Порядокопределения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения. Как применять референтные цены
Рассчитывая НМЦК, заказчики обязаны применять положения Федерального закона №44-ФЗ. Существуют несколько наиболее общераспространённых способов расчета НМЦК, которыми пользуются заказчики, имея дело с закупом медикаментов.
1. Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
Если опираться на п.6 ст.22 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013г. метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) наиважнейший при определении и обосновании НМЦК, независимо от того, какой вид товаров будет закупаться заказчиком. О приоритетности этого способа, в том числе и когда закупаются препараты из списка ЖНВЛП речь идет также в письме Минэкономразвития РФ от 18.03.2016 №Д28и-693.
При всем при этом, заказчик, являясь лечебным учреждением, обязан запрашивать коммерческие предложения непосредственно у потенциальных участников закупки, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность с правом осуществления оптовой торговли (или с правом осуществления оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения), либо лицензию на производство лекарственных средств. Заказчик вправе применять рекомендации по расчету НМЦК, которые утверждены Минэкономразвития РФ приказом от 02.10.2013 N 567.
Если закупаемые препараты являются лекарственными средствами из перечня ЖНВЛП, то при расчете НМЦК следует заострить внимание, чтобы цены, которые предлагают потенциальные участники (а, соответственно, и расчетные цены за единицу продукции) не была выше предельных отпускных цен производителей (далее - ПОЦП) + оптовых региональных надбавок + НДС (10%).
2. Тарифный метод расчета НМЦК.
Когда предметом закупки является лекарственное средство из списка ЖНВЛП, и на запрос поставщиков о предоставлении коммерческого предложения не поступило ответа, заказчик вправе воспользоваться тарифным методом для расчета НМЦК.
Но стоит учитывать, что тарифный метод будет включать в себя ПОЦП + НДС (10%) без учета региональных оптовых надбавок.
Такой же позиции по технологии расчета тарифным методом придерживается Минэкономразвития РФ, публикуя ее в письме от 12.01.2015 №Д28-11. Если вдруг к закупаемому международному непатентованному наименованию с определенными техническими характеристиками подходит несколько торговых наименований, заказчик вправе выбрать как наибольшую, так и наименьшую предельную цену производителя.
3. Иной метод расчета НМЦК .
Читая пункт 12 ст.22 Федерального закона №44-ФЗ можно увидеть, что при невозможности определения НМЦК другими методами, перечисленными в части 1 ст.22, заказчик имеет право прибегнуть к иным методам расчета. Таким способом, как пример, заказчики могут воспользоваться при условии ограниченного финансировании из вышестоящих бюджетов.
Заказчик рассчитывает НМЦК одним из выше перечисленных методов и в случае, если полученная цена превышает размер выделенных лимитов по данной статье на конкретную закупку, то заказчик уменьшает НМЦК до размера отведенных ассигнований.
При закупке лекарственных средств по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ обязан ли заказчик проводить обоснование в соответствии с приказом Минздрава РФ от 26.10.2017 №871н? Или можно при обосновании ограничиться ст. 22 Закона №44-ФЗ, запросив 5 коммерческих предложений и произведя расчет по этим коммерческих предложениям?
Ответ
Читайте в статье ответ на вопрос: Если при формировании технического задания не просим конкретные показатели на гвозди, нужно ли указывать страну происхождения гвоздей, и если просим конкретные показатели на краску, нужно ли указывать страну?
Положения Приказа № 871н не содержит положений о не применении данного нормативного акта при осуществлении закупки на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Более того, исходя из буквального толкования положений Приказа № 871, порядок определения НМЦК при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения распространяется и на контракты, заключаемые с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Когда заказчик закупает товары, работы, услуги у единственного поставщика, он обязан включить в контракт расчет и обоснование цены. Данное правило распространяется на закупки, по которым заказчик должен подготовить отчет.
Таким образом, исходя из вышеизложенного при осуществлении закупки на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заказчику также необходимо обосновывать цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком, на основании положений Приказа № 871н.
Выписка из Приказа Минздрава России от 26.10.2017 № 871н
«… 1. Настоящий порядок определяет единые правила расчета заказчиками начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - НМЦК) при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения (далее - лекарственные препараты) для обеспечения государственных и муниципальных нужд. …»
Письмо Минэкономразвития России от 26.04.2017 № Д28и-1859
«…В силу части 1 статьи 103 Федерального закона № 44-ФЗ в реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных, в частности, на основании пунктов 4 и 5 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ.
Согласно части 4 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта, за исключением случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), при которых документальное оформление отчета, предусмотренного частью 3 указанной статьи, не требуется.
Так, в соответствии с частью 3 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ в случае осуществления закупки на основании пунктов 4 и 5 части 1 указанной статьи, документальное оформление отчета не требуется.
В связи с изложенным при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ в контракт не включается расчет и обоснование цены.
Вместе с тем согласно части 3 статьи 18 Федерального закона № 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта подлежит обоснованию при формировании плана-графика.
При этом следует учитывать, что пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 установлены ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании указанных пунктов. …»
Как рассчитать НМЦК при закупке лекарственных препаратов
Действуют новые правила, по которым определяют НМЦК и цену контракта при закупке лекарств у едпоставщика. Формулы расчета установил Минздрав. Пошаговая инструкция поможет сделать расчет без ошибок.
Прежде чем определять НМЦК, проверьте, входят ли лекарства в список ЖНВЛП, от этого зависит, какие способы применять для расчета. Начальную цену контракта рассчитайте в два этапа. На первом этапе определите цену за единицу препарата, на втором – цену всей закупки. Смотрите на примерах и схеме, как провести расчет на каждом из этапов.
Внимание: порядок расчета НМЦК утвердил Минздрав приказом от 26.10.2017 № 871н.
Этап 1. Рассчитайте цену за единицу лекарстваЦену за единицу препарата определяйте по одному МНН, а если МНН нет, то по химическому или группировочному наименованию. При закупке комбинированного лекарства цену определяйте по составу препарата. Учитывайте эквивалентные лекарственные формы и дозировки.
Эквивалентными называют лекарственные формы, которые:
- имеют одинаковый способ введения и применения;
- обладают сопоставимыми фармакологическими характеристиками и фармакологическим действием;
- обеспечивают достижение необходимого клинического эффекта.
Об этом сказано в пункте 2 части 1 статьи 27-1 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ.
Расчет проводите за цену единицы измерения, например, мг, мл. К примеру, покупаете 1000 упаковок препарата, в каждой упаковке 10 таблеток по 10 мг. Цену рассчитывайте не для упаковки и не для таблетки, а для миллиграмма, с учетом, что всего покупаете 100 000 мг (1000 × 10 × 10).
Внимание: рассчитывайте цену за единицу лекарства без НДС и оптовой надбавки.
Когда закупаете лекарства из перечня ЖНВЛП, цену за единицу лекарства считайте сразу тремя способами. Для лекарств, которые не относятся к ЖНВЛП, применяйте два способа. Понять алгоритм расчета НМЦК поможет схема 1. Синим цветом обозначен порядок расчета для лекарств, которые не входят в перечень ЖНВЛП, красным – для лекарств из перечня ЖНВЛП.
Перечень ЖНВЛП на 2018 год Правительство утвердило распоряжением от 23.10.2017 № 2323-р.
Способ 1. Метод анализа рынка. Используйте при закупке любых лекарств. Применяйте метод следующим образом:
1. Получите информацию о ценах на лекарства. Минздрав рекомендует направлять запросы возможным поставщикам или брать сведения в реестре контрактов в ЕИС, однако заказчик вправе использовать любые способы получить информацию из части 18 статьи 22 Закона № 44-ФЗ.
2. Сопоставьте цены и для расчета выберите минимальное значение.
Применять Методические рекомендации Минэкономразвития для расчета НМЦК не нужно. Такой вывод следует из примечания к пункту 6 Порядка из приказа № 871н, пункта 1.5 Методических рекомендаций из приказа Минэкономразвития от 02.10.2013 № 567. Возможные методы для получения ценовой информации Минздрав описал в письме от 06.12.2017 № 3522/25-5.
Например, получили информацию о цене от трех поставщиков:
- 50 руб. за единицу;
- 52 руб. за единицу;
- 49,5 руб. за единицу.
Для расчета выбирайте наименьшую цену – 49,5 руб. за вычетом НДС и оптовой надбавки.
Способ 2 . Тарифный метод. Подходит, когда покупаете лекарства из перечня жизненно необходимых лекарственных препаратов – ЖНВЛП.
Выбирайте препарат из перечня ЖНВЛП в реестре предельных отпускных цен по международному непатентованному наименованию – МНН. Часто одному МНН отвечают сразу несколько цен от нескольких производителей. Какую цену выбрать, решает заказчик, так как Закон № 44-ФЗ и приказ № 871н этот вопрос не регламентируют.
Способ 3. Рассчитайте средневзвешенную цену по всем контрактам на закупку препарата, которые заключили в течение года, предшествующего месяцу расчета. Например, если рассчитываете цену в январе 2018 года, возьмите сведения из аналогичных контрактов с января по декабрь 2017 года. Этот метод применяйте при закупке любых лекарств.
Внимание: при расчете средневзвешенной цены не учитывайте контракты на закупку лекарств по решению врачебной комиссии – у едпоставщика или запросом предложений (п. 7 ч. 2 ст. 83 и п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).
Средневзвешенную цену рассчитывайте по формуле:
Рассчитывайте цену за единицу лекарства без НДС по формуле:
Размер оптовой надбавки возьмите из региональных нормативных актов. Учтите, что поставщик мог применить оптовую надбавку не в полном объеме. В этом случае цена за единицу, которую рассчитали по формуле, будет занижена: порядок расчета НМЦК вы исполните, но закупка может не состояться из-за низкой цены.
Этап 2. Рассчитайте НМЦК
Для расчета НМЦК возьмите минимальное значение цены за единицу лекарства, которую получили одним из способов на этапе 1.
Пример: как выбрать цену для расчета НМЦК
Заказчик покупает лекарство из перечня ЖНВЛП, поэтому контрактный управляющий для расчета цены за единицу препарата использовал три способа и получил следующие результаты:
Метод анализа рынка – 11,04 руб.
Тарифный метод – 11,38 руб.
Средневзвешенная цена – 12,07 руб.
Для расчета НМЦК контрактный управляющий взял минимальную цену 11,04 руб., которую получил методом анализа рынка.
Начальную (максимальную) цену контракта считайте по формуле:
Сумму закупки каждого препарата определяйте так:
Сумма закупки препарата | = | Цена единицы препарата с НДС и оптовой надбавкой | × | Объем закупки |
Оптовую надбавку учитывайте, только когда покупаете препараты из перечня ЖНВЛП, так как региональные власти устанавливают надбавки только для лекарств из перечня. Об этом сказано в части 1 статьи 63 Закона № 61-ФЗ.
Например, покупаете 100 упаковок омепразола по цене 200 руб. за упаковку с учетом НДС и оптовой надбавки и 200 упаковок эзомепразола по цене 950 руб. за упаковку. Сумма закупки омепразола – 20 000 руб., а эзомепразола – 190 000 руб. Начальная цена контракта – 210 000 руб.
Заказчик вправе включить в НМЦК оптовую надбавку с учетом лимита начальной цены контракта. При закупках для федеральных нужд НМЦК не должна превышать 10 млн руб. При региональных и муниципальных закупках предельную НМЦК устанавливает региональная власть, но не более 10 млн руб. Если НМЦК превышает лимит, оптовую надбавку не учитывайте. Такой вывод следует из пункта 2 части 10 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.
Предельные размеры оптовых надбавок к ценам на ЖНВЛП смотрите на сайте ФАС или в нормативно-правовых актах, которые приняли региональные власти.
Минздрав изменил правила для расчета НМЦК для закупок лекарственных препаратов . Нововведения вступили в силу с Приказом Министерства здравоохранения РФ от 26.06.2018 № 386н. Документ вносит важные изменения в Приказ Министерства здравоохранения РФ от 26.10.2017 № 871н .
Что поменялось в расчетах
Прежде всего новый Приказ Минздрава отменяет сноску 1 в пункте 2 Приказа № 871н. Это означает, что заказчики больше не будут отклонять или отказываться от заключения контракта с участником, который предложил стоимость выше, чем та, что указана в реестре предельных отпускных цен на лекарственные препараты, и отказывается ее опускать (п. 2 ч. 10 ст. 31 44-ФЗ). Напомним, что такое правило распространяется только на производителей лекарств и применяется в закупках лекарств из реестра ЖНВЛП , НМЦК которых на федеральном уровне превышает 10 млн руб., а на региональном этот порог устанавливает исполнительный орган власти (при этом граница не должна превышать 10 млн руб.).
Другое важное изменение — теперь при вычислении максимальной стоимости нужно будет учитывать не заключенные, а исполненные госзаказчиком государственные или муниципальные контракты. А применение референтных цен отложили до 01.01.2019.
Сейчас в расчетах НМЦК в качестве стоимости одного медпрепарата используйте цену единицы без учета НДС, взятую из заключенных договоров. А с 01.07.2019 эти данные нужно определять по исполненным контрактам и отнимать не только НДС, но и оптовую надбавку.
Коснулись изменения и самих оптовых надбавок. Их размер не должен превышать предельных величин, которые установлены органами исполнительной власти субъектов РФ. А применяться оптовые надбавки будут, если.
Письмом № 418/25-5 от 14.02.2018 Минздрав направил разъяснения руководителям всех органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья. Таким образом Минздрав решил ответить на многочисленные обращения по организации и проведению закупок лекарственных препаратов. Напомним, что за последнее время вступили в силу несколько важных документов, которые касаются именно этого вида госзакупок. Поэтому разъяснения не лишены смысла.
В документе уточняется:
- как правильно рассчитать НМЦК;
- как описывать объект закупки;
- как применять типовой контракт.
О закупке лекарств мы рассказывали подробно в отдельной статье. Ниже уточним рекомендации Минздрава.
Нюансы описания лекарств
В первую очередь Министерство здравоохранения растолковало порядок применения Постановления № 1380. Разъяснения получили 10 часто задаваемых вопросов:
- Описание лекарств в упаковках.
- Указание в документации на возможность поставки препаратов в некратных эквивалентных дозировках.
- Осуществление госзаказа инсулина и учет доставленных шприцев.
- Составление ТЗ на многокомпонентные (комбинированные) лекарственные препараты.
- Обоснование определенных характеристик.
- Выбор корректных эквивалентных лекарственных форм.
- Грамотное указание концентрации жидких и мягких лекарственных форм.
- Конвертация дозировок.
- Фиксация объема наполнения первичной упаковки.
- Установление запрета на указание фиксированного температурного режима.
Тонкости определения НМЦК
Затем Минздрав не обошел стороной и Приказ № 871н и прокомментировал самые острые вопросы определения начальной максимальной цены контракта (НМЦК), в число которых вошли следующие ситуации:
- Определение единицы измерения препарата.
- Пересчет стоимости лекарственной формы.
- Установление оптовой надбавки.
- Порядок применения Приказа 567 для обоснования НМЦК лекарств.
- Отдельные вопросы подсчета средневзвешенной цены.
- Что делать, если закупка первая и невозможно определить средневзвешенную цену.
Что важно учесть при заполнении типового контракта
Следующими свое толкование получили нормы Приказа № 870н об алгоритме работы с типовым контрактом. Министерство здравоохранения осветило следующие горячие темы:
- Обязательно ли применять типовой договор.
- Обязательно ли включать в контракт пункты, разделы, приложения.
- Как применять раздел 4 стандартного договора об упаковке товара.
- Входят ли образцы для лабораторных исследований в количество товара.
- Когда заказчик имеет право потребовать замены всего поставленного товара.
Руководителям органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
в сфере охраны здоровья
В связи с поступающими обращениями по применению норм приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 октября 2017 г.
№ 871н «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения» (далее соответственно - приказ № 871н, Порядок, НМЦК) Департамент лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава России сообщает следующее.
В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации 19 июня 2012 г. № 608 (далее - Положение), Минздрав России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минздрав России не наделен полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.
1. Приказ № 871н вступает в силу с 9 декабря 2017 г. и, учитывая переходные положения, предусмотренные пунктом 2 данного приказа, приказ № 871н не применяется в отношении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок или на официальном сайте Российской Федерации в информационно- коммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлено до дня вступления в силу данного приказа.
При этом необходимо учитывать, что если при подготовке и размещении извещений об осуществлении закупок лекарственных препаратов при пересчете НМЦК в соответствии с Порядком размер НМЦК изменится, то в соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 21 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ) необходимо внесение изменений в план-график закупок.
2. Порядком предусмотрены определенные алгоритм и последовательность действий заказчика при формировании НМЦК на лекарственные препараты как включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - ЖНВЛП), так и не включенные в данный перечень.
Пункт Порядка |
Для лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП |
Для лекарственных препаратов, не включенных в перечень ЖНВЛП |
Выбор минимального значения цены по результатам: |
||
пп. «а» п.3 Порядка |
метод сопоставимых рыночных цен: анализ информации на сайте http://zakupki.gov.ru , запрос предложения производителей (поставщиков) |
|
тарифный метод (анализ реестра цен) |
не применяется |
|
пп. «б» п.3 Порядка |
расчет средневзвешенной цены |
|
объявление аукциона по минимальной возможной цене за единицу планируемого к закупке лекарственного препарата |
В случае, если на участие в закупке не подано ни одной заявки, заказчиком может быть проведена повторная подготовка к электронному аукциону в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ и установленным Порядком расчета НМЦК.
3. В целях недопущения двойного учета налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и оптовой надбавки при расчете цены единицы планируемого к закупке лекарственного препарата, необходимо учитывать тот факт, что цены в ранее заключенных контрактах и цены, предлагаемые производителями (поставщиками) лекарственных препаратов, могут содержать в себе НДС и оптовую надбавку , а цены государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, и референтные цены, их не содержат.
Одновременно обращаем внимание, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом, а имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения приказа № 871н.
Директор Департамента лекарственного
обеспечения и регулирования обращения
медицинских изделий Минздрава России Е.А. Максимкина
1 приказ Министерства финансов Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. №136н «О порядке формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками».