Информационный женский портал

Как называются дома в индии. Индийский дом: крепость для большой семьи. Самобытность жилых районов

Индийский стиль в интерьере — это уникальное сочетание простых форм и линий, скромности и даже аскетизма с изысканностью и тонким вкусом. Дизайн квартиры или любого другого помещения дополняют золотые предметы, роскошный декор, элегантная инкрустированная и резная мебель. Это не все, но основные части индийского стиля дизайна интерьера. Исследование восточной изысканности з главная цель сегодняшней статьи, поскольку мы хотим понять, что такого особенного в украшении индийского жилища.

Комната, оформленная в индийском стиле, включает в себя национальные орнаменты, богатые фактуры и великолепные рисунки. Такой интерьер часто можно увидеть в кино или на фотографии.

Общая характеристика индийского стиля

Существует большое значение, придаваемое духовной стороне жизни, религиозные концепции и объекты составляют основу упорядоченной жизни в Индии. Дом, в котором доминирует индийский дизайн, обязательно насыщен оранжевыми, малиновыми, бирюзовыми оттенками, а их тона редко можно встретить в другом месте.

Предметы мебели, составляющие интерьер квартиры, предпочтительнее невысокие и изготавливаются своими руками из тика (массив дерева). Кровати и диваны должны быть удобными и мягкими, уютными для отдыха и сна.

Индийский дом может в основном состоять всего из трех или четырех основных предметов мебели, но их выбору следует уделить пристальное внимание. Выполненные для себя предметы интерьера должны сочетаться по фактуре, стилистике и обязательно по цвету.

Индийский стиль можно узнать на фото и по характерной особенности: предметы мебели легко трансформируются. Экран, двери, жалюзи, стулья и столы при необходимости могут легко изменить свое назначение. Декор квартиры в Индии обязательно должен содержать элементы из слоновой кости, тикового дерева, кованого железа.

Интерьер в индийском стиле представлен изделиями из перламутра, латуни, серебра. Дизайн часто предполагает декорирование комнат разноцветными перьями. Люди в Индии обычно делают резьбу по дереву, тиснение и создают изящные предметы из металла своими руками. Дом (или помещение), соответствующий индийскому стилю, обязательно инкрустирован бронзовыми, серебряными, цветными камнями.

Индийский современный дизайн квартиры также имеет специальные аксессуары:

  • картины, где обязательно присутствуют сцены из жизни Будды;
  • экраны, украшенные картинками или фотографиями женских фигур;
  • скульптуры религиозного характера (индийский стиль немыслим без них);
  • фигурки птиц и животных из глины, разноцветные свечи различных форм (обычно дом в Индии богато украшен такими вещами);
  • подвешенные к двери или в оконном проеме звонкие безделушки (не менее характерная особенность индийской квартиры);
  • кальян (известен в Индии с древности и до сегодняшнего дня, обязательно входит в любой декор);
  • живые цветы или сделанные своими руками из самых ярких натуральных материалов (следует помнить, что индийский интерьер во многом «флористический»).

Детали в дизайне интерьера

Европейцы часто представляют индийский стиль в интерьере как смесь ярких цветов, тканей, статуэток, множества зеркал, свечей и других атрибутов, некоторые из которых сделаны своими руками. Такой дизайн можно увидеть на фото, но чрезмерное разнообразие — не совсем правильное представление о том, что такое индийский дизайн.

Индийский дом и его дизайн действительно выглядят красочно, но это буйство красок не приторно, а продуманно и правильно расставлено. Настоящий индийский дом привлекает своим теплом, домашним декором, уютом и мягкостью. Интерьер привлекает, прежде всего, своим открытым гостеприимством.

Индийский интерьер предполагает особое внимание к цветовым композициям, так как именно оттенки играют ведущую роль в декорировании. Анализируется любая мелочь — как взаимодействуют цвета, как они сочетаются с мебелью и предметами в комнате. Цветовое оформление не должно негативно сказываться на настроении хозяев.

Индийский интерьер — это правильный выбор цвета и рисунка. Очень популярным в индийском стиле является цвет мякоти мускатной тыквы. Он представляет собой ярко-оранжевый красноватый оттенок. Индийский современный дом может также содержать смелую палитру всех оттенков.

В интерьерах этой страны широко используется сочный ярко-зеленый цвет и все его оттенки. Комната с преобладанием красных тонов часто встречается на фото жилья в Индии.

Интерьер в индийском стиле предусматривает особый дизайн стен. Огромные по размерам площади дают возможность для художественных экспериментов. В индийском интерьере стены окрашены в золотистый, желтый, бирюзовый, светло-зеленый. Однако эта яркость к месту. Стиль можно полностью соблюдать, если использовать теплые или нейтральные оттенки, тогда декор можно выделить песочным, темно-коричневым, нежным оранжевым оттенком.

В интерьере обязательно должны присутствовать набивные ткани с яркими растительными орнаментами, рисунками птиц и животных. Традиционный дом в Индии, безусловно, украшен орнаментом особой каплевидной формы. Этот узор называется «индийский огурец».

В качестве покрывал используются набивные ткани с узорами. Из них обычно шьют чехлы на подушки, шторы, занавески, портьеры. Правильное использование тканей позволяет быстро оформить дом в традиционном индийском стиле.

В оформлении индийского дома разнообразие арок несет особую декоративную нагрузку. Зеркала, спинки стульев, диваны и кровати украшены с помощью этого элемента. Формы мебели простые, но богато украшенные.

Дизайн мебели должен отражать кропотливую ориентацию и терпение. Декоративные предметы интерьера лакируются, украшаются слоновой костью, черным перламутром или ажурной резьбой. Индийский стиль в интерьере должен содержать эти незначительные, но важные для общего направления детали.

Мебель в индийском доме

Для сидения используются круглые стулья с подушками, но без спинки, низкие табуреты и скамейки. Еще в XIX веке неприхотливая мебель из Индии была популярна в европейских странах. Низкая кровать (каркас с плетеной плоскостью для лежания), которая позволяет соблюдать традиционный стиль, широко используется в интерьере. Дизайн будет гармонично смотреться, если основные предметы мебели сочетаются в своих оттенках.

Для индийского интерьера характерны следующие предметы мебели:

  • в интерьере должен присутствовать низкий журнальный столик. Он характеризуется прямыми, массивными ножками, резными краями и чаще всего имеет стеклянную поверхность;
  • интерьер любого дома в Индии немыслим без узкого и низкого шкафа с дверцами. Украсьте двери металлическими или деревянными вставками в виде решетки;
  • тумбочка также является главной деталью интерьера. Роспись тумбочки фигурами лошадей, слонов, девушек в традиционных одеяниях или наброски из жизни богов – вот что актуально для этого стиля;
  • интерьер хорошо смотрится, если в нем есть резной экран или ширма;
  • фигурки животных из натуральных материалов обязательно должны присутствовать в интерьере. Чаще всего в большинстве индийских домов можно увидеть миниатюрных священных коров, крокодилов, змей, антилоп, слонов.

Индия - крупнейшее государство в Южной Азии, второе по численности в мире и седьмое - по территории. Это страна удивительных контрастов. Место зарождения индской цивилизации хранит древние богатые культурные традиции и берет курс на стремительное экономическое развитие. Вместе с тем множество людей живет за чертой бедности, распространена безграмотность. Но и в таких условиях люди сохраняют дружелюбие и гостеприимство.

Особенности жилой архитектуры в Индии

Архитектурные формы, обустройство жилья и быт в Индии - очень разные и зависят от региона, климата, религиозных и культурных традиций народностей. Но для большинства домов характерно трехчастное деление:

  • Чоук - внутренний двор, наиболее обширная часть домовладения, где ведется хозяйство.
  • Тибари - полузакрытое пространство под навесом, лоджия или терраса для отдыха и общения. Здесь можно скрыться от дождя или палящего солнца.
  • Котхари - внутренние помещения дома. Обычно это небольшие комнаты, где хранятся вещи семьи.

Большую часть времени люди стараются проводить в открытом пространстве внутреннего двора, иногда и спят здесь же, не заходя под крышу.

Часто дома одноэтажные, но в засушливых и горных регионах, где земля, пригодная для строительства, в дефиците, возводятся двухэтажные и многоэтажные дома. Здесь большой внутренний двор могут себе позволить только зажиточные граждане, но принцип трехчастного деления все же соблюдается, хоть и в других пропорциях.

Фен-шуй по-индийски

При выборе места строительства и планировке помещений индусы издавна руководствовались Васту - древней «наукой о жилище». Васту вобрала знания и наблюдения многих поколений местных жителей, позволяющие создать в тропическом климате долговечное жилье, где будет комфортно в любое время года. Несколько принципов Васту:

  1. Для строительства предпочтительнее участок с уклоном на север и юг или север и восток. Западная часть должна быть выше остальных.
  2. Не рекомендуется селиться у самого подножья горы или на вершине, так как энергия огня, приписываемая гористым местностям, нарушает биологические потоки человека, приводя к частым головным болям и повышению давления. Сейчас это объясняется «магнитными бурями», случающимися в горных областях.
  3. Дом должен быть обнесен забором - высоким и широким на западе и юге, редким - на севере. В восточной части нужно установить ворота, чтобы энергия солнца беспрепятственно входила в жилое пространство.
  4. В южной части дома размещают спальню и кухню, в северной - кладовую, в западной - детскую, в юго-западной - кабинет, в восточной - ванную комнату.

Столетия колониального господства Англии и мультикультурализм современного мира серьезно повлияли на уклад жизни и мировоззрение индусов. Но первостепенное значение в их жизни до сих пор имеют традиции и религия предков. Так и при закладке нового дома все еще применяются принципы ведической архитектуры Васту.

Быт и обустройство дома

Большая часть населения проживает в сельской местности, но бытовые условия горожан лишь немного отличаются от деревенских. Только несколько сотен из пяти тысяч индийских городов имеют канализационные сети. Доступ к водопроводу есть у половины городов. В местах, где есть электричество, оно поступает с перебоями.

Вместе с тем регион отличается богатейшей древней культурой, подарившей миру уникальные памятники архитектуры (Тадж-Махал, Вокзал Чхатрапати Шиваджи, древний город Хампи, изысканные дворцы и храмы), литературные эпосы («Махабхарата», «Рамаяна», санскритские Веды), такие явления, как индийские танцы и музыка, Болливуд, необычайно красивую традиционную одежду (сари и дхоти).

Что касается обустройства дома, уклад жизни и быт представителей среднего класса практически идентичен. Так, в условиях влажного климата в помещениях не используют обои для декорирования стен. Вместо этого поверхности штукатурят и красят в яркие цвета. Мебели в домах немного, но она массивная, резная, изготавливается из натуральных материалов. По возможности выделяют комнату для религиозных целей - пунджарум. Здесь возносят молитвы богам, предлагают им пищу, поют мантры.

Часто в доме отсутствуют шкафы для хранения одежды, их заменяют 1-2 открытых стеллажа. Избытка бытовой техники не наблюдается, многие семьи живут без стиральных машин и микроволновок. Зато ноутбуки и компьютеры достаточно распространены. Готовят на газовых плитках и в индукционных печах.

Нередко в доме нет туалета, а если есть, то выглядит непривычно для европейца. Комфортабельные современные санузлы можно найти только в гостиницах и домах зажиточных индусов. Горячее водоснабжение - также большая редкость. Если в семье есть достаток, устанавливается бойлер. Ванне предпочитают душевую кабину.

Условия жизни, обустройство дома и быт индусов сильно разнятся и зависят от региона, уровня достатка и образованности, принадлежности к той или иной касте (хотя тенденция постепенной нейтрализации границ между кастами просматривается). Общим для большинства местных жителей является радушие и гостеприимство, философское отношение к невзгодам, стремление к покою и гармонии.

Индии не было недостатка ни в строевом лесе, ни в глине, пригодной для изготовления кирпича, поэтому каменных построек почти не было. Дома уже в древности строили в несколько этажей со светлыми дворами, длинными колоннадами и великолепными террасами. В индийских жилищах имелась канализация. В северной части Индии дома строили из пальмового дерева, а в южной использовали бамбук. Лишь верхние этажи иногда строили из сырцового или обожженного кирпича.

Вход в индийский дом вел по ступенькам мимо комнаты привратника через проходную комнату к центральному внутреннему двору, через который освещались все помещения первого и второго этажей. Двор был вымощен кирпичом, под ним проходил сточный канал. В одном из помещений первого этажа находился колодец. Двор украшала галерея на деревянных столбах. К дому иногда пристраивали боковые флигели, балконы и веранды на втором этаже. С первого этажа на второй вели лестницы в жилые комнаты.

Крыша была плоской, обычно с большим навесом, ее подпирали резные колонны, установленные на низкой каменной стенке вдоль фасада. Крышу крыли черепицей. Снаружи стены расписывали или покрывали твердой блестящей глазурью. Перекрытия обычно строили плоские по деревянным балкам, использовали ложные своды и арки. Полы мостили кирпичом. Дома имели канализацию, водопровод, систему отопления и мусоропровод. Они с легкостью выдерживали длительный сезон дождей.

Расписной порог дома был всегда чисто выметен и даже обрызган водой. Арка входа была выложена слоновой костью, с нее навстречу входившему свешивались ветки жасмина. Проход был усыпан душистыми цветами. Залы и галереи двора выкладывали белым алебастром. Один из дворов дома предназначался для животных - волов, лошадей, слонов и обезьян, которые, как считали индусы, предохраняли дом от болезней. Другой двор был приемной. Здесь стояли роскошные сидения и столы, по стенам развешивали красивые сосуды, наполненные водой, для освежения воздуха. Третий двор служил кухней, здесь же и размещалась прислуга.

Комнаты индийского дома были небольшими, без окон, с отверстиями под потолком для света и воздуха. Внутренняя часть дома разделялась колоннами, легкими перегородками, коврами. В доме устраивали комнату для ритуальных омовений. Ванная комната была целиком выложена кирпичом с мозаичными полами и красивым бордюром по периметру. Индусы поливали себя из сосудов, а потом вода стекала в отверстия пола. Водопроводы строили из керамических труб с широкими концами, что облегчало уплотнение секций асфальтом во избежание течи. Туалеты были аккуратно сложены из кирпича и имели деревянные сидения. По желобам нечистоты попадали в сточные устройства и выгребные ямы. В уборной имелся большой сосуд с водой и глиняный черпак для слива нечистот. Дома индусов были благоустроенными уже в древности.

Мебель была только у состоятельных людей. Комнаты обставляли диванами, покрытыми коврами, столами, табуретами, ящиками и сундуками. Больших столов индусы не знали, для пиров ставили небольшие столики с рисом и зеленью. Были известны стулья без спинки или табуреты с подушками. Табуреты были с круглыми и прямоугольными сидениями, на которые клали подушки.

Красиво выточенные ножки покрывали лаком. Сидения могли быть и плетеными. Поза сидящих индусов была неудобной: ноги скрещивали под собой, сидели наполовину на корточках с поджатой левой ногой. Вельможи сидели на креслах типа трона из фигового дерева. Обшивали кресла дорогой тканью.

Кровати делали с плетеными плоскостями для лежания, низкие, на четырех ножках, с пропущенными через них опорами. Вся мебель изготавливалась из дерева: от жесткого тикового до легкого бамбука. Делали мебель и из гнутого дерева.

Мебель украшали черепаховым панцирем, слоновой костью, благородными металлами, драгоценными камнями. Для ее украшения использовали технику цветного лакирования, бомбейскую мозаику из черного дерева, перламутра и слоновой кости, ажурную резьбу. Декоративный индийский стиль вновь стал интересен Европе в XIX веке.

У индусов не было недостатка в сырье, поэтому они развивали ремесла и имели разнообразную утварь. Посуду они делали из меди, не ковали, а выливали в формы, отчего посуда была ломкой и массивной. Посуда была без украшений и хранилась в нишах стен. Стеклянную посуду они делать не умели, поэтому она была привозной. Зато сосуды из известкового шпата и каменные они изготовляли с древности. Предметами роскоши были умывальники из меди, зеркала и флаконы для туалетных принадлежностей. Светильники в виде женских статуэток служили одновременно и предметами поклонения. Изображения птиц, зверей, рыб и растений на утвари, по мнению индусов, отгоняли злых духов.

ЖИЛИЩЕ ИНДИЙСКИХ КАСТ

В средние века индийское жилище впитало в себя черты арабской и китайской архитектуры, которая прочно опиралась на местные традиции и природные условия. В индийском жилье четко прослеживалось влияние каст. Шудры могли строить дома только из глины, камыша и бамбука не выше одного этажа. Дворцы строили из прочного местного гранита, темно-зеленого хлоритового камня, легко поддающегося резьбе. Камень сочетали с кирпичом. Верхние этажи делали из дерева и штукатурили.

Большинство индийских домов были покрыты штукатуркой, предохраняющей от жары и влаги. Стены домов обмазывали глиной или известкой, смешанными с коровьим пометом. Постройки покрывали яркими цветными росписями. В условиях муссонных ливней большое внимание уделяли открытым дворам, террасам и павильонам. Крышу делали со скатами из бамбука и толстого слоя тростника или черепицы. Стены делали из кирпича, черепицы, башни на стенах - из дерева и бамбука. Дома имели деревянные балконы и террасы.

Верхние этажи были жилыми. Окна закрывали деревянными или алебастровыми решетками. Карнизы, окна, балконы, выходящие на улицу, украшала резьба. Дома сохранили традиционную восточную планировку: внутренний двор, опоясанный галереями, кронштейны с богатой резьбой над нижними этажами, и балконы.

В своих деревнях рыцари средневековой Индии - раджпуты - строили укрепленные дома-крепости с толстыми стенами, башенками, входными воротами. Окна представляли собой резные каменные решетки: из дома было видно, а с улицы - нет. Внешняя стена имела входные ворота на севере или востоке, так как эти направления считались благоприятными для входа и выхода. Входные ворота делались из камня и имели двускатную крышу из черепицы. Во дворе находили. Главное их украшение - роспись стен, позолота, колонны из ценных видов камня, резные ширмы и низенькие табуреточки в дамских покоях. Дома украшали зеркалами, керамикой, мягкими коврами. В каждом доме был шиш-махал - специальный хрустальный или стеклянный зал. Все его стены были украшены стеклянной или хрустальной мозаикой - цветной или зеркальной.

САДЫ НА ВОДЕ

В Индии с древности устраивали сады на воде. Делали их на плотах, прикрепленных к вбитым в дно водоема шестам. Плоты покрывали землей со дна озера, а по периметру обносили забором из тростника.

В Индии росли бамбук, пальмы, кипарис, ива, тополь, платан. Из фруктовых деревьев в садах выращивали яблони, инжир, манго, кокосовые пальмы, бананы, вишни, сливы, гранаты, персики; из цитрусовых - лимоны, апельсины, мандарины. Цветочные культуры в Индии были представлены нарциссами, розами, маками, дельфиниумами, лилиями, лотосами, сиренью, тюльпанами, ирисами.

Раджпурские дома и стены вокруг них покрывали известковой побелкой, по этой штукатурке цветными минеральными красками наносили роспись. Изображали слонов, цветы, орнаменты, украшения-обереги, процессии раджей с придворными, процессии придворных дам, сюжеты древнеиндийских мифов и эпоса. Из камня делали решетки на окнах, балюстрады балконов и ширмы. Дома украшали и тонкой деревянной резьбой. Нижний каменный этаж использовался для размещения домашних животных и сельскохозяйственных орудий, верхний деревянный - для жилья. Женская половина отделялась.

Невероятной популярностью пользовались жасмин и розы. Они высаживались в прямоугольные и круглые клумбы, были также в виде восьмиугольных звезд. Сады в средние века строили на террасах под защитой гор, предгорий и других неровностей местности. Они были регулярными. Сады строили по персидскому принципу шахар-багх, согласно которому участок делили на четыре части. Водные каналы, символизирующие четыре реки рая, делили всю территорию на четыре небольших райских садика, которые делились на партерные клумбы. В центре сада строили беседку, павильон или иные архитектурные сооружения. Дворцы в садах не имели стекол, поэтому природа проникала в пространство дворца. Он сливался с ней. В саду развешивали шелковые гамаки, устраивали бассейны с дном из цветного мрамора. Аллеи окаймляли выложенными мрамором каналами и рядами фонтанов. Вдоль каналов шли цветники.

ОТ ШАТРА К АРАБСКОМУ ДОМУ

В древности верблюжьи стада давали арабам материал для постройки передвижного жилища. Жилье должно было быть у арабов разборным, и его легко можно было перевозить. Одно из таких жилищ - палатка или шатер. Остов такого жилья состоял из трех козел - жердей, поставленных параллельно один другому, посередине более высокие и широкие, с боков поменьше. Сверху такой остов обтягивался пологом из плотного войлока верблюжьей или козьей шерсти. Пологи были одноцветные, темные или полосатые. Канаты делались из ремней верблюжьей кожи или из верблюжьих волос.

Бедные арабы делали шатры из переплетенных ветвей пальмы или из тонких жердей, покрытых войлоком. Были и конические хижины из жердей, связанных вверху ремнями и покрытых кожами.

Большие шатры арабов разделяли на три части. В шатре были мужская и женская половины, а также часть, предназначенная для прислуги и мелкого домашнего скота. Иногда женский шатер ставили отдельно. У богатых бедуинов было обычно несколько шатров. В больших становищах количество шатров доходило до восьмисот. Их выстраивали по кругу или же вытягивали в одну линию вдоль реки и расставляли рядами по три-четыре шатра. Крайний западный шатер - шатер шейха или главы рода. Перед шатрами ставили копья, к которым привязывали лошадей, верблюдов.

Когда у арабов появились города, шатры сменили прочные дома. Постройки были сходны с египетскими. Внутри арабские дома украшали коврами и настенной живописью. Материал для строительства аравитяне добывали в горах. Жилые дома строили из вылавливаемого на морском берегу известняка, содержащего в себе большое количество окаменелых полипов и раковин. Дома строили из таким образом полученного камня и толстых деревянных брусьев. Для построек также использовали высушенные на солнце земляные кирпичи или простой булыжник, который скрепляли глиной. Стены таких домов для прочности обмазывались смесью из глины, соломы и мелкого камня.

Деревянные дома арабы строили в виде хижин из тонких жердей или тростника, камыша, хвороста, обмазывали их глиной, смешанной с навозом, внутренняя поверхность стен выравнивалась и обмазывалась известкой. Крышу делали из камыша или длинной травы, связанной в пучки, дверью служила циновка.

Имущество арабов состояло из ковров и одеял (у бедных - циновки и подстилки для сна), из предметов, необходимых для приготовления пищи и хранения съестных припасов. Глиняные горшки, деревянные блюда, мешки из грубой шерстяной материи и верблюжьей редины (для приготовления масла) - вот весь хозяйственный скарб бедуина. Мебелью служили циновки и ковры, заменяющие столы, а подушки использовали вместо стульев. На этих же подстилках бедуины спали, завернувшись в плащ. Для освещения использовались факелы.

В имущество бедуинов входили ткацкие станки, вьючные и простые седла, сбруя, хотя лошади в древности были редкостью. На верблюдах ездили без седла, лишь с простым поводом. Предметы роскоши в арабские дома попадали лишь при ограблении иноземных купцов.

То она является одной из самых древних в истории человеческой цивилизации и отличается большим многообразием стилей, так как в ее создании участвовало множество племен и народов, обитавших в различных природных условиях и находившихся на разных ступенях социального развития.

Традиционные жилища Индии

Несмотря на стремительное развитие мегаполисов, основная часть населения Индии живет в сельской местности. Безусловно, нельзя отрицать тот факт, что в некоторых индийских деревнях (преимущественно в долинах) при строительстве уже достаточно давно используются типовые европейские . Однако существуют и такие районы, в которых жилищное строительство ведется согласно древним традициям, главной отличительной чертой которых является планировка поселений в зависимости от региона страны.

Так, на севере Индии чаще всего строили из кирпича. Основная масса таких жилищ состояла из 1-2 комнат и веранды. Особо зажиточные слои населения возводили дома с большим количеством комнат, однако таких домов было немного. Для северных районов были характерны крупные поселения, в которых могло проживать до нескольких тысяч человек.

В южных областях Индии преобладали каменные и деревянные дома. Такие были свойственны тамилам, которые жили в больших деревнях и строили свои дома из кирпича и бамбука. Бедные индийцы жили в скромных хижинах, собранных из веток, тростника и пальмовых листьев. Иногда на юге страны можно было встретить небольшие поселения народов андхра, в которых бытовали глинобитные и каркасные жилища.

В западной Индии , которую изначально населяли преимущественно полукочевые народы, существовали переносные жилища, которые было удобно транспортировать при сезонных кочевьях. Чаще всего такие имели вид палаток, состоящих из деревянных шестов и натянутой на них шерстяной или брезентовой ткани. Пол внутри палатки устилался циновками, в центре обустраивался очаг.

На территории Индо-Гангской равнины деревни чаще всего имели уличную планировку. На каждой улице располагалось несколько глинобитных , оснащенных плоскими крышами. Представители разных каст селились в определенных кварталах, соответствующих их статусу. Впрочем, такая особенность поселений соблюдалась во всех регионах Индии, где существовали кастовые различия.

В горных областях и тропических лесах Индии были очень разными. Интересную конструкцию имели дома, которые строились неподалеку от Гималаев. Обычно они возводились на очень высоких фундаментах или столбах. На склонах гор существовали поселения, которые напоминали настоящие крепости. В лесах преобладали легкие жилища на сваях, построенные из бамбука, тростника и обмазанные глиной. Нередко лесные деревни представляли собой одну улицу, по обеим сторонам которой располагались жилые постройки.

Несмотря на такое многообразие видов, все традиционные индийские имели и некоторые сходные черты. Практически повсюду, даже в холодных горных регионах Кашмира, самым главным местом индийского дома был открытый или полузакрытый внутренний двор, где семья проводила большую часть времени. Такой двор мог располагаться на открытой площадке, террасе или в павильоне, причем двор занимал куда более внушительную площадь, нежели жилые помещения. Внутренние дворы богатых жилищ вымащивались кирпичом или камнем, в бедных домах это была просто утрамбованная земляная поверхность. Почти неизменной принадлежностью всех внутренних дворов был колодец или водоем и одно-два дерева, создающие тень.

Жилищная архитектура Гоа

В отдельную категорию можно вынести индийского штата Гоа, который до недавнего времени являлся португальской колонией. Это не могло не сказаться на стиле традиционных жилищ Гоа, которые абсолютно не похожи на другие национальные дома Индии. Наиболее ярким образцом архитектуры Гоа является его столица – Панжим , известная своими старинными площадями и домами, образующими узкие коридоры улиц. В самом древнем жилом районе города Фоутайнахасе тесные улочки создают причудливую картину из висящих балконов, цветных крыш и резных столбов.

Стены домов обычно возводили из местных – глины и латерита. Крыши, как правило, имели покатую форму и покрывались красной черепицей. Для отделки фасадов богатых вилл в Гоа импортировали мозаичную плитку, мрамор, стекло, зеркала и гобелены из Португалии и Испании, а фарфор - из Юго-Восточной Азии, Китая и Макао. Нередко фасады украшались пилястрами, лепниной и декоративными решетками.

Большинство традиционных жилищ Гоа имело или поддерживаемые портики, где на каменных скамьях в теплое время года семьи проводили свои вечера. Также дома имели широкие крытые веранды, тянущиеся по всему периметру дома.

К концу XVIII века в жилищной архитектуре Гоа наблюдается некоторое изменение стиля: суть остается прежней, но теперь дома окрашиваются в более спокойные цвета, и увеличивается использование в отделке. Жилища становятся более просторными, с высокими потолками. К веранде теперь ведет широкая лестница, которая является показателем статуса владельца дома. В богатых домах решетки перил таких лестниц выполняются в стиле барокко с характерными витиеватыми рисунками. Чугун для изготовления решеток импортируется из Британской Индии.

Архитектура в Индии - это игра форм, вызывающая удивление. Касается это и жилых кварталов, где удивительно сочетаются роскошные виллы и глинобитные дома бедняков, и районов с коммерческой застройкой, где друг возле друга располагаются уникальные, поражающие своей красотой памятники древнеиндийского зодчества и сверхсовременные «монстры» из стекла и бетона. Вместе с тем есть свои, особые, очень древние и очень четкие принципы планирования как участка, так и дома. Обо всех этих аспектах мы сегодня и расскажем.


Традиции жилого пространства

В Индии, где часто очень жарко, жизнь под открытым небом очень активна. В городах и поселениях улицы, площади и все открытые пространства используются очень интенсивно - они постоянно заполнены людьми. И даже у себя дома индиец почти круглые сутки проводит под открытым небом, предпочитая устраиваться на воздухе и на ночлег.

Поэтому повсюду, даже в холодных горных районах Кашмира, в любом индийском жилище главное место и самую большую площадь занимает открытый внутренний двор, называемый анган или утхан. В нем под открытым небом семья проводит большую часть времени. Лучи солнца, проникающие во двор, высушивают и дезинфицируют все, что в нем находится, дождь смывает грязь и заполняет сосуды для воды, а ветер вентилирует и охлаждает воздух. Под навесом террас, лоджий, павильонов укрываются во время дождя или от палящих лучей солнца в знойное полуденное время. Реже всего индийцы находятся в закрытом помещении, которое по сравнению с другими бывает небольшим. В нем хранится домашняя утварь, и оно служит защитой от непогоды.

Таким образом, в традиционном индийском жилище, будь то крестьянский дом или дворец, непременно присутствует пространственная триада помещений: чоук (открытое помещение), тибари (полузакрытое) и котхари (закрытое пространство), уменьшаясь по размерам занимаемой площади. Жилой же комплекс обычно состоит из трех основных компонентов внутреннего двора или же открытой площадки - чоук, затем террасы или лоджии - барадари и внутренних закрытых помещений - котхари.

Подобный принцип использования жилого пространства по-разному преломляется в различных местных условиях обширной Индии. В прибрежных районах, где постоянно жарко и влажно, возникает острая необходимость в циркуляции воздуха. Здесь закрытые помещения сведены к минимуму, и жилой дом обычно состоит из анфилады сообщающихся внутренних дворов, различающихся между собой функцией, размером и формой. Так, атриум в роли вестибюля сменяет перистильный (открытый) дворик-гостиная с водоемом в центре, а за ним непременно следует просторный хозяйственный двор, где в основном сосредоточена жизнь женщин и детей. Вся эта система дворов, вытянутая от входа в дом по продольной оси, как правило, замыкается фруктовым садом. В этом случае застройка малоэтажная.

Но, например, в Раджастане, где дороги между городами пролегают по знойной пустыне, жилой дом представляется оазисом, изолированным от окружающей среды с ее палящим солнцем и частыми ураганами, поднимающими столбы пыли. Раджастан всегда испытывал недостаток в воде и земле, пригодной для хлебопашества и для застройки. Такие условия вынуждали местное население в целях экономии дефицитной земли и защиты от природной стихии создавать в городах многоэтажную компактную блочную застройку, в которой внутренние дворы, столь же необходимые, как и по всей Индии, могли быть обширными лишь для привилегированных состоятельных горожан. В домах людей скромного достатка внутренний двор, зажатый со всех сторон каменными стенами, устланный каменными плитами, в плане уподоблялся колодцу, прямоугольному, а чаще квадратному.


Трехчастное деление жилого пространства и в традиционном многоэтажном доме. В этом случае образуется пирамидально-ярусная или ступенчатая структура жилого дома, в котором функции чоука выполняет открытая терраса - платформа на месте уступа на верхних этажах. В неизменной роли укрытия от солнца и дождя остается лоджия. Нередко ее заменяет нависающий над нижним этажом эркер (джарока) с проемами, затянутыми сквозной решеткой «джали» - перфорированным каменным экраном с декоративными рисунками.


Третий компонент структуры - внутреннее помещение с глухими стенами с выходным проемом - служит убежищем, куда не проникает ни пыль, ни дождь.

Количество дворов, террас, павильонов и иных помещений, богатство строительного материала и декоративного убранства, естественно, зависят от социального положения и материальной обеспеченности хозяина жилища. На крайних полюсах остаются дворец махараджи и хижина бедняка. Но климат и физиологические потребности человека остаются константами: планировка и конструкция жилища в жарком климате должны обеспечивать изоляцию от жары, перегрева помещения днем, а ночью быстрое его охлаждение и проветривание.


В традиционном индийском жилище внутренний двор, как правило, замощен камнем или кирпичом либо имеет утрамбованную земляную поверхность с редкими растениями - одним-двумя деревьями, отбрасывающими тень. Водоем или колодец - почти неизменная принадлежность внутреннего двора.


Планировка по «васту»

В Индии, в стране, где религия играет важнейшую роль в жизни человека, еще в древние времена огромной популярностью пользовалась наука стхапатья-веда (на санскрите «стхапатья» - архитектура). В классических текстах и первых архитектурных трактатах упоминается также термин «васту» - наука о жилище в целом. Свидетельством широкого распространения стхапатьи и васту являются многочисленные храмы и дворцы, построенные в соответствии с циркуляцией потоков энергии, излучаемых четырьмя сторонами света. Находясь в таком помещении, человек чувствует необычное спокойствие и душевное равновесие, подтверждающие эффективность классической науки о домах. Практика принципов ведической архитектуры до сих пор применяется индийцами в современной жизни и направляется на достижение улучшения жизни, обретение душевного покоя, счастья и материального процветания.

Мы рассмотрим лишь несколько основных принципов ведической архитектуры. Если планируется к строительству частный дом и уже сделан выбор места, стоит обратить внимание на наклон участка. Васту учит отдавать предпочтение участкам, наклоненным к северу и югу, что крайне благоприятно для улучшения здоровья жильцов, благосостояния и успеха в любых начинаниях. Идеальный вариант, если участок расположен под уклоном на север и восток, а западная и южная его части немного выше остальных.

Большое внимание стхапатья уделяет также расположению гор, рек, ущелий и равнин по отношению к будущему жилищу. Неблагоприятными у индийцев считаются места у самого подножья гор или на вершинах, поскольку сила огня, ассоциирующаяся с рельефными возвышениями, способна нарушить циркуляцию энергии и внутренние биологические потоки человека, обрекая его на частые головные боли и повышение кровяного давления. В наше время это явление известно под названием «магнитные бури». Важным аспектом является также почва, на которой планируется заложить фундамент будущего дома: рекомендуется избегать пустот, пещер, излишней сухости, песков и глинистых прослоек. Идеально подходит мягкий чернозем. Говоря о безопасности, васту рекомендует оградить жилище стеной или забором, план которого должен строго соответствовать сторонам света. Опять-таки, особое внимание уделите югу и западу - здесь стены должны быть выше и толще, а северную и восточную часть лучше оградить редким забором или воротами, позволяющими положительной энергии солнца свободно перемещаться в пространстве.

Фасад индийского дома в большинстве случаев обращен строго на восток, таким образом в окна проникает большая часть утренних солнечных лучей, что благоприятно сказывается на здоровье хозяев. Сам дом, если это возможно, лучше расположить либо в центре земельного участка, либо ближе к южной и западной сторонам, оставляя свободное пространство на востоке и севере. Эту часть усадьбы можно отвести под небольшой сад или посадить цветы.


Что касается входной двери, ведическая архитектура не рекомендует строить вход в жилище непосредственно в центре дома. Находясь в доме, дверь располагают таким образом, чтобы она открывалась по часовой стрелке наружу. При возможности это правило следует применить по отношению ко всем дверям в доме.

Важную роль играет также размещение комнат. Южную часть жилья отводят под спальню и кухню со столовой, запад - удобное место для детской, север лучше всего подходит для кладовой или комнаты для хранения ценных вещей. На юго-западе размещается комната хозяина или кабинет, на востоке - ванная комната и санузел, а в северо-западном углу дома располагают комнаты для гостей.

Самобытность жилых районов

На протяжении тысячелетнего развития Индии наблюдается редкая картина унификации и типологической устойчивости строительства, обусловленных незыблемостью индийских социальных и экономических порядков.

Стойкость традиций нигде так не проявляется, как в архитектуре жилища, наиболее тесно связанной с природой, климатом, образом жизни и бытом людей. Основные принципы организации жилого пространства в традиционном строительстве Индии сохраняют силу и для современной архитектуры и градостроительства.

Во многих городах и сёлах Индии, особенно там, где сильны пережитки родоплеменных отношений и кастовые различия, сложилась особая система землепользования: люди расселяются по определенным зонам не в одиночку, а группами одной касты или одной профессии, общей религии и языка, общего этнического происхождения. Подобная система встречается и поныне в заключенных в стены городах Шахджаханабаде в Дели, Ахмадабаде, Хайдарабаде, а также в отдельных районах Калькутты и Бомбея и в больших сёлах. Согласно этой системе и сформировалась специфическая структура поселения, напоминающая живой организм, состоящий из атомов и молекул.

Город расчленяется на части — административные районы (тханы), имеющие зафиксированные границы. Тханы, в свою очередь, делятся улицами на множество жилых образований — своеобразных кластеров, называемых мохалла.

Мохалла второстепенными улочками (гали и кооча) расчленяется на более мелкие жилые ячейки, которые также изолированы друг от друга стенами с воротами. В этих ячейках размещается одна или несколько семей, иногда представляющих собой патриархальный род. Такой жилой комплекс обычно состоит из нескольких сообщающихся между собой внутренних дворов, жилых и хозяйственных построек. Здесь же обычно находятся ремесленные мастерские. Так, мохалла — это своего рода крепость внутри укрепленного города. Её окружают стены с воротами. Она недоступна для людей другой касты или веры. Каждая мохалла имеет своё наименование по роду занятий, имени старейшины либо по приметам местонахождения (мельничная мохалла, мохалла гранатового дерева, мохалла столяров, мохалла купцов и т.п.). На её территории размещаются мечеть или храм, базар и начальная школа. Со стороны улицы мохалла для случайного посетителя представляется безлюдным кварталом. Однако за её стенами среди зелени и бассейнов внутренних дворов бурлит жизнь.

На перекрёстках улиц, на углу, в тупике, а чаще — на месте расширения улицы образуется открытое пространство, называемое чоук, свободное от транспортного движения. Чоук — это одна из наиболее самобытных черт традиционного индийского города — своеобразный, активно действующий в городе местный общественный центр. Обычно рядом с чоуком возвышается мечеть или храм. Здесь же располагаются чайная, торговые специализированные или универсальные лавки, устраиваются временные ярмарки.

Чоук имеет определенные границы, на которые претендует одна какая-либо группа людей или община. На него обязательно выходят ворота мохаллы.

Материал подготовил: Иван Фрейн
При подготовке статьи использованы материалы сайта indonet.ru



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!