокровищниц. В своих записках Ма Хуань пишет, что «разбойника» публично казнили еще на Суматре, не удостоив чести императорского суда в Нанкине...
Из этой экспедиции адмирал Чжэн Хэ привез рекордное число иностранных послов - из тридцати держав. Восемнадцать дипломатов из них Чжэн Хэ развез по домам в ходе пятой экспедиции, которая состоялась в 1416-1419 годах.
Все они имели при себе милостивые письма от императора, а также фарфор и шелка - вышитые, прозрачные, крашеные, тонкие и весьма дорогие, так что их государи, надо полагать, остались довольны.
На этот раз адмирал Чжэн Хэ выбрал следующий маршрут своей экспедиции - Восточное побережье Индокитая (Чампа), Ява (порты северного побережья), Малаккский полуостров (Паханг, Малакка), Суматра (Самудра-Пасай), Малабарское побережье Индии (Кочин, Каликут), Мальдивы, побережье Персидского залива (Ормуз), побережье Араввийского полуострова (Дофар, Аден), восточное побережье Африки (Барава, Малинди, Могадишо) 1 .

В состав флота этой экспедиции входило 63 судна и 27411 человек.
В описаниях пятой экспедиции адмирала Чжэн Хэ есть много неточностей и расхождений. До сих пор неизвестно, где находится загадочная укрепленная Ласа, которая оказала экспедиционному корпусу Чжэн Хэ вооруженное сопротивление и взятая китайцами с помощью осадных орудий, которые в одних источниках называются «мусульманскими катапультами», в других - «западными» и, в конце концов, в третьих - «огромными катапультами, стреляющими камнями»...
В одних источниках указано, что город этот был в Африке, близ Могадишо в современном Сомали, другие - в Аравии, где-то в Йемене. Путь до него от Каликута занимал в XV веке двадцать дней с попутным ветром, климат там был знойный, поля выжженные, традиции простые, а взять там было почти нечего.
Ладан, серая амбра и «верблюды на тысячу ли» (ли - китайская мера длины, равная приблизительно 500 метрам).
Флот адмирала Чжэн Хэ обогнул Африканский Рог и направился к Могадишо, где китайцы столкнулись с настоящим чудом: увидели, как из-за отсутствия древесины черный народ строит дома из камней - в четыре-пять этажей.
Богатые жители тех мест занимались морской торговлей, бедные забрасывали в океане сети.
Мелкий скот, лошадей и верблюдов кормили сушеной рыбой. Но основное - домой китайцы повезли совсем своеобразную «дань»: леопардов, зебр, львов и даже несколько жирафов, которыми, кстати, китайский император совершенно остался неудовлетворен...
Шестая экспедиция Чжэн Хэ состоялась в 1421-1422 годах и проходила по маршруту - Восточное побережье Индокитая (Чампа), Ява (порты северного побережья), Малаккский полуостров (Паханг, Малакка), Суматра (Самудра-Пасай), Малабарское побережье Индии (Кочин, Каликут), Мальдивы, побережье Персидского залива (Ормуз), побережье Араввийского полуострова 1 . Флот был усилен 41 кораблем.
Из этой экспедиции Чжэн Хэ опять вернулся без всяких ценностей, что совсем уж раздосадовало императора. Кроме того и в самой Поднебесной за это время усилилась критика его разорительных войн, а поэтому дальнейшие походы великой флотилии Чжэн Хэ оказались под большим вопросом...
В 1422-1424 годах в плаваниях Чжэн Хэ вышел существенный перерыв, к тому же в 1424 году умер император Юнлэ.
И лишь в 1430 году новый, молодой император Сюаньдэ, внук покойного Юнлэ, принял решение отправить еще одно «великое посольство».
Последняя, седьмая по счету экспедиция адмирала Чжэн Хэ, состоялась в 1430-1433 годах по маршруту - Восточное побережье Индокитая (Чампа), Ява (Сурабая и другие порты северного побережья), Малаккский полуостров (Малакка), Суматра (Самудра-Пасай, Палембанг), район дельты Ганга, Малабарское побережье Индии (Коллам, Каликут), Мальдивы, побережье Персидского залива (Ормуз), побережье Араввийского полуострова (Аден, Джидда), восточное побережье Африки (Могадишо). В этой экспедиции принимало участие 27 550 человек.
Адмирал Чжэн Хэ, который к моменту отплытия разменял седьмой десяток лет, перед отплытием в последнюю экспедицию приказал выбить две надписи в порту Люцзяган (возле города Тайцан в провинции Цзянсу) и в Чанлэ (восточная Фуцзянь) - своего рода эпитафии, в которых подводил итоги большого пути.
Во время этой экспедиции флот высадил отряд под командованием Хун Бао, который совершил мирную вылазку в Мекку. Вернулись моряки с жирафами, львами, «верблюжьей птицей» (страусом, гигантские пернатые в то время еще водились в Аравии) и прочими дивными дарами, которые везли послы от шерифа Священного города.
Через пять дней после завершения седьмой экспедиции император по традиции одарил команду церемониальными одеяниями и бумажными деньгами. По сообщению хроники, при этом Сюаньдэ сказал:
«У нас нет никакого желания получать вещи из отдаленных стран, но мы понимаем, что их прислали с самыми искренними чувствами. Раз уж они приехали издалека, их надлежит принять, но это - не повод для поздравлений».
Дипломатические связи Китая со странами Западного океана прервались и на этот раз - на века. Некоторые купцы продолжали торговать с Японией и Вьетнамом, но от «государственного присутствия» в Индийском океане китайские власти отказались и даже уничтожили большинство лоций Чжэн Хэ.
Списанные корабли сгнили в порту, а китайские корабелы забыли, как строить баочуани...
Доподлинно никому неизвестно, когда скончался прославленный адмирал Чжэн Хэ - то ли во время седьмой экспедиции, то ли вскорости после возвращения флота (22 июля 1433 года).
В современном Китае считается, что его как истинного моряка похоронили в океане, а кенотаф, который показывают туристам в Нанкине - лишь условная дань памяти.
Больше всего удивляет тот факт, что настолько серьезные по масштабам экспедиции Чжэн Хэ по их окончании были совершенно забыты как современниками, так и потомками. Лишь в начале XX века западные ученые открыли упоминания об этих плаваниях в хрониках императорской династии Мин и задались вопросом: зачем была создана эта огромная флотилия?
Выдвигались разные версии: то Чжэн Хэ оказывался «первопроходцем и исследователем» вроде Кука, то разыскивал для империи колонии подобно конкистадорам, то его флот представлял собой мощное военное прикрытие для развивающейся внешней торговли, как у португальцев в XV-XVI веках.
Известный российский китаевед Алексей Бокщанин в книге «Китай и страны Южных морей» приводит занимательное соображение о возможной цели этих экспедиций: к началу XV века очень обострились обострились отношения между Китаем Минской эпохи и державой Тамерлана, который даже планировал поход на Китай.
Таким образом на адмирала Чжэн Хэ могли возложить дипломатическую миссию по поиску за морями союзников против Тимура.
Ведь когда в 1404 году Тамерлан заболел, уже имея за плечами покоренные и уничтоженные города от России до Индии, в мире вряд ли нашлась бы сила, способная справиться с ним в одиночку...
Но ведь уже в январе 1405 года Тамерлан умер. Кажется, что адмирал не искал союзников против этого врага.
Может быть, разгадка кроется в некотором комплексе неполноценности Юнлэ, который был вознесен на трон дворцовым переворотом. Незаконному «Сыну неба», похоже, просто не хотелось сложа руки ждать, пока данники сами явятся к нему на поклон.
Император Юнлэ послал корабли за горизонт наперекор магистральной имперской политике, которая предписывала сыну Неба принимать послов из мира, а не рассылать их в мир.
Сравнивая экспедиции Васко да Гамы и экспедиции Чжэн Хэ, американский историк Роберт Финлэй пишет:
«Экспедиция да Гамы знаменовала собой неоспоримую поворотную точку в мировой истории, став событием, символизирующим наступление эпохи модерна.
Вслед за испанцами, голландцами и англичанами португальцы приступили к построению империи на Востоке…
В противовес этому, минские экспедиции не повлекли за собой никаких изменений: ни колоний, ни новых маршрутов, ни монополий, ни культурного расцвета и никакого глобального единения… История Китая и мировая история, вероятно, не претерпели бы каких-либо изменений, если бы экспедиции Чжэн Хэ вообще никогда не состоялись».
Как бы там ни было, но деятельный адмирал Чжэн Хэ так и остался для Китая единственным великим мореплавателем, символом неожиданной открытости Поднебесной миру...


Источники информации:
1. Википедия
2. Дубровская Д. «Сокровищницы адмирала Чжэн Хэ»

Исторический сайт Багира - тайны истории, загадки мироздания. Секреты великих империй и древних цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и биографии людей изменивших мир, секреты спецслужб. Летопись войны, описание сражений и боёв, разведывательные операции прошлого и настоящего. Мировые традиции, современная жизнь России, неизвестный СССР, главные направления культуры и другие связанные темы - всё то о чём молчит официальная наука.

Изучайте тайны истории - это интересно…

Сейчас читают

Наше издание уже рассказывало об участии животных во Второй мировой войне. Однако использование братьев наших меньших в военных действиях берет своё начало в незапамятные времена. И одними из первых были привлечены к этому суровому делу собаки…

Принято считать, что последним российским императором был Николай II. Но это не так. Правление династии Романовых закончилось царствованием младшего брата Николая Александровича - великого князя Михаила Александровича Романова, просто оно было рекордно коротким: всего одни сутки - со 2 по 3 марта 1917 года.

В истории немало тайн и загадок, однако, как правило, время - лучший помощник в их разгадывании. Ну, например, ещё совсем недавно не только в школьных учебниках, но даже и в серьёзных книгах утверждалось, что рыцарские доспехи были настолько тяжелы, что облачённый в них воин, упав, уже не мог подняться самостоятельно. Зато сегодня, посетив Музей оружия в английском городе Лидсе, вы можете увидеть, как облачённые в металлические доспехи эпохи Тюдоров рыцари не только сражаются друг с другом на мечах, но и совершают в них прыжки, что кажется совсем невероятным. Однако были ведь и ещё более совершенные рыцарские латы, принадлежавшие королям, и в частности, королю Генриху VIII.

Как известно, столица Польши находится в Варшаве, но сердце страны, безусловно, бьётся в Кракове. В этом городе с его уникальной средневековой архитектурой живёт сама душа Польши.

В 2019 году исполнилось ровно сто лет с тех пор, как была создана Первая конная армия под командованием С.М. Будённого, ставшая символом победы Красной армии в Гражданской войне. В годы советской власти о подвигах буденновцев написаны сотни книг, снято множество художественных и документальных фильмов, но ряд интересных фактов до сих пор неизвестны широкой публике.

Греко-персидские войны - один из самых великих и трагических периодов в истории Древнего мира. Во время этих долгих войн, которые закончились победой греков и завоеванием Персии Александром Македонским, случились немало великих сражений и походов. Любой современный человек осведомлён, к примеру, о подвиге 300 спартанцев в Фермопильском ущелье (правда, скорее, благодаря Голливуду, чем учебнику истории). А вот о том, как 10000 греческих элитных пехотинцев-гоплитов воевали за своих заклятых врагов-персов при их дележке власти, мало кто знает.

Эта история возникла вокруг старой фотографии, рассекреченной из архивов СССР в 1980-x годах. На ней группа медиков стоит вокруг операционного стола, на котором отдельно оживлены голова собаки колли и её тело. В подписи указано, что это часть проекта по созданию биоробота, в котором биологическую часть выполняет собачья голова, оживлённая с помощью «автомата сохранения жизни имени В.Р. Лебедева», а механическая часть называется «Шторм» и напоминает костюм водолаза. Так что же было на самом деле?

Согласитесь, красивое название - «Чаронда»… Некоторые знатоки топонимики предполагают, что слово это происходит из саамского языка и означает «берег, поросший мхом». Другие считают, что название «Чаронда» родилось от имени живущего в северных озёрах злого духа - черандака.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!