Информационный женский портал

Анализ сновидений сновидения и сон. Психологический анализ снов. Что такое сонник

З.Фрейд писал, что сновидения представляют собой ребус .

В процессе работы мне часто случается обнаружить, что это действительно так. Сон зачастую представляет собой ребус в прямом смысле, поскольку основывается на игре слов и букв.

Чтобы понять послание бессознательного самостоятельно - придется приложить усилия для того, чтобы сделать содержание сновидения хоть в какой-то мере отчужденным.

Лучше всего этому послужит практика письма. Запишите свое сновидение и дайте ему немного полежать без вашего внимания. Затем вернитесь к этому тексту и обратите внимание на следующее.

1. Есть ли в тексте повторяющиеся слова.
Возможно, вы увидели два сна за одну ночь - тогда проверьте оба из них.

  • Текст первого сна: «у меня не получается собраться на важное мероприятие, то теряются деньги, то не открывается замок на двери».
  • Текст второго сна: «Я играю с сыном в лего и прихожу в отчаяние от того, что у меня не собирается фигурка воина, я начинаю крушить весь конструктор».

Когда внимание сновидца было обращено на то, что оба сна о том, что нечто «не собирается» - смысл послания стал ему понятен. Стало ясно, что оба сна дополняют друг друга: появились ассоциации, что он не хочет ходить на работу («важное мероприятие» ассоциативно связалось с местом работы сновидца), потому что там нужны качества воина, а это ассоциируется с разрушением и оказывается неприемлемо для сновидца.

2. Обратите внимание на странные точные детали,
такие как даты, цифры, имена и названия.

Пример.
Тест сна: Я выбиваюсь из сил, забираясь на дерево, а когда, наконец, оказываюсь на его вершине - вижу там зеркало. Смотрюсь в него и вижу там Надежду Бабкину.

Здесь нелепо смотрится имя российской певицы, с которой у сновидца, на первый взгляд, ничего личного не связано. Однако, когда содержание становится отчуждено (в психоаналитической ситуации этому служит повторение текста аналитиком) становится понятно, что сон вовсе не о певице, а о надеждах, которые возлагала на сновидца его родная бабушка.

Таким образом, зеркало в котором сновидец видит Надежду Бабкину, буквально сталкивает его с тем, что он проделал большой и трудный путь, итогом которого стало превращение в воплощение бабушкиных чаяний.

Еще пример.
Текст сна: Я поднимаюсь на лифте, и когда проезжаю 26 этаж - лифт начинает падать. Я с ужасом жду, что разобьюсь, но он просто останавливается на первом этаже, и заходит женщина с коляской.

Автору этого сна за 30, но при вопросе, что за цифра 26 - возникает ассоциация, что это возраст, в котором она родила первого ребенка. Дальнейшие ассоциации приводят к пониманию, что рождение первенца откинуло назад в смысле карьеры (карьерный лифт), и ей сейчас приходится начинать заново, но уже в роли матери («с коляской»).

3. Помните, что одним из механизмов образования снов является «обращение в противоположное». Часто это происходит с чувствами, которые сновидец испытывает во сне. Поэтому, если в тексте сна есть отрицание чего-либо или указание на сильные чувства - попробуйте прочитать «наоборот».

Пример.
Текст сна: Мне показывают таблицу для проверки зрения, я вижу на ней буквы, они похожи на матросов, я не хочу смотреть, мне это скучно.

Анализ собственных сновидений может быть увлекательным и полезным занятием, если пользоваться при этом не универсальными сонниками ,
а своим собственным словарем ассоциаций и понимать основные принципы образования сновидения.

Эту книгу я начал с выявления различий между знаками и символами. Знак всегда меньше, чем представляемое им понятие, тогда как символ всегда заключает в себе больше, чем его очевидное и сразу приходящее на ум значение. Более того, символ - это естественный и спонтанно возникающий продукт. Ни один гений не брался за перо или кисть со словами; «Ну, сейчас я сотворю какой-нибудь этакий символ». Ни один человек не может взять более или менее рациональную мысль, полученную путем логических умозаключений или направленным усилием, и придать ей «символическую» форму. В какие бы фантастические одежды ни облечь ее, она останется знаком, прикрывающим стоящую за ним рациональную идею, а не символом, таящим в себе что-то неведомое. Сны спонтанно порождают символы, поскольку сами случаются, а не изобретаются. Поэтому они являются основным источником всех наших знаний о том, что входит в понятие «символичность».

Я должен отметить, однако, что символы появляются не только во сне, но и в любых психических проявлениях. Бывают символические чувства и мысли, действия и ситуации. Зачастую создается впечатление, что даже неживые объекты взаимодействуют с подсознанием, создавая повторяющиеся символические ситуации. Известны многочисленные факты, достоверность которых не вызывает сомнений, когда часы останавливались после смертиих владельца. Один такой случай произошел с маятниковыми часами Фридриха Великого во дворце Сан-Суси: они перестали идти после кончины императора. Известны также аналогичные случаи, когда с приходом смерти разбивается зеркало или падает картина, или когда при сильном эмоциональном возбуждении одного из живущих в доме происходят мелкие, но необъяснимые поломки.

Хотя скептики отказываются верить в подобные истории, они, тем не менее, время от времени происходят. Одно только это должно было бы стать серьезным доказательствомих психологического значения. Существует, кроме того, ряд символов (в том числе и важнейшие из них), которые по своей сущности и происхождению являются не индивидуальными, а коллективными. Это главным образом религиозные образы. Верующие считают их возникновение божественным - через «откровения». Скептики же категорически утверждают, что их просто придумали. Не правы ни те, ни другие.

Скептики верно отмечают, что религиозные символы и концепции веками являлись объектом заботливой и вполне сознательной работы по их усовершенствованию. Так же верно и утверждение верующих о том, что их первоисточник настолько глубоко сокрыт под таинственным покровом прошлого, что кажется, будто они имеют нечеловеческое происхождение. В действительности они есть «коллективные представления», порожденные первобытными снами и творческими фантазиями, и как таковые являются спонтанно и непреднамеренно возникшими проявлениями, никем специально не придуманными.



Этот факт, как будет разъяснено ниже, имеет непосредственное и особенное отношение к толкованию сновидений. Очевидно, что человек, придерживающийся мнения о символическом характере снов, будет толковать их иначе, чем тот, кто считает, что мысль или эмоция, несущая основной заряд энергии, заранее известна и лишь «маскируется» сном. В последнем случае толковать сны бессмысленно, ибо вы обнаружите лишь то, что заранее вам известно.

Именно по этой причине я всегда говорил ученикам: «Научитесь всему, что известно о символичности, и забудьте об этом при анализе конкретного сновидения». Этот совет настолько полезен и практичен, что я взял за правило напоминать самому себе, что я никогда не пойму чужой сон настолько, чтобы верно его истолковать.

Я делал так с целью остановки потока моих собственных ассоциаций и реакций, которые в противном случае могли бы затмить неуверенную и нестабильную реакцию пациента. Работа по исследованию содержания сна и точному определению его посыла (то есть помощи подсознания сознанию) имеет огромное терапевтическое значение и должна проводиться максимально тщательно.

Это место хорошо иллюстрирует сон, приснившийся мне еще во времена совместной работы с Фрейдом. Мне приснилось, что я нахожусь у себя дома, скорее всего на втором этаже, в уютной приятной гостиной, меблированной под XVIII век. Меня поразило, что я никогда не видел этой комнаты раньше, и я заинтересовался, что из себя представляет первый этаж. Спустившись вниз, я увидел мрачноватые апартаменты с обшитыми деревом стенами и внушительной мебелью XVI века, а может, даже более старинной. Мое удивление и любопытство усилились. Я захотел изучить весь дом и спустился в подвал. Там была дверь, за которой оказались каменные ступени, ведущие в большую комнату, походящую на склеп. Ее пол был покрыт здоровенными каменными плитами, а стены казались очень древними. Изучив кладку, я обнаружил, что раствор перемешан с кирпичной крошкой. Это явно были древнеримские стены. Мое возбуждение усилилось. В углу помещения одна из плит оказалась с металлическим кольцом. Приподняв ее, я увидел узкую череду ступеней, ведущих в какую-то пещеру, напоминавшую доисторическое захоронение. На полу виднелись два черепа, остатки костей, обломки битой посуды. На этом я проснулся.

Если бы Фрейд, анализируя этот сон, стал бы по моей методе изучать вызванные им ассоциации, а также подтекст сновидения, то чего бы только он не услышал - но, увы, он наверняка отклонил бы мой рассказ как попытку уйти от сути.

На самом деле этот сон был кратким изложением моей жизни, а точнее - этапов развития моих взглядов. Я рос в доме, построенном двести лет назад, нашей мебели было тоже около двух сотен лет, а наибольшим до сих пор потрясением души и разума было для меня столкновение с философией Канта и Шопенгауэра. Сенсацией того времени стала публикация работ Чарльза Дарвина.

Незадолго до этого я жил средневековыми представлениями своих родителей, для которых весь мир с его обитателями находился под покровительством Господнего всемогущества и провидения. Эти представления можно было сдавать в утиль.

После знакомства с восточными религиями и греческой философией мои христианские убеждения стали скорее относительными. Вот почему в моем сне первый этаж был тихим, сумрачным и запустелым.

Мой тогдашний интерес к истории начался с палеонтологии и сравнительной анатомии, захвативших меня с самого начала работы ассистентом в Анатомическом институте. Меня потрясли останки ископаемого человека, особенно вызвавшего столько дискуссий Neanderthalensis, и черепные кости Pithecanthropus, обнаруженные Дюбуа.

Таковы были мои ассоциации, вызванные сном, но я не осмелился сказать об этом Фрейду, ибо он не любил упоминаний о скелетах, черепах, трупах. Он почему-то упорно считал, что я предчувствую его раннюю кончину, выводя это заключение из моего активного интереса к мумиям, выставленным в Блейкеллере под Бременом, куда мы с ним заехали в 1909 году по пути в Америку.

Так что я не хотел открывать перед ним свои мысли - и особенно после того поразившего меня случая, когда я осознал, сколь глубоки различия между воззрениями и научным багажом Фрейда и моими собственными. Я боялся, что, открывшись, я потеряю в нем друга, ибо услышанное покажется ему крайне странным. Будучи не очень уверенным в своих собственных психологических мотивах, я почти автоматически солгал, выдумав «свободные ассоциации» только для того, чтобы не заниматься непосильным делом растолковывания моего сокровенного и ни с чем не соизмеримого внутреннего мира.

Я должен принести свои извинения за столь долгое описание истории, в которую «влип», рассказав Фрейду о приснившемся. Однако на этом примере хорошо видны трудности, возникающие при профессиональном анализе сновидений. Здесь очень многое зависит от индивидуальных различий между исследователем и пациентом. Смекнув, что Фрейд ищет в моем сне ненормальное, недопустимое желание, я подкинул ему предположение, что увиденные мною во сне черепа могли означать желание смерти кого-то из моих родных. Он согласился с этим, но я был недоволен таким, высосанным из пальца, решением.

Пока я искал подходящие ответы на вопросы Фрейда, ко мне вдруг пришло интуитивное понимание роли субъективного в психологическом процессе понимания. Озарение было столь сильным, что я решил поскорее закончить с возникшей путаницей, выбрав ложь как самый простой способ. Это не было элегантно или морально оправданно, но в противном случае мне бы предстояло неизбежное выяснение отношений с Фрейдом, чего мне не хотелось по многим причинам. Догадка, пришедшая ко мне, состояла в том, что мой сон означал меня самого, мою жизнь и мой мир, противопоставленных теоретическому построению, воздвигнутому чужим умом для каких-то его целей и задач. Это был мой сон, а не Фрейда, и мне внезапно открылось его значение.

Этот конфликт демонстрирует, что главное в анализе сновидений совсем не методика, которую можно выучить и применять по определенным правилам. Анализ сновидений - это прежде всего диалектический диспут двух личностей. Если подойти к нему механически, то индивидуальность пациента и его психологическое своеобразие не будут востребованы и терапевтическая задача сведется к простому вопросу: чья индивидуальность-исследователя или пациента - одержит верх?

Именно потому я и отказался от использования гипнотерапии, чтобы не навязывать свою волю испытуемым. Я хотел, чтобы процесс выздоровления вызревал благодаря личным импульсам пациентов, а не из-за моих внушений, дающих лишь кратковременный результат. Я действовал так, чтобы оберечь и сохранить достоинство и свободу моих пациентов, чтобы их жизнь направлялась их же желаниями. В диспуте с Фрейдом меня впервые осенило, что прежде чем разрабатывать общие теории о человеке и его психике, необходимо как можно ближе познакомиться с тем конкретным человеком, с которым собираешься работать.

Индивидуальное - вот единственная реальность. Чем дальше мы уходим от личности к абстрактным представлениям о Homo sapiens, тем вероятнее мы совершаем ошибку. В нынешнее время социальных потрясений и необычных перемен желательно обладать большими знаниями об индивидууме, чем мы располагаем, ибо от качеств его ума и души столь многое зависит. Однако, если комплексно подходить к этому вопросу, то так же хорошо, как мы знаем наше настоящее, надо разобраться и с нашим прошлым. А для этого существенное значение имеет знание мифов и символов.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Уральский государственный экономический университет

Кафедра Педагогика и психология

Контрольная работа

На тему: Сновидения и методы их анализа

Екатеринбург 2009 г.


2. Важность анализа снов

6. Практическое задание


1. Общая методика анализа снов

Сны занимают треть нашей жизни, но люди чаще всего не обращают на них внимание, если это не кошмары. Некоторые даже утверждают, что не видят снов, хотя по результатам исследований выясняется, что на самом деле они их не помнят. Происходит это в основном из-за непонимания языка снов, неумения ориентироваться в образах и чаще всего - из-за неприятия правды о себе самом. Естественная защита эго от непонятного - забыть его, или отнестись небрежно и свысока. Так оно избегает неприятных для себя известий, проводя «страусиную политику», потому что очень ревниво относится к своей целостности и исключительности.

Но не во все времена было так, раньше да и сейчас во многих не западных культурах снам отводилась значительная роль как в жизни общины, так и индивидуума. В основном это обусловлено более слабым, еще не закостеневшим сознанием, как у современного «западного человека». Это длинная тема - сновидческая традиция, да и в Европе во времена античности и средневековых алхимиков ко снам относились серьезно. Часто серьезное отношение ко снам приписывают «примитивным» культурам или суевериям, тем самым оправдывая собственное незнание или неумение.

Редко когда человек может с честностью себе признаться - «я не знаю, что с этим делать». Потому что отсюда следует, что треть его жизни проходит втайне от него. И для некоторых это может быть серьезным крушением наивного убеждения, что его жизнь проходит только в сознании и контролируема только им. Немало в поддержание этого отрицательного имиджа вложили и составители различного рода сонников и шарлатаны. Только в нашем веке в западной мысли наметился прорыв в этой области благодаря Зигмунду Фрейду и его психоанализу. И хотя сейчас фрейдовский психоанализ никто уже не использует, это все же был серьезный прорыв в стене неприязни ко снам и своему бессознательному. Именно Фрейд связал вместе эти два понятия, наглядно показав, что сны тесно связаны с сознательной жизнью индивида и несут некое послание.

Сейчас уже мало кто сомневается в существовании бессознательного, хотя редко кто и задумывается над тем, что это значит для него как личности. Принимая этот факт, все же откладывают его в сторону, закрывая глаза на неизбежно вытекающие последствия и выводы.

Какая же связь между сном и бессознательным? Сон в нашем понимании - ДРУГОЙ режим восприятия, отличный от обычного дневного. Этот режим отличается прежде всего ослаблением эго-комплекса, его установок и ограничений, что непосредственно дает бессознательному себя проявить в большей мере, чем в дневном сознании. В сознательной жизни бессознательное проявляется обычно в виде оговорок, курьезов, поступков, которые мы не понимаем, как могли такое сделать, внезапно возникших мыслях, озарениях и интуиции, хотя каждая возникшая в голове мысль имеет свой источник в бессознательном.

Во снах же при ослабленном, «отдыхающем» эго-сознании, бессознательное врывается в виде образов, которые уже мало интерпретированы сознанием, поэтому так и непонятны для нас, если мы пользуемся обычной дневной логикой. Другой вопрос состоит в том - имеют ли эти образы какой то смысл? Мы утверждаем что ДА, подтверждение этому - практика. Впрочем, ответ на этот вопрос каждый должен дать самому себе, это будет наиболее убедительно. Наша же задача заключается в изложении теории и помощи в практическом анализе сновидений. Мы можем помочь понять язык бессознательного, но не сделаем чуда - на это способен лишь сам сновидец.

2. Важность анализа снов

Для стабильного функционирования разума и психологического здоровья необходимо, чтобы подсознание и сознание были неразрывно связаны между собой и действовали скоординированно. Если связь рвется или «диссоциируется», происходит психологическое расстройство. В этом плане символика сновидений играет роль курьера, передающего послания от инстинктивных к рациональным частям разума. Расшифровка этих символов обогащает оскудевшие возможности сознания, оно учится вновь понимать забытый язык инстинктов.

Каким бы сон ни был - плохим, хорошим, странным, это твой сон. Его можно любить или не любить, но это часть твоей жизни. Избегая думать о снах или толковать их, пренебрегая ими, мы закрываем глаза на действительность, на треть своей жизни, которая не менее важна, чем сознательная - дневная, которая сама подвергается значительному влиянию бессознательного.

Анализ снов можно сравнить с усваиванием жизненно важного урока, необходимого для дальнейшего жизненного пути. Мы как будто нагружаемся во снах каким-то посланием, идеей и, анализируя, перерабатываем сырье, питая сознание и свою индивидуальность, ассимилируя новые, важные для нас содержания, а также укрепляя эту магическую связь между сознанием и бессознательным, ту связь, которой не хватает для целостности индивидуума. Признаком успешного анализа является состояние. Состояние легкости, полноты, целостности. Это невозможно описать, но каждый, кто сталкивался с ним, поймет о чем речь.

3. Практический метод анализа снов

Начать анализ стоит с ДЕТАЛЬНОГО описания сна, не пренебрегая ничем. Обстановка (справа слева), цвета (или их отсутствие), персонажи, их одежда, неувязки и эмоциональные реакции во сне - ВСЕ имеет значение. Детали - это ключ к пониманию языка снов; разбирая только сюжет, мы стреляем из пушки по воробьям. Очень незначителен шанс попасть. С другой стороны, привязка к деталям или разбор вырванного из контекста образа не дает нам увидеть общую картину и понять смысл послания. Подход к каждому сну должен быть отстраненным, как будто это не твой сон, а чужой. Нужно узнать все о символах, встречающихся в снах, но начиная анализ - все забыть. Каждый сон пусть будет новым листом, tabula rasa. В первую очередь смотрим на сон и выписываем общую идею, если таковая есть. Процесс выписывания также важен и не стоит им пренебрегать, делая разбор устно. Смотрим более детальнее и выписываем темы, которые возникли.

Следующее: нелепости, несоответствия в каждой теме. Постарайся их разглядеть, сопоставь с дневной жизнью, спроси себя: бывает так в дневной жизни? Выпиши эти нелепости-плеоназмы. Проговори вслух, в чем именно она состоит, где издевка, смысл, намек. Часто они являются «проделками трикстера», своеобразным юмором бессознательного, указывающим на какой-то дефект или мешающую установку сознания (мешающую развитию личности).

Следующее: количество персонажей, их пол, их «национальная» принадлежность, одежда, внешность. Отдели знакомых от незнакомых, посмотри, какую функцию они несут по отношению к сюжету. Формулируй предложения так, как если бы ты рассказывал событие маленькому ребенку. Выписывай все сказуемые, в ряд, отдельно от сна. Сказуемые - это твои действия. Иногда они отражают твою дневную жизнь и состояние. Когда выпишешь их все из сна, посмотри, не имеют ли они аналога в твоей дневной жизни - не повторились ли они в сон. Возможно, на осознание его смысла у тебя уйдет не день и не два. Это не значит, что ты должен целыми днями сидеть над тетрадкой и «думать». Нет. Выдели время, определенное для работы со снами. Пусть это будет полчаса в день в определенное время. И делай, каким бы дурацким и бессмысленным тебе это занятие ни показалось. Главное - соблюдать условия «состояния». Когда оно наработается, озарения по поводу снов начнут приходить в самое разное время - и в следующем сне, и во время обеда, и во время разговора с соседом.

Необходимо время от времени перечитывать свои старые сны - увидеть их логику последовательную, увидеть повторения, когда бессознательное на разные лады старается сообщить тебе что-то - разными образами, разными действиями, разными символами и прилагательными. Просмотр прошлых снов также помогает понять некоторые аспекты, что были пропущены в анализе, а также выстроить примерный ряд развивающихся событий, и возможно - их предопределение.

4. Теория сновидений З. Фрейда

В работе «Толкование сновидений» (1890) Фрейд описал, каким образом сновидения помогают психике защищать себя и достигать чувства удовлетворения. «Сновидение - это способ высвобождения неосуществленных желаний человека посредством его сознания без пробуждения физического тела».

Дневные переживания трансформируются в сновидение посредством деятельности сновидения, и таким образом сновидение является невинной платой за возможность сна. Сновидение само по себе не возникает. Появление сновидения связано с определенными проблемами, стоящими перед человеком, хотя это явно и не раскрывается в контексте сновидения. Почти каждое сновидение может быть понято как осуществленное желание. Сновидение - это альтернативный путь для удовлетворения требованиям бессознательного.

Исходя из детального анализа десятков сновидений, соотнося их с событиями жизни человека, Фрейд сумел показать, что деятельность сновидения - это процессы:

· сгущения

· смещения (главное средство искажения сновидения)

· искажения

· трансформации

· перестановки

· перемещения и других модификаций первоначального желания.

Эти изменения делают модифицированное желание приемлемым для эго, если первоначальное желание было в целом неприемлемо для бодрствующего сознания. Сновидения не являются беспорядочными или случайными, а представляют собой способ удовлетворения неосуществленных желаний.

Теория сновидений способствовала тому, что психоанализ сделал шаг от психотерапевтического метода к глубинной психологии, но Фрейд никогда не скрывал, что изучал сновидения как введение в теорию неврозов, что и определило его взгляды. Именно на сновидениях он доказывал правильность психоанализа, который показывает, что симптомы какого-то случая невротического заболевания имеют свой смысл, служат какому-то намерению.

Фрейд констатирует принципиальное различие между явным содержанием сновидения и его скрытыми мыслями (материалом сновидения), и считает, что сутью сновидения является процесс работы сновидения, а не его материал. Когда же путают сновидение с его скрытыми мыслями, то сновидение может представлять все, что содержат скрытые мысли, и может быть заменено ими (т. е., намерением, предостережением, рассуждением, приготовлением, попыткой решения какой-то задачи и т. д.).

Таким образом, бессознательная работа мышления человека (скрытые мысли) не тождественна работе сновидения. Но именно из оценки скрытых мыслей сновидений мы узнаем, что все эти сложные душевные процессы могут проходить бессознательно. Сновидение является краткой выжимкой из ассоциации, а его элементы выступают как бы избранными представителями всего их множества. Ассоциации к сновидению еще не являются скрытыми мыслями сновидения, они лишь «касаются их намеками».

Столкнувшись с проблемой аффектов в сновидении, Фрейд признавал, что во всей теории сновидений этот момент самый уязвимый. Если сновидение является исполнением желания, то во сне невозможны мучительные ощущения.

Бессознательное влечение и есть создатель сновидения, его движущая сила. Как и любое другое влечение, оно стремиться не к чему иному, как к своему собственному удовлетворению, это и является смыслом всего сновидения. По мнению Фрейда в любом сновидении влечение должно предстать как осуществление. Желаемое удовлетворение влечения переживается галлюцинаторно как реальное. Скрытые мысли сновидения драматизируются и иллюстрируются.

В течение жизни точка зрения Фрейда на сновидение менялась. Если вначале он был убежден, что почти каждое сновидение может быть понято как осуществленное желание (способ удовлетворения неосуществленного желания), то в последствии он уточняет, что сновидение является попыткой исполнения желания. Если вначале Фрейд убежден, что «почти каждое» сновидение может быть понято с помощью его метода, то потом он уточняет, что с помощью его метода можно толковать «не все» сновидения.

Вначале Фрейд считал, что создателем сновидения является бессознательное влечение, которое стремиться к своему собственному удовлетворению и это является смыслом всего сновидения. Потом он добавляет, что состояние сна кажется особенно подходящим для приема телепатического послания, тем самым, расширяя список «материала» сновидения, придает ему дополнительную функцию и дополнительный энергетический источник.

5. Теория сновидений К. Г. Юнга

По Юнгу, сны играют важную дополнительную (или компенсаторную) роль в психике. «Общая функция снов - попытаться восстановить наш психологический баланс продуцирования материала сна, который восстанавливает трудноуловимым способом общее психическое равновесие». Юнг подходит к сновидениям как к живым реальностям. Их надо получить посредством опыта и внимательно наблюдать. Иначе их понять невозможно. Уделяя внимание форме и содержанию сновидения, Юнг, пытался раскрыть значение символов сна и при этом постепенно отходил от свойственного психоанализу доверия к свободным ассоциациям в анализе сновидений. Для интерпретации снов не может быть простой механической системы, так как сон связан с символами, имеющими более одного значения.

1. Все сны служат здоровью и целостности.

2. Сны не просто рассказывают сновидцу то, что он или она уже знает.

3. Только сновидец может с уверенностью сказать, может ли произойти то, что означает сон.

4. Не бывает сна только с одним значением.

5. Все сны говорят на универсальном языке, языке метафоры и символа.

Более важным, чем когнитивное понимание сна, является его понимание как акта извлечения опыта из материала сна и принятия этого материала всерьез. Сны следует рассматривать не как изолированные события, но как сообщения, идущие из бессознательного. Сон - процесс, создающий диалог между сознанием и бессознательным как важный шаг их интеграции.

Выводы и обобщения по теории К. Г. Юнга:

1. Открыта зависимость между психическим заболеванием и символичностью сновидений. Сновидения становятся более замаскированные и символические по мере улучшения психического здоровья.

2. Способ существования человека, выраженный в сновидении, часто дублирует модусы существования в бодрствовании, но сны часто высвечивают те реальности человеческого мира, о которых сновидец не знает в бодрствовании.

3. Экзистенциальная психология отвергает принцип причинности и обращает основное внимание лишь на поведенческие события, вводит свой - феноменологический - метод.

4. Для феноменолога реально то, что может быть увидено или прожито. Истина раскрывается в самих феноменах.

5. Изучать - значит видеть без каких-либо гипотез или предвзятостей.

6. Ассоциации (Фрейд) или амплификации (Юнг) заменяются вопросами аналитика, которые позволяют, в результате инсайтов пациента, определить значение сна в соответствии с бодрствующей жизнью, и построить более здоровое бытие в мире.

7. Сны - откровение экзистенции, феномены сна - всего лишь то, чем они являются, они раскрывают психическое содержание.

6. Практическое задание

Опишите два случая проявления в ваших сновидениях нерешенных личных проблем (или, наоборот, примеры того, как сновидения помогали решению личных проблем).

Пожалуй самый яркий случай произошел когда я учился в 11 классе. Нам задали на дом какое-то задание по алгебре, в котором я наткнулся на непреодолимое препятствие: ни как не мог решить одно дифференциальное уравнение. В результате я решил оставить его на потом и лёг спать. Мне приснился сон, в котором я якобы решил это злополучное уравнение, чем был доволен (во сне, разумеется).

На утро, проснувшись, я вспомнил этот сон: вспомнил как решал уравнение, как был доволен решением потом, но вот само решение (побуквенное) я не помнил. Так всегда бывает с людьми во сне, как будто ты посмотрел фильм, а тетрадь с решением оказалась не в фокусе у оператора.

Но метод, которым решал уравнение, я помнил. Тогда открыв тетрадь я попробовал решить уравнение методом из сна. И о чудо, уравнение было решено, после недолгих вычислений.

Как этот феномен можно интерпретировать? По всей видимости метод решения этого уравнения отложился с уроков в классе и был в моей голове. Но я не связал его с решением дома. Во сне моё бессознательное связало метод решения и уравнение воедино, дав понять выход из сложившейся проблемы.

Выходит З. Фрейд в этом случае прав: «Сновидение - это способ высвобождения неосуществленных желаний человека посредством его сознания без пробуждения физического тела». В моём случае желанием было довести дифференциальное уравнение до логического завершения.

Ещё один любопытный сон мне приснился года 2-3 назад, но я его запомнил ввиду его эмоциональности и напряжённости.

Мне снилось, что я нахожусь у себя дома один. Вид из окна был удручающий, ощущение что небо затянуло чёрными грозовыми облаками, но я знал, что дождя не будет (во сне так бывает, знаешь то, чего в реальной жизни знать не можешь).

И вдруг вижу как на небе завис инопланетный космический корабль (тарелка). Я нутром почувствовал тревогу и угрозу для себя. Но тут произошло ещё более страшное: тарелка начала быстро приближаться к моему дому. Я почувствовал животный ужас и начал метаться по дому, ища укрытие. Выглянув из под подоконника я увидел как тарелка села у дома, из неё вышли несколько существ похожих на людей в чёрных камбинизонах.

Я знал: они идут за мной. Тогда я метнулся в шкаф. И вот сидя в шкафу слышу как они подходят к нему и начинают открывать дверь. Я в липком ужасе держу её из нутри, но силы не равны. Они открывают дверь, хватают меня, сверхъестественным образом подавляют мою волю, тело становится ватным. Тащат на кухонный стол, один из них берёт большой кухонный нож и вырезает мою печень. Нет боли я не почувствовал, но когда я увидел свою печень у него в руке, то резко проснулся.

В чём смысл этого сна? Зачем гуманоидам моя печень? Оказывается всё не так запутанно: у меня в тот момент времени была ослаблена печень, я это знал. Ну а пришельцы видимо спроецированы с экрана телевизора (очередной триллер!).

Смысл в том, что подсознание во сне пыталось обратить внимание на мою печень таким образом. А может мои будничные размышления о печени сыграли роль. Другого объяснения я не вижу.


Список используемой литературы

1. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.

2. Общая методика анализа снов www.jungland.ru/obshhaya_metodika_analiza_snov

3. Становление и основы теории сновидений Карла Густава Юнга dreams.nnov.ru/site.aspx?SECTIONID=389265&IID=389405

4. Фрейдистская концепция сновидений и современная наука

Каков истинный смысл снов? Попробуем использовать научный подход к анализу сновидений.

Сны - это своего рода письма в бессознательном состоянии мозга. Если бы они были написаны на одном языке с реальностью бодрствования! К сожалению, они зашифрованы нашим подсознательным мышлением. Тем не менее, мы можем декодировать эту информацию с помощью анализа сновидений.

Вспоминаем сон

Анализ сна начинается с дневника снов. Ведение дневника важно по многим причинам. Во-первых, это улучшает запоминание Ваших снов, со временем вы сможете запоминать до пяти снов за одну ночь.

Техника запоминания сна состоит в том, чтобы просыпаться в конце каждого цикла REM-сна (REM-сон - сон со сновидениями): сначала через 3 часа, затем каждые 90 минут. Просыпаясь, следует записывать свой сон в дневник снов, иначе вы рискуете все забыть к утру.

Кроме того, дневник снов позволяет отслеживать повторяющиеся символы в сновидениях и понять главный смысл снов. Например, чаще других может повторяться сон о падении. Это легко установить, если подсчитать, сколько раз он записан в Вашем дневнике снов. Это повторение сна происходит потому, что Ваш мозг в бессознательном состоянии пытается отправить Вам сообщение, в концептуальной форме.

Писать и говорить о своих снах важно для подсознания. Сила подсознания поистине удивительна, и если дать подсознанию задание (вспомнить как можно больше снов) - оно будет выполнять это задание. Вы сможете запоминать больше снов, что даст больше возможностей для расшифровки их смысла.

Символика снов

Следующий шаг состоит в том, чтобы понять смысл символов снов. Можно использовать сонник. Но еще более важно использовать при толковании сна происходящее в вашей жизни.

Символы снов не следует принимать слишком буквально. Видеть во сне смерть не значит, что вы умрете. Это может символизировать конец определенного этапа Вашей жизни. Сны носят символический характер, и было бы глупо интерпретировать их как прочитанные.

Человеческий мозг думает и учится посредством нейронных структур. Например, если в детстве вы упали с велосипеда и разбили при этом колени, это событие будет связано с болью. Ваш мозг в бессознательном состоянии сделает заметку - избегать падения с велосипеда в будущем. Это нейронные пути, связи между нейронами мозга, построенные исключительно за счет личного опыта.

С течением времени нейронные связи становятся более сложными. Они распространяются на физические законы (например, упасть с велосипеда) и эмоции (например, любовь или ненависть) - по сути, каждый опыт в Вашей жизни сформировал нейронную структуру в Вашем мозгу. Ваше подсознание использует эти структуры в сновидениях.

Сонник

На протяжении многих лет исследования сновидений позволили экспертам создавать всевозможные словари снов. Это интерпретация смысла снов со списком символов, их перевод на реальные события. Однако следует помнить, что словари снов могут быть разными у различных культур, так как мы смотрим на вещи по-разному, в зависимости от нашего социального воспитания.

Например, большинство европейцев испытывают страх перед пауками, а жители Южной Америки меньше боятся пауков и даже используют их в качестве традиционных продуктов питания. Таким образом, мы видим, что культурные взгляды оказывают значительное влияние на то, каким мы видим мир вокруг нас, и это должно быть отражено в соннике.

Толкование снов

При анализе своего сна ищите наиболее важные и яркие аспекты ваших сновидений, и не забудьте учесть его влияние личного опыта. Проанализируйте, какие важные события происходили в Вашей жизни в последнее время, события из прошлого. Зачастую они затрагивают вас на эмоциональном уровне и присутствуют во сне.

Познание смысла снов - это путешествие в страну самостоятельных открытий. Никто не сможет сказать, что значат Ваши сны, не зная, какой вы человек. Поэтому лучший толкователь Ваших снов - вы сами! Ведите дневник снов, определяйте важные символы, и наблюдайте за повторяющимися темами снов.

|

Фрейд неоднократно подчеркивал, что сны - не случайное явление; они не бессмысленны и не беспорядочны, а представляют собой способ исполнения невыполненных желаний. Будучи продуктом бессознательного, сновидения служат хорошим материалом для психоанализа.

Фрейд различал явное и скрытое содержание сна. Явное - это то, что фактически галлюцинируется во сне; скрытое - то, что обнаруживается при свободной ассоциации сновидений и их толковании. «Явное сновиде- ниє, - пишет Фрейд, - теряет для нас свою значимость. Нам безразлично, хорошо оно составлено или распадается на ряд отдельных бессвязных образов. Даже если оно имеет кажущуюся осмысленной внешнюю сторону, то мы все равно знаем, что она возникла благодаря искажению сновидения и может иметь к внутреннему его содержанию так же мало отношения, как фасад итальянской церкви к ее-конструкции и силуэту».

Фрейд выделял такие понятия, как работа сновидений и толкование сновидений.

Работа сновидений есть перевод скрытого смысла сна в явный. Толкование, напротив, - попытка добраться до скрытого смысла сновидений. Для того, чтобы грамотно толковать сновидения, необходимо знать основные закономерности их работы. Среди разнообразных закономерностей работы сновидений в качестве наиболее важных Фрейд отмечает три: сгущение, смещение сновидений и превращение мыслей в зрительные образы.

Под сгущением подразумевается тот факт, что явное сновидение содержит в себе меньше информации, чем скрытое, так как является сокращенным переводом последнего. Смещение - это результат работы «цензуры», замещение истинного смысла сновидения отдельными намеками и символами. Наконец, третий результат работы сновидений - это регрессивное превращение мысли в зрительные образы.

Главный метод исследования сновидений - метод свободного ассоциирования. При анализе сновидений Фрейд считает необходимым соблюдать три основных правила. 1.

Не следует обращать внимание на внешнее содержание сновидения независимо от того, понятно оно больному или же кажется абсурдным, ясным или путаным, так как оно все равно ни в коем случае не соответствует искомому бессознательному. 2.

Сновидения следует разбивать на элементы,- каждый из которых исследуется в отдельности. При этом пациента просят «объяснять» каждый элемент сновидения первыми пришедшими в голову словами, то есть свободно ассоциировать. «Если я прошу кого-то сказать, - пишет Фрейд, - что ему пришло в голову по поводу определенного элемента сновидения, то я требую от него, чтобы он отдался свободной ассоциации, придерживаясь исходного представления». Действительно, получается нечто, подобное «ассоциативному эксперименту», с той лишь разницей, что в сновидении «слово-раздражитель» заменено чем-то, что само исходит из душевной жизни видевшего сон, из неизвестных ему источников, то есть из того, что само может быть «производным от комплексов».

Таким образом, задача аналитика в данном случае сводится к тому_ чтобы при помощи свободного ассоциирования с каждым отдельным элементом сновидения вызвать ряд других - «заменяющих» - представлений, которые дают возможность расшифровать скрытый смысл сновидений. Вскрывать бессознательное пациента, вызывать «заменяющее» представление каждого элемента сна врач должен, не раздумывая над скрытым их содержанием и над тем, подходят ли они или отклоняются в этом смысле от самого сновидения.

При анализе сновидений исследователь должен набраться терпения и подождать, пока «скрытое, исконно бессознательное не возникнет само».

При анализе сновидения аналитик наталкивается на сопротивление, особенно когда речь идет о вещах, с точки зрения пациента малозначительных, не относящихся к делу, или о предметах, о коих говорить неприлично. Фрейд считает, что как раз те мысли, которые пациент обычно пытается подавить, оказываются наиболее важными, наиболее значимыми для раскрытия содержания бессознательного. «Мы постоянно наталкиваемся на сопротивление, - пишет Фрейд, - когда хотим от заместителя, являющегося элементом сновидения, проникнуть в его скрытое, бессознательное. Таким образом, мы можем предположить, что за заместителем скрывается что- то значительное. Иначе к чему все препятствия, стремящиеся сохранить скрываемое? Если ребенок не хочет от крыть руку, чтобы показать, что в ней, значит, там что- то, что ему не разрешается иметь».

Из сказанного следует еще одно условие, которое непременно следует разъяснить анализируемому: не замалчивать ни одной из пришедших ему в голову мыслей, даже если они не соответствуют здравому смыслу и его понятиям о приличии.

Ключом к расшифровыванию скрытого смысла сновидений Фрейд считал символы, по его мнению, глубоко уходящие своими корнями в мифологию, антропологию, языкознание и^имеющие свои «устоявшиеся переводы», то есть в какой-то степени унифицированные и пригодные для расшифровки любых сновидений у разных людей. Символика сновидений у Фрейда носит почти всегда сексуальную окраску. Дома с совершенно гладкими стенами подразумевают мужчин; дома со свисающими выступами и балконами, за которые можно держаться, - женщин. Все длинные и торчащие вверх предметы, такие, например, как палки, зонты, шесты, деревья, обозначают мужской половой член. «Женские половые органы, - утверждает Фрейд, - изображаются символически при помощи всех предметов, обладающих свойством ограничивать полое пространство, что-то принять в себя, то есть при помощи шахт, щелей, пещер, сосудов и бутылок, коробок, табакерок, чемоданов, ящиков, карманов и т. д. Судно также относится к их разряду. Многие символы имеют большее отношение к матке, чем к гениталиям женщины, таковы шкафы, печи и, прежде всего, комната. Символика комнаты соприкасается с символикой двери, и ворота становятся символом полового отверстия».

Подобная пансексуальная символика сновидений вызвала несогласие и аргументированную критику даже самых близких учеников Фрейда - А. Адлера и К. Юнга. Выраженная пансексуальная интерпретация сновидений, отмечают В. Т. Кондрашенко и Д. И. Донской, заслуживает критического к себе отношения, но это не снижает роли Фрейда в исследовании механизмов сновидений, а главное - ни в коей мере не умаляет значения разра ботанного им метода анализа сновидений как составной части психоанализа.

Анализ фантазий

Материалом для анализа бессознательного могут быть кроме сновидений фантазии, или «сны наяву». Фантазии наблюдаются как у больных, так и у здоровых людей. Особенно часто они встречаются у детей, подростков, но нередко сохраняются и в зрелые годы. У мужчин обычно преобладают честолюбивые фантазии, у женщин - эротические.

Методика анализа фантазий заключается в следующем. Пациент по предложению врача записывает все приходящие ему в голову фантазии, которые приобщаются к общему «сырому» материалу. В дальнейшем на «случайно» заданный вопрос можно получить толкование этих фантазий.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!