Информационный женский портал

Чертежи и модель броненосца русалка. Броненосные башенные лодки типа «Русалка. Характеристики артиллерии мониторов типа «Русалка»

) Фрагмент: Памятник броненосцу «Русалка» (эст. Russalka mälestussammas) в парке Кадриорг (Таллин) — монумент в виде бронзового ангела, стоящего на гранитном постаменте с надписью: «Россiяне не забываютъ своихъ героевъ мучениковъ». Создан скульптором Амандусом Адамсоном. Посвящён 177 морякам Российского императорского флота, погибшим на броненосце «Русалка» 7 сентября 1893 года. - википедия

Dive The Wreck Of The Russalka In The Baltic:


3. (1920 x 1080) Charodeika-class monitor Rusalka in Hietalahti shipyard , 1868.


4. (1024 x 745) На палубе броненосной лодки Русалка. 1865-1893 годы.


5. (1280 x 441


6. (1280 x 564) Двухбашенная броненосная лодка Русалка. 1865-1893 годы.


7. (1280 x 742) Двухбашенная броненосная лодка Русалка на Большом Кронштадском рейде. 1865-1893 годы.

Виды памятника в Таллине:
фотографии, в основном - отсюда


8. (1600 x 1200)


9. (1590 x 2261)


10. (999 x 1499)


11. (1094 x 1641)


12. (2400 x 1600)

Ровно 120 лет назад, 20 сентября 1893 года по пути из Ревеля в Гельсингфорс броненосец «Русалка» затонул у берегов Финляндии, унеся с собой 178 жизней. На поиски пропавшего корабля вышли 15 кораблей российского флота, но не удалось установить даже место гибели «Русалки». Нашли броненосец только в 2003 году: сотрудник Морского музея Эстонии, ученый, подводный археолог Велло Мясс провел новое исследование с учетом хода и скорости корабля в тех погодных условиях и предложил новый район для поисков, где исследовательское судно музея и обнаружило лежащий на дне броненосец.

После гибели «Русалки» был организован комитет по сбору средств на памятник. В 1902 году, в девятую годовщину гибели корабля памятник «Русалке» был воздвигнут. Автором памятника стал выдающийся эстонский скульптор Амандус Адамсон. Памятник был сооружен «на средства собранные с Высочайшего соизволения повсеместной в Империи подпиской».

20-го сентября 1893 года таинственно и страшно погибла броненосная лодка «Русалка», и 120 лет спустя, именно в эти сентябрьские дни в Таллине проходят мероприятия, посвященные памяти погибших моряков.

Пожалуй, немного найдется в Европе, да и во всем мире, городов, где, как в Таллине, существовал бы памятник погибшему кораблю, созданный с такой пронзительной силой. Недаром его называют одним из главных символов столицы Эстонии, одним из самых выразительных ее брендов. Недаром сюда приходит так много людей. И недаром, сама собой, сложилась замечательная традиция: молодые супружеские пары прямо из загса или из церкви, где проходило венчание, приезжают сюда, к памятнику на набережной, отмечая главный день в своей жизни.

Наверное, эти молодые, как, впрочем, и многие люди постарше, не знают подробностей гибели экипажа «Русалки», но душой, быть может, где-то в подсознании они ощущают выразительную мощь этого памятника, его величавую и грустную красоту, его притягательную силу. Тем более, что он, этот памятник, давно уже воспринимается как символ памяти обо всех тех, кто ушел в море, исполняя свой долг, и не вернулся обратно. И в самом деле, в истории погибшего корабля, поиска его следов, в истории создания бесценного памятника переплелось столь много судеб самых разных людей, столь много имен, известных и неизвестных, что, можно сказать, это в немалой степени воплощение самой Истории, нашего давнего и недавнего прошлого. Возле этого памятника начинаешь особенно ясно понимать, что «не нами все началось на этом свете и не нами кончится», и что «у Бога нет мертвых, все живые», перед ними, перед теми, кто был до нас, мы и ответственны за все, что происходит, за нынешние поколения, за память или забывчивость, уважение или неуважение к предкам, к своим корням.

Теперь уже, когда прошло более 100 лет, подробности гибели броненосца «Русалка» достаточно широко известны, хотя и сейчас существуют разные версии последних часов жизни корабля и его экипажа. Для тех, кто, быть может, не знает этой истории, обозначим лишь главные вехи.

…Броненосец «Русалка», выйдя из Ревеля в Гельсингфорс, неожиданно исчез в море вместе со всем экипажем – 12 офицеров и 166 низших чинов, как тогда сообщалось – 178 человек. Лишь некоторое время спустя море прибило к финским островам разные «судовые принадлежности» с «Русалки». Было найдено и тело матроса с броненосца, втиснутое под настил шлюпки, тоже прибитой к берегу.

На поиски пропавшей «Русалки» пошли 15 кораблей российского флота. Работы велись до самых заморозков и суровых зимних штормов. Работали водолазы, использовались воздушные шары. Однако не удалось установить даже место гибели корабля. На следующий год поисковые работы были возобновлены и снова – безрезультатно.

Гибель броненосца вызвала широкий отклик в обществе. Газеты много и подробно писали о достоинствах и недостатках конструкции корабля «Русалка» была для своего времени одним из наиболее совершенных кораблей береговой обороны, о членах экипажа, поднимали вопрос о помощи семьям, о пенсиях вдовам и сиротам. Сотрудники петербургской газеты «Новое время» на свои средства продолжили осмотр береговой линии, опрашивали прибрежных жителей. Но так ничего и не нашли.

Кстати, поиск «Русалки» производился и в советское время. Работы вел ЭПРОН – известная организация, не раз поднимавшая со дна моря затонувшие корабли. Но исчезнувший корабль так и не был найден. Многие годы море хранило тайну его гибели.

И только через 100 с лишним лет «Русалку» удалось обнаружить. Нашлись люди, смельчаки и энтузиасты (забытое слово, не правда ли?),которые решили продолжить поиск. И это был подвиг, о котором почему-то мало говорят и пишут. И, наверное, это обычная несправедливость нашего жестокого, неромантичного, беспамятного, безгеройного времени.

Но все-таки хочется назвать имя человека, задумавшего и осуществившего рискованное предприятие – попытаться снова, спустя многие десятилетия, отыскать «Русалку». Тем более, что оно, это имя, тоже вплетено в историю «Русалки», длинную, сложную, трагическую и в чем-то замечательную историю, продолжая ее и в наши дни. Удивительно, не правда ли? Вот так и бывает. Бескорыстными, а зачастую самоотверженными деяниями многих людей и сохраняется, передается от поколения к поколению память. Даже если ее пытаются задушить…

«Русалку» нашло в 2003 году исследовательское судно Таллинского морского музея «Маре». Не сразу, конечно… Потому что в том районе, который был предположительно обозначен ЭПРОНом, погибшего корабля не оказалось. Сотрудник музея, ученый, подводный археолог, подвижник Велло Мясс, используя все имеющиеся сведения о гибели корабля и поисковых работах, провел фактически новое исследование с учетом хода и скорости корабля в тех погодных условиях, возможных действий командира, капитана II ранга Иениша и наметил новый район для поиска. Именно там, гораздо южнее предполагаемого места гибели, на глубине 74 метров и обнаружили корпус затонувшего судна. Эстонские и финские водолазы обследовали его, не заходя внутрь, и убедились, что это именно «Русалка».

Погибший корабль стоял фактически вертикально, почти до половины погрузившись носом в ил, опутанный рыболовецким тралом. Именно таким его и увидели первые люди, которые через 100 с лишним лет смогли подойти к исчезнувшему с поверхности моря кораблю.

По версии, считающейся теперь наиболее достоверной, броненосец попал в жестокий шторм, хотя корабли такой конструкции, как «Русалка», для сильных штормов не были предусмотрены. Еще Константин Паустовский, замечательный русский писатель, который тоже с болью писал о гибели и долгих поисках «Русалки», рассказывал, что осенью над Финским заливом поднимаются сильные бури. Начинаются они обычно с полудня и бушуют до вечера. Если бы «Русалка» вышла в море ранним утром, она бы успела проскочить в Гельсингфорс до полудня. К тому же перед выходом, еще к Кронштадте были забыты деревянные крышки, которыми в штормовую погоду задраиваются входные и световые люки. Но море не прощает никакой небрежности.

Уже значительно позже океанологи-гидрофизики написали о «морских убийцах», аномально высоких волнах, которые возникают нечасто, но внезапно и на несколько секунд. Возможно, такая волна и убила броненосец, уже измотанный штормом.

Почти весь экипаж, за исключением командира и вахтенных, был на нижней палубе, то есть внутри корабля. Захлебнулись ли они балтийской штормовой водой, заливавшей внутренние помещения корабля? Умерли ли от страшного удара о дно? Задохнулись ли, когда не стало воздуха? В любом случае смерть их была тяжкой, мучительной.

Ну, а памятник… Он был поставлен в девятую годовщину гибели корабля.

Все знают, что автором памятника был воистину великий эстонский скульптор Амандус Адамсон. И все помнят поднятую руку Ангела, с крестом, обращенную вдаль, в море (хотелось бы думать, что это прощальный жест женщины, воплощающей в себе матерей, жен, невест, сестер, но не будем искажать замысел автора, смысл памятника). Но многие ли знают, почему на конструкциях памятника была прикреплена небольшая медная табличка с именем Н.П.Вульфа? Кем он был, этот человек? Почему его имя столь тесно связано с памятником погибшим морякам? Татьяна Червова, преподаватель Таллинского университета, тоже одна из энтузиастов, нашла этому объяснение, проработав долго и упорно с архивными материалами.

Павел Николаевич Вульф (вот, оказывается, какое имя скрывалось за скромными инициалами), российский морской офицер, был тем самым человеком, который организовал комитет по сбору средств на сооружение памятника. Подписные листы сохранились, и они – поразительны. Офицеры, солдаты, матросы, мещане, ремесленники, дворяне – кто сколько мог – сдавали средства на памятник «Русалке».

Можно сказать, что он, этот памятник, воздвигнут на деньги, собранные всей Россией – от Владивостока до Ревеля. Нелишним, думается, будет сказать, что немалые средства вложили, например, ревельские купцы Ротерманны, да и другие жители города, не говоря уже о самом Вульфе, который стоял во главе этого огромного, казалось бы, неподъемного дела.

Невозможно не сказать, что сын Павла Николаевича Владимир Вульф был участником Цусимского сражения и героически погиб в этом бою. Те, кто бывает в Соборе Александра Невского на Вышгороде, очевидно, видели там на стене памятную плиту с именем Владимира Вульфа.

Здесь могла бы быть и памятная плита с именем Владимира Бэра, первого командира крейсера «Варяг», того самого, о котором сложена песня «Врагу не сдается наш гордый «Варяг»…». И Бэр, и капитан I ранга Егорьев, командир крейсера «Аврора», погибшие в Цусимском бою, окончили знаменитую Николаевскую гимназию в Ревеле (ныне гимназию Густава Адольфа), также, как и капитан I ранга Левицкий, сумевший спасти свой израненный в Цусимском бою крейсер от японского плена. Дом Левицкого, кстати, находился прежде почти напротив памятника «Русалке». Вот она, «морских судеб таинственная вязь…»

И совсем не случайно инициаторами нынешних мемориальных событий в честь «Русалки» стали моряки – контр-адмирал в отставке Иван Меркулов и другие руководители Клуба ветеранов флота.

Поддержал их и Центр Русской культуры во главе с Юрием Поляковым. Именно там, 24 сентября будет демонстрироваться фильм Олега Беседина, посвященный «Русалке» и памятнику погибшему кораблю. В свое время центристское руководство Таллина немало сделало для обновления памятника. Восстановлены исторические фонари, добавлены 3 новых прожектора, освящающие памятник и площадку вокруг него в виде компаса. Но сам памятник требует более серьезного и глубокого ремонта, иначе мы можем его потерять. Кто возьмется за этот ремонт? Кто выделит средства?

Ничто не оправдывает и не может оправдать государственного забвения воинов, отдавших свои жизни при выполнении своего служебного долга как в военное, так и в мирное время. Но не видно, нет, не видно интереса к памятнику и к юбилейным событиям, посвященным памяти погибших моряков, ни у кого из представителей правящей коалиции, правительства Эстонии. И это выглядит странно, если не сказать – бесчеловечно.

Среди погибших на «Русалке» моряков были и эстонцы. Но дело даже не в этом… Из истории, из жизни многих поколений не выбросишь годы, эти сотни лет, прожитых совместно, в рамках одного государства. За это долгое время мы вместе пережили много счастливых, радостных, но и горьких, трагических событий. За это время и Эстония, и Россия родили немало ярких, талантливых людей, сделавших честь народу, земле, которая их создала. Кто они? Герои и мученики Эстонии? Герои России? Можно ли их разделять? И надо ли? Ведь сама история «Русалки», создания памятника ей отнюдь не разъединяет, а соединяет наши народы, людей разных национальностей, наши страны.

Это общая наша история, общий памятник, общая скорбь по погибшим, если мы остаемся людьми.

А событий в эти сентябрьские дни – много. Это и торжественное возложение венков к памятнику «Русалке» в день 120-й годовщины ее гибели. Это и панихида в церкви святого Симеона и пророчицы Ханны, в той самой церкви, где на последней службе перед выходом в море стояли моряки - офицеры и матросы «Русалки».

P.S. Что можно было бы еще добавить? Все связано, все сплетено в этом мире, в нашей жизни. Если рвется что-то сейчас, то как и чем это отзовется через 10 лет, через 20, через 100? А ведь обязательно отзовется. Это закон жизни, закон существования мира. Ничто не проходит бесследно…

Фото Юлии Калининой.

Тайна императорского броненосца

Памятник броненосцу «Русалка» появился в Таллине в 1902 г. До недавнего времени экскурсоводы заканчивали свой рассказ словами: «В мирное время военный корабль вместе с экипажем бесследно исчез в водах Финского залива. Вот уже более ста лет этот случай остаётся загадкой»

Загадка "Русалки" - фильм, который так и не был показан в Эстонии.

В конце июля 2003 года в 25 милях южнее Хельсинки эстонская экспедиция под руководством исследователя Велло Мясса обнаружила в финских экономических водах уникальный объект, поиски которого продолжались 110 лет: броненосец береговой обороны Учебно-артиллерийского отряда Российского императорского флота «Русалка». Да-да, того самого пропавшего корабля, памятник которому стал одной из самых ярких достопримечательностей Таллина! Гибель броненосца в сентябре 1893 года унесла жизни всего экипажа из 177 человек.

Когда в 1902 году, на девятую годовщину гибели корабля, в Ревеле был поставлен знаменитый памятник «Русалке», вместе с ним родилась легенда: через сто лет и один год позолоченный крест, которым ангел осеняет все уходящие в море корабли, укажет дорогу к тем, кто лежит в морской пучине. Правда, при одном условии - если к тому времени останется на земле хоть один скорбящий. Может, поэтому, у российских моряков всех поколений сложилась традиция: оказавшись в Ревеле (Таллине), навестить «Русалку», совершая один и тот же обряд. Полагалось обойти памятник вокруг и прочесть все имена членов погибшего экипажа - и офицеров, и простых матросов.

Памятник был установлен в конце июля 1902 года (потом еще около месяца продолжались отделочные работы). С момента установки Таллинской «Русалки» прошел ровно сто один год. Экспедиции Велло Мясса оставалось работать всего пару дней, исследовательское судно «Маре», принадлежащее эстонскому морскому музею, должно было возвратиться в Таллинский порт. Квадрат, который прочесывали эстонские специалисты, был выбран после долгой работы в архивах и представлялся наиболее вероятным местом нахождения «Русалки». Надо ли говорить, что после более чем вековых поисков, производившихся самыми разными командами и отрядами, шансов найти бесследно пропавший корабль было очень немного.

Однако когда на экране сонара появилось темное изображение странной формы, предчувствие подсказало членам экипажа, что «тень золотого креста» указала-таки легендарную могилу. На следующий день штормило, и погружения пришлось отложить. Однако ни о чем другом экипаж думать не мог, снова и снова возвращаясь к разглядыванию сонарных снимков. На глубине в 74 метра кормой вверх, почти вертикально (примерно под тем же углом, под которым держит свой крест ангел над памятником), возвышался мертвый корабль. Первое же погружение эстонских водолазов Кайдо Перемееса и Индрека Острата подтвердило предположение: это «Русалка».

Погружение к "Русалке" в Балтийском море

Спустя несколько дней собранные материалы и фотодокументы Велло Мясс передал российскому посольству в Эстонии: «Мы не проникали внутрь корабля, - подчеркнул он. - Подводная могила осталась неприкосновенной. Но собранных сведений достаточно для того, чтобы сделать окончательное заключение. Совпадают все параметры, длина и ширина корабля, равно как и увиденные детали говорят о том, что ошибка практически невозможна. В идентификации «Русалки» нам помогали и финские водолазы, пришедшие к такому же заключению, что и мы. «Русалка» успела пройти две трети пути от Ревеля к Гельсингфорсу, когда случилась трагедия, подводная могила расположена в финских экономических водах. Решать дальнейшую судьбу находки будет российская сторона, это боевой корабль, и члены его экипажа служили на Императорском флоте (Финляндия в те времена, как и Эстония, входила в состав Российской империи)».

Поиски, начатые осенью 1893 года, завершились только к сентябрю 2003. Ровно 110 лет… На третий день после гибели «Русалки», десятого сентября, об ее исчезновении стало известно высшему морскому начальству России, после чего начались поиски. Время было потеряно. Первые неутешительные вести пришли весьма необычным образом - с суши. Гельсингфорский полицмейстер сообщил в Свеаборгский порт, что на берег выбросило шлюпку с трупом матроса. Позже нашлись и остальные шлюпки с «Русалки», пустые и не использовавшиеся (судя по тому, что уключины не были вставлены), их просто смыло волной во время крушения. Гибель боевого корабля в мирное время повергла Россию в шок, по стране прокатилась волна возмущения. Единственный обнаруженный труп, израненное тело матроса Ивана Прунского - очевидно, вахтенного, находившегося в момент катастрофы наверху - ничем не способствовал выяснению причины аварии.


Броненосец "Русалка" и его капитан

В Москве и Петербурге поднялась мощная газетная кампания, было объявлено о сборе пожертвований семьям экипажа броненосца, звучали требования разыскать следы «Русалки». До 16 октября, 37 дней, пятнадцать различных судов прочесывали последний отрезок пути исчезнувшего корабля. Страна ещё надеялась, что кто-то остался в живых. Содержание многих статей сводилось к словам: «Народ должен знать правду». Как впоследствии выяснилось, высочайшим повелением Александр III гораздо раньше констатировал потерю броненосца, и экипаж «Русалки» был вычеркнут из списков отряда.

К небольшому финскому островку прибило только матросскую бескозырку с надписью «Русалка», да много спасательных кругов. Но Россия своих моряков не забыла. В начале лета 1894 года под давлением общественности поиски возобновились, была создана комиссия, рассмотревшая множество предложенных проектов и организовавшая работы. Специальные группы исследовали побережье, Морское министерство дало указание начать активные действия на море. Журналисты того времени возмущались тем, что ход операции держится в тайне, и предполагали, что поиски ведутся спустя рукава. Ни водолазы, ни представители Кронштадского воздухоплавательного отряда, пытавшиеся обнаружить броненосец с воздушных шаров, буксировавшихся небольшими судами, ничего не нашли - и при этом их обязали хранить молчание.

В своих дневниках начала ХХ века один из современников (некто С.Р.Минцлов) сделал любопытную запись. На наш взгляд, она заслуживает дословного цитирования: «6 февраля. Разговаривал с одним из моряков, участвовавшего в поисках (и отыскавшего) погибшаго несколько лет тому назад от собственной ветхости броненосца «Русалку». В городе ходили тогда рассказы, что не подняли ея только оттого, что пришлось бы отдать под суд все высшее морское начальство, до того корпус судна был ветх и так мошеннически был он построен. Моряк подтвердил все дословно. По той же причине погиб в свое время и «Гангут». Моряк этот штурман торговаго флота, человек заслуживающий безусловного доверия, утверждает, что ремонты этих судов, хорошо известных ему, производились на бумаге, на деле же их только перекрашивали снаружи. На «Гангуте» вечно работали машины, выкачивая воду, просачившуюся во все пазы. В точно таком же состоянии, говорят, находится и вся прочая береговая оборона наша, в роде разных «Адмиралов» и «Не тронь меня». Последнее имячко занятное: «не тронь меня, сам развалюсь», - так переиначивают его моряки…»Трудно сказать, чего здесь больше: откровенного «революционного» злопыхательства или неправды. Это история из того же разряда, что и уверения некоторых современных нам российских «специалистов» о том, что броненосный монитор «Русалка» не был освящен при спуске на воду! Дескать, православному духовенству не по нраву пришлись отдающие бесовщиной имена «Русалка» и «Чародейка». Вранье! Одна бабка, получается, сказала, а советская историография добрых семь десятилетий на все лады повторяла идеологически устраивающую ее дурную сказку. Да. Стара была «Русалка», но не стоит преувеличивать ее ветхость. Честный и принципиальный офицер русского флота (а именно таковым был В.Х.Иениш, последний командир броненосца) просто бы не допустил выхода «ветхаго» корабля в этот осенний рейс.

Однако, вернемся к поискам. В 1932 году было неожиданно объявлено, что «Русалку» отыскала Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН), «охотившаяся» на затонувшую советскую подлодку «номер 9». Однако сведения не подтверждались документами экспедиции, а экипаж «Маре» этим летом обнаружил броненосец примерно в трех милях от указанного «Эпроном» места. Тем не менее, говорилось в тридцатые годы о находке много. Писатель Константин Паустовский, узнав об этом, включил рассказ о «Русалке» в свою знаменитую повесть «Черное море» (по содержанию, водолаз Черноморского флота, участвовавший в балтийской экспедиции, рассказывает автору о поисках) и выдвинул свою версию случившегося. Работал Паустовский над произведением в 1935 году, а потому основной упор сделал на то, чтобы показать преимущества советского флота над имперским и опять же заклеймить недостатки царизма. «Гибель двухсот моряков была неотделима от бездарной эпохи, - писал он. - Здесь смешалось все - трусость и глупость начальников, безалаберщина и тупое равнодушие к живому делу и людям. Царь выслушал доклад морского министра. На рапорте о гибели «Русалки» он, размашисто и не задумываясь, написал синим карандашом: «Скорблю о погибших»....

Основным свидетелем и, одновременно, обвиняемым по делу о «Русалке» проходил тридцатидевятилетний капитан второго ранга Николай Михайлович Лушков.
«По мере приближения к Ревельштейнскому маяку ветер и волнение моря усиливались с каждою минутою, - свидетельствует кавторанг. - Сигнал о возвращении, который должен был последовать с броненосца «Русалка», ожидал, и наблюдатели внимательно следили за всеми ее движениями. Конечно, трудно было лодке «Туча» идти против ветра и волнения, но до маяка, в случае приказания, я еще смог бы попытаться сделать это. Ревельштейнский маяк я прошел около 11 часов, и, видя, что броненосец «Русалка» намного отстал от меня, приказал уменьшить ход, так как из-за наступившей пасмурности сигналы, если они и делались в это время, нельзя было разобрать. В 12 часов, ровно в полдень, пошел частый, но мелкий дождь. Сразу наступила мгла, которая пеленой закрыла броненосец, и с тех пор никто его больше не видел. Предоставленный самому себе, я не думал больше о возвращении; при усилившемся ветре (8 баллов) и волнении машины лодки «Туча» не могла бы уже выгрести, да и лодка подвергалась опасности быть залитой... «Туча» взлетала на вершину волны, нос или корма ее по очереди поднималась кверху и потом стремглав как бы летела в пропасть. Одним словом, было такое состояние моря, при котором ни один командир, даже если у него часть команды упадет в море, даже не подумает спасать ее, чтобы не увеличить число и так уже погибших. Чувствуя себя совершенно бессильным при подобных условиях быть чем-то полезным для броненосца «Русалка», я решил дать полный ход машине и все внимание обратил исключительно на сохранение вверенной мне лодки и ста человек команды».

Обвинение с доводами Лушкова не согласилось, и выступивший на суде контр-адмирал Скрыдлов заклеймил его весьма сурово. Если внимательно прочесть текст этой речи, можно почувствовать себя в роли проницательного детектива, улавливающего ряд показательных нюансов адмиральской филиппики. Явно пытаясь приписать командиру «Тучи» все грехи, как того хотелось руководству флота, Скрыдлов все-таки не может задушить в себе взгляд реалиста-моряка, постоянно «снижая» высоту предъявляемых обвинений: «Я не признаю в данном случае таких обстоятельств, которые устраняли бы всякую надежду хотя бы подобрать из воды погибавших людей. Но если бы даже «Туча» не имела возможности оказать прямую помощь, то капитан Лушков, присутствуя при ее гибели, избавил бы флот и все общество от чувства неизвестности о причинах этого ужасного случая... При другом образе действий капитана Лушкова сомнения были бы рассеяны, они уступили бы место чувству сожаления о жертвах неизбежной в морской службе катастрофы. Капитан Лушков объяснил бы нам если не действительную, то, по крайней мере, возможную причину гибели «Русалки» и указал бы место ее гибели».

Начав с заявления о том, что в любых обстоятельствах следовало спасать «Русалку», Скрыдлов заканчивает признанием, что Лушков, останься он на месте, даже действительной причины гибели броненосца не смог бы указать. Однако Лушков был опозорен, суд пришел к выводу, что он повел себя крайне недостойно. Много говорилось и о том, что на борту «Тучи» во время перехода находилась молодая жена кавторанга, которую он рискнул взять с собой. Якобы за ее жизнь больше всего опасался Лушков, «убегая» от терпящего бедствие броненосца. Николай Михайлович был уволен со службы - и никогда на нее не возвратился. В 1979 году автор одной из брошюр И. Гольдман писал: «Некоторые сведения... удалось получить от его (Лушкова) невестки Веры Сергеевны Лушковой, проживавшей в Таллине. Бывший командир «Тучи»... после увольнения с военно-морской службы жил сначала в городе Нахичевань, а позднее работал в Ростове-на-Дону начальником речного порта. Н. Лушков скончался в отделении для умалишенных Кронштадского военного госпиталя...».

«Взвешивая все обстоятельства, можно понять, насколько ограничен для меня был выбор погоды для отправления «Русалки» и «Тучи», когда на шее висели еще «Первенец» и «Кремль» с их старыми котлами, с которыми при их слабых машинах предстояло прокачаться в море не менее 25-30 часов,» - заявил контр-адмирал Бурачек, которому впоследствии объявили выговор.

Комиссия пришла к выводу, что корабль погиб в результате шторма, однако мнения экспертов во многом разделились. Судостроители склонялись к тому, что все случилось из-за остановки машины - «Русалку» могло развернуть бортом к ветру и перевернуть: корпус накренился на один борт и зачерпнул низким бортом большую массу воды, которая затем через открытые люки, а также зазоры башен и дымовых кожухов попала в жилую палубу. В то же время на судебном заседании был зачитан акт недавнего осмотра корабля, где значилось, что «водоотливные средства на броненосце исправны и более чем достаточны, чтобы удалить воду, которая набиралась от течи через броневые болты и т.п.».

Контр-адмирал Скрыдлов полагал, что из-за порчи руля «Русалка» потеряла управляемость, и допускал, что броненосец напоролся на подводную скалу и получил пробоину. Однако для того, чтобы плоскодонная «Русалка» с ее малой осадкой напоролась на камень, он должен был быть очень заметным - и, тем не менее, по какой-то причине упущенным из виду при дневном освещении. Ряд предположений других членов комиссии основывался на том, что корабль погиб в результате взрыва котла или взрыва в артиллерийском погребе. Но были представлены документы о том, что перед самым походом капитан Иениш потребовал выполнить ряд дополнительных работ по механизмам, тогда же на корабль поставили новые котлы.

Ни одна из версий не была полностью удовлетворительной, к тому же существовали некоторые таинственные обстоятельства. История с люками, например, до сих пор остается загадкой. Судя по тому, что «Русалка» не могла догнать «Тучу», она шла с закрытыми люками. Об этом же говорит то, что тела членов экипажа (кроме тела вахтенного) не были найдены - равно как и предметы из внутренних помещений броненосца. Но Константин Паустовский, например, пишет: «По обычной в царском флоте небрежности «Русалка» забыла на берегу деревянные крышки, которыми задраиваются во время шторма входные и световые люки». Кстати, дальше, противореча себе, знаменитый писатель объясняет: «Волны усиливались, они начали перехлестывать через мостик. Вода попала в трубы. В закупоренном броненосце, наполнявшемся водой, не хватало воздуха. Тяга упала...».

Причиной гибели броненосца комиссия назвала совокупность обстоятельств: недостаточно правильную оценку погодных условий перед выходом в море; поздний выход «Русалки» из порта и - третье - нерешительность кавторанга Иениша, который мог повернуть обратно, увидев признаки надвигающегося шторма. Таким образом, в утвержденном императором приказе, практически главным виновником трагедии становился погибший Иениш. Любопытно, что никто из знавших капитана броненосца о его «нерешительности» не упоминает, напротив, много говорится о том, что Виктор Христианович был человеком исполнительным, твердым и весьма искусным в своем деле.

Находка, сделанная Велло Мяссом, может поставить последнюю точку в запутанном и крайне тяжелом расследовании. Дополнительное изучение корпуса корабля поможет, вероятно, установить, по какой причине произошла трагедия и почему никто из экипажа не спасся. «Мы гарантированно нашли броненосец. Он настолько своеобразен, что его нельзя спутать ни с каким другим судном, - сказал капитан эстонского исследовательского судна «Mare» Велло Мясс. - Корабль вошел в глинистый грунт почти вертикально. Он находится в хорошем состоянии, корпус не разломался, при погружении в воду отвалилась только одна орудийная башня…»

По материалам rusalka.ee

"Броненосец "Русалка": курс на вечность" (док. фильм)

Памятник броненосцу «Русалка» появился в Таллине в 1902 г. До недавнего времени экскурсоводы заканчивали свой рассказ словами: «В мирное время военный корабль вместе с экипажем бесследно исчез в водах Финского залива. Вот уже более ста лет этот случай остаётся загадкой»

Загадка "Русалки" - фильм, который так и не был показан в Эстонии.

В конце июля 2003 года в 25 милях южнее Хельсинки эстонская экспедиция под руководством исследователя Велло Мясса обнаружила в финских экономических водах уникальный объект, поиски которого продолжались 110 лет: броненосец береговой обороны Учебно-артиллерийского отряда Российского императорского флота «Русалка». Да-да, того самого пропавшего корабля, памятник которому стал одной из самых ярких достопримечательностей Таллина! Гибель броненосца в сентябре 1893 года унесла жизни всего экипажа из 177 человек.

Когда в 1902 году, на девятую годовщину гибели корабля, в Ревеле был поставлен знаменитый памятник «Русалке», вместе с ним родилась легенда: через сто лет и один год позолоченный крест, которым ангел осеняет все уходящие в море корабли, укажет дорогу к тем, кто лежит в морской пучине. Правда, при одном условии - если к тому времени останется на земле хоть один скорбящий. Может, поэтому, у российских моряков всех поколений сложилась традиция: оказавшись в Ревеле (Таллине), навестить «Русалку», совершая один и тот же обряд. Полагалось обойти памятник вокруг и прочесть все имена членов погибшего экипажа - и офицеров, и простых матросов.

Памятник был установлен в конце июля 1902 года (потом еще около месяца продолжались отделочные работы). С момента установки Таллинской «Русалки» прошел ровно сто один год. Экспедиции Велло Мясса оставалось работать всего пару дней, исследовательское судно «Маре», принадлежащее эстонскому морскому музею, должно было возвратиться в Таллинский порт. Квадрат, который прочесывали эстонские специалисты, был выбран после долгой работы в архивах и представлялся наиболее вероятным местом нахождения «Русалки». Надо ли говорить, что после более чем вековых поисков, производившихся самыми разными командами и отрядами, шансов найти бесследно пропавший корабль было очень немного.

Однако когда на экране сонара появилось темное изображение странной формы, предчувствие подсказало членам экипажа, что «тень золотого креста» указала-таки легендарную могилу. На следующий день штормило, и погружения пришлось отложить. Однако ни о чем другом экипаж думать не мог, снова и снова возвращаясь к разглядыванию сонарных снимков. На глубине в 74 метра кормой вверх, почти вертикально (примерно под тем же углом, под которым держит свой крест ангел над памятником), возвышался мертвый корабль. Первое же погружение эстонских водолазов Кайдо Перемееса и Индрека Острата подтвердило предположение: это «Русалка».

Погружение к "Русалке" в Балтийском море

«Корабль стоит почти отвесно, как тридцатиметровый дом, необычайно глубоко уйдя острым носом в глинистое дно. Мы исследовали корму, левый борт, правый. Стараясь не запутаться во множестве тралов, обмотавших «Русалку», тихо двигались вдоль броненосца и поражались тому, как прекрасно он сохранился. Под сильными прожекторами ярко блестели ходовые винты со специфической формы, изогнутыми лопастями. Мы снимали подводной камерой все, что видели: чистый и крепкий корпус, иллюминаторы, световые люки,» - рассказывают водолазы.

Финнские водолазы на месте крушения "Русалки"

Спустя несколько дней собранные материалы и фотодокументы Велло Мясс передал российскому посольству в Эстонии: «Мы не проникали внутрь корабля, - подчеркнул он. - Подводная могила осталась неприкосновенной. Но собранных сведений достаточно для того, чтобы сделать окончательное заключение. Совпадают все параметры, длина и ширина корабля, равно как и увиденные детали говорят о том, что ошибка практически невозможна. В идентификации «Русалки» нам помогали и финские водолазы, пришедшие к такому же заключению, что и мы. «Русалка» успела пройти две трети пути от Ревеля к Гельсингфорсу, когда случилась трагедия, подводная могила расположена в финских экономических водах. Решать дальнейшую судьбу находки будет российская сторона, это боевой корабль, и члены его экипажа служили на Императорском флоте (Финляндия в те времена, как и Эстония, входила в состав Российской империи)».

Поиски, начатые осенью 1893 года, завершились только к сентябрю 2003. Ровно 110 лет… На третий день после гибели «Русалки», десятого сентября, об ее исчезновении стало известно высшему морскому начальству России, после чего начались поиски. Время было потеряно. Первые неутешительные вести пришли весьма необычным образом - с суши. Гельсингфорский полицмейстер сообщил в Свеаборгский порт, что на берег выбросило шлюпку с трупом матроса. Позже нашлись и остальные шлюпки с «Русалки», пустые и не использовавшиеся (судя по тому, что уключины не были вставлены), их просто смыло волной во время крушения. Гибель боевого корабля в мирное время повергла Россию в шок, по стране прокатилась волна возмущения. Единственный обнаруженный труп, израненное тело матроса Ивана Прунского - очевидно, вахтенного, находившегося в момент катастрофы наверху - ничем не способствовал выяснению причины аварии.

Броненосец "Русалка" и его капитан

В Москве и Петербурге поднялась мощная газетная кампания, было объявлено о сборе пожертвований семьям экипажа броненосца, звучали требования разыскать следы «Русалки». До 16 октября, 37 дней, пятнадцать различных судов прочесывали последний отрезок пути исчезнувшего корабля. Страна ещё надеялась, что кто-то остался в живых. Содержание многих статей сводилось к словам: «Народ должен знать правду». Как впоследствии выяснилось, высочайшим повелением Александр III гораздо раньше констатировал потерю броненосца, и экипаж «Русалки» был вычеркнут из списков отряда.

К небольшому финскому островку прибило только матросскую бескозырку с надписью «Русалка», да много спасательных кругов. Но Россия своих моряков не забыла. В начале лета 1894 года под давлением общественности поиски возобновились, была создана комиссия, рассмотревшая множество предложенных проектов и организовавшая работы. Специальные группы исследовали побережье, Морское министерство дало указание начать активные действия на море. Журналисты того времени возмущались тем, что ход операции держится в тайне, и предполагали, что поиски ведутся спустя рукава. Ни водолазы, ни представители Кронштадского воздухоплавательного отряда, пытавшиеся обнаружить броненосец с воздушных шаров, буксировавшихся небольшими судами, ничего не нашли - и при этом их обязали хранить молчание.



Часть экипажа броненосца

В своих дневниках начала ХХ века один из современников (некто С.Р.Минцлов) сделал любопытную запись. На наш взгляд, она заслуживает дословного цитирования: «6 февраля. Разговаривал с одним из моряков, участвовавшего в поисках (и отыскавшего) погибшаго несколько лет тому назад от собственной ветхости броненосца «Русалку». В городе ходили тогда рассказы, что не подняли ея только оттого, что пришлось бы отдать под суд все высшее морское начальство, до того корпус судна был ветх и так мошеннически был он построен. Моряк подтвердил все дословно. По той же причине погиб в свое время и «Гангут». Моряк этот штурман торговаго флота, человек заслуживающий безусловного доверия, утверждает, что ремонты этих судов, хорошо известных ему, производились на бумаге, на деле же их только перекрашивали снаружи. На «Гангуте» вечно работали машины, выкачивая воду, просачившуюся во все пазы. В точно таком же состоянии, говорят, находится и вся прочая береговая оборона наша, в роде разных «Адмиралов» и «Не тронь меня». Последнее имячко занятное: «не тронь меня, сам развалюсь», - так переиначивают его моряки…»Трудно сказать, чего здесь больше: откровенного «революционного» злопыхательства или неправды. Это история из того же разряда, что и уверения некоторых современных нам российских «специалистов» о том, что броненосный монитор «Русалка» не был освящен при спуске на воду! Дескать, православному духовенству не по нраву пришлись отдающие бесовщиной имена «Русалка» и «Чародейка». Вранье! Одна бабка, получается, сказала, а советская историография добрых семь десятилетий на все лады повторяла идеологически устраивающую ее дурную сказку. Да. Стара была «Русалка», но не стоит преувеличивать ее ветхость. Честный и принципиальный офицер русского флота (а именно таковым был В.Х.Иениш, последний командир броненосца) просто бы не допустил выхода «ветхаго» корабля в этот осенний рейс.


Однако, вернемся к поискам. В 1932 году было неожиданно объявлено, что «Русалку» отыскала Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН), «охотившаяся» на затонувшую советскую подлодку «номер 9». Однако сведения не подтверждались документами экспедиции, а экипаж «Маре» этим летом обнаружил броненосец примерно в трех милях от указанного «Эпроном» места. Тем не менее, говорилось в тридцатые годы о находке много. Писатель Константин Паустовский, узнав об этом, включил рассказ о «Русалке» в свою знаменитую повесть «Черное море» (по содержанию, водолаз Черноморского флота, участвовавший в балтийской экспедиции, рассказывает автору о поисках) и выдвинул свою версию случившегося. Работал Паустовский над произведением в 1935 году, а потому основной упор сделал на то, чтобы показать преимущества советского флота над имперским и опять же заклеймить недостатки царизма. «Гибель двухсот моряков была неотделима от бездарной эпохи, - писал он. - Здесь смешалось все - трусость и глупость начальников, безалаберщина и тупое равнодушие к живому делу и людям. Царь выслушал доклад морского министра. На рапорте о гибели «Русалки» он, размашисто и не задумываясь, написал синим карандашом: «Скорблю о погибших»....

Основным свидетелем и, одновременно, обвиняемым по делу о «Русалке» проходил тридцатидевятилетний капитан второго ранга Николай Михайлович Лушков.
«По мере приближения к Ревельштейнскому маяку ветер и волнение моря усиливались с каждою минутою, - свидетельствует кавторанг. - Сигнал о возвращении, который должен был последовать с броненосца «Русалка», ожидал, и наблюдатели внимательно следили за всеми ее движениями. Конечно, трудно было лодке «Туча» идти против ветра и волнения, но до маяка, в случае приказания, я еще смог бы попытаться сделать это. Ревельштейнский маяк я прошел около 11 часов, и, видя, что броненосец «Русалка» намного отстал от меня, приказал уменьшить ход, так как из-за наступившей пасмурности сигналы, если они и делались в это время, нельзя было разобрать. В 12 часов, ровно в полдень, пошел частый, но мелкий дождь. Сразу наступила мгла, которая пеленой закрыла броненосец, и с тех пор никто его больше не видел. Предоставленный самому себе, я не думал больше о возвращении; при усилившемся ветре (8 баллов) и волнении машины лодки «Туча» не могла бы уже выгрести, да и лодка подвергалась опасности быть залитой... «Туча» взлетала на вершину волны, нос или корма ее по очереди поднималась кверху и потом стремглав как бы летела в пропасть. Одним словом, было такое состояние моря, при котором ни один командир, даже если у него часть команды упадет в море, даже не подумает спасать ее, чтобы не увеличить число и так уже погибших. Чувствуя себя совершенно бессильным при подобных условиях быть чем-то полезным для броненосца «Русалка», я решил дать полный ход машине и все внимание обратил исключительно на сохранение вверенной мне лодки и ста человек команды».

Обвинение с доводами Лушкова не согласилось, и выступивший на суде контр-адмирал Скрыдлов заклеймил его весьма сурово. Если внимательно прочесть текст этой речи, можно почувствовать себя в роли проницательного детектива, улавливающего ряд показательных нюансов адмиральской филиппики. Явно пытаясь приписать командиру «Тучи» все грехи, как того хотелось руководству флота, Скрыдлов все-таки не может задушить в себе взгляд реалиста-моряка, постоянно «снижая» высоту предъявляемых обвинений: «Я не признаю в данном случае таких обстоятельств, которые устраняли бы всякую надежду хотя бы подобрать из воды погибавших людей. Но если бы даже «Туча» не имела возможности оказать прямую помощь, то капитан Лушков, присутствуя при ее гибели, избавил бы флот и все общество от чувства неизвестности о причинах этого ужасного случая... При другом образе действий капитана Лушкова сомнения были бы рассеяны, они уступили бы место чувству сожаления о жертвах неизбежной в морской службе катастрофы. Капитан Лушков объяснил бы нам если не действительную, то, по крайней мере, возможную причину гибели «Русалки» и указал бы место ее гибели».

Начав с заявления о том, что в любых обстоятельствах следовало спасать «Русалку», Скрыдлов заканчивает признанием, что Лушков, останься он на месте, даже действительной причины гибели броненосца не смог бы указать. Однако Лушков был опозорен, суд пришел к выводу, что он повел себя крайне недостойно. Много говорилось и о том, что на борту «Тучи» во время перехода находилась молодая жена кавторанга, которую он рискнул взять с собой. Якобы за ее жизнь больше всего опасался Лушков, «убегая» от терпящего бедствие броненосца. Николай Михайлович был уволен со службы - и никогда на нее не возвратился. В 1979 году автор одной из брошюр И. Гольдман писал: «Некоторые сведения... удалось получить от его (Лушкова) невестки Веры Сергеевны Лушковой, проживавшей в Таллине. Бывший командир «Тучи»... после увольнения с военно-морской службы жил сначала в городе Нахичевань, а позднее работал в Ростове-на-Дону начальником речного порта. Н. Лушков скончался в отделении для умалишенных Кронштадского военного госпиталя...».

«Взвешивая все обстоятельства, можно понять, насколько ограничен для меня был выбор погоды для отправления «Русалки» и «Тучи», когда на шее висели еще «Первенец» и «Кремль» с их старыми котлами, с которыми при их слабых машинах предстояло прокачаться в море не менее 25-30 часов,» - заявил контр-адмирал Бурачек, которому впоследствии объявили выговор.

Комиссия пришла к выводу, что корабль погиб в результате шторма, однако мнения экспертов во многом разделились. Судостроители склонялись к тому, что все случилось из-за остановки машины - «Русалку» могло развернуть бортом к ветру и перевернуть: корпус накренился на один борт и зачерпнул низким бортом большую массу воды, которая затем через открытые люки, а также зазоры башен и дымовых кожухов попала в жилую палубу. В то же время на судебном заседании был зачитан акт недавнего осмотра корабля, где значилось, что «водоотливные средства на броненосце исправны и более чем достаточны, чтобы удалить воду, которая набиралась от течи через броневые болты и т.п.».

Контр-адмирал Скрыдлов полагал, что из-за порчи руля «Русалка» потеряла управляемость, и допускал, что броненосец напоролся на подводную скалу и получил пробоину. Однако для того, чтобы плоскодонная «Русалка» с ее малой осадкой напоролась на камень, он должен был быть очень заметным - и, тем не менее, по какой-то причине упущенным из виду при дневном освещении. Ряд предположений других членов комиссии основывался на том, что корабль погиб в результате взрыва котла или взрыва в артиллерийском погребе. Но были представлены документы о том, что перед самым походом капитан Иениш потребовал выполнить ряд дополнительных работ по механизмам, тогда же на корабль поставили новые котлы.

Ни одна из версий не была полностью удовлетворительной, к тому же существовали некоторые таинственные обстоятельства. История с люками, например, до сих пор остается загадкой. Судя по тому, что «Русалка» не могла догнать «Тучу», она шла с закрытыми люками. Об этом же говорит то, что тела членов экипажа (кроме тела вахтенного) не были найдены - равно как и предметы из внутренних помещений броненосца. Но Константин Паустовский, например, пишет: «По обычной в царском флоте небрежности «Русалка» забыла на берегу деревянные крышки, которыми задраиваются во время шторма входные и световые люки». Кстати, дальше, противореча себе, знаменитый писатель объясняет: «Волны усиливались, они начали перехлестывать через мостик. Вода попала в трубы. В закупоренном броненосце, наполнявшемся водой, не хватало воздуха. Тяга упала...».

Причиной гибели броненосца комиссия назвала совокупность обстоятельств: недостаточно правильную оценку погодных условий перед выходом в море; поздний выход «Русалки» из порта и - третье - нерешительность кавторанга Иениша, который мог повернуть обратно, увидев признаки надвигающегося шторма. Таким образом, в утвержденном императором приказе, практически главным виновником трагедии становился погибший Иениш. Любопытно, что никто из знавших капитана броненосца о его «нерешительности» не упоминает, напротив, много говорится о том, что Виктор Христианович был человеком исполнительным, твердым и весьма искусным в своем деле.

Находка, сделанная Велло Мяссом, может поставить последнюю точку в запутанном и крайне тяжелом расследовании. Дополнительное изучение корпуса корабля поможет, вероятно, установить, по какой причине произошла трагедия и почему никто из экипажа не спасся. «Мы гарантированно нашли броненосец. Он настолько своеобразен, что его нельзя спутать ни с каким другим судном, - сказал капитан эстонского исследовательского судна «Mare» Велло Мясс. - Корабль вошел в глинистый грунт почти вертикально. Он находится в хорошем состоянии, корпус не разломался, при погружении в воду отвалилась только одна орудийная башня…»


По материалам

«Кто же всё-таки найдёт «Русалку»?» - думал молодой моряк Велло Мясс, останавливаясь у памятника. И мечтал, что этим «кем-то» окажется он. К своей цели Велло подступался медленно, но верно: сорок лет отработал капитаном, из них последние 20 - на научно-исследовательском судне эстонского Морского музея. За эти годы подводный археолог обнаружил на дне Финского залива десятки «потерянных» судов. Главной находкой, несомненно, стала «Русалка».

…Броненосец береговой охраны «Русалка» вышел из Ревеля (название Таллина в Российской империи. - Ред.) 7 сентября 1893 г., чтобы совершить переход в Гельсингфорс (Хельсинки), а оттуда - на базу в Кронштадт. В Гельсингфорсе, однако, он не появился. Поисками занялись 15 военных кораблей, которые больше месяца тралили (исследовали дно с помощью троса) залив. С наступлением заморозков и сезона штормов поисковую операцию приостановили. Общество бурлило: в мирное время пропал броненосец! Родных и близких моряков тяготила неизвестность - тела погибших (более170 человек) тоже не удалось отыскать. На следующий год вновь предприняли попытку найти следы «Русалки». Корабли бороздили залив несколько месяцев, водолазы более ста раз спускались под воду. В газеты приходили сотни писем с идеями, как найти корабль. Использовали воздушный шар, пытаясь с воздуха разглядеть морские глубины. Безрезультатно... В Таллине собирали средства для родных пропавших моряков. Художник Айвазовский написал картину, деньги от продажи которой пошли в фонд помощи. Спустя семь лет после трагедии объявили о сборе средств для памятника. Установление монумента прошло при огромном стечении горожан. Повторно к теме «Русалки» вернулись уже в советское время. В 1932 г. в Финский залив прибыла Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН). Искали затонувшую советскую подводную лодку. Обнаружили, подняли наверх. Тогда же команда ЭПРОНа объявила, что во время операции якобы наткнулась на «Русалку».

Братская могила

«Начав поиски, мы первым делом наведались по адресу, указанному на карте

ЭПРОНа, - рассказывает Велло. - Но ничего не обнаружили. Тогда я рассчитал по имеющимся сведениям скорость хода в конкретных погодных условиях, наметил прямоугольник для поисков. Стали работать гидролокатором. И в 40 км от берега, ровно на полпути из Таллина в Хельсинки, нашли то, что искали». Когда водолазы спустились на дно, их взору предстала необычная картина. Корабль стоял вертикально. Более того, его положение и очертания напоминали… монумент, установленный «Русалке» в Таллине. «Словно между кораблём и памятником существовала неведомая связь, - говорит Велло. - Во время шторма тяжёлый броненосец сделал резкий разворот, опрокинулся и носом стал уходить под воду. В это время продолжали работать паровые двигатели, и корабль, принявший вертикальное положение, на полном ходу протаранил дно».

Почему в своё время поиски не увенчались успехом?

- В конце XIX в. водолазы могли спускаться на глубину максимум 50 м, а мы нашли корабль на глубине 74 м. К тому же дно Финского залива местами усеяно высокими гранитными скалами. Собственно «Русалка» стоит вертикально на дне между скалами. Это осложняло поиски.

В гибели корабля виноваты погодные условия - сильнейшая буря. Присутствует и личный фактор. Почему адмирал дал распоряжение, чтобы корабль в такую погоду вышел в море? Почему командир броненосца, уже поняв, что надвигается буря, не вернулся в Ревель, а продолжал путь в Гельсингфорс? Конструкция «Русалки» не предполагает плавания в сложных погодных условиях в открытом море. Высота надводного борта там всего 75 см (!). У корабля с такой конструкцией шансов выжить в открытом море в 9-балльный шторм не было. Тем более что люки на палубе были открыты. Крышки от них почему-то остались на берегу. Всё сплелось в один узел.

Так была поставлена точка в истории поисков «Русалки». Однако на дне залива ещё много других российских и советских кораблей: «За последние несколько лет наша группа обнаружила 45 затонувших судов. Все они погибли в одно и то же время - 28-29 августа 1941 г. Тогда произошла, пожалуй, самая страшная трагедия в водах Финского залива, - рассказывает Велло. - Немецкие войска были на подступах к Таллину. Было ясно, что город придётся сдать. Тогда множество советских судов (военных, торговых, гражданских), стоявших в таллинском порту, снялись с якоря и четырьмя караванами направились в порты Кронштадта и Ленинграда. Во время перехода десятки кораблей подорвались на минах и одновременно были атакованы немецкой авиацией с воздуха. В те дни в Финском заливе на дно ушло почти 15 тыс. (!) советских граждан».

Фото и схема крушения из архива Морского музея Таллина

В журнале для бумажного моделирования Бумажное моделирование под номером 60 представлены выкройки броненосной лодки Русалка.

9 марта 1864 г. была официально утверждена постройка восьми новых броненосных судов, которые морское ведомство предполагало строить в России исключительно из отечественных материалов. Для постройки выбрали проект английской фирмы Митчел и Ко, который после доработки кораблестроительным техническим комитетом и послужил основанием для заключения контракта на постройку двух двухбашенных лодок. 14 января 1865 года был заключен контракт с купцом С.Г. Кудрявцевым о постройке двух железных броненосных башенных судов согласно приложенной спецификации. В распоряжение подрядчика предоставлялись эллинги, мастерские и склады государственной верфи Галерный островок в Петербурге. Подрядчику вменялось в обязанность обеспечить установку на кораблях всех механизмов и устройств, привлекая для контроля наблюдающих за постройкой. В мае 1865 г. после подготовки стапелей "Галерного островка" начались корпусные работы. Приказом от 29 мая 1865 г. лодкам присвоили названия Чародейка и Русалка. 25 мая 1866 г. состоялась официальная закладка кораблей. Корабли спустили на воду 31 августа 1867 г., а к весне 1969 г. они были подготовлены к плаванию.

Первые плавания выявили много конструктивных недостатков башенных лодок; важнейшие из них - малая высота надводного борта и плохие маневренные качества. При волнении всего 1-2 балла и небольшой скорости вода заливала верхнюю палубу, проникая внутрь корпуса сквозь зазоры между палубой и башнями и в другие отверстия. Ряд недостатков конструкции удалось устранить в 1870-1874 гг.: обеспечили герметичность иллюминаторов на люках, установили два путевых компаса, переделали штурвалы, заменив железные детали медными, сделали краны для перепуска воды в междудонном пространстве и т.д.

Трагическая гибель Русалки вместе со всем экипажем во главе с опытным командиром капитаном 2 ранга В.Х. Иенишем произошла 7 сентября 1893 г. Случилось это при восьмибальном ветре на переходе из Ревеля в Гельсингфорс. Специальная комиссия назвала следующие наиболее вероятные причины гибели: потерю кораблем хода вследствие затопления котельных отделений через входные люки; потерю управления из-за обрыва штуртроса. В любом случае броненосец могло развернуть лагом к волне, а после разрушения надстроек и затопления части внутренних помещений - перевернуть вверх килем.

Корабли типа Русалка - последние и наиболее совершенные корабли береговой обороны на Балтике с минимальной высотой полностью бронированного надводного борта. В ходе их постройки и эксплуатации определилась необходимость совмещения надежной защиты с достаточными мореходными качествами. Решение этой проблемы нашло отражение в последующих типах броненосных кораблей - башенных фрегатах.

У нас можно скачать журнал Бумажное моделирование - 60 - Броненосная лодка Русалка бесплатно, без регистрации и смс.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!