Информационный женский портал

Договор и лицензия на комплексное природопользование. Право специального природопользования. Основания возникновения и прекращения

Договор и лицензия на комплексное природопользование

Основными законодательными актами по охране природы в нашей стране являются Законы России «Об охране окружающей природной среды», «О плате за землю», «О недрах». Эти законы определяют регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека.

· Раздел I. Общие положения

· Раздел II. Право граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду

· Раздел III. Экономический механизм охраны окружающей природной среды

· Раздел IV. Нормирование качества окружающей природной среды

· Раздел V. Государственная экологическая экспертиза

· Раздел VI. Экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов

· Раздел VII. Экологические требования при эксплуатации предприятий, сооружений, иных объектов и выполнении иной деятельности

· Раздел VIII. Чрезвычайные экологические ситуации

· Раздел IХ. Особо охраняемые природные территории и объекты

· Раздел Х. Экологический контроль

· Раздел ХI. Экологическое воспитание, образование, научные исследования

· Раздел ХII. Разрешение споров в области охраны окружающей природной среды

· Раздел ХIII. Ответственность за экологические правонарушения

· Раздел ХIV. Возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением

· Раздел ХV. Международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды

Законодательно регламентированный экономический механизм охраны природы предполагает следующие элементы.

1. Обязательность учета и социально-экономической оценки природных ресурсов государственными органами статистики и природопользования.

2. Система планирования, финансирования и материально-технического обеспечения экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды.

Финансирование экологических программ и мероприятий по охране природной окружающей среды производится за счет: бюджетов федерации и регионов; средств предприятий, учреждений, организаций; экологических фондов; кредитов банков; добровольных взносов населения.

3. Механизм договоров и лицензий на комплексное природопользование.

Договор заключается между природопользователем и соответствующим территориальным исполнительным органом. Он предусматривает условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности пользователя, размеры платежей за пользование природными ресурсами, а также ответственность сторон, возмещение вреда, порядок разрешения споров.

Лицензия (разрешение) на комплексное природопользование определяет виды, объемы и лимиты хозяйственной деятельности, экологические требования и последствия их несоблюдения.

4. Система экологических ограничений по территориям, устанавливаемая предприятиям-природопользователям по предельным объемам использования природных ресурсов, выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, размещению отходов производства. Сроки достижения нормативных объемов природопользования и лимиты по годам устанавливаются в соответствии с утвержденными показателями государственных и региональн. экологических программ.

5. Платность использования природных ресурсов. Плата взимается за право пользования ресурсами в пределах установленных лимитов, сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов, на воспроизводство и охрану природных ресурсов, за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, размещение отходов производства и другие виды загрязнения в пределах или сверх установленных лимитов.

Плата за загрязнение окружающей природной среды перечисляется предприятиями-плательщиками на специальный счет внебюджетных государственных экологических фондов (90%) и в доход республиканского бюджета финансирования деятельности территориальных органов государственного управления в области охраны окружающей среды (10%).

6. Отчисления от увеличения налогов на прибыль предприятий, выпускающих и применяющих оборудование с повышенными удельными расходами топлива и энергии.

В сфере экологической деятельности применяют лицензии на право выбросов в окружающую среду и на право разработки месторождения природных ресурсов.

Экологическая лицензия (ЭЛ) на выбросы - ценная бумага, дающая право на выбросы конкретного загрязняющего вещества на конкретный промежуток времени. Общее количество ЭЛ предприятия должно соответствовать фактическому уровню совокупных выбросов. На одно загрязняющее вещество цена ЭЛ изменяется в зависимости от сезона, времени суток и ситуации в регионе (нормальная, экстремальная). Использование ЭЛ вместо налогов позволяет систему государственного регулирования перевести в систему рыночного управления. Рынок ЭЛ, определяя их цены, управляет интересами предприятий по инвестиции и составу продукции.

Торговля квотами на загрязнения является наиболее гибким из всех известных методов экономического регулирования качества природной среды. Предприятие - источник вредных выбросов - имеет различные мотивы для заключения экологической сделки. Оно может проводить такую политику, чтобы уменьшить платежи за необеспеченные разрешениями выбросы, чтобы создать запас разрешений на выбросы, ожидая повышения цен, чтобы обеспечить свое предполагаемое развитие.

Дополнением к экологической лицензии является страхование экологической неопределенности. Денежная сумма страхователя условно депонируется на счете страховой фирмы. Если компания в течение оговоренного срока не причинила ущерба окружающей среде, то ее платежи возвращаются с выплатой процента. В противном случае ликвидация последствий ущерба происходит за счет страховой фирмы. У фирмы в этом случае появляется дополнительный стимул к использованию более надежных технических систем и предотвращению случайных выбросов.

Отдельные виды деятельности, прямо не указанные в законах, подлежат лицензированию на основании постановления Федеральный закон от 8 августа 2001 года, N 128-ФЗО ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Принят Государственной Думой 13 июля 2001 года Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона использование природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира;

Статья 17. Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии деятельность по производству элитных семян (семян элиты);
производство табачных изделий; осуществляемая в море деятельность по приемке и транспортировке уловов водных биологических ресурсов, включая рыб, а также других водных животных и растений; деятельность по хранению зерна и продуктов его переработки;



Лицензия на комплексное природопользование устанавливает экологические требования, ограничения, предельные объемы использования природных ресурсов и загрязнения окружающей природной среды, условия природопользования для предприятий. Под комплексным природопользованием понимается такое использование природно-ресурсного потенциала территории, при котором эксплуатация (добыча, изъятие) одного вида природного ресурса наносит наименьший ущерб другим природным ресурсам, а хозяйственная деятельность предприятия оказывает в целом минимально возможное воздействие на окружающую природную среду.

Лицензия на комплексное природопользование для предприятий, хозяйственная деятельность которых связана с использованием природных ресурсов и объектов, имеющих в соответствии с действующим законодательством федеральное значение, выдается органами системы Минприроды РФ.

Экологический ущерб - это изменение полезности окружающей среды вследствие ее загрязнения. Он оценивается как затраты общества, связанные с изменением окружающей среды. Он складывается из следующих затрат:

Дополнительные затраты общества в связи с изменениями в окружающей среде;

Затраты на возврат окружающей среды в прежнее состояние;

Дополнительные затраты будущего общества в связи с безвозвратным изъятием части дефицитных природных ресурсов.

Для оценки ущерба окружающей среде используют следующие базовые величины:

Затраты на снижение загрязнений;

Затраты на восстановление окружающей среды;

Рыночная цена;

Дополнительные затраты из-за изменения качества окружающей среды;

Затраты на компенсацию риска для здоровья людей;

Затраты на дополнительный природный ресурс для разбавления сбрасываемого потока до безопасной концентрации загрязняющего вещества.

Ущерб обществу от загрязнения окружающей среды проявляется на деятельности отдельных объектов, оказывающихся под его воздействием:

Население;

Объекты жилищно-коммунального и промышленного хозяйства;

Сельскохозяйственные угодья;

Водные ресурсы;

Лесные ресурсы.

Устанавливаются три норматива платы за выбросы:

В пределах допустимых объемов выбросов;

В пределах установленных лимитов выбросов;

Сверх максимально допустимого объема выбросов.

Размер второго норматива в 5 раз выше первого, а третьего - в 5 раз выше второго.

Например, на 1993 г. Норматив платы за выброс в атмосферу 1 т оксида азота составлял 275 руб, за сброс в водный объект азота аммонийного - 5545 руб.

Правительством РФ установлены следующие источники платежей за загрязнение окружающей природной среды: платежи за выбросы в пределах допустимых нормативов осуществляются за счет себестоимости продукции; платежи за выбросы сверх допустимых нормативов осуществляются за счет прибыли предприятия.

В себестоимость продукции включаются текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы на захоронение экологически опасных отходов, по оплате услуг за прием, хранение и уничтожение экологически опасных отходов и сточных вод.

Размер платежей предприятия за загрязнение окружающей среды может уменьшаться на величину расходов по разработке и внедрению природоохранных мероприятий.

Перечень таких мероприятий устанавливается территориальным органом Минприроды РФ на основании международных соглашений по охране природы и региональных экологических программ.

Не подлежат зачету текущие затраты на газопылеулавливающие установки, дымососы, газоотходы, являющиеся элементами технологических процессов.

Общество оценивает затраты на возврат окружающей среды в прежнее состояние как штраф организации, допустившей ущерб объектам природы, или затраты на общегосударственные программы по восстановлению территорий, подвергнувшихся заражению.

Например, в США с 1972 по 1987 г. Выделялось ежегодно 24,3 млрд. долл. На очистку рек, ручьев и заливов, а общая сумма средств, выделенных на охрану окружающей среды за этот период, составила приблизительно 1 трлн. Долл.

"...2.3. Под комплексным природопользованием для предприятия понимается такое использование природно-ресурсного потенциала территории, при котором эксплуатация (добыча, изъятие) одного вида природного ресурса наносит наименьший ущерб другим природным ресурсам, а хозяйственная деятельность предприятия оказывает в целом минимально возможное воздействие на окружающую природную среду..."

Источник:

Приказ Минприроды РФ от 23.12.1993 N 273 "Об утверждении Временного положения о порядке выдачи лицензий на комплексное природопользование"

  • - природопо́льзование 1) совокупность всех форм воздействия человека на географическую среду, в том числе эксплуатацию природно-ресурсного потенциала и меры по его сохранению...

    Географическая энциклопедия

  • - в широком смысле использование природных ресурсов в процессе хоз. деятельности с целью достижения определ. экон. эффекта. В этом значении П. совпадает с процессом обществ...

    Демографический энциклопедический словарь

  • Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - такое использование природно-ресурсного потенциала территории, при котором эксплуатация одного вида природного ресурса наносит наименьший ущерб другим природным ресурсам, а...

    Экологический словарь

  • - совокупность воздействий человеч. об-ва на геогр. оболочку Земли...

    Большой энциклопедический политехнический словарь

  • - англ. nature using; нем. Naturnutzung. Вовлечение в процесс обществ, производства ресурсов первичной природы...

    Энциклопедия социологии

  • - хозяйственно-экономическая деятельность по использованию природных богатств для создания материальных ценностей, жизненных...

    Словарь бизнес терминов

  • - 1) сфера обществ.-производств, деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человечества с помощью природных ресурсов...

    Естествознание. Энциклопедический словарь

  • - документ, устанавливающий жоло! иче-ские требования, ограничения, предельные объемы использования природных ресурсов и загрязнения окружающей природной среды, условия...

    Экологический словарь

  • - ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ 1) теория и практика рационального использования человеком природных ресурсов...

    Экологический словарь

  • - Такое использование природно-ресурсного потенциала территории, при котором эксплуатация одного вида природного ресурса наносит наименьший ущерб другим природным ресурсам, а хозяйственная деятельность...

    Словарь бизнес терминов

  • - Документ, устанавливающий требования, ограничения, предельные объемы использования природных ресурсов и загрязнения окружающей природной среды, условия природопользования для...

    Словарь бизнес терминов

  • - хозяйственно-экономическая деятельность общества, использующая природные богатства для создания материальных ценностей, жизненных благ. П. включает разработку и осуществление концепции и конкретных...

    Большой экономический словарь

  • - совокупность воздействий человечества на географическую оболочку Земли, рассматриваемая в комплексе...

    Большая Советская энциклопедия

  • - 1) сфера общественно-производственной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человечества с помощью природных ресурсов...

    Большой энциклопедический словарь

  • - КО́МПЛЕКС, -а,...

    Толковый словарь Ожегова

"Комплексное природопользование" в книгах

Комплексное художественное воздействие

Из книги Музыкальная журналистика и музыкальная критика: учебное пособие автора Курышева Татьяна Александровна

Комплексное художественное воздействие Опора на комплексное (синтетическое) художественное воздействие – важное средство усиления доступности. Причем для массовой музыки в равной мере важны все формы художественного синтеза (см. раздел 5.4.) – и со словом, и со

КОМПЛЕКСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

КОМПЛЕКСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ Комплексное управление качеством – это интенсивные длительные усилия, направленные на создание и поддержание высоких стандартов качества продукции и услуг, которых ожидают заказчики. Как таковое оно может быть основным фактором при

Комплексное упражнение № 1

автора Риппл Стивен

Комплексное упражнение № 2

Из книги Лечение позвоночника: научитесь жить без боли в спине. автора Риппл Стивен

Комплексное упражнение № 2 Лягте на спину, руки свободно вытяните вдоль тела. Сосредоточьте внимание на ощущениях в области плечевого пояса. Можно ли сказать, что оба ваших плеча одинаково соприкасаются с полом? Если нет, попробуйте определить, насколько значительно

Комплексное упражнение № 1

автора Риппл Стивен

Комплексное упражнение № 1 Лягте на спину, закройте глаза и сосредоточьтесь на своих физических ощущениях. Почувствуйте, как ваше тело соприкасается с поверхностью пола. На основании своих ощущений постарайтесь представить и понять, насколько велико расстояние между

Комплексное упражнение № 2

Из книги Жить без боли в спине: как вылечить позвоночник и улучшить общее самочувствие автора Риппл Стивен

Комплексное упражнение № 2 Поднимите руки под углом 90 градусов (то есть перпендикулярно по отношению к телу и полу) и согните их в локтях. Левой рукой обхватите правый локоть с внешней стороны, а правой – левый локоть с внутренней стороны. Изо всех сил толкайте правый

1.3. Комплексное закаливание

Из книги ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДУША. Жизнь в физическом теле и астральном мире автора Иванов Ю М

1.3. Комплексное закаливание Комплексное закаливание, с точки зрения ректора Московского городского народного университета комплексного закаливания человека кандидата медицинских наук В. Я. Крамских,– это повышение адаптивных возможностей человека путем оптимальных

Комплексное представление образа

Из книги Стратегии гениальных женщин автора Бадрак Валентин Владимирович

Комплексное представление образа Смежная деятельность и максимальный арсенал средств на службе выдающихся личностей Подобно выдающимся мужчинам, женщины, достигшие вершины Олимпа в конкретной деятельности, отличались не только непременным присутствием акцентуации,

Картографирование комплексное

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КА) автора БСЭ

Комплексное использование сырья

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Природопользование

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПР) автора БСЭ

Комплексное обследование ребенка

Из книги Анализы. Полный справочник автора Ингерлейб Михаил Борисович

Комплексное обследование ребенка Общий анализ крови с лейкоцитарной формулой Общий анализ мочи Общий белок Билирубин общий АЛТ АСТ Альбумин Амилаза Мочевина (кровь) Мочевая кислота (кровь) Глюкоза крови Креатинин ЛДГ

Комплексное лечение депрессии

автора Галло Фред П.

Комплексное лечение депрессии Если основное упражнение для лечения депрессии не ослабляет ее симптомы, расстройство, скорее всего, является более глубоким. В некоторых случаях это может быть вызвано другим уровнем психологического реверсирования, который должен быть

Комплексное лечение

Из книги Техники точечного массажа: избавление от психологических проблем автора Галло Фред П.

Комплексное лечение Несмотря на то что энергетические упражнения способствуют исцелению, устранение хронических зависимостей требует комплексного подхода. Помимо участия в сеансах индивидуальной и семейной терапии, мы очень рекомендуем такие программы, как «Лечение

Комплексное очищение организма

Из книги Медитативные упражнения для глаз для восстановления зрения по методу профессора Олега Панкова автора Панков Олег

Комплексное очищение организма Глаза – часть системы, называемой человеческим организмом. Как и любой другой орган, их бессмысленно лечить отдельно, терапия должна охватывать весь организм. И очищение – это то, что необходимо сделать в первую очередь. Загрязнение

Лицензирование природопользования - это система экологичес­кого обоснования и контроля хозяйственной деятельности, реализуе­мая через выдачу специальных разрешительных документов - ли­цензий. В принципе лицензирование это элемент административ­но-правового управления, так как лицензия фиксирует конкрет­ные условия, ограничение пользования ресурсами природы. Но

лицензия может быть и элементом экономического (рыночного) управления и продаваться на аукционах.

В систему лицензирования природопользования входятдва вида разрешений:

    разрешение на право пользования (добычи, изъятия, исполь­зования без изъятия) природными ресурсами и объектами, а также на право выбросов, сбросов и размещения загрязня­ющих веществ и отходов (специальные лицензии);

    лицензия на комплексное природопользование.

Лицензирование является также одним из элементов террито­риального управления природопользованием наряду с учетом и экономической оценкой в кадастровой системе, платежами за ре­сурсы, контролем за качеством окружающей среды, механизмом финансирования природоохранных мероприятий. В настоящее время лицензии служат формой учета пользователей природными ресур­сами и контроля за потреблением природных ресурсов, а также инструментом реализации функций распоряжения природными ресурсами.

Специальные лицензии - документы, выдаваемые специаль­ными государственными органами, управляющими природными ресурсами. Они дают право на пользование одним видом природ­ных ресурсов в установленном месте и на определенных условиях. К ним относятся: лицензия на пользование ресурсами недр, разре­шения на спецводопользование и на выбросы (сбросы, размеще­ние отходов) загрязняющих веществ, землепользование, лицензия на отстрел охотничьих животных, лесорубочный и лесной билеты, выдаваемые соответствующими территориальными органами. Эти виды лицензии не увязаны между собой и тем самым нельзя ана­лизировать их совместное воздействие на окружающую природ­ную среду в целом. Может сложиться такая ситуация, что исполь­зование одного ресурса принесет ущерб другим ресурсам. Часто использование какого-то ресурса осуществляется без учета эколо­гической ситуации на территории. Эти недостатки призвана уст­ранить лицензия на комплексное природопользование, где отра­жаются экологические нормы и ограничения, условия пользова­ния и другие виды информации.

Под комплексным природопользованием для предприятий по­нимается такое использование природно-ресурсного потенциала территории, при котором эксплуатация (добыча, изъятие) одного вида природных ресурсов наносит наименьший ущерб другим ре­сурсам, а хозяйственная деятельность предприятия в целом оказы­вает минимально возможное комплексное воздействие на окружа­ющую природную среду. Лицензия на комплексное природополь­зование устанавливает экологические требования, ограничения,

предельные объемы использования природных ресурсов и загряз­нения окружающей среды, условия природопользования. Она, в отличие от специальных лицензий, не дает право на вид природо­пользования, а лишь регламентирует условия последнего. Права же на пользование должны определяться в договорах аренды, на комплексное природопользование и в специальных лицензиях, выполняющих функцию таких договоров. Лицензия на комплекс­ное природопользование является нормативно-правовым докумен­том, позволяющим контролировать масштаб и качество воздействия предприятия на окружающую среду. На основе лицензирования на комплексное природопользование и заключения экологической экспертизы на предполагаемую хозяйственную или иную деятель­ность могут быть заключены с предприятиями договора на комп­лексное природопользование.

Независимо от распределения прав владения, использования и распоряжения природными ресурсами, государственное управле­ние природопользования невозможно без полной информации о количестве, качестве, социально-экономической оценке ресурсов природы в границах административно-территориального образо­вания. Поэтому актуальными являются задачи инвентаризации при­родных ресурсов, оценка их состояния в натуральных и экономи­ческих показателях и правовая привязка. Информация о природно-ресурсном потенциале территории тесно связана с экологичес­кой экспертизой и лицензированием. На основе комплексной со­циально-экономической оценки природно-ресурсного потенциала и с учетом экологической обстановки должно приниматься реше­ние о приоритетах использования тех или иных природных ресур­сов, после этого только выдаваться лимиты их использования.

Необходимо иметь комплексный территориальный кадастр при­родно-ресурсного потенциала (КТКПРП) - информационную ос­нову региональной системы управления рациональным природо­пользованием. Многоцелевой кадастр должен выполнять функций информационного обеспечения для регионального и городского планирования, налогообложения природопользователей, перерас­пределения прав на ресурсы природы и т.д.

Лицензирование деятельности в области охраны окружающей среды в России осуществляется на основе Постановления Прави­тельства РФ от 26 февраля 1996 г. № 168. В Положении определя­ется порядок выдачи лицензий на: утилизацию, складирование, перемещение, размещение, захоронение, уничтожение промыш­ленных и иных отходов, материалов, веществ (кроме радиоактив­ных); проведение экологической паспортизации, сертификации, экологического аудирования; осуществление видов деятельности, связанных с работами (услугами) природоохранного назначения,

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ВЫДАЧИ ЛИЦЕНЗИЙ НА КОМПЛЕКСНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РФ 23 декабря 1993 г. N 273 (Д) В целях реализации статьи 18 Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" приказываю: 1. Утвердить прилагаемое Временное положение о порядке выдачи лицензий на комплексное природопользование. 2. Республиканским, краевым, областным, окружным, городов Москвы и Санкт-Петербурга комитетам по экологии и природным ресурсам во взаимодействии с соответствующими исполнительными органами государственной власти провести работу по введению в практику порядка выдачи лицензий на комплексное природопользование на территории Российской Федерации. 3. Заместителям Министра А.М. Амирханову и А.А. Аверченкову в месячный срок подготовить предложения по организации выдачи лицензий на комплексное природопользование для природных ресурсов и объектов федерального значения. 4. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой. Министр охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации В.И. Данилов-Данильян Приложение к приказу Минприроды России от 23 декабря 1993 года N 273 ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ о порядке выдачи лицензий на комплексное природопользование I. Общие положения 1.1. Временное положение о порядке выдачи лицензий на комплексное природопользование разработано на основании Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", постановлений Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.93 N 942 "Об утверждении Положения о государственной экологической экспертизе" и от 22.09.93 N 943 "О специально уполномоченных государственных органах Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды". 1.2. На основе данного Временного положения исполнительным органам государственной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, исполнительным органам местного самоуправления (администрации) рекомендуется утверждать порядок выдачи лицензий на комплексное природопользование соответствующих регионов, территорий. 1.3. Настоящее Временное положение предназначено для предприятий, осуществляющих хозяйственную деятельность, а также для специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды. II. Термины и определения 2.1. Лицензия на комплексное природопользование - документ, устанавливающий экологические требования, ограничения, предельные объемы использования природных ресурсов и загрязнения окружающей природной среды, условия природопользования для предприятий. 2.2. Под предприятием в настоящем Положении понимается субъект хозяйственной деятельности, любое юридическое лицо, осуществляющее природопользование, включая частных предпринимателей, учреждения, организации, независимо от принадлежности, формы собственности и места регистрации. 2.3. Под комплексным природопользованием для предприятия понимается такое использование природно-ресурсного потенциала территории, при котором эксплуатация (добыча, изъятие) одного вида природного ресурса наносит наименьший ущерб другим природным ресурсам, а хозяйственная деятельность предприятия оказывает в целом минимально возможное воздействие на окружающую природную среду. 2.4. Природно-ресурсный потенциал территории - совокупность природных ресурсов, объектов, средообразующих факторов и условий (включая климатические, геологические, гидрологические и другие условия), которые могут быть использованы в процессе хозяйственной или иной деятельности. III. Содержание и порядок выдачи лицензий на комплексное природопользование 3.1. Перечень предприятий, обязанных получить лицензию на комплексное природопользование, устанавливается исполнительными органами власти субъектов Федерации по представлению территориальных органов Минприроды России. Критериями отнесения предприятий к указанному перечню служат масштаб хозяйственного воздействия предприятия на окружающую среду, использование предприятием нескольких видов природных ресурсов и степень экологической безопасности вида деятельности. 3.2. Лицензия на комплексное природопользование для предприятий, хозяйственная деятельность которых связана с использованием природных ресурсов и объектов, имеющих в соответствии с действующим законодательством федеральное значение, выдается органами системы Минприроды России. Для природопользователей, использующих природные ресурсы и объекты, не относящиеся к исключительному ведению Российской Федерации, лицензия на комплексное природопользование выдается государственными органами в области охраны окружающей природной среды (далее - природоохранные органы), специально уполномоченными на то решениями субъектов Российской Федерации. 3.3. Лицензия на комплексное природопользование служит основанием для заключения договора на комплексное природопользование (закрепляющего права на использование природных ресурсов и воздействие на окружающую среду, условия, при которых данная деятельность должна осуществляться, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон) между предприятием и государственным органом исполнительной власти Российской Федерации или субъекта Федерации. 3.4. Для предприятий, получивших лицензию на комплексное природопользование, в рамках лимитов, условий, требований и других ограничений, указанных в данной лицензии, сохраняется порядок получения разрешений, дающих право на пользование отдельными видами природных ресурсов и на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов, установленные законодательством Российской Федерации, решениями органов власти субъектов федерации. 3.5. В лицензии на комплексное природопользование (приложение) указываются: данные о предприятии, получившем лицензию; данные о целевом назначении работ, связанных с природопользованием; границы территории (земельного участка), предоставляемого для ведения работ, связанных с природопользованием; перечень используемых природных ресурсов, лимиты (предельные объемы) их изъятия или использования; перечень, нормативы и лимиты выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещаемых отходов; уровни загрязнения компонентов природной среды до начала хозяйственной деятельности и предельные уровни загрязнения компонентов природной среды; план природоохранных мероприятий; особые экологические требования, при которых допускается хозяйственная деятельность; сроки действия лицензии и установленных в ней экологических ограничений; ответственность за несоблюдение предприятием требований и условий, содержащихся в данной лицензии, в порядке, установленном законодательством. 3.6. Лицензия на комплексное природопользование действует в течение установленного в ней срока, но не более 5 лет. Решение о продлении срока лицензии принимается органами, выдавшими лицензию, на основании письменного заявления предприятия, подаваемого не позднее 1 месяца до истечения срока. Решение об отказе в выдаче лицензии (или продлении срока ее действия) должно направляться заявителю в письменной форме с указанием причины отказа. 3.7. Бланки лицензий на комплексное природопользование являются документами строгой отчетности, печатаются типографским способом, имеют серию и номер. Лицензия на комплексное природопользование скрепляется подписью и печатью и хранится на предприятии. Копии лицензии находятся в органе, выдавшем лицензию, и в органе исполнительной власти района (города), на территории которого осуществляется природопользование. IV. Порядок выдачи лицензий для действующих предприятий 4.1. Предприятие, обязанное в соответствии с пунктом 3.1., получить лицензию на комплексное природопользование, обращается в соответствующий природоохранный орган с письменной заявкой, а также прилагаемыми к ней лицензиями на право пользования природными ресурсами, на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и на размещение отходов и экологическим паспортом предприятия. 4.2. Природоохранный орган в двухнедельный срок организует рассмотренные заявки и принимает решение: о выдаче лицензии на комплексное природопользование; об отказе в выдаче названной лицензии; о проведении экологической экспертизы фактических показателей деятельности предприятия, по результатам которой выдаются "Требования для уточнения и согласования условий природопользования", включая набор показателей и перечень необходимых органов управления и контроля для корректировки лимитов использования природных ресурсов и загрязнения окружающей среды; на основе согласованных условий природопользования природоохранный орган выдает предприятию лицензию на комплексное природопользование. 4.3. Выдача лицензий на комплексное природопользование для действующих предприятий осуществляется не позднее чем в 2-месячный срок со дня подачи заявки. V. Порядок выдачи лицензий для строящихся, расширяемых, реконструируемых, технически-перевооружаемых и подлежащих ликвидации предприятий 5.1. Предприятие, обязанное в соответствии с пунктом 3.1., получить лицензию на комплексное природопользование, обращается в соответствующий природоохранный орган с письменной заявкой и прилагаемым к ней заключением государственной экологической экспертизы, в котором указываются намечаемое место расположения объекта, вид природопользования, потребности в природных ресурсах, возможное воздействие на окружающую среду. 5.2. Согласование условий природопользования с соответствующими органами управления и контроля для определения лимитов использования природных ресурсов и загрязнения окружающей природной среды предусмотрено порядком проведения государственной экологической экспертизы. 5.3. На основании положительного заключения государственной экологической экспертизы природоохранный орган в 2-недельный срок со дня получения заявки выдает лицензию на комплексное природопользование. 5.4. Требования, лимиты и другие ограничения по условиям природопользования, содержащиеся в лицензии на комплексное природопользование для названных предприятий, указываются отдельно для периода строительства и периода эксплуатации объекта. При вводе объекта в эксплуатацию указанная лицензия является обязательной в составе документации, предъявляемой для подписания акта о приемке объекта в эксплуатацию. VI. Пересмотр и аннулирование лицензий 6.1. Лицензия на комплексное природопользование может пересматриваться в случаях: ухудшения окружающей среды по причинам, не зависящим от предприятия; изменения режима природопользования, профиля деятельности предприятия, смены технологии; изменения действующих нормативов природопользования; истечения срока действия лицензии. 6.2. Аннулирование лицензии на комплексное природопользование производится природоохранным органом в случаях: решения предприятия прекратить дальнейшее природопользование; ликвидации предприятия; грубых нарушений условий природопользования, указанных в лицензии, или ухудшения состояния окружающей среды по вине предприятия. 6.3. Аннулирование лицензии на комплексное природопользование ведет к расторжению договора на комплексное природопользование, либо пересмотру иных документов, дающих право на пользование природными ресурсами и объектами и воздействие на окружающую среду. 6.4. Минприроды России, природоохранные органы субъектов Федерации, осуществляют контроль за выполнением субъектами хозяйственной деятельности условий и требований, установленных в лицензиях на комплексное природопользование. К предприятию, обязанному получить лицензию на комплексное природопользование, но осуществляющему природопользование без лицензии, органы госконтроля вправе применять предусмотренные действующим законодательством санкции. Начальник Главного управления экономики природопользования А.В. Шевчук Приложение к Временному положению о порядке выдачи лицензий на комплексное природопользование ________________________________ (наименование органа, ________________________________ выдавшего лицензию) Лицензия (серия, номер) на комплексное природопользование Выдана __________________________________________________________ (наименование юридического лица с указанием реквизитов) Основной вид деятельности природопользователя ___________________ ______________________________________________________________________ Местоположение объекта __________________________________________ (местонахождение, площадь представляемого ______________________________________________________________________ земельного участка с приложением карты (схемы) с указанием ______________________________________________________________________ источников загрязнения, границ пользования (по видам), особо ______________________________________________________________________ охраняемых зон и объектов) Особые условия __________________________________________________ (периодичность и форма отчетности, наименование ______________________________________________________________________ контролирующей организации) Меры ответственности природопользователя при несоблюдении требований и условий, содержащихся в лицензии ________________________ Основание для выдачи настоящей лицензии _________________________ Приложение к лицензии ___________________________________________ ______________________________________________________________________ Срок действия с "___" ________ 19__ г. по "___" _________ 19__ г. Дата выдачи "___" _________ 19__ г. Лицензию выдал МП _______________________________________ (подпись должностного лица, выдавшего разрешение) Лицензию получил _______________________________________ (подпись должностного лица, получившего лицензию) Срок действия лицензии продлен до "___" __________ 19__ г. Дата продления "___" __________ 19__ г. Лицензию продлил МП _______________________________________ (подпись должностного лица) Приложение к лицензии (разрешению) на комплексное природопользование (серия, номер, дата выдачи) Примерный перечень показателей, характеризующих условия природопользования (указываются отдельно для периода строительства и для периода эксплуатации) 1. Использование земель: а) площадь земель, изымаемых (изъятых) в постоянное и временное пользование (всего и по категориям земель - пашня, пастбища, сенокосы, леса, болота, солончаки и прочие несельскохозяйственные земли) (га); б) ограничения по использованию земельных ресурсов (особо охраняемых земель, водоохранной зоны, СЗЗ, земель заповедного, рекреационного и историко-культурного назначения) (га); в) объем земляных работ (выемки, карьеры, отвалы) (куб. м); г) нарушения почвенного покрова (виды нарушений и площадь нарушенных земель) (га); д) фоновые концентрации загрязняющих веществ в почвогрунтах до начала хозяйственной деятельности и уровни предельного загрязнения почвогрунтов (по компонентам, с указанием класса токсичности) (мг/кг); е) условия снятия и сохранения плодородного слоя (площадь (га) и мощность (м) снимаемого слоя, условия складирования); ж) мероприятия по сохранению (восстановлению) почвенного плодородия и ликвидации последствий загрязнения (вид мероприятий и площадь) (га); з) рекультивация земель (техническая и биологическая рекультивация, инженерная защита территории от загрязнения, подтопления, затопления по типам нарушений) (га). 2. Использование атмосферы: а) предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ отдельными источниками (по компонентам) (т/год, г/сек); б) лимиты выбросов загрязняющих веществ отдельными источниками (по компонентам) (т/год, т/сек); в) фоновые концентрации (до начала хозяйственной деятельности) и уровни предельных концентраций основных загрязняющих веществ в атмосферном воздухе; г) мероприятия по охране воздушного бассейна (в т.ч. по достижению ПДВ (ВСВ). 3. Использование водных ресурсов: а) лимит использования водных ресурсов (забор свежей воды из поверхностных водоемов, забор подземных вод (тыс. куб. м/год; куб. м/сут.; куб. м/с); б) сезонное водопотребление и водоотведение (тыс. куб. м); в) возможное ограничение водопотребления в маловодные годы; г) объемы и категория воды, отводимой в оросительные системы (с учетом использования сточных вод), в накопители и т.д. (тыс. куб. м/год; куб. м/сут.); д) предельно-допустимый сброс (ПДС) веществ со сточными водами в водный объект (по компонентам) (г/час, т/год); е) лимит сброса загрязняющих веществ - количество сбрасываемых сточных вод в водный объект по каждому выпуску (тыс. куб. м/год; куб. м/сут.) и их характеристика (фактическая концентрация, мг/л); ж) фоновые концентрации загрязняющих веществ в водных объектах (до начала хозяйственной деятельности) и уровни предельного загрязнения водных объектов (по компонентам) (мг/л); з) режим эксплуатации водохранилищ, включая объем природоохранного попуска; и) водоохранные мероприятия, в т.ч. первоочередные; к) прочие условия водопользования, вкл. условия сплава древесины. 4. Размещение отходов: а) перечень отходов разрешенных к размещению (наименование и класс опасности); б) объемы (лимиты) размещаемых отходов (по годам на срок выдачи разрешения) (т/сут., т/год); в) условия и место захоронения (обезвреживание, способ складирования и хранения, мероприятия по защите грунтовых вод от загрязнения). 5. Использование растительности: а) лимиты пользования (площадь угодий, подвергающихся полному уничтожению, вырубкам, уничтожению отдельных групп растений, редких, эндемичных видов) (га); б) ограничения по использованию лесных насаждений (особо ценных насаждений, молодняка, подроста, сеянцев, спелых древостоев); в) ограничения по использованию растительных ресурсов (недревесных растений - мхов, лишайников, трав, ягодников, кустарников); г) условия пользования растительностью в санитарно-защитной зоне (запрет на сенокошение, выпас скота, выращивание различных групп сельскохозяйственных культур); д) мероприятия по восстановлению и сохранению растительности (площади лесовосстановительных и других лесо- и луговомелиоративных работ) (га). 6. Условия сохранения животного мира: а) лимиты по использованию фауны (по видам); б) ограничения по использованию биотопов (перечень мест обитания и путей миграции промысловых, редких, эндемичных и занесенных в Красную книгу видов животных, наличие охранных территорий, для рыб - зимовальных ям, мест нереста и нагула); в) мероприятия по сохранению и восстановлению численности отдельных видов животных; г) мероприятия по сохранению мест обитания животных и их кормовой базы; д) рыбозащитные мероприятия. 7. Особые экологические требования (специфичные для объекта, местности, иное).

Настоящий Закон регулирует отношения в сфере комплексного природопользования в целях реализации права граждан на благоприятную окружающую среду и упорядочения отношений в области природопользования и охраны окружающей среды на территории города Москвы, а также устанавливает ответственность за нарушение законодательства в области комплексного природопользования. Глава 1. Общие положения Статья 1. Основные понятия В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) природный потенциал территории - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов и иных средообразующих факторов и условий, выраженных в виде показателей качества окружающей среды, которые используются или могут быть использованы для обеспечения жизнедеятельности населения, функционирования городского хозяйства, а также при осуществлении хозяйственной и иной деятельности; 2) комплексное природопользование в городе Москве (далее - комплексное природопользование) - использование природного потенциала территории для осуществления хозяйственной и иной деятельности, включая градостроительную деятельность, в том числе все виды воздействия на природный потенциал территории, возникающие в процессе этой деятельности; 3) объекты комплексного природопользования - территории различных типов функционального назначения, установленных в соответствии с нормативными правовыми актами города Москвы в области градостроительной деятельности, а также поверхностные водные объекты и их части, находящиеся на территории города Москвы; 4) природопользователь (субъект комплексного природопользования) - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий хозяйственную или иную деятельность, связанную с использованием природного потенциала территории, а также с воздействием на него; 5) общие условия комплексного природопользования - совокупность природоохранных требований и ограничений, а также показателей качества окружающей среды, устанавливаемых для объектов комплексного природопользования на определенный период времени с учетом функционального назначения территорий и фонового состояния окружающей среды; 6) индивидуальные условия комплексного природопользования - совокупность природоохранных требований и ограничений, устанавливаемых природопользователю на основании общих условий комплексного природопользования с учетом квотирования допустимых воздействий на природный потенциал территории; 7) фоновое состояние окружающей среды - зафиксированные в ходе государственного экологического мониторинга показатели состояния окружающей среды; 8) квота - количественный показатель допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ и иных негативных воздействий на окружающую среду, лимитов использования природных ресурсов, предоставляемый природопользователю в целях выполнения общих условий комплексного природопользования; 9) квотирование допустимых воздействий на природный потенциал территории - определение квот для природопользователей в результате распределения общих условий комплексного природопользования; 10) экономическое стимулирование - регулирование деятельности природопользователей экономическими способами и методами, направленными на поощрение снижения негативного воздействия осуществляемой ими хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и природный потенциал территории; 11) информация о комплексном природопользовании - сведения о состоянии и качестве окружающей среды и природных ресурсов, о воздействии на них и источниках воздействия, об общих и индивидуальных условиях комплексного природопользования; 12) информационное обеспечение комплексного природопользования - деятельность по сбору, обработке, накоплению, хранению, использованию и предоставлению информации о комплексном природопользовании. Статья 2. Законодательство города Москвы в области комплексного природопользования 1. Законодательство города Москвы в области комплексного природопользования основывается на положениях Конституции Российской Федерации, федерального законодательства в области охраны окружающей среды, Устава города Москвы и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов города Москвы. 2. Действие настоящего Закона распространяется на природопользователей независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющих на территории города Москвы комплексное природопользование. Статья 3. Принципы и задачи комплексного природопользования 1. Комплексное природопользование осуществляется на основе следующих принципов: 1) дифференцированного подхода к установлению режима использования объектов комплексного природопользования с учетом природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности; 2) научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях формирования благоприятной окружающей среды и обеспечения устойчивого развития; 3) гласности, полноты и достоверности информации о состоянии окружающей среды; 4) приоритета предупредительных мер в области охраны окружающей среды; 5) градостроительного зонирования территории города Москвы и учета режимов регулирования градостроительной деятельности; 6) презумпции экологической опасности хозяйственной и иной деятельности; 7) платности природопользования; 8) возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и направления полученных средств на природоохранные мероприятия; 9) обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, в том числе обязательности учета условий комплексного природопользования. 2. Задачи комплексного природопользования состоят в: 1) определении условий комплексного природопользования с учетом экологического состояния и функционального назначения территорий города Москвы; 2) ведении учета общих условий комплексного природопользования и субъектов комплексного природопользования, а также источников негативного воздействия на окружающую среду; 3) введении системы показателей качества окружающей среды на территориях различных типов функционального назначения. Глава 2. Управление комплексным природопользованием Статья 4. Полномочия Московской городской Думы в области регулирования комплексного природопользования К полномочиям Московской городской Думы в области регулирования комплексного природопользования относятся: 1) принятие законов города Москвы по вопросам регулирования отношений в области комплексного природопользования, в том числе законов, устанавливающих административную ответственность за правонарушения в области комплексного природопользования; 2) утверждение городских долгосрочных целевых программ в области комплексного природопользования; 3) определение объемов финансирования деятельности по установлению условий комплексного природопользования при утверждении бюджета города Москвы на очередной финансовый год; 4) осуществление контроля за соблюдением и исполнением настоящего Закона; 5) иные полномочия, установленные федеральным законодательством и законодательством города Москвы. Статья 5. Полномочия Правительства Москвы в области регулирования комплексного природопользования К полномочиям Правительства Москвы в области регулирования комплексного природопользования относятся: 1) утверждение общих условий комплексного природопользования; 2) утверждение порядка установления общих и индивидуальных условий комплексного природопользования, в том числе определение порядка квотирования допустимых воздействий на природный потенциал территории; 3) определение сроков действия общих и индивидуальных условий комплексного природопользования; 4) утверждение Положения о Реестре общих условий комплексного природопользования и Положения о Реестре субъектов комплексного природопользования, а также определение порядка и формы ведения указанных реестров; 5) определение порядка использования информации о комплексном природопользовании; 6) утверждение ставок платы за предоставление информации о комплексном природопользовании; 7) утверждение такс и методик исчисления размера вреда, причиненного объектам комплексного природопользования и природному потенциалу территории в результате хозяйственной и иной деятельности; 8) разработка и принятие среднесрочных, разработка и реализация долгосрочных городских целевых программ в области комплексного природопользования; 9) решение иных вопросов, связанных с управлением в области комплексного природопользования в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы. Статья 6. Полномочия органа исполнительной , осуществляющего государственное управление в области охраны окружающей среды в городе Москве, в области регулирования комплексного природопользования К полномочиям органа исполнительной , осуществляющего государственное управление в области охраны окружающей среды в городе Москве, в области регулирования комплексного природопользования относятся: 1) участие в разработке и реализации городских целевых программ в области комплексного природопользования; 2) разработка порядка установления общих и индивидуальных условий комплексного природопользования, правил, инструктивных и методических документов, обеспечивающих реализацию данного Закона; 3) установление индивидуальных условий комплексного природопользования; 4) предоставление квот допустимых воздействий на природный потенциал территории для природопользователя; 5) ведение Реестра общих условий комплексного природопользования и Реестра субъектов комплексного природопользования; 6) осуществление информационного обеспечения комплексного природопользования; 7) определение размера вреда, причиненного природному потенциалу территории в результате хозяйственной и иной деятельности, в том числе градостроительной; 8) иные полномочия, установленные нормативными правовыми актами города Москвы. Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве в области комплексного природопользования 1. Органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве (далее - органы местного самоуправления) могут осуществлять муниципальный контроль в области комплексного природопользования. 2. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями органов исполнительной (государственными полномочиями) в области комплексного природопользования законом города Москвы. Статья 8. Мониторинг объектов комплексного природопользования Мониторинг объектов комплексного природопользования осуществляется в целях наблюдения за состоянием и изменениями объектов комплексного природопользования в рамках Единой системы экологического мониторинга в городе Москве. Статья 9. Участие общественных организаций и объединений в общественном контроле в области комплексного природопользования 1. Общественные организации и объединения в соответствии с их уставами могут осуществлять общественный контроль в области комплексного природопользования в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы. 2. Результаты общественного контроля в области комплексного природопользования подлежат обязательному учету при ведении Реестра общих условий комплексного природопользования, Реестра субъектов комплексного природопользования, установлении общих и индивидуальных условий комплексного природопользования. Статья 10. Информация о комплексном природопользовании 1. Информация о комплексном природопользовании должна отвечать требованиям полноты, достоверности, своевременности, доступности и иным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы. 2. Субъектами сбора, обработки, накопления, хранения и использования информации, необходимой для осуществления комплексного природопользования, являются орган исполнительной , осуществляющий государственное управление в области охраны окружающей среды в городе Москве, а также природопользователи. 3. Органы исполнительной в пределах своей компетенции предоставляют органу исполнительной , осуществляющему государственное управление в области охраны окружающей среды в городе Москве, информацию о комплексном природопользовании. 4. Информация о комплексном природопользовании предоставляется всем заинтересованным лицам с соблюдением требований об охране государственной, коммерческой и иной тайны в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы. 5. Информация об общих условиях комплексного природопользования подлежит обязательному опубликованию. Глава 3. Условия комплексного природопользования Статья 11. Виды условий комплексного природопользования 1. Условия комплексного природопользования подразделяются на общие и индивидуальные. 2. Общие и индивидуальные условия комплексного природопользования обязательны для учета при разработке всех видов предпроектной и проектной документации. Статья 12. Общие условия комплексного природопользования 1. Общие условия комплексного природопользования устанавливаются: 1) для территорий всех типов функционального назначения, установленных в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы в области градостроительной деятельности; 2) в составе генеральных схем для реализации основных направлений Генерального плана развития города Москвы; 3) для поверхностных водных объектов и их частей, находящихся на территории города Москвы. 2. При установлении общих условий комплексного природопользования должны обеспечиваться утвержденные в установленном порядке нормативы качества окружающей среды и учитываться фоновое состояние окружающей среды, включая животный и растительный мир. 3. Общие условия комплексного природопользования должны включать сроки внедрения наилучших существующих технологий, предусматривающих минимально возможные расходы сырья, материалов, энергетических и иных ресурсов, а также минимальные объемы образования отходов производства и потребления на единицу выпускаемой продукции. 4. Общие условия комплексного природопользования должны содержать требования, нормы и правила, в том числе по сохранению среды обитания животного и растительного мира, не ниже установленных на федеральном уровне. 5. Утвержденные общие условия комплексного природопользования являются обязательными для соблюдения всеми органами исполнительной . Статья 13. Индивидуальные условия комплексного природопользования 1. Индивидуальные условия комплексного природопользования устанавливаются инвесторам, застройщикам, другим субъектам хозяйственной и иной деятельности, в том числе градостроительной, в градостроительной и проектной документации на строительство (реконструкцию) зданий, сооружений и иных объектов, а также иным природопользователям; 2. Индивидуальные условия комплексного природопользования устанавливаются органом исполнительной , осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды в городе Москве, в порядке, установленном . 3. Индивидуальные условия комплексного природопользования действуют в течение срока действия общих условий комплексного природопользования и должны содержать требования, нормы и правила не ниже установленных на федеральном уровне. 4. Для исполнения требований индивидуальных условий комплексного природопользования, предотвращения причинения вреда окружающей среде, уменьшения затрат на природоохранные мероприятия природопользователи применяют экологический аудит, экологическое страхование, внедряют методы экологического управления и экологической сертификации. 5. Изменение общих условий комплексного природопользования влечет за собой пересмотр индивидуальных условий комплексного природопользования. При изменении индивидуальных условий комплексного природопользования в результате изменения общих условий комплексного природопользования орган исполнительной , осуществляющий государственное управление в области охраны окружающей среды, устанавливает сроки их поэтапного достижения. 6. При нарушении природопользователем установленных сроков поэтапного достижения индивидуальных условий комплексного природопользования орган исполнительной , осуществляющий государственное управление в области охраны окружающей среды, направляет в соответствующие федеральные органы исполнительной власти в области охраны окружающей среды представление на приостановление действия разрешений на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, на нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение. 7. При наличии утвержденных в установленном порядке нормативов допустимого воздействия на окружающую среду они должны учитываться при установлении индивидуальных условий комплексного природопользования. Статья 14. Учет общих условий комплексного природопользования и субъектов комплексного природопользования 1. Регистрация общих условий комплексного природопользования и субъектов комплексного природопользования осуществляется соответственно в Реестре общих условий комплексного природопользования и Реестре субъектов комплексного природопользования в порядке, установленном . 2. Реестр общих условий комплексного природопользования и Реестр субъектов комплексного природопользования входят в состав информационных ресурсов города Москвы и являются собственностью города Москвы. Статья 15. Реестр общих условий комплексного природопользования Реестр общих условий комплексного природопользования представляет собой свод данных о природном потенциале территории, фоновом состоянии окружающей среды, об установленных общих условиях комплексного природопользования, а также включает иные данные, предусмотренные Положением о Реестре. Статья 16. Реестр субъектов комплексного природопользования 1. Реестр субъектов комплексного природопользования представляет собой свод данных о хозяйственной и иной деятельности природопользователей, осуществляющих использование природного потенциала территории, об установленных индивидуальных условиях комплексного природопользования, установленных нормативах допустимого воздействия на окружающую среду, а также о регистрации соответствующих разрешений и лицензий, выданных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы. 2. Ответственность за достоверность информации, представляемой для установления индивидуальных условий комплексного природопользования и внесения в Реестр субъектов комплексного природопользования, возлагается на природопользователя. Статья 17. Основания приостановления действия индивидуальных условий комплексного природопользования 1. Основаниями приостановления действия индивидуальных условий комплексного природопользования являются: 1) повторное в течение года нарушение индивидуальных условий комплексного природопользования, установленное при осуществлении государственного экологического контроля; 2) невыполнение в срок предписаний об устранении выявленных нарушений индивидуальных условий комплексного природопользования; 3) невыполнение в установленные сроки поэтапного достижения индивидуальных условий комплексного природопользования и невыполнение природоохранных мероприятий, предусматривающих их достижение; 4) предоставление недостоверных данных, на основании которых были утверждены индивидуальные условия комплексного природопользования. 2. При наличии оснований, указанных в части 1 настоящей статьи, должностное лицо органа исполнительной , осуществляющего государственное управление в области охраны окружающей среды, приостанавливает действие индивидуальных условий комплексного природопользования и принимает меры административной ответственности. Статья 18. Возмещение вреда при нарушении условий комплексного природопользования 1. Природопользователи, деятельность которых причинила вред объектам комплексного природопользования и природному потенциалу территории, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы. 2. Определение размера вреда, причиненного объектам комплексного природопользования и природному потенциалу территории при нарушении индивидуальных условий комплексного природопользования в результате хозяйственной и иной деятельности природопользователей, осуществляется на основании такс и методик исчисления размера вреда, утвержденных . Определение размера вреда производится органом исполнительной , осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды. Глава 4. Экономическое регулирование комплексного природопользования Статья 19. Квотирование допустимых воздействий на природный потенциал территории 1. Квоты допустимых воздействий на природный потенциал территории распределяются между природопользователями на началах равного доступа, установленных нормативными правовыми актами города Москвы. 2. Порядок квотирования допустимых выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, образования и размещения отходов производства и потребления при осуществлении комплексного природопользования устанавливается . 3. Предоставление квот допустимых воздействий на природный потенциал территории осуществляется с учетом оценки соблюдения установленных общих условий комплексного природопользования. Статья 20. Экологический аудит комплексного природопользования Экологический аудит комплексного природопользования осуществляется в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в целях подтверждения соответствия хозяйственной и иной деятельности природопользователей требованиям законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов города Москвы, а также индивидуальным условиям комплексного природопользования. Статья 21. Меры экономического стимулирования субъектов разрешенного комплексного природопользования 1. Экономическое стимулирование субъектов комплексного природопользования может осуществляться при внедрении наилучших существующих технологий, малоотходных и безотходных производств, использовании вторичных ресурсов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды и восстановлению природного потенциала территорий. 2. Экономическое стимулирование осуществляется посредством предоставления льгот, устанавливаемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы. Глава 5. Ответственность за нарушение законодательства города Москвы в области комплексного природопользования Статья 22. Нарушение индивидуальных условий комплексного природопользования Нарушение индивидуальных условий комплексного природопользования - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере ста минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - одной тысячи минимальных размеров оплаты труда. Статья 23. Нарушения в области информационного обеспечения комплексного природопользования Сокрытие информации, имеющей значение для принятия решения об утверждении индивидуальных условий комплексного природопользования, или предоставление недостоверной информации, повлиявшей на принятие решения об утверждении индивидуальных условий комплексного природопользования, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере восьмидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - восьмисот минимальных размеров оплаты труда. Статья 24. Осуществление деятельности без утвержденных индивидуальных условий комплексного природопользования Осуществление хозяйственной и иной деятельности без утвержденных индивидуальных условий комплексного природопользования - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере ста минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - одной тысячи минимальных размеров оплаты труда. Статья 25. Составление протоколов и рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом Составление протоколов и рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, осуществляются должностными лицами органа исполнительной , осуществляющего государственное управление в области охраны окружающей среды в городе Москве. Статья 26. Разрешение споров в области комплексного природопользования Споры в области комплексного природопользования разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством. Статья 27. Зачисление денежных средств, взысканных в виде административных штрафов Денежные средства, взысканные в виде административных штрафов за правонарушения, предусмотренные настоящим Законом, зачисляются в полном объеме в целевой бюджетный территориальный экологический фонд города Москвы. Глава 6. Заключительные положения Статья 28. Вступление настоящего Закона в силу Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования. П.п. Мэр Москвы Ю.М.Лужков Москва, Московская городская Дума 2 марта 2005 года № 9



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!