Информационный женский портал

Формулировка цели воспитания в современной гуманистической педагогике. Гуманное воспитание детей дошкольного возраста Цель и содержание гуманистического воспитания

Гуманистическое воспитание (концепция) разрабатывалась на протяжении многих веков. В результате была сформирована цель – гармоничное развитие личности. Данная цель предполагает гуманные (человечные) отношения между участниками педагогического процесса.

Специфика цели гуманистического воспитания – создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с собой и обществом.

Такое понимание цели позволят осмыслить человека как уникальное явление, признать его субъективность, развитие которой и есть цель жизни.

Из цели гуманистического воспитания вытекают задачи:

Философско-мировоззренческая ориентация личности в понимании смысла жизни, своего места в мире, своей уникальности и ценности;

Приобщение личности к системе культурных ценностей;

Культивирование норм гуманистической морали (человечность, доброта, милосердие, сочувствие, взаимоуважение, веротерпимость и т.д.);

Развитие способности к адекватным оценкам и самооценкам, саморегуляции поведения и деятельности;

Воспитание патриотизма, законопослушности;

Воспитание отношения и труду как фактору создающему материальный и духовный потенциал страны, которые являются условиями личностного роста;

Развитие представлений о здоровом образе жизни и т.д.

7. Закономерности и принципы воспитания: природоссобразность, культуросообразность, гуманизация

В современной педагогике нет единства по этим вопросам.

Закономерности воспитания представляют существенные внутренние и внешние связи между важными компонентами системы воспитания.

Воспитательная деятельность не может быть успешной, если не учитываются закономерности воспитания.

К основным закономерностям воспитания относятся:

    обусловленность воспитания социально-экономическими условиями, в которых оно протекает;

    деятельность и общение ведущей строительный материал для формирования личности;

    процесс воспитания невозможен без активной деятельности самих воспитанников;

    обусловленность процесса воспитания возрастными и индивидуальными особенностями детей и др.

В принципах воспитания сформированных требованиями к процессу его формам и методам.

К ним относятся:

    связь воспитания с жизнью, социокультурной средой;

    комплексности, целостности, единства всех компонентов ВП;

    принцип педагогического руководства и самодеятельности школьников;

    принцип воспитания в труде;

    гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему;

    воспитание в коллективах учащихся;

    опора на положительное в личности ребенка;

    учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

    систематичность, последовательность единства действий и требований школы, семьи и др;

    зависимость воспитания от складывающихся у личности взаимоотношений с обществом, с отдельными людьми;

    воспитание зависит от отношения воспитуемого к воспитателю, от согласованности воспитательных воздействий и возможностей воспитанников.

Все принципы тесно связаны между собой и должны быть реализованы на практике.

Принципы гуманизации воспитания представляет собой требования строить ВП на гуманной основе, на уважении, чуткости, доброжелательности педагога, которые должны сочетаться с разумной требовательностью к воспитанникам.

Данный принцип строится на добровольности учащихся принимать участие в различных видах деятельности, на предупреждении негативных последствий в процессе воспитания, на активности воспитанников, на доброте воспитателя, на его умении защищать интересы, на поиске различных вариантов решения актуальных задач воспитания.

Принцип природосообразности состоит в том, что воспитание необходимо основывать на научном осознании естественных и социальных процессов, согласовывать с законами развития природы, человека. Содержание воспитания, его формы и методы должны быть сориентированы возрастом, полом детей.

У молодого поколения важно воспитывать стремление к здоровому образу жизни, природоохранного поведения, осознание проблем человечества, ответственности за природу, общество.

Принцип культуросообразности требует, чтобы воспитание строилось на общечеловеческих ценностях с учетом этнической и региональной культур. Необходимо приобщать детей к различным составляющим культуры (физическая, бытовая, речевая, сексуальная, нравственная, интеллектуальная и т.д.).

Культура успешно реализует функцию развития личности, если она побуждает к деятельности.

Принцип дифференциации воспитания состоит в том, что организация процесса воспитания, выбор его содержания, форм, методов должны создавать оптимальные условия для каждого ребенка, ориентироваться на удовлетворение различных образовательных потребностей, запросов, задатков, учитывать индивидуальные особенности детей, предоставлять им права выбора школьных предметов, занятий по интересам, видам деятельности.

Принципы воспитания и обучения тесно между собой связаны, функционируют как целостная система.

"Война - это акт гуманизма"
(Д. Рамсфилд, министр обороны США)

Самые значительные изменения в отношении родителей и детей произошли в двадцатом веке. Пришло время международных соглашений, деклараций, конвенций и манифестов. Людей стали интересовать вопросы защиты прав человека, женского равноправия, прав ребенка и др. Наступила эпоха современного гуманизма, гуманизма очень своеобразного. С движением гуманизма, возникшего в эпоху Возрождения, современный гуманизм имеет мало общего.

Как произошло, что в 20 веке взрослые стали уделять больше внимания детским проблемам? Вспомним историю. Обе мировые войны оставили огромное количество детей-сирот. Многие из них впоследствии оказались связаны криминальным миром. Тяжелые времена родили педагогов-героев, таких как А.С. Макаренко и Януш Корчак. Для решения проблемы требовались активные действия на государственном уровне.

В 1924 г. Лига Наций приняла Женевскую Декларацию прав ребенка. Смысл декларации был в том, что детям нужно предоставлять условия для нормального развития, защищать от эксплуатации, оказывать поддержку в тяжелое время испытаний. В 1946 г. был создан детский фонд ООН - организация ЮНИСЕФ. Первоначально Фонд предназначался для помощи обездоленным малолетним жертвам Второй мировой войны. Позже, организация взяла на себя решение задач по оказанию помощи детям во всем мире. В 1959 году ООН приняла новую Декларацию прав ребенка. По сравнению с Женевской декларацией, в ней более жестко указывалось, что общество должно защищать ребенка, его честь и достоинство. Общество должно предоставить ребенку все условия для его развития, включая питание, жилище, развлечения, медицинское обслуживание. Ребенок должен воспитываться в условиях любви, понимании дружбы на благо обществу. 20 ноября 1989 года была принята Конвенция о правах ребенка. С этого времени весь мир ежегодно отмечает 20 ноября, как Всемирный день ребенка.

Декларации, принятые до этого, имели рекомендательный характер. Другое дело конвенция, которая является правовым стандартом. В конвенции впервые заявлено, что ребенок имеет право , а родители и государство отвечают за то, чтобы это право соблюдалось. В конвенции особо подчеркивается, что решать проблемы ребенка нужно в семье.

Конечно же, декларации и конвенции ничего бы не стоили, если бы у людей не менялись представления о детях и их воспитании. Эти представления нашли отражение в литературе. Вспомните добрые детские книжки: «Алиса в стране чудес» (Льюис Кэрролл, 1864), ««Приключениях Тома Сойера» (Марк Твен, 1876) «Король Матиуш Первый. Король Матиуш на необитаемом острове.» (Януш Корчак, 1923), «Мэри Поппинс» (Памела Трэверс, 1934), «Маленький принц» (Антуан де Сент-Экзюпери, 1945), «Пеппи длинный чулок» (Астрид Линдгрен, 1945), «Малыш и Карлсон» (Астрид Линдгрен, 1955). Это ведь не только книги для детей, но и книги взрослым о детях! С середины двадцатого века, к книгам подключилось и телевидение: фильмы, мультфильмы, детские передачи.

Учителя, психологи и даже детские врачи начали разрабатывать новые концепции обучения, воспитания и развития ребенка. Именно сейчас, трудами этих людей, практическая педагогика обретает свой облик.

Издержки гуманистического воспитания

Убей бобра, спаси осину!
Вариант лозунга современных гуманистов

Идеи гуманизма помогли справиться с предрассудками прошлого. Тем не менее, гуманизм оказался палкой о двух концах. Некоторые в своих убеждениях доходят до абсурда.

"В штате Флорида Кэт и Харланд Барнард, родители 17-летнего Бенджамина и 12-летней Кит, объявили забастовку в связи с тем, что их дети не помогают им по хозяйству. По словам 45-летней К.Барнард, она и ее 56-летний муж испробовали все методы, чтобы заставить детей вести себя как следует: плакаты воспитательного содержания, лишение карманных денег, консультации у психолога. Каплей, переполнившей чашу терпения, стало то, что Бенджамин не предложил матери помочь скосить траву на газоне, хотя ей только что сделали операцию. Неделю назад родители установили перед домом палатку и несколько лозунгов, один из которых гласит: "Бастуют родители". Спят они на надувных матрасах в палатке, едят барбекю и заходят в дом только для того, чтобы помыться в душе. Дети живут в доме, едят то, что приготовят себе сами из замороженных полуфабрикатов. За противостоянием отцов и детей наблюдает местная полиция, учителя и работники социальных служб. Местные стражи порядка три раза приезжали к дому Барнардов, но не пытались вмешаться. 17-летний Бен не очень доволен забастовкой и вниманием прессы. Однако его сестра говорит, что понимает родителей и намерена исправиться", - передает Би-би-си.

Забавная ситуация? Только не для американских родителей, связанных по рукам и ногам множеством запретов. Речь идет не только о физических наказаниях (кстати, если вздумаете шлепать ребенка, пока находитесь в западных странах, рискуете оказаться за решеткой). Но, даже такие наказания как лишение карманных денег, сладкого или возможности играть со своими игрушками, может быть сочтено слишком жестоким. Американские дети знают свои права. В этой стране считается нормальным, когда дети доносят на своих родителей. Нужно ли говорить, что воспитание детей во многих семьях превращается в проблему?

Но некоторые родители пошли даже дальше. Представьте себе школу, в которой дети могут делать все, что вздумается: рисовать на стенах, ездить на велосипеде, нецензурно ругаться. Ни экзаменов, ни контрольных. Любой урок можно пропустить. Ученик может выбить школьное окно и его не накажут. Все учителя преданы идеям развития у детей врожденных творческих способностей. Их задача не научить ребенка, а заинтересовать.

Это не вымысел, такая школа действительно существовала в США, в городе Сиэтл. Школа «Море и песок» начала свою работу в 1970 году. Это был экспериментальный проект учителей и родителей, которые придерживались общих убеждений, что ребенку необходима свобода, его нельзя принуждать. Школа была платной, обучение ребенка обходилось в кругленькую сумму. Вот некоторые принципы, которых старались придерживаться учителя и родители:

  1. Взрослые не имеют права требовать от ребенка послушания. Дети должны быть свободны, а взрослые должны относиться к ним, как к равным.
  2. Строго запрещаются любые наказания.
  3. Не следует просить детей выполнять какую-либо работу, пока им не исполнится 18 лет.
  4. Родители не должны требовать , чтобы дети говорили им "спасибо" и "пожалуйста".
  5. Нельзя вознаграждать ребенка за хорошее поведение. Вознаграждение - это скрытая форма принуждения.
  6. Успеваемость ребенка в школе является его личным делом, родители не должны вмешиваться в этот вопрос.

Заметьте, гуманистическое воспитание содержит множество запретов, просто все эти запреты - против родителей. По сути, запреты свелись к следующему: «Если взрослые не будут мешать, из ребенка обязательно вырастет талантливый творческий человек!» Вот воспоминания одной из учениц:

Если мне надоедало заниматься математикой, меня мирно отпускали в библиотеку сочинять рассказы. Историю мы изучали путем воспроизведения самых маловажных ее элементов. В течение одного года мы толкли кукурузу, строили вигвамы, ели буйволятину и выучили два индейских слова. Это была ранняя история Америки. На другой год мы мастерили причудливые костюмы, лепили горшки из глины и богов из папье-маше. Это была культура Греции. А еще через год мы все изображали прекрасных дам и закованных в броню рыцарей, и это означало, что мы изучаем средневековье. Мы пили апельсиновый сок из оловянных кубков, но так и не узнали, что такое средние века. Они остались для меня некой Терра Инкогнита.

Не обучение, а сказка. Проблемы начались через несколько лет, когда учеников выпустили в жизнь. Воспоминания той же самой ученицы:

Когда мы покинули стены школы, недавние счастливые дети оказались никому не нужными. У нас появилось ощущение своей полной никчемности... Куда бы мы ни пытались поступать, мы неизбежно оказывались слабо подготовленными и недостаточно развитыми в культурном отношении. Некоторым из нас реальная жизнь оказалась не по силам. Один из моих школьных друзей покончил с собой два года назад, после того как его в двадцать лет исключили за неуспеваемость из самой слабой школы в Нью-Йорке...

Преподаватели часто интересовались, как мне удалось поступить в старшие классы. Однако я сумела, хотя и с большим трудом, осилить не только среднюю школу, но и высшее образование (сначала закончить двухгодичный колледж, потому что на полный курс обучения меня нигде не хотели принимать, а потом Нью-Йоркский университет), испытывая к науке то неизменное отвращение, которое мне было привито в школе. Меня до сих пор поражает, что я получила степень бакалавра гуманитарных наук, и я предпочитаю считать себя бакалавром естественных наук...

И теперь я понимаю, что действительная задача школы заключается в том, чтобы увлечь ученика многообразием знаний, а если увлечь не удается, то втянуть его в этот процесс насильно. И жаль, что со мной так не поступили.

История кажется грустной...

Гуманистическое воспитание (концепция) разрабатывалась на протяжении многих веков. В результате была сформирована цель – гармоничное развитие личности. Данная цель предполагает гуманные (человечные) отношения между участниками педагогического процесса.

Специфика цели гуманистического воспитания – создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с собой и обществом.

Такое понимание цели позволят осмыслить человека как уникальное явление, признать его субъективность, развитие которой и есть цель жизни.

Из цели гуманистического воспитания вытекают задачи:

Философско-мировоззренческая ориентация личности в понимании смысла жизни, своего места в мире, своей уникальности и ценности;

Приобщение личности к системе культурных ценностей;

Культивирование норм гуманистической морали (человечность, доброта, милосердие, сочувствие, взаимоуважение, веротерпимость и т.д.);

Развитие способности к адекватным оценкам и самооценкам, саморегуляции поведения и деятельности;

Воспитание патриотизма, законопослушности;

Воспитание отношения и труду как фактору создающему материальный и духовный потенциал страны, которые являются условиями личностного роста;

Развитие представлений о здоровом образе жизни и т.д.

7. Закономерности и принципы воспитания: природоссобразность, культуросообразность, гуманизация

В современной педагогике нет единства по этим вопросам.

Закономерности воспитания представляют существенные внутренние и внешние связи между важными компонентами системы воспитания.

Воспитательная деятельность не может быть успешной, если не учитываются закономерности воспитания.

К основным закономерностям воспитания относятся:

    обусловленность воспитания социально-экономическими условиями, в которых оно протекает;

    деятельность и общение ведущей строительный материал для формирования личности;

    процесс воспитания невозможен без активной деятельности самих воспитанников;

    обусловленность процесса воспитания возрастными и индивидуальными особенностями детей и др.

В принципах воспитания сформированных требованиями к процессу его формам и методам.

К ним относятся:

    связь воспитания с жизнью, социокультурной средой;

    комплексности, целостности, единства всех компонентов ВП;

    принцип педагогического руководства и самодеятельности школьников;

    принцип воспитания в труде;

    гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему;

    воспитание в коллективах учащихся;

    опора на положительное в личности ребенка;

    учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

    систематичность, последовательность единства действий и требований школы, семьи и др;

    зависимость воспитания от складывающихся у личности взаимоотношений с обществом, с отдельными людьми;

    воспитание зависит от отношения воспитуемого к воспитателю, от согласованности воспитательных воздействий и возможностей воспитанников.

Все принципы тесно связаны между собой и должны быть реализованы на практике.

Принципы гуманизации воспитания представляет собой требования строить ВП на гуманной основе, на уважении, чуткости, доброжелательности педагога, которые должны сочетаться с разумной требовательностью к воспитанникам.

Данный принцип строится на добровольности учащихся принимать участие в различных видах деятельности, на предупреждении негативных последствий в процессе воспитания, на активности воспитанников, на доброте воспитателя, на его умении защищать интересы, на поиске различных вариантов решения актуальных задач воспитания.

Принцип природосообразности состоит в том, что воспитание необходимо основывать на научном осознании естественных и социальных процессов, согласовывать с законами развития природы, человека. Содержание воспитания, его формы и методы должны быть сориентированы возрастом, полом детей.

У молодого поколения важно воспитывать стремление к здоровому образу жизни, природоохранного поведения, осознание проблем человечества, ответственности за природу, общество.

Принцип культуросообразности требует, чтобы воспитание строилось на общечеловеческих ценностях с учетом этнической и региональной культур. Необходимо приобщать детей к различным составляющим культуры (физическая, бытовая, речевая, сексуальная, нравственная, интеллектуальная и т.д.).

Культура успешно реализует функцию развития личности, если она побуждает к деятельности.

Принцип дифференциации воспитания состоит в том, что организация процесса воспитания, выбор его содержания, форм, методов должны создавать оптимальные условия для каждого ребенка, ориентироваться на удовлетворение различных образовательных потребностей, запросов, задатков, учитывать индивидуальные особенности детей, предоставлять им права выбора школьных предметов, занятий по интересам, видам деятельности.

Принципы воспитания и обучения тесно между собой связаны, функционируют как целостная система.

Определение 1

Воспитание – это целенаправленный процесс, который направлен на передачу опыта подрастающему поколению.

Сущность гуманистического воспитания

Определение 2

Гуманистическое воспитание – это процесс воспитания, основанный на уважении личности ребенка, его прав и свобод.

Сущность гуманистического воспитания заключается в том, что оно направлено на воспитание гуманной и всесторонне развитой личности. Каждый воспитанник является равноправным участником воспитательного процесса. Педагог уважает права и свободы детей, прислушивается и учитывает мнения всех воспитанников.

Основная цель гуманистического воспитания заключается в развитии духовности личности. Духовное развитие связано с интеллектуальным и эмоциональным развитием ребенка, в котором отражаются общечеловеческие и нравственные ценности общества.

Развитие личности каждого ребенка осуществляется под воздействием внешней окружающей среды и общества, так же большое значение имеет влияние родителей. Однако основное воздействие, целенаправленное, оказывает воспитание. Именно воспитание способно ускорить, либо замедлить формирование определенных черт личности ребенка.

Гуманистическое воспитание должно обеспечивать положительную мотивацию к процессу преодоления возможных жизненных трудностей. Основой полноценного и эффективного воспитания является формирование самооценки собственной личности каждым ребенком, осознанием своего «Я», его роли и месте в обществе.

Процесс гуманистического воспитания заключается в передаче правил поведения в обществе, знакомстве и усвоении этических норм. Во время воспитательного процесса ребенок обогащает свой жизненный и культурный опыт.

Гуманная и всесторонне развития личность формируется под воздействием различных видов воспитания:

  • нравственное воспитание;
  • эстетическое воспитание;
  • умственное воспитание;
  • физическое воспитание;
  • трудовое воспитание.

Немаловажным является условие комплексного сочетания разнообразных видов воспитания.

Эффективность процесса воспитания предполагает гуманистический подход к каждому воспитаннику.

Гуманизация образовательного процесса, связана с созданием благоприятных условий для максимального раскрытия всех потенциальных возможностей, заложенных в ребенка от рождения.

Правильно организованный и реализованный процесс воспитания, основанный на гуманистических идеях, направлен на саморазвитие, самовоспитание и самореализацию личности ребенка.

Основной задачей педагогического коллектива является овладение гуманистическими методиками и технологиями воспитательного процесса, для достижения цели гуманистического воспитания детей.

Компоненты гуманистического воспитания

По своей сути гуманистическое воспитание состоит из трех основных элементов.

Первым элементом выступает культура, которая имеет все признаки национального воспитания, являющегося основным источником воспитания в целом.

Вторым немаловажным элементом является культура личности каждого отдельного человека.

Третий элемент – это способность к саморазвитию личности человека.

Основными компонентами гуманистического воспитания являются:

  1. Воспитание свободной личности. Данный компонент гуманистического воспитания, заключается в развитии у ребенка самосознания, чувства собственного достоинства, умения принимать решения, брать на себя ответственность и т.п.
  2. Воспитание гуманной личности. Основой данного компонента является воспитание гуманности, уважения к окружающим, любви к природе, сопереживанию, стремлению делать добрые дела, оказывать помощь ближним и т.п.
  3. Воспитание духовной личности. Предполагает воспитание у ребенка стремления в познании и самопознании, поиска смысла жизни, рефлексии. А так же потребности в прекрасном, умении видеть и находить прекрасное в повседневной жизни.
  4. Воспитание творческой личности. Предусматривает воспитание разносторонней личности, которая обладает обширными знаниями, а так же умеет ими пользоваться в повседневной жизни и практической деятельности. Творческая личность обладает развитым интеллектом, разнообразными творческими способностями и умениями.
  5. Воспитание практической личности. Данный компонент гуманистического воспитания подразумевает овладение знаниями, в различных областях (экономика, компьютерная грамотность, хозяйственность, правильные манеры и т.п.). Помимо обладания данными знаниями, необходимо научить ребенка применять их с пользой в процессе жизнедеятельности.

Методы воспитания в гуманистической педагогике

Определение 3

Метод воспитания – это упорядоченная совместная деятельность воспитателя и воспитанников, которая направлена на достижение целей воспитательного процесса.

Методология воспитания в гуманистической педагогике находится во взаимосвязи с передачей накопленного жизненного опыта между поколениями.

Основными методами воспитания, основанного на гуманизме, являются:

  • Воспитание доверием, заботой и уважением. Во время воспитательного процесса вокруг ребенка создается комфортная атмосфера, основанная на взаимном доверии между воспитанником и воспитателем, ребенок чувствует заботу и уважение к себе со стороны педагога. Не допускается применение насилия (физического или морального) в отношении ребенка.
  • Воспитание ответственностью. В процессе воспитания педагог учит ребенка нести ответственность за свои слова и поступки. Понимать и осознавать последствия своих действий.
  • Воспитание творчеством. Гуманистическое воспитание предполагает всестороннее развития личности, в том числе и его творческого потенциала. Воспитательный процесс организован с использованием различных творческих заданий и упражнений, которые способствуют развитию у ребенка нестандартного решения различного рода ситуаций, креативности и т.п.
  • Воспитание через здравомыслие. Основой данного метода выступает развитие у ребенка здравого смысла, которым он руководствуется во время принятия решений в повседневной жизни.
  • Воспитание через обучение этическому исследованию и процедурам принятия нравственных, гражданских, правовых и экологических решений;
  • Воспитание посредством обучения решению экзистенциальных (жизнесмысловых) проблем, а также методам прояснения, конституирования (установления) и творчества смыслов.

Сторонники гуманистической концепции воспитания постоянно подчеркивают необходимость того, чтобы ребенок чувствовал себя находящимся в атмосфере любви и благожелательности.

ВОСПИТАНИЕ В ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ

ПЛАН: 1. Методологические основы гуманистического воспитания.

2. Сущность гуманистического воспитания.


1. Методологическиеосновыгуманистическоговоспитания.

Воспитание связанно с передачей новым поколениям общественно-

исторического опыта. Воспитание как социальное явление рассматривается в разных науках:

Философия - рассматривает общие мировоззренческие представления

о целях и ценностях воспитания;

Социология - рассматривает социальные проблемы развития личности;

Психология – рассматривает индивидуальные, возрастные, групповые

особенности и законы развития и поведения людей;

Этнография – рассматривает закономерности воспитания у народов



Педагогика – имеет раздел, который называется: «Теория и методика


воспитания», где раскрываются сущность, закономерности, движущей силы воспитания, его структурные элементы, а также рассматриваются различные концепции воспитания и воспитательные системы.

Многие современные концепции воспитания базируются на основе философских учений или психологических теорий детского развития. К ним

относятся:

Психолого-аналитическая теория - З. Фрейд, Э. Эриксон;

Когнитивная теория - Ж. Пиаже;

Поведенческая теория (бихевиористская) - Б.Ф. Скиннер;

Биологическая теория (генетическая) - К. Лоренс;

Социоэнергетическая (культурная) теория - Л.С. Выгодский, П.А.

Флоренский;

Гуманистическая теория развития - Ж.Ж. Руссо, А. Маслоу, Э. Берн,

К. Роджерс, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили.

объяснении понятия воспитания.

1. Здесь ребёнок рассматривается как объект педагогического процесса,

поэтому внешнее воздействие является главным фактором воспитания. И воспитание здесь рассматривается как целеустремлённое систематическое управление человеком, как воздействие на сознание и поведение личности с целью формирования у нее определенных качеств личности, нравов и убеждений. Поэтому целью такого воспитания является социализация личности с максимальной общественной полезностью (гармонично развитая личность и всесторонне развитая в соответствии с внешне заданными нормативами).

2. Здесь на первое место выдвигается человек, и в этой парадигме ребёнок рассматривается как субъект воспитания. (Парадигма

педагогическая – это совокупность научно-теоретических, методологических и иных установок, принятых научным педагогическим сообществом на определенном этапе развития педагогической науки и практики, которыми

руководствуются в качестве образца - модели, стандарта - при решении


педагогических проблем). Гуманистическая позиция признает ребёнка главной ценностью, признает его права, его способности и его права на саморазвитие, признает субъект-субъектные отношения. Поэтому в свете идей гуманизации воспитание является целенаправленным процессом развития человека, который осваивает культуру в определенных социально- экономических условиях. Поэтому ребёнок выступает как объект и субъект культуры.

Воспитание в своем широком смысле охватывает не только прикладную часть воспитания, но и связано с обучением, которое дает

знания о ценностях мира, ведет к возникновению личностного субъективного смысла деятельности ребёнка. Поэтому здесь говорят о "воспитывающем обучении" и "обучающем воспитании", так как источники воспитания

находятся в окружающем мире и в самом человеке.

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАНИЯ:

Воспитание детерминировано культурой общества;

Воспитание и обучение - это два взаимосвязанных, взаимопроникающих, взаимозависимых процессов с главенствующей ролью воспитания;

Эффективность воспитания зависит от активности самого человека, от того насколько он включен в самовоспитание;

Эффективность и результативность воспитание зависят от

гармоничных связей всех его структурных элементов: целей, содержание,

методов, форм, средств ребёнка и самого педагога.

2. Сущностьгуманистическоговоспитания.

Воспитание- это элемент культуры, имеет все признаки национальной культуры, поэтому культура общества является первым источником воспитания. Вторым источник воспитания выступает культура каждой

отдельной личности. Третий источник - это способность человека к саморазвитию.

Возможности развития человека заложены природой.

Развитие психики человека происходит на основе физиологического развития (если мозг не развивается, то и мышление стоит на месте), средством развития и условиями являются социальные отношения в обществе (стихийный фактор) и целенаправленные воздействия (воспитание), которые либо ускоряют, либо замедляют развитие личности в течение всей жизни.

Саморазвитие человека зависти от его потребностей и мотивации,

поэтому воспитание должно обеспечивать положительные мотивы в преодолении нарастающих трудностей. Положительная « Я - концепция личности», положительная мотивация, самооценка - все это является основой целенаправленного самовоспитания.

В процессе воспитания человек овладевает культурой общества, её духовными ценностями. Внешняя социальная деятельность переходит во

внутреннюю структуру личности, этот процесс называется интериоризацией.


Противоположный процесс перехода внутренней психической деятельности во внешнее поведение человека, называется экстериоризацией. Эти два процесса образуют познавательную деятельность человека.

Поэтому ребенок не только усваивает культуру, но и обогащает её.

Воспитание творит культуру личности.

В детском возрасте формируется базовая культура личности , которые включают в себя элементы тех отношений, в которые вступает человек в процессе жизни. Эта культура знаний, способов деятельности, чувств, ценностей и идеалов, творческих действий и т.д.

Состав культуры.

Базовая культура личности создается под действием различных видов воспитания:

Нравственного воспитания;

Эстетического;

Умственного;

Физического;

Трудового.

Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не вызывает сомнений. Образованность человека является неотъемлемой частью его базовой культуры, а система педагогических знаний, технологий, воззрений, традиций образует педагогическую культуру нации.

Ядром культуры личности является её духовность. Это духовное развитие связано с интеллектуальным и эмоциональным развитием, где

отражаются нравственные и общечеловеческие ценности.

Гуманизация учебно-воспитательного процесса в школе - связана с созданием условий для максимального раскрытия потенциальных

возможностей каждого ребёнка; это задача всего педагогического коллектива, которая зависит от педагогического мышления учителя, его овладения гуманистическими методиками и технологиями учебно-

воспитательного процесса, которые должны вовлекать детей в процессы саморазвития, самовоспитания и самореализации.

Требования к уровню развития духовно-нравственной, познавательной,

коммуникативной, эстетической, трудовой, физической сторон культуры личности младшего школьника, представлены в таблице:


Базовыми компонентами воспитания являются (по Е.В.

Бондаревской):

1) Воспитание свободной личности (высокий уровень самосознания;

гражданственность; чувство собственного достоинства, самоуважения;

самодисциплина, честность, ориентирование в духовных ценностях жизни; самостоятельность в принятии решения и ответственность; свободный выбор содержания жизнедеятельности);

2) Воспитание гуманной личности (милосердие, доброта; способность к

состраданию, сопереживанию, альтруизм; терпимость, доброжелательность, скромность, готовность оказывать помощь близким и дальним; стремление к миру, добрососедству, понимание ценности человеческой жизни);

3) Воспитание духовной личности (потребность в познании и самопознании, в красоте, в рефлексии, общении, поиске смысла жизни; автономия внутреннего мира, целостность);

4) Воспитание творческой личности (развитые способности; потребность в преобразующей деятельности; знания, умения, навыки, развитый интеллект; интуиция; жизнетворчество);


5) Воспитание практичной личности (знание основ экономики; трудолюбие, хозяйственность; компьютерная грамотность; владение языками мира; знание народных, религиозных обычаев; здоровый образ жизни, физическая закалка; эстетический вкус, хорошие минеры; обустройство дома, обеспечение благосостояния семьи).



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!