Информационный женский портал

Ребёнок не хочет идти в школу: что делать родителям? Что делать, если ребенок заявляет: "Не хочу в школу"

Доброго времени суток, уважаемые родители. Сегодня мы разберемся с вопросом «почему дети не хотят ходить в школу?». Вы можете столкнуться с такой проблемой, отправляя в школьное учреждение первоклашку, а можете и, имея ребенка — подростка. Крайне важно суметь вовремя выявить такое изменение в жизни малыша и не пустить все на самотек, говоря, что ребенок и сам справится со своими сложностями, а первоклашка успеет адаптироваться. Иногда причина нежелания ходить в школу может крыться в серьезных проблемах и своим бездействием, вы только усугубите и без того нелегкую ситуацию.

Причины нежелания

Я помню, как в школе дети насмехались над теми, у кого нет модной одежды, кто ходит в мамином пиджаке, потому что не может купить новый или донашивает вещи за старшим братом. На сегодняшний день над вашим сыном или дочкой могут насмехаться, если у него нет смартфона. Например, моего ребенка этим подкалывают, говорят, что он один такой, хоть мне в это мало верится. Вот только у сына нет данного гаджета не из-за нехватки денег, а из-за плохого зрения и запрета на пребывание перед экраном дольше 30 минут, а позволь ему иметь такой девайс, он же от него не отлипнет. Хорошо хоть Никита это понимает и спокойно воспринимает нападки одноклассников.

  1. Ребенок не справляется со школьной нагрузкой, ему тяжело даются новые знания, в голове каша, не получается учиться.
  2. Причиной нежелания может быть потеря интереса. Так зачастую случается в начальной школе, если учительница не может заинтересовать детей, скучно излагает свой материал.
  3. Давление родителей, ожидание того, что их ребенок «свернет золотые горы», будет самым умным в классе и так далее, зачастую просто отбивает всю охоту, к тому же малыш находится в постоянном напряжении, боится допустить ошибку.
  4. Ребенок может лениться ходить в школу, вставать по утрам. А если родители не сильно контролируют этот процесс, то и вовсе чувствует себя вольно.
  5. У малыша могут появиться плохие друзья, которые начнут его подбивать прогуливать школу.
  6. В подростковом возрасте причиной нежелания посещать школьное учреждение может стать невзаимная влюбленность. Особенно, если предмет обожания посмеялся над вашим ребенком или демонстративно проводит время с другим.
  7. Напряженная психологическая обстановка дома также может вызывать полную апатию и нежелание учиться.

Проблемы первоклассника

  • малыш боится остаться без мамы, особенно, если он до этого не посещал дошкольное учреждение;
  • пугает знакомство с большим количеством незнакомых детей, ведь не все они могут быть дружелюбно настроенными;
  • ребенок попросту не уверен в том, что сможет хорошо учиться, правильно отвечать на уроках;
  • во дворе от друзей, от соседей или от старшего брата, малыш мог слышать негативные высказывания в адрес школы, и теперь у ребенка сформировалось ужасное представление об этом месте.

Что с ними делать

  1. Задача родителей еще до начала учебного года объяснить малышу, что бояться нечего, рассказать, что все детки впервые окажутся в школе и все, как и он волнуются. Малыш должен знать, что в школьных стенах он найдет новых друзей, получит интересные знания.
  2. Побороть страх зачастую помогает совместная покупка принадлежностей для школы. Позвольте ребенку самому выбирать ту канцелярию, тот рюкзак, который ему больше всего нравится. Это позволит малышу чувствовать себя гораздо увереннее.
  3. Хорошей практикой является знакомство со школой, будущим классом и первым учителем на летних каникулах. Пусть малыш заранее увидит, что его скоро ожидает.
  4. Если у вас есть возможность выбирать между несколькими школами (например, возле нас сейчас находится три школы, причем две из них совсем близко) или предоставляется выбор класса, отдайте ребенка туда, куда идут его друзья по детсадовской группе. Для этого необходимо с родителями детей обговорить, кто и куда собрался поступать.
  5. Объясните малышу, что не всегда отрицательный опыт других детей является свидетельством того, что и вашему чаду там будет нелегко или нестерпимо. Пусть поймет, что каждый ребенок сам строит свою жизнь. А, если даже и правда возникнут какие-то трудности, то он с легкостью со всем разберется.
  6. В школе могут проводиться подготовительные занятия. Это так же позволит ребенку заранее познакомится с детьми и учителем, при этом еще не просиживать ежедневно по полдня в школе.
  7. Конечно, желательно, чтоб малыш ранее посещал детский сад и уже имел опыт адаптации в детском коллективе. Читайте также о том, какие .

Как нельзя себя вести

Детские переживания и страхи связанные со школой. Мнения психологов и самих детей.

Сталкиваясь с реальными трудностями в школе родители и дети начинают сомневаться в том, что школьные годы — это лучшее время в жизни. Что делать, если ребенок не хочет идти в школу?

Как научиться общаться с ребенком?

А почему, собственно, ребенок должен хотеть идти в школу? Среди аргументов, которыми родители и другие взрослые пытаются объяснять малышу почему он должен об этом мечтать чаще всего встречаются следующие тезисы:

Все дети ходят в школу. В ответ у ребенка возникает справедливый протест, ведь он личность и в своем юном возрасте уже не желает быть просто элементом «серой массы». Но в глубине его души просыпается и ещё одно чувство — первобытный, заложенный на генетическом уровне страх быть изгнанным из стаи и остаться за бортом жизни. Поэтому эта фраза ничто иное, как запугивание.

Ребенок не хочет ходить в школу и быть «как все»

В школе тебе понравится, я очень любил (любила) ходить в школу. Скорее всего, взрослые не врут, когда так говорят. Но необходимо делать поправку на то, что с годами в памяти стирается всё плохое. И значит, это уже не совсем правдивое суждение



  • Посмотри Машеньке нравится учиться и она получает хорошие отметки. Вдобавок эти слова могут сопровождаться ехидной улыбкой той самой Машеньки
  • Такими фразами взрослые подталкивают ребенка к тому, что он должен участвовать в конкурентной борьбе. Может это и не плохо, но это опять-таки мотивация только для руководствующейся инстинктами, «животной», части личности, никак не связанная с высокими чувствами и стремлениями, которые делают человека человеком
  • В школе интересно, там тебя многому научат. Единственный абсолютно верный тезис, который не идет в разрез с внутренними устремлениями ребенка и соответствует идеям христианской морали и светского гуманизма


Ребенок не хочет идти в школу, причины

  • Причины по которым детям нравится ходить в школу можно вместить в два тезиса: во-первых, там есть общение с другими, близкими по духу детьми, во-вторых, в школе можно получить знания и расширить свой кругозор.

Причин по которым ребенок может постоянно наотрез отказываться идти в школу соответственно тоже две:

  • Проблемы в коллективе. Конфликт может быть с учителем, группой старших ребят или с конкретным одноклассником. Но если ребенок не хочет идти в школу, значит это травмирует его настолько сильно и часто, что положительное общение с другими людьми не позволяет восстановить душевное равновесие


  • Разочарование в школе, как в месте где можно получить знания. С этим рано или поздно сталкивается каждый ребенок, и если первоклашки все поголовно уверены, что в школе их учат чему-то полезному, то дети постарше неизбежно начинают задавать острые вопросы, наподобие: зачем учить наизусть 15 дат из биографии писателя, если завтра они забудутся, или почему учебники новейшей истории так часто переписываются
  • И если ребенок в этот момент ещё не воспринимает школьный аттестат, как необходимую формальность, то он неизбежно теряет интерес к школе, а возможно и вообще начинает её прогуливать


Прогуливание школьных занятий — это весело

Причины, по которым малыши не хотят ходить в школу

Причина первая — ребенок испытывает в школе психологический дискомфорт. Возможно, виною тому внешние факторы: некомпетентность и резкость учителя или выходящее за рамки поведение кого-то из учеников. Бывает так, что один неуправляемый ребенок бьет и обижает целый класс

Иногда причина плохой адаптации в коллективе и в самом ребенке, возможно, его отдали в школу слишком рано и он просто не в состоянии высиживать уроки или он ещё не умеет общаться с другими детьми.



Причина вторая — ребенку в школе скучно. Дети начинают учить буквы и цифры задолго до школы, поэтому в начальных классах чувствуют себя вундеркиндами, попавшими в учреждение для отстающих детей. Они знают и умеют все, о чем рассказывает учитель, на уроках они зевают и скучают.

Но, талантливый преподаватель всегда найдет способы заинтересовать детей грамотной и уникальной подачей нового материала. Поэтому, если есть такая возможность, учите своих детей у умных и талантливых педагогов.



Причина третья — ребенок не в состоянии усвоить школьную программу. Большие проблемы, когда родителей вызывают в школу и заявляют, что их чадо нужно оставить на второй год или перевести в спецшколу часто начинаются с мелочи.

Бывает ли у вас такое, что встречая в тексте незнакомое слово, вы его пропускаете? Когда такое происходит со школьником, он может перестать понимать весь дальнейший материал. Поэтому очень важно вовремя заметить тот самый пробел в знаниях.



Почему ученики средних классов и старшеклассники не хотят ходить в школу?

  • В подростковом возрасте время будто бы ускоряет ход, нужно успеть всё и сразу: влюбиться, нагуляться с друзьями, доказать, что ты уже взрослый, проявить свою индивидуальность, построить планы на будущее
  • Неудивительно, что учеба часто уходит на задний план. К тому же в этом возрасте возможны самые неприятные социальные конфликты. Многие фильмы, которые очень тяжело воспринимаются и надолго запоминаются сняты именно про подростков
  • Всем известный фильм «Чучело», пожалуй, существенно уступает по уровню жестокости и градусу чувств эстонскому фильму «Класс» вышедшему в 2007 году. Среди российских кинолент схожей тематики заслуживают внимания фильмы «Волчок» и «Похороните меня за плинтусом»


Подростковая жестокость — причина по которой не хочется идти в школу

Взрослые часто воспринимают уход подростков в какую-то из субкультур, как невинные шалости. Но это скорее крик о помощи. Философия эмо подразумевает постоянную меланхолию и желание свести счеты с жизнью. Готы носят черное в знак траура по всему миру, который катиться в бездну. Безнадежность и жестокость в текстах рэперов часто соответствует реальному миру, в котором живет подросток.



Что делать если ребенок испытывает в школе напряжение?

Старайтесь утром не поднимать ребенка с постели криками и пинками. От того с каким настроением дети проснутся, зависит их настроение в школе. Разбудить можно и без криков. Будильником может служить любимая песня или любимый мультик.

  • Всегда давайте детям минут 10 на переход ото сна к бодрствованию
  • Кладите детям в школу фрукты и шоколад. Это поможет подзарядиться энергией между уроками
  • После школы не заставляйте сразу же заниматься уроками. Лучше, если они погуляют на улице, а потом возьмутся за домашнее задание


Весело побегать — это важно и полезно

Психодиагностика: почему ребенок не хочет идти в школу?

Поиграйте с малышом в куклы. Если в доме есть много игрушек предложите ребенку выбрать из них себя, маму, папу, учительницу, одноклассников. Чем ярче и позитивнее будет образ игрушек — тем лучше. Выбор игрушек, которые воспринимаются негативно, к примеру зубатого динозавра или колдуньи свидетельствует о негативном отношении ребенка к человеку, которого эта игрушка символизирует.

Поговорите с ребенком. Определить, насколько сильно он травмирован школьными занятиями можно так — выберите время когда ваш сын или дочь весел и спокойно играет и не повышая голоса скажите: «Завтра нужно идти в школу». Проследите за реакцией. Возможно, увлекшись игрой он просто не обратит внимание на ваши слова, возможно он захнычет: «Опять эта школа!». И самым грустным вариантом будет такой — ребенок испугается и начнет плакать.



SOS — ребенок плачет

Слезы ребенка являются выражением крайней степени горя, недовольства и обиды. Иногда родители просто не обращают внимания на плачущего ребенка. И это с одной стороны правильно потому, что плач может быть методом манипуляции самими детьми своими родителями и, с другой стороны, неправильно потому, что он может быть криком о помощи. Бывает, что дети сами уходят от разговоров на тему школы и нежелания туда ходить. В таком случае вам самим нужно будет искать причину такого поведения.



Как понять, что происходит с ребенком?

Возможно, в школе ребенок испытывает негативные эмоции? Такие как обида, страх, гнев, печаль, тоска? Вы, может быть, усомнитесь, что маленький ребенок вообще может переживать такие эмоции переживать.

Может, и еще как, может. Поэтому первое, что должен сделать родитель, который хочет разобраться в ситуации — отбросить все свои прежние представления и постараться взглянуть на вещи по-новому.



Иногда, дети в школе становятся объектами настоящего террора, как со стороны учителей, так и со стороны детей. Невозможно объяснить причину, по которой тот или другой ребенок становится козлом отпущения в классе.

Почему дети сбиваются в стайки начинают терроризировать других детей? Мир подростков более жесток, чем мир взрослых. У школьников нет свободы выбирать ходить в школу или нет, возможно, если бы вы сталкивались на работе с такими же проблемами, то вы бы уже давно её сменили.

Но у детей, без поддержки взрослых, нет такой возможности, поэтому у них есть что-то общее с заключенными, отсюда и жестокие правила выживания в коллективе.



Как устранить причину, почему ребенок не хочет в школу?

Научите ребенка защищаться. Причина террора в школе, возможно, спрятана на генетическом уровне и заложена в формулу «побеждает сильнейший». А возможно она и в неправильном воспитании детей.

Потому, что стараясь научить детей буквам и счету, родители упускают такой предмет как доброта, умение сопереживать и сострадать чужой боли. А что делать, если ваш добрый и сострадательный ребенок попал в коллектив, где обижают как раз за такие качества души? Учить его быть злым и наращивать кулаки?

Наверное, учить быть злым и бездушным не нужно, а насчет умения дать отпор обидчикам как раз можно подумать. Потому, что начиная с юных лет человек должен уметь постоять не только за себя, но еще и за более слабого.



Помогите найти новых друзей. Еще один вариант выхода из подобной ситуации — посещение ребенком всевозможных кружков и секций. Это важно потому, что попадая в новый дружелюбный коллектив ребенок начинает понимать, что есть места, в которых, общаясь с ровесниками, он может чувствовать себя комфортно.

Комфортному общению будет способствовать и увлечение каким-либо занятием. Абсолютно нет разницы, каким будет это увлечение. Пение, музыка, танцы, шитье мягких игрушек, спортивные секции нужны ребенку не только для развития полезных навыков, но и для обучения общению со сверстниками.



Танцы — это красиво и полезно

Психологическая защита. Научите ребенка отвечать на негативные выпады окружающих так, чтобы максимально сгладить конфликт. Существует психологическая теория трансактного анализа, которая поможет разложить по полочкам любой диалог и выбрать наиболее верную реакцию на реплику собеседника. Книга М. Литвака «Психологическое айкидо», наверное, подойдет для ребенка лучше всего, так как в ней мало страниц и много конкретных примеров.

Для того, что бы быть в курсе происходящего с вашим ребенком, нужно постоянное общение с ним. Важно не просто спросить у детей: «Как там в дела в школе?» и тут же убежать на кухню, а отвести этому занятию полчаса или час.

Важно самим родителям научиться быть другом для своих детей. Другом, которому не страшно и не стыдно рассказать о всех накопившихся в школе обидах. Другом, который все поймет, все простит, все подскажет и который всегда любит.



Понимать друг друга — это важно

Видео: Психолог рассказывает о внутренней мотивации к учебе

Видео: Мнение детей о школе

Вопрос: Ребёнок не хочет учиться, боится и не хочет идти в школу. Что делать родителям?

Попробуем вместе с вами найти ответы на эти вопросы.

Школа с первых дней ставит перед ребёнком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряжённости, сомнений, неуверенности в собственных силах.

Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к неутешительным результатам: ребёнок становится невнимательным, недисциплинированным, рассеянным, безразличным к выполнению учебных задач, быстро утомляется, отстаёт в учёбе, и просто не хочет идти в школу. Могут ли родители как-то помочь ему избежать этого, преодолеть сложный путь «дошкольник — школьник» без особых потрясений и лишних психологических травм?

Сегодня распространено мнение, что проблема современных детей — это отсутствие основополагающего вектора, цели в жизни, стремление получить всё и сразу. Но так ли это? Может, дело не в том, что они мало знают про то, каким должен быть «настоящий человек», не участвуют в общественной жизни, большую часть своего свободного времени проводят за компьютером или у телевизора?

За последние 20 лет наша страна претерпела такие глубокие и серьёзные изменения, что это не могло не коснуться школы. Совсем недавно реформы пришли и в школу. Главной в воспитании детей стала семья, ответственность за поведение и отношение ребёнка к учебному процессу теперь полностью легла на плечи родителей, и это совершенно естественно — задача учителя дать необходимый объём информации, а наша, родительская, задача — помочь своим детям воспринять новые знания. Школа перестала быть главным звеном в процессе воспитания ребёнка, и это надо принять как должное. Мы остались один на один с проблемами наших детей. Так давайте учиться понимать их, не надеясь на помощь со стороны. Воспитание наших детей — исключительно наша личная ответственность.

Почему дети не хотят учиться?

Первое сентября для дошкольника, переступающего порог школы, это не только новый ранец, большой красивый букет цветов и новые друзья, это ещё и достаточно серьёзное испытание, предлагаемое ему жизнью.

Физические и психологические нагрузки, которые ложатся на первоклассника, едва ли не тяжелее тех, которые испытывают выпускники одиннадцатых классов. Нередко даже у хорошо подготовленных детей, посещавших детский сад и уже имеющих начальные навыки общения, возникают трудности.

Первый год обучения в школе — чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребёнка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену подвижным детсадовским играм приходят ежедневные учебные занятия. Причём не очень понятные занятия.

Одна первоклассница с гордостью рассказывала о том, как она ходит в школу для того, чтобы стать хорошей ученицей. Она очень внимательно слушает учительницу, не разговаривает с соседом по парте, учит буквы, но только в детском саду ей нравилось больше, потому что там было интереснее, а ещё воспитатели её любили и разрешали бегать.

Первокласснику очень трудно понять, зачем он пришёл в школу, ему надо не только перестроиться из послушного ребёнка в хорошего ученика, но и осознать, что главное — это не умение «не шуметь», «не драться», а получение знаний. Происходит определённая подмена понятий «учиться» и «хорошо себя вести». На первый взгляд, в этом ничего страшного нет — ученик внимательно слушает, не отвлекается на уроках, соответственно, и знания придут. Но это не так. Ребёнок переживает эмоциональный дискомфорт из-за неопределённости представлений о требовании учителя, ему непонятна сама задача обучения. Он читает, решает примеры, аккуратно пишет вовсе не потому, что это необходимо для его собственного развития, просто за это его похвалят. А если ему не хочется, чтобы его хвалили, если ему хочется играть со своей любимой куклой или катать машинки? Тогда начинается протест. Обычно он выражается в нежелании идти в школу, в придирках к одежде, слезах без повода. Дети не всегда могут объяснить свои переживания, поэтому и закатывают бессмысленные истерики по поводу платья, в котором они не пойдут в школу, того, что их рано разбудили, и каша на завтрак невкусная.

Одна из учениц на вопрос учительницы: «Наташа, ты почему сегодня такая грустная? Тебя кто-то обидел?», неизменно отвечала: «Мне мама запрещает ходить в школу в кроссовках». Однажды учительница, встретившись с её мамой, приняли совместное решение позволить девочке прийти на уроки в кроссовках (хотя, конечно же, красивое тёмно-синее платье лучше смотрится с туфельками). Но, получив разрешение носить кроссовки, Наташа на следующий же день заявила, что она всегда хотела ходить в школу только в сапогах.

И это вовсе не капризы. Это протест, выраженный доступным ребёнку способом. В такой ситуации, прежде чем запрещать ребёнку носить кроссовки, я посоветовала бы родителям аккуратно расспросить его о том, чем он занимается в школе и как к нему относятся товарищи по классу. Удобнее всего это делать в якобы случайно возникшей беседе, и ни в коем случае не спрашивать «в лоб»: «Что ты делала в школе? А ребята тебя не обижают?»

Даже если и обижают, мало кто в этом признается — это же не детский сад, «школьники не кляузничают родителям». Вашему ребёнку легче промолчать, чем выставить себя в роли ябеды или неудачника. Поэтому подобные беседы лучше всего начинать издалека, случайно вспомнив о ком-то из одноклассников или событии, в котором принимал участие класс. Никогда не торопитесь, имейте терпение и, возможно, узнаете больше, чем намеревались. Поспешите — ребёнок закроется и в следующий раз будет осторожнее вступать в диалог.

Итак, мы выяснили, что школа с первых дней ставит перед ребёнком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Как же помочь ему осознать необходимость «труда ради самого себя»? Конечно, можно поговорить с ним о будущем, рассказать о тех, кто плохо учился и не поступил в институт. Это очень полезная информация, особенно для первоклассника, для которого «институт» и «космос» — одинаково далеки, а может космос даже и поближе будет. Любые разговоры на тему счастливого будущего в этом возрасте бессмысленны! Дети живут настоящим. Естественно, они мечтают, но, уверяю вас, вовсе не о том, как они станут врачами или известными математиками, для них будущая карьера — это средство приобретения новой игрушки или возможности сходить в парк на аттракционы. И как тогда объяснить маленькому человеку важность посещения школы, убедить его в необходимости полного и окончательного расставания с «детсадовскими» представлениями о занятиях?

Не забывайте, пожалуйста, что, несмотря на новый статус, ваш ребёнок ещё мал, не стоит рассказывать ему о будущем поступлении в институт или о том, как он станет «дворником». Постарайтесь обойтись простыми примерами и мотивами: «Это так хорошо многое знать! Как же мы поедем летом отдыхать в Египет, когда ты не научился писать название этой страны красиво?» и т. д. Новая социальная ситуация развития требует от ребёнка особой деятельности — учебной.

Когда ребёнок приходит в школу, учебной деятельности как таковой ещё нет, никто не занимается решением сложных математических задач, уроки имеют больше ознакомительный характер, нежели научный, многие из них выстроены в виде дидактических игр. Поэтому можно говорить об учебной деятельности как о способе формирования умения и желания учиться. Это особая специфическая задача младшего школьного возраста. К сожалению, ребёнок осознать этой специфики не может, деятельность, предлагаемая ему в школе, никак не соответствует его личному желанию, ему требуется конкретика, которую он может оценить сам и рассказать о ней родителям. В детском саду ему достаточно чётко объясняли: ведёшь себя хорошо — молодец, убрал кровать после дневного сна — молодец! На прогулке не убежал — совсем молодец! В школе такого нет, тем более в первом классе, когда оценок не ставят, а ты бесконечно выписываешь какие-то палочки в тетради, или рисуешь ёлочки на математике, или слушаешь книгу, которую читает учитель. Как ему, бедному, узнать — молодец он или нет! И тогда он идёт к учителю. И всё бы ничего, если бы он в классе один учился, а то ведь помимо него ещё 29 человек ждут оценки собственных трудовложений.

Один второклассник на вопрос: «Как дела в школе?» отвечал: «Не знаю». И он не обманывал, он искренне не знал, как его дела: его, кажется, не ругают, кажется, не хвалят, а, если и хвалят, то за абсолютно непонятную ему деятельность. А всякая непонятная деятельность приводит к «мозговому затишью».

Особенность обучения в школе — получение научных знаний. Только в школе, где основную часть деятельности составляет получение научных знаний, созданы особенные условия для исключительно интеллектуальной деятельности.

В семье, во дворе во время прогулки, в игре маленький человек обретает житейские понятия, в стенах же школы его задача — усвоение теоретических и практических первых научных знаний и умений. На протяжении всех лет обучения в школе, ребёнка учат учиться, но в начальной школе, когда этот вид учебной деятельности складывается и формируется, эта задача является ведущей.

Но только как объяснить ребёнку, что «рисование морковок» — путь в будущую науку? Многие родители считают, что детям ничего особенно объяснять не надо: «Он должен делать уроки! Он обязан!», есть ещё один замечательный аргумент: «Это теперь твоя работа, ты должен учиться! А если будешь получать плохие оценки, я тебе ничего больше никогда не куплю». А вдруг ребёнок станет плохо учиться, и вовсе не потому что не хочет, а не может, не способен воспринимать материал в заданном темпе или где-то что-то упустил, а догнать самостоятельно не может? Такое тоже часто случается. Очень важно не пропустить тот момент, когда ребёнок перестаёт понимать учебный материал, когда выполнение совершенно элементарного, по вашему мнению, задания для него превращается в проблему. Не обязательно, что это произойдёт в первые дни обучения или даже в первый год, но однажды вы так или иначе столкнётесь с этим. Как же вести себя с ребёнком в подобной ситуации?

МОСКВА, 20 ноя — РИА Новости. Около половины российских учеников не хотят учиться в школе из-за неприязни к учителю, рассказал РИА Новости президент Ассоциации детских психологов и психиатров России Александр Кузнецов. С какими трудностями сталкиваются школьники, как вернуть ребенку мотивацию к обучению и привить самостоятельность, рассказали РИА Новости эксперты накануне Дня ребенка, который отмечается 20 ноября.

Мам, а выходные скоро?

Мама второклассника, учащегося подмосковной средней школы, Мария Ремпель не ожидала, что у ее восьмилетнего сына Марка могут возникнуть проблемы с учебой. Сама она училась в школе на "отлично", Марк же пока не может похвастаться такими успехами. Первую четверть второго учебного года мальчик окончил с одной тройкой по русскому языку.

"Он так не любит школу, что каждый день спрашивает меня, когда же будут выходные", — рассказала Ремпель РИА Новости.

По мнению родительницы, у сына нет желания учиться, потому что школьный учитель не смог его заинтересовать. "Раньше мы приходили в школу учиться, а сейчас приходим показать, чему научились дома с родителями", — сказала она.

Кроме того, по словам Ремпель, в школьных учебниках много сложных и странных заданий, решить которые может даже не каждый взрослый человек. "И родителям второклассника приходится решать задачи коллективным разумом на специальных форумах в интернете или по телефону", — отметила Ремпель. В итоге получается, что выполнением домашней работы больше озабочены не дети, а сами родители.

Учиться, учиться, учиться

Нежелание ребенка любого возраста ходить в школу — это самозащита от большой нагрузки, считает учитель русского языка и литературы, заслуженный учитель РФ Инна Голенок.

"Получается, что ребенку неудобно, некомфортно от того, что он не делает, а когда он начинает все делать, то ему тоже некомфортно, потому что устает", — пояснила она.

Голенок отметила, что загруженность учителей, связанная с недостатками базового планирования, проецируется на учеников. "Программа сделана так, что на предмет выделяется иногда один час в неделю. А один час в неделю по всем психологическим правилам вообще не должен быть: знания не закрепляются, нет повторения, отсюда большая нагрузка", — считает учитель.

Директор физико-математического лицея N 239 в Санкт-Петербурге, победитель Всероссийского конкурса "Директор школы-2012" Максим Пратусевич согласен с тем, что программа у современных школьников непростая. Вместе с тем, он считает лень главной причиной нежелания учиться в школе.

"Мало времени и работать надо, а работать нынче не очень принято. Дети не приучены к работе. Говорят, учиться надо весело, чтоб хорошо учиться, а это не так. Учеба — это напряженный труд. Мы же учимся для жизни, а в жизни надо напряженно трудиться, уметь это делать", — сказал Пратусевич.

Чему учат в школе?

Детские психологи уверены, что ключевую роль в отношении ребенка к школе играет первый учитель, который должен мотивировать ребенка учиться. Президент Ассоциации детских психологов и психиатров Александр Кузнецов рассказал РИА Новости, что школам в России всегда не хватало индивидуального подхода к каждому ученику.

"Школа ориентирована на среднего ученика, поэтому ни о какой индивидуальности речи быть не может. Доказано, что сильные ученики спускаются до уровня средних через два-три класса", — сказал Кузнецов.

По его словам, часто ребенок не хочет ходить в школу именно из-за того, что не любит своего учителя. Или ребенок ходит в школу не за знаниями, а чтобы просто пообщаться и покрасоваться перед сверстниками. "Мы не любим предмет, учителя по которому мы не любим. Из нашей практики, примерно 50% детей в начальной школе, когда их спрашивают об учителе, отвечают, что учитель им не нравится", — отметил психолог.

По словам Кузнецова, если родители хотят, чтобы у ребенка не было проблем с обучением в школе, они должны сохранить главное — мотивацию ребенка к обучению. "И не за счет того, что учеба — это труд, это глупость большая, а наоборот, объяснять, что учеба — это интересно всегда. Нужно искать способы, как не убить естественное природное любопытство ребенка к знаниям", — заметил он.

Правильная помощь

Психолог дал несколько практических советов родителям, которые не могут заставить ребенка учиться в школе. Прежде всего, родители должны выяснить, нравится ли ребенку учитель. "Если ребенку учитель не нравится, смените учителя. Это может быть учитель в соседней школе. Не надо привязываться к школе только потому, что она ближайшая к дому", — рекомендует Кузнецов.

Если не удается найти хорошего учителя, можно перевести ребенка на домашнее обучение. "По новому закону об образовании это можно сделать очень просто: приходишь в школу, пишешь заявление и все. Потом только нужно будет сдавать контрольные", — пояснил психолог, отметив, что его дети, например, уже давно постигают школьную программу в домашних условиях.

Обучение дома экономит много времени и воспитывает у ребенка самостоятельность. "Если ребенок умеет читать, он может самостоятельно изучить тему. Если у него есть вопрос, он может спросить родителей или посмотреть многочисленные видеоуроки в интернете", — сказал Кузнецов.

Еще один совет — назначить ребенку призы, чтобы у него была мотивация в полном объеме и самостоятельно выполнить домашнюю работу. Например, дети могут зарабатывать право двадцать минут заниматься познавательными приложениями на планшете после восьми вечера. Впоследствии ребенок привыкнет к определенному ходу событий, к ритуалу и начнет делать уроки самостоятельно.

"Родители не понимают, каким образом можно помочь ребенку делать уроки. Они не могут заставить ребенка оторваться от компьютера и по пять часов делают за них уроки. В результате ребенок привыкает и говорит: "Мам, уже поздно, а ты не могла бы за меня физику сделать?!" У ребенка формируется такое отношение, что мама все равно меня не отпустит, пока я уроки не сделаю, а поскольку ей тоже надо идти спать, она в конечном итоге все за меня сделает, мне только надо побольше тупить и поменьше делать", — пояснил Кузнецов.

Психолог отметил, что примерно у 20% детей имеется синдром дефицита внимания. "Поэтому еще один совет: детей нужно учить отдыхать и разбивать сложные задания на мелкие. Чтобы у ребенка не было ощущения, что он сидит за уроками до посинения", — сказал он. Для контроля времени труда и отдыха можно использовать таймер для готовки или песочные часы.

В младших классах обязательно нужно приучать ребенка к чтению. "Прививая любовь к чтению, вы застрахуетесь от большинства проблем в образовании", — считает психолог. Простейший способ научить ребенка любить книги — проявлять интерес к тому, что ребенок читает вам вслух. "У нас обычно очень мало времени, чтобы слышать ребенка. Когда ребенка слушаешь, ему очень нравится читать взрослому, особенно если взрослый искренне интересуется", — добавил Кузнецов.

Иногда важно купить учебники за предыдущий класс и провести диагностику и определить тот уровень, с которым ребенок справляется на "отлично". "И сказать ребенку: все, дома мы начинаем учиться с этого уровня. Нужно догнать программу, чтобы человек встал на твердую почву и чувствовал себя уверенно в классе", — сказал психолог.

Но самое главное правило, о котором должны помнить родители — никогда не говорить ребенку, что он глупый, и не раздражайться, если он что-то не понимает. "Если вы раздражаетесь, значит, вы ставите завышенные цели. Спуститесь ниже. И обязательно поощряйте самостоятельность ребенка", — заключил Кузнецов.

Как выяснить, почему ребенок не хочет ходить в школу? Может быть, причина в школьном учителе? Или ребенка обижает кто-то из детей? Или ему не нравится сидеть за той партой, куда его посадили? В любом случае, причину нужно искать, наблюдая за ребенком, общаясь с учителями, – только так можно найти правильный путь решения проблемы.

Дочка пошла в первый класс, причем очень хотела в школу, готовилась с удовольствием. Но прошло совсем немного времени, и желание идти в класс не просто уменьшилось… оно исчезло совсем! Теперь каждое утром мы уговариваем ребенка идти в школу, а дочь говорит, что хотела бы вернуться в детский сад, где ей было хорошо. Как поступить в такой ситуации?

Не всегда поход в школу начинается гладко, и родители очень расстраиваются из-за того, что их надежды на беспроблемный старт не оправдались. В самом деле, как же так – ребенок к школе готовился, тестирование прошел и, самое главное, сам говорил о том, что в садике ему надоело, а в школу очень хочется. Наступило долгожданное первое сентября. Цветы, нарядная форма, фотографии… И вдруг слезы малыша, его нежелание не только просыпаться по утрам, но и вообще идти в школу. Как же выяснить, почему ребенок не хочет ходить в школу? Может быть, причина в школьном учителе? Или ребенка обижает кто-то из детей? Или ему не нравится сидеть за той партой, куда его посадили? В любом случае, причину нужно искать, наблюдая за ребенком, общаясь с учителями, – только так можно найти правильный путь решения проблемы.

Как проявляется нежелание ходить в школу?

В подобной истории большое значение имеет то, в каком возрасте ребенок отправился в первый класс. И если малыш пошел в школу в шесть лет или даже чуть раньше, то очень может быть, что он готов к школе интеллектуально, но вот его социальная готовность еще недостаточна для похода в школу. Это значит, что ему пока еще сложно принять роль ученика, строить новые взаимоотношения, жить по новым правилам.

Будет нелишним поинтересоваться у малыша еще до начала учебы в школе, что именно стоит для него за словами «хочу в школу», ведь, как правило, информация, которую получил ребенок, бывает очень односторонней. Например, малыш может знать, что «в школе трудно», или «в школе интересно», или «в школе много переменок, когда все дети играют вместе», или «там будет добрая учительница». Представьте себе состояние ребенка, когда его радужные ожидания вдруг не оправдываются.

Отказ ребенка ходить в школу может быть как явным, так и скрытым. Совсем не обязательно, что малыш каждое утро будет начинать скандалом. Он может идти в класс, но при этом отказываться делать уроки или отвечать у доски, общаться с одноклассниками или участвовать в жизни класса.

История из жизни

Прошло три недели с начала учебного года. Все психологи говорят и пишут, что ребенок должен адаптироваться к школе первые 2-3 месяца. Наш как раз быстро адаптировался, все вроде бы нравилось, и вдруг в какой-то из дней забастовал, категорически сказал: «Не пойду!» Никакие уговоры не помогли, и мы остались дома. Ругали, конечно, рассказывали, что учеба – это работа и т. д. В итоге со слезами через неделю отвели в класс, и вот теперь сомневаемся, правильно ли поступили. Учительница придерживается той позиции, что потакать ребенку не надо, пусть ходит в школу как все, что ничего особенного не происходит, и считает, что сын просто пытается нами командовать. Но мне почему-то кажется, что у такого поведения есть какая-то серьезная причина.

Почему ребенок отказывается ходить в школу?

Причин детских «отказов от школы» может быть немало. Например, все дети в классе быстро сдружились, а вашего ребенка отчего-то не принимают в игры или начинают дразнить. И совсем не важно, что в детском саду у малыша не было проблем в общении, ведь сейчас обстоятельства сложились так, а не иначе.

Возможно, ребенок действительно испугался учительницы. Так бывает даже в тех случаях, когда учительница не особо строга, вовсе не кричит на детей и вообще человек душевный. Но она может быть совсем не похожа на воспитательницу в детском саду или маму (няню). У нее может быть от природы или профессионально выработанный слишком громкий голос. Она может быть чересчур требовательной или просто строгой, что и понятно, потому что большинство учителей начальных классов обладают именно этими качествами.

Ситуация, когда ожидания ребенка от школы не оправдались, встречается довольно часто. Причем провоцируют ее сами родители. Чтобы заставить или просто примирить ребенка с походом в школу, мамы и папы обычно рассказывают о школе много положительного и интересного. На деле же ребенок сталкивается с первыми трудностями: непривычная обстановка, освоение новых, далеко не простых навыков счета, чтения и письма. Новый режим дня, к которому ребенок совсем не привык, долгое сидение на уроках и очень короткие переменки, вызов к доске, где малыш чувствует себя неуютно – все это в комплексе и создает негативное настроение и неприятие школы. «Ты должен, это твоя работа», «плохие отметки получать нельзя», «принесешь отметку ниже…, не получишь подарок» (не пойдешь гулять и т. д.)» – наши слова тоже не вселяют в ребенка радость и уверенность в завтрашнем дне.

Это важно!

Иногда в школу не хотят идти малыши, которые очень скучают там без родителей. Причиной отказа может быть и чрезмерная нагрузка, которую ребенок не готов выдерживать слишком долго.

Встречаются такие школы, где обижают малышей. Конечно же, учителя вам скажут, что это не так, но своеобразная «дедовщина», к сожалению, характерна для некоторых школ. Поэтому ребенок может бояться пожаловаться, потому что обидчики пригрозили: «Будешь жаловаться – будет еще хуже». У ребенка могут отбирать деньги, бить или заставлять делать что-то унизительное. Тут уж причина будет в переживаниях ребенка, которому не под силу справиться с более взрослыми школьниками.

Чего не стоит делать, если ребенок не хочет ходить в школу?

— Не нужно «пытать» ребенка, стараясь немедленно выяснить причину, ведь она вряд ли лежит на поверхности.

— Не стоит просто отмахиваться от ребенка, считая такое поведение простым капризом «на ровном месте». Как правило, слова «не хочу в школу» дети произносят вовсе не от лени.

— Ругать ребенка тоже неправильно, ведь дети редко прибегают к такому поведению, чтобы просто манипулировать нами от нечего делать. Если вы не задумаетесь над словами ребенка, не постараетесь разобраться в причинах, то следующий шаг – это «уход в болезнь», когда малыш будет жаловаться на плохое самочувствие, и вы все равно не поведете его в школу.

— Не тащите малыша в школу насильно. Поймите, что если уж дело дошло до такой крайности, то вам стоит всерьез заняться проблемой.

— Пытаясь разобраться в ситуации, не нужно основываться только на точке зрения учителей. Мнение ребенка для вас должно быть главным.

Что делать если ребенок отказывается идти в школу?

Поймите всю серьезность проблемы. Ведь если малыш и дальше будет отказываться ходить в школу, то вам придется забрать его оттуда, а что делать дальше? Снова отправляться в садик? Менять школу, сидеть дома, нанимать репетиторов? Для начала аккуратно расспросите ребенка. Вы можете задать ему следующие вопросы.

  • Какой урок в школе самый интересный?
  • Есть ли уроки, которые тебе не нравятся
  • С кем из детей ты успел подружиться?
  • Нравится ли тебе твоя учительница?
  • Часто ли она тебя хвалит?
  • Часто ли тебя вызывают к доске?
  • Как ты себя при этом чувствуешь?
  • Что в школе есть интересного, кроме уроков?
  • Любишь ли ты переменки?
  • Вкусно ли в школе кормят?
  • Легко ли тебе выполнять домашние задания?

— Пообщайтесь с родителями одноклассников вашего ребенка. Возможно, эта проблема есть не только у вас, или другие дети рассказывают дома что-то такое, чего не рассказал ваш ребенок.

— Пообщайтесь с учительницей. стройте так, чтобы ни в коем случае не нанести вреда своему малышу. Ведь если вы скажете учительнице, что ребенок не хочет идти в школу, вы можете вызвать у нее негативные , и в итоге она может сорваться на ребенке, упрекая его.

— Если ситуация не прояснилась, посидите на нескольких уроках или посмотрите видеозаписи занятий, если таковые имеются. Возможно, вы сможете увидеть проблему именно там. Незаметно понаблюдайте за тем, как ведет себя ребенок в ваше отсутствие. Придите раньше, чтобы увидеть малыша на переменке или на прогулке.

— Если вы заметили, что ребенок затрудняется в выполнении домашних заданий, то какое-то время обязательно помогайте малышу, стараясь не подменять его действия своими, но оказывать разумную поддержку, ободрять малыша и объяснять то, что непонятно.

— Если вы считаете, что проблема заключается в том, что дети не хотят общаться с вашим малышом, то есть он пока не нашел себе друзей, то попробуйте сделать сразу несколько эффективных шагов: пообщаться с учительницей, попросить ее, например, пересадить малыша за другую парту – к тому ребенку, который пользуется популярностью. Поинтересуйтесь, в чем, по мнению учительницы, причина такого отвержения. Можете сделать вместе с малышом что-то интересное, что заинтересует его одноклассников и поднимет рейтинг ребенка. Например, один из родителей организовал воскресную прогулку на велосипедах, а другой, будучи альпинистом, повел детей в поход, чем невероятно заинтересовал одноклассников своего сына. Таким образом папы помогли своим детям изменить их статус в классе и стать если не героями, то уж, по крайней мере, теми людьми, с которыми все захотели общаться.

— Иногда полезно сделать паузу, то есть действительно несколько дней малыш может не посещать школу. Лучше, если это будет время за неделю перед каникулами или, наоборот, после них. Ведь причина нежелания может объясняться усталостью ребенка.

— Не торопитесь забирать ребенка из школы. Возможно, через несколько дней проблема исчезнет сама собой.

— Помните, что месяц и даже три месяца, не очень большой срок для того, чтобы ребенок привык к школе и своей новой жизни. Поэтому наберитесь терпения и помогите малышу справиться с возникшими трудностями, если видите, что ему самому это еще не под силу.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!