Информационный женский портал

Открытый урок "безударные гласные в корне слова". Безударные гласные в корнях слов

§ 1 Гласные, которые требуют и не требуют проверки

В этом уроке поговорим об орфограмме, с которой связано большинство ошибок в контрольных работах учеников. Конечно, это правописание безударных гласных в корнях слов.

О звуках принято говорить, что они стоят в сильной или слабой позиции.

В сильной позиции звук слышится ясно, чётко.

Гласные звуки находятся в сильной позиции, когда они стоят под ударением.

А вот безударные гласные стоят в слабой позиции, поэтому слышатся нечётко.

И поэтому на письме трудно понять, какую букву выбрать для обозначения гласного звука: А или О? Е, И или Я?

Буквы Ё, Э, Ю, У, Ы проверки не требуют. Буква Ё всегда находится в ударном слоге, а в выборе остальных гласных вы не ошибётесь, даже если их звуки находятся в безударной позиции: экран, пюре, кусты, рыбак.

А теперь прочитайте, как звучат безударные гласные в следующих словах:

гр_за, п_стух.

Здесь слышится один и тот же безударный гласный звук, а буквы пишутся разные:

гро́за, па́стух.

Ч_инка, р_бина, леб_дь.

В этих словах безударный гласный звук тоже слышится одинаково, а буквы пишутся разные:

ча́инка, ря́бина, лебе́дь, ки́слота.

Итак, мы можем сделать вывод, что требуют проверки гласные А, О, И, Е, Я.

При проверке гласных нам на помощь приходит ударение, ведь оно ставит гласный звук в сильную позицию.

Чтобы проверить буквы безударных гласных в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, чтобы безударный звук стал ударным.

Изменить слово - это значит поменять форму слова: был один предмет - стало много, и наоборот.

Например, гр_за - гро́зы, д_ма - до́м.

§ 2 Способы проверки безударных гласных в корне слова

Теперь рассмотрим способы подбора однокоренных слов для проверки безударных гласных в корне.

Перед нами ряд однокоренных слов:

гриб, грибок, грибной, грибник.

Корень в однокоренных словах пишется одинаково, независимо от того, куда падает ударение. Подобрав несколько однокоренных слов, мы найдём слово, в котором в корне окажется ударная гласная.

Один из приёмов подбора проверочных слов - «назови слово ласково»:

тр_ва - тра́вка

лош_дь - лоша́дка

Второй приём - заменить слово одной части речи на слово другой части речи. Слова-действия или слова-признаки можно заменить на слова, обозначающие названия предметов, и наоборот:

б_гу - бе́г

б_лизна - бе́лый

дв_жение - дви́жется

К многосложным словам нужно стараться подобрать односложные слова:

д_машний - до́м

гр_бочек - гри́б

Нетрудно подобрать проверочное слово, вдумавшись в значение слова с безударной гласной:

стр_итель - тот, кто стро́ит

б_гун - тот, кто бе́гает

сп_ртсмен - тот, кто занимается спо́ртом

в м_слёнке - ма́сло

в с_лонке - со́ль

в х_лодильнике - хо́лод

В корне может быть две безударных гласных: з_л_той, б_р_да, м_л_ток, з_л_неть. Правило проверки для этих слов не меняется - нужно подобрать однокоренные слова, чтобы безударные гласные стали ударными. Только проверочных слов нужно два: для каждой гласной - своё:

з_л_той - зо́лото, позоло́та

б_р_да - бо́роды, боро́душка

м_л_ток - мо́лот, моло́тит

з_л_неть - зе́лень, зелё́ный

При подборе однокоренных слов надо учитывать их лексическое значение:

сп_шу́ (в школу) - проверочное слово спе́шка

сп_шу́ (текст) - проверочное слово пи́шет

пол_скать (бельё) - проверочное слово поло́щет

пол_скать (ребёнка) - проверочное слово ла́ска

К сожалению, не всегда безударную гласную можно проверить. Нам приходится запоминать большое количество слов с непроверяемыми безударными гласными. Эти слова мы называем словарными. Также проверить написание таких слов можно, заглянув в орфографический словарь.

§ 3 Краткие итоги урока

Подведём итоги урока:

1. Безударные гласные в корне слова нужно проверять.

2. Чтобы проверить буквы безударных гласных в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный звук стал ударным.

3. К словам с двумя безударными гласными в корне следует подбирать два проверочных слова.

4. При подборе однокоренных слов нужно учитывать их лексическое значение.

5. Слова с непроверяемыми безударными гласными можно проверить по орфографическому словарю.

Список использованной литературы:

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Русский язык. Учебник для 3 класса. - М.: Баласс, 2012.
  2. Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык», 3 класс. - М.: Баласс, 2014. – 208с.
  3. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М.: Просвещение, 1985. – 400с.
  4. Исаева Н.Е Рабочая тетрадь по русскому языку для 3 класса.- М.: Баласс, 2012.-78с.

Чубурова Кристина
Конспект урока «Безударные гласные в корне слова»

Здравствуйте, меня зовут Ксения Павловна. Я рада вас видеть. Ребята, на каждом уроке вы стремитесь сделать для себя открытие, получить новые знания. Вот и сегодня мы постараемся углубить знания и узнать новое. С маленькой удачи начинается большой успех. Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи. В добрый путь за знаниями!

У вас на столах лежат оценочные листы, в течение урока мы будем оценивать свою деятельность на уроке .

Давайте вспомним, из каких значимых частей состоят слова ? (корень, суффикс, приставка.) А что самое главное в слове ? (корень) .

Ребята, а теперь давайте вспомним какие бывают гласные ? (ударные/безударные ) .

(1 слайд) Давайте подберем однокоренные слова слову - грОза ) грозы. Прежде чем поставить пропущенную букву, давайте составим алгоритм наших действий. Что же мы сделаем в первую очередь? - прочитаем слово , а следующее действие? - поставим ударение. Хорошо, а что дальше? - выделим корень. А еще? - подчеркнем безударную гласную . И последнее? - подберем однокоренное слово , чтобы безударная была под ударением .

Какую букву пропустили в этом слове ? Букву О

Послушайте внимательно стихотворение, и постарайтесь определить тему урока :

(2 слайд)

Если буква гласная

Вызвала сомнение,

Ты её немедленно

Поставь под ударение.

(3 слайд) Вы, наверное, уже догадались, как будет звучать тема нашего урока . Правильно, сегодня на уроке мы говорим о правописании безударных гласных в корне слова . А что узнаем? узнаем алгоритм и правила проверки . А чему же мы с вами научимся? Находить орфограмму - безударную гласную и подбирать проверочные слова .

(4 слайд) Ребята, я вам предлагаю найти безударную гласную в корне слов , используя алгоритм который мы разработали.

мОря – ставим под ударение моря, выделяем корень мор, подчеркиваем б/гл О, подбираем проверочное слово море .

Молодцы. Давайте сделаем предположение : почему написание безударных букв надо проверять ? (потому что только ударная буква слышится ясно и отчетливо) .

Так Что нужно сделать, чтобы проверить ? (Подобрать к словам с безударной гласной проверочные слова , чтобы безударная стала ударной ).

Оцените, пожалуйста, себя в оценочном листе на данном этапе, если у вас не было затруднений, и вы справились с заданием поставьте плюс в столбике «отлично» «хорошо» «неплохо» .

(5 слайд) Физминутка 12345-678910

А теперь, я предлагаю вам поработать в парах. А кто нам напомнит правила работы в паре? (6 слайд) . Работать должны оба. Один говорит, другой слушает. Свое несогласие высказываем вежливо . Если не понял переспроси.

Ребята, у вас на карточках надо найти слова с орфограммой - безударной гласной в корне слова , и подчеркнуть орфограмму.

З. л…неть, к…р…шок, сп…шить, л…сник.

Хорошо, какие орфограммы вы увидели здесь? А на какие две группы мы можем разбить данные слова ? Что необычного вы заметили? (две безударные гласные в корне ) . Как же их проверить? Можно ли сразу две безударных гласных проверить ? Как поступить в этом случае? (проверить двумя словами ) .

(7 слайд) Зеленеть - зелень, зелёный. Какие буквы вы вставите в этом слове ?

Корешок - корень, коренья. Какие буквы вы вставите в этом слове ?

А слово СПЕШИТЬ , как напишете? А как вы догадались?

Лесник? …

Оцените, пожалуйста, себя в оценочном листе на этом этапе, если у вас не было затруднений, и вы справились, поставьте плюс в столбике «отлично» , если были небольшие затруднения в столбике «хорошо» , а если у вас остались вопросы поставьте плюс в столбике «неплохо» .

(8 слайд) Ребята, давайте вспомним, какая была тема урока ? А что мы с вами узнали? Алгоритм и правило проверки слов с безударной гласной в корне слова . А чему мы с вами научились? (находить орфограмму- безударную гласную в корне слова и подбирать проверочные слова ).Справились мы с этой задачей? А где нам это пригодиться? Чтобы грамотно писать

Ребята, если у вас получились все плюсики в первом столбике, вы получаете оценку отлично, если вы ставили плюсики во втором столбике, вы получаете оценку хорошо, ребята, а есть те, кто ставил плюсики в третьем столбике? Нет, таких детей у нас нет.

Вы молодцы, прекрасно все работали на уроке , я горжусь вами. Давайте поаплодируем друг другу! Наш урок закончен .

Публикации по теме:

Конспект занятия «Изучаем гласные буквы» Подготовка к школе детей 6 – 7лет Изучение гласных букв по БУКВАРЮ Н. С. Жуковой Читаем букву А. 1. Знакомство с буквой (Букварь – Н. С.

Цель: Научить детей выделять безударную гласную и правильно ее писать. Задачи: 1. Развивать умение выделять безударную гласную в корне слова;.

Конспект образовательной деятельности «Пропавшие гласные звуки» Цель: дать детям понятие о гласных звуках и их обозначении на письме. Задачи: уточнять и закреплять артикуляцию гласных звуков; учить выделять.

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме «Безударные гласные в корне слова» Предмет: русский язык Класс: 2 Тема:.

Конспект открытого занятия «Гласные звуки и буквы» Конспект открытого занятия на тему «Гласные звуки и буквы»Цель:1. Развивать зрительное и слуховое внимание и память. 2. Обобщение знаний.

Конспект урока по русскому языку в 1 классе «Слова, отвечающие на вопросы ктоИ что?» Тема: "Слова, отвечающие на вопросы «Кто?» и «Что?»". Задачи: формировать у обучающихся умение различать слова, отвечающие на вопросы «Кто?.

В рейтинге орфограмм, на которые учащиеся делают ошибки при написании диктантов, эта, пожалуй, займёт верхнюю строчку. На уроке вы еще раз потренируетесь в написании слов с безударными гласными в корне слова.

Тема: Фонетика. Графика. Орфография

Урок: Безударные гласные в корнях слов

Учебное наблюдение

Выделим безударные о в корнях словах хло пки , апло дисменты .

Можете объяснить, почему в этих словах мы написали букву о ?

Гласную в слове хлопки проверяем, подбирая проверочное слово так, чтобы данная гласная была под ударением: хлпки - хлпать.

В слове аплодисменты написание буквы о мы запоминаем. Это непроверяемая гласная. Если у вас возникают трудности с написанием непроверяемой безударной гласной, обращайтесь к орфографическому словарю. Чем чаще вы пользуетесь орфографическим словарем, тем лучше вы запомните написание так называемых словарных слов.

Следует запомнить

Рис. 1. Орфограмма «Безударная гласная в корне слова» ()

Лингвистическая задача

Двум ученикам было предложено вставить пропущенную букву в слове опздать и подобрать к нему проверочное слово. Первый ученик предложил проверочное слово поздно и вставил букву о . Второй ученик утверждал, что следует вставить букву а , поскольку проверочное слово опаздывать .

опздать - пздно

опздать - опздывать

Кто же из них прав?

Чтобы правильно решить эту задачу, нужно знать правило. Запомните! Безударные гласные о - а в корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на -ывать/-ивать !

Таким образом, прав был первый ученик: в слове опо здать пишем букву о , потому что проверочное слово по́ здно.

Домашнее задание

Задание №1

Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова.

1) Листы бумаги следует хорошо скр_пить. Перестаньте скр_петь дверьми!

2) В деревне мы не нашли ни одного ст_рожила. Объект ст_рожила рота солдат.

4) Девушка прим_ряла платье. Учительница прим_рила поссорившихся друзей.

5) Перед приготовлением блинов нужно нак_лить сковородку. Мама попросила нак_лоть орехи.

Задание №2

Распределите слова по колонкам в соответствии с буквами, которые вы вставили.

Апл_дировать, б_нзин, б_дон, в_нтиляция, в_стибюль, в_трина, вин_грет, гор_зонт, г_строном, гард_роб, д_легация, д_сциплина, к_литка, к_миссия, к_блук, к_лач, лот_рея, м_тель, об_яние, пласт_лин, пол_клиника, п_риод, провол_ка, т_бун, т_бурет, ф_нарь, ярм_рка.

Литература

1. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.

2. Русский язык. 5 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.

3. Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А.Ю. Купаловой. - М.: Дрофа, 2012.

Урок русского языка, проведённого в 3 классе.

(Учебник: Т. Г. Рамзаева)

Тема: Безударные гласные в корне слова.

Тип урока: комбинированный
Цели урока :
Предметные:
усвоение особенностей проверочных и поверяемых слов, овладение способами проверки;
формирование умения подбирать проверочные слова, распознавать слова, которые нужно проверять;
развитие орфографической зоркости.
Метапредметные:
расширение творческой деятельности учащихся;
формирование объективной самооценки.
Личностные:
формирование личностных универсальных учебных действий;
развитие внимания, мышления, интереса к языку.

Ресурсы:
информационные: учебник Т. Г. Рамзаевой "Русский язык" для 3 класса;
демонстрационные: карточки для самостоятельной работы по вариантам, карточки (для дифференцированной работы), опора (алгоритм проверки безударной гласной в корне), четверостишия, разрезанные на строчки (для работы в парах), изображение колобка (для каждого уч-ся), заготовки для поделки «Колобок»
интерактивный материал: авторская презентация. Урок приготовлен с использованием программы Power Point.


Формы организации: фронтальная, дифференцированная, творческая, самостоятельная по вариантам, в парах.

План урока:

I. Оргмомент. (2 мин)

  • Психологический настрой на работу.

II. Чистописание. (3 мин)

III. Повторение материала, пройденного на уроках. (13 мин)

  • Словарная работа

IV. Работа над новой темой урока. (10 мин)

  • Постановка проблемы урока
  • Постановка темы и цели урока

ФИЗМИНУТКА (для глаз, для разминки тела)

V. Закрепление новой темы. (14 мин)

  • Работа по учебнику
  • Работа с экраном
  • Творческая работа (работа в парах)

VI. Итог урока. (1 мин)

VII. Дом. зад. (1 мин)

VII. Рефлексия. (1 мин)

Ход урока:
слайд 1
I. Оргмомент. (2 мин)
слайд 2
Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.

Психологический настрой на работу:
- Сегодня у нас много гостей, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание.
Учащиеся говорят хором:
Мы рады приветствовать вас в классе нашем,
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло.
Пусть будет уютно и очень легко.

А сейчас сядет тот, чьё имя начинается с гласных букв. Затем сядут те, чьё имя начинается с согласного твёрдого звука, затем с согласного мягкого звука.

Мы тетради все открыли,
Ровно сесть не позабыли.

Подписываем в тетрадях число, классная работа слайд 3 … ноября.
Классная работа.

II. Чистописание. (3 мин)
Первое задание
У нас чистописание.
- Отгадайте загадку о сказочном герое.
"Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Всё ж попался... (Колобок) "

Верно, это Колобок. И писать на минутке чистописания будем ту букву, с которой начинается это имя, а значит букву К - заглавную и к строчную, а так же соединения с этими буквами.
слайд 4, 5, 6 (уч-ся прописывают 1 строку)
На доске соединения:
ка (нижнее и верхнее) ке (среднее) ку (верхнее) як (верхнее) кл (нижнее) Колобок (-Почему написала с заглавной буквы?) (Уч-ся объясняют виды соединений)

Сегодня мы с вами совершим путешествие по Волшебному лесу «Русского языка» вместе с Колобком. Вспомним то, что уже изучали и узнаем что-нибудь новое и интересное.
- В ПУТЬ!
слайд 7

III. Повторение материала, пройденного на уроках. (13 мин)


Самостоятельная работа по вариантам . слайд 8, 9

Колобок на своём пути повстречал несколько предметов. Это были одушевлённые и неодушевлённые предметы? Вот их названия:
1в . Лесник, соловушка, цветки, дубок.
2в . Солнышко, ёжик, лисонька, осинка.

- Назовите неодушевлённые предметы.
Задание: помогите Колобку разобрать данные слова по составу. (2 уч-ся у доски)

Молодцы, ребята, вы справились с заданием!
- Покатился Колобок дальше. слайд 10 И сейчас, отгадав загадку, вы узнаете что повстречалось ему на пути. (загадка на выбор)

Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть - нет головы.
(Гриб)

Верно, это гриб.
- А какое правило встречается при написании этого слова?
- Давайте вспомним, как проверить парную согласную?
Правило: ...
слайд 11
Дифференцированная работа (на карточках) слайд 12
1 группа

Расска. - ______________ , ястре. - ____________ , бере. - _______________ , клю. - ____________ , гра. - _______________ , моро. - ______________ , сне. - __________ , шка. - ______________ .

2 группа
Подбери к словам проверочное слово и вставь пропущенную букву.
Мя. кий - _____________ , обно. ка - ____________ , остро. ки - ____________ , кре. кий - ______________ , кни. ка - _____________ , ро. кий - _____________ , ска. ка - __________________ , ре. кий - _________________ .

3 группа
Подчеркни согласные, которые перед написанием надо проверять. Напиши проверочные слова.)
Ночью ударил сильный мороз. Он сковал ледком лужи на лесных дорожках. Резкий ветер гулял по лесу. Зябко стало дубкам и берёзкам. Холод загнал в норки зверьков.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Словарная работа
- Ребята, я знаю, что вы любите прыгать, бегать, играть.
- А что вы любите вкусненькое?
- А сейчас вы узнаете, что любит Колобок, но для этого вы должны отгадать загадки.

(Горох, капуста, морковь, огурец, овощи.) (вызываю к доске по 1 уч-ся, которые записывают слова)

На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков … (Горох ) слайд 13

Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка. (к апуста ) слайд 14
Красный нос в землю врос,

А зелёный хвост снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен,
Нужен только красный хвост. (м
орковь) слайд 15
Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой? (
огурец ) слайд 16
- Как назвать одним словом все эти отгадки? (овощи ) запись сл. слова овощи слайд 17
- Ребята, а ведь это у нас не простые слова, а какие-то особенные, которые имеют общее название. Кто понял, какие мы написали слова? (словарные)
слайд 18
-Давайте в этих словарных словах поставим знак ударения и подчеркнём букву, которую нужно запомнить, по очереди вызываю уч-ся к доске)
- А наш Колобок не скучал, и тоже вместе с вами выполнял это задание. Давайте проверим правильно ли он написал.
слайд 19
- Оказывается, Колобок любит полакомиться овощами. И не только овощами, но и фруктами.
- Посмотрите на слайд.
слайд 20
Овощи и фрукты – вот полезные продукты.
- Прочитайте предложение. Что вы прочитали, как называется? (поговорка)
- А как вы считаете, почему овощи и фрукты считают полезными продуктами. (выводы уч-ся)
- Спишите поговорку, поставьте над словами знак ударения.

IV. Работа над новой темой урока . (10 мин)
Повторение материала об однокоренных словах.
- Из каждой строчки выпишите однокоренные слова. Выделите корень, поставьте знак ударения.
слайд 21
Лесник, перелесок, лестница.
Морс, море, моряк.
Вода, водитель, подводный
.
- Почему эти слова, которые вы написали, однокоренные?
- Давайте вспомним, какие слова называют однокоренными?
- Какое правило вы знаете о правописании корней в однокоренных словах?
(В однокоренных словах корень пишется одинаково)

Постановка проблемы урока
(Подготовить детей к изучению нового материала через постановку проблемной ситуации.)
- По дороге Колобок встретил бабочку, которая передала ему записку от ёжика. А в записке было вот что: «
Приходи с мечом, сыграем » слайд 22, 23
- Тогда взял Колобок меч и отправился к ёжику. Увидел ёжик Колобка с мечом в руках и расстроился.

- Как вы думаете, ребята, почему расстроился ёжик? А может быть ёжик хотел увидеть у Колобка какой-то другой предмет, как вы думаете? (мяч)
- Как вы думаете, кто же был виноват в этой истории: Колобок или ёжик? (ёжик.)
- Какую ошибку допустил ёжик? (надо было написать с мячом) А почему ёжик написал "
с мечом "
- Какое правило не знал ёжик?
- А как вы думаете, что надо сделать, чтобы написать слово правильно? (уч-ся делают свои выводы)

Постановка темы и цели урока (дети самостоятельно делают вывод о теме и целях урока) слайд 24

Сегодня на уроке мы будем отрабатывать порядок действий при проверке гласной буквы в корне слова.

ФИЗМИНУТКА
1. Для глаз слайд 25, 26
2. Для разминки тела.
слайд 27
Скок да скок, скок да скок.
Покатился колобок
Круглый да румяный, прямо на поляну.
Закатившись за пенёк, отдохнуть в тени прилёг.

Посмотрите на экран слайд 28

П. чник
_________- сл. вечко
________- д. лёкий
________- т. грёнок
________- пр. мая

Попробуйте подобрать к словам проверочное слово и вставить нужную букву.
- Какие буквы вы вставили? (е, я, о, и, а )
Вывод: Безударные гласные
а, о, е, я, и в корне надо проверять.
- Как же проверить безударную гласную?
- Что для этого нужно сделать? (Выводы детей)
(на доске появляется алгоритм поверки безударной гласной в корне слова:

А давайте прочитаем, что правило в учебнике. слайд 29
Правило: с. 100 и с. 101

V. Закрепление новой темы. (14 мин)
Работа по учебнику
с. 101 упр. 233 (комментирование с места)

Работа с экраном
слайд 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38 (бабочки)
Вывод: - Как же проверить безударную гласную? слайд 39


Работа с предложением. Какография (исправление ошибок).
- Прочитайте предложение на экране.
слайд 40
Леса с лесятами жевёт в наре.

Прочитайте предложение. На какое правило допущены ошибки?
Запишите предложение в тетрадь. Исправьте ошибки в предложении. (взаимопроверка)

Творческая работа (работа в парах)

У каждого на партах четверостишия, разрезанные на строчки.
Учащиеся должны сложить четверостишия.
Задание: в некоторых словах выделена безударная гласная буква. Попробуйте подобрать проверочные слова.

У Колобочка день рожденья.
Будут танцы, развлечения.
На крылечке, у дверей
Он встречает всех гостей.

Далеко ли путь лежит,
Колобочек все бежит
По лесам, по лугам,
Его видно тут и там.

На опушке, на лесной
Виден домик расписной.
Он не дикого зверька –
Это домик Колобка.

Я по коробу скребён,
По сусеку я метён,
У меня румяный бок.
Я весёлый колобок!

VI. Итог урока. (1 мин)
- Чему же вы учились сегодня на уроке? (Ответы детей)

Учащийся читает наизусть стихотворение:
"Безударный хитрый гласный,
слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный стал под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья!"

VII. Дом. зад . (1 мин)
с. 101 упр. 234, прав. с 101
слайд 41

VII. Рефлексия. (1 мин)
слайд 42
- А сейчас вы должны оживить Колобка. Изобразите такое настроение, которое у вас было сегодня на уроке.
(такой Колобок у каждого на парте)

Посмотрите ребята, а мой Колобок скучный (слайд ). А как вы думаете, почему?
- Верно, он не хочет с вами расставаться, и, поэтому, мы с ним встретимся на уроке технологии. (раздаю уч-ся листки с изображением Колобка (заготовки для поделки).

1. Куроедова Галина Васильевна

3. 8-953-313-65-18

4. Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2»

5. учитель начальных классов

6. Конкурс «Современные образовательные технологии в творчестве учителя начальных классов»

7. Урок в начальной школе (русский язык)


Методическая разработка урока по теме «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова»

1. Аннотация.
Вопрос о правописании безударных гласных в корне слова является одним из важных вопросов не только в начальном, но и в среднем звене школы. Тема « Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова» проходит красной нитью через всю программу начальной школы и является основой для повышения грамотности учащихся.
Орфограмма «безударные гласные в корне» - это самая часто встречающаяся орфограмма русского языка. Данная тема является одной из самых трудных грамматико-орфографических тем программы начальной школы.
Методическая разработка предназначена для учителей начальных классов, студентов педагогических вузов, рассматривает различные методы и приемы активизации обучающихся при изучении темы «Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением». Разработка раскрывает применение различных технологий: проблемного обучения, личностно-ориентированного, технологии самооценки, игровой технологии, работы в парах и группах.

2. Содержание
2.1. Введение

Данная тема является одной из самых трудных грамматико- орфографических тем программы начальной школы. Орфограмма «безударн ая гласная в корне» - это самая часто встречающаяся орфограмма русского языка. В «Содержании образования» по русскому языку она имеет значимое место и данной теме уделено много уроков в 1- 4 классах.
Предлагаемые материалы составлены исходя из сложившейся в школе системы изучения безударных гласных. Они с успехом могут быть использованы на уроках русского языка во 2-4 классах независимо от системы, по которой работает учитель. В разработке указана тема урока, основная учебная задача, планируемые результаты,формируемые компетенции, применяемые технологии обучения,материал для повторения. Отбор гнезд однокоренных слов сделан на основе изучения лексики учебников русского языка для 2-4 классов с учетом частотности их употребления, а также использованы слова повышенного уровня сложности, применяя личностно-ориентированную технологию обучения.
На уроке используются стихи, пословицы, которые не только дают возможность подобрать слова с нужной орфограммой, но и обогащают речь детей, учат кратко излагать мысли. Материал урока соответствует возрастным особенностям учащихся, уровню их обученности, уровню мотивации к учению.
Сценарий урока включает в себя выполнение практических заданий под руководством учителя, выполнение задания в группе, в парах. Продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности способствуют достижению высокой работоспособности учащихся на протяжении всего урока. В начале урока учитель мотивирует обучающихся на достижение результата урока, учащиеся разрешают проблемную ситуацию и сами формулируют тему урока, задачу урока. В конце занятия проводится анализ выполнения задач и достижения результатов.
Эмоциональная разрядка и снятие физического напряжения осуществляются на уроке при проведении физкультминутки. В конце урока проводится рефлексия проделанной работы, идет комментирование задания на дом. Задачей этого этапа является способствование формирования вывода, подведения итога урока, самооценки учащимися собственной учебной деятельности. Учащиеся сравнивали задачи, поставленные в начале урока с результатами своей работы. Проводили самооценку, используя прием «Недописанный тезис», совершенствовали умение выражать свою мысль.
Внешняя мотивация деятельности учащихся прослеживается через оценку, похвалу, соревновательный момент, задания творческого характера.

2.2. Основная часть

Конспект урока по теме «Правописание безударных гласных, проверяемых ударением»

Тип урока : обобщение и систематизация знаний и умений.
Педагогическая цель : способствовать формированию интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей обучающихся через общеклассную, индивидуальную, групповую формы организации познавательной деятельности.
Цели :
Образовательные :формировать умение работать по алгоритму проверки безударной гласной в корне слова; формировать в деятельности умение к способности учиться.
Развивающие: развивать поисковые и исследовательские способности обучающихся; развивать дух соревнования.
Воспитательные:воспитывать настойчивость в решении проблемы, умение преодолевать трудности; способствовать формированию сотруднических отношений в классе.
Формируемые УУД на уроке.
Личностные : повышать мотивацию к учению, уровень самооценки; формировать осознание роли ученика; формировать умение проявлять дружелюбность, внимательность, взаимопомощь.
Регулятивные : действовать по инструкции учителя, находить и исправлять ошибки, формировать умение самоконтроля и самооценки, определять тему урока и ставить цель с помощью учителя.
Коммуникативные : умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами,поставленными учителем; учить работать в паре, группе.
Предметные : обобщить и систематизировать знания о правописании безударных гласных в корнях слов; развивать умения распознавать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корнях и аргументировать написание в них безударной гласной; участвовать в коллективном обсуждении проблемы, быть толерантным к чужому мнению и высказывать свое собственное.
Методы обучения : частично-поисковый; метод проблемной ситуации; умение аргументировать выбор точки зрения; работа в группах, деятельностный метод.
Технологии : технология проблемного обучения, технология самооценки, работа в сотрудничестве, личностно- ориентированная технология.
Формы организации познавательной деятельности : общеклассная; индивидуальная; групповая.
Планируемые результаты : различают проверяемую и непроверяемую безударную гласную; самостоятельно находят способ проверки, используют алгоритм проверки орфограммы, организуют работу в группе.
Формируемые компетенции :
исследовательские;
информационные;
языковые;
деятельностные;
коммуникативные.
Оборудование : Р.Н.Бунеев Русский язык Москва Просвещение2013
Карточки для самостоятельной работы в группе.

Организационная структура урока
1.Организационный момент. Мотивация к деятельности.

- Ребята, каждый урок требует от нас,чтобы мы проявляли на уроке важные качества, чтобы усвоить материал. Определите, какие качества личности нам нужны на уроке.
Учитель говорит и показывает буквы, а дети добавляют слова:
-Мы самые-А-ктивные.
-Мы самые В-нимательные.
-Мы-Н-аблюдательные.
-Мы самые Д-ружные.
-Мы самые С-тарательные.
Мы в третьем классе учимся,
Все у нас получится.
А сейчас скажем хором: « Мы- самые лучшие»
2. Актуализация знаний. Постановка проблемы урока.
- На уроке мы с вами будем соискателями. А кто такой соискатель? Работа с толковым словарем.(Лицо, представляющее или готовящееся представить свой труд на соискание учёной степени. «Толковый словарьОжегова»).
- Представим, что мы-маленькие соискатели.Мы будем работать на уроке и представим свой труд в конце урока. Сделаем самооценку своего труда.
3 . Постановка проблемы урока.
Какую орфограмму мы будем сегодня искать, вы узнаете, разгадав шифр, для этого соотнесите с каждой цифрой букву алфавита: 1 6 10 16 33.(Дети работают в парах)
4. Определение темы урока.
Сформулируйте тему урока.
Тема урока:Правописание безударных гласных.
-Какая главная задача перед нами стоит?(Учиться находить орфограмму «безударная гласная» в словах и подбирать проверочное слово.)
-А какие две орфограммы безударных гласных звуков бывают?
(Проверяемые и непроверяемые).
-О каких гласных будем говорить, узнаете, вставив буквы в пословицу, собрав ее.
День, нам, каждый, мудрости, жизни, прибавляет, частичку.
Каждый день жизни нам приб -вляет ч-стицу мудрости.
-Объясните смысл пословицы.(На каждом уроке мы узнаем что- то новое, с каждым днем становимся умнее)
-Кто сделает вывод? Какая тема урока?(Дети сообщают тему урока, доказывают, почему урок посвящен проверяемым гласным звукам.)

5. Мозговой штурм.
– Ответим на первый вопрос: Какую орфограмму будем проверять? (Безударные гласные а, о, и, е, я)
– В какой позиции проверяем безударные гласные? (В слабой позиции.)
В какой части слова надо проверять гласную? (Надо проверять в корне слова.)
– Как надо проверять безударную гласную в корне слова? (Надо подобрать однокоренные проверочные слова или изменить форму слова.)
6. Работа в команде с алгоритмом.
– Вспомним алгоритм проверки безударной гласной.(Учитель предлагает 5 обучающимся у доски назвать алгоритм проверки безударных гласных)
Алгоритм проверки безударных гласных
Прочитать слово.(1уч)
Поставить ударение.(2 уч)
Выделить корень.(3уч)
Определить безударную гласную.(4 уч)
Подобрать проверочное слово.(5уч)
7.Письмо по памяти.
- Используя алгоритм, выполним задание.Вставим пропущенные буквы.
На пруду к-ток хороший
Лед сверкает, как ст-кло.
На к-ньках б-жит Алеша
И в мороз ему т-пло.
Дети, пользуясь алгоритмом, доказывают,какую гласную вставят в слова.
-Продолжим поисковую работу. Какие другие орфограммы встретились в стихотворении? Какой ряд быстрее их назовет?
8 Закрепление. Работа по алгоритму в парах с самопроверкой по эталону.
- Найди ошибки и исправь, объясни, почему выбрал ту или иную букву.
1. Баяться валков - быть без гребов.
2.Болен – личись, а здаров – беригись. 3.В гости хадить- надо и к себе вадить.
4.В нагах правды нет.
Дети записывают предложения в тетрадь.
Самопроверка по алгоритму проверки безударных гласных.
Контрольная проверка с учителем. На доске записаны буквы, которые нужно вставить.
1.о-о-и.
2.е-о-е.
3.о-о.
4.о.
Самооценка .
Оцените свою работу по алгоритму самооценки.
1.Что нужно было сделать?
2.Удалось получить результат?
3.Выполнено верно или с ошибками?
4.Справился сам или с чьей- то помощью?
9.Физкультминутка.
Сейчас мы отдохнем, но отдых наш будет необычный. Я буду читать стихотворение и выполнять движения, а вы,повторяя движения, должны проявить смекалку и продолжить за мной. Внимание:
На берегу растёт с. сна,
А рядом с нею – … (сосны)
Горит прекрасная зв. зда,
А рядом с нею – … (звёзды).
А на траве лежит р. са,
А рядом с нею – … (росы).
Вот по траве спешит к. са,)
А рядом с нею – …(косы).
-Какие слова вы называли- проверочные или проверяемые?
10.Закрепление.Работа в группе с применением личностно-ориентированной технологии.

Учитель предлагает выполнить задание по выбору: обучающимся предлагается работа по таблице №1и по таблице №2.(См. Приложение 1)

11. Работа в группе.Включение в систему знаний.
- Наша поисковая работа подходит к концу. В классе расклеены слова с безударной гласной в корне слова, а на парте у вас тоже лежат слова. Определите вашу поисковую задачу.(Дети формулируютее так:
-Мы должны к проверяемым словам, которые на парте, найти проверочные слова, которые спрятались в классе.)
(См. приложение№2)
Раз, два, три, четыре, пять, начинаем проверочные слова искать.
Самостоятельная работа в группах.
Ответственный в команде после обсуждения в группе снимает проверочные слова,которое находит группа в классе. Побеждает та команда, которая быстрее всех выполнит задание.
12. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Русский язык- любимый наш урок.
Мы не скачем по верхушкам- скок да скок.
Познавать порой науку нелегко.
Изучаем мы проблему глубоко.
-Какими нужно быть, чтобы глубоко изучить безударные гласные?(Внимательными, наблюдательными, дружными, старательными)
- Чему научились на уроке? (Различать проверяемую и непроверяемую безударную гласную; самостоятельно находить способ проверки безударной гласной, использовать алгоритм проверки орфограммы, работать в группе)
- Как проверить безударную гласную в корне? (Чтобы не ошибиться в правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне, надо изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной или подобрать роственное слово.)
Мозговой штурм :
Слухам вы не доверяйте,
Удареньем проверяйте.
Учитель называет слова с безударной гласной, дети быстро подбирают проверочное слово хором:
Посвятить (стихи) , посветить (фонариком) ,полоскать (белье) ,поласкать (собачку) , залезать (в огород), зализать (рану) ,разредить (всходы) , разрядить (ружье) ,свила (гнездо) – отвела (ребенка) , отварил (в воде) , отворил (окна) , частота (пульса) , чистота (в квартире) ,посидел(на лавочке),поседел (дед).
-Оцените свою работу на уроке.Продолжите предложение.
1.На уроке я работал…
2.Своей работой на уроке я…
3.Мое настроение…
4.Материал урока мне был…
5.С каждым уроком я…
13. Домашнее задание.
Найти в учебнике по литературному чтению 10 слов с проверяемой гласной в корне слова и написать с проверочными словами в тетрадь.

2.3. Заключение
Содержание методической разработки урока соответствует со-держанию программы, целям и поставленным задачам урока. Данный урок способствует закреплению и отработке навыков проверки безударных гласных в корне слова.
На уроке отрабатываются умения обучающихся работать в парах, группах, умения формулировать тему урока и стравить цели. Закрепляются знания в игровой форме. Использование таких методических приемов, как прием учебно-мозговой штурм, позволяет активизировать познавательный интерес учащихся и способствует организации дифференцированного обучения. На уроке использованы различные технологии: технология проблемного обучения, личностно- ориентированная технология, технология самооценки, технология сотрудничества в группе. В повседневной работе я отправляю обучающихся за справкой к словарю. Это учит детей внимательно относиться к слову.
На уроках литературного чтения и других уроках я продолжаю работу по правописанию безударных гласных в корне слова,всегда обращая внимание на данную орфограмму. На данном уроке задаю домашнее задание, используя межпредметные связи.
Таким образом, тема «Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением», проходит через всю программу начальной школы и является основой для повышения грамотности учащихся. Последовательность и систематичность в работе, наличие межпредметных связей помогают моим ученикам усваивать эту, одну из наиболее трудных, тему. Также урок имеет большое воспитательное значение: воспитывает настойчивость в решении проблемы, умение преодолевать трудности; способствует формированию сотруднических отношений в классе.

3. Список литературы
1. Г. А. Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» 2 класс. Издательство «Владос» 2004 год.
2. 2.Р.Н.Бунеев «Русский язык»3 класс Москва « Просвещение»
3. Е.В. Бунеева. Н.А. Исаева Методические рекомендации для учителя Москва Баллас 2011
Приложение 1
Карточка-тест №1.
Соедините стрелкой проверочное слово с проверяемым, а в строке справа к проверяемому слову выберите нужную букву, а остальные зачеркните.
Проверочные
слова Проверяемые Ответы

1 2 3 4
письма м..рской а и е о
море п…сьмо о е и я
стой с..довый о и а е
сад ст…ит а о и я
лежа м…чи е и я о
меч л…жать и я е о

Карточка-тест № 2.
Подберите и напишите проверочные слова, справа в строке к слову выбери и оставь нужную букву, остальные зачеркни.

Проверочные
слова Проверяемые Ответы
1 2 3 4
д..лекий о и е а
с..нева е и я о
тр..щит и а е о
кр..чит е о и я
б..льной а о е и
с…дой и е я о

Приложение № 2.
Проверяемые
Проверочные
примерять (платье) мерка примерка
примирять (поссорившихся) мир мирный
запевать (песню) припев певчий
запивать (лекарство) пил пить
спиши (упражнение) пишет письма
спеши (в школу); спешка поспешно
посидеть (на траве) сидя усидчивый
поседеть (от горя); сед



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!