Информационный женский портал

Анализ стихотворения А. А. Фета " Вечер". Анализ стихотворения Фета «Вечер

Написанное в 1855 году стихотворение «Вечер» пополнило коллекцию пейзажной лирики А.А. Фета. В узком понимании произведение автора не имеет главного героя, лишь его ощущения, которые передаются с тонким намеком на то, что природа жива. Она может «прозвучать», «прозвенеть», «прокатиться» и «засветиться». А вместе с этим, все в ней подчинено своим законам, и каждый день переходит в вечер, после чего наступает ночь, предвестницей которой служит зарница.

Такое любование природой, каждым ее штрихом, очаровывает. Вместе с автором читатель наблюдает угасание дня. Ведь еще совсем недавно шумела роща, река была ясной, и луг манил свежестью. А уже на облаках каймой отражается вечернее низкое солнце. Да и этого предвестника ночи не осталось, тучки разлетелись, словно дым дрогнул на ветру. Оставшееся тепло отдает земля на пригорке, согревая влажный вечерний воздух. Последние огни горящего неба возвестили о скором приходе ночи. Фет искусно, штрих за штрихом дополняет картину уходящего дня, ночь у него диктует свои правила.

Точно выписанные детали конкретны. Время идет, оно не может остановиться и замереть. Сначала медленно, словно нехотя, но день уступает свои права. Об этом свидетельствуют глаголы, что стоят в начале каждой строчки первой строфы. Сравнения помогают оживить эстетическую картину засыпающего дня. Автор словно хочет заставить воображение каждого читателя почувствовать самому контрасты и переливы вечера, и метафоры в этом помогают. Эпитеты делают все признаки вечера более яркими. День еще может подарить свои очаровательные звуки и неповторяющиеся картины.

Размер стихотворения - трехстопный анапест, рифма перекрестная. Это определяет темп, настроение и мелодичность произведения. Оно легкое, живое, «дышащее». Каждая деталь плавно сменяет другую.

Анализ стихотворения Фета Вечер

План

1.История создания

2.Жанр

3.Основная тема

4.Композиция

5.Размер

6.Выразительные средства

7.Основная мысль

1. История создания. Фет вошел в русскую поэзию в качестве блестящего мастера по изображению природы. Отличительной особенностью его таланта было изображение целостной картины через отдельные, внешне незначительные, детали. Ярким примером этого является стихотворение «Вечер», написанное в 1855 г.

2. Жанр стихотворения - пейзажная лирика.

3. Основная тема - картина прекрасного летнего вечера, волшебство смены дня ночью. Эта картина создается с помощью звуковых и визуальных ощущений. В первой строфе автор использует только безличные глаголы («прозвучало», «засветилось»). Он не указывает конкретные явления, ставшие источниками этих звуков и красок, словно предлагая читателю применить богатство своей фантазии. Этот прием Фета часто ставили ему в вину, обвиняя в беспредметности. Однако нельзя не признать красоту такого метода, создающего ощущение невероятной легкости произведения.

Отличительной особенностью произведения является то, что все природные звуки и образы мимолетны, они подобны неуловимым мгновениям. «Убегает… река», «разлетелись… облака» - события динамично сменяют друг друга, создают ощущение калейдоскопа. В целом автор, как и во многих своих произведениях, стремится к созданию особого настроения. В стихотворении не упоминается лирический герой. Он незримо присутствует в качестве стороннего наблюдателя, приближаясь тем самым к читателю. В последней строфе возникает философская тема.

Автор указывает, что в «дыханье ночном» содержатся «вздохи дня». В этом утверждении заключены идеи о взаимосвязанности всего сущего и о непрерывности времени. Ничто не исчезает бесследно, а находит свое отражение в будущем. Заключительные строки стихотворения возвращают читателя в начало и объясняют причину возникновения неожиданных звуков и света. Отблески зарницы предвещают вечернюю грозу. Вечер часто становился объектом внимания русских поэтов. Традиционно это время суток связывалось с печалью, угасанием, торжеством мрака над светом. Смена дня ночью представлялось победой темных сил.

У Фета вечер пропитан жизнеутверждающими чувствами. Он видит в нем особую прелесть и очарование. Суете и буйству дня с чрезмерно яркими красками противопоставлена вечерняя гармония, которую не может нарушить даже надвигающаяся гроза. Уходящая на покой природа невыразимо прекрасна, она самым благотворным образом действует на душу наблюдателя.

4. Композиция. Стихотворение состоит из трех строф, что является наиболее распространенной структурой фетовской лирики.

5. Размер стихотворения - трехстопный анапест.

6. Выразительные средства. Автор использует разнообразные эпитеты: «ясной», «немою», «золотыми». Особую роль играют глаголы, они отражают особую динамику происходящего. Очень красивы метафоры: «вздохи дня» и «в дыханье ночном». Фет считает, что природа прекрасна сама по себе и не нуждается в дополнительных ассоциациях. Единственное сравнение в стихотворении - «как дым, облака».

7. Основная мысль произведения. Фет был убежденным сторонником «чистого искусства». Его произведения воспевали красоту окружающего мира. Поэт считал, что достигнуть гармонии человечество может только путем наблюдения за природой и перенесением ее законов на себя. Эта мысль отчетливо просматривается в стихотворении «Вечер». Вечерняя природная гармония создает такие же чувства у восторженного наблюдателя.

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.

Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном,-
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зелёным огнём.

Анализ стихотворения «Вечер» Фета

В стихотворении «Вечер» (1855 г.) раскрывается огромный талант Фета в изображении пейзажа, отличающий его от других поэтов.

Главная отличительная особенность произведения – отсутствие каких-либо конкретных деталей. Автор дает лишь общую картину природы с помощью неопределенных звуков и образов. В первой строфе вообще преобладают безличные глаголы («прозвучало», «прокатилось»). Влияние поэта минимально. Читателю дается прекрасная возможность самому представить себя в роли наблюдателя, нарисовать в воображении недостающие детали. Природа также никак не проявляет себя, это подчеркивается эпитетами: «померкшем», «немою». Отдаленные звуки внезапно появились и исчезли. Остается лишь догадываться о причинах их возникновения. Если не учитывать название стихотворения, то непросто определить даже время суток.

Во второй строфе усиливается ощущение предчувствия чего-то неизвестного. Природа словно отходит на второй план, освобождая после себя место: «убегает… река», «разлетелись… облака». Вся атмосфера пропитана каким-то ожиданием.

Третья строфа объясняет возникшие у читателя вопросы. В ней косвенным образом описан сам лирический герой. Он появляется в стихотворении через свои ощущения («то сыро, то жарко»). Конкретно указано вечер, как переходное состояние между «вздохами дня» и «дыханьем ночным». Из последних строк становится понятно, что природа готовится к грозе. Источником неясных звуков и отблесков является далекая зарница, предвещающая гром и молнию.

Фет блестяще использовал звуковые и визуальные эффекты в своем стихотворении. В нем практически не упоминается лирический герой, нет красочных описаний природы. За эту «беспредметность» его часто упрекали критики. Но для человека с богатым воображением произведение представляет большую ценность. Очень удачно автор выбрал время для наблюдения. Смена дня ночью – неуловимое мгновение. Его нельзя определить с математической точностью. Оно может быть охарактеризовано лишь постепенным изменением звуков и света. Сияние далекой зарницы хорошо подчеркивает это переходное состояние. Стихотворение «Вечер» написано в спокойном и размеренном темпе, идеально подходящем для вечернего созерцания пейзажа. Оно создает в душе читателя умиротворение и очищает ее от тревог и волнений.

5 января 1820 года родился один из самых лирических поэтов России - Афанасий Фет. Среди величайших талантов девятнадцатого века его имя не затерялось. Его маленькие шедевры величиной в 8-12 строк, такие как «Летний вечер» или «Вечер» запоминаются в силу глубины и самобытности образов и их выражения.

Вечера и ночи

В этот цикл А. Фет включил два «вечерних» стихотворения. Написанные в разные годы они удивительно разнятся. В первом, более раннем, поэту еще требуется собеседник. Во втором - он тихо наслаждается сумерками, наступающей ночью, которая всему живому подарит покой.

Только он один, только затихающая красота вселенной, которую для нашего наслажденья создал Господь.

Маленький шедевр

В 1847 году, будучи двадцатисемилетним офицером, он служит на Украине и уединяется на берегу речушки с другом или подругой. Простые слова, что вечер ясен и тих, призывает спутника вглядеться в трепет таинственной дремы ив над рекой, в бледно-красный закат, чуть приглушенный, в блеск прихотливых извивов реки - это анализ стихотворения «Летний вечер». Фет видит, как колышет ветер кроны над лесом, и хочет, чтобы это заметил невидимый нам собеседник.

Эту безмятежность нарушает только топот табуна и ржанье лошадей. Но это милые привычные звуки. Из цвета, блеска и звуков складывается симфония, которая не угаснет, когда на небе появятся звезды. Так и видишь двух офицеров после учений на плацу, спешившихся и прилегших на берегу и грызущих травинки. Крупным планом они рассматривают то, что днем могут увидеть только мельком, а то и вовсе не заметить. Спокойный, окрашенный закатными красками пейзаж, наполняется звуками. Он готов объять и вместить в себя всю гармонию мира. Таков Фета « Летний вечер». Эта миниатюра способна заменить целую повесть.

Одиночество вечером

Недлинное, всего 12 строф, стихотворение Фета «Вечер». Анализ, точнее наслаждение меркнущим вечером, далекими неясными звуками за рекой. Герой внимательно вслушивается. Что-то прокатилось в тишине над рощей - об этом говорит стихотворение Фета «Вечер». Анализ простой повседневности - это и есть тема стихотворения. Неброская красота божьего мира объемлет поэта целиком. Но как лирический герой пристально вглядывается в детали! Анализ стихотворения Фета «Вечер» - это тонкая фиксация минутного прихотливого настроения. Изгибами бежит на запад речушка, прогорев на солнце, дымом растворяются облака.

Из этих визуальных и музыкальных подробностей, из этой зоркости складывается стихотворение Фета «Вечер». Анализ уходящего дня, его вздохи, затеплившаяся, голубым и зеленым, яркая зарница, веющий влагой теплом пригорок - ничего не пропустил внимательный любовный взгляд. Сегодня ему и спутника не надо - требуется только дать всему миру войти в его душу и наполнить ее. Внутренние связи тщательно подобранных деталей передают Из этих подробностей складывается стихотворение Фета «Вечер». Анализ своих акварельных переживаний он передает читателю. Как он близок к тому, что видит взгляд и слышит ухо. Его искренние песни учат не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать.

Поэт и эпический прозаик

Л.Н. Толстой одним из первых оценил во всей полноте лирическую дерзость своего современника, соседа и друга.

Будучи крепким хозяином поместья, Фет часто наезжал в хлебосольный и открытый дом Льва Николаевича в Ясной Поляне. А тот удивлялся, откуда у такого хозяйственного, добродушного и толстого человека способность передать самые тонкие движения души, заполнить мир красотой.

Поэт бежит от рассудочности, и мысли возникают у него неожиданно и ослепительно. подобна трепетанью изменчивой жизни.

К середине 1850-х годов музыкант русской поэзии Афанасий Фет выпустил 3 книги стихов. На 35-ом году жизни он создает несравненное по художественной точности стихотворение «Вечер».

Главной темой стихотворения является таинственное очарование природы. В своем пейзажно-лирическом стихотворении автор воспевает красоту перехода от дня к ночи. При этом использует не только богатую палитру красок: «ясной рекою» , «в померкшем лугу» , «в полумраке» , «засветилось» , «золотыми каймами» , «теплится ярко» , «голубым и зеленым огнем» , но и звуки: «прозвучало» , «прозвенело» , «рощей немою» . Музыка и живопись гармонично сливаются, и в этом уникальная особенность поэзии А. А. Фета. Красота неуловима, однако художник слова останавливает время и раскрывает загадки мельчайших изменений природного мира.

Следует отметить особую роль анафоры. Не случайно в первой строфе каждый стих начинается с глагола, так как каждый из них описывает движение солнца.

«Прозвучало над ясной рекою» . Здесь - жаркое солнце в зените. Словно звуки аккорда, свет разливается по всему необъятному простору.

«Прозвенело в померкшем лугу» . В этих строчках можно увидеть прощальные лучи солнца, звенящие издали светло и радостно, как будто колокольчики, но не так торжественно, как «прозвучало».

«Прокатилось над рощей немою» . В этом стихе угадывается солнышко, которое, быть может, торопится уехать на тройке лошадей с бубенцами, а немая роща, словно провожая гостя, не решается печально крикнуть ему вслед, чтобы остановить. Здесь присутствует художественный образ закона природы.

«Засветилось на том берегу» - конечно же, это закат!

Лирический герой - это сам поэт. Его образ передает глубокая чувственность при помощи метафор : «вздохи дня», «в дыханье ночном», и категории состояния: «сыро», «жарко» . Благодаря олицетворению природа предстает живым существом: «река убегает» . Необычайно точно использовано сравнение «разлетелись, как дым, облака» . Великолепие вечернего пейзажа помогают изобразить эпитеты : «ясной рекою», «померкшем лугу», «золотыми каймами», «дыханье ночном», «теплится ярко», «голубым и зелёным» .

В стихотворении используется перекрестная рифма : созвучие стихов, первый с третьим и второй с четвертым. Форма стихотворного ритма последовательно выражена на протяжении всего произведения, образует метр стиха, или размер. В данном случае трехсложный размер - анапест , в котором ударение падает на третий слог. Стихотворение состоит из трех строф.

Сюжет прост и сложен одновременно. После первого четверостишия, показавшего динамику солнца, второе тоже характеризует движение, но уже реки и облаков. Заканчивается сюжетная линия описанием подступающей грозы.

В период создания стихотворения в русской литературе уже образовалось 2 течения: это чистое искусство, направлению которого следовал А. А. Фет, и реалистическое, народное искусство, представителем которого являлся Н.А. Некрасов .

Мало кто знает, что еще совсем юный поэт учился играть на скрипке, этим объясняется музыкальность и образность его стихотворений. Первая любовь писателя была одаренной пианисткой, о смерти которой он со светлой грустью вспоминает в своих произведениях. Поэзия русского гения одухотворена возвышенными идеалами. Современники А. А. Фета называли его произведения елейно-чистыми, юношественно-благоговейными.

Лирическая поэзия Афанасия Фета олицетворяет саму душу писателя, который ищет красоту и находит ее повсюду, куда бы не пал его задумчивый взор.

  • Анализ стихотворения А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…»
  • «Первый ландыш», анализ стихотворения Фета


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!