Информационный женский портал

Вассерман Л.И., Дорофеева С., Меерсон Я.А. Методы нейропсихологической диагностики. Психологическая диагностика и коррекция в соматической клинике Публикации и монографии

Вассерман Людвиг Иосифович , доктор медицинских наук,
профессор кафедры медицинской психологии и психофизиологии
факультета психологии

Юбилей Л.И. Вассермана

Людвиг Иосифович родился 25 августа 1936 г. в Ленинграде. После окончания средней школы поступил в 1-й Ленинградский медицинский институт им. академика И.П. Павлова, который окончил в 1961 г. Базовое медицинское образование — лечебное дело. Работал врачом «скорой помощи». После 2-х лет работы прошел специализацию по психиатрии. Продолжая работать в службе скорой медицинской помощи, в 1962 г. поступил на заочное отделение философского факультета Университета, отделение психологии. В 1966 г. окончил отделение психологии, дипломную работу защитил под руководством В.Н. Мясищева.

В 1965 г., еще до окончания Университета, по приглашению В.Н. Мясищева участвовал, как врач и будущий психолог, в конкурсе и был принят в очную аспирантуру по медицинской психологии в институте им. В.М. Бехтерева. Это первая в истории отечественной психологии аспирантура по новой формирующейся специальности. В 1969 г. под руководством В.Н. Мясищева и И.М. Тонконогого защитил кандидатскую диссертацию, посвященную нейропсихологическим и психоакустическим исследованиям при поражении височных долей мозга.

С 1968 г., после окончания аспирантуры, работал в Психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева: младший, старший научный сотрудник, руководитель группы психологической диагностики. С 1984 г. по 2012 г. руководил лабораторией клинической психологии и психодиагностики Института им. В.М. Бехтерева, развивая те направления в медицинской (клинической) психологии, которые отличают научные школы В.Н. Мясищева и Б.Г. Ананьева. В 1989 г. защитил докторскую диссертацию «Структура и механизмы нарушений психических функций и личности при фокальной эпилепсии». За период активной научно-исследовательской деятельности над докторской диссертацией разработал новое научное направление в медицинской психологии и нейронауках — нейропсихология в эпилептологии. В 1991 г. получил научное звание профессора.

С 1967 г. является преподавателем факультета психологии Университета и руководителем практик по курсам: общая и частная неврология, клиническая нейропсихология. С 1995 г. — профессор по совместительству вновь созданной кафедры медицинской психологии и психофизиологии. В 2014 г. прошел по конкурсу на должность профессора кафедры медицинской психологии и психофизиологии с полной лекционной нагрузкой по курсам: неврология, нейропсихология и современные методы исследования мозга. Руководит и ведет практику по этим дисциплинам. Под руководством Л.И. Вассермана за его более чем 50-летнюю педагогическую деятельность в Университете подготовлено свыше 100 дипломированных медицинских психологов, многие из которых впоследствии защитили кандидатские и докторские диссертации, успешно работают в Санкт-Петербурге и других городах страны, являясь известными специалистами в области медицинской (клинической) психологии. Научно-исследовательская работа Л.И. Вассермана на протяжении всей его профессиональной деятельности связана с разработкой методов психологической диагностики при нервно-психической и соматической патологии, в частности, комплексной и многомерной нейропсихологической диагностики, с разработкой теории и методологии исследований в области медицинской психодиагностики, в частности, применение биопсихосоциального подхода в клинико-психологических исследованиях, изучением роли психосоциальных факторов в нарушении психической адаптации и адаптационных ресурсов человека в условиях фрустрирующих, стрессовых ситуаций и напряженной профессиональной деятельности, а также с применением компьютерной психодиагностики в целях массовых психопрофилактических исследований. Еще одной сферой научных исследований Л.И. Вассермана, непосредственно связанной с системой высшего профессионального образования, является разработка образовательных программ и программ усовершенствования в области медицинской (клинической) психологии, в частности, участие в разработке 1-го Государственного стандарта по клинической психологии. Под его руководством и непосредственном участии в институте им. В.М. Бехтерева на протяжении многих лет проводились циклы последипломной подготовки «Основы медицинской психологии и психодиагностики».

Л.И. Вассерман автор более 220 научных работ, в том числе 6 монографий, 43 методических и 4 учебно-методических пособий и рекомендаций для психологов и врачей; многие из этих пособий посвящены разработке новых психодиагностических методик. Л.И. Вассерман — редактор и соредактор 8 сборников научных трудов и коллективных монографий, редактор медико-психологического раздела журнала «Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева», входящего в список рецензируемых журналов РФ. Наиболее значимыми публикациями Л.И. Вассермана можно считать книги «Методы нейропсихологической диагностики» (1997), «Медицинская психология: введение в теорию, практику и обучение» (2003, совместно с О.Ю. Щелковой), «Психологическая диагностика и коррекция в соматической клинике» (2011), «Совладание со стрессом» (2010). Л.И. Вассерман совместно с О.Ю. Щелковой являются авторами издательского проекта, научными редакторами коллективной монографии «Психологическая диагностика расстройств эмоциональной сферы и личности» (2014). Эта книга стала настольной для научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов, практических психологов.

Под руководством Л.И. Вассермана подготовлены и защищены 7 докторских и 44 кандидатских диссертации по специальности «Медицинская психология» (медицинские и психологические науки).

На протяжении 20 лет (1970—1990 гг.) Л.И. Вассерман был ученым секретарем впервые образованной в 1962 г. В.Н. Мясищевым проблемной комиссии «Медицинская психология» Академии медицинских наук, а впоследствии (с 1976 г.) и Министерства здравоохранения. Л.И. Вассерман возглавляет проблемную комиссию «Нейропсихология» Межведомственного научного совета по проблемам обучения, развития и нейрореабилитации (Москва).

Л.И. Вассерман — член двух докторских ученых советов по защитам диссертаций: психологического факультета СПбГУ и Института им. В.М. Бехтерева, участник ряда международных исследовательских проектов по линии Всемирной организации здравоохранения (в том числе по изучению качества жизни), член редакционного совета «Сибирского психологического журнала», а также редактор раздела «Медицинская психология» журнала «Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева».

Многолетняя безупречная и высокопрофессиональная научно-педагогическая деятельность Л.И. Вассермана на факультете психологии СПбГУ и в Институте им. В.М. Бехтерева снискала ему искреннее уважение коллег и учеников.

Редакция журнала сердечно поздравляет Людвига Иосифовича и желает дорогому юбиляру сохранить его так ценные для всех нас качества — научную принципиальность, творческую неутомимость, неизменную бодрость духа и энергичность.


Л. И. Вассерман,
С. А. Дорофеева, Я. А. Меерсон

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ДИАГНОСТИКИ

Практическое руководство

ИЗДАТЕЛЬСТВО «СТРОЙЛЕСПЕЧАТЬ»
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Посвящается профессору
Наталии Николаевне Трауготт

ПРЕДИСЛОВИЕ

Практическое руководство по методам нейропсихологиче-
ской диагностики в такой форме издается впервые. В основе
книги - материалы и многолетний опыт нейропсихологиче-
ских исследований авторов под руководством профессора
Я. Я. ТРАУГОТТ (1904-1994) и профессора И. М. ТОН-
КОНОГОГО
(в настоящее время живущего и работающего
в США).

Крупные ученые и руководители научных коллективов, они
много сделали для развития клинической нейропсихологии и
обогащения ее новыми идеями и методами. Совместные об-
суждения результатов экспериментов и разборы больных с на-
рушениями высших психических функций, многочисленные
совместные научные доклады и публикации, в частности в свя-
зи с разработкой новых методов нейропсихологической диаг-
ностики, позволяют считать Н. Н. Трауготт и И. М. Тонконо-
гого соавторами отдельных разделов монографии.

Мы благодарны своим учителям за научную школу и счи-
таем своим долгом сказать это на первой странице книги.

Л. И. Вассерман

С. А. Дорофеева

Я. А. Меерсон

ВВЕДЕНИЕ

Нейропсихология в нашей стране по праву считается одной
из наиболее разработанных областей научной психологии, за-
воевавшей международное признание и авторитет. Как одна из
фундаментальных наук о мозге, нейропсихология, наряду с
нейрофизиологией, вносит огромный вклад в решение слож-
нейших задач взаимоотношения мозга и психики человека.
Как самостоятельный раздел биологической психологии, име-
ющий свою теорию, методологию поиска и методы исследо-
вания, нейропсихология изучает мозговые механизмы слож-
ной психической деятельности, соотнося представления о
структуре и системной организации высших психических фун-
кций, психологических процессов и эмоциональной регуляции
поведения человека с данными о строении и функциональной
организации различных отделов больших полушарий головно-
го мозга. И в этом нейропсихология играет чрезвычайно важное
значение для развития смежных психологических, медицинских
и педагогических дисциплин: общей и дифференциальной пси-
хологии, психологии индивидуальных различий, психодиагно-
стики, неврологии, нейрохирургии, психиатрии и дефектологии.
К современным междисциплинарным связям нейропсихологии
несомненно следует добавить теорию систем, теорию информа-
ции и распознавания образов, компьютерные науки и др.

Методика для психологической диагностики типов

Тестовая методика, направленная на диагностику типа отношения к болезни и соответственно названная ТОБОЛ, была сконструирована в лаборатории клинической психологии института им. В.М.Бехтерева как модель мышления клинического психолога и (или) психоневролога, (Вассерман Л.И., Вукс А.Я., Иовлев Б.В., Карпова Э.Б., 1987). Используется типология отношений к болезни, предложенная А.Е Личко и НЛ. Ивановым (1980). Методика позволяет диагностировать следующие 12 типов отношения˸ сенситивный, тревожный, ипохондрический, меланхолический, апатический, неврастенический, эгоцентрический, паранойяльный, анозогнозический, дисфорический, эргопатический и гармоничный. 12 типов отношения к болезни объединены в три блока. При объединении типов в блоки были выбраны два критерия˸ ʼʼадаптивность- дезадаптивностьʼʼ, которая отражает влияние отношения к болезни на адаптацию личности больного, и ʼʼинтер-интрапсихическая направленностьʼʼ дезадаптации (в случае дезадаптивного характера отношения).

Краткие клинико-психологические описания каждого из 12-ти типов отношения к болезни и трех объединяющих их блоков, а так же текст опросника приводятся в приложении

1. Важно заметить, что выбирая эту методику, мы учитывали, что при эндогенных психических заболеваниях, изменяется чувственно-эмоциональный компонент и интеллектуальный компонент, существенно искажается картина восприятии и отношения к болезни, тем не менее, мы сочли возможным и даже и необходимым её использование как некоего копинг-ресурса в контексте картины отношения к болезни у данной категории пациентов.

Следует также подчеркнуть, что в дневных стационарах, отделениях внебольничной психиатрии находятся на лечении когнитивно и эмоционально достаточно сохранные пациенты и, поэтому к ним применимы многие методики использующиеся при пограничных, нервно- психических и психосоматических расстройствах.

Краткое описание содержания шкал опросника, алгоритм проведения и обработки данных, полное описание приводится в работе ʼʼМетодика для психологической диагностики типов отношения к болезниʼʼ. Методические рекомендации Л.И.Вассерман, Б.В.Иовлев, Э.Б.Карпова,

А.Я.Вукс, за 2001год.

Регистрационный бланк методики типов отношения к болезни

(Вассерман Л.И. с соавт., 2001г.)

САНКТ–ПЕТЕРБУРГСКИЙ НАУЧНО–ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ

ИНСТИТУТ им. В.М.БЕХТЕРЕВА

Регистрационный лист к опроснику ʼʼТОБОЛʼʼ

ФИО _______________________________________________________

Отношения к болезни (ТОБОЛ)» (Вассерман Л.И. с соавт.,1987). - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Отношения к болезни (ТОБОЛ)» (Вассерман Л.И. с соавт.,1987)." 2015, 2017-2018.

СПб.: Стройлеспечать, 1997. - 360 с.
Практическое руководство по методам нейропсихологической диагностики в такой форме издается впервые. В основе книги - материалы и многолетний опыт нейропсихологических исследований авторов под руководством профессора Я. Я. ТРАУГОТТ (1904-1994) и профессора И. М. ТОНКОНОГОГО (в настоящее время живущего и работающегов США).
Крупные ученые и руководители научных коллективов, они много сделали для развития клинической нейропсихологии и обогащения ее новыми идеями и методами.Содержание:
Глава первая. Краткий очерк истории и теории нейропсихологической диагностики. Основные принципы нейропсихологического эксперимента (Л. И. Вассерман).
Клинико-психологические методы и диагностика локально-органических поражений мозга.
Современные представления о мозговой организации высших психических функций и основные принципы нейропсихологической диагностики.Глава вторая. Методики нейропсихологической диагностики.
Инструкция по применению набора нейропсихологических методик и оценке результатов экспериментального исследования (Л. И. Вассерман).
Шкала для оценки степени выраженности речевых нарушений у больных с локальными поражениями мозга (С. А. Дорофеева).
Исследование право-леворукости (Л. И. Вассерман).
Методики экспериментального нейропсихологического исследования (Л. И. Вассерман, С. А. Дорофеева, Я. А. Меерсон).
Аппаратурные методы исследования в нейропсихологии (Л. И. Вассерман, Я. А. Меерсон).
Применение некоторых тестовых методик для диагностики локально-органических поражений мозга (Л. И. Вассерман).Глава третья. Основные синдромы нарушений высших психических функций при локальных поражениях головного мозга.
Синдромы нарушений речи (С. А. Дорофеева, Н. Н. Трауготт).
- Эфферентная (вербальная) моторная афазия.
- Динамическая афазия.
- Афферентная (артикуляторная) моторная афазия.
- Акустико-гностическая (сенсорно-акустическая) сенсорная афазия.
- Акустико-мнестическая (сенсорно-амнестическая) афазия.
- Амнестическая афазия.
- Семантическая афазия.
- Проводниковая афазия.
- Смешанная (комплексная) моторная афазия.
- Смешанная сенсорно-эфферентная моторная афазия (сочетание эфферентной моторной с акустико-гностической сенсорной афазией).
- Смешанная сенсорно-афферентная моторная афазия (сочетание афферентной моторной с акустико-гностической сенсорной афазией).
- Тотальная афазия.
- Чистая речеслуховая агнозия.
- Нарушение речи при поражениях правого полушария.Нейропсихологические критерии (паттерны) для диагностики различных форм афазий (С. А. Дорофеева).
- Эфферентная моторная афазия.
- Динамическая афазия.
- Афферентная моторная афазия.
- Акустико-гностическая сенсорная афазия.
- Акустико-мнестическая афазия.
- Семантическая афазия.
- Смешанная сенсорно-эфферентная моторная афазия.
- Смешанная сенсорно-афферентная моторная афазия.
- Смешанная (комплексная) моторная афазия с преобладанием эфферентной.
- Смешанная (комплексная) моторная афазия с преобладанием афферентной.Нейропсихологические синдромы (Л. И. Вассерман, С. А. Дорофеева, Я. А. Меерсон, И. М. Тонконогий).
- Зрительные агнозии.
- Тактильная агнозия.
- Слуховая агнозия.
- Соматоагнозия и нарушения схемы тела.
- Апраксий.
- Аграфии.
- Акалькулия.
- Синдром Герстмана.
- Амузии.
- Синдромы поражения лобных долей.
- Нарушения ВПФ при очаговых поражениях глубоких структур мозга.Глава четвертая. Функциональная асимметрия полушарий мозга и процессы переработки информации (Я. А. Меерсон).Глава пятая. Нарушения ВПФ у больных с нервно-психической патологией (опыт применения сенсибилизированных нейропсихологических методик).
Нарушения ВПФ у больных с различными формами эпилепсии (Л. И. Вассерман).
Нарушения ВПФ у больных с шизофреническим дефектом (С. В. Ткаченко, А. В. Бочаров).Глава шестая. Применение нейропсихологических методов исследования у детей (А. Н. Корнев).
Графо-моторные методики.
Конструктивные методики.
Исследование моторики.
Сукцессивные функции.
Исследование речевых функций.
Исследование латерализации сенсорных функций.Заключение.
Инструкция к методике «Корректурная таблица».
Краткая инструкция по применению теста Бентона.
Список литературы.
Приложения.
Карта нейропсихологического обследования.
Стимульный и иллюстративный материалы к методикам нейропсихологической диагностики.

В книге освещаются теоретические основы, методология и принципы практического применения медико-психологических знаний в соматической клинике. Рассматривается история развития концепций психосоматических и соматопсихических соотношений в медицине и психологии, анализируются методологические подходы к психодиагностике в контексте современных биопсихосоциальной и адаптационной парадигм, конкретные методики исследования.

В книге отражены современные взгляды на проблему психической адаптации личности в условиях соматической болезни, представлены данные об эмоционально-личностных расстройствах, сопутствующих соматической патологии, анализируются закономерности формирования внутренней картины болезни, механизмы преодоления стресса в связи с заболеванием, влияние соматической болезни на качество жизни больного, роль взаимоотношений врача и пациента в обеспечении эффективности диагностических, лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий. На моделях отдельных соматических и соматоформных расстройств описана специфика психосоматических-соматопсихических соотношений при сердечно-сосудистых, желудочно-кишечных, эндокринных, кожных, онкологических и др. заболеваниях.

Книга содержит стимульный материал и практические рекомендации по применению ряда экспресс-психодиагностических методик, изложенных в соответствующих методических рекомендациях Минздрава России и пособиях для психологов и врачей. В книге также рассмотрены принципы и основные методы психологической коррекции (психотерапии) больных с психосоматическими и соматопсихическими расстройствами.

Издательство: Речь, 2011 г.

ISBN 978-5-9268-1190-9

Количество страниц: 272.

Содержание книги «Психологическая диагностика и коррекция в соматической клинике»:

  • 5 Предисловие научного редактора
  • 6 Введение. Общая методология психологической диагностики в клинике соматических расстройств
  • 15 Глава 1. Медицинская (клиническая) психология: история, теория и практика применения в соматической клинике
    • 15 История развития представлений о роли психических факторов в происхождении и течении соматических заболеваний; психосоматические и соматопсихические соотношения
    • 35 Современная биопсихосоциальная парадигма в медицине и психологии, ее прикладное значение
    • 36 Психическая и психофизиологическая адаптация как основа методологии современных медико-психологических исследований в клинической и профилактической медицине
    • 38 Психосоматические и соматопсихические расстройства в международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10)
  • 45 Глава 2. Психосоциальные компоненты в нарушении психической адаптации при соматических расстройствах
    • 45 Неврозоподобные расстройства при соматических заболеваниях
    • 53 Отношение к болезни в системе значимых отношений личности больного
    • 57 Стратегии совладения со стрессом и механизмы психологической защиты при соматических расстройствах
    • 67 Роль социально-психологических факторов в формировании условий для преодоления стресса болезни
    • 78 Исследование качества жизни в медицине; дискуссионные вопросы исследования качества жизни в соматической клинике
    • 85 Взаимоотношения в системе «врач—больной»; проблема комплайенса в соматической клинике
  • 94 Глава 3. Медицинская психологическая диагностика в соматической клинике: методология и методы исследования
    • 94 Медицинская психодиагностика в соматической клинике: теория и методология
    • 102 Применение методов медицинской психодиагностики в соматической клинике
  • 146 Глава 4. Медицинская психодиагностика в соматической клинике: обзор результатов клинико-психологических исследований
    • 146 Медицинская психодиагностика в клинике соматоформных расстройств
    • 150 Медицинская психодиагностика в кардиологии
    • 156 Медицинская психодиагностика в пульмонологии
    • 161 Медицинская психодиагностика в эндокринологии
    • 170 Медицинская психодиагностика в гастроэнтерологии
    • 182 Медицинская психодиагностика в ревматологии
    • 185 Медицинская психодиагностика в гинекологии
    • 188 Медицинская психодиагностика в онкологии
  • 194 Глава 5. Психологическая коррекция и психотерапия в соматической клинике
    • 194 Основные задачи и стратегии психотерапии у больных с соматическими расстройствами
    • 195 Основные направления и методы психотерапии в соматической клинике
  • 207 Глава 6. Основные принципы подготовки и усовершенствования врачей в области медицинской психодиагностики и психологической коррекции
  • 214 Литература
  • 227 Приложение
    • 227 Опросник «Уровень невротической астении» (УНА)
    • 231 Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера (SТАI/ШРЛТ)
    • 235 Опросник депрессивности А. Бека (BDI)
    • 238 Шкала самооценки депрессии Зунга (SDS)
    • 240 Семантический дифференциал времени (СДВ)
    • 245 Опросник «Тип поведенческой активности» (ТПА)
    • 255 Торонтская алекситимическая шкала (ТАS)
    • 257 Опросник «Стратегии совладеющего поведения» (ССП)
    • 266 Медико-социологический опросник «Уровень социальной фрустрированности» (УСФ)


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!