Информационный женский портал

Козин биография. Биография. Возвращение на сцену

Вадим Козин родился 21 марта (3 апреля) 1903 г. в Санкт-Петербурге, в семье петербургского купца первой гильдии Алексея Козина и цыганки из хоровой династии Ильинских-Санкиных Веры Ильинской. Отец умер рано, поэтому Вадим был вынужден прервать обучение в гимназии, чтобы помогать матери и сёстрам. Артистическую карьеру Козин начал тапёром, озвучивая немые кинофильмы. Потом начал петь. Выступал на эстраде с 1920-х. Пел в комическом хоре Чарова, затем начал сольные выступления, исполнял цыганские песни и романсы («Калитка», «Утро туманное», «Мой костер»), произведения русских композиторов, собственные сочинения. Популярность Козина в крупных городах России, а особенно в Ленинграде в 1930-х годах была фантастической. По воспоминаниям современников, за грампластинками Козина выстраивались огромные очереди. Во избежание беспорядков приходилось подключать даже конную милицию. Козин пел в основном под фортепианный аккомпанемент Давида Ашкенази, также под джаз-ансамбль В. Сидорова, гавайский ансамбль Б. Крупышева. Вдохновение его было таково, что он с гордостью вспоминал, что в каждом концерте исполнял без микрофона и усилительной техники до сорока песен.

Во время Великой Отечественной войны

В годы Великой Отечественной войны Козин выступает с концертами в частях действующей армии. По распоряжению наркома путей сообщения ему для поездок выделяют специальный вагон. Пластинки с записями Козина попадают в особую категорию (не подлежат сдаче на переплавку). В 1941 г. Козин подготовил программу, в которую вошла его патриотическая песня «Москва» («Нет, моя Москва не будет взята ими…»).

В начале декабря 1943 г. Козин вместе с Морисом Шевалье, Марлен Дитрих и Изой Кремер участвовал в концерте для участников Тегеранской конференции.

Осуждение

С 1945 года голос Козина пропал из эфира; пластинки не выпускались. Особым совещанием при НКВД в 1944 году он был осуждён на 8 лет по 121 статье (за мужеложство и совращение малолетних). Отбывал наказание на Колыме. Был досрочно освобожден в 1950 г. - за примерное поведение и хорошую работу. В справке, выданной управлением лагерей, в графе «по какой статье осужден» был поставлен прочерк.

Биографы певца отмечают, что срок Козин отбывал легко, к тяжёлым физическим работам не привлекался, работал в Магаданском музыкально-драматическом театре наряду с другими известными артистами-заключёнными Колымалага. Лагерное начальство высоко ценило известного и любимого певца.

Возвращение на сцену

В 1950-е годы возобновил концертную деятельность сначала в Сибири, а затем и в европейской части СССР, наращивая былую популярность. Однако в 1959 году был вторично осуждён по той же статье. До конца жизни жил в Магадане, оставаясь своеобразной достопримечательностью города, человеком-легендой.

В 1960-х появляются песни «Не стращай меня горькой судьбой» (А. Ахматова), «Лишь черный бархат» (Н. Гумилёв), «Не буди воспоминаний» (К. Бальмонт), «Идут белые снеги» (Е. Евтушенко). В предвоенные и военные годы у Козина было выпущено более 50 пластинок в Грампласттресте.

В начале 90-х годов в стране неожиданно проснулся интерес к забытому певцу. На центральных телеканалах вышло несколько передач, посвящённых его творчеству и таланту. На празднование 90-летнего юбилея певца в 1993 году в Магадан вылетела целая делегация известных деятелей культуры во главе с Иосифом Кобзоном. Был организован «Музыкальный салон Вадима Козина».

Скончался Вадим Алексеевич 19 декабря 1994 года в Магадане.Похоронен в Магадане на Марчеканском кладбище. За свою жизнь он создал около 300 песен, а его репертуар насчитывал свыше 3000 песен.

После его смерти музыкальный салон был преобразован в мемориальный музей-квартиру.

Описание голоса и творчества

Голос Козина - тёплый, мягкого тембра, свободно идущий наверх, подвижный и переливающийся. Напоминает голос Сергея Лемешева, однако более камерный, матовый и со специфическим носовым призвуком. Пение Козина в его лучшие годы (1930-1940-е годы) производит очень большое впечатление благодаря точнейшему интонированию, тонкому и проницательному прочувствованию материала песни, высокой музыкальной культуре и страстности исполнения. Козин - талантливый композитор-мелодист, его лучшие песни «Осень», «Любушка» неизменно популярны и в наше время, их исполняют И. Кобзон, Н. Никитский, Т. Кравцова и другие мастера эстрады. Козин - известный популяризатор цыганской таборной песенной культуры.

Память

Мемориальный музей-квартира в Магадане

Единственный в России музей, созданный в память о жизни и творчестве легендарного певца. В 1991 году, в преддверии его 90-летия, председатель магаданского горисполкома Г. Е. Дорофеев инициировал создание по соседству с квартирой певца музыкального салона, в котором он давал домашние концерты до конца своих дней, аккомпанируя себе на подаренном к 90-летию рояле «Беккер». В 1995 году глава Магадана Николай Карпенко принял решение о создании мемориального музея в квартире, в которой певец жил с 1968 года, по адресу переулок Школьный, 1, кв. 9. Здесь сохранен интерьер, окружавший его много лет: пианино «Красный Октябрь», магнитофоны «Тембр», радиоприемник с подводной лодки, мебель, предметы быта и личные вещи. Здесь Козин принимал гостей и пел для Бориса Штоколова, Олега Лундстрёма, Евгения Евтушенко, артистов цыганского театра «Ромэн». Интеллектуальное и творческое наследие Вадима Козина составляют магнитные ленты, записанные певцом в домашних условиях в 60 – 70-е годы, обширная переписка и личные дневники конца 50-х - начала 90-х годов, обширная библиотека, собрание нот, афиши, страноведческая коллекции газетных публикаций, личный архив фотографий.

Сегодня мемориальную квартиру и музыкальный салон, как и при жизни Вадима Алексеевича, посещают магаданцы разных поколений, приезжие артисты и политические деятели, иностранные гости города. На концертах здесь звучат песни и романсы из репертуара певца и его современников, экспонируется коллекция живописных портретов певца, проходят литературно-музыкальные вечера и встречи участников дискуссионного клуба творческой и научной интеллигенции «Хороший разговор», работает Общественный совет под руководством мэра Магадана Владимира Печёного. Музей Вадима Козина действительно востребован местным и российским сообществом, является популярным туристическим объектом. Ежегодно его посещают около 4-х тысяч человек.

Судьба певца Вадима Козина полна загадок до сих пор. И даже не конкретных загадок (их вполне разъясняют документы, нужно только архивы поднять), а некая общая загадка лежит на судьбе этого человека. Вряд ли было бы справедливо назвать Козина «поющим голосом своей эпохи», – есть немало и других артистов, с полным правом претендующих на это звание. Но то, что он поневоле отразил в своей судьбе всю сложность и неоднозначность эпохи, – это точно!
Судите сами.

21 марта 1903 года в семье петербургского купца первой гильдии Алексея Козина родился сын Вадим.
Семья была прогрессивной во всех смыслах слова. Дед будущего певца, тоже купец, приобрел «бенц», так что Вадим Алексеевич с детских лет приобщился к личному транспорту 20 века. Прогрессивный дед также провел одним из первых в Питере телефон к себе на квартиру. Отец Вадима Алексеевича получил образование в Париже, после чего стал высокооплачиваемым бухгалтером. И, что случалось не так уж часто, женился по любви на девушке из видного цыганского рода Ильинских.
Среди друзей дома Козиных были Анастасия Вяльцева и Юрий Морфесси.
Когда приезжала «сама Вяльцева», детей изолировали в детской, но певица всегда привозила им огромный пакет с лакомствами, – таков был обычай в цыганских семьях.
А Юрий Морфесси, – тот просто напророчил Вадиму судьбу (по-домашнему Димочке):
– Вот растет моя смена! – сказал он как-то, держа мальчика у себя на коленях.
Иногда Димочка прятался в огромную трубу граммофона, и его искали по всему дому.
Музыка – затягивала…
Но за окном вскорости разразилась другая музыка, – «музыка революции».
Козины потеряли все.
В 1922 году умер отец. Вадим должен был стать кормильцем матери и четырех сестер. А найти работу ему, вполне образованному по тем временам юноше, было ох как непросто: мешало «чуждое» социальное происхождение. Днем Вадим Козин работал грузчиком на питерских пристанях, а вечером подрабатывал тапером в кинотеатрах.
Выйти на эстраду помог случай: однажды его буквально выпихнули к зрителям для заполнения программы перед или после киносеанса.
Но выпихнутого на эстраду однажды, «запихнуть» назад Козина уже не удалось и самому Сталину!
В 1924 году Вадим Козин выдерживает экзамен на право заниматься артистической деятельностью. Он выступает на сценических площадках крупнейших ленинградских кинотеатров. И все же лишь через семь лет, в 1931 году, становится штатным артистом в концертном бюро Дома политпросвещения Центрального района Ленинграда. Через два года его зачисляют артистом в штат Ленгорэстрады.
В память о Вере Холодной, звезде немого кино, Козин выбирает себе сценический псевдоним – Вадим Холодный. Афиши анонсируют его как «известного исполнителя», а «известный исполнитель» с утра сам расклеивает эти самые афиши и каждый раз подвергается бдительному досмотру со стороны ментуры.
На небосклоне ленинградской эстрады в то время взошли звезды нового поколения: Клавдия Шульженко и Леонид Утесов. Рождались новые жанры эстрадного исполнительства, расцветал джаз, вовсю гремела новая советская «массовая» песня. Исполнителям жанра старинного романса приходилось нелегко: их искусство считалось устаревшим и «не нужным публике», «чуждым времени» (хотя сами публика и время так отнюдь не считали!)
Было принято начинать концерты с народных и советских песен. Романс шел как бы довеском, – но довеском, публикою желанным и долгожданным!
Козин имеет успех, однако до всесоюзной славы пока «не дотягивает».
В 1936 году Вадим Козин окончательно перебирается в Москву.
Подтолкнул его в столицу анекдотический случай. Один из ленинградских артистов написал заявление с просьбой повысить ему жалованье или уволить. Артисту жалованье повысили. Тогда Козин написал такое же заявление. И его… уволили!
Не мог знать Вадим Алексеевич, что покидает свой родной город навеки…
Впереди его ждала слава и очень запутанная судьба.

Звездный час Вадима Козина

В Москве Козин остановился в шикарном «Национале», но заплатил вперед за три дня, – все те деньги, что у него были. Чувства судьбы и близкой удачи вели его, что ли…
В Центральном парке культуры и отдыха эстрадным оркестром дирижировал его приятель Арк. Покрасс. К нему Козин и обратился за помощью.
На следующий день он вышел к публике и… покорил Москву!
Началась круговерть жизни модного, востребованного артиста. Приходилось порой выступать в нескольких концертах за вечер.
Случались на этой почве и курьезы. Однажды он приехал к своему выходу и спел романс, не зная, что за несколько минут до этого его исполнила знаменитая опереточная звезда (самая элегантная дореволюционная российская примадонна) Наталия Тамара. Удивительно: никакого скандала не последовало, – Тамара сама успокаивала певца: «Пой его всегда! Я больше этот романс петь не буду. Он у тебя лучше получается…»
В то время очень немногие певцы отваживались давать сольные концерты: Утесов, Юровская, иногда Церетели. Нагрузка была чудовищная: в течение нескольких часов певец должен был без микрофона исполнить около сорока песен!
Давал сольные концерты и Козин, – плодя этим себе завистников. Ведь одинаковая сумма была в итоге и у него, и, скажем, у Л. Утесова, но Утесову приходилось оплачивать целый джаз-оркестр, а Козину – одного-двух аккомпаниаторов…
Аккомпанировал ему обычно бог рояля – знаменитый Додик (Давид) Ашкенази. Из противоположных кулис стремительно вырывались на сцену оба артиста, подбегали к роялю, и – концерт начинался!
Известен анекдотический случай. Однажды Козин уже начал петь, когда заметил, что перед ним стоит микрофон. «Что это?!» – закричал он, точно змею увидел. Пока микрофон не убрали, он выступление не продолжил.
Конечно, и Козина «щипала» критика. В одной статье, например, ему пенялось за исполнение «такой пошлятины», как «Улыбнись, Маша», «Осень» («Осень, прозрачное утро…»), «Дружба» («Когда простым и нежным взором…»). А ведь это лучшее, что спел Вадим Козин за свою жизнь!
Козин пользовался успехом и у элиты. Но, боже мой, что выбирала для себя эта самая наша тогдашняя (да и всегдашняя!) элита!.. Например, Сталин гнусаво любил напевать, притоптывая, – из козинского репертуара:

Ритатухи ходил к Нюхе,
Жила Нюха в пологу.
Нюха девочку родила,
Больше к Нюхе не пойду.

03.04.2013

Эстрадный певец, композитор Вадим Алексеевич Козин родился 3 апреля (21 марта по старому стилю) 1903 года в Санкт-Петербурге в семье купца первой гильдии Алексея Козина и цыганки из хоровой династии Ильинских-Санкиных Веры Ильинской. Детство Вадим Козин провел в городе Луга под Петербургом. Одновременно с обучением в средней школе служил в детском отделении библиотеки подавальщиком книг из хранилища. Окончил краткосрочные курсы и стал младшим библиотекарем.

Отец умер рано, и Вадим вынужден был помогать семье. Работал грузчиком, прислуживал в ресторанах.

Артистическую карьеру начал тапёром в кинотеатре Народного дома, озвучивая немые кинофильмы. С 1920-х годов Козин стал выступать в хоровом самодеятельном кружке клуба Ленинградского монетного двора. Также пел в комическом хоре Чарова, выступал в сборных концертах в кинотеатрах "Гигант", "Капитолий", "Колосс".

С 1929 года он начал исполнять известные романсы "Калинка", "Утро туманное", "Мой костер", и вскоре приобрел большую популярность. Козин также включил в свой репертуар несколько произведений советских композиторов: "Шел отряд" Волкова, "Ковыль" Заславского. Много гастролировал по городам России, выступая в сопровождении известных аккомпаниаторов - Давида Ашкенази, Аркадия Покрасса, Михаила Дулова.

В 1935 году Козин приехал в Москву. Его первые выступления проходили в Зеленом эстрадном театре парка культуры и отдыха имени Горького. Последовали сольные программы, в которых Козин исполнял до 40 романсов и песен: "Пара гнедых", "Вот мчится тройка почтовая", "Нищая", "Эй, быстрей летите, кони", "Прощай, мой табор", "Улыбнись, Маша". Созданное им танго "Осень" ("Осень, прозрачное утро") на стихи известной в те годы певицы Елизаветы Белогорской сохраняется в концертном репертуаре современных вокалистов. В его исполнении впервые прозвучала и стала популярной "Дружба" ("Когда простым и нежным взором…").

В годы Великой Отечественной войны Вадим Козин ездил по частям и выступал с концертами. По распоряжению наркома путей сообщения ему выделили для поездок специальный вагон. В 1941 году Козин подготовил программу с главной патриотической песней "Нет, моя Москва не будет взята". В начале декабря 1943 года он выступал в концерте для участников Тегеранской конференции вместе с Марлен Дитрих, Изой Кремер и Морисом Шевалье. После концерта маршал Иван Баграмян вручил ему орден Красной Звезды.

В феврале 1945 года особым совещанием при НКВД Вадим Козин был осужден на 8 лет. Отбывал наказание на Колыме, его голос пропал из эфира, пластинки перестали выпускаться. Точная причина ареста так и осталась неизвестной.

Во время отбывания срока Козин выступал перед заключенными в составе культбригады. В начале 1950 года "за хорошую работу и примерное поведение" был досрочно освобожден. Певец остался в Магадане, работал в Магаданском государственном музыкальном и драматическом театре и продолжал выступать.

В 1958 году он впервые за последние годы совершил гастрольный тур по центральным районам страны, но опять вернулся на Колыму. Его песни теперь не только о любви, но и о тяжелой судьбе. Он создал "Колымский цикл" - около 20 посвящённых Магадану песен. В 1960-х появляются песни "Не стращай меня горькой судьбиной" (на стихи Анны Ахматовой), "Лишь черный бархат" (на стихи Николая Гумилёва), "Не буди воспоминаний" (на стихи Константина Бальмонта), "Идут белые снеги" (на стихи Евгения Евтушенко).

В 1985 году фирма "Мелодия" выпустила первый диск-гигант, в который вошли многие известные песни: "Осень", "Прощай, мой табор", "Дружба", "Маша".

В предвоенные и военные годы у Козина было выпущено более 50 пластинок, но до середины 1980-х их переиздание в СССР было официально запрещено.

В 1995 году глава Магадана Николай Карпенко распорядился о создании единственного в России музея памяти великого артиста в его квартире в Школьном переулке. Здесь сохранен интерьер, окружавший Козина долгие годы: пианино "Красный Октябрь", магнитофон "Тембр", мебель, личные вещи.

На доме, в котором жил Вадим Козин, установлена мемориальная доска.

К 110-летнему юбилею в Магадане появится скульптурная композиция Вадима Козина с любимой кошкой на руках.

Постепенно Вадим начал выступать, как бы сейчас сказали, на разогреве публики. Он пел в кинотеатрах перед сеансами. Благодаря своему голосу и манере исполнения Козин приводил зрителей в восторг, и скоро слава о талантливом певце облетела всю северную столицу. Почувствовав уверенность в своих силах, Козин отправился покорять Москву.

Успех был оглушительным. В 1930-х годах о Козине узнала вся страна. Несмотря на то, что пластинки с песнями в исполнении Вадима Козина выпускались относительно немалыми тиражами, достать их было крайне сложно: так быстро их раскупали. Кстати, в военные годы грампластинки в больших количествах переплавляли для всевозможных нужд фронта. Но пластинки с Козиным были внесены в реестр запрещенных к переплавке. Тогда для того, чтобы стать счастливым обладателем записи певца, нужно было сдать на переплавку несколько других пластинок.

Во время войны Козин активно выступал на фронте, поддерживая дух бойцов Красной Армии. Не было случая, чтобы певец отказался куда-либо поехать. Вместе со своими благодарными зрителями он не раз попадал под обстрелы. За свою творческую деятельность в военный период Козин был удостоен ордена Красной Звезды.

Выступать начал с середины 20-х годов. Пел в комическом хоре Чарова. Затем непродолжительное время работал тапером в кинотеатре Народного дома (Ленинград), там же впервые выступил в дивертисменте с "Песней о старосте". Пел в сборных концертах в кинотеатрах "Гигант", "Капитолий", "Колосс".

В конце 20-х годов начал сольные выступления, исполняя известные романсы "Калитка", "Утро туманное", "Мой костер", и вскоре приобрел большую популярность. Певца часто приглашали выступать вместе с малоизвестными в то время в нашей стране зарубежными исполнителями Кларой Юнг, Полем Робсоном и др. Участие Козина обеспечивало этим концертам неизменный коммерческий успех. В конце 30-х годов включает в свой репертуар несколько произведений советских композиторов: "Шел отряд" А. Волкова, "Ковыль" С. Заславского и др. Много гастролирует по городам России, выступая в сопровождении известных аккомпаниаторов - Давида Ашкенази, Аркадия Покрасса, Михаила Дулова. Является членом художественного совета треста, занимающегося выпуском пластинок.

В годы Великой Отечественной войны выступает с концертами в частях действующей армии. По распоряжению наркома путей сообщения, певцу выделяют специальный вагон для поездок. Пластинки с записями Козина попадают в особую категорию (не подлежат сдаче на переплавку). В 1941 представил новую программу, в которую вошла написанная им песня "Москва" (Нет, моя Москва не будет взята ими...). В начале декабря 1943 вместе с Марлен Дитрих, Морисом Шевалье и Изой Кремер выступал в концерте, организованном для участников Тегеранской конференции. Награжден орденом Красной Звезды.

В феврале 1945 Вадима Козина арестовывают и приговаривают к восьми годам лишения свободы. Освобожден досрочно в 1950 за примерное поведение и хорошую работу. В справке, выданной певцу управлением лагерей, запись в графе "по какой статье осужден" отсутствует. В конце 50-х годов Козин возобновляет гастрольные поездки по стране. Пишет новые песни на стихи советских поэтов: "Люди, остановите смерть!" (Л. Ошанин), "Моя Россия" (Н. Браун), "Я ненавижу в людях ложь!", "Не бередите ран" (А. Дементьев).

60-е годы певец посвятил поиску новых выразительных средств в жанре романса и лирической песни. В произведениях, написанных им в этот период, преобладает элегичность, речитатив, мелодекламация. Наиболее известные: "Не стращай меня горькой судьбиной" (А. Ахматова), "Лишь черный бархат" (Н. Гумилев), "Не буди воспоминаний" (К. Бальмонт), "Идут белые снеги" (Е. Евтушенко).

За свою жизнь Вадим Козин создал около 300 песен. Одна из самых известных - танго "Осень" (Осень, прозрачное утро...) - была написана в 1939 в рамках мини-цикла "Времена года". Использована в кинофильмах "Военно-полевой роман" и "Приступить к ликвидации". Практически до последних дней певец выступал в Магаданском музыкально-драматическом театре. Его репертуар насчитывал свыше 3000 песен. Грампласттрест выпустил более 50 пластинок Козина, однако до середины 80-х годов их переиздание в СССР было официально запрещено. В 1985 на фирме "Мелодия" выпущен первый диск-гигант, в который вошли многие известные песни: "Осень", "Прощай, мой табор", "Дружба", "Маша".



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!