Информационный женский портал

Философия и общественные науки в Новое, и Новейшее время. Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время

Cлайд 1

Повторение домашнего задания Эссе. Древнегреческая философия Вопросы 1-5 на с. 24.

Cлайд 2

Домашнее задание §3 читать, материал лекции учить, работа с источником на с. 37, ответы письменно, Тест «»

Cлайд 3

Cлайд 4

1. Кризис средневековых представлений о человеке и обществе Средневековье - это господство религиозного мировоззрения, выраженного в богословии «Философия – служанка богословия» Её основная функция - истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога VIII-XV века – господствует схола стика (греч. σχολαστικός - учёный школьный) - систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля. Основные проблемы Вера и знание Доказательство бытия Бога

Cлайд 5

1. Кризис средневековых представлений о человеке и обществе Аврелий Августин (354-430) Учение о соотношении свободы воли человека, божественной благодати Человек создавался Богом, как свободное существо, но, совершив грехопадение, сам выбрал зло и пошёл против воли Бога. Так возникает зло, так человек становится несвободным. Человек несвободен и неволен ни в чём, он всецело зависит от Бога. Главная цель человека - спасение перед Страшным Судом, искупление греховности рода человеческого, беспрекословное повиновение церкви

Cлайд 6

1. Кризис средневековых представлений о человеке и обществе Фома Аквинский (1225-1274) Индивидуальность человека - личностное единство души и тела Конечная цель жизни человека - достижение блаженства, обретаемого в созерцании Бога в загробном мире По своему положению человек - промежуточное существо между тварями (животными) и ангелами. В ряду телесных созданий - он высшее существо, его отличает разумная душа и свободная воля. В силу последней человек ответствен за свои поступки. А корень его свободы - разум

Cлайд 7

1. Кризис средневековых представлений о человеке и обществе Роджер Бэкон (1214-1292) 1. Считал, что только математика, как наука, наиболее достоверна и несомненна. С её помощью можно проверять данные всех остальных наук. 2. Выделил три способа познания: веру - религия, рассуждения - философия; опыт - наука. Уильям О ккам (1285-1349) Реальность Бога нельзя установить логическими средствами или через чувственный опыт; 2. Единственный путь к Богу – вера.

Cлайд 8

1. Кризис средневековых представлений о человеке и обществе Мартин Лютер (1483-1546) Sola fide, sola gratia и sola scriptura (спасение только верой, благодатью и Библией); 2. В противоположность католическому учению о противопоставлении мирского и духовного, Лютер полагал, что и в мирской жизни на профессиональном поприще осуществляется благодать Бога 3. Бог предназначает человека к определённому виду деятельности посредством вложенного таланта или способности и долг человека прилежно трудиться, исполняя свое призвание. Причем в глазах Бога нет труда благородного или презренного. 4. Священники не являются посредниками между Богом и человеком, они лишь должны направлять паству и являть собой пример истинных христиан. «Человек спасает душу не через Церковь, а через веру»

Cлайд 9

1. Кризис средневековых представлений о человеке и обществе Гуманизм - европейское интеллектуальное движение, являющееся важным компонентом Ренессанса. Возникло во Флоренции в середине XIV в., существовало до середины XVI в. Основной идеей ренессансных гуманистов было улучшение человеческой природы через изучение античной литературы Главным принципом всей гуманистической этики Ренессанса было учение о высоком назначении человека. Человек, наделенный разумом и бессмертной душой, обладающий добродетелью и безграничными творческими возможностями, свободный в своих поступках и помыслах, поставлен в центр мироздания самой природой Теоцентризм Антропоцентризм

Cлайд 10

2. Политика и государство: новый взгляд Никколо Макиаве лли (1469-1527) В основе политического поведения лежат выгода и сила, и что в политике следует опираться на силу, а не на мораль, которой можно и пренебречь при наличии благой цели 2. Лучше сильный, пусть и лишенный угрызения совести, государь во главе единой страны, чем соперничающие удельные правители 3. Н. Макиавелли поставил в философии и истории вопрос о соотношении моральных норм и политической целесообразности

Cлайд 11

2. Политика и государство: новый взгляд Томас Гоббс (1588-1679) Гоббс - один из основателей «договорной» теории происхождения государства. Государство - результат договора между людьми, положившего конец естественному догосударственному состоянию «войны всех против всех». 2. Гоббс - сторонник монархии. Отстаивая необходимость подчинения церкви государству, он считал необходимым сохранение религии как орудия государственной власти для обуздания народа 3. Основой нравственности он считал «естественный закон» - стремление к самосохранению и удовлетворению потребностей. Человеческие добродетели обусловлены разумным пониманием того, что способствует достижению блага

Cлайд 12

2. Политика и государство: новый взгляд Джон Локк (1632-1704) Сторонник конституционной монархии и теории общественного договора 2. Теоретик гражданского общества и правового демократического государства (за подотчетность короля и лордов закону) 3. Первым предложил принцип разделения властей: на законодательную, исполнительную и федеративную 4. Государство создано для гарантии естественных прав (свобода, равенство, собственность) и законов (мир и безопасность), оно не должно посягать на эти права, должно быть организовано так, чтобы естественные права были надежно гарантированы

Cлайд 13

2. Политика и государство: новый взгляд Шарль Монтескье (1689-1755) Свобода может быть обеспечена лишь законами: «Свобода есть право делать всё, что дозволено законами» 2. Основная цель разделения властей - избежать злоупотребления властью. 3. Одним из основных законов демократии является закон, в силу которого законодательная власть принадлежит только народу. «Все люди равны в республиканских государствах, они равны и в деспотических государствах. В первом случае они равны, потому что они - все, во втором - потому, что они ничто»

Cлайд 14

3. Просвещение: вера и разум Вольтер (1694-1778) Эпоха Просвещения - интеллектуальное и духовное движение конца 17 – начала 19 вв. в Европе и Северной Америке. Оно явилось естественным продолжением гуманизма, Возрождения и рационализма начала Нового времени Основным стремлением просвещения было найти путём деятельности человеческого разума естественные принципы человеческой жизни По социальным воззрениям Вольтер - сторонник неравенства. Общество должно делиться на «образованных и богатых» и на тех, кто, «ничего не имея», «обязан на них работать» или их «забавлять» Убеждённый и страстный противник абсолютизма, он остался до конца жизни монархистом

Cлайд 15

3. Просвещение: вера и разум Жан-Жак Руссо (1612-1778) Государство возникает в результате общественного договора. Согласно общественному договору верховная власть в государстве принадлежит всему народу. 2. Закон как выражение общей воли выступает гарантией индивидов от произвола со стороны правительства, которое не может действовать, нарушая требования закона 3. Благодаря закону как выражению общей воли можно добиться и относительного имущественного равенства 4. Руссо считал человека добрым по природе. Цивилизация пагубно сказывается на человеке

Cлайд 16

4. Становление общественных наук Адам Смит (1723-1790) В конце XVIII-XIX в. шло становление научного обществознания Отдельная личность, стремясь к собственной выгоде, независимо от её воли и сознания, направляется к достижению выгоды и пользы для всего общества («невидимая рука рынка») Таким образом производителей рынок «подталкивает» к реализации интересов других людей, а всех вместе к росту богатства всего общества К основным условиям экономического процветания Смит относил господство частной собственности, невмешательство государства в экономику, отсутствие препятствий для развития личной инициативы

Cлайд 17

4. Становление общественных наук Огюст Конт (1798-1857) XIX век – зарождение социологии 1. Стремился отделить научное исследование общества от «философских спекуляций», призывал изучать реальные факты общественной жизни 2. Основным фактором развития он считал духовный рост, но при этом не исключал влияния климата, принадлежности к расе, темпов прироста населения и других факторов 3. Назначение государства - «объединять частные силы для общей цели»

Cлайд 18

4. Становление общественных наук Герберт Спенсер (1820-1903 гг.) Первым применительно к обществу использовал понятия системы, института, структуры 2. Выдвинул и обосновал идею об усложнении общественной организации с развитием человечества 3. Считал, что преимущества в «борьбе за выживание» в ходе естественного отбора имеют те, кто наиболее развит в интеллектуальном отношении. 4. Важнейший принцип его социологии - уподобление общества организму



Философские учения оформились еще в средневековье (основывались на религиозных учениях, философия - «служанка богословия»): - Идея: человек – главное творение Бога, оно ценнее любого другого земного творения. - Добродетельная жизнь – путь к спасению во время Страшного Суда




Известные философы средневековья: ФОМА АКВИНСКИЙ (13 в.) - Благодаря разуму человек может распознавать универсальные сущности в вещах - Человек разумное, духовное и социальное существо, для которого жизнь в обществе – необходимое условие самореализации. Аквинский канонизирован церковью, его учение признано официальной философией церкви (томизм - учение, соединившее христианские догматы с методом Аристотеля)


Известные философы средневековья: Английский ученый 13в. доказывал: Английский ученый 13в. доказывал: что знание только тогда может считаться истинным, когда оно подкреплено опытом. что знание только тогда может считаться истинным, когда оно подкреплено опытом. Задачу науки - изучать природу во всех ее проявлениях и поставить силы природы на службу людям. Задачу науки - изучать природу во всех ее проявлениях и поставить силы природы на службу людям. Роджер Бэкон


Известные философы средневековья: МАРТИН ЛЮТЕР (15-16 в.в.) Священники должны научить верующих читать священные книги (вера – это непосредственная связь с Богом) Священники должны научить верующих читать священные книги (вера – это непосредственная связь с Богом) Церковь должна стать «дешевой» (без пышных обрядов, без пышных одежд священников, богатого убранства) Церковь должна стать «дешевой» (без пышных обрядов, без пышных одежд священников, богатого убранства) Церковь должна подчиняться светской власти (князьям или императорам) Церковь должна подчиняться светской власти (князьям или императорам)


Философы эпохи Ренессанса (Возрождение культуры античности) (16 в.) Возрождается интерес к античной греческой философии, к человеку Возрождается интерес к античной греческой философии, к человеку Главным направлением в философии – гуманизм Главным направлением в философии – гуманизм В вопросах истины верховным авторитетом становится наука, а не теология (учения Н. Коперника, Г. Галилея, И. Ньютона) В вопросах истины верховным авторитетом становится наука, а не теология (учения Н. Коперника, Г. Галилея, И. Ньютона) Возникли новые философские учения об устройстве общественной жизни (Макиавелли, Гоббс, Локк, Монтескье) Возникли новые философские учения об устройстве общественной жизни (Макиавелли, Гоббс, Локк, Монтескье)


Макиавелли (в.в.) Создал учение о механизме управления государством Создал учение о механизме управления государством Цель политики – приход к власти и ее сохранение, создание стабильного государства Цель политики – приход к власти и ее сохранение, создание стабильного государства Государь сам устанавливает законы и моральные нормы (цель оправдывает средства) «макиавеллизм» Государь сам устанавливает законы и моральные нормы (цель оправдывает средства) «макиавеллизм»


Английский философ. Английский философ. Государство, по Гоббсу как мифическое библейское чудовище Левиафан, - результат договора между людьми, положившего конец естественному состоянию "войны всех против всех". Государство, по Гоббсу как мифическое библейское чудовище Левиафан, - результат договора между людьми, положившего конец естественному состоянию "войны всех против всех". Основа жизни общества – государство, которое поддерживается силой Основа жизни общества – государство, которое поддерживается силой Основные сочинения: "Левиафан" (1651), "Основы философии" (). Основные сочинения: "Левиафан" (1651), "Основы философии" (). Томас Гоббс (16-17 в.в.)


Сочинение Гоббса «Левиафан» Теория общественного договора происхождения государства, (выдвинутая голландским учёным Г. Гроцием и разрабатывавшаяся Т. Гоббсом, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо и др.) Теория общественного договора происхождения государства, (выдвинутая голландским учёным Г. Гроцием и разрабатывавшаяся Т. Гоббсом, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо и др.) государство возникло в результате договора между людьми, государство возникло в результате договора между людьми, в котором предусматривался добровольный отказ отдельных лиц от части их естественных прав в пользу государственной власти. в котором предусматривался добровольный отказ отдельных лиц от части их естественных прав в пользу государственной власти.


Джон Локк (17-18 в.в.) Английский философ, иногда называемый "интеллектуальным вождем 18 в." и первым философом эпохи Просвещения. Английский философ, иногда называемый "интеллектуальным вождем 18 в." и первым философом эпохи Просвещения. О нецелесообразности концентрации верховной власти в одних руках О нецелесообразности концентрации верховной власти в одних руках Выдвинул идею о разделении законодательной и исполнительной власти Выдвинул идею о разделении законодательной и исполнительной власти


Шарль Монтескье (17 – 18 в.в.) Вывод о необходимости выделения 3й ветви власти – судебной Вывод о необходимости выделения 3й ветви власти – судебной Оформил идею принципа разделения властей Оформил идею принципа разделения властей Основные сочинения: "Персидские письма" (1721), "О духе законов" (1748). Основные сочинения: "Персидские письма" (1721), "О духе законов" (1748).


Мари Франсуа Аруэ (Вольтер) (18в.) Век Просвещения. Французский писатель и философ- просветитель. Французский писатель и философ- просветитель. боролся против религиозной нетерпимости и мракобесия, боролся против религиозной нетерпимости и мракобесия, критиковал феодально- абсолютистскую систему, : "Философские письма" (1733), "Философский словарь" (). критиковал феодально- абсолютистскую систему, : "Философские письма" (1733), "Философский словарь" (). Общество должно опираться на науку и просвещение, тогда люди станут более нравственными Общество должно опираться на науку и просвещение, тогда люди станут более нравственными Оказал влияние на развитие мировой, в том числе русской, философской мысли. Один из идеологов Французской революции конца 18 века. Оказал влияние на развитие мировой, в том числе русской, философской мысли. Один из идеологов Французской революции конца 18 века.


Жан-Жак Руссо (18 в.) критиковал современное общество, основанное на неравенстве, и противопоставлял ему "естественное состояние" людей, свободных и равных. критиковал современное общество, основанное на неравенстве, и противопоставлял ему "естественное состояние" людей, свободных и равных. В трактате "Об общественном договоре" (1762 г.) он рисует идеальное общество, в котором государство призвано обеспечивать людям свободу через соблюдение политического и имущественного равенства, не допуская поляризации богатства и нищеты. В трактате "Об общественном договоре" (1762 г.) он рисует идеальное общество, в котором государство призвано обеспечивать людям свободу через соблюдение политического и имущественного равенства, не допуская поляризации богатства и нищеты. Мелкую собственность, основанную на личном труде, он считает основой общества. Мелкую собственность, основанную на личном труде, он считает основой общества. выступает за прямую демократию, когда законы одобряются собранием всех граждан. выступает за прямую демократию, когда законы одобряются собранием всех граждан.


Адам Смит (18 в.) Шотландский экономист и философ, Шотландский экономист и философ, основные условия процветания экономики – господство частной собственности, невмешательство государства в экономику основные условия процветания экономики – господство частной собственности, невмешательство государства в экономику Социальная структура общества – классы наемных рабочих, капиталистов, крупных земельных собственников (различаются по зарплате, ренте) Социальная структура общества – классы наемных рабочих, капиталистов, крупных земельных собственников (различаются по зарплате, ренте) Интересы рабочих и капиталистов противоположны, это неизбежность. Интересы рабочих и капиталистов противоположны, это неизбежность. экономика – это система, в которой действуют объективные законы, поддающиеся познанию. экономика – это система, в которой действуют объективные законы, поддающиеся познанию.


Огюст Конт (в.в.) Ввел термин «социология», понятие «социальная динамика» (общественные изменения) Ввел термин «социология», понятие «социальная динамика» (общественные изменения) Призывал изучать реальные факты общественной жизни Призывал изучать реальные факты общественной жизни Реальным фактором развития общества считал духовный рост людей Реальным фактором развития общества считал духовный рост людей


Герберт Спенсер (18-19 в.в.) Впервые использовал применительно к обществу понятия «система», «институт», «структура» и др. Впервые использовал применительно к обществу понятия «система», «институт», «структура» и др. Идея – об усложнении общественной организации с развитием человечества Идея – об усложнении общественной организации с развитием человечества


Социалистические идеи: 1. социалисты-утописты – Томас Мор, Томмазо Кампанелла 2. Французские социалисты – Анри Сен- Симон и Шарль Фурье, английский - Роберт Оуэн. Идеи: - Критиковали капиталистическое общество (это общество хаоса и разобщенности, жадности и эгоизма) - О гармоничном обществе, где будут преобладать общие интересы, свободный творческий труд, равноправие - Все обязательно будут трудиться, а созданные блага будут распределяться поровну



Философия и общественные науки в Новое время.

Политика и государство: новый взгляд

Цель урока: сформировать представление обучающихся о социально-философских идеях Нового времени и влиянии этих идей на общественное развитие.

Ожидаемые результаты:

Личностные: 1) формирование основ мировоззрения, ценностных ориентиров, основанных на уважении идей философской мысли Нового времени;

2) мотивированность на активированную познавательную деятельность в освоении мира и окружающей действительности;

3) выработка гражданской позиции.

Метапредметные:

Умение выполнять познавательные и практические задания, направленные на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в неадаптированных источниках (оригинальных философских текстах); овладение различными видами публичных выступлений (монолог, высказывание, дискуссия) и следование нормам и правилам ведения диалога; развитие способности нестандартно думать, анализировать, делать обобщение, развитие философского мышления; определение собственного отношения к явлениям общественной жизни, аргументирование своей точки зрения.

Предметные: 1) знание отдельных научных философских понятий: теория общественного договора, макиавеллизм, разделение властей;

2) приверженность гуманистическим и демократическим, нравственным ценностям; 3) умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, участвовать в обсуждении.

План урока

Мотивация Закрепление пройденного Изучение нового материала: акиавелли Философские воззрения Т. Гоббса Концепция Дж. Локка онтескье

4. Оценивание

5. Дебрифинг (рефлексия)

Перед началом урока проводится формирование групп: обучающиеся выбирают портрет, понравившегося им философа, и занимают место за обозначенным столом.

Мотивация

Слово учителя (приводится факт): В н. 20 в. первые позиции в рейтинге «великих держав» заняли США и Германия, отодвинув Великобританию и Францию. Причиной такого небывалого успеха в США историки называют экономическую и политическую свободу граждан, преобладание частных интересов над государственными. Причиной же взлета Германии является усиление роли государства, выражавшуюся в милитаризации, государственных заказах , жестком контроле со стороны властей.

О чем свидетельствует этот факт? (разными путями можно сделать государство «великой державой»)

Вы, сегодняшние десятиклассники, чей путь (США или Германии) вам кажется предпочтительным?

(выслушиваются мнения учащихся)

Закрепление пройденного

Вопрос учителя: От чего зависит путь развития государства? Давайте вспомним, что собой представляли США и Германия в н. 20 века по форме правления?

(США – республика, президентская;

Германия – монархия, парламентская)

Учитель начинает оформлять схему на доске:

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ

Республика Монархия

Президентская? ? парламентская? ?

Учитель: Дополните схему другими формами правления и кратко охарактеризуйте их.

В силу первой власти государь или учреждение создают законы, временные или постоянные, и исправляют или отменяют существующие законы. В силу второй власти они объявляют войну или заключают мир, посылают или приглашают послов, обеспечивают безопасность, предотвращают нашествия. В силу третьей власти карают преступления и разрешают столкновения частных лиц. Последнюю власть можно назвать судебной…

Для гражданина политическая свобода есть душевное спокойствие, основанное на убеждении своей безопасности. Чтобы обладать этой свободой, необходимо такое правление, при котором один гражданин может не бояться другого гражданина.

Если власть законодательная и исполнительная будут сведены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что монарх или сенат станут создавать тиранические законы для того, чтобы так же тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем.

Все погибло бы, если в одном и том же лице и учреждении, составленном из сановников, из дворян или простых людей, были соединены три власти: власть создавать законы, власть проводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления и тяжбы частных лиц.

Вопросы к тексту:

Какие ветви власти выделяет Монтескье? Зачем необходимо разделять ветви власти? Каково ваше отношение к подобному управлению в государстве? Считаете ли вы данный путь возможным и необходимым в современной действительности?



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!