Информационный женский портал

Новый дословный перевод от IMBF. Трудные места Евангелия: Гробницы пророкам

Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос. Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.

«На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи, – говорит Господь, – итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте». Никого не обличает столь сурово Христос, как этих книжников и фарисеев. Тем не менее, они были идолами и любимцами народа, который говорил, что из двух людей, идущих на небо, один должен быть фарисей. Мы не должны обманываться громкими и могущественными именами, званием и положением кого бы то ни было. Даже ученики Христовы нуждаются в этом предупреждении – не соблазняться пышностью мира.

Фарисеи и книжники были учителями Закона. Много хороших мест занято плохими людьми. Но как говорится, не место красит человека, а человек место. Доброе и нужное служение не должно порицаться, оттого что порой оно попадает в руки недостойных служителей.

«Итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте». Истина не делается хуже, если ей научает нас тот, кто не живет по истине. Если Бог посылает нам здоровую пищу, как пророку Илии, не через ангелов, а через воронов, мы должны с благодарением принимать ее.

И Господь заповедует народу поступать, как они учат, но не поступать, как они поступают, помня об их закваске лицемерия. Самые неизвинительные из грешников – те, кто позволяет себе грехи, которые он осуждает в других, и даже худшие. Это предупреждение относится прежде всего к служителям Церкви. Ибо может ли быть большее лицемерие, чем внушать другим то, чему сам не веришь и чего сам не исполняешь? Быть великим на словах и ничего собой не представлять на деле? Они «связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям». Они не только требуют мелочного исполнения Закона, но навязывают собственные изобретения и предания – под угрозой строжайших епитимий. Они любят показать свою власть и учительство. «А сами не хотят и перстом двинуть их». Они питают свою гордость строгостью поучений, а сами ни в коей мере не связывают себя этой строгостью.

«Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди». Мы должны так делать добрые дела, чтобы те, кто видит их, могли прославить Бога. Но мы не должны трубить о наших добрых делах с тем, чтобы другие видели их и прославляли нас. Вид благочестия дает лицемеру возможность носить имя, будто он жив, но, отвергшись силы его, он мертв. Они «расширяют хранилища свои» – повязки на лбу и левой руке со словами Закона, чтобы все видели, что они святее, строже и ревностней, чем другие, относятся к Закону. «И увеличивают воскрилия одежд своих». Бог заповедал сынам Израилевым делать себе кисти с голубой нитью по краям одежд своих (Числ. 15, 38 ) в напоминание о том, что они – избранный народ, и потому должны жить согласно этому избранничеству. Но фарисеи делали эти воскрилия бо льшими, чем было принято, чтобы показать, что они благочестивее всех.

Всюду и везде им надо было заявить о своем превосходстве. Гордость была их любимым царствующим грехом. Господь описывает, как проявлялся этот грех. Во всех общественных местах – на пиршествах и в синагогах – они ждали приветствий и получали, услаждаясь сердцем, самые почетные председания. Прежде чем учить чему-то других, надо пойти научиться самому первому уроку в школе Христа – смирению.

И Господь внезапно обращается к Своим ученикам: «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья». Вместо того, чтобы все время воспринимать обличения Господа как то, что относится к другим, мы должны задуматься о собственной жизни. Не впадаем ли мы в тот же самый грех учительства? «Братии мои, не многие делайтесь учителями, ибо все мы много согрешаем, – говорит апостол Иаков, – кто не согрешает в слове, тот человек совершенный» (Иак. 3, 1–2 ). «А человек совершенный, – добавляет преподобный Силуан Афонский, – ничего не говорит от себя». Подлинный учитель не тот, кто привлекает к себе, а тот, кто ведет к истине. Ибо есть один только Учитель, один Учащий всех – Господь. Только Бог может нас научить абсолютной истине. Мы же можем лишь – по дару Его – приближаться к ней. «Вы же все братья». Как коротко выражает Господь тайну человеческого и христианского общения. И какой безусловной требовательности исполнена она! Те, кто научился этому, стали Христовыми учителями Церкви.

«И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах». Господь не требует отмены всякой иерархии, власти, отцовства. Он требует, чтобы никакая иерархия, никакая власть, никакое отцовство не занимали место Бога. Каждому человеку дана свобода лицом к лицу встретить Бога. Никто не может заменить Того Единственного, Который спасает человека. Встреча любви с Отцом, Который на небесах, имеет столь важное значение, что всякая тень ее подмены – разрушение жизни. Не называйте никого на земле отцом себе! Речь не идет о том, чтобы мы перестали называть отцами тех, кому мы телесно и духовно обязаны своим рождением. Но Господь не может допустить, чтобы мы остановились на человеке. Он знает, что только Бог есть Бог.

Несравненно больше всех наших различий в званиях и достоинстве – то, что мы все имеем общее в Боге: «Один у вас Отец, Который на небесах». Великие и малые, знаменитые и безвестные – мы все дети одного Отца. Кто не забывает этого, останется простым и скромным, какое бы высокое положение они ни занимал. Он будет помнить всегда, что есть только Один подлинно великий, перед Которым мы все – малы, и все наши различия, какими бы значительными они ни казались, исчезают. Кто хранит это в своем сердце, тот любое служение, данное ему Богом, будет нести как смиренное послушание. «Больший из вас да будет всем слуга». Поистине велики только те, кто в любом своем величии остаются служителями и ближними по отношению к ближним, их братьям. Служа многим, они становятся отцами для многих.

«Ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет». Если Бог даст таким людям покаяние, они будут унижены в собственных глазах и ужаснутся своему состоянию. Если же не покаются, то рано или поздно будут унижены перед миром. «А кто унижает себя, тот возвысится». В этом мире смиренные будут приняты Богом и почтены мудрыми и благочестивыми людьми. И некоторые из них будут призваны к самому высокому служению. Ибо слава, говорят святые отцы, как тень бежит от того, кто ищет ее, и следует за теми, кто уклоняется от нее. В будущем мире те, кто унижает себя, сокрушаясь о своих грехах, возвысятся. Они взойдут к престолу Господню, чтобы наследовать Божию славу.

Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи. Итак, все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят и не делают. Когда Господь привел фарисеев в молчание и обнаружил их неисцельный недуг, тогда Он начинает говорить уже о них, о их жизни и поведении. Он наставляет слушателей не пренебрегать законными учителями, хотя бы те были и порочной жизни, Вместе с этим показывает Господь и то, что Он не только не противник закона Моисеева, а, напротив, хочет, чтобы требования сего закона исполнялись, хотя учители - люди недостойные. Он говорит: слова учителей принимайте, как слова Моисея, а точнее - Самого Бога. Ты спросишь: ужели же должно исполнять все, что они говорят, даже и дурное? На это скажу: во-первых, никогда учитель не дерзнет склонить другого человека ко злу. А затем, если даже и допустить, что какой-либо учитель решится склонять людей к порочной жизни, то таковой станет учить этому, конечно, не с "Моисеева седалища", то есть не во имя закона. Но Господь ведет речь о сидящих на Моисеевом седалище, то есть об учащих закону. Итак, должно слушать учащих закону Божию, хотя они сами и не поступают по нему.

Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плеча людям, а сами не хотят и перстом двинуть их. Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих. Фарисеи возлагали бремена тяжелые в том, что принуждали людей выполнять мелочные и трудно выполнимые предписания закона, и еще тяжесть законных постановлений увеличивали какими-то своими преданиями, каких не было в законе. Сами же они "не двигали и перстом своим", то есть ничего сами не делали, даже и не приближались к этим тяжким бременам. Когда учитель и сам делает то, чему учит, то он вместе с тем является и учеником: несет бремя наряду с научаемыми. Но когда учитель, налагая на ученика бремя, сам не действует, то он этим самым еще более отягощает бремя для ученика, своим бездействием показывая невозможность исполнить, что он говорит. Итак, Господь обличает фарисеев в том, что они не хотят принять участие в несении бремени, то есть не хотят сами действовать. Но, не делая добра, они в то же время притворяются делающими его. Так как и то, что они когда-либо делали, делали напоказ, то награда у них отнята. Что же они делают? Они "расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих". Это состояло в следующем. В законе было предписано: "навяжите на руке вашей, и да будет непоколебимо пред очами вашими". Согласно с этим иудеи вырезывали десять заповедей закона на двух хартиях, и одну из этих хартий прикрепляли к челу, а другую привешивали на правой руке. Воскрилиями же называлась вышивка из темно-красных или багряных нитей в виде узора, который устраивался на краях верхней одежды. Так делали фарисеи потому, что это предписано было в законе. Предписано же было для того, чтобы, видя это, иудеи не уклонились от заповедей Божиих. Но Бог хотел не такого буквального исполнения: нет, иметь хранилища значило исполнять заповеди; а красные нашивки предызображали, что мы, люди, должны быть некогда запечатлены кровью Христовою. Фарисеи же делали хранилища и воскрилия большие, чтобы для всех, кому оныя бросятся в глаза, показаться блюстителями закона.

Также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах, и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! Увы! Что говорит Господь! Подлежат осуждению за то уже только, что любят предвозлежания на пирах и председания в синагогах. Чего же достоин тот, кто сверх этого делает все дурное? "Любят председания в синагогах". Там, где фарисеи должны бы были и других учить смиренномудрию, там они проявляют свою порочность: все делают для славы и, делая с такими побуждениями, не стыдятся, а, напротив, хотят, чтобы их называли: равви, равви, то есть учители!

А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель-Христос, все же вы - братья. И отцем себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник-Христос. Больший из вас да будет вам слуга. Ибо кто возвышает себя, тот унижен будет; а кто унижает себя, тот возвысится.

Христос не запрещает называться учителями, но возбраняет страстно желать этого наименования и всячески стараться о приобретении его. Учительское достоинство в собственном смысле принадлежит только Богу. Также и словами: "отцом не называйте" не возбраняет почитать родителей; напротив, Ему угодно, чтобы мы почитали родителей и особенно духовных отцов. Этими словами Христос возводит нас к познанию истинного Отца, то есть Бога, так как отец в собственном смысле есть Бог, плотские же родители не суть виновники нашего бытия, а только содействователи и орудия Божии. Показывая пользу смиренномудрия, Христос говорит, что больший из нас должен быть слугой и последним. Кто будет сам себя возвышать, считая себя чем-то великим, тот будет покинут Богом и унижен.

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение.

Называет фарисеев лицемерами, так как они показывали благочестие, а между тем не делали ничего соответственного благочестию; напротив, совершая продолжительные молитвы, они в то же время "поедают домы вдовиц". Они были обманщики, которые издевались над простецами и обирали их. Тягчайшее осуждение они примут за то, что поедают домы вдовиц, которых, напротив, следовало бы поддерживать и помогать в их бедности. Или иначе: они примут тягчайшее осуждение за то, что они творят зло, поедают имущество вдовиц под предлогом доброго дела - молитвы; наибольшего осуждения достоин именно тот, кто под видом добра обманывает.

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам: ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете. Мало того, - говорит Господь, - что вы сами не веруете и порочны, но отклоняете и других от веры в Меня и своим примером губите. Народ обычно подражает начальникам, особенно когда видит их склонными к злу. Посему всякий наставник и учитель должен наблюдать, какая от него польза. Горе ему, если он своей жизнью препятствует другим преуспевать в добре.

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас. Не только иудеев развращаете вы, но и тех, кто от идолослужения обращается к иудейской вере, - так называемых прозелитов. Вы стараетесь кого-нибудь обратить к иудейскому образу жизни и обрезанию, а когда кто станет иудеем, он гибнет, заражаясь вашей порочностью. "Сын геенны" - это человек, достойный сожжения в геенне, имеющий с геенной какое-то духовное сродство.

Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен. Безумные и слепые! что больше: золото или храм, освящающий золото? Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего; если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен. Безумные и слепые! что больше: дар или жертвенник, освящающий дар? Итак, клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем, и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем; и клянущийся небом клянется престолом Божиим и Сидящим на нем.

Называет фарисеев слепыми за то, что они не хотят учить тому, чему должно; предпочитая второстепенное, пренебрегают важнейшим. Они предпочитают в храме золото, херувимов и золотую стамну самому храму. Потому и народ они учили, что не имеет большой важности поклясться храмом, а важна клятва золотом, украшающим храм. Между тем это золото потому только и досточтимо, что находится в храме. Подобно этому они говорили: дары, положенные на жертвенник, досточтимее самого жертвенника. Вследствие этого, по учению фарисеев, кто поклялся золотой утварью, тельцом или овцой, принесенными в жертву, а потом нарушил клятву, тот обязан уплатить стоимость того, чем клялся. А дар они предпочитали жертвеннику из-за выгоды, получаемой от жертв. Но кто, поклявшись храмом, нарушал клятву, тот уже не мог создать ничего, равного храму, и потому освобождался от клятвы. Так из-за корыстолюбия фарисеев клятва храмом считалась более ничтожною. Христос не позволяет жертву ветхозаветную считать выше жертвенника. И у нас, христиан, алтарь освящается дарами; Божественною благодатью хлеб прелагается в самое Тело Господне, которым и освящается жертвенник, или алтарь.

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру: сие надлежало делать и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! И здесь порицает фарисеев, как безумных, за то, что они, пренебрегая важнейшим в законе, старались о точности в мелочах, не упуская даже пожертвовать десятину от растения тмина. Если же кто порицал их за такую мелочность, они выставляли на вид, что того требует закон. Но было бы лучше и угоднее Богу, если бы они требовали от народа суда, милости и веры. Что же такое суд? Соблюдать суд - значит не делать ничего несправедливо, безрассудно, но все делать со справедливым рассуждением. Из такого суда прямо вытекает милость. Поступающий во всем справедливо знает и то, кого нужно помиловать. За милостью же следует вера. Милостивый человек, конечно, верует, что он ничего даром не потеряет, но за все получит награду. Будучи милостивыми, мы должны вместе с тем и веровать в истинного Бога. И из язычников многие были милостивы, но, не веруя в Бога живого, они не имели милосердия истинного, свойственного вере, и потому милосердие их бесплодно. Итак, каждый учитель должен требовать от народа десятину, то есть требовать от десяти чувств (пяти телесных и пяти душевных) суда, милости и веры. "Сие надлежало делать", - говорит Господь, не повелевая этим давать десятину от овощей, но, устраняя предлог к обвинению, что Он учит вопреки закону Моисееву. Слепыми вождями называет их за то, что они, хвалясь ученостью и знанием всего, для всех были бесполезны, даже губили людей, повергая в ров неверия. Они, по словам Господа, "оцеживали комара", то есть замечали малые погрешности, и в то же время "поглощали верблюда", то есть упускали из виду всякие преступления.

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Соблюдая предания старцев, фарисеи заботились об омовении чаш и блюд, в которых подается пища. Однако кушанья и вина, которые они ели и пили, были приобретены хищничеством и духовно оскверняли их. Не приобретай же, учит Господь, вино неправдою, тогда и сосуд будет чист. Иносказательно понимая, не о чашах и блюдах говорит Спаситель, но о внешней - телесной и внутренней - духовной сторонах существа человеческого. Ты, - как бы так говорит Господь,- стараешься сделать благолепным свое внешнее состояние, но твоя внутренность, душа, полна скверны, ибо ты похищаешь и обижаешь. Должно омыть внутреннее, то есть душу, и вместе с чистотой душевной просияет и внешнее, телесное состояние.

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты. Так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.

И это сравнение имеет такой же смысл, как и предыдущее. Фарисеи старались по внешнему поведению казаться благоприличными, как гробы окрашенные, то есть выбеленные известью и алебастром, но внутри были полны нечистоты, мертвых и гнилых дел.

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков. Таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков. Возвещает им горе не за то, что они созидают гробы для пророков, так как это угодно Богу, а за то, что делают это с лицемерием, за то, что, осуждая своих отцов, делали худшее, чем те, превосходили их порочностью и явно лгали, говоря: если бы мы были во дни отцов наших, то не стали бы убивать пророков, а между тем они хотели умертвить Самого Господа пророков. Посему Христос и прибавляет:

Дополняйте же меру отцов ваших. Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну? Словами: "дополняйте меру отцов ваших" не повелевает, не поощряет их к убиению Его, но выражает такую мысль: так как вы - змии и дети подобных же отцов, так как вы по своей порочности не исцельны, то постарайтесь скорее превзойти своих отцов, это сделаете вы, когда Меня убьете. Вы исполните всю меру зла убийством, какого не достает отцам вашим. Но если вы столь злы, то как можете вы избегнуть кары?

Посему, вот Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город. Обличает ложь их слов: "если бы мы были во дни отцов наших, не убивали бы пророков". Вот, говорит, Я посылаю пророков, мудрых и книжников, но и их вы убьете. Речь идет об апостолах; Святой Дух поставил их учителями, пророками, исполненными всякой мудрости. Словами: "Я посылаю" являет власть Своего Божества.

Да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей. Вся кровь, неправедно пролитая, по словам Господа, должна прийти именно на тогдашних иудеев. Они будут наказаны тяжелее, чем отцы, так как не вразумились после стольких примеров; так некогда Ламех, живший после Каина, был наказан более его, хотя и не убил брата; наказан же тяжелее потому, что не вразумился примером кары Каина. Придет, согласно словам Господа, вся кровь от Авеля до Захарии. Не без основания упомянуто здесь об Авеле: он, как и Христос, убит, пострадав от зависти. Но о каком Захарии здесь упоминается? Одни говорят, что этот Захария один из числа двенадцати малых пророков, а по мнению других, это отец Предтечи. До нас дошло сказание, что в храме было особое место, где стояли девы. Захария, будучи первосвященником, поставил здесь с девами Богородицу после рождения от нее Христа; иудеи, негодуя, что он родившую поместил с девами, убили его. Нет ничего удивительного, если у отца Предтечи Захарии отца звали Варахиею, как и у Захарии-пророка отец назывался. Возможно, что как они сами были соплеменники, так совпали и имена отцов их.

Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели. Се, оставляется вам дом ваш пуст. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне. Повторяет имя Иерусалима, сожалея о нем и с состраданием призывая. Угрожая карами, Господь оправдывает пред ним Себя, как бы пред возлюбленной, которая пренебрегает любящим; а Иерусалим обвиняет в убийстве, в том, что когда Он Сам многократно хотел его помиловать, он не захотел. Иерусалим слушал дьявола, отвлекавшего его от истины, а не Господа, призывавшего к небу, ибо удаляет от Бога грех, соединяет же с Ним беспорочность совести. Свою любвеобильность Господь выражает образом птицы. Но, говорит Он, так как вы не хотели, то оставляю храм пустым. Отсюда уразумеем, что ради нас обитает Бог и в храмах, а когда мы делаемся безнадежными грешниками, Он оставляет и храмы. Итак, говорит Христос, вы не увидите Меня до второго пришествия. Тогда Иудеи и против воли поклонятся Ему и скажут: "Благословен Грядый". "Отныне" - должно разуметь: со времени распятия, а не от того часа, когда сказано это. Ибо после этого часа иудеи еще много раз видели Его, но после распятия они уж не видели Его и не увидят, пока не наступит время Его второго пришествия.

"седалище" указывают на учение закона. Поэтому и то, что говорится в псалме: «На седалище губительства не сел» () и: «Седалища продавцов голубей ниспроверг» () мы должны понимать в смысле учения.

. Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их

Это против всех вообще учителей, которые приказывают [исполнять] трудные действия, а не делают более легких (minora). Но при этом должно заметить, что и плечи, и персты, и тяжесть, и связки, которыми обвязывается тяжесть, необходимо понимать в духовном смысле.

. Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди.

Следовательно, тот, кто делает какое-нибудь дело так, чтобы его только видели люди, тот – книжник и фарисей.

. [окончание 5-го] «Расширяют хранилища» (phylacteria – φυλακτήρια ) «свои и увеличивают воскрилия одежд своих также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!

Горе нам несчастным, к которым перешли пороки фарисеев. Когда Господь дал через Моисея заповеди закона, то после всего прибавил: «Ты свяжешь их в руке твоей, и они будут недвижимы пред глазами твоими» (). . А значение этого места таково: Заповеди Мои в руке твоей для того, чтобы они были соблюдаемы на деле; пусть они будут перед глазами твоими, чтобы ты днем и ночью размышлял о них. Неправильно понимая это место, фарисеи надписывали десять заповедей (Decalogum – десятисловие) Моисея, то есть десять слов закона, на пергамене, складывая их и повязывая на лбу, и устраивая как бы венец на голове, чтобы они всегда передвигались перед глазами; это и до настоящего времени делают индусы, персы и вавилоняне, а тот, кто так делает, считается у народа как бы особенно благочестивым (religiosus). Моисей приказал также нечто иное () , именно, чтобы на четырех углах плащей они прикрепляли бахрому гиацинтового цвета, для распознавания народа израильского, так что дав телам обрезание как признак иудейского племени, он установил, чтобы и одежда иудеев имела некоторое отличие. Суеверные учителя, домогаясь народной славы и заботясь о приобретении доброго расположения женщин, нашивали большую бахрому и привязывали к ней очень острые иглы, чтобы и во время ходьбы, и во время сидения через непрестанные уколы возбуждать в себе воспоминание и побуждаться к служению Богу и к исполнению Его дела. Итак, когда Он сказал: «Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди». Он направил против них общее обвинение, а теперь разделяет его, применяя по частям. Эта маленькая табличка с десятью заповедями закона называлась «хранилищем» , потому что кто владел ею , считался имеющим как бы охрану, или твердыню (monumentum), так как фарисеи не понимали, что заповеди должно носить не на теле, а в сердце. Наоборот, они имели ящики и сундуки с книгами и не имели познания о Боге. Это часто делают и у нас женщины до настоящих дней нося с собой маленькие Евангелия (parvulis Evangeliis) [или: притчи, евангельские – in parabolis Evangelii] или древний крест и подобные вещи (они, правда, имеют ревность Божию, но не по разуму (), процеживая комара и поглощая верблюда. Вот это и была та бахрома, но небольшая и короткая, предписанная законом, которой коснулась у края одежды Господа известная кровоточивая женщина (; ); но она не была подвигнута суеверными чувствами (sen-sibus) [или колючками, sentibus] фарисеев, но была исцелена прикосновением к Нему. Так как они чрезмерно расширяли хранилища и пришивали большую бахрому, стремясь к прославлению у народа, то они обличаются и в остальном, потому что они ищут первых мест для возлежания на пиршествах и первых мест для сидения в синагогах, и гоняются за славой в обществе и сладкой едой, а также чтобы их называли люди: «Учитель» (magister), как на латинском обозначается слово Rabbi. Затем следуют слова:

. А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос. Больший из вас да будет вам слуга (minister ­­ διάκονος ) ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.

Ни учителем, ни отцом не должно называть кого-либо другого, кроме Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа. Он Отец, потому что все от Него; а Тот – Учитель, потому что все через Него, или потому, что через домостроительство плоти Его мы все примирились с Богом . Спрашивается теперь, почему же апостол вопреки этому повелению называет себя учителем языков (). ; или каким образом на простонародном языке, особенно в Палестине и Египте в монастырях, взаимно называют один другого отцами? Этот вопрос разрешается так: иное дело быть отцом по природе, как и учителем, а иное – по милости (indulgentia). Если мы называем человека отцом, то показываем этим почтение к его возрасту, а не то, что он виновник нашей жизни. Также и учитель называется этим именем по участию в деле истинного Учителя. Но чтобы не расширять возражение в бесконечность [скажу]: подобно тому, как по естеству один Отец и один Сын не препятствуют другим, чтобы они по усыновлению назывались богами и сынами, и единый Отец и Учитель не препятствует другим, чтобы они назывались несвойственными им именами отцов и учителей (abusive appelentur patres et magistri).

. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы закрываете царство Божие для людей. Ибо и вы [или: сами вы] не входите , и входящим не позволяете войти. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, потому что вы поедаете домы вдовиц, совершая [в то же время] продолжительные молитвы, поэтому вы претерпите большее осуждение.

Книжники и фарисеи, имея познание закона и пророков, знают, что Христос есть Сын Божий; но не знают, что Он рожден от Девы; но когда они ищут себе добычи от подчиненного им народа, то и сами не входят в Царство Небесное и тем не позволяют войти, которые могли бы. Это и есть то, что обличает пророк Осия: «Священники скрыли путь и убили в Сикиме () и снова: «Священники не сказали, где есть Господь» или может быть то, что всякий учитель, который худыми деяниями соблазняет учеников своих, закрывает перед ними Царство Небесное.

. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.

Не с такой заботливостью мы сохраняем найденное, с какой ищем. Книжники и фарисеи, обходя весь мир ради торговли или для приобретения богатства, как от учеников, так и по внешней святости, очень заботятся приобрести прозелитов, то есть пришельцев, и присоединять их к обрезанному народу Божию. Но тот, кто прежде, – пока был язычником, – просто заблуждался и был сыном геенны один раз, видя пороки своих учителей и понимая, что они делами ниспровергают то, чему на словах учили, обращается снова на нечистоту свою (vomitum suum, ср. 2 (Пет.2,22) и, сделавшись язычником, как изменник будет достоин большего наказания. Сыном геены он называется по подобию выражений: «сын погибели» и «сын века сего». Каждый делающий дела кого-нибудь называется сыном его.

. Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен. Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото? Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен. Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар? Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем; и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем; и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем.

Выше, как нам кажется мы, изъяснили, что значит предание фарисеев, говоривших: «Какой бы ни был от меня дар, он полезен будет тебе (). Теперь осуждается двойное предание фарисеев, но дающее повод к [насыщению] одной и той же скупости, так что они изобличаются в том, что все делают ради выгоды, а не из страха Божия. Действительно, как в расширенных хранилищах и увеличенной обшивке одежды представление о их святости создавало им славу, а вследствие славы привлекало богатство (lucra), так измышленная ложь предания изобличала их как наставников нечестия. Если бы кто-либо в споре или в какой-нибудь ссоре, или в сомнительном случае, поклялся храмом, а потом был бы изобличен во лжи, тот [по этому преданию] не был виновен в клятвопреступлении. Наоборот, если бы кто поклялся золотом и деньгами, которые в храме представляемы были священникам, тот немедленно был вынуждаем возместить то количество, которым он поклялся. С другой стороны, если бы кто поклялся жертвенником, такового никто не считал виновным в клятвопреступлении; наоборот, если бы он поклялся даром или приношениями, то есть животными и другими жертвами и подобным, и всем остальным, что приносится Богу на жертвенник, то всего этого они требовали весьма заботливо. Итак, Господь обличает их и в неразумии (stultitiae), и в обмане в том смысле, что храм гораздо больше, чем освящаемое им золото, а жертвенник [больше], чем жертвы, которые освящаются жертвенником. А все это они делали не вследствие страха Божия, но из жадности к богатствам.

. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.

В законе много есть заповедей, которые представляют образы будущего. Но одни из них ясны, как говорит Псалмопевец: «Заповедь Господня светла, просвещающая очи» (); они требуют непосредственного исполнения на деле. Например: «Не прелюбодействуй, Не кради, Не произноси ложного свидетельства» и проч. Фарисеи же, так как заповедал Господь (мы пока оставим таинственный смысл), чтобы для содержания священников и левитов, – ибо Господь был их уделом, – в храм были приносимы десятины от всех вещей, имели главную заботу о том, чтобы все предписанное было приносимо, а соблюдал ли кто остальное, более важное, или нет, это они считали малозначительным. Итак, и в этом месте Он обличает фарисеев и законников в скупости, потому что они заботливо требовали десятины даже незначительных овощей и оставляли без внимания правый суд при разборе дел, милосердие к бедным, сиротам и вдовам и веру в Бога, что имеет весьма великое значение.

. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие.

Я думаю, что верблюд соответственно смыслу настоящего места есть и правый суд, и милосердие, и вера, а комар – это десятины из мяты, аниса и тмина и остальных более

дешевых овощей. Вопреки заповеди Господа мы поглощаем и оставляем в небрежении то, что велико, а в незначительном, – в том, что дает нам прибыл, – мы обнаруживаем тщательность и придаем ему значение благочестивого деяния (religionis).

. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очистим «прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их».

Различными словами, но с тем же значением, как и прежде, Он обличает фарисеев в притворстве и лжи, потому что они одно показывают людям снаружи , а другое делают в домашней жизни. Это значит не то, что суеверие их содержится в чаше и блюде, а то, что с внешней стороны они показывают людям святость, именно – в поведении, в речах, в хранилищах и обшивке одежды, в продолжительных молитвословиях и прочем тому подобном, а внутри они исполнены нечистотой пороков.

. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.

То, что Он показал под образом чаши и блюда в том, что они снаружи чисто вымыты, а внутри грязны, теперь Он показывает под образом гробов, потому что, как гробы снаружи побелены известью, украшены мрамором и золотом и раскрашены цветами, а внутри наполнены костями мертвых; так и развращенные учители, которые проповедуют одно, а делают другое, показывают свою чистоту в покрое одежды и смиренной речи, а внутри наполнены всякою мерзостью и похотью. Наконец, Он еще более ясно выражает это говоря: «Так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» .

. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков.

Весьма мудрым умозаключением (syllogismo) Он обличает их в том, что они сыновья человекоубийц, когда они сами, ради своей славы в народе и видимой доброты, – устраивают гробницы пророков, которых умертвили их отцы, и говорят: «Если бы мы жили в то время, то не делали бы того, что сделали отцы наши». Хотя они этого и не выражают на словах, однако говорят делами своими, и именно тем, что горделиво и с великолепием устраивают памятники убитым , не отрицая, что они были умерщвлены их отцами.

. Дополняйте же меру отцов ваших

Утвердив предыдущими словами, что они были сынами человекоубийц и тех, которые умертвили пророков, Он теперь делает заключение, которое хотел, и полагает как бы окончательный вывод из умозаключения (extremam syllogism! partem): «Дополняйте же меру отцов ваших " , то есть вы дополняйте то, чего им недоставало. Они умертвили служителей, а вы распинаете Господа, они -пророков, а вы – Того, Который был провозвещен пророками.

Змеи [или с прибавлением: и] порождения ядовитых гадов! каким образом избежите вы от суда геены. ."

То же самое сказал и Иоанн Креститель (); действительно, как от ядовитых змей рождаются ядовитые змеи, так и от отцов человекоубийц вы родились человекоубийцами.

. Посему вот Я посылаю к вам пророков, и мудрецов, и книжников, но вы из них [одних] умертвите и распнете на кресте, а [других] из них будете бичевать в собраниях ваших и преследовать из города в город.

То, что мы сказали прежде [именно, что слова]: «Дополняйте же меру отцов ваших» относятся к Господу, потому что Он должен был быть умерщвлен ими, [эти слова] могут быть отнесены и к ученикам Его, о которых Он теперь говорит: «Вот Я посылаю к вам пророков и мудрецов, и книжников и [одних] из них вы умертвите и распнете на кресте, и будете бичевать в собраниях ваших и преследовать из города в город» . Вместе с тем обрати внимание на слова апостола, пишущего к Коринфянам (), что различны дары учеников Христовых: одни [из них] – пророки, предвозвещающие будущее, другие – мудрецы, знающие, когда должно произносить речи, третьи – книжники, ученейшие в законе ; из них Стефан был побит камнями, Павел обезглавлен, Петр распят на кресте; в книге Деяний Апостольских [сообщается, что] ученики были подвергаемы бичеваниям; и изгоняли они их из одного города в другой, изгоняя из Иудеи, так что они перешли к народам языческим.

. Да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей.

Относительно Авеля нет никакого сомнения, потому что он тот, которого убил брат его Каин. А праведным он называется не только в настоящем упоминании о нем Господа, но это подтверждается и свидетельством книги Бытия (), когда говорится, что дары его приняты от Бога. Спрашивается, кто был этот Захария, сын Варахии, потому что мы имеем сведения (legimus) о многих Захариях. Но чтобы нам не открылась легкая (libera) возможность впасть в заблуждение, присоединено: «которого вы убили между храмом и жертвенником» . У различных писателей я узнал различное, и должен изложить отдельные мнения. Одни Захарией, сыном Варахии, называют того, который был одиннадцатым из двенадцати пророков, и с этим согласно имя его отца; но когда он был умерщвлен между храмом и жертвенником, об этом Писание не говорит. Другие под Захарией разумеют отца Иоанна [Крестителя], основываясь на вымысле некоторых сокровенных книг (apocryphorum); они утверждают, что этот Захария был убит потому, что проповедовал пришествие Спасителя. Так как это утверждение не имеет твердого основания (auctoritatem) в Священном Писании , то и отвергается оно с такой же легкостью, с какой доказывается. Третьи предполагают (volunt), что это тот Захария, который был умерщвлен царем Иоасом между храмом и жертвенником, как сообщает повествование о царях. Но при этом необходимо иметь в виду, что тот Захария был сыном не Варахии, а сыном священника Иойада (русск. Иодай). Поэтому Священное Писание и присоединяет: «Иоас не вспомнил об отце его Иойаде что он сделал ему добро (). Итак, хотя мы имеем и Захарию, и хотя относительно места убиения его замечается согласие, однако спрашивается, почему он называется сыном Варахии, а не Иойада (Иодая)? «Варахия» на нашем языке значит: «благословенный Господа», а имя священника «Иойад» – «праведность», в переводе с еврейского языка. В Евангелии, которым пользуются назареяне, мы находим вместо слов: «сына Варахии» слова: «сына Иойада». Более простые братья из нас между развалинами храма и жертвенника или при входах во врата, ведущие в Силоам, показывают красные камни и воображают, что они окроплены кровью Захарии. Но не будем осуждать заблуждения их, происходящего из ненависти к иудеям и из благочестивой веры. – Скажем кратко о том, почему кровь Авеля праведного и далее до крови Захарии, сына Варахии, взыщется с этого рода, хотя он не умертвил ни одного из них? Правило Священного Писания таково, что оно представляет два рода людей: добрых и злых, – как бы каждый род тех и других (singulorum singulas) отдельно. Возьмем примеры указания на добрых: «Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его» (). А когда он описал многих, которым предстоит взойти на гору Господню, хотя они разного времени, в конце присоединяет: «Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже Иакова» (). И в другом месте о всех в совокупности святых говорится: «род правых благословится» (). О злых же говорится как в настоящем месте: «Род ядовитых змей» и: «Взыщется все с этого рода» . Также и в книге Иезекииля пророческое слово, описав грехи земли, прибавляет: «И если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов» , [и тогда] «Я не прощу грехов земли той» (); оно хочет, чтобы под Ноем, Иовом и Даниилом были понимаемы все праведники, которые своими добродетелями подобны им. Таким же образом и эти, действующие против апостолов, подобно Каину и Иоасу, представляются людьми одного рода.

. Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица (gallina – курица) собирает птенцов своих под крылья, но ты не захотел.

Иерусалимом Он называет не камни и здания города, а обитателей его: Он вопиет как бы движимый чувством отца, подобно тому, как и в другом месте мы читаем, что Он при виде его заплакал (). А словами Своими: «Сколько раз хотел Я собрать детей твоих» , Он свидетельствует о том, что все прежние (retro) пророки были посланы Им. Уподобление птице, собирающей птенцов своих под крылья, мы встречаем в песне Второзакония: «Подобно тому, как орел покрывает гнездо свое, с любовью стремился (desideravit) к птенцам своим, простирая крылья свои, поднимал [их] и носил на перьях своих (

Использованы выдержки из комментариев Женевской Библии

23:1-3 Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим
2 и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи;

Иисус в данном случае наставляет не только учеников своих, но и весь народ. Он говорит о том, что духовные учителя в Иудее "сели на Моисеевом седалище", то есть, стали учителями в истинном поклонении Богу, их учения базируются на истине Божьей и законах Его (на законе Моисеевом) и, собственно, это единственно правильное решение - в наставлениях опираться на слово Божье, на Библию.

3 итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте;
Именно потому, что их повеления в основе своей - на самом деле повеления Моисеева закона - народ Иеговы и должен слушать всё, чему учат учителя на базе Моисеева закона (не сказано, чтобы всё вообще - от них воспринимали, но сказано: всё, что на Моисеевом седалище базируется). Сам Иисус слушал не всё: например, он не исполнял требования книжников и фарисеев мыть руки по всей процедуре обряда старцев (Мтф.15:2,3) и не подчинялся запрету исцелять в субботу, так как всё это не было
заповедями Бога. Тому же он учил и народ, показывая своим примером и уча их отличать заповеди Бога от заповедей человеческих (Марк.7 гл).

И заметим, Иисус Христос повелевает слушаться начальствующих несмотря на то, что с ним эти самые духовные наставники народа обращаются весьма плохо.

по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают
Как видим, «двойные стандарты» или расхождения у учителей между правильным словом наставления и неправильными делами – наблюдались и во времена первого пришествия Христа. Но что до того, что расхождения - у начальствующих? Слушатели закона Божьего не должны ориентироваться на злые дела наставников и брать с них пример в этом для подражания, дескать, если им можно - можно и нам.

23:4 связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их;
сказано: фарисеи возлагали бремена неудобоносимые на плечи людям .
Заметим, НЕ Бог это делал, а фарисеи. Выходит, что «предания старцев», которые были добавлены к основам «Моисеева седалища» - выполнить народу было гораздо тяжелее, чем заповеди Божьи.

А механизм обрастания заповедей Бога - прост до обидного: на одно правило Бога - несколько инструкций фарисейских, тут чуть-чуть добавили своих правил, и там чуть-чуть своих правил. А в результате - вот что:
И стало у них словом Господа: заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного, там немного, - так что они пойдут, и упадут навзничь, и разобьются, и попадут в сеть (собственных правил ) и будут уловлены. - Ис.28:10, 3
И нет ничего нового под солнцем: если кто-то, находясь сегодня в народе Божьем, заметит наставников «двойных стандартов» - не удивляйтесь, такое творилось в народе Божьем и во времена Иисуса Христа: на Библейские начатки правильных знаний о Божьих замыслах и требованиях - накладывалось и множество собственных инструкций наставников.

Но если и сегодня народу Бога поступать по принципу Христа, разъяснявшему, как же быть с таким наставничеством по «двойным стандартам» – то следует исполнять всё, что правильно велят современные наставники В СООТВЕТСТВИИ с Писанием. А их собственными преданиями можно пренебречь.
Правда, для различения где – Божье повеление, а где - «предания старцев» нужно очень хорошо ориентироваться в слове Божьем, без исследования и глубокого изучения Библии - здесь не обойтись.

23:5-7 все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих;
6 также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах
7 и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!

Портрет среднестатистического наставника слову Божьему времён первого пришествия Иисуса Христа: цель их служения Богу сводилась не к тому, чтобы угодить Богу и послужить людям, а исключительно для того, чтобы исполнением заповедей Божиих обратить внимание окружающих на себя и произвести впечатление служителя Божьего.
Ну и, понятно - попользоваться при этом не только лаврами славы учителей Божьего слова, но и плодами такой популярности: первыми почётными местами, аплодисментами, восхищением неразборчивой публики, участием в пиршествах, «кафедрой» в синагоге и желанием народа услужить чем-нибудь при случае, что в хозяйстве весьма пригодится.

Так вот, ТАКИМИ наставниками слова Божьего - лучше не становиться. Иисус показал портрет истинных учителей и наставников Божьему слову:

23:8-11 А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья;
9 и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;
10 и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос.
Истинный наставник и учитель никогда не трубит о том, что это именно ОН САМ - наставник невежд и учитель слова Божьего, но всегда скромно указывает на то, что его функция - маленькая: всего лишь показать истинного Наставника и Учителя, чьи слова старается передать в точности, как и Христос это делал - Иоанн. 7:16, 12:49.

Истинный наставник никогда и ни от кого не потребует называть себя духовным Отцом, ибо истинный Отец, который на небесах, возрождает Себе детей от воды и святого духа, на что у учеников Христа не может быть ни способностей, ни полномочий. Они могут только подобно Павлу передавать слово Божье и этим рождать детей благовествования -1Кор.4:15, которые в будущем, если Бог посчитает нужным, могут и свыше родиться от воды и святого духа Отца небесного и стать ЕГО детьми.

Все же вы – братья
Запрещая называть кого-нибудь "учителем" (ст. 8), "отцом" (ст. 9) и "наставником" (букв.: "вождем", "тем, кто ведет", ст. 10), Иисус не отменяет иерархической структуры в Церкви или обращения по должности (см. Деян. 20,17; 1 Кор. 9,1; 1 Тим. 3,1.2.8.12; Тит 1,5-7). Он, скорее, предостерегает против искушения присвоить людям ту власть и те прерогативы, которые принадлежат одному только Богу.
(Женевская)

11 Больший из вас да будет вам слуга:
Кто этот "больший", упомянутый Христом? Большой в габаритах телосложения? Думается нам, что это тот христианин, кому больше дано от Бога, с него и спрос - особый.
Выходит тот, кто имеет много - для роли слуги ЛУЧШЕ пригоден, ибо ему есть, что раздавать нуждающимся и чем служить другим. А у кого ничего нет, тому и служить нечем.
Вот потому истинный наставник и учитель слову Божьему не станет ждать, чтобы ему чем-то послужили, но сам будет искать способы и возможности служить людям.

23:12 ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.
Как можно возвышать себя или унижать? Понятно, что внутри себя рождаются такие мысли, к примеру: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» . Или такие: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!»
Вот нам и разница: один сосредоточился на своих ВИДИМЫХ достоинствах, другой не смел даже заикнуться о ЛЮБЫХ своих достоинствах, хотя, думается, что и у него были какие-то хорошие дела пред Богом, да и сердцем он смирен.

Вот почему истинному учителю слова Божьего не придёт в голову нахваливать самого себя (целовать руку свою, Иов.31:27) и давать себе высокую самооценку, ибо он понимает, что грешен и лишён славы Божьей. И если бы ни милость Божья - не быть бы ему и проповедником слова Божьего. Но если кто-то сам себе почётные места определяет - тот не познал, выходит, Божьего пути «сына беззвестного плотника» . А если Божьего пути не познал, тот и унижен Богом будет, то есть, не будет иметь высокую оценку в глазах Бога.

23:13,14 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.
Религиозные учителя времён Христа, отвращали людей от истины Божьей: не принимая Христа сами, они показывали в этом - пример и остальным.
Ученики же Христа должны совершать обратное, открыто провозглашая Евангелие.

14 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение.
Лицемер - это тот, кто, считая себя благочестивым и праведным, прикрывает свою злонамеренность (мотив использовать служение Богу - в корыстных целях) - притворной добродетелью.

Те, кого Иисус обличает здесь - не подозревают о своем лицемерии, ибо считают, что поступают во всём правильно, даже в гонении Христа и даже в том, что пользуются услугами вдов (образно всех, кто малоимущих): ведь они, дескать, не виноваты в том, что малоимущие желают сами отдавать им последнее, а почему не взять, если сами дают?

23:15 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного .
Как видим, книжники и фарисеи не сидели сиднем на одном месте - имели, значит, хорошие и старательные «ноги» благовестников. И много часов в месяц, наверное, уходило у них на поиски желающих обратиться от злых дел и ходить путями Бога.
Но спрашивается, какой смысл во всём этом громадном труде, если СУТЬ труда - утеряна? Если для себя а не для Бога старались, если к себе, а не к Богу - прилепить старались учеников своих? Лицемерие их в том и заключалось, что внешне всё выглядело, словно они для Бога старались. а по факту выходило, что старались они для себя.

и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас .
Почему - худшими? Вот - почему: книжники и фарисеи научены на Писании (Моисеевом седалище) и поэтому имеют возможность обратиться к истокам и исправиться, сравнив истоки со своим толкованием.
А те, кого они учат - обучаются не на истоках Божьей истины, а на "преданиях старцев". Поэтому ученикам фарисеев не к чему обратиться, чтобы сравнить своё «фарисейское» понимание - с Божьим.

Например, такая же ситуация может произойти и в настоящее время с учащимися по «преданиям старцев» тех конфессий, в которых они пребывают: для того, чтобы сравнивать то, чему учат «старцы» с тем, чему учит Бог через Своё слово – необходимо начать самостоятельно вникать в Писание.

23:16,17 Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен.
17 Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?
Слепые – потому, что учили тому, чего сами не понимали: несомненно, не было бы храма - не имело бы никакого значения и золото, приносимое в храм. Однако ТАКИМ вИдением фарисеи показывали, что для них материальное - гораздо важнее духовного.
Спрашивается, могли ли ТАКИЕ учителя научить своих учеников правильному Божьему вИдению и тому, чтобы духовное - ставилось у них выше материального? Понятно, что нет: ученик не может быть больше своего учителя.

Если разобраться, то что есть золото? Ценный металл всего лишь. А что есть храм? Это - жилище Бога. Если бы в храме совсем не было бы золота, но дух Божий присутствовал бы там - то храм не потерял бы ценности своей. И наоборот: когда Бог оставил храм Иерусалима, то несмотря на всё золото храма - он превратился в ничто в глазах Бога.

23:18-22 Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен.
19 Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?
20 Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем;
21 и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем;
22 и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем.

Такой же принцип и в клятве: жертвенник Иеговы - ценнее животных. Однако для фарисеев животные были ценнее, ибо они стоили денег и на них можно было экономить.
Жертва без освещения на жертвеннике, с которого Бог принимает её - не имеет никакого смысла и является просто куском мяса. Этим жертвенник и ценен, что не жертва освящает жертвенник, а жертвенник делает священной жертву ТОЛЬКО потому, что Бог принимает её со Своего жертвенника.

Любовь к материальному и отсутствие в понимании духовного - просачивалась у фарисеев практически в каждом варианте их толкования закона Божьего.
Что касается клятвы в принципе - то Иисус показывает, что нет смысла в клятве, если не понимать, ЧЕМ и ЗАЧЕМ клянёшься. Более того, незнание смысла клятвы не освобождает от ответственности не упоминать Бога всуе, а фарисей, клянущийся хоть храмом, хоть жертвенником - всуе упоминает Святое.

23:23-25 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.
24 Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!
25 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.

Фарисеи не беспокоились и не заботились о том, чтобы поступать по справедливости, быть милосердными и поддерживать доверие Богу, и это - при том, что они скрупулезно заботились о малозначительном. Так вот, СНАЧАЛА позаботься о важнейшем: о справедливом суде, милосердии и поддерживай веру в народе Бога, а затем - и тмин с мятой жертвуй, тогда и будут иметь ценность и твои десятины. Приблизительно к этому сводится смысл слов Христа фарисеям.

Далее: что плохого в стремлении быть скрупулёзным исполнителем заповедей Бога в мелочах? Вот что: если чрезмерно увлечься рассматриванием "мошек" (второстепенного) в музее, то есть большая вероятность ослепнуть и не заметить "слона" (главное). Так и фарисей: рассматривая чистоту внешнюю - своё личное желание лишь ВЫГЛЯДЕТЬ праведным и производить впечатление на людей - он совершенно забыл о чистоте внутренней - о желании НА ДЕЛЕ БЫТЬ праведным: мыслить и поступать в согласии со словом Божиим и производить впечатление на Бога, а не людей.

Даже почитание золота и дара на жертвеннике - доказательства тому, что в фарисеях преобладал плотский человек земных приспособленческих интересов, а духовный Божий человек - в нём напрочь отсутствовал.

Такая же ситуация увлечения мелочами может появиться и при исследовании Писания, рассмотрим на примере притчи о блудном сыне:
"Мошка" – это попытка увидеть духовный смысл даже, к примеру, в перстне для блудного сына, в рожках для свиней, в свиньях или в пире по поводу возвращения сына.
"Слон" - это милосердие отца к возвращающимся блудным сыновьям.
Как можно увлечься «мошками» в современном исполнении притчи при принятии в собрание возвращающихся блудных сынов? Например, сказав им так:«ты ведь ещё не ел рожек для свиней (не страдал сильно), значит, ещё не настал этап тебе возвращаться и принимать перстень (возвращаться в свою церковь и принимать радость соверующих от твоего возвращения)»

23:26-28 Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.
Иисус не говорит фарисеям, что это плохо, когда чисто выглядит внешняя, видимая для других "картинка" человека. Нет, просто он говорит, что без чистого внутреннего содержания - внешняя показная чистота «праведника» бесполезна.

Представьте себе картину: приходим мы пообедать в кафе, нам подают кофе в чашечках, сияющих снаружи, и нам приятна такая чистота посуды, из которой мы будем пить. Мы намереваемся выпить кофе и к своему ужасу обнаруживаем внутри чашки зеленовато-коричневатый налёт на стенках, да и на поверхность кофе что-то подозрительное налипло. Станем ли мы пить из ТАКОЙ чашки, даже если внешне - она выглядит безупречно и сияет на солнце? Вряд ли.

Так же - и Богу неприятны ТАКОГО рода «праведники», напомаженные снаружи, но внутри испачканные нечистыми делами. Ему особого труда не составляет заглядывать во внутреннее человеческое естество, возможно, умело скрываемое от других. А потому «пускать пыль» Ему в глаза своей показной праведностью - занятие для христианина бесполезное.

Если бы фарисеи делали бы все свои злые дела в открытую, не прикрывая их показной праведностью, то давно бы отвратили бы напрочь от себя абсолютно всех людей, желающих поклоняться Богу и уже не имели бы возможности быть законоучителями. Но поскольку их не устраивал вариант лишиться возможности учить и сидеть на Моисеевом седалище (месте толкования закона), то они и заботились о том, чтобы выглядеть исполнителями закона Бога хотя бы наружно, не исполняя при этом - его внутри.

27 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;
28 так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их
.
Красивый гроб - это также не плохо, просто нет мёртвому пользы даже от самого красивого гроба. Так же и с фарисеем может случиться: если он мёртв духовно внутри, то нет ему пользы в том, что выглядит он ярко живущим и активным служителем Бога. И если он не стремится жить в соответствии со словом Божиим, то неважно, насколько красиво он над ним размышляет или насколько красноречиво научает других.

23:29-32 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников,
30 и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в [пролитии] крови пророков;
31 таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков;
Нет ничего плохого также и в том, чтобы строить гробницы пророкам Божиим. Но фарисеи , похоже, даже не понимали, что признавая СВОИМИ ОТЦАМИ тех, кто убивал пророков - они показывали, что являются ИХ СЫНОВЬЯМИ, то есть – по сути такими же, как и их отцы, убивающими пророков Бога. По идее они не должны были признавать в них отцов своих, если считали себя поклонниками Бога.
Лицемерие их было в том, что, хотя они вроде бы благочестиво были возмущены убийцами пророков прошлого, и оплакивали убитых прежним злым родом – но сами поступали точно также, когда пророки Бога приходили к ним: в 1 веке они отвергали Христа.

32 дополняйте же меру отцов ваших. горе… что строите гробницы пророкам..и говорите: если бы мы были во дни отцов наших..
Иисус знал, что этот род служителей Божьих во все времена так же будет относиться к пророкам Бога, как относились и их отцы. И никакая даже самая трогательная видимая забота о могилках убитых - не компенсирует пред Богом их злодеяний.

23:33,34 Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?
34 Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников;
См. также разбор Мтф.10:17 о преследовании христиан со стороны мира.
Кто будет отстаивать интересы Христа - в его отсутствие? Пророки, несущие слово Божье, мудрые – несущие мудрость Божию, книжники – исследователи слова Божьего - вот доверенные лица Бога и Христа Его в будущем.

и ВЫ иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город;
Но участь их незавидна: род фарисеев в народе Иеговы (ВЫ ) всегда будет преследовать посланников Христа так же, как фарисеи времён Христа, прочно обосновавшиеся в народе Иеговы, преследовали самого Христа.

Участь посланников Христовых нелегка и незавидна во все времена. Их путь не устлан пальмовыми ветвями, не осыпают их почестями и подарками, не поют им дифирамбов, не обласканы они ЛЮБОЙ властью, как и Иисус не был принят ни властью народа Бога, ни властью языческого Рима.

Напротив, они гонимы, низлагаемы, преследуемы, попираемы всеми, как сор. Так было, есть и будет, пока век сей на этом дворе правит бал. И это - увы, пока что норма.

А потому все, кто встал или желает встать на этот путь Христов, должны просчитать все издержки, потому как в итоге на какой-то одной стороне "баррикад" окажемся, никому ещё и ни на одной войне не удавалось занимать позицию «посредине» - и вашим, и нашим - и остаться в живых.

23:35,36 да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. 36 Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей.
На весь род показных поклонников Иеговы (на род «фарисеев»), которые преследовали Божьих посланников - придёт возмездие от Бога в день суда.

23:37 Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!
Каким образом сам по себе город Иерусалим мог побивать пророков Божиих?
Иерусалим - это правительственная столица народа Бога, он представлен руководителями народа Бога. Этот город славился истиной Божьей и храмом Его, этот город был местом правильного поклонения Богу несмотря на то, что сами руководители не всегда ходили по истине Божьей.

Пророки древности, посылаемые в Иерусалим - к руководящему составу народа Иеговы - с обличительным словом, были в основном за это преследуемы, а некоторые - погибали от рук обличаемых руководителей -2Прлп.24:17-21,Матф.23:34,35, Деян.7:51,52 Лк.11:49,50
"…Да и все начальствующие над священниками и над народом много грешили , подражая всем мерзостям язычников…. и посылал к ним Господь … посланников Своих от раннего утра , потому что жалел Свой народ и Своё жилище, но они издевались над посланными от Бога, и пренебрегали словами Его, и ругались над пророками Его. ."
– 2 Прлпмн 36:14-16, Матф.23:34

Почему их преследовали или избегали?
Произносимая пророками истина Божья была "неудобной" для восприятия, ибо её принятие требовало бы от них изменять привычный уклад жизни и исправляться к лучшему, а они не желали слышать "неприятности" и терять свои преимущества в народе Бога - Ис.30:9-11, Иер.7:25,26,6:10.

То же сделали и с Иисусом в его первом пришествии, также направлявшемся в Иерусалим, чтобы взыскать и спасти погибшее - Мтф.16:21, 18:11, 15:24.

Согласно Писания последние пророки Бога будут также убиты на территории именно "Иерусалима", который "духовно называется Содом и Египет, где и господь наш распят" - Откр.11:8 - города, в котором будет истина и храм Божий, в месте правильного поклонения Иегове. И нет ничего нового под солнцем.

Подробнее об этом –

Иисус глубоко скорбел о том, что Богу снова придётся уничтожать Иерусалим – город, порождающий отступничество от Бога и упорствующий против вразумления. Как птица птенцов хотел Иегова собрать столичных жителей под Свои крылья при помощи Иисуса Христа, но они отказались признавать, что нуждаются в исправлении; они не захотели собраться к Иегове

23:38 Се, оставляется вам дом ваш пуст .
Поэтому Бог покинет Свой храм, и город останется без защиты «крыльев» Иеговы. А значит, город станет уязвимым для язычников и наказание будет неотвратимым (это произошло в 70 г.н.э, когда римляне сожгли город, разрушив и храм).
Дом Божий может быть жилищем Бога до тех пор, пока Ему Самому не противно там жить, пока Он не возгнушался "соседями" Своими по Дому. А уж коли возгнушается - Бог покидает осквернённое нечестием - жилище Своё.

Иисус предупредил о том, что Бог покинет храм Свой, ибо не осталось в нём верных поклонников: класс бездуховных «фарисеев» заполонил дворы его, от того мерзость запустения - на территории Его, как написано:
Я оставил дом Мой; покинул удел Мой; .. Удел Мой сделался для Меня как лев в лесу; возвысил на Меня голос свой: за то Я возненавидел его….Множество пастухов испортили Мой виноградник, истоптали ногами участок Мой; любимый участок Мой сделали пустою степью; сделали его пустынею, и в запустении он плачет предо Мною; Иер.12:7-11

А если Бог покинул храм Свой - то уже не имеет значения, насколько трудятся живущие в нём - над украшением наружности его. Этот род бездуховных «праведников» отверг и Христа, посланного Богом.

В новом завете каждый, кто вместил дух Божий - тоже является образным храмом или местом жительства духа Божия (1Кор.3:16, 2Кор.6:16) , поэтому он обязан заботиться о том, чтобы храм (сам христианин) не был осквернён нечистым поведением, и чтобы Бог не оставил Его из-за этого пустым.

23:39 Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!
До тех пор, пока этот бездуховный род начальствующих не вместит, что Христос - и есть благословенный посланник от Бога с небес - он не сможет видеть духовным зрением ни Христа, ни посланников его, ни значения пути Христова для себя. Многие священники, например, увидели для себя Христа после того, как он воскрес, приняв крещение и став христианами – Деян.6:7.

13 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам; ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.

14 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение.

15 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.

16 Горе вам, вожди слепые, которые говорите: «если кто поклянется храмом, то ничего; а если кто поклянется золотом храма, то повинен».

17 Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?

18 Также: «если кто поклянется жертвенником, то ничего; если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен».

19 Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?

20 Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем;

21 И клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем;

22 И клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем.

23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.

24 Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!

25 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.

26 Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.

27 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;

28 Так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.

29 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников,

30 И говорите: «если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков»;

31 Таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков;

32 Дополняйте же меру отцов ваших.

33 Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?

В этих стихах наш Господь выдвигает восемь обвинений против иудейских учителей. Посреди храма, окруженный внимающей толпой, Христос беспощадно осуждает заблуждения книжников и фарисеев. Восемь раз Он повторяет: «Горе вам». Семь раз Он называет их лицемерами. Дважды Он говорит о них как о слепых вождях, дважды — как о безумных и слепых и одни раз называет их змеями и порождениями ехидны. Обратите внимание на эти слова: они призваны преподать нам важный урок. Раз Иисус употребил такие резкие выражения по отношению к иудейским учителям, значит, фарисейский дух, как бы он ни проявлялся, отвратителен для Бога.

Давайте же мельком посмотрим на эти восемь обвинений, а затем постараемся извлечь из всего этого отрывка один главный урок.

Первый раз сказав «горе», Иисус обвинил книжников и фарисеев в том, что они мешают распространению Евангелия. «Вы затворяете Царство Небесное человекам, — говорит Христос им. — Вы сами не идете туда и других не пускаете». Еще ранее они не услышали предупреждения Иоанна Крестителя, и когда Иисус явился перед ними как Мессия, они не признали Его и закрыли Бога для тех иудеев, которые Его искали. Они сами не верили в Евангелие и делали все, что было в их силах, чтобы не дать поверить другим, совершая этим великий грех.

Второй раз сказав «горе», Иисус обвинил фарисеев и книжников в жадности и в самовозвеличивании. «Вы поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь», — говорит Он им. Фарисеи бессовестно пользовались доверчивостью слабых и беззащитных женщин, которые, обманувшись их благочестивым видом, начинали почитать их за своих духовных наставников. Книжники и фарисеи не стеснялись злоупотреблять своим влиянием, добытым таким нечестивым образом. Одним словом, они зарабатывали деньги своей религиозностью, совершая страшный грех.

Третий раз сказав «горе», Иисус обвинил фарисеев в том, что те много стараний прикладывают, чтобы привлечь людей в свою партию. «Вы обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного», — говорит Он. Фарисеи и книжники изо всех сил старались заставить человека присоединиться к их партии и принять их взгляды. Делали они это не потому, что хотели принести благо человеческой душе или привести человека к Богу, а для того, чтобы повысить престиж своей секты и увеличить число последователей, а таким образом, и свою влиятельность. Их религиозное рвение объяснялось преданностью своей партии, а не любовью к Богу. И это был еще один страшный грех.

Четвертый раз сказав «горе», Иисус развенчал учение книжников и фарисеев о клятве. Они проводили тонкие различия между разными видами клятв. Они, как иезуиты, учили, что одни клятвы связывают, а другие нет. Для них важнее было поклясться золотом храма, нежели самим храмом. Таким образом, книжники и фарисеи выказывали свое неуважение к третьей заповеди. Заставляя людей преувеличивать значение милостыни и жертвоприношения, они тем самым искали личной выгоды и снова совершали великий грех (Языческие народы знали, что иудеи имеют привычку отказываться от своих клят. Об этом писал даже Мартиал, римский поэт. Шестое и седьмое обвинения Иисуса очень похожи, поэтому нет смысла их разделять. Христос обвиняет книжников в том, что они стремятся только к внешней чистоте и благопристойности, не придавая никакого значения внутреннему освящению и чистоте сердца. Себе в обязанность книжники и фарисеи поставили мыть свои «тарелки», пренебрегая полностью своим внутренним человеком. Они были подобны на побеленные гробы: красивые снаружи, но полные праха внутри. «Вы по наружности кажетесь людям праведными, — говорит Христос, — а внутри исполнены лицемерия и беззакония». И это был великий грех.

Последний раз сказав «горе», Иисус обвинил книжников и фарисеев в неискреннем почитании умерших святых. Почитатели закона построили великолепные «гробницы пророкам» и украсили «памятники праведников», однако своей жизнью они доказывали, что разделяют действия тех, кто «убил пророков». Поведение фарисеев и книжников каждый день свидетельствовало, что мертвые святые им нравятся намного больше, чем живые. Те же люди, которые заявляли, что чтут мертвых пророков, не видели красоты живого Христа и этим опять совершали великий грех*.

Так невесело Господь описывает иудейских учителей. Пусть это описание оставит в нашем сердце).

Пятый раз сказав «горе», Иисус обвинил книжников и фарисеев в мелочности. Они придают больше значения мелочам в вере, чем серьезным вещам, последнее делают первым, а первое последним. Они дают десятину с мяты и других растений, как будто все другие требования закона исполняют в совершенстве. Фарисеям и книжникам было неведомо, что закон требует быть справедливым, милостивым и честным. Забывая это, они опять совершали великий грех.

Отрывок из Берленбергской Библии по этому вопросу заслуживает того, чтобы привести его здесь. «Если бы во времена Моисея вы спросили, кто был благочестивым человеком, вам бы назвали Авраама, Исаака и Иакова, но не Моисея — последнего стоило бы побить камнями. Если бы вы спросили во времена Самуила, кто был благочестивым человеком, вам бы назвали Моисея и Иисуса Навина, но не Самуила. Если бы вы задали этот же вопрос во времена Христа, вам бы ответили, что благочестивыми были все ранее жившие пророки, в том числе и Самуил, но не Христос и не апостолы».

грусть и смирение. К сожалению, «закваска фарисейская» снова и снова проявляется в жизни Церкви Христовой. Сегодня многие христиане идут по стопам книжников и фарисеев (Я твердо убежден в том, что слова нашего Господа были пророческими — Он предвидел, какой болезнью будет болеть Его Церковь. Нет сомнения в том, что учение и религиозная практика книжников и фарисеев во многом напоминали то, что происходило в Римско-католической Церкви).

Посмотрите, в каком плачевном состоянии оказались иудеи, когда на землю пришел Христос. Если у народа были такие учителя, в какой же тогда тьме он жил! Истинно, чаша беззакония Израиля преисполнилась. Это было самое подходящее время для восхода Солнца Праведности и для проповеди Евангелия.

Посмотрите, как отвратительно лицемерие в глазах Бога. Христос не упрекал книжников и фарисеев в том, что они крадут или убивают — главное Его обвинение состояло в том, что они — до мозга костей лицемеры. Какое бы положение в церкви вы ни занимали, никогда не скрывайтесь под маской, а всеми способами стремитесь быть честными и правдивыми.

Посмотрите, какой опасности подвергает себя неверный служитель. Плохо, когда человек слеп, но в сто раз хуже, когда он слепой вождь. Из всех живущих на земле людей самые виновные — это необращенные служители, они подвергнутся самому суровому суду. Они, как нерадивый лоцман, погибнут сами и других погубят.

И наконец, изучая этот отрывок, не думайте, что безопаснее всего не верить вообще. Полагать так, значит, впадать в другую крайность. Этот отрывок не говорит, что истинной веры не существует потому, что некоторые люди, ее исповедующие, —



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!