Информационный женский портал

Марютина введение в психофизиологию. Введение. Современные представления о соотношении психического и физиологического

Серия: "высшее образование: бакалавриат"

Учебник посвящен физиологическим основам психической деятельности и поведения человека. В исторической ретроспективе определяются предмет и задачи психофизиологии, излагаются представления о механизмах психической деятельности с позиций системного подхода, рассматриваются основные методы психофизиологии и сферы их применения. Приводятся теоретические модели и конкретные данные о психофизиологических механизмах психических процессов и функций (восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций, движения и т. д.). В разделе возрастной психофизиологии излагаются проблемы и эмпирические данные с точки зрения биологического созревания, психического развития и старения. Отдельно анализируются психофизиологические представления об индивидуальных различиях (дифференциальная психофизиология). В разделе прикладной психофизиологии даны современные представления по социальной и клинической психофизиологии. Учебник предназначен для студентов, обучающихся по специальности «Психология» (бакалавриат). Материалы доступны в электронно-библиотечной системе znanium (www. znanium. com).

Издательство: "Инфра-М" (2015)

Формат: 215.00mm x 145.00mm x 23.00mm, 436 стр.

ISBN: 978-5-16-010818-6

Биография

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    Т. М. Марютина Учебник посвящен физиологическим основам психической деятельности и поведения человека. В исторической ретроспективе определяются предмет и задачи психофизиологии, излагаются представления о… - Инфра-М, (формат: 60x90/16, 436 стр.) Высшее образование 2016
    971 бумажная книга
    Т. М. Марютина Психофизиология. Общая, возрастная, дифференциальная, клиническая. Учебник Учебник посвящен физиологическим основам психической деятельности и поведения человека. В исторической ретроспективе определяются предмет и задачи психофизиологии, излагаются представления о… - ИНФРА-М, (формат: 60x90/16, 436 стр.) Бакалавриат 2016
    3255 бумажная книга
    Марютина Татьяна Михайловна Психофизиология. Общая, возрастная, дифференциальная, клиническая. Учебник Учебник посвящен физиологическим основам психической деятельности и поведения человека. В исторической ретроспективе определяются предмет и задачи психофизиологии, излагаются представления о… - ИНФРА-М, (формат: 60x90/16, 436 стр.) Высшее образование. Бакалавриат

    Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

    Можно искать по нескольким полям одновременно:

    Логически операторы

    По умолчанию используется оператор AND .
    Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

    исследование разработка

    Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

    исследование OR разработка

    Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

    исследование NOT разработка

    Тип поиска

    При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
    По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
    Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

    $ исследование $ развития

    Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

    исследование*

    Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

    " исследование и разработка"

    Поиск по синонимам

    Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
    В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
    В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
    Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

    # исследование

    Группировка

    Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
    Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

    Приблизительный поиск слова

    Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

    бром~

    При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
    Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

    бром~1

    По умолчанию допускается 2 правки.

    Критерий близости

    Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

    " исследование разработка"~2

    Релевантность выражений

    Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
    Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
    Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

    исследование^4 разработка

    По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

    Поиск в интервале

    Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
    Будет произведена лексикографическая сортировка.

    Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
    Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

    Учебник для вузов – Москва: МГППУ, 2004.

    Содержание.
    Предмет, задачи и методы психофизиологии.
    Предмет и задачи психофизиологии Определение психофизиологии Проблемы соотношения мозга и психики Современные представления о соотношении психического и физиологического Системные основы психофизиологии.
    Методы психофизиологии Методы изучения работы головного мозга Компьютерная томография Нейрональная активность Методы воздействия на мозг Электрическая активность кожи Показатели работы сердечно-сосудистой системы Показатели активности мышечной системы Показатели активности дыхательной системы Реакции глаз Детектор лжи Выбор методик и показателей Словарь терминов Список литературы.
    Психофизиология функциональных состояний и эмоций.
    Психофизиология функциональных состояний Проблемы определения функциональных состояний Психофизиология сна Психофизиология стресса Боль и её физиологические механизмы Обратная связь в регуляции функциональных состояний.
    Психофизиология эмоционально-потребностной сферы Психофизиология потребностей Мотивация как фактор организации поведения Психофизиология эмоций.
    Психофизиология познавательной сферы.
    Психофизиология восприятия Кодирование информации в нервной системе Нейронные модели восприятия Электроэнцефалографические исследования восприятия Топографические аспекты восприятия Словарь терминов Список литературы.
    Психофизиология внимания Ориентировочная реакция Нейрофизиологические механизмы внимания Методы изучения и диагностики внимания Словарь терминов Список литературы.
    Психофизиология памяти Классификация видов памяти Элементарные виды памяти и научения Специфические виды памяти Временная организация памяти Механизмы запечатления Физиологические теории памяти Биохимические исследования памяти Словарь терминов Список литературы.
    Психофизиология речевых процессов Неречевые формы коммуникации Речь как система сигналов Периферические системы обеспечения речи Мозговые центры речи Речь и межполушарная асимметрия Развитие речи и специализация полушарий в онтогенезе Электрофизиологические корреляты речевых процессов Словарь терминов Список литературы.
    Психофизиология мыслительной деятельности Электрофизиологические корреляты мышления Нейронные корреляты мышления Электроэнцефалографические корреляты мышления Психофизиологические аспекты принятия решения Психофизиологический подход к интеллекту Словарь терминов Список литературы.
    Психофизиология двигательной деятельности Строение двигательной системы Классификация движений Функциональная организация произвольного движения Электрофизиологические корреляты организации движения Комплекс потенциалов мозга, связанных с движениями Нейронная активность Словарь терминов Список литературы.
    Сознание как психофизиологический феномен Психофизиологический подход к определению сознания Физиологические условия осознания раздражителей Мозговые центры и сознание Измененные состояния сознания Информационный подход к проблеме сознания Словарь терминов Список литературы.
    Словарь терминов.

    Учебник представляет собой продолжение и развитие книги «Введение в психофизиологию» Т.М. Марютиной, О.Ю. Ермолаева, которая появилось в 1997 г. и с дополнениями выдержала шесть изданий. За истекшие годы содержание психофизиологии как научной дисциплины существенно изменилось, как и сама система подготовки психологов. Эти изменения нашли свое отражение в новом учебнике.

    Учебник написан для бакалавров-психологов. Особенность состоит в том, что он объединяет в едином контексте разные направления психофизиологии. Идея интеграции подчеркнута в самом названии: в заглавие вынесены основные направления современной психофизиологии. Сточки зрения дидактики это полезная форма представления знаний, потому что она фиксирует общие основания этих направлений и демонстрирует их взаимосвязь.

    Такой подход соответствует также программе подготовки по психофизиологии психологов-бакалавров, рекомендуемой Учебно-методическим объединением по классическому университетскому образованию (направление подготовки 37.03.01 «Психология»).

    Проблематика общей психофизиологии отражена в первых трех разделах пособия. В первой главе определяются предмет и задачи психофизиологии, приводятся существующие представления о механизмах психической деятельности, особо выделяется проблема соотношения мозга и психики. Во второй главе достаточно подробно разбираются методы психофизиологии. Во втором разделе анализируются представления о функциональных состояниях разного типа и биологических механизмах, их обеспечивающих. Как варианты психофизиологических состояний рассматриваются такие психологические конструкты, как потребности, мотивы и эмоции. В третьем разделе представлено описание психофизиологических механизмов познавательной сферы. Отдельно дается описание восприятия, внимания, памяти, речи, мышления, движения и сознания. При характеристике каждого из названных феноменов используется единая схема репрезентации материалов: нейронный уровень, структурно-функциональный и уровень мозга как целого. Такая логика позволяет сформировать общую картину строения психофизиологических основ познания и поведения.

    Четвертый раздел, посвященный возрастной психофизиологии, занимает в учебнике второе по объему место. Как известно, половина жиз-

    ни человека сопряжена с возрастными изменениями психофизиологического функционирования: сначала речь идет о биологическом созревании и психическом развитии, затем о старении мозга и инволюции психики. Изменения механизмов, сопровождающие развитие и старение психики, получили необходимое отражение в этом разделе.

    В пятом разделе представлены проблемы психофизиологии индивидуальных различий. Важно отметить, что в учебнике круг рассматриваемых биологически обусловленных психологических различий расширен, анализируются природные предпосылки способностей и темперамента, которые не связаны с традиционным объектом дифференциальной психофизиологии - свойствами нервной системы, что значимо увеличивает ее контекст.

    Шестой раздел, посвященный прикладной психофизиологии, включает главы по социальной и клинической психофизиологии.

    Наконец, следует подчеркнуть, что учебник содержит, с одной стороны, сложившиеся знания, которые составляют основу учебников по психофизиологии. С другой стороны, в учебник включены новые данные о закономерностях физиологического обеспечения психики, как в общем плане, так и в связи с возрастными и индивидуальными различиями в норме и при психической патологии.

  • 2.1.1. Электроэнцефалография
  • 2.1.2. Вызванные потенциалы головного мозга
  • 2.1.3. Топографическое картирование электрической активности мозга
  • 2.1.4. Компьютерная томография
  • 2.1.5. Нейронная активность
  • 2.1.6. Методы воздействия на мозг
  • 2.2. Электрическая активность кожи
  • 2.3. Показатели работы сердечно-сосудистой системы
  • 2.4. Показатели активности мышечной системы
  • 2.5. Показатели активности дыхательной системы (пневмография)
  • 2.6. Реакции глаз
  • 2.7. Детектор лжи
  • 2.8. Выбор методик и показателей
  • Заключение
  • Рекомендуемая литература
  • РазделIi. Психофизиология функциональных состояний и эмоций Глава. 3. Психофизиология функциональных состояний
  • 3.1. Проблемы определения функциональных состояний
  • 3.1.1. Разные подходы к определению фс
  • 3.1.2. Нейрофизиологические механизмы регуляции бодрствования
  • Основные различия в эффектах активации ствола мозга и таламуса
  • 3.1.3. Методы диагностики функциональных состояний
  • Эффекты действия симпатической и парасимпатической систем
  • 3.2. Психофизиология сна
  • 3.2.1. Физиологические особенности сна
  • 3.2.2. Теории сна
  • 3.3. Психофизиология стресса
  • 3.3.1. Условия возникновения стресса
  • 3.3.2. Общий адаптационный синдром
  • 3.4. Боль и ее физиологические механизмы
  • 3.5. Обратная связь в регуляции функциональных состояний
  • 3.5.1. Виды искусственной обратной связи в психофизиологии
  • 3.5.2. Значение обратной связи в организации поведения
  • Глава 4. Психофизиология эмоционально-потребностной сферы
  • 4.1. Психофизиология потребностей
  • 4.1.1. Определение и классификация потребностей
  • 4.1.2. Психофизиологические механизмы возникновения потребностей
  • 4.2. Мотивация как фактор организации поведения
  • 4.3. Психофизиология эмоций
  • 4.3.1. Морфофункциональный субстрат эмоций
  • 4.3.2. Теории эмоций
  • 4.3.3. Методы изучения и диагностики эмоций
  • Рекомендуемая литература
  • РазделIii. Психофизиология познавательной сферы Глава 5. Психофизиология восприятия
  • 5.1. Кодирование информации в нервной системе
  • 5.2. Нейронные модели восприятия
  • 5.3. Электроэнцефалографические исследования восприятия
  • 5.4. Топографические аспекты восприятия
  • Различия между полушариями при зрительном восприятии (л.ИЛеушина и др., 1982)
  • Глава 6. Психофизиология внимания
  • 6.1. Ориентировочная реакция
  • 6.2. Нейрофизиологические механизмы внимания
  • 6.3. Методы изучения и диагностики внимания
  • Глава 7. Психофизиология памяти
  • 7.1. Классификация видов памяти
  • 7.1.1. Элементарные виды памяти и научения
  • 7.1.2. Специфические виды памяти
  • 7.1.3. Временная организация памяти
  • 7.1.4. Механизмы запечатления
  • 7.2. Физиологические теории памяти
  • 7.3. Биохимические исследования памяти
  • Глава 8. Психофизиология речевых процессов
  • 8.1. Неречевые формы коммуникации
  • 8.2. Речь как система сигналов
  • 8.3. Периферические системы обеспечения речи
  • 8.4. Мозговые центры речи
  • 8.5. Речь и межполушарная асимметрия
  • 8.6. Развитие речи и специализация полушарий в онтогенезе
  • 8.7. Электрофизиологические корреляты речевых процессов
  • Глава 9. Психофизиология мыслительной деятельности
  • 9.1. Электрофизиологические корреляты мышления
  • 9.1.1. Нейронные корреляты мышления
  • 9.1.2. Электроэнцефалографические корреляты мышления
  • 9.2. Психофизиологические аспекты принятия решения
  • 9.3. Психофизиологический подход к интеллекту
  • Глава 10. Сознание как психофизиологический феномен
  • 10.1. Психофизиологический подход к определению сознания
  • 10.2. Физиологические условия осознания раздражителей
  • 10.3. Мозговые центры и сознание
  • 10.4. Измененные состояния сознания
  • 10.5. Информационный подход к проблеме сознания
  • Глава 11. Психофизиология двигательной активности
  • 11.1. Строение двигательной системы
  • 11.2. Классификация движений
  • 11.3. Функциональная организация произвольного движения
  • 11.4. Электрофизиологические корреляты организации движения
  • 11.5. Комплекс потенциалов мозга, связанных с движениями
  • 11.6. Нейронная активность
  • Рекомендуемая литература
  • РазделIy. Возрастная психофизиология Глава 12. Основные понятия, представления и проблемы
  • 12.1. Общее понятие о созревании
  • 12.1.1. Критерии созревания
  • 12.1.2. Возрастная норма
  • 12.1.3. Проблема периодизации развития
  • 12.1.4. Преемственность процессов созревания
  • 12.2. Пластичность и сензитивность цнс в онтогенезе
  • 12.2.1. Эффекты обогащения и обеднения среды
  • 12.2.2. Критические и сензитивные периоды развития
  • Глава13. Основные методы и направления исследований
  • 13.1. Оценка эффектов возраста
  • 13.2. Электрофизиологические методы исследования динамики психического развития
  • 13.2.1. Изменения электроэнцефалограммы в онтогенезе
  • 13.2.2. Возрастные изменения вызванных потенциалов
  • 13.3. Реакции глаз как метод изучения познавательной активности в раннем онтогенезе
  • 13.4. Основные типы эмпирических исследований в возрастной психофизиологии
  • Глава 14. Созревание головного мозга и психическое развитие
  • 14.1. Созревание нервной системы в эмбриогензе
  • 14.2. Созревание основных блоков головного мозга в постнаталыюм онтогенезе
  • 14.2.1.Эволюционный подход к анализу созревания головного мозга
  • 14.2.2. Кортиколизация функций в онтогенезе
  • 14.2.3. Латерализация функций в онтогенезе
  • 14.3. Созревание мозга как условие психического развития
  • Глава 15. Старение организма и психическая инволюция
  • 15.1. Биологический возраст и старение
  • 15.2. Изменение организма при старении
  • 15.3. Теории старения
  • 15.4. Витаукт
  • Рекомендуемая литература
  • Цитированная литература
  • Содержание
  • Материалы, размещенные в телекоммуникационной библиотеке и представленные в виде цитат,

    допускается использовать исключительно в образовательных целях.

    Запрещается тиражирование информационных ресурсов с целью извлечения коммерческой выгоды, а также иное их использование в нарушение соответствующих положений действующего законодательства по защите авторских прав.

    РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

    МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

    Т. М. Марютина о.Ю. Ермолаев

    ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОФИЗИОЛОГИЮ

    Второе издание – исправленное и дополненное

    Учебное пособие по курсу:

    «Общая и возрастная психофизиология»

    Российской Академии образования к использованию

    в качестве учебно-методического пособия

    Московский психолого-социальный институт

    Издательство "Флинта"

    Библиотека школьного психолога

    Главный редактор Д.И. Фелъдштейн

    Заместитель главного редактора

    С. К, Бондырева

    Члены редакционной коллегии:

    А. А. Бодалев, Г. А. Бардовский, В. П. Борисенков, С.В. Дармодехин, А. А. Деркач, Ю.И. Дик, А. И. Донцов, И. В. Дубровина, Л. П. Кезина,

    М.И. Кондаков, В.Г. Костомаров, О.Е. Кутафин, B . C . Леднев,

    В.И. Лубовский. Н.Н. Малафеев, Н.Д. Никандров, А.И. Подольский,

    В. А. Поляков, В.В. Рубцов, Э.В. Сайко, В.А. Сластенин,

    И. И. Халеева, В.М. Тиктинский-Шкловский

    Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю.

    Введение в психофизиологию. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2001. – 400 с.

    ISBN 5-89502-121-2 (МПСИ)

    ISBN 5-89349-326-5 (Флинта)

    Учебное пособие посвящено физиологическим основам психической деятельности и поведения человека. В исторической ретроспективе определяется предмет и задачи психофизиологии, излагаются новые представления о механизмах психической деятельности с позиций системного подхода. В полном объеме рассматриваются основные методы психофизиологии и сферы их применения. Пособие знакомит с общими закономерностями и механизмами работы центральной нервной системы человека, лежащими в основе психических функций, процессов и состояний. Сообщаются конкретные данные о психофизиологических механизмах основных психических процессов и функций (восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций, движения и т.д.). Возрастной психофизиологии посвящен специальный раздел, в нем рассматриваются проблемы биологического созревания, психического развития и старения.

    ISBN 5-89502-121-2 © МПСИ, 2001

    (Московский психолого-социальный институт)

    ISBN 5-89349-326-5 (Флинта)

    Вероятно, придет день, когда биолог,

    и не только он, но и физиолог протянут

    руку психологу и встретятся с ним в

    туннеле, который они взялись копать

    с разных сторон горы неизвестного.

    К.Г.Юнг

    Сейчас большее чем когда-либо

    люди начинают осознавать, что

    они существа психофизиологические.

    Г. Шварц

    Раздел I. Предмет, задачи и методы психофизиологии Глава 1. Предмет и задачи психофизиологии

    1.1. Определение психофизиологии

    Психофизиология (психологическая физиология) – научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии, предметом ее изучения являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека.

    Термин «психофизиология» был предложен в начале XIX века французским философом Н.Массиасом и первоначально использовался для обозначения широкого круга исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиологические методы (определение сенсорных порогов, времени реакции и т.д.)

    Психофизиология – естественнонаучная ветвь психологического знания, поэтому необходимо определить ее положение по отношению к другим дисциплинам той же ориентации: физиологической психологии, физиологии высшей нервной деятельности и нейропсихологии.

    Наиболее близка к психофизиологии – физиологическая психология, наука, возникшая в конце XIX века как раздел экспериментальной психологии. Термин физиологическая психология был введен В. Вундтом для обозначения психологических исследований, заимствующих методы и результаты исследований у физиологии человека. В настоящее время физиологическая психология понимается как отрасль психологической науки, изучающая физиологические механизмы психической деятельности от низших до высших уровней ее организации (см. Психологический словарь, 1996). Таким образом, задачи психофизиологии и физиологической психологии практически совпадают. Тем не менее существуют определенные различия в исследовательских парадигмах того и другого направления. Как отмечает Дж. Хэссет (1981), предмет психофизиологии – сложное поведение, в контексте которого изучаются физиологические процессы. Физиологическая психология имеет более конкретную направленность на изучение частных физиологических механизмов.

    В отечественной науке терминологические и содержательные различия физиологической психологии и психофизиологии были использованы А.Р. Лурией (1973) для того, чтобы обозначить продуктивность складывающегося в физиологии функционально-системного подхода к изучению психики и поведения человека.

    Согласно представлениям А.Р. Лурии, физиологическая психология изучает основы сложных психических процессов – мотивов и потребностей, ощущений и восприятия, внимания и памяти, сложнейших форм речевых и интеллектуальных актов, т.е. отдельных психических процессов и функций. Она образовалась в результате накопления большого объема эмпирического материала о функционировании различных физиологических систем организма в разнообразных психических состояниях.

    В отличие от физиологической психологии, где предметом является изучение отдельных физиологических функций, предметом психофизиологии, как подчеркивал А. Р. Лурия, служит поведение человека или животного. С этой точки зрения психофизиология – это физиология целостных форм психической деятельности, возникшая для объяснения психических явлений с помощью физиологических процессов, и поэтому в ней сопоставляются сложные формы поведенческих характеристик человека с физиологическими процессами разной степени сложности.

    Истоки этих представлений можно найти в трудах Л.С. Выготского, который первым сформулировал необходимость исследовать проблему соотношения психологических и физиологических систем, предвосхитив, таким образом, основную перспективу развития психофизиологии (Выготский, 1982).

    Теоретике-экспериментальную основу этого направления составляет теория функциональных систем П.К. Анохина (1968), базирующаяся на понимании психических и физиологических процессов как сложнейших функциональных систем, в которых отдельные механизмы объединены общей задачей в целые, совместно действующие комплексы, направленные на достижение полезного приспособительного результата. С идеей функциональных систем непосредственно связан и принцип саморегуляции физиологических процессов, сформулированный в отечественной физиологии Н.А. Бернштейном (1963) задолго до появления кибернетики и открывший совершенно новый подход к изучению физиологических механизмов отдельных психических процессов. В итоге развитие этого направления в психофизиологии привело к возникновению новой области исследований, именуемой системной психофизиологией (Швырков, 1988; Александров, 1997).

    Эволюция представлений о предмете психофизиологии в отечественной науке связана также с именем Е.Н. Соколова. Его позиция, основанная на большом экспериментальном и теоретическом опыте, состоит в том, что предметом психофизиологии должно являться «изучение нейронных механизмов психических процессов и состояний» (Данилова, 1998. С. 6). В последнее время Е.Н. Соколов и его последователи разрабатывают новое научное направление – векторную психофизиологию (Соколов, 1995).

    При всем различии этих подходов психофизиология существует как самостоятельная область исследований, поэтому необходимо обсудить ее положение среди других нейронаук.

    В этой связи особый интерес представляет соотношение психофизиологии и нейропсихологии.

    По определению, нейропсихология – это отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке нескольких дисциплин: психологии, медицины (нейрохирургии, неврологии), физиологии – и направленная на изучение мозговых механизмов высших психических функций в связи с локальными поражениями головного мозга. Теоретической основой нейропсихологии является разработанная А.Р. Лурией теория системной динамической локализации психических процессов.

    В последние десятилетия появились новые психофизиологические методы (например, позитронно-эмиссионная томография, ядерно-магнитный резонанс и др.), которые позволяют исследовать мозговую локализацию динамики высших психических функций у здоровых людей. Таким образом, современная нейропсихология, взятая в полном объеме своей проблематики, ориентирована на изучение мозговой организации психической деятельности не только в патологии, но и в норме. Соответственно этому круг исследований нейропсихологии расширился; появились такие направления, как нейропсихология индивидуальных различий, возрастная нейропсихология (см. Хрестоматия по нейропсихологии, 1999). Последнее фактически приводит к стиранию границ между нейропсихологией и психофизиологией.

    Наконец, следует указать на соотношение физиологии ВНД и психофизиологии. Высшая нервная деятельность (ВНД) – понятие, введенное И.П.Павловым, в течение многих лет отождествлялось с понятием психическая деятельность. Таким образом, физиология высшей нервной деятельности представляла собой физиологию психической деятельности или психофизиологию.

    Хорошо обоснованная методология и богатство экспериментальных приемов физиологии ВНД оказали решающее влияние на исследования в области физиологических основ поведения человека, затормозив, однако, развитие тех исследований, которые не укладывались в «прокрустово» ложе физиологии ВНД. В 1950 году состоялась так называемая «Павловская сессия», посвященная проблемам психологии и физиологии. На этой сессии речь шла о необходимости возрождения павловского учения. За уклонение в сторону от этого учения резкой критике подвергся создатель теории функциональных систем П.К. Анохин и некоторые другие видные ученые.

    Последствия Павловской сессии оказались весьма драматичны и для психологии. В начале 50-х годов XX века имело место насильственное внедрение павловского учения в психологию. По утверждению А. В. Петровского (1967), фактически наблюдалась тенденция к ликвидации психологии и замене ее павловской физиологией ВНД.

    Официально положение дел изменилось в 1962 году, когда состоялось Всесоюзное совещание по философским вопросам физиологии высшей нервной деятельности и психологии.

    Оно было вынуждено констатировать существенные изменения, которые произошли в науке в послевоенные годы. Кратко характеризуя эти изменения, необходимо подчеркнуть следующее.

    В связи с интенсивным развитием новой техники физиологического эксперимента и, прежде всего с появлением электроэнцефалографии стал расширяться фронт экспериментальных исследований мозговых механизмов психики и поведения человека и животных. Метод ЭЭГ дал возможность заглянуть в тонкие физиологические механизмы, лежащие в основе психических процессов и поведения. Развитие микроэлектродной техники, эксперименты с электрической стимуляцией различных образований головного мозга с помощью вживленных электродов открыли новое направление исследований в изучении мозга. Возрастающее значение вычислительной техники, теории информации, кибернетики и т.д. требовали переосмысления традиционных положений физиологии ВНД и разработки новых теоретических и экспериментальных парадигм. Благодаря послевоенным новациям, существенно преобразилась и зарубежная психофизиология, которая до этого на протяжении многих лет занималась исследованием физиологических процессов и функций человека при различных психических состояниях (Хэссет, 1981). В 1982 году в Канаде состоялся Первый международный психофизиологический конгресс, на котором была создана Международная психофизиологическая ассоциация и учрежден журнал «Международный журнал психофизиологии» (International Journal of Psychophisiology).

    Интенсивному развитию психофизиологии способствовал и тот факт, что Международная организация по исследованию мозга провозгласила последнее десятилетие XX века «Десятилетием мозга». В рамках этой международной программы проводились комплексные исследования, направленные на интеграцию всех аспектов знания о мозге и принципах его работы. Например, в 1993г. при Институте ВНД и НФ РАН был создан Международный исследовательский центр нейробиологии сознания «Светлое пятно».

    Переживая на этой основе период интенсивного роста, науки о мозге, и в том числе психофизиология, вплотную подошли к решению таких проблем, которые ранее были недоступны для исследований. К их числу относятся, например, физиологические механизмы и закономерности кодирования информации в мозге человека и животных, хронометрия процессов познавательной деятельности и изучение кодов мыслительной деятельности человека и др.

    Пытаясь представить облик современной психофизиологии, Б.И. Кочубей (1990) выделяет три новых характеристики: активизм, селективизм и информативизм. Активизм предполагает отказ от представлений о человеке как существе, пассивно реагирующем на внешние воздействия, и переход к новой «модели» человека – активной личности, направляемой внутренне заданными целями, способной к произвольной саморегуляции. Селективизм характеризует возрастающую дифференцированность в анализе физиологических процессов и явлений, которая позволяет ставить их в один ряд с тонкими психологическими процессами. Информативизм отражает переориентацию физиологии с изучения энергетического обмена со средой на обмен информацией. Понятие информации, войдя в психофизиологию в 60-е годы, стало одним из главных при описании физиологических механизмов познавательной деятельности человека.

    Таким образом, современная психофизиология как наука о физиологических основах психической деятельности и поведения, предоставляет собой область знания, которая объединяет физиологическую психологию, физиологию ВНД, «нормальную» нейропсихологию и системную психофизиологию. Взятая в полном объеме своих задач психофизиология включает три относительно самостоятельных части: общую, возрастную и дифференциальную. Каждая из них имеет собственный предмет изучения, задачи и методические приемы.

    Предмет общей психофизиологии – физиологические основы (корреляты, механизмы, закономерности) психической деятельности и поведения человека. Общая психофизиология изучает физиологические основы познавательных процессов (когнитивная психофизиология), эмоционально-потребностной сферы человека и функциональных состояний. Предмет возрастной психофизиологии – онтогенетические изменения физиологических основ психической деятельности человека. Дифференциальная психофизиология – раздел, изучающий естественнонаучные основы и предпосылки индивидуальных различий в психике и поведении человека.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!