Философия и общественные науки в Новое, и Новейшее время. Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время
Cлайд 1
Повторение домашнего задания Эссе. Древнегреческая философия Вопросы 1-5 на с. 24.Cлайд 2
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/23/22216/389/img1.jpg)
Cлайд 3
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/23/22216/389/img2.jpg)
Cлайд 4
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/23/22216/389/img3.jpg)
Cлайд 5
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/23/22216/389/img4.jpg)
Cлайд 6
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/23/22216/389/img5.jpg)
Cлайд 7
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/23/22216/389/img6.jpg)
Cлайд 8
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/23/22216/389/img7.jpg)
Cлайд 9
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/23/22216/389/img8.jpg)
Cлайд 10
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/23/22216/389/img9.jpg)
Cлайд 11
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/23/22216/389/img10.jpg)
Cлайд 12
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/23/22216/389/img11.jpg)
Cлайд 13
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/23/22216/389/img12.jpg)
Cлайд 14
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/23/22216/389/img13.jpg)
Cлайд 15
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/23/22216/389/img14.jpg)
Cлайд 16
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/23/22216/389/img15.jpg)
Cлайд 17
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/23/22216/389/img16.jpg)
Cлайд 18
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/23/22216/389/img17.jpg)
Философские учения оформились еще в средневековье (основывались на религиозных учениях, философия - «служанка богословия»): - Идея: человек – главное творение Бога, оно ценнее любого другого земного творения. - Добродетельная жизнь – путь к спасению во время Страшного Суда
Известные философы средневековья: ФОМА АКВИНСКИЙ (13 в.) - Благодаря разуму человек может распознавать универсальные сущности в вещах - Человек разумное, духовное и социальное существо, для которого жизнь в обществе – необходимое условие самореализации. Аквинский канонизирован церковью, его учение признано официальной философией церкви (томизм - учение, соединившее христианские догматы с методом Аристотеля)
Известные философы средневековья: Английский ученый 13в. доказывал: Английский ученый 13в. доказывал: что знание только тогда может считаться истинным, когда оно подкреплено опытом. что знание только тогда может считаться истинным, когда оно подкреплено опытом. Задачу науки - изучать природу во всех ее проявлениях и поставить силы природы на службу людям. Задачу науки - изучать природу во всех ее проявлениях и поставить силы природы на службу людям. Роджер Бэкон
Известные философы средневековья: МАРТИН ЛЮТЕР (15-16 в.в.) Священники должны научить верующих читать священные книги (вера – это непосредственная связь с Богом) Священники должны научить верующих читать священные книги (вера – это непосредственная связь с Богом) Церковь должна стать «дешевой» (без пышных обрядов, без пышных одежд священников, богатого убранства) Церковь должна стать «дешевой» (без пышных обрядов, без пышных одежд священников, богатого убранства) Церковь должна подчиняться светской власти (князьям или императорам) Церковь должна подчиняться светской власти (князьям или императорам)
Философы эпохи Ренессанса (Возрождение культуры античности) (16 в.) Возрождается интерес к античной греческой философии, к человеку Возрождается интерес к античной греческой философии, к человеку Главным направлением в философии – гуманизм Главным направлением в философии – гуманизм В вопросах истины верховным авторитетом становится наука, а не теология (учения Н. Коперника, Г. Галилея, И. Ньютона) В вопросах истины верховным авторитетом становится наука, а не теология (учения Н. Коперника, Г. Галилея, И. Ньютона) Возникли новые философские учения об устройстве общественной жизни (Макиавелли, Гоббс, Локк, Монтескье) Возникли новые философские учения об устройстве общественной жизни (Макиавелли, Гоббс, Локк, Монтескье)
Макиавелли (в.в.) Создал учение о механизме управления государством Создал учение о механизме управления государством Цель политики – приход к власти и ее сохранение, создание стабильного государства Цель политики – приход к власти и ее сохранение, создание стабильного государства Государь сам устанавливает законы и моральные нормы (цель оправдывает средства) «макиавеллизм» Государь сам устанавливает законы и моральные нормы (цель оправдывает средства) «макиавеллизм»
Английский философ. Английский философ. Государство, по Гоббсу как мифическое библейское чудовище Левиафан, - результат договора между людьми, положившего конец естественному состоянию "войны всех против всех". Государство, по Гоббсу как мифическое библейское чудовище Левиафан, - результат договора между людьми, положившего конец естественному состоянию "войны всех против всех". Основа жизни общества – государство, которое поддерживается силой Основа жизни общества – государство, которое поддерживается силой Основные сочинения: "Левиафан" (1651), "Основы философии" (). Основные сочинения: "Левиафан" (1651), "Основы философии" (). Томас Гоббс (16-17 в.в.)
Сочинение Гоббса «Левиафан» Теория общественного договора происхождения государства, (выдвинутая голландским учёным Г. Гроцием и разрабатывавшаяся Т. Гоббсом, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо и др.) Теория общественного договора происхождения государства, (выдвинутая голландским учёным Г. Гроцием и разрабатывавшаяся Т. Гоббсом, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо и др.) государство возникло в результате договора между людьми, государство возникло в результате договора между людьми, в котором предусматривался добровольный отказ отдельных лиц от части их естественных прав в пользу государственной власти. в котором предусматривался добровольный отказ отдельных лиц от части их естественных прав в пользу государственной власти.
Джон Локк (17-18 в.в.) Английский философ, иногда называемый "интеллектуальным вождем 18 в." и первым философом эпохи Просвещения. Английский философ, иногда называемый "интеллектуальным вождем 18 в." и первым философом эпохи Просвещения. О нецелесообразности концентрации верховной власти в одних руках О нецелесообразности концентрации верховной власти в одних руках Выдвинул идею о разделении законодательной и исполнительной власти Выдвинул идею о разделении законодательной и исполнительной власти
Шарль Монтескье (17 – 18 в.в.) Вывод о необходимости выделения 3й ветви власти – судебной Вывод о необходимости выделения 3й ветви власти – судебной Оформил идею принципа разделения властей Оформил идею принципа разделения властей Основные сочинения: "Персидские письма" (1721), "О духе законов" (1748). Основные сочинения: "Персидские письма" (1721), "О духе законов" (1748).
Мари Франсуа Аруэ (Вольтер) (18в.) Век Просвещения. Французский писатель и философ- просветитель. Французский писатель и философ- просветитель. боролся против религиозной нетерпимости и мракобесия, боролся против религиозной нетерпимости и мракобесия, критиковал феодально- абсолютистскую систему, : "Философские письма" (1733), "Философский словарь" (). критиковал феодально- абсолютистскую систему, : "Философские письма" (1733), "Философский словарь" (). Общество должно опираться на науку и просвещение, тогда люди станут более нравственными Общество должно опираться на науку и просвещение, тогда люди станут более нравственными Оказал влияние на развитие мировой, в том числе русской, философской мысли. Один из идеологов Французской революции конца 18 века. Оказал влияние на развитие мировой, в том числе русской, философской мысли. Один из идеологов Французской революции конца 18 века.
Жан-Жак Руссо (18 в.) критиковал современное общество, основанное на неравенстве, и противопоставлял ему "естественное состояние" людей, свободных и равных. критиковал современное общество, основанное на неравенстве, и противопоставлял ему "естественное состояние" людей, свободных и равных. В трактате "Об общественном договоре" (1762 г.) он рисует идеальное общество, в котором государство призвано обеспечивать людям свободу через соблюдение политического и имущественного равенства, не допуская поляризации богатства и нищеты. В трактате "Об общественном договоре" (1762 г.) он рисует идеальное общество, в котором государство призвано обеспечивать людям свободу через соблюдение политического и имущественного равенства, не допуская поляризации богатства и нищеты. Мелкую собственность, основанную на личном труде, он считает основой общества. Мелкую собственность, основанную на личном труде, он считает основой общества. выступает за прямую демократию, когда законы одобряются собранием всех граждан. выступает за прямую демократию, когда законы одобряются собранием всех граждан.
Адам Смит (18 в.) Шотландский экономист и философ, Шотландский экономист и философ, основные условия процветания экономики – господство частной собственности, невмешательство государства в экономику основные условия процветания экономики – господство частной собственности, невмешательство государства в экономику Социальная структура общества – классы наемных рабочих, капиталистов, крупных земельных собственников (различаются по зарплате, ренте) Социальная структура общества – классы наемных рабочих, капиталистов, крупных земельных собственников (различаются по зарплате, ренте) Интересы рабочих и капиталистов противоположны, это неизбежность. Интересы рабочих и капиталистов противоположны, это неизбежность. экономика – это система, в которой действуют объективные законы, поддающиеся познанию. экономика – это система, в которой действуют объективные законы, поддающиеся познанию.
Огюст Конт (в.в.) Ввел термин «социология», понятие «социальная динамика» (общественные изменения) Ввел термин «социология», понятие «социальная динамика» (общественные изменения) Призывал изучать реальные факты общественной жизни Призывал изучать реальные факты общественной жизни Реальным фактором развития общества считал духовный рост людей Реальным фактором развития общества считал духовный рост людей
Герберт Спенсер (18-19 в.в.) Впервые использовал применительно к обществу понятия «система», «институт», «структура» и др. Впервые использовал применительно к обществу понятия «система», «институт», «структура» и др. Идея – об усложнении общественной организации с развитием человечества Идея – об усложнении общественной организации с развитием человечества
Социалистические идеи: 1. социалисты-утописты – Томас Мор, Томмазо Кампанелла 2. Французские социалисты – Анри Сен- Симон и Шарль Фурье, английский - Роберт Оуэн. Идеи: - Критиковали капиталистическое общество (это общество хаоса и разобщенности, жадности и эгоизма) - О гармоничном обществе, где будут преобладать общие интересы, свободный творческий труд, равноправие - Все обязательно будут трудиться, а созданные блага будут распределяться поровну
Философия и общественные науки в Новое время.
Политика и государство: новый взгляд
Цель урока: сформировать представление обучающихся о социально-философских идеях Нового времени и влиянии этих идей на общественное развитие.
Ожидаемые результаты:
Личностные: 1) формирование основ мировоззрения, ценностных ориентиров, основанных на уважении идей философской мысли Нового времени;
2) мотивированность на активированную познавательную деятельность в освоении мира и окружающей действительности;
3) выработка гражданской позиции.
Метапредметные:
Умение выполнять познавательные и практические задания, направленные на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в неадаптированных источниках (оригинальных философских текстах); овладение различными видами публичных выступлений (монолог, высказывание, дискуссия) и следование нормам и правилам ведения диалога; развитие способности нестандартно думать, анализировать, делать обобщение, развитие философского мышления; определение собственного отношения к явлениям общественной жизни, аргументирование своей точки зрения.
Предметные: 1) знание отдельных научных философских понятий: теория общественного договора, макиавеллизм, разделение властей;
2) приверженность гуманистическим и демократическим, нравственным ценностям; 3) умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, участвовать в обсуждении.
План урока
Мотивация Закрепление пройденного Изучение нового материала: акиавелли Философские воззрения Т. Гоббса Концепция Дж. Локка онтескье
4. Оценивание
5. Дебрифинг (рефлексия)
Перед началом урока проводится формирование групп: обучающиеся выбирают портрет, понравившегося им философа, и занимают место за обозначенным столом.
Мотивация
Слово учителя (приводится факт): В н. 20 в. первые позиции в рейтинге «великих держав» заняли США и Германия, отодвинув Великобританию и Францию. Причиной такого небывалого успеха в США историки называют экономическую и политическую свободу граждан, преобладание частных интересов над государственными. Причиной же взлета Германии является усиление роли государства, выражавшуюся в милитаризации, государственных заказах , жестком контроле со стороны властей.
О чем свидетельствует этот факт? (разными путями можно сделать государство «великой державой»)
Вы, сегодняшние десятиклассники, чей путь (США или Германии) вам кажется предпочтительным?
(выслушиваются мнения учащихся)
Закрепление пройденного
Вопрос учителя: От чего зависит путь развития государства? Давайте вспомним, что собой представляли США и Германия в н. 20 века по форме правления?
(США – республика, президентская;
Германия – монархия, парламентская)
Учитель начинает оформлять схему на доске:
ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ
Республика Монархия
Президентская? ? парламентская? ?
Учитель: Дополните схему другими формами правления и кратко охарактеризуйте их.
В силу первой власти государь или учреждение создают законы, временные или постоянные, и исправляют или отменяют существующие законы. В силу второй власти они объявляют войну или заключают мир, посылают или приглашают послов, обеспечивают безопасность, предотвращают нашествия. В силу третьей власти карают преступления и разрешают столкновения частных лиц. Последнюю власть можно назвать судебной…
Для гражданина политическая свобода есть душевное спокойствие, основанное на убеждении своей безопасности. Чтобы обладать этой свободой, необходимо такое правление, при котором один гражданин может не бояться другого гражданина.
Если власть законодательная и исполнительная будут сведены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что монарх или сенат станут создавать тиранические законы для того, чтобы так же тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем.
Все погибло бы, если в одном и том же лице и учреждении, составленном из сановников, из дворян или простых людей, были соединены три власти: власть создавать законы, власть проводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления и тяжбы частных лиц.
Вопросы к тексту:
Какие ветви власти выделяет Монтескье? Зачем необходимо разделять ветви власти? Каково ваше отношение к подобному управлению в государстве? Считаете ли вы данный путь возможным и необходимым в современной действительности?