Информационный женский портал

Настенные росписи в русских церквей. Георгиевская церковь в старой ладоге

Сакральная живопись сегодня

Живопись - это вид изобразительного искусства, одна из главных задач которого - донести определенную информацию. Информационная функция живописи особенно актуальна, когда речь идет про роспись храмов . Сакральная живопись была актуальна во все времена, но имела разную смысловую нагрузку. В глубокой древности стены храма украшали фрески, повествующие о неких событиях и персонажах, что было необходимо для того, чтобы донести до неграмотных посетителей святых мест информационный посыл о богах и событиях, значимых для верующего человека.

Сакральное искусство или храмовая роспись вчера и сегодня - это искусство, которое сложно рассматривать исключительно с эстетической точки зрения. Каждый художник, работающий непосредственно с храмовой живописью должен не только обладать определенными профессиональными навыками и быть творцом. Для храмовой живописи первоочередное значение имеют не столько сами образы, сколько тайны сакральный смысл, вложенный в каждое изображение. Такое искусство должно быть, прежде всего, духовным, а уж потом - эстетичным. Не многим мастерам удается соблюсти определенные каноны, создать грамотное тематическое пространство и одновременно не нарушить эстетику храма. Таким образом, качественная роспись соборов должна иметь следующие черты:

. художник не изобретает художественные образы, а действует в соответствии с указаниями Отцов Церкви;
. хорошее произведение храмового искусства должно быть признано священнослужителями как соответствующее нравственно-религиозным канонам;
. иконы не являются портретами и имеют другую сущность, но благодаря особым техникам и приемам могут быть признаны достойными почитания и святыми.
Добиться такой гармонии непросто и под силу далеко не каждому творцу.

Роспись храмов и церквей

Безусловно, тесно связана с развитием и становлением светского искусства. Религиозная живопись должна не просто «радовать глаз», но изображения святых, пророков и мучеников, а также сцены из Ветхого или Нового Завета должны вести верующих по пути просветления, вызывать только положительные эмоции.

Для достижения поставленных целей сегодня используются такие приемы:
. фреска в церкви;
. иконографические сюжеты;
. роспись стен и т.д.

Все элементы храмовой росписи должны быть объединены в единую композицию, которая составляется по определенным законам. Роспись церквей в Украине сегодня является очень актуальным, так как число прихожан постоянно растет, и ежедневно создаются все новые и новые храмы, а также ведутся реставрационные работы по восстановлению святынь, разрушенных Советским режимом. Мастерами компании Голд Арт Лайн выполнено множество реставрационных работ и актуальные заказы по созданию интерьеров храмов различных конфессий. Эта работа всегда вызывает особенный трепет и определенное душевное состояние, вдохновляющее на творческие подвиги!

Если у вас возникла необходимость создать актуальную роспись храмовых сооружений, то наши мастера всегда рады такой работе и выполняют ее не только с физической, но и с духовной отдачей.

Дата публикации или обновления 01.11.2017

  • К оглавлению: Журнал «Церковный благоукраситель»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • «Дом, который следует выстроить для Господа, должен быть весьма величественен, на славу и украшение пред всеми землями» (1 Пар. 22,5)

    Традиции храмовой росписи

    Традиция благолепного убранства храма идёт ещё от ветхозаветных скинии и Иерусалимского храма Соломона, которые по указанию Самого Бога были богато украшены, в том числе изображениями херувимов, пальм, плодов и цветов.

    Первые христианские изображения появляются около 200 года. Так, например, в доме в Дура-Европос (Месопотамия), реконструированном христианской общиной для своих целей, крещальню украшали фрески. В катакомбы верующие принесли символы и знаки: виноградную лозу - символ жертвенной крови Христа и причащения , крест , якорь - символ надежды и др. Изображение является уже не украшением помещения, а прежде всего носителем смысла.

    Искусство христианских катакомб ставит перед собой задачу выбора из огромного круга сюжетов Ветхого завета и Нового завета наиболее показательных и подходящих. В помещениях раннехристианских катакомб можно видеть и начало формирования иконографических программ. Так, во входной зоне присутствуют изображения, ассоциативно связанные с темой Крещения , в зоне ниши - с евхаристической тематикой, а в верхнем регистре помещений - с райскими аллегориями.

    После победы христианства и иконопочитания в византийский период развитием иконографии руководили несколько. Во-первых, образ должен был являть тождественность с прообразом, узнаваемость. Иконы стали не просто создавать в соответствии с установленными правилами, но и снабжать соответствующими надписями. Теперь молящийся мог входить в контакт с образом, который должен был располагаться к нему лицом, чтобы между ними происходила подлинная встреча. Во-вторых, каждый образ должен был занимать приличествующее ему место в соответствии с иерархией: сначала - Христос, затем - Богоматерь, потом ангелы и святые в надлежащем порядке старшинства. Вобравшую эти принципы сисцерковного убранства стали применять в храмах, начиная с IX в. - чаще всего, спланированных в виде вписанного в квадрат креста с куполом посередине. Этот совершенный тип византийского крестово-купольного храма, предоставлявший наилучшие возможности для иерархического расположения образов, и был перенесён на Русь.

    История Древней Руси, изобиловавшая вражескими набегами и пожарами, оставила нам лишь малую часть богатейшего наследия живописного убранства храмов. Укажем лишь несколько из уцелевших. В Киевской Кирилловской церкви до наших дней сохранилась фресковая живопись XII века. В центральной аспиде размещены изображения Евхаристии и святительского чина, на предалтарных столбах - Благовещения и Сретения, на южной и северной стенах - Рождества Христова и Успения Пресвятой Богородицы . Всё пространство притвора занимает изображение Страшного Суда - одно из наиболее ранних в росписи русских храмов. Церковь в честь Преображения Спаса на Нередице (1198 г.) в Великом Новгороде приобрела мировую известность благодаря своим фресковым росписям, покрывавшим все внутренние поверхности стен и сводов. Фрески не только обладали самостоятельной ценностью, но и прекрасно согласовывались со структурой храма, образуя синтез архитектуры и живописи. Интерьер собора в честь Преображения Господня Псковского Мирожского монастыря (1140 г.) также полностью расписан фресками, сохранившимися до наших дней.

    Центральный медальон с Христом Пантократором в куполе размещается таким образом, что его можно различить при взгляде с запада на восток. Под образом Вседержителя по нижнему краю сферы купола изображаются серафимы (силы Божий). В барабане купола - восемь архангелов, небесных чинов. В барабане купола изображаются и апостолы, там же ниже - пророки. Порядок расположения пророков может быть обусловлен порядком расположения праздников на стенах и сводах храма. В частности, надписи в свитках пророков могут соответствовать праздникам, находящимся рядом. Апостольский чин барабана строится, исходя из иерархического первенства первоверховных апостолов Петра и Павла , а также первозванных апостолов (Андрея, Петра, Иакова и Иоанна). Надписи скуфьи купола могут представлять собой краткие тексты аллилуариев, прокимнов и запричастных стихов великих праздников.

    Средняя зона храма посвящается жизни Иисуса Христа. Классический цикл состоит из сцен двунадесятых праздников: Благовещения, Рождества, Сретения, Крещения, Преображения, Воскрешения Лазаря, Входа в Иерусалим, Воскресения (Сошествия во ад), Вознесения, Сошествия Святого Духа и Успения Богородицы, а также Распятия. К этому ряду зачастую прибавляются несколько изображений, которые демонстрируют историю страстей Христовых,- Тайная Вечеря, Омовение ног, Поцелуй Иуды, Снятие с Креста и Уверение Фомы, а также историю рождения Христа, - Поклонение волхвов, Бегство в Египет и историю Его проповеднической деятельности - цикл чудес и притч. Согласно сложившейся традиции, с северной стороны храма располагаются сюжеты Страстного цикла, отражающие события Великого Пятка и субботы,- Распятие, Оплакивание, Сошествие во ад. Предшествующие и последующие события чаще располагаются с востока или запада. К XIV веку в убранстве храмов появляются иконографические мотивы, которые не были напрямую связаны с жизнью Иисуса Христа. Располаются они в боковых нефах, приделах, притворах или нартексе и часто изображают эпизоды из жизни Богородицы.

    Состав сцен зависит от богословской программы храма. Так, скажем, в церкви, посвященной Богородице, будут преобладать сцены из жизни Девы Марии, тема Акафиста. Никольский храм будет содержать сцены из жития Свт. Николая, Сергиевский - Прп. Сергия и т.д.

    В средней части храма, на столпах, если они есть, помещаются образы святителей, мучеников, святых, наиболее чтимых в данном приходе. В «парусах», изображают четырех евангелистов - Матфея, Марка, Луку, Иоанна. По северной и южной стенам сверху вниз рядами следуют изображения апостолов от семидесяти и святителей, преподобных и мучеников. Нижний ярус нередко выстроен из одиночных фигур - это либо святые отцы, либо святые князья, иноки, столпники, воины. Эти фигуры распределяются с учётом их ранга и функций, размещаясь в соответствии с порядком дней их памяти в литургическом календаре.

    Над уровнем пола, в зоне, где стоят молящиеся, на стенах располагаются изображения чередующихся свисающих полотнищ - «полотенец», которые как бы несут священные изображения, расположенные выше.

    Так как в алтаре совершается Таинство Евхаристии, его росписи посвящаются связанным с этим Таинством сюжетам. Первый ряд росписи, начиная снизу, представляет отцов литургистов: святителей Василия Великого , Иоанна Златоуста и Григория Богослова и с ними других святителей, а также святых диаконов, как участников богослужения. Выше - сама Евхаристия: причащение апостолов под двумя видами - хлебом и вином. Ещё выше, над Евхаристией в конхе апсиды помещается фигура Богоматери, стоящей или сидящей (тип Оранты или Одигитрии). Постольку алтарь является местом приношения Бескровной Жертвы, установленной Самим Спасителем, то вверху, над изображением Божией Матери, часто помещают изображение Христа. В боковых апсидах пишут образы родителей Богоматери - Иоакима и Анны , или Предтечи Спасова Иоанна.

    На стенах, отделяющих алтарь от нефа, могут быть представлены ветхозаветные прообразы Евхаристии: жертвоприношение Авеля; Мелхиседек, приносящий хлеб и вино; Авраам, приносящий в жертву Исаака; гостеприимство Авраама.

    На западной стене храма располагаются сцены Страшного суда, видение пророка Иезекииля. Значение изображения Страшного Суда в том, что человек, уходя из храма, должен помнить о смертном часе и о своей ответственности перед Богом. Над ним, если позволяет пространство, располагается образ шестидневного творения мира. В таком случае образы западной стены представляют начало и конец земной истории человечества.

    Живопись притвора состоит из настенных росписей на темы райской жизни первозданных людей и изгнания их из рая, а также ветхозаветных событий из периода естественного закона.

    Пространства между отдельными живописными композициями заполняются орнаментом, где в основном используются сюжеты растительного мира или образы, соответствующие содержанию псалма 103, где рисуется картина земного бытия, перечисляющая различные Божий создания. В орнаменте могут использоваться и такие элементы, как кресты в круге, ромбе и других геометрических фигурах, восьмиугольные звёзды.

    Современная практика живописного убранства храма

    Современная практика росписи, как правило, следует традиционным принципам размещения сюжетов и отдельных фигур святых на стенах и сводах храмов, в зависимости от их размеров и объёмно-планировочной структуры.

    В качестве примера приведём роспись Космодамиановского храма в г. Жуковский , построенного в 2006 году по проекту архитектора М. Кеслера, художниками творческой мастерской под руководством К. Охотина и Д. Лазарева.

    Храм представляет собой основной объём 12x12 метров кубической формы, переходящий через паруса в восьмерик, перекрытый сферическим куполом со световым барабаном. К центральному приделу храма, посвященного Покрову Пресвятой Богородицы , с юга примыкает Космодамиановский придел, перекрытый крещатым сводом, с востока - полукруглая апсида, а с запада - притвор с тамбуром, над которыми располагаются хоры. В наружном убранстве использованы специальные ниши для размещения наружной росписи храма.

    Первое, куда попадает входящий, это небольшое узкое помещение наружного притвора. Его роспись посвящена истории сотворения мира - Шестодневу Стены и потолок покрыты орнаментом на темном фоне, напоминающим об изначальной тьме, из которой выступают шесть круглых белофонных медальонов с изображениями дней творения.

    Роспись внутреннего притвора посвящена жизни в раю первых людей: Адама и Евы . Стены покрыты растительным орнаментом на белом фоне, напоминающим о райском саде. На потолке в круглых медальонах изображены сюжеты из Книги Бытия: грехопадение Адама и изгнание из рая. Два медальона с Архангелами фланкируют стены притвора. В южной его части, где располагается свечной ящик, продолжается цикл ветхозаветной истории: земные труды Адама и его детей, жертвоприношение Авеля и Каина, убийство Каином Авеля, история Ноя. Завершает ветхозаветный цикл образ Божией Матери «Неопалимая купина», расположенный на потолке притвора и раскрывающий ветхозаветные пророчества о Богоматери.

    Если два притвора переносят нас во времена Ветхого Завета от сотворения мира до пророчеств о Богородице, то основной объем храма с куполом - это сцены жития Богородицы и Нового Завета, завершающиеся Страшным Судом и видением небесного града Иерусалима Иоанном Богословом.

    В центре всех этих сюжетов нас встречает большой образ Богоматери в конхе апсиды алтаря и парящая над храмом, занимающая весь купол плошадью около 250 кв.м композиция Покрова Богородицы. Купол поделен на два регистра, изображающих Земную и Небесную Церковь. В скуфье купола и в барабане расположены: оплечный образ Христа Пантократора, херувимы и архангелы в медальонах, составляющие с композицией Покрова единое целое и как бы венчающие её.

    В восточной части свода в верхнем регистре располагается фигура Богоматери и предстоящие Ей небесные силы и святые. Напротив них, в западной части свода в верхнем регистре помещено изображение собора Архангела Михаила . В нижнем регистре расположены исторические персонажи, относящиеся к празднику Покрова: прп. Роман Сладкопевец пред Царскими вратами и присутствовавшие во Влахернском храме во время явления Божией Матери святители, император Лев и царица Феофания, а также князья, бояре и монахи с иконой Пречистой. На западном своде изображен Андрей Христа ради юродивый, указывающий своему ученику Епифанию на явление Богоматери. В северной части свода помещен сюжет из шестого кондака акафиста Покрову - видение Богородицы Романом Сладкопевцем во сне.

    В «парусах» изображены четыре Евангелиста - Матфей, Марк, Лука, Иоанн.

    Стены четверика поделены на четыре регистра. В верхнем помещены двунадесятые Еосподские праздники и ветхозаветные пророки со свитками. Во втором регистре сверху расположены сюжеты притч и чудес Христовых.

    В третьем - житие Богородицы. В нижнем регистре располагаются полуфигуры избранных святых, как древних, так и новопрославленных.

    На западной стене все четыре регистра занимает Страшный Суд. Вверху, над хорами - Христос на престоле во славе с предстояшими Богородицей и Иоанном Предтечей .

    Справа и слева от хоров - 12 апостолов, сидящие на престолах. За ними - стоящие Ангелы. В центре композиции - Итимасия. Справа от Итимасии - народы, ожидающие Суда. Ниже - трубящие ангелы призывают на Суд. Слева от Итимасии изображены лики святых - святители и праведные жены, под ними - апостолы Петр и Павел, ведущие праведников в рай. В центре под Итимасией слева направо извивается тело змия, влекущего в ад.

    Непосредственным продолжением темы Страшного Суда и завершением новозаветного цикла является видение Небесного Иерусалима Иоанну Богослову. Оно открывается сквозь арку хоров на западной стене. В подпружной арке хоров расположены полуфигуры ветхозаветных праведников в круглых медальонах. Авеля Ноя, Авраама, Исаака, Иакова и др. что композиционно соединяет Ветхий и Новый Завет, начало росписи и её окончание.

    Так как южный придел посвящен свв. Бессребреникам и целителям Косме и Дамиану тематика его росписи связана с чудесами исцеления и воскрешения.

    В конхе алтаря придела располагается образ Ветхозаветной Троицы . Ниже, на стенах апсиды - орнаментальный фриз с херувимами в медальонах. Под ними расположены ростовые фигуры литургистов: святители Григорий Двоеслов, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов.

    В центре придела в крестовом своде находится изображение Креста в медальоне. Вокруг него - 4 медальона с поясными изображениями архангелов.

    В нижнем регистре изображены фигуры свв. целителей и мучеников, стоящие фронтально в полный рост.

    Завершает роспись придела композиция Сошествия Святого Духа на апостолов, расположенная на западной стене придела во всю ее высоту.

    Цокольная часть стен во всем храме украшена белыми «полотенцами» с орнаментом.

    Храма Христа Спасителя протоиерея Леонида Калинина, роспись Космодамиановского храма является одним из лучших образцов церковного искусства последних десяти лет и может быть рекомендована как эталон.

    Во время Великого освящения храма в мае с.г. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в своем слове уподобил благолепие этой церкви Софии Константинопольской, которая настолько поразила послов князя Владимира своей красотой, что это привело к принятию Русью христианства. Церковное благолепие не менее нужно нам и сегодня, когда дорога к храму может стать короче благодаря восприятию его красоты.

    Архитектор Михаил Юрьевич Кеслер


    Журнал «Благоукраситель» № 20 (лето 2009 г.)

    Внутреннее убранство православных храмов, сложившееся в искусстве Византийской империи, получило свою стройную систему, поэтому роспись православных храмов осуществляется в соответствии с христианским каноном. Тем не менее каждый храм может быть расписан уникально, исходя из его архитектурных частей. Каждая часть дома Господня имеет свое символическое значение, которое и определяет тему изображаемого библейского сюжета. Для одного и того же места предполагается несколько священных сцен.

    Роспись купола храма

    В самой высокой точке храма – куполе, изображается Христос, как Глава Церкви и связующее звено между земной и Небесной Церковью. Чаще всего Христос изображается в куполе в виде Пантократора (Вседержителя) с Евангелием, с благословляющей десницей. Ближайшие последователи Иисуса, пророки и апостолы, пишутся в барабане наравне с восьмью Ангельскими чинами, стоящими на страже земли и людей. Паруса храма предназначены для евангелистов, распространивших учение Христа. Они движутся из пристани-Храма во все концы вселенной.

    Роспись алтаря

    Центральное место в апсиде занимает изображение Богоматери «Знамение» или «Нерушимая стена». В данном сюжете она выступает в роли заступницей за род человеческий.

    Ниже этой композиции в алтаре изображается сюжет «Евхаристии», в котором Иисус передает Хлеб и Чашу апостолам для Причащения. Еще ниже в полный рост пишутся святители и учителя Церкви – преемники апостолов, на основании учения которых произошло утверждение Церкви.

    Лики святителей символизируют преемственность святительского служения, а сцена «Евхаристии» связывает воедино события в Сионской горнице и совершающуюся в церкви литургию.

    Роспись жертвенника и диаконника не имеет устойчивых канонов и воплощает назначение конкретного храма. Самые частые сюжеты на жертвеннике – изображение Богородицы, связанные с Рождеством Христовым. В диаконнике пишут образа святых архидиаконов или композиции из жития Святого Иоанна Предтечи.

    Роспись основой части храма

    В средней части храма находятся столпы или стены как символ опоры небесной церкви на дела людей. Поэтому на них всегда изображаются мученики в качестве образца святости христианского подвига.

    Каноничность росписи центральной части предполагает создание сюжетов из Священной Истории Ветхого и Нового Завета: «Праздников», изображения жития Богоматери, святых и иные картины.

    Восточная и западная часть храма противопоставляются друг другу. Если на западной стене изображен сюжет «Страшного суда», тогда восточная стена расписана изображением Горнего мира.

    На восточной стене располагается иконостас, состоящий из нескольких рядов, упорядоченно размещенных , отделяющий алтарную часть православного храма от остального помещения.

    Стенные фрески не достигают пола. От него их отделяют панели без изображения святых или христианских сюжетов. На этих панелях пишется убрус (полотенце), символизирующий чистоту и незыблемость и вечность. Он имитирует узорную ткань, над которой как величайшая ценность подносятся молящимся сцены христианского учения.

    На входных воротах в храм зачастую изображают образ Богоматери. На откосах порталов присутствуют Ангелы, охраняющий Дом Господень.

    Таким образом, в разное время происходили изменения в росписях, дополнялись или удалялись некоторые композиции, но в своей основе сюжеты росписей и канон остались неизменными и по сей день.

    - Начну с технологического вопроса. Как обеспечить прочность стенописи, чтобы она не осыпалась буквально через несколько месяцев?

    Очень важно правильно подготовить стены, покрыть их качественной штукатуркой. Бригады рабочих, получающие оплату за площадь, нередко спешат в ущерб качеству — не соблюдают технологию, чтобы поскорее закончить работы. А ведь штукатурка должна выстаиваться, чтобы набрать необходимую прочность, так что процесс ее создания занимает около полугода.

    - Как рождается программа росписи?

    Как правило, программа росписи — это традиционный список сюжетов, нам лишь остается выбрать из него то, что подходит к данному храму — его архитектуре, стилю, времени постройки. Это как семь нот. Например, в барабане купола обычно пишут либо поясной образ Вседержителя, либо Вознесение, либо Преображение... И далее — по такому же принципу. При этом программа росписи должна отражать суть храма: посвящен он какому-то святому, мощи которого почивают тут же и к ним приезжают многочисленные паломники, либо, например, это требный храм. Так что на практике приходится разрабатывать и весьма необычные проекты.

    - Приведите примеры.

    Мы расписывали храм в поселке Дудутки в Беларуси. Дудутки — это этнографический музей: там есть и город мастеров — кузнецы, резчики по дереву, хлебопеки, — и храм. При церкви действует воскресная школа, так что храм посещает множество ребятишек: и учащиеся, и те, кто приехал на экскурсию. Заказчик предоставил нам свободу решать, как должен выглядеть интерьер этого храма, при этом высказал пожелание сделать его таким, чтобы детям в нем было легко и интересно. Храм там достаточно низкий, с плоским потолком. Перегружать такое помещение росписью нельзя — при низких потолках она станет «давить» на молящихся, а охватить всю композицию взглядом все равно будет невозможно. Значит, надо написать воздушно, легко — выбрать соответствующие тона, сделать композицию достаточно просторной. Но чем завлечь детишек? Мы остановились на орнаментах и символах — чтобы дети спрашивали о том, что видят, а взрослые отвечали. Добавили пейзаж с горками.

    - Какие же символы вы применили, чтобы заинтересовать детей?

    Например, образы четырех евангелистов в виде ангела, орла, крылатых льва и тельца. Еще один интересный проект росписи мы выполнили для кладбищенского храма. Какой должна быть роспись этой церкви? Надо утешить скорбящих, пробудить в них веру, помочь понять, что расставание не навсегда, что Господь — Всеблагий и Всепрощающий... Мы выбрали тему чудес Спасителя. Композиция в центральном куполе — Вознесение: Господь восходит в Царствие Небесное, вознося туда Свою человеческую плоть. Пир в Кане Галилейской, воскрешение Лазаря, дочери Иаира. Конечно, важны и цвета. Цвет дает настрой душе. Мы выбрали легкие, пастельные тона, чтобы грусть была светлой. Сделали соответствующий иконостас. Этот проект еще находится в реализации.

    - Палехские художники до самой революции расписывали храмы темперой, в то время как мастера из других регионов уже забыли эту технологию. А какими материалами выполняете стенопись вы?

    Мы можем расписать храм и темперой, но в наши дни это встречается редко. Чисто темперная живопись по стене не очень практична, у нее своеобразные цвета. К тому же под темперу надо особым, очень тщательным образом обрабатывать поверхность. Так что обычно мы пишем силикатом или акрилом. Чаще всего выбор материала зависит от пожеланий заказчика. Именно по этой причине, например, в Минске мы работали акрилом. Это хорошая краска, но она создает пленку, что несвойственно традиционной стенописи. В Набережных Челнах, где материалы мы выбирали сами, работали силикатом. Он более надежен, устойчив. Силикатные краски проникают внутрь штукатурного состава, где и происходит их затвердение, такую роспись сложнее повредить. К тому же по виду она ближе к старинной темперной живописи. Хорошо комбинировать силикат и акрил: основную работу выполнять силикатом, а акрилом акцентировать детали, делать «оживки» — он позволяет проводить более тонкие линии. Так мы работали в Кратово.

    - Пишут ли сегодня фрески по сырой штукатурке?

    Нет. Их не создавали с середины XIX века. Дело в том, что такие росписи выполняли красками, разведенными на известковом молочке. Для того чтобы сделать их, надо выдерживать известь восемьдесят лет, пока она не перекиснет и не приобретет необходимые свойства. Прадеды ставили известь, чтобы годы спустя их правнуки разводили краски... Так же заготавливали и пиломатериал: отец выстаивает, сын пользуется — а теперь необходимы сушилки. Бог весть, удастся ли когда-нибудь восстановить эту традицию...

    - Расписывают стены и пишут образа для иконостасов одни и те же художники?

    До недавнего времени все наши мастера по очереди ездили на росписи, но сейчас у нас выделились художники, которые занимаются именно стенописью.

    - Как удается обеспечить стилистическое единство росписи — ведь, по сути, это огромная картина, написанная целой артелью мастеров?

    Главное — общий эскиз и общее руководство. Для этого нужен ведущий художник, который будет вести проект, держать все в своих руках, требовать выполнения определенных задач, достижения уровня. Задумка проекта и руководство должны быть за одним человеком. Не менее важно правильное распределение работы. У каждого своя рука, поэтому, например, горки должен писать один человек.

    Лики выполняют люди, которые понимают друг друга и пишут схоже. При ближайшем рассмотрении мы поймем, кто какой лик написал. А вы — нет.

    - Случается ли, что для крупных работ вы привлекаете художников со стороны?

    Так было, например, в Минске. Это обычная практика — и сегодня, и в старые времена. Например, читая архивные записи о работе крупнейшей палехской мастерской, принадлежавшей Софоновым и расписавшей едва ли не все крупнейшие храмы Центральной России, мы видим, что, приезжая на росписи в какой-либо город, они нанимали в дополнение к своим художникам местных. Главное — сформировать ядро, чтобы художники из постоянной бригады были дружными, понимали друг друга, писали в едином ключе. Сравнивая работу наших иконописцев с нанятыми со стороны, вижу, что наши работают лучше. Этому способствует и сплоченность, и универсальность наших мастеров. Ценно, что они могут работать по-разному: верхний храм в Минске расписали иначе, чем нижний — в соответствии с поставленной задачей, — так что сторонний человек не сразу поверит, что эти росписи выполнили одни и те же художники.

    - Обязательно ли стиль росписи должен соответствовать архитектуре храма?

    В том же XIX столетии писали в разных манерах: работали «под старину», выполняли академическую живопись... Как правило, роспись делают соответствующей иконостасу. Если иконостас в храме тябловый — то, даже если здание построено в XIX веке, его не стоит украшать академической стенописью. Впрочем, возможны исключения. Если говорить о реконструкции, конечно, надо делать так, как было изначально — или как могло быть, ведь зачастую точных данных не осталось. Хотя и в то время в храм могли перевезти древний иконостас из другого или, наоборот, поновить живопись. Наслоение времен было всегда. Но если есть возможность сделать стильно — то надо делать.

    У нас вы можете заказать роспись храма, икону или мозаичное панно. Все виды работ будут выполнены в едином стиле и иметь уникальный образ. При создании образа художник вкладывает частичку себя и своего видения. Каждый образ мы проживаем вместе. Для того, чтобы расписать храм, нужно знать каноны православной церкви и следовать им. В православном храме каждая деталь имеет определенное местоположение, символическое значение и таинственный смысл, который наиболее полно выражается в монументальной живописи (роспись храмов), иконописи или мозаике. Одухотворенные образы наглядно изображают библейскую историю, иллюстрируя догматы церкви. Храм как символ жизни вечной, и все в нем имеет свое значение. Расположение изображений в храме обусловлено своими канонами. В пределах этих канонов существует разнообразный выбор сюжетов для каждого образа и авторский стиль исполнения делают каждую фреску уникальной. Алтарь олицетворяет собой небесный мир, центральная часть храма - земной мир, видимый. Изображению Христа в православной церкви отводится высшая точка храма- купол. Господь, как создатель и творец всего мира. В барабане купола могут располагаться пророки, апостолы, ангелы или небесные чины - херувимы. На парусах сводов, с четырех сторон обычно изображают евангелистов. Как корабль движимый ветром и управляемый парусами, так и православное учение держится на записях Евангелистов, которые разошлись по всему свету и проповедовали о Христе. Роспись алтаря может иметь различные композиционные сюжеты. Часто на центральной абсиде изображают Богоматерь окруженную херувимами, как символ Царицы Небесной, милостивой заступницы за род людской. Ниже может быть изображена композиция "Евхаристия". Еще ниже в алтаре могут быть расположены святители. Роспись боковых частей алтаря (жертвенник и диаконник) более лояльна в канонах и могут отражать специфику данного храма. Средняя часть храма объединяет одновременно горний мир и земной. Небесное бытие и земная жизнь праведников, мучеников и преподобных неразрывно связаны между собой. Мученики, или столпники, как опора Церковной жизни, часто изображаются на столпах. Стены в центральной части иллюстрируют события Священной Истории Ветхого и Нового Завета. На западной стене храма канонична композиция страшного суда. Небесный горний мир на востоке противопоставлен наглядными образами расплаты за греховную земную жизнь в данной композиции. Росписи святых в храме зачастую располагаются на некотором значительном расстоянии от пола. Раньше на этих местах писали светлые полотенца украшенные орнаментом - убрусы, что символизирует почитание образов и благоговение перед святынями. Все фрески, росписи, иконы и мозаики в православном храме объединены единой системой, и являются продолжением и дополнением архитектурной части и неразрывно связаны с совершаемыми таинствами. Росписи и любое благоукрашение в православном храме призваны служить наглядным пособием священного писания, помогая каждому обрести Бога и выбрать свой путь ко спасению. Если Вам нужна роспись храма, или мозаика - напишите нам, и мы с удовольствием благоукрасим его.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!