Информационный женский портал

Перелеты после операций. Можно ли онкобольному лететь на самолете. Особенности перелета онкологических больных Особые группы пассажиров

Многие слышали о том, что при любых перелетах необходим компрессионный рукав и такие же колготы, однако, не многие знают почему. Давайте мы вам объясним.

Во время взлета и приземления пассажиры авиалайнеров испытывают большие нагрузки, связанные с резким перепадом давления. Кроме того, на высоте в десятоктысяч километров воздух гораздо более разреженный, чем внизу, и в салоне самолета атмосферное давление очень низкое – всего 600 мм рт. ст. против обычных 760. Прибавьте к этому вынужденную гиподинамию (малоподвижность) на протяжении нескольких часов. Все это приводит к нарушению крово- и лимфотока в конечностях. В медицине даже существует такое понятие, как синдром длительных путешествий, от которого в одной только Великобритании ежегодно умирают около 2000 авиапассажиров. Для его профилактики при долгих – свыше 3 часов – перелетах врачи рекомендуют использовать компрессионный трикотаж. После операции на молочной железе необходимо надевать в полет не только специальные чулки/гольфы, но и рукав.

А можно ли вместо этого использовать простые плотные гольфы или кофту с узкими рукавами? Теоретически можно, только пользы от них не будет. Дело в том, что компрессионные рукава и «гольфы путешественника» обеспечивают конечностям не равномерное, как обычно, а физиологически распределенное давление, которое плавно уменьшается по направлению от лодыжек к колену. Только таким образом можно поддержать «насосную» функцию мышц, нивелировать застой жидкостей, предотвратить отеки и тромбоз.

Как использовать компрессионный трикотаж? Наденьте рукав и гольфы перед выездом из дома и не снимайте на протяжении всего полета, даже если он проходит с пересадкой. Ходите в полезном трикотаже еще два-три часа после прибытия на место.

Как еще можно помочь организму во время авиаперелета?

Подберите для полета комфортную, просторную одежду, удобную обувь на низком каблуке.
Снимите обувь сразу, как только займете свое кресло в салоне.
Не скрещивайте ноги.
Каждые полчаса постарайтесь пройтись или сделайте несколько упражнений для рук и ног. Очень полезны перекаты с пятки на носок (не менее 5 минут), расчесывание волос, сжимание-разжимание ладоней.
Пейте как можно больше жидкости.
Откажитесь от употребления алкоголя накануне и во время поездки.

Компания Valea желает вам приятного полета!

Приобрести компрессионный трикотаж для путешествий и повседневной жизни можно

Мы в соц. сетях

Статьи по теме:

Приближается пора новогодних праздников. Самое время позаботиться о своём здоровье и начать новый 2017 год с новыми силами и бодростью духа. С чего стоит начать? Давно ли Вы задумывались о своём зрении? Насколько сильно оно мешает вам жить полноценной жизнью? Как, где и когда лучше сделать лазерную коррекцию зрения? Какие ограничения нужно соблюдать после операции? На эти вопросы отвечает врач-офтальмолог, хирург Роман Михайлович Панкратов.

– Роман Михайлович, в какое время года лучше всего проводить лазерную коррекцию?

– Сразу оговорюсь, что существует два метода лазерной коррекции зрения – фоторефрактивная кератэктомия (ФРК) и лазерный кератомилез (ЛАСИК). Вторая операция обладает рядом преимуществ, так как после нее гораздо меньше период реабилитации, меньше вероятность осложнений и более стабильны результаты. Поэтому в подавляющем большинстве случаев мы проводим именно эту операцию. Бывают ситуации, когда ЛАСИК провести невозможно и в таком случае мы делаем ФРК. У этих операций различные противопоказания, различный реабилитационный период и, соответственно, разные ограничения. Но так как в 99% мы делаем ЛАСИК, то и речь сегодня пойдет именно об этой операции.

Что касается выбора времени года для операции, то оно никакого значения не имеет. Ни низкая или высокая температура, ни солнечный свет, ни снег на результат операции не влияют. После ЛАСИКа в течение 4-5 часов происходит заживление зоны операции. В течение этого времени глаз обычно болит, слезится, реагирует на свет. Поэтому эти часы мы рекомендуем проводить дома. Уже вечером можно выйти на улицу, не боясь, что с глазом что-то произойдет.

– Какие ограничения следует соблюдать после лазерной коррекции?

– Ограничений на самом деле не так много. И соблюдать их мы рекомендуем в течение всего 2 недель после операции. Самое главное – не тереть глаза руками и сильно не жмуриться, так как при этом можно сместить клапан, формируемый во время операции, что приведет к снижению зрения, появлению болевых ощущений, и потребует повторного хирургического вмешательства. Но с этим наши пациенты легко справляются. Бояться, что клапан сместится во время сна или случайного прикосновения к глазу, не стоит. Клапан можно повредить только если именно тереть глаз или сильно жмурить.

Также мы рекомендуем ограничить зрительные нагрузки. Именно ограничить, а не исключать! После операции уже на следующий день можно работать за компьютером, читать книги, смотреть телевизор, водить автомобиль. Но при этом глаза будут уставать, и изображение может расплываться. Поэтому следует давать глазам отдых. Мы также не ограничиваем время работы за компьютером – все индивидуально. Кто-то уже на следующий день после операции может легко проводить за компьютером 4-5 часов, а у кого-то уже через 10 минут глаза начинают болеть. Результат операции не зависит от зрительных нагрузок после нее!

Что касается физических нагрузок, то после операции можно делать все, что вы делаете в обычной жизни – носить сумки, поднимать детей. Следует ограничить только очень большие, экстремальные физические нагрузки. И не потому, что от них в глазу может «что-то лопнуть». Все дело в том, что при поднятии больших тяжестей вы невольно «помогаете» себе тем, что начинаете напрягать мимическую мускулатуру лица. Посмотрите на тяжелоатлетов на соревнованиях – они при поднятии штанги начинают скалиться или надувать щеки и жмурить глаза. А последнее как раз и нельзя делать после операции.

Ограничение занятий спортом тоже направлено на то, чтобы не повредить зону операции. Поэтому следует ограничить командные (футбол, волейбол, баскетбол) и контактные (борьба, бокс) виды спорта. Легкие физические нагрузки в спортзале, фитнес, бег, езда на велосипеде возможны уже на следующий день после операции.

Еще раз хочу обратить ваше внимание, что ограничения достаточно соблюдать в течение двух недель. Через две недели можно делать абсолютно все! И еще – в течение двух недель после операции мы назначаем закапывать капли. Но это можно делать и дома, и на работе, и на даче, и в поездке.

– Можно ли летать на самолете после операции?

– Да, летать на самолете можно уже на следующий день после операции. Изменение атмосферного давления никак не скажется на результате. Однако, после операции глаз становится более восприимчив к различного рода инфекции, поэтому мы с профилактической целью назначаем антибактериальные капли на одну неделю. В этот период смена климатической зоны, акклиматизация, частое нахождение в зоне сквозняков или кондиционеров, водные процедуры могут привести к воспалению глаза. Поэтому если Вы планируете ехать в тёплые края, то мы советуем это делать через 1 неделю после лазерной коррекции. Немаловажно, что в течение 2-х недель после операции нельзя нырять с открытыми глазами. Плавать в море или открытом бассейне возможно, нырять в маске или герметичных очках тоже. Поэтому при правильном планировании и соблюдении ограничений Вы сможете увидеть все краски как юга так и нашей красивой зимы без очков и контактных линз.

Роман Михайлович обучался работе на эксимерных лазерах в Научно-педагогическом центре «Микрохирургия глаза» (г. Москва) под чутким руководством профессионалов. Он работает в Офтальмологической Лазерной Клинике с 2008 года, и количество проведенных операций лазерной коррекции зрения с тех пор превышает 7000. Опытности профессионала своего дела можно довериться, ознакомьтесь с реальными отзывами пациентов на сайте .

24.06.2018 , 13:22 28928

Онкологически больные люди получают особенное лечение. Порой для консультаций, лечения, операции приходится преодолевать тысячи километров. Изнурительные многочасовые и суточные поездки переносятся очень тяжело. Авиаперелет мог бы пройти не легче, но хотя бы гораздо быстрее. Вопрос в том: можно ли онкобольному лететь на самолете?

Авиатранспортировка больным раком возможна, но разрешение на перелет должен выдать лечащий врач. В зависимости от заболевания перелет имеет свои особенности, которые необходимо учитывать.

Особенности перевозки онкологических больных самолетом

Пониженное давление на борту самолета

Самолеты летают на высоте 7-12 тысяч метров над уровнем моря, давление на таком расстоянии от земли ниже нормы. Естественно, его в салоне самолета повышают, однако оно все равно остается пониженным. В результате, даже здоровые люди ощущают нехватку кислорода. Это может проявляться головокружением, сонливостью, тошнотой, чувством разбитости. Этот риск особенно должны учитывать пассажиры с раком гортани, легкого или бронхов, у которых даже на земле постоянно наблюдается недостаток кислорода. Поэтому перелет при этих онкологических заболеваниях необходимо согласовать с лечащим врачом, а в салон самолета по возможности взять с собой баллончик с кислородом.

Расширение воздуха

При понижении давления воздух, как и любой газ, расширяется. Поэтому при взлете, по мере снижения давления, происходит расширение воздуха, находящегося в околоносовой полости и области среднего уха. При заболеваниях уха, горла и носа, это вызывает дискомфорт и боль в ушах. А при таких заболевания, как рак полости носа и придаточных пазух, а также рак уха чувствуется особенно остро. Также учесть этот факт следует при перевозке пассажиров, перенесших операции или диагностические процедуры в области живота и грудной клетки, с использованием воздуха.

Вынужденная неподвижность

Во время перелета человек продолжительное время вынужден оставаться в сидячем положении, что ведет к затеканию ног, сужению сосудов, замедлению кровообращения, отекам и образованию тромбов. Наличие злокачественных образования может усугубить ситуацию даже после прилета. Поэтому, если поездка необходима, следует придерживаться следующих рекомендаций: надеть компрессионные чулки, в полете по возможности выполнять несложные упражнения на сокращение мышц голени, растирать ноги, периодически приподнимать их. Также можно принять препарат для разжижения крови (при разрешении лечащего врача).

Необходимость сопровождения и санитарная авиация

Некоторым онкологическим больным рекомендуется летать на коммерческих самолетах в сопровождении медицинского персонала, а также использование особого оборудования (например, реанимационное оборудование и кислородные баллоны) и размещение больного (например, лежа). В этом случае необходимо заранее решать эти вопросы с авиакомпанией и службой авиационной безопасности.

Другой вариант, для пациентов, находящихся в крайне тяжелом состоянии, - это использование санитарной авиации. Специализированные медицинские самолеты оснащены высокотехнологичным оборудованием, включая аппараты искусственного дыхания, кардиомониторы и дефибрилляторы, вакуумные матрасы, шприцевые и инфузионные насосы, что позволяет в случае ухудшения состояния больного во время полета оказать ему срочную медицинскую помощь.

Другие возможные проблемы

При перелете пассажирам с онкологическими заболеваниями следует учесть и другие факторы, такие как погодные условия. В грозу, шквалистый ветер, сильный снегопад . Порой даже здоровым людям многочасовые ожидания в аэропорту могут утомить и ухудшить его самочувствие, что же говорить о людях ослабленных онкологическими заболеваниями. Поэтому сделайте все, чтобы .

Возможна и ситуация, когда из-за неподходящих погодных условий аэропорт не может принять самолет. В этом случае его отправляют на запасной аэродром, иногда даже удаленный на несколько сотен километров. В этом случае время в пути до больницы может увеличиться.

Учитывая все вышеприведенный факторы полет пассажиров с раковыми заболеваниями возможен. Предварительное согласование с доктором и применение мер предосторожности облегчит перелет и сведет к минимуму риски.

Давление в салоне может влиять на самочувствие пассажира из-за развития у него гипобарической гипоксии (недостаточное насыщение крови кислородом) при имеющихся заболеваниях дыхательных путей и сердечной недостаточности. Кроме того, изменения давления ведут к расширению газов в различных полостях тела, что также вызывает определенный дискомфорт.

Коммерческие авиалиниии прокладываются на высоте 7010-12498 м над уровнем моря, а давление в салоне устанавливается на высоту 1524-2438 м, иначе такой перелет пережили бы лишь немногие здоровяки. Резкие подъемы даже на такую высоту способны вызывать головную боль, головокружение, тошноту и чувство разбитости даже у здоровых пассажиров. Дело в том, что на высоте 2438 м парциальное давление кислорода в артериальной крови падает с 95 до 60 мм рт. ст. У здорового пассажира при этом насыщение гемоглобина кислородом снижается всего на 3-4%, однако у пассажиров с перечисленными патологиями развивается более выраженная гипоксия.

Так, у 18% больных хронической обструктивной болезнью легких во время таких перелетов наблюдается умеренный респираторный дистресс-синдром. Таким пассажирам может потребоваться дополнительный кислород. К сожалению, не все авиакомпании его предоставляют. На всех российских авиалиниях запрещено провозить кислород даже врачам, сопровождающих тяжелых больных. На зарубежных же авиалиниях с 2005 года пассажиры по предписаниям врача могут и самостоятельно провозить баллончики с кислородным концентратом.

Согласно закону Бойля-Мариотта, газ, заключенный в закрытых полостях, будет расширяться при подъеме на высоту. Именно поэтому, кстати, протекают бутыли с шампунями и кремами, взятые в дорогу. У здоровых пассажиров вся эта физика выливается разве что в незначительную боль в животе и заложенность ушей. А вот человек с насморком уже подвержен риску развития отита. При простудах евстахиева труба, соединяющая глотку с внутренним ухом и выравнивающая в нем давление при подъеме на высоту, воспалена, просвет ее сужен, а то и "склеен". При резком изменении внешнего атмосферного давления здоровому человеку достаточно совершить зевательное, жевательное или сосательное движение (именно поэтому в самолетах иногда раздают карамельки), и просвет евстахиевой трубы в глотку открывается, что быстро ликвидирует заложенность в ухе. В случае с простудой это помогает далеко не всегда, и тогда можно прибегнуть к приему Вальсальвы: выдох с закрытым ртом и зажатым носом. По тем же причинам простуда после перелета может обостриться гайморитом. Поэтому пассажирам с насморком рекомендуется использовать сосудосуживающие капли (например, на основе оксиметазолина) перед взлетом и посадкой. Грудным детям можно дать бутылочку или соску - это стимулирует глотание и помогает выровнять давление в ушах и околоносовых пазухах.

Вследствие тех же механизмов могут возникнуть и вздутие кишечника и боль в животе. Поэтому перед полетом не рекомендуется пить много газированных напитков.

Во время некоторых хирургических и диагностических процедур в полости тела вводят воздух (операции на животе, грудной клетке, некоторые глазные операции). Если вы планируете совершать перелет через несколько дней после такой операции, обязательно проконсультируйтесь со специалистом.

Тромбоз глубоких вен

По-настоящему серьезную опасность для жизни представляет тромбоз глубоких вен, который может развиваться у пассажира, много часов находящегося в сидячем положении. Сокращение мышц голени обеспечивает нормальный венозный отток от ног. Длительная же неподвижность ведет к застою крови в венах и может привести к тромбозу. Тромбы, образующиеся в венах, в большинстве случаев имеют небольшой размер и не представляют проблем. Тромбы побольше могут привести к отекам и болезненности в области голеней. Если фрагмент тромба отрывается и током крови заносится в легкие (это называется эмболия), развивается одышка, боль в груди и в тяжелых случаях может даже наступить смертельный исход. Тромбоэмболия легочных артерий проявляется не сразу, а спустя несколько часов или дней после перелета.

Исследования показывают, что восьмичасовые и более длительные перелеты повышают риск тромбоэмболии примерно в 4 раза. Вообще же риск возрастает уже и при 4-часовых перелетах.

Риск тромбоэмболии повышается при наличии следующих факторов:

Повторный перелет за последние 2 недели

Тромбоз в прошлом

Тромбоэмболия у ближайшего родственника

Использование эстрогенсодержащих контрацептивов

Беременность

Недавняя травма или операция (особенно операции на животе, тазовой области или на нижних конечностях)

Наличие злокачественных опухолей

Врожденная патология свертывающей системы крови

Обильно пить

Избегать алкоголя и кофеиносодержащие напитки (кофе, кока-кола и др.)

Менять позицию в кресле, а еще лучше регулярно вставать и прохаживаться по салону

Делать упражнения, заставляющие сокращаться мышцы голени

Космическая радиация

На больших высотах уровень космической радиации возрастает, поэтому в 1991 году Международная Комиссия по Радиологической Защите (ICRP) стала рассматривать космическую радиацию как фактор профессионального риска у членов экипажей. При годовом суммарном облучении свыше 20 мЗв может возрастать риск развития рака груди или кожи. Что же касается пассажиров, даже часто летающих, до настоящего времени сколько-нибудь значимого влияния космической радиации на их здоровье не обнаружено.

Десинхроноз

В английском языке весьма популярен термин jet lag, который на русский язык переводится как известный только специалистам "десинхроноз". Речь идет о сбивающихся суточных биоритмах при резкой смене часовых поясов. Многие из нас знают, что длительные перелеты могут вызвать слабость, сонливость или бессонницу, запоры, понизить работоспособность и ухудшить самочувствие. Чтобы вписаться в новый часовой пояс, в среднем здоровому человеку нужны сутки на каждый час разницы при перелетах на запад и полтора дня - при перелетах на восток.

Чтобы облегчить последствия десинхроноза, следуйте следующим рекомендациям:

Перед путешествием на восток попытайтесь ложиться на час раньше, чем обычно, в течение 3 дней до полета. Перед полетом на запад, наоборот, за 3 дня ложитесь на час позже.

Во время полета не пейте кофеиносодержащих напитков

На новом месте постарайтесь заснуть хотя бы на 4 часа в новое ночное время - это ускорит перенастройку биологических часов.

Препараты на основе мелатонина остаются золотым стандартом в лечении десинхронозов. Мелатонин - гормон эпифиза, регулирующий суточные ритмы в зависимости от длины светового дня. Препараты мелатонина рекомендуется применять при пересечении 5 и более часовых поясов, при этом принимать его начинают за 2-3 дня до перелета. Если вы страдаете эпилепсией или принимаете варфарин, не применяйте мелатонин, не проконсультировавшись с врачом. Появились и новые, более эффективные препараты, пока еще не зарегистрированные в РФ, такие как агомелатин (агонист рецепторов меланина и серотонина 5-HT) и рамелтеон (агонист мелатониновых рецепторов).

Если вы находитесь на новом месте меньше 3-х дней, пытаться подстроиться под местное время не обязательно.

Особые группы пассажиров

Каждая авиакомпания может предъявлять разные требования, при этом капитан имеет право отказать в перелете любому пассажиру, даже если у того есть билет. Ориентировочный список противопоказаний к перелету таков:

Новорожденные младше 7 дней

Беременность свыше 36 недель

Ишемическая болезнь сердца с болевыми приступами в покое

Все серьезные и/или острые инфекционные заболевания

Декомпрессионная болезнь

Повышенное внутричерепное давление, вызванное кровоизлиянием, травмой или инфекцией

Инфаркт миокарда или инсульт за 7-10 дней до полета

Недавняя операция на брюшной или грудной полостях, на черепе, на глазах - т.е. все операции, которые связаны с введением воздуха в закрытую полость тела

Тяжелое респираторное заболевание, одышка в покое, пневмоторакс (воздух в грудной полости над легким)

Серповидно-клеточная анемия

Обострение психического заболевания

Пассажиры с такими проблемами могут лететь на коммерческом самолете только в сопровождении медперсонала.

Что касается первой помощи на борту, отмечу, что в соответствии с британским, канадским и американским законодательством, врачам из числа пассажиров не вменяется в обязанность спасать пассажиров, если у тех развивается какое-либо жизнеугрожающее состояние. В Австралии, многих странах Европы, Азии и Ближнего Востока, напротив, врач на борту обязан оказывать медицинскую помощь. В любом случае при международных перелетах медицинский работник не может быть привлечен к ответственности за оказанную на борту медицинскую помощь в пределах своих знаний и опыта, даже если она оказывалась неправильно.

На борту любого авиалайнера всегда имеется аптечка, комплектуемая по стандарту страны, которой принадлежит борт. Все члены экипажа обязаны владеть навыками оказания первой помощи при острой боли в животе, остром психическом возбуждении, анафилактической реакции, боли за грудиной (подозрение на инфаркт миокарда), приступе бронхиальной астмы, остановке сердца, гипогликемии, судорожном припадке, потере сознания. Качество обучения первой помощи в разных странах разное. К сожалению, вынужден признать, что в России оно оставляет желать лучшего.

Офтальмология

Да, это возможно. У нас есть пациенты, которые прилетают и улетают. Очень много пациентов приезжают к нам, в нашу клинику и в Москву на оперативное лечение. Мы даем рекомендации, обязательно пишем подробное заключение с указанием, какой вид операции произведен, какие капли нужно капать, какой режим соблюдать и как часто пациенту необходимо посещать офтальмолога по месту жительства.

То есть, не запрещено летать, вопрос - когда? Он может лететь хоть сразу, встать с операционного стола, сесть в самолет и отправиться в путешествие. Но этого делать не нужно, потому что на следующий день он должен явиться к хирургу на осмотр.

Пик инфекционных осложнений приходится на 4-й день, не только при глазных - при любых других операциях, которые производится на всём теле. Это пик возможного проявления инфекционного агента на оперируемом органе. Поэтому мы предупреждаем, что, если вы хотите сделать операцию, но вы человек иногородний или вообще куда-то собираетесь идти, лететь, или уезжать, то лучше это делать не ранее, чем через неделю после операции. Теоретически человек может улетать, если у него срочное какое-то дело, но фактически ему лучше остаться недалеко от клиники, чтобы получить консультацию, пройти осмотр после проведенной лазерный коррекции зрения.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!