Информационный женский портал

Савва, преподобный крыпецкий. Преподобный Савва Крыпецкий, Псковский (1495 г.)

Наказание Божие за кощунство

Случилось это чудо во второй половине 90-х годов XIX века. Некая Анна Егоровна из деревни Подборовье, что рядом с Крыпецкой обителью, рассказывала историю, которую ей поведал ее дядя Петр Янорьев. Он, тогда еще мальчик, ходил из своей деревни Ильинщины в монастырь работать на скотном дворе. В то время в монастыре плотники из деревни Романово перестилали полы в приделе преподобного Саввы.

Настоятель монастыря - игумен Александр - предупредил плотников, что в том месте, где они работают, под спудом покоятся мощи святого. Он просил их быть особенно осторожными, дабы не потревожить и не оскорбить ничем угодника Божьего. Но только ушел настоятель, как один из рабочих, не поверив его словам, бросил лом в могилу преподобного. Суд Божий тут же настиг его. Из земли, где почивал святой, вышло пламя и возгорелась одежда на плотнике. С громким криком бросился он к Святому озеру и только в его водах смог погасить полыхавшее одеяние. Но не смог избавиться от огня, палящего изнутри, поэтому продолжал кричать от невыносимого страдания. Братия монастыря, видя его мучения, стали молиться вместе с ним: просить святого Савву простить неразумному его дерзкое кощунство.

Несчастный получил облегчение только после 30 молебнов, запомнив на всю жизнь: «Бог поругаем не бывает».

Исцеление от беснования

В 1919 году, когда монастырь еще не подвергся окончательному разорению, произошло следующее чудо. Некие благодетели привели в обитель бесноватую рабу Божию Евдокию из деревни Поддубье. Бесноватая обладала невероятной силой, чем наводила ужас на окружающих людей и себе причиняла страшные муки. Ее приходилось вязать по рукам и ногам не только веревками, но и цепями.

Один монах из братии, отмеченный особой духовной благодатью по своей праведной жизни, отчитывал несчастную в единственном действовавшем тогда храме обители. По молитвам преподобного Саввы и блаженного монаха Корнилия болящая получила освобождение от одержания злым духом.

Чудо явления святого Саввы мальчику

Свидетелями этого чуда стали пять благочестивых православных женщин, отправившихся 16 ноября 1956 года (после Покрова) в Крыпецкую обитель, которая в то время пребывала в полном разорении, забвении и запустении. Женщины эти: Евдокия Тимофеевна Тимофеева, Анна Егоровна, Анна Степанова, Анастасия Миркушина и раба Божия Нина.
Когда паломницы пришли в монастырь, то увидели в храме скотный двор, чем оскорбились до глубины души. Евдокия Тимофеева с плачем обходила храм и прикладывалась к оскверненным нечистотами стенам. Мысленно она обращалась к святому Савве с молитвой и вопрошала: «Преподобный Савва, неужели ты здесь пребываешь, и мощи твои святые здесь почивают?».

Отправились женщины в обратный путь. В дороге Анна Степанова вспомнила, что оставила где-то у Святого озера свой платок, который был ей по-особенному дорог. Евдокия и другая Анна предложили огорченной спутнице вернуться и поискать пропажу. Уже смеркалось, когда они подошли к обители. Паломницы попросили фонарь у Ирины, что жила недалеко от монастыря. К сожалению, поиски оказались безуспешными. Возвращая фонарь хозяйке, женщины попросили в случае обнаружения потери сообщить Анне.

От продолжительной ходьбы по колено в болотной грязи паломницы очень утомились. Евдокия, совсем расстроенная и обессиленная, опустилась прямо в грязь на колени и стала молиться святому Савве, вспоминая все печали и страдания своей жизни. Анна Егоровна в задумчивости стояла к ней спиной, думая о своем. И вдруг Евдокия увидела в небе какое-то необыкновенное свечение. Вдвоем они стали со священным страхом взирать на небеса и увидели, что над монастырским храмом в небе стоит золотая рака. Она горела неземным огнем, излучая ослепительный свет. А от плащаницы исходили три луча, которые освещали храм. С трепетом и радостью женщины двинулись дальше, постоянно оглядываясь назад и наслаждаясь необыкновенным светом. Когда подошли к озеру, заметили, что свет в небе стал гаснуть, но преобразилась водная гладь. Будто озеро наполнилось радостью: вода в нем взыграла и заплескалась безо всякого ветра.

Догнав своих спутниц, женщины поведали о необыкновенном видении. Все вместе быстро и легко дошли до избы Анны Егоровны. Дома был ее сынишка Миша, который сидел за уроками. Увидев мать, мальчик рассказал, что недавно заходил какой-то очень светлый дедушка с круглой бородой. Он ничего не сказал, только повесил платок на гвоздик в стене и ушел. Женщины, услышав это, застыли в изумленном благоговении - перед ними висел потерянный платок Анны Степановой.

«Святым, иже суть на Земле Его, удиви Господь вся хотения своя в них...» (Пс. 15, 3). Это ли не доказательство того, что мощи преподобного Саввы и поныне сохраняются в его обители, а свет и во тьме светит.

Чудо об исцелении от глазной болезни

Об этом чуде рассказал Иван Лермонтов, житель славного города Пскова: «До самой смерти буду помнить, как помог мне преподобный Савва Крыпецкий».

А дело было так. В начале семидесятых годов он зарабатывал тем, что ремонтировал дома. Работать приходилось на открытом воздухе в любую погоду. И случилось Ивану сильно простудиться. Осложнение болезнь дала на глаза. Врачи говорили, что-то вроде нарушения фокусировки глаз. Стал несчастный видеть все вдвойне: идет по дороге - видит две дороги, идет навстречу прохожий - видит вместо одного двух человек.

Лечение не помогало. Благочестивая жена Ивана посоветовала ему поехать в заброшенный Крыпецкий монастырь, где, несмотря на запустение, был жив дух благодати. В надежде, что Бог поможет по молитвам святых Своих, с большим трудом отправился болящий Иван в обитель. Там он молился святому Савве, плакал, просил помочь. Молитва была горячей и усердной.

После умылся в святом источнике и искупался. Уже на обратном пути Иван почувствовал, что глазам полегчало. Двоение прошло без следа! Радости Ивана не было предела.

Врач, конечно, посчитал, что помогло назначенное лечение. Кто же помог на самом деле, знал излечившийся.

Свидетельства об этих чудесах собраны протоиереем Романом Гуцу.

Чудо о необыкновенном обретении средств на восстановление монастыря

В середине 90-х годов прошлого века обитель стояла в разрухе. По Божией благодати отцу Дамаскину было доверено великое дело: восстановление святого места, которое после долгих лет разорения было возвращено в лоно Православной Церкви. Обживаться здесь приходилось почти как преподобному Савве: в глуши, без дорог, без средств, без трудников и рабочих. Твердая вера в помощь Божию, молитвы к святым угодникам помогали настоятелю смиренно обивать пороги власть имущих и предпринимателей - просить на святое дело. Многих обошел отец Дамаскин. Некоторые даже и слушать его не хотели, молча указывая на дверь. Все терпел подвижник ради Господа. Вот и в очередной раз ушел он ни с чем из приемной одного начальника. Ушел и забыл, как называлось место, где просил без пользы.

Но не смог забыть об этом посещении начальник, к которому не допустили наместника! Потом он сам поведал отцу Дамаскину, что в ночь после неудачного визита просителя, ему, всегда спавшему крепким сном без сновидений, вдруг привиделся во сне старец с белой круглой бородой на фоне храма. Старец указал на полуразрушенный храм, на ветхую колокольню и призвал помочь в их восстановлении. Проснувшись, начальник подивился такому сну, но за делами тут же забыл о нем. На следующую ночь он увидел то же самое. И так три ночи подряд являлся ему во сне необычный старец и говорил о том, что надо помочь какому-то монастырю, а где он расположен - ни слова. Необъяснимая тревога вошла в сердце начальника. Стал он ездить по окрестным псковским обителям. Побывал в Печерском, в Снетогорском, Спасо-Елеазаровском монастырях и других местах, но все были не похожи на ту обитель, что видел он во сне. Собирался уже оставить поиски, да услышал, что открылся новый монастырь под Псковом - Крыпецкий.

Нашел начальник на карте село Крыпецкое и отправился в путь. Как плутал, пока доехал, и вспоминать страшно: дорог проезжих к обители не было. Добрался к вечеру и узнал, наконец, «свой» монастырь. К нечаянному гостю из полуразрушенной колокольни вышел настоятель. Начальник тут же поведал ему свою историю. Отец Дамаскин, выслушав, принес гостю икону преподобного Саввы, взглянув на которую, он узнал старца из своего сна.

Вернувшись в город, начальник стал ходатайствовать о помощи для обители.С тех пор руководитель предприятия неоднократно помогал монастырю транспортом, деньгами, нужными в строительных делах материалами. А наместник и братия не забывают поминать своих благодетелей в молитвах.

Преподобный Савва Крыпецкий был пострижен на Афоне, откуда прибыл в Псков. Он начал подвизаться на Снетной горе в Богородичной обители, близ Пскова, затем перешел в более уединенное место на речку Толву, в обитель преподобного Евфросина (память 15 мая). Наконец, он удалился на совершенное безмолвие в Крыпецкую пустынь, за 15 верст от Толвы, и поселился один при небольшом озере в непроходимом лесу. Пищею отшельника были хлеб и вода, а в среду и пятницу он ничего не вкушал. В отшельнической жизни много он претерпел от нечистых духов, но всегда побеждал их молитвой. Спустя несколько лет уединенной жизни к преподобному Савве стали собираться ревнители пустынной жизни. Они упросили его учредить обитель и построить храм в честь апостола Иоанна Богослова. Преподобный отказался быть игуменом обители и поручил управление иноку Кассиану. К строгому старцу приходили многие из Пскова, которых он исцелял и увещевал, но ни от кого не принимал даров.

Однажды Псковский князь Ярослав Васильевич Оболенский, который часто посещал обитель, приехал к святому вместе с больной супругой. Преподобный Савва послал сказать ему: «Старец, грешный Савва, говорит тебе, князь, не вступай в обитель с княгинею; у нас здесь такое правило – жены не должны входить в обитель: если преступишь отеческую заповедь, княгиня твоя не получит исцеления». Князь просил прощения, что по незнанию хотел нарушить устав. Преподобный Савва вместе с братией вышел за ворота и отслужил молебен. Княгиня исцелела. По ходатайству князя в 1487 году Псков получил грамоту на землю для обители.

Мирян преподобный учил соблюдать чистоту, напоминая о суде Апостольском против сквернителей тела. Богатым и судьям говорил, чтобы не кормились за счет бедных и соблюдали правду. Часто напоминал всем уклоняться от ссор и вражды, сохранять любовь и мир и покрывать ошибки других снисхождением, дабы и нас простили. В обители с самого начала было введено строгое общежитие. И тогда, когда собралось довольно братии и средств, в келье преподобного не было ничего, кроме двух икон, мантии и рогожки, на которую он ложился отдыхать. Той же нищете он обучал братию. Преподобный заповедал им возделывать землю своими руками. Он говорил: «К чему называем мы древних подвижников своими отцами, когда не живем их жизнию, как следует детям. Они бездомные, нищие, проводили время в вертепах, в пустынях и для Господа со всей твердостью покоряли свою плоть духу, не знали покоя ни днем, ни ночью. Возлюбим, дети, благого Господа, не звуками только и одеждою будем показывать любовь нашу к Нему, а делами: любовью друг ко другу, слезами, постом, всяким воздержанием, как совершали это древние отцы».

Благодарный князь построил через мхи и болота мост к обители длиною в 1400 сажен. После своей кончины († 28 августа 1495) преподобный Савва не оставил обители, а много раз оказывал защиту. Однажды ночью к монастырю подошли разбойники. Но они увидели благолепного старца, который, держа в руке жезл, грозно велел им покаяться. Наутро узнали, что в монастыре такого старца не было, и поняли, что это являлся сам преподобный Савва. Предводитель разбойников покаялся игумену и остался жить в монастыре.

Преподобный Савва был высок ростом, с бородой седой, как снег, круглою, густою и не очень долгою. В таком виде он явился в середине ХVI века иноку Исаии, указав, где находятся его нетленные мощи. Тогда же, в 1555 году, по просьбе Крыпецкой братии, псковский священник Василий написал житие преподобного Саввы и ему было установлено празднование.

Значение САВВА КРЫПЕЦКИЙ в Православной энциклопедии Древо

САВВА КРЫПЕЦКИЙ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Савва Крыпецкий, Псковский (+ 1495), преподобный.

Был пострижен на Афоне, откуда прибыл в Псков. Он начал подвизаться на Снетной горе в Богородичной обители, близ Пскова, затем перешел в более уединенное место на речку Толву, в обитель преподобного Евфросина. Наконец, он удалился на совершенное безмолвие в Крыпецкую пустынь, за 15 верст от Толвы, и поселился один при небольшом озере в непроходимом лесу. Пищею отшельника были хлеб и вода, а в среду и пятницу он ничего не вкушал. В отшельнической жизни много он претерпел от нечистых духов, но всегда побеждал их молитвой. Спустя несколько лет уединенной жизни к преподобному Савве стали собираться ревнители пустынной жизни. Они упросили его учредить обитель и построить храм в честь апостола Иоанна Богослова. Преподобный отказался быть игуменом обители и поручил управление иноку Кассиану. К строгому старцу приходили многие из Пскова, которых он исцелял и увещевал, но ни от кого не принимал даров.

Однажды Псковский князь Ярослав Васильевич Оболенский,который часто посещал обитель, приехал к святому вместе с больной супругой. Преподобный Савва послал сказать ему: "Старец, грешный Савва, говорит тебе, князь, не вступай в обитель с княгинею; у нас здесь такое правило - жены не должны входить в обитель: если преступишь отеческую заповедь, княгиня твоя не получит исцеления". Князь просил прощения, что по незнанию хотел нарушить устав. Преподобный Савва вместе с братией вышел за ворота и отслужил молебен. Княгиня исцелела. По ходатайству князя в 1487 году Псков получил грамоту на землю для обители.

Мирян преподобный учил соблюдать чистоту, напоминая о суде Апостольском против сквернителей тела. Богатым и судьям говорил, чтобы не кормились за счет бедных и соблюдали правду. Часто напоминал всем уклоняться от ссор и вражды, сохранять любовь и мир и покрывать ошибки других снисхождением, дабы и нас простили. В обители с самого начала было введено строгое общежитие. И тогда, когда собралось довольно братии и средств, в келье преподобного не было ничего, кроме двух икон, мантии и рогожки, на которую он ложился отдыхать. Той же нищете он обучал братию. Преподобный заповедал им возделывать землю своими руками. Он говорил: "К чему называем мы древних подвижников своими отцами, когда не живем их жизнию, как следует детям. Они бездомные, нищие, проводили время в вертепах, в пустынях и для Господа со всей твердостью покоряли свою плоть духу, не знали покоя ни днем, ни ночью. Возлюбим, дети, благого Господа, не звуками только и одеждою будем показывать любовь нашу к Нему, а делами: любовью друг ко другу, слезами, постом, всяким воздержанием, как совершали это древние отцы".

Благодарный князь построил через мхи и болота мост к обители длиною в 1400 сажен.

После своей кончины (+ 28 августа 1495) преподобный Савва не оставил обители, а много раз оказывал защиту. Однажды ночью к монастырю подошли разбойники. Но они увидели благолепного старца, который, держа в руке жезл, грозно велел им покаяться. Наутро узнали, что в монастыре такого старца не было, и поняли, что это являлся сам преподобный Савва. Предводитель разбойников покаялся игумену и остался жить в монастыре.

Преподобный Савва был высок ростом, с бородой седой, как снег, круглою, густою и не очень долгою. В таком виде он явился в середине XVI века иноку Исаии, указав, где находятся его нетленные мощи. Тогда же, в 1555 году, по просьбе Крыпецкой братии, псковский священник Василий написал житие преподобного Саввы и ему было установлено празднование.

Использованные материалы

http://www.jmp.ru/svyat/aug28.htm

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое САВВА КРЫПЕЦКИЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • САВВА в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
    431044, Мордовия Республики, …
  • САВВА
    Савва - свят. (1169 - 1237), в мире Растько (Ростислав), младший изсыновей Стефана Немани, брат Стефана сербского Первовенчанного. На 18-мг. …
  • САВВА в Современном энциклопедическом словаре:
  • САВВА в Энциклопедическом словарике:
    (сербский Сава, до пострижения - Растко) (около 1174 - 1235), основатель автокефальной сербской церкви, первый архиепископ Сербии (1219). Сын Стефана …
  • САВВА
    С́АВВА СЕРБСКИЙ (в миру Растько) (Ростислав) (1169-1237), первый архиепископ Сербии (с 1219). Мл. сын Стефана Немани, брат Стефана Первовенчанного. С …
  • САВВА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    С́АВВА ОСВЯЩЕННЫЙ (439-532), христ. монах-отшельник. В 478 основал в Палестине, в пустыне близ Иордана, монастырь, ставший одним из центров православия …
  • САВВА в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • САВВА в словаре Синонимов русского языка.
  • САВВА в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Вишерский, Новгородский (ум. 1461), сын кашинского боярина Ивана Борозды, инок, затем игумен (1397) Тверской Саввиной пустыни. Основал (1417) Савво-Вишерский …
  • ЯМЩИКОВ САВВА ВАСИЛЬЕВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ямщиков Савва (Савелий) Васильевич (1938 - 2009), известный реставратор, ученый и писатель. Родился 8 …
  • САВВА СУРОЖСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Савва Сурожский (+ ранее XII в.), архиепископ, святитель. Память 2 апреля , 15 …
  • САВВА СТРАТИЛАТ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Савва Стратилат (+ 272), мученик. Память 24 апреля. Происходил из готского племени. …
  • САВВА СТОРОЖЕВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Савва Сторожевский (+ 1406), Звенигородский чудотворец, преподобный. Память 19 января, 3 декабря. …
  • САВВА СЕРБСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Савва Сербский - имя нескольких лиц. Предстоятели Сербские: Свт. Савва I , архиеп. (+ 1237, …
  • САВВА ОСВЯЩЕННЫЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Савва Освященный (439 - 532), преподобный. Память 5 декабря в день кончины Преподобный …
  • САВВА ГОТСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Савва Готский, Бузэуский (+ 372), мученик. Память 15 апреля . Святой мученик Савва, …
  • САВВА ВИШЕРСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Савва Вишерский (+ 1461), игумен, преподобный. Память 1 октября и в Соборе Тверских …
  • САВВА II СЕРБСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Савва II (Неманич) (ок. 1200 - 1271), архиепископ Сербский, святитель. Память 8 февраля …
  • САВВА I СЕРБСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Савва I Сербский (1169 - 1237), первый архиепископ Сербский, святитель. Память 12 …
  • САВВА (ГРЫЦУНЯК) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Савва (Грыцуняк) (род. 1938), митрополит Варшавский и всей Польши, предстоятель Польской Православной Церкови. …
  • САВВА (ГИГИБЕРИЯ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Савва (Гигиберия) (род. 1966), епископ Хонский и Самтредийский. Родился в 1966 году. Получал образование …
  • САВВА (БОРИСОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Савва (Борисов) (1865 - 1937), иеромонах. В миру Борисов Сергей Евстратович. Родился в …
  • КРЫПЕЦКИЙ-БОГОРОДИЦКИЙ М-РЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    зашт. муж. — Псковской губ. и у., в 7 в. от жел.-дор. ст. Торошина. Основ. в. XV ст. преп. Саввою, …
  • ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ-УСПЕНСКИЙ-КРЫПЕЦКИЙ МУЖ. М-РЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (в просторечии Крыпцы) — заштатный (с 1764 г.), Псковской губ. и уезда, в 20 в. к ССВ от Пскова, среди …
  • КРЫПЕЦКИЙ-БОГОРОДИЦКИЙ М-РЬ
    зашт. муж. ? Псковской губ. и у., в 7 в. от жел.-дор. ст. Торошина. Основ. в. XV ст. преп. Саввою, …
  • ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ-УСПЕНСКИЙ-КРЫПЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (в просторечии Крыпцы) ? мужской, заштатный (с 1764 г.), Псковской губернии и уезда, в 20 верстах к ССВ от Пскова, …
  • ПОКРОВСКИЕ ВОРОТА (ФИЛЬМ) в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-08-31 Time: 08:08:30 * Кулинар! * — Три-два, во! * Играй, Яшенька, играй! * Резать к чертовой матери, не …
  • СТЕФАН ПЕРВОВЕНЧАННЫЙ в Православной энциклопедии Древо.
  • СИЛЬВЕСТР (ХОЛМСКИЙ-ВОЛЫНЕЦ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сильвестр (Холмский-Волынец) (+ 1735), бывш. митрополит Казанский и Свияжский, духовный писатель. Происходил из …
  • СЕРБСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Сербская Православная Церковь - …
  • САВВИНО-СТОРОЖЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Саввино-Сторожевский мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, ставропигия Русской Православной Церкви. Адрес: 143185, …

На родине Великой Княгини Ольги, в псковской земле, расположился монастырь Иоанна Богослова. Обитель эта в течение многих веков была духовным оплотом северо-западных пределов великого христианского государства.

Основатель Крыпецкой обители, Преподобный Савва около половины 15 века пришел в Россию из чужих стран. Некоторые полагают, что пришел он из Сербской земли, другие же, что от горы Афонской. Сперва он пребывал близ Пскова в братстве Снетогорского, но скоро оттуда перешел в пустыню к Преподобному Евфросину, а потом желая еще строжайшего уединения, испросив у него благословения, удалился на 15 верст от обители святого Евфросина, в Крыпецкое урочище, где обитали лишь медведи и другие хищные звери. Там поселился он один при небольшом озерке, среди обширных болот, поросших мелким сосновым лесом. Преподобный проводил бытие в посте, молитве и воздержании великом, питаясь от трудов своих. Утвердившись на пустынном холме, преподобный Савва соорудил небольшую церковь во имя любимого ученика Христова, св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Через несколько лет собралось рядом уже небольшое число сподвижников. Упросили они его основать монастырь, но игуменство на себя отче принять отказался, а как некое послушание препоручил сие одному из благочестивых чад - Кассиану. Слава о дерзновенном предстателе Господнем росла все больше н больше, за помощью и советом к нему заспешили не только простые люди, но и сильные мира сего. Правивший в то время в уделе князь Ярослав Васильевич посещал преподобного не только в великие престольные, но и все воскресные праздники, а для удобства проезда проложил дорогу через болото - деревянный, на тысячу четыреста сажен мост.

Однажды увидел прозрением Савва, что высокий гость везет к нему свою больную супругу. Тогда прозорливый старец выслал ему навстречу ученика своего с такими словами: “Грешный старец Савва говорит тебе, князь, не входи с княгиней в монастырь, ибо по преданию Святых Отец не дозволено женщинам входить в обитель иноческую. Если же не послушаешь меня, то супруга твоя не получит исцеления” . Князь не нарушил традиций иноческих и спешно испросил прощение в нарушении заповеди, которой не знал. Старец же, выйдя из стен за ворота, отслужил с братией молебен и, окропив водой, освободил недужную от болезни. Были сотворены при жизни преподобного и многие другие чудеса.

После отшествия святого из мира сего пришли однажды ночью в обитель разбойники с целью ограбления. Насельников в тот миг в обители немного было, да и те крепко спали. Но появились вдруг перед незванными пришельцами неизвестные иноки с фонарями, как бы на страже стоящие. И побежали воры через болота и коряги в страхе Божием, слыша топот ног преследователей и видя гневного старца седовласого, глаголющего грозно: “Почто обитель мою разорить хотели? Идите отсюда и кайтесь, и подобное не творити. Если же не уйдете, то сотворю мольбу на вас Царю Небесному Христу, и вы погибните ”.

Устрашенные молитвами Саввы наутро разбойники пришли в обитель и спросили у некого Авдия: “Кто у вас всю ночь был в монастыре и почему множество людей в полуночи ходили с фонарями и оружием по монастырю?” Авдий же отвечал разбойникам, что никого не было ночью в обители. Услышав сие, разбойники поведали с покаянием и слезами игумену и всей братии о несостоявшемся злодеянии. Разбойники же со временем раскаялись, а атаман их постригся в обители преподобного Саввы.

Мощи святого были обретены вскоре после его смерти, когда по усмотрению Божиему игумен Феоктист возводил вместо деревянной церкви Иоанна Богослова храм каменный и предполагал устроить старцу гробницу. При разборке старых строений и осмотре захоронений мощи преподобного, к сожалению, обнаружены не были, отчего нашла на всех великая скорбь. В память святого Георгия служил литургию монах Исаия. Придя в свою келью отдохнуть, видит он сон, будто находят братья некий гроб дубовый. Вскрывают его, но захоронения не познают и вновь его закрывают. И тут восстал некий старец чудный и указав себе на грудь, сказал: “Я многогрешный Савва, начальник обители сей, перенесший много напастей для Господа. Пришло время, так угодно Богу, быть известными мощам моим."

И пришедшим игумену с братией подает святой на вкушение три ягоды прекрасных, как символ плодов духовных во имя Отца, Сына и Святаго Духа. чтобы Спаситель услышал молитвы христианские и во веки не оскудела обитель сия.

Савва, преподобный Крыпецкий

Преподобный Крыпецкий, еще называется Псковским и Ижорским, родом серб, жил во второй половине ХV века. Сведения о жизни его очень скудны. Известно, что некоторое время он жил на Афоне, затем перешел в Псковскую область и подвизался сначала на Снетной горе, в Богородичной обители, близ Пскова, затем - по р. Толве, в обители у преподобного Евфросина, и наконец удалился на совершенное безмолвие в Крыпецкую пустынь, в 15 верстах от Пскова. Прошло еще несколько лет, и к преподобному Савве стали собираться ревнители пустынной жизни и вскоре была учреждена Крыпецкая обитель с храмом в честь Иоанна Богослова; но от игуменства преподобный Савва отказался. Обучая братию смирению и нищете наставлениями и жизнью своею, преподобный Савва воспитал в своей обители строгое подвижничество. Крыпецкой обители много благотворил управлявший Псковом князь Ярослав Васильевич Оболенский, - он построил через мхи и болота к обители мост в 1400 сажен, доселе называемый Ярославовым. Мирная кончина преподобного Саввы последовала 28 августа 1487 г. (по одним сказаниям) или 1495 г. (по указанию других). В соборном определении 1547 г. нет имени преподобного Саввы Крыпецкого, но в этом году обретены под спудом его мощи; празднование памяти преподобного 28 августа установлено в 1554 г. Житие его имеется в списках XVI века.

Леонид, "Св. Русь"; Филарет, архиепископ, "Русские святые - август".

{Половцов}

Савва, преподобный Крыпецкий

{Половцов}


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Савва, преподобный Крыпецкий" в других словарях:

    Ы, муж.Отч.: Саввич, Саввична.Производные: Саввушка; Сава; Ава.Происхождение: (Арам. saba старец, дед.)Именины: 25 янв., 27 янв., 1 февр., 21 февр., 15 марта, 10 апр., 12 апр., 15 апр., 28 апр., 7 мая, 26 июня, 21 июля, 2 авг., 9 авг., 9 сент.,… … Словарь личных имен

    Монастырь Иоанно Богословский Савво Крыпецкий монастырь … Википедия

    1) C. персидский мученик за Христа, умер 327 г. 2) С. Готский, утоплен за Христа в Валахии; мощи его при Василии Великом перенесены в Kecapию, 3) С. Стратилат, родом гот. военачальник имп. Аврелиана; за Христа утоплен в Тибре в 272 г. 4) С.… …

    1) C. персидский мученик за Христа, † 327 г. 2) С. Готский, утоплен за Христа в Валахии; мощи его при Василии Великом перенесены в Кесарию, 3) С. Стратилат, родом гот. военачальник имп. Аврелиана; за Христа утоплен в Тибре в 272 г. 4) С.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Псковский, преподобный (ск. 28.08.1495), пришел на Русь около сер. XV в., как предполагается, из Сербии или с Афона. Сначала он подвизался в Снетогорском монастыре Пресвятой Богородицы, откуда перешел в обитель к прп. Евфросину Псковскому.… … Русская история

    В европейской ч. России, на СЗ. Вост. Европейской равнины. 55,3 тыс. км², Образована в 1944 г. В рельефе – чередование холмистых возв. (Лужская, Судомская, Бежаницкая, до 338 м) со следами древней ледниковой обработки и разделяющих их… … Географическая энциклопедия

    Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря. 1311 год. Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорский монастырь действующий женский монастырь во Пскове. Один из древнейших из ныне существующих псковских монастырей, первое упоминание в летоп … Википедия



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!