Информационный женский портал

Преподобный михаил малеин иконы. Именные иконы. Михаил Малеин, игумен

Родился в Харсианской области Каппадокии, приходился родственником императору Льву VI Мудрому (а племянником преподобного был будущий император Никифор Фока) и был в раннем возрасте взят на службу в Константинополь . В возрасте 18-ти лет покинул столицу и ушёл в Вифинию где поступил в послушание старцу Иоанну Еладиту на Киминской горе и позднее принял от него монашеский постриг с именем Михаил. Позднее был рукоположён в иеромонаха . Согласно жития, ушёл в затвор и пять дней в неделю проводил в пещере, выходя от туда в субботу для участия в богослужении. Основал ряд монастырей на Киминской горе, одним из учеников Михаила около 953 года стал Афанасий Афонский, основавший впоследствии Великую Лавру на горе Афон. Михаил мирно скончался в 963 году .

В честь преподобного Михаила Малеина был назван первый царь династии Романовых Михаил Федорович , что послужило причиной строительства в России храмов в честь этого святого, в том числе в Московском кремле и Слободском дворце .

Ссылки

  • (из книги «Жития святых» Димитрия Ростовского)
  • Церкви и часовни на территории России, освященные во имя Михаила Малеина

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Святые по алфавиту
  • Православные святые
  • Преподобные
  • Умершие в 963 году
  • Святые Византии
  • Персоналии:Каппадокия
  • Христианские святые X века

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Михаил Малеин" в других словарях:

    Фамилия. Известные носители: Михаил Малеин (ок. 894 963) православный святой, основатель ряда монастырей на Киминской горе. Фома Малеин (IX век X век) преподобный православной церкви. См. также Дева Малейн … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Михаэль. Михаил (מִיכָאֵל) еврейское Другие формы: Миша, Михайло (устар., разг.) Производ. формы: Мишенька, Мишутка, Мишаня, Мишечка Иноязычные аналоги: англ … Википедия

    1) Малеин преп., грек, игумен афонской Кименской обители, жил в Х в., память 12 июля; 2) праведный, болгарин, воин, скончался в 866 г., память 22 ноября; 3) сын князя Константина, муромский чудотворец, скончался в 1192 г., мощи обретены в 1553 г …

    Святые православной церкви: 1) Малеин преп., грек, игумен афонской Кименской обители, жил в Х в., память 12 июля; 2) праведный, болгарин, воин, скончался в 866 г., память 22 ноября; 3) сын князя Константина, муромский чудотворец, скончался в 1192 … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - @font face {font family: ChurchArial ; src: url(/fonts/ARIAL Church 02.ttf);} span {font size:17px;font weight:normal !important; font family: ChurchArial ,Arial,Serif;}  так в Месяцеслове называются два преподобных отца: Фома (7 июля)… … Словарь церковнославянского языка

    Михаил-Архангел - – вождь небесного воинства. Есть еще 6 архангелов. Празднование 8 ноября. МИХАИЛМихаил– имя святых православной церкви: 1) М. – чудотворец муромский, сын кн. Константина; † в 1192 г.; обретение мощей в 1553 г.; пам. чтится 21 мая;… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    33 й магистр 1 курса СПб. Дух. Акад., † протоиереем Владимир. церкви, 1864 г. 24 янв. {Половцов} …

    - (Michel Artemief) московский купец; в 25 верстах от Москвы основал гравировальную фабрику (в 1759 г. по Петрову), на которой гравировались и печатались разные картины, преимущественно черной манерой; на каждой из вышедших с этой фабрики картинке… … Большая биографическая энциклопедия

    Михаил (מיכאל) еврейское Пол: муж. Толкование имени: «Кто как Бог?» Отчество: Михайлович Михайловна Другие формы: Миша, Мишенька, Мишута, Мишутка, Мишук, Мишаня, Мишка, Мишган, Михайло, Мишука, Михей, Михан. На др … Википедия

Книги

  • , . Цензор священник Григорий Дьяченко. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1896 года (издательство`Вязники. Типолитография С. К. Матренинского`).…
  • Преподобный Михаил Малеин и трехсотлетие рождения благочестивейшего великого государя царя и великого князя Михаила Феодоровича. 12-го июля 1596-1896 года , . Цензор священник Григорий Дьяченко. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1896 года (издательство "Вязники. Типолитография С. К. Матренинского"…

В миру Мануил, из рода Малеиных, сын благочестивых и богатых вельмож, молитвами испрошенный ими у Бога, родился около 894 г. в Харисанской области в Каппадокии...

В миру Мануил, из рода Малеиных, сын благочестивых и богатых вельмож, молитвами испрошенный ими у Бога, родился около 894 г. в Харисанской области в Каппадокии.

Преподобный с детства отличался благочестием и любовью к наукам. С особенным вниманием он изучал Священное Писание.

Получив прекрасное образование, он занял значительную должность при дворе императора Льва Мудрого (886-911 гг.). Но после его кончины святой Михаил последовал давнему влечению своего сердца к монашеской жизни и оставил шумную и суетливую жизнь при дворе.

Преподобный Михаил отправился в Вифинию, в Киминский монастырь близ Афона, и стал подвизаться под руководством старца Иоанна Еладита, который и постриг его в монашество.

Непрестанно поучаясь в Священном Писании, святой достиг высокой степени бесстрастия и стяжал дар прозорливости. Он был очень сострадателен и человеколюбив. Не мог оставить без помощи и утешения находившегося в нужде и печали, и по его горячим молитвам совершилось много чудес.

После многих иноческих подвигов под руководством старца преподобный Михаил испросил у него благословение на уединенную жизнь в пещере. Пять дней недели проводил он в молитвенном делании и только на субботу и воскресенье шел в монастырь для участия в богослужении и причащения Святых Тайн.

Примером высокой духовной жизни святой отшельник стал привлекать многих, искавших спасения. Тогда преподобный Михаил основал в пустынном месте, носившем название Сухого озера, монастырь со строгим уставом, а сам ушел для подвигов в более отдаленные пределы и там снова основал монастырь. Вскоре вся Киминская гора покрылась иноческими обителями, где неустанно возносились молитвы за весь мир к престолу Всевышнего.

Соименный Ангелу, преподобный Михаил жил по-ангельски; не изменяя правилам воздержания до последнего издыхания, он постоянно постился, исключая то время, когда был болен, или был Господский праздник, или когда принимал какого-либо славного вельможу. Первоначально, когда он сделался монахом, он принимал пищу один раз в два дня, потом в середине подвижнической жизни ел только раз в пять дней, под конец жизни, особенно в святую Четыредесятницу, ел однажды в 12 дней. Одежда святого была бедная и суровая.

Под руководством преподобного Михаила учился монашескому деланию и преподобный Афанасий (+ 1000 г.; память 5/18 июля), будущий основатель знаменитой Афонской лавры.

Скончался преподобный Михаил в 962 году.

Тропарь преподобнаго Михаила Малеина, глас 8

Крилами мысленными к Боговедению возлетев разумно,/ мятеж мира оставил еси, блаженне,/ презрев плоти мудрования,/ мудрость Вышнюю взыскал еси, еже жити с Богом,/ и всем образ дав собою, глаголя:/ добро есть с Богом жити, Михаиле преподобне.

Кондак преподобного Михаила Малеина, глас 2

Плотскую тяготу утончил еси делы,/ душевную же быстрость вперил еси просвещением, Михаиле,/ и явился еси Троице жилище,/ Юже зря, блаженне, ясно,// моли непрестанно о всех нас.

Икона святого преподобного Михаила Малеина
(к проблеме бытования на Вятской земле)

Г. А. Мохова

Исследование посвящено редкому образу святого преподобного Михаила Малеина начала XVII в., который хранится в собрании Вятского художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых. Икона никогда не изучалась и не воспроизводилась.

Представленный на иконе святой изображён в монашеской одежде, в полный рост, в развороте к центру, стоящим на поземе. Молитвенно простирая руки к Спасителю, запечатлённому вверху в облачном сегменте, он всем своим видом выражает кротость и смирение. Господь беседует с преподобным, благословляя его перстом. Подобная иконографическая схема широко распространена в древнерусском искусстве.

Ковчег иконы решён лаконично. Фигура стоящего святого вытянута по вертикали. Монашеская одежда мягко обтекает её, складки одеяния прописаны в цвет основного тона с притенениями. Колорит построен на сочетании ярких чистых тонов охристого, зелёного и тёмного цветов.

Икона украшена серебряным басменным окладом с растительным орнаментом в виде цветков и завитков. Фон ковчега выполнен из серебряных лент с чешуйчатым узором, на которых можно заметить следы позолоты. На изображениях имеются два серебряных венчика, серебряные килевидная цата и накладка со словами «преподобный Михаил Малеин».

Для украшения оклада применялись разные техники: скань, эмаль, гравировка, тиснение.

Михаил Малеин (в миру – Мануил), грек по происхождению, родился ок. 894 г. в Харсианской области в Каппадокии в знатной семье. Состоял в родстве с византийским императором Львом VI Мудрым (886–911), а его племянником являлся будущий византийский император Никифор Фока.

Получив прекрасное образование, он занял значительную должность при дворе императора Льва Мудрого. Но после его кончины Мануил последовал давнему влечению своего сердца – к монашеской жизни и оставил шумную и суетную жизнь при дворе.

В 18 лет он ушёл в Вифинию в Кименскую обитель, где был пострижен в монашество с именем Михаил, а позднее рукоположен в иеромонаха. По благословению старца Иоанна вёл уединённую жизнь в пещере. Пять дней в неделю проводил в молитве и лишь на субботу и воскресенье шёл в монастырь для участия в богослужении. В течение своей жизни основал ряд монастырей на Кименской горе, состоял игуменом Афонской Кименской обители.

Одним из учеников Михаила был Афанасий Метеорский, впоследствии основавший знаменитую Афонскую лавру, первый общежительный монастырь на Святой горе. После пятидесяти лет неустанных иноческих подвигов в 963 г. преподобный Михаил Малеин мирно скончался. Память святого – 12 июля.

Цель этой работы – показать, как появилась икона преподобного Михаила Малеина на Вятской земле, проследить основные этапы её бытования до момента появления в Вятском областном художественном музее.

Документальной базой послужили фонды РГАДА, ГАКО и иные письменные источники XIX – начала XX вв.

В 1489 г. Вятская земля была присоединена к Московскому государству и стала находиться в ведении московских владык. На Вятку начался приток икон московской школы. Так, ещё Трифон Вятский, строитель и первый игумен Успенского мужского монастыря г. Хлынова, в 1589 г. привёз их из Москвы в большом количестве. А царь Алексей Михайлович послал икону своего ангела Алексия, человека Божия в г. Котельнич.

С воцарением Михаила Фёдоровича, первого царя из династии Романовых, начали строиться церкви в честь святого преподобного Михаила Малеина, ангела Михаила Фёдоровича, приобретались иконы в Москве из кремлёвской иконописной мастерской.

Первый на Вятской земле девичий монастырь в г. Хлынове появился в первой четверти XVII в. Основательницей, строителем и первой игуменьей его была Евфимия (Силуянова). Она по примеру Трифона ходила в Москву за благословением на учреждение монастыря и ходатайством о государственной дотации на его строительство и содержание (денежной руге). По преданию, в 1628 г. икона преподобного Михаила Малеина была пожертвована обители царём Михаилом Фёдоровичем. Это событие отмечено вятским историком А. Спицыным в 1881 г., протоиереем Вятского Преображенского девичьего монастыря Д. Рязанцевым в 1887 г., в «Известиях Императорской археологической комиссии» 1912 г. 1

Из благословенной грамоты патриарха Никона 1654 г. известно, что в 1623 г. в монастыре построена тёплая деревянная церковь во имя Преображения Господня с двумя приделами – Благовещения Пречистой Богородицы и преподобного Михаила Малеина, небесного покровителя царя Михаила Фёдоровича. Через тридцать лет церковь так обветшала, что в ней стало невозможно проводить службы. Тогда по благословению патриарха Никона на новом месте игуменьей Евфимией был поставлен новый деревянный храм во имя Преображения Господня с теми же приделами: Благовещения Пресвятой Богородицы и преподобного Михаила Малеина, в котором и находилась икона, подаренная царём 2 .

Икона Михаила Малеина – редкий образ святого. Она была единственной в Хлынове и находилась в девичьем монастыре. Местонахождение её подтверждает «Каталог древностей Вятского края» (1882), составленный и изданный А. Спицыным. Из 85 древних образцов, сохранившихся в Вятке и уездах губернии, обозначена только одна икона преподобного Михаила Малеина, пожертвованная в 1628 г. царём Михаилом Фёдоровичем 3 .

Многие этапы в жизни этого образа совпадают с историей Преображенского монастыря. Разрушительные пожары в обители (а их было пять – в 1632, 1635, 1679, 1682, 1696 гг.) на протяжении XVII в. пощадили древний образ, хотя в огне погибло немало церковного имущества и значительная часть монастырского архива.

Первые документальные сведения об иконе Михаила Малеина дошли до нас благодаря сохранившейся приходно-расходной книге монастыря за 1696 г., из которой узнаём, что икона находилась в Ильинском каменном храме Преображенской обители.

За четыре века существования древнего образа авторская живопись претерпела несколько поновлений. Самое раннее из них относится к августу 1696 г., когда икона была поновлена суздальским иконником 4 . Наиболее позднее поновление датируется 2003 г. 5

Кроме самого памятника, до настоящего времени дошли описи Преображенского монастыря второй половины XVIII – начала XX вв., из которых явствует, что образ святого преподобного Михаила Малеина был единственным в обители на протяжении трёх столетий. Икона хорошо просматривается по всем документам монастырского имущества до двадцатых годов XX в.

В самой ранней из церковных описей, датируемой 1764 г., икона указана стоящей в киоте в алтаре холодной Ильинской церкви: «…Обр. св. Михаила Малеина в молении Господу Иисусу в киоте, два венца, цата и оклад серебряные ветхие цырованные, на киоте том образа девять венцов небольших» 6 .

В документе 1786 г. указание местонахождения иконы изменилось. Она уже находилась в алтаре нового придела той же церкви, посвящённого святым великомученикам Гурию, Самону и Авиву, и в том же ветхом состоянии. Справа на полях описи сделана отметка: «Киот за ветхостью упразднён» 7 .

В 1826 г. образ Михаила Малеина поместили в алтарь другого придела – пророка Ильи того же Преображенского храма. Серебряный оклад был по-прежнему в ветхом состоянии 8 .

В описях 1839 и 1854 гг. об иконе нет сведений, но во времена правления игуменьи Емерентианы появился список церковного имущества, не включённого «в старую опись». Под цифрой «1» сделана запись: «Икона препод. Михаила Малеина, древняя, пожертвованная царём Михаилом Фёдоровичем, на сей иконе наверху Спаситель. Оклад, свет цата и венцы серебрянные без пробы, мерою 6 вершков вышины и 5,5 вершка ширины в позолоченной на полимент раме» 9 .

В документе второй половины XIX в. отмечены детали изображения на иконе и её размер, который совпадает с размерами подлинника.

О ветхости оклада в списке уже не упоминается. В январе 1863 г. он находился в починке у мастера золотых и серебряных дел, мещанина Трифона Гуняева, одного из лучших ювелиров Вятки 10 .

Каждый год, как отмечал протоиерей Преображенского монастыря Д. Рязанцев, перед иконой 12 июля после литургии отправлялся молебен с каноном преподобному Михаилу Малеину 11 .

Тучи над Преображенской обителью стали сгущаться вскоре после установления Советской власти в Вятке. Городские власти то и дело посылали в монастырь комиссии «на предмет обследования и уплотнения населения». В течение 1918–1919 гг. не раз производились обыски с конфискацией имущества.

В октябре 1918 г. на территории монастыря разместился воинский батальон. Советские органы власти г. Вятки начали активно перестраивать монастырь под учреждения и жильё. Вскоре встал вопрос о закрытии храмов обители.

Следующий шаг на пути к уничтожению монастыря – решение Комиссии по изъятию церковных ценностей (согласно Декрету ВЦИК от 23 февраля 1922 г.) о передаче их в пользу голодающих.

При изъятии церковных ценностей 11 марта того же года была составлена опись имущества храмов обители, которая подтверждала, что образ преподобного Михаила Малеина, находившийся всё это время в ризнице, подлежал изъятию в числе остальных предметов и сдаче его в фонд Центральной комиссии помощи голодающим.

Но на полях списка вскоре появилась новая запись: «Оставлена как древняя и малоценная» 12 . Это положило начало странствиям иконы в 1920-х годах. 23 июля 1923 г. городские власти приняли документ, согласно которому «для проведения в жизнь по изъятию церквей женского монастыря и передаче его имущества выделить комиссию из представителей Рабоче-крестьянской инспекции, Губкоммунотдела и милиции под председательством первого» 13 .

После закрытия Преображенского девичьего монастыря сёстры во главе с игуменьей Рафаилой были выселены из обители, но часть насельниц поселилась в Тихвинской церкви. Что делать монахиням и послушницам, посвятившим свою жизнь Богу? В регистрации религиозной общины при Тихвинской церкви бывшего монастыря им было отказано. Они обратились в городской совет Вятки с заявлением-просьбой разрешить присоединить их религиозную общину к религиозной общине Успенского собора, закрытого Вятского Трифонова мужского монастыря, «предоставив наименование “Успенская религиозная община”».

Всё церковное имущество из бывшего Преображенского монастыря 22 января 1928 г. по описи передано группе верующих Успенского собора. Так, под номером 210 документа «икона преподобного Михаила Малеина, обложенная с лицевой стороны старым серебром» переехала в Успенский собор г. Вятки 14 . Но недолго ей пришлось там находиться. 15 мая 1928 г. было принято постановление горсовета о закрытии Успенского собора.

20 февраля 1929 г. специальная комиссия, в составе которой находился и представитель Губмузея Н. Н. Румянцев, по акту приняла от группы верующих Успенского собора «церковное здание и всё церковное имущество, числящееся по церковной описи и переданное им по договору от 22 января 1928 года» 15 . Образ святого Михаила Малеина был перевезён из Успенского собора в помещение Губмузея.

Но и там икона долго не задержалась. 25 мая 1929 г. из Губернского комитета по делам музеев она была передана художественному отделу государственного областного музея в числе пятнадцати предметов. В акте передачи отмечено: «3. Икона преподобного Михаила Малеина обложена с лицевой стороны старым серебром.

Сдал: Председатель Губернского комитета по делам музеев Г. Боголюбов.

Приняла: научный сотрудник Е. Москалец» 16 .

Такова непростая судьба этого древнего памятника, являвшегося даром царя Михаила Фёдоровича Романова на основание Новодевичьего монастыря в г. Хлынове. Образ выполнен профессиональным мастером из кремлёвской иконописной мастерской в 20-х годах XVII в.

Примечания

1 ВГВ. 1886. 1 нояб. (№ 88) ; Рязанцев Д. Вятский Преображенский девичий монастырь: История и современное его состояние. Вятка, 1887. С. 15 ; Изв. Имп. археол. комиссии. Вып. 44. СПб., 1912. С. 112.
2 Никитников Г. Иерархия Вятской епархии. Вятка, 1863. С. 96–98.
3 Календарь Вятской губернии. Вятка, 1882. С. 78.
4 РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. Ч. 1. Д. 7. Л. 39.
5 Фонды КОХМ.
6 Вятка: материалы для истории города XVII и XVIII столетий. М., 1887. С. 307.
7 ГАКО. Ф. 246. Оп. 1. Д. 14. Л. 9.
8 Там же. Д. 63. Л. 7.
9 Там же. Д. 103. Л. 131.
10 Там же. Д. 134. Л. 24.
11 Рязанцев Д. Указ. соч. С. 15.
12 ГАКО. Ф. Р.-340. Оп. 1. Д. 416. Л. 105.
13 Там же. Ф. Р.-1258. Оп. 1. Д. 99. Л. 31 об.
14 Там же. Д. 1789. Л. 7 об.
15 Там же. Л. 66.
16 Там же. Ф. Р.-2327. Оп. 1. Д. 87. Л. 13.

Икона «Преп. Михаил Малеин». Первая четверть XVII в.

Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых Михаила, Феодора, Арсения, Иоанна, Гавриила.

Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

Сегодня Святая Церковь совершает память преподобного Михаила Малеина. Родился он около 894 года в Харсианской области в Каппадокии, при крещении получил имя Мануил. Он состоял в родстве с византийским императором Львом VI Мудрым. В восемнадцать лет Мануил ушел в Вифинию, в Киминскую обитель под руководство старца Иоанна Еладита, который постриг его в монашество с именем Михаил. Исполняя самые трудные послушания, несмотря на знатность своего рода, он показал пример великого смирения.

По прошествии некоторого времени он был удостоен благодати священства. Неустанно поучаясь в Священном Писании, преподобный Михаил показал, как достойно должно соединять священство с монашеством, достиг высокой степени бесстрастия и стяжал дар прозорливости. Он был очень сострадателен и человеколюбив, не мог оставить без помощи и утешения находившегося в нужде и печали, и по его горячим молитвам совершалось много чудес.

После многих иноческих трудов под руководством старца Иоанна преподобный Михаил испросил у него благословения на уединенную жизнь в пещере. Пять дней недели проводил он в молитвенном сосредоточении и лишь на субботу и воскресенье шел в монастырь для участия в богослужении и причащения Святых Таин.

Примером высокой духовной жизни святой отшельник стал привлекать многих искавших спасения. В пустынном месте, носившем название Сухого Озера, преподобный Михаил основал для собравшейся к нему братии обитель и дал ей строгий устав. Когда обитель окрепла, преподобный Михаил ушел в еще более отдаленные пределы и устроил там новый монастырь. Вскоре трудами святого аввы вся Киминская гора покрылась иноческими обителями, где неустанно возносились молитвы за весь мир к Престолу Всевышнего.

Около 953 года в число братии вступил юноша Авраамий, который возрастал под руководством святого Михаила и принял от него постриг с именем Афанасий. Впоследствии преподобный Афанасий сам основал знаменитую Афонскую Лавру, первый общежительный монастырь на Святой Горе. В постройке Лавры преподобному Афанасию большую помощь оказал племянник преподобного Михаила Никифор, впоследствии византийский император Никифор Фока. После пятидесяти лет неустанных иноческих подвигов преподобный Михаил Малеин мирно отошел ко Господу в 962 году.

Сегодня исполняется 35 лет со дня кончины удивительного человека, о котором можно сказать как о человеке, у которого отняли Бога и благодаря которому тем не менее многие люди обретали стремление к Богу. Сегодня день смерти Владимира Семеновича Высоцкого - удивительного человека с непростой судьбой, с постоянно оголенной, как открытый нерв, душой, которая все время искала истины, справедливости. Он не боялся говорить в том числе и о Боге в своих замечательных текстах стихов и песен.

Так получилось, что время церковного пробуждения (25 лет назад) пришлось на период, когда еще не было нужных книг, не было достаточного количества храмов, телеканала «Союз» и радио «Воскресение», даже молитвословов не было, молитвы переписывали вручную. И Евангелие появилось уже позже. Но почему-то так сложилось, что именно творчество Владимира Семеновича, которое в то время было на слуху, всевало в сердце определенные зерна, которые впоследствии раскрылись верой во Христа.

Наверное, ни у одного барда, ни у одного поэта советской эпохи не было столько церковных слов, символов, смыслов в его творчестве, как у Высоцкого. В каждой песне то или иное словосочетание обращает ум к Церкви, к Богу, заставляет задуматься. Поэтому ему искренняя благодарность, потому что именно с его творчества во многом запустился процесс поиска. Каждая фраза, как драгоценная жемчужина, собиралась в сердце, там очищалась и хранилась до поры.

Душу, сбитую утратами да тратами,
Душу, стертую перекатами, -
Если до крови лоскут истончал,-
Залатаю золотыми я заплатами,
Чтобы чаще Господь замечал!

Это же потом надо додумывать, что это за золотые заплаты, которые латают стертую душу. Конечно, покаяние.

Или песня про погоню… «Спаси Бог вас, лошадки, что целым иду!»

Такие фразы, как молитва, во времена безбожия падали на сухую почву души и очищали, омывали, давали ориентиры.

Долго искал, был ли Владимир Семенович Высоцкий крещеным, потому что особых свидетельств об этом нет. В одном из последних номеров православного вестника статья была посвящена жизни этого замечательного русского поэта. В одном из исследований один из друзей вспоминает, что видел у Высоцкого на груди крест, есть несколько фотографий, которые отображают это, и когда он уезжал в Армению, то уезжал туда с твердым желанием принять крещение.

Хочется от всего сердца с благодарностью помолиться, попросить у Бога за этого человека - мятущегося, беспокойного, по-своему революционного, не соглашавшегося с фальшью, лестью, подлостью, предательством; он учил в своих песнях многих и многих советских граждан быть хорошими, честными, добрыми людьми. Очень хочется помолиться о его упокоении, чтобы Господь даровал ему вечные обители за те зерна, которые, наверное, до сих пор приносят всходы, потому что если вдумываться, вслушиваться в его слова, можно делать далеко идущие выводы - и вновь и вновь запускается процесс поиска Бога.

Упокой, Господи, раба Божиего Владимира. Прости ему всякие согрешения вольные и невольные и даруй ему Царствие Небесное.

Священник Евгений Попиченко

Расшифровка: Нина Кирсанова

Краткое житие преподобного Михаила Малеина

В ми-ру Ма-ну-ил, из ро-да Ма-ле-и-ных, сын бла-го-че-сти-вых и бо-га-тых вель-мож, мо-лит-ва-ми ис-про-шен-ный ими у Бо-га, ро-дил-ся око-ло 894 г. в Ха-ри-сан-ской об-ла-сти в Кап-па-до-кии. Пре-по-доб-ный с дет-ства от-ли-чал-ся бла-го-че-сти-ем и лю-бо-вью к на-у-кам. С осо-бен-ным вни-ма-ни-ем он изу-чал Св. Пи-са-ние. По-лу-чив пре-крас-ное об-ра-зо-ва-ние, он за-нял зна-чи-тель-ную долж-ность при дво-ре им-пе-ра-то-ра Льва Муд-ро-го (886-911 гг.). Но по-сле его кон-чи-ны св. Ми-ха-ил по-сле-до-вал дав-не-му вле-че-нию сво-е-го серд-ца к мо-на-ше-ской жиз-ни и оста-вил шум-ную и су-ет-ли-вую жизнь при дво-ре.

Пре-по-доб-ный Ми-ха-ил от-пра-вил-ся в Вифи-нию, в Ки-мин-ский мо-на-стырь близ Афо-на, и стал под-ви-зать-ся под ру-ко-вод-ством стар-ца Иоан-на Ела-ди-та, ко-то-рый и по-стриг его в мо-на-ше-ство. Непре-стан-но по-уча-ясь в Св. Пи-са-нии, свя-той до-стиг вы-со-кой сте-пе-ни бес-стра-стия и стя-жал дар про-зор-ли-во-сти. Он был очень со-стра-да-те-лен и че-ло-ве-ко-лю-бив. Не мог оста-вить без по-мо-щи и уте-ше-ния на-хо-див-ше-го-ся в нуж-де и пе-ча-ли, и по его го-ря-чим мо-лит-вам со-вер-ши-лось мно-го чу-дес.

По-сле мно-гих ино-че-ских по-дви-гов под ру-ко-вод-ством стар-ца пре-по-доб-ный Ми-ха-ил ис-про-сил у него бла-го-сло-ве-ние на уеди-нен-ную жизнь в пе-ще-ре. Пять дней неде-ли про-во-дил он в мо-лит-вен-ном де-ла-нии и толь-ко на суб-бо-ту и вос-кре-се-нье шел в мо-на-стырь для уча-стия в бо-го-слу-же-нии и При-ча-ще-ния Свя-тых Тайн. При-ме-ром вы-со-кой ду-хов-ной жиз-ни свя-той от-шель-ник стал при-вле-кать мно-гих ис-кав-ших спа-се-ния. То-гда пре-по-доб-ный Ми-ха-ил ос-но-вал в пу-стын-ном ме-сте, но-сив-шем на-зва-ние Су-хо-го озе-ра, мо-на-стырь со стро-гим уста-вом, а сам ушел для по-дви-гов в бо-лее от-да-лен-ные пре-де-лы и там сно-ва ос-но-вал мо-на-стырь. Вско-ре вся Ки-мин-ская го-ра по-кры-лась ино-че-ски-ми оби-те-ля-ми, где неустан-но воз-но-си-лись мо-лит-вы за весь мир к пре-сто-лу Все-выш-не-го.

Со-имен-ный Ан-ге-лу, пре-по-доб-ный Ми-ха-ил жил по-ан-гель-ски; не из-ме-няя пра-ви-лам воз-дер-жа-ния до по-след-не-го из-ды-ха-ния, он по-сто-ян-но по-стил-ся, ис-клю-чая то вре-мя, ко-гда был бо-лен, или был Гос-под-ский празд-ник, или ко-гда при-ни-мал ка-ко-го-ли-бо слав-но-го вель-мо-жу. Пер-во-на-чаль-но, ко-гда он сде-лал-ся мо-на-хом, он при-ни-мал пи-щу один раз в два дня, по-том в се-ре-дине по-движ-ни-че-ской жиз-ни ел толь-ко раз в пять дней, под ко-нец жиз-ни, осо-бен-но в Св. Че-ты-ре-де-сят-ни-цу, ел од-на-жды в 12 дней. Одеж-да свя-то-го бы-ла бед-ная и су-ро-вая.

Под ру-ко-вод-ством пре-по-доб-но-го Ми-ха-и-ла учил-ся мо-на-ше-ско-му де-ла-нию и († 1000 г.; па-мять 5/18 июля), бу-ду-щий ос-но-ва-тель зна-ме-ни-той Афон-ской Лав-ры. Скон-чал-ся пре-по-доб-ный Ми-ха-ил в 962 го-ду.

Полное житие преподобного Михаила Малеина

Пре-по-доб-ный Ми-ха-ил Ма-ле-ин ро-дил-ся око-ло 894 го-да в Хар-си-ан-ской об-ла-сти (Кап-па-до-кия) и при Кре-ще-нии по-лу-чил имя Ма-ну-ил. Он со-сто-ял в род-стве с ви-зан-тий-ским им-пе-ра-то-ром Львом VI Муд-рым (886-911). 18-ти лет Ма-ну-ил ушел в Вифи-нию, в Ки-мин-скую оби-тель под ру-ко-вод-ство стар-ца Иоан-на Ела-ди-та, ко-то-рый по-стриг его в мо-на-ше-ство с име-нем Ми-ха-ил. Ис-пол-няя са-мые труд-ные по-слу-ша-ния, несмот-ря на знат-ность сво-е-го ро-да, он по-ка-зал при-мер ве-ли-ко-го сми-ре-ния.

По про-ше-ствии неко-то-ро-го вре-ме-ни он был удо-сто-ен бла-го-да-ти свя-щен-ства. Неустан-но по-уча-ясь в Свя-щен-ном Пи-са-нии, пре-по-доб-ный Ми-ха-ил по-ка-зал, как до-стой-но долж-но со-еди-нять свя-щен-ство с мо-на-ше-ством, до-стиг вы-со-кой сте-пе-ни бес-стра-стия и стя-жал дар про-зор-ли-во-сти. Он был очень со-стра-да-те-лен и че-ло-ве-ко-лю-бив, не мог оста-вить без по-мо-щи и уте-ше-ния на-хо-див-ше-го-ся в нуж-де и пе-ча-ли, и по его го-ря-чим мо-лит-вам со-вер-ши-лось мно-го чу-дес.

По-сле мно-гих ино-че-ских тру-дов под ру-ко-вод-ством стар-ца Иоан-на, пре-по-доб-ный Ми-ха-ил ис-про-сил у него бла-го-сло-ве-ния на уеди-нен-ную жизнь в пе-ще-ре. Пять дней неде-ли про-во-дил он в мо-лит-вен-ном со-сре-до-то-че-нии и лишь на суб-бо-ту и вос-кре-се-ние шел в мо-на-стырь для уча-стия в Бо-го-слу-же-нии и При-ча-ще-ния Свя-тых Та-ин.

При-ме-ром вы-со-кой ду-хов-ной жиз-ни свя-той от-шель-ник стал при-вле-кать мно-гих ис-кав-ших спа-се-ния. В пу-стын-ном ме-сте, но-сив-шем на-зва-ние Су-хо-го Озе-ра, пре-по-доб-ный Ми-ха-ил ос-но-вал для со-брав-шей-ся к нему бра-тии оби-тель и дал ей стро-гий устав. Ко-гда оби-тель окреп-ла, пре-по-доб-ный Ми-ха-ил ушел в еще бо-лее от-да-лен-ные пре-де-лы и устро-ил там но-вый мо-на-стырь. Вско-ре тру-да-ми свя-то-го ав-вы вся Ки-мин-ская го-ра по-кры-лась ино-че-ски-ми оби-те-ля-ми, где неустан-но воз-но-си-лись мо-лит-вы за весь мир к Пре-сто-лу Все-выш-не-го.

Око-ло 953 го-да в чис-ло бра-тии всту-пил юно-ша Ав-ра-амий, ко-то-рый воз-рас-тал под ру-ко-вод-ством свя-то-го Ми-ха-и-ла и при-нял от него по-стриг с име-нем Афа-на-сий. Впо-след-ствии (па-мять 5 июля) сам ос-но-вал зна-ме-ни-тую Афон-скую Лав-ру, пер-вый об-ще-жи-тель-ный мо-на-стырь на Свя-той Го-ре. В по-строй-ке Лав-ры пре-по-доб-но-му Афа-на-сию боль-шую по-мощь ока-зал пле-мян-ник пре-по-доб-но-го Ми-ха-и-ла Ни-ки-фор, впо-след-ствии ви-зан-тий-ский им-пе-ра-тор Ни-ки-фор Фо-ка (963-969), ко-то-рый, на-ве-щая сво-е-го дя-дю, по-зна-ко-мил-ся с ним. По-сле пя-ти-де-ся-ти лет неустан-ных ино-че-ских по-дви-гов пре-по-доб-ный Ми-ха-ил Ма-ле-ин мир-но ото-шел ко Гос-по-ду в 962 г.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!