Дыхание. Презентация на тему: Мои органы дыхания" Строение дыхательной системы
![](https://i2.wp.com/fhd.multiurok.ru/9/0/c/90c802d8da90cdf1ee8c103b0cc8d300a89c6c0a/img1.jpg)
Дыхательная система
Исключительно важно для человека дыхание. Известно, что без пищи он может прожить несколько недель, без воды - несколько дней, а без воздуха – всего несколько минут.
![](https://i1.wp.com/fhd.multiurok.ru/9/0/c/90c802d8da90cdf1ee8c103b0cc8d300a89c6c0a/img2.jpg)
Дыхательная система
Дыхание – это процесс поглощения из воздуха кислорода и выделения углекислого газа.
Главный орган дыхательной системы – легкие. Смена воздуха в легких происходит при чередовании вдоха и выдоха. Каждый день человек вдыхает 15 000 литров воздуха, используя 3 000 литров кислорода.
![](https://i1.wp.com/fhd.multiurok.ru/9/0/c/90c802d8da90cdf1ee8c103b0cc8d300a89c6c0a/img3.jpg)
Дыхательная система
Правильное дыхание осуществляется через нос. Он согревает и очищает проходящий через него воздух. Внутри носа имеются волоски и слизь, которые задерживают частички пыли. Под слизью находится слой мерцательных клеток, реснички которых колышутся и гонят из носа слизь с прилипшими пылинками.
![](https://i2.wp.com/fhd.multiurok.ru/9/0/c/90c802d8da90cdf1ee8c103b0cc8d300a89c6c0a/img4.jpg)
Дыхательная система
вдох
Пройдя через нос, воздух попадает в носоглотку, где становится еще чище и теплее. Далее воздух идет через гортань в дыхательное горло – трахею . Гортань при глотании закрывается, не пропуская в легкие пищу.
Трахея – это трубка из плотных хрящевых колец. Она разветвляется на бронхи , через которые воздух идет в правое и левое легкие. Бронхи ветвятся на тонкие трубочки, на концах которых находятся легочные пузырьки . В них кровь получает кислород и отдает углекислый газ.
выдох
![](https://i2.wp.com/fhd.multiurok.ru/9/0/c/90c802d8da90cdf1ee8c103b0cc8d300a89c6c0a/img5.jpg)
Дыхательная система
Животные дышат легкими, кожей, жабрами.
Чем крупнее животное – тем медленнее оно дышит. Слон делает всего 10 вдохов и выходов в минуту, а мышь – 200.
![](https://i2.wp.com/fhd.multiurok.ru/9/0/c/90c802d8da90cdf1ee8c103b0cc8d300a89c6c0a/img6.jpg)
Органы дыхания очищают вдыхаемый воздух от пыли, но не могут оградить организм от ядовитых газов и микробов. Опасны для здоровья выхлопные газы автомобилей, ядовитые газы, выбрасываемые в воздух заводами, а также табачный дым.
Выхлопные газы сокращают продолжительность жизни на 6 месяцев.
![](https://i0.wp.com/fhd.multiurok.ru/9/0/c/90c802d8da90cdf1ee8c103b0cc8d300a89c6c0a/img7.jpg)
Что опасно для органов дыхания
Частицы дыма оседают на стенках легочных пузырьков и мешают поступлению кислорода в кровь. Вместе с дымом сигареты в легкие курильщика и находящихся рядом людей попадает яд – никотин .
Легкие
Легкие некурящего человека
курильщика
![](https://i1.wp.com/fhd.multiurok.ru/9/0/c/90c802d8da90cdf1ee8c103b0cc8d300a89c6c0a/img8.jpg)
Что опасно для органов дыхания
Никотин проникает в кровь, и она разносит его по всем органам. Этот яд притупляет зрение, слух, внимание, заставляет усиленно работать сердце. У курильщиков часто возникают опасные, а порой смертельные заболевания легких и сердца.
![](https://i0.wp.com/fhd.multiurok.ru/9/0/c/90c802d8da90cdf1ee8c103b0cc8d300a89c6c0a/img9.jpg)
Что опасно для органов дыхания
За последние 100 лет вредная привычка к курению распространилась по всему миру. Вслед за взрослыми к курению стали приобщаться и дети. Врачи назвали курение чумой двадцатого столетия. Во многих странах курильщиков стараются не брать на работу.
Не курить!
![](https://i2.wp.com/fhd.multiurok.ru/9/0/c/90c802d8da90cdf1ee8c103b0cc8d300a89c6c0a/img10.jpg)
Что опасно для органов дыхания
Наши далекие предки считали курение грехом. Когда 400 лет назад купцы стали завозить табак из Западной Европы, царскими указами были введены жестокие наказания за «питие табака», как тогда говорили. Курильщиков наказывали «сечением кнутом».
![](https://i1.wp.com/fhd.multiurok.ru/9/0/c/90c802d8da90cdf1ee8c103b0cc8d300a89c6c0a/img11.jpg)
Cлайд 1
Органы дыхания человека Учитель биологии МОУ « Езвинская СОШ» Касьянова Светлана Валентиновна (урок с элементами моделирования)Cлайд 2
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/14/13560/389/img1.jpg)
Cлайд 3
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/14/13560/389/img2.jpg)
Cлайд 4
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/14/13560/389/img3.jpg)
Cлайд 5
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/14/13560/389/img4.jpg)
Cлайд 6
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/14/13560/389/img5.jpg)
Cлайд 7
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/14/13560/389/img6.jpg)
Cлайд 8
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/14/13560/389/img7.jpg)
Cлайд 9
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/14/13560/389/img8.jpg)
Cлайд 10
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/14/13560/389/img9.jpg)
Cлайд 11
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/14/13560/389/img10.jpg)
Cлайд 12
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/14/13560/389/img11.jpg)
Cлайд 13
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/14/13560/389/img12.jpg)
Cлайд 14
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/14/13560/389/img13.jpg)
Cлайд 15
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/14/13560/389/img14.jpg)
Cлайд 16
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/14/13560/389/img15.jpg)
Цели урока:
- Образовательные:
- изучить особенности строения органов дыхания в связи с их функциями;
- раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ;
- выяснить механизмы голосообразования;
- Развивающие:
- продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);
- развивать навыки научно-исследовательской работы через постановку учебных экспериментов;
- Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих;
- провести аналогию: дыхание – жизнь; легкие человека – легкие нашей планеты (растительный мир).
Здоровая планета – здоровый человек!
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
Возможен показ фрагмента видеофильма по теме.
– Что такое дыхание?
– Влияет ли строение органа на выполняемую им
функцию?
На все эти и многие другие вопросы мы с вами
постараемся найти ответы на сегодняшнем уроке.
III. Изучение нового материала
Приложение. Слайд № 7.
Дыхательная система
состоит из воздухоносных
путей
(последовательно соединенных между
собой полостей и трубок) и дыхательной части
.
К воздухоносным путям
относятся полость носа
и носоглотка (верхние дыхательные пути), гортань,
трахея и бронхи.
Дыхательная часть
– это легкие и
соединительнотканная оболочка – плевра.
Приложение. Слайд № 8.
Органы дыхания
– Перед вами таблица, которую мы постараемся заполнить в ходе изучения нового материала. Перечертите её, пожалуйста. (Лучше таблицу заранее распечатать и раздать, чтобы не тратить на это драгоценное время урока)
Приложение. Слайд № 9.
Верхние дыхательные пути
При нормальном дыхании воздух обязательно проходит через наружные ноздри в носовую полость, которая разделена костно-хрящевой перегородкой на две половины. В каждой половине находятся извилистые носовые ходы, увеличивающие поверхность носовой полости. Их стенки выстланы слизистой оболочкой, содержащей многочисленные клетки мерцательного (реснитчатого) эпителия.
У взрослого человека слизистая оболочка за сутки выделяет 0,5 литра слизи.
Ее функция – увлажнять вдыхаемый воздух, задерживать пылинки и микроорганизмы, оседающие на стенках полости. Слизь содержит вещества, убивающие микробов или препятствующих их размножению (фермент лизоцим и лейкоциты). Под слизистой оболочкой ветвятся многочисленные кровеносные сосуды, поэтому даже легкие травмы носа сопровождаются обильными кровотечениями. Эти сосудистые сплетения согревают вдыхаемый воздух до температуры тела. Полость носа соединяется с полостями в костях черепа: гайморовой, лобной и клиновидной. Они служат не только для согревания поступающего воздуха, но и являются резонаторами при голосообразовании. Носовые полости снабжены чувствительными клетками, которые обеспечивают защитную функцию: рефлекс чихания. Носовая полость открывается в носоглотку внутренними ноздрями – хоанами, а оттуда – в гортань.
Приложение. Слайд № 10. Гигиена носового дыхания
- Дышать рекомендуется через нос, т.к. при дыхании ртом в легкие поступает холодный воздух, что и является причиной простудных заболеваний.
- Больной человек, не соблюдающий правил гигиены, становится источником инфекции.
(После объяснения строения и функций отдельного органа можно проверять правильность заполнения таблицы, а можно это выделить как самостоятельную работу в качестве закрепления материала или как домашнее задание)
Приложение. Слайд № 11.
Наблюдения
“Проверить проходимость воздуха через носовые ходы”
Закроем один носовой ход, а к другому поднесем
легкий кусочек ваты. Струя воздуха будет
отбрасывать ее при выдохе, и прижимать к носовому
отверстию при вдохе. Этот прием можно показать на
испытуемом.
Вывод: При нормальном дыхании воздух обязательно
проходит через наружные ноздри в носовую
полость.
Приложение. Слайд № 12.
Гортань
Гортань подобна воронке, стенки которой
образованны хрящами.
Полость гортани выстлана слизистой оболочкой и
снабжена рецепторами – рефлекторный кашель.
Вход в гортань при глотании закрывается
надгортанным хрящом.
Самый крупный хрящ – щитовидный, защищает
гортань спереди.
Между хрящами натянуты голосовые связки, а между
связками находится голосовая щель.
Таким образом, функция гортани – это проведение
воздуха в трахею, участие в голосообразовании и
предотвращении проникновения вредных веществ в
дыхательные пути.
Приложение. Слайд № 13.
Наблюдение
1. Доказать, что при глотании щитовидный хрящ
поднимается вверх.
Нащупать щитовидный хрящ, сделать глотательное
движение. Убедиться, что хрящ уходит вверх, а
затем снова возвращается на прежнее место.
Вывод: при этом движении надгортанник закрывает
вход в трахею и по нему, как по мосту, движется
слюна или пищевой комок в пищевод.
2. Выяснить, почему во время глотания
прекращаются дыхательные движения.
Сделать еще одно глотательное движение и
убедиться в справедливости этого факта.
Вывод: язычок закрывает вход в носовую полость,
надгортанник преграждает вход в трахею.
Вследствие этого воздух в момент глотания
попасть в легкие не может.
Приложение. Слайд № 14.
Образование звука
Человек молчит – голосовая щель треугольной
формы и достаточно велика.
Звук появляется при неполном смыкании голосовой
щели, прохождение через нее воздуха, который
колеблет голосовые связки.
Чем короче голосовые связки, тем выше звук.
Окончательное формирование звука происходит в
полостях глотки, носоглотки, рта и носа (помните
ли пазухи?) и зависит от положения губ, нижней
челюсти и языка.
Приложение. Слайд № 15.
Фонограмма слова МАМА, на которой четко видно, что согласные звуки вызывают более сильную вибрацию голосовых связок, нежели гласные.
Приложение. Слайд № 16. Гигиена голосового аппарата
Крик повреждает голосовые связки, что может вызвать их воспаление, привести к хрипоте или потере голоса. При шёпоте связки расслабляются и смыкаются не полностью. Частые воспаления дыхательных путей, курение и алкоголь оказывают негативное влияние на голосообразующий аппарат.
Приложение. Слайд № 17
Трахея и бронхи
Гортань, трубка 10–12 см, непосредственно
переходит в трахею, которая находится перед
пищеводом. Передняя стенка ее образована
хрящевыми полукольцами, поэтому просвет трахеи
всегда открыт.
Задняя стенка мягкая и прилегает к пищеводу.
Внизу трахея делится на 2 бронха. И трахею, и
бронхи выстилает слизистая оболочка, которая
содержит мерцательный эпителий с железистыми
клетками. Здесь продолжается насыщение воздуха
водяными парами и его очищение.
Приложение. Слайд № 18. Гигиена дыхания
- Глотая крупные куски пищи, можно подавиться и перекрыть трахею.
- При воспалительных процессах возникает кашель, помогающий удалять слизь из дыхательных путей.
Приложение. Слайд № 19
Легкие
Легкие – крупный парный орган конусообразной формы. Снаружи покрыт легочной плеврой; грудная полость покрыта пристеночной плеврой, между ними находится плевральная полость, не содержащая воздуха. Она заполнена жидкостью, что уменьшает трение при дыхании. Через легкие за 1 минуту проходит 100 литров воздуха. Каково же строение легкого?
Приложение. Слайд № 20.
Внутренне строение легкого
Бронхи, войдя в легкие, продолжают ветвиться,
образуя бронхиолы, на концах которых находятся
грозди тонкостенных легочных пузырьков –
альвеол. Стенки альвеол и капилляров однослойны,
что облегчает газообмен. Клетки эпителия альвеол
выделяют биологически активные вещества,
образующие сурфактант, который препятствует
слипанию альвеол и обезвреживает
микроорганизмы, попавшие в легкие.
Отработанный сурфактант переваривается
фагоцитами или выделяется в виде мокроты.
Приложение. Слайд № 21. Гигиена дыхания
При легочных заболеваниях сурфактант может не выделяться, тогда альвеолы смыкаются и не участвуют в газообмене. Курение нарушает физиологические свойства сурфактанта.
Приложение. Слайд № 22 Это интересно
- 300–350 млн. альвеол с общей площадью – 100 кв.м
- Длина легочного капилляра – 7–8 мкм
- Через капилляры альвеолы кровь проходит за 0,8 с, но гемоглобин успевает насытиться кислородом
Приложение. Слайд № 23
Наблюдение
Выяснить, чем полное дыхание отличается от
поверхностного.
Умеете ли вы правильно дышать? Оказывается, это
очень важно, особенно зимой и в переходный
зимне-весенний период, во время эпидемии гриппа.
По утверждению специалистов, при неправильном
дыхании заметно увеличивается вероятность
попадания в организм возбудителей респираторных
инфекций, что повышает риск заболевания гриппом
или простудой.
Многие люди дышат слишком часто (а норма – 16
вдохов в минуту в спокойном состоянии) и
неглубоко, время от времени задерживая вдох и
выдох. Такой тип дыхания называется
поверхностным. В результате легкие не успевают
как следует проветриться – свежий воздух
поступает только в наружные отделы, большая же
часть объема легких остается как бы
невостребованной, то есть воздух в ней не
обновляется. А вирусам и бактериям только этого и
надо.
Полное дыхание – это соединение нижнего,
среднего и верхнего дыхания. Человек, постоянно
практикующий полное дыхание, будет иметь широкую
грудь – и любой узкогрудый человек может развить
свою грудную клетку до нормальных размеров.
Давайте проверим, правильно ли вы дышите. Для
этого положите перед собой часы с секундной
стрелкой, сядьте поудобнее, расслабьтесь,
расправьте плечи. Сосчитайте, сколько
вдохов-выдохов вы делаете в течение минуты.
Проследите за ритмом дыхания: соотношением вдоха
и выдоха, расстановкой пауз в этом цикле.
Определите, как именно вы дышите: активно
расслабляя живот – брюшной тип дыхания, поднимая
и опуская грудную клетку – грудной тип, совмещая
то и другое – смешанный тип дыхания.
Если вы делаете менее 14 вдохов в минуту –
замечательно. Так дышат обычно хорошо
тренированные и выносливые люди. Можете по праву
гордиться собой. Вбирая воздух полной грудью, вы
даете легким расправиться, прекрасно
вентилируете их, то есть делаете вашу
дыхательную систему почти неуязвимой для
возбудителей инфекции.
Неплохим результатом считается от 14 до 18 вдохов в
минуту. Именно так дышит большинство практически
здоровых людей, которые могут болеть гриппом или
ОРВИ не более 2 раз в сезон.
Более 18 вдохов в минуту – это уже серьезный повод
для беспокойства. При поверхностном и частом
дыхании в легкие попадает лишь половина
вдыхаемого воздуха. Для постоянного обновления
легочной атмосферы этого явно недостаточно.
Приложение. Слайд № 24 и 25. Проверь себя (закрепление материала)
Необходимо соединить стрелками орган и выполняемую им функцию. Эту таблицу можно распечатать, чтобы проверить правильность её заполнения каждым учеником.
Приложение. Слайд № 26 . Проверь себя (закрепление материала)
– Давайте вернемся к тем вопросам, которые были
поставлены в начале урока и попробуем на них
ответить.
– Что такое дыхание?
– Почему говорят: дыхание – это жизнь?
– Влияет ли строение органа на выполняемую им
функцию? И т.д.
(По предложенным рисункам каждый учитель сможет составить свои вопросы в зависимости от подготовки класса и от количества оставшегося времени, и др.)
Приложение. Слайд № 27. Домашнее задание
Творческая лаборатория:
1. В каких случаях затрудняется носовое дыхание?
Каковы последствия этого нарушения? Предложите
свод правил по гигиене дыхания.
2. Разработайте рекомендации и комплекс
упражнений для исправления дыхания.
1 слайд
2 слайд
Дыхание - совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода, использование его в окислении органических веществ и удалении углекислого газа и продуктов обмена. Дыхательная система состоит из тканей и органов, обеспечивающих легочную вентиляцию и лёгочное дыхание.
3 слайд
Систему органов дыхания составляют легкие, расположенные в грудной полости, и воздухоносные пути: носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи. легкие
4 слайд
Носовая полость - хрящевая структура, разделенная перегородкой на две части, внутри мерцательной эпителий с железами, вырабатывающими слизь, и капиллярами.
5 слайд
Функции носовой полости: согревание воздуха (капиллярами); очищение воздуха (мерцательные эпителии); увлажнение и обезораживание воздуха (слизь). Оболочка носовой полости со слизистыми и железистыми клетками
6 слайд
Гортань - это хрящевая структура, образованная надгортанным, щитовидным и другими хрящями, внутри голосовые связки.
7 слайд
8 слайд
Трахея - это трубка длиной до 20-25 см, образованная хрящевыми полукольцами, задняя стенка мягкая, к ней прилегает пищевод, внутри мерцательный эпителий. Функция: проведение и очищение воздуха.
9 слайд
Бронхи - это трубочки, образованные хрящевыми кольцами, ветвятся и служат для проведения воздуха. Главные бронхи Бронхиальное дерево
10 слайд
Легкие образованы легочными пузырьками (альвеолами), собранных в группы (ацинусы)
11 слайд
Каждая альвеола снаружи оплетена капиллярами, внутри находится сурфактан (пленка, которая не дает альвеолам слипаться). Снаружи легкие прикрыты левральными листками. Функция легких: газообмен.
12 слайд
13 слайд
Грипп вызывается вирусами. Вирусы гриппа содержатся в слизи, выделяющейся из носа больных людей, в их мокроте и слюне. Во время чихания и кашля больных людей миллионы невидимых глазу капелек, таящих в себе инфекцию, попадают в воздух. Если они проникают в дыхательные органы здорового человека, он может заразится гриппом. Таким образом, грипп относится к капельным инфекциям.
14 слайд
Каждый может уберечь себя и окружающих от заболевания гриппом. Для этого нужно соблюдать нескольких обязательных правил: У больного должна быть индивидуальная посуда, постель, полотенце. При общении с больным гриппом, прикрывайте свой рот и нос марлевой повязкой; она пропускает воздух, но задерживает капельки, в которых находятся возбудители болезни. При кашле и чихании прикрывайте рот и ноздри носовыми платком. Эти вы убережете от заражения окружающих. Соблюдение правил личной гигиены помогает борьбе с распространением эпидемий гриппа.
15 слайд
Возбудитель туберкулеза - туберкулезная палочка чаще всего поражает легкие. Она может находится во вдыхаемом воздухе, в капельках мокроты, на посуде, одежде, полотенце и других предметах, которыми пользовался больной туберкулезом. Туберкулез - не только капельная, но и пылевая инфекция.