Информационный женский портал

Украинская роспись посуды. Роспись стен в украинской культуре. Ткачество и вышивка

Петриковка - село-райцентр в часе пути от Днепропетровска и получасе пути от Днепродзержинска. Вроде бы ничем не приметное село известно "петриковской росписью" - самым известным народным художественным промыслом Украины. По сути дела, это украинский аналог Палеха: ведь петриковские орнаменты действительно являются одной из украинских "визитных карточек".

Мне очень захотелось увидеть их своими глазами, а заодно сравнить Петриковку с .
Впечатление - ужасные. А кроме того, в этом посте я позволю себе немного порассуждать о политике сопредельного независимого государства, что, конечно, является верхом бестактности. Но право высказать свое мнение никто не отменял.

По дороге к Петриковке мне бросилось в глаза то, что в украинских селах все еще много хат с соломенными крышами. Увидев такую один раз, я не поверил своим глазам. На второй раз подумал: "встречаются очень редко". Увидев еще некоторое их количество, я бросил считать, и по привычке умилился "ах, какая этнографическая цельность!".

Однако лишь сойдя с маршрутки в Петриковке, я почувствовал что-то отталкивающее. Если Палех на меня сразу, с первых секунд, произвел расслабляюще впечатление "города художников", Петриковка оказалась обычным райцентром, и ничего в ее облике не напоминало о том, что это центр народной росписи.

Первым впечатлением было - скучно.

Угасший Вечный огонь (видимо, в ходе очередного газового конфликта).

И асфальт, разбитый до щебня. Но это был не щебень, а именно асфальт - просто настолько переломанный и перемолотый,

Как и в Днепропетровске, эти кадры не передают общего депрессивного настроения. Все же белые домики, залитые солнцем, выглядят позитивно. Но гуляя по Петриковке, мне натурально хотелось плакать.

Вскоре я вышел и к Центру петриковской росписи, располагавшемуся в заднии постройки конца 1980-х.

Я зашел внутрь, оказавшись в холле, походил туда-сюда, а потом навстречу мне вышел Андрей Пикуш - директор и основатель этого Центра. Поприветствовал меня, разговорились. Он был очень рад гостю, а тем более гостю из соседней страны. Открыл для меня выставочный зал, и показал образцы петриковской росписи, провел экскурсию и просто рассказал о том, в каком состоянии это искусство сейчас.

Для начала - немного истории. По нынешней историографии, петриковская роспись восходит к глубокой древности. Во всяком случае, она намного древнее, чем сама Петриковка и была популярна у запорожцев еще в Средние века. Это была в первую очередь настенная роспись - орнаментами украшались белые хаты, и в старину каждый мастер стремился превзойти соседей. Чаще всего мастерами петриковской росписи были женщины, а тех, кто владел этим искусством профессионально, называли "чепурушки". Было несколько техник нанесения орнамента (часто рисовали на стене пальцем), и в некотором роде росписи хаты олицетворяли внутренний мир ее хозяев.

Расписывали не только стены хат, но и мебель. Например, вот аутентичный сундук начала 19 века:

Расписывали и посуду, и просто рисовали картины-малёвки - на холсте и даже на бумаге.

Однако петриковской росписи повезло намного меньше, чем палехской или хохломской - она не пережила 1930-х годов. .

Впрочем, в 1936 году сельский учитель Александр Статива в своей школе организовал преподавание росписи, для чего разыскал последнюю чепурушку Татьяну Пата. Но хотя петриковская роспись избежала полного упадка, на полвека процесс ее развития остановился, петриковская роспись стала не более чем разновидностью сувенира, и изделия писали на фабриках по утвержденным в Киеве эскизам. С петриковским орнаментом выпускались даже салфетки и одноразовая посуда. Но как искусство, как народное ремесло петриковская роспись переживала глубокий кризис.

В 1991 году ситуация могла поменять, но помешал экономический коллапс.

Впрочем, пускай в Центре нет отопления, а в стране - спроса на работы мастеров, художники остались. В Петриковке официально зарегистрировано 40 художников (примерно как в Холуе, где я был недавно следом за Палехом).

И все же, хотя сейчас роспись еще жива, положение ее удручающее. Центр Народного Искусства выглядит среди окружающей местности как крепость, и борется за выживание, по словам Андрея Андреевича, в основном на энтузиазме.

Сам Андрей Андреевич Пикуш:

Потом я поднялся на второй этаж, осмотрел мастерские, побеседовал с чепурушками. Несмотря на все трудности, мастерские продолжают работать, пишутся отдельные произведения - жизнь продолжается.

А вот и сама чепурушка, расписывающая тарелку:

Из Центра я вышел со смешанными чувствами, и отправился дальше гулять по самой Петриковке. Последняя представляла собой обычной украинское село - большое, белое, утопающее в зелени.

И с одной стороны тут красиво и солнечно, а с другой - нищета удручает. В России таких сел тоже много - но все же в Нечерноземье. А черноземное село с 3-тысячным населением в таком состоянии мне в России видеть не доводилось, будь то станицы Кубани или села Черноземья.
О том, чтобы сравнивать Петриковку с Палехом и другими "городами художников" я к этому моменту уже и забыл. Даже , который казался верхом безысходности, выглядел благополучнее.

Однако нищета имеет один плюс, если смотреть на нее извне - это этнографическая цельность. Как я уже писал в начале поста, в украинских селах все еще очень много традиционных народных хат, построенных из сырцового кирпича на конском навозе и крытых соломой. Их я фотографировал прицельно - конечно же, в Петриковке много и более приличных домиков.

Начало века... Вот только какого?

Враги сожгли родную хату...

Что тут было: Смута 1990-х, наступление вермахта, подавление бунта в 1932-м, бесчинства Махно и его анархистов, разгром Запорожской Сечи, наберг крымских татар, русско-польская война...

А здесь, видимо, владелец попался принципиальный и живет под соломенной крышей, хотя мог бы покрыть ее чем-нибудь более актуальным:

Не считая нескольких улиц, вся Петриковка - это конгломерат дворов с узкими проходами между изгородей. К большинству хат невозможно подъехать на автомобиле, да и самого автомобиля нет тоже...

А петриковских росписей, как и предупреждал меня Андрей Пикуш, я тут действительно не нашел. Вот - самое близкое к ним (хата ода из самых зажиточных):

Живут, видимо, в основном полунатуральным хозяйством. Магазинов в селе очень мало даже по сельским меркам, зато есть большой базар. Село богато различной флорой и фауной.

Причем особенно меня впечатлили местные индюки, окруженные восторженными индюшками:

Ну а теперь, как и обещал, несколько мыслей, которые у меня возникли в ходе созерцания Петриковки.

Народные промыслы, как и любая форма наследия, нуждаются в поддержке извне - от государства, спонсоров и т.д. Палех или Гусь-Хрустальный подают признаки жизни во многом от того, что эти промыслы раскручены, на них есть спрос, и многие люди при наличии денег готовы украсить свой дом палехской шкатулкой или гусевским хрусталем. Большая часть российских центров народных промыслов хорошо известна, туда проводят экскурсии турфирмы, осуществляются выездные выставки. На Украине совсем не так мало людей с деньгами, как кажется - достаточно вспомнить небоскребы Днепропетровска.

Петриковка тоже нуждается в помощи от государства. У государства денег нет? А на Конотопскую битву - есть? На памятники Голодомору в каждом городе - есть? На героизацию Карла Двенадцатого - тоже есть? В Украине (сознательно сейчас пишу "в") есть политический курс на поиск "национальной идентичности". И казалось бы, вкладывать деньги в петриковскую роспись, наладить должный ее пиар, сделать соответствующие заказы чепурушкам - это прекрасная возможность подчернкуть свою идентичность. Но "оранжистам" почему-то надо вбухивать средства в антироссийские культпроекты.

Это попросту тупиковый путь. Да, мы уже поняли, что Украина - не Россия. Но не лучше ли было бы доказывать, что Украина - это Украина, без всяких там "северных соседей"?

Обещала рассказать о своём обучении основам Украинской росписи и наконец выполняю обещание. Сейчас у меня дома затянувшийся ремонт и что-то найти проблематично, особенно если это не требуется тебе в данное время. Я не занимаюсь росписью уже лет пять, сразу после того, как сменила работу. Все как-то некогда. Всё что было - раздарила. Несколько первых работ осталось которые делала в процессе обучения и их не могу найти. Нашла буквально пару работ, которые и покажу. Что нужно для Украинской росписи? Прежде всего кисти. Кисти здесь используются кошачьи и беличьи. Кошачьи - мастерицы делают сами, а беличьи используются с 1 -5 номера. Чтобы сделать кошачью кисточку, нужно иметь кота своего или знакомого. Нас учили срезать пряди кошачьей шерсти с боковых сторон шеи до ушка котика и за ушками. Кот должен быть не длинношерстных пород. Кисточка делается не сложно, главное - практика. Внимание! Ни один кот не пострадал! Кот со временем обрастает и никаких следов от срезанных клочков шерсти не остаётся. Я нарисовала как я делала эти кисти. Берём срезанную прядь шерсти и аккуратно помещаем на бумагу. При этом стараемся чтобы не нарушить целостность этого кусочка кошачьей шерсти. Как срезали, так и положили на бумагу. Далее спичку или какую-нибудь палочку затачиваем с одного конца (можно зубочистку), смазываем клеем ПВА и помещаем на шерсть острым концом. Палочка должна располагаться на шерсти, занимая как минимум третью часть длинны шерсти. Затем аккуратно окручиваем шерстью палочку и обматываем ниткой, смазывая периодически клеем ПВА. Обматываем как можно туже, но не перестараться, чтобы обмотка не соскользнула с острого конца кисточки. Ещё раз в конце хорошенько смазываем обмотку клеем и даём полностью высохнуть. Чтобы удобнее было пользоваться кистью, палочку вставляем если надо, в стержень от гелиевой ручки или в подходящий по объёму. Надо чтобы кисточка плотно вошла в стержень и не выпадала. Лучше в стержне её тоже посадить на клей. Кисть готова.

Мои две кошачьи сохранившиеся кисточки.

Краски используются в основном гуашь и масляные. Рука "набивается" на постоянном выполнении различных сочетаний мазков кошачьей и беличьей кисточкой. Здесь показаны 22 упражнения.

Их надо выполнять каждое не по одному листу, а по несколько причем мазки выполняются движениями кисти. Лист бумаги крутить нельзя.

Сначала получается плохо, а затем все лучше и лучше. Любой рисунок можно стилизовать росписью. Преподаватель давала задания делать наброски карандашом, а затем стилизовать росписью. И постоянно придумывать комбинации с мазками цветов, листьев.

– Рассмотрите небольшие композиции в виде открыток, их называют «малёвками».

Цветовое решение петриковской росписи весьма разнообразно, и поэтому всегда радует глаз. И всё же традиционным цветовым сочетанием является зелень листьев и красные оттенки цветов, а вспомогательные краски – это желтая, бордовая и оранжевая. Для композиций больших размеров карандашом намечаем общую форму композиции, будь то прямоугольная, квадратная, овальная, круглая или ромбовидная. Здесь, так же как и в других видах искусства, соблюдаются правила и законы композиции. Все соединения и стебельки в росписи ни в коем случае не следует резко изламывать, линии должны плавно переходить одна в другую.

В петриковской росписи преобладает, конечно же, растительный орнамент, но многие мастера, кроме того, изображают ещё и насекомых (кузнечиков, бабочек) и различных птиц, как реальных, так и сказочных (петушков, сов, жар-птиц и. т. д.) .

– Какие холодные цвета вы знаете? Нарисуйте букет цветов по мотивам украинской росписи, используя холодные тона.

Итог занятия.

– Рассмотрите все рисунки и выберите наиболее выразительные и самые аккуратные. Объясните свой выбор.

Занятие 4
ВЕСЕЛЫЕ ЗАДАЧКИ. ЛЫЖНИКИ

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, изобразительная.

Цели: систематизировать знания о числе 6 и цифре 6; формировать представление о составе числа 6 из двух меньших; учить раскладывать число 6 на два меньших и получать из двух меньших одно бльшее число; лепить фигуру человека в движении, передавать форму тела, строение, форму частей, пропорции.

Имеет представление о составе числа 6, умеет раскладывать число 6 на два меньших числа; решает задачи путем вычитания и сложения; знает имя автора и название прочитанного стихотворения; лепит фигуру лыжника в движении, правильно передавая форму тела и соблюдая пропорции.

Материалы и оборудование: рисунки с изображением предметов для счета; пластилин; стеки; образец фигурки лыжника из пластилина.

Вводное слово воспитателя.

– Чебурашка хочет научиться кататься на лыжах. Но не может подняться на высокую снежную гору. Давайте ему поможем. Сначала надо вместе с Чебурашкой выполнить интересные задания.

Решение задач. Счет.

– Решите веселые задачки.

Бабочка, червяк, паук,

Муравей, комар и жук

Спрятались в дупло опять.

Повтори, кого искать.

– Сосчитайте, сколько всего насекомых спряталось в дупло. (Шесть насекомых.)

Ответьте на вопросы:

– Сколько ушек у трех старушек? (Ответ: 6.)

– Сколько спинок у шести свинок? (Ответ: 6.)

– На какие группы можно разбить множество матрешек? (2 и 4, 5 и 1, 3 и 3.)


– Как можно получить число 6? Рассмотрите рисунки. Запишите равенства, соответствующие каждому рисунку. (Раздает листы бумаги, карандаши.)


– Сосчитайте зонтики. Запишите их количество.

Раздает каждому ребенку по 8 квадратов из цветной бумаги.

– Положите квадратов столько же сколько зонтиков. Сколько квадратов надо убрать, чтобы их осталось 6? Будем убирать по одному квадрату. 8 без 1 будет 7, 7 без 1 будет 6. Всего убрали 2 квадрата. Запишите: 8 – 2 = 6.

Лепка «Лыжники».

– Послушайте стихотворение Льва Квитко «Лыжник».

– Рассмотрите фигурку лыжника. Расскажите о положении тела при ходьбе на лыжах. Вылепите фигурку человека, придайте этой фигурке пластику лыжника: полусогнутые ноги, руки; из картона и спичек сделайте лыжи и лыжные палки.

Дети самостоятельно лепят лыжника.

Итог занятия.

– Рассмотрите все поделки и выберите наиболее выразительные и самые аккуратные. Объясните свой выбор. Теперь Чебурашка может кататься на лыжах.

Занятие 5
РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ «ПУТАНИЦА».
ИНЕЙ НА ДЕРЕВЬЯХ

Реализация содержания программы в образовательных областях: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная.

Цели: учить анализировать юмористические рисунки, задавать вопросы, выделять в тексте слова-признаки предмета, изображать явления природы, передавать в рисунке строение разнообразных деревьев, рисовать угольным карандашом; совершенствовать умение образовывать однокоренные слова, существительные с суффиксом; развивать эстетическое восприятие.

Целевые ориентиры дошкольного образования: имеет представление о юмористических рисунках; составляет рассаз по предложенной теме, употребляя в речи сложные предложения разных видов; эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, литературы и музыкальные, воспевающие красоту русской природы; самостоятельно выполняет рисунок инея на деревьях разными способами.

Материалы и оборудование: картина «Путаница» Е. А. Ведерникова; репродукция картины К. Ф. Юона «Волшебница-зима»; фотографии с изображением деревьев, покрытых инеем; угольные карандаши «Ретушь», гуашь белая, бумага бледно-серого цвета, кисти.

Вводное слово воспитателя.

– Художник Карандаш просит у вас помощи. Его картины Баба Яга превратила в чистые листы. Давайте ему поможем и выполним задания Бабы Яги.

А спорим, вы почти ничего не знаете об украинской национальной декоративной росписи? А ведь некоторые виды известны далеко за пределами нашей страны. Предлагаем вам расширить свой кругозор и, возможно, открыть для себя что-то новое.

Косовская роспись

Родилась в украинских Карпатах, в городе Косов, Ивано-Франковской области. Стремительное развитие соледобывающей промышленности стимулировало появление и разных видов декоративного ремесла в этом регионе. В частности керамики и декоративной росписи. На изделиях в стиле народного примитивизма можно найти растительные мотивы; изображения птиц, зверей и другие традиционные рисунки. Характерные цвета для этого вида росписи белый, зеленый и охра.

Изделия с Косовской росписью можно приобрести, побывав в туре , а также других поездках, которые следуют через сувенирные рынки в городе Косов и Яремче.

Петриковская роспись

Начинала свой "путь" в качестве настенной живописи на стенах домов поселка Петриковка, что в Днепропетровской области. Основа Петриковской росписи – растительный орнамент в стиле украинского барокко. До своего банкротства в поселке работала и одноименная фабрика, которая к сожалению, прекратила существование в 2004 году. Но, несмотря на это, в 2013 году Министерство культуры Украины включило Петриковскую роспись в перечень объектов нематериального культурного наследия Украины. Сегодня в Петриковке можно посетить Центр народного искусства «Петриковка» и музей, в фондах которого насчитывается около 2500 предметов искусства. Регулярно проводятся мастер-классы и экскурсии.

Если вы хотите приобрести изделия с Петриковской росписью, отправляйтесь в тур .

Опошнянская роспись

Родом из Полтавской области. Известна Опошнянская керамика еще с XVII века. Опошнянские орнаменты отличаются особой жизнерадостностью и яркостью. В рисунке обязательно присутствует огибающая линия, изделия покрываются ангобом (специальным глиняным слоем). На поверхностях изделий рисуются ягоды, листья, каракули (кривульки), цветы, бабочки, сердечки, ветки и другие. Опошнянская роспись была также включена в перечень бъектов нематериального культурного наследия Украины.

Приобрести керамические изделия можно в туре .

Бубновская роспись

Может быть более известна под кодовым названием "Бубновская керамика". Этот вид декоративного искусства был распространен в Винницкой области, в городе Гайсин. По сравнению с вышеупомянутыми художественными ремеслами, Бубновская роспись имеет печальную судьбу. После смерти основных ее «идеологов» братьев Герасименко, она постепенно теряет свою популярность. И сегодня о ней знают не многие. Увидеть экспозицию Бубновской керамики можно в Музее-усадьбе братьев Герасименко (с. Новоселовка, Винницкой области). Среди других видов росписи ее отличают растительные диковинные орнаменты и желто-коричневые, белые, голубые и серые приглушенные цвета.

Обзор творчества выдающихся мастеров украинской декоративной росписи

Обзор творчества выдающихся мастеров украинской декоративной росписи


Декоративная роспись - это один из видов декоративно-прикладного искусства, которое предусматривает сюжетные изображения и орнаменты, которые создаются средствами живописи на стенах и других частях архитектурных сооружений, а также на предметах быта. В последнее время декоративную роспись выполняют также на бумаге, холсте, картоне и экспонируют на художественных выставках как произведения станкового искусства.
Произведения декоративной росписи выполняют масляными, темперными, гуашевыми, акварельными красками и керамическими красителями с дальнейшим выжиганием в керамических печах.
Декоративная роспись является традиционными видом искусства, который издавна распространен в Украине. Он и в наши дни занимает видное место в творчестве народных художников.
Еще во времена расцвета Киевской Руси народные мастера украшали декоративной росписью интерьеры и экстерьеры зданий, домов, жилья князей и знати, предметы домашнего употребления, детские игрушки, оружие, музыкальные инструменты и т.п..
На протяжении многих столетий в разных регионах Украины формировались местные школы декоративной росписи со своим характером выполнения орнаментальных мотивов, большей частью растительных: цветов, деревьев, стеблей, плодов и.т.п. Немало мастеров рисуют в своих композициях зверей, птиц, людей, пейзажи и сложные композиции, в которых разные орнаментальные мотивы объединяются с изображением животных и людей. Звери, птицы, растения, цветы изображаются своеобразными: как реальными, так и родившимися творческим воображением и фантазией народных художников.

НАРОДНЫЙ ХУДОЖНИК УКРАИНЫ - МАРИЯ ПРИМАЧЕНКО.
«Делаю солнечные цветы, потому что людей люблю, творю на радость, на счастье людям, чтобы все народы один одного любили, чтобы жили они, как цветы по всей земле...»

Мария Примаченко

Среди большого числа известных украинских народных художников в особенности яркой звездой вспыхнул талант народной художницы Украины, лауреата государственной премии имени Т. Г. Шевченко - Мари Примаченко. А жила и создавала Мария Примаченко в селе Болотня, что расположенное неподалеку от Киева. Ее композиции декоративные и оригинальные.

Орнаментальность - первооснова народного декоративного искусства, а симметрия в ней - закономерность организации цветных пятен и масс. У Марии Примаченко и композиция, и цвет несут глубокую содержательную нагрузку. В изображении цветов прослеживается неразрывная связь Марии Примаченко с народным воображением о добре и красоте в народном фольклоре.
Земля - сад, огород, поле сплошь покрытые замечательными цветами и плодами - это "Райские кусты": вечный образ счастья и мира. В своих цветах она идет от крестьянских вышивок, ковров, декоративной живописи "малевок". С ними ее картины-панно роднит также принцип строгой симметрии, повторение орнаментальных форм. В основе композиционных схем - неразрывный синтез декоративного и изобразительного, что свойственно и народному творчеству, и живописи МАРИИ ПРИМАЧЕНКО.
Большие синие астры в красном цвете воспринимаются торжественно и вместе с тем обыденно; белые, обведенные розовой краской, цветы в желтом горшке на синем фоне - это изысканность с признаками лиризма, сюжет с темно-красными георгинами в синем горшке на оранжевом фоне, подобно органной музыке, вызывает звуковые ассоциации торжественности и праздничности. Живопись цветов фантастически богата, в их изображении талант М. Примаченко излучает высшую правду искусства, фантазии.
Всю свою жизнь М. Примаченко рисовала, кроме цветов, еще зверей, рыб, птиц. Если бы собрать их вместе, то образовался бы большой, овеянной мечтой, замечательный сказочный мир. Осматривая созданный художницей мир зверей, ощущаешь ее внутреннюю целостность, соразмерность, завершенность. Примаченко населила мир домашними животными и лесными жителями, небесными птицами, болотными животными, океанской рыбой; зверями добрыми и улыбающимися, ласковыми и злыми, хищными, страшными; зверями, которые живут на Полесье, в далекой Африке ли в Киевском зоопарке; увиденными в книжке и родившимися воображением. Существуют они вместе в едином, нераздельном пространстве творческой фантазии художницы: смеясь и плача, дружа и враждуя, они образовывают многоликую, но гармоническую целостность, в которой уравновешенные добро и зло, красота и уродство, реальность и фантастичность, мир животных и мир людей.

(Сороки – белобоки» (1967)

«Подсолнухи» (1967)

НАРОДНЫЙ ХУДОЖНИК - ЕКАТЕРИНА БИЛОКУР.
Совсем другой мы видим у народной художницы Екатерину Билокур. Она рисовала масляными красками, но ее живопись матовая, краски не блестят, мазки мелкие, часто проступает холст, фон чистый, цвет синий или голубой.
Подрамник Екатерина Билокур использовала один для многих картин, холст закрепляла шпагатом. После окончания работы художница снимала картину, а на ее м
есто крепила другой холст. Этот прием аналогичный креплению холста у вышивальщиц. Эти приемы работы свидетельствуют о тесной связи методов работы художницы и вышивальщиц, которые формировалось на протяжении столетий. Основное у Екатерины Билокур - это хлеб и цветы. Цветы, изображенные в венке, растут от весны к глубокой осени. На картинах художницы сосуществуют насекомые, птицы, деревья, цветы, фрукты, овощи, хлеб и немало другого. Все растительное царство живое, динамическое. Колос, цветы, фрукты, овощи - это не просто объекты отображения, а растительные символы, образы жизни. Немало композиций традиционно симметричные, что является характерной особенностью древнего народного и прикладного искусства. Но симметрия эта своеобразная - она проходит большей частью по диагонали, ее правая часть не всегда повторяет левую. Другая характерная особенность в творчества художницы связанная с архаичностью. В центре многих картин, на самом видном месте изображены хлеб, зерно, пшеничные колоски. Одна из ее картин так и называется "Царь-колос". Е. Билокур, кроме масла, рисовала и акварелью. Правда, по ее собственному определению, это была живопись для нее менее любимый и желательный. Как известно из высказываний художницы, людей рисовать она любила меньшее, чем цветы, а пейзажи, выполненные акварелью, находятся на периферии ее творчества. Как определяют ведущие специалисты по изобразительному искусству, наилучшими в творчества Е. Билокур являются цветы и плоды, которые оживают на холсте, так как наделенные трепетным колоритом, в котором мирно сосуществуют все цвета радуги. Как вспоминают очевидцы, художница брала каждый цветок, растеньице, ставила их в стакан с водой и рисовала с натуры. В ее картинах нет перспективного изображения предметов, а есть динамичность, которая сближает ее произведения с давним искусством иконописи. Все элементы на картинах Билокур идеально нарисованны с мельчайшими деталями: прожилками листочков, стеблей, тычинок цветов. И хотя количество элементов -- цветов, растений, листков, овощей, фруктов - впечатляющая, композиция не распадается, а держится вместе, оставляя впечатления завершенного, замкнутого мира, при этом ни одна деталь картины не теряется, а наоборот, выигрывает среди себе подобных. Рисовала Екатерина Билокур тоненькими кисточками, часто самодельными, В отличие от всех профессионалов, которые рисовало от больших, общих цветных пятен к мелким деталям, художница делала все наоборот: от маленьких деталей - к целому, общему, законченному произведению. Художница тоненькой кисточкой, будто иглой, рисовала цветок к цветку, пока вся картина не была завершенной. Эта техника подобна украинской вышивке, если деталь к детали, цветок к цветку - постепенно рождается завершенное произведение. Живопись Екатерины Билокур - это будто вышивка масляными красками на холсте. Украинская народная вышивка венчает собою весь продолжительный процесс от выращивания лена к тканью холста и вышивание. В давность женщины своими силами сеяли лен, присматривали его, снимали волокно, изготовляли нити, ткали холст, отбеливали его, а завершением этого процесса было вышивание. Е. Билокур, за ее собственным признанием, пряла, ткала, белила и вышивала также. Существует глубокая родственность между живописью Е. Билокур и вышивкой. Если у художницы композиция разрасталась и выходила за пределы рамы, она совершала довольно своеобразно: снимала холст и дошивала к нему дополнительный, не грунтований кусок, делала это грубыми нитями, не маскируя шва. Таких работ у Екатерины Билокур есть несколько.
Для Е. Билокур холст - это материал, к которого можно дошивать дополнительные куски ткани в неограниченном количестве. ее живопись венчает и раскрывает идею холста как вышивки народных мастеров, как современных, так и тех, что жили и создавали много веков поэтому. Таким образом, в масляной живописи гениальной художницы происходит внутренняя связь между объектами отображения и средствами отображение, плоскостью, на которой все творится, и красками. Выявление этих связей разрешает проследить виток творчества в народных традициях, которые своим корнем достигают глубокой давности.

ПАРАСКА ХОМА - ХУДОЖНИЦА С ИВАНО-ФРАНКОВЩИНЫ

В западных областях Украины народная живопись не приобрела такого распространения, как в центральной и южной Украине. Но сюжетно-декоративное рисование Прасковьи Хомы - художницы с Ивано-Франковщины - обозначенно высоким профессиональным уровнем художественного мастерства, яркой творческой индивидуальностью автора.
Процесс формирования творческой индивидуальности П.Хомы был сложным и продолжительным. С детства она восхищалась рисованием и вышивкой. Вышивкой Прасковья Хома разукрашивала бытовые вещи и одежда. Первые ее самостоятельные рисунки увидели мир в 1968 году. Это такие творческие композиции, как "Золотое лето", "Поля", "Солнце всходит" и т.п..
Художница живёт в селе, работает в поле, и потому одной из основ ее творчества является ежедневное общение с природой, людьми и другими источниками, которые питают творческое воображение художницы, - народными пересказами, легендами, песнями, на которые так богата Гуцульщина, Свои композиции П. Хома объединяет в серии, которые состоят из 10-15 малёвок и раскрывают определенный замысел автора. Изображая окружающий мир, художница не идет путем натуралистического копирования, она свободно и творчески осмысливает натуру, достигая символической образ-ности, большой художественной выразительности. Поэтическое творчество на-рода, история родного края, не раз вдохновляла Прасковью Хому на создание оригинальных сюжетных произведений.
Такой является ее "Бондаривна". Композиция произведения выполненная в виде венка, внутри которого изображенная девушка-крестьянка в национальной одежде Покутья XVIII ст. Творчество Прасковьи Хомы следует рассматривать как интерпретацию современности, выраженную персонификацией изображаемых цветов, композиционным порядком малёвок, символикой цветов. Синтез реального мира и оптимистичной народной символики помогает автору раскрыть заложенное в произведении содержание. Примером этого могут служить композиции "Новогодняя фантазия", "Жар-птица", "Георгины", "Папоротник цветет". В особенности интересное последнее произведение. Радость бытия, творческой работы ощущаются в мажорном звучании красно-вишневого цвета фона. В большинства малёвок мастерица придерживает традиционной для украинской народной живописи композиционной схемы вазона ("Цветы в корзине", "Гвоздики в вазоне", "Ромашки") или дерева жизни ("Гвоздики в венке", "Цветы в солнечный день"), но есть и композиции, подчиненные теме движения. Многочисленная группа листьев воссоздает сюжеты известных в народе песен, сказок, поэтических произведений. Сюда относятся такие композиции, как "Соловьиная песня", "Бархатцы", "Ой вербиченько", "Любисток", "Лесная песня". Для них, как и для большинства произведений народного искусства, характерна свободная симметрия, композиционная уравновешенность, которая достигается ритмическим чередованием цветов. Живопись художницы глубоко народна и вместе с тем ярко индивидуальный. Рисует П.Хома акварельными красками, иногда использует зеленую тушь, разбавленную гуашью. Сначала она делает карандашом набросок всей малёвки, а после выполняет ее в цвету. Характер композиции, величина цветов, их форма и цвет раскрывается автором в зависимости от темы произведения. Мастерица делает это виртуозно и быстро, поэтому складывается впечатление, будто у нее в памяти вызрел готовый эскиз всего рисунка, продуманный к наименьшим деталям, которые она механически воссоздает на бумаге.

НАРОДНЫЕ МАСТЕРА - СЕСТРЫ ИРИНА И СОФИЯ ГОМЕНЮК

Знакомясь с уманской росписью, следует отметить прежде всего народных мастеров - сестер Ирину и Софью Гоменюк, которые являются яркими представителями этого вида народного искусства. Мастерицы ощутили, выстрадали и отобразили в своих произведениях, любая по-своему, ту совершенную эстетичную гармонию, которая никогда не бывает в природе. Такие произведения И. Гоменюк, как "Степные маки" и "Степной сорняк" - наиболее характерные для уманской народной росписи. Здесь свое видение природы и свое художественное звучание. Довольно свободная компановка на плоскости элементов (цветов, листков, стеблей и т.п.), отсутствие строгой симметрии, характерный ритм элементов, которые создают впечатление, что стебли сорняка на картине "Степной сорняк" свободно движутся под дыханием ветра. В другой картине "Степные маки", по характеру более статичной в центральной части, также присутствует динамика, в особенности в правом и левом верхнем крае. Элементы росписи большей частью направленные вверх, создают определенный ритм, который характерный для всей картины.

Цвета росписи насыщены, яркие, сочные.

ФЕДОР ПАНКО - ВЫДАЮЩИЙСЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПЕТРИКОВСКОЙ ШКОЛЫ ДЕКОРАТИВНОЙ РОСПИСИ

Главным центром украинской декоративной живописи, где сложилась своя школа, является село Петриковка на Днепропетровщине. Рисунки петриковских мастериц и мастеров - это импровизации выполнены легко и виртуозно, преимущественно на белом фоне. Художники используют самодельные кисти, анилиновые, акварельные, темперные или гуашевые краски, разбавленные на яичном желтке. Петриковская роспись широко известна не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами.
В чем же основные приемы выполнения рисунка и средства, благодаря которым достигается эмоциональная выразительность этих произведений? Выдающийся композиционный принцип любого произведения - организация пространства. Относительно петриковской росписи, следует подчеркнуть, что именно организация пространства играет здесь главную роль, но ни в одном случае не механическое заполнение его. В произведениях лучших мастеров петриковской росписи белый фон приобретает содержательность и активность. Он трактуется как одно из средств художественной выразительности, значение которого далеко не ограничивается функцией подсвечивания краски и усиление ее формы и звучности. Этот белый цвет, в котором стебли и листья, цветы и бутоны именно "прозревают", а не просто нанизываются на условную линию схемы. Отсюда и эта удивительная техническая упругость "вазонов", "бегунков", "букетов", которые как бы излучают жизненную силу, без какого-либо натурализма выражая своей красотой глубокие идеи постоянного движения природы, суть вечных процессов воспроизведения. Композициям классической петриковской росписи присуща равновесная масштабность мотивов относительно соседних элементов и целого листа, четкий ладовый интервал (а не постепенная, едва заметная растяжка) в нарастании размеров отдельных элементов, которая напоминает аккордовые созвучия в народной диатонической музыке. Важная роль принадлежит гармоническому контрасту. Острое чередуется с округлым, прямая линия - с волнистой, большие элементы - с мелкими и т.п., основные краски спектра сопоставляются с дополнительными.
Так, главная цветовая гамма классической петриковской росписи - красно-зеленая, а побочная - желто-синяя. Средства выразительности очень лаконич-ные, зато используются они в полную силу. Лишь из двух-трех первоэлементов (линия, оттиск, пятно) получается многообразие мотивов, хотя в каждой отдельной работе их количество также ограничено. И живая импровизация дает бесчисленное количество вариантов. Одним из ярчайший представителей прославленной петриковской декоративной росписи есть Федор Панко - художник талантливый и самобытный. Родился он в селе Петрикивка. С детства художник наблюдал красоту южной степи и обворожительность и неповторимость народного искусства росписи. Подробно изучив традиционную петриковскую роспись, мастер не ограничился лишь традиционными элементами, он пристально изучает в натуре разнообразные растения и цветы и создает новые орнаментальные мотивы: колоски разных злаков, цветы подсолнуха, горох, хмель, пушистую головку одуванчика и т.п.. Беря из натуры формы реальных птиц - павлина, петуха или фазана, он иногда объединяет отдельные элементы и создает образ сказочной жар-птицы. Художник восхищается скромной и незаметной серой кукушкой и часто рисует ее на веточке с ягодами красной калины - символом девичьей красоты.
О способности автора изобразительными средствами создавать сложные психологические сюжеты проговаривает серия живописных панно, выполненных темперой на картоне, объединенных общей темой "Легенда про петриковскую вишню". Интересно проследить, как удачно осуществляет свой замысел художник, используя эмоциональное влияние цветов в этой серии. Они то гармонично спокойные, тональные в сцене свидания влюбленных, то тревожные, контрастные в картине, посвященной годам тяжелого времени. А на последнем, заключительном панно серии, на синем, спокойно-величественном фоне неба изображена бело-красная петриковская вишня, выросшая на могиле влюбленных. Она стоит, будто древнее дерево жизни, будто символ победы над смертью. Такое образное освещение темы - безусловно, новое явление в искусстве петриковцев.
Интересным явлением в творчества художника является разнообразие деревянной посуды, росписью которого он продолжил традиции старинного петриковского искусства и вместе с тем стал новым и современным. Это тарелки, декорированные орнаментом, ложки, блюдо с писанками и т.п.. Следует заметить интересные технические поиски мастера в этой области: Здесь имеет место и подлаковая роспись, и роспись темперой без лака, и специальный лак для столовой посуды. Со временем Федор Панко все большее восхищался творчеством Тараса Шевченко, Олеся Гончара, украинскими песнями, легендами, фольклором. Он выполнил два портрета Т.Шевченко: на первом изобразил Великого Кобзаря в шапке и кожухе на фоне красных цветов, а на второй - в вышитой рубашке среди расцветших подсолнухов. Панно "Гайдамак" написано в красной гамме на фоне красного дерева. В холодной зеленоватой тональности выполненное панно "Ревет и стонет Днепр широкий" - своеобразный образец декоративного жанра. Интересным своей пластичностью и ритмикой является декоративное панно "Журавли и подсолнухи".
В лирическом ключе раскрыты поэтические образы женщин из поэмы Кобзаря "Лилея" и "Тополь". Портретами Т.Шевченко, органически связанными с цветочным орнаментом, мастер украсил декоративную вазу и тарелку из дерева. Несколько декоративных ваз Федор Панко расписал по сюжетами Шевченкових стихов - "Течет вода из-под явора", "Сычи в роще перекликались" и т.п.. Даже бандуру художник расписал по любимым сюжетом многих поэтических произведений Т. Шевченко - "Кукушки на калине". Ф. Панко попробовал использовать петриковскую роспись для оформления интерьеров, а также других архитектурных сооружений.





ЗАСЛУЖЕННЫЙ МАСТЕР НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА - ТАТЬЯНА ПАТА, ЕЕ УЧЕНИКИ


Самым известным мастером из числа представителей старшего поколения была Татьяна Акимовна Пата (1884 - 1976). С 14 лет она начала самостоятельно расписывать камины печей, сани, музыкальные инструменты, изготавливать мальовки, панно, рисованные ковры. В 19 лет она вышла замуж, но через 11 лет, в 1914 году, ее муж погиб на фронте, оставив вдову с 4-мя маленькими детьми. Тяжелая доля досталась художнице:войны, голодоморы, борьба с бедностью.
Но любовь к рисованию, признание ее таланта среди односельчан, а также по всей Украине и за рубежом давали ей силы и вдохновение для дальнейшего творчества. Среди других мастериц старшего поколения манера росписи Татьяны Паты отличалась живописностью, новациями, поэтичностью в создании образов растительных композиций.
Целую плеяду мастеров декоративной росписи, с творческой деятельностью которых связан новый этап развития народного искусства Украины, воспитала заслуженный мастер народного творчества Татьяна Пата. Она обогатила традиционный петрикивский орнамент новыми оригинальными композициями и своеобразным колористичним решением. К когорте ее учеников принадлежат народный художник Марфа Тимченко, заслуженный мастер народного творчества Федор Панко, Вера Павленко, Галина Павленко-Черниченко. Каждый из них принес свой почерк, свое творческое кредо. Жизнерадостность, красота и лиризм, художественная выразительность характеризует произведения мастеров Киевщины Анни Собачко-Шостак, Прасковьи Власенко. Для творчества Анни Собачко-Шостак характерная неисчерпаемая фантазия при создании сложных орнаментальных композиций, в которых среди роскошных цветов изображенные птицы, рыбы, фантастические существа,

которые органически вплетенные в растительный орнамент.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!