Информационный женский портал

Всеправославный собор будет или нет. Прямой дорогой в экуменизм. Конфликт, древнее РФ и США

Сегодня не только многих православных верующих, но и всю мировую общественность, как никогда, интересует вопрос: «Всеправославный собор: что такое это? Чем он отличается от Вселенского?» Попробуем ответить. Итак, Всеправославный собор - это когда собираются предстоятели и представители всех поместных православных общепризнанных которых насчитывается 14. В их число входят: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Сербская, Румынская, Болгарская, Грузинская, Кипрская, Элладская, Польская, Албанская, Чешских земель и Словакии.

Подготовка к Собору

В Стамбуле в Георгиевском соборе 6-9 мая 2014 года состоялась встреча глав и представителей церквей, где председательствовал патриарх константинопольский Варфоломей I. Он призвал провести Всеправославный собор, если не случится ничего непредвиденного. Определено было место и время его проведения - 17 июня в храме Святой Ирины в Стамбуле. Но из-за резкого обострения отношений между Россией и Турцией в январе 2016 года, по настоянию патриарха московского Кирилла, было переназначено время и место - 20 июня, греческий остров Крит. Это юрисдикция Константинопольского патриархата.

История соборов

Всего признает семь Вселенских соборов. Самый последний из них состоялся в XIII веке. Это был II (787). На нем осудили иконоборчество. Для справки: первый собор, а точнее, I Никейский (I Вселенский) собор, состоялся в 325 году. Здесь было выработано единое мнения о символе веры, ставшем основой всего ортодоксального христианства. Кроме того, присутствующие определили время Пасхи и осудили арианскую ересь.

Всеправославный собор: что такое это? Как его понимать?

Итак, после последнего, седьмого прошедшего больше чем одну тысячу лет назад, уже никто не собирался. Однако теперь даже само название «Вселенский» стало несколько некорректным. Так как, во-первых, в христианском мире произошел Великий западный раскол 1054 года, в результате которого образовалась римско-католическая церковь. И для того чтобы опять провести Вселенский собор, нужно всем христианам объединиться. Но это пока очень сложный вопрос. Во-вторых, не все канонические церкви захотят там присутствовать. Да и все основные и необходимые для служения правила и каноны уже давно установлены на соборах. Никто не пойдет на обсуждение и изменение Предания.

Предсказания о восьмом Вселенском соборе

Вот отсюда и пошла некая путаница в том, что именно будет проводиться: Вселенский или Всеправославный собор? Что такое, почему такая нервозность и истерия возникла с этим вопросом? Все дело в том, что святые старцы предсказывали, что на восьмом Вселенском соборе тайно коронуют антихриста, все веры объединятся в одну, будет принята ересь экуменизма, уничтожено монашество, введен новый календарь. Кроме того, упразднится Божественная литургия, православные патриархи на службах станут поминать папу римского, епископам разрешат жениться, пение псалмов замолкнет, посты упростятся, Таинства Причастия не будет и т. д. В церквях уже не будет Божьей благодати. Поэтому в них ходить будет нельзя.

Но, возвращаясь к теме «Всеправославный собор, что такое это?», надо отметить: судя по последним новостям, от участия в Соборе отказались четыре поместных Болгарская, Грузинская и Русская. Еще сербы должны были присоединиться к этому кругу, но потом пересмотрели свое решение. Причиной отказа стали не до конца понятные некоторые вопросы, которые будут обсуждаться. Поэтому Собор хотели отложить до лучших времен.

Украинский вопрос об объединении раскольников

В преддверии Всеправославного собора, а точнее, накануне его, 16 июня 2016 года Украинская Верховная рада обратилась с петицией к Варфоломею I о помощи в объединении украинских православных церквей. Просила, чтобы им предоставили автокефалию. Тем самым, по их же словам, будет исправлена историческая несправедливость, когда в 1868 году Киевская митрополия перешла из Константинополя в подчинение Москвы. Что, по мнению Рады, привело к религиозной аннексии Украины.

Патриарх всея Руси

Патриарх московский Кирилл - легитимный духовный лидер всех восточных славян, предупредил что отделение от них украинской церкви окажет разрушительное действие на взаимоотношения между Константинопольской и Московской епархиями. В свою очередь патриарх Варфоломей I заверил, что этот вопрос подниматься не будет. Кстати, во Всеправославном соборе должны будут участвовать 24 архиерея от поместных церквей. И все решения будут приниматься по достижению единого мнения.

Кто-то радуется и видит в этом препятствии руку Божию, а кто-то думает и гадает, как же разрешить эту проблему. В конце-концов на Стамбуле клином свет не сошелся, — думают они. Так, например, секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей протоиерей Игорь Якимчук полагает, что место проведения Всеправославного Собора можно изменить. Эту инициативу подхватил председатель Союза православных граждан Валентин Лебедев и предложил провести Всеправославный Собор в России. И это не смотря на то, что Россия является одной из сторон конфликта не только с Турцией, но и в Сирии, участвуя в операции по уничтожению боевиков ИГИЛ и их баз, что, в свою очередь, делает российские авиалинии небезопасными для провокаций и терроризма. Вспомним, как вскоре после начала операции в Сирии был взорван наш авиалайнер над Синаем. Собственно, от терактов сейчас не застрахована ни одна страна. Постоянно приходят новые сообщения о терактах из разных уголках земли.

.

А что же думает о сложившейся ситуации Патриарх Варфоломей? Все-таки он Вселенский Владыка! Оказывается он ведет себя крайне странно. Резко выставил перед Болгарским Патриархом Неофитом, ряд заведомо невыполнимых требований, в том числе, возвращение мощей греческих святых. Затем Патриарх Варфоломей выступил в Болгарии с публичными заявлениями, в которых призвал болгар вернуть мощи греческих святых, некогда ими похищенных. В ответ — всеобщее возмущение, манифестации и отказ премьер-министра Болгарии принять Патриарха Варфоломея.

.

Кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссиидиакон Владимир Василик, задается вопросом:

А желает ли он сам проведения Всеправославного Собора? Тем более, что фигура Патриарха Варфоломея в высшей степени неоднозначна. С одной стороны он выступает с резкими экуменическими заявлениями, с другой, насколько мне известно, подкармливает зилотов Афона, старостильников и прочих радикально православных элементов. Иными словами, он слишком умён для того, чтобы класть яйца в одну корзину и так уж безоглядно отдаваться экуменическим и либеральным кругам, за которыми возможно стоит закулиса.

.

Я не исключаю, что болгарский демарш Патриарха Варфоломея – это намеренный саботаж Всеправославного Собора. Иначе трудно было бы объяснить подобный шаг с точки зрения элементарного здравого смысла.

Скорее всего так и есть, и патриарх Варфоломей действительно саботирует проведение Всеправославного Собора где-либо кроме Стамбула. Ибо он есть Констнтинопольский Патриарх, а бывший Константинополь, это и есть Стамбул, т.е. его каноническая территория и ему, как вселенскому Патриарху очень важно провести Всеправославный, а следовательно Вселенский, Собор на своей территории, еще раз утвердив этим свой статус Вселенского Патриарха. Любое другое место проведения Всеправославного Собора поставит под удар его вселенский статус, метафизически (или сакрально?) отдав пальму первенства другому Патриарху. Потому неслучайно и «дружок его» папа Римский Франциск пообещал ему помолиться за успешное проведение Всеправославного Собора именно в Стамбуле.

.

Мечты-мечты! Кто не знает, как они сладостны. И как же бывает больно, когда мечты обманывают, а планы рушатся.

.

Но это еще не всё, интересное впереди. Диакон Владимир Василик делится с читателями сайта «Русской Народной Линии » тем, что из некоторых внутрицерковных источников («на чужой роток не накинешь платок») ему стало известно следующее:

Духовенство Московской Патриархии не сильно заинтересовано в проведении Всеправославного Собора. Пока в этом направлении не видно особых организационных усилий Церкви.

Потрясающее единодушие Московской Патриархии с саботажником-Патриархом Варфоломеем. Возможно Московская Патриархия по иным причинам не желает этого Собора, ведь до сих пор не решены очень важные для нее вопросы о иерархии власти и праве самоуправления поместных церквей, во всяком случае, предлагаемые условия вселенской структуры управления поместными Церквами мало привлекательны для МП.

.

Таким образом, ответить на вопрос «быть или не быть Всеправославному Собору в 2016 году» сегодня никто не может, кроме Господа Бога. Есть только прогнозы, предположения и аналитические гипотезы, в числе последних, гипотеза диакона Владимира Василика, звучит весьма оптимистично:

Целый ряд индикаторов показывает, что, либо Всеправославный Собор пройдет в духе верности преданию Церкви и ее догматам или, если он пойдет не так как следует, то ряд представителей Православных Церквей, прежде всего, Московского Патриархата просто дезавуируют его решения и не примут.

.

Трудно сказать, что в сердцах наших иерархов Церкви? Сие есть тайна Божия. Но, в последнее время, если присмотреться внимательно, в них что-то меняется. РПЦ МП уже не так уверенно и безоглядно идет курсом экуменизма. Даже из уст одного из самых активных ревнителей экуменизма Илариона (Алфеева) иногда проскальзывают слова-оттепели, такие, например, как «идея мультирелигии полностью себя дискредитировала, сама жизнь показала, что необходимо хранить традиционные религии и выстраивать между ними уважительные отношения». Это, конечно, не цитата, а только передача смысла услышанных в телеэфире слов. Что же, поживем-увидим, чему еще научит жизнь наших высокосановитых пастырей, увлеченных Вселенским Патриархом в страну далече, в конце-концов Бог из противящегося Ему Савла сделал святого апостола Павла… Неисповедимы пути Господни.

Существуют официально озвученные противоречия между Церквями в оценке статуса Собора.

История подготовки Собора

Предыстория

Идея созыва Вселенского собора (в рамках православной церкви) выдвигалась Константинопольским патриархатом в конце 1860-х в связи с болгарской схизмой , но была отвергнута российским правительством.

Состоявшаяся в октябре 2008 г. в Стамбуле встреча предстоятелей и представителей поместных Православных церквей сделала возможным возобновление сотрудничества в подготовке собора.

В конце мая 2010 Патриарх Варфоломей, находясь с визитом в России, сообщил, что совместно с Патриархом Московским Кириллом они приняли решение «ускорить процесс созыва Святого Великого Собора православной Церкви».

Совещание глав Православных поместных церквей в марте 2014 года

В 2014 году Патриарх Константинопольский Варфоломей , как первый по чести православный иерарх, пригласил предстоятелей православных церквей встретиться в марте, обсудить деятельность подготовительного комитета Всеправославного собора и попытаться решить возникшие вопросы (предшествующая встреча была проведена в 2008 году также в Стамбуле).

На совещании 6-9 марта 2014 года в Стамбуле присутствовали делегации 13 поместных Православных церквей: Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Русской, Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской, Кипрской, Элладской, Албанской и Польской.

Участники собрания, среди прочего, приняли решение о создании специальной Межправославной комиссии в составе одного архиерея и одного советника от каждой автокефальной Церкви. Работа Комиссии будет проходить с сентября 2014 года до Святой Пасхи 2015 года. В её задачи входят пересмотр ряда подготовленных в ходе предсоборного процесса документов, редактирование, если это будет необходимо, текстов уже принятых документов, касающихся таких тем повестки дня Святого и Великого Собора, как «Календарный вопрос», «Препятствия к браку», «Значение поста и его соблюдение сегодня».

Также было принято решение собрать в первой половине 2015 года Предсоборное Всеправославное Совещание с целью принятия, наряду со всеми иными пересмотренными документами, документ «Автономия в Православной Церкви и порядок её провозглашения», проект которого был раннее составлен Межправославной Подготовительной Комиссией в декабре 2009 года.

Кроме того, в рамках Подготовительной комиссии будет продолжено обсуждение ещё двух, обсуждавшиеся во время подготовительного этапа, тем - «Автокефалия в Православной Церкви и порядок её провозглашения» и «Диптихи ». В случае достижения консенсуса в их отношении, они также будут предложены на рассмотрение Всеправославного предсоборного совещания 2015 года, а затем - Всеправославного Собора.

По окончании Совещания было принято Послание предстоятелей Православных церквей

Решения состоявшегося 6-9 марта 2014 года собрания и его послание были подписаны Вселенским Патриархом Варфоломеем , Папой и Патриархом Александрийским Феодором II , Патриархом Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофилом III , Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, Католикосом-Патриархом всея Грузии Илией II , Патриархом Сербским Иринеем , Патриархом Румынским Даниилом , Патриархом Болгарским Неофитом , Архиепископом Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостомом II , Архиепископом Афинским и всей Эллады Иеронимом , Архиепископом Тиранским и всей Албании Анастасием , Митрополитом Варшавским и всей Польши Саввой .

С сентября 2014 года начала работать специальная межправославная подготовительная комиссия. Затем, в первой половине 2015 года, должно собраться Всеправославное предсоборное совещание.

Предсоборное совещание глав церквей 21-27 января 2016 года

Согласно сообщению по итогам совещания, которое завершилось 27 января, официально утверждённые для вынесения на Святой Собор и для принятия им темы таковы: Миссия Православной Церкви в современном мире, Православная диаспора, Автономия и способ её провозглашения, Таинство брака и препятствия к нему, Значение поста и соблюдение его сегодня, Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром.

Дальнейшая подготовка и противоречия

В январе 2016 года Антиохийская Патриархия, согласно факсимиле, опубликованному греческим порталом Romfea.gr в июне, отказалась подписать бумагу о своём согласии участвовать в Соборе. Тем не менее представители Константинополя говорили о том, что согласие дали все церкви .

16 апреля 2016 года на заседании Священного Синода РПЦ состоялось предварительное обсуждение состава делегации РПЦ на всеправославном соборе . 4 мая список участников был опубликован после дополнительного согласования всеми членами Священного Синода. . По словам архиепископа Гавриила (Чемодакова) : «Еще в апреле, казалось, все были убеждены, что Русской Православной Церкви следует принять участие в этой встрече. Были уже забронированы номера в гостинице, приобретены билеты. <…> Но в процессе урегулирования оставшихся несогласованными пунктов, выяснилось - Константинополь не дает ответа на поставленные вопросы. Это молчание Фанара все и решило» .

3 июня 2016 года Патриарх Кирилл на заседании Синода РПЦ предложил созвать не позднее 10 июня Предсоборное совещание.

3 июня Канцелярия Священного Синода Болгарской Православной Церкви подтвердила, что Болгарская Церковь не примет участия во Всеправославном Соборе. Указанное синодальное решение было принято единогласно, его официально подписали Патриарх Болгарский Неофит и митрополиты - члены Св. Синода Болгарской Православной Церкви. Решение разослано всем предстоятелям поместных Православных церквей. Отменен полет правительственного самолета, который должен был доставить на Крит делегацию БПЦ-БП .

6 июня состоялось чрезвычайное заседание Священного Синода Вселенского Патриархата с участием всех пребывающих в Константинополе епископов, на котором был рассмотрен ход подготовки Всеправославного Собора. Священный Синод отказался обсуждать предложения поместных Церквей и констатировал, что пересмотр уже запланированного соборного процесса выходит за пределы всех институциональных рамок .

9 июня Сербская Церковь предложила отложить проведение Всеправославного Собора до решения проблемных вопросов.

10 июня Грузинская Церковь отказалась от участия в собрании на острове Крит, мотивировав отказ содержащимися догматическими, каноническими и терминологическими ошибками в предлагаемом Константинополем тексте решения .

12 июня Священный Синод Грузинской Церкви принял решение не участвовать во Всеправославном соборе на том основании, что «не удалось восстановить евхаристический союз между Церквами Антиохии и Иерусалима», «не были учтены рекомендации Грузинской Церкви о необходимости поправок в ряде документов», в том числе документов «Таинство Брака и препятствия к нему» и «Миссия Православной Церкви в современном мире» .

13 июня на экстренном заседании Священного Синода Русской Церкви было решено, что Русская Православная Церковь не примет участие во Всеправославном Соборе на Крите и обратится к Константинопольскому Патриарху с просьбой о переносе сроков проведения собора .

Украинский вопрос

16 июня 2016 года, в преддверии открытия Собора, Верховная рада Украины приняла обращение к Патриарху Варфоломею с просьбой «признать недействительным акт 1686 года», а также «принять активное участие в преодолении последствий церковного разделения путем созыва под эгидой Вселенского Патриархата Всеукраинского объединительного собора с целью решения всех спорных вопросов и объединения украинского православия; ради блага Православной Церкви на Украине и целостности украинского народа издать Томос об автокефалии Православной Церкви на Украине, на основе которого она сможет занять достойное место в семье поместных православных церквей.» . 20 июня обращение с призывом о предоставлении автокефалии принял также Всемирный конгресс украинцев . В поддержку обращения выступили митрополит Черкасский и Каневский Софроний (Дмитрук) , экс-спикер УПЦ , руководитель Открытого православного университета святой Софии-Премудрости протоиерей Георгий Коваленко , была создана петиция на Change.org . По мнению украинских парламентариев, признание независимости украинской Церкви исправит историческую несправедливость, а именно то, что в 1686 году киевская митрополия была передана из подчинения Константинополя в подчинение Москвы, что по мнению Рады, означало религиозную аннексию Украины.

Московский Патриархат уже за несколько дней до принятия постановления Радой раскритиковал обращение депутатов , а 16 июня пресс-служба МП заявила: «Вместо того, чтобы заниматься своей прямой работой - принятием законов, обеспечивающих защиту достоинства украинцев и укрепление общественного согласия, Рада решила стать самозваным органом управления межцерковными отношениями». В ходе работы Собора член организационного комитета Собора клирик Американской архиепископии священник Александрос Карлуцос в интервью для российских журналистов обращение украинских депутатов к Патриарху Варфоломею назвал «слишком дерзким шагом с их стороны», ибо, по его мнению, украинские политики не должны касаться вопроса о признании автокефалии Церкви. Собор на Крите не рассматривал и официально не комментировал украинский вопрос. Сербский патриарх Ириней , разговаривая с журналистами, назвал его проблемой «не только России и Украины, но всей Церкви в целом».

В конце июля 2016 года полномочный представитель Собора архиепископ Телмисский Иов (Геча) (), имевший 28 июля 2016 года встречу с президентом Украины , заявил, среди прочего, для украинского СМИ : «Вселенский Патриарх не раз заявлял, что Константинополь является Матерью-Церковью для Украинской Церкви. Он не раз подчеркивал, что является духовным отцом украинцев. И поэтому Вселенский Патриарх постоянно следит и переживает за состояние Православной Церкви в Украине. Тем более, после того как обратилась Верховная Рада Украины в Константинопольский Патриархат с просьбой предоставить каноническую автокефалию, эта просьба была рассмотрена на последнем Синоде, и Синод решил отдать этот вопрос комиссии для серьезного, надлежащего изучения этой проблемы. Так что Константинополь этим занимается.» Архиепископ Иов также отметил, что все поздние автокефалии, начиная с предоставления автокефалии Московской кафедре в 1589 году, даровались в ответ на просьбу со стороны государственных властей и были обусловлены появлением новых международно-политических реалий: «Новая волна автокефалий всегда была в ответ на политические обстоятельства - создание нового государства или новой империи».

Формат cобора

От поместных Церквей на Всеправославном соборе присутствовали по 24 архиерея , и все решения Собора принимались после достижения единого мнения между Церквами, то есть консенсусом . При этом каждая поместная Церковь на соборе имела один голос: «Церковь не может представлять два различных мнения - её мнение должно быть сформулировано так, чтобы выражать общее мнение всего епископата, духовенства, верующего народа».

На Всеправославном соборе председательствовал - «первый среди равных » Константинопольский патриарх, однако он сидел в окружении предстоятелей других поместных Православных церквей .

Критика собора до его проведения

Эсхатологические ожидания

В православной среде существует мнение, что 8-й Вселенский Собор (к которому, по некоторым критериям, относят Всеправославный Собор) будет предшествовать эсхатологическим событиям. Реагируя на это, официальный представитель Московской Патриархии Владимир Легойда отметил в марте 2014 года, что данный собор некорректно называть вселенским .

Как считает богослов и публицист А. И. Осипов : «К великому сожалению, православие уже давным давно не собирается и не решает всех проблем, которые возникают, совместно, в единстве друг с другом. Это печально. И мы уже настолько привыкли к этому состоянию, что для нас… соборное обсуждение вопросов уже рассматривается как ненормальное. Видите, как может измениться состояние? Посмотрите в древней Церкви - каждые полгода должны были собираться в одной Церкви » .

Критика формата собора и подготовленных документов

В мае 2016 года Братия афонского монастыря Кутлумуш подробно изложила свои соображения о некоторых опубликованных документах, высказав опасение, что игнорирование мнения верующих по содержанию соборных документов может привести к возникновению раскола. Насельники афонского монастыря высказывают мнение, что предстоящий Собор напоминает скорее «совещание предстоятелей, а не Всеправославный Собор». Предоставление права голоса только предстоятелям церквей и участие ограниченного числа епископов от каждой поместной Церкви невольно способствует проникновению в Православную Церковь «богословия примата». Братия Кутлумуша называет непоследовательным для «Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви признавать существование других христианских церквей», которые на самом деле являются отколовшимися от Церкви людьми. Выражается надежда, что «грядущий Собор не будет игнорировать решения Соборов, прошедших при участии святого Фотия и святого Григория Паламы <…> Если этого не будет сделано, тем самым будет продемонстрировано, что Православная Церковь не принимает богословие после седьмого Вселенского Собора». Помимо этого, братия Кутлумуша заявляет о «непонимании целесообразности присутствия на Всеправославном Соборе инославных наблюдателей» .

На заседании Священного Синода Элладской Церкви были высказаны критические замечания в отношении документов Всеправославного Собора - «Отношение Православной Церкви к остальному христианскому миру» и «Миссия Православной Церкви в современном мире». Митрополит Киринийский подчеркнул, что создается впечатление, что «мы признаем существование других церквей». И далее он обратил внимание на то, что одно - это использование некоторых терминов во время диалога, а совершенное иное - это их употребление в документах всемирного масштаба, которые необходимо расценивать как «священные» .

Повестка (темы)

Из 10-ти тем изначально (в 1976 году) предусмотренных к рассмотрению на Соборе только шесть наименее спорных были утвержены в процессе предварительной подготовки документов :

  • Миссия Православной Церкви в современном мире;
  • Православная Диаспора;
  • Автономия и средства её достижения;
  • Таинство брака и то, что ему угрожает;
  • Важность поста и его соблюдение сегодня;
  • Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром.

Члены делегаций

Константинопольская православная церковь

  • Патриарх Константинопольский Варфоломей (Архондонис)
  • Архиепископ Карельский и всей Финляндии Лев (Макконен)
  • митрополит Таллинский и всей Эстонии Стефан (Хараламбидис)
  • митрополит Пергамский Иоанн (Зизиулас)
  • архиепископ Американский Димитрий (Тракателлис)
  • митрополит Германский Августин (Лабардакис)
  • архиепископ Критский Ириней (Афанасиадис)
  • митрополит Денверский Исаия (Хронопулос)
  • митрополит Атлантский Алексий (Панайотопулос)
  • митрополит Принкипонисский Иаков (Софрониадис)
  • митрополит Пройконисский Иосиф (Харкиолакис)
  • митрополит Филадельфийский Мелитон (Карас)
  • митрополит Галльский Эммануил (Адамакис)
  • митрополит Дарданелльский Никита (Лулиас)
  • митрополит Детройтский Николай (Писсарис)
  • митрополит Сан-Францисский Герасим (Михалеас)
  • митрополит Киссамский и Селинский Амфилохий (Андроникакис)
  • митрополит Корейский Амвросий (Зографос)
  • митрополит Селимврийский Максим (Вгенопулос)
  • митрополит Адрианопольский Амфилохий (Стергиу)
  • митрополит Диоклийский Каллист (Уэр)
  • митрополит Иерапольский Антоний (Щерба) , глава Украинской православной церкви в США (в юрисдикции Константинопольского Патриархата)
  • архиепископ Тельмессоский Иов (Геча) , постоянный представитель Константинопольского Патриархата при Всемирном Совете Церквей
  • архиепископ Хариупольский Иоанн (Реннето) , глава Экзархата русских приходов в Западной Европе (в юрисдикции Константинопольского Патриархата)
  • епископ Нисский Григорий (Тацис) , глава Карпато-Русской епархии в США (в юрисдикции Константинопольского Патриархата).

Александрийская православная церковь

  • Папа и Патриарх Александрийский Феодор II.
  • Митрополит Аксумский Петр (Якумелос) (Эфиопия)
  • Митрополит Леонтопольский Гавриил (Рафтопулос) (Египет)
  • Митрополит Найробский Макарий (Тиллиридис) (Кения)
  • Митрополит Кампальский Иона (Луанга) (Уганда)
  • Митрополит Зимбабвийский Серафим (Киккотис) (Зимбабве)
  • Митрополит Нигерийский Александр (Яннирис) (Нигерия)
  • Митрополит Трипольский Феофилакт (Дзумеркас) (Ливия)
  • Митрополит мыса Доброй Надежды Сергий (Киккотис) (ЮАР)
  • Митрополит Киренейский Афанасий (Киккотис) , Представитель Александрийского Патриархата в Москве
  • Митрополит Карфагенский Алексий (Леонтаритис) (Тунис)
  • Митрополит Мванцкий Иероним (Музейи) (Танзания)
  • Митрополит Гвинейский Георгий (Владимиру) (Гвинея)
  • Митрополит Ермупольский Николай (Антониу) (Египет)
  • Митрополит Иринупольский Димитрий (Захаренгас) (Танзания)
  • Митрополит Йоханнесбургский и Преторийский Дамаскин (Папандрэу) (ЮАР)
  • Митрополит Мадагаскарский Игнатий (Сеннис) (Мадагаскар)
  • Митрополит Птолемейский Эммануил (Кьяйас) (Египет)
  • Митрополит Камерунский Григорий (Стергиу) (Камерун)
  • Митрополит Мемфийский Никодим (Приангелос) (Египет)
  • Митрополит Катангский Мелетий (Камилудис) (Демократическая Республика Конго)
  • Епископ Браззавильский и Габонский Пантелеимон (Арафимос) (Конго)
  • Епископ Бурундийский и Руандский Иннокентий (Бьякатонда) (Бурунди)
  • Епископ Мозамбикский Хризостом (Карагунис) (Мозамбик)
  • Епископ Ниерский и Кенийских гор Неофит (Конгай) (Кения)

Иерусалимская православная церковь

  • Патриарх Иерусалимский Феофил III
  • Митрополит Филадельфийский Венедикт (Цекурас) : Амман, Иордания
  • Архиепископ Константинский Аристарх (Перистерис) : Иерусалим
  • Архиепископ Иорданский Феофилакт (Георгиадис) : Иерусалим
  • Архиепископ Анфидонский Нектарий (Селалматзидис): Представитель Иерусалимского Патриархата в Константинополе
  • Архиепископ Пелльский Филумен (Махамре) : Ирбет, Иордания

Сербская православная церковь

  • Митрополит Белградско-Карловацкий и Патриарх Сербский Ириней
  • Архиепископ Охридский Иоанн (Вранишковский) : Скопье, Македония
  • Митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий (Радович) : Цетине, Черногория
  • Митрополит Загребско-Люблянский Порфирий (Перич) : Загреб, Хорватия
  • Епископ Сремский Василий (Вадич) : Сремски Карловцы, Сербия
  • Епископ Будимский Лукиан (Пантелич) : Сентендре, Венгрия
  • Епископ Средне-Американский Лонгин (Крчо) : Грэйслейк, Иллинойс, США
  • Епископ Бачский Ириней (Булович) : Нови Сад, Сербия
  • Епископ Зворницко-Тузлинский Хризостом (Евич) : Зворник, Босния
  • Епископ Жичский Иустин (Стефанович) : Кралево, Сербия
  • Епископ Враньский Пахомий (Гачич) : Вранье, Сербия
  • Епископ Шумадийский Иоанн (Младенович) : Крагуевач, Сербия
  • Епископ Браничевский Игнатий (Мидич) : Позеравач, Сербия
  • Епископ Далматинский Фотий (Сладоевич) : Сиберник, Хорватия
  • Епископ Бихачско-Петровацкий Афанасий (Ракита) : Босанский Петровач, Босния
  • Епископ Будимлянский и Никшичский Иоанникий (Мичович) : Никшич, Босния
  • Епископ Захумско-Герцеговинский Григорий (Дурич) : Требинье, Босния
  • Епископ Вальевский Милутин (Кнежевич) : Вальево, Сербия
  • Епископ Западно-Американский Максим (Василевич) : Альхамбра, Калифорния, США
  • Епископ Австралийский и Новозеландский Ириней (Добриевич) : Александрия, Австралия
  • Епископ Крушевачский Давид (Перович) : Крушевач, Сербия
  • Епископ Славонский Иоанн (Чулибрк) : Пакрач, Хорватия
  • Епископ Австрийский и Швейцарский Андрей (Чилерджич) : Вена, Австрия
  • Епископ Франкфуртский и Германский Сергий (Каранович) : Франкфурт-на-Майне, Германия
  • Епископ Тимокский Иларион (Голубович) : Заечар, Сербия

Румынская православная церковь

  • Патриарх всея Румынии Даниил.
  • Митрополит Молдавский Феофан (Саву)
  • Митрополит Семигорский Лаврентий (Стреза)
  • Митрополит Клужский Андрей (Андрейкуц)
  • Митрополит Ольтенийский Ириней (Попа)
  • Митрополит Банатский Иоанн (Сележан)
  • Митрополит Западно- и Южно-Европейский Иосиф (Поп)
  • Митрополит Германский и Центрально- и Северо-Европейский Серафим (Жоантэ)
  • Митрополит Тырговиштский Нифонт (Михэйце)
  • Архиепископ Альба-Юльский Ириней (Поп)
  • Архиепископ Рымникский Варсонофий (Годжеску)
  • Архиепископ Романский и Бакыуски Иоаким (Джосану)
  • Архиепископ Нижне-Дунайский Кассиан (Крэчун)
  • Архиепископ Арадский Тимофей (Севичу)
  • Архиепископ Северо- и Южно-Американский Николай (Кондря)
  • Епископ Орадийский Софроний (Дрынчек)
  • Епископ Северинский и Стрехайский Никодим (Николэеску)
  • Епископ Тулчинский Виссарион (Бэлцат)
  • Епископ Сэлажский Петроний (Флоря)
  • Епископ Венгерский Силуан (Мэнуилэ)
  • Епископ Итальянский Силуан (Шпан)
  • Епископ Испанский и Португальский Тимофей (Лауран)
  • Епископ Северо-Европейский Макарий (Дрэгой)
  • Епископ Плоештский Варлаам (Мертикарю), Патриарший викарий, секретарь Св. Синода
  • Епископ Ловиштенский Емилиан (Ника)

Кипрская православная церковь

  • Архиепископ Кипрский Хризостом II
  • Митрополит Пафоcский Георгий (Папахризостому) .
  • Митрополит Китийский Хризостом (Махериотис)
  • Митрополит Киренийский Хризостом (Папатомас)
  • Митрополит Лимассольский Афанасий (Николау)
  • Митрополит Морфский Неофит (Масурас)
  • Митрополит Константийский и Аммохостский Василий (Караянис)
  • Митрополит Киккский и Тиллирийский Никифор (Киккотис)
  • Митрополит Тамасский и Оринисский Исаия (Киккотис)
  • Митрополит Тримифунтский Варнава (Ставровуниотис)
  • Епископ Карпасийский Христофор (Циаккас)
  • Епископ Арсинойский Нектарий (Спиру)
  • Епископ Амафунтский Николай (Тимиадис)
  • Епископ Лидрский Епифаний (Махериотис)
  • Епископ Хитрский Леонтий (Энглистриотис)
  • Епископ Неапольский Порфирий (Махериотис)
  • Епископ Месаорийский Григорий (Хаджиураниу)

Элладская православная церковь

9 марта 2016 года на внеочередном заседании Священного Синода Элладской Православной Церкви утвержден состав делегации на Всеправославный собор .

  • Архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним
  • митрополит Илийский Герман (Параскевопулос)
  • митрополит Мантинийский и Кинурийский Александр (Пападопулос)
  • митрополит Артский Игнатий (Алексиу)
  • митрополит Ларисский и Тирнавский Игнатий (Лаппас)
  • митрополит Никейский Алексий (Врионис)
  • митрополит Навпактский Иерофей (Влахос) - отказался от участия на Соборе в связи с тем, что на соборе участвуют не все епископы, а также не включён в повестку ряд вопросов.
  • митрополит Самосский и Икарийский Евсевий (Пистолис)
  • митрополит Касторийский Серафим (Папакостас)
  • митрополит Флоринский Феоклит (Пассалис)
  • митрополит Кассандрийский Никодим (Коракис)
  • митрополит Серрский Феолог (Апостолидис)
  • митрополит Сидирикострский Макарий (Филофеу)
  • митрополит Филиппский Прокопий (Цакумакас)
  • митрополит Перистерийский Хризостом (Каламатианос)
  • митрополит Дидимотихский Дамаскин (Карпафакис)
  • митрополит Димитриадский Игнатий (Георгакопулос)
  • митрополит Идрский и Эгинский Ефрем (Стенакис)
  • митрополит Мессинийский Хризостом (Савватос)
  • митрополит Ахарнонский и Петрупольский Афинагор (Дикеакос)
  • митрополит Кифиссийский Кирилл (Мисиакулис)
  • митрополит Лангадасский Иоанн (Тассиас)
  • митрополит Никопольский Хризостом (Циригас)
  • митрополит Иерисcкий Феоклит (Афанасопулос)
  • митрополит Новой Ионии Гавриил (Папаниколау)

Албанская православная церковь

  • Митрополит Бератский, Влёрский, Канинский и всей Музакии Игнатий (Триантис) .
  • Митрополит Корчинский, Поградецкий, Колонийский, Девольский и Воскопойский Иоанн (Пелуши) .
  • Митрополит Гирокастра Димитрий (Дикбасанис) .
  • Митрополит Аполлонии и Фиеры Николай (Гыка).
  • Митрополит Эльбасана Антоний (Мердани) .
  • Мирополит Амантии Нафанаил (Стергиу) .
  • Епископ Вилидский Астий (Бакалбаши) .

Польская Православная Церковь

  • Архиепископ Варшавский и всея Польши Савва
  • Архиепископ Люблинский и Хелмский Авель (Поплавский)
  • Архиепископ Лодзьский и Познаньский Симон (Романчук)
  • Архиепископ Белостоцкий и Гданьский Иаков (Костючук)
  • Епископ Горлицкий Паисий (Мартынюк) : викарный епископ Перемышльской епархии
Советники
  • Протоиерей Андрей Кузьма
  • Архимандрит Андрей (Борковский)
  • Протоиерей Анатолий Шиманюк

Православная Церковь Чешских земель и Словакии

  • архиепископ Прешовский, митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав (Гонт)
  • архиепископ Пражский и Чешских земель Михаил (Дандар)
  • епископ Шумперкский.
20 июня
  • 7:30 - Божественная литургия
  • 11:00-14:00 - Открытие Святого и Великого собора. Критская православная академия.
  • 15:30 - Брифинг для прессы.
  • 16:00-19:30 - II сессия Святого и Великого собора.
  • 20:00 - Концерт, посвященный Микису Теодоракису.
21 - 24 июня
  • 8:00 - Божественная литургия.
  • 9:30-13:30 - сессии собора.
  • 15:30 - Брифинг для прессы.
  • 17:00-19:30 - сессии собора.
25 июня
  • 8:00 - Божественная литургия.
  • 9:30-13:30 - XV и XVI сессии собора.
  • 15:30 - Брифинг для прессы.
  • 17:00-19:30 - Заключительная сессия собора.
26 июня
  • 8:00 - Утреня.
  • 9:00 - Соборная Божественная литургия.

Итоги и их рецепция. Оценка статуса Собора

Решения и постановления собора

Собор вынес постановления по вопросам принятой повестки, в частности, по вопросу о канонической организации Православной Диаспоры, то есть православных на территориях, которые не закреплены в пределах исключительной юрисдикции какой-либо поместной церкви . Полный текст постановлений собора доступен на нескольких языках, включая русский, на официальном сайте собора .

В ходе работы Собора его полномочный представитель архиепископ Телмисский Иов (Геча) (Константинопольский патриархат) заявил для (являющейся самоуправляемой частью Русской православной церкви), состоявшегося 30 июня - 1 июля 2016 года данный собор был назван «Собором Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей, собравшихся на Крите» .

29 ноября 2016 года Священный синод Болгарской православной церкви объявил Собор на Крите «ни Великим, ни Святым, ни Всеправославным», подверг критике соборный документ «Отношение Православной Церкви к остальному христианскому миру», заявил о допущенных участниками Собора «организационных и богословских ошибках», а некоторые из принятых на Соборе документов назвал «содержащими несоответствия православному церковному учению, догматическому и каноническому преданию Церкви» и в связи с этим решил, что принятые Собором документы подлежат дальнейшему богословскому обсуждению «с целью исправления, редактирования, внесения правок или замены другими (новыми документами) в духе и предании Церкви» [ ] .

16 декабря 2016 года Священный синод Румынской православной церкви принял коммюнике , в котором отметил, что критики Собора ведут борьбу с несуществующими угрозами и вводят в заблуждение клириков и верующих, выступил в защиту экуменической деятельности православных, которая «не представляет собой догмата веры, но является духовной позицией диалога и соработничества между Церквами», выразил удивление «неканонической и агрессивной позицией» некоторых священников и иерархов соседних церквей - Русской и Элладской, которые разворачивают «вызывающую волнения деятельность в епархиях Румынской Патриархии» и предупредил, что «клирики, монашествующие и прихожане, вовлечённые в мятежные и клеветнические действия в отношении Собора на Крите, пренебрегающие тем фактом, что Собор может быть оценён лишь другим Собором, будут призваны к порядку в миротворческом диалоге и каноническом разъяснении касательно серьёзности раскола и нарушении мира и единства Церкви. Также будут наложены дисциплинарные административные и канонические санкции, чтобы призвать к порядку тех клириков, монашествующих и прихожан, которые упорствуют в мятеже и расколе, нарушая мир и единство Церкви» написал письмо Константинопольскому Патриарху, в котором выразил свою поддержку Собору, отметив, что «многие из иерархов, собравшихся подумать о проблемах, которые стоят перед Православной Церковью, могут быть удивлены, узнав, что Глава Церкви, которую часто описывают как наибольшую преграду для экуменического диалога, будет поддерживать вас искренней молитвой, чтобы Божье присутствие действительно ощущалось во всех ваших обсуждениях, ведь «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20)» и предложив Собору «обсудить возможность реализации совместных проектов по истории для „очищения памяти“ и исцеления ран прошлого». В ответ, в августе 2016 года, Константинопольский Патриарх поблагодарил Главу УГКЦ за поддержку Всеправославного собора и заверил, «что наша склонность к диалогу с нашими родственными Церквами была в подавляющем большинстве поддержана во время соборных сессий и официально отражена в заключительных документах» в Москве. Оно задумывалось Сталиным как не только Всеправославный Собор, но и включающий дохалкидонские Церкви . В реальности из этого ничего не получилось. Были приняты довольно важные документы, но, поскольку греческие Церкви фактически бойкотировали совещание, они не считали и не считают для себя эти постановления обязательными. То же самое будет и здесь. <…> с самого начала не нужно было называть критский форум Собором. Сама заявленная повестка дня ничтожна, потому что действительно актуальных проблем, накопившихся в православном мире, она просто не включает: какие-то общие слова и, видимо, в перспективе - желание распространить некие амбиции, воспользовавшись общей политической ситуацией в мире» .

По мнению богослова протодиакона Андрея Кураева :

Собор сам себя аннулировал тогда, когда отказался издавать современный свод канонического права с обоснованием своего права на это деяние. Многие трудности церковной жизни возникли именно из-за невозможности применить буквальное понимание некоторых канонов и уставных требований к жизни людей. Причем практика показывает, что давление на людей во имя этих канонов приводит к разрушению семей и уходу людей из Церкви.

Снять это напряжение путем изменения людей и понуждения их к святости - нереально.

Необходимость ввергать множество людей в режим фрустрации тоже сомнительна. Слишком много за века накопилось «преданий старцев» - авторитетных и запрещающих правил. Снять это избыточное давление многовековых накоплений можно лишь, честно сказав с вершины церковной власти: «переборщили».

Но каноны в ежедневных проповедях и ставленнических присягах объявляются неизменными и нередактируемыми, а Великий Собор отказался канонически обосновывать свою собственную полномочность в пересмотре канонов и уставов. Это означает, что любое его решение немедленно будет обстреливаться цитатами из тех самых канонов. Поиски неуязвимых с этой точки зрения решений привели к отказу от решений. Чтобы удовлетворить всех, «не порождать народных нестроений и расколов», решили ограничиться повторением уже знакомого прихожанам набора фраз.

Собор вызвал серьёзную оппозицию на Афоне. По окончании собрания на Крите более 50 монахов-келиотов в открытом письме Священному Киноту и игуменам афонских монастырей назвали собор «разбойничьим» и «антиправославным», призвав прекратить поминовение Константипнольского Патриарха Варфоломея. Авторы обращения привели 12 доводов. Среди них отмечалось, что Собор следовал «новым подходам по темам и в практике», не стал собирать всех епископов и нарушил православную соборность, использовал антиправославные методы. «Не было достаточной информации у православной общественности, вместо этого скрывались решения в рамках предсоборного процесса». Собор, по мнению авторов документа, узаконивает официально и на высшем уровне ересь экуменизма, а другие ереси, «наконец, достигли своей цели - признания сект церквами», то есть «папство, как и другие еретики, признаются церквами». В письме также говорилось о том, что собор игнорировал роль монашества и особенно отношение Афона к папству и экуменизму .

В конце июня на о. Крит прошел крупнейший форум церквей восточного (нового) обряда, известный в официальных заявлениях и прессе как Всеправославный Собор. От участия в нем Болгарская, Антиохийская, Грузинская, Сербская и Русская Православные Церкви. Синод РПЦ в июле сего года постановил, что «состоявшийся на Крите Собор не может рассматриваться как Всеправославный, а принятые на нем документы — как выражающие общеправославный консенсус».

В форуме приняли участие 166 делегатов из десяти поместных церквей. Собор не рассматривал вопросы догматики и каноники. Документы, представленные на подпись, в основном касались роли православия в мире, отношения церквей с современным обществом и иными неправославными конфессиями. Несколько богословов из отказавшихся участвовать церквей усмотрели в них ряд неточностей и неоднозначных формулировок, но устраивать дополнительное совещание для внесения кардинальных правок в оргкомитете, то есть Вселенском патриархате, отказались. Это и послужило причиной того, что мероприятие прошло в «урезанном» составе.

Всеправославный собор на Крите обсудил шесть тем: отношение Православной церкви с остальным христианским миром, поста, брака, церковной миссии в современном мире, окормления православных в диаспоре, способы провозглашения автономии православных церквей. По итогам работы форума были приняты документы по каждому вопросу. Отношение к различным богословским, этическим и мировоззренческим проблемам современности изложено также в «Окружном послании Святого и Великого Собора Православной Церкви».

Решения собора на Крите

Брак — это союз мужчины и женщины . Гражданский брак между мужчиной и женщиной, зарегистрированный в законном порядке, не имеет сакраментального характера и, будучи лишь сожительством, узаконенным государством, отличается от благословляемого Богом и Церковью брака. Собор констатировал, что институт семьи оказался под угрозой в связи с такими явлениями, как обмирщение и нравственный релятивизм. Брак православных с инославными, запрещенный 72 правилом Шестого Вселенского Собора, по мнению участников форума на Крите, все же может быть разрешен синодом каждой автокефальной Православной Церкви (именно это положение вызвало резкое возражение Грузинской Православной Церкви).

О православной диаспоре . Констатировано, что на современном этапе по историческим и пастырским причинам невозможен немедленный переход к строго каноническому порядку Церкви, предусматривающему пребывание только одного епископа в одном месте. Поэтому в Канаде, США, Южной Америке, Австралии, Новой Зеландии и Океании, большинстве стран Европы создаются Епископские Собрания, которые должны показать единство Православной Церкви, развивать сотрудничество между Церквами во всех областях пастырского служения, поддерживать, сохранять и развивать интересы общин, подчиняющихся православным каноническим епископам региона.

Диалог с остальными христианскими конфессиями не означает отступления от веры. При этом слово «Церковь» по отношению к другим христианским группам применяется с оговоркой, что это лишь слово, не отражающее сути этих групп.Участвуя в деятельности Всемирного Совета Церквей, Православная Церковь отнюдь не принимает идею «равенства конфессий» и не может принять единство Церкви как некий межконфессиональный компромисс. В этом смысле единство, к которому стремится ВСЦ, не может быть плодом лишь богословских соглашений, но должно быть плодом и единства веры.

Миссия Православной Церкви в современном мире . Необходимо во всех направлениях развивать межхристианское сотрудничество для защиты человеческого достоинства и сохранения мира, чтобы миротворческие усилия всех без исключения христиан становились более весомыми и действенными. Участники собора на Крите решительно осуждают разнообразные конфликты и войны, имеющие причину в фанатизме, оправдывающемся религиозными принципами. Глубокую обеспокоенность вызывает устойчивая тенденция к умножению притеснений и преследований христиан и представителей других общин по признаку их веры на Ближнем Востоке и в других частях света, попытки искоренения христианства из традиционных для него регионов. Таким образом, под угрозу поставлены существующие межрелигиозные и международные отношения, а многие христиане вынуждены покидать места своего проживания. Православные всего мира сострадают своим братьям-христианам и всем, кто подвергается гонениям в данном регионе, и призывают к выработке справедливого и окончательного решения проблем региона.

Важность поста и его соблюдение сегодня . Сохраняя священные апостольские установления, соборные правила и священные предания, Православная Церковь провозглашает необходимость соблюдения ими всех установленных постов лета Господня, т.е. Великой Четыредесятницы, среды и пятницы, которые засвидетельствованы в священных канонах, равно как и постов Рождественского, святых Апостолов, Успенского и однодневных постов в Воздвижение Честного Креста, в канун Богоявления и на Усекновение честной главы Иоанна Предтечи, а также постов, устанавливаемых из пастырских соображений или соблюдаемых по желанию верующих. Вместе с тем по усмотрению епископата Поместных Церквей возможно смягчение действующих постановлений о посте, по индивидуальным ли причинам (болезнь, служба в армии, условия труда и т.п.), или более общим (климатические условия, а также социально-экономические особенности некоторых стран, как, например отсутствие постных продуктов).

Автономия и способ ее провозглашения . Если местная Церковь, которая просит об автономии, имеет все необходимые церковные, канонические и пастырские предпосылки для этого, она обращается с соответствующим прошением к Автокефальной Церкви, к которой относится, объясняя серьёзные причины, побудившие её подать такое прошение. Принимая это прошение, Автокефальная Церковь оценивает на Синоде предпосылки и причины прошения и принимает решение о предоставлении или не предоставлении автономии. В случае положительного решения она издаёт соответствующий Томос, который определяет территориальные границы Автономной Церкви и её отношения с Автокефальной Церковью, к которой она относится, в соответствии с установленными критериями церковного Предания. Предстоятель Автокефальной Церкви сообщает Вселенской Патриархии и прочим Автокефальным Православным Церквам о провозглашении автономной Церкви. Автономная Церковь участвует в межправославных, межхристианских и межрелигиозных отношениях через Автокефальную Церковь, от которой она получила свою автономию.

РПЦ не считает собор на Крите Всеправославным

По мнению участников критского собора, его решения обязательны даже для тех Церквей, которые решили не ехать на Крит, а это — помимо Русской церкви — Антиохийская, Грузинская и Болгарская. РПЦ определила свое отношение к межправославному форуму, который состоялся на Крите, на заседании Синода 15 июля сего года. В постановлениях говорится:

  1. Признать, что состоявшийся на Крите Собор, в котором приняли участие Предстоятели и архиереи десяти из пятнадцати автокефальных Православных Поместных Церквей, явился важным событием в истории соборного процесса в Православной Церкви, начатого Первым всеправославным совещанием на острове Родос в 1961 году.
  2. Подчеркнуть, что основу общеправославного сотрудничества на протяжении всего соборного процесса составлял принцип консенсуса.
  3. Констатировать, что проведение Собора при отсутствии согласия со стороны ряда автокефальных Православных Церквей нарушает этот принцип, вследствие чего состоявшийся на Крите Собор не может рассматриваться как Всеправославный, а принятые на нем документы — как выражающие общеправославный консенсус.
  4. Отметить в связи с этим позицию Священного Синода Антиохийского Патриархата.
  5. Поручить Синодальной библейско-богословской комиссии по получении официально заверенных копий одобренных Собором на Крите документов опубликовать их и изучить, принимая также во внимание могущие поступить отклики и замечания Преосвященных архиереев, духовных учебных заведений, богословов, клириков, монашествующих и мирян. По итогам всестороннего изучения представить выводы Священному Синоду.

Понравился материал?



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!