Информационный женский портал

Психическое состояние ребенка может быть. Как психоэмоциональное развитие ребёнка влияет на его интеллектуальное развитие? Простой, но эффективный тест

Психическое здоровье очень уязвимая тема. Клинические проявления зависят от возраста ребенка и влияния некоторых факторов. Часто, по причине страха за грядущие изменения в собственном раскладе жизни, родители не хотят замечать некоторые проблемы с психикой своего чада.

Многие боятся ловить на себе косые взгляды соседей, чувствовать жалость друзей, менять привычный жизненный порядок. Но ребенок имеет право на квалифицированную своевременную помощь доктора, которая поможет облегчить его состояние, а на ранних стадиях некоторых заболеваний излечить того или иного спектра.

Одним из сложных психических заболеваний является детский . Под этим заболеванием понимается острое состояние малыша или уже подростка, которое проявляется в неправильном восприятии им действительности, его неспособности отличить настоящее от выдуманного, невозможности им реально понимать то, что происходит.

Особенности детских психозов

И у детей диагностируют не так часто как у взрослых и . Нарушения психики бывают разных типов и форм, но как бы расстройство не проявлялось, какие бы симптомы у болезни не были, психоз значительно затрудняет жизнь ребенка и его родителей, мешает корректно мыслить, контролировать действия, строить адекватные параллели по отношению к установившимся общественным нормам.

Для детских психотических отклонений характерны:

Детский психоз имеет разные формы и проявления, потому сложен в диагностике и лечении.

Почему дети подвержены психическим отклонениям

Развитию психических расстройств у малышей способствуют множественные причины. Психиатры выделяют целые группы факторов:

  • генетические;
  • биологические;
  • социопсихические;
  • психологические.

Самым главным провоцирующим фактором является генетическая предрасположенность к . К другим причинам относятся:

  • проблемы с интеллектом ( и(иже) с ней);
  • несовместимость темперамента малыша и родителя;
  • семейные разлады;
  • конфликты между родителями;
  • события, которые оставили психологическую травму;
  • лекарственные препараты, которые могут вызвать психотическое состояние;
  • высокая температура, которая может вызвать или ;

На сегодняшний день все возможные причины не изучены в полной мере, но проведенные исследования подтвердили, что у детей с шизофренией почти всегда присутствуют признаки органических нарушений мозга, а у пациентов с аутизмом часто диагностируют наличие , которая объясняется наследственными причинами или травмами во время родов.

Психозы у детей раннего возраста могут возникать по причине развода родителей.

Группы риска

Таким образом, в зоне риска находятся дети:

  • у которых у одного из родителей были или есть душевные расстройства;
  • которые, воспитываются в семье, где между родителями постоянно возникают конфликты;
  • перенесшие ;
  • перенесшие психологическую травму;
  • у которых кровные родственники имеют психические болезни, при чём, чем ближе степень родства, тем больше риски возникновения болезни.

Разновидности психотических отклонений среди детей

Заболевания детской психики делят по некоторым признакам. В зависимости от возраста выделяют:

  • ранний психоз;
  • поздний психоз.

К первому типу относятся пациенты с грудного (до года), дошкольного (от 2 до 6 лет) и раннего школьного возраста (от 6-8). Ко второму типу относятся пациенты предподросткового (8-11) и подросткового возраста (12-15).

В зависимости от причины развития заболевания психозы могут быть:

В зависимости от типа течения психозы могут быть:

  • , которые возникли вследствие продолжительных психотравм;
  • – возникшие моментально и неожиданно.

Разновидностью психотического отклонения является . В зависимости от характера течения и симптоматики расстройства аффекта бывают:

Симптоматика в зависимости от формы сбоя

Различная симптоматика психических заболеваний оправдана разными формами болезни. Обычными симптомами болезни являются:

  • – кроха видит, слышит, ощущает то, чего на самом деле нет;
  • – человек видит существующую ситуацию в своей неверной интерпретации;
  • пассивность, не инициативность;
  • агрессивность, грубость;
  • синдром навязчивости.
  • отклонения, связанные с мышлением.

Часто у детей и подростков возникает психогенный шок. Реактивный психоз наступает вследствие перенесенной психологической травмы.

Эта форма психоза имеет признаки и симптомы, которые отличает ее от других расстройств психического спектра у детей:

  • причина его в глубоком эмоциональном потрясении;
  • обратимость – симптомы слабеют по предшествию времени;
  • симптомы зависят от характера травмы.

Ранний возраст

В раннем возрасте нарушение психического здоровья проявляется в . Малыш не улыбается, ни каким образом не проявляет радость на лице. До года расстройство выявляется в отсутствии гуления, лепета, похлопывания в ладоши. Кроха не реагирует на предметы, людей, родителей.

Возрастные кризисы, в периоды которых дети наиболее подвержены психическим расстройствам от 3 до 4 лет, с 5 до 7, с 12 до 18 лет.

Психические расстройства раннего периода проявляются в:

  • фрустрации;
  • капризности, непослушании;
  • повышенной утомляемости;
  • раздраженности;
  • дефиците общения;
  • дефиците эмоционального контакта.

Более поздний возраст вплоть до подросткового

Психические проблемы у ребенка 5 лет должны обеспокоить родителей, если малыш теряет уже приобретенные навыки, мало общается, не хочет играть в ролевые игры, не следить за своим внешним видом.

В 7 лет ребенок становится неустойчивым в психике, у него появляется нарушение аппетита, появляются лишние страхи, снижается работоспособность, появляется быстрое переутомление.

В 12-18 лет родителям необходимо обратить внимание на подростка, если у него появляются:

  • резкие перепады настроения;
  • меланхолия, ;
  • агрессивность, конфликтность;
  • , противоречивость;
  • сочетание не сочетаемого: раздражительности с острой застенчивостью, чувствительности с черствостью, желания полной независимости с желанием быть всегда рядом с мамой;
  • шизоидность;
  • отказ от принятых правил;
  • склонность к философии и крайним позициям;
  • непереносимость опеки.

Более болезненные признаки психоза у детей старшего возраста проявляются в:

Диагностические критерии и методы

Не смотря на предложенный перечень признаков психоза наверняка и точно диагностировать его самостоятельно не сможет ни один родитель. Прежде всего, родители должны показать свое чадо психотерапевту. Но даже после первого приема у профессионала говорить о психических расстройствах личности рано. Маленького пациента должны обследовать следующие врачи:

  • невропатолог;
  • логопед;
  • психиатр;
  • доктор, который специализируется на болезнях развития.

Иногда пациента определяют в стационар для обследования и проведения необходимых процедур и анализов.

Оказание профессиональной помощи

Кратковременные припадки психоза у ребенка проходят сразу же после исчезновения их причины. Более тяжелые заболевания требуют длительной терапии, часто в стационарных условиях больницы. Специалисты для лечения детских психозов используют те же препараты, что и для взрослых, только в подходящих дозах.

Лечение психозов и расстройств психотического спектра у детей предполагает:

Если родители смогли выявить сбой психи у своего чада вовремя, то для улучшения состояния обычно достаточно нескольких консультаций с врачом-психиатром, психологом. Но встречаются случаи, которые требуют длительного лечения и нахождения под наблюдением докторов.

Психологический сбой у ребенка, который связан с его физическим состоянием, излечиваются сразу же после исчезновения основного заболевания. Если болезнь была спровоцирована пережитой стрессовой ситуацией, то даже после улучшения состояния малыш требует к себе особого отношения и консультаций психотерапевта.

В крайних случаях при проявлениях сильной агрессии малышу могут прописывать . Но для лечения детей использование тяжелых психотропных препаратов применяется только в крайних случаях.

В большинстве случаев, психозы, перенесенные в детстве, не возвращаются во взрослой жизни при отсутствии провоцирующих ситуаций. Родители выздоравливающих детей должны полностью соблюдать режим дня, не забывать о ежедневных прогулках, сбалансированном питании и, при необходимости, заботиться о приеме препаратов своевременно.

Малыша нельзя оставлять без внимания. При малейших нарушениях его психического состояния необходимо обращаться за помощью к специалисту, который поможет справиться с возникшей проблемой.

Для лечения и избежания последствий для психики ребенка в будущем необходимо соблюдать все рекомендации специалистов.

Каждый родитель, беспокоящийся о психическом здоровье своего ребенка должен помнить:

Любовь и забота — то, что необходимо любому человеку, тем более маленькому и беззащитному.

Возраст ребёнка: 15

Меня беспокоит психологическое состояние моего ребенка

Меня беспокоит психологическое состояние на данный момент моего ребенка. Он ничего не хочет. Пассивен. Грустный. Рассказывал, что учитель на него кричал. Сказал, что в следующий раз ему (учителю) ответит также, как она с ним общается на повышенных тонах. Надеюсь, что это переходный возраст. Очень переживаю за его подавленное состояние. Меня категорически попросил не вмешиваться.

Юлия

Здравствуйте, Юлия.

В период переходного возраста подростки могут сталкиваться с трудностями, которые взрослым кажутся пустяковыми, поэтому, они обесценивают их переживания. Когда это происходит, доверие между двумя людьми теряется. Подросток закрывается, уходит в себя, остается наедине со своими мыслями. Если взрослые не понимают, как общаться с подростком, чтобы добиться от него результатов в учебе или в чем-то другом, ничего не остается, как повысить голос.

Сейчас осень. Окружающее увядание природы может оказывать влияние на эмоциональный фон детей и взрослых, накладываться на личные переживания. Причинами данного состояния также может быть переходный возраст с его особенностями. Поиски себя и своего места в мире, вопросы смысла жизни, выбор профессионального пути, опыт влюбленности и построения взаимоотношений с окружающими людьми. Принятие себя, своих успехов и неудач. Если в какой-то сфере существует нерешенный вопрос, подросток может быть грустным и растерянным, углубившись в свои переживания и размышления.

Можно оказывать поддержку ежедневными радостями. Небольшими, но важными. Любимое блюдо на ужин, улыбка с утра, совместный поход в кино в выходные. Спросите, что бы хотел сам подросток? Что бы порадовало его? Понять друг друга порой гораздо проще, чем кажется. Сейчас важен баланс в сохранении личного пространства ребенка и ваше присутствие и забота в его жизни.

Всего вам доброго.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я - родитель»

Детские рисунки – хороший способ определить психологическое состояние ребенка, который сам еще не может понять и рассказать, что он чувствует. Согласно исследованиям швейцарского психолога Макса Люшера, влияние цвета на человека имеет древние корни.

У человека в процессе развития сложились определенные цветовые ассоциации в теми или иными явлениями - синий цвет ночи, цвет покоя, умиротворения, желтый - цвет солнца, активности, энергии, красный - цвет атаки, зеленый - цвет защиты, обороны.

Рассмотрим общие значения цветов:

  • темно-синий: покой, слияние, объединение, гармония, начало координат, любовь (матери и младенца). Темно-синий - это небо и первичный океан, где зародилась жизнь. Это состояние блаженства еще не родившегося ребенка.
  • темно-зеленый: символ - росток, пробивающийся сквозь асфальт. Воля, целеустремленность, жизнелюбие, решительность, упорство, честолюбие, упрямство.
  • оранжево-красный: символ - огонь, кровь, взрыв. Экспансия, расширение "Я", подчинение окружающей среды, сила, энергия, активность во всех направлениях.
  • лимонно-желтый: символ - расширяющийся луч солнца, изменение, новые горизонты, творчество, гибкость, растворение, отзывчивость на внешние стимулы, всепроникновение, радость.
  • бордовый: слияние красного с синим, искусство, мистичность, необычность, гармония духовности, перерождение, рождение нового, удвоение сущности, хрупкое динамическое равновесие.
  • светло-коричневый (сочетание красного и черного, желтого и черного): тревога, беспокойство, болезнь, неприкаянность, неуверенность, переживание неуютности, физический и психологический дискомфорт, важность соматических ощущений.
  • черный: символ - коллапс, пустота, ночь, уничтожение, является усилителем стоящего рядом цвета - эксцентричность.

Что же может сказать родителем выбор ребенком цвета для своих рисунков?

ЧЕРНЫЙ - стоит насторожиться, если ваш ребенок предпочитает использовать для рисования исключительно черный цвет. Черный - цвет угрозы. Он говорит о том, что ребенок находится в состоянии стресса. Однако не стоит беспокоиться, если ребенок начинает рисунок с черного цвета, а затем добавляет красок, используя другие – яркие цвета и оттенки. Это говорит лишь о том, что он – гармонично развитая личность.

ЖЕЛТЫЙ цвет, по мнению психологов, выбирают творческие детки, дети-мечтатели. Таким детям нередко больше нравится играть с веточками, камнями, тряпочками и песком, нежели с дорогими игрушками. Эти дети самые большие мечтатели, способность мечтать они не утрачивают и во взрослой жизни.

ОРАНЖЕВЫЙ цвет чаще всего выбирают легковозбудимые малыши. Такие детки веселятся, шалят и кричат всегда, везде и без всякой причины. Очень часто оранжевый становится любимым цветом гиперактивных деток, а также детей, которые страдают синдромом дефицита внимания. Однако не пугайтесь раньше времени. Если ваш ребенок предпочитает исключительно оранжевый цвет, это еще не говорит серьезном нарушении. Возможно, у него просто такой период и через некоторое время он начнет рисовать совершенно другими цветами.

РОЗОВЫЙ - розовыми и светло-сиреневыми красками любят рисовать робкие детки. Такие дети нуждаются в постоянной поддержке, для них очень важно мнение окружающих.

ГОЛУБОЙ цвет для своих рисунков выбирают беззаботные дети. Не зря голубой цвет часто преобладает в летних рисунках детей, которые были сделаны на школьных каникулах, когда у ребенка много свободного времени и мало обязанностей.

КРАСНЫЙ - по мнению детских психологов, этот цвет любят открытые и активные дети. Они очень энергичны, напористы, часто ломают игрушки. Кстати, интересный факт – очень многие успешные политики в детстве предпочитали красный и желтый цвета. Возможно, вы воспитываете будущего президента. Вообще красный – это цвет жизни, энергии и здоровья. Очень даже неплохой выбор!

СИНИЙ - а вот синий цвет выбирают детки спокойные, уравновешенные. Такие дети больше любят читать книжки, чем играть в шумные игры. Дети, в рисунках которых преобладает синий цвет, не всегда тихони. Иногда и активный энергичный ребенок вдруг начинает рисовать синие картинки. По мнению психологов, это говорит о том, что в данный момент ребенок просто нуждается в покое, возможно, он просто устал от шумных игр.

ЗЕЛЕНЫЙ - если в рисунках ребенка преобладает зеленый, и особенно темно-зеленый цвет, это должно немного насторожить родителей, так как, по мнению психологов, зеленый выбирают детки, которым не хватает заботы и внимания. Даже если вам кажется, что вы уделяете своему ребенку достаточно внимания, попробуйте проводить с ним больше времени. Развивайте в ребенке открытость к окружающему миру, чтобы он не стал замкнутым. Сине-зеленые тона выбирают дети, которые находятся в напряжении. Возможно, ребенок недавно просто перенес стресс или, может быть, родители слишком строги к малышу и требуют слишком многого – каких-то достижений в спорте или же отличной учебы. Кстати, если говорить о взрослых, а не о детях, то сине-зеленые цвета чаще выбирают чиновники и люди на административных ответственных должностях. Возможно, и на вашем ребенке лежит слишком много ответственности. Предоставьте малышу больше свободы, поощряйте в нем проявление инициативы, чаще хвалите, и ваш ребенок начнет рисовать яркие солнечные картинки!

ФИОЛЕТОВЫЙ цвет редко нравится детям младшего возраста. По наблюдению психологов, этот цвет чаще выбирают дети школьного возраста. Дети, которые предпочитают фиолетовые оттенки другим, чувствительные и ранимы. У них очень богатый внутренний мир.

СЕРЫЙ цвет часто выбирают замкнутые, тихие детки. Таких детей необходимо поддерживать во всех начинаниях. Уделяйте ребенку больше внимания, и его рисунки раскрасятся в яркие цвета.

КОРИЧНЕВЫЙ цвет, по мнению психологов, любят дети, которые живут в своем собственном придуманном мире. Если раньше ребенок предпочитал другие цвета и вдруг внезапно перешел на коричневый, это может говорить о психологических трудностях, недавно перенесенном заболевании, стрессе или проблемах в семье.

Мозг человека необычайно сложно устроенный биологический организм, вернее одна из его составляющих. Потаенные уголки его до сих пор вызывают бурные обсуждения и недоумения, выявляя в ходе проводимых экспериментов всё более и более интересные способности. Изучением психики человека врачи и ученные занимаются уже давно, но вряд ли можно сказать, что дело движется к концу.

Условные и безусловные рефлексы, нормы и отклонения, патологии и аномалии всё это в принципе, проявление активности мозга и психики. И кто мы такие, чтобы считать, что что-то идет не так и пытаться всех уровнять в способностях. Вполне возможно, что «особенные» дети это новый виток развития, ведь их мозгу и психике подвластны такие загадки и ребусы, которые среднестатистический человек вряд ли сможет осилить.

Возвращаясь к психике, хочется отметить, что для удобства, люди договорились разделять психические явления по 3-м факторам:

— сами психические процессы;

— следующие за ними, сложившиеся психические состояния;

— и подмеченные в их результате психические свойства.

Первый подпункт - это самое распространенное и понятное явление, которое мы можем наблюдать практически каждый день. Психические процессы, говоря простым языком, это то, как наша психика реагирует на реальность и происходящие в реальности события. Примером могут послужить такие свойства как ощущения, внимание, мышление, решения, принимаемые в ходе, какой либо ситуации, и выражаются эти процессы разными переживаниями и впечатлениями.

Психическое состояние

Психические состояния менее активное понятие в отличие от психических процессов, так как настрой и состояние видоизменяются не с такой стремительной скоростью и для того чтобы повлиять на него нужны весомые обстоятельства. К примеру, сильные и частые стрессы могут привести к апатии, когда силы и нервы истощатся и реакции замедлятся. Так что, включая защитные механизмы, организм вводит человека в бесстрастное состояния для восстановления затраченных душевных сил и накопления новых эмоций.

Психические свойства, это понятие всеобъемлющее. Оно рассматривает психику индивидуума в целом, подчеркивая его основные характеристики, такие как темперамент, характер, установки.

Исходя из этого, получается, что психика человека зависит от нескольких составляющих, среди которых как влияние генетических особенностей, заложенных родителями, так и влияние особенностей социального строя, в котором индивидуум растет и развивается. Изучая психику человека, ученные пришли к выводу, что эти два понятия являются неразрывными и изучения одного из них в отрыве друг от друга не могут привести к достоверному результату. Ведь обладая заложенной на генном уровне информацией, мы появляемся на свет с одной стороны уже сформировавшейся личностью, чем и можно объяснить поведение детей в грудном возрасте. Одни ведут себя спокойно и не доставляют родителям много хлопот, а другие кричат ночи напролет, потому что их что-то не устраивает или раздражает что-то по своей сути.

Но далее, развиваясь и попадая в социальную среду, психика ребенка претерпевает изменения, он учиться подстраиваться под окружающие его стереотипы, правила поведения и распорядки, постепенно видоизменяя черты своего характера, заложенного природой. Естественно, фундаментальные основы меняются редко, но попадая в конфликтную среду, правила которой противоречат психике индивидуума возможны сбои, которые повлекут за собой болезни и срывы.

И так происходит на каждом этапе становления личности, вне зависимости от возраста. Ученные продолжают изучать, вследствие чего психика видоизменяется и поражается, но результаты до сих пор слишком противоречивы и с трудом поддаются анализу. Так что, пока, наука делает лишь первые неуверенные шаги к разгадке такой тайны как психика человека.

Психические состояния детей. Стресс.

В науке психическое состояние рассматривается как психическое явление, достаточно сложное по структуре, отражающее взаимодействие человека с жизненной средой. Гармоничность и уравновешенность этого взаимодействия являются критериями оценки психического состояния человека. Встречающиеся человеку в жизни трудности могут быть им преодолены, а могут стать сильнее его. Если человек этот факт осознаёт, то он способен выйти из своего субъективного состояния с наименьшими потерями. Таким образом, гармоничным мы можем назвать такое взаимодействие человека с жизненной средой (другими людьми, миром природы и т.д.), при которых сохраняются здоровье человека, его способность к адекватному поведению и деятельности, а также появляются возможности для полноценного личночтного развития. Всё это справедилво и для детей. Тем более важным становится наблюдение за психическим состоянием ребёнка как родителями, так и воспитателями детских садов, учителями в школе.

Психические состояния принято характеризовать как положительные и отрницательные. Раскрывают характеристики состояния такие понятия как активация, тонус, напряжение и стресс.

Активация – активное поведение, желание изменить ситуацию, оптимистическое отношение к проблемам, уверенность в благоприятном исходе.

Тонус – постоянная активность нервных центров, некоторых тканей, органов, обеспечивающая их готовность к действию. В психологии тонус раскрывается как возможность расходывать энергию, стенически реагировать на трудности. Плохая работоспособность, вялость, несобранность говорят о пониженнои тонусе.

Напряжение – состояние, обусловленное ожиданием неприятных событий, сопровождаемое иногда страхом, тревогой, ощущением общего дискомфорта. При этом основной причиной возникающего напряжения часто является неудовлетворённая потребность.

Стресс – интегральный ответ организма на экстремальное воздействие или повышенную нагрузку. Также понятие «стресс» рассматривается как механизм регуляции отношений организма со средой. Стресс может привести к разным заболеваниям организма. В медицине различают активный и пассивный стресс. При активном чаще наблюдаются явления сердечной недостаточности, при пассивном сбои имунной системы.

Нужно помнить, что адаптивные возможности человека очень велики, поэтому многие начальные изменения в организме, возникшие под влиянием стрессовых ситуаций, легко обратимы. Небольшой стресс не оказывает негативного влияния на здоровье человека и часто мобилизует его резервные и творческие возможности. Такой стресс носит название эвстресс и положительно влияет на человека. Дистресс же наоборот производит разрушительные действия в организме.

Кроме того, дети, испытывающие значительный стресс, реагируют на него по-разному. Некоторые маленькие дети могут вернуться к младенческому поведению, такому как держать во рту большой палец или мочиться в постели. Дети постарше демонстрируют признаки депрессии, становятся молчаливыми и замкнутыми, избегают друзей. А другие проявляют стресс в трудном поведении - приступах раздражения или вспышках ярости, которые показывают, что они теряют контроль над собой. Не является чем-то необычным, когда дети под влиянием стресса приобретают нервные привычки или у них возникает судорожный тик: мигание, дерганье, наматывание волос на пальцы или частое глотание.

Чтобы помочь ребенку успешно справиться со стрессом, требуется время и терпение. Родителям и педагогам необходимо научиться хотя бы на элементарном уровне диагностировать стрессовые состояния у детей.

Признаки стрессового состояния у ребёнка:

Подавленное настроение

Плохой сон. Ребёнок с трудом засыпает и беспокойно спит

Усталость после нагрузки, которая раньше давалась легко

Беспричинная обидчивость, часто плачет по ничтожному поводу, или наоборот становится агрессивным.

Рассеяность, забывчивость отсутствие уверенности в себе. Ребёнок в таком состоянии чаще ищет одобрения и поддержки у взрослых, «жмётся» к ним.

Ненаблюдаемые раньше состояния упрамства, кривляние, стремления к одиночеству.

Иногда ребнок постоянно жуёт или сосёт что-то, чего раньше не наблюдалось. Или стойкая потеря аппетита.

Дрожание рук, качание головой, передёргивание плеч, игра с половыми органами, ночное и даже дневное недержание мочи.

Потеря веса, истощение или наоборот симптомы ожирения.

Расстройство памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало активность.

Все эти признаки могут говорить о стрессовом состоянии ребёнка только в том случае, если раньше их не наблюдалось. Не все признаки могут быть явно выражены, но беспокоиться следует даже тогда, когда присутствуют лишь некоторые из них.

Вот некоторые приемы, которые могут оказаться полезными для родителей. НО! Они не заменят работу специалиста! Если вас беспокоит состояние вашего ребёнка, обратитесь к специалистам – психологу и неврологу.

Боремся со стрессом (материал с ссайта med-lib.ru):

Дайте ему время, чтобы все объяснить. Подобно взрослым, дети, находящиеся в состоянии стресса, могут нуждаться в том, чтобы выговориться. Выберите несколько минут перед отходом ко сну и предоставьте ребенку возможность рассказать о том, что его беспокоит. И вам совсем не нужно самой поддерживать этот разговор. Сидите и молчите, просто слушайте, что говорит ребенок - это предпосылка к выражению им своих чувств.

Приготовьте ребенка к неожиданностям. Чем меньше мы знаем о новой ситуации, тем больше мы боимся ее. Поэтому вам следует ознакомить детей с тем, что им предстоит. Например, ребенок, которому будут удалять миндалины, получит пользу от того, что заранее побывает в больнице и точно узнает, что с ним там случится. Ребенок, переезжающий в новый район или начинающий учиться в другой школе, должен получить возможность увидеть свой новый дом или заранее побывать в своей новой школе. Чем больше вы сообщите заранее своему ребенку, тем меньше возможный стресс, который он будет испытывать. Если ребенок начнет сталкиваться с неожиданностями, уровень его обеспокоенности возрастет.

Объясните ребенку, когда что-то случится. Не забывайте, что очень маленькие дети не разбираются во времени так, как это делают взрослые. Ребенок, который боится, что больше никогда не увидит свою маму, может не понять, если вы объясните ему, что мама вернется через три дня из своей деловой поездки. Объясняйте ему такими словами, которые понятны ребенку. Скажите ему: "Мама вернется через три сна". Таким образом он поймет, сколько времени ему придется ждать.

Не требуйте от ребенка только отличного поведения и высоких оценок. Одним из главных факторов, вызывающих стресс в жизни ребенка, могут быть ожидания родителей. Часто приходится снижать эти ожидания, чтобы облегчить состояние ребенка.

Как избавиться от нервного тика. По мнению большинства специалистов, лучший способ помочь ребенку избавиться от нервного тика заключается в том, чтобы не обращать на него внимания. Если вы упомяните об этом, то просто усилите его беспокойство. Нервный тик - это просто способ сообщить вам о внутренних чувствах ребенка. После того, как родители поймут эти чувства, тик часто исчезает. Но что если он не исчезает? В этом случае может понадобиться личная помощь. Нужно внимательно следить за другими симптомами, которые могут сопровождать нервный тик. Изменения в настроении, проблемы с концентрацией внимания, повышенный страх, перемены в уровне активности - все это может стать признаками депрессии и беспокойства. Посоветуйтесь с педиатром или воспитателем в школе, если такие симптомы начнут проявляться. Пусть ваш ребенок останется ребенком. В настоящее время родители больше заняты и они ожидают от детей, что те будут сами заниматься собой и решать свои проблемы без помощи родителей. Часто случается, что от детей ожидают, что они будут вести себя как взрослые, пусть маленькие. Когда они оказываются не в состоянии делать это, у детей не хватает мудрости усомниться в правильности мышления родителей, они смотрят на себя и говорят: "Я не могу сделать это; что же со мной происходит?" Они начинают чувствовать себя ущербными и жизнь представляется им излишне сложной. От детей следует ожидать лишь то, на что они способны при их уровне развития. Дети должны оставаться детьми.

Протяните руку помощи. Неважно, какой это ребенок - малыш ли, только начавший ходить, пытается сдержать приступ раздражения или ребенок, который вот-вот станет юношей, беспокоящийся о том, что ожидает его в неполной средней школе, ваши дети должны знать, что вы - это безопасная гавань, куда они могут вернуться, если с ними что-то случится. Ребенок, уверенный в своих родителях и доверяющий им, знающий, что они придут ему на помощь, если ему станет трудно, лучше других учится овладевать окружающей обстановкой. Чем больше поддерживает его окружение, тем легче для ребенка совершить переход от зависимости к способности функционировать в более независимой обстановке. Но как можете вы прийти на помощь? Малышам и дошкольникам можно в буквальном смысле протянуть руку помощи. Например, ребенок, боящийся темноты или оказавшийся в новом детском саду может захотеть держаться за вашу руку, пока не исчезнет его страх. Скажите ему: "Я знаю, что тебе страшно, но я помогу тебе" и ребенок быстро поймет: нет никаких оснований беспокоиться, говорит доктор Эгелэнд. Общаясь с детьми более старшего возраста, дайте им понять, что вы полагаетесь на них, но что вы всегда готовы прийти на помощь. Скажите: "Я знаю, что у тебя возникли трудности с друзьями, но я не сомневаюсь, что ты сумеешь все уладить. Если я понадоблюсь тебе, я всегда буду здесь".

Расскажите им о своих воспоминаниях. Поделитесь с детьми воспоминаниями о своих взлетах и падениях, и объясните; как вы справились со стрессом. Расскажите ребенку истории о своем детстве, о том, что причиняло вам боль и что вас смущало. Это сделает нормальными его собственные переживания.

Продемонстрируйте свой метод контроля над стрессом. Ничто не действует так хорошо, как демонстрация метода своего собственного управления стрессовыми ситуациями. Когда чей-то автомобиль пересекает дорогу перед вами на забитом машинами шоссе или когда у вас слишком много работы по дому, вы можете наглядно показать своему ребенку, что стресс не нарушает вашего душевного равновесия и не разрушает вашу жизнь. Постарайтесь установить равновесие между источниками стресса и моментами спокойствия и обновления: ходите на прогулки, ешьте хорошую пищу, общайтесь с друзьями и придерживайтесь определенного режима. Когда мы ведем хорошо сбалансированную жизнь, мы все способны легко переносить стресс. А когда мы справляемся таким образом со стрессом, наши дети следуют нашему примеру.

Установите определенные пределы внешкольным занятиям. Ребенок, который записан в излишне большое количество спортивных и других секций, является кандидатом номер один для стресса. Часто дети даже не получают удовольствия от своих внешкольных занятий, и не доставляют удовольствия родителям. Родителям следует отойти в сторону, установив разумные пределы внешкольных занятий, и помочь ребенку заниматься вещами, доставляющими ему удовольствие. Не попадите в такую ловушку: "Мы заплатили много денег за этот кларнет, поэтому тебе придется продолжать музыкальные уроки", а ребенку гораздо больше нравится провести этот час в своей комнате за чтением.

Попробуйте включать воображение. Детей школьного возраста можно научить пользоваться воображением для расслабления. Пусть ребенок сядет или ляжет на удобное для него место. Затем попросите его закрыть глаза, глубоко и ритмично дышать, воображая, что он находится в спокойном и мирном окружении. Желательно обучить их пользоваться "секретным ключом", к которому они могут прибегнуть позднее, когда начинают ощущать стресс. Один восьмилетний ребенок пользовался беззаботным котом Гарфильдом из комикса в качестве ключа к расслаблению. Он носил на своей бейсбольной кепке изображение кота Гарфильда. Всякий раз, когда он испытывал напряжение и беспокойство и хотел расслабиться, он смотрел на изображение Гарфильда, и этот ключ напоминал ему, что нужно сохранять спокойствие.

Укрепите у них чувство уверенности в себе. Люди, уверенные в себе, смотрят на стрессовые ситуации не как на трудность, а как на брошенный им вызов. Помогите своему ребенку обнаружить в себе что-нибудь, что заставит его уважать себя. Поощряйте ребенка, когда он занимается деятельностью, в которой может добиться успеха.Для некоторых детей, особенно тех, кто не обладает хорошей координацией или плохо усваивает информацию, приходится приложить немало усилий, чтобы найти такие занятия, которые они исполняют успешно. Само занятие может быть несложным, важно, чтобы оно ценилось и за успех в нем ребенок получал похвалу родителей. "На тебя можно положиться, поэтому надеюсь, что ты поможешь мне каждый вечер накрывать на стол", - такие слова помогают ребенку обрести уверенность в себе. Когда вы хвалите детей за успехи, это компенсирует их недостатки в тех занятиях, которые они выполняют не так успешно.

Демонстрируйте им свою любовь. Чувство безграничной любви родителей к своему ребенку может защитить его от самых трудных жизненных стрессов. Например, ребенок, который знает что его любят, не так беспокоится о соперничестве - одном из самых главных источников стресса в школе. Примерно после третьего класса дети начинают испытывать этот надвигающийся призрак соревновательного распределения, который гласит: "Ты должен быть хорошим учеником, тебя должны любить другие ученики и ты должен быть принят ими". Тесты или игры иногда рассматриваются как проблемы жизни и смерти, хотя на самом деле все обстоит совсем не так. Детям нужно знать, что родители их любят, вне зависимости от того, насколько успешно они проявляют себя в учебе или на спортивной площадке. Родители могут колоссально уменьшить беспокойство своих детей, просто сказав: "Ты молодец, неважно что случится".

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.eti-deti.ru



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!