Информационный женский портал

Как выжигать по дереву для начинающих: пособие с описанием исходных материалов и инструментов для этого. Выжигательный аппарат. Как пользоваться

Выжигание по дереву на сегодняшний — очень распространенное мастерство. Им увлекаются не только дети, но и взрослые. И это не просто так, ведь во время данного занятия проявляется смекалка, фантазия и конечно же мастерство человека (ребенка). Речь сегодня пойдет о том, как выжигать по дереву для начинающих. Для тех кто не умеет выжигать, данная статья покажет и расскажет, как научиться.

Также многие при выборе выжигательного инструмента задаются вопросом: «Можно ли выжигать по дереву паяльником?» Ответ таков: самое главное, чтобы сам паяльник был мощным, тогда можно им выжигать. Но лучше конечно приобрести специальный аппарат, так как у него уже и мощность подходящая, да и в комплекте дополнительные насадки имеются. С их помощью выжигать будет еще проще.

Начинаем с портрета

Выжечь портрет не так-то и легко. Самое главное — это правильно и качественно перенести с фото рисунок на основу.

Как уже говорилось, для начала необходимо перенести портрет с фото или с натуры на древесину. Он должен быть похож на того, с кого вы решили написать портрет.

После чего начинаем сам процесс выжигания. Для данного портрета использовались все толстые насадки. В итоге вот что получилось:


Создаем ангела

В данном мастер-классе будет описан пошаговый процесс создания выжженной картины, которую назовем «Ангел».

Для работы требуется следующие инструменты и инвентарь:

  • Фанера или древесина;
  • Выжигательный аппарат;
  • Готовый нарисованный шаблон;
  • Бумага для копирования;
  • Дрель;
  • Пилка;
  • Лобзик;
  • Морилка;
  • Рамка;
  • Клей ПВА.

В первую очередь необходимо сделать шаблон. Ищем в Интернете подходящую картинку и распечатываем необходимого вам размера. Далее вырезаем или покупаем лист фанеры, которая в дальнейшем будет основой.



Распечатанный шаблон переносим на основу.


Затем необходимо выпилить нужные части. Для этого вначале используем дрель, с помощью нее делаем отверстия. В дальнейшем в них будем вставлять пилку и выпиливать. В первую очередь выпиливаем самые мелкие детали, постепенно переходим на более крупные. После чего берем выжигательный аппарат и по контору делаем штрихи.


Подложка под готовую работу покрывается морилкой. Цвет выбирается на ваше усмотрение. Склеиваем клеем ПВА готовые детали. Затем готовую картину вставляем в рамку и после этого наносим слой лака.


Вот и все картина «Ангел» полностью готова.

Легкий урок

  • Лист фанеры;
  • Аппарат для выжигания;
  • Эскиз (рисунок);
  • Бумага для копирования;
  • Простой черный карандаш;
  • Семечки от арбуза (тыквы);
  • Скотч;
  • Краски;
  • Кисточка;
  • Наждачная бумага.

Итак, приступим к процессу.

Для начала подготовим основу. Берем лист фанеры необходимого нам размера, зашкуриваем ее наждачной бумагой. Поверхность должна быть ровной и гладкой.


Рисунок выбираем в Интернете и распечатываем. После, при помощи копировальной бумаги переводим его на фанеру.

Совет! Для того чтобы копирка с рисунком не двигались, можно закрепить их кусочками скотча.


Переводим рисунок на основу. Вот что должно получиться. Обязательно проверьте, все ли линии про рисовались.




Вот мы и подошли с вами к самому процессу выжигания. Выжигательному аппарату даем нагреться, после чего выжигаем по нарисованному контуру.


После выжигания контура необходимо раскрасить рисунок. Делаем это аккуратно.


Работа практически готова. Осталось лишь при помощи клея и косточек сделать рамку. Убираем нашу с вами работу до полного высыхания.


Таким образом можно выжечь следующее:

  • Различные картины;
  • Логотипы;
  • Различные надписи;
  • Узоры.

И сделать все это можно и реально в домашних условиях. Ведь как такового специального дорогостоящего оборудования данное мастерство не требует.

Пышные цветы

Для работы потребуются следующие инструменты и материалы:

  • Прозрачный лак;
  • Кисточка;
  • Выжигательный аппарат;
  • Стирательная резинка;
  • Лист фанеры необходимого размера;
  • Копирка;
  • Наждачная бумага.

Как правильно выполнить выжигание?

Для начала выбираем и определяемся с рисунком. Распечатываем его на листе бумаги. Затем берем лист фанеры необходимого нам размера.




Прежде чем переводить рисунок на основу, необходимо ее выравнять. Как правильно это сделать? Для этого берем наждачную бумагу и зашкуриваем основу.


На подготовленную основу укладываем копирку, а поверх нее лист с рисунком. Чтобы бумага и лист не двигались, предлагаем их закрепить к фанере. Переводим рисунок.


Проверяем, все ли линии пропечатались. Вот какой рисунок получился:


Включаем выжигательный аппарат в розетку и ждем, пока он нагреется. Затем аккуратно по контуру начинаем выжигать рисунок.

После того как контур выжгли, необходимо заполнить фон. Делаем это штрихами, которые располагаются по отношению друг друга параллельно.


Чтобы наша картина смотрела более аккуратной, предлагаем вам оформить рамку из косточек арбуза. Осталось лишь покрыть готовую работу лаком.




Вот и все, картина «Цветы» полностью готова и радует глаз окружающих.


Видео по теме статьи

Предлагаем вашему вниманию подборку видео-уроков по данной теме:

Понадобится выжигательный аппарат и материал для обработки, а именно древесина в разных ее видах: бруски, доски, фанера. Материал, который будет использоваться, обязательно должен быть сухим, с ровной и матовой поверхностью. Кроме этого, не допускается наличие ярко выраженных годичных колец.

Подготовка материала к работе

Итак, если материал уже подобран и имеет нужную вам форму, нужно приступить к его подготовке. Для начала материал шлифуют среднезернистой шлифовальной бумагой, затем мелкозернистой. После этого выбирают рисунок. Если выжигание по дереву - новое для вас занятие, то желательно выбрать несложный рисунок, который переводится на материал самым простым способом.

Положите рисунок на материал ровно по центру и накройте его сверху прозрачной калькой. Рисунок с калькой закрепите кнопками по углам. Теперь заточенным карандашом тщательно обведите картинку. Копировальную бумагу желательно применять старую и черную, чтобы материал не запачкался.

Процесс выжигания

Используя выжигательный аппарат по дереву, можно выполнить художественное изображение несколькими способами: контурным, живописным и художественным.

Контурное выжигание

Данный вид выжигания используется в основном начинающими мастерами, которые считают, что он прост и очень схож с работой карандашом. Однако это ошибочное мнение. При выжигании контурным методом следует избегать появления точек, которые могут образоваться в результате остановки иглы или медленного ее движения.

Работать нужно слабо раскаленной иглой, поэтому на трансформаторе должно быть на самом минимуме. Самое главное, что следует знать при выжигании по дереву - это то, что нельзя жать на иглу, а только слегка прикасаться к поверхности материала, делая и плавные. Обычно точки появляются в начале и в конце линии. Чтобы их избежать, не нужно ставить иглу перпендикулярно дереву.

Обычно контурное выжигание используют для различных надписей, а вот в работе с орнаментом нужно использовать его в качестве штриховки.

Силуэтное выжигание

Для такого метода выжигания используют выжигатели по дереву с иглой, у которой загнутая часть расклепана, а «подошва» тщательно отшлифована. Для начинающих рекомендуется минимальный накал иглы. Если технология силуэтного выжигания выполняется точно, то получится гладкая и темная поверхность, без царапин и ямок, прожогов и светлых пятен. Данный прием в силуэтном выжигании называется «гладкий штрих». Таким способом можно выжигать очень большие поверхности и получать различные оттенки: от светло-бежевого до глубокого темного.

Художественное (живописное) выжигание

Технические приемы такого выжигания базируются на приемах силуэтного и контурного. При художественном выжигании очень важно показать предметы, находящиеся близко (передний план), а также предметы, находящиеся в глубине (задний план). Но самое главное - создать впечатление Материал предметов, которые изображаются, передается в основном за счет различной техники штриха и приемов растушевки.

Правила использования выжигателя

1. Прежде чем включить выжигательный аппарат, необходимо расправить все провода. Во время работы нужно следить, чтобы они не спутывались.

2. Следует помнить, что выжигательный аппарат не должен работать более двух часов подряд. Поэтому каждые полчаса желательно делать перерыв на 5 минут и проветривать помещение.

3. Эксплуатировать выжигательный аппарат рекомендуется в светлое время суток, но во время работы ночью нужно позаботиться о том, чтобы свет падал на материал слева, если вы правша, и наоборот.

4. При выжигании старайтесь беречь поверхность материала, поэтому под руку подкладывайте чистый лист бумаги, чтобы не пачкать работу.

Выжигание по дереву (или пирография) – увлекательное занятие, тесно связанное с традициями русского народного творчества. Пирография - техника, применяемая в художественной графике и декоративно-прикладном искусстве.

История

Выжигание по дереву довольно популярное занятие. Оказывается, первые изделия с выжженным узором, датированные 700 годом до н.э., были найдены при археологических раскопках в Перу. В той или иной форме пирографию можно встретить в культуре любого народа. Особенно в этой области рукоделия преуспевали русские мастера. Выжигание по дереву в России появилось еще в ІX веке, уже тогда люди использовали дерево во многих видах прикладного творчества. Изначально мастера выжигали при помощи огня, чуть позже стали использовать раскаленные металлические стержни и гвозди, заточенные под определенным углом.

В Европе выжигание по дереву превратили в настоящее искусство, выйдя за рамки народного творчества, а в России пирография продолжила развиваться как один из его видов. В XVІІ веке в городе Сергиев Посад с помощью пирографии украшали деревянные игрушки, ложки и братины (сосуды для питья), а в конце XІX века там же наладилось производство матрешек , обрамленных выжиганием.


В начале XX века выжженными узорами стали декорировать стаканы, солонки, ковшики, шкатулки , коробки и др. Все узоры того времени были посвящены тематике старого русского быта и древнерусской архитектуры. В 1917 году количество выпускаемой продукции, украшенной с помощью пирографии, было сокращено. Примерно в тот же период в селе Полоховский Майдан Нижегородской области появилось токарное производство, на основе которого мастера стал декорировать токарные изделия выжиганием.

В 1964 году в Башкирии было налажено производство предметов из древесины липы, которые также украшали выжженными узорами. Мастера создавали ковши с крышками, солонки, челяки для хранения меда , фигурки людей в национальных костюмах и пр. В тот же период был изобретен электрический прибор для выжигания, и тогда это вид рукоделия стал пользоваться популярностью среди взрослых и детей. В школах были организованы специальные кружки, где ученики познавали азы выжигания по дереву. Несмотря на то, что этот пирографический прибор довольно громоздкий, он и по сей день используется мастерами-любителями. Более усовершенствованный прибор для выжигания по дереву был изобретен в 1962 году Роем Чайлдом, а спустя десять лет был налажен промышленный выпуск пирографов с проволочными наконечниками.

Сегодня выжиганием по дереву может заниматься любой желающий, даже не имеющий специального образования. Пирография может стать не только хобби , но и способом зарабатывать неплохие деньги. Ведь изделия, украшенные выжиганием, пользуются спросом всегда. Немного терпения и фантазии, и выжигание доставит вам самые позитивные эмоции.

Инструменты


Для того чтобы процесс выжигания по дереву доставил как можно больше удовольствия, следует позаботиться о приобретении всех необходимых инструментов и материалов. Итак, для пирографии потребуется доска пюпитра. Она играет роль подставки для дощечки, на которой планируется выжигать узор. Существуют подвижные пюпитры, их высоту и наклон можно регулировать. Конечно, самым важным инструментом для этого вида рукоделия является электровыжигатель, наделенный сменными проволочными фигурными штифтами. Также в пирографии используют термокаустер с бензиновой или газовой горелкой, на которой корпусные штифты подвергаются нагреванию.

Вообще, в качестве выжигателя можно использовать торцовый электропояльник, но вместо стержня стоит снабдить его головкой с винтовой резьбой для штифтов.


Рабочей частью пирографа является штифт, он может быть корпусным или проволочным. Благодаря проволочным штифтам различной формы можно выполнить сложные и мелкие детали. Корпусные штифты, как правило, применяют для глубокого и плоского выжигания. Не менее важную роль для выжигания играют пассатижи, они предназначены для придания проволоке нужной формы. Также понадобится наковальня (или молоток), кусачки, отвертка, и конечно же, настольная лампа.

Для нанесения рисунка на деревянную поверхность необходим мягкий карандаш, не оставляющий бороздок на древесине. По окончании работы его легко будет стереть с помощью ластика. В работе может понадобиться скальпель и клейкая лента. Рекомендуется иметь в наличии копировальную бумагу, она необходима для перенесения рисунка с бумаги на древесину. Совет: лучше всего использовать копировальную бумагу с угольным покрытием черного цвета.

Для пирографии также могут понадобиться следующие предметы: стальная линейка, угольник, кисточки из соболя или белки, металлические подставки для штифтов и выжигателя, наждачная бумага.

Материалы

Одним из самых важных вопросов пирографии считается выбор материалов, поскольку от качества материалов зависит конечный результат. Итак, древесину лучше всего приобретать в магазинах в виде готовых деревянных чертежных и разделочных досок, фанер или шпона.

При покупке древесины необходимо учитывать следующие факторы:

  • древесина должна иметь однородную мелкопористую структуру, без сучков, трещин, смоляных кармашков, засмолок, роек и других пороков;
  • не рекомендуется приобретать древесину смолистых пород;
  • для выжигания идеально подходят твердые породы древесины, на мягких будет сложнее исправить ошибки;
  • поверхность деревянного материала должна быть ровной и чистой;
  • выбор цвета древесины зависит исключительно от предполагаемого рисунка, более насыщенный и выразительный узор получится на дереве светлых пород.

Самыми лучшими материалами для выжигания считаются липа, ольха, тополь, береза и каштан.

Выжигание по дереву, оно же пирография, набирает все большую популярность среди людей всей групп и возрастов. И это понятно, ведь пирография не только увлекательное занятие, во время работы которого развивается фантазия и мастерство, но и прекрасный подарок родным и близким в стиле handmade. Выжигание по дереву доступно не только просвященным гуру в деле выжигания, но и для начинающих. Мы расскажем подробнее чуть ниже как выжигать по дереву для начинающих.

Как правильно выбрать инструмент для выжигания

Первым шагом в освоении искусства выжигания является приобретение выжигательного прибора, в идеале, если такой прибор будет подпитываться от электричества. Также необходимы небольшие дощечки или куски фанеры, выпиленные нужной формы. Их необязательно выпиливать самим, достаточно приобрести несколько вариантов в специализированных магазинах. Там же, кстати, продают и деревянные фигурки всевозможных размеров и форм, уже готовые дощечки в рамках, с нанесенными на них эскизами от самых элементарных до невероятно сложных изображений.


При выборе выжигательного аппарата, многие задаются вопросом, а можно ли выжигать по дереву паяльником? Наш ответ, конечно можно! Это самый простой способ выжигания узоров по дереву в домашних условиях, доступный каждому. Единственной сложностью в работе выжигания пальником является то, что нужно использовать паяльники разных диаметров. Но если вы решили приобрести специализированный аппарат по выжиганию по дереву, а не паяльник, помните, для начинающих выжигателей идеальным вариантом будет выжигатель в форме ручки, которым вы просто будете рисовать по шаблону. К такому инструменту обычно прилагаются скобочки и шпильки, которые ставятся в основание рукоятки выжигателя, они то и формируют различные по толщине и цвету линии узоров.

Выжигатель по дереву непосредственно перед работой должен быть нагрет по максимуму, об этом будет свидетельствовать наконечник, раскаленный до темно-красного цвета. Выполнение выжигания по дереву сводится к постоянному изменению наклона и накала, а иногда и размеров пера, что позволяет добиться различной глубины прожженной линии, а значит, и по цвету она будет отличаться. Оттенки разной по глубине линии колеблются от светлых коричневых до насыщенных темных коричневых.

Выбираем деревянную основу и эскизы для первых работ

  • На первых порах лучше выбирать дощечки из мягкой, светлой, однородной древесины, которая обязательным образом шлифуется для идеально ровного и гладкого состояния. Такой древесиной богаты деревья березы, липы, ольхи, тополя. На таких заготовках легче выжигать и не нужно подстраиваться под структуру дереву. Обычно новички выжигатели используют фанеру, которая легче поддается обработке, доступный в продаже и достаточно бюджетный материал. После того, как вы набьете руку и научитесь работать с деревом, можно приступать к древесине с неоднородной структурой, которая поможет акцентировать внимание на некоторых деталях таких, как облака, вода, деревья или, например, полоски на шкуре зебры и тигра.
  • Рисунок для выжигания можно нарисовать от руки простым карандашом либо перенести его на дощечку при помощи копировальной бумаги. Минусом такого способа является то, что линии, прорисованные при помощи копировальной бумаги, расплываются при нагреве и трудно стереть при необходимости. Идеальным вариантом для переноса рисунков на доску является черная графитовая бумага для светлой древесины и белая графитовая бумага для нанесения рисунка на очень темное или заранее обожженное дерево. Кроме того, можно приклеить папиросную бумагу с узором на древесину и по ней выжечь изображение, при этом поверхность дощечки не запачкается, а бумага при нагревании будет плавиться. При помощи выжигательного аппарата можно выжечь различные картинки, надписи, узоры, логотипы.
  • Новичкам не следует выбирать на первых порах сложные по выполнению рисунки и узоры, сначала лучше набить руку на несложных изображениях средних по размеру, составленных из миниатюрного количества линий и штрихов. На фото ниже представлено несколько вариантов эскизов для начинающих выжигателей по дереву.

Предлагаем ознакомиться с тремя известными мировыми художниками-пирографистами, в совершенстве владеющими искусством выжигания по дереву.

Пирография от Джули Бендер в цвете сепия


При помощи искусства выжигания по дереву Джули передает мельчайшие штрихи животных настолько нереально, что создается впечатление того, что вы утопаете в многообразии палитры тонов и полутонов. Каждая деталь из ее выжженных картин выполняется микроскопичной сверхтонкой штриховкой и игрой световых лучей. Для создания одной такой картины у нее уходит не один день, от мастера требуется не только талант, усидчивость и опыт нескольких лет, но и любовь к такому искусству, как пирография.

Сначала Джули в течение долго времени наблюдает за животными, впитывает каждую их черточку и тени на коже при движении, а потом, вдохновившись, делает наброски на тщательно отполированной деревянной доске из клена или плотной бумаги для акварели при помощи простого карандаша. Клен имеет кремовый оттенок и легкую зернистость, что позволяет придать будущей картине цвет сепии. Затем при помощи различных по размеру и форме наконечников выжигателя скрупулезно прорабатывает каждый блик света, каждая тень и штрих шерсти животного. На работу одной ее картины размером с тетрадный лист уходит иногда до нескольких месяцев работы! Вот, что значит любить свою работу и получать за нее заслуженное вознаграждение, стоимость одной ее огненной работы может достигать 4 тыс. долларов.

Выжигание по дереву от LeRoc


Известный южноафриканский художник при помощи огня и подручных инструментов может выжечь портреты людей, животных, технику, деревья. В качестве основного инструмента использует паяльник, ранее излюбленным способом выжигания были пламя зажигалки, гвозди и плоскогубцы. Все свои работы пирограф посвящает ценителям природы и граффити, ведь они по его мнению являются составляющими друг друга.

Пирография на досках для серфинга от Питера Уокера


Питер Уокер - известный австралийский пирограф, который выжигает свои работы на досках для серфинга. Полые доски из древесины вырезаются из быстрорастущих деревьев, каждая доска обрабатывается вручную, иногда к этому подключаются другие дизайнеры. Выжигание Питер выполняет при помощи лазерной технологии.

Видео по теме

Предлагаем вашему вниманию несколько видео роликов, которые наглядно покажут, как научиться выжигать разнообразные картины и орнаменты в домашних условиях.

мк взят с сайта По шажочкам точка ru
Категория:

Пирография (или выжигание по дереву ) — увлекательное и полезное занятие и для детей, и для взрослых. К примеру, у нас в семье совсем недавно возник ужасно сложный вопрос: что подарить дедушке на День рождения? Дата круглая — 60 лет, и подарки от внуков должны были быть особенными. Мой старший сын решил подарить дедушке небольшую картину, выполненную с помощью выжигания. Так что сейчас я расскажу, как мы с ним делали подарок для дедушки (то есть представлю Вашему вниманию фото урок — выжигание по дереву для начинающих ) .


Нам понадобится:


- электроприбор для выжигания по дереву ,


Доска, на которой мы будем выжигать,


Копирка — 1 листик,


Простой карандаш, ластик (чтобы исправить карандашную ошибку),


Лак для волос (и, желательно, обычный лак для древесины),


Краски (гуашь или акрил) — вместо красок подойдут также яркие фломастеры, восковые мелки или даже простые карандаши.


Приступаем:


1. В первую очередь нам надо найти подходящий рисунок. Мы поискали в книгах и взяли рисунок из книги «Полная энциклопедия восточных узоров «.



2. Подобрали подходящую по размеру доску (они у нас остались после окончания строительства дома) и отксерокопировали нужный рисунок (можно эту часть шага пропустить и перейти сразу к шагу номер 4) :



3. Затем вырезали рисунок по контуру, приложили его к доске (с учетом «рамочки»), обвели карандашом и отпилили ненужную часть доски. Ту часть доски, на которой мой ребенок планировал выжечь рисунок, он тщательно ошкурил:





4. Теперь надо перенести рисунок с бумаги на доску. Воспользуйтесь для этого копировальной бумагой:





Если рисунок в некоторых местах получился не слишком четкий, прорисуйте его простым карандашом прямо на деревянной заготовке:




5. Настала очередь прибора для выжигания: не забывайте регулировать степень его нагрева, чтобы не получились «подпалины»:








6. Можно оставить картину в таком виде, но можно ее и раскрасить. Чтобы не ошибиться в выборе цвета, мой сынуля сначала попробавал разные краски на ксерокопии рисунка:






7. Чтобы нашу картину можно было повесить на стену, на ее изнаночной стороне надо сделать углубление под шуруп (это я поручила мужу и он надсверлил нам доску):




8. Рисунок на древесине лучше закрепить с помощью специального лака (он продается в строительных и хозяйственных магазинах). У нас «под рукой» его не оказалось, пришлось воспользоваться лаком для волос, который нанесли в три слоя (каждый новый слой наносили после полного высыхания слоя предыдущего):





Вот и все. Наш подарок готов и можно отправляться в гости!


Совет: Очень красиво смотрится выжигание на наклонном срезе дерева с сохранившейся корой .



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!