Информационный женский портал

Маскулинность и фемининность в поведении Городнова Н. Н. Все мужчины слабые или маскулинная женщина Маскулинный тип женщины

) - нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и для женщин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией ролей половых.

В психологии дифференциальной и - специфические научные конструкты, связанные с конкретными психодиагностическими тестами. Некоторые черты, приписываемые им, транскультурны: например, отождествление маскулинности с силой, агрессивностью, а фемининности - с мягкостью и нежностью.

Как системное целое, образы маскулинности и фемининности являются историческими и этноспецифическими. При их изучении нужно учитывать принципиальную асимметрию ролей половых и то, чью точку зрения - мужскую или женскую - выражает данный конкретный стереотип.

Обыденное сознание склонно абсолютизировать психофизиологические и социальные различия полов, отождествляя с активно-творческим, культурным, а - с пассивно-репродуктивным, природным началом. Наукой доказана условность этой категоризации, показано многообразие свойств маскулинности и фемининности, их зависимость от системы половых ролей и культурных норм, а также наличие множества индивидуальных вариаций, не совпадающих с нормативной моделью.

В XIX в. маскулинные и фемининные черты считались дихотомическими, взаимоисключающими, а всякое отступление от «норматива» воспринималось как патология или девиация. Затем жесткий нормативизм уступил место идее континуума маскулинно-фемининных качеств, на базе коей были созданы специальные шкалы для измерения степени умственных способностей, эмоций, интересов и пр. Все они предполагали, что в пределах некоей нормы индивиды могут различаться по степени маскулинности и фемининности. Эти свойства представлялись альтернативными: высокая должна коррелировать с низкой фемининностью и обратно, причем для мужчин желательна высокая , а для женщин - .

Позднее выяснилось, что не все психические свойства пола дифференцируются на «мужские» и «женские», и что индивидуальные показатели маскулинности и фемининности по разным шкалам (интеллекта, эмоций, интересов и пр.) не всегда совпадают. Усложнились и представления о том, какие именно качества особенно благоприятствуют психическому здоровью и адаптации социальной.

Новые, более совершенные тесты рассматривают и не как полюсы одного континуума, а как независимые параметры. Наряду с индивидами, имеющими отчетливую поло-ролевую дифференциацию, существуют:

1) психологически недифференцированные, с низкими показателями и по маскулинности, и по фемининности;


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Смотреть что такое "маскулинность и фемининность" в других словарях:

    Маскулинность и фемининность - [лат. masculinus мужской и femininus женский] (1) нормативные представления о соматических, психических и поведенческих чертах, характерных для мужчин и для женщин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией половых ролей; (2) в… … Психологический лексикон

    Нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и для женщин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией ролей половых. В психологии дифференциальной маскулинность и… …

    И ФЕМИНИННОСТЬ (от лат. masculinus мужской и femininus женский) нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и для женщин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией половых … Большая психологическая энциклопедия

    Маскулинность - Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К улучшению/6 мая 2012. Дата постановки к улучшению 6 мая 2012. Маскулинность (от … Википедия

    фемининность - Совокупность соматических, психических и поведенческих свойств, отличающих женщину от мужчины (у животных самку от самца). См. также маскулинность. Тематики сексология …

    маскулинность - Совокупность соматических, психических и поведенческих признаков, отличающих мужчину от женщины (у животных самца от самки) См. также фемининность. Тематики сексология … Справочник технического переводчика

    Фемининность - (феминность, женственность) характеристики, связанные с женским полом (Большой толковый социологический словарь. С. 208), или характерные формы поведения, ожидаемые от женщины в данном обществе (Гидденс. С. 680), или же социально определенное… … Термины гендерных исследований

    Фемининность - совокупность соматических, психических и поведенческих свойств, отличающих женщину от мужчины (у животных самку от самца). См. также Маскулинность. (

«Страшись надежд, не знай любви земныя;
Венчальных свеч тебе не зажигать;
Не быть тебе душой семьи родныя;
Цветущего младенца не ласкать...
Но в битвах я главу твою прославлю;
Всех выше дев земных тебя поставлю.»
«Орлеанской Деве» Ф. Шиллер


Просьба не читать данную статью читателям, скептически относящимся к психоанализу, теории З.Фрейда о стадиях психосексуального развития личности, трудам К.Юнга и К. Хорни. Здесь феномен женственности и отказа от женской роли объясняется именно данной концепцией. Для себя, как специалиста, я вижу на сегодняшний день психоаналитическое объяснение понятным, логичным и авторитетным.

В основе психоаналитического метода изучения происхождения наиболее распространенных психологических проблем лежит концепция З.Фрейда о бессознательных мотивах того или иного поведения человека, которое базируется на вытесненных в подсознание импульсах, эмоциях, чувствах.

К.Юнг вносит свое видение этой концепции. Он вводит понятие коллективного бессознательного, включающего в себя генетически заложенный в каждом человеке прошлый опыт, который наполняется в процессе эволюции человека. А так же понятия Анима (женская часть) и Анимус (мужская часть) - двух составляющих частей личности.

Навигация по статье







Влияние современного патриархального общества

Под влиянием современного патриархального общества, «Под тенью Сатурна» на сегодняшний день формируется мужественность у мужчин. Давящее, требующее соответствия чему-то мифическому и невыполнимому делает мужчин неуверенными в своей маскулинности, что приводит к искажению формирования мужской идентичности.

Одни становятся авторитарными, директивными отцами, другие - «отцами-романтиками», которые на всю жизнь остаются безответственными «вечными юношами». Безусловно, описанные искажения не могут быть исчерпывающими для того, что бы разобраться в вопросе отказа от женственности, так же как и не могут относиться ко всем мужчинам.

Мы рассмотрим некоторые из сегментов, затрагивающих формирование комплекса маскулинности у женщин и то, как неразвитая маскулинность отцов влияет на формирование женской идентичности у дочерей.

Современный взгляд западного общества на женско-мужские отношения раздвоенный, нецелостный. С одной стороны мужчина смотрит на женщину как на воплощение чистоты, святости, идеала, а с другой, под влиянием патриархального строя, наделяет феминность иррациональной эмоциональностью, мягкостью и слабостью.


К.Юнг относит подобное расщепленное восприятие к состоянию мужской феминности, а не к образу земной реальной женщины. Эта амбивалентность чувств, испытываемых мужчиной по отношению к своей Аниме, «внутренней женщине», часто приводит к конфликтам во внешнем мире с реальными женщинами.

Мужчина, пренебрегая своей феминной частью, считает ее «лишним жизненным неудобством, усложняющим устройство патриархального механизма» (1) и проецирует свое отношение на жену, дочь.

Сегодня, говоря о причинах отказа женщины от своей женской природы, хочется добавить женский взгляд на проблему, сформированный женщинами психоаналитиками: К.Хорни, Х.Дейч, Линды Шиерз Леонард. Одним из достойнейших деятелей психоанализа можно считать Карен Хорни (1885-1952), которая наряду с Хелен Дейч, является общепризнанным основателем направления науки о женской психологии.

Вспомним советские времена - бесполых товарищей, чья самореализация сводилась к сфере работы, общения, заданного ограниченной идеологией, отказа от своей индивидуальности в угоду общего дела и сведению секса, тем что «его не было», до примитивного физиологического акта.

Помните эпизод из фильма «Собачье сердце», когда Швондер со своими коллегами приходит в квартиру профессора Преображенского с целью заполучить одну из комнат в шикарной квартире профессора. Перед тем как продолжить разговор профессор настаивает, что бы присутствующие мужчины сняли головные уборы.

– А вы кто? Мужчина или женщина? - спрашивает Преображенский у бесполого на вид человека в форме и фуражке.
- А какое это имеет значение? - отвечает человек.
- Если вы – женщина, можете оставаться в головном уборе – поясняет профессор.

Если при воспитании ребенка родители игнорируют его пол или снижают его (пола) ценность, то в дальнейшем это приводит к тому, что, будучи взрослым, этот мальчик или девочка будет испытывать затруднения в построении близких и долгосрочных отношений с противоположным полом.

«И лишь сейчас мы вновь возвращаемся к практически полностью забытому пониманию того, что мир состоит не из классов и сословий, не из богатых и бедных, не из начальников и подчиненных, которые всегда вторичны, а - из мужчин и женщин» (2).

Здесь я хочу ознакомить читателя с некоторыми понятиями, которые объясняют с позиции психоанализа происхождение проблемы отказа от женственности и осознание которых поможет в раскрытии сути заявленной темы.

Эдипов комплекс

Понятие «Эдипов комплекс», введено в теорию психоанализа З,Фрейдом, название взято из известного древнего мифа об Эдипе. «Эдипова ситуация» относится к третьей фазе формирования личности, которая называется «фаллической» и «фиксация» на этой стадии приводит к особенностям психосексуального развития и полоролевой ориентации. Этот период относится к 4-5 годам ребенка.

В понятие «Эдипов комплекс» входит характеристика отношений в треугольнике: мать - отец - ребенок. Считается, что в период формирования половой идентификации ребенка, у него неосознанно появляется влечение к родителю противоположного пола. Мальчик хочет жениться на маме, когда вырастит, а девочка считает своего папу самым лучшим мужчиной в мире, фантазируя на тему идеальных отношений, в которых есть пара – она и отец, а мама рассматривается как соперница.

Фиксация появляется, когда родитель, сам не прошедший эту стадию в детстве, психологически не зрелый, начинает, так же не осознанно, ревновать своего ребенка к супругу или супруга к ребенку.

В опыте многих психоаналитиков можно найти случаи клиенток, имеющих сложности в отношениях с противоположным полом, у которых обнаруживаются вытесненные желаний быть женой отца. И вместе с этим желанием вытесняется желание быть женщиной, что является своеобразным выходом, способом избежать психологического инцеста.

«Таким образом, желание быть мужчиной содействует подавлению кровосмесительных женских желаний или сопротивлению их «вытаскиванию на свет Божий».

Фантазия „я мужчина" позволяет девочке „уйти" от женской роли, в данной ситуации - слишком перегруженной виной и тревогой. Естественно, что попытка отойти от женского стиля жизни к мужскому неизбежно приносит чувство неполноценности, так как девочка начинает примерять к себе чужие притязания и оценивать себя мерками, чуждыми ее биологическому естеству, и при этом, конечно же, сталкивается с чувством, что она никогда не сможет соответствовать им полностью. Хотя чувство неполноценности очень мучительно, аналитический опыт убедительно доказывает нам, что Эго переносит его легче, чем чувство вины, связанное с сохранением женской полоролевой установки» (2)

Положительная развязка происходит, когда со временем, не получив позитивного подкрепления со стороны родителя (родитель не заигрывает с ребенком, а твердо и однозначно дает понять, что он любит своего супруга(у), и отношения с ребенком навсегда останутся исключительно детско-родительскими) в бессознательном ребенка формируется образ сильной, надежной фигуры отца и матери.


Либидонозная направленность на родителя вытесняется в бессознательное и создается жесткий блок против этих импульсов, которым нет выхода из памяти в сознание. Таким образом, формируется моральное Я, Супер-Эго, которое позволяет личности адаптироваться к социуму в части подавления сексуальных влечений.

Если говорить о дочери, то девочка развивается в «правильной» реальности, без ухода в иллюзии об идеальном мужчине. Она трезво может оценивать свои сильные и слабые стороны, а так же способна всесторонне посмотреть на личность своего будущего избранника.

Негативная фиксация на стадии «Эдипова комплекса» приводит к эмоциональной травме и девочка может далеко уйти от своей истинной женственности, приняв за единственно правильное в жизни, ту искаженную роль женщины, которую передали психологически незрелые родители. Такие искажения могут проявляться в:

  • неосознанном желании соблазнять, флиртовать с каждым мужчиной, и женщиной, находящимися рядом;
  • опять- таки, неосознанно, в каждых отношениях появляется кто-то третий. Или это отношения с женатыми мужчинами, или женщина заводит любовника, будучи в браке;
  • подавление своей женственности, проблемы с женским здоровьем и с сексуальным удовлетворением;
  • третьим лишним может быть работа, которую женщина предпочитает времени с семьей.
Это так же может быть и склонность к жертвенности, саморазрушению, проблемы с половой идентификацией и т.д.

Итак, начало типичных биологических мотивов ухода в роль мужчины, лежит в Эдиповом комплексе. Позднее они подкрепляются и поддерживаются реальной дискриминацией женской роли в обществе. И об этом чуть позже.

В данной статье я больше внимания уделяю роли отца в воспитании девочки. На мой взгляд, очень доступно и трогательно эта проблема описана в замечательной книге «Эмоциональная женская травма. Исцеление детской травмы, полученной дочерью в отношениях с отцом», автор - Линда Шиерз Леонард.

Отношения с отцом

По мере взросления дочери ее эмоциональное и духовное развитие в существенной мере зависит от ее отношений с отцом. Отец является первой маскулинной фигурой в ее жизни на основе которой формируется модель отношений к своей внутренней маскулинности и в дальнейшем к реальным мужчинам.

«Он так же формирует ее инаковость, уникальность, индивидуальность, являясь «Другим», отличным от нее и матери» (3). Отношение отца к феминности дочери в немалой степени определяет какой женщиной станет его дочь.

«Одна из многих отцовских ролей - помочь дочери совершить переход из защищенной материнской сферы во внешний мир. Совладать с ним, справиться с конфликтами, которые он создает» (3). Если отец неудачник и сам испытывает страх, то и дочь с большей вероятностью воспримет его установку робости и боязни.

Отец для дочери - модель авторитета, ответственности, умения принимать решения, быть объективной, дисциплинированной. Те, которые не могут установить границы для самих себя, не сформировали ощущение внутреннего порядка и дисциплины, остаются на подростковой стадии психического развития.

Романтичные мечтатели, избегающие конфликтов, не способные брать на себя ответственность, живут условной, а не реальной жизнью. Живут в творческих подъемах и духовных поисках, в «вечной весне», игнорируя промозглую осень и безжизненную зиму после которых происходит истинный духовный рост и возрождение.

Очаровательные и восторженные они ничего не доводят до конца, избегают трудностей и рутины. Чаще – это зависимые люди, дон жуаны, сыночки, пресмыкающиеся перед властными женами и папики, соблазняющие своих дочерей (3).

Дочери таких вечных юношей не чувствуют себя в безопасности, страдают от нестабильности, неуверенности в себе, тревожности, фригидности, слабости Эго. Стыд за отца, алко или наркозависимого, не умеющего сохранить достойную работу и поддерживать стабильный уровень жизни проецируется на себя.

Это женщины, которые постоянно испытывают стыд: за себя, за своих детей, за своего мужа и свою квартиру, машину, платье, даже за любого незнакомого человека, который на глазах у всех как-то «опростоволосился».

Такое ощущение вечного несоответствия. В таких случаях она часто создает идеал мужчины, посвящая его поиску иногда всю жизнь, игнорируя реального мужчину рядом, обесценивая его.

Другие отцы – ригидные, холодные, жесткие и авторитетные, порабощающие, пугающие дочерей силой директивной установки. Их чувственная внутренняя феминность лишена жизненной энергии. Внешне они авторитарные, а внутри себя страдающие и мягкие. Такими мягкими, чувствительными и беззащитными в дальнейшем становятся их дочери.

Послушание, долг, рациональность, контроль и правильное поведение - их жизнь. Такие отцы часто допускают насмешки, сарказм по отношению к растущей дочери.

Плюсы такого отца – они способны дать ощущение безопасности, стабильности и порядка. К минусам относится подавление женственности, проявления чувств, эмоциональной непосредственности.

Роль отца в формировании различных женских сценариев

К нарушениям роли отца в жизни дочери относятся:
  • излишний контроль, при котором девочка учится подавлять свои желания и эмоции;
  • жесткие, не меняющиеся правила в семье, при выполнении которых за будущей женщиной навсегда закрепляется та или иная роль, которую ей приходится отыгрывать всю жизнь;
  • папы-мечтатели, вечно занятые духовными поисками, негласно навешивают на дочерей ожидания своих несбывшихся надежд, небывалых фантастических успехов;
  • папы – мачо – требуют «пахать как лошадь», не признавая слабостей и чувств.
Дочери либо подчиняются, либо бунтуют против навязанной им жизни. Но и в том и другом случае они не уходят от привычного сценария, ни одно, ни другое не приближает их к самим себе. В их супружеских парах исполняются заученные роли – властной жены и «вечного юноши» – мужа, или авторитарного «папика» с «вечной девочкой – лолитой». Эти роли подавляют индивидуальную многогранную феминность женщины.

На сеансах мы со временем приходим к вопросу: «А кто я вообще? Какая я?» Часто, убрав социальные роли – жена, мама, бухгалтер и.т.д. женщине сложно что-то сказать о себе. И тогда начинается истинное знакомство с собой и наполнение своей личности силой, любовью, женственностью.

Условно можно выделить два сценария жизни, паттерна поведения у женщин, не получивших должной поддержки отца – «вечная девушка» и «амазонка в панцире».

В книге «Эмоциональная женская травма….» автор подробно останавливается на описании разновидностей этих паттернов, предлагает взглянуть с разных сторон на женские роли. Так же, на мой взгляд, основные женские несчастливые паттерны показаны в фильме «Викки, Кристина, Барселона».

Главный мужской персонаж, Хуан Антонио – образ беспечного психологически незрелого мужчины. Женские персонажи: «зажатая» в рамках традиций, гиперответственная и тревожная Викки – роль «амазонки в панцире»; «Вечная девушка», как порхающая с цветка на цветок бабочка, Кристина, не находящая удовлетворения и истинной привязанности в отношениях; Мария Елена, образ «никчемной»(3) - женщина, которая становится отверженной обществом или же сама бунтует против него».

Покорные дочери – «вечные девушки» - зависимые от чужих проекций, затрудняющиеся определить свою собственную идентичность. Они принимают любые роли, которые требуют от них авторитарные мужья.
Роковая женщина, идеальная жена, принцесса или муза – им все под силу. Но почему-то счастья нет. Таким женщинам сложно ответить на вопрос «Кто Ты?», «Что Ты хочешь?».

Другой паттерн – «женщина в футляре», «амазонка в панцире». Часто – это внешне успешные прекрасные женщины, внутри одинокие и слабые. Такие женщины наблюдали в детстве безответственного, эмоционально холодного отца.

Мужчины воспринимаются как слабые, не способные обеспечить и содержать семью. На них нельзя положиться, рассчитывать можно только на себя. На бессознательном уровне формируется мужская маскулинная идентичность, при этом феминность обесценивается. Такие женщины стремятся к чрезмерному контролю, что создает иллюзию надежности и стабильности.

Часто эти два паттерна совмещаются в одной личности. За толстым панцирем амазонки всегда прячется испуганная девочка. И та и другая бесконечно далеки от своего истинного Я, лишены связи со своим феминным ядром.

Комплекс кастрации. Зависть

Карен Хорни в своей книге «Женская психология» обращает внимание читателя, на то, что представленные З.Фрейдом «комплекс кастрации» и зависть к пенису больше соответствует представлению мальчиков о девочках, чем мужчин о женщинах и не могут быть приняты в качестве существенных причин отказа от женственности в современном обществе.

«Комплекс кастрации» относится к тому периоду психосексуального развития, когда мальчики уверены, что у девочек тоже есть пенис, и, узнав о его отсутствии, строят инфантильное предположение, что девочки – это кастрированные мальчики.

«Наказанные», таким образом, за плохое поведение, непослушание девочки, видят в отсутствии у себя пениса свою ущербность. У девочек появляется зависть к тому, чего она была лишена. Мальчик уверен, что девочка завидует ему, ведь, она является в его глазах неполноценной личностью и должна чувствовать себя униженной и хотеть отомстить.

Карен Хорни выражает большое сомнение в том, что данное открытие может играть такое важное значение в жизни девочки, что перечеркивает все богатство, дарованное ей природой.

Фригидность. Комплекс маскулинности

О «Комплексе маскулинности», отказе от женственности мы говорим тогда, когда женщина вообще не видит своих достоинств как женщины. Свои достижения она сравнивает с ценностями мужского мира, где она, безусловно, является несостоятельной. Несостоятельна, потому что эти ценности ей чужды по природе, они не дают ей подлинного целостного удовлетворения, которое способна дать исключительно внутренняя феминность, причем у мужчин в том числе.

При «комплексе маскулинности» материнство оценивается как отягощающий фактор, мешающий самореализации. В таких случаях, Карен Хорни отмечает ярко выраженную неуверенность женщины, проявляющуюся в чрезмерной критике к себе и робости, берущих начало в глубинах «комплекса кастрации», объясняемого бессознательной завистью к мужчине и желанием идентифицироваться с сильной мужской фигурой.

«наличие сильного бессознательного желания стать мужчиной неблагоприятно для формирования нормального полоролевого поведения. Сама внутренняя логика такого желания должна приводить к фригидности, или даже к полному отверганию мужчины как сексуального партнера. Фригидность, в свою очередь, усиливает чувство собственной неполноценности, так как в глубине души она безошибочно переживается как неспособность к любви. Часто это полностью противоречит сознательному восприятию собственной фригидности, которая индивидуально интерпретируется женщиной как воздержанность, целомудрие. В свою очередь, подсознательное ощущение собственной сексуальной ущербности ведет к невротически обусловленной ревности к другим женщинам»(2)

Комплекс маскулинности и связанная с ним фригидность имеет начало в том периоде детства, когда девочки действительно могут завидовать гениталиям мальчиков. В 4-5 лет, период полоролевой идентификации, ни девочка, ни мальчик не могут оценить то, неоспоримое биологическое преимущество – быть матерью, которое дается девочке природой.

Оно осознается мальчиком позже и является уже завистью взрослого мужчины, что будет способствовать развитию творческого начала, сублимируя зависть в произведения искусства.

Понятие фригидности мы будем рассматривать как расстройство личности, хотя некоторые сексологи рассматривают фригидность как обычную норму в поведении цивилизованной женщины.

Мы рассмотрим психологический аспект фригидности, который можно охарактеризовать как запрет на проявление сексуальности. Значимость этого феномена в жизни женщины огромна, ведь фригидность затрагивает практически все функции женского организма не только в психологическом аспекте.

Часто это и нарушение функции женских органов, молочных желез, нерегулярность менструального цикла, дисменорея, состояние раздражения, напряженности или слабости с середины цикла. К фригидности в психологическом аспекте, относится и нежелание иметь детей, рационализированное нехваткой денег, трудностями в отношениях. Во время беременности выкидыши, плохое самочувствие.

При рождении ребенка – нежелание его кормить грудью, ухаживать за ним, послеродовая депрессия, раздражение и паника при виде малыша. В быту фригидность может проявиться в излишней скрупулезности и чистоплотности хозяйки, либо в нежелании вообще заниматься бытом.

Но есть самый главный показатель фригидности, который присутствует всегда – это дисгармоничные отношения с мужчиной.

«Здесь же я хотела бы сказать только вот что: проявляется ли оно в полном равнодушии или смертельной ревности, в подозрительности или раздражительности, в капризной требовательности или чувстве неполноценности, в необходимости иметь любовников или в стремлении к интимной дружбе с женщинами, всегда обнаруживается одна общая черта - неспособность к полному духовному и физическому слиянию с объектом любви»(2).

На сознательном уровне такие женщины могут вести себя и выглядеть очень женственно, быть сексуальными и милыми. И мы не говорим о фригидности как отвращении к сексу. На сеансах психодинамической терапии, проникая в бессознательную сферу таких женщин, мы обнаруживаем отвержение своей женской роли.

Проговаривая об этом на сеансах, женщина приводит доводы в защиту своего выбора, объясняя его неспособностью мужчин быть «настоящими мужчинами», невозможностью добиться успеха в социуме, реализуясь как женщина.

Факторы, влияющие на психосексуальное развитие девочки

На психосексуальное развитие девочки оказывают влияние множество факторов, помимо описанных.

Начальная зависть к пенису, является еще нарциссичной, ненаправленной на объект. При благоприятном развитии (отсутствии эмоциональных и физических травм) нарциссическая зависть становится объектной, проявляясь в любви к мужчине и ребенку.

Дополнительными условиями в психосексуальном формировании девочки являются так же отношения в семье. Это и обсуждаемость или избегание обсуждения темы секса; и случайно увиденный половой акт родителей, который может быть понятым, как насилие над женщиной; и менструальная кровь, которая только подтверждает в понимании маленькой девочки факт насилия; случаи, когда в семье больше внимания уделяется брату.

Это те вещи, которые могут блокировать нормальное развитие женственности и способствовать выбору мужской идентификации, как более выигрышной и способствующей выживанию.

Наблюдаемое болезненное состояние матери во время менструации, жестокое обращение отца с ней только укрепляет убеждение девочки, что быть женщиной опасно и больно.

Если данные события имеют место быть в жизни девочки, особенно в период 3-5 лет, когда она естественным образом отождествляет себя с материнским началом, и в этот же период появляется неосознанное влечение к отцу, и следующее за ним чувство тревоги и вины, вытесняемое в бессознательно, то есть большая вероятность возникновения и закрепления комплекса мускулинности и отказа от женственности.

«Из-за своих тревог и чувства вины девочка может совершенно «отвернуться» от роли женщины и найти убежище в фиктивной маскулинности. Маскулинные желания, первоначально возникающие из наивной зависти (которая, учитывая ее природу, обречена быстро исчезнуть) теперь закрепляются тревогой и виной, а две эти могущественные силы уже вполне могут привести к вышеописанным последствиям» (2)

В дальнейшем растущая девушка вынуждена подтверждать свой детский неосознанный выбор высмеивая все женственное (одежда, увлечения, уход за своей внешностью и уют, дом). При этом, проявляясь в мужском мире, внутренняя неуверенность и неудовлетворенность приводит к ощущению потери и непонимания себя.

К сожалению, даже если описанные события не имели места в жизни девочки, то «выйдя в свет», ища свое место в социуме она столкнётся с мужским патриархальным миром, где женщина обладает меньшей ценностью по сравнению с мужчиной.

Мужское расщепление феминности на идеальную (муза, любовница, богиня) и земную (мать его детей, жена, хозяйка) никак не способствует раскрытию истинной женственности, формированию целостной личности. Женщина должна выбирать: стабильные отношения в браке или яркие сексуальные переживания и выстраивание своего личностного пространства, где есть хобби, спорт, уход за собой, путешествия.

Эти патриархальные ограничения, вынуждающие женщину принимать негласный выбор отказа от сексуальности и богатства внутренних переживаний, быстрее приводят к фригидности по сравнению с «комплексом кастрации» и «эдиповым комплексом».

При чем, неважно какой именно выбор сделает женщина – или в пользу стабильных отношений или в пользу «искательницы приключений», «бизнес-вумен». И в том и в другом случае это приводит к нарушению целостности феминного ядра, ощущению неполноценности своей женственности.

Здоровое проявление феминности возможно при объединении сексуального влечения с эмоциями. Если женщина не любит, она не может получить истинное удовлетворение в сексе. Это не про оргазм, это про наполнение и женское счастье.

Отсутствие данного тандема способствует усилению фригидности и отторжению женственности.
В каждом отдельном случае, разобравшись с индивидуальными особенностями психосексуального развития женщины можно выявить личные факторы каждой клиентки, осознать их и выйти на реальное понимание причины «запрета на женственность».

Психотерапия женской дисгармонии

Хочу еще раз подчеркнуть, что мы имеем дело с внутренней реальностью, с бессознательными установками, которые при своем формировании играли адаптивную роль в жизни девочки, способствуя ее «выживанию» во внешней реальности, в социуме. В психотерапии мы бережно знакомимся с этой внутренней реальностью и рассматриваем каждую из установок на предмет полезности в данный период жизни женщины.

Если мы говорим о папе или маме, о муже или ребенке, мы изменяем отношения с внутренними персонажами, установками, что приводит в дальнейшем к изменению внешних реальных отношений. В психодинамической терапии по методу символдрама мы изучаем символы, характеризующие внутренние конфликты и интроекты значимых людей.

Для успешной терапии, независимо от метода, определяющим успех фактором является желание женщины менять свою жизнь, брать ответственность на себя, а не перекладывать ее на папу либо мужчин вообще.

«В удивительном путешествии к самой себе, наполненном страхами и сомнениями, радостями и разочарованиями происходит наполнение личностного ядра, выравнивание деформированных его границ. Нужно найти, распознать замороженные кристаллы чувств вины, тревоги, стыда, обиды, прожить их, растопить любовью и слезами, огнем невысказанного гнева и ярости. В конце путешествия к любви и гармонии происходит осознание и принятие всех граней проявления женственности. И мягкой уступчивой дочки – куколки, и сильной могущественной королевы - матери, и «Тени», которая может нарушить и растоптать любые правила, и тонкой творческой натуры, создающей что-то новое – будь то произведения искусства или любой самый смелый бизнес – проект».(3)

В психотерапевтической работе мы проходим следующие этапы. Определяем тип эмоциональной травмы, наполняем клиентку ресурсами. Самый первый ресурс – это ощущение безопасности и стабильности.

Помимо создания терапевтического пространства можно использовать такие символдраматические мотивы как «Луг», «Ручей», «Гончарная мастерская», «Безопасное место», «Строительство крепости» и др.

Когда состояние клиентки относительно стабильно на протяжении длительного времени, мы начинаем прояснять разные стороны личности женщины, определяем их роль в ее жизни, ищем в них силу, избавляемся от ненужных, отживших свое.

Очень хорош на этой стадии арт терапевтический метод «Маски», а так же символдраматический мотив «Опушка леса». Здесь мы прорабатываем внутренние конфликты, находим пути примирения частей личности, что, несомненно, отображается и во внешней жизни клиентки.

Отношения с окружающими меняются в лучшую сторону, хотя может показаться, что ничего намеренно для этого не делается. Здесь же может произойти и погружение в переживание эмоциональных травм.

Успешной динамикой является интеграция негативных событий в опыт и мудрость, что приводит к духовному росту и развитию личности.

Во внешней жизни интегрированная личность – это сбалансированная, гармоничная личность, умеющая любить и быть любимой, имеющая свои интересы, творческие проекты, здоровая физически и психически. Принимающая своих родителей и ощущающая благодарность своим родителям за то, что они смогли дать.

Способная не переделывать своих детей, пытаясь воплотить в них свои непрожитые жизни, а дать возможность проявиться их врожденным способностям. Совершающая поступки из ядра своей личности, а не только использующая адаптивные реакции на внешние стимулы обстоятельств. Осознающая свои границы и уважающая границы других.

В конце терапии мы строим планы, оговариваем пути их реализации. Здесь можно использовать и техники НЛП – создание новой части личности, интеграция нейролингвистических уровней, символдраматические мотивы «Волшебный магазин», «Мое царство», «Узелок в дорожку» и многие др.

Задача роста личности по Юнгу состоит в признании конфликтной, теневой стороны личности. Увидеть ценность каждой из сторон личности.

«Все мы несем в себе след психологического воздействия своих родителей, однако мы не обречены остаться навсегда лишь продуктами их воздействия. Психике присущ природный исцеляющий процесс, направленный на достижения равновесия и целостности. Кроме того, в психике существуют природные паттерны поведения, которые мы называем архетипами и которые вполне могут служить нам внутренними моделями, даже если внешние модели отсутствуют или не удовлетворяют» (3).

ВАЖНЫМ АСПЕКТОМ ИЗМЕНЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ОСОЗНАНИЕ ЖЕНЩИНОЙ ТЕХ ПАТТЕРНОВ ПОВЕДЕНИЯ, КОТОРЫЕ НАВЯЗАНЫ ЕЙ ТРАВМАТИЧНЫМ ОПЫТОМ, ИХ ПРОРАБОТКА, ПРОЖИВАНИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ СЕБЯ И СВОЕЙ ЖИЗНИ.

Список использованной литературы:

  1. «Мы» Роберт Джонсон
  2. «Женская психология» Карен Хорни (адаптация книги Михаил Решетников)
  3. «Эмоциональная женская травма. Исцеление детской травмы, полученной дочерью в отношениях с отцом» Линда Шиерз Леонард
  4. Журнал «Символдрама» №1-2 (10) 2016» Кататимно-имагинативная психотерапия в работе с психической травмой».
  5. Репродукция картины Сальвадора Дали «Три явления лица Галы».

Выражение маскулинности настолько же уникальна у людей как и отдельно взятый отпечаток пальца у каждого человека на руке.

Маскулинность – это поведенческие и психические особенности, присущие мужскому полу. Поэтому это гендерный признак, то есть он подразумевает различие мужчин от женщин. Маскулинность мужчины исходит из его тела, из его мужских органов.

В каждом мужчине она уже присутствует. У каждого эта особенность своя и уникальна, у всех выражается в разной степени.

Мужчина не должен копаться в голове и думать над каждым шагом о том, как действует настоящий мужчина. Нет никаких секретных кодов или правил, которым следует мужчина.

Распространенные маскулинные черты:

Все эти черты относятся также к тем самым мужским качествам характера, которые нравятся женщинам и привлекают их.

Как общество навязывает неправильный смысл в понятие и водит нас за нос

Все признаки выражения маскулинности – это поведенческие признаки, а не визуальные .

Социум и масс медиа навязывает людям обратное – ошибочное представление термина. Оно не знает ничего о том, что такое маскулинность.

Общество не хочет, чтобы мужчины развивали в себе эту особенность. Оно хочет только одного: чтобы мужчины не менялись и оставались такими же, как и сейчас.

Например , типичный пример фильма, который навязывает неправильное поведение мужчин с девушками - фильм «Метод Хитча». Это один из самых странных фильмов, где парень бегает за девушкой и изучает ее образ жизни около месяца для того, чтобы сблизиться.

Подобные фильмы сбивают с толку мужчин, и они не знают потом друг в друга и у них все было хорошо.

Большинство людей в наше время – это жертвы внешних обстоятельств, и они потеряли себя.

Различай настоящее от ложного и выйди из стадного мышления

  1. Проверяй все на своем опыте и смотри на мир своими собственными глазами.
    Не верь всегда опыту из вторых рук.
  2. Осознай, что в этом мире не все работает правильно и не все в твое пользу .
    Это будет тяжело осознать, потому что все верят в обратное. Таково социальное программирование.
  3. Поверь и осознай, что ты можешь стать лучше, счастливее. А для этогоработай над собой.
    Ты должен знать все о том, и развитие себя.

Стереотипы и неправильное понимание термина

Маскулинность в психологии – это не внешние и не поверхностные признаки.

Можно выделить следующие стереотипы и примеры неправильного понимания маскулинности:

Ничего плохого нет в том, чтобы иметь плохой голос. Но мужчина не должен быть высокомерным и не должен иметь раздутое самомнение и честолюбие.

Маскулинный мужчина – не тот, кто строит из себя крутого парня. Подробнее о высокомерии и эго можете прочитать .

Но в наши дни особенно масс медиа просто разрушили понятие маскулинности и стерли истинный смысл этого понятия. Признаками мужественности стали считать и ценить совсем не то, что нужно на самом деле.

Как маскулинность выражается и проецируется у мужчин

  1. Когда мужчина будет уважать и восхищаться выражением себя и найдет связь с этой особенностю в своем теле , он найдет свой уникальный тип маскулинности.
  2. Мужик не должен бояться мужчины в своем теле и полностью выражать себя : как в движениях так и в словах, как вербально так и невербально.
    Тогда само истинное я мужчины и его суть будет проецироваться полностью.

Что же касаемо женщин – есть ли она у них?

Бывает, что у мужчин есть немного фемининной энергии, и так же у женщин бывает немного маскулинной энергии . Но маскулинности у женщин совсем немного, ведь тела у мужчин и женщин устроены по-разному.

У женщин нет мужских органов, способствующих развитию маскулинности.

Женщина устроена по-другому , у нее совсем другие реакции на вещи, другое тело. У нее совсем другие гормоны, чувства и эмоции и в целом совсем другая динамика.

У женщин - фемининная энергия, полная противоположность маскулинной .

Женщинам характерны следующие качества:

  • чувственность;
  • эмоциональность;
  • нежность.

У женщин совсем другая психология, биология и химия.

3 базовых принципа, помогающих развить притягательную маскулинную энергию мужчине

Забудь о всех внешних вещах, таких, как деньги, внешность и прочее. Они никак не прибавят маскулинности.

Для развития маскулинной энергии мужчине надо работать над своим внутренним миром , иметь верные убеждения и восприятия. Разберем подробнее 3 базовых маскулинных качества и как их можно развить.

1. Имей непоколебимость

Непоколебимость мужчины – это уравновешенность и нереагирование на всякие внешние мелочи вокруг. Это значит, что он идет по миру легко.

Ты можешь почувствовать непоколебимую энергию в своем теле, она должна исходить изнутри, и ты выражаешь ее в словах и действиях.

Достичь непоколебимости помогут следующие понимания:

  1. Не бери состояние извне или снаружи, бери его изнутри.
    Ведь атмосфера окружающей среды может быть хаотичной и беспорядочной. Ты не должен зависеть от нее. А для этого не впитывай состояние извне, бери нужное состояние из себя самого.
  2. Одобряй сам себя и не ищи своего одобрения в глазах других.
    Ты не должен искать одобрения и поощрения от других вообще. И тогда тебя никак не будут задевать чужие колкости. И даже если кто-то и попытается нагрубить, ты всегда знаешь и сохранить непоколебимость.
  3. Ты не должен париться о том, как ты выглядишь.
    Твоя непоколебимость будет легко рушима, если она зависит от того, как ты выглядишь или как расчесаны твои волосы на голове.
  4. Проецируй и выражай себя лучше, чем ты делал это раньше.
    Стремись быть лучшим собой.

2. Будь целеустремленным, следуй своим путем и согласно своим намерениям

Быть целеустремленным – это значит иметь свой путь в жизни и свою цель. Вы как мужчина не должны метаться как маленький лист по ветру.

Люди в большинстве не знают для чего живут, и зачем они занимаются теми или иными вещами.

Достичь целеустремленности помогут следующие понимания:

  1. Быть целустремленным и добиваться цели - это значит, что ты знаешь, что ты делаешь и зачем это делаешь и, приближаясь к цели, ты не спрашиваешь разрешения ни у кого.
  2. Ты должен знать свое предназначение в этом мире. С самого утра, как ты только проснулся.
  3. Ты идешь своим путем и знаешь свой путь.
  4. Ты должен всегда нести ответственность за себя и свои действия.
    Маскулинный тип мужчин не боится отвечать за свои поступки и действия.

3. Иди по миру легко и будь внутренне свободен, отбрось все лишнее

Маскулинная энергия подразумевает, что ты достиг свободы.

Достичь свободы могут помочь следующие понимания и состояния:

Что бы ни случилось, ты должен оставаться расслабленным.

Это вещи нельзя подделать.

Если кто-то пытается подделать свободу , то будет иметь плохие последствия. Потому что люди видят и чувствуют, что ты делаешь это ради одобрения, а не из-за выражения настоящей свободы.

Именно внутренняя свобода делает актеров великими.

Ключ в том, чтобы отпустить все, что тебя сдерживает.

Эти 3 базовых принципа и следующие упражнения закроют твои вопросы о том, как развить мужественность.

Упражнения, помогающие почувствовать себя свободнее и развить 3-й принцип энергии

Следующие 2 упражнения помогут тебе развить третий базовый принцип маскулинной энергии, суть которого в том, чтобы стать свободнее.

1. Кричать максимально громко как ты можешь в людном месте

Суть в том, что ты просто кричишь во весь голос в людном месте.

На тебя будут смотреть и могут подумать, что ты сумасшедший, но это не имеет значения.

Польза упражнения в том, что ты пробиваешь стену, которая тебя сдерживает. Появляется уверенный голос, тебе становится плевать на чужое мнение и открываются те самые мужские качества, которые ценят женщины.

2. Упражнение «Сумасшедший танец воина»

Это упражнение можно выполнять и дома.

Когда ты танцуешь и кричишь, ты чувствуешь вибрации своего тела, которые поднимаются от ног до головы, ты чувствуешь эту поднимающуюся энергию.

Через безумный танец ты выражаешь полностью свои эмоции и себя, ты кричишь как воин. Кричишь в такт прыжкам как воин или как безумец. Ты кричишь как сумасшедший, ты наслаждаешься этим и любишь это.

Ты можешь выкрикивать непонятные фразы, воинственные бессмысленные крики – это неважно.

Держи живот расслабленным.

Убирается скованность и прочие заморочки.

Чувствуй как вибрации поднимаются от твоих ног, проходят через таз и выходят через голову.

Социальные, личностные и физиологические качества, которые характерны всем представителям мужского пола, носят название "маскулинность". Это своеобразное проявление мужественности во всех аспектах жизни, как в повседневной, бытовой, так и в социальной. Смысл термина в разных науках может немного видоизменяться, но в классике он имеет отношение исключительно к мужчинам. Однако встречаются и отклонения от нормы, которые трактуются как женская маскулинность. О том, как этот комплекс особенностей проявляется у обоих полов, читайте ниже.

Разница между полами

Для начала попробуем определиться с тем, что такое фемининность и маскулинность. Первый термин характеризует все качества, которые присущи женщинам. Это ранимость, нежность, умение создать уют, воспитать и вырастить детей, способность быть любящей и заботливой. Второй термин охватывает все качества, которые должны быть присущи каждому мужчине. Среди них выделяют выдержку, силу, спокойствие, способность защитить, быть опорой для слабых. Оба термина могут трактоваться с точки зрения эссенциализма и социально-конструктивистского подхода. Но данные расшифровки действенны только в том случае, если фемининность и маскулинность имеют отношение к женщине и мужчине соответственно, но не наоборот.

Эссенциальный подход

В основе маскулинности лежат биологические качества, которые на физическом уровне позволяют нам отличать мужчину от женщины. Сильная половина человечества тут рассматривается как отдельная природная категория, которая имеет свои собственные биологические качества, присущие всем ее представителям от рождения до смерти. Таким образом, маскулинность - это то, кем мужчина является в обществе, то, как он себя ведет, опираясь на природные инстинкты и позывы.

Аналогично трактуется и фемининность, где в главной роли выступают все физиологические особенности и характеристики поведения, которые с рождения присущи слабому полу. Стоит отметить, что данная раз подвергалась весьма строгой критике. Дело в том, что земное общество не однородно. В каждой стране установлены свои стандарты и представления о том, какие качества должны быть свойственны полам, потому единой характеристики для женщины и для мужчины с эссенциальной точки зрения не существует.

Социально-конструктивистский подход

В данной трактовке маскулинность - это совокупность социальных и поведенческих качеств, которыми должен быть наделен мужчина и которые ожидает от него общество. Иными словами, под данным термином подразумевается, что в каждом отдельном обществе представителей мужского пола воспитывают с детства, исходя из определенных стандартов и традиций. Благодаря этому воспитанию они в будущем соответствуют традиционным для их страны социальным стандартам. То же самое относится к представительницам женского пола. Любую девочку с пеленок воспитывают по конкретной схеме, прививая ей все те качества, которые должны сделать ее настоящей леди, любящей женой, заботливой мамой и так далее.

Исторический фактор

Исследователи утверждают, что "маскулинность" - это понятие не постоянное. На протяжении всей истории человечества в различных народах существовали свои представления о том, как должен выглядеть и что должен делать настоящий мужчина. Отследить историю развития этого социального аспекта можно благодаря тем идеалам, которые были характерны той или иной эпохе. Это атлеты-спортсмены, правители государств, выдающиеся светские личности, актеры, художники и т. д. К примеру, если мы будем рассматривать средневековье и эпоху крестовых походов, то основными качествами, присущими мужчинам, будут агрессивность, несдержанность, чрезмерная строгость и жестокость, деспотизм. Если же обратиться в античность, то особенностями представителей сильного пола будут не только агрессия и сила, но и поэтичность, философское мышление, творчество и прочее.

Смена ролей

Мы уже сказали, что фемининность - это совокупность физиологических и социальных качеств, которые должны быть присущи каждой женщине для того, чтобы она могла занять свое место в обществе. С точки же зрения не что иное, как социальные рамки, которые были установлены для женщин патриархальным строем. Они ограничивают прекрасную половину человечества во множестве действий и возможностей, не дают развиваться и совершенствоваться.

Позже в психологии официально появился термин "маскулинность у женщин". Он означает, что представительница слабого пола обладает физическими или социальными качествами, которые характерны для мужчины.

Мужеподобные девочки

На пятом году жизни каждый из нас определяется в физиологическом и социальном аспекте в том, кто он по половому признаку. Это достигается путем воспитания в соответствующем русле, а также путем влияния половых гормонов и прочих физических факторов. Но бывает так, что из-за влияния общества или семьи, из-за нарушений в работе эндокринной системы данные установки нарушаются. В результате девочка становится похожа на мальчика как по внешним данным, так и по своему поведению и характеру. Однако психологи отмечают, что к моменту полового взросления пацанки чаще всего перерастают все это и становятся женщинами.

Девическая маскулинность: признаки и особенности

Кратко расскажем, как определить несоответствие врожденного пола у девочки.

  • Игрушки. Ребенок отдает предпочтение солдатикам, машинкам, играет в войнушки, представляет себя ковбоем.
  • Общение с одногодками. Девочка дружит только с мальчишками, при этом общается с ними на равных.
  • Общение со взрослыми. Тут также ребенок предпочитает мужские компании. К представительницам женского пола девочка может демонстрировать влюбленность с присущей для сильного пола настойчивостью.
  • Предпочтения в одежде. Маскулинная девочка будет просить маму одевать ее в вещи мужского типа, ей больше по душе придется короткая стрижка.

Заключение

Мы установили, что изначально маскулинность - это социально-физиологический аспект, который определяет в обществе мужчину. Однако в некоторых случаях все качества, которые относятся к сильному полу, могут быть присущи женщинам. Порой это результат неправильного воспитания, а иногда это связано с нарушением гормонального фона.

маскулинность и фемининность) - нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и для женщин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией ролей половых.

В психологии дифференциальной маскулинность и фемининность - специфические научные конструкты, связанные с конкретными психодиагностическими тестами. Некоторые черты, приписываемые им, транскультурны: например, отождествление маскулинности с силой, агрессивностью, а фемининности - с мягкостью и нежностью.

Как системное целое, образы маскулинности и фемининности являются историческими и этноспецифическими. При их изучении нужно учитывать принципиальную асимметрию ролей половых и то, чью точку зрения - мужскую или женскую - выражает данный конкретный стереотип.

Обыденное сознание склонно абсолютизировать психофизиологические и социальные различия полов, отождествляя маскулинность с активно-творческим, культурным, а фемининность - с пассивно-репродуктивным, природным началом. Наукой доказана условность этой категоризации, показано многообразие свойств маскулинности и фемининности, их зависимость от системы половых ролей и культурных норм, а также наличие множества индивидуальных вариаций, не совпадающих с нормативной моделью.

В XIX в. маскулинные и фемининные черты считались дихотомическими, взаимоисключающими, а всякое отступление от "норматива" воспринималось как патология или девиация. Затем жесткий нормативизм уступил место идее континуума маскулинно-фемининных качеств, на базе коей были созданы специальные шкалы для измерения степени умственных способностей, эмоций, интересов и пр. Все они предполагали, что в пределах некоей нормы индивиды могут различаться по степени маскулинности и фемининности. Эти свойства представлялись альтернативными: высокая маскулинность должна коррелировать с низкой фемининностью и обратно, причем для мужчин желательна высокая маскулинность, а для женщин - фемининность.

Позднее выяснилось, что не все психические свойства пола дифференцируются на "мужские" и "женские", и что индивидуальные показатели маскулинности и фемининности по разным шкалам (интеллекта, эмоций, интересов и пр.) не всегда совпадают. Усложнились и представления о том, какие именно качества особенно благоприятствуют психическому здоровью и адаптации социальной.

Новые, более совершенные тесты рассматривают маскулинность и фемининность не как полюсы одного континуума, а как независимые параметры. Наряду с индивидами, имеющими отчетливую поло-ролевую дифференциацию, существуют:

1) психологически недифференцированные, с низкими показателями и по маскулинности, и по фемининности;

2) андрогинные, сочетающие высокую маскулинность с высокой фемининностью (-> андрогиния).



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!