Информационный женский портал

Типы подчинительной связи: согласование, управление, примыкание. Нормы согласования, управления и примыкания

Существует такая вещь в лингвистике, как подчинительная связь. В русском языке подчинительная связь бывает в словосочетаниях и в предложениях. Такое встречается в речи постоянно. Но что такое подчинительное словосочетание и предложение?

Для начала рассмотрим, что означает подчинительная связь. Она связывает между собой самостоятельные (знаменательные) слова и словосочетания посредством того, что одна часть является главной, а другая – зависимой . Проверить это очень легко. От главной части можно задать вопрос к зависимой. Такая связь определяется и по смыслу, и грамматически. Например, красивый цветок, где от слова «цветок» можно задать вопрос «какой?» к слову «красивый» и определить, что зависимым тут является прилагательное.

Типы подчинительной связи в словосочетании

Согласование

Род, число и падежная форма зависимой части полностью согласуются с главной частью, то есть уподобляется ей. От главного слова можно задать вопросы «какой?» и «чей?» (эти вопросы могут изменяться в зависимости от формы).

При согласовании главным всегда выступает существительное, а зависимыми могут быть:

  1. Прилагательные: голубое море, чёткое изображение, яркому свету.
  2. Порядковые числительные: первое место, (на) десятом этаже, сотый фильм.
  3. Причастия: пишущий человек, бегающему котёнку, прыгающий мячик.
  4. Притяжательные местоимения (кроме их, его, её): наши сердца, моё сокровище.

Согласование также бывает полным и неполным . В первом случае зависимое слово во всех формах уподобляется главному, а во втором случае – только частично. Но неполная форма касается скорее только исключений и просторечий. Примером неполного (или частичного) согласования является случай, когда слово, обозначающее профессию (как мы знаем, многие такие слова бывают в мужской форме, но сам человек может быть и женщиной), имеет рядом прилагательное, но в другом роде (наша врач).

Управление

При управлении зависимое слово меняется под влиянием главного только по падежу, одно слово «управляет» другим. Словосочетанием с управлением могут быть: глагол + существительное, деепричастие + существительное, причастие + существительное, два существительных или количественное числительное + существительное. Бывает два типа управления : с предлогом, когда есть предлог, или без предлога. При управлении зависимому слову задаётся вопрос косвенного падежа или же обстоятельственный вопрос (где, куда, откуда), так как слово может отвечать одновременно на два вопроса.

Примеры: курить сигарету, жить в доме, игрушка кота, шесть игроков, бросив учёбу, написание книг.

Примыкание

При этом типе связи одна часть «примыкает» к другой. Другими словами, такие словосочетания определяются только по смыслу , так как обе части сохраняют все свои формы. Главный признак примыкания – зависимое слово является неизменяемой частью речи (инфинитив глагола, деепричастие, наречие, местоимения его, её, их).

Главным отличием от управления и согласования является как раз «самостоятельность» частей и зависимость друг от друга только по смыслу. Примыканием является связь двух существительных, если они обозначают название (озеро Байкал, страна Россия, река Волга). Можно задать обстоятельственный вопрос (не путать с управлением!): что делать, что сделать, что сделав, что делая и чей (его, её, их).

Примеры: его куртка, планета Земля, жить хорошо, ехать не останавливаясь, вырос быстро.

Словосочетания, которые не имеют подчинительной связи

  • Слово и служебная часть речи (около дома).
  • Составные слова (более яркий).
  • Слова, объединённые союзом «и».
  • Фразеологизмы.
  • Глагол и подлежащее.

Подчинительная связь в предложениях

В предложениях тоже есть подчинительная связь, но это касается только не сложносочинённых предложений. Сложноподчинённое предложение отличается от сложносочинённого тем, что обе части нельзя разорвать. Если их употребить отдельно, то предложение потеряет смысл, в то время как части сложносочинённого предложения вполне себе можно употреблять отдельно друг от друга и на письме разделить точкой.

Разделяют виды подчинительной связи в таких предложениях только в том случае, если придаточных частей несколько. Например: он сказал мне, что пойдёт только в то место, куда его направили. Тут мы видим одно главное предложение и два зависимых.

  • последовательное;
  • параллельное;
  • однородное.

Последовательное предложение можно определить, если от главной части идёт вопрос к придаточной, а от этой придаточной – к ещё одной придаточной. Например: я купила кофту (какую?), которую мне сшили в ателье (в каком?), которое находится далеко от моего дома.

При параллельном виде подчинения всем придаточным задаются вопросы из главной части, но от разных слов. Таким образом, получается этакая «параллель». В таких случаях обычно главная часть находится между зависимых. (Пример: когда в школе прозвенел звонок, я разговаривал с новым одноклассником, который недавно перешёл к нам в класс).

При однородном типе зависимые предложения относятся к одному и тому же слову, находящемуся в главной части. (Например: сегодня я пошёл гулять в парк, в котором обычно очень мало людей и где я забыл кофту).

Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание

Цель : познакомить с различными способами связи в словосочетаниях, научить определять способы связи в словосочетании, конструировать их, закрепить понятие о строении и значении словосочетаний, закрепить умение делать схемы.

Методические приемы: повторение пройденного, объяснение учителя, конструирование словосочетаний, работа со схемами, словарная работа.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Запись слов в словарик.

Традиция, идеал, стипендия, стипендиат, преданность, митинг, кандидат, делегат, депутат, памятник, обелиск.

Проверка домашнего задания (упр. 65), «по цепочке».

3. Опрос учащихся.

– Что называется словосочетанием?

Расскажите о строении словосочетаний?

Каковы основные признаки словосочетаний?

На какие общие типы делятся словосочетания по их морфологическим свойствам?

Что показывает схема словосочетаний?

Практические задания на закрепление материала.

Выборочный диктант.

На доске написаны слова. Выпишите только словосочетания.

Возле леса, хвойный лес, лес шумит, лес и поле, настольные часы, часы приема, часы остановились, следствие закончено, виртуозно играть, играю на компьютере, засушливое лето, во время игры, от засухи и зноя, в течение часа.

Объясните, почему словосочетаниями не являются: возле леса, лес и поле, от засухи и зноя, в течение часа.

4. Работа с упр. 66, стр. 31. Работаем устно.

5. Объяснение нового материала. Работа с материалом п. 7, с. 32.

1. связь слов в словосочетании..

Самостоятельные части речи соединяются в словосочетания с помощью трёх видов связи: согласования, управления, примыкания. Вид связи определяется грамматическими свойствами зависимых слов.

  1. Согласование. Учащимся предлагается записать в столбик словосочетания, оставив первую строчку для записи после объяснения; найти главные и зависимые слова; определить, какой частью речи выражено зависимое слово; слева с столбик записать схемы словосочетаний.

Пренеприятное известие прил.+ сущ.

Превосходный результат прил.+ сущ.

Прибрежные заросли прил.+ сущ.

Приближающейся бури прич.+ сущ.

Этого пристанища мест.+ сущ.

Второе приглашение числ. (поряд)+ сущ.

если зависимое слово отвечает на вопросы какой? который? чей?, то этот вид связи – согласование. Зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже. (записываем на доске вопросы, схемы и вид связи).

Вопросы:

Какие части речи могут отвечать на эти вопросы? (Прилагательные, притяжательные местоимения, порядковые числительные, причастия)

Приведите примеры согласования. (ранняя осень – ранней осенью, своя игра – свою игру, пятый элемент – пятым элементом, лечащий врач – лечащему врачу).

2) Управление.

Х__________

Приведение к знаменателю сущ. + сущ.

Х________

Увидел привидение гл. + сущ.

Х__________

Примчаться к тебе гл. + мест.

Х________

Призадуматься над задачей гл. + сущ.

Если в качестве зависимого слова выступает имя существительное или слова с признаками существительного – это управление. Главное слово управляет зависимым. При управлении форма зависимого слова не изменяется при изменении формы главного слова: учиться в школе – учусь в школе; товарищ по школе – товарища по школе, встретить вас – встретил вас).

3) Примыкание.

Х__________

Прибыть неожиданно гл. + нареч.

Нежно прикасаться нареч. + неопр. форма гл.

Очень небрежно нареч. + нареч.

Х__________

Спал сидя гл. + деепричаст.

Х__________

Говорил улыбаясь гл. + деепричаст.

Если зависимое слово наречие, деепричастие или начальная форма глагола – это примыкание. Зависимое слово примыкает к главному по смыслу: быстро соображать, довольно быстро, макароны по-флотски, шёл напевая, собираюсь уехать.

2. Значение словосочетаний.

В словосочетании выделяется три вида значений: определительное, обстоятельственное, дополнительное.

1) Определительное значение выражается в словосочетаниях, где зависимое слово означает признак предмета и отвечает на вопросы определений (какой, который? Чей?): седьмая печать, мамины перчатки, девушка с голубыми глазами, мой друг.

2) обстоятельственное значение выражается в словосочетаниях, где зависимое слово означает действие или признак, а зависимое – признак. Зависимое отвечает на вопросы обстоятельств (где? когда? как? почему? с какой целью и т. д.): рыбачить на озере, встать рано, дрожащий от холода, призванный защищать.

3) Дополнительное значение проявляется в словосочетаниях, где главное слово тоже означает действие или признак, а зависимое – предмет, по отношению к которому совершается это действие или проявляется этот признак. Зависимое слово отвечает на вопросы дополнений (вопросы косвенных падежей: прочитать главу, обнять бабушку, поговорить с тобой, вдали от берега.

Закрепление темы.

6. Работа с упр. 71, стр. 34. выполняем письменно, с комментированием «по цепочке».

7. Объяснение нового материала. Работа с материалом п. 7, с. 35-36.

8. Работа с упр. 77, стр. 37.

9. Самостоятельная работа с упр. 72, стр. 34

10. Проверочная работа на степень усвоения изученного материала. Тестовая работа.

Какие пары слов не являются словосочетаниями?

А. медведь заревел

Б. заревел неистово

В. заревел и схватил

Г. схватил за комбинезон

Найдите словосочетание по его грамматическому признаку –

«действие и его признак»

А. спуститься с горы

Б. бег трусцой

В. легко преодолеть

Г. ходить по лесу

Отметьте словосочетания, у которых вид связи – согласование.

А. сидеть в машине

Б. весёлая музыка

В. очень тепло

Г. счастливо улыбаться

Отметьте словосочетания, у которых вид связи – управление

А. развевающегося флага

Б. ничем не интересовался

В. шел медленно

Г. присутствовать на митинге

Отметьте словосочетания, у которых вид связи – примыкание.

А. серый от пыли

Б. очень грязный

В. поворот налево

Г. возвратиться из похода.

Найдите ошибки в управлении.

А. директор магазина

Б. опираться на фактах

В. верящий в победу

Г. уверенность в победу

Д. з. & 7, упр. № 8


Различаются два основных типа синтаксической связи слов в предложении: сочинительная и подчинительная . Сочинительной свя­зью соединяются равноправные, независимые друг от друга слова, являющиеся в предложении однородными членами: Густые и сочные травы сулили богатый покос (М.Исак,). При подчинитель­ной связи одно слово является главным, а другое зависимым. От главного слова к зависимому ставится вопрос: яркое солнце (солнце какое?), очень полезный (полезный в какой степени?). Подчини­тельная связь более тесная, чем сочинительная. Словосочетаниям свойственна только подчинительная связь. Существует 3 вида под­чинительной связи: согласование, управление и примыкание .

Согласование - такой вид подчинительной связи, при кото­ром зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное. Основной вид согласования свойствен словосочетаниям: белая берёза, стройный тополь. При согласовании с изменением форм главного слова изменяются формы зависимого слова: белой берё­зы, белой берёзе, белую берёзу. Зависимость подчинённого слова от главного выражается с помощью окончаний. При согласовании в словосочетаниях главным словом является существительное, а зависимым - прилагательное или другая часть речи, склоняюща­яся подобно прилагательному: первый урок, решенная задача, моя книга. Зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже. В составе предикативного сочетания (сочетания главных членов) наблюдаются другие виды согласования. Глагол-сказуе­мое согласуется с именительным падежом существительного в числе: грачи прилетели; Солнце светит. В форме прошедшего вре­мени единственного числа и в форме условного наклонения единственного числа глагол согласуется с существительным в числе и роде: Туман рассеялся; Скорее пришёл бы отец!

Управление - такой вид связи, при котором зависимое слово (существительное, местоимение-существительное, субстантиват) ставится при главном в определённом падеже без предлога или с предлогом. Например: встретить друга (в,п.), верить другу (д.п.), думать о матери (пр.п.), лечить больного (в,п.).

При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется. Например: встретить друга, встречу друга, встретив друга. Зависимым словом при управлении всегда является существительное или слово, заменяющее суще­ствительное (местоимение, субстантиват). Главным словом мо­жет быть глагол, существительное, прилагательное, наречие: чи­тать книгу, книга сестры, добрый сердцем, вдали от дороги.

По наличию или отсутствию предлога при зависимом слове раз­личают предложное и беспредложное управление: работать за това­рища, поступить в институт - предложное управление; топать книгу, верить другу, чтение книги - беспредложное управление.

Зависимость существительного при управлении выражается только его окончанием, если нет при нём предлога, и предлогом и окончанием, если предлог есть (работать за товарища).

Примыкание - это вид связи, в который вступает неизменяе­мые слова и формы. Примыкание - связь в основном смысловая. Примыкают наречия, инфинитивы, деепричастия, сравнитель­ная степень прилагательных: повернуть направо, привычка курить, идти прихрамывая, пришли дети постарше. Объединению примы­кающих слов в составе словосочетания помогает контактное рас­положение слов, отсутствие паузы между главным и зависимым словом при чтении предложения, т.е. интонация предложения. Например: Друзья повернули направо; В лесу дышится легко.

Подчеркнём, что вид синтаксической связи зависит от при­надлежности слов к части речи, а не от их синтаксической роли в предложении. Так, зависимые существительные всегда управляются, хотя они могут быть в предложении и дополнениями, и обстоятельствами, и несогласованными определениями, напри­мер: читать книгу (доп.), читать на кушетке (обет.), книга брата (несогл. определение).

Способы подчинительной связи следующие: согласование, управление, примыкание

Согласование как способ подчинительной связи

  • Согласование - это вид подчинительной связи, когда зависимое слово принимает грамматические формы главного слова, например: красивая картина.

Главным словом при согласовании являются имя существительное, субстантивированное прилагательное или причастие (т.е. перешло в разряд существительных), а также местоимение, существительное, например: приподнятое настроение, студенческая столовая.

Зависимое слово может быть именем прилагательным, местоимением-прилагательным, порядковым числительным или причастием, т.е. такими разрядами слов, в которых категории рода, числа и падежа не являются самостоятельными, например: верное решение, наша встреча.

Управление как способ подчинительной связи

  • Управление - вид подчинительной связи, когда зависимое слово употребляется в том косвенном падеже, требующем главное слово, например: писать книгу, щелкать зубами, советовать другу (кому? дательный.падеж);

Главное слово при управлении может выступать в качестве глагола(радоваться встрече), существительного(любовь к людям), прилагательного(достойный сожаления), наречия(недалеко от города), порядковым числительного(первый в классе).

При управлении зависимым словом всегда выступают имена существительные, местоимения-существительные, субстантивированные прилагательные(покрыть снегом,беседа с рабочими).

Примыкание как способ подчинительной связи

  • Примыкание - это такой вид синтаксической связи, когда неизменяемое зависимое слово присоединяется к главному по смыслу. Например: Очень мило (как мило?).

Примыкают неизменяемые слова: инфинитив, наречие, форма простой сравнительной степени, деепричастие, некоторые неизменяемые прилагательные(приказ наступать, дверь налево, чуть южнее).

Инфинитив примыкает к глаголу (стараться ответить,приехал погостить), имени существительному (желание помириться), прилагательному(намерен отдохнуть)

Формы сравнительной степени примыкают к глаголу(ответить лучше,бежать быстрее), к существительному(новость поинтереснее, напиток покрепче)

Деепричастия примыкают к глаголу в случаях, когда в них развивается значение наречия(читать лёжа, спать сидя).

Неизменяемые прилагательные типа беж, мини, макси, хинди, миди, клеш и т.д. примыкают к существительным(язык хинди, часы пик).

Следует различать примыкание и управление

  • Её обувь – это примыкание (чье?),
  • Увидеть его – управление (кого?).

В разрядах местоимений есть два омонимичных разряда. Личное местоимение отвечает на вопросы косвенных падежей, и оно участвует в подчинительной связи – это управление, а притяжательное участвует в примыкании.

  • Бежать в магазин – управление,
  • Пойти сюда – примыкание.

Важно различать предложно-падежную форму и наречие, т.к могут быть одинаковые вопросы! Если между главным и зависимым словом стоит предлог, то это управление.

    Согласование, примеры словосочетаний:

    вкусный борщ,

    хороший человек,

    веселый праздник,

    мой котенок.

    Примыкание, примеры словосочетаний:

    весело поет,

    смешно говорит,

    цвет беж,

    Управление, примеры словосочетаний:

    поговорим о наболевшем,

    думаю о маме,

    пою песню,

    разговор по душам.

    Подчинительная связь в словосочетаниях:

    согласование примеры: интересный фильм, широкий пояс, пятый элемент.

    управление примеры: снять картину, жарить картошку, целовать ребенка.

    примыкание: внимательно слушать, сшить костюм, готовить ужин.

    Существует три вида подчиненной связи, это:

    Например:

    • уважаемые провожающие,
    • добрый человек,
    • чайная ложка.

    Например:

    • песня о любви,
    • шагать строем,
    • плыть брасом.

    Например:


  • Примыкание, управление, согласование это типы подчинительной связи, это три основы, на которых строится правильная речь. Итак согласование это тип подчинительной связи, при котором главным словом является существительное, а зависимое - в том же падеже, роде и числе, пример: на крыше дома. Управление это так же тип подчинительной связи, при котором главное слово, оно же управляющее для зависимого, например: читать о погоде. Примыкание - это тип подчинительной связи, где главным словом считается неизменяемая часть речи, например: его комната, говори тише, яйцо всмятку, кофе по-турецки.

    Для начала надо понимать, что существует три типа подчинительной связи которые подстраиваются под одно правило по которому определяется тип связи слов в словосочетании. Вначале определяется главное слово, а уж от него задается вопрос к зависимому, после чего и определяется часть речи главного слова. Согласование, примыкание, управление это фундамент для грамотного построения речи и текста.

    Согласование тип подчинительной связи, где главным словом является существительное, а зависимое стоит в том же роде, падеже и числе.

    Пример - веселый человек, первый этаж, красивый цветок

    Управление тип подчинительной связи, где главное слово становится управляющим для зависимого. Главним здесь становится глагол.

    Пример - думать о детях, стоять в очереди, кричать в рупор.

    Примыкание - главным словом здесь является неизменная часть речи. В этих случаях слова связаны лишь по смыслу.

    Согласование--вид подчинительной связи в словосочетании, при котором зависимое слово полностью совпадает в роде,числе и падеже с главным. Согласуются,как правило, изменяемые слова: существительное (главное слово) + прилагательное, причастие, порядковое числительное, местоимение. Вот примеры: желтые листья, опавшая листва, третий звонок, моя жизнь. Главным словом может быть местоимение-существительное, например: кто-то чужой. Согласуются и два существительных: пес-лентяй, барышня-крестьянка.В роли главного слова может выступать субстантивированные прилагательные и причастия,например: вкусное мороженое, загорелый отдыхающий.

    Управление-- вид подчинительной связи, когда зависимое слово стоит в том падеже, которого требует главное слово. Вот примеры управления: щелкать зубами, ректор вуза, грустно до слез, двое мальчиков, благодаря хозяйку, беседа с учениками, встретиться с отдыхающими.

    Примыкание-- вид подчинительной связи, когда оба слова не связаны грамматически,а неизменяемое зависимое слово присоединяется к главному только по смыслу.

    Примеры примыкания: наука побеждать, намерен отдохнуть, читать быстро, петь стоя, брюки хаки, час пик, рукава реглан, кто-то опытнее, бежать быстрее,взгляд исподлобья, очень громкий, слишком холодно, поворот направо.

    Примеры подчинительной связи в предложениях:

    Примыкание: вымыть пол, протереть сухо.

    Согласование: зеленая трава, синее небо, оранжевый апельсин.

    Управление: готовить еду, обнять ребенка.

    Иногда их часто спутывают.

    Согласование, управление и примыкание это три вида подчинительной связи в словосочетаниях. Вот их подробное описание:

    А вот примеры словосочетаний каждого вида:

    Согласование:

    Младший брат, тмная ночь, мокрая улица, высокий дом, первое место, социальные сети, пушистая собака, каменный цветок и т.д.

    Примыкание:

    Долго уговаривать, хотел рассказать, медленно идти, талантливо написать, правильно писать.

    При таком виде подчинительной связи, как согласование , зависимое слово будет употребляться в такой же форме (род, падеж и число), что и главное слово.

    Примеры: зловещая луна, разбитый автомобиль, цветущая лилия, рассыпавшиеся карандаши.

    Управление это вид связи, который характеризуется тем, что главное слово управляет падежом зависимого.

    Примеры: заниматься туризмом, сидеть в школе, копать землю, поливать цветы.

    Если слова в словосочетании связаны лишь по смыслу, то такой вид подчинительной связи называется примыканием.

    Примеры: сильно хотеть, бежать подпрыгивая, предложить чай, внимательно читать.

    Согласование как вид подчинительной связи примеры:

    шариковой ручки, синие фломастеры, смышленый малыш.

    примыкание примеры такие: давно хотел, сразу помыть, громко дышать, моя тетрадь.

    управление: сделать скворечник, варить суп, держать корову.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!