Информационный женский портал

Философия анаксагора. Учения анаксагора Философия анаксагора


Кратко о философии: самое главное и основное про философию в кратком изложении
Древнегреческий ученый Анаксагор

Историки науки считают Анаксагора (ок. 500-428 до н. э.) первым ученым-профессионалом, целиком посвятившим себя науке. В Греции середины V века до н. э. это был новый, дотоле небывалый тип творческой личности. Анаксагор так излагал свои воззрения: греки ошибаются, думая, будто что-нибудь имеет начало или конец; ничто не зарождается и не разрушается, ибо все есть скопление и выделение прежде существовавших вещей. Поэтому все, что образуется, можно назвать смешением - разделением. Значит, не было акта творения, а было и есть только устроение. Таким образом, если ничто не может произойти из ничего, то все предметы могут быть только сочетаниями уже существующих начал. То, что при этом вступает в соединение или претерпевает отделение, именуется семенами, или гомеомериями. (Это нечто, подобное современному пониманию химических элементов.) В противоположность Пармениду и Фалесу, учившим, что «Все есть едино», Анаксагор утверждал: «Все есть многое»; но масса стихий сама по себе хаотическая. Что сочетает элементы? Какая сила из неисчислимого множества стихий-зародышей устраивает всеобъемлющую гармоническую систему? Эта сила, говорил Анаксагор, есть Разум (Нус) - сила, движущая Вселенной. Он был последователем Анаксимена и впервые к материи присоединил разум, начав свое сочинение так: «Все вещи были вперемешку, затем пришел Разум и их упорядочил». Поэтому Анаксагора прозвали Разумом. Он отверг и судьбу как нечто темное, а также случай, считая его причиной, неведомой человеческому разуму.

Анаксагор впервые отделил невещественное начало мысли, или Ума, от материи. Он понял, что материя как таковая не объясняет явлений движения, мышления и целесообразности во вселенском миропорядке. Нематериальное начало сущего Анаксагор определял по аналогии с разумным духом человека. Таким образом, впервые введено понятие универсального начала, которое играет роль мирового двигателя.

Разум, как понимал его Анаксагор, есть всеведущая и движущая сила, приводящая стихии в определенное устройство.

.....................................

Алексей НЕНАШЕВ, канд. физ.­мат. наук, г. Новосибирск

Древняя Греция была совершенно уникальным явлением в истории человеческой культуры и цивилизации. Конечно, тому было множество причин — и экономических, и политических, но поверх всех земных причин мощному всплеску культуры способствовало присутствие на земле Эллады таких великих деятелей, как Пифагор, Перикл, Аспазия, Фидий, Платон. Среди них был и знаменитый философ Анаксагор. Попробуем разобраться в философской системе, развитой Анаксагором почти 2500 лет назад, и провести параллели с тем, что нам известно сейчас.

Анаксагор жил в V веке до нашей эры. Что представляла собой в это время Эллада? Помимо собственно Греции — полуострова с государствами Афины и Спарта и множеством других — существовали греческие колонии-полисы на берегах Средиземного и Чёрного морей. Среди них важнейшими были поселения в Малой Азии (современная Турция) и в Южной Италии. Интересно, что именно в колониях в VI веке до нашей эры начался небывалый взлёт мысли, связанный с именами Фалеса, Пифагора, Гераклита, Парменида. В поселениях греков-ионийцев в Малой Азии процветала мощная философская школа — так называемая милетская, которая берёт своё начало с Фалеса Милетского 2 . Представителей милетской школы в первую очередь интересовало, как устроен окружающий нас мир. Из их попыток понять устройство мироздания и выросла постепенно современная научная картина мира. На побережье Италии, в городе Элея, возникла школа элеатов, оказавшая огромное влияние на всю последующую философскую мысль. Родоначальник этой школы Парменид задался вопросом: как устроено не то, что мы видим вокруг себя, а то, что на самом деле существует? Путём логики, которая для того времени была неопровержимой, он пришёл к выводу, что то, что существует на самом деле, пребывает вечно, не рождается и не уничтожается, не имеет частей, оно неподвижно, всё время оно одно и то же. А то, что мы видим вокруг себя, — это иллюзия, майя, как сказали бы на Востоке, то есть не истина, а всего лишь мнения людей.

Анаксагор в своей картине мира дал синтез этих двух течений мысли: милетской школы с её интересом к естествознанию и элеатов с их учением о единстве всего истинно существующего. Кроме того, он принёс ионийскую учёность в Афины.

Анаксагор родился в городе Клазомены на побережье Малой Азии, на ионийском берегу, но в дальнейшем не один десяток лет прожил в Афинах. С его приезда в Афины и началось мощное развитие философии в этом городе, которое дало нам Сократа, Платона, Аристотеля и множество их учеников и последователей. По словам Е.П. Блаватской, «если старый ионийско-итальянский мир кульминировал в Анаксагоре, то новый начался с Сократа и Платона» 3 .

Это было время вершины афинского могущества и расцвета культуры — знаменитый Периклов век. В книге «Надземное» так говорится об этой эпохе: «Век Перикла остался одним из самых утончённых явлений. Наука и творчество легли в основание стремления народа. Перикл знал и восхождение, и удары судьбы. При нём собраны были лучшие умы. Такие философы оставили человечеству целую эпоху мысли. Между друзьями Перикла можно назвать и Великого Путника 4 , который впитал незабываемое очарование века знания и красоты. Такие основы также утверждают самоотверженность и устремляют к подвигу» 5 .

Анаксагор участвовал советами в государственных делах Перикла. По словам Плутарха, «cамым близким Периклу человеком, который вдохнул в него величественный образ мыслей, возвышающий его над уровнем обыкновенного вожака народа, и вообще придал его характеру высокое достоинство, был Анаксагор из Клазомен, которого современники называли "Умом" — потому ли, что удивлялись его великому, необыкновенному уму, проявлявшемуся при исследовании природы, или потому, что он первый выставил принципом устройства Вселенной не случай или необходимость, но ум, чистый, несмешанный, который во всех остальных предметах, смешанных, выделяет однородные частицы» 6 . В то время были созданы под руководством Фидия и величественные здания Акрополя.

Однако враги Перикла выдвинули серьёзные об­винения против него и его друзей. Сподвижники Перикла, в том числе и Анаксагор, были привлечены к суду. «Был день, когда глашатай от имени старейшин оповещал афинян, чтобы под страхом изгнания никто не смел произносить имён Перикла, Анаксагора, Аспазии, Фидия и друзей их. Чернь, наученная старейшинами, требовала уничтожения Зевса Олимпийского, крича, что это изваяние напоминает им ненавистного Фидия. Если имена обвиняемых встречались на рукописях, напуганные граждане спешили сжечь их, хотя бы это было ценнейшим произведением. Осторожные избегали проходить мимо домов названных людей. Льстецы торопились писать эпиграммы, в которых под обидными символами изоб­ражали крушение Перикла. Анаксагор изображался в виде осла, кричащего на площади» 7 . Анаксагора обвинили в нечестивости, поскольку он учил, что Луна, Солнце, звёзды — это материальные тела, а вовсе не божества, как тогда считалось в религии греков. Благодаря Периклу, который за него вступился, ему удалось спасти жизнь ценой изгнания из Афин. Анаксагор вернулся в Малую Азию, в город Лампсак, где умер, окружённый почётом и уважением. Диоген Лаэртский пишет: «На вопрос городских властей, какое его желание исполнить, он ответил: "Пусть в месяц моей смерти детей ежегодно отпускают на каникулы", — и обычай этот соблюдается по сей день. Когда он скончался, жители Лампсака похоронили его с почестями, а на могиле высекли надпись:

Истины высший предел
и границы Вселенной достигший
Здесь, под этой плитой, Анаксагор погребён
» 8 .

Сочинения Анаксагора до нас не дошли. Остались только четыре страницы разрозненных цитат, из которых большая часть сохранилась в трудах Симпликия, философа VI века нашей эры. Многое известно в пересказе Аристотеля, который жил через сто лет после Анаксагора, и более поздних авторов. Все эти источники можно найти в книге «Фрагменты ранних греческих философов. Часть I: От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики» (М., 1989). Там примерно на тридцати страницах изложено всё, что до нас дошло, — и о его личности, и о его учении. А чтобы составить целостное представление об эпохе, в которую он жил, о задачах, стоявших перед философами в то время, можно порекомендовать популярную книгу «Анаксагор» из серии «Мыслители прошлого» (М., 1983). Автор этой книги Иван Дмитриевич Рожанский по образованию физик, занимался научной работой как физик-теоретик, а затем стал специалистом по истории античной науки и философии. И в этом большой плюс данной книги — ведь учение Анаксагора представляло собой физическую теорию, которая описывала практически все явления, какие в то время были известны, с точки зрения движения и взаимодействия различных компонентов материи. Анаксагор объяснял, например, что свет Луны — это отражённый свет Солнца, что радуга — это отражение солнца в облаках, что солнечное затмение происходит, когда Луна закрывает Солнце. Объяснял, каким образом возник окружающий нас мир. Древние авторы утверждали даже, что благодаря своим познаниям в астрономии он не раз предсказывал падение метеоритов. Но следует сказать, что достоверной информации об Анаксагоре слишком мало, и поэтому любое исследование о нём (а их написано немало, по большей части на английском языке) содержит интерпретации, попытки дополнить более-менее правдоподобно то, что до нас не дошло. И в этом смысле нам повезло: у нас есть сведения об Анаксагоре в трудах Е.П. Блаватской, Е.И. Рерих и в книгах Живой Этики. Подборку этих сведений можно найти на сайте «Интернет-энциклопедии Агни Йоги» 9 .

Согласно Анаксагору, все элементы, все вещества нашего мира не исчезают и не появляются вновь, а существуют вечно. Сначала они находились в состоянии однородной смеси. Всё было неподвижно, и ничего нельзя было различить. Но потом в некоторой малой области пространства возник вихрь — вращение. Возник он не просто так, а благодаря космическому Разуму, который упоминается в труде Анаксагора под именем «нус», то есть «разум». Сам Анаксагор описывает это так: «И над всеобщим вращением стал властвовать Разум, так как он дал начало этому вращению. Сперва это вращение началось с малого, теперь оно охватывает большее, а в будущем охватит ещё большее» 10 . Как пишет Е.П. Блаватская, «Анаксагор учил, что... смешение разнородных субстанций оставалось неподвижным и неорганизованным, пока наконец "Разум" — совокупность всех Дхиан-Коганов, говорим мы, — не начал работать над ним и не сообщил им движение и порядок» 11 . Постепенно вихрь, расширяясь, захватывал всё большие и большие области, и то пространство, которое захвачено вихрем, это и есть наш Космос, то есть мир, в котором мы живём. Не правда ли, это напоминает современную модель расширяющейся Вселенной?

В силу вращения, как в центрифуге, первичная смесь начинает разделяться на компоненты: плотное отделяется от разреженного, горячее — от холодного. По словам Анаксагора, «после того как Разум положил начало движению, от всего приведённого в движение началось отделение, и то, что Разум привёл в движение, всё это разделилось, а круговращение движущихся и разделявшихся веществ вызвало ещё большее разделение». «Таким образом происходит вращение и отделение этих веществ под действием силы и скорости. Ведь силу порождает скорость. Скорость же их несравнима со скоростью какой бы то ни было вещи из тех, что ныне известны людям, но безусловно во много раз больше». В результате на периферии космического вихря возникает слой воздуха, ещё дальше — слой эфира (то есть огненной материи), а более плотные части, из которых образовались земля и вода, стали накапливаться в середине и постепенно терять скорость. Вот так и возник окружающий нас мир в результате физических процессов, вызванных к действию вселенским Разумом.

Необходимо подчеркнуть, что эта космогоническая теория Анаксагора дошла до нас не напрямую, а в пересказах поздних авторов. Такая картина мира выглядит как геоцентрическая: в середине находится Земля, а всё остальное движется вокруг неё. Так и понимали его теорию практически все комментаторы. Но в дошедших до нас фрагментах сочинений Анаксагора нигде не сказано прямо, что Земля находится в центре Вселенной. Вот что по этому поводу говорит Е.И. Рерих в письме Рихарду Рудзитису: «Вы правильно недоумеваете, каким образом Анаксагор мог проводить геоцентрическую теорию. Анаксагор был посвящён в мистерии и знал учение Пифагора, принесённое из Индии, о гелиоцентрическом построении Вселенной. Привожу страничку из новой книги: "Вы знаете, как иногда одно слово может извратить целую космогоническую теорию. Философ (Анаксагор) говорил, чтобы устыдить сограждан: «Вы должны чувствовать, что Земля является как бы средоточием Вселенной, тогда вы осознаете весь долг и всю ответственность, лежащие на человеке». Но последователи выпустили одно малое слово, и получилось совершенно иное мировоззрение"» 12 . И действительно, легко себе представить, что во вселенском вихре, описываемом Анаксагором, возникает множество вихрей поменьше (именно так и происходит при турбулентном движении воды или воздуха), что даёт множество «комочков» плотного вещества, и если мы сидим на одном из этих «комочков», то нам должно казаться, что всё вращается вокруг нас.

Конечно, космология XX - XXI веков существенно отличается от той модели, которую предложил Анаксагор в V веке до нашей эры. В современной теории расширяющейся Вселенной главную роль играет кривизна пространства, о которой древние греки не имели ни малейшего представления. Круговое движение тоже очень важно, но уже не на уровне всей Вселенной, а на уровне галактик или планетных систем. Небесные тела формируются по причинам, неизвестным древним грекам, — таким, как закон всемирного тяготения, законы сохранения энергии и углового момента. Но всё же есть в теории Анаксагора и нечто такое, что ускользает от научных изысканий нашего времени. По этому поводу напомним строки из книг Учения Живой Этики: «Хозяйка, получив из молока кусок масла, уже тем познала очень важную Космогонию. Она поняла, как зачинаются небесные тела. Но прежде чем приступить к пахтанию, хозяйка послала об этом свою мысль; только от соединения мысли и пахтания слагается полезная масса, затем происходит и сыр, уже с зачатками населения. Не будем улыбаться такому микрокосму, та же энергия вращает и системы миров. Нужно только твёрдо осо­знать значение мысли, значение великой энергии. Разве не чудесно, что та же энергия сияет в сердце каждого человека?» 13 «Простая молочница, сбивая масло, уже знает тайну образования миров. Также она знает, что из воды не получить масла. Она скажет, что можно пахтать молоко или яйцо, тем самым она уже знает о материи, содержащей психическую энергию. Но именно это обстоятельство покажется неубедительным учёным. Также молочница знает, насколько полезно спиральное вращение, но кому-то такое усло­вие покажется предрассудком. Хотя разгневайся, но подумай об окружающем и перенеси физические законы на своё бытие» 14 . Здесь подчёркивается, что в основе зарождения миров (небесных тел) лежит мысль, или, по терминологии Анаксагора, «нус», то есть Разум.

Анаксагор утверждал: «О возникновении и уни­чтожении у эллинов нет правильного мнения: ведь никакая вещь не возникает и не уничтожается, но соединяется из существующих вещей и разделяется». В этом он продолжает линию Парменида, который учил, что то, что существует на самом деле, не может быть рождено или уничтожено. Однако, в отличие от Парменида, который не признавал множественности, у Анаксагора число таких первоэлементов безгранично. В первоначальной космической смеси они были все смешаны, потом стали разделяться, но это разделение никогда не доходит до конца. Во всём, по мысли Анаксагора, заключается часть всего. Он пишет: «И так как у большого и у малого имеется равное число частей, то и таким образом во всём может заключаться всё. И не может быть обособленного существования, но во всём имеется часть всего». Это легко понять и с современной точки зрения. Из всех известных нам материалов самые чистые — специально очищенные для производства полупроводниковых приборов кремний и германий — содержат порядка миллиардной доли процента посторонних примесей. (Их очищают до такой степени потому, что примеси очень сильно влияют на свойства полупроводников.) Однако в каждом кубическом сантиметре даже такого сверхчистого вещества содержится миллион милли­онов (10 12 ) чужеродных атомов. Из этого примера легко понять, насколько прав был Анаксагор, утверждая, что всё содержится во всём. И это относится не только к веществу, но и к энергии. Третий закон термодинамики гласит, что невозможно достичь абсолютного нуля температуры. Что такое абсолютный нуль температуры? — Это такое состояние вещества, когда из него изъяли всю тепловую энергию. А это невозможно, как утверждает современная физика, — то есть нельзя полностью отделить вещество от тепловой энергии. Это опять то же самое «всё во всём»: по словам Анаксагора, «не отделены друг от друга вещи, находящиеся в едином космосе, и не отсечено топором ни тёплое от холодного, ни холодное от тёплого».

Но это относится только к веществам материального мира, а Космический Разум — это единственное, что ни с чем не смешивается. Об этом Анаксагор рассуждает таким образом: «Остальные вещи имеют часть всего, Разум же беспределен и самодержавен и не смешан ни с одной вещью, но один он существует сам по себе. Ибо если бы он не существовал сам по себе, но был смешан с чем-то другим, то он был бы причастен ко всем вещам, если был смешан хотя бы с одной. Ведь во всём заключается часть всего, как сказано мною выше. Эта примесь мешала бы ему, так что он не мог бы ни над одной вещью властвовать, подобно тому как он властвует, будучи один и сам по себе. Ибо он легчайшая из всех вещей и чистейшая и содержит полное знание обо всём и имеет величайшую силу. И над всем, что только имеет душу, как над большим, так и над меньшим, властвует Разум. (...) И соединившееся, и отделявшееся, и разделявшееся — всё это знал Разум. И как должно быть в будущем, и как было то, чего теперь нет, и как есть — всё устроил Разум, а также то вращение, которое теперь совершают звёзды, Солнце и Луна, а также отделившиеся воздух и эфир. Само это вращение вызывает отделение. И отделяется от тонкого плотное, от холодного тёплое, от тёмного светлое и от влажного сухое. И многих веществ имеются многие части. Полностью же ничто не отделяется и не разделяется одно от другого, за исключением Разума. Разум же всякий подобен самому себе — и больший и меньший. Другое же ничто ничему не подобно, но чего всего более в каждой вещи, тем одним она кажется и казалась».

С другой стороны, Анаксагор утверждает, что и некоторые предметы нашего мира не лишены Разума: «Во всём заключается часть всего, кроме Разума, но существуют и такие вещи, в которых заключается и Разум». (Видимо, здесь имеются в виду одушевлённые существа.) «Разум же, который всегда существует, поистине и теперь находится там, где и всё остальное, — в окружающей массе, в присоединяющемся и в отделившихся вещах». Е.П. Блаватская пишет, что «то, что он называл Мировым Разумом (Nous), принцип, который, согласно его воззрению, абсолютно отделён и освобождён от материи и действует преднамеренно, назывался Движением, Единою Жизнью, или Дживатма, в Индии, века до 500 г. до Р. Хр.» 15 . Вспомним и слова из книги «Зов»: «Всё в мире тени Божьи, и в пятнах света играет Божественная энергия» 16 .

Кроме тех веществ-первоэлементов, о которых мы говорили и которые смешаны друг с другом и не могут быть до конца друг от друга отделены, Анаксагор упоминает ещё и о «семенах». Он пишет, что в первичной смеси было «смешение всех вещей, влажного и сухого, тёплого и холодного, светлого и тёмного, и земли, содержащейся в большом количестве, и беспредельных по количеству семян, ни в чём не похожих друг на друга». И в другом месте: «...следует полагать, что во всех соединениях содержится многое и разнообразное, в том числе и семена всех вещей, обладающие всевозможными формами, цветами, вкусами и запахами». Что здесь имеется в виду под семенами, до конца не ясно из-за скудости источников. Одно из мнений таково, что семена — это мельчайшие частички встречающихся в природе веществ. Например, горная порода состоит, как правило, из небольших кристалликов, называемых в геологии зёрнами (что по смыслу слова недалеко от анаксагоровских семян), которые можно увидеть под микроскопом, рассматривая срез породы. Особенно красочная картина с разнообразными цветами зёрен видна в поляризованном свете 17 .

Но возможно и другое понимание «семян». В книге «Надземное» говорится: «Урусвати видела Луч, наполненный множеством глаз. И такую эволюцию нужно видеть. Нужно убедиться в её реальности. Особый луч требуется для установления зримости таких пространственных форм, называем их прототипами творений. Следы великого мыслетворчества зафиксированы на слоях Акаши. Можно убеждаться, насколько заполнено пространство всеми видами творчества Великих Зодчих. Под потоком мощной мысли рождаются множества форм.

Посмотрим на такую мастерскую глаз. Они разнообразны и по размерам, и по выражению. Некоторые уже быстры и блистают, другие полузакрытые, иные напоминают восточные взоры, но другие устремляются подобно северным. Можно видеть, как мысль неудержимо творит из сокровищ Акаши и напитывает нужды миров.

Теперь мелькнут в Луче стаи рыб в полном разно­образии. Мысль должна быть необычно чёткой, чтобы создать такие гармонические облики» 18 .

Здесь утверждается, что в окружающем нас пространстве, в Акаше, имеются как бы зародыши или мыслеобразы всевозможных предметов, вещей, которые созданы мыслью. Такой взгляд на понятие «семена» подтверждается и замечанием Е.П. Блаватской, что «Анаксагор из Клазомен... твёрдо верил, что духовные прототипы всего, а также их элементы находятся в беспредельном эфире, где они зарождаются, откуда они исходят и куда они возвращаются с земли» 19 .

Из того, что всё содержится во всём, следует ва­жный вывод — что материя бесконечно делима. Действительно, если бы существовали мельчайшие частицы, не поддающиеся дальнейшему делению, то каким же образом они могли бы проникнуть друг в друга так, чтобы во всём имелась часть всего? Поэтому Анаксагор считал, что не существует предела малости. Он пишет: «И у малого ведь нет наименьшего, но всегда ещё меньшее (ведь бытие не есть простое отрицание небытия). Но и у большого всегда есть большее. И оно равно малому по количеству. Сама же по себе каждая вещь и велика и мала». «Так как не может быть наименьшего, то невозможно обособ­ление или возникновение чего-либо, что существует само по себе, но как вначале, так и теперь всё вместе. Но во всём заключается многое, причём отделяющихся веществ одинаковое число как в больших, так и в меньших вещах».

Можно сказать, что анаксагоровская картина мира совершенно противоположна идее атомизма — ведь греческое слово «атом» как раз и означает «неделимый», то есть то, чего, согласно Анаксагору, быть не может. (Заметим, что основоположники греческого атомизма Левкипп и Демокрит были современниками Анаксагора.) Сейчас мы, конечно, знаем, что атомы действительно существуют. Значит ли это, что взгляды Анаксагора на строение материи совершенно устарели? Вовсе нет! И дело не только в том, что атомы оказались делимыми, поскольку состоят из элементарных частиц. К атомистической теории, которая со времён Ньютона утвердилась в физике, в XIX веке появилось важное добавление — представление об электрическом и магнитном полях. Эти поля непрерывно заполняют пространство и взаимно проникают друг в друга. В то же время поле является объективной реальностью: например, свет — это комбинация электрического и магнитного полей. Наглядное и весьма впечатляющее свидетельство реальности магнитного поля можно получить, глядя на снимки поверхности Солнца, где видны петли магнитных силовых линий, увлекающие за собой вещество и порождающие солнечные вспышки и протуберанцы. А в физике XX века (в квантовой теории поля) уже считается, что поле и вещество — это в сущности одно и то же; что электроны, кварки и другие элементарные частицы — это проявления соответствующих полей. Такое понимание пришло благодаря квантовой механике, которая утверждает, что один и тот же объект может обладать и свойствами частицы, и свойствами волны. Так в современной физике гармонично сосуществуют идея Демокрита о неделимых атомах с идеей Анаксагора о непрерывно заполняющих пространство, взаимно проникающих друг в друга первоэлементах. Добавим к этому утверждение из «Граней Агни Йоги»: «Электроны, нейтроны, протоны, фотоны и так далее ещё не предел, а лишь новые ступени понимания материи, выше которых существуют другие, ещё более тонкие и ещё менее доступные современной аппаратуре. В Беспредельности предела состояний различных видов материи достичь не так просто, как это кажется уму закостенелого материалиста» 20 . И тут тоже идея Анаксагора о том, что материя бесконечна и вглубь, а не только вширь, получает подтверждение.

Итак, мы видим, что взгляды Анаксагора 2500-летней давности во многом перекликаются с тем, что занимает умы наших современников. Этот пример прекрасно иллюстрирует положение Учения Живой Этики о том, что мысли не исчезают, а живут в пространстве. И в завершение приведём параграф из книги «Надземное»:

«Урусвати знает, насколько скудны сведения ис­тории о самых замечательных деятелях. Не только несправедливость человеческая, но и нечто иное способствует такой скудости известий. Не думаете ли, что сами великие деятели избегали такого прикрепления к листам папирусов? Поистине, Великие Учителя не желали жизнеописаний и даже иногда уничтожали летописи о Себе. Можно видеть, что оставались основы Их Учений, но быт жизни не был запечатлён. И сейчас Мы даём характер Учения, но не должны вносить малые черты, которые будут истолкованы житейски.

Обратимся к великому философу Анаксагору. Известны основы Его Учения, которые были новы для многих веков. Даже и теперь поучение о нерушимости материи, как основного вещества, может считаться неустаревшим. Также Его мысль о Высшем Разуме может быть проявлена и новейшими учёными. Можно видеть, насколько жизнеописание философа не предуказало Его характер как человека. Между тем Он был представителем замечательного века. Он впитал утончённость мысли Греции. Он ценил искусство и много раз помогал советами Периклу. Таким образом, Он был внутренним рычагом многих мероприятий. У Него достаточно было достоинства защитить друга и предпочесть изгнание лишению чести.

Утверждаю, что можно дать самую блестящую характеристику Его деятельности, но Он не желал запечатлевать преходящих событий. Уже тогда в тайне сердца Он предчувствовал будущий подвиг. Многие Великие Учителя соединяли Учение с будущим Своим Путём. Так можно усмотреть целое ожерелье драгоценных жизней. Не следует удивляться, что некоторые звенья были более затемнены, но такие преддверия лишь вели к спешному внутреннему накоплению» 21 .

Фото: Э. Лебедицкий (по эскизам К. Раля). Фрагмент фрески. Национальный университет. Афины. Ок. 1842 г.

2 Милет — один из городов-государств.

3 Блаватская Е.П . Разоблачённая Изида. Т. 2. М., 1994. С. 338 - 339.

4 Здесь имеется в виду Анаксагор.

5 Надземное. 165.

6 Фрагменты ранних греческих философов. Ч. I: От эпических тео­космогоний до возникновения атомистики. М., 1989. С. 510. (Из главы «Перикл и Фабий Максим» книги Плутарха «Сравнительные жизнеописания».)

7 Надземное. 196.

8 Фрагменты ранних греческих философов. Ч. I. С. 507.

9 http://agniyoga.roerich.info

11 Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Т. 1. Новосибирск, 1991. С. 743 - 744.

12 Рерих Е.И. Письма. Т. 6. М., 2006. С. 137 (24.05.1938).

13 Аум. 193.

14 Сердце. 284.

15 Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Т. 1. С. 96.

16 Листы Сада Мории. Зов. 27.10.1921.

17 Поляризация света есть направление электрического поля в электромагнитной волне, которая и есть свет. Поляризованный свет — это свет с определённым направлением переменного электрического поля.

18 Надземное. 108.

19 Блаватская Е.П. Разоблачённая Изида. Т. 1. М., 1993. С. 235.

20 Грани Агни Йоги. V. 136.

Из онтологии выходцев из малоазийских греков возникли зародыши многих естественнонаучных открытий, вокруг которых формировались первые науки, за что философов этого времени назвали позже физиками. Современная физика и химия развились из идей первых атомистов Левкиппа и Демокрита, из идей Гераклита (огонь как энергия) и Анаксагора, давшего толчок мысли биологов, со временем создавших генетику. Все трое тоже выходцы из Ионии, Левкипп даже из Милета, но бежал от персов в свободный город Абдеры, где успел ознакомить с основами атомизма коренного жителя Абдер Демокрита.

Левкипп создал наиболее близкую к современной науке гипотезу, что существуют лишь атомы и пустота, а все тела из непрестанно беспорядочно движущихся атомов, неделимых химически, но не геометрически. Столкновение атомов меняет их траекторию. Нет ни цели, ни причины движения атомов. Создал осознанный детерминизм, считая все события мира строго причинно-обусловленными, а случайности несущественными.

Близки к милетцам тоже выходцы Ионии – Гераклит и Анаксагор.

Гераклит (520-460 до н.э.) из царского рода Кодридов, правивших в Эфесе, добровольно отказался от трона и ушел жить в горы отшельником заявив, что править надо скотом, а люди должны сами распоряжаться своей судьбой. Но как философ он прославился больше в качестве основоположника соединения материализма и диалектики, предвосхитив марксизм. Стихийный материализм милетцев был Гераклитом переосмыслен благодаря тому, что применил к нему наивную, но диалектику. Он неустанно подчеркивал необходимость видеть единство в раздвоении, постоянное в переменах, меру в становлении, вечное в преходящем. За глубокомыслие и загадочность в изложении идей для современников еще при жизни его прозвали «темным». Он ввел первым понятие «Космос», первым боролся с правилом «не высовывайся».

Примеры высказываний: «Мир не создан никем из богов. Он вечно живой огонь мерами возгорающийся и угасающий. Все обменивается на огонь, как товар на золото. Все из огня и в огне погибнет, огонь всех рассудит». Идею огня как первоосновы Гераклит мог почерпнуть в персидском зороастризме, где нет еще гераклитовского единого огня, но есть поклонение огню из скал, огню, скрытому в телах животных и людей, огню молний и звезд, огню костров и содержащемуся в горящих растениях.

«Все существует по необходимости и в единстве, но через борьбу противоположностей, порождающую постоянное изменение». «Не мне, но Логосу внимая, разумно признать, что все едино».

«Расходящееся всегда сходится». Борющиеся противоположные силы всегда сосуществуют, совместно определяя целостность вещи или процесса. «Иногда и куча сора, рассыпанная наудачу, дает нечто прекрасное как Космос».

«Все относительно, нет ничего вечного, кроме огня, из-за которого все течет, все изменяется. В одну и ту же реку нельзя ступить дважды, все движется вперед, все течет, все изменяется».

«Космическая справедливость не позволяет, чтобы борьба в мире закончилась победой одной из сторон». «Многознанье уму не учит». «Со умом говорящие укрепиться должны на соуместном». Гераклит начал обращать внимание на игру слов и многосмысленность ее. Каламбуры и обыгрывание значений создало жанр философской поэзии и науку полисемии. «Вы возражаете словно воз рожаете». «Я не чаю выпить чаю». «Кто слушая не понимает и не спрашивает, подобен глухому, он присутствуя отсутствует».

«Не лучше было бы людям, если бы исполнялось все, чего они желают».

«Мудро людям жить только в согласии со своей и окружающей природой».

Анаксагор из Клазомен (500-428) ученик Анаксимена, принес философию в Афины, в 20 лет основав свою школу, был знатен и богат, выпускал на свои деньги дешевые книжки для чтения народом. Друг Перикла (Анаксагора называли «Стратегом, умом Перикла»), историка Геродота, Софокла и Эврипида. Наибольший интерес у Анаксагора вызывало превращение одних вещей в другие. Он видит основой бытия множество мельчайших частиц, но не атомов, а «семян вещей», названных Аристотелем гомеомериями, а в 19 веке генами. Причина разнообразия тел в том, что каждое состоит из своих элементов, но «все во всем», поэтому и возможно превращение одних вещей в другие. «Дети похожи на того родителя, который дал больше семени». «В сперме содержатся волосы, ногти, вены и артерии, жилы и кости». Название вещи дает преобладающее в ней из бессчетного множества первоначал.

Анаксагор высказал гипотезы: Солнце не бог, а раскаленный до огненного состояния камень, все небо полно летающих в круговращении камней. Если на Луне есть атмосфера, то могут быть и инопланетяне. Помимо нашего существует и иной мир, в котором Солнце и Луна как у нас. Сама по себе каждая вещь и велика, и мала. У большого и малого равное число частей.

Атеист, но ввел понятие «Нус» (Мировой Ум - эту гипотезу использует только когда не знает природной причины). Гомеомерии изначально пассивны, привел их в движение Ум, Нус превращает Хаос бытия в Логос Мироздания, он же делает мир познаваемым нам, цель познания – свобода. Разум есть в природе, поэтому в ней есть миропорядок, но многое образуется и само собой, без его содействия. Вместе все вещи пребывали, ум их отделил и привел в порядок, придав им скорость вращения и силу, порождаемую скоростью, в Космосе огромною. Движение в Космосе имело начало, мир тленен. Что мешает Нусу остановить все вещи подобно тому, как он привел их в движение? Солнце приводит в движение воздух Земли, заставляя его колебаться, что видно по пылинкам.

Человека сделали умнее всех других животных руки». Анаксагор открыл боковые желудочки мозга оперируемых им животных. Увлекся философией настолько, что запустил свое имение до превращения в пастбище для скота. Соавтор с Протагором Конституции Афин. Дал египтянам график разливов Нила, предсказал падение крупного метеорита. Ожидая казни, решал задачу квадратуры круга о вписанных и описанных многоугольниках. Задача оказалась решенной лишь в 16 веке нашей эры.

Философия Эллады эпохи демократии.

Анаксагор (500-428 до н.э.)

Греческий философ родился в ионийском городе Клазомене. Говорят, он был очень задумчивым человеком, его никогда не видели ни смеющимся, ни улыбающимся. Был учеником Анаксимена. Целиком отдался исследованию природы, не участвуя в общественных делах.

К образу Анаксагора существует еще один штрих: он говорил, что рожден для того, чтобы «созерцать Солнце, Луну и небо» - свою истинную родину.

Из сочинений Анаксагора до нас сохранилось только произведение «О природе».

Основная задача философии Анаксагора - согласование провозглашенной элеатами вечности, бестелесности истинного сущего с изменениями, движением и множеством, о которых свидетельствуют чувства.

В философии Анаксагора находят развитие идеи плюралистического основания бытия. Основу вещей он видит в бесчисленном множестве качественно определенных материальных частиц. Обратите внимание на тот факт, что в отличие от Эмпедокла, сводившего многообразие вещей к четырем далее неразложимым элементам, Анаксагор считает делимость бесконечной. Поэтому для него мельчайшая частица в этом отношении сродни целой вещи. Подобная концепция была существенным шагом вперед в трактовки категории субстанции как первоосновы мира. Место стихий (воды, воздуха, огня) заняла дифференцированная материя, благодаря чему углубился анализ проблемы о строении материи.

Первичную материю Анаксагор понимает как инертную массу и именно из этой безразличной, но не бескачественной массы в результате смешения и разделения, наслоения различных элементов возникает космос. Особой силой, приводящей эту инертную

Мир, считает Анаксагор, не есть единство чуждое различий и множества. Мир состоит из бесконечного множества «семян», гомеомерий (слово означает «подобно частное»). Эти семена вещей делятся на еще мелкие части до бесконечности. «В малом, пишет Анаксагор, нет наименьшего, но всегда есть меньшее. Здесь он плюралист.

Гомеомерии, как бы они не делились, всегда сохраняют все качества соответствующего вида тел, например, семена крови обладают всеми качествами крови, семена железа - качествами железа. Качества вечны и неизменимы.

Любая гомеомерия неоднородна. Она есть множество и неисчерпаема.

Рост и увеличение вещей происходит за счет подобного: от принятия одной и той же пищи, например, хлеба, возникает много непохожих вещей: мясо, кости, жилы, мускулы, волосы, ногти, а при случае - перья и рога. Это означает, что в хлебе есть частицы мяса, волос, ногтей, т. е. в каждой вещи есть частица каждой другой.

Жизнь мира, по Анаксагору, есть процесс, поэтому объяснить ее из одного существования частиц и их делимости невозможно. Кроме того, как считает Анаксагор, вначале все вещи были вместе в хаосе, неопределенности, все сдерживалось воздухом, эфиром. И в добавок к этому, гомеомерии сами по себе являются пассивными началами. Все эти факторы привели Анаксагора к решению, что нужна сила, активное начало, которое бы смог упорядочить вес космос и привести в движение семена вещей. Такое начало Анаксагор называет «умом», «Нусом» божественным. Он говорит о Нусе так: «Разум - бог, и бог разум».

Мировой ум у Анаксагора имеет две функции: он движет миром, и он познает мир.

Нус един, он действует посредством мышления, он бесконечен, самодержавен и не смешан ни с какой вещью, он чист.

Познавая мир, нус обладает совершенным знанием обо всем и имеет величайшую силу.

Важно понять, что «нус» у Анаксагора не является некоей первичной по отношению к материи духовной субстанцией. Одновременно, он не является и неким телеологическим принципом, по которому мир строится как разумная, планомерная система. По словам Анаксагора, «нус» есть мельчайшее и чистейшее из всех вещей. Его призвание - дать материи первый толчок к движению.

В учении Анаксагора о растительном и животном мире явно прослеживается гилозоистическая тенденция. По его мнению, разумом наделены не только высшие, но и низшие организмы, а умнейшим существом является человек в силу обладания руками.

Подумайте, так ли наивна вышеизложенная мысль Анаксагора?

Что касается семян живых существ, они тоже разновидность гомео- мерий, и они существовали всегда.

Мы уже говорили, что у Эмпедокла познание происходит подобного подобным, а Анаксагор считает, что все познается себе противоположным; скажем, теплое познается холодным, сладкое - горьким, соленым - пресное и т. д.

Чувственное познание Анаксагор считает элементарной ступенью познания, но при этом он уверен что ощущения не дают истины, так как гомеомерии познаются лишь умом, а не чувствами.

Космогония Анаксагора

По Анаксагору, «Земля имеет плоскую форму и возносится, потому что нет никакой пустоты и весьма плотный воздух несет парящую

Землю. Солнце, звезды - это воспламененные камни». В природе господствует необходимость, «судьба» ничего не определяет в мире и есть просто пустое имя. Солнечные затмения объясняются прохождением Луны между Землей и Солнцем.

И наконец, несколько слов о значении философии Эмпедокла и Анаксагора.

В их учении материализм приобретает новые черты по сравнению с материализмом ионийцев.

Во-первых, сильно рационализируются мифологические представления, связанные с философскими понятиями. Миф становится лишь поэтической формой. Освобождение от мифов особенно заметно у Анаксагора.

Во-вторых, изменяется понятие о материальной первоначале: милетцы в качестве первоосновы выделяли одно вещество (вода, воздух, огонь и т. д.) а у Эмпедокла и Анаксагора первоосновой является множество начал (плюрализм).

Министерствообразования и науки Украины
Таврический Национальный Университет им. Вернадского

Анаксагор

Студентагруппы 301-и

математическогофакультета

СтепановаСергея Сергеевича

Симферополь


1. Жизнь и деятельность

2. Космогония и космология

3. Основные принципы теории материи

4. Разум и организация космоса

5. Литература

Жизнь и деятельность.

Анаксагор родился около 500г. до нашей эры вКлазоменах – небольшом, но в то время процветавшем приморском городкемалоазийской Ионии. Отец Анаксагора Гегесибул (или Евбул). Уже в раннемвозрасте у Анаксагора пробуждается интерес к научным изысканиям и равнодушие кпрактической деятельности. По этому он оставляет все имущество ближайшим родственниками покидает Клазомены. Через некоторое время Анаксагор и там обосновывается.

Афины бывшие до этого родиной государственныхдеятелей, законодателей, полководцев, обрели, наконец, первого крупногофилософа. Ученик Анаксагора, Архелай, был уже коренным афинянином; такимобразом, Анаксагора можно считать основоположником афинской философской школы,давшей впоследствии миру многих блестящих мыслителей, и конечно, Платона иАристотеля.

Анаксагор вскоре занимает заметное место в духовнойэлите города, благодаря дружбе с вождем демократической партии Периклом. Втораяжена Перикла, знаменитая Аспасия, женщина умная и образованная, сгруппировалакружок выдающихся представителей тогдашней афинской интеллигенции, включавшийтрагика Еврипида, скульптора Фидия и др. К этому кружку относился и Анаксагор,оказавший большое влияние на Еврипида, что видно из некоторых произведенийпоследнего.

К концу 30-х годов V века до нашейэры, когда положение Перикла в качестве главы государства стало менее прочным,были возбуждены судебные преследования близких ему лиц. Анаксагор обвинялся вбезбожии и распространении учений о небесных светилах. Философу грозил смертныйприговор, но при содействии Перикла он тайно покидает Афины.

Последние годы Анаксагор проводит в Лампсаке – богатомторговом городе на берегу Геллеспонта. Умер он в 428г. до нашей эры

Еще в Клазоменах Анаксагор мог без труда разыскать ипрочесть сочинения знаменитых милетцев – Анаксимандра и Анаксимена. В центревнимания молодого Анаксагора оказалась проблематика анаксименовского сочинения.Это была космологическая проблематика; точнее говоря, это было учение опроисхождении и структуре космоса, рассматриваемого как нечто целое. Анаксагорлюбил наблюдать за ночным небом и светилами с вершины мыса Миманта. ОтношениеАнаксагора к ночному небосводу имело, скорее, эстетический характер. Недаромсуществует рассказ, что, будучи спрошен, ради чего лучше родится, чем неродится, Анаксагор ответил: «Чтобы созерцать небо и устройство всего космоса».Космос поражал Анаксагора совершенной разумной организацией, которая, как емупредставлялось, не могла быть результатом действия слепых, беспорядочных сил. Вмире должно существовать некое организующее и упорядочивающее начало, котороеприводит в действие весь ход мирового процесса и определяет устройство космосакак единого развивающегося целого. Впоследствии он обозначил это началотермином noū s, то есть Разум.

Из слов Плутарха следует, что Анаксагор обосновалпадения небесных тел. Падение метеорита в 467/66г. до нашей эры оказалосьблестящим подтверждением его концепции небесных тел как раскаленных каменныхглыб, удерживаемых в высоте силой круговращательного движения. Эта концепциябыла развита им еще до указанной даты.

Физическая теории Анаксагора, явившаяся предметомособого внимания Аристотеля, с одной стороны, а с другой – современныхисследователей античной философии, была разработана, по-видимому, в болеепоздний период жизни философа. Она испытала мощное воздействие идей Парменида.

Свое сочинение, в котором были изложены итоги егонаучно-философских изысканий, Анаксагор написал, по-видимому, уже на склонелет. У Плутарха имеется сообщение, что, находясь в тюрьме, Анаксагор занималсяпроблемой квадратуры круга, но нет ни каких свидетельств о том, что эти егозанятия привели к каким-либо результатам. Сочинение Анаксагора было написанопростой и ясной прозой, послужившей образцом для трактатов Демокрита и другихпозднейших ученых.

Афиняне хорошо помнили Анаксагора, о котором ходилимногочисленные рассказы, в последствии образовавшие устойчивую, прошедшую черезвека легенду. Прежде всего, легенда рисует Анаксагора как человека, целикомпосвятившего себя науке, то есть как ученого-профессионала. Весьма необычным сточки зрения греков того времени, было у Анаксагора отсутствие узкогопатриотизма, приверженности к родному полису. Как сообщает Диоген Лаэртский, навопрос: «Неужели родина тебя нисколько не интересует?» - Анаксагор ответил,указав на небо: «Помилуй бог! Родина даже очень интересует меня». А согласнодругому рассказу, когда Анаксагор умирал в Лампсаке и друзья спросили его, нежелает ли он быть перевезенным на родину, в Клазомены, он сказал: «Совсем этогоне нужно: ведь путь в подземное царство отовсюду одинаково длинен». Подобныйкосмополитизм, осознание себя гражданином вселенной, предвосхищал мироощущениефилософов эллинистической эпохи, но отнюдь не был типичен для Vвека. Вторая черта Анаксагора как человека – равнодушный к материальным благам.Его быт отличался скромностью и простотой. В этом отношении Анаксагор полностьюсоответствовал аристотелевскому идеалу философа, ведущего умеренный,«созерцательный» образ жизни. Анаксагор отличался твердостью духа, даже в самыхтяжелых для него ситуациях. При получении известия о смерти сына, он сказал: «Язнал, что родил его смертным». А узнав о вынесении ему смертного при говора вАфинах, будто бы спокойно сказал: «Природа давно присудила (к смерти) и меня, иих (судей)».

Утверждения Анаксагора, что звезды – раскаленныекамни, оторванные от Земли силой космического круговращения, что Солнце –огромная воспламенившаяся глыба, а Луна – тело, во многом подобное Земле и,может быть, обитаемое, послужили основаниями для обвинения. В ту эпоху этиутверждения были смелым вызовом общепринятым религиозным предрассудкам и в этомсмысле имели бесспорно прогрессивное значение. Анаксагор не являлся гражданиномАфин, не был связан перед афинянами никакими моральными обязательствами,поэтому его бегство не может быть поставлено ему в укор в качестве признакамалодушия или душевной слабости. Анаксагор был осужден Афинским судом пообвинению в безбожии. Отрицание общепринятых религиозных верований недекларировалось Анаксагором открыто, однако оно вытекает из всего его учения.При всем этом Анаксагору безусловно было присуще религиозное чувство, вызванноевосхищением красотой и совершенством космоса. Некоторые раннехристианскиеавторы клеймили Анаксагора как безбожника, другие, напротив, выделяли его изчисла прочих досократиков, усматривая в его Разуме предвосхищение идеи единогобога.


Космогония и космология.

В центре анаксагоровского учения о природе находиласькосмогоничная концепция – концепция происхождения и эволюции космоса.

Подобно своим предшественникам, Анаксагор считал, чтомир получил развитие из неопределенного и бесформенного первичного состояния. Сописания этого первичного состояния и начиналась первая книга его сочинения.Первичное состояние мира, по Анаксагору, представляло собой смесь всех веществ,которые потом обнаруживаются в этом мире,- или (как писал сам Анаксагор) всех «существующихвещей». Анаксагоровская идея первичной смеси была, по-видимому, вполнеоригинальной, не имевшей непосредственных предшественников в прошлом. Перваяфраза сочинения Анаксагора: «Вместе все вещи были, беспредельные и по множествуи по малости. Ведь и малое было беспредельным. И когда все вещи были вместе,ничто не было различно из-за малости…». Первичная смесь Анаксагора была лишенакакого бы то ни было движения, потому, что не было ничего, что заставило ееизменяться и перемещаться. Это представление было ново. Точка зрения Анаксагорасущественно отличается от концепций Эмпедокла и Левкиппа. У него движениеотнюдь не является свойством изначально присущим вещам нашего мира. Движениебыло привнесено в нее неким внешним фактором, который Анаксагор назвал Разумом(«noū s» - ум, разум). Ученые многоспорили по поводу того, является ли Разум материальной или духовной сущностью.В зависимости от решения этого вопроса учение Анаксагора трактовалось либо какособая форма материализма, либо, наоборот, как предвосхищение объективногоидеализма.

Для того чтобы прийти к правильному ответу на вопрос,что же такое Разум («нус»), рассматриваются функции, выполняемые им в процессекосмообразования. Первую из этих функций можно было бы обозначить по аналогии сидеями, развивавшимися в натур философии XVII-XVIIIвв.,-как функцию «первичного тела». В определенный момент времени в каком-тоограниченном участке пространства Разум сообщает первичной смеси мощноекруговращательное движение. «Таким образом, происходит вращение… под действиемсилы и скорости. Ведь силу порождает скорость. Скорость же их несравнима соскоростью какой бы то ни было вещи из тех, что ныне известны людям, безусловново много раз больше». «Разум стал властвовать над всеобщим вращением, так какон дал начало этому вращению». «И как должно быть в будущем, и как было то,чего теперь нет, и как есть – все устроил Разум, и то вращение, которое теперьсовершают звезды, Солнце, Луна, а также отделившиеся воздух и эфир». Основнаяроль кругового движения состоит в том, что это движение приводит к разделениюпервичной смеси на составляющие ее компоненты, которые образуют несколькоконцентрических слоев, или оболочек. «Плотное, влажное, холодное и темноесобралось там, где теперь Земля; редкое же, теплое и сухое ушло в дали эфира».По Анаксагору схема образования основных структурных элементов нашего мира. Этусхему можно разбить на несколько этапов.

Первый этап, как указывалось выше, характеризуетсяобразованием двух огромных центрических слоев, или, сфер, из которых внутренняясостоит из более плотного, влажного, холодного и темного воздуха, а внешняязаполнена разреженным, сухим, горячим и светлым эфиром…

На втором этапе космообразования происходитдальнейшая дифференциация этой структуры, прежде всего за счет воздушной сферы.Из нее выделяются относительно более влажные и темные массы; уплотняясь вокругэкваториальной плоскости космического вихря, они образуют Землю, принимающуювид плотной, расплющенной лепешки; она поддерживается в подвешенном состояниинаходящимся под ней воздухом. Другой неясной проблемой у Анаксагора былапроблема происхождения наземных вод – морей, озер и рек. С одной стороны, водадолжна была выделиться из воздуха еще до земли: ведь она занимает промежуточноеположение между воздухом и землей. Как пишет сам Анаксагор, «из этихвыделяющихся масс сгущается Земля. А именно, из облаков выделяется вода, изводы же земля, из земли же сгущаются камни от действия холода…». Однако этому,как кажется, противоречат доксографические свидетельства, согласно которымморе, по Анаксагору, образовалось из жидкости, находящейся в Земле.

К третьему этапу космообразования относитсявозникновение небесных тел – Солнца, Луны и звезд. По мере дифференциацииконцентрических оболочек космоса их движение приобретает все болеенеравномерный характер. В то время как внешняя, эфирная оболочка продолжаетвращаться с большой скоростью, захватывая все новые массы окружающей смеси илишь в силу этого постепенно замедляя свое движение, внутреннее ядро космосавместе с Землей испытывает значительно большее замедление и к настоящемувремени, по-видимому, почти совсем остановилось. Из-за этого края Земли – глыбыотрываются от нее и под действием эфирного жара эти глыбы раскаляются истановятся светящимися. Солнце – самая большая из этих глыб, величинойпревышающая Пелопоннес. Луна – другая большая глыба, она движется по орбитенаходящейся ближе к земле, чем орбита Солнца, по этому она не так раскалена.Анаксагор предполагал существование жизни на Луне. Звезды – это более мелкиекамни, воспламенившиеся под действием эфира. Они удалены от Земли дальше, чемСолнце и Луна; на своих местах они удерживаются силой вращательного движения.Но иногда, под влиянием какого-либо колебания или сотрясения, они срываются сосвоих мест и падают на Землю наподобие искр, гаснущих, как только они попадаютв более холодные области воздуха. Именно такой упавшей звездой был, по мнениюАнаксагора, знаменитый эгоспотамский метеорит, о котором было сказано выше.

Аристотель сообщает о том, как объясняет Анаксагорпоявление комет: кометы, по его мнению, представляют собой соединения планет,когда последние сближаются и кажутся касающимися друг друга.

Другая парадоксальная гипотеза была высказанаАнаксагором по поводу Млечного Пути. По его мнению, эта область ночного неба,на которую не падают солнечные лучи, поскольку она находится в тени земногодиска. В этой области нет звезд, свет которых затмевался бы солнечными лучами(днем мы вообще не видим никаких звезд, ночью же на участках неба, освещенныхСолнцем, мы воспринимаем только наиболее яркие звезды); поэтому то она светитсятак ярко.

Анаксагор понял, что солнечные затмения происходятлишь во время новолуния и при том только в тех случаях, когда луна оказываетсяна прямой соединяющей Солнце и земного наблюдателя. Представление о том, чтоЛуна получает свой свет от Солнца, также обычно связывалось с именем Анаксагора(об этом, в частности, пишет Платон в «Кратиле»). Отсюда легко было сделать шагк правильному объяснению лунных затмений. Это объяснение и было даноАнаксагором – чему не помешали его неверные представления о форме Земли.

Как полагал Анаксагор, некоторые количества горячегоэфира иногда попадают в более холодные воздушные области; при этом мы наблюдаемсначала блеск огня (молнии), а затем шум и шипение, сопровождающие егопотухание (гром). Малые количества эфира являются причиной зарниц; в этомслучае звук до нас не доходит.

Эфир Анаксагора нисколько не похож на эфир аристотелевских«надлунных сфер»: он обладает, в сущности, той же природой, что и воздух,отличаясь от последнего лишь тем, что он горячее, светлее, суше и разреженнее.Любопытно, что даже землетрясения вызываются у Анаксагора эфиром. Попадающийпод землю и в ее пустоты эфир стремится прорваться вверх и, не находя выхода,сотрясает земные пласты.

Анаксагор наряду с атомистами имеет право претендоватьна роль одного из основоположников позднейшей физической науки.


Основные принципы теории материи.

Разумеется, название «Теория материи» условное. Вэпоху Анаксагора еще не существовало философского понятия материи – ни в смыслеаристотелевской «гюле» (hyle), ни в том смысле, какой этот термин приобрел вфилософии Нового времени.

Традиционная трактовка учения Анаксагора находится подглубоким воздействием аристотелевской интерпретации воззрений большинствадосократиков (а именно тех философов VI-Vвв. до нашейэры, которых Стагерит называл «физиками» или «физиологами»). В основеаристотелевской интерпретации лежит понятие «начала» (archē ). У Анаксагора число начал безгранично, только у неготакими началами служат не атомы, а бесчисленные качественно-определенныевещества – гомеомерии. Термин «гомеомерия» (в буквальном переводе –«подобочастная») указывает на основное свойство этих веществ: у них любая частьподобна по своим свойствам целому (homoios – «подобный», meros– «часть»). Такова трактовка Аристотеля. Сам же Анаксагор называл эти начала,скорее всего, семенами (spermata) – термин, который в отличие от гомеомерий встречаетсяв анаксагоровских текстах. Согласно Аристотелю, у Анаксагора материальнымипервоначалами оказываются подобочастные вещества, или (если отказаться отаристотелевской терминологии) любые встречающиеся в природе качественно-определенныевещества.

Вопросы, занимавшие Анаксагора, восходили кПарменидовскому учению о бытии. Что нужно понимать под истинным бытием, котороене меняется, не увеличивается и не уменьшается, но всегда остается равнымсамому себе,- вот проблема, стоявшая перед мыслителями Vв. Каждый изних решал эту проблему по-своему. Решение Анаксагора было в известном смысленаиболее радикальным. Истинное бытие, по его мнению, присуще всемкачественно-определенным вещам окружающего нас мира, иначе говоря, всемфизически однородным веществам, и, прежде всего тем веществам, из которыхсостоят животные и растительные организмы. Анаксагор называл их «существующимивещами». Они существуют не потому, что доступны нашему восприятию (они могут ине восприниматься нами, как это имеет место в первичной смеси). Они существуютв строгом онтологическом смысле – в смысле парменидовского бытия (eon).Каждая из этих вещей есть и может не быть.

А отсюда непосредственно следует, что всякая«существующая вещь» не возникает и не уничтожается, но всегда остается равнойсамой себе как в количественном, так и в качественном отношении. В мирепроисходит лишь соединение и разделение «существующих вещей», которые дают намвидимость возникновения и уничтожения. Об этом ясно пишет сам Анаксагор в своемсочинении: «О возникновении и уничтожении у эллинов нет правильного мнения:ведь никакая вещь не возникает и не уничтожается, но соединяется изсуществующих вещей и разделяется. И таким образом, правильнее было бы назватьвозникновение соединением, а уничтожение разделением». В другом фрагментеАнаксагор говорит о выделении «существующих вещей» из первичной смеси иподчеркивает, что при этом выделении «все в совокупности ни меньше и не больше(ибо невозможно быть больше всего), но все всегда равно».

Первое важнейшее положение теории материи Анаксагора:все «существующие вещи» не возникают и не уничтожаются, а существуют всегда водном и том же количестве. Для краткости называют это положение «принципомсохранения материи».

Но теперь Анаксагору нужно было решить основную проблему,почему качественно-определенные вещества, из которых состоят животные ирастения, не могут возникать из чего-либо другого? «Ведь каким образом,-спрашивает Анаксагор,- из не-волоса мог возникнуть волос и мясо из не-мяса?».Ведь они относятся к «существующим вещам», то есть должны удовлетворятьпринципу сохранения материи.

Анаксагор разрешает эту проблему самым радикальнымобразом. Нет таких вещей, которые состояли бы из чистого, несмешанноговещества. Каждая эмпирическая вещь представляет собой смесь всех «существующихвещей» - не некоторых, а именно всех , то есть бесчисленного ихмножества. «И так у большого и у малого имеется равное число частей, то итаким образом во всем может заключаться все. И не может быть обособленногосуществования, но во всем имеется часть всего».

Это положение, являющееся, безусловно, оригинальнойчертой теории Анаксагора, называют принципом «универсальной смеси». Анаксагорпонял, что его теория может считаться логически безупречной лишь в том случае,если к принципу «универсальной смеси» добавить еще два дополнительныхположения.

Первое из них – положение об относительности большогои малого. Так как в любой, сколь угодно малой или сколь угодно большой вещизаключена «часть всего», то тем самым стирается принципиальная разница междубольшим или малым. «И у малого ведь нет наименьшего, но всегда еще меньшее… Нои у большого всегда есть большее. И оно равно малому по количеству (то есть почислу входящих в его состав «существующих вещей»). Сама же по себе каждая вещьи велика и мала».

Отсюда необходимо вытекает и второе положение – обезграничной делимости вещества. В отличие от атомистов Анаксагор не допускалсуществования мельчайших, далее уже неделимых частиц – не допускал по следующимпричинам. Если бы такие частицы существовали, то они были бы простыми икачественно однородными. Но это находилось бы в противоречии с принципом«универсальной смеси». С другой стороны, такие неделимые частицы оказались быестественным масштабом абсолютной малости. Но такого масштаба, согласно Анаксагору,быть не может. Любая сколь угодно малая частица вещества заключает в себе все«существующие вещи» и, следовательно, не может считаться простой и однородной.

И так, с помощью сформулированных выше принципов –принципа сохранения материи и принципа универсальной смеси, а также связанныхсо вторым из этих принципов положений об относительности большого и малого и обезграничной делимости вещества Анаксагор решает проблему, поставленнуюПарменидом. Ему остается только объяснить, почему вещь, представляющая собойсмесь бесчисленного множества качественного однородных веществ, представляетсянам состоящей из какого-то одного вещества. Это происходит потому, говоритАнаксагор, что наши органы чувств воспринимают только то вещество, котороепреобладает в данной вещи. Если бы все вещества находились в ней в одной и тойже пропорции и были распределены равномерно, то она казалась быкачественно-неопределенной. Такова первичная смесь, в которой «ничто не былоразличимо».

Это положение непосредственно не вытекает ни изпринципа сохранения, ни из принципа универсальной смеси, поэтому его можнорассматривать в качестве самостоятельного принципа теории Анаксагора. Эгоназывают «принципом преобладания».

Теория материи Анаксагора была хорошо продуманной илогически безупречной теорией. Однако из нее следовали выводы, которые казалисьвесьма парадоксальными и не могли получить универсального признания ни в Vв.,ни в более позднее время.


Разум и организация космоса.

Лишь после изложения теории материи в своем сочиненииАнаксагор переходил к описанию процесса космического круговращения и указывална причину этого процесса, то есть на Разум. Любопытно, что стильанаксагоровского изложения здесь существенным образом меняется, становясьторжественным, почти гимноподобным, а Разум награждается всеми теми эпитетами ихарактеристиками, которые до нашего времени служат камнем преткновения дляисториков философии. То обстоятельство, что в ходе изложения своей теорииматерии Анаксагор не счел нужным что-либо сказать о Разуме, лишний разподтверждает мнение, высказывавшееся многими исследователями, что он нерассматривал Разум в качестве одного из материальных ингредиентов вселенной.Эпитеты «легчайший» («тончайший») и чистейший, которыми характеризуется Разум,следует понимать не буквально, а скорее в метафорическом смысле. В соответствиис архаичной логикой досократиков эти характеристики имели своей цельюпротивопоставить Разум всему вещественному, что подчинено закону универсальнойсмеси. Следует, однако, учесть, что русское слово «разум» («ум») – также каканглийское Mind или немецкое Geist – можетслужить лишь весьма приближенным эквивалентом греческого термина noū s. Бесспорно,что какие-то аспекты сознательной деятельности присущи Разуму Анаксагора – обэтом свидетельствует, в частности, та фраза, в которой говорится, что «исоединявшееся, и отделявшееся, и разделявшееся – все это знал Разум».

Не следует ли на основании всего сказанного заключить,что Разум Анаксагора был нерасчлененным, синкретичным понятием, в котором аспектыматериальности, вещественности были слиты с еще не обособившимися аспектамидуховности, сознательности? Выбор названия, разумеется, не полностью определяетсодержание самого понятия. Его наименование отражает лишь некоторый аспект,позволяющий уподобить основную функцию этого космического агента человеческойспособности постижения и предвиденья. Вызывая круговращение первичной смеси,Разум как бы предвидит те последствия, которые из этого круговращенияпроистекут. Деятельность Разума выражается в том, что он определяет эволюциюкосмоса в направлении все большей его организации. Но он организует космос непотому, что вмешивается в процесс космообразования, направляя его согласносвоей воле. Он это делает, сообщая первичной смеси мощное вращательное движениеи тем самым, позволяя проявиться объективным закономерностям, присущим мирувещей. Все развитие космоса как бы запрограммировано в «первичном толчке»,сообщаемом Разумом инертной материи.

Если Разум и можно уподобить сознательно действующемубожеству, то только в отношении выбора момента времени для началакосмообразования. Действительно, почему Разум осуществил свой «первичныйтолчок» именно тогда-то, а не на несколько миллионов лет раньше или позже? Ичто он вообще делал до этого? Эти вопросы задавались еще античнымикомментаторами, причем по этому поводу высказывались различные мнения. То лиАнаксагор писал о начале мира лишь в дидактических целях, а на самом деле онсчитал мир существующим вечно, то ли, подобно Платону, он полагал, что самовремя возникло вместе с миром.

Решение этой загадки можно найти в тексте сочинениясамого Анаксагора, где имеется любопытное место, с давних пор привлекавшеевнимание исследователей: «Если все обстоит, таким образом, то следует полагать,что во всех соединениях содержится многое и разнообразное, в том числе и семенавсех вещей, обладающие всевозможными формами, цветами, вкусами и запахами. Илюди были составлены, и другие живые существа, которые имеют душу. И у этихлюдей, как у нас, имеются населенные города и искусно выполненные творения, иесть у них Солнце, Луна и прочие светила, как у нас, и земля у них порождаетмногое и разнообразное, из чего наиболее полезное они сносят в дома иупотребляют в пищу. Это вот сказано мной об отделении, потому что не только у насстало бы отделяться, но и в другом месте».

Ряд историков философии, к которым относились, вчастности, Дж. Бёрнет и Р. Мондольфо, ссылались на приведенный отрывок как надоказательство того, что Анаксагор (вопреки свидетельствам доксографов)допускал одновременное существование многих миров. В свою очередь наш космоспредставляет собой, возможно, лишь пылинку в некоем космосе более высокогопорядка. Каждый космос определяется Анаксагором как гомеомерия – в том смысле,что он есть лишь частичка какого-то целого, во всех отношениях подобная этомуцелому; с другой стороны, любой космос состоит из бесконечного числамикрокосмосов, из которых каждый является его подобием.

«Разум же беспределен и самодержавен и не смешан ни содной вещью, но один он существует сам по себе».

Двумя важнейшими функциями анаксагоровского Разумаявляются:

1. Разум как источник движения.Осуществляя «первичный толчок», он приводит в движение вещи, ранее пребывавшиев состоянии полного покоя.

2. Разум как организатор космоса.Вызывая космическое круговращение, он определяет дальнейшее развитие космоса внаправлении все большей упорядоченности и организованности.


Литература.

· Маковельский А. О. Досократики. Т. 1-3. Казань, 1914-1919.

· Аристотель. Сочинения в 4-х томах. М., 1974-1981.

· Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитыхфилософов. М., 1979.

· Платон. Сочинения в 3-х томах. М., 1968-1972.

· Плутарх. Сравнительные жизнеописания в 3-х томах. М.,1961-1964.

· Рожанский И. Д. Анаксагор. М., «Мысль», 1983.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!