Информационный женский портал

Речные навигационные знаки. Береговые навигационные знаки судоходной обстановки. Предупреждающие и предписывающие знаки

Система МАМС предусматривает деление Мирового океана на два региона - А и Б.
Система плавучего ограждения МАМС в целом едина для обоих регионов. Разделение на регионы А и Б вызвано только различием в окраске латеральных знаков и цвете их огней. По системе МАМС в регионе А красный цвет знаков и
огней принят для ограждения левой стороны фарватеров и каналов, а зеленый для ограждения правой стороны.
Каждый тип знаков имеет соответствующую окраску, вид топовой фигуры и характер огня, дающие возможность надежного опознавания знаков в дневное и ночное время. Форма и конструкция знаков системы могут быть различными. Наиболее распространенные для буев - сигарообразная и столбовидная. Светящие и несветящие буи могут оснащаться радиолокационными отражателями, маяками-ответчиками, ревунами и другими средствами, о чем объявляется в навигационных пособиях.
Красный цвет окраски плавучих предостерегательных знаков с левой стороны фарватера.
Зеленый цвет- с правой стороны.
В морских водах Российской Федерации, а также во внутренних водах -озерах Ладожском, Онежском ограждение навигационных опасностей, фарватеров и каналов осуществляется по системе МАМС, регион А. Ограждающими знаками являются светящие и несветящие буи, вехи, а в отдельных случаях и стационарные знаки на гидротехническом основании.
В водах Российской Федерации каждому типу знаков плавучего ограждения соответствует только один, присвоенный ему характер огня.
Использование топовых фигур на светящих и несветящих буях системы МАМС в водах России обязательно, исключение допускается только в замерзающих районах в период зимней навигации. Выбор типов и количества плавучих предостерегательных знаков, выставляемых по
системе МАМС в водах Российской Федерации, в каждом случае определяется навигационно- гидрографическими особенностями района, условиями и режимом плавании, положением, размерами и видом ограждаемых опасностей
Направление фарватеров и каналов, наименование их сторон определяются, считая с моря.
Латеральные знаки
Латеральные знаки предназначены для ограждения сторон фарватеров и каналов, обозначения мест их разделения и указания в таких местах положения основного (предпочтительного) фарватера или канала.
Направление фарватера или канала, ограждаемого латеральными знаками, наименование сторон «левая», «правая» считаются с моря к порту, а в отдельных случаях оговаривается дополнительно. Там, где определение фарватера или канала «с моря» затруднительно, на морские карты наносится указатель
- контурная стрелка сиреневого цвета, положение ее соответствует принятому направлению данного фарватера или канала, а нанесенные по сторонам стрелки красная и зеленая отметки указывают соответственно левую и правую их стороны. К латеральным знакам относятся:
знаки ограждения сторон фарватеров и каналов
знаки левой стороны; знак правой стороны;
знаки обозначения мест разделения фарватеров и каналов;
знаки «Основной фарватер (канал) справа» и «Основной фарватер (канал) слева».
Латеральные знаки левой и правой сторон нумеруются, знакам левой стороны присваиваются четные номера, знакам правой стороны - нечетные.
Порядок нумерации объявляется в навигационных пособиях, а присвоенные номера буев показывают на морских картах.
В отдельных случаях нумерация может осуществляться так, как это удобно, по местным условиям.
Обозначение мест разделения фарватеров

Знаки «Основной фарватер (канал) справа» - буй, веха –
выставляются в месте разделения, на левой стороне основного фарватера (канала) и показывают положение основного фарватера (канала) относительно выставленного знака (считая с моря). Знаки красные с зеленой горизонтальной полосой посредине (в 1/з высоты надводной части знака).
Условное обозначение окраски знака на картах - кзлк.
Топовая фигура - красный цилиндр. Огонь красныйсложный групповой проблесковый (чередующиеся сложные группы из двух и одного проблеска красного цвета). Условное обозначение на картах: Пр(2 + 1)9с и красный цвет огня у изображения буя.

Знаки «Основной фарватер (канал) слева» - буй, веха - выставляются в месте разделения на правой стороне основного фарватера (канала) и показывают положение основного фарватера (канала) относительно выставленного знака (считая с моря). Знаки зеленые с красной оризонтальной полосой посредине (в 1/з высоты надводной части знака).
Условное обозначение окраски знака на картах - злкзл. Топовая фигура - зеленый конус вершиной вверх. Огонь зеленый сложный групповой проблесковый (чередующиеся сложные группы из двух и одного проблеска зеленого цвета). Условное обозначение на картах: Пр(2 + 1)9с и зеленый огонь у изображения буя.

Ограждение сторон фарватеров (каналов)

Знаки, левой стороны - буй, веха - выставляют по левой стороне фарватера (канала), они указывают: «Оставь меня слева».
Знаки красные. Номера наносят с двух или трех сторон.
Условное обозначение окраски знака на картах - к. Топовая фигура - красный цилиндр. Огонь красный проблесковый, 20 проблесков в минуту, условное обозначение на картах: ПрЗс и красный огонь у изображения буя.

Знаки правой стороны - буй, веха - выставляют по правой стороне фарватера (канала), они указывают: «Оставь меня справа». Знаки зеленые. Номера наносят с двух-трех сторон. Условное обозначение окраски знака на картах - зл. Топовая фигура - зеленый конус вершиной вверх.
Огонь зеленый проблесковый, 20 проблесков в минуту.
Условное обозначение па картах: ПрЗс- и зеленый огонь у изображения буя.

Плавучие навигационные знаки латеральной системы

Плавучие навигационные знаки по своему назначению подразделяются на кромочные, поворотные, знаки опасности, свальные, разделительные, осевые и поворотно-осевые.
Кромочные знаки (вехи, бакены, буи) служат для обозначения кромок судового хода.

Все знаки правого берега окрашены только в красный цвет. У правобережных вех на вершине имеется топовая фигура - черный шар или голик (веник из прутьев). При движении судна вниз по течению эти знаки оставляются справа, против течения - слева.

У левого берега вехи и бакены окрашены в белый цвет, на озерно-речных участках водохранилищ бакены могут быть черного цвета, буи - всегда черные. И бакены, и буи левой кромки - только конической формы. При движении судна вниз по течению эти знаки оставляют слева, при движении вверх - справа.

Поворотные знаки - обозначают повороты прямолинейных участков судового хода, имеющего значительную протяженность, а также крутого поворота судового хода на участках водного пути с ограниченным обзором или скальным дном.

Поворотные знаки - это, в принципе, обычные кромочные знаки - бакены или буи - треугольного или прямоугольного силуэта (красного, белого или черного цвета) с горизонтальной контрастной (черной или белой) полосой посередине. Как правило, они стоят у выпуклого берега. Поворотный знак левой кромки показывает поворот судового хода влево относительно течения, при его прохождении судну необходимо повернуть влево, оставив знак к левому берегу.
Поворотный знак правой кромки показывает поворот судового хода вправо относительно течения, при его прохождении судну необходимо повернуть вправо, оставив знак к правому берегу.
Знаки опасности - обозначают особо опасные и подводные препятствия у кромок судового хода (затопленные сооружения, затонувшие суда, песчаная отмель, подводные скалы и др.).

Эти знаки устанавливаются непосредственно у ограждаемой опасности с речной стороны (со стороны течения). В местах расположения этих знаков судоводителю необходимо принимать особые меры предосторожности, не допуская приближения судна к этому знаку.
Знаки опасности левой кромки - буи, бакены треугольного силуэта белого цвета, с одной черной горизонтальной полосой посередине и одной вертикальной полосой.
Знаки опасности правой кромки - буи, бакены прямоугольного силуэта красного цвета, с одной черной или белой горизонтальной полосой посередине и одной черной или белой вертикальной полосой.
Основное отличие знаков опасности по цвету в том, что полосы на
буях, бакенах образуют четко видимый крест - знак опасности.
Свальные знаки обозначают места, где направление течения не совпадает с направлением судового хода.

Свальные знаки устанавливаются вблизи кромочных знаков на кромке судового хода, противоположной свалу течения, так что линия установки знаков показывает направление свального течения.
Знаки левой кромки - буй или бакен треугольного силуэта, их нижняя половина черного цвета, верхняя белого.
Знаки правой кромки - буй или бакен прямоугольного силуэта красного цвета, нижняя половина которых - черного или белого цвета.
Разделительные знаки обозначают места разделения (разветвления) судового хода.

Знаки имеют треугольный силуэт.
Окрашены чередующимися вертикальными полосами красного и черного (или белого) цвета.
Допускается использование вместо разделительного знака двух кромочных (парных) знаков - левой и правой кромок судового хода.
Осевые знаки устанавливаются по оси судового хода (при его ширине не менее 300 м), разделяя его на две ходовые полосы - для судов, идущих вверх по течению, и для судов, идущих вниз по течению.Ориентировка по осевым знакам осуществляется по принципу - "следуй от знака к знаку, оставляя его слева". Для обозначения оси судового хода используют осевые буи и вехи, а для обозначения поворота судового хода - поворотно-осевые буи и вехи.

Осевые буи и вехи имеют треугольный или линейный силуэт, окрашенный двумя черными и тремя белыми, равными по ширине, горизонтальными чередующимися полосами. Веха имеет на вершине круглую (шаровую) топовую фигуру черного цвета.
Поворотно-осевые буи имеют такую же форму, как и осевые (треугольную или линейную). Надстройка его окрашена двумя черными или белыми и тремя красными, равными по ширине, горизонтальными чередующимися полосами.
Поворотно-осевая веха окрашена двумя черными или белыми и тремя красными, горизонтальными чередующимися полосами. Топовая фигура вехи - черный шар.

Маломерное судно и судовой ход

Маломерные суда должны следовать за пределами судового хода или по установленной полосе движения. Если по условиям пути такое следование невозможно, они могут идти по судовому ходу вдоль правой по ходу кромки в пределах до 10 м от нее, при этом они не должны затруднять движение и маневрирование немаломерных судов на судовом ходу и обязаны заблаговременно уходить с их пути без обмена звуковыми и зрительными сигналами.

Буи (обозначающие кромку (край) судового хода) располагаются на расстоянии 250-500 м друг от друга. Если следующий буй не видно - держаться своего курса и скорректировать его когда буй станет видно.

Маломерные суда при необходимости могут пересекать судовой ход, а также выполнять поворот с пересечением судового хода, как правило, за кормой проходящих судов. Пересечение должно производиться под углом, близким к прямому (+/- 15 0), и в возможно короткий срок.

Для спасению людей можно выходить на судовой ход без ограничений.

Маломерным судам запрещается:

· маневрировать и останавливаться вблизи идущих или стоящих других судов, земснарядов, плавучих кранов и т.д. и в промежутках между ними;

· останавливаться и становиться на якорь в пределах судового хода (полосы движения), а также у плавучих навигационных знаков;

· выходить на судовой ход при ограниченной (менее 1 км) видимости.

Правила расхождения судов

Если два судна идут встречными курсами таким образом, что может возникнуть опасность столкновения, то каждое судно должно изменить курс вправо с тем, чтобы они могли разойтись левыми бортами.

Если два маломерных судна идут пересекающимися курсами и может возникнуть опасность столкновения, то применяются следующие правила:

· маломерные моторные суда должны уступать дорогу всем другим маломерным немоторным судам;

· маломерные немоторные суда и суда, не идущие под парусом, должны уступать дорогу парусным судам.

Общее правило: уступает дорогу тот, кому проще + действует правило правой руки.

Расхождения МС вне судового хода

Если курсы пересекаются - расхождение левыми бортами

Если НЕ пересекаются - любым бортом

Ночь

Самоходное маломерное судно при плавании ночью должно нести: топовый огонь (белый), бортовые (левый-красный, правый-зеленый) и кормовой огни (белый), при этом бортовые огни могут быть скомбинированы в одном фонаре, расположенном по оси судна в носовой части (в любом случае бортовые включаются только когда движется). Буксируемые и идущие в счале маломерные суда должны нести круговой белый огонь.

Навигационные огни и знаки

Общий принцип по навигационным огням и знакам: справа по течению все знаки в основном красные, слева - белые (или черные), огни - справа красные, слева - зеленые (либо и там и там белые или желтые), створы (кучка щитов для ориентирования по направлению судового хода) - на темном фоне белые, на светлом - красные].

Весенний знак служит для обозначения затопляемых берегов и выставляется на затопляемых островах, ярах, мысах для предупреждения посадки судна на мель.

На левом берегу = сооружение из столба, на вершине которого укреплен трапециевидный щит белого цвета.

На правом берегу = щит круглой формы красного цвета.

Весенний знак левого берега оборудуется постоянным огнем зеленого цвета, правого - красного цвета.

а) на левом берегу; б) на правом берегу

Знак опасности обозначает особо опасные места у кромок судового хода (затопленные сооружения, оголовки дамб, и.др.). Знак выставляется непосредственно над оконечностью препятствия со стороны судового хода.

Дублирует обычный кромочный знак, выставляемый на расстоянии 10-15 мм от знака опасности в сторону судового хода. Приближаться к знаку опасности запрещается (оплывать только по судовому ходу!!).

а) на левой кромке

б) на правой кромке

Наименование знака Вид Цвет и характери огня Назначения
Якоря не бросать! Обозначает зону подводного перехода, где запрещено отдавать якоря, опускать цепи - волокуши, лоты
Не создавать волнения! Обозначает участок водного пути, где запрещено создавать волнение (у дебаркадеров, пляжей, купален, лодочных станций и др. сооружений). Необходимо снизить скорость
Движение мелких плавстредств запрещено! Обозначает участок, где на судовом ходу запрещено движение маломерных судов(на рейдах, в подходных каналах, у причалов и др. местах)
Внимание! Предупреждает о необходимости соблюдать осторожность (непросматривающиеся узкие участки судового хода, крутые повороты)
Пересечение судового хода Обозначает места пересечения судового хода судами и паромными переправами.
Скорость ограничена Обозначает участки, где скорость водоизмещающих судов ограничена (каналы, рейды, аванпорты, районы пляжей и др.). Цифра показывает максимальную допустимую скорость в км/ч

Знаки и огни судоходных пролётов мостов для маломерных судов - треугольный щит, вершиной вниз, ночью огни не выставляются. На темном фоне знаки окрашены в белый цвет, на светлом - в красный.


Сигналы бедствия на воде (подаются при необходимости помощи, просто так запрещено):

· флаг с находящимся над ним или под ним шаром или аналогичным предметом;

· частое мигание круговым огнем, прожектором, вертикальное перемещение огня;

· ракеты (фальшфейеры) красного цвета;

· медленное поднятие и опускание вытянутых в сторону рук;

· подача звуковых сигналов (частые удары в колокол, металлический предмет или продолжительные звуки любым аппаратом).

Три продолжительных звука = "Человек за бортом".

О спасательных жилетах

Судоводители и пассажиры при плавании на маломерных судах должны иметь на себе спасательные жилеты в следующих случаях:

Темное время суток, ухудшение гидрометеоусловий (туман, дождь, ветер);

Плавание на гидроциклах, водных лыжах или аналогичных средствах;

Шлюзование.

Дети до 16 лет допускаются к плаванию на маломерных судах только в спасательных жилетах.

Экстренная остановка

1) отключить тягу

2) дать задний ход

3) бросить якорь

(применяется во избежание аварий, а не для спасения выпавшего за борт).


Навигационные знаки представляют собой специальные сооружения, как правило, башенного типа и предназначенные для определения места корабля в море или ориентирования корабля относительно их путем зрительного восприятия формы и окраски сооружения.


Навигационные знаки на ВВП (внутренних водных путях) имеют широкую классификацию в зависимости от места размещения, назначения и своей формы. Компания ЗАО «НАВИТЕЛ» производит унифицированный ряд светооптических устройств собственной разработки типа ФСН-03, ФСН-03МР для плавучих предостерегательных знаков (буев), светящих навигационных знаков (СНЗ), маяков, створных знаков, в том числе солнечные установки в комплексе с ветрогенераторами для обеспечения автономного питания (АИП) навигационных знаков. В партнерстве с нашей компанией вы сможете обеспечить в портах и на подходах к ним, которые вы обслуживаете.


Основная задача нашей компании - предоставлять полный ряд устройств для оснащения подведомственных вам территорий. Все выполняемые нами работы соответствуют международному стандарту ISO 9001-2008. Поэтому вы можете быть уверены как в качестве оборудования, так и в безупречной подготовке всей необходимой документации, монтажу и техническому обслуживанию объектов. Компания ЗАО «НАВИТЕЛ» предлагает портовые, береговые навигационные знаки различного типа как по конструкции, так и по используемым в устройстве материалам (сталь, алюминий, пластик).

Классификация навигационных речных знаков

Речные навигационные знаки согласно ГОСТ 26600-98 имеют следующую классификацию:

  • в зависимости от места установки и условий эксплуатации знаки разделяются на плавучие и береговые знаки;
  • в зависимости от силуэта сигнальных щитов навигационные знаки подразделяют на круглые, треугольные, прямоугольные, трапециевидные, линейные и комбинированные;
  • в соответствии с назначением знаков:
    • плавучие знаки;
    • береговые навигационные знаки.

Индекс, наименование и значение знака (огня)

Вид сигнального щита

Цвет, характер и взаимное расположение огней

Расхождение и обгон запрещены!
Для обозначения участка судового хода, где обгон и расхождение судов запрещены.

Расхождение и обгон составов запрещены!
Для обозначения участка судового хода, где запрещены обгон и расхождение составов и крупногабаритных судов длиной более 120 м.

Якоря не бросать!
Для обозначения зоны подводного перехода, где запрещено отдавать якоря, опускать цепи, волокуши, лоты.

Примечание: Знаки устанавливают владельцы сооружений по согласованию с органами, регулирующими судоходство.

Не создавать волнения!
Для обозначения участков водного пути, где запрещено создавать волнение.

Примечание:

Движение мелких плавучих средств запрещено!
Для обозначения участка, где на судовом ходу запрещено движение маломерных судов (на рейдах, в подходных каналах, у причалов и др.).

Светофор
Для регулирования движения судов в районах шлюзов, заградительных ворот, паромных канатных переправ и подъемных судоходных пролетах мостов.

2. Предупреждающие и предписывающие знаки

Скорость ограничена!
Для обозначения участков судового пути, где скорость движения водоизмещающих судов ограничена (на каналах, в аванпортах, акваториях рейдов и др.). Цифры показывают максимальную допустимую скорость хода (км/ч).

Внимание!
Для обозначения участка судоходного пути, где необходимо соблюдать особую осторожность.


Пересечение судового хода!
Для обозначения мест пересечения судового хода судами и паромными переправами.

Примечание: Знаки устанавливают владельцы сооружений по согласованию с органами, регулирующими судоходство.


Соблюдать надводный габарит!
Для обозначения надводных и мостовых переходов. Цифра показывает минимальную проходную высоту надводного перехода, высоту подмостового судоходного габарита судоходного пролета моста от расчетного высокого судоходного уровня воды (м).

3. Указательные знаки

Место оборота судов
Для обозначения участка, где наиболее безопасно производить обороты судна.

Пост судоходной инспекции
Для обозначения мест базирования подразделений судоходных инспекций.

Примечание: Знаки устанавливают владельцы поста.

Стоповый
Для обозначения полезной длины камер шлюзов и границы зоны швартовки (остановки) судов в подходных каналах к шлюзам.
Стоповый знак следует выполнять в виде вертикальной полосы красного цвета шириной 0,2-0,4 м, длиной не менее 1,5 м, наносимой на парапетах и (или) стенах камер и причальных сооружений шлюзов.

Примечания:
1. Допускается применение сигнальных щитов с надписью «Стоп».

2. Надпись «Стоп» может быть нанесена на стенах рядом с красной полосой.


Минимальная проходная высота надводного перехода - величина, равная разности значений высоты перехода и установленного запаса, которую определяют исходя из условий максимального провеса проводов и максимального судоходного уровня воды.

Подмостовой судоходный габарит - прямоугольное очертание пространства в судоходном пролете моста в пределах судового хода (в сечении, перпендикулярном к оси судового хода), свободного от выступающих элементов конструкции моста и расположенных на нем устройств, включая навигационные знаки.

Примечания.

1. Знаки устанавливают владельцы сооружений по согласованию с органами, регулирующими судоходство.

2. На мосту знаки устанавливают на опоре или на пролетном строении, при этом допускается применять знаки без огней. Знаки ограничения габарита (дополнительная вертикальная разметка безопасности) должны соответствовать требованиям стандарта.

Рейдовые знаки

Указатель рейда (рейдовый знак) для обозначения границы рейда.

Примечания.

1. Допускается установка дополнительных щитов, где стрелка указывает направление рейда, а цифры - длину рейда (м).

2. На рейдах не общего пользования знаки устанавливают владельцы рейдов по согласованию с органами, регулирующими судоходство.

Цвет, характер и расположение огней рейдовых знаков

Знак

На левом берегу

На правом берегу

Передний



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!