Информационный женский портал

Антоний, митрополит Су́рожский. Большая христианская библиотека

Я не спал днями и ночами, пребывая в борении. И проблема была не только в том, ЧТО сказать, но и в том, КАК это сказать. Если, например, в моей жизни наметился подъем, если я полон энергии и бодрости, каким образом я смогу войти в страдание и боль других людей? Кто я, чтобы пытаться отразить в своей проповеди боль утраты, которую переживает убитая горем семья? Смогу ли я подобрать правильные слова, чтобы достойным образом почтить покойного?

Но однажды, когда я проповедовал на похоронах своего отца, Бог открыл мне кое-какие истины в данном контексте – не только как проповеднику, но и как члену семьи, скорбящей об утрате.

Разумеется, проповедь на похоронах не должна быть поверхностной или легкомысленной. Мы нуждаемся в большой поддержке Святого Духа, нас ободряющего. Мы должны просить у Бога помощи, однако это не отменяет нашей обязанности внимательно и осторожно подбирать слова. Раздавленные горем люди весьма ранимы, поэтому наши слова могут оказать колоссальное на них воздействие. Таким образом, речь наша на похоронах должна быть продуманной и мудрой.

Хочу предложить вам пять советов, чего следует избегать, если вы приглашены для проповеди на похоронах.

1. Не говорите о покойном только в прошедшем времени.

Одна из обязанностей проповедника на похоронах – прославить Господа свидетельством о том, как покойный брат (покойная сестра) любил Его, как жил для Его славы. Однако, описывая благочестивую жизнь усопшего, мы иногда так много говорим о том, „что было“, что забываем упомянуть о том, „что есть“. Если мы верим, что покойный сейчас находится со Христом, что в загробном мире он жив, значит, необходимо подчеркнуть это, говоря о нем в настоящем и будущем временах. Этим мы напомним скорбящей семье и другим слушателям о надежде Евангелия.

2. Не забывайте смотреть на смерть верующего с Божьей точки зрения.

Этому нас учит Пс. 115:16 – „Дорога в очах Господних смерть святых Его!“ Бог прославляется тем, когда Его дети возвращаются к Нему домой. Созерцать ничем не сокрытое лицо Бога – это величайшая радость, какую верующий только может иметь. Быть в Его присутствии на небесах – это окончательное достижение наших чаяний освящения и начало великой, бесконечной эпохи прославления.

3. Не игнорируйте факт утраты.

Вокруг нас всегда есть те, кто пережили тяжелую утрату. Под утратой я подразумеваю не только тех, кто лежит в гробу, но и тех, кто мертвы по своим грехам. Утрата близких нам людей напоминает нам о том, что смерть – это реалия жизни, что однажды все мы перейдем в мир иной. Если и есть самое подходящее место для проповеди о серьезности греха и важности Божьей благодати, то оно – возле тела почившего святого, перед лицом реальности смерти. Умоляйте присутствующих покаяться, чтобы оно смогли затем радоваться вечной жизни во Христе. В такие моменты умерший святой – „живее всех живых“, он более живой, чем это можно представить, он находится в присутствии Того, Кто Сам есть жизнь.

4. Не пытайтесь идеализировать почившего.

Людей вдохновляет пример лишь реальных жизней. А реальная жизнь полна радости и печали, успехов и неудач. Заслужившие уважение почившие святые подвизались добрым подвигом веры. Пример их реальной жизни может ободрить живых.

5. Не забывайте указывать на реальность небес – провозглашайте эту реальность.

Церковь нуждается в том, чтобы слышать проповеди о нашем небесном доме и изучать эту тему на основании Писания. Недостаточное внимание этой теме разоблачает слабость нашей веры, надежды и радости. Дорогое Божье дитя, почившее, ныне наслаждается Богом и всеми богатствами небесного Царства. Мы должны как можно чаще хотя бы на несколько минут вырывать людей из земной реальности „теперь и сейчас“ – реальности, которая иссушивает нашу духовную радость – и поднимать их над землею, чтобы у них была возможность увидеть все с точки зрения Бога и вечности. Напоминайте присутствующим, что христиане всегда окружены Божьей благодатью, что впереди их ждет небо – только небо.

Джон Понд, студенческий пастор в West Jackson Baptist Church (Джексон, Теннеси)

Эта работа - не собрание проповедей в «чистом и готовом виде», а собрание мыслей, соединенных одной большой, можно сказать, самой важной темой - смертью. И это не просто размышления о смерти в духе элегий или надгробных рыданий. Это мысли, предназначенные для произнесения вслух при молитвенном собрании или духовном общении.

Особую пользу подобных бесед и размышлений можно видеть и в том, что бытовой и блуждающий взгляд нашего современника часто усматривает в Церкви лишь филиал погребальной конторы. Разрушению подобного стереотипа и уловлению хитрецов в сети ими же расставленных хитростей тоже может послужить попытка говорить глубоко там, где от нас - христиан - ничего глубокого не ожидали.

Это не законченный труд, но всего лишь крик в ночи. Кто услышит в нотах этого голоса братское тепло, тот, без сомнения, продолжит сладкий и опасный труд свидетельства и благовествования. Христос же, обещавший быть посреди двух или трех, собранных во имя Его, силен умножить малые труды и довести их до великой пользы. Умения превращать малое в великое, равно как и великое - в малое, в Всехитреца Слова не отнять. Ему слава со Отцем и Духом!

Прощание и встреча

В смерти есть прощание, и есть встреча.

Кто и с кем прощается? Прощается человек со всем, что окружало его: с домом и вещами в нем, с ближними и родственниками, с местом, где родился и местом, где окончил жизнь. Прощается с ремеслом, которым был занят, и одеждой, которую носил. Недочитанной останется раскрытая книга и недопитым останется остывший чай. «Ибо отходит человек в вечный дом свой, и готовы окружить его по улице плакальщицы» (Еккл. 12:5)

О «тесных вратах и узком пути», ведущих в жизнь (Мф. 7: 14), говорит Христос. Врата эти, действительно, так узки, что тело придется на время отложить и оставить. Только душа входит в загробную жизнь, и такой порядок сохранится до Второго пришествия Христова и воскресения мертвых. А после воскресения участницей вечной жизни станет и воскресшая плоть. «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе» (Ис. 26:19)

Но сегодня, как на снятую одежду, оставшуюся без движения, придется смотреть человеку, покидающему мир. Воистину, со всем, что знал и видел во временной жизни, должен будет проститься человек.

Но есть в смерти и встреча.

С кем встретится душа, покинувшая один мир и пришедшая в иной? С Христом Иисусом, умершим за наши грехи и воскресшим для нашего оправдания.

Это будет великая встреча! Не всякая душа смело поднимет взгляд на Спасителя, но лишь та, которой любовь ко Христу предаст смелости и дерзновения. Многим же захочется исчезнуть куда-то, скрыться, лишь бы не смотреть на Того, Кто любит тебя, Кто столько сделал для тебя, к Кому ты так преступно был неблагодарен. И не даром Откровение говорит, что в день гнева Агнца люди будут говорить «горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца» (Откр. 6:16)

Встреча с Христом лицом к лицу это и есть Страшный Суд для отдельного человека. Не нужны адвокаты, свидетели и обвинители. Книга совести раскрывает тайны, человек оказывается в Царстве света, и одни души этот свет начинает жечь, а другие - омывать и радовать.

«Царство света». Вслушаемся в это чудное словосочетание. Переведем взор на свечи, горящие в наших руках. Вот оно - простое и зримое указание на нашу веру. Это указание на то, что «Бог есть свет и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин. 1:5) Это также указание на то, что слаба и нежна, как пламя свечи, жизнь человеческая, что должна она неизбежно погаснуть здесь, но не исчезнуть, а зажечься там, в том Царстве света и на той «новой земле, на которой обитает правда» (2 Пет. 3:13)

Так, в обрядах Матери-Церкви нет ничего случайного или произвольного, но все рождено верой и все способно назидать.

Мы собираемся на молитву за усопшего для того, чтобы просить Христа о милости к усопшему человеку. Тайна отношений между душой и Богом для нас закрыта. А именно от этой тайны зависит вечность человека. Но не отнята у нас любовь и вера, молитва и сострадание. Мы дерзаем просить Страдавшего за нас, чтобы Он умножил милость и не вспоминал грехов и беззаконий новопреставленного раба Своего.

Если Господь захочет наказывать, то накажет всех, и будет, за что. Пророк говорит, что «не оправдается пред Тобой ни один из живущих» (Пс. 142)

Но если Господь помилует, то помилованы будем. И в евангельской истории ободряют нас те примеры, где Христос исцеляет бесноватую дочь по молитве матери, расслабленного человека - по вере тех, кто принес его пред очи Христовы. Одни молятся, другие получают милость. Вот, что ободряет нас и заставляет просить: Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего.

Мудрость одного из христианских народов сложила поговорку. И говорится в ней, что, когда человек рождается, то он плачет, а все радуются и говорят: здравствуй, дорогой. Когда же умирает человек, то он должен радоваться, а все вокруг - плакать и говорить: до свиданья, дорогой. До свиданья, потому, что «всем мы предстанем на суд Христов» (Рим. 14:10) Все друг друга увидим во свете Его лица. Со сладостью веры, поэтому, смешаем горечь разлуки и умножим молитвы о том, чтобы встреча души с Праведным Судьей была для души началом нескончаемой радости.

Сегодня, глядя на тело умершего человека, невольно начинаешь думать о жизни и смерти , о временном и вечном. Все мы, так или иначе, думаем об этих вещах, но житейская суета и повседневные заботы не дают нам, как следует поразмыслить над этим. Но вот еще вчера мы разговаривали с этим человеком, а теперь он в другом мире, и перед нами лишь осиротевшее тело без души.

Мудрый Соломон несколько тысяч лет назад сказал:

«Лучше ходит в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира, ибо таков конец всякого человека, и живой приложит это к своему сердцу» Еккл.7:2.

Другими словами, когда мы видим бездыханное тело, когда смерть как никогда близка к нам и мы ощущаем ее особенно остро, мы все внезапно понимаем, что таков конец всякого человека. Кто бы ты ни был, богатый или бедный, умный или глупый, президент или просто рабочий, - все мы одинаково отдадим свой долг, свои кости земле. Но в таком случае невозможно не задуматься о том, что нас ждет там, по ту сторону гроба?

Почему нам страшно думать об этих вещах, и мы подсознательно стараемся закрыть эту тему, так и не ответив на главный вопрос жизни? Надо сказать, что это вечные вопросы, на которые должен дать ответ каждый здравомыслящий человек. Ведь если ты не понимаешь этого, то нет смысла ни в каком твоем действии, да и в самом существовании!

Представьте целеустремлённого человека, который быстро идет по улице сосредоточенно глядя вперед, и на вопрос «Куда ты?» он отвечает «Не знаю». Мы сочтем такового человеком не в себе. Но не в похожей ли ситуации оказываемся мы с вами, когда на самые главные вопросы мы смущенно молчим, не зная, что сказать, а порой и просто убегаем от них. А жизнь проходит, и наступает момент, когда все мы оказываемся на пороге вечности. Болезнь, война, катастрофа, голод или эпидемия может пройти мимо нас, но ни один не сможет избежать смерти. Так не пора ли задуматься над тем, что будет после земной жизни ?

Мой знакомый работал санитаром длительное время. Он рассказывал, что ему не раз приходилось видеть последние минуты умирающих людей. Самое страшное, о чем он помнит, это глаза этих людей. Выражение ужаса и отчаяния, когда ты уже не можешь спокойно размыслить и дать ответы на вечные вопросы, и необходимость переступить покров земного бытия, - все это со сверхъестественным страхом изображено в зрачках умирающего.

Конечно, всем нам страшно об этом думать, ведь мы так любим жизнь! Великий мыслитель и писатель Достоевский был приговорен к расстрелу, и когда уже ему на голову одели мешок и должен был прозвучать залп выстрелов, прискакал гонец и передал телеграмму от императора. В ней говорилось, что ему заменяют смертную казнь на 4 года каторги. После он детально описывал свои чувства от пережитого. Он говорит, что если бы в тот миг, когда он стоял с мешком на голове, ему предложили бы остаться в живых, но при условии, что он будет до самой смерти стоять на краю пропасти и не двигаться, он, не задумываясь, согласился бы, ведь это такое безмерное счастье – просто жить!

Но так случается, что всем мы, рано или поздно, умираем. Никто не знает, кто из нас, стоящих здесь, будет следующим. И не важно, какое у тебя здоровье, и не имеет значения, сколько у тебя денег на то, чтобы вылечиться от любой потенциальной болезни, - внезапный сердечный приступ вполне здорового сердца, или несчастный случай на пути с работы домой может оборвать нашу хрупкую жизнь. И это мудро сделано, что мы не знаем ни дня, ни часа своей кончины. Потому Христос и говорит: «Всегда будьте готовы».

В Откровении Иоанна Богослова написано о том, что будет после смерти:

«И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное». (Откровение 20:11-15)

Каждый из стоящих у гроба должен серьезно задуматься, что ждет лично его, когда смерть придет за ним. Написано в Писании, что пред лицом Бога пишется памятная книга, и что «судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими» .

Если мы сегодня не задумаемся об этом, то поверьте, завтра ощущение нашей скоротечности и смертности притупится, а послезавтра совсем пропадет. Евтушенко однажды сказал фразу, которая стала мрачным девизом нашей с вами современности: «Проклятие века – спешка» .

Так давайте сегодня, когда мы провожаем в последний путь дорогого нам человека, задумаемся: кто ты человек, откуда ты, и куда идешь?

Все религии мира, так или иначе, говорят нам о бессмертии души. Екклесиаст еще три тысячи лет назад пророчески сказал: «И возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, который и дал его» Еккл.12:7 . Есть в нас то, что невозможно засыпать землей и песком: это дух, совесть, мысль, любовь, вера! Это не подвластно тлению!

Христос говорит:

«Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет».(От Иоанна 11:25)

Сегодня, когда мы все еще живы и можем свободно рассуждать о высоком, давайте попробуем, хотя бы несколько минут в день выделять на то, чтобы думать о вечности . Что ждет нас там, по ту сторону гроба, куда всем мы, рано или поздно перейдем.

Сегодня ушел он, лежащий перед нами, а завтра кто-то из нас самих. Однако будем помнить и утешаться тем, что он не исчез, а находится в другом мире, ибо мы знаем, что «Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых» (От Марка 12:27).

У Бога нет мертвых, у Бога все живы. У Бога – все живы!

Ничто так не остужало моего пыла к служению, ничто так не угашало моего порыва “добрым подвигом подвизаться”, как необходимость проповедовать на похоронах….

Я не спал днями и ночами, пребывая в борении. И проблема была не только в том, ЧТО сказать, но и в том, КАК это сказать. Если, например, в моей жизни наметился подъем, если я полон энергии и бодрости, каким образом я смогу войти в страдание и боль других людей? Кто я, чтобы пытаться отразить в своей проповеди боль утраты, которую переживает убитая горем семья? Смогу ли я подобрать правильные слова, чтобы достойным образом почтить покойного?

Но однажды, когда я проповедовал на похоронах своего отца, Бог открыл мне кое-какие истины в данном контексте – не только как проповеднику, но и как члену семьи, скорбящей об утрате.

Разумеется, проповедь на похоронах не должна быть поверхностной или легкомысленной. Мы нуждаемся в большой поддержке Святого Духа, нас ободряющего. Мы должны просить у Бога помощи, однако это не отменяет нашей обязанности внимательно и осторожно подбирать слова. Раздавленные горем люди весьма ранимы, поэтому наши слова могут оказать колоссальное на них воздействие. Таким образом, речь наша на похоронах должна быть продуманной и мудрой.

Хочу предложить вам пять советов, чего следует избегать, если вы приглашены для проповеди на похоронах.

1. Не говорите о покойном только в прошедшем времени.

Одна из обязанностей проповедника на похоронах – прославить Господа свидетельством о том, как покойный брат (покойная сестра) любил Его, как жил для Его славы. Однако, описывая благочестивую жизнь усопшего, мы иногда так много говорим о том, “что было”, что забываем упомянуть о том, “что есть”. Если мы верим, что покойный сейчас находится со Христом, что в загробном мире он жив, значит, необходимо подчеркнуть это, говоря о нем в настоящем и будущем временах. Этим мы напомним скорбящей семье и другим слушателям о надежде Евангелия.

2. Не забывайте смотреть на смерть верующего с Божьей точки зрения.

Этому нас учит Пс. 115:16 – “Дорога в очах Господних смерть святых Его!” Бог прославляется тем, когда Его дети возвращаются к Нему домой. Созерцать ничем не сокрытое лицо Бога – это величайшая радость, какую верующий только может иметь. Быть в Его присутствии на небесах – это окончательное достижение наших чаяний освящения и начало великой, бесконечной эпохи прославления.

3. Не игнорируйте факт утраты.

Вокруг нас всегда есть те, кто пережили тяжелую утрату. Под утратой я подразумеваю не только тех, кто лежит в гробу, но и тех, кто мертвы по своим грехам. Утрата близких нам людей напоминает нам о том, что смерть – это реалия жизни, что однажды все мы перейдем в мир иной. Если и есть самое подходящее место для проповеди о серьезности греха и важности Божьей благодати, то оно – возле тела почившего святого, перед лицом реальности смерти. Умоляйте присутствующих покаяться, чтобы оно смогли затем радоваться вечной жизни во Христе. В такие моменты умерший святой – “живее всех живых”, он более живой, чем это можно представить, он находится в присутствии Того, Кто Сам есть жизнь.

4. Не пытайтесь идеализировать почившего.

Людей вдохновляет пример лишь реальных жизней. А реальная жизнь полна радости и печали, успехов и неудач. Заслужившие уважение почившие святые подвизались добрым подвигом веры. Пример их реальной жизни может ободрить живых.

5. Не забывайте указывать на реальность небес – провозглашайте эту реальность.

Церковь нуждается в том, чтобы слышать проповеди о нашем небесном доме и изучать эту тему на основании Писания. Недостаточное внимание этой теме разоблачает слабость нашей веры, надежды и радости. Дорогое Божье дитя, почившее, ныне наслаждается Богом и всеми богатствами небесного Царства. Мы должны как можно чаще хотя бы на несколько минут вырывать людей из земной реальности “теперь и сейчас” – реальности, которая иссушивает нашу духовную радость – и поднимать их над землею, чтобы у них была возможность увидеть все с точки зрения Бога и вечности. Напоминайте присутствующим, что христиане всегда окружены Божьей благодатью, что впереди их ждет небо – только небо.

Любая служба, будь то отпевание, освящение квартиры или машины должна заканчиваться проповедью. Не обязательно трех часовой, но необходимо сказать хотя бы пару слов. Хотя бы предупредить владельца автомобиля, что освящение не отменяет правила дорожного движения, необходимость пристегнуться в салоне и т.д. И это не шутка. К сожалению, люди часто воспринимают освящение авто именно как гарантию от всех проблем на дороге. Когда совершаешь требы, встречаешься с разными людьми. В связи с этим возникает необходимость составить небольшие «макеты проповедей» на разные случаи жизни (на разные требы). По мере возможности буду выкладывать свои «требные проповеди». В зависимости от ситуации, текст проповеди, конечно, дополняется и меняется. Все зависит от того, хотят ли тебя слышать.

Начну с отпевания.

Упокой Господи душу раба твоего (имя рек)…

Желаю вам всем помощи Божией, укрепи вас Господь. Теперь главное помните, что самое нужное для усопшего - ваша молитва. Ему уже совершенно безразлично, какой вы ему купили гроб, сколько принесут цветов, будет ли дорогое надгробие, сколько скажут о нем теплых слов. Для его души важна только молитва. Причем не только молитва по каким-то определенным памятным дням: на 3 день, девятый день, на полгода. Но прежде всего ежедневная искренняя молитва. Если этот человек был для вас по-настоящему дорог, то, ложась спать и просыпаясь утром, вы должны вспоминать его в своем общении с Богом.

После смерти тела душа человеческая может раскаиваться в своих грехах, но не имеет возможности принести покаяние. Наверное, вы все слышали о страшном суде. Но «страшный» он будет не потому, что там будут кого-то пытать и мучить, как об этом в свое время печатали безбожники в своих журналах. Страшный суд прежде всего потому, что после него судьба человеческой души будет определена окончательно. И если в своей жизни человек тяготел ко греху, то его участь будет печальна. Пока же не случился страшный суд, мы можем помочь и вымолить души наших родных и близких. И помочь мы им можем не только молитвой, но и добрыми делами в память об усопшем. Милостью, проявленной к нашим близким. И нужно помнить, что близкие - это не только мать и отец, брат и сестра. Это любой нуждающийся: сосед, коллега по работе, просто незнакомый, но ищущий помощи и сочувствия человек.

Нельзя забывать и о том, что все мы люди смертные и когда-нибудь окажемся на месте усопшего. Поэтому не будем ждать этого скорбного часа. По мере сил и возможностей нужно готовить свою душу к жизни вечной. Очищая и освящая ее Исповедью, Причастием и добрыми делами.

Священник Антоний Скрынников



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!