Информационный женский портал

Рекомендуется более мощный процессор. Как выбрать центральный процессор, и зачем это нужно

Процессор является неотъемлемой частью любого компьютерного устройства, на него возлагаются наиболее важные задачи и обработка всех поступающих задач. Данная статья собрала лучшие бюджетные процессоры 2015 для игр и офисной работы, которые имеют не высокую стоимость и достаточную для большинства нужд производительность. Правильно подобранной мозг компьютера позволит значительно ускорить его работы и время отклика установленных программ. Хороший дешевый процессор будет полезен в офисной системе, для быстрой генерации отчетов и презентаций. От скорости работы ПК зависит и ваша скорость работы на нем.

Лучшие дешевые процессоры для офиса

AMD A4-4000

(сокет FM2)

Самый дешевый процессор, но не худший и со встроенной видеокартой. Отлично подойдет для офисных решений, когда требуется собрать компьютер за минимальную сумму. В нем вы найдете два ядра, каждое по 3000 МГц, способных обеспечить достаточный уровень производительности для большинства офисных приложений. На кристалле процессора располагается интегрированная видеокарта Radeon HD 7480D, её мощности достаточно для не требовательных игр, таких как Conter-Strike 1.6. Создан по 32 нм процессу, потому потребляет электричество в умеренных количествах, а также оснащен 1Мб второго уровня.

Intel Celeron G1820

(сокет LGA 1150)

Дешевый процессор компании Intel, выделяется от первого, присутствием кэш-памяти 3 уровня с объемом 2048Кб. Два ядра с частотой 2700МГц, за счет использования еще не успевшей устареть архитектуры Haswell, легко справляются с офисными или мультимедийными задачами. Встроенная видеокарта Intel HD позволяет запускать игры до 2009 года, и выводить изображение в разрешении Full HD. Потребляет не большое количество электричества, в пределах 53Вт, что делает его экономным. В связке с качественной видеокартой, на удивление, показывать хорошую производительность в играх.

Мощные дешевые процессоры для игр

AMD FX-4130

(Сокет AM3+)

Первый в линейке мощных процессоров компании AMD. Для цены в 4450 рублей обладает солидными характеристиками. Так здесь есть четыре ядра, частота каждого, при включенном турбо режиме достигает показателя в 3900 МГц, что является отличным результатом для устройства такого ценового диапазона. Имеет большое количество кэш памяти, 4МБ на втором и третьем уровне. У высокой производительности, есть своя цена – это потребление электроэнергии, процессор требует целых 125Вт для своей работы. Взамен показывает высокую производительность и хорошую связку даже с .

Intel Pentium G3420

(Сокет LGA 1150)

Еще один быстрый и дешевый процессор для игр. Обладает более низкой производительностью, нежели AMD FX-4130, но в тоже время потребляет значительно меньше электричества – 54Вт. Его можно назвать урезанной версией Core i3, самое заметное отличие – отсутствие Hyper-Threading. Здесь присутствует два ядра, каждое способно работать на частоте 3,2ГГц и обладает КЭШем второго уровня на 512Кб и третьего – 3072Кб. При хорошей видеокарте, например GT660, запускает World of Tanks на максимальных настройках графики.

Лучший дешевый процессор

AMD A6-6400K

(Сокет FM2)

Отличный недорогой процессор, с хорошим разгонным потенциалом. Обладает 2 ядрами, каждое из которых работает на максимальной частоте 4100МГц, чего достаточно для любых офисных или развлекательных задач, процессор обрабатывает все быстро и без заметных задержек. Сравнительно мощное встроенное графическое ядро Radeon HD 8470D показывает себя хорошо в играх до 2010 года и способна запускать на низких и средних настройках большинство современных онлайн игр. Отличный выбор для офисного или домашнего персонального компьютера, в котором будет сочетаться высокая производительность и экономия.

Также в конце статьи про лучшие дешевые процессоры хочется заметить, если вы ищете модель без встроенной видеокарты, а главная цель – это бюджетный игровой ПК, тогда советую обратить внимание на AMD Athlon II X4 860K. Наверно это лучшее решение за свои деньги в низком ценовом сегменте.

Похожие посты:

Первый четырехъядерный процессор вышел осенью 2006 года. Им стала модель Intel Core 2 Quad, основанная на ядре Kentsfield. В то время популярными играми считались такие бестселлеры, как The Elder Scrolls 4: Oblivion и Half-Life 2: Episode One. Еще не появился «убийца всех игровых компьютеров» Crysis. А в ходу был API DirectX 9 с шейдерной моделью 3.0.

Как выбрать процессор для игрового ПК. Изучаем эффект процессорозависимости на практике

Но на дворе конец 2015 года. На рынке, в настольном сегменте, присутствуют 6- и 8-ядерные центральные процессоры, однако популярными по-прежнему считаются 2- и 4-ядерные модели. Геймеры восхищаются ПК-версиями GTA V и «Ведьмак 3: Дикая охота», а в природе пока не существует игровой видеокарты, способной выдать комфортный уровень FPS в 4K-разрешении при максимальных настройках качества графики в Assassin’s Creed Unity. К тому же состоялся релиз операционной системы Windows 10, а это значит, что официально наступила эпоха DirectX 12 . Как видите, за девять лет много воды утекло. Поэтому вопрос выбора центрального процессора для игрового компьютера актуален как никогда.

Суть проблемы

Существует такое понятие, как эффект процессорозависимости. Он может проявиться абсолютно в любой компьютерной игре. Если производительность видеокарты упирается в возможности центрального чипа, то говорят, что система процессорозависима. Надо понимать, что не существует единой схемы, по которой можно определить силу этого эффекта. Все зависит от особенностей конкретно взятого приложения, а также выбранных настроек качества графики. Тем не менее, в абсолютно любой игре на «плечи» центрального процессора ложатся такие задачи, как организация полигонов, расчеты освещения и физики, моделирование искусственного интеллекта и еще множество других действий. Согласитесь, работенки предостаточно.

Самое сложное - это подобрать центральный процессор сразу для нескольких графических адаптеров

В процессорозависимых играх количество кадров в секунду может зависеть от нескольких параметров «камня»: архитектуры, тактовой частоты, количества ядер и потоков, а также объема кэша. Основная цель этого материала - выявить основные критерии, влияющие на производительность графической подсистемы, а также сформировать понимание, какой центральный процессор подойдет той или иной дискретной видеокарте.

Частота

Как выявить процессорозависимость? Самый действенный способ - эмпирически. Так как параметров у центрального процессора несколько, то давайте разберем их по очереди. Первая характеристика, на которую чаще всего обращают самое пристальное внимание, - это тактовая частота.

Тактовая частота у центральных процессоров уже достаточно давно не растет. Сначала (в 80-е и 90-е) увеличение именно мегагерц приводило к бешенному росту общего уровня производительности. Сейчас же частота центральных процессоров AMD и Intel застыла в дельте 2,5-4 ГГц. Все, что ниже - слишком бюджетно и не совсем подходит для игрового компьютера; все, что выше - это уже оверклокинг . Так и формируются линейки процессоров. Например, есть модель Intel Core i5-6400, функционирующая со скоростью 2,7 ГГц (182 доллара США), а есть Core i5-6500 со скоростью работы 3,2 ГГц (192 доллара США). У этих процессоров одинаковы абсолютно все характеристики, кроме тактовой частоты и цены.

Оверклокинг уже давно превратился в «оружие» маркетологов. Например, только ленивый производитель материнских плат не хвастается отличным разгонным потенциалом своей продукции

В продаже можно найти чипы с разблокированным множителем. Он позволяет самостоятельно разгонять процессор. У Intel такие «камни» имеют литеры «К» и «Х» в названии. Например, Core i7-4770K и Core i7-5690X. Плюс есть обособленные модели с разблокированным множителем: Pentium G3258 , Core i5-5675C и Core i7-5775C. Процессоры AMD маркируются схожим образом. Так, гибридные чипы в названии имеют букву «K». Есть линейка процессоров FX (платформа AM3+). Все входящие в нее «камни» имеют свободный множитель.

Современные процессоры AMD и Intel поддерживают функцию автоматического разгона. В первом случае она называется Turbo Core, во втором - Turbo Boost. Суть ее работы проста: при должном охлаждении процессор во время работы увеличивает свою тактовую частоту на несколько сотен мегагерц. Например, Core i5-6400 функционирует со скоростью 2,7 ГГц, но при активной технологии Turbo Boost этот параметр может перманентно увеличиваться до 3,3 ГГц. То есть ровно на 600 МГц.

Важно помнить: чем выше тактовая частота - тем горячее процессор! Так что необходимо позаботиться о качественном охлаждении «камня»

Возьму видеокарту NVIDIA GeForce GTX TITAN X - самое мощное одночиповое игровое решение современности. И процессор Intel Core i5-6600K - мейнстрим-модель, оснащенную разблокированным множителем. Затем запущу Metro: Last Light - одну из самых процессорозависимых игр наших дней. Настройки качества графики в приложении подобраны таким образом, чтобы количество кадров в секунду каждый раз упиралось в производительность процессора, но не видеокарты. В случае с GeForce GTX TITAN X и Metro: Last Light - максимальное качество графики, но без применения сглаживания. Далее замерю средний уровень FPS в диапазоне от 2 ГГц до 4,5 ГГц в разрешениях Full HD, WQHD и Ultra HD.

Эффект процессорозависимости

Наиболее заметно эффект процессорозависимости, что логично, проявляется в легких режимах. Так, в 1080p с ростом частоты стабильно увеличивается и средний FPS. Показатели получились весьма впечатляющими: при увеличении скорости работы Core i5-6600K с 2 ГГц до 3 ГГц число кадров в секунду в Full HD-разрешении увеличилось с 70 FPS до 92 FPS, то есть на 22 кадра в секунду. При увеличении частоты с 3 ГГц до 4 ГГц - еще на 13 FPS. Таким образом, получается, что используемый процессор при заданных настройках качества графики смог «прокачать» GeForce GTX TITAN X в Full HD только с 4 ГГц - именно с этой отметки количество кадров в секунду при увеличении частоты ЦП перестало расти.

При увеличении разрешения эффект процессорозависимости проявляется менее заметно. А именно количество кадров перестаёт расти, начиная с 3,7 ГГц. Наконец, в разрешении Ultra HD мы практически сразу же уперлись в потенциал графического адаптера.

Дискретных видеокарт много. На рынке принято каталогизировать эти устройства по трем сегментам: Low-end, Middle-end и High-end. Капитан Очевидность подсказывает, что разным по производительности графическим адаптерам подходят разные процессоры с разными частотами.

Зависимость производительности в играх от частоты центрального процессора

Теперь возьму видеокарту GeForce GTX 950 - представителя верхнего сегмента Low-end (или нижнего Middle-end), то есть абсолютную противоположность GeForce GTX TITAN X. Устройство относится к начальному уровню, тем не менее, оно способно обеспечить приличный уровень быстродействия в современных играх в разрешении Full HD. Как видно из графиков, расположенных ниже, процессор, функционирующий на частоте 3 ГГц, «прокачивает» GeForce GTX 950 и в Full HD, и в WQHD. Разница с GeForce GTX TITAN X видна невооруженным взглядом.

Важно понимать, что, чем меньше нагрузки ложится на «плечи» видеокарты, тем выше должна быть частота центрального процессора. Нерационально приобрести, например, адаптер уровня GeForce GTX TITAN X и использовать его в играх в разрешении 1600х900 точек.

Видеокартам уровня Low-end (GeForce GTX 950, Radeon R7 370) хватит центрального процессора, функционирующего на частоте от 3 ГГц. Адаптерам сегмента Middle-end (Radeon R9 280X, GeForce GTX 770) - 3,4-3,6 ГГц. Флагманским видеокартам High-end (Radeon R9 Fury, GeForce GTX 980 Ti) - 3,7-4 ГГц. Производительным связкам SLI/CrossFire - 4-4,5 ГГц

Архитектура

В обзорах, посвященных выходу того или иного поколения центральных процессоров, авторы то и дело констатируют, что разница в производительности в х86-вычислениях год от года составляет мизерные 5-10%. Это своеобразная традиция. Ни у AMD, ни у Intel уже давно не наблюдается серьезного прогресса, а фразы в стиле «продолжаю сидеть на своем Sandy Bridge, подожду следующего года » становятся крылатыми. Как я уже говорил, в играх процессору тоже приходится обрабатывать большое количество данных. В таком случае возникает резонный вопрос: в какой степени эффект процессорозависимости наблюдается в системах с различными архитектурами?

И для чипов AMD, и для Intel можно определить список современных архитектур, которые до сих пор пользуются популярностью. Они актуальны, в глобальном масштабе разница в быстродействии между ними не такая большая.

Возьмем пару чипов - Core i7-4790K и Core i7-6700K - и заставим их работать на одной частоте. Процессоры на базе архитектуры Haswell, как известно, появились летом 2013 года, а решения Skylake - летом 2015 года. То есть прошло ровно два года с момента обновления линейки «так»-процессоров (так Intel называет кристаллы, основанные на совершенно разных архитектурах).

Влияние архитектуры на производительность в играх

Как видите, разницы между Core i7-4790K и Core i7-6700K, работающими на одинаковых частотах, не наблюдается. Skylake опережает Haswell лишь в трех играх из десяти: в Far Cry 4 (на 12%), в GTA V (на 6%) и в Metro: Last Light (на 6%) - то есть во все тех же процессорозависимых приложениях. Впрочем, 6% - это сущие пустяки.

Сравнение архитектур процессоров в играх (NVIDIA GeForce GTX 980)

Немного банальностей: очевидно, что игровой компьютер лучше собирать на базе максимально современной платформы. Ведь важна не только производительность самих чипов, но и функциональность платформы в целом.

Современные архитектуры за небольшим исключением имеют одинаковую производительность в компьютерных играх. Обладатели процессоров семейств Sandy Bridge, Ivy Bridge и Haswell могут чувствовать себя вполне спокойно. С AMD аналогичная ситуация: всевозможные вариации модульной архитектуры (Bulldozer, Piledriver, Steamroller) в играх обладают примерно схожим уровнем производительности

Ядра и потоки

Третий и, возможно, определяющий фактор, ограничивающий производительность видеокарты в играх, - количество ядер центрального процессора. Недаром у все большего числа игр в минимальных системных требованиях указывается необходимость установки четырехъядерного центрального процессора. К ярким примерам можно отнести такие хиты современности, как GTA V, Far Cry 4, «Ведьмак 3: Дикая охота», и Assassin’s Creed Unity.

Как я уже говорил в самом начале, первый четырехъядерный процессор появился девять лет назад. Сейчас в продаже есть 6- и 8-ядерные решения, но в ходу по-прежнему 2- и 4-ядерные модели. Приведу таблицу маркировок некоторых популярных линеек AMD и Intel, разделив их в зависимости от количества «голов».

Гибридные процессоры AMD (A4, A6, A8 и A10) иногда называют 8-, 10- и даже 12-ядерными. Просто маркетологи компании к вычислительным блокам еще и приплюсовывают элементы встроенного графического модуля. Действительно, существуют приложения, которые могут задействовать гетерогенные вычисления (когда х86-ядра и встроенное видео вместе обрабатывают одну и ту же информацию), но в компьютерных играх такой схемы не применяется. Вычислительная часть выполняет свою задачу, графическая - свою.

Некоторые процессоры Intel (Core i3 и Core i7) имеют определенное количество ядер, но удвоенное количество потоков. За это отвечает технология Hyper-Threading , впервые нашедшая свое применение еще в чипах Pentium 4. Потоки и ядра - немного разные вещи, но об этом мы поговорим чуть позже. В 2016 году AMD выпустит процессоры, построенные на базе архитектуры Zen. Впервые чипы «красных» обзаведутся технологией, схожей с Hyper-Threading.

На самом деле, Core 2 Quad на ядре Kentsfield не является полноценным четырехъядерником. В его основе лежат два кристалла Conroe, разведенные в одном корпусе под LGA775

Проведем небольшой эксперимент. Я взял 10 популярных игр. Согласен, такого ничтожного количества приложений недостаточно, чтобы со 100-процентной уверенностью утверждать о полном изучении эффекта процессорозависимости. Однако в список попали только хиты, которые наглядно продемонстрируют тенденции в современном геймдеве. Настройки качества графики подбирались таким образом, чтобы итоговые результаты не уперлись в возможности видеокарты. Для GeForce GTX TITAN X - это максимальное качество (без сглаживания) и разрешение Full HD. Выбор подобного адаптера очевиден. Если процессор сможет «прокачать» GeForce GTX TITAN X, то он справится с любой другой видеокартой. В стенде использовался топовый Core i7-5960X для платформы LGA2011-v3. Тестирование проводилось в четырех режимах: при активации только 2 ядер, только 4 ядер, только 6 ядер и 8 ядер. Технология многопоточности Hyper-Threading не задействовалась. Плюс тестирование проводилось с двумя частотами: при номинальных 3,3 ГГц и в разгоне до 4,3 ГГц.

Процессорозависимость в GTA V

GTA V - одна из немногих игр современности, задействующих все восемь «корок» процессора. Следовательно, ее можно назвать самой процессорозависимой. С другой стороны, разница между шестью и восемью ядрами оказалась не такой внушительной. Судя по результатам, два ядра очень сильно отстают от других режимов работы. Игра тормозит, большое количество текстур элементарно не прорисовывается. Стенд с четырьмя ядрами демонстрирует заметно более высокие результаты. От шестиядерного он отстает всего на 6,9%, а от восьми ядер - на 11%. Стоит ли в таком случае овчинка выделки - решать вам. Однако GTA V наглядно демонстрирует, как количество ядер процессора влияет на производительность видеокарты в играх.

Похожим образом ведет себя абсолютное большинство игр. В cеми из десяти приложений система с двумя ядрами оказалась процессорозависимой. То есть уровень FPS был ограничен именно центральным процессором. В то же время в трех из десяти играх шестиядерный стенд продемонстрировал преимущество над четырехъядерным. Правда, разницу нельзя назвать существенной. Самой радикальной оказалась игра Far Cry 4 - она тупо не запустилась на системе с двумя ядрами.

Прирост от использования шести и восьми ядер в большинстве случаев оказался либо слишком маленьким, либо его вообще не было.

Процессорозависимость в «Ведьмак 3: Дикая охота»

Тремя играми, лояльными к двухъядерной системе, оказались «Ведьмак 3», Assassin’s Creed Unity и Tomb Raider. Во всех режимах были продемонстрированы одинаковые результаты.

Для тех, кому интересно, приведу таблицу с полными результатами тестирования.

производительность многоядерных систем в играх

Четыре ядра - оптимальное количество на сегодняшний день. В то же время очевидно, что с двухъядерным процессором игровые компьютеры собирать не стоит. В 2015 году именно такой «камень» является бутылочным горлышком в системе

С ядрами разобрались. Результаты испытаний наглядно свидетельствуют о том, что в большинстве случаев четыре «головы» у процессора лучше, чем две. В то же время некоторые модели Intel (Core i3 и Core i7) могут похвастать поддержкой технологии Hyper-Threading. Не вдаваясь в подробности, отмечу, что у таких чипов есть определенное число физических ядер и удвоенное количество - виртуальных. В обычных приложениях толк от Hyper-Threading, несомненно, имеется. Но как у этой технологии обстоят дела в играх? Особенно этот вопрос актуален для линейки процессоров Core i3 - номинально двухъядерных решений.

Для определения эффективности многопоточности в играх я собрал два тестовых стенда: с Core i3-4130 и Core i7-6700K. В обоих случаях использовалась видеокарта GeForce GTX TITAN X.

Эффективность Hyper-Threading у Core i3

Практически во всех играх технология Hyper-Threading сказалась на производительности графической подсистемы. Естественно, в лучшую сторону. В некоторых случаях разница оказалась гигантской. Например, в «Ведьмаке» количество кадров в секунду увеличилось на 36,4%. Правда, в этой игре без Hyper-Threading то и дело наблюдались отвратительные фризы. Замечу, что за Core i7-5960X таких проблем не замечалось.

Что касается четырехъядерного процессора Core i7 с Hyper-Threading, поддержка этих технологий дала о себе знать только в GTA V и Metro: Last Light. То есть всего в двух играх из десяти. В них заметно увеличился и минимальный FPS. В целом Core i7-6700K с Hyper-Threading оказался на 6,6% быстрее в GTA V и на 9,7% - в Metro: Last Light.

Hyper-Threading в Core i3 реально тащит, особенно, если в системных требованиях указана четырехъядерная модель процессора. А вот в случае с Core i7 прирост производительности в играх не такой существенный

Кэш

С основными параметрами центрального процессора разобрались. У каждого процессора есть определенный объем кэша. На сегодняшний день в современных интегральных решениях применяется до четырех уровней этого типа памяти. Кэш первого и второго уровней, как правило, определяется архитектурными особенностями чипа. Кэш третьего уровня от модели к модели может меняться. Приведу небольшую таблицу для ознакомления.

Итак, у более производительных процессоров Core i7 в наличии 8 Мбайт кэша третьего уровня, у менее быстрых Core i5 - 6 Мбайт. Скажутся ли эти 2 Мбайт на производительность в играх?

Процессорах семейства Broadwell и некоторых Haswell используется 128 Мбайт памяти eDRAM (кэш 4-го уровня). В некоторых играх она способна серьезно ускорить работу системы

Проверить очень легко. Для этого необходимо взять два процессора из линеек Core i5 и Core i7, установить для них одинаковую частоту и отключить технологию Hyper-Threading. В итоге в девяти протестированных играх лишь в F1 2015 наблюдалась заметная разница в размере 7,4%. Остальные 3D-развлечения никак не откликнулись 2-мегабайтный дефицит кэша третьего уровня у Core i5-6600K.

Влияние кэша третьего уровня на производительность в играх

Разница в кэше третьего уровня между процессорами Core i5 и Core i7 в большинстве случаев не влияет на производительность системы в современных играх

AMD или Intel?

Все испытания, рассмотренные выше, проводились с участием процессоров Intel. Однако это совершенно не означает, что мы не рассматриваем решения AMD в качестве основы для игрового компьютера. Ниже приведены результаты тестирования с использованием чипа FX-6350, используемого в самой производительной платформе AMD AM3+, с задействованием четырех и шести ядер. К сожалению, в моем распоряжении не оказалось 8-ядерного «камня» AMD.

Сравнение AMD и Intel в GTA V

GTA V уже зарекомендовала себя как самая процессорозависимая игра. С использованием четырех ядер в AMD-системе средний уровень FPS оказался выше, чем, например, у Core i3 (без Hyper-Threading). К тому же в самой игре изображение рендерилось плавно, без подтормаживаний. А вот во всех остальных случаях ядра Intel оказывались стабильно быстрее. Разница между процессорами существенная.

Ниже приведена таблица с полным тестированием процессора AMD FX.

Процессорозависимость в системе AMD

Заметной разницы между AMD и Intel не наблюдается только в двух играх: в «Ведьмаке» и Assassin’s Creed Unity. В принципе, результаты отлично поддаются логике. Они отображают реальную расстановку сил на рынке центральных процессоров. Ядра Intel заметно мощнее. В том числе и в играх. Четыре ядра AMD соперничают с двумя Intel. При этом средний FPS зачастую оказывается выше у последних. Шесть ядер AMD конкурируют с четырьмя потоками Core i3. По логике вещей восемь «голов» FX-8000/9000 должны навязать борьбу Core i5. Да, ядра AMD абсолютно заслуженно называют «полуядрами». Таковы особенности модульной архитектуры.

Итог банален. Для игр лучше подходят решения Intel. Однако среди бюджетных решений (Athlon X4, FX-4000, A8, Pentium, Celeron) предпочтительнее продукция AMD. Тестирование показало, что менее производительные четыре ядра в процессорозависимых играх ведут себя лучше, чем более быстрые два ядра Intel. В среднем и высоком ценовых диапазонах (Core i3, Core i5, Core i7, A10, FX-6000, FX-8000, FX-9000) уже предпочтительнее решения Intel

DirectX 12

Как уже было сказано в самом начале статьи, с выходом Windows 10 для разработчиков компьютерных игр стал доступен DirectX 12. С подробным обзором этого API вы можете познакомиться . Архитектура DirectX 12 окончательно определила направление развития современного геймдева: разработчикам стали необходимы низкоуровневые программные интерфейсы. Основная задача нового API заключается в рациональном использовании аппаратных возможностей системы. Это и задействование всех вычислительных потоков процессора, и вычисления общего назначения на GPU, и прямой доступ к ресурсам графического адаптера.

Windows 10 только-только появилась. Однако в природе уже существуют приложения, поддерживающие DirectX 12. Например, компания Futuremark интегрировала в бенчмарк подтест Overhead. Данный пресет способен определить производительность компьютерной системы, используя не только API DirectX 12, но и AMD Mantle. Принцип работы API Overhead прост. DirectX 11 накладывает ограничения на количество команд отрисовки процессора. DirectX 12 и Mantle решают эту проблему, обеспечивая возможность вызова большего числа команд отрисовки. Так, во время теста выводится все большее число объектов. До тех пор, пока графический адаптер не перестает справляться с их обработкой, а FPS не упадет ниже 30 кадров. Для тестирования я использовал стенд с процессором Core i7-5960X и видеокартой Radeon R9 NANO. Результаты получились весьма интересными.

Обращает на себя внимание тот факт, что в паттернах, задействующих DirectX 11, изменение количества ядер центрального процессора практически не влияет на общий результат. А вот с использованием DirectX 12 и Mantle картина меняется кардинальным образом. Во-первых, разница между DirectX 11 и низкоуровневыми API оказывается просто космической (где-то на порядок). Во-вторых, количество «голов» центрального процессора существенно влияет на итоговый результат. Особенно это заметно при переходе от двух ядер к четырем и от четырех к шести. В первом случае разница достигает практически двукратной отметки. В то же время особых отличий между шестью и восемью ядрами и шестнадцатью потоками нет.

Как видите, потенциал DirectX 12 и Mantle (в бенчмарке 3DMark) просто огромен. Однако не стоит забывать, что мы имеем дело с синтетикой, в нее не играют. Реально же профит от использования новейших низкоуровневых API есть смысл оценивать только в реальных компьютерных развлечениях.

Первые компьютерные игры, поддерживающие DirectX 12, уже маячат на горизонте. Это Ashes of the Singularity и Fable Legends. Они находятся в стадии активного бета-тестирования. На днях коллеги из Anandtech

Ведущий мировой производитель процессоров для ПК, Intel, представил на проходящей в Тайбэе выставке Computex новую линейку высокопроизводительных процессоров для настольных компьютеров - X-series. У топового чипа в ней целых 18 вычислительных ядер и соответствующий ценник: 2 000 долларов.

Для геймеров-экстравертов

По сути, представлена новая платформа: процессоры X-серии будут работать с новым чипсетом, X299. Предназначена она главным образом для геймеров (особенно тех, которые одновременно с игрой хотели бы транслировать ее своей онлайн-аудитории в высоком разрешении), профессионалов, работающих с 3D-графикой и видео, разработчиков ПО, а также всех тех, кто готов расставаться с солидными суммами в обмен на обладание «самым-самым» производительным «железом».

При этом важно понимать: вошедшие в линейку решения начального уровня, скорее всего (точно можно будет утверждать только по итогам тестирования), не обеспечат значительного превосходства в играх по сравнению с более доступными обычными Core i3 или i5 без престижной наклейки «X-series». По крайней мере, если не сочетать их с максимально производительными из доступных сегодня на рынке видеокартами.

Следите за руками

Структура новой интеловской линейки чипов не самая очевидная. Самые «младшие» в ней процессоры «Kaby Lake-X» i5-7640X и i7-7740X используют те же ядра Core седьмого поколения, что и выпущенные ранее массовые Core i5 и i7 с архитектурой Kaby Lake. Здесь тоже по четыре ядра и четыре (i5) или восемь (i7) потоков обработки данных, два канала памяти и 16 каналов PCIe непосредственно на процессоре. Отличаются новые X-чипы более «горячим» термопакетом (до 112 ватт против 91 ватта у аналогичных массовых решений) и новым сокетом 2066 — именно его использует чипсет X299.

Повыше, чем у рядовых представителей семейства Core, и тактовые частоты: i7-7740X имеет базовую частоту 4,3 ГГц и TurboBoost частоту до 4,5 ГГц. У i7-7700K при той же цене в 399 долларов базовая частота на 100 МГц ниже, хотя «разгонная» совпадает. Равенство цен должно побудить геймеров предпочесть новинки X-series из-за их разгонного потенциала, более значительного хотя бы из-за отсутствия встроенного графического ядра. Правда, за материнскую плату на наборе микросхем X299 придется заплатить побольше? чем за массовое решение.

В X-чипах уровнем повыше на смену архитектуре Kaby Lake-Х приходит Skylake-X, но это не просто чип 6-го поколения Skylake в новом сокете: использованы ядра Skylake-SP, разработанные, в том числе, для будущего поколения чипов Xeon. Чипы с архитектурой Skylake-X поддерживают Turbo Boost Max 3: чип сам определяет ядра, способные работать на наиболее высокой частоте, и при нагрузке на 1-2 ядра нагружает именно их. Переработана структура кэш-памяти на кристалле: индивидуальные кэши каждого ядра увеличились до 2 МБ, в то время как общий для всех ядер кэш чипа был уменьшен. В Intel говорят, что это повысит производительность. В то же время, по сравнению с Xeon будет ряд ограничений: например, лишь 4 канала памяти вместо шести.

Skylake-X начального уровня будут представлены 6-ядерным 12-поточным i7-7800X (3,5/4,0 ГГц) - стоит от 389 долларов, но не поддерживает Turbo Boost Max 3 и (официально, по крайней мере) память с частотой выше 2400 МГц. Ступенькой выше расположился 599-долларовый 8-ядерный 16-поточный i7-7820X (3,6/4,3 и до 4,5 (в режиме Turbo Boost Max 3) ГГц) с поддержкой частот памяти до 2666 МГц. Наконец, 999-долларовый 10-ядерный i9-7900X (3,3/4,3/4,5 ГГц) обладает 44 линиями PCIe, Turbo Boost Max 3 и поддержкой 2666-МГц памяти. Все эти три процессора имеют термопакет 140 ватт.

В верхней части новой линейки расположились процессоры с термопакетом 165 ватт и 12, 14, 16 или 18 ядрами (потоков вдвое больше), рабочие частоты для которых Intel пока не готова объявить, в отличие от цен, стартующих с отметки 1 199 долларов. Известно, что «самый-самый» процессор в линейке получит название i9-7980XE (не просто i9, а i9 Extreme) и будет стоить 1 999 долларов.

Свободный множитель и другие радости

Все новые чипы Intel X-series обладают разблокированным множителем, то есть изначально позиционируются как решение для оверклокеров. Предназначенный для них чипсет X299 поддерживает энергонезависимую память Optane, которая может выступать как в роли «оперативки», так и для хранения данных. К нему можно подключать до трех SSD-дисков c интерфейсом PCIe или NVMe, 8 устройств SATA и 10 устройств USB 3.1 первого поколения. Поддержку Thunderbolt 3 и USB 3.1 2-го поколения в чипсет не встроили, реализовывать ее придется за счет дополнительных контроллеров.

А что у AMD?

Несмотря на то, что новые высокопроизводительные процессоры AMD Ryzen наделали этой весной много шума, Intel пока сдавать позиции не собирается и по-прежнему оценивает свои чипы дороже. Так, 16-поточный чип Intel X-series обойдется в 599 долларов, в то время как аналогичный 16-поточный AMD Ryzen - в 499. Да, они не идентичны, у процессора Intel вдвое больше каналов памяти, однако связка материнская плата + процессор с технологиями Intel обойдется в любом случае дороже, чем аналогичное решение от AMD. В то же время, на 18-ядерный Intel Core i9 Extreme у AMD ответа пока нет - такого масштабирования производительности ядер Zen компании еще только предстоит добиться.

Центральный процессор – сердце цифрового устройства. Он обрабатывает команды, которые задает юзер или ПО. Поэтому вы должны знать, как выбрать процессор для компьютера, если делаете апгрейд или приобретаете комплектующие, чтобы собрать ПК с «нуля».

Характеристики

От мощности этого комплектующего зависит производительность ПК в целом. Поэтому во время выбора новой модели внимательно изучите ее главные характеристики.

Производитель

Сегодня на рынке в основном представлены разработки двух компаний: Intel и AMD. Они отличаются по параметрам и внешнему виду, а также по стоимости и производительности.

Количество ядер

Понятие «многоядерность» появилось относительно недавно. Такие модели содержат в одном корпусе на одном кристалле два и более вычислительных ядер (интересно прочитать «Как включить работу всех ядер многоядерного процессора в Windows 10? »). Производители предлагают 1-, 2-, 3-, 4-, 6-, 8-, 10-ядерные или более модели. Но утверждение «чем больше ядер, тем производительнее компьютер» не до конца правильное.

Для увеличения производительности ПК нужно, чтобы установленные на него программы/игры были оптимизированы для работы с «многоядерностью». В противном случае при запуске софта процессор использует только одно ядро, а остальные в это время «простаивают», из-за чего производительность устройства не увеличивается. Поэтому прямой зависимости «количество ядер = скорость работы ПК» нет. Но поскольку современные производители ПО оптимизируют продукт под многопоточность, покупать одноядерный (а иногда и двухядерный) процессор уже не актуально .

Полезно знать! Современные производители почти не выпускают одноядерные процессоры, поэтому найти их в продаже сложно.

Технология Hyper-threading

Некоторые процессоры Intel поддерживают технологию Hyper-threading, разработанную представителями компании. После ее включения физическое ядро определяется ОС как два логических, в результате чего увеличивается производительность устройства.

Частота

Второй важный параметр процессора – тактовая частота. Она измеряется в Герцах (Гц) и характеризует количество вычисляемых операций в единицу времени. Если в характеристиках модели указана частота 4,0 ГГц, это значит, что она вычисляет 4 миллиарда операций в секунду.

Тактовая частота – один из важных параметров производительности: чем она выше, тем быстрее работает устройство. Но при этом другие компоненты компьютера должны ему соответствовать (частота RAM и Северного моста, разрядность шины передачи данных и проч.).

Некоторые модели можно «разогнать» – вручную увеличить частоту. Для этого нужно изменить его множитель или частоту работы шины. Из произведения двух этих параметров и состоит тактовая частота процессора (множитель*частота шины = тактовая частота ядра).

Технология Turbo Boost (Turbo Core)

Эта технология автоматически увеличивает тактовую частоту процессора, когда ему не хватает вычислительных мощностей для выполнения поставленных задач. Для продукции Intel это – Turbo Boost, а для AMD – Turbo Core.

Архитектура

Архитектура – это набор качеств и свойств, которые отличают целое семейство процессоров. Другими словами, это их «организация», «внутренняя конструкция». Чем новей архитектура, тем производительней процессор, поскольку при его создании использовались современные технологии. Новые модели с меньшей тактовой частотой по производительности могут обогнать старые, но более «быстрые» процессоры за счет современной архитектуры.

Кэш-память нужна для хранения некоторых промежуточных данных во время обработки команд. Это энергозависимый сверхбыстрый буфер. Кэш-память представлена трехуровневой структурой: L1, L2 и L3. Для работы с требовательными программами и играми нужен кэш третьего уровня (L3). В остальных случаях этот параметр не столь важен.

Тип сокета (разъема)

Для установки процессора на материнской плате предусмотрен специальный разъем – сокет (Socket). Условно – это срок жизни платформы или же возможный потенциал для апгрейда компьютера.

Важно! При покупке комплектующих следите, чтобы сокеты процессора и материнской платы были совместимы.

При разработке новых технологий и стандартов производители выпускают процессор с новым разъемом. А это значит, что модели со старым сокетом вряд ли получат возможность для модернизации в лице новых процессоров для старой платформы – компании отказываются от их выпуска. Поэтому, покупая комплектующие для компьютера, не стоит отдавать предпочтение старым платформам.

TDP

Этот параметр указывает на теоретическое максимальное количество тепла, выделяемое процессором во время работы (будет полезно прочитать « »). Он зависит от производителя, тактовой частоты и техпроцесса на котором построена модель. Для отвода тепла используются воздушные и жидкостные системы охлаждения.

Техпроцесс

Техпроцесс исчисляется в нанометрах (нм). Он не влияет на производительность, но от него зависит тепловыделение процессора. Каждое новое поколение имеет меньший техпроцесс (Intel работает над созданием моделей с 14-нм техпроцессом), что позволяет производителям делать процессоры с большими тактовыми частотами.

Встроенное графическое ядро

Некоторые современные процессоры имеют встроенное графическое ядро, которое позволяет обходиться без дискретной видеокарты. В зависимости от мощности модели увеличивается и производительность встроенной графики.

Отличия AMD и Intel

Процессоры обоих производителей имеют свои преимущества и недостатки. Но продукция AMD рассчитана на бюджетный, а Intel – на более дорогой и производительный сегмент рынка.

Преимущества

Недостатки

Какой выбрать?

При выборе процессора отталкивайтесь от задач, которые вы будете выполнять на компьютере. Условно они делятся на три типа:

  • для офисной работы/дома;
  • для игр;
  • для требовательных программ по обработке и монтажу видео.

Работа дома/в офисе

Работа в офисе или дома предполагает серфинг в интернете, просмотр видео и/или прослушивание аудио. Для выполнения подобных задач подойдет нетребовательный процессор со средними техническими характеристиками из среднего ценового сегмента:

Игры

Современные игры требовательны к вычислительной мощности процессоров, которые должны иметь минимум четыре (для Intel) или шесть-восемь (AMD) ядер. Важно, чтобы модель имела кэш-память третьего уровня. Представители этого класса:

Требовательные программы

Рендеринг видео – работа, требующая от процессоров высокой производительности. Модели, которые подходят для таких программам, а также для современных игр, относятся к высокому ценовому сегменту:

Самый мощный на сегодняшний день процессор, который доступен в продаже, это Intel Core i7-6950X.

Полезно знать! Стоимость процессора зависит напрямую от его мощности, количества ядер и производителя.

Тесты

Сложно сказать, какой производитель лучше – AMD или Intel. Они развиваются в разных направлениях. При этом только в последнее время AMD «позарилась» на высокий класс производительности с процессорами архитектуры Zen с техпроцессом 14 нм. Но все равно им будет сложно догнать Intel, который уже сосредоточился на производстве моделей с техпроцессом 10 нм.

В общем отметим, что топовые процессоры от AMD соперничают со средне-высокими производительными моделями Intel. Вот примерная таблица соответствия производительности.

Intel AMD
Core i7-5000 (LGA2011-v3)
Core i7 (LGA1150/1151)
Core i5 FX-8000/9000
Core i3 FX-6000
FX-4000, A8/10, Athlon X4
Pentium, Celeron
A4/6

Если же проверить процессоры в тесте CINEBENCH и архиваторе WinRAR 5.0, получаются следующие результаты.

Производительность на одно ядро у процессоров Intel выше, чем у конкурентов от AMD. Поэтому, если процесс не оптимизирован под многозадачность, с ним лучше справляются процессоры Intel.

В случае, когда программа «умеет» задействовать все ядра, процессоры FX дают фору некоторым моделям Intel, в том числе и Core i5, что видно из теста с WinRAR.

Рейтинг 2015-2016 года

Начальный ценовой сегмент

Intel Pentium G3258 Intel Core i3-6100 AMD FX-4300
Архитектура, техпроцесс Haswell, 22 нм Skylake, 14 нм Piledriver, 32 нм
LGA1150 LGA1151 AM3+
Поддерживаемая RAM DDR3 DDR3/DDR4 DDR3
Количество ядер (потоков) 2 (2) 2 (4) 4 (4)
Кэш третьего уровня (L3) 3 Мб 3 Мб 4 Мб
3,2 ГГц 3,7 ГГц 3,8 ГГц
Встроенная графика, частота HD Graphics, 1100 МГц HD Graphics 530, 1050 МГц
TDP 53 Вт 51 Вт 95 Вт
Средняя цена ЯндексМаркет 5 230 руб. 8 344 руб. 4 240 руб.
Цена AliExpress 5 266 руб. 7 791 руб. 3 792 руб.

Средний ценовой сегмент

Intel Core i5-6400 Intel Core i5-6600K AMD FX-8320E AMD FX-8350 AMD Athlon X4 860K
Архитектура, техпроцесс Skylake, 14 нм Skylake, 14 нм Piledriver, 32 нм Piledriver, 32 нм Kaveri, 28 нм
LGA1151 LGA1151 AM3+ AM3+ FM2+
Поддерживаемая RAM DDR3/DDR4 DDR3/DDR4 DDR3 DDR3 DDR3
Количество ядер (потоков) 4 (4) 4 (4) 8 (8) 8 (8) 4(4)
Кэш третьего уровня (L3) 6 Мб 6 Мб 8 Мб 8 Мб
2,7 ГГц 3,5 ГГц 3,2 ГГц 4 ГГц 3,7 ГГц
Встроенная графика, частота HD Graphics 530, 950 МГц HD Graphics 530, 1150 МГц
TDP 65 Вт 91 Вт 95 Вт 125 Вт 95 Вт
Средняя цена ЯндексМаркет 13 310 руб. 17 976 руб. 8 210 руб. 12 504 руб. 5 143 руб.
Цена AliExpress 13 732 руб. 19 064 руб. 13 000 руб. 12 532 руб. 4 666 руб.

Высокий ценовой сегмент

Intel Core i7-6700K Intel Core i7-5820K
Архитектура, техпроцесс Skylake, 14 нм Haswell, 22 нм
LGA1151 LGA2011-v3
Поддерживаемая RAM DDR3/DDR4 DDR4
Количество ядер (потоков) 4 (8) 6 (12)
Кэш третьего уровня (L3) 8 Мбайт 15 Мбайт
4 ГГц 3,3 ГГц
Встроенная графика, частота HD Graphics 530, 1150 МГц
TDP 91 Вт 140 Вт
Средняя цена ЯндексМаркет 26 530 руб. 30 160 руб.
Цена AliExpress 31 063 руб. 31 730 руб.

Видео

Для наглядного восприятия информации просмотрите видео.

Вывод

Из вышеописанного сделем вывод, что решения Intel более приемлемы. Но их стоимость необоснованно завышено. Если вы готовы потратить большую сумму на процессор, покупайте модели Intel серии i5 или i7. Для бюджетных компьютеров подойдет вариант от компании AMD серии FX или Athlon X4.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!