Информационный женский портал

Почему толстой назвал рассказ. Почему рассказ Л.Н.Толстого называется «После бала», а не «Бал»? Другие сочинения по этому произведению

Толстой Л. Н. - величайшая фигура в русской и мировой классической литературе. Его творчество многопланово, но есть одна общая черта, объединяющая практически все его произведения. Это мера нравственной ответственности человека за все поступки, которые он совершает в своей жизни.

История создания

Произведение «После бала» Толстой написал не случайно. Когда-то его брат полюбил дочь казанского военачальника и даже хотел на ней жениться. Но однажды он стал свидетелем того, как происходило наказание солдата, и руководил им, к ужасу Сергея Николаевича, именно отец его возлюбленной. Потрясение было настолько сильным, что ни о какой свадьбе уже не могло быть и речи.

Запомнилась эта история и Льву Николаевичу. А спустя несколько десятилетий, будучи уже признанным писателем, он создал на ее основе о царящих в российской армии порядках. При этом автор трижды менял заголовок: «Дочь и отец», «А вы говорите» и, наконец, выбрал тот вариант, под которым оно вошло в литературу.

Попробуем разобраться, почему рассказ называется «После бала».

Композиция и художественные приемы

Произведение строится по принципу «рассказ в рассказе», что придает повествованию больше достоверности. Иван Васильевич, герой-повествователь, пытается объяснить своим собеседникам, что если не все, то многое в жизни зависит от случая. И вспоминает о том, как одна-единственная ночь изменила его судьбу: он порвал в которую был влюблен, и навсегда отказался от мысли стать военным. Это и есть ключ к пониманию того, почему рассказ называется «После бала».

Композиционно монолог Ивана Васильевича делится на две контрастных части: описание бала и того, что произошло ранним утром после его окончания. Их объединяют общие герои: молодой Иван Васильевич и уже пожилой полковник Б., отец Вареньки.

Толстой подробно описывает все, что происходит на балу в доме губернатора. Герой влюблен, поэтому все вокруг кажется ему замечательным: и гости, и звучащая музыка, и любимая Варенька, и ее седовласый, но еще бодрый и полный сил отец, полковник. Происходящее кружит ему голову и наполняет душу безмерным счастьем.

Кульминацией бала становится танец, который полковник исполняет в паре со своей дочерью. Ивана Васильевича больше всего умиляют сапоги старика: старомодные, опойковые, с квадратными носками. Такие давно уже никто не носил, из чего герой делает вывод, что он живет только ради дочери. Но Толстой, вероятно, хотел подчеркнуть еще одну деталь: приверженность полковника к старым правилам и устоям. Это в определенной мере объяснит, как один и тот же человек мог быть (не играть роль, а именно быть!) любящим отцом, а спустя несколько часов руководить жестоким избиением провинившегося солдата.

Но вернемся к сюжету. Иван Васильевич, охваченный чувством восторга, не мог усидеть дома после возвращения с бала. Он отправился на улицу, где стал очевидцем страшной картины. Именно она объяснит, почему рассказ называется «После бала».

Сначала герой услышал странные звуки, затем увидел впереди что-то черное. Оказалось, ранним утром происходило наказание беглого солдата. Его вели вдоль строя, и с каждым шагом на его изуродованную спину с двух сторон обрушивались палки. А руководил этим процессом, к великому ужасу молодого человека, отец его возлюбленной. В какой-то момент взгляд полковника остановился на Иване Васильевиче, но он тут же поспешил отвернуться, словно чего-то застыдился.

Почему рассказ называется «После бала»

А Иван Васильевич больше не мог видеться с Варенькой. Теперь между ними стояла непреодолимая преграда - полковник и наказываемый им татарин. Рассказчик пытался понять его поступок, но главная мысль, к которой он пришел в результате, определила его дальнейшую жизнь. «Пусть я не смогу изменить мир и уничтожить существующее в нем зло, но только я могу решить для себя, участвовать мне или нет в этом зле», - так можно определить итог его размышлений. Так история после бала определила несколько важных для русского общества проблем. В чем разрушающая сила существующего в России режима? Что заставляет одного человека идти на уничтожение другого? Какова доля нравственной ответственности людей за совершенные ими поступки?

Значение рассказа

Написанное в 1903 году, незадолго до произведение показало недостатки страны, при котором казенщина и строгий реакционный режим, царящие не только в армии, но и в других сферах жизни, одерживают верх над нравственными законами. И тогда отходят на второй план гуманность и чувство ответственности за собственные поступки. Однако человек вправе сам решать, какой должна быть его судьба, и доказывает это главная тема «После бала».

Книга Льва Толстого «После бала» это произведение, которое может шокировать. В нем идется про то, как однажды человек полностью пересмотрел свой взгляд на жизнь.
Композиция книги довольно проста: рассказ разделен на 2 части, которые противопоставляются друг другу. И тот и другой эпизоды, формирующие рассказ, позаимствованы из жизни некого генерала Б., с которым рассказчик познакомился из-за любви к его дочке.
Варенька Б. – милое создание, симпатичная девушка, в которую сильно влюбился молодой Иван Васильевич. На балу посвященному концу масленицы Иван танцует с Варенькой и испытывает великое счастье.
Конкретно здесь он первый раз встречается с полковником Б. Из-за своего отличного настроения, а также своей любви к Вареньке рассказчик очаровывается и ее папой. И вправду, как можно было не симпатизировать этому «седому стройному старику»?
Кульминация вечера – это танец генерала с Варенькой. Взгляд генерала Б. был переполнен нежностью, любовью и гордостью за красавицу дочку. Гости восхищались этой красивой парой, радовались, а также пронимались их взаимопониманием, любви папы к дочке.

Во второй части книги, читателю рассказывается об утре следующего дня. Оно резко отличается от первого эпизода – проходивший Иван Васильевич стал свидетелем того как наказывали беглого татарина.
Он наблюдает за тем, как на плацу выстраиваются солдаты. Вдоль этого строя проводят раздетого по пояс человека. Каждый солдат должен ударить его по спине со всей дури. За выполнением этого процесса строго следит тот самый генерал Б.!
Положительный образ этого героя из первой части резко меняется на страшный и ужасный его портрет во второй. Он, не моргнув глазом, следил за истязательством живого человека (автор повествует о том, что спина беглеца стала куском мокрого окровавленного мяса) и вдобавок наказывал тех солдат, которые жалели татарина и смягчали удар.

Стоит отметить и то, что это наказание производилось в первый день Православного поста, когда очень строго необходимо следить за тем, чтобы все помыслы и поступки были чисты. Однако отец Вареньки не думал про это. У него был приказ, и он с большой отдачей его выполнял.
Полковник, мучая человека, был аналогичен машине, которая просто выполняла свою установленную программу. Но куда делись его собственные помыслы, личная позиция? Все же по первому эпизоду автор показал, что герой может испытывать добрые чувства. По этой причине эпизод этого героя с утра стал еще более ужасным. Человек подавляется, не применяет своих искренних добрых эмоций, прячется в свой военный мундир, прикрывается чужими приказами.


На примере генерала Б. Лев Николаевич поднял пару острых проблем: личная ответственность за свои действия, нежелание жить «реальной жизнью», а также разрушающая роль государства, заставляющая убивать человека в человеке.
Случай с утра достаточно шокировал главного героя – Ивана Васильевича. Он не мог определиться, кто прав, а кто виновен в этом случае, лишь ощущал душой, что происходит что-то страшное, полностью неправильное.
Иван Васильевич, в отличие от отца совей возлюбленной, прислушался к своей душе. Именно поэтому он принял достаточно ответственное решение — никогда и никому не служить. Иван Васильевич просто не мог разрешить кому-то разрушать его, заставляя делать то, чего он не желает.

Следовательно, мы можем наблюдать, что заключительная часть книги, которая описывает происшествия после бала, в корне поменяла всю жизнь Ивана. 1-ое утро Православного Великого поста вынудило этого молодого, длительное время проживавшего в «розовых очках» человека задуматься про важные вещи – ответственность, смысл жизни и нравственность. Можно утверждать, что это утро вынудило рассказчика стать взрослее и через другую призму взглянуть на свою жизнь и происходящее в мире. Собственно по этой причине название рассказа Льва Николаевича Толстого звучит как – «После бала», а не «Бал».

Толстой Л. Н. – величайшая фигура в русской и мировой классической литературе. Его творчество многопланово, но есть одна общая черта, объединяющая практически все его произведения. Это мера нравственной ответственности человека за все поступки, которые он совершает в своей жизни.

История создания

Произведение «После бала» Толстой написал не случайно. Когда-то его брат полюбил дочь казанского военачальника и даже хотел на ней жениться. Но однажды он стал свидетелем того, как происходило наказание солдата, и руководил им, к ужасу Сергея Николаевича, именно отец его возлюбленной. Потрясение было настолько сильным, что ни о какой свадьбе уже не могло быть и речи.

Запомнилась эта история и Льву Николаевичу. А спустя несколько десятилетий, будучи уже признанным писателем, он создал на ее основе художественное произведение о царящих в российской армии порядках. При этом автор трижды менял заголовок: «Дочь и отец», «А вы говорите» и, наконец, выбрал тот вариант, под которым оно вошло в литературу.

Попробуем разобраться, почему рассказ называется «После бала».

Композиция и художественные приемы

Произведение строится по принципу «рассказ в рассказе», что придает повествованию больше достоверности. Иван Васильевич, герой-повествователь, пытается объяснить своим собеседникам, что если не все, то многое в жизни зависит от случая. И вспоминает о том, как одна-единственная ночь изменила его судьбу: он порвал отношения с девушкой, в которую был влюблен, и навсегда отказался от мысли стать военным. Это и есть ключ к пониманию того, почему рассказ называется «После бала».

Композиционно монолог Ивана Васильевича делится на две контрастных части: описание бала и того, что произошло ранним утром после его окончания. Их объединяют общие герои: молодой Иван Васильевич и уже пожилой полковник Б., отец Вареньки.


Толстой подробно описывает все, что происходит на балу в доме губернатора. Герой влюблен, поэтому все вокруг кажется ему замечательным: и гости, и звучащая музыка, и любимая Варенька, и ее седовласый, но еще бодрый и полный сил отец, полковник. Происходящее кружит ему голову и наполняет душу безмерным счастьем.

Кульминацией бала становится танец, который полковник исполняет в паре со своей дочерью. Ивана Васильевича больше всего умиляют сапоги старика: старомодные, опойковые, с квадратными носками. Такие давно уже никто не носил, из чего герой делает вывод, что он живет только ради дочери. Но Толстой, вероятно, хотел подчеркнуть еще одну деталь: приверженность полковника к старым правилам и устоям. Это в определенной мере объяснит, как один и тот же человек мог быть (не играть роль, а именно быть!) любящим отцом, а спустя несколько часов руководить жестоким избиением провинившегося солдата.

Но вернемся к сюжету. Иван Васильевич, охваченный чувством восторга, не мог усидеть дома после возвращения с бала. Он отправился на улицу, где стал очевидцем страшной картины. Именно она объяснит, почему рассказ называется «После бала».

Сначала герой услышал странные звуки, затем увидел впереди что-то черное. Оказалось, ранним утром происходило наказание беглого солдата. Его вели вдоль строя, и с каждым шагом на его изуродованную спину с двух сторон обрушивались палки. А руководил этим процессом, к великому ужасу молодого человека, отец его возлюбленной. В какой-то момент взгляд полковника остановился на Иване Васильевиче, но он тут же поспешил отвернуться, словно чего-то застыдился.

Почему рассказ называется «После бала»

А Иван Васильевич больше не мог видеться с Варенькой. Теперь между ними стояла непреодолимая преграда – полковник и наказываемый им татарин. Рассказчик пытался понять его поступок, но главная мысль, к которой он пришел в результате, определила его дальнейшую жизнь. «Пусть я не смогу изменить мир и уничтожить существующее в нем зло, но только я могу решить для себя, участвовать мне или нет в этом зле», - так можно определить итог его размышлений. Так история после бала определила несколько важных для русского общества проблем. В чем разрушающая сила существующего в России режима? Что заставляет одного человека идти на уничтожение другого? Какова доля нравственной ответственности людей за совершенные ими поступки?


Значение рассказа

Написанное в 1903 году, незадолго до войны с Японией, произведение показало недостатки государственного устройства страны, при котором казенщина и строгий реакционный режим, царящие не только в армии, но и в других сферах жизни, одерживают верх над нравственными законами. И тогда отходят на второй план гуманность и чувство ответственности за собственные поступки. Однако человек вправе сам решать, какой должна быть его судьба, и доказывает это главная тема «После бала».

Рассказ Л.Н. Толстого «После бала» - произведение во многом шокирующее. Оно о том, как событие одного утра кардинально изменило всю жизнь человека.

Композиция произведения очень проста: рассказ делится на две части, противопоставленные друг другу. Оба эпизода, составляющие рассказ, взяты из жизни генерала Б., с которым рассказчика свела любовь к его дочери.

Варенька Б. – прелестнейшее существо, красивая девушка, в которую молодой Иван Васильевич был влюблен по «уши». На балу по случаю окончания масленичной недели рассказчик танцует с Варенькой и чувствует, что он полностью счастлив.

Именно здесь он впервые встречает полковника Б. Во многом под влиянием своего хорошего настроения, своих чувств к Вареньке Иван Васильевич очаровывается и ее отцом. И действительно, как было не испытывать симпатию к этому «седому стройному старику»?

Вот как рассказчик описывает внешность полковника: «Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными стройными ногами. Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки».

Кульминацией вечера стал танец полковника со своей дочерью. Сколько любви, нежности и гордости за красавицу Вареньку было во взгляде полковника! Все гости любовались на эту красивую пару, радовались и умилялись их хорошим отношениям, любви отца к дочери.

Толстой заостряет наше внимание на одной существенной детали: у полковника были старомодные сапоги - «обтянутые штрипками, - хорошие опойковые сапоги, но не модные … старинные, с четвероугольными носками и без каблуков». Эта «мелочь», как мне кажется, является еще одним подтверждением любви полковника к своей дочери, но и говорит о консервативности героя, его приверженности к «старым нормам» жизни.

Так заканчивается бал в губернаторском доме и первый эпизод рассказа. Вторая часть произведения повествует об утре следующего дня. Оно резко контрастирует с первым эпизодом - проходя мимо, рассказчик становится свидетелем наказания беглого татарина.

Он видит, как на плацу выстроились солдаты. Сквозь этот строй ведут обнаженного по пояс человека. Каждый из солдат должен ударить татарина по спине что есть силы. За исполнением этой «процедуры» строго следит командир, которым оказывается полковник Б.!

Насколько положительным был портрет этого героя в первой части, настолько страшным и отвратительным он стал во второй. Хладнокровно следить за мучениями живого человека (Толстой говорит о том, что спина татарина превратилась в мокрый кусок окровавленного мяса) и еще наказывать за то, что кто-то из солдат жалеет беднягу и смягчает удар!

Важно и то, что это наказание происходило в первый день Великого поста, когда особенно строго нужно следить за чистотой своих помыслов и своих поступков. Но полковник не задумывается об этом. Он получил приказ и с большим рвением выполняет его.

Мне кажется, в своей «работе» герой напоминает машину, которая просто делает то, на что ее запрограммировали. А как же его собственные мысли, собственная позиция? Ведь полковник способен испытывать добрые чувства – это нам показал писатель в эпизоде бала. И поэтому «утренний эпизод» их жизни этого героя становится еще более страшным. Человек подавляет, не использует свои искренние добрые эмоции, прячет все это в военный мундир, прикрывается чужим приказом.

На примере полковника Б. Толстой поднимает две важные проблемы: личной ответственности за свои поступки, нежелания жить «осознанной жизнью» и разрушающей роли государства, заставляющей уничтожать в человеке человека.

Утренний эпизод шокирующее подействовал на рассказчика Ивана Васильевича. Он не понимал, кто прав, а кто виноват в этой ситуации, но только чувствовал всей душой, что происходит что-то неправильное, в корне неверное.

Этот герой, в отличие от полковника Б., прислушивается к своей душе. Именно поэтому он принимает очень важное решение - никогда нигде не служить. Иван Васильевич просто не может позволить, чтобы кто-то разрушал его, заставлял делать то, чего он не хочет.

Таким образом, мы видим, что вторая часть рассказа, описывающая события после бала, полностью изменила жизнь героя. Первое утро Великого поста заставило этого молодого, долгое время жившего в «розовых очках» человека задуматься о важных вещах – о нравственности, ответственности, смысле жизни. Можно сказать, что оно заставило Ивана Васильевича повзрослеть и под другим углом посмотреть на свою жизнь и мир вокруг. Именно поэтому рассказ Толстого называется «После бала», а не «Бал».

Рассказ Л.Н. Толстого «После бала» поднимает важные общечеловеческие проблемы: что есть честь, долг, совесть, как следует вести себя, чтобы называться настоящим человеком, что важнее – суд людей или суд Божий.
Это произведение рисует два эпизода из жизни одного человека – полковника Б. Сначала мы видим его на балу по случаю окончания масленичной недели. Здесь он предстает перед нами и перед рассказчиком в самом выгодном свете - как любящий отец и хороший военный: «Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, … и та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах». И далее: «Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными стройными ногами. Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки».
Украшением того вечера стал, несомненно, танец полковника с его дочерью Варенькой, в которую рассказчик был сильно влюблен. Все гости с умилением и восхищением смотрели на любящих друг друга отца и дочь, на то, с какой нежностью и заботой они относятся друг к другу.
Рассказчика особенно умилили сапоги полковника, «обтянутые штрипками, - хорошие опойковые сапоги, но не модные, с острыми, а старинные, с четвероугольными носками и без каблуков». Иван Васильевич подумал, что полковник не покупает себе хороших потому, что ему надо вывозить в свет дочь. Это было еще одним подтверждением любви этого героя к Вареньке. А уж когда полковник передал свое сокровище – дочь – в руки Ивана Васильевича, тот просто «влюбился» в него.
Полный радужных надежд и восторженных эмоций, рассказчик уезжает с бала и, не в силах уснуть, отправляется бродить по городу. Наступает первое утро Великого Поста, времени, когда человек обязан подумать о своей душе, о своих поступках, о своей жизни. И в это утро полковник Б. открывается герою совершенно с другой стороны – как тупой исполнитель приказов, как человек без души и сердца.
Иван Васильевич видит, как на плацу происходит наказание беглого татарина. Эта картина просто ужасна, ее невозможно читать без содрогания: «При каждом ударе наказываемый, как бы удивляясь, поворачивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой падал удар, и, оскаливая белые зубы, повторял какие-то одни и те же слова». Приблизившись, Иван Васильевич расслышал их: «Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте». И всем этим позором руководил полковник Б.!
Несомненно, он бы мог отменить наказание из-за наступления Великого поста или хотя бы смягчить его. Но Толстой недаром замечает, что этот герой был «служака николаевской выправки». Он привык тупо подчиняться приказам, не задумываясь об их смысле. Мы понимаем, что полковник не задумывается и о своей душе, о том, что он совершает.
Зато увиденное заставило о многом задуматься рассказчика. Он принял решение никогда не служить, чтобы не осквернять свою душу и не марать руки выполнением бесчеловечных приказов кого бы то ни было. Этот герой решил взять свою судьбу в собственные руки и отвечать лишь за свои поступки. Это, в его понимании, значило оставаться честным человеком, думающим о долге и совести.
Важно, что даже любовь Ивана Васильевича к Вареньке Б., после увиденного на плацу, пошла на убыль. Разве у человека, воспитывающегося таким отцом, могут быть другие представления о чести, совести, долге? По-моему, нет. И, по-моему, так в глубине душе думал и рассказчик.
Таким образом, данный рассказ назван «После бала» потому, что именно во втором эпизоде раскрывается истинный характер генерала Б., его сущность и мировоззрение. Толстой показывает нам, как это страшно, когда человек не живет велением своего сердца, а лишь выполняет указания других. Нужно слушать свое сердце, себя – оно всегда подскажет правильное решение. А если тебе кажется, что ты не знаешь верного ответа на вопрос «Что же такое долг, совесть, честь?», то нужно обратиться к Библии. Ведь заветы этой книги – это общечеловеческие принципы морали и нравственности, человеческая мудрость, собранная воедино.
Л.Н.Толстой призывал обращаться именно к такой морали, а не к морали временных правителей, сменных государей. Отчитываться в своих поступках нужно перед своей душой, то есть перед Богом, говорит великий русский писатель. И я с ним в этом полностью согласен.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!