Информационный женский портал

Почему я не хожу в церковь. Я верю в Бога, да не верю церкви

Спрашивает Павел
Отвечает Александр Дулгер, 09.09.2010


Павел пишет: Я не верю в бога и в свои 19 был в церкви лишь раза три,
не то чтобы я со всем не верю, я не верю в церковного бога, не верю
церкви, т.к. все священники, свиньи, которые разживаются на чьих то
пожертвованиях, разьезжают на мерседесах, спикулируют верой в бога в
политике.
Так вот, скажите, стоит мне и дальше придерживаться своего мнения или присоединится к стаду и боятся за жизнь после смерти как все?

Мир Вам, Павел!

Не думаю, что Вам стоит менять свое мнение насчет тех священников, которых Вы описали. Как Вы их назвали, тем они и есть.

О таковых говорил Иисус: "Порождения ехиднины! (т.е. дети змеи, т.е. дети дьявола) как вы можете говорить доброе, будучи злы?" (От )

Однако не стоит взращивать в себе ненависть к людям. Да, их грехи и образ жизни отвратительны, но они сами - это просто обманутые древним змием духовно больные и несчастные люди, живущие в плену своих страстей и пороков. Пленники греха. К ним самим нужно относиться сочувственно, а к их грехам нетерпимо и отвращением.
Если Вы будете взращивать в себе ненависть к людям, неважно к кому, то со временем Вы сами станете таким как они, дитем змея, отражающим его характер, ибо "он был человекоубийца от начала..." (От )

Также стоит не забывать, что в любой церкви есть посвященные, любящие и преданные Богу люди и священники, которые служат не за деньги или блага, но из любви к Богу и ближнему.

Что касается присоединения к стаду Христову, то я думаю стоит присоединится к нему и доверить свою жизнь Тому, кто так любит Вас, что согласился на страдания, поругания и смерть, чтобы завоевать Вашу дружбу и любовь.

"Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых.
Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть.
Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками."
(К )

Обратитесь ко Христу Иисусу, Вашему Спасителю, в личной молитве и просите Его указать Вам, где найти верных Ему священников и истинное стадо. Просите его каждый день, пока не найдете. Он обязательно ответит Вам. Или Он страдал за Вас и умер за Вас напрасно?

"Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?" (К )

Да благословит Вас добрый Господь!

Александр

Читайте еще по теме "Религия, обряды и церковь":

31 окт

Даруй, Господи, всем любящим Тебя посещать храм Твой, да и не любящих его расположи любить его и исправлять сердца и дела свои.

«Дом Божий, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины». Следовательно, нам нечего вращать очи туда и сюда, чтоб высмотреть, нет ли где истины. Она — близ. Будь в Церкви, содержи все, что она содержит, — и будешь во истине, — будешь обладать истиною и жить по ней и в ней, и вследствие того истинной будешь преисполнен жизнью. Вне Православной Церкви нет истины. Она единая верная хранительница всего заповеданного Господом через Св. Апостолов и есть потому настоящая Апостольская Церковь. Иные потеряли Церковь Апостольскую, и, как по христианскому сознанию, носят убеждение, что только Апостольская Церковь может верно хранить и указывать истину, вздумали сами построить такую церковь, и построили, и имя ей такое придали. Имя придали, а существа сообщить не могли. Ибо Апостольская Церковь создана по благоволению Отца Господом Спасителем благодатью Св. Духа через Апостолов. Людям такой уж не создать. Думающие создать такую уподобляются детям, в куклы играющим. Если нет на земле истинной Апостольской Церкви, нечего и труды тратить над созданием ее. Но благодарение Господу, Он не попустил вратам адовым одолеть Св. Апостольскую Церковь. Она есть и пребудет по обетованию Его, до скончания века. И это есть наша Православная Церковь. Слава Богу!

cвятитель Феофан Затворник

Не говори, что Церковь люди собрали. Она есть дело Бога, – Бога живого и страшного, а не мертвого и немощного, каковы боги эллинов.

Столп и утверждение истины.

Апостол сравнивает здесь с иудейским храмом Церковь и говорит, что тот подлинно был образом и тенью, как например, звонки, дорогие украшения и первосвященник с жертвами. А Церковь есть истины утверждение. Ибо все, в ней совершаемое, истинно, а не образно… Первосвященник в ней – Сын Божий; великая жертва – Божественное Тело Его.

Дом Божий, Церковь Бога жива есть общество верующих. Бог везде есть, но в Церкви Он есть особенным образом,-есть внутрь каждого из верующих, а чрез то и в целом сонме их,- тоже не внешно, но внутренно, всех животворя, одушевляя и объединяя, и их друг с другом, и всех с Собою. Бог Отец обетовал: вселюся в них и похожду (2 Кор. 6, 16). Бог Сын удостоверил: се Аз с вами есмь во вся дни (ср.: Мф. 28, 20). О Духе Святом дано свидетельство: храм Божий есте и Дух Божий живет в вас (ср.: 1 Кор. 3, 16). Триипостасный Бог,- живый и зиждяй,- живет в сонме верующих, в теле Церкви. Тайну сию открыл Спаситель, говоря: Аз во Отце Моем, и вы во Мне, и Аз в вас (Ин. 14, 20),- прибавим из других мест: благодатию и действием Святаго Духа. «Не говори, что Церковь люди собрали. Она есть дело Бога,- Бога живого и страшного, а не мертвого и немощного, каковы боги еллинов» (блаженный Феофилакт). «Она Богом устрояется, Богу посвящается и Бога имеет живущим в себе» (Экумений).
Но и Церковь особенным образом имеет Бога в себе живущим,- не так, как вещественный дом своего владельца. Этот не состоит в союзе с живущим в нем и не чувствует, как он живет. А Церковь, животворимая живущим в ней Богом, сочетана с Ним живым союзом и чувствует живущим Его в себе, чувствует и то, что живет Им - и что поэтому паче и есть дом Его. Бог творит Себе дом из душ, обращая их к Себе, очищая, освящая и преисполняя, и, Собою всех исполняя, всех сочетавает во едино, и живых, и отшедших, и всех содержа в живом между собою единении.
Сия-то Церковь есть столп и утверждение истины. Ибо есть Церковь Бога жива, Который есть Бог истины, или самая истина. Почему все в ней истинно: истинно исповедание веры, истинно освящение таинствами, истинно облагодатствование, истинна жизнь по Богу, Богом в ней зиждемая, истинна помощь Божия, истинны обетования, животворящие труждающихся в доме Божием,-все истинно в ней; и в другом где-либо месте не ищи истины. Есть подобия некие истины и вне ее; но настоящая истина только в ней. Возрадуйся и благослови Бога, истинствующего в Церкви и тебя соделавшего причастником Своей истины и сотаинником ее!
Слова: столп и утверждение - выражают твердость, непреложность и неизменность истины. Но Церковь есть собрание человеков, которые обычно изменчивы: как же она столп и твердыня истины? Церковь такою есть, яко дом Бога живого, единого истинствующего, и как союз человеков обоженных. Истинные сыны церкви — человеки, но не как человеки. Все человеки - не настоящие, вследствие падения, человеки; а те, которые вступают в Церковь, благодатию Божиею делаются истинными человеками. Истина водворяется во всем их существе. Почему от них должна исходить одна истина. Сие все творит живущий в них Бог живой и истинный. Церковь есть столп истины, как твердо и непоколебимо стоящая в истине и хранящая ее,- есть утверждение (истины), как успокоительница умов, когда они взволнованы бывают прившедшею ложью. Потому обязательно то считать истинным, что содержит вся Церковь, и возникающие недоумения решать голосом Церкви, выражаемым собором пастырей…

Вот какой истины Церковь есть столп и утверждение: Бог явися во плоти! Сию истину святая Церковь возвещает и подтверждает самым существованием своим. Ибо она есть здание, коего основание есть Христос Господь (см.: 1 Кор. 3, 11); есть тело, коего глава есть Он же, - Бог Слово, соделавшееся плотию. Как видящий живое тело в этом самом имеет удостоверение о главе и видящий прочное здание - удостоверение об основании: так видящий Церковь удостоверяется, что несомненно Бог явися во плоти.
Поминая о сем, Апостол имел в мысли представить вниманию, что эта истина не такова, что прячется в каком-либо безвестном уголке, но истина повсюдная, повсюду возглашаемая и признаваемая, и на небе между Ангелами, и на земле между всеми народами,- по всей твари она проповедуется, веруется, прославляется. Это нужно было представить, чтоб в уме святого Тимофея напечатлеть неотложное требование: вот какой истины держись! Ею меряй всякое учение и все несообразное с нею отвергай.
Но впереди сего он счел нужным указать, что это всюду возвещаемое не есть что-либо легкое, никакой трудности к принятию того не представляющее, а напротив, есть тайна, и тайна великая: чем и внимание к ней сильное возбуждал, и дорожить ею научал, и давал разуметь, что ничего другого большего никто уже открыть и показать не может.
И исповедуемо велия есть благочестия тайна. - Благочестием назвал Апостол нашу веру (см.: Экумений) христианскую; а тайною благочестия то, что сущность веры нашей сокровенна, и по причине непостижимости ее, и по причине сокровенности ее действия в нас. Зародилась она в тайне Триипостасного Бога прежде век , и приведена в исполнение непостижимейшим для всех тварных умов образом, и усвояется или причастными себя делает верующих тоже сокровенно: ибо как дух, идеже хощет, дышет, и глас его слышаши, но не веси, откуду приходит, и камо идет: тако есть всяк рожденный от Духа(ср.: Ин. 3, 8). Сокровенно и то, чем завершается такое начало нового рождения, именно - живое общение с Богом чрез Господа Спасителя благодатию Духа Святаго, общение, в коем Бог есть, действуяй вся во всех (ср.: 1 Кор. 12, 6), без нарушения, однако ж, свободы и без отъятия цены и Достоинства у действий ее.
Велика же сия тайна нашего благочестия,- и по Лицу, устроившему его, и по силам или средствам, употребляемым для усвоения его, и паче по концу, коим завершится действие его, то есть обновлению неба и земли и воссиянию блаженного Царствия Божия,-и велико исповедуемо; ибо, только что кто узнает о ней и обозрит умным оком все возвещаемое и обещаваемое ею, не может удержаться, чтоб не воззвать: велия тайна! Беспрекословно и неудержимо всеми исповедуется величие ее. Самые неверы, хотя не признают истины веры нашей, не могут не признать, что содержание ее пренебесно, возвышенно,- выше и величественнее всего, что могли бы придумать самые великие, ангельские умы.
Или - велика тайна, как тайна, яко глубоко таинственная и непостижимая,-и это исповедуемо, то есть беспрекословно всеми признается она непостижимою, недомыслимою, неисследимою, «не подлежащею взысканию»,- как говорит святой Златоуст. Созерцая ее, как она открыта, изумляйся, как делали все святые, восходившие к такому созерцанию, исповедуя притом и величие ее и непроницаемую таинственность. Проникнуть же во глубину ее не пытайся и не напрягай своего малого ума, чтоб и его не потерять.
Бог явися во плоти… вознесеся во славе. Апостол описывает или изображает сию тайну не со стороны сущности ее, а со стороны явления ее, - представляет все течение сего ее проявления. Бог подвигся с неба и, нисшедши на землю, принял на Себя человеческое плотяное естество, совершил великие знамения и чудеса, даже в самой смерти, понудившие уверовать, что Он есть воистину Бог, вознесся на небо, сретенный, сопровождаемый, исповедуемый и прославляемый Ангелами, оттуда Духа Божественного ниспослал, Которым просвещенные, укрепленные и воодушевленные Апостолы, прошедши всю землю, всем языкам возвестили о предивном сем деле, - явлении Бога во плоти, и всюду насадили веру в мире , - каковое насаждение и дало бытие Церкви, яже есть столп и утверждение истины сей. В сих немногих словах Апостол совместил все исповедание веры нашей.
Бог явися во плоти - не таким явлением, каким являлся праотцам, но таким, в коем Слово Бог плоть бысть и вселися в ны (ср.: Ин. 1, 14), - с человеками по-человечески поживе, приняв в Свою ипостась наше плотяное естество, чтоб совершить воплощенное домостроительство нашего спасения и потом навсегда уже пребыть Богом ненагим и человеком непростым, чтоб и ходатайствовать о нас выну. Блаженный Феодорит пишет: «сущий Бог и Божий Сын, имея невидимое естество, когда вочеловечился, соделался для всех явным. Ясно же научил нас Апостол о двух естествах, сказав, что естество Божие явилось во плоти». «Воистину сие есть велия тайна,- говорит святой Златоуст,- потому что человек соделался Богом, Бог человеком». Все видели человека, но не могли не исповедать, что Он - Бог. Так неотразимо печатлелось Им в сознании всех, что в Нем обитает вся полнота Божества телесне (ср.: Кол. 2, 9)…

Дух Божий открыл о сем Апостолам,- и они сказали о сем нам.
Такова великая тайна нашего благочестия и вместе сила воплощенного домостроительства, по всему пространству вселенной возвещаемая, исповедуемая и дивно действующая. Она - основание Церкви, которая в силу сей тайны, ей вверенной, и есть столп и утверждение истины. Она — основание спасения всякого верующего. Спасение зачинается восприятием ее, зреет под действием ее и завершается вступлением спасаемого в самое сердце ее. Верующему чаще надлежит поминать о ней, нежели как часто дышит. Это будет пренебесным светом обливать и его жизнь, и все сущее; отсюда воодушевление, отсюда нравственная крепость, отсюда окрыляющая надежда. Но, как замечает святой Златоуст, верующие, не в похвалу себе, не совсем являются верными в сем отношении. «Заметь,-говорит он,-что святой Павел промышление Божие о нас (в воплощенном домостроительстве) везде называет тайною,-и справедливо. Ибо она не была известна, даже и Ангелам не была открыта; объявлена же уже Церковию .-Будем же жить сообразно с достоинством сей тайны. Те, которым доверяются тайны, в некотором смысле великие люди. Если бы царь вверил нам какую-либо тайну, то, скажи мне, ужели бы мы не почли этого признаком великого к нам благоволения? Между тем ныне Бог вверяет нам Свою тайну,-и мы, как будто не великое сделано для нас благодеяние, остаемся неблагодарны к Благодетелю. Вострепещем,-что остаемся нечувствительны к сему благодеянию!»
Святому Тимофею напомнил Апостол о сей тайне, указывая ему в ней неистощимый предмет для бесед с верными и вместе сильное орудие для нравственного их управления. Но по течению речи видно и то, что помянуть о ней имел он нужду, чтоб дать своему наместнику норму истины, как мерку для оценки привходящих учений, говоря как бы: все несообразное с нею, в каком бы то ни было отношении, отвергай нещадно, как ложь или примесь лжи. Что таково было намерение святого Павла, можно гадать по тому, что вслед за сим он предсказывает имеющее появиться ложное учение.

толкование на апостольское послание блж. Феофилакта, свят Феофана Затворника

«Все, что совершается нами, священнослужителями Церкви Божией, совершается благодаря той благодати , которая вопреки нашему несовершенству, преодолевая наши человеческие немощи и невзирая на нашу человеческую греховность и слабость, помогает нам делать дело Божие, и мы становимся орудиями в руках Господа. Это самое прекрасное, что может быть в человеческой жизни, – жить не по своей воле, не для себя, но жить для Бога и для Церкви, отдавать себя в руки Божии и становиться Его орудием для того, чтобы Господь через нас совершал Свое дело», сказал в 10-ю годовщину своей архиерейской хиротонии владыка Иларион.

митрополит Волоколамский

«Дело в том, что покаяние, самоукорение, видение своих грехов и всё то, что видится главным для многочисленных сторонников этой точки зрения, – в истинном их смысле должны быть не просто человеческими чувствованиями, эмоциями, движениями души, сердца, ума, – но чувствами совместными с Богом, именно церковно-религиозными. То есть они истинны и правильны только тогда, когда совершаются в Боге, пред Ним, в общении с Ним, совместным действием благодати Божией и нашей души, но ни в коем случае не сами по себе. Именно в совместном действовании человека и Бога и состоит смысл и правда Церкви.

Правда эта заключается в следующем. Действительно, сам по себе я – грешное, немощное и падшее существо: я несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг (Откр. 3, 17). Но это не вся правда. Это 10% правды.

Если мы остановимся только на этом (к чему нас приводит рассматриваемая точка зрения), это будет ложь, подмена, та самая неадекватность, о которой мы говорили. Другая часть правды, 90% её – что Бог не отринул меня, воплотился ради меня, взошёл на крест ради меня , пришёл и вселился в меня, и в Его Церкви я – Христов, он Господь и Бог мой, а я – Его: я причастник Его любви, милости, силы и правды.

И это несравненно важнее моей греховности самой по себе. Я живу Им, а раз так, то – не могу и не хочу жить собою, своими страстями. И ради этой жизни с Богом, ради того, чтобы взыскать Христа, быть с Ним, чтобы благодатью Святого Духа восполнить свою немощь, я и каюсь, и молюсь, и воздерживаюсь, и борюсь с грехом, и соблюдаю уставы Церкви, – а вовсе не для того, чтобы констатировать ежечасно, что я – грешник, и чтобы “изъесть” себя.

Главное здесь – не человеческие грехи и немощи сами по себе, а то, что мы прежде всего – члены Церкви, члены Тела Христова, а потом уже – больные, немощные, бессильные, грешные, какие угодно. Главное – чтобы в центре всей нашей духовной жизни, на первом, главном месте был Господь Иисус Христос, а не “я” со своею будто “супергреховностью”. Ни в коем случае нельзя рассматривать жизнь и человека исключительно с позиции греха, считая это «смирением».

Подлинное смирение, понятие о котором невозможно в рамках разбираемой нами парадигмы, как мы уже сказали, есть церковно-религиозное явление, то есть такое, в котором сочетается человек и Бог.

Безусловно, блаженны нищие духом (Мф. 5, 3); безусловно, что унижающий себя возвысится (Лк. 18, 14). Но при этом Господь говорит нам: вы – соль земли; вы – свет мира; да светит свет ваш перед людьми (Мф. 5, 13 – 15).

Игумен Петр (Мещеринов)

Было время, когда в храмах не пели женщины. Было время, когда крестились двумя перстами. Было время, когда всенощное бдение соответствовало своему имени, потому что служилось ночью. Было время, когда не было электричества, и храм освещался только свечами и лампадами. Этих различий тысячи, так же как тысячи их при сравнении маленького ребёнка с ним же по прошествии тридцати лет. Но главное неизменно. Человек - ребёнок он или старик - тот же. И Церковь живёт ощущением внутреннего единства. Она та же не потому, что у неё незыблемы обряды и неизменны внешние формы. Она та же потому, что в недрах её таинственно созерцается воскресший Христос - вчера и днесь Той же, и во веки (Евр. 13, 8).

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ ТКАЧЕВ

Ругают Церковь безотложно.
Со зла, по глупости, за мзду,
чтоб оправдать свою безбожность,
переложить свою вину…

Ей не в новинку быть распятой.
Палима злобой и огнем,
Она живет. А супостаты
ослабевают с каждым днем.

И задыхаясь — долго, жутко —
от смрада собственных клевет,
вдруг видят в смертную минуту,
что без Неё спасенья нет.
Алексей Рымов

Другие говорят:

– Я верю в Бога, но не верю попам, а потому не пойду в храм.

Но ведь от прихожанина никто не просит, чтобы он верил священнику. Мы верим Богу, а священники – лишь Его слуги и орудия исполнения Его воли. Некто сказал: «ток идет и по ржавому проводу». Так и благодать передается и чрез недостойного. По верной мысли святителя Иоанна Златоуста, «мы сами, сидящие на кафедре и учащие, сплетены с грехами. Тем не менее, не отчаиваемся в человеколюбии Божием и не приписываем Ему жестокосердия. Для того Бог и попустил самим священникам рабствовать страстям, чтобы они из собственного опыта научились снисходительно относиться и к другим». Представим себе, что в храме будет служить не грешный батюшка, а Архангел Михаил.После первого же разговора с нами он вспыхнул бы справедливым гневом, и от нас осталась бы только кучка пепла.

Вообще это утверждение сравнимо с отказом от медицинской помощи по причине корыстолюбия современной медицины. Гораздо более очевидна финансовая заинтересованность отдельных врачей, как в этом убеждаются все попавшие в больницу. Но почему-то из-за этого люди не отказываются от медицины. А когда речь идет о куда более важном – о здоровье души, то вспоминают все были и небылицы, лишь бы не идти в церковь. Был такой случай. Один монах жил в пустыне, и к нему ходил священник причащать его. И вот однажды он услышал, что причащающий его священник блудит. И тогда он отказался у него причащаться. И в эту же ночь он увидел откровение, что стоит золотой колодец с хрустальной водой и из него, золотым же ведром черпает воду прокаженный. И голос Бога сказал: «Видишь, как вода остается чистой, хоть и дает ее прокаженный, так и благодать не зависит от того, через кого она подается ». И после этого пустынник вновь стал причащаться у священника, не рассуждая, праведен он или грешен.

Но если подумать, то все эти оправдания совершенно ничтожны. Ведь разве можно игнорировать прямую волю Господа Бога, ссылаясь на грехи священника? «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен; ибо силен Бог восставить его» (Рим. 14, 4)….

многие говорят:

– Хорошо! Надо ходить в церковь, но зачем каждое воскресенье? Зачем такой фанатизм?

Отвечая кратко, можно сказать, что раз Творец так говорит то творение должно беспрекословно отвечать повиновением. Повелитель всех времен дал нам все сутки нашей жизни. Неужели Он не может потребовать, чтобы мы из 168 часов недели отделили Ему четыре? И при этом время, потраченное в храме, идет нам же на пользу. Если врач прописывает нам процедуры, то разве не стараемся мы точно исполнить его рекомендации, желая исцелиться от болезней тела? Почему же мы игнорируем слова Великого Врача душ и тел?

Является ли исполнение Верховной Воли фанатизмом? Согласно словарю «фанатизм – (от лат. fanaticus – исступленный) это доведенная до крайней степени приверженность к каким-либо верованиям или воззрениям, нетерпимость к любым др. взглядам (напр., религиозный фанатизм)». Тут возникает вопрос, что такое «крайняя степень». Если понимать под этим изначальный термин «исступленность», то вряд ли большинство тех, кто еженедельно посещает храм, набрасываются на всех в исступленном восторге или ярости. Но часто для людей крайней степенью является обычная порядочность. Если не воровать и не убивать – фанатизм, то мы, конечно, фанатики. Если признавать, что путь к Единому Богу только один, – фанатизм, то мы фанатики. Но при таком понимании фанатизма ТОЛЬКО «фанатикам» достанется Царство Небесное. Всех же «умеренных» и «здравомыслящих» ждет вечная тьма. Как сказал Бог: «знаю твои дела; ты не холоден, ни горяч: о, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл, то извергну тебя из уст Моих» (Апок. 3, 15-16)….

иерей Даниил Сысоев

По древним сказаниям, олени охотятся на змей и пожирают их, но яд начинает жечь их внутренности, и они бегут к роднику. Так же и мы должны стремиться в храм, чтобы совместной молитвой охладить раздражение нашего сердца. По слову священномученика Игнатия Богоносца, «старайтесь чаще собираться для евхаристии и славословия Бога. Ибо если вы часто собираетесь вместе, то низлагаются силы сатаны, и единомыслием вашей веры разрушаются гибельные его дела. Нет ничего лучше мира, ибо им уничтожается всякая брань небесных и земных духов»

Сщмч. Игнатий Богоносец Послание к Ефесянам. 13

Многие сейчас боятся сглаза, порчи, колдовства. Многие утыкивают все косяки иголками, увешивают себя, как новогодние елки, амулетами, коптят все углы свечками и забывают, что церковная молитва одна только и может спасти человека от насилия дьявола. Ведь он трепещет силы Бога и неспособен навредить тому, кто пребывает в Божией любви…

Разве можно исполнить заповеди без посещения храма?

Если мы любим человека, то разве не стремимся чаще встречаться с ним? Разве можно представить себе, чтобы влюбленные избегали встреч друг с другом? Да, можно пообщаться и по телефону, но куда лучше говорить лично. Так и человек, любящий Бога, стремится к Нему на встречу…. (из темки » Зачем каждое воскресенье ходить в храм?»)

Те, кто не посещают церкви, не слышали слов пророка: «желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия». (Пс.83:11)

Иоанн Златоуст. Беседа 12

Время, в которое привел нам жить Господь, наисмутнейшее – смущение, смятение и неразбериха колеблют непоколебимое, но это еще не конец. Впереди еще более сложные времена. Церковь по обетованию Спасителя будет жить и совершать свое служение, великое и спасительное, до последнего дня жизни мира, а потому глас Церкви через ее канонически правое священноначалие для нас – глас Божий. Ни одному, пусть и кажущемуся достойной жизни, человеку, ни группе лиц единомысленных, ни снам, ни видениям, а Церкви – гласу Церкви – веру имеем. Церковь не может уйти в подполье, ведь тогда она перестанет быть для народа, чем быть должна.

Человеческие ошибки – мои, Ваши, синодалов, Св. Патриарха – пред судом Божиим. Но ин суд Божий, ин суд человеческий. А как часто то, что разгоряченному уму кажется ошибкой, Божиим велением во времени открывается святым деланием, и венец венчает делателя. Где те, кто тяжелыми обвинениями и потоками грязной клеветы и интриг болью вонзался в сердце патриарха Тихона, пригвождая его ко Кресту?
Но Крест дал Спаситель, и Он же сказал и последнее слово о претерпевшем: «Свят!» Вот и судите! А я держал в руках в красивых обложках страшные книги – свидетельство восстания на Церковь и борьбы с ней.

Вспомните, какой ценой сохранял Церковь Св. Патриарх Тихон и в каких условиях, когда и внешне давят, и внутри смута. И что стало с теми, кто пошел за «духоносными» - катакомбная церковь, теперь выродившаяся в секту. А Церковь всё живет и делает в мире свое спасительное служение.

Суд над Патриархом нам с вами, дорогой о. К., не принадлежит. Он стоит пред судом Божиим и разве что пред судом Собора архиереев. А нам заповедана от Бога лишь молитва о том, кому Господь вручил власть, - молитва до тех пор, пока Господь же эту власть у него не отнимет. А всё, что ранит душу и сердце, опять же покрывать до Суда Божия молитвой и болью.

Отступление идет по земле, и надо держаться Церкви, ибо Кормчий ее – Сам Спаситель.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (1910-2006)

Когда некоторые говорили мне, что соблазняются, видя в Церкви много неподобающего, я отвечал им так: «Если спросить муху, есть ли здесь в окрестностях цветы, то она ответит: «[Насчет цветов] не знаю. А вот консервных банок, навоза, нечистот во-он в той канаве полным-полно». И муха начнет по порядку перечислять тебе все помойки, на которых она побывала. А если спросить пчелу: «Не видела ли ты здесь в окрестностях какие-нибудь нечистоты?», то она ответит: «Нечистоты? Нет, не видела нигде. Здесь так много благоуханных цветов!» И пчелка начнет перечислять тебе множество разных цветов - садовых и полевых. Видишь как: муха знает только о помойках, а пчелка - о том, что неподалеку растет лилия, а чуть подальше распустился гиацинт».

Как я понял, одни люди похожи на пчелу, а другие на муху. Те, кто похож на муху, в каждой ситуации выискивают что-то плохое и занимаются только этим. Ни в чем они не видят ни капли доброго. Те, кто похож на пчелу, находят доброе во всем. Человек поврежденный и мыслит поврежденно. Ко всему он относится с предубеждением, все видит шиворот-навыворот, тогда как тот, у кого добрые помыслы, - что бы ни увидел, что бы ему ни сказали - включает в работу добрый помысл.

Старец Паисий Святогорец

У христианства сложные отношения с материальными средствами, но уж точно оно не провозглашает полного аскетизма Церкви. Христос опрокидывал лавки светских торговцев, но похвалил вдову пожертвовавшую на Храм две лепты. Библией предписывается священникам кормиться от алтаря. Современных же критиков, создается такое впечатление, передергивает любое упоминание о деньгах в Церкви.

В Европе есть еще одно государство, тяжко ушибленное революциями - Франция. Но даже там поначалу воинствующие якобинцы, отобрав у Католической церкви собственность и земли, взяли на себя обязательство платить содержание священникам и поддерживать храмы. Подобным путем шли и многие другие уважаемые европейские страны. После всевозможных секуляризаций и национализаций государство брало на себя финансирование церквей или принимало в этом активное участие. В основном это осуществлялось введением церковного налога или предоставлением гражданам права перечислять часть подоходного налога на содержание церкви.
Помимо этого, церквям предоставляются различные налоговые льготы, субсидии в рамках социальной работы, на содержание храмов и прочее.

У нас же своя особенная логика. Сначала Церковь ограбили, храмы порушили или перепрофилировали под склады, потом решили милостиво возвратить, но как-то вяло и не до конца, мол «нате вот возьмите, сами восстанавливайте на свои деньги, но при этом мы вас критиковать будем за эти ваши деньги, потому что Христос ездил на ослике, а Патриарх Сербский - на трамвае. А там еще посмотрим достойны вы нашей милости или нет.» Театр безбожного абсурда - по другому это назвать нельзя.

Если одни видят в Церкви «политическую организацию», другие - сборище мракобесов, то третьи - «бизнес-корпорацию». Священники представляются людьми, стремящимися получить за оказанные «услуги» максимально высокую оплату, церковная торговля - едва ли не святотатством.

Кажется, основа подобного отношения - характерная для определенного склада людей привычка считать не принадлежащие им деньги, изучать содержимое чужих карманов и при этом ни в коем случае не замечать чьих бы то ни было проблем. Послушать да почитать иных журналистов, так складывается впечатление, что сегодня лучший способ поправить свое материальное положение - это «пойти работать священником». И будто бы во многих случаях именно такое рассуждение определяет выбор молодого человека, решившего поступить в семинарию.

Когда-то в журналистике был популярен такой прием: журналист получил задание стать… (и далее указывалось, кем именно стать ему поручили и что из этого он вынес). И наверное, неплохо было бы, если бы журналист, пишущий о священниках-миллионерах, получил как-нибудь задание стать приходским пастырем - причем не в храме, который кто-то уже восстановил, положив на это свои силы и здоровье, а в храме только открывающемся, в котором еще нет ни штата, ни певчих, ни прихода как такового, а только лишь один расход. И пусть он поживет так (да не один, а с семьей, да еще не в городе, а в сельской местности - как и большинство) и уже после этого пишет о «легких церковных деньгах».

Получает священник храм, в котором крыша есть, но она течет, стены целы, но штукатурка с них осыпается, полы не проваливаются, однако протерлись до неприличия. И что ему делать? Махнуть рукой и сказать: «Ладно, так сойдет!»? Да ведь это храм Божий, в него приходят молиться люди, и выглядеть он должен достойно. Продать свою квартиру? Объявить голодовку на центральной площади города (села)? Выход напрашивается, да и есть, только один: искать деньги. И приходится бедному батюшке день за днем обивать пороги разных кабинетов, ходить в полном смысле с протянутой рукой и - пытаться «правильно организовать» храмовую торговлю. Вряд ли ради этого только он принимал сан. И тем более не для того, чтобы называли его за это сребролюбцем. А просто есть такая вещь, как долг служения Богу, Церкви и людям, и именно ради него приходится и просить деньги, и зарабатывать их, и напраслину терпеть.

Да, такой сферы, в которой не находилось бы места злоупотреблениям, нет. Случаются они и в Церкви. И действительно, не на нищих, разоренных приходах, а там, где есть «чем поживиться». Но только почему же именно эти негативные примеры становятся определяющими при оценке православного духовенства? И почему чье-то рвачество дает право обвинять озабоченного поиском необходимых средств настоятеля в грехе сребролюбия?

И еще маленькое дополнение: те же самые люди, которые с такой легкостью и вместе с тем резкостью судят о «попах-корыстолюбцах», совершенно спокойно (толерантно) относятся к представителям западных сект, действующих на территории нашей страны. Сект, которые представляют собой баснословно богатые транснациональные финансовые корпорации, первоначальную материальную базу которых составили (да и постоянно продолжают питать) средства рядовых членов этих культов, продававших из «послушания» своим лидерам как собственные дома и квартиры, так порой и самих себя - в самое настоящее, реальное рабство. Почему все это покрывается любовью и снисхождением, хотя нет у этих сект ни разрушенных храмов, ни разоренных монастырей, которые надо возвращать к жизни из небытия? Трудно сказать.

Игумен Нектарий (Морозов)

Священник - это апостол Церкви, апостол народа, апостол нации. Сегодня некоторые говорят: «Что, разве облачение спасет меня?!» Конечно, облачение спасает тебя, потому что оно благословлено. Священническое облачение хранит тебя от многого.

Батюшка, помни: когда у тебя начнутся самые сильные искушения, не отступай назад, не теряй терпения, а молись со смирением Богу. Не так, будто имеешь какое-то право, - ибо это возношение и такая молитва ненавистна Богу. Мы и вправду не имеем никаких прав пред Богом, кроме одного - постоянно смиряться. Помни это, пока будешь жив, ведь искушений будет немало.

Иеромонах Дионисий (Игнат)

«В таком непотребном виде в храм нельзя», – такими словами встретил мою подругу охранник в Александро-Невской Лавре во время путешествия в Санкт-Петербург.

Дело было так. Она приехала в культурную столицу России со своим молодым человеком в отпуск. Это было лето, на улице – жара, поэтому Лиза надела шорты. «Гуляли мы по городу, гуляли, и вдруг мне приспичило: а пойдем на могилу к моему обожаемому Достоевскому? Оказавшись в Лавре, странно не зайти в сам храм. У меня тем более бабушка тогда умерла, хотелось за нее свечку поставить. Ну, и как-то ожидалось, что в Петербурге, в таком большом храме, будут какие-то юбки (у нас даже в сельских храмах можно позаимствовать, если в брюках пришла). Значит, заходим мы в церковь, глазами ищу место, где юбки могут висеть, и натыкаюсь на бегущего ко мне охранника, который несется чуть ли не со словами "в таком непотребном виде, блудница, в храм нельзя". Он выгнал нас на улицу», – рассказывает подруга.

На её, казалось бы, счастье, к храму как раз подходил батюшка. Лиза, едва не плача, попросила как-то провести её, уточнила про юбки, сказала про семейную потерю. На что он ей ответил: «Ну, ты можешь пройти по стеночке, вот к тому углу, чтоб тебя никто не видел». На этом моменте она разрыдалась, потому что была ошарашена и потрясена до глубины души. Про то, что Бог не вводил дресс-код на посещение к Нему, я молчу. Я про то, что отношение к посетителям совсем уж не христианское. И, да, кстати, по мне, так это тоже неуважение чувств верующих, о котором сейчас столько разговоров. Девушку, которая хотела попасть в церковь, туда не пустили. Чем это не неуважение? Это была одна из тех многочисленных историй, после которых мне не хочется ходить в церковь. И не потому, что мне сложно одеться так, как этого требуют правила, просто часто в походе в церковь отпугивают именно неадекватные люди, которые запугивают какими-то правилами и так строги с тобой, что каяться в чем-то или поставить свечку за здоровье родных с чистыми мыслями не получается. Как ни старайся.

В церковь мне, в отличие от своих сокурсниц, никогда особо и не хотелось, потому что я – просто крещеный в пятилетнем возрасте ребенок, который так до сих пор и не понял, почему моя благодарность и молитва Богу из шкафа (как я делала в детстве) или уже лёжа на подушке перед сном может как-то качественно отличаться от той, которая говорится в церкви. Особенно если в храмах нас встречают не всегда адекватные старушки, кричащие «Тут не стой, так не смотри, где твоя юбка». Простите, а как же любовь к ближнему?

Первые церковные лица тоже не внушают никакого благоговения. Например, накануне защитить православие от «глобальной ереси человекопоклонничества» призвал глава РПЦ патриарх Кирилл. По его словам, критерием истины в последнее время стал человек и его права (ну, мы так-то в правовом государстве живем). Что и положило начало изгнанию Бога из жизни общества. Вот так. Здравствуйте, средние века. А потом понесется – образование женщинам ни к чему, десятина, оброк, крестьяне и бояре. Зачем же нам, людям, права? Что-то из серии: не жили богато, нечего и начинать.

А сама верхушка церкви ведь живет совсем не аскетично, об этом говорят постоянные публикации о миллионах (причем в долларовом эквиваленте) того же Владимира Гундяева, их охране, «золотой пыли» и других скандалах. У нас в Архангельске на строительство храма собирают всем миром, а у главы РПЦ есть деньги на строительство нескольких таких храмов. Не сходится картинка, как ни стараюсь. В Библии этого нет. Иисус же таких прогнал из храма?

Опять же, в маленьких церквях у нас в области и городе даже священнослужители другие. Душевные, которым не страшно доверять, которые не прогонят тебя, если пришла в штанах или шортах, а подскажут, помогут, дадут совет и ответят на любой твой вопрос. После такого общения выходишь из церкви со светлыми мыслями и на душе радостно. Так что всех под одну гребенку равнять не стоить. Обидеть наших верующих я никак не хотела, хотела просто призвать к тому, чтоб они не были так строги к тем, кто пришел в первый раз в храм, чтоб не отбить охоту ходить в церковь навсегда.

Анна Морозова. Родилась в 1989 году в Архангельске. Окончила САФУ имени М. В. Ломоносова по специальности «филолог». Вместе с группой единомышленников выпустила сборник сказок Степана Писахова на польском языке. Работала корреспондентом и редактором ИА «Двина-Информ»..

cвященник Сергий Круглов

Если рассматривать словарное значение этих выражений, то, действительно, «вера в Бога» – это одно, а « » – это другое. Наверное, каждый человек хотя бы раз в жизни задумался о Боге в том или ином контексте. Даже атеисты к Богу неравнодушны – вспоминаются слова одного верующего человека, обращенные к атеистам: «Если Бога нет, что же вы с Ним боретесь?»

И опыт наблюдения за людьми, как принадлежащими к Церкви, так и «гуляющими сами по себе», показывает: есть люди, верящие в Бога, но не желающие принадлежать к Его Церкви, а есть те, кто крещены и считают себя членами, так скажем, церковной организации, но из их жизни никак не явствует, что Бог для них важен. Конечно, всякое внешнее наблюдение за людьми чревато опасностью осудить их, навесить на них ярлыки, вынести им некий окончательный приговор. Осуждать нельзя, но рассуждать, предварительно помолившись Богу, о даровании нам вразумления, мы все-таки должны.

Люди, которые говорят: «Я верю в Бога, но мне не нужна», нередко встречаются и мне. И я поделюсь своими скромными наблюдениями. Условно можно выделить три категории таких людей. Просто обыватели, которые иногда, за чашкой чая или кружкой пива в теплой компании, не прочь порассуждать на темы религии, но палец о палец не ударят, чтобы как-то изменить свою жизнь в этом направлении, напрячь мысль или сердце в поисках Бога. О том, что вера – это и конкретные дела, делаемые не из выгоды или потому, что «так принято», а по заповеди Божией, что вера – это доверие Богу и Его заповедям и верность Ему в нелегких житейских испытаниях, им неведомо, и ведать про это они не желают. На то их право, их свобода, и о них мы говорить не будем.

Вторая категория – люди, неравнодушные к Богу, в сердце, уме, жизни которых Бог реально занимает некое значимое место, но которые не вполне понимают, чего Бог от человека хочет и что такое Церковь, в чем ее смысл. Они говорят: «Главное – быть порядочным человеком и хорошо себя вести. А молиться Богу можно в любом месте, Он всегда близок к человеку, и всякие обряды и ритуалы для этого мне не нужны!» В их словах есть правда: Бог может быть с человеком всюду: дома, на работе, в чистом поле. Разве Ему нужны от нас, например, свечи, которые ставятся перед иконами? Нет, у него есть солнце и звезды. Нужны ли Ему молитвенные правила? Мол, у Меня бессонница – почитай-ка, человече, Мне псалтырь на ночь? Или Он не умеет читать в нашем сердце и мыслях, и надо обязательно высказывать Ему наши прошения вслух и в строго определенной форме, иначе наши молитвы «не дойдут»? Тоже нет. Надо ли Богу, чтоб мы постились, не ели того и этого? Нет, наоборот, именно Он и дает нам пищу. Хочет ли Он от нас какого-то дара или жертвы? А что мы можем Богу дать такого, чего бы у Бога не было? Мы родились на свет голыми, и все, чем пользуемся, именно от Бога нам и дано. Так чего же Бог от нас хочет? Хочет – нас самих. Бог – Отец, а мы – Его дети. «Сыне, даждь Ми твое сердце…»

Чего хочет мама от детей? Пятерок из школы, помытой за собой чашки? Это все неплохо, но для мамы – не главное. Мама любит своих детей. За что? Да ни за что. Потому что – любовь. И только ответной любви ждет от ребенка. А все остальное – частности, сводимые к этому главному, к главной заповеди: любить Бога. И любить ближних как самого себя. Ведь ближние – это другие дети, родные братья и сестры, и мама хочет, чтобы и они между собой жили в мире, согласии, взаимопомощи и любви. Словом, чтоб была семья.

И вот когда мы говорим «семья», в вопросе о смысле Церкви многое становится на свои места. Да, люди нецерковные, некрещеные, гуляющие сами по себе, могут быть во много раз лучше, чище, праведнее, талантливее, чем мы, члены Церкви (по крайней мере, на внешний человеческий взгляд – как на это смотрит Бог, вопрос особый). Но мы – дома. А они – пока еще сироты, живущие в приютах, скитающиеся по перепутьям мира.

Почему же именно к Церкви приложимы родственные, семейные, кровные даже, я бы сказал, понятия? Что есть в Церкви такого, чего на перепутьях мира, в отдельно взятых бытованиях человека нет? Что есть у человека воцерковленного, чего нет у самого лучшего человека, но живущего по принципу «Бог в чистом поле» (или нелепее – «Бог у меня в душе»)? В Церкви человек имеет возможность стать к Богу ближе, стать с Ним единым (не теряя при этом своей личности), и именно не в мыслях или мечтах, как чаще всего бывает у вышеописанных нецерковных людей, а вполне реально, во всей конкретике своего состава, и духовного, и телесного. Ближе – не только своим сердцем и умом, чувствами и мыслями, но и руками, и ногами, и желудком, и печенью – всем.

Примитивные образы? Может быть. Но именно о Церкви как о Теле Христа говорит, например, в своих посланиях апостол Павел, и о том, что мы все – члены этого реального, живого Тела. А что есть общего у разных членов тела, что поддерживает в них жизнь? Общее кровоснабжение. Член тела, например палец, куда не поступает кровь, вполне может поразить гангрена, он может умереть. Кровь Христова – то общее, что есть в членах Церкви. Именно за этим – чтоб стать максимально близкими ко Христу, приняв в себя Его реальные Тело и Кровь, по Его же настоятельной заповеди – христиане собираются на Евхаристию. Ради нее, подготовки к ней построены храмы, отработаны обряды, написаны иконы, клубится ладан, поются молитвословия и создано все, что в Церкви есть. Молиться, читать Библию и хорошо себя вести можно и в своем отдельно взятом углу (про исповедь и говорить не буду – есть такие христианские деноминации, которые вообще отрицают необходимость исповеди. Ну, это их дело, вольному воля. Может быть, можно оставаться чистым, никогда не моясь, но у меня не получалось…). Но для самого главного – причастия Тела и Крови Христа – надо идти в храм на Литургию, и это не людьми придумано, это зов Самого Христа – перечитаем хотя бы Евангелие от Иоанна.

Да, Христос – зовет, ищет нас. И вот тут время сказать о третьей (повторяю, это только я так для себя определил) категории нецерковных людей: тех, кто этот зов все-таки слышит. Кто не замкнулся окончательно в своей самодовольной нецерковной вере, кто ищет не самооправдания, а истины и сам не имеет покоя в поиске Бога. И они обязательно поймут, что Церковь – не общественная организация, а родной дом, им даст об этом знать горький сиротский плач, звучащий в их сердце. И они-то – может быть, лучшие из всех. По крайней мере, я, грешник, готов перед такими поклониться в землю.

На сайт стало поступать много вопросов о том, как верить в Церковь и доверять священникам, видя явные грехи некоторых из них. На эти вопросы отвечает клирик Иркутской епархии диакон Андрей Белоус.

Такой вопрос задают очень часто. Почти всегда, когда кто-то из людей Церкви поступает не очень хорошо, а уж тем более, когда кто-то из священников совершает преступление или тяжкий грех. «Как люди могут верить РПЦ, если они прятали часы Патриарха?» «Как мне ходить в церковь, если поп – пьяница?» «Как меня поймет священник, машина которого дороже, чем все, что у меня есть? Как мне ему исповедаться?»

И хорошо бы сказать, что все это ложь и клевета, да вот нельзя. На все эти и многие другие вещи больше нельзя закрывать глаза. И не только потому, что их нельзя скрыть. Тайное становилось явным всегда. Прежде всего, потому, что это вызов нам самим. И, думаю, не только современного мира, но и Бога.

Почему мы не такие, какими должны быть христиане и священники? Мы говорим, что таинства совершаются и недостойными ради веры прихожан. Говорим, что действует Христос, а священник лишь возглавляет службу Ему. Все это так. Но не стали ли эти слова такой утонченной индульгенцией, которую мы выдаем себе? Так как можно после этого верить священникам? Как не потерять веру?

Для этого есть несколько причин. Первую из них, думаю, понять может даже атеист. Просто потому, что она не религиозная, а историческая: так было всегда.

И когда Моисей был на Синае, то Аарон, первосвященник Господа, приносил жертву золотому тельцу. И когда преподобные и жертвовали всем ради Бога, по столице на дорогих упряжках разъезжали местные настоятели. И когда день и ночь принимал у себя всех – от писателей-вольнодумцев до простых крестьян, – его собрат по монашеству шел на «чаепитие в Мытищах».

Грешить или нет – выбор каждого человека. И если бы после принятия священства или монашества этот выбор Бог отнимал, то Он лишал бы человека свободы. Он превращал бы священника не то в ангела, не то в робота, а священник должен оставаться человеком.

Другое дело, что не каждый человек может стать и оставаться священником. Монах, священник, епископ, увы, может довести себя до такого состояния, когда у Церкви не будет другого выбора, кроме как лишить его сана. Но без этой свободы воли не было бы ни преп. Сергия, ни преп. Амвросия.

Есть и те, кто говорит, что верит в Бога, но не верит священникам и Церкви. Ведь среди них бывают недостойные. Не стала ли Церковь слишком терпима к их грехам? Не потеряла ли она из-за этого дух Евангелия, Дух Христов? Почему, в самом деле, мы все время медлим с наказаниями? Неужели все дело в коррупции? Может быть, тогда это уже «Церковь жуликов и воров», и нужно найти другую, истинную?

В этих размышлениях есть своя правда. Но лишь частичная. Да. Иногда Церковь не торопится с наказанием, не спешит лишать сана, запрещать в служении или переводить на другой приход. Но это не всегда коррупция, корпоративная солидарность или боязнь скандала. Иногда и очень часто это любовь и забота о согрешившем чем-то священнике.

Ведь суть церковного наказания не в том, чтобы покарать человека как можно жестче и неотвратимее, а в том, чтобы он исправился и не грешил больше. И опытный епископ может понимать, что если сейчас запретить священника в служении, то он погибнет. И в материальном отношении, и в духовном. Ведь это значит одним росчерком пера перечеркнуть всю жизнь человека, разрушить ее. И именно дух Любви порой подсказывает отложить «Книгу правил» и увещевать грешника, пока это возможно.

Скажете, что это не справедливо, но именно так священники поступают с нами. Многих ли священник отлучил от Причастия за их грехи? Например, за нарушение Великого поста? Простому человеку это даже может показаться абсурдным, но закон требует именно этого. Из любви и снисхождения к людям священники заменяют суровые приговоры чтением канонов или кроткой беседой.

Вот и получается, что и их самих судят тем судом, каким судили они, а ведь так обещал судить Сам Христос (Матф.7:2). Да разве Он Сам не терпел рядом с Собой Иуду, который воровал пожертвования, хотя и был апостолом? Но почему-то никто не говорит, что нельзя верить Богу, если рядом с Ним был Иуда. В свое время Бог делает так, что тайное становится явным, и нераскаявшиеся грешники лишаются сана. Ради их же спасения нельзя позволять им и дальше служить, получая все большее осуждение от Бога. И вот в этом вызов нам.

Он в том, что время это, похоже, пришло. «Время начаться суду с дома Божия» (1 Петр. 4:17), и не потому ли у нас перед глазами такие явные причины задуматься, как два священника, монаха, которые один за другим попадают в аварии на дорогих машинах. Да еще и как виновники ДТП. Нельзя отменять в Церкви милосердие и прощение, но ведь и они не должны становиться индульгенцией.

Однажды наступает такой момент, когда человек уже не слушает наставления. Он убежден, что ничего ему не сделают. И в итоге перестает замечать свои грехи, даже начинает их оправдывать. И так тоже было всегда. Но даже тогда, когда огромные массы духовенства начинали жить в роскоши, безнравственности, самооправдании, Бог находил способ очистить Церковь.

Появлялся великий святой, который зажигал сердца своим примером. Или начинались новые гонения, во время которых каялись даже обновленческие «епископы» – пьяницы и двоеженцы. Или к власти в Церкви приходил мудрый и волевой Предстоятель, который очень жестко наводил порядок. И в этом и есть самый главный ответ.

Церковью управляет, в конечном итоге, не священник, не епископ, даже не Патриарх или Собор. Выше их всех стоит Христос – Глава Церкви (Кол, 1:18). И вера в Церковь – это вера не в каждого отдельного священника, даже не в Патриарха. Это вера во Христа, Который заботится о ней, как хороший муж заботится о своей жене. Ее тело больно, потому что в нее входим мы, больные, не излечившиеся до конца. Но иногда, когда болезнь начинает распространяться, Он намекает, что нам пора пить лекарство и очищать организм, пока еще можно обойтись без химиотерапии или операции.

И, боюсь, эти два ДТП, все эти бесконечные скандалы (от Боголюбовского до Pussy Riot) – это именно такие намеки нам. Боюсь, но и надеюсь. Ведь если Он, несмотря на все наши грехи, все еще делает нам такие намеки, значит, Он по-прежнему направляет Церковь и руководит ей. Значит, «врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Значит, мы и сейчас можем повторять «Верую… в Церковь».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!