Информационный женский портал

Икона Божией Матери «Валаамская. Валаамская икона божией матери. Явление Валаамского образа

Церковные предания гласят, что Валаамская икона Божией Матери обладает чудодейственной силой и может посещать православных людей во сне. Валаам издавна укреплял веру наших соотечественников, этот остров называли Русским Афоном. Валаамские старцы наставляли российских императоров, а об островных иконах слагались легенды.

О чем можно молиться перед иконой Богородицы, чего просить у небесной заступницы? С Божьего дозволения мы поведаем об этом.

Кому и в чем помогает икона «Валаамская» Пресвятой Богородицы

Бумажная копия Валаамской иконы Божией Матери, чудом уцелевшая при пожаре на Валааме.

Вы уже поняли, что перед чудодейственной иконою молятся не просто так — на вас может снизойти Божия благодать. Радуйся, говорят умные люди, если в твоей семье никто не болеет. А если хворь приключилась, получится ли ее молитвами исправить?

Вот о чем можно просить Валаамскую икону Божьей Матери:

  1. Исцеление болезней (изначально к иконе Валаамской приходили ради этого, актуальность сохраняется по сей день).
  2. Дни памяти (преподобные Сергий и Герман почитаются в среде молящихся, дни старцев отмечаются 24 сентября и 11 июля).
  3. Восстановление семейных отношений (молитва Валаамской иконе поможет сохранить брак, обрести мир и родить здорового ребенка).
  4. Празднование дня, посвященного Валаамской Божией Матери (первое воскресенье после 12 июля — дня празднования памяти апостолов Петра и Павла).

Как правильно молиться перед иконой «Валаамская» Пресвятая Богородица

Правила молитвы чудодейственной Богородице мало чем отличаются от общих православных установлений.

Икона Божьей Матери (с Валаамским или иным происхождением) помогает тем людям, которые действительно нуждаются в помощи. Старинные иконы — серьезное средство исцеления недугов. Чем больше времени вы проводите перед такими иконами, тем лучше (не являются исключением и образы Валаамских мастеров).

Чтобы достичь желаемого молитвой, придерживайтесь следующих правил:

  • У Валаамской иконы стойте с открытым сердцем, не лукавьте.
  • Молитва должна быть чистой, думайте о Богородице, а не о суетных вещах.
  • Перед иконами церковь рекомендует ставить свечи, это понравится владычице.
  • Учтите, что небесное заступничество вам никто не гарантирует, проявляйте терпение.
  • Не забывайте просить Богородицу о помощи в преодолении пагубных страстей.
  • Если вы просите Божью Матерь об исцелении близкого человека, вероятность выздоровления повышается.
  • Перед тем, как посетить Валаамские земли, исповедуйтесь.
  • Не забывайте просить Бога нашего об исцелении всё оставшееся время.
  • Богородица Валаамская помогает лишь истинно верующим — тем, кто уже принял Иисуса в своё сердце.
  • Перед любыми иконами нужно креститься, обеспечивая должный уровень почтения.

Молитва святому образу Валаамской Божией Матери

Естественно, что у иконы нужно просить помощи, используя для этого правильные слова. Для иконы Божьей Матери, попавшей некогда на Валаамскую землю, разработана специальная молитва. Если мы ничего не путаем, икона защитит нас «от всякия напасти».

Вот слова, которыми надлежит славить Валаамскую Богородицу:

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Валаамской»

О, Чудная и вышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати! Услыши ны грешныя и недостойныя рабы Твоя, в час сей молящияся и припадающия к Тебе со воздыханием и слезами и умильно глаголющия: изведи нас от рова страстей, Владычице, избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злых клевет и от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о, Благодатная Мати Божия, не точию от всякаго зла сохранити люди Твоя, но и всяким благодеянием снабдити их и спасти, разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниих и теплыя Ходатаицы о нас грешных не имамы к Сыну Твоему, Христу Богу нашему. Егоже умоли, Владычице, да, спасеннии Тобою, славим в будущем веце всесвятое имя Сына Твоего и Бога нашего, купно со Отцем и Святым Духом, ныне и в безконечныя веки. Аминь.

Молитва вторая Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Валаамской»

О Пресвятая и Преблагословенная Владычице Богородице, Небесе и земли Царице, обители Валаамския Покровительнице! Припадаем и поклоняемся Тебе пред чудотворною иконою Твоею, и яко призрела еси мйлостивно к болящей рабе Твоей и даровала еси ей исцеление, тако и ныне приими наше усердное моление, Тебе приносимое. Спаси и сохрани, Всемилостивая, Отечество наше и вся люди православный, живущия в нем и к Тебе с любовию прибегающий, от нашествия иноплемённых, от глада и мора, и от всякаго зла, управи пути наша, да возсияют в земли Русстей правда и мир, радость и любовь, сохрани в ней до скончания века веру истинную. Воззри мйлостивным оком Твоим на обитель Валаамскую и соверши Сама о Господе спасение всех, в вере и надежде подвизающихся в ней. Умоли Сына Твоего и Бога нашего, да избавит всех нас от всякия беды, скорби и болезни, да наставит на исполнение заповедей Своих, от вечныя муки да избавит, и да сподобит Твоим ходатайством вселитися во обителех Небесных и славити Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва третья Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Валаамской», чтомая в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре

Пресвятая Госпоже, Владычице Богородице, страны нашея Заступнице, обители Валаамския красото и славо! Взирающе на Пречистый лик Твой, в чудотворней иконе явленный, молим Тя, сохрани от всякаго зла обитель сию, юже преподобнии Сергий и Герман основаша, во братии мир огради и соблюди, осени Покровом Твоим строителей, благотворителей и благоукрасителей ея.
О, Всечестная наша Мати, Игумения всех православных обителей и иноческаго жития Покровительнице, пребуди неотступна от обители сия, сущаго достояния Твоего, и всесильными Твоими молитвами покрый и заступи нас, зде подвизающихся, от всяких бед и нужд, помози уставы преподобных отец непоколебимы сохранити, избави от падений греховных, даруй нам дух сокрушения и смирения, настави на исполнение обетов иноческих и всех заповедей Божиих.
Приими смиренное моление наше, согрей нас дыханием любве Твоея и никогда не отступай от нас, да не оскудеет вера в нас грешных, и да сподобимся внити в Царствие Небесное, в немже возвеличим Тя, Матерь нашу Всепетую, и прославим Сына Твоего и Бога нашего со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Мало кто знает о том, что Валаамский образ вдохновлял поэтов на творчество. Тропарь в честь Богородицы некогда написал архиепископ Павел:

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Валаамской»
глас 4

Богородице Дево, на Твою икону пресветлую взирающе, радуемся, пред нею бо на острове Валааме мольбы усердно молящихся исполняются; услыши, Пречистая, и нас молящих Ти ся, утверди нас в вере и любви, и испроси мирови мир и душам нашим велию милость.

Чуть позже Валаамскому чуду был посвящен кондак — авторство этого произведения принадлежит православной поэтессе Валентине. Легенда гласит, что поэтесса была незрячей, но сумела воспринять всё величие иконы и духовно возвыситься.

Отсюда вывод — икона может способствовать и внутреннему развитию человека. Так что активно молитесь в храме, прославляйте икону и ждите Валаамского чуда.

По традиции — Вашему вниманию видео службы Валаамской иконы Божией Матери на церковнославянском языке (всенощное бдение) во главе с игуменом Спасо-Преображенского монастыря, епископом Троицким Панкратием:

Валаамской иконы Божией Матери (Всенощное бдение). Валаамский монастырь.

Икона «Валаамская» Пресвятой Богородицы

Если заглянуть в область иконографии, мы увидим, что икона Божией Матери с Валаама относится к «Панагиям» — Богородичным образам. Также есть тип иконы «Никопея», с которым прослеживается композиционное родство.


Икона Богоматери Валаамской

Рассматривая икону, обратите внимание на босые ноги Заступницы и державу в руках Иисуса. Это и отличает икону Божьей Матери в Валаамском исполнении от аналогов, созданных в других православных монастырях.

История иконы Валаамской Богородицы

Иконописец иеромонах Алипий (Константинов).

По неведомым причинам Богородице не было уготовано место на иконостасе — святыня 20 лет пылилась в кладовой монастыря. Подобные истории случались и с другими иконами, но здесь случай особый. Дальнейшие события разворачивались в такой последовательности:

  1. Наталья Андреева, паломница с больными ногами, отправилась в странствие в поисках целебных икон.
  2. Ночью паломнице привиделся сон с Валаамской Богоматерью — это случилось в 1897 году.
  3. Спустя некоторое время икона была обнаружена в кладовой заброшенного храма (на паломничество у Андреевой ушло около года).
  4. В 1940 году остров Валаам стал принадлежать СССР, и монахи перевезли чудотворный образ в Финляндию — туда, где был основан Новый Валаам.
  5. Сейчас святыня считается важнейшей реликвией Ново-Валаамского монастыря.

Если вы соберетесь на Валаам, стоит учесть, что там хранится список знаменитой иконы (оригинал по-прежнему пребывает в Финляндии). Праздновать день досточтимого образа наши соотечественники начали в 1997 году — после разрешения Алексия Второго. В Финляндии дата отличается от российской (празднуется 7 августа) — это нужно знать об иконах перед началом молитвы.

Новой вехой в истории образа стал 2000 год — именно тогда Алек­сий II благословил строительство церкви, воздвигнутой в честь реликвии. В качестве площадки было выбрано предполагаемое место обнаружения образа. В 2005 году храм торжественно освятили, после чего двери распахнулись для верующих.

Описание и значение образа Валаамской Богоматери


Икона Божией Матери «Валаамская». Храме Спасо-Преображенского собора в честь преподобных Сергия и Германа Валаамских.

Икона обладает глубоким символическим значением. Прихожане познакомились с Валаамскою Богородицей в год, когда Николай Александрович, император российский, прошел через обряд венчания. Отсюда — величественность образа, красные одеяния и великодержавный смысл, заложенный в икону.

Кроткое безмолвие и покровительство смертным — вот что олицетворяет собой Валаамская икона.

Стоит отметить, что многочисленные исцеления служат доказательством чудодейственности иконы. Даже освященный список привлекает паломников, стекающихся на Валаам со всей России. Последнее зафиксированное чудо — выздоровление сына греческого священнослужителя. Свидетельство этого есть у архимандрита Сергия, настоятеля Нового Валаама. Так что не отчаивайтесь и смело планируйте паломничество, если возникли сложности со здоровьем.

Икона «Местная Валаамская» отличается скупостью черт и линий. Орнамент по краям почти незаметен и пёстрых узоров нет. За этим сразу ощущается монашеская аскетичность, которая, тем не менее, не повлияла на дух величия. Название этому чудотворному образу дано согласно тому месту, где написал его в 1878 году инок-иконописец Алипий. Это был Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь.

Описание

Икона изображает Богородицу в полный рост. Она стоит поверх золотого облака и держит перед собой Младенца Иисуса. Её облачение состоит из красного мафория и тёмно-синего хитона. Её босые стопы оставлены открытыми. Богомладенца иконописец «одел» в жёлтый хитон. Дитя изображено фронтально, его правая рука высоко поднята в благословляющем жесте, а левая ладонь обхватывает увенчанную крестом державу.

Изображение представляет собой гармоничное сочетание академической живописной манеры и традиций афонской иконописи конца 19-го века. В основание иконы вложен небольшой кусочек ризы Богородицы.

Значение

Явление Валаамского образа произошло в скором времени после того, на престол был повенчан Государь Император Николай Александрович, поэтому по значимости он сравним с Державной иконой Богоматери, обнаруженной в последний день его правления.

Образ, подобный Валаамскому, в Византии носил имя «Никопея», что означает «Победотворная». Действительно, Богородица в красных одеяниях полна достоинства и является воплощённым образом Царицы Земной и Небесной. Одновременно величественная и кротко безмолвная, она служит цели молитвенного созерцания, воплощая в себе Бога-Слова. По некоторым предположениям Валаамская икона Божьей Матери символизирует собой исихастскую молитву, монашеское умное делание, являя себя как Великую Мать Игумению всех монашествующих.

Списки с иконы

Первый список с Валаамской иконы Божьей Матери успели сделать ещё до того, как началась революция. Он был направлен в Валаамскую часовню Васильевского острова, а после он стал достоянием храма Смоленской иконы Божией Матери. Известность списка быстро росла, и тех, кто приходил, чтобы поклониться образу, становилось всё больше. В 1992 он был торжественно перенесён в Валаамскую обитель.

Другие копии иконы размещены на монастырских подворьях Санкт-Петербурга и Москвы.

Тропарь

День празднования, посвящённый иконе Валаамской Богородицы, приходится на 1/14 июля (в Финляндской Православной Церкви почитание образа происходит 7 августа). В её честь архиепископом Павлом был написан тропарь, а кондак, с благословения настоятеля Финляндского Валаамского монастыря, написала православная поэтесса Валентина (Туула), которая, будучи незрячей, смогла духовно воспринять облик Богоматери.

Тропарь, глас 4

Всех скорбящих Радосте, светлый Покров вселенныя Ты еси, Владычице, в крове крилу Твоею покрый и Обитель сию в славу милостиваго Бога возложенную, к Тебе бо день и нощь взываем в скорбех и болезнех, смиреннии раби Твои; буди пристанище спасения нам, и вся настави к тихому Свету Христовых заповедей, с Сергием и Германом Преподобными в мире управляющи живот наш; Ты бо еси иноком отрада и сладчайшая утеха душ наших, Дево Пренепорочная.

Истории исцелений

Первый случай целительного воздействия иконы отмечен в «Сказании об обретении образа Пресвятой Богородицы, именуемого Местная Валаамская». Там повествуется об излечении крестьянки Н.А. Андреевой, жившей в Санкт-Петербурге. Во сне женщина увидела лик Богородицы, велевшей ей отправиться в Валаамский монастырь, где та исцелится, если увидит Её икону. Крестьянка вняла посланию и сделала всё, как было сказано, а по возвращении домой, ощутила, что ей стало гораздо легче.

Когда Н.А. Андреева посетила монастырь во второй раз (лето 1896 года), то на прежнем месте иконы не оказалось. По предположению ризничего Пафнутия она могла находиться в Валаамской часовне на Васильевском острове, но выяснилось, что это не так. Когда крестьянка приехала на Валаам год спустя, то вновь увидела сон, где ей и было указано место нахождения образа. Пробудившись, она рассказала о своём сне, и Валаамская Божья Матерь была найдена.

После возжения неугасимой лампады и совершения водосвятного молебна Андреева полностью исцелилась.

К числу последних чудесных случаев, описанных настоятелем Финляндского Валаамского монастыря архимандритом Сергием, можно отнести исцеление сына греческого священника Илии, который просил братию молиться об этом Валаамской иконе Божьей Матери.

В чем помогает, о чём следует молиться

Перед образом Местной Валаамской Богоматери следует молить об утешении скорбях и исцелении болезней. Другим традиционным обращением к нему стала просьба матерей о том, чтобы их дочери смогли обрести своё счастье.

Также Богоматерь следует просить о помощи в преодолении уныния и пагубных страстей. Она помогает укрепить веру и духовные силы в целом. Наконец, Валаамской молятся, если необходимо научиться смирению, и обрести твёрдость в намерениях.

При взгляде на икону, называемую «Местная Валаамская», убеждаешься в скупости ее выразительных средств: нет ни одной лишней детали; заметен только вызолоченный фон и, вместо обычного позема, облако. Даже привычные для того времени двуцветная красно-голубая опушь и пестрый орнамент на полях практически отсутствуют, если не считать мелко продавленных по левкасу узоров.

И это понятно, ибо икона написана монахом.

Монастырская аскетическая практика подвигала изографа – иеромонаха Алипия (Константинова) – к поиску аскетического языка живописи.

Тем не менее, вкусы XIX столетия диктовали академическую манеру исполнения, доходившую до натурализма.

Одно приходило в противоречие с другим. «Живоподобный» стиль оборачивался апорией. Иконописцу хотелось Богородицу представить в мистическом плане (отсюда под ногами у Нее облако – символ прикровения и одновременно откровения Божества), но выражал он свою идею на языке мирской живописи, т. е. категории трансцендентного пытался пояснить категориями имманентного.

Не стоит здесь говорить об особом «валаамском стиле», присвоенном данной иконе. Подобная мысль произвольна и ни на чем не основана. В конце XIX в. таких (стилистически) икон – несчетное множество. И писались они по всей России. Разница состояла лишь в мастерстве изографов. Но оно еще не есть стиль; речь можно вести только об отличии манер. Будет беда, если в иконописи появится «плюрализм» стилей, ибо икона – неотъемлемая часть богослужения, выражающая его образно. Новый стиль – это новое мировоззрение. И оно не могло быть «особым», «валаамским» у иеромонаха Алипия. Л. А. Успенский существенно заметил: «Стиль» иконы был достоянием всего христианского мира на протяжении тысячи лет его истории, как на Востоке, так и на Западе: другого «стиля» не было. Сам этот “стиль” и чистота его обуславливается православием, более или менее целостным усвоением откровения. И язык этот естественно подвержен изменениям, но изменениям внутри иконного “стиля”, как мы видим это на протяжении почти двухтысячелетней его истории”.

Возражать со ссылкой на чудотворность образа – бессмысленно. Сегодня мироточат иконы типографского производства. Не по заслугам же типографии! Чудо творит не икона… Чудо – тайна Божия. Церковь учит, что оно творится благодатью через икону для спасения человека. “Бог может творить чудеса и помимо икон, так же как Он и “недостойными действует”, как творит чудеса и силами природы…

Основа всей жизни Церкви – несомненно, решающее и все для нее определяющее чудо: воплощение Бога и обожение человека. Это именно чудо и есть норма жизни Церкви, закрепленная в ее каноне, которая и противопоставляется настоящему состоянию мира, - писал все тот же Л.А.Успенский. - «Церковь живет не тем, что преходяще и индивидуально, а тем, что неизменно. Не потому ли чудеса никогда не были для нее критерием ни в одной из областей ее жизни, и жизнь эта никогда по ним не равнялась? И не случайно то, что соборные постановления предписывают писать иконы, основываясь не на чудотворных образах (потому что чудотворение иконы есть внешнее и временное, а не постоянное ее проявление), а так, как писали древние иконописцы, то есть по иконописному канону. Это, подчеркиваем, относится к православному каноническому образу, то есть к полноценному выражению «тайн домостроительства Божия о спасении людей».

Что же касается «живописного стиля», то как может стать церковным образ, не выражающий учения Церкви, образ, который не несет в себе «раскрытия жизни во Христе», и как же, в силу своего чудотворения, он становится приемлемым для выражения «христианских тайн в Православии» и становится на один уровень с образом, который их выражает? Такой образ, если, конечно, по своему иконографическому сюжету он не содержит противоречия православному вероучению, то есть не еретичествует, может послужить основанием к появлению нового типа канонической иконы (при условии, конечно, подлинности чуда), то есть быть воцерковлен».

Хочется верить, что наша позиция не воспринимается как призыв к «расцерковлению» образа Валаамской Божией Матери. Речь идет прежде всего о проблемах современного иконописания.

Само собой разумеется, мы далеки также и от «обвинений» о. Алипия. Во-первых, анализ призван быть объективным: в задачу исследователя входит констатация факта и выявление причин, его породивших, а не критика. Во-вторых, у Валаамского изографа практически отсутствовал выбор. Это у светского художника всегда есть возможность, в случае несогласия со вкусами и запросами эпохи, стать одиноким императором своих взглядов и брести по миру под дырявым зонтиком жизненных обстоятельств. Иконописец же плывет на корабле, именуемом «Церковь», и, как член команды, подчиняется тем законам и правилам, которые утверждены на корабле. В-третьих, каждый человек является определенно детерминированным «продуктом» своей эпохи, неся в себе ее культурные ценности. История показывает, что при всей закрытости от мира, печать (дух) времени оставляет след и на обителях; во всяком случае, такое наследие веков без труда можно обнаружить во всех древних монастырях: пример – хотя бы барочная колокольня в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

И заслуга иеромонаха Алипия (Константинова), как раз и состоит в обращении к иконографическому опыту живописцев прошлых столетий (имя обязывало!), чтобы традицией попрать преходящее.

Под иконографическим опытом мы разумеем прототип, с которого писалась икона Валаамской Божией Матери.

На Валааме им сегодня считают византийский образ Никопеи. Сходство, конечно, есть. Но, во-первых, Никопея – икона поясного извода; во-вторых, существовал более древний образ, в полный рост и не менее похожий: из Никеи. Это мозаика в апсиде из церкви Успения.

История ее сложна и драматична. Произведение создавалось еще в доиконоборческую эпоху, по предположению В.Н.Лазарева, константинопольскими мастерами. Вверху над Богородицей находился сегмент мандорлы, от которого расходились три луча. Средний из них касался головы Божией Матери. «Несомненно, Мария держала в руках Младенца, иначе остается непонятной проходящая через лучи надпись (EG GASTROS PRO EWSFOROU EGEGENHKA SE), раскрывающая смысл композиции». Надпись носила догматический характер и напоминала о Непорочном Зачатии; тема же указывала на ее раннее возникновение.

Но вот в VIII веке грянул иконоборческий смерч, разрушительно сказавшийся и на никейской мозаике. Иконоборцы сбили изображение Богородицы и заменили его крестом. Однако, после победы иконопочитателей, мозаика была восстановлена. Свидетельством чего является ктиторская надпись вимы: (STHLOI NAUKRATIOS TAS QEIAS EIKONAS) [Навкратий утверждает Божественные иконы]. XX век оказался для мозаики последним. В результате греко-турецкой войны 1919-1922 гг. памятник утрачен безвозвратно. Но, к счастью, Русский Археологический институт в Константинополе успел сделать профессиональные черно-белые фотографии мозаичного убранства Успенской церкви.

В качестве варианта Никейского образа следует назвать другую мозаику: «Богоматерь между императором Иоанном II Комнином и императрицей Ириной.” (1118 г. Южная галерея собора Св. Софии в Константинополе). Здесь поза Богомладенца еще больше напоминает валаамскую икону: Христу осталось лишь согнуть в локте благословляющую десницу, а в шуйцу взять державу.

Итак, если образ Божией Матери из Никеи связан с победой Православия, то константинопольская мозаика – с императорской четой; причем в последнем случае связь с императорским домом – наглядная, а в “Никопее” – символическая (как палладиум). И, тем не менее, они соединены между собой любовью Иоанна Комнина к Никопее, извод которой известен с X века: именно Никопея украшала колесницу этого басилевса. Отсюда понятен выбор иконографии, идентичной данному памятнику, для софийской мозаики.

Итак, никейский образ утрачен полностью, Софийский – наполовину. Но и Никопея, после ее захвата в 1204 г. венецианским дожем Энрико Дандолло и помещением в соборе св. Марка, оставалась закрыта особой завесой и потому «неизвестной, в точности, со стороны своей композиции» (акад. Н.П. Кондаков). Истинный вид Никопеи известен лишь с 70-х годов XX века, после реставрации.

Отец Алипий окончил свой земной путь до греко-турецкой войны. Данное обстоятельство должно подталкивать исследователей к более активному изучению биографии нашего изографа.

Необходимо выяснить: был ли он в Константинополе (возможно, по пути на Афон)? Удалось ли ему посетить Софийский собор? Мозаики о. Алипий мог видеть вряд ли: основной их массив расчищен уже в XX веке. Значит, существовала какая-то икона Никопеи, помимо увезенной в Венецию. Ибо писали же русские изографы такой образ для пророческого чина в первой половине XVII в., правда, далеко не похожий на свой прототип из X столетия.

Если о. Алипий посещал Константинополь, то он имел возможность завернуть в Никею: следовало всего лишь переплыть узкое Мраморное море, чтобы увидеть город двух Вселенских Соборов. Рядом с Никеей, чуть севернее, находится и Халкидон. Кто из православных отказался бы их посетить?

Но не исключено, что наш изограф подвизался на Валааме безвыездно. Тогда он мог познакомиться с Никейским образом или Никопеей неизвестного списка по фото-, нет, скорей по литографии.

Пока ясно одно: Никопею какого-то древнего извода о. Алипий видел.

Эти византийские образы представляют нам Христа, утверждающим православное вероучение (потому в левой руке свиток); Валаамская икона показывает Христа Царем небес. И во всех случаях сквозным мотивом проходит тема Воплощения, тема Непорочного Зачатия, а значит тема целомудрия и чистоты. Что во все времена было актуально и звучало призывом к покаянию.

Удивляет промыслительное создание и Никейского образа, и Валаамского – для храмов Успения Божией Матери. Нет совпадений в христианстве! Мистика Жизни антиномически переплетена здесь с мистикой Успения.

И нет случайностей, думается, во времени написания иконы: 1878 год. Год победы России в русско-турецкой войне, освобождение православных болгар от османского ига. Образ Валаамской Божией Матери можно и нужно рассматривать в качестве иконического памятника, посвященного павшим на поле брани - и - живым, вернувшимся победителями. Чем объяснимо сопоставление мистики Жизни и Успения. Икона воспевает Торжество Православия – новую победу над иконоборцами, в данном случае – османами. Как тут не вспомнить связь с Никопеей! Ведь «Никопея» - в переводе с греческого «Победотворная». Держава в руке Царственного Богомладенца и символизирует это торжество, эту победу.

Не столь уж важно, обращался ли о. Алипий к Никейскому образу, связь с данным прототипом все равно очевидна и закономерна. Разрушение Успенского собора из г. Никеи руками тех же турок в 1922 г. на мистическом уровне выглядит ответным ударом.

С другой стороны, Валаамский образ есть таинственное востребование иконы для охранения и молитв против внутреннего врага: ровно через год после ее написания возникла в Петербурге «Народная воля». Повторимся: случайностей в христианстве нет. «Кто верит в случайность, тот не верит в Бога», – говорили на Руси. Простуда Натальи Андреевны Андреевой, первой получившей исцеление от Валаамской святыни, символически ни что иное, как «простуда» нации.

И в отличие от Натальи Андреевны, которая металась между Валаамом и Петербургом, полная веры в исцеление, Россия мыкается сегодня, полуверя в выздоровление.

Потому, в общих масштабах, мы только частично и выздоравливаем.

В.Н. Лазарев считает, что это произошло после 787 года, т.е. после VII Вселенского Собора. По мнению Андре Грабара, мозаике вернули прежний вид после 843 года, т.е. после второго иконоборческого периода, с Торжеством Православия

Эти темы богословски глубже выкристаллизуются в изводах типа «Знамение», «Влахернитисса», «Никопея».

Ежегодно, в первый воскресный день, наступающий после праздника святых равноапостольных Петра и Павла, Русская православная церковь чествует богородичную икону, обретённую немногим больше века назад среди суровых скал острова Валаама. Чем же прославилась Валаамская икона Божией Матери, в чём помогает и где она сейчас находится? Поговорим об этом в статье.

Болящая раба Божья Наталья

Обстоятельства, при которых была обретена икона Валаамской Божьей Матери, весьма удивительны, и история эта простирается на два десятилетия. Началась она с того, что в 1878 году жительница Петербурга Наталья Андреевна Андреева, набожная и благочестивая особа, происходившая родом из крестьян, простудилась.

В Питере с его сырым балтийским климатом это дело вполне обычное, но для Натальи Андреевны простуда закончилась осложнением – у неё стали болеть и распухать ноги, так что страдалица едва могла передвигаться. Так продолжалось почти десять лет.

Поскольку врачи, к которым она обращалась, не смогли оказать существенной помощи, Андреева по совету своей родственницы решила совершить паломничество в известный всему православному миру Валаамский монастырь. Там, на островах сурового Ладожского озера, во святых храмах и по тайным монашеским скитам, извечно пребывала благодать Божья, щедро изливаемая на всех, кто открывал ей двери своего сердца.

Дивное ночное видение

В ночь накануне отъезда, а было это в июне 1887 года, Наталью Андреевну посетило необычайное видение. В тонком сне она увидела женщину, облачённую в одеяние из малинового бархата, держащую на руках младенца и окружённую дивным сиянием. Ободрив больную своей улыбкой, молодая мать повелела ей непременно побывать в монастыре, обещая свою помощь и заступничество.

После этих слов женщина исчезла, не открыв изумлённой паломнице своего имени. Взволнованная увиденным Наталья Андреевна не смела даже помыслить, что этой ночью сподобилась явления самой Царицы Небесной. Но чудное видение придало ей силы, и наутро больная отправилась на пристань.

Первая поездка в монастырь

Первый раз она ступила на берег острова в день праздника обретения мощей местных святых преподобных Германа и Сергия. По этому случаю все храмы были переполнены паломниками, и лишь в самом конце своего пребывания на острове Наталья Андреевна сумела пробиться в Успенскую церковь, где в образе Пресвятой Богородицы, висевшем на одной из колонн, к своему изумлению, узнала гостью из своего ночного видения, посулившую ей помощь и заступничество. Это и была икона Валаамской Божьей Матери, к тому времени ещё не прославленная чудотворениями.

Однако едва она успела приложится к образу, как вдали прозвучал свисток парохода, призывавший богомольцев на пристань, и в этот свой первый приезд Андреева не успела даже отслужить молебен Богородице. Но тем не менее, вернувшись домой, она почувствовала в ногах необъяснимую лёгкость, ощущение которой было вызвано прекратившейся болью. С этого времени она быстро пошла на поправку и уже передвигалась без костылей.

Повторное посещение острова

Прошло ещё десять лет, в течение которых болезнь не возвращалась, и благодарная Наталья Андреевна пожелала вновь отправиться на остров, где хранилась икона Валаамской Божьей Матери, через который Пресвятая Дева явила ей чудо исцеления. Вновь, как и первый раз, собралась она в дорогу и отправилась на знакомую пристань.

Однако на острове её ждало разочарование – Валаамская икона Божией Матери бесследно исчезла из Успенской церкви. Более того, никто из насельников монастыря не только не мог сказать, куда она могла подеваться, но многие даже уверяли, что такого образа вовсе не было. Даже всеведущий отец ризничий в недоумении разводил руками, но предположил, что если такая икона и была, то, по всей видимости, отправлена в Петербург, где к тому времени открылось монастырское подворье.

Поиски в городе на Неве

Вернувшись в Петербург, Андреева первым делом поспешила на Нарвскую сторону, где находилось подворье Валаамского монастыря. Однако, к её великому разочарованию, и там заветного образа не оказалось. Икона Валаамской Божьей Матери исчезла так же бесследно, как ночное видение, посетившее когда-то рабу Божью Наталью.

Но какой-то внутренний голос не переставал внушать ей, что дивный образ, избавивший её некогда от страданий, реально существует и именно ей суждено его отыскать. Исполнившись верой в своё столь чудное предназначение, Наталья Андреевна в третий раз отправилась на остров.

Второе пророческое видение

Уповая в своих трудах на помощь валаамских святых, она начала с того, что отслужила молебен перед их мощами. В первую же ночь, проведённую в монастырской гостинице, Андреева увидела чудный сон, который наутро поспешила рассказать уже знакомому ей отцу Пафнутию – тому самому ризничему, к которому обращалась в прошлый свой приезд.

Ей снилось, что, блуждая по монастырю и не переставая молиться Божьей Матери, подошла она к старинной церкви Николая Чудотворца, давно упразднённой и закрытой по причине крайней ветхости. И вот там, стоя на паперти, раба Божья Наталья вдруг явственно услышала обращённый к ней голос с небес: «Ты скоро меня разыщешь. Я здесь».

Не успели смолкнуть звуки голоса, как церковную дверь вдруг отворил неизвестно откуда появившийся старец в синей камилавке, в котором Андреева тут же узнала преподобного Сергия Валаамского, пред образом которого в тот день молилась. Он указал ей внутрь, где в глубине храма, среди старой церковной утвари, стояла в углу икона Валаамской Божьей Матери.

Значение сна было вполне очевидным – сама Царица Небесная указывала ей место, где находился её чудотворный образ. Но прежде чем совершить святое дело, Наталья Андреевна сочла своим долгом сначала причаститься и во святых дарах обрести силы. Три дня она постилась и готовила себя ко причастию святых даров, а накануне ночью во сне увидела выходящего из церкви отца Пафнутия, в руках которого был тот самый образ.

Обретение святого образа

Причастившись на ранней литургии святых даров и едва выйдя из церкви, Андреева увидела перед собой толпу богомольцев, впереди которой торжественно шёл отец Пафнутий, неся пред собой образ Пресвятой Богородицы. Сцена, несомненно, являлась продолжением её сегодняшнего сновидения. Поравнявшись с Андреевой, священник срывающимся от волнения голосом произнёс одно лишь слово: «Она?» Сомнений не оставалось, это была та самая икона Валаамской Божьей Матери, столь чудным образом исцелившая её десять лет назад.

Появление отца Пафнутия с иконой в руках перед Натальей Андреевной объясняется следующим образом. Услышав её рассказ о виденном во сне, он также истолковал его как знамение свыше и, получив благословение у настоятеля, отправился в старую церковь, двери которой не отпирались уже много лет. В ней он и обрёл святыню, стоявшую в углу, среди потемневших от времени икон с едва различимыми ликами святых, а также сломанных аналоев и прочей отслужившей свой век церковной утвари.

Прославление чудотворной иконы

Чудесный образ поместили в главный монастырский собор и перед ним в тот же день отслужили торжественный молебен с водосвятием, во время которого произошло немало новых исцелений. Молитва Валаамской иконе Божией Матери, возносимая с верой и упованием, всегда бывала услышана.

Обо всех чудесах были сделаны подробные записи, и, чтобы ни у кого впоследствии не возникло сомнений в их достоверности, каждую страницу заверили подписями многочисленных свидетелей. Когда в 1901 году обитель возглавил игумен Гавриил, он вложил в нижнюю часть иконы величайшую святыню – частицу ризы Божьей Матери.

Вскоре после того как Валаамская икона Божией Матери приобрела славу своими чудотворениями и к ней потянулись тысячи паломников, удалось установить имя написавшего её мастера. Им оказался подвизавшийся некогда в монастыре иеромонах Алипий (Константинов).

Образ Богородицы он завершил в 1887 году, незадолго до своей кончины, как раз в то время, когда Наталья Андреевна простудилась. Как удивительно оказались связаны между собой эти два события – в тиши монастыря художник написал икону, а в Петербурге в это время заболела женщина, недуг которой в конечном итоге послужил её прославлению.

Иконография Валаамского чудотворного образа

Остановимся подробнее на том, что представляет собой Валаамская икона Божией Матери, фото которой представлено в статье. По мнению искусствоведов, она принадлежит к типу богородичных образов, берущему своё начало из Византии и именуемому «Панагия», что в переводе означает «Всесвятая». Также эта икона по своему композиционному построению может быть отнесена к иному, но близкому типу «Никопея» – «Победительница».

С ними её роднит изображение Богородицы, стоящей в полный рост и держащей перед собой младенца, благословляющего зрителя жестом правой руки. Однако держава, находящаяся в его левой руке, не византийского происхождения. Эта деталь композиции характерна для западноевропейских икон «Христос – Спаситель мира».

Икона Валаамской Божьей Матери имеет любопытную деталь, являющуюся уникальной в православной иконописи: Царица Небесная изображена с босыми ногами, они видны из-под края её облачения. Ничего подобного не встречается в иных богородичных иконах восточной церкви.

Отъезд на чужбину

До 1940 года остров Валаам принадлежал Финляндии, и среди прочих святынь там находилась Валаамская икона Божией Матери. Празднование дня её обретения, некогда многолюдное за счёт паломников, приезжавших из Петербурга и прочих российских городов, после революции стало совершаться лишь насельниками обители да теми немногими её почитателями, что после октябрьского переворота иммигрировали на Запад.

Когда же по окончании Финской войны Ладога со всеми её островами была присоединена к Советскому Союзу, насельники монастыря, покинув обжитое место, перебрались в глубь Финляндии, где ими был основан монастырь, получивший название «Новый Валаам». С собой они постарались увезти всё, что было возможно. В первую очередь, разумеется, взяли наиболее дорогие им святыни, среди которых были кресты, иконы, церковные книги и облачения.

Так оказался в Финляндии и чудотворный образ, некогда исцеливший Наталью Андреевну и многих других паломников. Тропарь Валаамской иконе Божией Матери, написанный вскоре после её обретения, отныне стал звучать на чужой земле, и с каждым годом всё больше православных финнов стало приходить к ней, чтобы в молитвах испросить через неё заступничества Царицы Небесной. Там же она находится и по сей день, установленная в главном храме обители – Преображенском соборе (фото в конце статьи) и по праву считающаяся главной монастырской святыней.

Последующая судьба острова Валаама и его монастыря

А на покинутом монахами острове на протяжении почти всего советского периода религиозная жизнь не возобновлялась. Длительное время там находился дом инвалидов войны и труда, куда несчастных калек привозили с материка подчас в принудительном порядке. Лишь в шестидесятые годы этот дивный уголок северной природы был открыт для туристов, а через десять лет помещения бывшего монастыря и принадлежавших ему скитов получили статус музея-заповедника. Тогда же началась их реставрация.

Возрождение монастыря началось в сентябре 1989 года, когда решением правительства Карелии его территория и все находившиеся на ней постройки были переданы в пользование Ленинградской епархии. День Валаамской иконы Божией Матери, отмечаемый, как уже говорилось, в первое воскресение после праздника святых апостолов Петра и Павла, был официально установлен в 2002 году указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Среди прочих сооружений сохранилось и здание той самой, упразднённой когда-то Никольской церкви, в которой была обретена чудотворная икона. После капитального ремонта и надлежащей реставрации в ней был создан храм Валаамской иконы Божией Матери. В нём находится список, сделанный с оригинала, навсегда оставшегося в Финляндии.

Валаамская икона Божией Матери: в чем помогает?

Само прославление Валаамской иконы, через которую было явлено немало чудес, началось с исцеления страждущей петербурженки, о котором подробно рассказывалось выше. Это положило начало традиции молить перед этим образом Пресвятую Богородицу об избавлении от недугов и даровании здоровья. Примеров того, как щедро изливалась на молившихся Благодать Божия и они обретали просимое, очень много. Большинство таких случаев записаны в монастырских книгах и подтверждены подписями свидетелей. Трудно даже представить, скольким принесла желаемое исцеление Валаамская икона Божией Матери.

О чем молятся ещё перед этим дивным образом? Разумеется, нельзя сводить представление о помощи, ниспосылаемой Царицей Небесной, лишь к исцелению человеческой плоти, сколь бы ни было это важно для нас. Милость её безгранична, и, предстательствуя перед Господом, она ходатайствует об исполнении всех молитв, идущих от чистого сердца и укреплённых верой. Не оставит Богородица без своего участия тех, кто перед её честным образом просит о воцарении мира в семье, о благополучном разрешении от беременности, о вразумлении детей и наставлении их на путь истинный.

Среди почитаемых образов Богоматери есть особые иконы, которые явили себя страждущим или паломникам. Одна из таких - Валаамская икона, перед которой молятся об укреплении веры и исцелении.

Валаамская икона помогает верующим усмирить гнев, отказаться от негативных мыслей и поступков и исцелиться от недугов . Образ Богоматери намолен тысячами паломников и помогает всем страждущим.

История Валаамской иконы

Чудесное обретение иконы произошло благодаря паломнице Наталье Андреевне. Женщина простудилась, и у нее начала развиваться ревматическая болезнь. Все попытки вылечить недуг были тщетными, и христианка молила Господа даровать ей исцеление. Внутренний голос подсказал ей отправиться на святую Валаамскую землю, а перед отъездом к Наталье Андреевне явилась сама Богородица и сказала, что больная найдет утешение после трудного путешествия.

Прибыв на остров Валаам, женщина зашла в Успенскую церковь, где и обнаружила икону Богоматери с младенцем на руках. Дева Мария выглядела в точности как во сне. Наталья Андреевна поставила свечу перед иконой, а по приезде домой обнаружила, что болезнь отступает. Следующая поездка на Валаам состоялась спустя много лет, и паломница была опечалена тем фактом, что икона Богоматери была утеряна. Спустя годы ей приснится еще один вещий сон, в котором она узнала, что икона будет вновь обретена. Чудесное возвращение лика Богоматери состоялось в 1897 году, 11 сентября, на радость всем верующим.

Описание иконы

На иконе Богородица изображается в ярком алом мафории. Она написана в полный рост, стоящей босиком на облаке. На руках у нее Младенец, облаченный в белые одежды. Правой рукой он благословляет верующих, а в левой сжимает державу с крестом — символ власти.

В каких храмах находится Валаамская икона Богоматери

Списки с чудотворной иконы можно найти во многих храмах и церквях по всей России:

  • остров Валаам, Спасо-Преображенский монастырь;
  • Москва, церковь имени Сергия и Германа Валаамских;
  • Санкт-Петербург, церковь Иконы Казанской Божией Матери;
  • Карелия, поселок Красная Горка, церковь Николая Чудотворца;
  • Волжский, мужской монастырь имени Сергия и Германа Валаамских;
  • село Чингис Новосибирской области, Петропавловская церковь;
  • Ярославль, Спасская церковь;
  • деревня Костино Московской области, Тихвинская церковь;
  • поселок Верхнебаканский Новороссийского района, церковь Живоначальной Троицы.

В чем помогает икона Божией Матери

Перед святым ликом преклоняются с разными просьбами:

  • избавить от тоски и уныния;
  • помочь укрепиться в вере и противостоять негативу ;
  • исцелить от душевных и физических недугов;
  • защитить от опасностей, связанных с тяжелой работой.

Защиты и покровительства у Богоматери просят беременные женщины, мечтающие произвести на свет здоровых детей.

Молитва перед святым ликом Богоматери

«Царица Небесная, к Тебе обращаюсь с молитвой смиренной. Утоли мои печали и помоги справиться с унынием. Отведи от меня беды и несчастья, не дай сгореть от недугов душевных и телесных. Защити, Мати Богородица, от любого зла и даруй сил для борьбы со злом и лихом. Аминь».

Дата почитания иконы

Почитание Валаамской иконы Богоматери совершается ежегодно 12 июля (29 июня по старому стилю). Также почитают икону 11 июля (28 июня по старому стилю), в день памяти преподобных Сергия и Германа Валаамских. На торжественном богослужении священники возносят молитвы Царице Небесной и просят у нее покровительства и защиты.

Список с прекрасной Валаамской иконы можно приобрести для домашнего иконостаса и молиться перед ним Богоматери . Будьте честны и без утайки рассказывайте все, что вас тревожит. Желаем вам счастья и здоровья, и не забывайте нажимать на кнопки и



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!