Информационный женский портал

Решу впр по русскому языку 4. Подготовка к ВПР. Тесты по русскому языку (4 класс)

ВПР по русскому языку в 4 классе состоит из двух частей и поэтому проводится в два дня (не обязательно подряд). Сначала учащиеся пишут первую часть, в которую входит диктант и два задания по его тексту. В другой день ребята выполняют вторую часть ВПР, состоящую из 12 заданий , 9 из которых связаны с приведенным текстом для чтения. Таким образом, всего в работе 15 заданий . Тринадцать из них относятся к базовому уровню сложности, а два (задания 12 и 13) – к повышенному.

Система оценок

Всего за ВПР по русскому языку четвероклассник может получить 38 баллов. Они переводятся в оценки следующим образом:

Примеры заданий с разбалловкой и пояснениями

Задание 1

Первым заданием является диктант. Текст, предназначенный для диктанта, медленно и выразительно читается учителем. Объем текста – в районе 80 слов. Диктант читается 3 раза: первый раз – для того, чтобы послушать, второй раз – под письмо, и третий – для осуществлении самопроверки. По окончании диктанта учитель читает вслух то предложение, по которому выполняется задание 3.

Например, текст может быть таким:

Наступила поздняя осень. Уже редко греет землю осеннее солнышко. Совсем скоро начнутся первые заморозки. Готовятся к холодной зиме люди. Сняли последние яблоки в садах. Выкопали картошку, свёклу, морковь. Собрали хороший урожай овощей и фруктов! Готовятся и звери к долгой зиме. Проворная белка запаслась орехами, насушила грибов. Мыши натаскали в норки зёрна и душистое сено. Строит зимний дом и колючий ёж. Сухие листья, трава и мох лежат у него под старым пнём. Зимой маленький ёжик спокойно будет спать под тёплым одеялом.

Максимальный балл за это задание – 7. Оно проверяется по следующим критериям:

К1. Соблюдение орфографических норм. Если орфографические ошибки отсутствуют, либо допущена лишь одна негрубая ошибка – ставится 4 балла. Наличие 1-2 исправлений неверного написания на верное также допускается.

Если допущены 1-2 орфографические ошибки и до 3 исправлений – можно получить 3 балла. При наличии 3-4 ошибок ставят 2 балла, при наличии 5 – 1 балл, и в том случае, если ученик совершил более пяти ошибок, он получает 0 баллов.

К2. Соблюдение пунктуационных норм. При полном отсутствии пунктуационных ошибок четвероклассник получает 3 балла, при одной ошибке – 2, при двух – 1. 0 баллов ставится, если допущено более двух ошибок в пунктуации.

При наличии в тексте работы 5 и более исправлений с итоговой оценки за это задание снимается один балл. Если учащийся делает орфографические и пунктуационные ошибки на те правила, которые не изучаются в начальной школе, они не учитываются при оценке работы.

Задание 2

Это задание связано с написанным под диктовку текстом. В нем нужно выписать из текста предложение, удовлетворяющее указанным условиям – например, предложение с однородными сказуемыми, которые требуется подчеркнуть.

Если ученик допустил ошибки в этом задании при написании диктанта, они не учитываются – оценивается то, как он переписал предложение из диктанта в это задание. Если найдено правильное предложение, при переписывании не допущено ошибок и члены предложения подчеркнуты верно – ставят 3 балла. Если правильно найдено предложение и подчеркнуты члены предложения, но при переписывании допущена одна ошибка – 2 балла. 1 балл можно получить при нахождении верного предложения и подчеркивании членов предложения с допущением 2 ошибок при переписывании. 0 баллов ставят, если предложение найдено неправильно, или если при переписывании допущено больше 2 ошибок, или если предложение найдено правильно и ошибок при переписывании нет, но не подчеркнуты указанные члены предложения.

Задание 3

Третье задание состоит из двух частей. В нем нужно выписать из текста предложение под определенным номером – например, девятое. Максимальный балл за это задание – 4.

Первая часть задания звучит так: подчеркни в нем главные члены (подлежащее и сказуемое). Если оба главных члена предложения обозначены верно – ставят 1 балл. Если верно обозначен только один член или же оба не обозначены – 0 баллов.

Вторая часть задания заключается в том, что нужно над каждым словом надписать ту часть речи, к которой оно относится. Если это сделано верно – ставят 3 балла. При наличии одной ошибки можно получить 2 балла, двух – 1 балл, и более двух – 0.

Задание 4

В этом задании четвероклассникам нужно проставить ударение в данных словах – например:

Взяла, документ, звоним, магазин;

Алфавит, брала, занята, километр.

Если во всех словах ударение поставлено верно, ученик получает 2 балла. Если допущена одна ошибка – 1 балл. 0 баллов ставят, когда допущено 2 и более ошибок.

Задание 5

В тексте задания написано предложение, например:

Отважная лодка плывёт по морским волнам;

Вдоль стен комнаты стояли дубовые шкафы.

Нужно выписать слово, удовлетворяющее определенному условию – например, такое, в котором все согласные – глухие, или, наоборот, все согласные – звонкие. Если это сделано правильно, можно получить 1 балл.

После пятого задания в работе приводится текст, с которым будут связаны задания 6-14. В тексте около 15 предложений.

Текст может быть таким:

(1)В мире существует много необычных, удивительных памятников. (2)Есть они и в России, вот, например, памятник букве «ё» в Ульяновске.

(3)Раньше этот город назывался Симбирском, в нём родился известный русский писатель Николай Михайлович Карамзин, который придумал букву «ё». (4)Он предложил поставить над буквой «е» две точки. (5)До изобретения буквы «ё» писали или «ио», или просто «е».

(6)В Псковской области, неподалёку от усадьбы Михайловское, где жил в ссылке Александр Сергеевич Пушкин, поставили памятник зайцу. (7)Монумента заяц удостоился за то, что … спас великого русского поэта.

(8)Произошло это так. (9)Пушкин решил самовольно покинуть северную деревню и тайно приехать в столицу − Петербург, чтобы повидать друзей. (10)Он ехал на санях, и вдруг дорогу ему перебежал заяц. (11)Это было плохой приметой. (12)Суеверный поэт сразу же вернулся домой. (13)А в это время в Петербурге дворяне (и среди них друзья Пушкина) пытались поднять восстание против царя. (14)Не будь зайца, поэт наверняка присоединился бы к бунтовщикам и скорее всего погиб бы. (15)Псковичи считают, что заяц сохранил Пушкину жизнь, вот и отметили его заслуги памятником. (По Е.В. Широниной)

Задание 6

Учащемуся нужно определить основную мысль текста – то, что хотел донести до читателей автор. Если она определена верно и полно, предложение составлено правильно, с полным порядком слов – ставят 2 балла. Если мысль определена правильно, но в составлении предложения есть 1-2 недочета – 1 балл. Если мысль не определена либо определена, но в предложении есть больше 2 недочетов – 0 баллов.

Задание 7

В этом задании нужно составить план текста из трех пунктов, состоящих из предложений либо словосочетаний – разлиновка уже дана в задании. Если план составлен верно и в его формулировках нет недочетов – можно получить 3 балла. При наличии 1-2 недочетов ставят 2 балла. Если допущено более 2 недочетов либо в плане только 2 пункта – 1 балл. В случае, если план не составлен либо содержит лишь один верный пункт – 0 баллов.

Задание 8

Восьмое задание ВПР по русскому языку в 4 классе предполагает составление вопроса к тексту – согласно формулировке задания, вопрос должен помогать определить, насколько точно понято содержание текста. Если вопрос относится к тексту и записан без ошибок, можно рассчитывать на 2 балла. Если при записи правильного вопроса допущено не больше 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, поставят 1 балл. Если ответ приведен не в вопросительной форме, либо вопрос не относится к тексту, либо в нем допущено больше 2 ошибок в орфографии и больше 2 в пунктуации или больше 3 орфографических ошибок, ставят 0.

Задание 9

В данном задании нужно объяснить значение какого-либо слова из текста – например, «столица», «парта», «кружить». Если смысл слова объяснен верно, четвероклассник получает 1 балл. Если ответа нет, либо он не верен – 0 баллов.

Задание 10

Здесь нужно заменить указанное слово из определенного предложения в тексте на другое слово, но близкое по значению – проще говоря, подобрать синоним. Например, могут предложить заменить слово «маленькое» или «известный». Если синоним подобран верно – ставят 1 балл, если нет – 0 баллов.

Задание 11

Формулировка задания выглядит примерно так:

В предложении №Х найди слово, состав которого соответствует схеме. Выпиши это слово, обозначь его части. (корень-суффикс-окончание).

Номера предложений и схемы могут быть различными. Если все это сделано правильно – ставят 2 балла. Если слово выписано правильно, но в обозначении частей допущена одна ошибка – 1 балл. Если выписано не то слово или в обозначении частей присутствует более одной ошибки – 0 баллов.

Задание 12

Это задание может выглядеть так:

Выпиши из 5-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).

Может меняться номер предложения, однако выписывать в этом задании всегда нужно только существительные – оно направлено на проверку умения находить их в тексте. За первую часть задания (выписывание всех существительных) могут поставить 1 балл, если все сделано правильно, или 0, если верно написаны только 1-2 слова. За вторую часть – написание морфологических признаков – можно получить 2 балла. Если 4 признака (род, склонение, число, падеж) указаны верно, ставят 2 балла, если же допущено 1-2 ошибки – 1 балл. При наличии более двух ошибок за эту часть задания ставят 0 баллов.

Задание 13

Тринадцатое задание ВПР по русскому языку выглядит примерно так:

Выпиши из 4-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).

Номера предложений различны в зависимости от варианта, но находить нужно только прилагательные (с теми существительными, к которым они относятся) – например, холодный (воздух), из красивого (дворца). Если все прилагательные выписаны верно – ставят 1 балл, если есть 1 и более ошибок – 0. Если все морфологические признаки указаны верно, ученик получает 2 балла. В случае, если правильно написаны только 2 признака из 3 или 1 из 2 ставят 1 балл. В других случаях четвероклассник получает 0 баллов.

Задание 14

В этом задании нужно выписать из определенного предложения все глаголы в тех формах, в которых они употреблены. Указывать их морфологические признаки не нужно. Если ученик правильно выписал все глаголы из указанного предложения – ему ставят 1 балл, если только 1-2 слова - 0 баллов.

Задание 15

Это задание не связано с текстом. В нем приводится устойчивое выражение, смысл которого нужно объяснить на примере. Например:

Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Любишь кататься – люби и саночки возить.

Если смысл выражения объяснен верно, и приведенная ситуация корректна с этической точки зрения – ставят 2 балла. Если же выражение истолковано правильно, но ситуация с этической точки зрения не вполне корректна – 1 балл. В случае, если выражение истолковано правильно, но с этической точки зрения ситуация абсолютно не корректна, или же выражение истолковано неправильно – 0 баллов.

Еще один балл за это задание можно получить, если в ответе нет орфографических и пунктуационных ошибок.

17 апреля 2018 года был дан старт всероссийским проверочным работам ВПР по русскому языку в 4 классах. Первая часть ВПР по русскому языку — диктант.

19 апреля 4 классам предстоит выполнить вторую часть работы, которая включает 12 заданий, на выполнение которых отводится 45 минут.

Вариант проверочной работы состоит из двух частей, которые выполняются в разные дни и различаются по содержанию и количеству заданий.

Часть 1 содержит 3 задания: диктант (задание 1) и 2 задания по написанному тексту.

В 2018 году участие в ВПР в 4-х классах является обязательным. Для подготовки к ВПР 2019 подойдут варианты 2018 года.

Варианты ВПР по русскому языку 4 класс 2018 год + критерии

часть 1 — диктант

Диктант часть 1
Задания Критерии
Вариант
часть 1
часть 1
Вариант
часть 1
часть 1
Вариант
часть 1
часть 1
Вариант
часть 1
часть 1
Вариант
часть 1
часть 1
Вариант
часть 1
часть 1

Часть 2

Задания ВПР проверяют знание основных языковых единиц, умение понимать письменную информацию, распознавать и адекватно формулировать основную мысль текста, составлять план прочитанного текста и задавать по нему вопросы, распознавать значение слова, подбирать синонимы, правильно ставить ударение в слове. Задания также позволяют выявить уровень владения обучающимися речевыми нормами.

На выполнение заданий части 1 проверочной работы по русскому языку даётся 45 минут.

При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, другими справочными материалами.

При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.

При оценивании ответов допущенные обучающимися орфографические и пунктуационные ошибки на не изучаемые в начальной школе правила не учитываются.

Методика проведения диктанта ВПР по русскому языку 4 класс

Текст диктанта читается три раза.

I. Целевая установка на аудирование

− Учитель медленно и выразительно читает весь текст диктанта в соответствии с произносительными нормами русского языка. Чтение не должно быть орфографическим, «подсказывающим».

− Обучающиеся слушают.

− На данном этапе возможно выявление и объяснение лексического значения незнакомых обучающимся слов (целесообразно спросить у обучающихся, все ли слова им понятны).

II. Целевая установка на письмо под диктовку

− Текст диктанта читается по отдельным предложениям. Учитель читает предложение. Обучающиеся слушают. Обучающиеся приступают к записи предложения только после того, как оно прочитано учителем до конца. Учитель диктует предложение для записи, при необходимости разделяя его на небольшие смысловые отрезки.

− Обучающиеся записывают.

− Диктуя предложение, учитель выдерживает равномерный темп, спокойный тон, предупреждая тем самым отставание в письме. При этом важно читать громко и внятно, чётко произнося слова.

− Учитель может сообщить обучающимся о постановке неизученного пунктуационного знака тире в предложении, а также при диктовке слов с не изучаемыми в начальной школе орфограммами использовать орфографическое проговаривание.

III. Целевая установка на самопроверку

− По окончании записи всего текста учитель читает его снова целиком от начала до конца, делая паузы между отдельными предложениями.

− Обучающиеся проверяют написанное.

Часть 2 содержит 12 заданий, в том числе 9 заданий к приведенному в варианте проверочной работы тексту для чтения.

На выполнение заданий части 1 отводится 45 минут. На выполнение заданий части 2 отводится также 45 минут.

Официальный образец Всероссийской проверочной работы для 4 класса.

Работа пройдёт 17 и 19 апреля 2018 года.
Время выполнения диктанта - 45 минут, второй части также 45 минут.

При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, другими справочными материалами. При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.

Скачать демоверсию:
Скачать описание работы:
Диктанты прошлого года:
Варианты прошлого года:
Варианты 2018:

Задачи демоверсии

Часть 1



Часть 2















Описание заданий

Задание 1 проверяет традиционное базовое правописное умение обучающихся правильно писать текст под диктовку, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы. Успешное выполнение задания предусматривает сформированный навык аудирования (адекватное восприятие звучащей речи, понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте) как одного из видов речевой деятельности.

Задания 2 и 3 предполагают знание основных языковых единиц. Эти задания нацелены на выявление уровня владения обучающимися базовыми учебно-языковыми опознавательными умениями. Задание 2 проверяет умение распознавать и подчеркивать однородные члены в предложении (учебно-языковое синтаксическое опознавательное умение); задание 3 (п. 1) – умение распознавать и графически обозначать главные члены предложения, задание 3 (п. 2) – умение распознавать изученные части речи в предложении (учебно-языковое морфологическое опознавательное умение).

Задание 4 направлено на проверку умения распознавать правильную орфоэпическую норму, вместе с тем оно способствует проверке коммуникативных универсальных учебных действий; задание 5 проверяет умение классифицировать согласные звуки в результате частичного фонетического анализа (учебно-языковые опознавательные и классификационные умения).

В задании 6 на основании адекватного понимания обучающимися письменно предъявляемой текстовой информации и владения изучающим видом чтения (общеучебные и коммуникативные универсальные учебные действия) проверяются предметные коммуникативные умения распознавать и адекватно формулировать основную мысль текста в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.

Задание 7 проверяет предметное коммуникативное умение составлять план прочитанного текста в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления; вместе с тем задание направлено и на выявление уровня владения общеучебными универсальными учебными действиями: адекватно воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью свернутости и соблюдать в плане последовательность содержания текста.

Задание 8 предполагает адекватное понимание и анализ обучающимися письменно предъявляемой текстовой информации (общеучебные и логические универсальные учебные действия), на основе которых выявляется способность строить речевое высказывание заданной структуры (вопросительное предложение) в письменной форме (правописные умения); одновременно с этим умение задавать вопрос показывает и уровень владения обучающимися коммуникативными универсальными учебными действиями, а умение преобразовывать воспринятую информацию в речевое высказывание – уровень владения общеучебными универсальными действиями.

Задание 9 выявляет и уровень учебно-языкового опознавательного умения обучающихся распознавать значение конкретного слова, используя указанный в задании контекст, и уровень предметного коммуникативного умения адекватно формулировать значение слова в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.

В задании 10 одновременно проверяется: учебно-языковое умение подбирать к слову близкие по значению слова (синонимы); предметное коммуникативное умение, заключающееся в понимании обучающимися уместного употребления близких по значению слов в собственной речи; коммуникативное универсальное учебное действие, связанное с возможной эквивалентной заменой слов в целях эффективного речевого общения.

Задания 11–14 проверяют знание обучающимися основных языковых единиц и направлены на выявление уровня владения логическими универсальными учебными действиями: анализ структуры слова; преобразование структурной схемы слова в слово; анализ грамматических признаков имен существительных, имен прилагательных, глаголов; установление причинно-следственных связей при выявлении этих признаков; построение логической цепи рассуждений. Задание 11 позволяет выявить уровень учебно-языкового умения классифицировать слова по составу; задания 12–14 – уровень учебно-языкового умения классифицировать части речи и распознавать их грамматические признаки.

Задание 15 предполагает адекватное понимание обучающимися письменно предъявляемой информации (общеучебные и коммуникативные универсальные учебные действия); умение на основе данной информации (содержание пословицы) и собственного жизненного опыта обучающихся определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации пословицы (предметное коммуникативное умение, логические универсальные учебные действия), способность строить речевое высказывание в письменной форме (правописные умения); задание также нацелено на выявление уровня владения обучающимися национально-культурными нормами речевого поведения (коммуникативные универсальные учебные действия), осознания эстетической функции русского языка (личностные результаты).

Желаем успеха!

Вариант 1

Текст 1

В (о/а)дном б..лоте на коч..ке (под)ивой выв..лись дики.. кряковые утята. (В/ф)скоре после этого мать п..вела их (к)озеру по к..ровьей троп.. . Я заметил их издали, спрятался за дер..во, и утята подошли к самым м..им н..гам. Трёх из них я взял с..бе на в..спитани.., (о/а)стальные шес..надцать п..шли себе дальше.

П..держал я у себя этих ч..рных утят, и стали они (в/ф)скоре серыми.

С наступлением новой в..сны устроили мы св..им д..карям из (в/ф)сякого хлама г..здо. Пр..шло время вывелись утята. Мы их некоторое время под..ржали на кухне в т..пле крош..ли им яйца ухаж..вали. Чере(з/с) несколько дней наступил.. очень хорошая п..года и мать пове..ла своих ч..рненьких к пруду.

(М. Пришвин)

  1. Выполните языковые разборы.

(1) – фонетический разбор: время

(2) – морфемный разбор: заметил

(на) коч..ке (1 предложение)

В (о/а)дном б..лоте на коч..ке (под)ивой выв..лись дики.. кряковые утята.

Текст 2

(По Т. Горовой )

10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 1-6 текста. Запишите ответ.

11. В предложениях 1−6 найдите слово со значением « Холодно, уныло, тоскливо, одиноко, пусто ». Выпишите это слово.

12. В предложениях 1-6 найдите антоним к слову «полный» и выпишите его.

Вариант 1

Задание 1

Текст 1

(М. Пришвин)

Баллы

В одном болоте на кочке под ивой вывелись дикие кряковые утята. Вскоре после этого мать повела их к озеру по коровьей тропе. Я заметил их издали, спрятался за дерево, и утята подошли к самым моим ногам. Трёх из них я взял себе на воспитание, остальные шестнадцать пошли себе дальше.

Подержал я у себя этих чёрных утят, и стали они вскоре серыми.

С наступлением новой весны устроили мы своим дикарям из всякого хлама гнездо. Пришло время, вывелись утята. Мы их некоторое время подержали на кухне в тепле, крошили им яйца, ухаживали. Через несколько дней наступила очень хорошая погода, и мать повела своих чёрненьких к пруду.

Допущены три-четыре ошибки

Допущено пять ошибок

Допущено более пяти ошибок

Пунктуационных ошибок нет

Допущена одна ошибка

Допущены две ошибки

Допущено более двух ошибок

ИЛИ

1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);

2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово

ИЛИ

1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);

2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово

ИЛИ

Максимальный балл

Задание 2

(1) – фонетический разбор;

(2) – морфемный разбор;

Фонетический разбор – время 1

в − [в] − согласный, звонкий, твёрдый

р − [р ,

е − [э] − гласный, ударный

м − [м , ] − согласный, звонкий, мягкий

я − [а] / [˄] / [ь] − гласный, безударный

5 букв, 5 звуков, 2 слога

Морфемный разбор – заметил 2

за- – приставка

Мет- – корень

И- − суффикс

нулевое окончание

Морфологический разбор – (на) кочке 3

(На) кочке

1) (На) кочке - имя сущ., обозначает предмет: (на чём?) на кочке

2) Начальная форма – кочка; неодуш., нариц., жен. род, 1 скл., в ед. ч., в П.п;

В одном болоте на кочке под ивой вывелись дикие кряковые утята.

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.

Грамматическая основа: утята (подлежащие), вывелись (сказуемое).

(в) болоте , (на) кочке, (под) ивой − обстоятельство; одном , дикие , кряковые – определение.

Указания по оцениванию

Баллы

Разбор выполнен верно

Разбор выполнен верно

При разборе допущена одна ошибка

При разборе допущены две ошибки

При разборе допущено более двух ошибок

Разбор выполнен верно

При разборе допущена одна ошибка

При разборе допущены две ошибки

При разборе допущено более двух ошибок

Разбор выполнен верно

При разборе допущена одна ошибка

При разборе допущены две ошибки

При разборе допущено более двух ошибок

Максимальный балл

Задание 3

3. Поставьте знак ударения в следующих словах

Монолог, баловать, километр, туфля

Баллы

Монол О г, балов А ть, килом Е тр, т У фля

Максимальный балл

Задание 4

4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

Сильно рванул ветер и со свистом закружил по степи.

Баллы

Нареч. глаг. сущ. с. пр. сущ. глаг. пр. сущ.

Сильно рванул ветер и со свистом закружил по степи.

прилагательное, местоимение (ИЛИ личное местоимение), частица.

Возможное, но необязательно указание: имя числительное, междометие

Допущена одна ошибка

Допущены две ошибки

Допущено более двух ошибок

Максимальный балл

Задание 5

5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

  1. Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключ

2) Серая Шейка думала о том что река все-таки замёрзнет

3) Заяц сказал, что Серая Шейка его напугала

4) Вы ведь весной вернётесь спрашивала Серая Шейка

Баллы

«Вы ведь весной вернётесь?» - спрашивала Серая Шейка.

2) составление схемы предложения: «П?»-а.

Максимальный балл

Задание 6

6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) А ты завтра приходи с нами колоски собирать.

2) Что ж ты сынок не представился?

3) Серёжа не видал приёмщика.

4) Она зарядила ружьё и выстрелила.

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:

Что ж ты, сынок, не представился?

Распознавание предложения и расстановка знаков препинания

Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущена одна ошибка

ИЛИ Ответ неправильный

Ответ неправильный

Максимальный балл

Задание 7

7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Заяц перескочил через дорогу и подошёл к старой норе.

2) У крыльца отец поставил весла и вошёл в дом.

3) Подул утренний ветерок и тихо-тихо закачались деревья.

4) Над мокрым полем и над лесом торопливо тронулись бесформенные облака.

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:

Подул утренний ветерок, и тихо-тихо закачались деревья.

Объяснение выбора может быть сформулировано иначе

Распознавание предложения и расстановка знаков препинания

Правильно определено предложение и расставлены знаки препинания

Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущена одна ошибка

Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущены две (или более) ошибки.

ИЛИ Ответ неправильный

Объяснение основания выбора предложения

Верно объяснён выбор предложения

Ответ неправильный

Максимальный балл

Текст 2

(1)Вот и пришла осень. (2)Вечер наступает рано, а темные низкие тучи делают и день похожим на сумерки. (3)Сиротливо выглядят голые кусты и деревья. (4)Лес пустой и неживой. (5)Даже белоствольные березы кажутся какими-то серыми, потускнела зелень елок, а огромные дубы сделались похожими на огромные чудища, протянувшие во все стороны корявые лапки-суки. (6)Все спит и в то же время ждет чего-то.

(7)Все ждут не дождутся снега. (8)А белые хлопья частенько летят на подмороженную землю, стараются прикрыть ее полупрозрачной накидной, а то и толстым одеялом. (9)Но недолговечно это одеяние. (10)Пролежит день-другой, да и растает. (11)Но совсем недолго осталось природе ждать того дня, когда заискрится, засверкает все вокруг, выше станет небо, просторнее земля.

(12)Снег подарит полянам и опушкам свой белый свет, всем одинаковый, словно решит на время примирить их соперничество в красоте.

(По Т. Горовой )

8. Определите и запишите основную мысль текста.

Баллы

Основная мысль текста: Все ждут не дождутся снега.

Максимальный балл

Задание 9

Баллы

Сиротливо выглядят голые кусты и деревья. Лес пустой и неживой.

ИЛИ

ИЛИ

ИЛИ

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

Предварительный просмотр:

ВПР-2017. Русский язык. 5 класс. Зверева И.Г., г. Сосногорск, Республика Коми

Проверочная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Инструкция по выполнению работы

На выполнение проверочной работы по русскому языку даётся 60 минут. Работа включает в себя 12 заданий.

Ответ запишите в поле ответа в тексте работы.

При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными справочными материалами.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.

Желаем успеха!

Вариант 2

  1. Перепиши текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

Кто не слышал о зн..менитом л..с..ном пе(в/ф)це с..ловье-с..ловушке? Сколько кр..сивых стихов и пес..н сл..жили люди о нём!

Некоторые пре(д/т)ставля..т с..ловья вроде ч..дес..ной какой-то сказоч..ной жар-птиц... Но когда ч..ловек впервые увид..т эту «знаменит..сть» он сначала даже (не)поверит. Как? Вот эта (не)казистая птич..ка и есть зн..менитый с..ловей? Не может быть!

Ведь ви(д/т) у птич..ки очень скромный. Это (не)большая к..ричневато-буро-с..роватая птич..ка с рыж..нками тёмными б..льш..ми глазами и высокими тонкими но(ж/ш)ками.

Любимой птич..кой с..ловей стал не за внешность а за пр..крас..ный гол..с. И ни на какую жар-птицу мы (не)променяем ч..дес..ного пе(в/ф)ца наш..х ру(сс/с)ких л..сов!

(По Ю. Дмитриеву)

  1. Выполните языковые разборы.

(1) – фонетический разбор: голос

(2) – морфемный разбор: сложили

(3) – морфологический разбор: (о) певце (1 предложение)

(4) – синтаксический разбор предложения: Сколько кр..сивых стихов и пес..н сл..жили люди о нём!

3. Поставьте знак ударения в следующих словах

4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8-12.

Текст 2

(По Н.Сладкову)

8. Определите и запишите основную мысль текста.

10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 8-10 текста. Запишите ответ.

11. В предложениях 8-10 найдите слово со значением « Мягкий, лёгкий ». Выпишите это слово.

12. В предложениях 8-10 найдите антоним к слову «горячий» и выпишите его.

Система оценивания проверочной работы по русскому языку

Вариант 2

Задание 1

  1. Перепиши текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

(По Ю. Дмитриеву)

Баллы

Кто не слышал о знаменитом лесном певце соловье-соловушке? Сколько красивых стихов и песен сложили люди о нём!

Некоторые представляют соловья вроде чудесной, какой-то сказочной жар-птицы. Но когда человек впервые увидит эту «знаменитость», он сначала даже не поверит. Как? Вот эта неказистая птичка и есть знаменитый соловей? Не может быть!

Ведь вид у птички очень скромный. Это небольшая коричневато-буро-сероватая птичка с рыжинками, тёмными большими глазами и высокими тонкими ножками.

Любимой птичкой соловей стал не за внешность, а за прекрасный голос. И ни на какую жар-птицу мы не променяем чудесного певца наших русских лесов!

Соблюдение орфографических норм

Орфографических ошибок нет (или допущена одна ошибка).

При оценивании выполнения задания по критерию К1 учитываются только ошибки, сделанные при записи слов с пропущенными буквами, раскрытии скобок,

восстановлении слитного и раздельного написания слов

Допущено не более двух ошибок

Допущены три-четыре ошибки

Допущено пять ошибок

Допущено более пяти ошибок

Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет

Допущена одна ошибка

Допущены две ошибки

Допущено более двух ошибок

Правильность списывания текста

Текст переписан безошибочно (нет пропущенных и лишних слов, слов с изменённым графическим обликом, исправлений).

ИЛИ

Допущено не более трёх описок и ошибок следующего характера:

1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);

2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово

Допущено не менее четырёх описок и ошибок, но не более семи описок и ошибок следующего характера:

1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);

2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово

ИЛИ

Допущено одно-два исправления

Допущено более семи описок и ошибок следующего характера:

1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);

2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово

ИЛИ

Допущено три и более исправлений

Максимальный балл

Задание 2

Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы :

(1) – фонетический разбор;

(2) – морфемный разбор;

(3) – морфологический разбор;

(4) – синтаксический разбор предложения.

В ответе представлены языковые разборы (модель разбора свободная). В ключах дана основная информация, необходимая для верного ответа.

г − [г] − согласный, звонкий, твёрдый

о − [о] − гласный, ударный

л − [л] − согласный, звонкий, твёрдый

о − [а] / [˄] / [ъ] − гласный, безударный

с − [с] − согласный, глухой, твёрдый

5 букв, 5 звуков, 2 слога

Морфемный разбор – сложили 2

с- – приставка

Лож- – корень

И- − суффикс

Л- − суффикс глагола прошедшего времени

И − окончание

Морфологический разбор – (о) певце 3

(О) певце

1) (О) певце - имя сущ., обозначает предмет: (на ком?) о певце

2) Начальная форма – певец; одуш., нариц., муж. род, 2 скл., в ед. ч., в П.п;

3) В предложении является обстоятельством.

Синтаксический разбор предложения.

Сколько красивых стихов и песен сложили люди о нём!

Предложение повествовательное, восклицательное, простое, распространённое.

Грамматическая основа: люди (подлежащие), сложили (сказуемое).

Второстепенные члены предложения: сколько − обстоятельство; красивых – определение; стихов , песен , о нём - дополнение.

Указания по оцениванию

Баллы

Выполнение фонетического разбора

Разбор выполнен верно

При разборе допущена одна ошибка

При разборе допущены две ошибки

При разборе допущено более двух ошибок

Выполнение морфемного разбора

Разбор выполнен верно

При разборе допущена одна ошибка

При разборе допущены две ошибки

При разборе допущено более двух ошибок

Выполнение морфологического разбора

Разбор выполнен верно

При разборе допущена одна ошибка

При разборе допущены две ошибки

При разборе допущено более двух ошибок

Выполнение синтаксического разбора предложения

Разбор выполнен верно

При разборе допущена одна ошибка

При разборе допущены две ошибки

При разборе допущено более двух ошибок

Максимальный балл

Задание 3

3. Поставьте знак ударения в следующих словах

Документ, красивее, столяр, цифровой

Баллы

Докум Е нт, крас И вее, стол Я р, цифров О й

Верно поставлено ударение во всех словах

Верно поставлено ударение только в трёх словах

Верно поставлено ударение только в одном-двух словах.

ИЛИ Ударение во всех словах поставлено неверно / не поставлено

Максимальный балл

Задание 4

4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

На буграх оголилась чёрными бороздами пашня.

Баллы

  1. Верное обозначение частей речи в предложении:

пр. сущ. глаг. прил. сущ. сущ.

На буграх оголилась чёрными бороздами пашня.

2) обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи:

местоимение (ИЛИ личное местоимение), союз, частица.

Возможное, но необязательно указание: наречие, имя числительное, междометие

Отсутствие указания части речи над словом в записанном предложении приравнивается к ошибке

Верно определены все части речи в предложении

Допущена одна ошибка

Допущены две ошибки

Допущено более двух ошибок

Указание отсутствующих частей речи

Верно указаны все отсутствующие в предложении части речи.

ИЛИ Верно указаны все отсутствующие в предложении самостоятельные части речи из списка обязательных для указания, при этом одна служебная часть речи из списка обязательных для указания заменена частью (частями) речи из списка необязательных для указания

Одна из отсутствующих в предложении самостоятельных частей речи (из списка обязательных для указания) не указана.

ИЛИ Верно указаны все отсутствующие в предложении самостоятельные части речи из списка обязательных для указания, при этом две служебные части речи из списка обязательных для указания заменены частями речи из списка необязательных для указания.

Две отсутствующие в предложении самостоятельные части речи (из списка обязательных для указания) не указаны.

Максимальный балл

Задание 5

5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

  1. Девочка посмотрела на мать и безучастно ответила Валя

2) Мать подошла к девочке и спросила как её зовут

3) Таиска закричала и бросилась к дому

4) Таиска позвала Валю смотреть как гонят на пастбище скот

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:

«Девочка посмотрела на мать и безучастно ответила: «Валя».

2) составление схемы предложения: А:«П».

Распознавание предложения и расстановка знаков препинания

Правильно определено предложение, и верно расставлены знаки препинания

Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущена одна ошибка

Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущены две (или более) ошибки. ИЛИ Ответ неправильный

Составление схемы предложения

Схема предложения составлена верно

Схема предложения составлена верно, в ней допущена одна пунктуационная ошибка.

Схема предложения составлена верно, в ней допущены две и более пунктуационные ошибки. ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

Задание 6

6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) А ты иди и помоги помыть посуду.

2) Мама в эту корзину много золота войдет?

3) Вылезают муравьи после зимней стужи.

4) Сад наполнился шумом и смехом.

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:

Мама, в эту корзину много золота войдет?

2) объяснение основания выбора предложения: это предложение с обращением.

ИЛИ Обращение. ИЛИ Обращение внутри предложения.

Объяснение выбора может быть сформулировано иначе

Распознавание предложения и расстановка знаков препинания

Правильно определено предложение и расставлены знаки препинания

2

Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущена одна ошибка

1

Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущены две (или более) ошибки.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Объяснение основания выбора предложения

Верно объяснён выбор предложения

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

Задание 7

7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Над тростниками пролетают кулики и чибисы.

2) Дождь лил целый день и всю ночь.

3) Облака над морем потемнели и повеяло прохладой.

4) Вдруг с шумом и ветром начался ливень.

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:

Облака над морем потемнели, и повеяло прохладой.

2) объяснение основания выбора предложения, например: это сложное предложение.

ИЛИ В предложении две грамматические основы.

Объяснение выбора может быть сформулировано иначе

Распознавание предложения и расстановка знаков препинания

Правильно определено предложение и расставлены знаки препинания

2

Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущена одна ошибка

1

Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущены две (или более) ошибки.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Объяснение основания выбора предложения

Верно объяснён выбор предложения

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8 - 12.

Текст 2

(1)Весною степь как зелёное море. (2)А летом, когда загустеют белые ковыли, станет степь морем белым.

(3)Покатятся по морю горбатые волны из перламутра, засеребрится жемчужная рябь. (4)Ковыли клонятся, стелются, шелестят. (5)А ветер, как беркут, падает на распахнутых крыльях, посвистывая раздольно и лихо. (6)А то вдруг покажется степь голой снежной равниной, и будто позёмка по ней метёт, завивает и стелется.

(7)На восходе ковыли, словно лунная рябь на воде: степь трепещет, дробится, поблёскивает.

(8)Но чудо-чудное − степь на закате! (9)Стелются переливчатые пушистые метёлки навстречу закатному солнцу, как розовые языки холодного призрачного огня. (10)И пока не утонет за землёй солнце, по всей степи будут метаться и сверкать эти льдистые вспышки.

(11)Потом над сумрачной степью всплывёт луна − точно пузырь воздуха из воды! − и стога ковыльного сена будто покроются инеем.

(12)Хороша степь и днём, и ночью!

(По Н.Сладкову)

8. Определите и запишите основную мысль текста.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Основная мысль текста: Хороша степь и днём, и ночью!

Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке

Основная мысль определена верно, полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении

2

Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении.

ИЛИ Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущены один-два речевых недочёта.

ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущен один речевой недочёт

1

Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущено более двух речевых недочётов.

ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущены два и более речевых недочёта.

ИЛИ Основная мысль не определена / определена неверно независимо от наличия/отсутствия речевых недочётов в построении предложения и словоупотреблении

0

Максимальный балл

2

Задание 9

9. Какой факт, по мнению автора, свидетельствует о том, что осень – унылая пора? Запишите ответ.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

Ответ может быть сформулирован так: Весною степь как зелёное море. Покатятся по морю горбатые волны из перламутра, засеребрится жемчужная рябь.

Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке

Дан правильный ответ, в предложении может быть допущен один речевой недочёт или допущена одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка

2

Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка.

ИЛИ

Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две орфографические ошибки при отсутствии пунктуационных и грамматических ошибок.

ИЛИ

Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических и грамматических ошибок.

ИЛИ

Дан правильный ответ, в предложении могут быть допущены один речевой недочёт и две грамматические ошибки при отсутствии орфографических и пунктуационных ошибок.

Всего в предложении, содержащем правильный ответ, в сумме должно быть допущено не более трёх ошибок (в их числе – только один речевой недочёт)

1

Дан правильный ответ, в предложении допущено более трёх ошибок.


Текст 1.
1) В течение всего пребывания в Греции Василий Петрович рассчитывал показать сыновьям музеи. 2) Но ни мраморные изваяния богов, ни глиняные черепки, ни плоские чаши, расписанные по чёрному фону разными фигурами, ничего не могли прибавить к восторгу, вызванному видом Акрополя. 3) Очутившись в узких улицах, по-восточному живописных, но тоже ничего не прибавлявших нового к тому, что так поражало в Константинополе, семья рискнула зайти в кафе. 4) Здесь было не так уж жарко, пахло кипящим кофе, жареной бараниной и ещё чем-то пряным. 5) Мысленно прикинув, во сколько же это может обойтись, отец заказал две порции на троих чего-нибудь по-гречески. 6) Гречанка вытерла кухонным полотенцем столик и поставила баранину с греческим соусом. 7) Пока они, нацепив на вилки кусочки хлеба, начисто вытирали остатки янтарного соуса, гречанка гладила Павлика по голове смуглой, как бы закопчённой рукой. 8) Не раз в кофейню заходили торговцы. 9) Один, весь увешанный длинными нитками с нанизанными на них губками, держал банку, в которой плавали небольшие рыбки. 10) А другой в поднятых вверх руках держал разноцветные газовые шары, превратившие на миг греческую кофейню в таинственную лавку.

Предложение 1.
В течение - производный предлог, написание которого надо запомнить. Пребывания - приставка пpe-имеет значение «находиться где-то». Рассчитывал - приставка рас-, так как далее следует глухой согласный; суффикс -ыва-, так как в 1-м лице единственного числа глагол оканчивается на -ываю (рассчитываю). Показать - покажет.

Предложение 2.
Ни изваяния, ни черепки, ни чаши - союз ни...ни. Глиняные - прилагательное с суффиксом -ян. Черепки - черепок. Расписанные - приставка рас-, так как далее следует глухой согласный; причастие, образовано от глагола совершенного вида, значит, нн. Фигурами - словарное слово. Ничего - местоимение с приставкой ни-, находящейся в безударном положении. Не могли - не с глаголом пишется раздельно, кроме глаголов, которые не употребляются без не. Прибавить - приставка при- имеет значение присоединения. Восторгу - словарное слово. Вызванному - причастие, образовано от глагола совершенного вида, значит, нн.
Запятые ставятся при однородных членах (ни мраморные изваяния богов, ни глиняные черепки, ни плоские...), при причастных оборотах (чаши, расписанные по чёрному фону фигурами, ничего...; восторгу, вызванному видом Акрополя).

Предложение 3.
Узких - узок. По-восточному - наречие с приставкой по-и суффиксом -ому. Тоже - союз, же нельзя опустить. Ничего - местоимение с безударной приставкой ни-. Не прибавлявших - частица не пишется раздельно с причастием, так как есть зависимые слова (ничего, нового), окончание -их (к а к и х?). Поражало - словарное слово. В Константинополе - существительное 2-го склонения в предложном падеже. Рискнула - риск.
Запятые ставятся при деепричастном обороте (очутившись в узких улицах).

Предложение 4.
Здесь - словарное слово. Не так - раздельное написание не с наречием не на -о, -е. Уж - отсутствует мягкий знак, так как это наречие-исключение. Кипящим - (к а к и м?) кофе. Жареной - отглагольное прилагательное, образовано от глагола несовершенного вида (жарить), нет пояснительных слов. Ещё - наречие-исключение. Чем-то - местоимение с суффиксом -то. Пряным - прилагательное, н является частью корня, суффикс отсутствует.
Запятая ставится при однородных членах (...кипящим кофе, жареной...).

Предложение 5.
Мысленно - наречие, образовано от прилагательного мысленный, в котором суффикс -енн. Прикинув - приставка при- с неясным значением, поэтому слово нужно запомнить. Сколько же - частица, пишущаяся всегда раздельно. Заказал - заказ. На троих - предлог с числительным. Чего-нибудь - местоимение с суффиксом -нибудь. По-гречески - наречие с приставкой по- и суффиксом -и.
Необходимые знаки препинания в предложении расставлены.

Предложение 6.
Вытерла - чередующиеся гласные в корнях -тир- - -тер-, за корнем не следует суффикс а-, поэтому -тер~. Кухонным - прилагательное, образованное от существительного с основой на -н (кухня). Полотенцем - окончание существительного после ц находится в безударном положении.
Знаки препинания отсутствуют.

Предложение 7.
Нацепив - нацепит. Начисто - в наречиях с приставкой на- обычно пишется о. Вытирали - за корнем следует суффикс -а, поэтому -тир-. Как бы - частица, пишущаяся всегда раздельно. Закопчённой - причастие, под ударением в суффиксе пишется ё, образовано от глагола совершенного вида, значит, нн.
Ставятся запятые при деепричастном обороте (...они, нацепив на вилки кусочки хлеба, начисто...).

Предложение 8.
Не раз, т.е. много раз (ср.: ни разу, т.е. никогда). Торговцы - после ц в окончаниях существительных пишется ы.
Знаки препинания отсутствуют.

Предложение 9.
Увешанный - причастие, образованное от глагола на -ать (увешать); от глагола совершенного вида, значит, нн. Длинными - прилагательное, образованное от существительного с основой на -н. Нанизанными - причастие, образованное от глагола совершенного вида, значит, нн. Держал - держит. Небольшие - прилагательное, можно заменить синонимом без не (маленькие).
Запятые ставятся при причастном обороте (Один, весь увешанный длинными нитками с нанизанными на них губками, держал...), отделяется придаточное (...банку, в которой...).

Предложение 10.
Вверх - наречие, пишется слитно. Держал - держит. Разноцветные - сложное прилагательное, образованное от словосочетания разные цвета. Превратившие - приставка пре- имеет значение «по-иному». На миг - наречие, словарное написание. Таинственную - прилагательное, суффикс -енн.
Запятые при причастном обороте (...шары, превратившие на миг...).

2. Окончания причастий и прилагательных можно проверить по вопросу какой?. (Кроме слов в форме мужского рода в именительном падеже и в сходном с ним винительном падеже. Они имеют окончания -ий, -ий, -ой. Эти слова нельзя проверять вопросом к а к о й?) В остальных случаях, если вопрос к а к и м?, пиши окончание -ым(-им); если к а к о м?, то -ом(-ем).
Ответ:

по меже (к а к о й?) заросшей (дат. пад.) Ехавший человек (им. п., муж. р.), Дианку (какую?) умнейшую , листьями (какими?) опавшими , меже (к а к о й?) заросшей (прич.), птица (к а к а я?) мчавшая ся.

3. В суффиксах действительных причастий настоящего времени -ущ-(-ющ) и ащ-(-ящ-) пишется буква у или ю, если причастие образовано от глагола 1 спряжения; буква а или я, если причастие образовано от глагола 2 спряжения.
В суффиксах страдательных причастий настоящего времени -ем- и им- пишется буква е, если причастие образовано от глагола 1 спряжения; буква и, если причастие образовано от глагола 2 спряжения. Перед суффиксами ~вш- и -ш- действительных причастий прошедшего времени пишется та же гласная, что и в неопределённой форме глагола перед -ть. В страдательных причастиях прошедшего времени перед буквами нн(н) пишется гласная а{я), если причастие образовано от глагола на -ать(-ять). Буква е пишется перед нн(н) в причастиях, образованных от глаголов на -ить или -еть.
Пробовавший (действ, прич. прош. вр.) - от глагола пробовать. Плачущая (действ, прич. наст, вр.) - от глагола плакать, 1 спр. Собранных (страдат, прич. прош. вр.) - от глагола собрать, на -ать. Знаменитейшие (прилагат. в превосходной степени. Не путать с действительными причастиями настоящего времени!). Нарушаемого (страдат. прич. наст, вр.) - от глагола нарушать, 1 спр. Занавешенными (страдат. прич. прош. вр.) - от глагола занавесить, не на -ать(-ять).
Ответ:

плачущая - от глагола 1 спр. плакать, нарушаемого - от глагола 1 спр. нарушать.

4. Две буквы к пишутся в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени, образованных:
- от глаголов совершенного вида;
- от глаголов несовершенного вида, имеющих при себе пояснительные слова.
В кратких страдательных причастиях пишется всегда одна буква н.
В наречиях и кратких прилагательных (отглагольных) пишется столько же н, сколько в слове, от которого они образованы.
В отымённых прилагательных пишется одна буква н в суффиксах -aн-,-ян-, -ин- (искл. стеклянный, деревянный, оловянный), две буквы н пишутся в суффиксах -онн-, -енн- и в прилагательных, образованных от основы существительного на -н.
Разочарованно - наречие, образовано от полного причастия совершенного вида (разочарованный), в котором нн. Путаный - образовано от глагола несовершенного вида (путать), в предложении нет к нему пояснительных слов, значит, это отглагольное прилагательное. Разорванные - полное причастие совершенного вида (от глагола разорвать). Деревянный - отымённое прилагательное-исключение. Серебряная - отымённое прилагательное с суффиксом -ян-. Пустынна - краткое отымённое прилагательное (образовано от пустынный, которое образовано от основы существительного на к - пустым + н).
Ответ:

1) Страдательные причастия прошедшего времени - разорванные
2) Краткие причастия - отгорожена
3) Наречия - разочарованно
4) Отглагольные прилагательные - путаный
5) Отымённые прилагательные - деревянный, серебряная
6) Краткие прилагательные - пустынна.

5. Ответ:
По давно (когда?) не езженной (какой?) дороге

6. В наречиях с приставками из-, до-, с- на конце пишется буква а, если эти наречия образованы от бесприставочных прилагательных. И пишется буква о, если наречия образованы от прилагательных, в которых уже были приставки.
В наречиях с приставками в-, на-, за- на конце пишется буква о.
Сначала (от начальный, нет приставки). Направо - наречие с приставкой на-. Снова (от новый, нет приставки). Изредка (от редкий, нет приставки). Доверчиво (от доверчивый, есть приставка до-). Изнеженно (от изнеженный, есть приставка.
Ответ:

Суффикс -о: направо, доверчиво, изнеженно
Суффикс -а: сначала, изредка, снова

7. В суффиксах страдательных причастий прошедшего времени -енн- и -ен- после шипящих под ударением пишется буква ё, без ударения - е.
На конце наречий после шипящих под ударением пишется буква о, без ударения - е. (Исключение: ещё.)
Раздражающе - наречие, буква е находится в безударном положении, коп­чёными - отглагольное прилагательное, суффикс -ён- находится под ударением; старичок - существительное, суффикс ок находится под ударением; кошёлку - существительное, гласную в корне можно проверить - кошелёк; свежо - наречие, буква о находится под ударением, трущобные - прилагательное, образовано от существительного трущоба, смягчённые - причастие, суффикс -ённ находится под ударением.
Ответ:

Причастия: копчеными, смягчённые Наречия: раздражающе, свежо

8. На конце наречий после шипящих пишется мягкий знак. Исключения: уж, замуж, невтерпёж.
В существительных 3-го склонения, в глаголах 2-го лица единственного числа и в неопределённой форме после шипящих пишется мягкий знак.
Мягкий знак не пишется в существительных не 3-го склонения, в кратких прилагательных с основой на шипящую.
Ответ:

Рожь - сущ. 3-е скл.,сплошь - наречие, разжечь - глагол неопр.ф., луч - сущ. 2-е скл., туч - сущ. 1-е скл, мн.ч..настежь - наречие, хорош - краткое прилаг. Орфограмма называется «Употребление мягкого знака после шипящих на конце слов разных частей речи».

9. Дефис в наречиях между частями слова пишется после приставок по-, в- (во), если в слове есть суффиксы ому (-ему)-и, ~ых{-их, также после приставки кое-, перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и в сложных наречиях, образованных с помощью однокоренных слов или повторением слов.
Через дефис пишутся:
- сложные существительные, обозначающие направление частей света;
- прилагательные, образованные путём сложения равноправных слов, от слов, обозначающих оттенки цветов, вкусовые качества, от слов, написанных через дефис;
- местоимения с суффиксами -то, -либо, -нибудь, приставкой кое-;
- некоторые непроизводные предлоги;
- частица -то, присоединяемая ко всем словам, и частица -ка с глаголами;
- междометия, образованные повторением основ, сложные междометия.
Ответ:

Наречия: откуда-то (суффикс -то), по-осеннему (приставка по-, суффикс -ему), далеко-далеко (сложное наречие, повтор слов).
Гаврила-то (существит. с частицей), ярко-синей (прилаг., обозначающее оттенок цвета), по весеннему (предлог, прилагат.), во вторых (рядах) (предлог, порядковое числительное), какой-то (местоим. с суффиксом -то), ей-богу (междомет.).
10. Приставки в наречиях на письме пишутся тремя способами:
- обычно слитно;
- через дефис;
- реже раздельно.
Орфограммами при этом являются дефис, слитное написание и пробел. Изнутри (приставка из-), по-праздничному (приставка по-, суффикс -ому), без умолку (пробел), вначале (приставка в-), наутро (приставка на-), снова (приставка с-), с маху (пробел).
Ответ:

без умолку, с маху.

11. Производные предлоги, образованные на основе наречий, пишутся слитно, также слитно пишутся следующие производные предлоги: вследствие, наподобие, вроде, насчёт, ввиду, вместо, несмотря (на).
Пишутся раздельно следующие производные предлоги: в течение, в продолжение, по причине, в целях и др.
Не путать предлоги с другими частями речи, например, в начале урока (существит. с предлогом), впоследствии (наречие). Навстречу (наречие), в продолжение (произв. предлог), впоследствии (наречие), вокруг (себя) (производи, предлог), несмотря на (производн. предлог), на верх (холма) (существит. с предлогом).
Ответ:

в продолжение, вокруг, несмотря на.

12. Союзы также, тоже, чтобы (чтоб) пишутся слитно.
Их следует отличать от сочетаний так же (наречие с частицей), то же, что бы (местоимения с частицами). В этих сочетаниях частицы же, бы, как правило, могут быть опущены или переставлены на другое место.
Союзы также, тоже можно заменить союзом и, а союз чтобы - составным союзом для того чтобы. Союз зато = но.
Запомните написание следующих союзов: потому что, как бы, как будто, несмотря на то что, так как, ввиду того что, по мере того как и др.
Ответ:

Предложение 1 (то же - местоимение с частицей, частицу же можно опустить).
Предложение 2 (союз также, же нельзя опустить).
Предложение 3 (союз тоже, можно заменить союзом и).
Предложение 4 (что бы - местоимение с частицей, частицу бы можно перенести на другое место).
Предложение 5 (союз чтобы, можно заменить союзом для того чтобы).

13. Частица не придаёт отрицательное значение всему предложению или отдельным его членам.
Частица ни служит:
1) для выражения отрицания в предложениях без подлежащего;
2) для усиления отрицания, которое выражено частицей не или словом нет;
3) для выражения утверждения после слов кто, что, как, куда и т.п.
Предложение может получить положительный смысл, если в нём две частицы не. Не осталось, не было, не смог - частицы придают отрицательное значение глаголам; ни одного, ни своего угла, ни близких - частицы выражают отрицание в предложении без подлежащего; не мог не видеть - две отрицательные частицы придают предложению положительный смысл; как ни напрягал - частица выражает утверждение, есть слово как; нигде - приставка ни- в наречии находится в безударном положении.
Ответ:

2,3,4,8,9,11.

14. Ответ:
1) Туча, нависшая над высокими вершинами тополей, уже сыпала дождиком.
Причастие - нависшая с зависимыми словами над высокими вершинами тополей образует причастный оборот. Оборот стоит после определяемого слова туча, значит, обособляется.
2) Посредине поляны, плотно примкнув друг к другу, стоит кучка молодых дубов.
Деепричастие примкнув с зависимыми словами плотно, друг к другу образует деепричастный оборот, который на письме всегда выделяется запятыми.
3) Месяц совсем ушёл уже с неба, и последние отблески угасли на самых высоких деревьях.
Сложносочинённое предложение, состоящее из двух простых (грамматические основы: месяц ушёл, отблески угасли), которые соединены союзом и. Значит, перед союзом и ставится запятая.
4) Сразу можно было догадаться, что причиной их беспокойства является мальчик в матросском костюмчике.
Сложноподчинённое предложение, состоящее из двух предложений, одно из которых подчинено другому и присоединяется изъяснительным союзом что. Значит, перед союзом что ставится запятая.
5) О, какое это было наслаждение - целый день ходить по магазинам, делал весёлые дачные покупки!
Междометие, стоящее в начале предложения, выделяется запятой (запятыми) или восклицательным знаком. Деепричастие делая с зависимыми словами весёлые дачные покупки образует деепричастный оборот, который на письме выделяется запятой.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!