Информационный женский портал

Навигационные знаки на внутренних водных путях рф. Береговые навигационные знаки. Характер навигационных огней

Навигационные знаки и огни внутренних водных путей России
Общие положения
1. Навигационные знаки и огни предназначены для создания безопасных условий плавания судов и обеспечения сохранности искусственных сооружений на внутренних водных путях
2. Навигационные огни на сооружениях должны действовать от захода до восхода солнца
3. При латеральной системе типы, основные параметры и размеры цвет и вид окраски навигационных знаков, а также характер, цвет и взаимное расположение сигнальных огней определяются в установленном порядке
4. При кардинальной системе цвет и вид окраски плавучих знаков их топовые фигуры и характер огней определяются действующей системой ограждения на ВВП разрядов "М" и "О"
Состав и назначение навигационных знаков
1. Навигационные знаки подразделяются на береговые и плавучие. В свою очередь они, в зависимости от силуэта фигуры, могут быть: прямоугольными, треугольными, круглыми, трапецеидальными, комбинированными, линейными.
2. В состав береговых знаков входят знаки ограждения (обозначения) судового хода и знаки информационные
К береговым знакам обозначения положения судового хода относятся створные перевальные, ходовые, весенние знаки "ориентир", указатели высоты подмостового габарита и кромок судового хода в судоходных пролетах мостов путевые огни судоходных каналов, а также опознавательные знаки и маяки. По этим знакам судоводитель определяет направление судового хода.
3. В состав плавучих знаков входят буи бакены вехи
4. Плавучие навигационные знаки подразделяются на кромочные, поворотные, свальные, разделительные, осевые, поворотно-осевые и знаки опасности
5. На реках наименование правой и левой кромок (сторон) судового хода принимают по направлению течения воды
На транзитных судовых ходах водохранилищ наименование сторон принимают по направлению от зоны выклинивания подпора к плотине
На подходах к портам, пристаням, убежищам, а также на судовых ходах притоков, впадающих в водохранилище, наименование правой и левой кромок судового хода принимают по направлению к транзитному судовому ходу
На каналах и озерах наименование сторон на судовых ходах принимается условно при проектировании транспортного освоения этих водных путей.
В зависимости от требований эксплуатации внутренних водных путей, знаки либо оборудуются навигационными огнями, либо выставляются без огней. Знаки, оборудованные огнями, предназначены обеспечивать круглосуточное движение судов, также как и светоотражающие знаки, которые наблюдаются в ночное время при использовании судовых прожекторов.
Навигационные огни характеризуются цветом и характером огня - чередованием вспышек (проблесков) и пауз (затемнений).
Характер навигационных огней
1. Постоянный

2. Проблесковый - периодически повторяющиеся проблески

3 . Двухпроблесковый - периодически повторяющиеся группы из двух проблесков

4. Частопроблесковый - непрерывно повторяющиеся частые проблески

5. Группочастопроблесковый - периодически повторяющиеся группы

6. Пульсирующий - непрерывно повторяющиеся световые импульсы

7. Прерывисто-пульсирующий - периодически повторяющиеся группы

8. Затмевающийся - периодически повторяющиеся проблески и кратковременные затмения

Плавучие навигационные знаки и огни для обозначения границ судового хода.
Плавучие навигационные знаки служат для ограждения опасностей, указания кромок и оси судового хода. Эти знаки в зависимости от конкретных условий выставляются на водных объектах по определенной системе: латеральной или кардинальной.
На внутренних водных путях обычно применяются 3 разновидности плавучих знаков: буи, бакены и вехи.
На внутренних водных путях применяются 3 разновидности плавучих знаков: буи, бакены и вехи.
Буи. Представляют собой металлические поплавки конической или цилиндрической формы, устанавливаемые на участках с сильным волнением. Буи имеют нумерацию.
Буй удерживается на месте с помощью якорного устройства. Длина якорной цепи в 2 - 3 раза превышает глубину в месте установки.
Наиболее важными качествами буя являются его плавучесть и остойчивость.
Буй оборудован сигнальным фонарем, который питается от электрических батарей, расположенных в специальном пенале внутри корпуса.
Бакены. Состоят из поплавковой части (плотика) и укрепленной на нем сигнальной фигуры (надстройки) трапецеидальной, круглой или прямоугольной формы.
Вехи. Представляют собой шест, прикрепленный тросиком к якорному грузу. Применяются как дневные плавучие знаки на реках с неосвещаемой судоходной обстановкой. Вехи могут выставляться дополнительно к буям и бакенам для их дублирования. Высота надводной части речных вех составляет 1 - 2 м, озерных - должна равняться надводной высоте выставляемых на данном участке буев.
Навигационные плавучие знаки имеют свои отличительные признаки по раскраске, цвету и характеру огня, в зависимости от их назначения и системы расстановки.
Кромочный для обозначения кромок судового хода
1. Правая сторона красный огонь, постоянный или проблесковый

При движении по судовому ходу вниз по течению знак оставляется справа, при движении вверх слева.
2. Левая сторона зеленый, желтый или белый огонь, постоянный или проблесковый


При движении по судовому ходу вниз по течению знак остается слева, при движении вверх справа.
3.Разделительный . Для обозначения разделения судового хода.
или
или
Указывает судоводителю о необходимости выбрать судовой ход, соответствующий направлению движения судна.
4.Знаки опасности , ограждающие опасные места и навигационные препятствия
правый берег, огонь - красный, проблесковый или двухпроблесковый,

левый берег, огонь - зеленый, проблесковый или двухпроблесковый

5.Сигнальные знаки, обозначающие поворот судового хода.
правый берег, огонь - красный, проблесковый или частопроблесковый,

левый берег, огонь - белый, желтый или зеленый, проблесковый или частопроблесковый

6.Сигнальные знаки, обозначающие ось судового хода и одновременно его кромку для разделения встречных потоков судов
огонь - белый или желтый двухпроблесковый

7.Сигнальные знаки, поворотно-осевые для обозначения поворота оси судового Веха - две черные (или белые) и три красные равные по ширине горизонтальные полосы. хода Огонь белый или желтый группочастопроблесковый.

8. Свальный знак. Обозначает свальное течение, не совпадающее с направлением судового хода. Устанавливается на стороне, противоположной свалу, выше по течению.
а) на правой кромке указывает, что свальное течение направлено в сторону к правой кромке судового хода.

б) на левой кромке указывает, что свальное течение направлено в сторону к левой кромке судового хода

Береговые навигационные знаки обозначения положения судового хода
1. Цвет щитов береговых створных и перевальных знаков выбирается для создания контраста с фоном местности (светлый или темный) и не зависит от берега (правый или левый). Цвет огней зависит от берега (правый или левый)
2.Створ осевой для обозначения оси судового хода, состоит из двух знаков переднего и заднего. Иногда этот створ называют линейным. Передний знак расположен ниже заднего.
По своей форме знаки осевого створа могут выставляться трех типов: прямоугольные (квадратные) щиты; трапецеидальные щиты; комбинированные (нижний щит трапециидальный, верхний квадратный).
Огни на правом берегу красные или белые левом берегу - зеленые или белые на передних знаках - постоянные на задних - проблесковые
При следовании по оси судового хода судоводитель наблюдает совмещенные створные полосы знаков (днем) и огни (ночью), расположенные на одной вертикали. В случае отклонения судна от оси происходит смещение знаков относительно друг друга или наклон условной линии, соединяющей огни.

На темном фоне На светлом фоне

3.Створ щелевой для обозначения положения судового хода и его кромок состоит из трех знаков двух передних и одного заднего
Огни на правом и левом берегу желтые, на передних знаках постоянные на заднем - проблесковый.
Если судоводитель наблюдает задний щит (огонь) между передними, то судно находится на судовом ходу, если полоса одного из передних щитов совпала с полосой заднего щита, то это обозначает, что судно вышло на кромку судового хода.

На темном фоне На светлом фоне

4.Створ кромочный для обозначения точного положения судового хода и его кромок
Огни постоянные или двухпроблесковые на правой кромке красные, на левой зеленые.
Фактически этот створ можно рассматривать как два совмещенных осевых створов, один из который показывает левую кромку судового хода, а другой - правую.
До тех пор пока судоводитель наблюдает днем просвет между вертикальными гранями щитов переднего и заднего знаков (ночью условная линия, соединяющая огни этих знаков, наклонена в сторону судового хода), судно находится в створной зоне.
Два положения судна при ориентировании по кромочному створу:
а) судно находится на левой кромке судового хода, т.к. совмещены вертикальные грани переднего и заднего знаков;
б) судно находится на оси судового хода.


На темном фоне

На светлом фоне

5.Перевальный знак служит для обозначения судового хода и устанавливается в местах, где этот ход меняет направление от одного берега к другому. В отличие от створов перевальные знаки ставятся по одному.
Перевальные знаки по форме могут собой представлять:
- столб с прикрепленными на его вершине двумя квадратными щитами, указывающих два направления судового хода;
- прямоугольные вертикальные щиты во всю высоту знака, установленные так, чтобы их лицевые стороны указывали направления судового хода;
- третий тип перевального знака представляет собой сооружение из сужающихся кверху наклонных трапецеидальных щитов с квадратными щитками на их вершинах.
Количество выставляемых перевальных знаков на участке реки зависит от извилистости судового хода. На перевалах обычно выставляется два знака - по знаку на левом и правом берегах. При этом, если эти знаки соединить условной прямой линией, то она совпадет с осью судового хода.
Огни постоянные или проблесковые, на правом берегу красные или белые на левом - зеленые или белые или на обоих берегах желтые проблесковые

На темном фоне

На светлом фоне

6.Весенний знак служит для обозначения затопляемых берегов и выставляется на затопляемых островах, ярах, мысах для предупреждения посадки судна на мель.
На левом берегу знак представляет собой сооружение из столба, на вершине которого укреплен трапецеидный щит белого цвета. На правом берегу щит весеннего знака круглой формы красного цвета.
Огни постоянные, на правом берегу красные, на левом - зеленые




7.Ходовой знак для обозначения судового хода, расположенного у берега.
Знак состоит из столба и прикрепленного к его верхней части ромбовидного щита. Для повышения дальности видимости щит может выставляться во всю высоту знака.
Наиболее часто этот знак расположен на чистых (ходовых) ярах.
Ходовые знаки левого берега оборудуются зелеными проблесковыми огнями круговой видимости, правого берега такими же огнями красного цвета.

На правом берегу На левом берегу

8.Знак "ориентир" Применяется для обозначения характерных приметных мест (мыс, остров и т.п.) на реках, водохранилищах и озерах.
Знак имеет прямоугольную или трапецеидальную форму. Щиты (наклонные) на левом берегу окрашены чередующимися полосами горизонтального черного и белого цветов, а на правом берегу - красного и белого цветов.
Огни двухпроблесковые на правом берегу красные или белые на левом - зеленые или белые или на обоих берегах желтые проблесковые

На правом берегу На левом берегу

На правом берегу

На левом берегу

Или

или

Или

или

9.Знак "Путевой огонь" Устанавливается на откосах берегов судоходных каналов и служит для ориентирования судоводителей.
Путевые огни ставятся на обеих сторонах канала попарно (друг против друга), обычно через 250 м. Знак, как правило, представляет собой однометровую произвольную конструкцию, покрашенную шаровой краской.
В верхней части знака ночью на левом берегу зажигается зеленый постоянный огонь, на правом берегу -красный постоянный огонь. Направлены эти огни вдоль канала. Кроме того, на знаке может быть предусмотрен нижний огонь белого цвета, который прикрыт козырьком сверху и освещает откос канала и урез воды.
10.Сигнализация судоходных пролетов мостов
Знаки и огни на мостах. Эти знаки указывают пролеты для прохода судов, плотоводов и малых плавсредств под мостами сверху и снизу, а также направления оси судового хода и высоты подмостовых габаритов. Наглядный вид и характеристики выставляемых на мостах знаков и огней представлен
Судоходные пролеты мостов обозначаются расположенными на фермах посередине этих пролетов следующими знаками и огнями:
а) для судов, идущих снизу - квадратный щит, ночью - два постоянных красных створных огня, видимых с ходовой стороны пролета;
б) для судов, идущих сверху - ромбовидный щит, ночью - два постоянных красных створных огня, ви­димых с ходовой стороны пролета;
в) для плотовых составов - круглый щит, ночью - два постоянных зеленых створных огня;
г) для маломерных судов - треугольный щит, вершиной вниз, ночью огни не выставляются. На темном фоне знаки окрашены в белый цвет, на светлом - в красный.
Указатели высоты подмостового габарита представляют собой квадратные щиты (зеленые на светлом фоне или белые - на темном фоне), расположенные вертикально один над другим на опорах мостов. Ночью в центре каждого щита горит зеленый постоянный огонь.

Состав и отличительные признаки плавучих знаков при кардинальной системе расстановки
1. Кардинальные знаки предназначены для ограждения навигационных опасностей Их выставляют вокруг опасности по принципу ограждения ее относительно сторон света (по четырем главным направлениям компаса) При этом горизонт вокруг ограждений опасности условно делится на четыре сектора северный, восточный, южный и западный
Кардинальные знаки выставляют в одном, нескольких или во всех секторах одновременно для обозначения стороны с которой следует обходить ограждаемую опасность.

Знаки, обозначающие отдельные опасные места
Буй черного цвета с широкой красной горизонтальной полосой, огонь белый двухпроблесковый. Веха с топовым знаком: два черных шара один над другим. Знак выставляется над опасностью.
Запрещается использовать осветительные устройства прожекторы а также щиты флаги и другие предметы если они могут быть ошибочно приняты за световую сигнализацию, огни и сигналы упомянутые в настоящих Правилах или если они могут ухудшить видимость или затруднить распознавание навигационных огней и сигналов.
Маяки служат для ориентировки судоводителей при плавании на некоторых устьевых участках крупных рек, водохранилищах, озерах, а также входе в канал.
Они представляют собой башни различной конструкции и архитектуры (рис. 168).
На вершине маяка расположена аппаратура для подачи световых сигналов с установленной характеристикой и цветом огня. Некоторые маяки оборудуются туманной звуковой сигнализацией, а также радио­аппаратурой для подачи радиосигналов на определенных частотах.
Описание маяков подробно излагается в соответствующих лоциях, а их точные координаты (широта и долгота) нахождения наносятся на навигационные карты.

Схемы расстановки навигационных знаков. Для закрепления знаний по навигационным знакам и приобретения первичных навыков ориентирования по ним во время плавания, начинающему судоводителю полезно научиться читать карты (схемы) участков пути, с нанесенными на них навигационными ориентирами.
Простейшие схемы расстановки наиболее распространенных знаков с указанием оси судового хода, которая нанесена.пунктирной линией, приведены на рис.169-172.
Линейный створ является самым распространенным створом, устанавливаемым на водных путях, и дает точное положение оси судового хода.
Щелевые и кромочные створы используются в основном на участках, где требуется обеспечить повышенную надежность обстановки, улучшить ориентировку судоводителей при расхождении и обгоне, а так же в местах, гдечасто сбиваются со штатных мест плавучие знаки.




Перевальные знаки (1, 2, 3. 4, 5, 6) устанавливаются обычно на приглубых берегах плесовых и перевальных участков рек, а также на водных путях с неосвещаемой и светоотражающей обстановкой.
Ходовые знаки (7,8) устанавливаются с расчетом обеспечения движения судов со знака на знак, а также между створно-перевальными и перевальными знаками.
Весенние знаки устанавливаются на выступающих в сторону судового хода мысах и бровках пойменных берегов. На рис. 177 весенние знаки указывают опасные затопленные бровки берегов. Знаки 1 и 3 -правого берега. 2 и 4 левого.
Приложение N 5
к Правилам (пп 125. 167, 183)
Информационные знаки .
Информационные знаки, изображенные на цветной вкладке(приложение), подразделяют­ся на три группы:

1. Запрещающие знаки. Сигнальный щит этих знаков имеет круглую форму белого цвета, окантовка и диагональная полоса - красные, символ - черный.
Огонь - желтый частопроблесковый.
Знаки запрещают судоводителям производить определенные действия и маневры. Запрещающие знаки "Расхождение и обгон составов запрещен!", "Расхождение и обгон запрещен!*, "Не создавать волнения!", "Движение мелких плавсредств запрещено!*, "Семафор" устанавливаются в начале и конце участка, на который распространяется их действие, в местах наиболее удобных для наблюдения с судов.

2. Предупреждающие и предписывающие знаки. Эти знаки предписывают судоводителям соблюдать осторожность на данном участке пути и выполнять определенные требования по безопасности плавания.
Огонь - желтый, проблесковый.
Знак "Пересечение судового хода" устанавливается выше или ниже переправы, знак "Соблюдать надводный габарит!" - на обоих берегах в 100 м выше или ниже (по течению) от места расположения перехода, а также на опоре или пролетном строении моста.
Знаки "Внимание!" и "Скорость ограничена!" устанавливаются в начале и конце участка, на который рас­пространяется их действие, в местах наиболее удобных для наблюдения с судов.

3. Указательные знаки. Информируют судоводителей о наиболее безопасных местах маневрирования, нахождений некоторых объектов, ширине судового хода, глубинах и сообщают другие навигационные сведения.

Запрещающие знаки
1.Запрещение прохода - общий сигнальный знак "Семафор" предназначен для обозначения участков с односторонним (поочередным) движением судов а также для регулирования движения через разведенные пролеты наплавных мостов.
Наплавной мост, когда он разведен, для пропуска судов должен иметь в темное время следующую световую сигнализацию:
на правой по течению стороне пролета - два красных постоянных огня (на нижнем и верхнем по течению углах пролета);
на левой стороне пролета - два зеленых постоянных огня (на нижнем и верхнем углах пролета);
на отведенной части моста, на конце выдающемся в реку, со стрежневой стороны устанавливается сигнальный огонь, соответствующий кромочным (к правому берегу красный, к левому зеленый);
на наведенном мосту по всей его длине через каждые 50 м на высоте не менее 2 м над верхним настилом моста устанавливаются белые огни.
Регулирование пропуска судов через разведенные части наплавного моста производится с помощью сигналов, поднимаемых на семафорной мачте.

Наименование знака

Цвет и характер огня

Семафор:

Ход закрыт снизу и сверху

Ход закрыт снизу

Ход закрыт сверху

Светофор:

Ход закрыт

Ход открыт

Знак "Светофор " регулирует движение судов в районах шлюзов, заградительных ворот паромных канатных переправ и в подъемных судоходных пролетов мостов.

2. Знак "Расхождение и обгон запрещены " обозначает участок судового хода, где обгон и расхождение судов запрещены

3. Знак "Расхождение и обгон составов запрещены " обозначает участок судового хода где запрещены расхождение и обгон составов и крупных судов длиной более 120 м.

ночью - затмевающийся желтый огонь

4. Знак "Якоря не бросать " обозначает зону подводного перехода, где запрещено отдавать якоря, опускать цепи и лоты
Ночью - два постоянных желтых огня, расположенных вертикально

5. Знак "Не создавать волнение " обозначает участки водного пути, где запрещено создавать волнение.

6. Знак "Движение мелких плавсредств запрещено " обозначает участок, где на судовом ходу запрещено движение маломерных судов (на рейдах в подходных каналах, у причалов и др).
Ночью - затмевающийся желтый огонь

Примечания.
1. Знаки устанавливают на расстоянии 100 м выше и ниже (по течению) от оси подводных переходов.
2. Знаки ставят попарно так, чтобы каждая пара образовывала поперечный створ. На каналах и участках рек в районе населенных пунктов при ширине русла до 500 м допускается установка по одному знаку на оси перехода на каждом берегу
3. На водных путях с шириной русла до 500 м створ из знаков ставят на том берегу, на котором они лучше видны с судов.
4. При ширине водного путч более 500 м створы знаков устанавливают на обоих берегах.
5. Если судовой ход расположен вдоль ходового берега, створы из знаков устанавливают только на этом берегу независимо от ширины водного пути.
Предупреждающие и предписывающие знаки
1. Знак "Скорость ограничена " обозначает участки судоходного пути, где скорость движения водоизмещающих судов ограничена (на каналах, в аванпортов, акваториях рейдов и др.) цифры, показывают максимально допустимую скорость хода (км/ч)

2. Знак "Внимание " обозначает участки судоходного пути, где необходимо соблюдать особую осторожность рисунок -восклицательный знак.
Ночью - огонь желтый проблесковый

3. Знак "Пересечение судового хода " для обозначения мест пересечения судового хода судами и паромными переправами
Ночью - огонь желтый проблесковый

4. Знак "Соблюдать надводный габарит " обозначает мостовой и надводный переход Цифра, показывает минимальную проходную высоту надводного перехода, высоту подмостового судоходного габарита судоходного пролета моста от расчетного уровня воды (м)
Ночью - два желтых постоянных огня, расположенных горизонтально.


Указательные знаки

1 . Знак "Место оборота судов " для обозначения участка, где наиболее безопасно производить обороты судна
Ночью - огонь желтый постоянный

2. Знак "Пост судоходной инспекции " для обозначения мест базирования подразделений судоходных инспекций
Огонь желтый постоянный

3. "Стоповый знак " обозначает полезную длину камер шлюза и границы зоны швартовки (остановки) судов в подходных каналах к шлюзам. Знак представляет собой (вертикальную) полосу красного цвета шириной 0,2-0,4 м и длиной не менее 1,5 м, наносимой на парапетах и (или) стенах камер и причальных сооружений шлюзов
Освещается постоянным огнем красного цвета.

4. Знак "Указатель рейда " для обозначения границы рейда. При наличии нескольких рейдов цифра показывает порядковый номер рейда
Примечание: Допускается установка дополнительных щитов, где стрелка указывает направление рейда, а цифры - длину рейда (м)

Ночью - огни постоянные на левом берегу зеленого цвета на правом - красного цвета


Плавучие навигационные знаки.

Латеральная система расстановки плавучих навигационных знако в - система, при которой знаки обозначают стороны или ось судового хода. Применяется на реках, водохранилищах, каналах, небольших озерах и на подходах к морским портам.
При этом установлено, что правый берег - это берег внутреннего водного пути, расположенный справа от наблюдателя, обращенного лицом по течению воды, а левый берег - слева от наблюдателя, обращенного лицом по течению воды.
На каналах, озерах и водохранилищах направление течения принимается условно и сообщается в навигационных пособиях и документах.
На транзитных судовых ходах водохранилищ наименование сторон (правая и левая) кромки устанавливается обычно по направлению от зоны выклинивания к плотине, на озерах - с учетом впадающих и вытекающих из них рек.
На подходах к портам, пристаням и убежищам, а также на судовых ходах рек, впадающих в водохранилище, наименование кромок судового хода принимается по направлению к транзитному судовому ходу.

Кардинальная система расстановки плавучих навигационных знаков - это система, при которой ограждение навигационных опасностей производится относительно сторон света по компасу. Применяется на морях, крупных озерах и в морских устьях больших рек.
Виды плавучих навигационных знаков этой системы, их описание, расстановка, назначение и характеристики огней изложены в этой главе (§8) "Средства навигационного оборудования морей" .
В водах северо-западной части Европы (на крупных озерах и в устьях крупных рек) для ограждения опасностей принята международная система навигационного оборудования - система МАМС (рис. 173).
При кардинальной расстановке плавучих знаков системы МАМС северные буй и веха устанавливаются к северу от опасности (южные - к S, восточные -.к Е, западные - к W) и для безопасного прохода их следует оставлять к югу (южные - к N, восточные - к W, западные - к Е). Характеристики огней этих знаков следующие:
северный буй - огонь белый частопроблесковый (50-60 проблесков в минуту);
южный буй - огонь белый прерывистый частопроблесковый с последующим длительным (не менее 2 с) проблеском (6 частых и 1 длительный проблеск, период 15 с);
восточный буй - огонь белый прерывистый частопроблесковый (3 частых проблеска и пауза, период 10с);
западный буй - огонь белый прерывистый частопроблесковый (9 частых проблесков и пауза, период 15с).
Вершины этих буев и вех оборудованы толовыми фигурами в виде черных треугольников (голиков), расположение которых относительно друг друга на каждом знаке различно и указано на рисунке 173.
Опасности малых размеров могут ограждаться одним буем с вехой (рис. 174) без выставления других кардинальных знаков.

Эти знаки выставляются непосредственно над ограждаемой опасностью.

Осевая система расстановки плавучих навигационных знаков в морских районах - применяется для обозначения начальных точек и осей фарватеров (каналов), а также середины проходов в опасных для плавания районах (рис. 175).

Латеральная система расстановки плавучих знаков в морских районах - применяется для ограждения сторон фарватеров (каналов) и проходов (рис. 176).

Знаки специального назначения - применяются для обозначения якорных и карантинных стоянок (рис. 177).

Береговые навигационные знаки в зависимости от их назначения подразделяются на две группы: обозначения положения судового хода и информационные.

К береговым знакам обозначения положения судового хода относятся створные, перевальные, ходовые, весенние, знаки «Ориентир», знаки ходовых пролетов мостов и «Путевой огонь».

Береговые знаки состоят из столба-опоры и укрепленного на нем щита определенной формы и окраски. Для этих знаков применяются сигнальные щиты пяти типов: прямоугольный, квадратный, трапецеидальный, круглый и комбинированный. Форма щита зависит от назначения берегового знака.

Размеры сигнальных щитов в зависимости от дальности действия знака регламентируются Государственным стандартом. Высота береговых знаков определяется специальным расчетом с учетом рельефа береговой полосы.

На внутренних водных путях применяются осевые (линейные), щелевые и кромочные створы.

Осевой створ (рис. 6.1) состоит из двух знаков – переднего и заднего, одинаковых по форме, расположенных на продолжении оси судового хода.

Рис. 6.1. Схема расположения осевых створов на участке реки:

1 – ось судового хода; 2 – створы на светлом фоне; 3 – створы на темном фоне

На знаках осевого створа применяют сигнальные щиты четырех типов: квадратный (рис. 6.2, а), прямоугольный (рис. 6.2, б), трапецеидальный (рис. 6.2, в) и комбинированный (рис. 6.2, г – верхний щит квадратный, расположенный вертикально, а нижний – трапецеидальный, расположенный наклонно к вертикали).

Рис. 6.2. Осевые створы для светлого (слева) и темного (справа) фона местности

(часть площади знаков, окрашенная в красный цвет, условно обозначена штриховкой)

Цвет сигнальных щитов выбирают в зависимости от фона окружающей местности. При светлом фоне щиты окрашивают в красный цвет с белой или черной вертикальной полосой посредине, а при темном – в белый цвет с черной вертикальной полосой, а если они располагаются на фоне неба, – то в черный цвет.

В темное время суток на осевых створных знаках правого берега действует красный, белый или желтый сигнальный огонь, а на знаках левого берега – зеленый, белый или желтый. При этом характер (режим) огня переднего знака – постоянный, а заднего – проблесковый или постоянный.

В

Рис. 6.3. Ориентирование по осевому створу:

а – судно находится в створной зоне; б – судно вышло из створной зоны; 1 – ось судового хода; 2 – задний знак створа; 3 – передний знак створа; 4 – берег; 5 – изобата гарантированной глубины; 6 – визирные кривые, ограничивающие створную зону; 7 – ось створа; 8 – воображаемая вертикаль, проходящая через огни створа; 9 – огонь заднего знака; 10 – огонь переднего знака

отдельных случаях при большом скопления посторонних огней как на переднем, так и на заднем знаке применяются постоянные огни повышенной заметности: пульсирующие или протяженной формы красного и зеленого цветов.

Осевой створ служит для обозначения оси судового хода. Принцип его действия состоит в следующем (рис. 6.3). Два знака или огня створа – передний и задний, расположенные на берегу на некотором расстоянии друг от друга, образуют створную линию, продолжение которой в сторону водного пространства должно совпадать с положением оси судового хода. Признаком нахождения судна на створной линии будет расположение переднего и заднего знаков или огней на одной вертикали (рис. 6.3, а). Отклонение взаимного расположения переднего и заднего знаков или огней от вертикали свидетельствует об уклонении судна в сторону от оси судового хода и выходе его за пределы створной зоны (рис. 6.3, б). При выходе судна из створной зоны судоводитель должен изменить курс для возвращения в эту зону.

Щелевой створ состоит из трех знаков – двух передних и одного заднего и служит для обозначения положения судового хода и его кромок (рис. 6.4).

Два передних знака устанавливаются на линии, перпендикулярной к оси створа, и располагаются от нее на одинаковом расстоянии. Задний знак устанавливается на оси створа, которая должна совпадать с осью судового хода.

Сигнальные щиты знаков щелевого створа предусмотрены одного типа – прямоугольной формы. Их окрашивают в зависимости от фона окружающей местности: на светлом фоне – красный цвет с белой или черной вертикальной полосой посредине (рис. 6.4, а), на темном фоне – в белый цвет с черной вертикальной полосой (рис. 6.4, б).

На знаках щелевого створа действуют белые или желтые сигнальные огни, на передних знаках – постоянные, на заднем – проблесковый. При наличии в районе расположения щелевого створа посторонних огней на знаках, установленных на правом берегу, применяются красные сигнальные огни, на левом берегу – зеленые. При этом передние огни – постоянные, а задний – проблесковый.

Рис. 6.4. Схема расположения щелевого створа на участке водного пути: 1 – ось судового хода; 2 – ось створа; 3 – знаки створа; а – щелевой створ для светлого фона; б – щелевой створ для темного фона

Принцип действия щелевого створа показан на рис. 6.5. При движении судна по оси судового хода (рис. 6.5, а) задний знак (огонь) виден точно посредине расстояния между передними знаками (огнями). По мере уклонения судна от оси судового хода симметричность расположения знаков нарушается (рис. 6.5, б), при этом сокращается просвет между задним и передним знаком той кромки, к которой судно приближается.

Если судно вышло за границу створной зоны (рис. 6.5, в), просвет между щитами заднего и одного из передних знаков исчезает.

Судоводитель не должен допускать выхода судна из указанной зоны, так как при этом не обеспечивается безопасность движения.

Щелевые створы применяются в основном на водохранилищах и устьевых участках больших рек.

Рис. 6.5. Ориентирование по щелевому створу:

а – судно на оси створа; б – судно уклонилось от оси створа; в – судно вышло из створной зоны; 1 – ось судового хода; 2 – изобата гарантированной глубины; 3 – ось створа; 4 – задний знак; 5 – передний знак; 6 – визирные кривые , образующие створную зону

Кромочный створ предназначен для указания одной кромки судового хода. Створ состоит из двух знаков – переднего и более высокого заднего. Ось створа пересекает вертикальную грань заднего знака, обращенную в сторону ограждаемой кромки судового хода. Передний знак несколько смещен с этой оси в сторону той же кромки. Для указания обеих кромок судового хода устанавливаются два кромочных створа – левый и правый (рис. 6.6).

Сигнальный щит переднего знака кромочного створа имеет прямоугольную форму, а заднего – форму прямоугольной трапеции. Знаки окрашиваются на темном фоне в белый цвет, на светлом фоне – в красный цвет. Огни – на левой кромке зеленые, передний постоянный, задний двухпроблесковый; на правой кромке красные, передний постоянный, задний двухпроблесковый.

П

Рис. 6.6. Кромочный створ:

1 – направление течения; 2 – левая кромка судового хода; 3 – правая кромка судового хода; 4 – створные знаки для обозначения двух кромок судового хода

ри нахождении судна на оси судового хода судоводитель видит знаки (огни) правого и левого створов, расположенные симметрично. При уклонении судна от оси судового хода нарушается видимое судоводителем симметричное расположение знаков. Зазор между вертикальными гранями щитов переднего и заднего знаков той кромки, в сторону которой уклонилось судно, окажется меньше зазора между вертикальными гранями щитов, ограждающих другую кромку. Исчезновение зазора между щитами знаков кромки, к которой уклонилось судно (касание вертикальных граней щитов), или расположение огней на одной вертикали означает, что судно вышло из створной зоны.

Рис. 6.7. Типы сигнальных щитов перевальных знаков:

а – квадратный; б – прямоугольный; в – комбиниро- ванный

Перевальные знаки (рис. 6.7) – это береговые навигационные знаки для указания направления судового хода, переходящего (переваливающего) от одного берега к другому, а также для обозначения начала и конца участка с приглубым (ходовым) берегом.

Перевальный знак состоит из столба-опоры и укрепленного на нем сигнального щита определенной формы. Предусмотрены три типа щитов для перевальных знаков: квадратные (рис. 6.7, а), прямоугольные (рис. 6.7, б) и комбинированные (рис. 6.7, в). Знаки, расположенные на светлом фоне местности, окрашиваются в красный цвет, на темном – в белый.

Рис. 6.8. Ходовые знаки

Ходовые знаки (рис. 6.8) – это береговые знаки, которые указывают, что судовой ход расположен вдоль того приглубого берега, на котором они установлены. Они состоят из столба – опоры и сигнального щита – ромба (рис. 6.8, а), или щита в виде вытянутого ромба с отсеченными острыми углами (рис. 6.8, б). Для обеспечения видимости со всех направлений щиты делаются, как правило, объемными. Это достигается за счет крестообразного соединения двух плоских щитов (ромбов) или за счет соединения в плане двух щитов (вытянутых ромбов) под углом 90.

Цвет окраски щита и столба ходового знака, в отличие от створных и перевальных знаков, зависит от наименования берега, на котором он установлен. На правом берегу – цвет красный, на левом – белый. Для создания контраста с фоном местности опоры ходовых знаков окрашиваются чередующимися полосами красного и белого цветов на правом берегу и белого и черного цветов – на левом берегу.

Рис. 6.9. Весенние знаки

На ходовых знаках правого берега действуют красные проблесковые огни, на знаках левого берега – зеленые проблесковые.

Весенние знаки (рис. 6.9) устанавливают для обозначения затопленных в период половодья берегов, островов, выступающих в русло мысов и т.п. Они не указывают непосредственно ось или кромку судового хода и служат для определения положения судового хода совместно с другими знаками.

Весенний знак представляет собой укрепленную на столбе-опоре сигнальную фигуру, состоящую из двух крестообразно соединенных щитов, имеющих форму круга на правом берегу (рис. 6.9, а) и трапеции – на левом берегу (рис. 6.9, б). Сигнальная фигура может быть также выполнена из трех пересекающихся под углом 120 в плане плоскостей.

Щиты весенних знаков правого берега окрашивают в красный цвет, а левого – в белый. Опоры знаков окрашивают в тот же цвет, что и щиты.

В темное время суток на знаках правого берега действуют красные постоянные огни, на знаках левого берега – зеленые постоянные.

Знак «Ориентир » (рис. 6.10) применяют на реках и водохранилищах для обозначения характерных берегов, мысов, островов и других приметных мест береговой полосы. Непосредственно положение судового хода они не указывают, но позволяют судоводителям определить его косвенным путем (по положению судна относительно знака "Ориентир").

По конструкции знаки изготовляются в виде столбов-опор с двумя щитами (рис. 6.10, а) и трех или четырехгранных призм и пирамид (рис. 6.10, б). Используются два типа сигнальных щитов: прямоугольной и трапецеидальной формы.

Рис. 6.10. Знаки «Ориентир»:

а – в виде одиночных столбов с сигнальными щитами;

б – в виде трех и четырехгранных призм и пирамид

Щиты знаков, устанавливаемых на правом берегу, окрашивают пятью чередующимися горизонтальными полосами красного и белого цветов, а на левом берегу – черного и белого, причем верхняя полоса должна быть соответственно красной или черной.

На знаках "Ориентир" правого берега действуют красные, белые или желтые двухпроблесковые огни, а на знаках левого берега – зеленые, белые или желтые двухпроблесковые.

Знаки "Путевой огонь" (рис. 6.11, а) служат для обозначения в ночное время берегов судоходного канала. Форма знаков, несущих путевые огни, не регламентируется. Конструктивно знак представляет собой опору, в вершине которой укреплен фонарь с двумя линзами в боковых стенках. В фонаре помещается электрическая лампа. Через линзы боковых стенок сигнальные огни светят вдоль берега канала. На правом берегу действуют красные постоянные или проблесковые огни, на левом – зеленые постоянные или проблесковые.

Опознавательные знаки (рис. 6.11, б) служат для обозначения входа в канал, порт, аванпорт, убежище со стороны озера или водохранилища.

Рис. 6.11. Знак «Путевой огонь» (а) и опознавательные знаки (б)

Знаки сооружают в виде различных по архитектуре башен и устанавливают на оголовках дамб, молов и волноломов. Их окрашивают в цвет, обеспечивающий необходимый контраст с окружающим фоном местности.

На вершинах опознавательных знаков устанавливаются постоянные или проблесковые сигнальные огни кругового действия: зеленые на знаках левого берега и красные – на знаках правого берега.

На сторонах опознавательных знаков, обращенных к судовому ходу, может устанавливаться постоянный огонь того же цвета, что и на их вершинах.

Маяк (морской маяк) – средство навигационного оборудования морей и крупных озер, являющееся дневным и ночным ориентиром. Маяк представляет собой башню, на вершине которой помещается аппаратура для подачи световых сигналов. Маяки служат для ориентировки судоводителей с применением инструментов и приборов. Высота маяка выбирается такой, чтобы была обеспечена необходимая дальность его видимости. Она достигает 50 метров и более. Маяк может быть оборудован звуковой сигнализацией для подачи сигналов во время тумана, а также аппаратурой для подачи радиосигналов. Вид маяка приведен на рис. 6.12.

Каждый маяк имеет свою отличительную форму, окраску и характеристику огня. Описание маяков и их географические координаты даются в соответствующих лоциях и на картах.

Рис. 6.13. Навигационный знак

Светящий морской навигационный знак (светящий знак) – средство навигационного оборудования морей и крупных озер, являющееся дневным и ночным ориентиром специальной постройки, имеющее светооптический аппарат с дальностью видимости белого огня до 10 миль. Это сооружение такого же типа, что и маяк, но более легкой конструкции (рис. 6.13). Форма навигационных знаков бывает различной, сооружаются они из камня, кирпича, металла, дерева и т. п. Знак может иметь отличительные щиты и топовые фигуры. На них часто устанавливают радиолокационные отражатели.

Несветящий навигационный знак – сооружение такого же вида, как и светящий знак, но не имеющее светооптического аппарата.

Морской навигационный огонь (огонь) – средство навигационного оборудования морей и крупных озер, являющееся ночным ориентиром и представляющее собой светооптический аппарат, устанавливаемый на естественных объектах или сооружениях неспециальной постройки (здание, скала, столб и др.).

Плавучие знаки устанавливают в дополнение к береговым, для обозначения кромок или оси судового хода и фарватера, а также для указания мест подводных препятствий, поворотов и разветвлений судового хода и обозначения направления свального течения.

К плавучим навигационным знакам относятся буи, бакены и вехи.

Конструкция знака определяется гидрологическими условиями водного пути, на котором он установлен. На внутренних водных путях предусмотрены четыре типа силуэтов плавучих знаков: треугольный, прямоугольный, круглый и линейный. Каждый знак-силуэт в зависимости от дальности его видимости имеет разные размеры надводной части, которые регламентируются Государственным стандартом. Так высота расположения огня над уровнем воды составляет у речных буев 0.8-1.5 м, у озерных 2-3 м и у морских 3.1-6.5 м.

Необходимость установки на кромках судового хода буев с различным типом силуэта сигнальной фигуры вызвана сложностью распознавания цвета окраски знаков при неблагоприятных условиях. Так при нахождении Солнца позади буя на небольшой высоте, расстояние, на котором опознается цвет буя, составляет 150-200 м. Этого расстояния недостаточно для своевременного выполнения маневров, особенно в условиях извилистого судового хода. Использование буев различного силуэта значительно увеличивает расстояние, с которого их принадлежность к правой или левой кромке опознается. На озерных и морских буях для этой цели применяют топовые фигуры.

В зависимости от гидрологических особенностей места установки и условий работы буи подразделяются на речные, озерно-речные, озерные и морские. Речные и озерно-речные буи приспособлены к работе в районах, где преобладающими факторами воздействия на них являются статические нагрузки – течение и постоянная ветровая нагрузка, остальные буи – к работе в районах, где главным фактором является волнение водной поверхности. При устройстве буев первой группы предусмотрено уменьшение угла крена под действием течения, для второй группы – углов крена на волнении.

Речной и озерно-речной буй (рис. 6.21) представляет собой металлический поплавок с надводной частью, имеющей треугольный и прямоугольный силуэт. На его вершине размещается сигнальный фонарь кругового действия. В надводной части корпуса буя в специальном пенале р

Рис. 6.21. Буи:

а – озерные; б – озерно-речные; в – речные

азмещается источник питания сигнального огня. Буй удерживается на месте с помощью якоря. Буи являются преобладающим видом плавучих знаков на внутренних водных путях.

Рис. 6.22. Морской буй:

1 – светооптический аппарат; 2 – надстройка;

3 – цилиндрический корпус; 4 – хвостовик;

5 – чугунный балласт

Морской буй (рис. 6.22) состоит из цилиндрического корпуса с металлической решетчатой надстройкой и хвостовика с чугунным балластом. На вершине надстройки устанавливается светооптический аппарат. Балласт обеспечивает бую необходимую остойчивость. Внутри корпуса размещаются герметически закрывающиеся пеналы, в которые помещают электрические батареи или ацетиленовые баллоны, питающие светооптический аппарат. Для получения нужной характеристики огня в оборудование буя вводится электрический проблесковый автомат или ацетиленовый проблескатор. На озерных и морских буях устанавливают радиолокационные пассивные отражатели, благодаря которым значительно увеличивается дальность их обнаружения.

Для подачи звуковых сигналов при плохой видимости морские буи снабжают звукосигнальными устройствами: колоколами и воздушными волновыми ревунами. Действие колокола основано на использовании сил инерции, возникающих при качке буя, ревун приводится в действие при вертикальных колебаниях буя, вызываемых волнением.

Якорное устройство буев состоит из якорной цепи, в которую вставляют вертлюг, и чугунного или бетонного якоря. Длина якорной цепи обычно берется равной двойной – тройной глубине в месте постановки буя.

Бакен (рис. 6.23) представляет собой плавучий знак, состоящий из плотика с укрепленной на нем сигнальной фигурой – надстройкой. Сигнальная фигура в зависимости от назначения бакена имеет силуэт в виде треугольника, круга или прямоугольника. Плотик бакена и его надстройку выполняют из дерева.

Рис. 6.23. Бакены:

а – пирамидальный; б – шаровый; в – цилиндрический

Надстройка треугольного силуэта представляет собой трехгранную пирамиду. Ее грани делаются из брусков и обшиваются тонкими досками с зазором 1.5-2.0 см. На вершине пирамиды имеется штырь для установки сигнального фонаря. Внутри пирамиды устраивается полка для размещения источников питания фонаря. Бакены треугольного силуэта применяются для ограждения, как правило, левой кромки судового хода.

Надстройка круглого силуэта (шаровая) состоит из двух пересекающихся круглых дощатых щитов, прикрепленных крестообразно к вертикальной стойке. Фонарь крепится на вершине этой стойки. Полка источника питания устраивается в углу между кругами.

Надстройка прямоугольного силуэта (цилиндрическая) состоит из двух круглых ободов с дощатой обивкой. Она может быть выполнена и в виде трех пересекающихся под углом 120 плоскостей (прямоугольников), укрепляемых на плотике.

Бакены в виде шара или цилиндра устанавливают только для обозначения правой кромки судового хода.

Обычно буи и бакены используются только в период физической навигации, когда водные пути очищаются от льда. В период весеннего и осеннего ледохода, а на водохранилищах в качестве дублирующих применяются несветящие ледовые буи сигарообразной формы.

Озерные и речные плавучие вехи (рис. 6.24, а, б) применяются для ограждения судового хода на водных путях с неосвещаемым навигационным оборудованием, а также используются для установки совместно с буями и бакенами в качестве дополнительных знаков на особо затруднительных участках (повороты, подходы к причалам и т.п.) или в качестве контрольных – для дублирования буев и бакенов.

Веха представляет собой вертикально или наклонно плавающий деревянный шест, к нижнему концу которого прикреплен якорный груз. Длина озерной вехи достигает 10 м, а речной 3-8 м. Верхняя часть шеста, выступающая из воды (около 1/3 длины), окрашивается в соответствии с назначением вехи. На вехах правой кромки и оси судового хода укрепляются топовые (отличительные) фигуры в виде круга, изготовляемые из двух пересекающихся между собой дисков.

Рис. 6.24. Озерная (а), речная (б) и морская (в) веха:

1 – топовая фигура; 2 – стальной корпус; 3 – металлическая труба; 4 – балласт

Морские вехи (рис. 6.24, в) применяются в качестве морских плавучих предостерегательных знаков для ограждения морских навигационных опасностей, обозначения положения морских каналов и фарватеров, подводных кабелей, мест якорных стоянок. Морская веха состоит из стального корпуса, металлической трубы (шеста), топовой фигуры, груза-противовеса (балласта) и якорного устройства. Длина металлической морской вехи достигает 9 м.

На внутренних водных путях применяются латеральные, осевые и кардинальные плавучие навигационные знаки, которые имеют свои отличительные признаки по раскраске и характеру сигнального огня в зависимости от их назначения и расстановки.

Латеральными плавучими знаками обозначают кромки (стороны) судового хода или фарватера, а осевыми – ось судового хода или фарватера.

Кардинальными плавучими знаками ограждаются отдельные навигационные опасности (мели, банки, скалы, мысы, затонувшие суда и т.п.) на морях и крупных озерах. Плавучие знаки выставляются вокруг опасности таким образом, чтобы они ограждали ее относительно стран света.

Латеральные знаки подразделяются на кромочные, поворотные, знаки опасности (стоящие на опасности), свальные, разделительные, а осевые – на осевые и поворотно-осевые.

Кромочные знаки служат для обозначения кромок судового хода. Правая кромка судового хода ограждается буями или бакенами прямоугольного, круглого или линейного силуэта красного цвета, а также вехами красного цвета с топовой фигурой (рис. 6.25, а). В темное время суток на знаках правой кромки зажигается постоянный или проблесковый огонь красного цвета.

Левая кромка судового хода ограждается плавучими знаками треугольного или линейного силуэта белого или черного цвета (черный цвет применяется на озерах или водохранилищах), а также вехами белого цвета (рис. 6.25, б). Сигнальный огонь буев и бакенов левой кромки – белый, желтый или зеленый, постоянный или проблесковый.

На реках наименования кромок (сторон) судового хода принимается по направлению течения. На транзитных судовых ходах водохранилищ наименование кромок принимается по направлению от зоны выклинивания подпора к плотине. На судоходных каналах принятое наименование сторон является условным и указывается в проектах освоения этих водных путей. На озерах наименование сторон принимается обычно с учетом впадающих и вытекающих из них рек и указывается на картах.

Поворотные знаки служат для обозначения поворотов прямолинейных участков судового хода, имеющих значительную протяженность, а также поворотов судового хода на участках с ограниченным обзором и скальным дном. На реках их устанавливают обычно в местах крутых по

Рис. 6.25. Кромочные, поворотные знаки и знаки опасности:

а – кромочный правый; б – кромочный левый; в – поворотный правой кромки; г – поворотный левой кромки; д – знак опасности левой кромки; е – знак опасности правой кромки

воротов водного пути, когда рельеф береговой полосы не позволяет видеть расположенные за поворотом навигационные знаки.

Поворотный знак, установленный на правой кромке (при движении вниз) обозначает правый поворот. Он представляет собой буй прямоугольного или линейного силуэта красного цвета с черной или белой горизонтальной полосой посередине (рис. 6.25, в). Сигнальный огонь буев правой кромки – красный частопроблесковый или проблесковый.

Поворотный знак левой кромки, обозначающий левый поворот, представляет собой буй треугольного или линейного силуэта, окрашенный в белый цвет с черной горизонтальной полосой посередине или в черный цвет с белой горизонтальной полосой посередине (рис. 6.25, г). Сигнальный огонь – зеленый, белый, желтый частопроблесковый или проблесковый.

Знаки опасности (дублирующие знаки) служат для обозначения отдельных, особо опасных для судоходства препятствий (скрытые под водой выправительные и водозаборные сооружения, камни-одинцы, затонувшие суда и т.п.), находящихся вблизи кромки судового хода. Эти препятствия ограждаются двумя плавучими знаками – кромочным и дублирующим (стоящим на опасности). Знак опасности устанавливается непосредственно у ограждаемой опасности с речной стороны, а кромочный знак в 10-15 м от него в сторону оси судового хода. Если кромочный знак будет сбит судном, остается дублирующий знак, что обеспечивает безопасность движения судов.

Знак опасности левой кромки (рис. 6.25, д) представляет собой буй или бакен треугольного силуэта, окрашенный в белый цвет с черной горизонтальной полосой посередине и тремя – четырьмя черными вертикальными полосами, которые при пересечении образуют крест. В темное время суток на этом знаке зажигается зеленый двухпроблесковый или проблесковый огонь.

Знаком опасности правой кромки (рис. 6.25, е) является буй прямоугольного силуэта красного цвета с белыми или черными горизонтальными и вертикальными полосами, образующими при пересечении крест. Сигнальный огонь – красный двухпроблесковый или проблесковый.

Свальные знаки обозначают участки водного пути с сильным свальным течением, в значительной степени затрудняющим судоходство. Они устанавливаются выше по течению на кромке судового хода, противоположной свалу.

Свальным знаком левой кромки (рис. 6.26, а) является буй или бакен треугольного силуэта, верхняя половина которого окрашена в белый цвет, а нижняя – в черный. Сигнальный огонь – зеленый группочастопроблесковый или проблесковый.

Свальным знаком правой кромки (рис. 6.26, б) является буй или бакен прямоугольного силуэта, верхняя половина которого окрашена в красный цвет, а нижняя – в белый или черный. Сигнальный огонь – красный группочастопроблесковый или проблесковый.

Рис. 6.26. Свальные (а, б), разделительные (в, г),

осевые (д) и поворотно-осевые (е) знаки

Следует отметить, что на участке водного пути проблесковый характер огня может применяться только на одном из вышеперечисленных плавучих знаков. Например, если на кромочных знаках использован проблесковый огонь, то на поворотных, свальных и знаках опасности проблесковый огонь устанавливаться не может.

Разделительные знаки служат для обозначения разделения судового хода. Знак представляет собой буй треугольного силуэта, окрашенный тремя черными или белыми и тремя красными чередующимися вертикальными полосами, равными между собой (рис. 6.26, в).

Разделение судового хода может обозначаться также двумя стоящими рядом плавучими знаками левой и правой кромок судового хода (парный знак) (рис. 6.26, г).

На разделительном знаке в темное время горят одновременно два сигнальных огня: красный и зеленый, красный и белый или красный и желтый проблесковые. На парном разделительном знаке сигнальный огонь: на знаке правой кромки – красный постоянный; на знаке левой кромки – зеленый, белый или желтый постоянный.

Осевые знаки (рис. 6.26, д) устанавливают по оси судового хода, разделяя его на две ходовые части. Ориентировка по этим знакам производится по принципу: «Следуй со знака на знак, оставляя меня слева».

Осевой буй имеет треугольный или линейный силуэт, окрашенный двумя черными и тремя белыми, равными по ширине, горизонтальными чередующимися полосами. Сигнальный огонь – белый или желтый двухпроблесковый. Осевая веха имеет такую же окраску, как и осевой буй.

Поворотно-осевые знаки (рис. 6.26, е) служат для обозначения поворота судового хода. В качестве этих знаков применяются буи и вехи. Поворотно-осевой буй имеет такую же форму, как и осевой, но его надводная часть окрашивается двумя черными или белыми и тремя красными полосами. Сигнальный огонь – белый или желтый группочастопроблесковый.

Плавучие знаки выставляются не позднее, чем на третий день после очищения ото льда водного пути и действуют до появления сала и шуги.

На крупных озерах и в морских водах России принята система плавучего ограждения Международной ассоциации маячных служб – система МАМС.

Системой МАМС предусмотрено деление Мирового океана на два региона – регион А и регион Б .

Система плавучего ограждения МАМС в целом является единой для обоих регионов. Разделение системы на регионы А и Б вызвано только различием в окраске латеральных знаков и огней.

Россия, страны Европы, Азии (кроме Японии и Южной Кореи), Африки и Австралии объявили о своей принадлежности к региону А . В регионе А красный цвет знаков и огней принят для ограждения левой стороны фарватеров и каналов (красный слева), а зеленый – для ограждения правой стороны фарватеров и каналов.

В регионе Б , о принадлежности к которому объявили страны Северной и Южной Америки, Япония и Южная Корея, красный цвет принят для ограждения правой стороны фарватеров и каналов (красный справа).

Система плавучего ограждения МАМС включает пять типов знаков: латеральные знаки; кардинальные знаки; знаки отдельных опасностей малых размеров; осевые знаки (знаки, обозначающие начальные точки и ось фарватера или канала и середину прохода); знаки специального назначения.

Латеральные знаки системы МАМС подразделяются на знаки ограждения сторон фарватеров и каналов и знаки разделения фарватеров.

Рис. 6.27. Латеральные знаки

ограждения сторон фарватеров:

а – левой стороны; б – правой стороны

Знаки ограждения сторон фарватеров (рис. 6.27) служат для обозначения сторон фарватера (канала).

На левой стороне фарватеров выставляются знаки полностью окрашенные в красный цвет, топовые фигуры имеют вид красного цилиндра (рис. 6.27, а). Сигнальный огонь – красный проблесковый (период 3 с).

На правой стороне фарватеров выставляются знаки полностью окрашенные в зеленый цвет (рис. 6.27, б). Топовая фигура представляют собой зеленый конус с вершиной вверх. Сигнальный огонь – зеленый проблесковый (период 3 с).

Знаки разделения фарватеров (рис. 6.28) устанавливаются в местах разделения фарватера и показывают положение основного фарватера (канала) относительно выставленного знака, считая с моря. Знак «Основной фарватер справа» (рис. 6.28, а) окрашен в красный цвет с широкой зеленой горизонтальной полосой. Топовая фигура имеет форму красного цилиндра. Сигнальный огонь – красный, характер огня сложный групповой проблесковый (период 9 с). Знак «Основной фарватер слева» (рис. 6.28, б) окрашен в зеленый цвет с широкой красной горизонтальной полосой. Топовая фигура представляет собой конус с вершиной вверх. Сигнальный огонь – зеленый, характер огня сложный групповой проблесковый (период 9 с).

Рис. 6.28. Латеральные знаки разделения фарватеров:

а – основной фарватер справа; б – основной фарватер слева

Кардинальные знаки (рис. 6.29) предназначены для ограждения навигационных опасностей. Их выставляют вокруг опасности по принципу ограждения ее относительно стран света (по четырем главным направлениям компаса). При этом горизонт вокруг опасности условно делится на четыре сектора: северный, восточный, южный и западный. Кардинальные знаки выставляют в одном, нескольких или во всех секторах одновременно для обозначения стороны, с которой следует обходить ограждаемую опасность. Кардинальный знак называется по наименованию сектора, в котором он находится.

Северный знак имеет вверху черный цвет, внизу – желтый. Топовая фигура – два конуса вершинами вверх. Сигнальный огонь – белый, частопроблесковый.

Рис. 6.29. Кардинальные знаки

Восточный знак имеет черный цвет с широкой горизонтальной полосой желтого цвета. Топовая фигура – два черных конуса основаниями вместе. Сигнальный огонь – белый проблесковый из трех частых проблесков (период 10 с).

Южный знак имеет вверху желтый цвет, внизу – черный. Топовая фигура – два черных конуса вершинами вниз. Огонь – белый, шесть частых проблесков и один длительный, период 15 с.

Западный знак имеет желтый цвет с широкой горизонтальной полосой черного цвета. Топовая фигура – два черных конуса вершинами вместе. Сигнальный огонь – белый, девять частых проблесков, период 15 с.

Знаки отдельных опасностей малых размеров (рис. 6.30, а) ограждают отдельные, малые по размерам опасности (в том числе затонувшие суда), вписываемые в окружность радиусом в 100 м. Они выставляются над опасностью и могут обойдены с любой стороны. Окраска знаков черная с широкой красной горизонтальной полосой. Топовая фигура – два черных шара один над другим. Огонь – белый двухпроблесковый, период 5 с.

Рис. 6.30. Знак отдельной опасности

малых размеров (а), осевой знак (б),

знак специального назначения (в)

Осевые знаки (рис. 6.30, б) служат для обозначения начальных точек и осей фарватеров (каналов) и середины проходов. Их устанавливают на оси фарватеров, рекомендованных курсов и середине безопасных проходов. Знаки окрашены красными и белыми вертикальными полосами. Топовая фигура – один красный шар. Сигнальный огонь – белый длительнопроблесковый (период 6 с).

Знаки специального назначения (рис. 6.30, в) применяются для ограждения специальных районов, полигонов и объектов (например, для ограждения свалок грунтов, мест военных учений, прокладки кабелей и др.). Цвет знака желтый, топовая фигура – один желтый косой крест. Сигнальный огонь – желтый проблесковый (период 5 с).

Для обозначения надводных или подводных опасностей, обеспечения плавания по фарватерам и определения места судна в прибрежных районах выставляют средства навигационного оборудования (СНО).

В зависимости от места установки СНО бывают береговые и плавучие.

К береговым относятся маяки, огни, знаки, радиолокационные станции,а также акустические средства туманной сигнализации.

Маяки – специальные сооружения высотой от 10 до 50 метров, снабженные мощным светооптическим оборудованием.

Огни маяков зажигают от захода до восхода Солнца, дальность видимости не менее 10 миль.

Навигационные знаки – сооружения маячного типа, но более легкой конструкции. Дальностей видимости огней до 10 миль.

Створные знаки сооружают в виде решетчатых башен, на которых монтируют деревянный створный щит. Створы, образуемые створными знаками, устанавливают для проводки судна по фарватеру, а также для определения поправок компасов. Плавучие СНО устанавливают на якорях вблизи от опасности или на самой опасности: знаки, буи и вехи.

Плавучие предостерегающие знаки предупреждают судоводителей о наличии опасности, запрещают движение в их сторону и указывают безопасный путь.

Система предусматривает пять типов знаков

1. Латеральные знаки. Эти знаки (буи и вехи) выставляются для ограждения сторон фарватеров.

Мировой океан разделен на два региона: регион А и регион В,которые отличаются принципом использования красного и зеленого цветов для ограждения сторон фарватера латеральными знаками.

Страны, принявшие красный цвет окраски СНО с левой стороны фарватера, относятся к региону А; страны,принявшие зеленый цвет окраски СНО с левой стороны фарватера,- к региону В. При этом направление фарватера в обоих регионах считается с моря. Остальные типы знаков являются общими для регионов А и В.

Регион А. На левой стороне (рис. 17.20) выставляют знаки, полностью окрашенные в красный цвет, топовые фигуры имеют вид красного цилиндра, светящийся буй имеет красный огонь. Характер огня – Пр 3с (проблесковый, период 3с).

На правой стороне (рисунка) выставляют знаки, полностью окрашенные в зеленый цвет, топовые фигуры имеют вид зеленого цилиндра, светящийся буй имеет зеленый огонь. Характер огня – Пр 3с.

В отдельных случаях направление фарватера оговаривается особо. На корпуса буев могут наноситься цифры или буквы, причем нумерация или обозначение буев буквами ведется со стороны моря.

В местах разделения фарватеров для обозначения основного (предпочтительного) фарватера используются видоизмененные латеральные знаки.

Основной фарватер справа – окраска знаков красная с широкой зеленой горизонтальной полосой, топовая фигура в форме красного цилиндра, светящийся буй имеет красный цвет. Характер огня – Пр (2+1) 9с (сложный групповой проблесковый, период 9 секунд).

Основной фарватер слева – окраска знаков зеленая с широкой красной горизонтальной полосой, топовая фигура в форме зеленого конуса, светящийся буй имеет зеленый цвет. Характер огня – Пр (2+1) 9с.

Регион В. На латеральных знаках, выставляемых на левой и правой стороне фарватера, зажигают соответственно зеленые и красные огни.

Регион А

Знак левой стороны

Знак правой стороны

Регион В

Знак левой стороны

Знак правой стороны

Знак,указывающий, что основной фарватер слева

Знак,указывающий, что основной фарватер справа

Служат для ограждения отдельно лежащих навигационных опасностей, а также затонувших судов. Эти знаки обозначают сторону (по компасу), с которой судно должно обходить опасность. Они могут выставляться в одном, нескольких или всех секторах от опасности. Для ограждения применяются буи и вехи черно-желтой окраски в различных сочетаниях (рис. 17.28).

В качестве топовых фигур служат два черных конуса, установленных один над другим. Огонь светящихся буев белый.

Северные буи и вехи выставляются в северном секторе к N от опасности. Знаки имеют верху черный цвет, внизу – желтый. Топовые фигуры – конусы вершинами вверх. Характер огня – Ч (частый).

Восточные буи и вехи выставляются в восточном секторе к Е от опасности. Знаки имеют черный цвет с широкой желтой горизонтальной полосой. Топовые фигуры – конусы основаниями вместе. Характер огня – Ч (3) 10с (три частых проблеска в группе, период 10 с).

Южные буи и вехи выставляются в южном секторе к S от опасности. Знаки имеют вверху желтый цвет, внизу – черный. Топовые фигуры – конусы вершинами вместе. Характер огня – Ч (6) ДлПр 15с (шесть частых проблесков в группе с длительным проблеском, период 15 с).

Западные буи и вехи выставляются в западном секторе к W от опасности.

Знаки имеют желтый цвет с широкой черной горизонтальной полосой. Топовые фигуры – конусы вершинами вместе. Характер огня – Ч (9) 15с (девять частых проблесков в группе, период 15 с).

Знаки, ограждающие отдельные опасности незначительных размеров.

Выставляются над опасностью и могут быть обойдены с любой стороны. Знаки окрашены в черный цвет с одной или более красными широкими горизонтальными полосами (рис. 17.29). Топовые фигуры – два черных шара, размещенные один над другим. Светящий буй имеет белый цвет. Характер огня – Пр (2) 5с.

3. Знаки, обозначающие начальные точки и ось фарватера (канала) и середину прохода (осевые). Знаки (буи и вехи) окрашены красными и белыми вертикальными полосами (рис. 17.30). Топовая фигура имеют вид красного шара. Светящий буй имеет белый огонь. Характер огня – ДлПр 6с (длительно-проблесковый, период 6 секунд).

Применяются для обозначения или ограждения специальных районов или объектов, например, мест прокладки кабелей и др.

Знаки окрашены в желтый цвет. Топовые фигуры – косой крест желтого цвета. Светящий буй имеет желтый огонь, характер огня – Пр 5с.

Знаки,ограждающие отдельные опасности

Общие положения

1. Навигационные знаки и огни предназначены для создания безопасных условий плавания судов и обеспечения сохранности искусственных сооружений на внутренних водных путях.

2. Навигационные огни на сооружениях должны действовать от захода до восхода солнца.

3. При латеральной системе типы, основные параметры и размеры, цвет и вид окраски навигационных знаков, а также характер, цвет и взаимное расположение сигнальных огней определяются в установленном порядке.

4. При кардинальной системе цвет и вид окраски плавучих знаков, их топовые фигуры и характер огней определяются действующей системой ограждения на ВВП разрядов "М" и "О".

Состав и назначение навигационных знаков

1. Навигационные знаки подразделяются на береговые и плавучие.

2. В состав береговых знаков входят знаки ограждения (обозначения) судового хода и знаки информационные.

К береговым знакам обозначения положения судового хода относятся: створные, перевальные, ходовые, весенние, знаки "ориентир", указатели высоты подмостового габарита и кромок судового хода в судоходных пролетах мостов, путевые огни судоходных каналов, а также опознавательные знаки и маяки.

3. В состав плавучих знаков входят буи, бакены, вехи.

4. Плавучие навигационные знаки подразделяются на кромочные, поворотные, свальные, разделительные, осевые, поворотно-осевые и знаки опасности.

5. На реках наименование правой и левой кромок (сторон) судового хода принимают по направлению течения воды.

На транзитных судовых ходах водохранилищ наименование сторон принимают по направлению от зоны выклинивания подпора к плотине.

На подходах к портам, пристаням, убежищам, а также на судовых ходах притоков, впадающих в водохранилище, наименование правой и левой кромок судового хода принимают по направлению к транзитному судовому ходу.

На каналах и озерах наименование сторон на судовых ходах принимается условно при проектировании транспортного освоения этих водных путей.

Характер навигационных огней

1. Постоянный.

2. Проблесковый - периодически повторяющиеся проблески.

3. Двухпроблесковый - периодически повторяющиеся группы из двух проблесков.

4. Частопроблесковый - непрерывно повторяющиеся частые проблески.

5. Группочастопроблесковый - периодически повторяющиеся группы.

6. Пульсирующий - непрерывно повторяющиеся световые импульсы.

7. Прерывисто-пульсирующий - периодически повторяющиеся группы.

8. Затмевающийся - периодически повторяющиеся проблески и кратковременные затмения.

Плавучие навигационные знаки и огни для обозначения границ судового хода. Кромочный для обозначения кромок судового хода

1. Правая сторона:

красный прямоугольный буй;

красный круглый бакен;

красная веха с черной топовой фигурой;

красный огонь, постоянный или проблесковый.

2. Левая сторона:

белый или черный треугольный буй;

белый треугольный бакен;

белая веха без топовой фигуры;

зеленый, желтый или белый огонь, постоянный или проблесковый.

3. Разделение судовых ходов: для обозначения разделения судового хода:

разделительный буй с красно-белыми или красно-черными вертикальными полосами;

парный красный и белый бакены;

огни - красный и зеленый, или красный и белый, или желтый и красный проблесковые огни используют парами друг над другом.

4. Знаки, ограждающие опасные места и навигационные препятствия:

правый берег:

красный прямоугольный буй с одной белой или черной вертикальной и одной горизонтальной полосами (крестообразный);

огонь - красный, проблесковый или двухпроблесковый;

левый берег:

белый треугольный буй с одной черной вертикальной и одной горизонтальной полосами (крестообразный);

огонь - зеленый, проблесковый или двухпроблесковый.

5. Сигнальные знаки, обозначающие поворот судового хода:

правый берег:

красный прямоугольный буй с широкой горизонтальной белой или черной полосой;

огонь - красный, проблесковый или частопроблесковый;

левый берег:

белый или черный треугольный буй с широкой горизонтальной черной или белой полосой;

огонь - белый, желтый или зеленый, проблесковый или частопроблесковый.

6. Сигнальные знаки, обозначающие ось судового хода и одновременно его кромку для разделения встречных потоков судов:

белый треугольный буй с двумя горизонтальными широкими черными или красными полосами, веха белая с двумя черными полосами, топовая фигура черная круглого силуэта;

огонь - белый или желтый двухпроблесковый.

7. Сигнальные знаки, поворотно-осевые для обозначения поворота оси судового хода. Красный треугольный буй с двумя белыми или черными широкими горизонтальными полосами. Огонь белый или желтый группочастопроблесковый. Веха - две черный (или белые) и три красные равные по ширине горизонтальные полосы. Топовая фигура круглого силуэта черная.

Береговые навигационные знаки обозначения положения судового хода

1. Цвет щитов береговых створных и перевальных знаков выбирается для создания контраста с фоном местности (светлый или темный) и не зависит от берега (правый или левый). Цвет огней зависит от берега (правый или левый).

2. Створ осевой для обозначения оси судового хода состоит из двух знаков: переднего и заднего.

Щиты квадратные, прямоугольные (вертикальные), трапецеидальные и комбинированные красного или белого цвета. На прямоугольных и трапецеидальных щитах наносятся белые или черные вертикальные полосы.

Огни на правом берегу красные, белые или желтые, левом берегу - зеленые, белые или желтые, на передних знаках - постоянные, на задних - проблесковые.

3. Створ щелевой для обозначения положения судового хода и его кромок состоит из трех знаков: двух передних и одного заднего.

Щиты прямоугольные красные или белые с белыми или черными вертикальными полосами.

Огни на правом и левом берегу, на передних знаках постоянные, на заднем - проблесковые, аналогичные осевому створу.

(в ред. Приказа Минтранса РФ от 31.03.2003 N 114)

4. Створ кромочный для обозначения положения судового хода и его кромок. Щиты передние прямоугольные, задние трапецеидальные красного или белого цвета.

Огни постоянные или двухпроблесковые на правой кромке красные, на левой зеленые.

5. Перевальный знак для обозначения направления судового хода.

Щиты квадратные, прямоугольные, трапецеидальные или комбинированные красного или белого цвета.

Огни постоянные или проблесковые, на правом берегу красные, белые или желтые, на левом - зеленые, белые или желтые.

(в ред. Приказа Минтранса РФ от 31.03.2003 N 114)

6. Весенний знак для обозначения затопленных берегов. Щиты на правом берегу круглые красные, на левом - трапецеидальные белые.

Огни постоянные, на правом берегу красные, на левом - зеленые.

7. Знак "ориентир" для обозначения характерных мест судоходного пути.

Щиты прямоугольные или трапецеидальные, на правом берегу красные, на левом - черные с двумя горизонтальными белыми полосами.

Огни двухпроблесковые, на правом берегу красные или белые, на левом - зеленые или белые или на обоих берегах желтые проблесковые.

8. Знак "Путевой огонь" для обозначения берегов (кромок) судоходного канала.

Огни постоянные или проблесковые, на правом берегу красные, на левом - зеленые.

9. Ходовой знак для обозначения судового хода, расположенного у берега.

Щиты ромбообразные на правом берегу красные, на левом - белые. Огни проблесковые на правом берегу красные, на левом зеленые.

10. Сигнализация судоходных пролетов мостов:

а) для обозначения оси судоходного хода в судоходном пролете моста на его середине устанавливаются квадратные, круглые, треугольные красные или белые щиты в зависимости от фона (светлый или темный) мостовых конструкций.

Для судов и составов, идущих сверху, щиты устанавливаются в виде ромба, круглые щиты - для плотов, треугольные - для маломерных судов.

Для судов и составов, идущих снизу, щиты квадратные.

Огни постоянные, два красных, расположенных по вертикали, - для судов, два зеленых, расположенных по вертикали, - для плотов.

Для обозначения подмостового габарита и кромок судового хода в судоходных пролетах мостов устанавливаются 1, 2, 3 или 4 квадратных щита зеленого или белого цвета на каждой опоре или кромке. Количество щитов указывает высоту пролета соответственно до 10, 13, 16 м и выше.

Все огни постоянные, зеленые;

б) Для обозначения судоходного пролета разводной части, отведенной в сторону правого или левого берега, наплавного моста устанавливаются 5 огней, по 2 на неподвижной части моста и по одному на углах его разводной части. Огни постоянные: на правом берегу красные, на левом - зеленые.

(пп. "б" в ред. Приказа Минтранса РФ от 31.03.2003 N 114)

Состав и отличительные признаки плавучих знаков при кардинальной системе расстановки

1. Кардинальные знаки предназначены для ограждения навигационных опасностей. Их выставляют вокруг опасности по принципу ограждения ее относительно сторон света (по четырем главным направлениям компаса). При этом горизонт вокруг ограждений опасности условно делится на четыре сектора: северный, восточный, южный и западный.

Кардинальные знаки выставляют в одном, нескольких или во всех секторах одновременно для обозначения стороны, с которой следует обходить ограждаемую опасность.

2. Определение секторов и знаков.

Четыре сектора (северный, восточный, южный и западный) ограничены истинными пеленгами СЗ-СВ, СВ-ЮВ, ЮВ-ЮЗ, ЮЗ-СЗ, взятыми из обозначаемой точки.

Кардинальный знак называется по наименованию сектора, в котором он находится.

3. Описание знаков (буи, вехи).

Знак "Северный". Верхняя часть знака черная, нижняя часть - желтая. Веха с топовым знаком, у которого два черных конуса вершинами вверх, расположенные один над другим. Огонь белый, частопроблесковый. Знак выставляется в северном секторе к северу от опасности.

Знак "Южный". Верхняя часть знака желтая, нижняя - черная, веха с топовым знаком, у которого два черных конуса вершинами вниз, расположенные один над другим. Огонь белый, состоящий из 6 частых проблесков, за которыми следует один длительный проблеск в 15 с. Знак выставляется в южном секторе к югу от опасности.

Знак "Восточный". Цвет черный, с одной широкой горизонтальной полосой желтого цвета. Веха с топовым знаком: два черных конуса, расположенные один над другим основаниями друг к другу. Огонь белый, состоит из трех частых проблесков с периодичностью 10 с. Знак выставляется в восточном секторе к востоку от опасности.

Знак "Западный". Цвет желтый, с одной горизонтальной черной полосой. Веха с топовым знаком: два черных конуса вершинами вместе. Огонь белый, состоит из девяти частых проблесков с периодичностью 15 с. Знак выставляется в западном секторе к западу от опасности.

Знаки, обозначающие отдельные опасные места

Буй черного цвета с широкой красной горизонтальной полосой, огонь белый двухпроблесковый. Веха с топовым знаком: два черных шара один над другим. Знак выставляется над опасностью.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!