Информационный женский портал

Вопросы священнику. Можно ли сокращать утреннее и вечернее молитвенное правило

Спрашивает: Стефан

Москва, Православие

Здравствуйте батюшка! У меня вот такой вопрос. Есть три канона, которые читаются перед исповедью. В разных источниках я встречал, что нужно читать молебный канон к Пресвятой Богородице, а другом покаянный. Какой правильно, чтоб не во грех? И какие правила чтения канонов и молитв в домашних условиях, допускается ли молитва, сидя и т.д.? Допустим, если при долгом стоянии начинаешь отвлекаться больше на само стояние, чем на молитву...
Так же хотелось бы узнать, допустимо ли использовать при домашней молитве, чтение канонов, акафистов и пр. использовать записи молитв в исполнении священников и др., которые сейчас выпускаются во многом количестве, молясь мысленно повторяя за молящимся в записи?

Отвечает: Игумен Даниил (Гридченко)

Степан! Собственно исповедь специальной молитвенной подготовки не предполагает. Особое молитвенное правило вычитывается накануне причастия. Оно действительно обычно кроме непосредственно «Последования ко Святому Причащению» включает в себя три канона - Спасителю, Божьей Матери, Ангелу Хранителю. Какой канон читать - молебный или покаянный, - дело Вашего выбора. Думаю, есть смысл молиться теми словами, которые сегодня имеют для Вас большее значение, скорее касаются души, соответствуют настроению.

Вообще, в выборе молитвенного правила предполагается определённого рода свобода. Оно не может быть одинаковым для всех. Очевидно, время, силы, посвящаемые молитве монахом и человеком, обременённым семьёй и работой - не одно и то же. Люди, приходящие в Церковь отличаются друг от друга возрастом, родом занятий, степенью воцерковлённости…. Тем не менее, апостольская заповедь - непрестанно молитесь (1Фесс. 5:17), относится ко всем. И какой бы неудобоисполнимой она не казалась, во всяком случае, указывает вектор, направление, в сторону которого должна строиться духовная жизнь всякого человека, считающего себя христианином. Бог есть Дух, - без молитвы, без живой связи со своим Творцом и Господом духовной жизни не может быть в принципе…. Не надо обольщаться: то, что ей иногда называют в светской среде, в лучшем случае, - душевные расположения благонамеренного индивидуума….

Можно молиться стоя, сидя, лёжа, в пути, в ожидании, вслух, мысленно про себя…. Главное, чтобы молитва не была механическим вычитыванием текстов, но сопрягалась с чувством благоговения. Ведь не случайно в православных храмах Богу предстоят... Впрочем, мнение, что лучше иногда сидя думать о Боге, нежели стоя о своих ногах, тоже имеет право на существование…. Важно поэтому, выбирая молитвенное правило, не возлагать на себя бремена неудобоносимые. Ибо нередко правило, взятое не по силам, заканчивается оставлением вообще всякой молитвы…. Дело молитвы, как и всякое благое дело, требует в своём совершенствовании и постепенности, и рассудительности.

О молитве можно говорить много. К сожалению, формат нашего общения этого не предполагает. Но есть святые отцы, посвятившие молитвенному деланию свою жизнь, оставившие после себя тома аскетической литературы. Ознакомиться с ней по нынешним временам не так уж и сложно - было бы желание…. Хорошо, если оно реализуется. Однако, должен предупредить: серьёзное отношение к молитве вне стремления жить по евангельским заповедям, без борьбы со своими греховными страстями, может быть опасным, привести к духовной катастрофе. Будьте бдительны….

Причастие и исповедь несут с собой очищение души человека, прощение его грехов. Искренность, правдивость, желание исправиться делают эти Таинства такими простыми и сложными одновременно.

Простота заключается в нехитрых действиях, которые под силу большинству людей. Сложность - в избегании формального подхода, в осознании своих грехов, в желании получить прощение. Это трудная внутренняя работа.

Молитва, канон перед Причастиемпризваны настроить человека на духовный труд. Умение прощать, понимать и принимать свои ошибки, стыд за них, желание измениться - это нелегкий путь, в конце которого Благодать снизойдет на душу. И не захочется больше врать, гневаться, злобствовать, завидовать. Постепенное очищение души повлечет за собой изменение в жизни. Появится внутреннее спокойствие, умиротворение, желание понимать и прощать других людей.

Что такое канон

Канон в переводе с греческого языка означает «норма, правило». Имеет 2 значения.

Первое. Канон - это свод правил Православной церкви.

Второе. Канон - своеобразная поэма, гимн, который произносится во славу какого-либо праздника или святого. Он пришел на смену кондаку в VIII веке. Содержит 9 песней.

Каноны бывают большие и малые. Посвященные пророкам, святителям, великомученикам. Кроме того, есть канон перед Причастием,канонпо болеющим, по усопшим.

Существует книга «Правильные каноны». Она была написана для иноков старообрядческих монастырей в 1908 году. В ней имеются примечания, которые помогут правильно читать каноны в домашних условиях. В подсказках прописано, в каком каноне какую песнь читать, с каким припевом и сколько раз чередовать, когда класть поклон.

Как устроен канон

Канон состоит из 9 песней. Самый первый стих каждой песни называется ирмос. Все следующие именуются тропари. Перед каждым из них читается запев, соответствующий канону. В зависимости от пола читающего, следует менять окончания (например, грешного - грешную).

Каждый канон содержит от 4 до 7 тропарей. Вторая песнь обычно отсутствует. Ее произносят только по некоторым праздникам. В определенные моменты чтения следует класть земные, поясные поклоны или делать метания. Последние означают, что следует перекреститься и коснуться правой рукой пола.

В зависимости от дня недели, наличия или отсутствия церковного праздника в дополнениях к канону есть свои примечания. Так, поясные поклоны могут быть заменены на метания. В церковном календаре можно найти Устав о поклонах на каждый день.

Таинство Причастия

Причастие - это приобщение к Богу, важнейшее Таинство в жизни христианина. Этот ритуал можно проводить раз в год или чаще. Здесь важно не количество совершенных Причастий, а их искренность.

Для мирян существуют несколько правил перед тем, как принять Причастие.

  • Соблюдать пост.
  • Читать молитвы и каноны перед причастием.
  • Получить на исповеди отпущение грехов.
  • Воздерживаться от плотских отношений.
  • Совершать дела милосердия.

Весь подготовительный процесс занимает 7 дней. Следует знать, что говеть следует столько же. Если состояние здоровья не позволяет совершать пост в течение недели, то он может быть ограничен 3-5 днями. В редких случаях говеть разрешается сутки.

Канон перед Причастиемчитается каждый вечер. После него - молитвы. В дни говенья следует бывать на церковных службах.

Кто не допускается к Причастию

  1. Женщины во время месячных.
  2. Отлученные от Святых Тайн.
  3. Не сходившие на исповедь.
  4. Супруги, имевшие половые отношения накануне Причастия.
  5. Умершие, умалишенные, находящиеся в бессознательном состоянии.

Дети до 7 лет допускаются к Причастию без исповеди и поста. В этом случае требуется другая, более упрощенная подготовка. Поведение родителей находит отражение в детях. Отношение к церкви, молитвам, плохому и хорошему поведению ребенок воспроизводит в себе. Поэтому каждая семья индивидуально находит подход в подготовке к Причастию.

Подготовка к Причастию

Перед таинством Причащения необходимо пройти покаяние. Признание в своих грехах, осознание их, получение прощения - первый шаг к очищению души. Обязательно перед исповедью попросить прощения у родственников, знакомы. Мысленно вспомнить всех, кто был обижен.

Перед исповедью можно прочитать покаянный канон. Молитвенная подготовка настроит человека на покаяние. Это умение видеть, осознавать, признавать свои грехи и несовершенства. Покаяние очищает человека от грехов и скверны. Необходимо искреннее раскаяние человека во всех своих неблаговидных деяниях. А затем и избавление от этих грехов, недопущение их в свою жизнь, борьба с ними.

Каноны перед исповедью и Причастиемнесут с собой только временное очищение души. Всю остальную работу человек должен провести сам. Честность перед собой, понимание малейших движений души, осознание ошибок, стыд за них - вот истинная суть покаяния.

Таинство исповеди

Исповедь не является пространным рассуждением о своих грехах. Она не ведет к самооправданию. Это искреннее покаяние в своих недостойных мыслях, чувствах, действиях. Поэтому перед Причащением обязательна исповедь. Она готовит душу молитвами, осознанием греховности, необходимостью в прощении.

Не стоит перед священнослужителем утаивать свои грехи. Только правда должна звучать на исповеди. Тогда муки совести, раскаяние, стыд приведут к полному осознанию и желанию бороться со своими грехами, искоренять их.

Молитвенная подготовка к исповеди поможет примириться с близкими, знакомыми. Искоренит черствость, самолюбование. Человек захочет меняться, становиться добрее.

Путь к Богу может быть долгим. Одна исповедь, одно Причастие не сделает равнодушного человека сразу внимательным и положительным. Скорее всего, через эти Таинства придется пройти много раз, прежде чем придет понимание сути православных ритуалов.

Каноны перед причастием

Причастие - это личное дело человека, его отношения с Господом. Поэтому читать или не читать домашние молитвы, каноны - каждый решает самостоятельно. В первую очередь должно идти очищение души от греховных мыслей. Не следует допускать в себе проявлений злобы или агрессии. Учиться спокойствию, терпению, пониманию.

Во время молитвенной подготовки к Причащению можно читать три канона. Они отражают всю суть обряда. Это подготовка тела и души к принятию Святых Тайн. Поэтому следует очистить тело постом. Душу - молитвами.

  1. Покаянный канон перед причастиемко Господу нашему Иисусу Христу.
  2. Молебный канон по Пресвятой Богородице.
  3. Канон Ангелу Хранителю перед причастием.

Практика чтения канонов перед Причастием не является обязательной. Поэтому следует посоветоваться со своим духовником.

После того как три канона перед причастиембудут озвучены, следует читать Последование ко Святому Причащению. Все это читается накануне обряда, после посещения вечернего богослужения. Молитвы ко Святому Причащению можно перенести на утро. Прочитать их непосредственно перед ритуалом.

Молитвенное правило перед Причастием

Количество молитв, канонов, акафистов не имеет четких ограничений. В разных городах, церквях, монастырях существуют собственные правила. Поэтому следует обратиться к своему духовнику за наставлением. Обязательным является чтение покаянного канона и Последования к Причастию.

Молитвенное правило не насильственное решение. Каждый человек в индивидуальном порядке решает, что следует читать дома и сколько раз ходить на службу в церковь. Тем не менее, у христианина должно быть ежедневное молитвенное правило. Оно может быть изменено в соответствии со здоровьем, состоянием дел, внутреннего настроя.

Перед причастием следует избавиться от искушения и каждый день читать каноны и молитвы. Это должно войти в традицию, но не стать формальным шаблоном. Личная молитвенная подготовка остается на совести человека. Не следует и переутомлять себе бесчисленным повторением канонов. Они несут просветление душе, когда читаются искренне, осознанно. Монотонное повторение ведет к схоластическому пониманию церковных правил.

Умение вникать в суть Таинств позволит осознанно относиться к своему преображению. Если человек понимает, что ему следует изменить в себе, над чем поработать, тогда покаяние и Причащение не станут для него пустым звуком и стандартным ритуалом.

Искать полезность для души и тела - вот чему служит молитвенное правило. Каноны легко запомнить наизусть. Поэтому их можно читать и на пути к храму, стоя в пробках. Главное, чтобы они шли от души.

В какое время следует читать каноны

Не существует точных законов, когда следует читать каноны и молитвы. В домашних условиях человек сам определяет, какое время следует посвятить молитвам, а какое - мирским делам.

Канон перед причастием, текстего создает определенное душевное состояние. Делает человека более сосредоточенным, собранным. Канон концентрирует на внутренней, душевной работе. Произнесенные слова наполняют сердце ликованием, а ум скорбью за все человеческие несовершенства.

Лучше всего каноны и последующие молитвы читать перед сном. Это позволит настроить ум и душу на общение с Богом. Когда закончены все мирские дела, следует посвятить некоторое время перед сном молитвам, подведению итогов дня. За одни - попросить божьего прощения, за другие - поблагодарить.

Покаянный канон перед причастием позволит осмыслить свои мысли, чувства, деяния за весь день. Только в условиях сосредоточения на желании очиститься, приобщиться к Святым Тайнам возможно получение Высшей Благодати.

Совмещенные каноны перед причастием

Каноны допускается читать по одному каждый вечер. Такая молитвенная подготовка должна войти в ритуал каждого христианина. Накануне Причастия, до полуночи, рекомендуется озвучить необходимые три канона. Их можно читать друг за другом. А можно совместить.

Соединяются 3 канона перед причастиемтаким образом:

  • ирмос 1 песни покаянного канона;
  • тропари покаянного канона;
  • тропари 1 песни канона Богородице, без ирмоса;
  • тропари канона Ангелу Хранителю, без ирмоса.

Можно читать и все последующие песни, но в таком случае следует опустить тропари перед канонами Богородице и Ангелу Хранителю и стихиры после канона Богородице. В православном молитвослове можно найти более подробную информацию, о том, как возможно совместить каноны.

Как читать каноны

Во время говенья необходимо произносить утренние и вечерние молитвы, каноны. Они создают умиротворяющее настроение. После прочтения святых текстов усмиряются негативные эмоции. Человек настраивается на общение с Богом.

Правильные каноны перед причастиемчитаются по определенной схеме. Ее можно найти в Уставе о чтении правильных канонов. Ежедневное смирение, произнесение молитв готовит христианина к принятию Таинства, когда в виде вина и хлеба Господь проникает в тело человека. К приходу такого дорогого гостя необходимо готовиться. Тело и душа должны быть очищены от греховных мыслей и земных излишеств.

Каноны, читаемые перед причастием, не являются формальным предписанием. Поэтому читать их следует в определенном душевном настроении. Без злобы и раздражения, без посторонних мыслей и разговоров. Только сосредоточенность, уединение и понимание текста молитв, канонов позволит грамотно подготовиться к Причастию.

Поведение перед Причастием

Перед Причастием следует усмирить жадность, завистливость, отказаться от излишеств, дурных привычек. Забыть злые помыслы, алчность, гнев, ярость. Постараться простить тех, кто обидел. Не запоминать и не держать в себе негативные проявления. Попросить прощения у знакомых и родственником. Почувствовать внутри себя смирение, готовность к покаянию.

Чаще оставаться в уединении. Сосредоточиться на молитвах, общении с Господом. Причастие врачует души людей. Вспыльчивые и раздражительные становятся добрыми и спокойными. Строптивые и равнодушные делаются покладистыми и внимательными. Грубые - вежливыми. Ленивые - трудолюбивыми. Люди перестают обижаться, ругаться. Проходит апатия и депрессия. Душа наполняется добротой и радостью.

Обязательно после причастия поблагодарить Господа, Богородицу, Ангела Хранителя. Попросить сохранить дар Причастия. Это делается для того, чтоб умиротворение души не покинуло. После выхода из церкви не разговаривать ни с кем, сразу идти домой. Перед сном еще раз произнести благодарственные молитвы. Стараться ни с кем не ссориться, не ругаться, больше молчать, не смотреть телевизор.

Значение канона

Каноны перед исповедью и Причастием - это просьба к Господу и Богородице, чтобы даровали здоровье и возможность исповедаться, чтобы придали сил сходить на Причастие и очистить свою душу, чтобы Ангел Хранитель охранял всю дорогу до церкви, не допустил искушений.

Бывает так, что человек забудет об исповеди и Причастии. Или устанет и откажется от приобщения к Таинствам. Канон перед причастием поможет настроить ум, душу и сердце на общение с Господом. Придаст сил и здоровья сходить на исповедь, очиститься от грехов, бороться с ними. Ни в коем случае не следует оправдывать себя, давать поблажки или винить других людей в своих проблемах. Переживание и стыд за свои деяния должны быть искренними.

Здоровье души придаст сил и физическому телу человека. Пройдет гневливость и злоба. Не захочется больше ругаться и ссориться. Появится хорошее настроение и желание делиться им с людьми. Известны факты, когда после исповеди и Причащения люди избавлялись от смертельных болезней, бросали свои дурные привычки. Мир и спокойствие появляется в душе после честного и искреннего обращения к Богу.

Можно ли молиться (утреннее и вечернее правило) сидя или лежа? Что делать, если мысли часто улетают от молитвы к проблемам и делам? Можно ли во время критических дней посещать церковь, исповедоваться, причащаться? Как долго кормить ребенка грудью?

домохозяйка

Уважаемая Ольга, ну что же мы не прилагаем никакого труда, чтобы на эти, как Вы, наверное, догадываетесь, перед множеством людей стоявшие вопросы поискать ответы в церковных книгах или даже в уже имеющихся ответах на этом либо каком-то другом сайте? Духовная жизнь есть усилие, пусть маленькое, но которое ради Бога употребляется. Это усилие может выразиться и в том, чтобы не пойти самым простым путем, ожидая, что конкретно для Вас дадут ответы на все элементарные вопросы, а попытаться самой что-то сделать для того, чтобы эти ответы получить.
Что ж, разберем по пунктам. Утренние и вечерние молитвы правильнее читать стоя просто потому, что человек есть духовно-телесное существо, и само по себе благоговейное расположение тела немало значит для молитвенного сосредоточения. Но в особенных жизненных обстоятельствах: при болезни, в транспорте, при беременности и кормлении ребенка, конечно, можно читать молитвы сидя. Если болезнь такова, что от жара и ломоты в костях и сидеть трудно, то лучше молиться лежа, чем вовсе не молиться. О том, как сосредоточиться на молитве, написаны тома книг, и в одном абзаце дать простое руководство, пользуясь которым Вы всегда будете сосредоточены на молитве, как Вы, думаю, догадываетесь, невозможно. Откройте какие-либо из этих книг, например «Невидимую брань» прп. Никодима Святогорца, или «Дух молитвы новоначального» свт. Игнатия, или «Поучение о молитве» старца Паисия Святогорца, или другую книгу о молитве, которую найдете, и постарайтесь эти ответы для себя найти.
В период месячного очищения женщина может посещать храм, по многовековой традиции лишь воздерживаясь от того, чтобы прикладываться к святыне церковной: к кресту, который дает священник после богослужения, к иконам, к мощам святых угодников Божиих. К Таинствам женщина также не приступает в период месячного очищения, за исключением особенных обстоятельств, скажем предполагаемой медицинской операции и т. п.
Грудное вскармливание уставами церковными никак не регламентируется, но многовековой народный опыт рекомендует как можно дольше не отрывать ребенка от груди, ибо грудное вскармливание и с точки зрения физиологии, и для отношений матери и ребенка очень и очень значимо.

М ир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

К аким должно быть ежедневное молитвенное правило православного христианина? Можно ли читать акафисты по личному душевному желанию, или акафисты читаются только по благословению и в определенные дни? Как правильно читать акафисты — вслух или про себя, нараспев, и в какой последовательности? Как правильно читать каноны дома? Сидя или стоя?

На данные вопросы отвечает архимандрит Амвросий (Фонтрие):

«П равило есть и оно обязательно для всех. Это утренние и вечерние молитвы, одна глава из Евангелия, (…) по возможности можно прочесть и кафизму из Псалтири, а также и почитать и канон.

Я как-то одного человека спрашиваю:

– Надо ли каждый день обедать и ужинать?

– Надо, – отвечает он, – но я помимо этого еще что-то могу перехватить, чайку попить.

– А молиться? Если наше тело требует пищи, не паче ли того – душа? Мы тело кормим для того, чтобы в теле держалась душа и очищалась, освящалась, освобождалась от греха, чтобы Дух Святой пребывал в нас. Надо, чтобы она уже здесь соединилась с Богом. А тело – это одежда души, которая стареет, умирает и рассыпается в прах земли. А мы на это временное, тленное особое внимание уделяем. Уж так о нем заботимся! И кормим, и поим, и красим, и в модные тряпки одеваем, и покой даем – очень много внимания уделяем. А для души подчас и заботы нашей не остается. Ты молитвы утренние читал?

– Значит, тебе и завтракать нельзя. А если ты и вечерние не собираешься читать, значит, тебе и ужинать нельзя. И чай пить тебе нельзя.

– Я умру с голоду!

– Так и душа твоя умирает с голоду!

Вот, когда человек правило это сделает нормой своей жизни, то на душе у него мир, тишина и покой. Господь посылает благодать, и Матерь Божия, и Ангел Господень молятся. Помимо этого христиане еще молятся святым, читают другие акафисты, душа так и питается, довольна и рада, мирна, человек спасается.

Но не надо так читать, как некоторые, делать вычитку. Прочитали, оттарабанили – по воздуху, а в душу не попало. Чуть затронь такого – вспыхнул! Но себя считает большим молитвенником – «молится» очень хорошо. Апостол Павел говорит: «Лучше пять слов сказать умом моим, чтоб и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке» (1 Кор.14:19) Лучше пять слов пройдут в душу, нежели тьма слов мимо души.

— Читать акафисты можно хоть каждый день. Знал одну женщину (звали ее Пелагия), она каждый день читала по 15 акафистов. Господь давал ей особую благодать. У некоторых православных бывает по много акафистов собрано – и 200, и 500. Они обычно каждый праздник, отмечаемый Церковью, читают определенный акафист. Например, завтра праздник Владимирской иконы Божией Матери. Люди, имеющие акафист этому празднику, будут читать его.

— Акафисты хорошо читать на свежую память, т.е. с утра, когда ум не отягощен делами житейскими. Очень хорошо вообще молиться с утра до обеда, пока тело не отягощено пищей. Тогда есть возможность прочувствовать каждое слово из акафистов, канонов.

Все молитвы и акафисты лучше всего читать вслух. Почему? Потому, что слова через слух входят в душу и лучше запоминаются. Постоянно слышу: «Мы не можем выучить молитвы…» А их и не надо учить – их просто надо постоянно, каждый день читать – утром и вечером, и они сами по себе запоминаются. Если «Отче наш» не запоминается, то надо там, где наш обеденный стол, прикрепить бумажку с этой молитвой.

Многие ссылаются на плохую память по старости, а когда их начинаешь спрашивать, разные бытовые вопросы задавать, все помнят. Помнят, кто когда родился, в каком году, дни рождения у всех помнят. Знают, почем что сейчас в магазине и на рынке – а ведь цены постоянно меняются! Знают, сколько стоят хлеб, соль, масло. Все прекрасно помнят. Спросишь: «На какой улице живешь?» – все скажут. Очень хорошая память. Но вот запомнить молитвы никак не могут. А это оттого, что у нас на первом месте плоть. И мы уж так заботимся о плоти, все помним, что ей на потребу. А о душе не заботимся, поэтому-то и память у нас плохая на все доброе. На плохое– то мы мастера…

— Святые отцы говорят, что те, кто ежедневно читает каноны Спасителю, Матери Божией, Ангелу Хранителю, святым, особо хранимы Господом и от всех бесовских напастей, и злых людей.

Если вы придете к любому начальнику на прием, то увидите у него на двери табличку «Часы приема с… до…» К Богу же можно обращаться в любое время. Особенно ценна молитва ночная. Когда человек молится ночью, то, как говорят святые отцы, эта молитва как бы оплачивается золотом. Но для того, чтобы молиться ночью, надо взять благословение у священника, потому что есть опасность: человек может возгордиться, что молится ночью и впасть в прелесть, или на него будут особо нападать бесы. Через благословение Господь защитит этого человека.

Сидя или стоя? Если ноги не держат, то можно, встав на колени, читать. Если колени устали, можно сидя читать. Лучше сидя думать о Боге, чем стоя думать о ногах. И еще: молитва без поклонов – это плод недоношенный. Поклончики надо обязательно делать».

Сила молитвы велика и все православные христиане об этом знают. Но верующим еще очень важно, как правильно читать молитвы дома, чтобы святые слова действовали.

Почему следует молиться

Классический молитвослов – основной источник полных молитв, которыми пользуются поколения верующих. Каноники бывают разными по содержанию и наполнению:

  • для священников;
  • для обычных верующих;
  • о болеющих;
  • о вероисповедании;
  • для мам с молитвами о детях;
  • о мире;
  • о борьбе со страстями;
  • на русском и церковнославянском языках.

В молитвослове содержатся очень сильные молитвы к Спасителю, Богородице, святым заступникам. Все слова передавались веками и поэтому обладают мощнейшим эффектом. Многие из молитв переданы на старославянском языке, и для правильного произношения в них проставлены ударения.

К обязательным святым обращениям, которые должны быть в молитвослове, относятся:

  1. Утренние и вечерние. Читаются после пробуждения и на сон.
  2. Дневные. Произносятся перед вкушением и по окончании трапезы, перед делами и обучением.
  3. Каноны на каждый день недели и праздники.
  4. «Канон покаянный Господу нашему Иисусу Христу».
  5. Акафисты. Включают огромный перечень, но наиболее важные Пресвятой Богородице, Иисусу Христу, Николаю Угоднику и святым защитникам, которым вы хотите молиться.
  6. «Последование ко святому Причащению».

К Богу зачастую обращаются словами священных текстов, но можно говорить и своими словами, особенно если вам нужно о чем-то попросить. Их можно произносить дома с родными или самостоятельно. Перед обращением к Спасителю читают «Отче наш», а затем говорят своими словами. Обязательно выполняют крестное знамение.

Нельзя просить наказания, желать плохого или злого для другого человека.

Видео «Как правильно молиться дома»

Из этого видео вы узнаете, как правильно молиться дома.

Содержание молитвенного правила

Молитвенное правило включает молитвы утренние, а также такие, которые читают перед сном. Слова всегда можно найти в молитвенниках. Выделяют 3 главных молитвенных правила:

  1. Полное. Предназначено для священников и церковных служителей.
  2. Короткое. Для всех православных христиан.
  3. Короткое Серафима Саровского.

  • «Отче наш»;
  • хвалебные для прославления Бога;
  • благодарственные за помощь, покровительство и заступничество;
  • перед начинанием дел;
  • прошения об исцелении, защиты, помощи;
  • покаяния, в которых раскаиваются в прегрешениях, словах и поступках;
  • перед приемом пищи.

Время и место для молитв

Лучшее место для молитв дома – молитвенный уголок. Его располагают в тихом уединенном месте. Особая атмосфера, царящая в богоугодном пространстве, вселяет благоговение, располагает к молитве.

Утренние и вечерние часы – лучшее время для беседы со Спасителем. Утром лучше заранее встать и никуда не спешить, проводя время с Богом. Перед сном тоже важно помолиться и с успокоением ложиться отдыхать. Молятся в будние и праздничные, памятные и торжественные даты. Молятся, если велит сердце, с заботой о близких.

Последовательность духовного поклонения

Перед началом молитвословия уединяются, зажигают лампадку. Становятся перед святым образом. Основные тексты желательно выучить наизусть. Ниже перечислены пять главных:

  • «Отче наш»;
  • «Царю Небесный»;
  • «Богородице, дево, радуйся»;
  • «Достойно есть»;
  • «Символ веры».

Выполняют земные и поясные поклоны, осеняются крестными знамениями. Не следует бояться, если молитвословие идет тяжело, часто это доказательство истинной действенности.

Правила подготовки

К молитве следует подготовиться, для чего существуют определенные правила:

  1. К Богу приходят умытыми, причесанными, одетыми в свежие одежды.
  2. Женщинам следует надевать платок и длинную юбку.
  3. К святому образу подходят с благоговением.
  4. Если нет иконы, разрешается располагаться у окон с восточной стороны.
  5. Зажигают лампадку или свечу.
  6. Становятся на колени или прямо, положение должно быть естественное.
  7. Во время молитвы стараются сконцентрировать внимание на беседе с Богом или святым.

Особенности чтения

Главное – это вера, на основании ее возможна любая молитва. Покаяние в грехах от сердца – одна из составляющих. Важно попросить прощения у ближних, самим простить и отпустить обиды. В этом случае высока вероятность быть услышанными Богом.

Слова молитвы произносят неторопливо, желательно вслух или шепотом. Сосредотачиваются на произносимых словах и говорят от искреннего сердца. Если необходимо, каются в прегрешениях. Каждую строчку пропускают через душу, осмысливают сказанное. Перед началом произнесения слов выполняют 3 земных поклона и 3 крестных знамения.

Как завершать молитвы

По окончании возносят Богу хвалу и благодарность. Обязательно троекратно перекрещиваются крестным знамением. После молитвы можно заниматься учебой, отправляться на работу, выполнять домашние обязанности. Лучше ни с кем не ссориться и не обижать окружающих.

Что делать при рассеянии

Нередко при прочтении святых текстов в голове проскальзывают всякие мысли, идеи. Одна из причин – усталость. Нужно стараться настроиться на молитву и не прерываться.

Полезно молиться через силу, направляя мысли в нужном направлении. Поскольку мозг не всегда воспринимает силу слова, зато все проходит через душу и оставит в ней божественную благодать.

Чтобы не отвлекаться на время обращения через молитву, желательно уединяться, иначе Богу или святым будет сложно вас услышать. А так вы сможете лучше сконцентрироваться и открыться.

Феофан Затворник советует при подготовке к молитве следовать простому правилу: походить и подумать перед обращением о величии того, к кому вы собираетесь обращаться, осмыслить, кто Бог, и кто вы. Такая внутрення установка позволит возродить в душе благоговейный страх и почитание.

Сила молитвы бесценна и способна творить чудеса. Искренне молясь, возможно изменить судьбу, вымолить исцеление, здравие.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!