Информационный женский портал

Урок по предмету истоки любовь и семья.docx - Разработка урока по предмету "Истоки" на тему "Любовь и семья" (9 класс). Показывает картинки орудий

Конспект урока по предмету Истоки по теме «Сев и жатва»

2 класс (мастер класс)

Цели урока:

Сформировать представление о традиционной технологии земледелия, о роли труда земледельца в нашей жизни, о необходимости эстетических и нравственно-этических сторон труда земледельца;

Сформировать представление о народной мудрости земледельцев, использовании ими в процессе земледелия;

Развивать интерес к традициям и обычаям наших дедов, умения работать в паре, коллективно анализировать свою работу, работу класса;

Развивать восприятие, мышление, духовный опыт ребенка;

Воспитывать любовь к Родине, уважительное отношение к людям труда, результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности.
Оборудование: учебники, рабочие тетради, сноп ржи, ленточки, каравай хлеба, иллюстрации.
Вступительное слово учителя перед показом урока.

Урок входит в 3 раздел «Труд земной».В течение всего урока идет речь видах трудовой деятельности во время сева и жатвы, затрагиваются 2 времени года- весна и конец лета. Идет сравнение видов труда наших предков и труда земледельцев в настоящее время с целью показать устойчивость технологии этих видов труда, которая обеспечивала их преемственность новыми поколениями крестьянства.Показана тяжесть труда наших предков, но в то же время и ощущение ими цены этой тяжести, цены достатка и благополучия, что в поте лица добывается хлеб. Показаны нравственно-этические стороны труда земледельца, т.е. качества, которыми должен обладать земледелец.
Ход урока.

Ӏ. Орг. Момент.

Ну-ка давай проверим дружок,

Ты готов начать урок,

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка.

Все ли правильно сидят.

Все ль внимательно глядят.

Каждый хочет получать

Только пять.

Все готовы.
ӀӀ. Присоединение к теме.

(Проводится для того, чтобы дети могли определить тему урока, поставить цели урока)

Тема нашего урока очень важная. Чтобы определить о чем пойдет речь мы отгадаем первую загадку:

1) Комовато, ноздревато,

И пресно, и вкусно,

И красиво, и кругло.
2) И легко, и мягко,

И твердо, и вкусно,

И черно, и бело,

И всем людям мило.
3) Все его любят.

Но каждый день режут.

Что же это? (каравай)

(На доске открываю иллюстрацию с караваем.)

Сегодня каравай хлеба наш почетный гость.

О ком же мы на уроке будем говорить?

Наш разговор пойдет о тех, кто потрудился, чтобы этот теплый хлеб пришел к нам на стол и о тех видах работ, которые они выполняют. Как зовут этих тружеников?

Тема нашего урока (читаем на доске) «Сев и жатва».
ӀӀӀ. Работа по теме урока.

Когда же начинают свое главное дело земледельцы? (зимой, сгребают снег в кучи) (показ иллюстрации)

Зима в России долгая, холодная, никак угодить не хочет и все с нетерпением ждут, когда ласковое солнышко растопит сугробы, побегут веселые ручейки, появятся первые проталинки и придет долгожданная весна. И чтобы она пришла побыстрее, ее встречали.

Как встречали весну в прежние времена, кто знает?

(Рассказ одного из учеников)

Вместе с весной начинается прилет птиц. В старину люди верили, что весна потому и наступает, что ее издалека приносят птицы. Поэтому весну не встречали, а звали, окликали. Собирались девушки, дети и громко звали весну (песенками – закличками). Давайте мы тоже с вами ее позовем.

Весна, весна – красная,

Приди, весна с радостью,

С великою милостью,

Со льдом высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными.

В домах пекли из текста печенье «жаворонки» с распростертыми крылышками и хохолками они как-будто летели. Птичек раздавали детям, а те радостно бежали кликать жаворонков, а с ними и весну, устраивали свистопляску – плясали под свист многочисленных свистулек. Водили хороводы, играли в горелки, салочки, «Ручеек», «Ворота» и другие игры.

И вот весна приходила. Что же это значило для крестьянина? (пора начинать работы на поле)

Что сначала делали крестьяне на поле? (пахали)

Чем пахали крестьяне (сохой, плугом), (показ иллюстрации сохи, плуга).

Давайте прочитаем в учебнике на странице 51 (3, 4 абзацы) (чтение детьми текста)

Работа по иллюстрации в учебнике на странице 53.

Каким же был труд пахаря? (тяжелым)

Конечно, труд пахаря был очень тяжелым но, он знал и надеялся, что его труд не напрасен, что это очень важный этап в начале весенних работ, что он оправдает себя в августе хорошим урожаем.

Как сейчас пашут землю?

На помощь человеку пришли трактора (показ иллюстрации на магнитной доске).

– Вспахали землю?

Что потом делают? (боронят)

Чем раньше боронили? (деревянной бороной, показ иллюстрации)

Для чего? (чтобы земля была рыхлой, без комочков)

А на наших полях как боронят землю? (дискуют, культивируют, боронят), с помощью трактора (показ иллюстрации на магнитной доске)

Потом кем становится пахарь? (сеятелем)

Для сева оставляли самое лучшее зерно, его бережно хранили всю зиму.

Сроки пахоты и сева знатоки определяли по приметам. Считалось, что если 17 марта в день Герасима–грачевника, грачи сели в гнезда, то через 3 недели можно сеять. (Давайте об этом в учебнике страница 52 4,3 абзацы).

Как же раньше сеяли крестьяне?

А как сейчас происходит сев на полях (с помощью сеялок) (иллюстрации).

Люди обеспечивают постоянное и ровное поступление зерна из бункеров в шланги.

Ухаживают за зернами.

В конце лета начинается жатва. Ее всегда ждут с волнением – не подведет ли погода? Каков будет урожай?

Сумеют ли собрать все до последнего колоска?

От этого зависит достаток в каждом доме.

Как же в старину крестьяне убирали урожай? (жали)

Выходили на жатву семьями.

Чем жали мужчины и женщины и стар и мал?

Отгадайте загадку.

Маленький, горбатенький по ниве побежал, каждый колос задрожал (серп) (показ иллюстрации серпа)

Как выполняли эту работу (расскажите)?

А вот как об этом написано в книге «Живая Русь» (зачитываю) страница 101, 2 абзац.

Куда потом складывали снопы (в кучи, копны)?

Легка ли была работа жницы? (работа была тяжелая)

Об этом у Николая Алексеевича Некрасова написано стихотворение. Читает заранее подготовленный ученик «Живая Русь» страница 103 (часть).

Чем же была тяжела работа?

Что мешало ей спокойно работать? (овода, жажда, жара, ныла спина).

Какие чувства испытывает поэт к жнице? (жалеет, сочувствует ей)

И такая было изо дня в день с утра до вечера. Пока не закончится жатва. И если одна жница не могла справиться со своей работой ей помогали другие. Как же это происходило, давайте послушаем. Ученик рассказывает рассказ «Добрый обычай» страница 107 «Живая Русь» 2 часть.

Так жницы помогали друг другу. Они знали, что тяжела работа во время страды, но каждая понимала необходимость и нужность своей работы, что благодаря ей будет достаток в доме.

Помогали матерям и дети.

Что они могли делать? (готовить снопы, складывать суслоны, носить еду и питье, нянчиться с малышами).

И вот наступал последний день жатвы. Праздник назывался (дожинки)

Последний сноп «Последыш» - выжинала хозяйка дома (большуха)

Этот сноп имел определенное обрядовое значение. Его приносили домой, называли хозяином,поскольку хлеб действительно был жизненной основой крестьянской семьи.

Этот сноп украшали лентами и ставили под иконы в передний угол. Его долго не обмолачивали. Считалось, что он имел особенные жизненные и священные свойства. По возможности его хранили до Рождества, а то и до Егория. В Рождество смотрели, сколько зерна на колоске, таков и урожай будет. По зерну и колосьям с последнего снопа гадали на погоду и урожай будущего года. Этот сноп будет давать нам жизненные силы. Давайте и мы украсим сноп лентами и назовём его ласковыми словами. (Каждый ученик подходит к снопу с лентой и украшает его.)

Как и любой праздник, Дожинки сопровождались весельем и особой трапезой. Блюда трапезы: новина- хлеб из муки нового урожая, пироги, каши, соломата (толчёная каша из овса), кисели овсяные, ржаные.

Итак, рожь связана в снопы. Куда их потом укладывают? (в бабки суслоны).

Куда их потом везли? (в амбары, на гумно).

Что потом делали с зерном? (молотили, потом везли на мельницу)

Как же убирают урожай на полях сейчас?

ӀV. Ресурсный круг.

Представьте, что мы с вами в августе, когда созрела рожь на ниве.

Что ты видишь?

Что ты слышишь?

Что чувствуешь?

Рефлексия.

Что особенно запомнилось? Было ли ощущение, что вы находились на ниве? Что мешало общению?

V. Закрепление. Развивающий тренинг «Полевые работы»

1) Подготовительный этап.

2) Индивидуальный этап.

(время работы 4 минуты)

3) Работа в паре.

4) Обсуждение в классе.

5) Экспертная оценка.

6) Общий вывод учителя.
VӀ. Закрепление. Развивающий тренинг «Пословицы и приметы»

1).Подготовительный этап.

Вступительное слово учителя.

В поте лица добывается хлеб, и земледельцы по-особому ценят опыт предков, накопленный на ниве. Этот опыт учит и от ошибок уберегает. Особенно ярко народная мудрость проявляется в пословицах и поговорках. Наблюдение за природой сложилось в народные приметы. Так говорят: «Народ примечает, когда сеять, пахать, урожай собирать».

Задание – отличить пословицы от примет, закрасить кружочки напротив пословиц.

Этапы работы:

1) Индивидуальный этап.

Время работы 5 минут.

2) Работа в паре 7 минут.

3) Экспертная оценка учителя.

4) Рефлексия.

Объясните пословицу «Что посеешь, то и пожнёшь».

(Для сева оставляли самое лучшее зерно, его бережно хранили всю зиму. Считалось, что садить в землю нужно самое лучшее зерно, чтобы был хороший урожай. Если посадишь семена гороха, то вырастет какое растение? (горох). Если семена риса? (рис). А если посадишь ложь да грубость? (лживый грубый человек). Если в детстве ребенка воспитывать во лжи и грубости, то каким он вырастет? (лживым, грубым).

Какова общая тема пословиц?

Хлеб определяет благополучие, благосостояние семьи, является жизненной основой. В него вложен огромный труд.

Понравилось ли вам работать в парах?

Что особенно запомнилось?
VӀӀ. Подведение итогов урока. (Ресурсный круг).

Что нового узнали на уроке?

Какие виды работ проводят земледельцы, чтобы хлеб попал на стол?

Какими качествами должны обладать земледельцы, чтобы выполнить все виды работ?

Благодаря этим качествам земледельца и знаниям всех традиционных технологий выращивания хлеба – хлеб у нас на столе каждый день, вкусный ароматный ни с чем не сравнимый, который мы сейчас попробуем. Понравилось ли вам сегодня на уроке общаться? (пробуют каравай хлеба).


Дайлиденок Любовь Евгеньевна, начинающий педагог г.Кострома
Описание:
Материал предназначен для учителей начальных классов, воспитателей и родителей.
Цель урока:
1. Приобщение ребенка к целостному взгляду на окружающий мир, введение его в круг основных социокультурных ценностей.
2.Воспитание любви к родной природе, ее красоте и подведение к осмыслению необходимости бережного отношения к природе.
Задачи:
1. Развивать коммуникативные навыки учащихся.
2. Знакомясь с картинами великих русских художников, дать возможность учащимся поразмышлять над вопросом «В чём красота леса?»
3. Развивать нравственно-образное восприятие природы.
4. Используя наглядные методы способствовать развитию целостного восприятия школьников.
5. Донести до сознания детей, что лес – наше богатство, без него будет пусто всё вокруг, что его надо беречь.
Для урока понадобиться следующая литература:
1) Камкин А.В. Истоки. Учебное пособие для 2 класса общеобразовательных учебных заведений.
2) Бандяк О.А., Котельникова Н.В. Истоки. Рабочая тетрадь для 2 класса общеобразовательных учебных заведений. Часть 1.


1. Организационный момент.
(Учитель проверяет готовность детей к уроку)
Учитель:
Прозвенел и смолк звонок,
Он собрал всех на урок.
Я рада видеть ваши радостные лица, ребята. Давайте посмотрим друг другу в глаза, почувствуем теплоту и поддержку.
2. Подготовительный этап.
Учитель: Давайте ребята представим, что мы с вами отправляемся в одно удивительное путешествие. А вот куда? Вы сами сейчас попробуете отгадать.
Внимательно послушайте, кто хочет, может закрыть глаза.
звучит аудиозапись: «Звуки леса»
Учитель: Ну, что ребята, где же можно услышать такие звуки?
Ответы ребят (в лесу, на улице и др.)

3. Основной этап.

Учитель: Итак, сегодня мы отправимся с вами в лес. Лес - хорошее место для отдыха, кладовая чистого воздуха: войдешь в него и сразу почувствуешь, как здесь легко дышится. Тебя окутает приятная прохлада, а шелест листьев, щебетание птиц успокоят и поднимут настроение.
Лес ведь он живой, верно, и значит, мы идем к нему в гости. А когда мы приходим к кому-нибудь в гости, что мы говорим, как только вошли?
Ответы ребят (здравствуйте)
Учитель : Молодцы, правильно. Вот и с лесом надо тоже поздороваться. Для этого я нашла вот такое стихотворение:
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь - мы свои!
(Автор: С. Погорельский)


Теперь давайте все встанем в ресурсный круг. «Лес»
(Дети встают в круг и отвечают: я вижу в лесу…)
Я вижу…..
Я слышу …..
Я чувствую …..
Рефлексия:
Что особенно вам понравилось?
Было ли ощущение, что мы находимся в настоящем лесу?
Ответы ребят.
Учитель: Молодцы. Мне понравилось, как вы внимательно слушали друг друга…
Учитель: А теперь откройте учебник, рассмотрите внимательно картинки на странице 33 и прочитайте первый абзац.
Дети читают: «Русского человека ЛЕС издавна согревает, кормит и лечит. Лес очень красив. Он все время меняет свой наряд. Весной и летом – зеленый, осенью багряно-золотой, зимой – хрустально-белый. А сколько в нем запахов, звуков и шорохов! Закрой глаза и послушай, что тебе рассказывает и о чем поет родная природа».


Красоту леса воспевали с помощью кисти в своих картинах русские художники Шишкин И.И., Жуковский С.Ю., Герасимов А.М.


Посмотрите на эти картины и попробуйте дать ответ на вопрос:
В чём красота леса? Сначала каждый самостоятельно подумайте над этим вопросом, а затем обсудите свой результат в паре и придите к общему мнению. На размышление вам дается 5 минут.
Дети думают и обсуждают свои ответы в паре.
Учитель: Ну что же, 5 минут прошло. Давайте послушаем ваши ответы на вопрос: в чём красота леса?
Выслушиваются ответы пар.
Учитель: Молодцы ребята, очень интересные у вас ответы. Были ли у вас разногласия при обсуждении в паре?
Ответы детей.
Учитель: А теперь я хочу вам прочитать небольшой отрывок из рассказа Юрия Дмитриева «Что такое лес»: однажды один художник решил на-рисовать лес.
«А что такое лес? – подумал он. – Лес – это ведь деревья». Взял кисти, краски, и стал рисовать. Нарисовал осины, березы, дубы, со¬сны и ели. Очень хорошо у него по¬лучилось. Казалось, вот-вот про¬бежит ветерок, и затрепещут лис¬точки осины, закачаются медленно лапы елей, ветви берез. «Какой же это лес? – подумал художник. – Тут одни только деревья».
– Ребята, давайте поможем художнику дорисовать эту картину, оживим ее, наполним образами, звуками и чувствами.
Для этого вам нужно открыть рабочие тетради на странице 25 и выполнить следующее задание: «Вспомни лес, в котором ты любишь бывать. Нарисуй его». На выполнение задания дается 10 минут.
(Ученики рисуют)


Учитель: Расскажите ребята, что же вы нарисовали? Гуляя в этом лесу, какие чувства вы испытываете?
Ответы ребят.
Учитель : Теперь расскажите мне, пожалуйста, зачем люди ходят в лес?
Ответы ребят: гулять, собирать грибы и ягоды.


Учитель: - Правильно, собирают в лесу грибы, ягоды и орехи, лекарственные травы (например: зверобой, валерьяна и другие). Все это дары леса.
А еще есть в лесу ключи с холодной, чистой водой - это тоже дары леса.
Ключ, родник – это источник подземных вод, который выходит из-под земли наружу


А еще ребята лес – это источник кислорода, необходимого для жизни, т.е. то, чем мы дышим. В лесу очень чистый воздух, поэтому там очень легко дышится.
И, конечно же, лес – это дом для птиц и зверей.


Учитель: Лес нас кормит и поит. Лес – это огромное богатство.
В лесу нельзя рвать цветущие травянистые растения, ломать ветки деревьев и кустарников, так как среди них много редких. Но не только поэтому. Все, что есть в лесу, тесно связано друг с другом.
Уничтожишь одно, погибнет другое, за ним - третье, и пойдет дальше цепочка, пока не погибнет весь лес.
«Пришли как- то в один лес люди. Решили там вырубить все кустарники! Зачем они здесь? Ведь лес - это деревья! Вырубили кустарники. Улетели из леса птицы, которые вили в кустарниках гнезда. Набросились на деревья насекомые - вредители. Погибли деревья, погиб и весь лес».
Учитель: помните об этом ребята.
Учитель: А еще я хочу рассказать вам сказку


Экологическая сказка «Плач березы».
Стоял летний солнечный день. Дул легкий ветерок. Он качал высокие травы и волновал речную гладь. Он гнал по небу белые облака и шелестел в листве одинокой старой березы.
Зимой эту березу обдували холодные ветры, засыпали тяжелые снега, осенью дожди сбивали пожелтевшую листву, и только летом отдыхала она от немилости природы. Сочные травы нежно касались ее ствола, птицы вили гнезда в мягкой листве. Одинокая береза перешептывалась с далекими соснами, елями.
По лесу с корзинкой шел мальчик. Он собирал грибы. Грибов было много. Мальчик часто наклонялся за ними и очень устал. Корзинка была уже полная. И вот лес расступился, и мальчик вышел на опушку. Он увидел одинокую березу. Он сел, прислонившись к ее стволу, и заснул в тени. Ему снился удивительный сон. Когда он проснулся, листва березы все так же пела свою песню, травы касались его лица. Чтобы запомнить это место и снова вернуться сюда, мальчик достал ножик, вырезал на стволе свое имя. Замерла береза от боли. Горькие слезы потекли по стволу. Затрепетала береза от ран и потянулась к небу, прося у него защиты. Но не было помощи от неба. Тогда рванулась береза ветвями к соснам и елям, но и они молчали, поникнув вершинами. Еще сильнее заплакала береза, еще сильнее заныли свежие раны. А через некоторое время пожелтела и осыпалась листва. Засохли ветви, почернел бывший когда-то белым ствол. Только имя мальчика огромными буквами зияло на нем.
Учитель: скажите ребята, как поступил мальчик, можно ли так делать или нет и почему?
Ответы ребят.
Учитель : Берегите ребята родную природу, берегите наши леса.
«Просьба леса»:
Любите родную природу-
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились
Живем мы с тобою на ней.
Так, будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.


Итог урока.
Учитель: Мы с вами совершили путешествие в лес, многое узнали и вспомнили. Вы молодцы ребята, хорошо поработали сегодня на уроке. За вашу активность и за красивые рисунки каждый из вас получит отметку, конечно же «пятерку». Наше путешествие окончено. А сейчас скажем лесу: «До свиданья, добрый лес, до новых встреч!»
(Дети хором говорят лесу «До свидания!»)
Домашнее задание:
Учитель : А теперь запишите домашнее задание: в рабочей тетради на странице №26:
1) Вам нужно будет прочитать загадки и нарисовать отгадки.
2) Ответить на вопросы (Известны ли тебе картины, стихи и музыкальные произведения о лесе? Вспомни некоторые из них. Какое настроение они вызывают у тебя?)

Тема урока: «Имя»

Учитель:

Цель :

Осмысление истоков духовно-нравственной жизни человека в окружающем нас мире.

Задачи :

· Формировать у детей бережное отношение к имени как наследию прошлого.

· Познакомить учащихся с происхождением имен.

· Познакомить какую роль играет имя в жизни человека.

· Учить слушать слова собеседника.

Оборудование и материалы :

· Библия,

· плакаты «Твое имя», «Неси ответственность за свое имя», «Береги имя».

Литература :

· Словарь русских личных имен,

· книга « Уроки этики»

(Дети в начале урока садятся на стуликах в круг)

I. Присоединение к теме

На доске: « Хорошо там и тут, где по имени зовут »

Вы согласны с этой мудростью?

Как вы думаете, зачем нужно имя?

(Дети рассуждают, каждый высказывает свои мысли)

Да, без имени жить очень неудобно. Давайте представим, что ни у кого из нас нет имени. Как вы должны будете обратиться ко мне?

Учитель.

Вас в классе много, как я к вам могу обраться на уроке?

Можно показать рукой.

Ну, а если мы в лесу, разбрелись кто куда, а мне кого-то из вас нужно позвать. Как я могла бы сделать, не зная ваших имен?

Действительно, очень трудная ситуация. Мы убедились, что без имени жить неудобно.

У имен, как и у всех слов в языке своя биография, история, свои приключения. Своя судьба. Наука, которая и изучает имена называется антропонимика от греческого слова антропос - «человек», онома-«наука». Существуют

специальные словари русских имен.(Показать словарь )

В нем около 2600 русских личных имен. При них даны формы отчества, уменьшительные и ласкательные формы. Указания на происхождения имен.

Вы знаете из Библии, что на шестой день Бог сотворил человека.

Вспомните, как он назвал первого мужчину?

Адам - « взятый из земли» т. к. Бог его сотворил из праха земного.

Какое имя Бог дал жене Адама?

Ева – «мать людей»

В минуты рождения каждый человек получает божественный дар – имя. Это самое любимое и приятное слово человека.

А попробуйте назвать человека ласково. (Дети называют по очереди )

Тогда он испытывает ни с чем несравнимые чувства благодарности и радости, тем приятнее и легче будет общение с ним.

Имя дается неслучайно – кого из вас крестили в храме?

В давние времена на Руси поклонялись разным богам, была языческая вера. Но по приказу князя Владимира в 988 году всех русских людей крестили, и наши далекие предки перешли в христианскую веру. После крещения людям давали христианские имени. Они были разными по происхождению: греческие, латинские, иудейские. Все они были внесены в святцы те в церковный календарь имен. Имена имели свое значение. Виталий(лат.)- жизненный, Владимир(др. русское) – владеет миром, Виктор(лат.) – победитель, Василий (греч.) –царь, Андрей(греч.) – мужественный, храбрый, Галина(греч.)– спокойствие, Екатерина(греч.) - чистая, Ирина(греч.) - мир.

Имя человеку давали после крещения. В церковном календаре посвящен какому-то святому. Когда в церковь приносили крестить ребенка, то священник спрашивал, какого числа тот родился. Смотрел в святцы, находил имя святого, и такое же имя давал ребёнку, а этот день считался днем именин, т. е. днем рождения имени. Все мы знаем свои дни рождения, потому что их отмечают в семье.

А кто из вас знает свой второй праздник - именины? Отмечают ли тебе день именин.

Сегодня вы узнаете у своих родителей или бабушек когда у вас именины, а я вам назову лишь некоторые из них: Светлана-2апреля, Вера, Надежда, Любовь, Софья – 30 сентября , Людмила - 30 сентября, Ксения - 6 февраля , Андрей – 13июля, Илья-2августа.

Раньше это был любимый семейный праздник. Ароматный запах именинного каравая наполнял весь дом. Для именинника звучала именинная песня «Как на ….. именины испекли мы…» Эта песня дошла и до наших дней. Помните ли вы эту песню?

Еще на Руси издревле существует, и сохранилась до наших дней традиция имянаречения. Малыша могли назвать именем отца, матери, деда, прадеда. Появились родовые имена.

Проследите историю своего рода, может быть и вы носите такое имя, а может вас назвали в честь святого в день которого тебя посчастливилось появиться на свет. Оно будет тебя защищать на протяжении всей жизни.

Вы носите имена многих великих и славных людей, Не посрамите свое имя, помните о мудрых традициях продолжите славные дела предков.

II. Ресурсный круг.

Первый в круге называет свое имя и доброе качество, передает слово, сидящему слева. Второй учащийся повторяет имя и доброе качество соседа справа, говорит о себе и передает слово, сидящему рядом. Третий повторяет имена и добрые качества предыдущих учащихся и передает эстафету дальше. Последний в круге, учитель, воспроизводит свою информацию, обращаясь к каждому ученику, завершает словом о себе.

Какие чувства возникали во время этого занятия?

Экспертная оценка.

1) Работа в паре. Подчеркните, без каких слов не может обойтись день рождения? Объясните, почему выбрали эти слова?(семья, друзья, песня, подарок.)

2) Может быть, вам это покажется странным, но имя человека часто отражает характер и влияние на него

Вспомните, как в сказках зовут ленивых и глупых?

Емеля, Устя, Фома, Мартын.

А добряков как зовут?

Иван, Савва, Егор.

Это нашло отражение в пословицах и поговорках. Поиграем в лото с пословицами. Я каждую пословицу разделю на две части. Одну оставлю у себя, а другую отдам кому-то из вас. Мы вместе с вами должны собрать пословицу. Для этого я буду читать первую часть пословицы, а вы, подобрав по смыслу, зачитаете вторую.

Мели Емеля, твоя неделя.

Добрый Иван – и людям, и нам, а худой Иван - ни людям ни нам.

Шутил Мартын, да спрятался под тын.

На бедного Макара все шишки валят.

(Проверка пословиц с доски)

III. Рефлексия.

Какую тему рассматривали на занятии?

Что обозначает имя?

Имя – отличительное название, которое дается при рождении.

Каждый из нас имеет одно имя в течение всей жизни, а называют нас по-разному в разном возрасте. Например, девочку зовут Катя, когда она вырастет, станет девушкой – Катерина, затем Екатерина Анатольевна или для близких тетя Катя. Но у каждого из нас есть свое собственное имя т е имя, которым нас называют самые близкие люди: Анна – Анночка – Аннушка – Анюта – Аня –Нюра – Нюша - Нюся. Наверное, услышав такое отношение к себе, вы охотнее отзоветесь на просьбу. Ребята, вслушайтесь еще раз, как красиво, ласково, мелодично звучат ваши имена: Леночка, Анюта, Ксюша, Коленька, Никитушка, Сереженька. Так давайте не искажать их, не оскорблять музыку их звучания. Давайте беречь свое имя и имена других людей, это ведь наша ценность. Имена достались нам в наследство, они прошли долгий путь пока дошли до нас. Имена достойны, чтобы к ним бережно относились. Я думаю, что сегодняшнее занятие нас многому научило.

МБОУ ВМР «Семёнковская основная школа имени С.В. Солодягина»

Учитель: Фирсонова Людмила Александровна

Предмет: Истоки Класс 2

Базовый учебник: А.В. Камкин «Истоки» 2 класс, Издательский дом «Истоки», М., 1996

Тема урока: Обобщающий урок по теме «Труд земной».

Цель урока: Обобщить знания учащихся по теме «Труд земной»

Задачи урока:

1. Подвести к выводу, что их будущая профессия, их труд будет служить людям, приносить радость, добро.

2. Воспитывать благодарность к людям труда, к их таланту, мастерству.

3. Формирование умения работать в группе;

4. Воспитание любви и уважения в целом к природе;

Тип урока: урок актуализации знаний и умений

Необходимое оборудование: аудиозапись, учебник, рабочая тетрадь, готовые подковы из бумаги.

Структура и ход урока

Актуализация знаний

Послушайте аудиозапись (стук молотка, звук пилы, стук ткацких станков и т. д) и посмотрите на доску. Что объединяет эти звуки и рисунки? (На доске показаны все вместе виды занятий)

Человеческий труд……

Коммуникативные

Личностные

Целеполагание

Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Показывает название темы

Какова цель нашего урока?

Какие задачи поставим на сегодняшний урок?

Определяют и формулируют тему урока: Будем обобщать знания по теме «Труд земной»

Формулируют цель урока:

Повторить все изученное по теме «Труд Земной»

    Назвать темы, которые изучали в этом разделе

    Вспомнить , какие виды деятельности (работы) относятся к труду земному.

    Обобщить , для чего человеку необходим труд земной.

Познавательные (общеучебные)

Коммуникативные

Систематизация полученных ЗУН

Сегодня вы учитесь в школе, получаете знания. А через несколько лет каждый из вас получит профессию, и ваш труд будет служить людям, приносить радость, добро. В настоящее время о вас заботятся взрослые: строят заводы, шьют удобную и нарядную обувь и одежду. Сегодня мы всей душой и сердцем, с глубокой благодарностью обратимся к их труду, таланту, заботе.

Ребята, расскажите мне кто такой земледелец, и чем он занимается?

Показывает картинку, где изображен земледелец

Какими орудиями труда он это делал?

А какие домашние животные ему в этом помогали?

Лошадь помогала пахать, сено возить. На корове тоже могли пахать, если в семье не было лошади.

Показывает картинку лошади.

А какие еще домашние животные служили человеку?

Чем человеку они помогали?

Вы сказали, что держали овец для шести. А зачем нужна была она?

А кто занимался этим?

Показывает картинку рукодельницы

А чем еще они занимались?

А кто всем этим занимался?

А какие орудия труда они использовали?

Показывает картинки орудий

А чем занимались мужчины?

А как называется занятие, которым они занимались?

Показывает картинку плотника

Какие орудия труда они использовали?

А чем еще занимались мужчины?

В чем заключалась работа кузнеца?

Какие орудия использовал для ковки кузнец? (рис. орудий)

Земледелец – крестьянин, который пашет, потом боронит землю, сеет зерно, косит траву, жнет.

Плуг, коса, серп.

Собака, кошка, курицы, овцы или козы.

Ответ сопровождается картинками

Собака охраняла дом, кошка ловила мышей, корова давала молоко, масло, сметану творог, мясо. Овцы давали шерсть и мясо. Курицы давали яйца, курятину.

Она нужна была для того, чтобы делать из нее нитки, а потом вязать одежду.

Ткачихи – рукодельницы.

Ткали, пряли, плели кружева, вышивали.

Женщины и девушки.

Прялку, ткацкий станок, веретено.

Они возводили деревянные строения: дом, мосты, храмы; рубили лес.

Плотницкое дело.

Топор, пила, молоток, гвозди. (рис. орудий)

Занимались кузнечным делом. (рис.кузнеца)

Ковал из железа разные предметы.

Молот, наковальня, чаща для расплавленного железа.

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

Коммуникативные

Закрепление пройденного материала

Сейчас давайте откроем тетради на странице 21 и выполним задание.

Подготовительный этап.

Индивидуальный этап.

Выполняем задание самостоятельно

Сейчас вам нужно разделиться на группы по 4 человека.

Организует работу в группах

Работа в четвёрке.

Обсуждение в классе. Выступление групп.

(Правильный вариант на доске.)

Экспертная оценка учителя.

Рефлексия.
Оценивание в тренинге осуществляется по результатам индивидуального этапа. Если задание выполнено правильно – 7 баллов; 1 несоответствие – 6 баллов; 2 несоответствия – 5 баллов; 3 несоответствия – 3 балла.
7 баллов – отметка «5»
5 баллов – отметка «4»
3 балла – отметка «3»

Учащиеся читают задание, повторяют правила общения в группе.

Выполняют задание.

Обсуждают в группе, определяют лидера группы.

Выполняют задание индивидуально, в четвёрках. Выполняют самопроверку и предварительную оценку на основе экспертной оценки

Коммуникативные

Регулятивные

Подведение итогов

Оставайтесь также в группах. Для каждой группы будут даны 2 задания.

Каждому выдаются карточки с за­даниями. Работа в 3 этапа:
1) индивидуальный;
2) принятие решения в четверке;
3) выступление группы.

I задание.
Объясни, что значит:
муку молоть
молотом ударять
выбивать зерно из колосьев
молотить ?
железная заготовка
кузнечная печь
кожаный мех

Как все три словосочетания связаны со словом горн ?

II задание.
Выбери и докажи, какие челове­ческие качества более всего важны:
а) ткачихе б) плотнику
Терпение, ловкость, спокой­ствие, сила, доброта, слабость, равнодушие, трудолюбие, знание, добросовестность, мастерство.
III задание.

Кто что делает?

Что делает земледелец? … пастух? … охотник? … плотник?... столяр? … кузнец? … лошадь? … корова? … кошка? … пчела? …

IV задание.

Чем что делают?

Что делают топором? … пилой? … иглой? … сохой? … бороной? … серпом? … граблями? … косой? … плугом? … руками? …

Организует коллективную проверку

Развивающий тренинг. Ресурсный круг

Побуждает к высказыванию своего мнения
«Что ценили прадеды и что ценим мы в труде земном?»
Слова для справок: трудолюбие, честность, взаимопомощь, лень, добросовестность, выносливость, опыт, равнодушие, жадность.

Обсуждают в группах, полученные задания, приходят к общему решению.

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

Рефлексия

Задание для всех групп.

Организует работу вгруппах

Дети готовят подарки друг другу, работая артелью (четверки): «Выковать» надписи с добры­ми словами на подкове, которая сделана из бумаги!
Далее дети вручают подарки с теплыми словами.
Лидеры групп дают оценку работы своих команд.
Затем оценку работы групп дает учи­тель.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Спасибо, за внимание! Урок закончен.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Регулятивные

Раздел «Слово и образ времени».
Тема «Зима. Весна. Лето. Осень.»
Учитель: Локотко М.В. МОУ «Николо-Поломская средняя
общеобразовательная школа» Парфеньевского района
Костромской области

Художественно-педагогическая идея урока:
Духовное начало мира.
Цель:выйти на восприятие, осознание и прочувствование времен года
Задачи:
Присоединение.
-Добрый день! Мы отправляемся в новое путешествие к нашим истокам. Послушайте песню и скажите, о чем наш сегодняшний разговор.
Да, сегодня мы будем говорить о временах года, но не только о том, какие изменения происходят в природе за год, как эти изменения связаны с человеком и постараемся понять духовное начало мира. Желаю вам новых, радостных открытий!
2.Зима.
-Послушайте музыку Антонио Вивальди и постарайтесь передать свои чувства, вызванные музыкой.
-Да, кругом морозная тишина. Темное время суток намного продолжительнее, чем светлое. Кажется, что еще чуть-чуть-и тьма победит свет, мир человеческий рискует остаться во мгле.
(Показываю картину И.И.Шишкина «Зима»).
А мгла есть знак невежества и духовной слепоты. Вместо летнего многоцветья зимой царят лишь два цвета-черный и белый=символ духовной чистоты и символ греха. Не напоминает ли это о выборе, все время встающем перед людьми на пороге жизни? Н правда ли, зима располагает к раздумьям о главных вопросах жизни. И не случайно, что именно в это время года к людям приходит Рождество Христово, которое и дает на них ответы. (Картина Григория Гагарина «Рождество Христово»).
-Подумайте, а почему рождественские праздники считаются преимущественно детскими?
-Да, именно для детей устраиваются елки, украшенные игрушками и сладостями, зажигаются свечи. В этом есть глубокий смысл.
Елка напоминает о древе жизни. Свечи о духовном свете, а сладости о спасительных плодах Его пришествия в мир.
Духовное начало начинает оживлять застывший мир, разгонять мглу.
-После Рождества наступают Святки-они длятся 12 дней и заполнены забавами, развлечениями, озорством.
-19 января-праздник Крещения Господня(показываю картину Б.Кустодиева «Крещенское водосвятие»), установленный в память о крещении Иисуса Христа в водах Иордана. Накануне меняется общий эмоциональный настрой-вместо детского озорства святок наступает время духовного очищения и внутренней сосредоточенности. Наши предки ходили в жилища бедняков с щедрой милостыней. В день праздника на реках, озерах, прудах под колокольный звон и молитвенное пение совершается великое водосвятие.Крещенские дни укрепляют человека в поиске духовной и телесной чистоты.
-Чем полезна для души зима?

Весна.
(Включаю презентацию на музыку Э.Грига «Весна»).

Какие чувства вызвала у вас музыка?

Весной природа оживает. Начало весны сопровождается празднованием масляной недели-Масленицы. До 15 века Масленица была праздником Нового года. (Показываю картину Б.Кустодиева «Масленица»).
- Как вы думаете, почему?
Поворот к весеннему теплу, возрождение природы, яркое солнце-все это воспринималось нашими предками как начало нового годичного круга. Масленица отмечена, прежде всего, земными радостями:весельем, катанием с гор, хождением в гости, ездой наперегонки, обильной едой.
Но весна-это не только ликование пробудившихся человеческих и природных сил, это и образ великого обновления.
С наибольшей силой это происходит в 40-дневный Великий пост.
-Как происходит обновление души?
Важно воздерживаться от злых дел и помыслов, стараться жить кротко, чисто и по правде. Идет и обновление жилища.
-Как вы думаете, как?
На глазах творится и обновление природы.
(Показываю картину Левитана «Март»).
И вот что примечательно-только после обновления души, с чистыми руками и помыслами можно достойно подойти и главному событию весны и всего года к Светлому Христову Воскресению-Пасхе.

Масленица-образ ликования весны природной, Пасха-образ ликования весны духовной.
Люди радуются воскресению Христа, означающему победу над смертью. Они навещают больных и нуждающихся, творят дела милосердия, посещают могилы предков. Звонят колокола. Они освящают пробудившуюся землю.

Чем полезна для души весна?

Лето.
(Показываю картину Левитана «Березовая роща», звучит музыка Чайковского «Июнь. Баркаролла»).
-Какие чувства вызвала у вас музыка?
-Да, мы видим, кАк жизнь полностью возродилась. Жаркое солнце пригрело землю, совершено великое таинство природы-свежевспаханная земля приняла семена, кругом душистое разноцветье сочных трав. Главным цветом становится зеленый. Образом наступившего лета становится березка.
Начало лета отмечено праздником Троицы. Троица установлена в воспоминание сошествия святого духа на апостолов.
(Показываю икону сошествия Духа Святого на апостолов).
Апостолы, получившие дар святого Духа, стали основой христианской церкви. Храмы украшаются молодыми березками, на полу расстилаются травы и полевые цветы.
Завершает лето праздник Преображения Господня-19 августа. В это время природа преображается-она начинает дарить людям свои плоды. То, что всего несколько дней назад было кислым, невкусным и даже вредным для здоровья, становится спелым, вкусным, полезным. Чудо?
Это напоминание о преображении Иисуса Христа на горе Фавор. Евангелие повествует, что в определенный миг лик его стал источать неземной свет, а одежды стали белы, как снег. Это событие напоминает православным людям, что жизнь каждого человека тоже может приносить добрые плоды-ОЧИЩЕНИЕ И ПРОСВЕТЛЕНИЕ.
-Какие чувства вызывает у вас лето?
4. Осень.
-Начало осени удивляет своим многоцветьем-желтые. Красные, буро-коричневые листья на деревьях. Осенний листопад разноцветным ковром укрывает землю. Посмотрите презентацию на музыку А Вивальди.(1мин06 сек)
Показываю картину Левитана «Золотая осень». Читаю стих. Н.Рубцова

Слава тебе, поднебесный, радостный, краткий покой!
Солнечный блеск твой чудесный с нашей играет рекой.
Рощей играет багряной, с россыпью ягод в сенях,
Словно бы праздник нагрянул на златогривых конях!
Радуюсь громкому лаю, листьям, корове, грачу,
И ничего не желаю, и ничего не хочу!
И никому не известно то, что с зимой говоря,
В бездне таится небесной ветер и грусть октября

Собран урожай, завершились полевые работы. Зима не будет голодной. Но особая надежда земледельца всегда связана с семенами для будущего сева. В них-надежда на непрерывность жизни. Это настроение надежды усиливает праздник Рождества Богородицы. (Показываю икону).
А чуть позднее-27 сентября-в календаре последний господский праздник-Воздвижение Креста Господня.(Показываю икону). Поставить крест-это не только перечеркнуть что-либо, завершить, отказаться, но и начало духовного подвига. Бывает, что совесть человека тяготится от груза недобрых дел и проступков. И нужно найти в себе силы отказаться от зла и начать восхождение к добру.
Чем дальше в осень. Тем больше разноцветье сменяется серым ненастьем, почти непрерывно идут холодные дожди. В новые теплые одежды одеваются звери, всем хочется тепла, защиты, покровительства. В эти дни-14 октября-и приходит любимый на Руси праздник-Покрова Пресвятой Богородицы. (Показываю икону)
-Какие чувства вызывает у вас осень?
5. Активное занятие. «Образ праздника».
6. Итог урока.
-Сегодня мы рассмотрели годичный круг времени, смену сезонов. Времен года и увидели, что человек и природа-единое целое, мир имеет духовную природу.
7. Рефлексия.
-Что вы сегодня узнали важного для себя?



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!