Информационный женский портал

Образовательный процесс как система. Педагогический процесс как система и целостное явление (движущие силы, функции, компоненты, этапы). Образовательная (воспитательная) система

Педагогический процесс как система

Процесс (лат. processus – прохождение, продвижение) – закономерное, последовательное изменение явления, его переход в другое явление.

Педагогический процесс – специально организованное развивающееся взаимодействие педагога и воспитанников, направленное на достижение целей образования, становление личности и индивидуальности воспитуемых.

В педагогических трудах используются также термины «учебно-воспитательный процесс» и «образовательный процесс», чаще как синонимичные понятию «педагогический процесс», хотя делаются попытки развести содержание данных понятий.

Педагогический процесс представляет собой систему, состоящую из ряда подсистем, взаимосвязанных друг с другом – см. рисунок 1.

Рисунок 1 – Педагогический процесс как система (по И. П. Подласову)

Система педагогического процесса не сводима ни к одной из своих подсистем, в ней слиты воедино процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания. При этом каждая из подсистем имеет свои особенные черты.

Процесс обучения – систематическое целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащегося, направленное на присвоение последним знаний, умений и навыков, способов самообразования.

Процесс воспитания – систематическое целенаправленное взаимодействие преподавателя и воспитанников, направленное на присвоение последними системы отношений к миру и самому себе.

Процесс развития – систематическое целенаправленное взаимодействие педагога и обучаемого, направленное на стимулирование физического и психического развития последнего.

Педагогический процесс представляет собой не механическое соединение процессов обучения, воспитания и развития, отдельных их компонентов, а качественно новое образование, характеризующееся целостностью, общностью, единством.

Педагогический процесс может быть проанализирован и с позиций деятельностного подхода. В приведенных выше определениях педагогического процесса и составляющих его процессов обучения, воспитания и развития прослеживается взаимодействие двух субъектов , подчеркивается важность так называемых субъект-субъектных отношений . Педагогическая деятельность имеет существенное отличие от других видов трудовой деятельности, она направлена на особый «объект» – воспитанника, являющегося субъектом педагогического процесса. Действительные результаты педагогической деятельности могут быть достигнуты только в том случае, если преподаватель сумел обеспечить взаимодействие с учащимся, включить его в деятельность и общение, соответствующие педагогическому замыслу. То есть педагогическая деятельность – это своеобразная метадеятельность, связанная с организацией деятельности другого человека. Причем речь идет именно о деятельности студента (не о действиях, совершаемых по указанию преподавателя), что невозможно без мотивации и целевых установок обучаемого.

Основными общими характеристиками педагогического процесса являются: целенаправленность, системность, двусторонний характер, динамизм, творческий характер, целостность.

Специфика педагогического процесса в высшей школе

· целевая установка на профессиональную подготовку;

· более широкое взаимодействие преподавателей и студентов;

· тесная связь с научным исследованием;

· выше доля самостоятельной работы студентов;

· задачи воспитания решаются преимущественно в учебном процессе;

· сочетание теоретической и практической подготовки студентов.

Основными компонентами педагогического процесса (см. рис. 2) являются следующие:

· целевой (цели и задачи),

· организационно-деятельностный (методы, формы, средства),

· контрольно-результативный (контроль и диагностика качества результатов образования).

Педагогические цели и задачи подразделяются на иерархически связанные общие (обучение, воспитание, развитие), особенные (решаемые средствами преподаваемого предмета), частные (решаемые средствами конкретного занятия).

Рисунок 2 – Структура педагогического процесса (по В. И. Смирнову)

Функции, движущие силы, этапы педагогического процесса

При выборе содержания и способов педагогического взаимодействия педагог должен ориентироваться на:

· мотивирование деятельности обучаемых (воспитанников);

· стимулирование их развития (интеллектуального, духовного, физического);

· активизацию деятельности студента, самореализацию им своих возможностей и способностей;

· гуманистический характер взаимоотношений с обучаемыми;

· обеспечение присвоения студентами не только знаний, умений и навыков, но системы ценностных отношений к окружающему миру и самому себе.

В реальном педагогическом процессе всегда реализуются обучение, воспитание, развитие. Тем не менее широкое употребление имеют словосочетания: учебный процесс, воспитательная работа, развивающее обучение, воспитывающее обучение. Что они означают? Ответ на вопрос следует искать в понимании функций педагогического процесса как целостного педагогического явления.

Функция педагогического процесса – назначение, роль, ради которой возник и существует организованный и целенаправленный педагогический процесс. Выделяют следующие функции педагогического процесса: обучающая, воспитательная, развивающая, контролирующая, социализирующая, а также методологическая, методическая, профессиональная. Последние три функции в большей мере присущи педагогическому процессу в высшей школе. Обучающая функция реализуется через организацию присвоения обучаемым знаний и способов деятельности. Воспитательная функция заключается в ценностно-смысловой ориентации педагогического процесса, в развитии системы ценностных отношений к миру и самому себе. Развивающая функция связана с обеспечением развития у обучающихся физических качеств, познавательных процессов, активности, интересов, способностей. Социализирующая функция проявляется в приобретении опыта совместной деятельности, овладении системой общественных отношений и социально приемлемого поведения Функция контроля служит обеспечению обратной связи в педагогическом процессе (педагог получает информацию о ходе процесса и его результатах и корректирует педагогический процесс, обучающийся, рефлексируя, оценивает свои достижения и промахи).

Методологическая функция связана с ориентацией учебного процесса на развитие научного мировоззрения студентов, включающего представления о принципах и методах научного познания. Методическая функция связана с необходимостью учета специфики преподаваемой дисциплины при разработке содержания и методики проведения занятий. Профессиональная функция означает ориентацию педагогического процесса (не только по дисциплинам профессионального блока, но и по общеобразовательным) на приобретаемую студентами профессию.

Специфика педагогического процесса связана с доминированием тех или иных функций. Так, ведущей функцией учебного процесса является обучающая, а сопутствующими – воспитательная и развивающая. Доминирующей функцией воспитательной работы является воспитательная, сопутствующими – обучающая и развивающая. Термин развивающее обучение означает целенаправленную работу педагога по развитию обучаемых (например, по формированию и развитию логических умений). Воспитывающее обучение связано со специальной организацией осмысления студентами тех или иных ценностных ориентиров (приобретением ими собственного смысла тех или иных ценностей).

Доминирование той или иной функции педагогического процесса накладывает свой отпечаток на специфику содержания, форм, методов, средств обучения и воспитания.

Педагогический процесс есть развивающееся взаимодействие двух субъектов. Противоречия , объективно возникающие в этом взаимодействии, и являются движущими силами , то есть источниками развития. Это два рода противоречий: а) между усложняющимися задачами, которые ставит педагог, и возможностями студента в их решении, б) между обновляющимися потребностями воспитанника и регулируемыми педагогом возможностями их удовлетворения.

Первого рода противоречия имеют разные варианты: между наличным и требуемым уровнем знаний студентов, между знаниями и умениями их применять по образцу, между знаниями, умениями действовать по образцу и осуществлением творческой деятельности, между уровнями сформированности отношений (более высоким, требуемым, и более низким, наличным).

Второго рода противоречия связаны с необходимостью учета педагогом возрастных и индивидуальных особенностей студентов, уровня их мотивации, познавательной и иной активности. Этапами целостного педагогического процесса являются:

1) проектирование (определение целей, задач, составление планов, рабочих программ);

2) подготовка (моделирование процесса с учетом реальных условий);

3) организация (осуществление совместной деятельности педагога и студентов, определение ее эффективности);

4) корректировка (внесение изменений);

5) подведение итогов (диагностика результатов, выявление успехов и неудач, определение их причин, перспектив).

Воспитательные системы

Следует обратить внимание на то, что педагогический процесс как система не идентичен системе протекания процесса. К системам, в которых осуществляется педагогический процесс, относятся система образования в целом, региональная система образования, вуз, факультет и др. Такие системы получили название воспитательных (или образовательных). Каждая из этих систем функционирует в определенных внешних и внутренних условиях.

Воспитательная система образовательного учреждения (рис. 3) включает следующие компоненты: «цели, выраженные в исходной концепции (то есть совокупность идей, для реализации которых она создается); деятельность, обеспечивающая ее реализацию; субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий; рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность; среда системы, освоенная субъектом, и управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему, и развитие этой системы» (Караковский В. А., Новикова JI. И., Селиванова И. Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем. М., 1996).

Рисунок 3 – Воспитательная система образовательного учреждения

Функционирование воспитательной системы вуза обеспечивает координацию взаимодействия всех се субъектов, к которым относятся не только преподаватели и студенты (как в педагогическом процессе), но и управленческие работники разных уровней (ректор, проректоры, деканы, заведующие кафедрой), вспомогательный персонал (инженеры, методисты, секретари, лаборанты), представители различных служб.

Воспитательная система вуза складывается из ряда соподчиненных подсистем, каждая из которых при общих целевых установках (общей образовательной политике) имеет свои особенности, это воспитательные системы вуза в целом, факультетов, курсов, групп.

Мотивация учения

Мотивация учения:

– совокупность мотивов учебной деятельности обучаемого;

– процесс побуждения к активной познавательной деятельности.

Познавательный интерес:

− положительное, эмоционально окрашенное отношение субъекта к процессу познания и его результатам.


Мотивация учения: стимулы познавательного интереса

1. Личность преподавателя

· увлеченность предметом;

· увлеченность преподаванием;

· живость, эмоциональность;

· логичность, доказательность рассуждений;

· заинтересованность в успехах обучающихся;

· опыт работы по специальности;

· разнообразие интересов;

· чувство юмора.

· профессиональная направленность содержания;

· доступность;

· яркие факты, занимательный материал;

· примеры из собственного опыта работы;

· примеры из студенческой практики;

· проблемность;

· показ перспектив в обучении;

· значимость материала в жизни студентов;

· парадоксальность;

· формирование общеучебных и интеллектуальных умений

3. Организация деятельности:

· разнообразие методов, приемов, форм, технологий организации деятельности студентов;

· свобода выбора;

· игра, соревновательность;

· наглядность;

· дискуссионность;

· практическая направленность;

· организация деятельности в контексте профессиональной;

· создание ситуации успеха;

· поощрение достижений;

· использование других интересов.

4. Особенности группы:

· интеллектуальный фон группы;

· уровень проявления интереса к учению;

· наличие других мотивов, принятых в группе.

Образовательный процесс (ОП) – это целенаправленная деятельность по обучению, воспитанию и развитию личности путем организованных учебно-воспитательных и учебно-познавательных процессов в единстве с самообразованием этой личности, обеспечивающая усвоение знаний, умений и навыков на уровне не ниже государственного образовательного стандарта.

Образовательный процесс необходимо рассматривать как целостную динамическую систему, системообразующим фактором которой является цель педагогической деятельности – образование человека. Данная система имеет специфические процессуальные компоненты. Наиболее значимыми из них являются процессы обучения и воспитания, которые ведут к внутренним процессам изменения образованности, воспитанности и развитости личности. Процессы обучения и воспитания также состоят из определенных процессов. Например, процесс обучения состоит из взаимосвязанных процессов преподавания и учения, воспитания – из процесса воспитательных воздействий, процесса принятия их личностью и возникающего при этом процесса самовоспитания.

Образовательный процесс как система функционирует в определенных внешних условиях: природно-географиче-ских, общественных, производственных, культурных, среды школы и ее микрорайона. К внутришкольным условиям относятся учебно-материальные, школьно-гигиенические, морально-психологические и эстетические.

Внутренней движущей силой ОП является разрешение противоречия между выдвинутыми требованиями и реальными возможностями воспитанников по их реализации. Это противоречие становится источником развития, если выдвигаемые требования находятся в зоне ближайшего развития возможностей учеников, и наоборот, подобное противоречие не будет содействовать оптимальному развитию системы, если задачи окажутся чрезмерно трудными или легкими.

Динамичность ОП достигается за счет взаимодействия трех его структур: 1) педагогической; 2) методической; 3) психологической.

Педагогическая структура ОП представляет собой систему из четырех элементов: а) целевого; б) содержательного; в) опе-рационно-деятельностного; г) аналитико-результативного. Целевой компонент предполагает определение педагогами и учащимися целей своей учебной и внеучебной деятельности, содержательный – определение содержания образовательного процесса на основе поставленных целей, операционно-деятель-ностный – организацию совместной деятельности педагогов и учащихся. Аналитико-результативный компонент включает в себя анализ результатов и коррекцию педагогических задач.

Методическая структура ОП включает следующие элементы: а) задачи обучения (воспитания); б) последовательные этапы деятельности педагога; в) последовательные этапы деятельности учащихся.

Психологическая структура ОП представлена совокупностью трех элементов: 1) процессы восприятия, мышления, осмысления, запоминания, усвоения информации; 2) проявление учащимися интереса, склонностей, мотивации учения, динамика эмоционального настроя; 3) подъемы и спады физического и нервно-психического напряжения, динамика активности.

Среди целей ОП выделяют нормативные государственные, общественные и инициативные. Нормативные государственные цели – это наиболее общие цели, определяющиеся в нормативных правовых актах и государственных стандартах образования. Общественные цели – цели различных слоев общества, отражающие их потребности, интересы и запросы по профессиональной подготовке. Инициативные цели – это непосредственные цели, разрабатываемые самими педагогами-практиками и их учениками с учетом типа учебного заведения, профиля специализации и учебного предмета, а также уровня развития учащихся и подготовленности педагогов.

В системе «образовательный процесс» происходит взаимодействие определенных субъектов. С одной стороны, в качестве педагогических субъектов выступают руководство школы, преподаватели, воспитатели, коллектив педагогов, родители, с другой – в роли как субъектов, так и объектов – выступают учащиеся, коллектив, определенные группы школьников, занятые тем или иным видом деятельности, а также отдельные ученики.

Сущность ОП состоит в передаче социального опыта старшими и усвоении его подрастающими поколениями посредством их взаимодействия.

Главной характеристикой ОП является подчинение трех его составляющих (учебно-воспитательного, учебно-познавательного, самообразовательного процессов) единой цели.

Сложная диалектика отношений внутри педагогического процесса заключается: 1) в единстве и самостоятельности процессов, его образующих; 2) соподчиненности входящих в него обособленных систем; 3) наличии общего и сохранении специфичного.

Образовательная система функционирует и развивается в образовательном процессе обучения и воспитания человека.

Образовательный процесс представляет собой специально организованное, целенаправленное взаимодействие обучающих и обучаемых, направленное на решение развивающих и образовательных задач.

Главными компонентами образовательного процесса являются педагоги и воспитанники. Их взаимодействие в этом процессе (точнее, обмен деятельностями) своей конечной целью имеет овладение воспитанниками опытом, накопленным человечеством во всем его многообразии. Педагоги же осуществляют передачу этого опыта в виде определенной системы знаний, традиций, нравственных норм и принципов, обеспечивающих возможность нормальной жизни и деятельности человека в данном обществе. Поэтому образовательный процесс представляет собой сложную совокупность этих взаимодействий с учетом социальных требований к профессиональной компетенции и личностным качествам специалистов и других факторов, как это показано на рис. 22.

Образование как процесс отражает этапы и специфику развития образовательной системы, другими словами, качественное изменение ее состояния за конкретный временной период. Эта динамическая характеристика образования, как это показано на рис. 22, непосредственно связана с процессом достижения цели, способами получения желаемого результата, с затраченными при этом усилиями и ресурсами, а также с условиями и формами организации образования.

Рис. 22. Общая структура взаимодейсвий
между компонентами образовательного процесса

Динамизм современного образовательного процесса характерен тем, что он развивается одновременно в различных направлениях. Поэтому его характеризуют такие свойства и тенденции, как гуманизация и гуманитаризация образования, его дифференциация и диверсификация, стандартизация и многовариантность, многоуровневость, а также усиление фундаментализации, компьютеризация и информатизация, индивидуализация обучения, непрерывность образования в течение всей активной трудовой жизни человека.

Поскольку образовательный процесс имеет диалектический характер, его развитие возможно как через разрешение неизбежно возникающих противоречий, так и эволюционным путем, то есть через совершенствование сложившейся образовательной системы.

Основным противоречием образовательного процесса является противоречие между социальным требованием к образованности человека, с одной стороны, и качеством, типом и уровнем его образования - с другой. Еще одно существенное противоречие состоит в том, что образование всегда базируется на некотором достигнутом уровне науки, техники и технологии, в то время как они сами непрерывно развиваются. Наконец, третье противоречие заключается в определенном несовпадении общественных целей и интересов с целями, стремлениями и интересами личности обучающегося.

Сущность образовательного процесса с внутренней стороны заключается в саморазвитии человека как личности в процессе его обучения. Образование как процесс не прекращается до конца сознательной жизни человека. Оно лишь непрерывно видоизменяется по целям, содержанию, форме.

Какой же базовый процесс необходимо формировать в системе образования для обеспечения необходимой адекватности и соответствия уровня подготовки квалифицированных специалистов развитию общественного производства и динамике его инновационной сферы?

Основным навыком человека настоящего и последующих десятилетий должна стать его способность постоянно переобучаться, саморазвиваться, изменять старые шаблоны и стереотипы мышления и деятельности, искать и использовать новые. Система образования направлена на формирование и развитие человека. Она должна закладывать в нем эту способность к постоянному саморазвитию с тем, чтобы он был всегда востребованным и конкурентоспособным на рынке труда. Для этого система образования должна четко представлять, какие специалисты окажутся затребованными не сегодня, а завтра и послезавтра, и, следовательно, готовить специалистов под будущие запросы. В этой связи ей необходимо формировать новые подходы, разрабатывать новые методики и новые педагогические технологии, создавать новые институты, которые бы обеспечивали реальные возможности для постоянного развития человека.

Образование выступает одновременно как индивидуальный и как коллективный (совокупный) результат . Этот результат предполагает развитие каждой личности как наивысшей ценности общества, развитие умственных ее способностей, высоких нравственных качеств, формирование активного гражданина, способного к сознательному общественному выбору, и обогащение на этой основе интеллектуального, духовного и культурного потенциала всего народа, повышение его образовательного уровня, обеспечение народного хозяйства квалифицированными кадрами.

Результатом образования является образованность членов общества, которая может быть общей и профессионально-содержательной. Так, средняя школа формирует общую образованность выпускника. Выпускник же любого высшего учебного заведения на этой основе характеризуется специальным, то есть профессиональным образованием.

Образованным принято называть человека, который овладел определенным объемом систематизированных знаний и, кроме того, привык логически, четко выделяя причины и следствия, мыслить. Главным критерием образованности человека выступают системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в его способности самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений, способности устанавливать причинно-следственные связи. Образованность предполагает также одновременно и воспитанность человека.

Термин “образованный человек” представляет собой понятие культурно-историческое, так как в разные эпохи и в разных цивилизациях в него вкладывали конкретное содержание. В современных условиях глобализации и интенсивной коммуникации между странами, в условиях интеграции мирового образовательного пространства формируется единое понимание сущности образованного человека для всех стран и континентов.

Образовательный процесс - это обучение, общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение общественно-исторического опыта, воспроизведение, овладение той или другой конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности. Смысл обучения состоит в том, что педагог и ученик взаимодействуют друг с другом, иначе говоря, этот процесс двусторонний.

Благодаря обучению происходит реализация образовательного процесса, воспитательного воздействия. Воздействия преподавателя стимулируют активность обучаемого, достигая при этом определенной, заранее поставленной цели, и управляют этой активностью. Образовательный процесс включает в себя набор средств, с помощью которых создаются необходимые и достаточные условия для проявления активности обучающимся. Образовательный процесс представляет собой совокупность дидактического процесса, мотивации учащихся к учению, учебно-познавательную деятельность ученика и деятельность учителя по управлению учением.

Для того, чтобы образовательный процесс был эффективным, следует различать момент организации деятельности и момент обучения в организации деятельности. Организация второй составляющей является непосредственной задачей учителя. От того, как будет построен процесс взаимодействия ученика и учителя для усвоения каких-либо знаний и информации, будет зависеть эффективность образовательного процесса. Предмет деятельности ученика в образовательном процессе - это действия, выполняемые им для достижения предполагаемого результата деятельности, побуждаемой тем или иным мотивом. Здесь важнейшими качествами этой деятельности являются самостоятельность, готовность к преодолению трудностей, связанных с усидчивостью и волей, и оперативность, которая предполагает правильное понимание стоящих перед обучаемым задач и выбор нужного действия и темпа его решения.

Учитывая динамизм нашей современной жизни, можно говорить о том, что знания, умения и навыки также являются неустойчивыми явлениями, которые подвержены изменениям. Поэтому образовательный процесс должен быть построен с учетом обновления в информационном пространстве. Таким образом, содержание образовательного процесса составляет не только необходимость овладения знаниями, умениями, навыками, но и развитие психических процессов личности, формирование нравственно-правовых убеждений и действий.

Важной характеристикой образовательного процесса является его цикличность. Здесь цикл - это совокупность определенных актов образовательного процесса. Основные показатели каждого цикла: цели (глобальные и предметные), средства и результат (связан с уровнем освоения учебного материала, степенью воспитанности учащихся). Выделяют четыре цикла.

Начальный цикл. Цель: осознание и понимание учащимся основной идеи и практической значимости изучаемого материала, и освоение путей воспроизведения изучаемых знаний и метода их использования на практике.

Второй цикл. Цель: конкретизация, расширенное воспроизведение изученных знаний и их явное осознание.

Третий цикл. Цель: систематизация, обобщение понятий, использование изученного в жизненной практике.

Заключительный цикл. Цель: проверка и учет результатов предыдущих циклов с помощью контроля и самоконтроля.

Образовательный процесс – это обучение, общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение общественно-исторического опыта, воспроизведение, овладение той или другой конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности. Смысл обучения состоит в том, что педагог и ученик взаимодействуют друг с другом, иначе говоря, этот процесс двусторонний.

Благодаря обучению происходит реализация образовательного процесса, воспитательного воздействия. Воздействия преподавателя стимулируют активность обучаемого, достигая при этом определенной, заранее поставленной цели, и управляют этой активностью. Образовательный процесс включает в себя набор средств, с помощью которых создаются необходимые и достаточные условия для проявления активности обучающимся. Образовательный процесс представляет собой совокупность дидактического процесса, мотивации учащихся к учению, учебно-познавательную деятельность ученика и деятельность учителя по управлению учением.

Для того, чтобы образовательный процесс был эффективным, следует различать момент организации деятельности и момент обучения в организации деятельности. Организация второй составляющей является непосредственной задачей учителя. От того, как будет построен процесс взаимодействия ученика и учителя для усвоения каких-либо знаний и информации, будет зависеть эффективность образовательного процесса. Предмет деятельности ученика в образовательном процессе – это действия, выполняемые им для достижения предполагаемого результата деятельности, побуждаемой тем или иным мотивом. Здесь важнейшими качествами этой деятельности являются самостоятельность, готовность к преодолению трудностей, связанных с усидчивостью и волей, и оперативность, которая предполагает правильное понимание стоящих перед обучаемым задач и выбор нужного действия и темпа его решения.



Учитывая динамизм нашей современной жизни, можно говорить о том, что знания, умения и навыки также являются неустойчивыми явлениями, которые подвержены изменениям. Поэтому образовательный процесс должен быть построен с учетом обновления в информационном пространстве. Таким образом, содержание образовательного процесса составляет не только необходимость овладения знаниями, умениями, навыками, но и развитие психических процессов личности, формирование нравственно-правовых убеждений и действий.

Важной характеристикой образовательного процесса является его цикличность. Здесь цикл – это совокупность определенных актов образовательного процесса. Основные показатели каждого цикла: цели (глобальные и предметные), средства и результат (связан с уровнем освоения учебного материала, степенью воспитанности учащихся). Выделяют четыре цикла.

Начальный цикл. Цель: осознание и понимание учащимся основной идеи и практической значимости изучаемого материала, и освоение путей воспроизведения изучаемых знаний и метода их использования на практике.

Второй цикл. Цель: конкретизация, расширенное воспроизведение изученных знаний и их явное осознание.

Третий цикл. Цель: систематизация, обобщение понятий, использование изученного в жизненной практике.

Заключительный цикл. Цель: проверка и учет результатов предыдущих циклов с помощью контроля и самоконтроля.

ЛЕКЦИЯ № 6. Сущность, противоречия и логика

Образовательного процесса

В отношении структуры образовательного процесса можно поставить следующие вопросы.

1. Какая деятельность и какая информация развертывается в каждом фрагменте?

2. Какая деятельность в каждом фрагменте культивируется?

3. Подразумевают ли они друг друга?

4. Как именно эти фрагменты подразумевают друг друга?

В отношении анализа реального образовательного процесса выдвинутые принципы ставят следующие вопросы:

1) насколько образовательный процесс есть введение в деятельность, а насколько он есть введение в информацию (и, следовательно, насколько его организация основана на внутренней логике архива – научных, теоретических тезисах);

2) насколько образовательный процесс является процессом введения в целостную деятельность, т. е. насколько составляющие образовательного процесса вместе представляют из себя функциональное целое;

3) даже если образовательный процесс представляет из себя функциональное целое своих частей, то насколько реально осуществляется функционализация информации, соответствующей этим частям.

Типичными искушениями для образовательного процесса в этом отношении являются:

1) желание следовать архивной организации знания и, превращать образовательный процесс во введение в «знание», а не в деятельность. С одной стороны, при этом не происходит нормального культивирования деятельности, так как эта стратегия дезориентирует учащегося. С другой стороны, не происходит и функционализации информации, а следовательно она не превращается в знание;

2) искушение не сообразовывать друг с другом разные части образовательного процесса как целого;

3) стремление каждого фрагмента процесса проводить исключительно свою логику в культивировании деятельности и, соответственно, подачи информации, не сообразуясь с тем, как она связана с другими частями;

4) искушение не сообразовываться с тем, насколько реально осуществляется функционализация информации, превращается ли она в знание или так и остается информацией.

Другой ракурс проблемы функциональности знания – это проблема функциональной целостности знания в процессе его развертки в течение образовательного процесса в целом – проблема воспроизводства функциональности знания. Поскольку знание остается знанием до тех пор, пока сохраняется его реальная функциональность в деятельностной структуре сознания, то, следовательно, знание, функционализированное однажды, требует постоянного воспроизводства своей функциональности для того, чтобы оставаться знанием. Для анализа реального образовательного процесса это ставит вопрос о том, какие элементы знания сохраняют свою функциональность в течении всего процесса и как их функциональность изменяется.

Основным искушением для образовательного процесса здесь является желание разделить информацию на крупные функциональные блоки (например, логика, систематика и т.п.) и давать эти блоки сразу целиком, но:

1) величина объема и однородность информации не позволит функционализировать ее целиком, и, следовательно, преобладающая часть ее не превратиться в знание;

2) то же самое желание не даст возможности развернуть и глубину этой информации, такой способ развертки будет обречен на поверхностность.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!