Информационный женский портал

Физические упражнения для ребенка 4 5 лет. Родители и дети - совместные тренировки

КАРТОТЕКА ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

для средней группы.

Комплекс №1

1. « Послушаем своё дыхание »

Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам – состояние организма.

И. п.: стоя, сидя, лёжа (как удобно в данный момент) . Мышцы туловища расслаблены.

В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:

куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;

какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части – волнообразно) ;

какое дыхание: поверхностное (лёгкое) или глубокое;

какова частота дыхания: часто происходит вдох – выдох или спокойно с определённым интервалом (автоматической паузой) ; тихое, неслышное дыхание или шумное.

2. « »

Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нём внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.

И. п.: стоя, сидя, лёжа (это зависит от предыдущей физической нагрузки) . Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.

Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнёт расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос. Повторить 5-10 раз. Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.

3. « Подыши одной ноздрёй »

Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

И. п.: сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрёй делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание) .

Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки – через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением лёгких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалось «ямка».

3-4. То же другими ноздрями.

Повторить 3-6 раз.

Примечание. После этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрёй сделать вдох – выдох (сначала той ноздрёй, которой легче дышать, затем другой) . Повторить по 6-10 дыхательных движений каждой ноздрёй отдельно. Начинать со спокойного и переходить на глубокое дыхание.

4. « Воздушный шар » (Дышим животом, нижнее дыхание) .

Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части лёгких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.

И. и.: лёжа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нём лежат обе ладони.

Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.

Медленный плавный вдох, без каких-либо усилий – живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар.

Медленный, плавный выдох – живот медленно втягивается к спине.

Повторить 4-10 раз.

5. « Воздушный шар в грудной клетке » (среднее, рёберное дыхание)

Цель: учить детей укреплять межрёберные мышцы, концентрировать своё внимание на их движении, осуществляя вентиляцию средних отделов лёгких.

И. п.: лёжа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть рёбер и сконцентрировать на них внимание.

Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками рёбра грудной клетки.

Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим.

На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части рёбер.

Повторить 6-10 раз.

Примечание. Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными. В начальной фазе обучения необходимо помогать детям слегка сжимать и разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть рёбер грудной клетки.

6. « Воздушный шар поднимается вверх » (верхнее дыхание)

Цель: учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов лёгких.

И. п.: лёжа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах.

Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плечей.

Повторить 4-8 раз.

7. « Ветер » (очистительное полное дыхание) .

Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию лёгких во всех отделах.

И. п.: сидя, стоя, лёжа. Туловище расслаблено, сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.

Сделать полный вдох, выпячивая живот и рёбра грудной клетки.

Задержать дыхание на 3-4 с.

Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.

Повторить 3-4 раза.

Примечание. Упражнение не только великолепно очищает (вентилирует) лёгкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость. Поэтому рекомендуется проводить его после физической нагрузки как можно чаще.

8. « Радуга, обними меня »

Цель: та же.

И. п.: стоя или в движении.

Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.

Задержать дыхание на 3-4 с.

Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки снова направить вперёд, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идёт под мышку, другая на плечо.

Повторить 3-4 раза.

9. Повторить 3-5 раз упражнение « Дышим тихо, спокойно и плавно ».

Комплекс №2

Цель данного комплекса : укреплять носоглотку, верхние дыхательные пути и лёгкие с напряжением тонуса определённых групп мышц.

Все упражнения комплекса выполняются стоя или в движении .

1. « Подыши одной ноздрёй ».

Повторить упражнение «Подыши одной ноздрёй» из комплекса №1, но с меньшей дозировкой.

2. « Ёжик ».

Поворот головы вправо – влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом: короткий, шумный (как ёжик) , с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается) . Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.

Повторить 4-8 раз.

3. « Губы «трубкой ».

    Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межрёберные мышцы.

    Губы сложить «трубкой», резко втянуть воздух, заполнив им все лёгкие до отказа.

    Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух) .

    Пауза в течении 2-3 секунд, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.

Повторить 4-6 раз.

4. « Ушки ».

Покачивая головой вправо – влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо – влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный.

Повторить 4-5 раз.

5. « Пускаем мыльные пузыри ».

    При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.

    Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как бы пуская мыльные пузыри.

    Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.

    Выдох спокойный через нос с опущенной головой.

Повторить 3-5 раз.

6. « Язык «трубкой ».

    Губы сложены «трубкой», как при произношении звука «о». Язык высунуть и тоже сложить «трубкой».

    Медленно втягивая воздух через «трубку» языка, заполнить им все лёгкие, раздувая живот и рёбра грудной клетки.

    Закончив вдох, закрыть рот. Медленно опустить голову так, чтобы подбородок коснулся груди. Пауза – 3-5 секунд. 4. Поднять голову и спокойно выдохнуть воздух через нос.

Повторить 4-8 раз.

7. « Насос ».

    Руки соединить перед грудью, сжав кулаки.

    Выполнять наклоны вперёд – вниз и при каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные, как при накачивании шин насосом (5-7 пружинистых наклонов и вдохов) .

    Выдох произвольный.

Повторить 3-6 раз.

Примечание. При вдохах напрягать все мышцы носоглотки.

Усложнение. Повторит 3 раза упражнение, затем наклоны вперёд – назад (большой маятник) , делая при этом вдох – выдох. Руки при наклоне вперёд свободно тянуть к полу, а при наклоне назад поднимать к плечам.

При каждом вдохе напрягаются мышцы носоглотки.

Повторить 3-5 раз.

8. « Дышим тихо, спокойно и плавно ».

Повторить упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно» из комплекса №1, но с меньшей дозировкой.

Комплекс №3

Цель данного комплекса : укреплять мышечный тонус всей дыхательной системы.

Проводится в игровой форме.

1. « Ветер на планете ». Повторить упражнение «Насос» из комплекса №2.

2. « Планета «Сат – Нам» - отзовись!» (йоговское дыхание) .

Цель: учить детей укреплять мышечный тонус всего туловища и всей дыхательной мускулатуры.

И. п.: сидя ягодицами на пятках, носки вытянуты, стопы соединены, спина выпрямлена, руки подняты над головой, пальцы рук, кроме указательных, переплетены, а указательные пальцы соединены и выпрямлены вверх, как стрела.

После слов «Планета, отзовись!» дети начинают петь «Сат – Нам».

Повторить 3-5 раз.

Примечание. «Сат» произносить резко, как свист, поджимая живот к позвоночному столбу – это резкий выдох. «Нам» произносить мягко, расслабляя мышцы живота – это небольшой вдох.

Цикл дыхания: выдох «Сат» - пауза – вдох «Нам». С произнесением «сат» напрягаются мышцы туловища: ноги, ягодицы, живот, грудь, плечи, руки, пальцы рук и ног, мышцы лица и шеи; «нам» - всё расслабляется.

Упражнение выполняется в медленном темпе. После того как дети 8-10 раз произнесут «Сат – Нам», взрослый говорит: «Позывные принял!».

3. « На планете дышится тихо, спокойно и плавно ». Повторить упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно» из комплекса №1, но с меньшей дозировкой с целью расслабления мышечного тонуса.

4. « Инопланетяне ».

Цель: та же, что и в упражнениях «Дышим тихо, спокойно и плавно», «Планета «Сат – Нам» - отзовись!».

Разница в выполнении: напряжение мышц на вдохе, а расслабление на выдохе.

И. п. : 3-4 раза из положения лёжа на спине, 3-4 раза стоя.

Упражнение выполняется под словесное сопровождение, например: «Инопланетяне просыпаются, напрягаются».

    Спокойно выдохнуть воздух через нос, втягивая в себя живот, грудную клетку.

    Медленно и плавно выполнять вдох, заполняя полностью лёгкие.

    Задержать дыхание, напрягая все мышцы и мысленно проговаривая «Я сильный (ая) ».

    Спокойно выдохнуть воздух через нос с расслаблением мышц.

Дыхательные имитационные упражнения

1. « Трубач ». Сидя на стуле, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх ко рту. Медленный выдох с громким произношением звука «п-ф-ф-ф».

Повторить 4-5 раз.

2. « Каша кипит ». Сидя на скамейке, одна рука лежит на животе, другая на груди. Выпячивая живот и набирая воздух в грудь (вдыхая воздух) и втягивая живот – выдох. При выдохе громкое произношение звука «ш-ш-ш».

Повторить 1-5 раз.

3. « На турнике ». Стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держать в обеих руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки – вдох, палку опустить назад на лопатки – длинный выдох с произношением звука «ф-ф-ф».

Повторить 3-4 раза.

4. « Партизаны ». Стоя, палка (ружьё) в руках. Ходьба высоко поднимая колени. На 2 шага – вдох, на 6-8 шагов – выдох с произвольным произношением слова «ти-ш-ш-е».

Повторять 1, 5 мин.

5. « Семафор ». Сидя, ноги сдвинуты вместе, поднимание рук в стороны и медленное их опускание вниз с длительным выдохом и произношением звука «с-с-с».

Повторить 3-4 раза.

6. « Регулировщик ». Стоя, ноги расставлены на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук с удлинённым выдохом и произношением звука «р-р-р».

Повторить 4-5 раз.

7. « Летят мячи ». Стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперёд, произнести при выдохе длительное «ух-х-х».

Повторять 5-6 раз.

8. « Лыжник ». Имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произношением зука «м-м-м».

Повторять 1, 5-2 мин.

9. « Маятник ». Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, палку держать за спиной на уровне нижних углов лопаток. Наклонять туловище в стороны, вправо и влево. При наклоне в стороны – вдох с произношением звука «ту-у-у-у-х-х».

Повторить 3-4 наклона в каждую сторону.

10. « Гуси летят ». Медленная ходьба по залу. На вдох – руки поднимать в стороны. На выдох – опускать вниз с произнесением длительного звука «гу-у-у».

Повторять 1-2 мин.

Каждая семья стремится воспитать своего ребенка здоровым и крепким. В нашей статье мы разберем что такое гимнастика и рассмотрим какие есть гимнастические упражнения для детей 3, 4 и 5 лет.

Наверное, все понимают и знают, что занятия гимнастикой в раннем возрасте способствуют гармоничному развитию ребенку, улучшают его состояние здоровья, развивают мышечную массу и укрепляют костный скелет. Занятия гимнастикой для детей 4-5 лет обычно проходят не дольше 15-20 минут, а для 3 лет еще меньше. В таком возрасте дети не могут долго концентрироваться и выполнять физические упражнения по заданию.

Дети в возрасте 4-5 лет обладают уже почти сформированной осанкой, но у них происходит активный рост мышечной и скелетной массы и формируются различные двигательные навыки.

Давайте рассмотрим какие бывают гимнастические упражнения для детей 4-5 лет:

  • дыхательный гимнастические упражнения. Показаны при заболеваниях дыхательных путей, для лучшего развития легких и бронхов, укрепляют сосуды и способствуют гармоничному развитию нервной системы и системы кислородонасыщения крови в организме ребенка. Упражнение «ширина-высота». Исходное положение: стоя, руки опущены, ноги на ширине плеч.
  1. На счет 1-2 ─ руки ─ в стороны, вдох;
  2. 3-4 - вернуться в исходное положение, выдох;
  3. 5-6 ─ руки - вверх, вдох;
  4. 7-8 ─ вернуться в исходное положение, выдох
  5. Повторять 3-5 раз.
  • гимнастические упражнения для рук. Направлены на поддержанию нормального тонуса мышц рук. Показаны при пониженном или повышенном тонусе. Включают в себя занятия с мягким эспандером, мячом, детскими гантелями.
  1. Упражнение «махи руками». Исходное положение: стоя, руки в разные стороны. Делать вращение руками вперед 4-5 раз и потом назад.
  2. Упражнение «ножницы». Исходное положение: стоя, руки вытянуты вперед. Скрещивать руки на плечах 5-7 раз, чтобы ладонь левой лежала на плече правой руки и наоборот.
  • гимнастические упражнения на спину. Направлены на лечение заболеваний спины, развитие правильной осанки ребенка. Проводятся при занятиях спортом. Укрепляют позвоночник и мышцы спины. Упражнение «раскачивание». Исходное положение: стоя, руки ─ на пояс, ноги на ширине плеч. Делать наклоны туловища в право и влево, каждый раз возвращаясь в исходное положение. Повторять 5 раз.
  • гимнастические упражнения для ног. Укрепляют мышцы ног, способствуют правильному росту стопы и являются профилактикой плоскостопия у детей, также лечения различных заболеваний.
  1. Упражнение «приседания». Исходное положение: стоя, руки опущены. Присесть на корточки и руки вытянуть вперед, при этом не отрывать пятки от пола. Повторить 10 раз.
  2. Упражнение «прыжочки». Исходное положение: стоя, руки ─ на пояс. Прыгать на правой ноге 5 раз, потом на левой ноге 5 раз. Повторять 3-4 раза.
  • гимнастические упражнения для развития координации. Направлены на поддержание общего здоровья ребенка. Упражнение «вверх-вниз». Исходное положение: стоя руки - вперед. Поочередно поднимать руки вверх, сначала правую вверх, левая при этом прижата к туловищу, затем поменяться. Повторять 6-8 раз.
  • гимнастические упражнения на развитие гибкости. Направлены на улучшению растяжки у детей, помогают достичь успехов в хореографии, танцах или плаванье. Упражнение «тянучка». Для выполнения этого упражнения вам понадобится гимнастический коврик. Исходное положение: сидя, ноги шире плеч. Не сгибая ног в коленях тянуться к носку правой ноги, потом вернуться в исходной положение и тянуться к носку левой ноги, затем снова вернуться в исходное положение. Повторять 3-5 раз.

Выполняя все вышеперечисленные упражнения гимнастики для детей хотя бы 2 раза в неделю, вы способствуете гармоничному развитию ребенка, улучшения состояния здоровья и правильному развитию мышц и скелета. При систематическом выполнении таких занятий у ребенка повышается иммунитет и улучшаются все обменный процессы в организме. Улучшается крообращение и питание мозга ребенка. Гимнастика для детей поможет вам вырастить крепкого малыша, может будущего спортсмена. Главное, чтобы она была в радость ребенку. Помните, что насильно заставлять малыша что-то делать нельзя, польза от этого будет минимальна.

Спортивная гимнастика начинается с четырех лет. Именно в таком возрасте рекомендуется отдавать детей, у которых хорошие физические данные. Если этих детей заинтересовать, они именно в этом возрасте могут начать стремительный взлет, и на протяжении двух лет пролететь юношеские разряды, выйдя к шести годам к первым взрослым разрядам.

Особенности маленьких спортсменов

Маленькие спортсмены имеют пластику, гибкость. Но они также вполне способны повысить физическую подготовку, например ежедневным лазаньем по турникам, гимнастической стенке. Организм вполне сформирован и детей с четырех лет вполне можно приобщать к спорту, например к спортивной гимнастике.

Детей можно приобщать с физическим нагрузкам с трех лет, начинать водить в спортивную школу — с четырех. Ребята в четыре года могут быть психологически не готовы к тяжелым нагрузкам, поэтому детей дают на несколько дней в неделю не более двух часов за занятие, и по началу под присмотром родителей. Если все будет хорошо, гимнастика скоро станет для детей привычкой.

Дети должны быть заинтересованы гимнастикой. Лучше что-то им пообещать, чем применять психологическое и физическое воздействие, если маленькие спортсмены не захотят трудится в спортивной школе. Но не надо усердствовать с обещаниями, ведь дети быстро привыкают и их потом будет тяжело отучивать. Лучше купить им красивое трико для выступлений, красивые чешки, гимнастическую сумку, красивые аксессуары, рюкзаки могут быть поощрением за старания.

Занимаясь гимнастикой, можно уже в пять лет перейти на ежедневное посещение, но с условием, что ребенку это нравится и родители будут часть нагрузки брать на себя. Обязанности родителей — ходить и забирать ребенка с гимнастики, принимать активное участие в спортивном воспитании ребенка. Также нужно будет покупать трико, магнезию, аксессуары, во время каникул заниматься с спортсменом на турнике, чтобы летом сохранился мышечный тонус, также нужно быть готовым к травмам, которые в этом виде спорта случаются часто. Если ребенок занимается гимнастикой, то и родители должны ежедневно участвовать в этом виде спорте.

Упражнения

Гимнастические упражнения для детей четырех — пяти лет:



На гимнастике детей еще приобщают к быстрому бегу на короткие дистанции. Казалось бы, это легкоатлетическое занятие, но бег на короткие дистанции важен для последующего качественного исполнения опорного прыжка, поэтому он включен в программу соревнований на третий юношеский разряд, который вполне можно сдать и в возрасте четырех лет.

Гимнастика важна для ребенка любого возраста, так как она закаляет организм, укрепляет мышцы тела, способствует развитию координации движений. Когда малышу исполнится два – три года можно начинать приучать его к ежедневному выполнению гимнастических упражнений. Для детей разных возрастов разработаны разные комплексы упражнений. Чем старше ребенок, тем более сложные упражнения ему предлагается выполнять. Самым маленьким деткам будут интересны занятия в виде игры с воспитателем или родителем. Более взрослый ребенок может выполнять упражнения самостоятельно, следуя указаниям старших. После 5 лет ребенка можно водить в спортивную секцию. В этом возрасте можно заниматься спортивной или художественной гимнастикой, плаванием, карате, танцами, фигурным катанием или другим видом спорта, который понравится малышу.

Что надо знать, прежде чем приступать к занятиям гимнастикой?

Заниматься гимнастикой и упражнениями для детей лучше всего на свежем воздухе. Это позволит организму ребенка лучше насытиться кислородом. Если же нет такой возможности или на улице плохая погода, например, дождь, то выполнять физические упражнения необходимо в просторном и хорошо проветриваемом помещении.

Форма одежды для занятий гимнастикой меняется в зависимости от времени года. К ней предъявляется всего лишь одно требование: одежда не должна стеснять движения и мешать выполнению упражнений. Зимой ребенку будет удобно выполнять упражнения в спортивном костюме, а летом в футболке и шортах.

Упражнения для гимнастики детям 2–3 лет

Малышей в возрасте 2–3 лет невозможно заставить выполнять гимнастические упражнения просто повторяя их за взрослыми. Им это будет не интересно. А вот если гимнастические упражнения для детей преподнести в виде игры, то малыши с удовольствием включатся в процесс. Длительность занятий для детей этого возраста не должна превышать 5-10 минут, так как ребенок еще не способен долго на чем-то сосредотачиваться. Обычно комплекс гимнастических упражнений для детей младше трех лет состоит из 2–3 игровых упражнений, которые необходимо повторять 4–5 раз. Начинается занятие с разминки. Во время разминки дети ходят, медленно бегают (секунд 10), прыгают (6–8 раз). Можно чередовать ходьбу и прыжки. Физические упражнения, входящие в комплекс, выполняются в следующей последовательности:

1. Упражнения для гимнастики детям: укрепляем мышцы плечевого пояса и рук.

  • «Потянулись». Ребенок стоит, руки опущены вдоль тела, ноги немного расставлены. Выполнение: руки поднять кверху и опустить.
  • «Солнышко». Ребенок стоит, руки опущены вдоль туловища, ноги немного расставлены. Выполнение: руки поднять кверху и потянуться к солнышку, опустить руки.
  • «Птички». Ребенок стоит, руки опущены вдоль туловища, ноги немного расставлены. Выполнение: руки развести в стороны, поднять их вверх, опустить вниз («помахать крылышками»), принять исходную позу.

2. Упражнения для гимнастики детям: разрабатываем туловище.

  • «Поклонились». Ребенок стоит, руки опущены вдоль тела, ноги расставлены шире плеч. Выполнение: наклониться вперед, пальцами рук постараться достать до пола, выпрямиться.
  • «Тук-тук». Ребенок стоит, руки опущены вдоль тела, ноги на ширине плеч. Выполнение: наклониться вперед и ладошками постучать по коленкам, выпрямиться.
  • «Окошко». Ребенок сидит на стуле, руки на коленях, ноги стоят на полу. Выполнение: наклониться вперед, повернуть голову вправо, влево («выглядываем в окошко»), принять исходное положение.

3. Упражнения по гимнастике для детей: укрепляем мышцы ног.

  • «Прыг-скок». Ребенок стоит, руки вдоль тела, ноги вместе. Выполнение: прыжки на месте.
  • «Прятки». Ребенок стоит, руки вдоль туловища, ноги чуть-чуть расставлены. Выполнение: необходимо спрятаться – присесть на корточки, а ладошки положить на коленки, встать.
  • «Пружинки». Ребенок стоит. Выполнение: пружинистые полуприседания, чередуемые с ходьбой.

Гимнастические упражнения для детей 4–5 лет

Дети 4–5 лет уже более внимательны и сосредоточены, чем малыши трехлетнего возраста. Поэтому длительность комплекса гимнастических упражнений для детей можно увеличить до 15 минут. Занятия направлены на укрепление мышечного корсета ребенка, развитие координации и гибкости. Рассмотрим примерный комплекс упражнений.

Гимнастические упражнения для детей: тренируем мышцы рук.

  • «Катушечки». Ребенок стоит, руки разведены в стороны, ноги на ширине плеч. Выполнение: 4 вращения кистями рук вперед и 4 вращения назад. Сделать 2 повторения.
  • «Колеса». Ребенок стоит, руки разведены в стороны, ноги на ширине плеч. Выполнение: 4 вращения руками вперед и 4 вращения назад. Сделать 2 повторения.
  • «Силачи». Ребенок стоит, кисти рук лежат на плечах, ноги немного расставлены. Выполнение: локти свести вперед, чтобы они соприкоснулись, исходное положение. Сделать 5 повторений.
  • «Ножницы». Ребенок стоит, руки впереди, подняты на уровень плеч, ноги немного расставлены. Выполнение: скрестить выпрямленные руки, исходное положение. Сделать 5 повторений.

Упражнения для гимнастики детям: укрепляем мышцы спины.

  • «Кто там?». Ребенок стоит, руки держит на поясе, ноги немного расставлены. Выполнение: повернуть голову направо, исходное положение, повернуть голову налево, исходное положение. Сделать 5 повторений.
  • «Маятник». Ребенок стоит, руки держит на поясе, ноги немного расставлены. Выполнение: наклонить тело вправо, исходное положение, наклонить тело влево, исходное положение. Сделать 5 повторений.

Гимнастика и упражнения для детей: укрепляем мышцы ног.

  • «Непоседа». Ребенок стоит, руки опущены вдоль тела, ноги вместе. Выполнение: руки развести в стороны, поднять вверх, развести в стороны, опустить. Сделать 3 повторения.
  • «Приседания». Ребенок стоит, руки вдоль тела, ноги вместе. Выполнение: присесть, руки поднять вперед (пятки не отрывать от пола, спина прямая), исходное положение. Сделать 7 повторений.
  • «Прыжки». Ребенок стоит, руки на поясе, ноги вместе. Выполнение: по 2 – 3 прыжка на каждой ноге. Сделать 4 повторения.

Гимнастические упражнения для детей: развиваем гибкость

  • «Наклоны к полу». Ребенок стоит, руки вдоль туловища, ноги немного расставлены. Выполнение: наклониться и потянуться к носку правой ноги, исходное положение, наклониться и потянуться к носку левой ноги, исходное положение. При выполнении упражнения ноги не сгибать. Сделать 3 повторения.
  • «Тянемся - потянемся». Ребенок сидит на полу, ноги разведены шире плеч. Выполнение: потянуться к носку правой ноги, исходное положение, потянуться к носку левой ноги, исходное положение. Сделать 4 повторения.

К трем годам малыш становится вполне самостоятельным. Его мозг в этот период интенсивно развивается, расширяется воображение и совершенствуется память. По словесному описанию, ребенок может уже создать образ и воспроизвести его в движении, рисунке либо игре. Двигательная деятельность малыша в этот период значительно усложняется и чтобы гармонично поддерживать это развитие малыш должен выполнять гимнастические упражнения. Два основных комплекса упражнений гимнастики для детей 3-4 лет, которые необходимо выполнять под руководством взрослых, мы сегодня и рассмотрим.

Комплекс № 1.
«Потягушки».
Для выполнения данного упражнения руки необходимо поднять вверх, разведя чуть шире плеч и развести пальцы в стороны. Встав на носки нужно потянуться вверх, совершая вдох, а затем расслабить мышцы и вернуться в исходное положение, делая выдох. Упражнение повторить 5 раз.

«Пружинка».
В исходном положении – стоя, держа руки по швам, необходимо расслабить мышцы туловища и совершить медленное приседание. Руки при этом вытягиваются вперед, и совершается выдох. Резко выпрямившись, будто разжимающаяся пружинка, нужно вернуться в исходное положение, делая вдох. Повторяется такое упражнение 6 раз.

«Прихлопнуть комара».
В исходном положении – стоя, ноги на ширине плеч, а руки на поясе, не отрывая ног от земли необходимо совершить поворот туловища в левую сторону, хлопнув при этом в ладоши чуть выше головы. Вернувшись в исходное положение необходимо совершить поворот в правую сторону, также хлопнув в ладоши. При хлопке нужно делать вдох, а при возврате в исходное положение — выдох. Упражнение повторить 5 раз в каждую сторону.

«Воробушки-попрыгунчики».
Упражнение заключается в выполнении 5-7 прыжков, сначала на двух ногах, затем столько же прыжков попеременно, то на левой, то на правой ноге. После этого нужно прыгать на двух ногах, с поворотами в правую, а затем в левую сторону.

«Небольшая прогулка».
Малыш должен спокойно ходить в течение 3-4 минут, сначала крадущимися шагами, затем, будто большая летящая птица, мерно размахивающая крыльями, а после, ступая аккуратно, будто переступая лужи, пытаясь не запачкать обувь.

Комплекс № 2.
«Ветер качает деревья» .
В исходном положении — ноги на ширине плеч, а руки подняты вверх. Необходимо выполнять наклоны корпуса. Сначала выполняется наклон влево, при котором производится вдох, вернуться в исходное положение — выдох, затем вправо — вдох, выпрямиться — выдох. Повторить наклоны в каждую сторону необходимо 5-6 раз.

«Гуси».
Поставив ноги на ширину плеч, а руки на пояс, нужно наклоняться вперед, произнося по-гусиному «Ш-ш-ш», а затем выпрямиться и вдохнуть. Упражнение повторить 5-6 раз.

«Велосипед».
В исходном положении — лежа на спине, выпрямив руки и ноги, нужно выполнять попеременные сгибания ног в коленях, имитируя езду на велосипеде, а затем опустить ноги. Повторяется упражнение 2-3 раза по 30 секунд, чередуясь с дыхательными упражнениями.

«Ласточки».
Исходное положение — лежа на спине. Руки вытянуты вверх и лежат свободно. Нужно перевернуться на живот, а затем снова перевернуться на спину. Повторяется такое упражнение 5 раз.

«Мячики».
Приняв произвольное исходное положение необходимо выполнять прыжки на месте, прыжки вперед и назад, вправо и влево двумя ногами, а затем поочередно на каждой ноге. Упражнение выполняется 2-3 минуты.

«Шагают ножки».
Для выполнения данного упражнения ноги необходимо слегка расставить, а руки опустить. Нужно задорно шагать, высоко поднимая колени и делая взмахи руками в ритме ходьбы. На такое упражнение отводится 2 минуты.

Взрослые должны следить, чтобы малыши выполняли упражнения в соответствии с образцом, особенно если детишкам уже исполнилось 4 года. Необходимо следить за правильным положением тела ребенка, ведь это очень важно для формирования осанки. Добиваться того, чтобы движения малыша обретали размеренный и ритмичный характер, необходимо их многократными повторениями. Чтобы поддержать интерес ребенка к таким упражнениям, желательно организовать музыкальное сопровождение или, проявив фантазию, обыграть эти упражнения небольшим рассказом, в котором малыш, как главный герой, выполнят каждое из упражнений, попадая в различные придуманные ситуации.

Регулярно занимаясь с ребенком физическими упражнениями, вы сможете полноценно развивать детский растущий организм, стимулируя как мозговую активность, так и общую моторику ребенка. Кроме того, регулярная гимнастика позволит укрепить иммунитет, и не допустить многих заболеваний, которым так подвержен детский неокрепший организм. Позаботьтесь о здоровье своих малышей!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!