Информационный женский портал

Гений определение в психологии. Гениальность - это талант, одаренность или помешательство? Талант и гениальность. Являются ли эти два понятия равнозначными

(лат. genius) - высшая степень творческой одаренности; человек, к-рому присуща такая одаренность. Учитывая известную относительность...

(лат. genius) - высшая степень творческой одаренности; человек, к-рому присуща такая одаренность. Учитывая известную относительность различия между Г. и талантом, можно отметить, что творения Г. характеризуются исключительной новизной и самобытностью, особым историческим значением для развития человеческого об-ва, в силу чего они навсегда сохраняются в памяти человечества. Г. не мистическое существо, не сверхчеловек (как полагают нек-рые философы-идеалисты), а человек, сумевший в силу своих выдающихся способностей и огромного труда продвинуть вперед развитие человечества.

Гений

(от лат.-естественная предрасположенность): природа, внутренне присущая индивиду. В более узком смысле гений означает...

(от лат.-естественная предрасположенность): природа, внутренне присущая индивиду. В более узком смысле гений означает благодатные качества личности от Бога. В еще более узком смысле гений – это способность изобретать. Истинно творческий дух приобретает свою мощь как будто из некой силы, превосходящей человека: Кант определял «гений» как «силу природы», выражая таким образом его общность с универсумом или связь с жизнью или с Богом, где гений должен найти основу своего могущества. Действительно, почти во всех областях человеческой деятельности, кроме, может быть, математики (19-летний Эварист Галуа – уже основатель теории множеств), «гений – это долготерпение»», результат зрелости и продолжительного труда в своей специальности. «Злой гений» обычно означает неудачу: тот, кто желает достигнуть определенного результата, а достигает прямо противоположный, считает, что это злой гений сыграл с ним подобную шутку. Например, тот, кто протягивает руку, чтобы налить себе воды, и разбивает бутылку; или тот, кто дает человеку, как ему кажется, правильный совет, приводит последнего к самоубийству.

Гений

(лат. genius – дух-защитник) – 1) в язычестве то же, что и даймон, дух-хранитель, даваемый человеку от рождения, дух-защитник...

(лат. genius – дух-защитник) – 1) в язычестве то же, что и даймон, дух-хранитель, даваемый человеку от рождения, дух-защитник определенных мест или же дух, добрый или злой, способный влиять на чью-то судьбу; 2) характер нации или эпохи; 3) синоним таланта; 4) человек, ясно осознающий свое глубочайшее внутреннее родство с вечными и универсальными первоосновами бытия и способный творчески успешно выразить открывшуюся ему сверхчеловеческую правду. “Гений – существо с наиболее ярко выраженной и сильной индивидуальностью в смысле неповторимой оригинальности личности – есть вместе с тем существо наиболее многообъемлющее, творчество которого имеет объективное значение и потому встречает наиболее широкое понимание и отклик в человечестве” (С.Франк).

Гений

Филос.-эстетич. понятие, сформировавшееся в Новое время (16-18 вв.) на основе древних представлении о “гении” –...

Филос.-эстетич. понятие, сформировавшееся в Новое время (16-18 вв.) на основе древних представлении о “гении” – “духе” (греч. , букв. “наделяющий”; лат. genius) как приданном человеку в качестве выражающего его личность и судьбу божества, божеств. двойника, хранителя, а также однокоренного с genius слова ingenio (вошедшего в европ. риторич. теорию), означающего врожденные (собств., полученные при рождении отдуха) способности, дарования, изобретательность, остроту ума. По учению Диотимы в “Пире” Платона (202 е), духи-”даймоны” суть “среднее между богом и смертным” и имеют силу “быть истолкователями и передатчиками человеч. дел богам, а божеских – людям, просьб и жертвоприношений одним, наказов и вознаграждений за жертвы – другим”, благодаря чему целое бытие связывается воедино. Платон подчеркивает связь с “даймоном” творч. функции – всего относящегося к “жертвоприношениям, таинствам, заклинаниям, прорицанию, волхованию”. В “Федре” (242 с) Сократ рассказывает о своем “даймонионе”, подающем ему знамения. Действия “даймона” сказываются прежде всего в прорицаниях, а способность прорицания сопрягается также и с душой так, что подаваемые извне божеств. знаки оказываются одновр. и “внутр. голосом” личности. Т.о., представления о “даймоне” и соотв. римском “гении” (сами по себе крайне разнообразные в народных верованиях и лит. свидетельствах на протяжении веков) в своем филос. истолковании, в качестве своих осн. импликаций предполагают: творч. природу Г. как силы вдохновения, озарения; осуществление взаимосвязи целого, обеспечивачивающей его бытие; не просто закрепленность Г. за индивидом, но сопряженность Г. с “душой” как внутр. началом человека, личности. Все эти моменты сохранены и отражены в новоевроп. понятии Г., в иных отношениях порывающем с традицией. Все они получили развитие лишь в возрастании индивидуализма в новоевроп. культуре, через ренессансную идею обожения человека и представление о художнике как “втором боге”.

В 18 в. совершается процесс интериоризации Г. как руководящей человеком божеств., идущей извне силы, – теперь Г. начинают понимать и как внутр., имманентную душе творч. способность. Посредником между гуманистич. наследием и нем. философией рубежа 18-19 вв., сыгравшей решающую роль в переосмыслении Г., послужил Шефтсбери, писавший: “Поэт – уже второй Творец, подлинный Прометей, ходящий под Юпитером. Подобно этому верховному художнику, или же всемирной пластич. природе, он созидает форму целого, соразмерную и пропорциональную в самой себе…” (“Солилоквия”, I, III). В к. 18 в. (особенно в т.н. “гениальную” эпоху “Бури и натиска” 1770-х гг. в Германии), в связи с усилением антиритор, тенденций в творчестве и эстетич.теории, возникает представление об индивид. и оригинальном (первозданном) Г., к-рый создает правило, а затем следует ему, т.е. самовластно творит особый, изначальный худож. мир. Такое представление, утрачивая полемич. крайность, переходит в нем. классич. философию и нем. неогуманизм рубежа 18-19 вв., Г. уравновешивается с природой, а “интериоризированный” Г. никогда не порывает связи с Г. как традиц. представлением-мифологемой. Деятельность Г. глубоко сплетается с деятельностью природы, Г.-художник пластически ваяет бытие наподобие бога или природы; ср. у К.Ф. Морица (О пластич. подражании прекрасному, 1788): “Пластич. гений должен,насколько возможно, схватывать все спящие в нем пропорции великой гармонии, объем к-рой шире его индивидуальности” – Moritz К. Ph. Schriften zur Asthetik und Poetik. Tub., 1962; 84). Кант определял Г. как “талант (природный дар), к-рый дает правило искусству”, или, иначе, как “прирожденные задатки души”, посредством к-рых природа дает правило искусству (Критика способности суждения). Т.о. между внешним и внутр. истоками Г., гениальности, устанавливается равновесие. Соотв. у Шеллинга в “Философии искусства”: “… вечное понятие человека в Боге как непосредств. причина его (человеч.) продуцирования (творчества) есть то, что называют гением, это как бы genius, обитающее в человеке божественное”. В понятии Г. у Канта, обобщающего долгий процесс нового осмысления Г., входит и “оригинальность” творчества, и его бессознательность, нерефлективность (откуда и у Шиллера связь Г. с “наивной”, т.е. не рефлектирующей себя поэзией), и его внеличностность (сама природа говорит в художнике). Г. относится у Канта лишь к. “изящному искусству”, к-рое единственно не подчиняется заведомому правилу.

В 19 в. создается нейтральное в отношении традиции представление о Г., о гениальности как высшей творч. способности, в отрыве от внутр. формы слова “Г.”, от Г. как мифологемы, от традиции ее переосмысления. Вследствие этого Г. мог становиться расхожим, необязат. представлением, присущим массовому эстетич. сознанию, но в то же время и наст. проблемой философии и психологии творчества. Здесь Г. выступает как по сути дела новое понятие, развившееся в недрах традиционного и заключившее в себя нек-рый итоговый смысл его. Жан-Поль, отличая Г. от таланта (Приготовительная школа эстетики), пользуется собственно уже новым понятием. Точно также и Гегель в “Эстетике” понимает Г. как самосознат. творчество, вовсе не соединяя Г. с традиц. мифологемой вдохновляющего божеств, или природного начала и снимая любые “ограничения” на деятельность Г., к-рый может проявить себя в любой области, не только в искусстве. В 19 в. представление о Г. отчасти соединяется с культом “героя” как сверхчеловеч. личности (уже у Карлейля, Ницше), противопоставляемого нетворч. и враждебной художнику, подлинному искусству, массе, “толпе”. Такой культ Г.-”героя” становится непременным, доводимым до абсурда моментом усредненного бурж. сознания. Вместе с тем начинается и эпоха всестороннего изучения феномена Г. Поскольку новое понятие Г. от прежнего отличается прежде всего имманентностью Г. личности, изучение психофизиол. субстрата Г. приводило в иррационалистич. течениях науки и философии к представлениям об отклоняющейся от нормы, патологич. природе Г. (что соответствувет, однако, традиц. представлению об “одержимости” божеством, о близости “вдохновения” и безумия). Естественнее, однако, считать Г. феноменом, не выходящим за рамки нормального: гениальная личность наделена редким и каждый раз индивидуально структурированным комплексом свойств и способностей, предрасполагающих личность к творчеству (обычно в самых разных областях деятельности), но обычно позволяющих сделать решит. выбор в пользу одного, осн. вида деятельности. Очевидно, что гениальность предопределена не только выдающейся силой (выходящей тем самым за пределы обычного) способностей, но, может быть, еще более того необычной динамикой их сочетания в личности. При этом разные свойства, влечения, способности должны находиться в этой личности в подлинно редкостном состоянии, в к-ром явная их дисгармония, приводящая в равновесное, гармонич. состояние, и нарушение равновесия на к.-л. уровне личности, во всяком случае, компенсировано на самом высш. творч. ее уровне – где она выступает как создающая шедевры творчества. Творчество гениально одаренного человека является тактич. разрешением заложенных в его личности противоречий. Отсутствие совершенно необычного соотношения свойств и способностей привело бы к тому, что более или менее равномерное развитие самых разных способностей не позволило бы выделиться одной основной, концентрация на к-рой совершенно неизбежна и для гениально-одаренного человека (разносторонняя одаренность при этом внутренне непременно сказывается на рез-тах гениальной деятельности – как особое богатство, многогранность создаваемого). Наличие только одной резко выраженной способности не позволило бы, напротив, сложиться конечной гармонии. Нередко наблюдаемая “странность”, неуравновешенность, житейская неустроенность, необщительность гениальной личности происходит от ее концентрации на творчестве, где и происходит конечная (превышающая обычный уровень) гармонизация сил и способностей личности, тогда как на житейском (“бытовом”) уровне такая личность может выступить как “некомпенсированная”, дисгармоничная. Свойства и способности Г., к-рые проявляются, как правило, на здоровой психофизиол. основе, могут быть весьма редкими – это, напр., может быть способность к интенсивному, непосредственно-свежему восприятию худож. явлений без затухания первонач. впечатлений, а, напротив, с их углублением; способность интуитивно воспринимать и осознавать, осмыслять как единое целое огромные массы художественно-упорядочиваемого материала (Моцарт говорил о своей способности охватывать единым, мгновенным взглядом целую часть симфонии); способность к непривычному ассоциированию разл. явлений, их сторон, кажущихся далекими, приводящая к нетривиальному худож. или научному мышлению, к открытиям в науке, технике, искусстве и т.д. Способность к мгновенному осознанию своей творч. деятельности, не нарушая однако ее спонтанности. Проявление способностей Г. всякий раз индивидуально и неповторимо. Показательно и восходит к глубокой традиции сравнение деятельности Г. с молнией: “Внутр. замысел и осуществление гениальной фантазии одновременно предстают нам как удар молнии в их мгновенном взаимопроникновении и неуловимейшей жизненности” (Гегель, см. Эстетика. Т. 3. М., 1971. С. 341). Благодаря таким качествам гениально-одаренная личность в искусстве, науке, философии и т.д. начинает выражать свою истор. эпоху с особой, максимально доступной человеку, глубиной, не будучи связана множеством второстепенных, несуществен. ее моментов, обстоятельств; отношение Г. к его времени всегда парадоксально, т.к. Г. видит сущность происходящего глубже, шире, многограннее своих современников.

Лит.: Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. М., 1991; Zilsel E. Die Entstehung des Geniebegriffs. Tub., 1926; Nowak H. Zur Entwicklungsgeschichte des Begriffs Daimon: Diss. Bonn, 1960; Schmidt-Dengler W. Genius: zur Wirkungsgeschichte antiker Mythologeme in der Goethezeit. Munch., 1978; Schmidt J. Die Geschichte des Genie-Gedankens in der deutschen Literatur, Philosophie und Politik 1750-1945. Bd. 1-2. Darmstadt, 1988; Zilsel E. Die Geniereligion. Ein kritischer Versuch iiber das moderne Personlichkeitsideal, mit einer historischen Begrundung. Fr./M., 1990.

A.B. Михаилов

Гений

Лат. genius (от genus – род), первоначально – дух умершего родоначальника, которому воз давалось религиозное почитание....

Лат. genius (от genus – род), первоначально – дух умершего родоначальника, которому воз давалось религиозное почитание. Современное словоупотребление сохраняет некоторую связь с этим первоначальным смыслом. Г. теперь называется человек: 1) который живет повышенною, потенцированною внутреннею жизнью и 2) которого деятельность имеет не личное только, а общее родовое значение (для народа или для всего рода человеческого). Гениальность, как высшая степень одаренности, сравнительно с талантом, как низшею, не подлежит точному определению; самое различие условно, попытки строгого разграничения произвольны и применение их спорно. В разных языках слово Г. употребляется в разной мере и с различными оттенками; всего расточительнее на него французы, у которых, кроме особого личного свойства, им обозначается также дух сложных и собирательных явлений (напр., le gйnie de la langue, le gйnie du Christianisme); приблизительно так же, но менее щедро, употребляют это слово англичане; немцы склонны ограничивать его областью художественного творчества и умозрения; особого внимания заслуживает взгляд Шопенгауэра; у немцев, а также у русских Г. более разграничивается с талантом, нежели у французов и англичан.

Гениальность - пожалуй, одно из самых загадочных явлений. Рождение гения невозможно запланировать или предсказать, это всегда происходит внезапно и, как правило, оставляет глубокий след в истории человечества. Такие люди способны перевернуть любые представления о науке, искусстве и прочих важных сферах жизни. Их имена знает любой из нас: Вольфганг Амадей Моцарт, Исаак Ньютон, Леонардо да Винчи, Иоганн Гете, Блез Паскаль - это лишь малая часть гениев, повлиявших на развитие человечества.

Природа этого явления давно подвергается пристальному изучению, но до сих пор нет точного ответа даже на изначальный вопрос: что такое гениальность? Мнения ученых довольно сильно расходятся.

  1. Платон считал, что гениальность дана человеку Богом.
  2. Итальянский психиатр Чезаре Ломброзо был убежден, что она является симптомом сумасшествия, и даже написал на эту тему книгу "Гениальность и помешательство". Действительно, многие гении впадали в безумие, но далеко не все.
  3. Некоторые другие ученые считают, что гениальность - это сублимация сексуальных комплексов.

Эти три версии далеко не единственные, каждое направление психологии и психиатрии имеет свою теорию. Причем ни у одной из них нет настолько всеобъемлющих доказательств, чтобы раз и навсегда дать точное определение гениальности.

Откуда произошло слово "гений"?

В мифологии древнего Рима существовали некие духи, которые заведовали достижениями людей. Их называли гениями. Считалось, что у каждого человека есть свой набор таких помощников. Чем лучше духи справлялись со своими обязанностями, тем больше их подопечный совершал великих дел. Во времена римского императора Октавиана Августа слово "гении" постепенно стало обозначать не только этих мифических персонажей, но и в целом талант и вдохновение.

Общее определение гениальности

Несмотря на глобальные расхождения во взглядах ученых на это явление, всё же есть некий общий знаменатель, который в целом дает приемлемое определение. Гениальность - это наивысший уровень развития человека в одной или нескольких областях знаний и умений. Причем такие люди не остаются незамеченными, они обязательно совершают какие-то выдающиеся открытия, изобретают что-то новое - в общем, так или иначе, проявляют себя.

Иногда гениальность путают с талантом и одаренностью. На самом деле, есть несколько важных признаков, которые помогают отличить одно от другого.

Одаренность

Одаренность - это общий высокий уровень способностей . Одаренные люди могут успешно справляться с делом, а также качественно и быстро развиваться. Многие маленькие дети изначально обладают этим качеством, именно поэтому раннее начало занятий считается настолько важным. Ведь одаренность при правильном подходе может перерасти в талант.

Талант

Это следующая ступень после одаренности. Талантом считается ещё более высокий уровень способностей. Но, как правило, это происходит в каком-то одном направлении. Популярная поговорка "Талантливый человек талантлив во всем" не совсем соответствует истине. Обычно, пройдя через ступень общей одаренности, человек начинает уделять больше внимания тому, что ему наиболее интересно. Соответственно, основное развитие дальше происходит именно в этой области. Это не значит, что способности талантливого человека ограничены, обычно дело просто в нехватке времени. Как знать, сколько всего смогли сделать эти люди, если бы сутки были хоть немного длиннее.

Гениальность

Наконец, мы подошли к третьей ступени развития способностей. Это гениальность. Как говорилось выше, на этой ступени находится наивысшая точка развития . Как и талант, гениальность обычно ограничивается какой-то одной областью. Отличие в том, что в других сферах жизни гениальный человек может быть откровенно глуп, тогда как талантливые и одаренные люди обычно более-менее разбираются в любых направлениях.

Признаки гениальности

  • Мощная интуиция . Как правило, гению необязательно обладать полным спектром знаний в нужной области. Недостающую информацию он с лихвой компенсирует действиями по наитию.
  • Развитое воображение. Именно оно служит гению указателем, давая возможность творить, не опираясь на существующие стандарты.
  • Уникальность . Как правило, гении не развивают уже имеющееся, а создают нечто принципиально новое, отличающееся от всего, что было прежде.
  • Усидчивость, внимательность, трудолюбие. Без этих качеств сложно достичь чего-либо. А гений, как мы уже говорили, обязательно должен оставить свой след в истории.
  • Максимальная увлеченность. Неважно, о какой области идет речь, о науке или об искусстве - когда гений творит, для него прекращает существовать всё остальное.
  • Высокая самооценка . Гении обычно являются абсолютно самодостаточными личностями. Они верят в себя и в своё дело. Такое отношение просто необходимо для того, чтобы человек мог отдавать всего себя тому, чем занимается.

У гениальности есть ещё одна особенность. Обычные способности человека можно развить в одаренность, а затем и в талант. Но не в гениальность - это качество, которое либо есть изначально, либо нет вовсе. Обычно гения видно, ещё в раннем детстве, тогда как талант может проявить себя в любом, даже преклонном, возрасте .

Ученые наверняка будут ещё очень долго биться над ответом, кто же такой гений, благодаря каким факторам он появляется на свет и почему так редко.

Очевидно одно: в какой бы сфере ни проявилась гениальность, она всегда сумеет заявить о себе и обязательно оставит глубочайший след в истории человечества.

Нарушай правила! И еще 45 правил гения Ньюмейер Марти

Кто такой гений?

Кто такой гений?

Многие люди полагают, что гений – это человек с гигантским IQ, скажем, 140 и выше. Это упрощенное определение. Чтобы быть гением, необходимо кое-что еще: помимо интеллекта (достаточно IQ, равного 125) потребуются богатое воображение и умение его применять, умноженные на страстное желание добиться поставленной цели.

Человек не бывает талантлив во всем, его одаренность всегда проявляется в чем-то одном. Например, вы можете быть гениальным микробиологом или непревзойденным психологом. Великолепно писать программы или превосходно играть в футбол. Со временем гений может соединить несколько таких в чем-то в некое подобие во всем, но это не обязательно.

В своей последней книге Metaskills: Five Talents for the Robotic Age («Метанавыки. Пять талантов в эпоху роботизации») я описал таланты, необходимые людям для преуспевания в эпоху сотрудничества человека и машины. Я назвал эти таланты «метанавыками», вот они: чувствование, или эмпатия, и интуиция; ви дение, или системное мышление; умение мечтать, или прикладное воображение; умение воплощать, или талант к реализации; обучаемость, или способность приобретать новые навыки.

Для них не требуется высокий IQ. Зато нужна креативность. Правилам, которые позволят вам развить в себе это качество, и посвящена книга «Нарушай правила! И еще 45 правил гения». Она поможет вам мечтать, изобретать, творить и расти, чем бы вы ни занимались.

Тогда кто же такой гений? Вот мое определение: гений – это человек, превращающий мысль в инновацию и при этом меняющий наше ви дение мира. Иными словами, это тот, кто доводит креативность до уровня оригинальности . Лучше всего сказал об этом философ Артур Шопенгауэр: «Талант достигает цели, которой никто больше достичь не может; гений достигает цели, которой никто больше не видит».

Правила, предложенные в этой книге, не новы, хотя могут помочь вам создать нечто новое. Не Микеланджело изобрел молоток и зубило, но именно эти инструменты он использовал при создании своей «Пьеты». Как невозможно обтесать кусок мрамора голыми руками, так и нельзя «обтесать» идеи голым разумом. Нужны правила. Правила и инструменты гения.

В книге «Нарушай правила! И еще 45 правил гения» я не ставил задачу собрать воедино все существующие правила креативности. Вместо этого я решил сосредоточиться на принципах, которые чаще всего игнорируют, забывают или по неосторожности нарушают. Начинается книга с нескольких советов по стратегии – как найти правильную идею. Затем даются подсказки, полезные на этапе ее воплощения, – как правильно идеей распорядиться. Далее речь пойдет о развитии ваших креативных навыков с течением времени, и наконец – о практическом применении вашей гениальности.

Я сознательно написал короткую книгу. Большинство талантливых людей, которых я знаю, полностью поглощены своими проектами, и длительное чтение – это роскошь, которую они не могут себе позволить. Поэтому перед вами тонкая книга с небольшими советами. Ее можно открывать на любой странице, отмечать важные для вас моменты и при необходимости возвращаться к ним снова и снова.

Внимание! Книга «Нарушай правила! И еще 45 правил гения» – чтение не для всех по той простой причине, что не каждый может быть гением. И дело обычно не в отсутствии интеллекта как такового. Чаще – в нехватке 1) воли или 2) навыка. Я исхожу из того, что первого у вас достаточно, иначе вы не держали бы в руках эту книгу. Что касается второго, то вам потребуются некоторая помощь и огромное желание работать. К счастью, работа – это не совсем работа, если вы инвестируете в то, что любите.

Мне бы хотелось, чтобы вы соединили имеющееся у вас желание с этими проверенными временем принципами и запустили бесконечный цикл роста креативности: ваше желание будет подстегивать ваше обучение, а обучение – подпитывать желание. Это и есть та магия, которая рождает гения. Если вы примете ее в качестве главной предпосылки, все остальное не заставит себя ждать.

Марти Ньюмейер

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Твитономика. Все, что нужно знать об экономике, коротко и по существу автора Комптон Ник

Кто такой Хайман Мински? Хайман Мински – американский экономист, описавший ипотечный кризис 2007 г. за сорок лет до его наступления.Он считал, что за подъемом следует спад, так как инвесторы слишком расслабляются, начинают больше рисковать и в конце концов занимают больше,

Из книги Твитономика. Все, что нужно знать об экономике, коротко и по существу автора Комптон Ник

Кто такой Милтон Фридман? По оценке журнала The Economist, Милтон Фридман был наиболее влиятельным экономистом второй половины ХХ в.Вначале он являлся поклонником Кейнса, но в 1960-е отказался от этих взглядов и стал утверждать, что более важно контролировать денежную массу, чем

Из книги Ты - миллионер автора Гольденберг Александр

Глава 20. Ты - гений Когда Природа хочет что-либо сотворить, она создает для этого гения.Ральф Уолдо ЭмерсонКаждый человек - гений. Ты родился гением. Твои идеи, твои мысли с детства были гениальными. Гениальность - это то, что выходит за рамки всего привычного, это интуиция,

Из книги Как найти инвестиции и не потерять бизнес автора Эванс Томас

1.3. Что за человек такой – инвестор? Как мы говорили в начале главы, в обычной повседневной жизни, каждый из нас является инвестором. Но чаще всего это состояние бессознательное, определенное образом жизни и развитием общества. Но за последние годы выросло количество

Из книги Одураченные случайностью [Скрытая роль шанса в бизнесе и жизни. Второе издание] автора Талеб Нассим Николас

Глава 1 Если ты такой богатый, то почему такой глупый? О влиянии случайности на социальный статус человека на примере двух персонажей с противоположными установками. О роли неприметного маловероятного события. О том, что в наше время быстро меняется все, кроме, пожалуй,

Из книги Юность науки автора Аникин Андрей Владимирович

Глава двенадцатая. Гений из Сити: Давид Рикардо В 1799 г. молодой состоятельный делец с лондонской биржи жил на курорте Бат, где лечилась его жена. Зайдя в публичную библиотеку, он случайно перелистал «Богатство народов» Адама Смита, заинтересовался и попросил прислать

Из книги Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса автора Аникин Андрей Владимирович

Глава двенадцатая. Гений из Сити: Давид Рикардо В 1799 г. молодой состоятельный делец с лондонской биржи жил на курорте Бат, где лечилась его жена. Зайдя в публичную библиотеку, он случайно перелистал «Богатство народов» Адама Смита, заинтересовался и попросил прислать

Из книги Не дай себя надуть бухгалтеру! Книга для руководителя и владельца бизнеса автора Гладкий Алексей

Он такой человек Как известно, на свете есть категория людей, которые жить не могут без того, чтобы где-то что-то не украсть, не схимичить, не «провернуть» и т. д. К сожалению, такие люди встречаются и среди бухгалтеров: какую зарплату им не предлагай, они все равно будут

Из книги Путь Черепах. Из дилетантов в легендарные трейдеры автора Куртис Фейс

Когда гений терпит поражение Фонд Long-Term Capital Management (LTCM) использовал стратегию, основанную на широком привлечении заемных средств и замеченной ими тенденции сближения при определенных обстоятельствах цен облигаций с фиксированным доходом. Широкое использование фондом

Из книги Эффективный руководитель автора Друкер Питер Фердинанд

Кто такой руководитель Любой работник умственного труда в современной организации является руководителем, если в силу должностного положения или знаний он отвечает за вклад в работу, которая непосредственно влияет на способность данной организации функционировать

Из книги Теория ограничений Голдратта. Системный подход к непрерывному совершенствованию автора Детмер Уильям

Кто такой менеджер? Конечно, некоторые читатели скажут: «Ведь я не менеджер. Зачем мне теория ограничений?» Но дело в том, что все мы менеджеры. В разных областях, на разных уровнях, но каждый из нас чем-то управляет. Руководите ли вы большой корпорацией, отделом, маленькой

Из книги Искусство торговли по методу Сильва автора Бернд Эд

ГЕНИЙ ВНУТРИ Управлять своим интеллектом и пользоваться им относительно легко. Но как быть с чувствами, эмоциями? Нет ли еще кого-то внутри каждого из нас, части нас, которую мы едва знаем и которая отвечает за чувства, инстинкты, эмоции, интуицию? Не является ли каждый из

Из книги Психология лидера автора Менегетти Антонио

2. Кто такой лидер? В лидере прежде всего важна личность. Истинный лидер – это судьбоносный момент духа в мире, рука помощи для многих. Лидер – это человек, который, удовлетворяя собственный эгоизм, реализует общественный интерес. Крупный лидер, управляя интересами,

Из книги Метод Сильвы. Искусство управления автора Сильва Хосе

Требуется гений Средние способности уже недостаточны. Мы развиваемся. То, что является средним сегодня, завтра будет ниже среднего. Мы не на ярмарочной карусели, где достаточно просто держаться за медное кольцо, чтобы не упасть. Мы непрерывно движемся вперед. Происходит

Из книги Deadline. Роман об управлении проектами автора Де Марко Том

Глава 17 Гений по устранению конфликтов - Нам ничего неизвестно о том, как нужно решать конфликты, - говорил мистер Томпкинс команде руководителей. - Я имею в виду не только нас, но и всю нашу отрасль. Мы учимся проектировать сложные системы, писать для них документацию,

Из книги Парадокс Шимпанзе. Менеджмент мозга [Уникальная программа управления собой] автора Питерс Стив

Кто такой ваш Шимпанзе В начале нашего путешествия по внутренней Вселенной нам необходимо получить базовое представление о том, что находится внутри нашей головы и как все это работает. Человеческий мозг очень сложен, поэтому мы будем рассматривать его упрощенную

Основная масса людей считает, вернее их научили так считать. что гением можно только родиться, а не стать им. Если же оценивать жизнь и действия великих людей, таких как да Винчи, Эйнштейн, Тесла, Шекспир, то ответ на вопрос — гений, какой он — не будет очевиден.

Если считается, что человек — гений, какой он в жизни?

Каждый человек из достаточно многочисленной когорты гениев явно отличался от окружающих его людей именно настолько, что его называли — гений, какой он на самом деле, в чем его отличия и есть ли черты. объединяющие этих необычных творческих людей и можно ли развить у себя такие же черты, чтобы стать одним из них.

Оказывается, что у всех гениев, есть определенный набор качеств личности и неважно, кто Вы сейчас и чего достигли. Если развивть в себе эти качества, то можно стать с гениями на один уровень. По словам доктора психологии Альфреда Барриоса, таких черт 24, перечислим их, гении:

  1. Напористы. У них сильное желание много и усердно работать, отдавая всего себя. Сосредоточьтесь на успехе и двигайтесь вперед к цели.
  2. Храбры. Только храбрый человек сможет делать то, что другие считают бредом или невозможным. Вы отличаетесь от людей и не волнуйтесь о том, что они подумают.
  3. Преданы цели. Зная, чего хотят, они . Нужно осознанно контролировать собственную жизнь, каждый день. Планируйте что-нибудь конкретное, что сможете сделать.
  4. Обладают знаниями и постоянно учатся, собирают информацию. Не ложитесь спать, если не изучили сегодня что-то новое. Читайте, ищите и задавайте вопросы тем, у кого эти знания есть.
  5. Честны. А еще откровенны и прямы. Берите на себя ответственность за неправильные действия, ошибайтесь — это естественно, и учитесь на этих ошибках.
  6. Они оптимисты. Они знают, что и не сомневаются в этом. Находите хорошее и удерживайте на этом внимание.
  7. Способны к анализу и умеют принимать решения. Анализ ситуации и оценка фактов до начала действий, помогут принять решение. Оценка должна быть объективной, нужно быть готовым изменить мнение.
  8. Обладают недюжинным энтузиазмом, восторгаются тем, что делают и это вдохновляет на сотрудничество с ними. Гении никогда не отступают.
  9. Умеют преодолевать страх провала, не боятся рисковать, они знают, что учатся и на своих ошибках.
  10. Динамичны и энергичны. Двигайтесь в напралении цлм, не сидите и не ждите “дядю”.
  11. Предприимчивы, всегда ищут возможности. Делайте то, что не делают другие, не бойтесь е.
  12. Обладают даром убеждать и мотивировать окружающих помогать им. Уверенные в своем деле, легко убеждают других.
  13. Они уживчивы, легко находят друзей сами — хорошие друзья, умеют поднять настроение другим.
  14. Общительны, эффективно доносят свои идеи, используют все возможности объяснить другим свои идеи.
  15. Терпеливы, к другим, но не к себе. Требуйте большего от себя.
  16. Проницательны и наблюдательны. О нуждах других думают больше, чем о своих.
  17. Требовательны, особенно к себе. Всегда стараются стать еще лучше. Не любят проявлений собственной посредственности.
  18. Обладают чувством юмора, готовы шутить над собой и спокойно относятся к шуткам других.
  19. Они многоплановые личности. Много знают и умеют. Чем большему Вы научитесь, тем увереннее станете. Не бойтесь приключений.
  20. Легко адаптируются. Гибко и легко применяются к внешним условиям, любят делать знакомые вещи новым способом.
  21. Любознательны, их пытливый ум помогает найти новую информацию. Не бойтесь признать, что чего-то не знаете — .
  22. Индивидуалисты. Делайте то, что считаете нужным и как считаете нужным. Не оглядывайтесь на одобрение окружения.
  23. Идеалисты, стараются больше для человечества, чем для себя. Стремитесь высоко, но не теряйте почву под ногами.
  24. Умеют использовать воображение, знают как важны новые комбинации и умеют с ними работать. посмотреть на проблему под другим углом, пофантазировать. Находите время мечтать.

Гений, какой он — такой же человек, им можно стать

Этот перечень качеств, получен в результате исследований ученых, выяснявших, кто такой гений, какой он и можно ли обычному человеку подняться до его уровня. По их мнению, соблюдая “всего” 24 правила вплотную приблизиться к гениям, а если учесть, что все дети от рождения гениальны, то главное — не мешать им развиваться.

Гений это воплощение высших творческих способностей. Первоначально в римской мифологии - покровитель семьи, обеспечивающий воспроизведение рода, олицетворение сил и способностей мужчины. Уже в римской литературе гений под влиянием греческой культуры в значительной мере отождествляется с демоном как личным божеством, сопровождающим человека сквозь всю его жизнь и определяющим его судьбу: «Гений, спутник, управляющий звездой, под которой родился человек, бог человеческой природы» (Гораций. Послания). В аллегорической литературе средних веков гений - «священник», «жрец» при «божестве» Природы (Алан Лилльский. Поэма «Жалоба Природы», 12 век) или при Венере («Согласие двух языков», 1512, Ж.Лемера де Бельжа); в «Романе о Розе» Жана де Мёна (1260) гений зачитывает указ «богини» Природы, критикующий девственность и призывающий к сексуальной активности. Литература Нового времени усваивает античный мотив гения как сопутствующего человеку божества, разнообразно его варьируя (как источник титанической мощи и богоподобия - «Песнь странника в бурю», 1771-72, И.В.Гёте; заблудившийся на земле и принявший человеческий облик гения избавляется от материальной оболочки силой искусства - «Чудесная восточная сказка об обнаженном святом», 1798, В.Ваккенродера; слияние «хранителя гения» с «милым образом» возлюбленной - «Мой гений», 1815, К.Н.Батюшкова; «гений чистой красоты» как воспоминание о небесной родине человека - «Лалла Рук», 1821, В.А.Жуковского; «враждебный гений», олицетворение враждебной к человеку судьбы - «Андрей Шенье», 1825, А.С.Пушкина).

Идея гения

Идея гения как высшей способности к художественному творчеству формируется в 17-18 веках, вместе с развитием представления о творце как свободной личности, противопоставившей свое вдохновение, основанное на полете воображения, рациональным правилам искусства. Оппозиция гения и «правил» появляется во Франции в литературном «споре древних и новых»: Ш.Перро, отстаивающий точку зрения «новых», отмечает, что для писателя необходимы «знание правил своего искусства и сила своего гения», при этом «менее ученое произведение, в котором, однако, больше гения, часто превосходит произведение того, кто лучше знает правила своего искусства, но чей гений обладает меньшей силой» («Параллели между древними и новыми»). В трактовке понятия как творческого дара очень быстро происходит метонимический перенос, благодаря которому под гением начинают понимать не только свойство (творец «обладает» гением), но и самого носителя свойства (сам творец - гений ); возникает представление о гении как особом типе творческой личности, впервые подробно изложенное в редакционной статье Дж.Аддисона в журнале «Зритель» (1711. No 160): гений творит «без всякой помощи искусства или учености», он всем обязан лишь природе, ибо он - «великий естественный гений», ему также присуще «нечто величественно-необузданное и сумасбродное». Вслед за статьей Аддисона в Англии появляются многочисленные трактаты о гении, написанные в духе пред-романтизма: «О гении», 1719, Х.Фелтона; «Трактат о гении», 1755, У.Шарпа; «Опыт об оригинальном гении», 1767, У.Даффа; «Опыт о гении», 1774, А.Джерарда; «О литературном гении», 1796, А.Д’Израэли. Основными свойствами гения провозглашаются способность к «плодотворному ассоциированию идей» (Джерард) и особенно «изобретательное и гибкое воображение» (Дафф), позволяющее создавать «красоты, которые никогда не были предписаны правилами, и достоинства, не имеющие примеров» («Мысли об оригинальном творчестве», 1759, Э.Юнга). В английской эстетике и литературной критике 18 веков гений противостоит не только системе «правил», но и всей миметической концепции искусства, поскольку не подражает природе, но творит нечто принципиально новое: «В волшебной стране фантазии гений может скитаться полным дикарем; здесь - его творческая сила, здесь он может управлять как хочет собственным царством химер» (Юнг). Творения гения, по Юнгу, возникают не «силой искусства», но так же естественно, как природный организм: в поэтическом произведении есть «нечто от природы растения», оно «само распускается из животворного корня гения» (представление о гении и его творении как «естественных организмах» позднее было развито И.Г.Гердером). Вместе с тем в ряде эстетических трудов 18 века заметно стремление приспособить идею гения к традиционной риторико-рационалистической системе понятий, связав его с категориями «вкуса», «воспитания», «остроумия»: Джерард заявляет о «необходимости вкуса для гениев во всех искусствах»; Г.Э.Лессинг в 1759 утверждает, что «мы приобретаем гениальность посредством воспитания» (Lessing G.E. Werke. Miinchen); Ш.Баттё часто употребляет слово гений в значении «остроумие», понимая под ним отдельный удачный прием («Изящные искусства, сведенные к единому принципу», 1746). Несмотря на этимологическую близость латинских слов genius и ingenium (остроумие), эти понятия постепенно разводятся, поскольку предромантизм видел в остроумии сухую логическую игру, недостойную гения: «Высшая поэзия есть творение гения, она должна лишь изредка, для украшения, использовать отдельные приемы остроумия. Существуют шедевры остроумия, в которых не участвовало сердце; но гений без сердца - лишь наполовину гений. Последнее и высшее действие гениального творения состоит в том, чтобы привести в движение всю душу целиком» (Ф.Г.Клопшток. О святой поэзии, 1755). Установленная в эпоху чувствительности связь между идеей гения и понятиями «души» и «сердца» как средоточиями личностной цельности в дальнейшем привела к мысли о моральной стороне, его «несовместимости со злодейством»: «Что такое гений без доброго сердца?» - вопрошает Д.И.Хвостов («Записки о словесности», 1829).

Осмысление понятие гений

Новый этап в осмыслении понятия гений был ознаменован движением «Бури и натиска» (известным также под названием «эпохи гениев»), которое видело в гении не только творческую, но и демонически сильную личность (подобную Прометею или Фаусту), способную преодолевать границы повседневности. Связь между идеями гения и воображения, установленная в английской эстетике, находит развитие у теоретика движения Я.М.Р.Ленца: образы, порождаемые гением, обладают всей ясностью и конкретностью реальных впечатлений; «прежде чем он начнет писать, образ уже сидит в его душе, со всеми своими отношениями, светом, тенью, колоритом» (Ленц. Заметки о театре, 1774). Философ И.Г.Гаманн, оказавший значительное влияние на «Бурю и натиск» и на позднейший немецкий романтизм, придал учению о гении ярко выраженное антирационалистическое, мистическое звучание: гений - дар Божественного милосердия, это особая форма «безумия» и «глупости», угодных Богу; творениям гения присущи беспорядок, темнота и даже особая «чернота», напоминающая о том, что гений сродни испепеляющему огню : «Не ищите белокурых среди спутниц Аполлона… Всякая из них может сказать: Не смотрите, что я так черна, ибо это огонь гения опалил меня» (Hamann J.G. Samtliche Werke. Wien, 1950). Во второй половине 18 века появляются попытки определить гений как определенный психологический склад: приписывается ряд устойчивых черт характера, среди которых доминирует склонность к меланхолии. Уже барокко связало творческое начало с меланхолическим темпераментом, «темной желчью» («Меланхолики обладают более сильным воображением… и меланхолия из всех состояний души - самая плодотворная для создания всяческих произведений искусства»- Г.Ф.Харсдёрфер. Немецкий секретарь, 1656); 18 и отчасти 19 век развивает этот мотив: меланхолия - неразлучная спутница гения, и более того - его мать (Лафатер И.К. Гений Он же. Физиогномические фрагменты, 1775-78). «Нежное стихотворение, подобно радуге, вырастает лишь на темной почве; поэтому поэтическому гению нравится стихия меланхолии» (И.В.Гёте. Изречения в рифмах, 1814). Утверждаются также представления об одиночестве гения, его неспособности жить повседневной жизнью и обреченности на разлад с окружающим миром (Гёте. Торквато Тассо, 1790); в истории литературы выделяются писатели, служащие образцами: предромантические и романтические критики главным гениями мировой словесности объявляют У.Шекспира с его смелостью, «дикостью», презрением к правилам, в античной литературе его аналогом признается Пиндар. Комплекс идей о гении, выработанных в ходе 18 века, был обобщен в эстетике И.Канта - наиболее значительном опыте включения категории гений в универсальную философскую систему. По Канту, «Гений - это врожденная способность души, посредством которой природа дает искусству правила»; он отделен от вкуса (поскольку вкус - лишь способность суждения, а не продуктивная способность); его главное свойство - оригинальность; образующие его душевные способности - воображение и рассудок в их «счастливом сочетании», позволяющем «схватывать быстро исчезающую игру воображения и придавать ей единство в понятии» («Критика способности суждения», 1790). Гердер вносит в комплекс идей о гении новый мотив органической целостности: «Гением стал лишь тот, кто… создал живое целое» («О критике, вкусе и гении», 1800); его душа отображение мировой души в ее полноте и цельности: так, для «великого духа» Шекспира «весь мир - только тело, вся явления природы - члены этого тела, все возможные характеры и мировоззрения - лишь черты этого духа, а все целое может именоваться так же, как гигантский бог Спинозы: Пан! Универсум!» (И.Г.Гердер. О Шекспире, 1773).

Для романтиков гений - «божественное в человеке» (Ф.В.Й.Шеллинг. Философия искусства, 1807), которое может проявляться помимо и вопреки личности поэта; отсюда - романтическая концепция двойственности гения, допускающая его личную ничтожность, и представление о гениальности как бессознательном: «То самое могучее в поэте, что вдыхает в творения его добрую и злую душу, есть бессознательное… поэт великий… откроет и раздарит клады, которых сам не увидит» (Жан Поль. Приготовительная школа эстетики. Программа 3). Гений трактуется как универсальное, протеическое существо, способное совмещать в себе множество противоречивых идей, образов и «индивидуальностей»: «гениальный человек», согласно Новалису, «должен, чтобы сформировать свою индивидуальность, вбирать в себя и ассимилировать в себе все новые индивидуальности» (Novalis. Das allgemeine Brouillon. 1798 Idem. Schriften. Stuttgart, 1968). Романтического гения отличает способность к мгновенному синтезу, он не нуждается в длительных мыслительных процедурах, чтобы найти правильное решение, которое приходит к нему как озарение: «Синтетические операции - прыжки… Гений - прыгун по преимуществу». При этом «гений не делает ошибок» (У.Блейк. Маргиналии 1808 г.). Распространившаяся в эпоху романтизма идея о гении как способности к бесконечному перевоплощению приводит к мысли о том, что он проявляется не только в создании абсолютно нового, но и в обновлении и комбинировании старого. Гений - своего рода воскреситель и искупитель прошлого, возвращающий его нам в преображенном виде: «В поэзии в такой же мере, как и в философских исследованиях, гений заявляет о себе наиболее ярко тогда, когда он открывает новые стороны давно известных вещей, извлекает старые истины из состояния забвения…» (С.Т.Колридж. Biographia literaria). Иенскиеромантики реабилитируют барочную категорию остроумия, видя в нем одно из свойств Гения («Гений - это хотя и не произвол, но свобода, как остроумие, любовь и вера, которые должны однажды стать искусством и наукой» - Ф.Шлегель. Критические фрагменты, No 16; 1797), в то время как английские романтики (прежде всего Колридж) противопоставляют остроумию воображение как подлинную стихию гения. Идея как творческой силы в романтическую эпоху нередко сливается с мифологическим образом гения как духа-покровителя, посредника между человеком и небом; творческий дар персонифицируется в образе гения божества: «Гений светлый, добрый Гений, Как отраден твой приход! Сердце жаждет вдохновений, Как росы засохший плод…» (П.А.Катенин. Гений и поэт, 1830).

Проблема различения гения и таланта активно обсуждается с конца 18 века. При всем разнообразии мнений можно выделить три основных направления в решении этого вопроса:

  1. Гений понимается как сила, создающая нечто новое, а талант - как высокая способность к воспроизведению и подражанию («Тот, кто за некоторое время способен сделать больше, чем другие, обладает силой; кто может сделать больше и лучше - имеет талант; кто может создать такое, чего еще никто не создавал, - обладает гением» - И.К. Лафатер. Афоризмы о человеке);
  2. Талант - производительная способность, в то время как гений - некое свойство восприятия, способность видеть мир особым, принципиально новым образом; гений определяет стадию восприятия, а талант - стадию выражения. «Гений - это инстинктивная способность все видеть и все понимать, а талант - дар все передавать и все выражать» (Ш.Ж.Л.де Шендолле. Дневник, 1833); Т. Де Квинси сходным образом трактует талант как проявление «воли и активности», а гений - как «функцию пассивной природы», как определенный модус восприятия («Автобиографические очерки», 1853). А.Шопенгауэр, приспосабливая концепцию гения как определенной формы «пассивного восприятия» к нуждам своей философской системы, видит в гении «субъекта, свободного от воли», способного полностью раствориться в созерцании и стать «ясным зеркалом сущности мира» («Мир как воля и представление»);
  3. Гений - универсальная творческая способность, талант - специализированная способность к определенному виду активности. Эта точка зрения пользуется наибольшим признанием и изложена, в частности, в «Эстетике» Г.В.Ф.Гегеля, где гений определен как «всеобщая способность к подлинному порождению произведения искусства», а талант - как «частная способность» к определенным видам творчества.

Антиномия гения и мира (обыденности, земной реальности), намеченная еще предшественниками романтизма, была осознана в позднем романтизме как невозможность для гения, воплощающего универсальное, не ведающее границ сознание, примириться с ограниченным посюсторонним бытием. В дальнейшем этот разрыв между гением и миропорядком так и не был преодолен. Гёте предпринимает попытку вписать гения в систему мирового устройства, представив его своего рода законодателем мира и определив его как «такую человеческую силу, которая, посредством действий и поступков», дает миру «закон и правило» («Поэзия и правда»), однако в позднейшем развитии идеи гения мотив его противопоставленности миру продолжает доминировать: образ либо эволюционирует в сторону ницшеанской идеи «сверхчеловека», презирающего Божественное мироустройство (усвоенной фашистской идеологией), либо принимает вид болезненной психической или физической аномалии, несовместимой с гармонией и нормой (связь гения и болезни в романе «Доктор Фаустус», 1947, Т.Манна). Усталость европейского художественного сознания от образа гения и сопряженных с ним неразрешимых противоречий вылилась в попытки избавиться вообще от концепции: Ш.Бодлер видит в гении «не более чем детство, сознательно возвращенное и оснащенное взрослыми физическими орудиями самовыражения» («Художник современной жизни». Бодлер Ш. Романтическое искусство); Б.Кроче, осмысливший искусство как совокупность «выражений», по своей природе тождественных «выражениям» обыденного языка, видит в гении чисто «количественное понятие», поскольку «наша фантазия по природе своей тождественна» фантазии гения («Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика», 1902). Тривиализация, которой подверглась идея гения в массовой культуре, может восприниматься в литературе 20 века и как правомерная реакция на чрезмерности романтического культа, и как вызов, бросаемый измельчавшей культурой подлинно духовной личности. Для героя романа Р.Музиля «Человек без свойств» (1930-43) поводом к «отпуску от своей жизни» становится именно осознание своего времени как эпохи, когда «футболисты и лошади обладают гением».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!