Информационный женский портал

Евангельские воскресные чтения, вводящие нас во дни великого поста. Воскресенье – славный день Господа

(как надлежит проводить его?)

Как день воспоминания величайшего акта в искупительном деле Спасителя мира, воскресный день более всякого другого должен быть проводим в молитве и делах благочестия. Богослужение со всеми его особенностями, совершаемое церковью в воскр. день, приспособлено к воспоминаемому в последний центральному моменту, как нельзя более разносторонне. Стоя в храме и прислушиваясь к молитвам, произносимым священником.., к чтению, пению, мы воспоминаем о Спасителе, искупившем нас, спасшем нас, призывающем нас к жизни в духе взаимной любви и проч. Занятые в течение шести дней недели мирскими делами и хлопотами и не имея достаточного времени на удовлетворение своих духовных потребностей, теперь - в воскр. день, мы можем удовлетворить последние в достаточной степени: получив обильнейшую духовную пищу и духовное назидание в храме и чрез это настроившись известным образом, мы и дома продолжаем размышлять о том же, о чем думали в храме. А чтоб такие размышления были более плодотворны, чтоб они оставили в нас более глубокие следы, мы занимаемся чтением книг соответствующего характера и содержания, читаем их сами, читаем их и другим: членам своей семьи, а также и своим знакомым и проч., беседуем с окружающими о тех или иных нравственно-религиозных вопросах и т. д. В таких и подобных им занятиях и проходит у нас - христиан - весь воскр. день: в то время как тело наше отдыхает от тяжелого шестидневного труда, ум наш, в течение шести дней отвлекаемый в сторону мирских забот, насыщается теперь здоровою, крайне необходимою для него, духовною пищею... Отсюда по окончании воскресного дня мы бодро и энергично снова принимаемся за будничные занятия, укрепленные и телесно, и духовно. Такое провождение воскр. дня, как нельзя более желательное, в действительности, однако, является по большей части лишь идеалом, наблюдаемым только издали. Часто приходится наблюдать, что не все, именующие себя христианами, посещают в воскресные дни храм Божий, а посещающие не все держат себя и настраивают себя в нем надлежащим образом, - что вне храма не все проводят время в чтении хороших религиозно-нравственных книг или в подобного рода беседах и пр. Подобные явления, как рассеянность в храме Божием, как пустое бездельничанье дома или чтение дурных книг, дурные беседы, пьянство и пр., разумеется, нежелательны и несогласны с духом христианства. Здесь смысл воскр. дня утрачивается или извращается совершенно. Однако, нельзя впадать и в противоположную крайность, т. е., думать, что в течение воскр. дня будто бы уже совсем нельзя заниматься никакими делами, кроме выше намеченных нами; дела христианской любви, напротив, не только могут, но должны быть совершаемы нами во всякое время; могут быть исполняемы нами и наши личные - неотложные - дела, если только от этого не произойдет какого-либо ущерба для наших душ, т. е., если будем совершать их с молитвою на устах и в сердце. Впрочем, такого рода занятия могут быть допускаемы нами лишь в самых крайних случаях, потому что иначе мы недостаточно уважали бы воскр. день, установленный церковью, как мы видели, для иной цели. С особенною заботливостью празднуется воскр. день в Шотландии, в Англии и в некоторых других странах (напр., в многострадальном Трансваале). Но самое важное в праздновании воскр. дня - то, чтоб не телом только своим мы проявляли здесь свое участие, а и духом и прежде всего духом, чтоб праздновали этот день, проникнутые истинно-христианским пониманием дела. Одна же буква, одно внешнее исполнение предписаний и желаний церкви - нечто, не имеющее никакого в сущности смысла. Подражать евреям в данном случае было бы верхом нелепости. Но, с другой стороны, мы всеми силами должны стараться о том, чтоб недостаточный класс (фабричные рабочие, прикащики в лавках...), ныне работающие в течение воскр. дня, иногда всего, иногда - той или иной его части, и чрез то лишенные возможности не только посетить храм, помолиться здесь, побывать на какой-нибудь религиозно-нравственной беседе и проч., но и вообще хоть сколько-нибудь телесно отдохнуть, - был освобожден от работы в этот день: стыдно фабрикантам, купцам и проч. до такой степени проникаться грубыми материальными заботами, чтоб, в увлечении ими, совершенно игнорировать и подавлять даже высшую, духовную сторону я их рабочих. Пусть и они проведут этот день в кругу своей семьи, в религиозно-нравственных беседах, в чтении хороших, назидательных книг, а всего лучше, в общественной молитве в храме Божием или хотя бы - в физическом только отдыхе (конечно, последний, рассматриваемый сам по себе, далеко не отвечает прямому смыслу установления воскресного дня, но, в крайнем случае, нельзя отказать в большом значении и ему в виду необходимости рабочим - без оглядки трудиться день за днем и не иметь никакой возможности сколько-нибудь сознательно подумать о своей душе, разобраться в насущных духовных запросах...)! В похвалу нашего русского общества нужно сказать, что мысль о воскресном отдыхе для прикащиков и проч. в последнее время начинает проникать в его сознание все более и более и в некоторых случаях сопровождается существенными практическими результатами (особенно в нашей столице устраиваются для рабочего класса полезные чтения и беседы, театры с назидательными пьесами..., причем магазины, фабрики, типографии и пр. иногда закрываются на весь воскр. день).

* Александр Александрович Бронзов,
доктор церковной истории,
ординарный профессор
С. Петербургской духовной академии.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 3, стлб. 979. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1902 г. Орфография современная.

Многие новоначальные христиане задаются вопросом — Как по-православному провести воскресный день? Попробуем ответить на этот вопрос. Время праздника - время особенного служения Богу. А как Бог особенно пребывает в храме, то в праздничные дни надобно посещать храм Божий.

С каким же усердием должны мы отозваться на приглашение Царя Небесного, к Которому каждый праздник, каждое воскресенье с особенной силой и настойчивостью зовет нас святая Церковь в дом Божий, где присутствует Своею благодатью Сам Царь Небесный! «Для тех людей, говорит митрополит Московский Филарет, которые по немощи, по нужде, по долгу повиновения во времена священные принуждены оставаться в домах, должно сказать: по крайней мере, когда услышат они возвышенный голос колокола, возвещающий высокую минуту бескровной жертвы, пусть пошлют в церковь благоговейную мысль, благочестивое желание, пусть освятят себя знамением креста, как бы вместе с предстоящими алтарю; ангел храма встретит их и вдали причислит к действительно предстоящим и вознесет на алтарь Господень память их».

Возвратясь из храма домой, христианин и здесь должен поддерживать в себе молитвенное настроение.

Если в будние дни, когда человек развлекается житейскими заботами и труда­ми, не всегда он может посвятить много времени на молитву, которая так необходима для его души, то в воскресные и праздничные дни он должен отдать большую часть своего дня этому благочестивому и спасительному занятию.

Святитель Тихон, епископ Воронежский ходил почти каждый день в храм на литургию и вечерню и сам пел на клиросе. Ночи проводил без сна и ложился на рассвете.

Пророк Давид молился в начале ночи, вставал на молитву в полночь, молился утром, вечером и в полдень.

Поэтому он сказал: седмерицею днем хвалих Тя (Пс. 118:164).

Авва Дула, ученик преподобного Виссариона, рассказывал: «вошел я к своему старцу в келью и застал его стоящим на молитве; руки его были простерты к небу, и он оставался в этом подвиге четырнадцать дней».

Молитва, - это благоговейная беседа души человека с Богом. Вполне прилична в праздничные дни и беседа с людьми, но, конечно, не всякая, а только о предметах божественных.

Душа после благочестивых разговоров преисполняется святыми мыслями, чув­ствованиями и желаниями. Ум становится яснее, светлее; в сердце проникает сожаление о худо проведенном прошлом - воля так и желала бы творить только одно то, что благоугодно есть пред Богом.

О, если бы каждый из нас любил говорить и слушать более о том, что касается Бога и души; тогда вера и добродетель не были бы у нас только на словах, но были бы жизнью и достоянием сердца, всего существа нашего.

Одинаково полезно и спасительно, как ведение душеспасительных бесед, так и чтение душеспасительных книг. Святой апостол Павел заповедует своему возлю­бленному ученику, епископу Тимофею, чтение святых и душеполезных книг, как одно из главных средств для преуспеяния в духовной жизни. Внемли чтению (1Тим. 4:13), - пишет он ему. И святые отцы, следуя апостолу, заповедуют всем чтение святых книг, как одно из важных средств к духовному совершенствованию.

Особенно полезно читать Священное Писание. «Если мы читаем Священное Пи­сание с верою, - говорит святитель Василий Великий, - то чувствуем, что мы видим и слышим Самого Христа. Что нужды, - живым ли голосом, или через писание кто говорит нам? Это все то же. Так и в Священном Писании Бог говорит с нами так же истинно, как мы говорим с Ним через молитву».

Весьма полезно и спасительно для души благотворить в праздничные дни. Святой апостол Павел советовал установить христианам Коринфской церкви постоянный сбор в пользу нуждающихся: поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели (т. е. каждое воскресенье - Прим. Ред.) каждый из вас пусть отлагает у себя и собирает, сколько позволит ему состояние (1 Кор. 16: 1-2). Святитель Иоанн Златоуст, внушая эту заповедь константинопольским христианам, говорит: «устроим в своем доме ковчежец для бедных, который пусть находится у того места, где ты становишься на молитву. Пусть каждый в день воскресный откладывает дома деньги Господни. Если мы поставим себе правилом в день воскресный откладывать что-нибудь в пользу бедных, то не нарушим этого правила. Ремесленник, продав что-нибудь из своих произведений, пусть приносит начаток цены Богу и этой частью поделится с Богом. Не большого требую, только прошу отлагать не менее десятой части. То же делайте не только при продаже, но и при покупке. Эти правила пусть соблюдают все преобретающие праведно».

Древние христиане с любовью чтили праздничные дни обильными при­ношениями в церковь, из которых одна часть шла на содержание служащих при церкви и церковные нужды, а другая на вспомоществование бедным. «Приноше­ния эти, - говорит один древний христианский писатель, - служат как бы залогом благочестия; потому что идут не на пиршества, не на пьянство, не на объядение, но на пропитание и погребение бедных, на отроков и девиц, лишившихся имущества и родителей, на старцев, которые по слабости уже не могут выходить из дома и заниматься работою, также на потерпевших несчастье и на заточенных за веру в ру-докопни, на острова и темницы».

Многие из людей достаточных в уважение праздников сами раздавали щедрую милостыню неимущей братии, питали алчущих, призирали странных и ходили по больницам, стараясь словами утешения и разными услугами облегчить страдания болящих. Так писатель жития преподобной Марфы, рассказывая о том, как почитала она божественные праздники, между прочим, говорит: «милосердна к нищим была неизреченно, алчущие питая, и нагих одевая. Входя же часто в больницы, служаше своими руками больным, умирающим же подаваше от своих трудов погребательная, такожде и крещаемым белыя одежды даяше от своего рукоделия».

Общим обычаем древних христиан было устроять во дни праздничные трапезы для сирот, странников и всех бедных. В первые времена христианства такого рода трапезы учреждаемы были при церквях и гробах мучеников; но впоследствии их стали устраивать благотворители только в собственных домах. Щедрость некоторых христиан простиралась до того, что иногда они, по причине большого стечения нищих, в один праздник устраивали несколько трапез одна за другою. Так известно, что один христолюбивый брат, по имени Исайя, отличался особенною благотворительностью во дни праздников: создав странноприимницу и больницу, он старался упокоить всех приходящих к нему и служил больным со всем усердием: «в субботы же и во дни недельные, по две, по три, и по четыре трапезы представляше нищих ради». Если у тебя из родных или знакомых болен кто, сходи к больному, утешь, чем можешь. Может быть, лежит кто-либо на кладбище из близких твоему сердцу. Сходи на могилу умершего, помолись о нем. Теперь во многих церквях по праздничным дням устраиваются внебогослужебные собеседования пастырей с народом. Хорошо и их посетить.

Так должен проводить христианин воскресный или праздничный день. Но так ли мы проводим его на самом деле?

Многие из христиан, недовольные своим постоянным заработком, уделяют еще и время священного покоя на свои работы, думая через это умножить свое состояние. Но напрасно они так думают. В Прологе помещен такой рассказ.

Жили рядом два ремесленника, которые оба занимались одним ремеслом: были портные. Один из них имел жену, отца, мать и много детей; но он каждодневно ходил в церковь. Однако, несмотря на то, что чрез это немало отнимал у себя времени для работы по ремеслу, он достаточно содержал и прокармливал себя со всем семейством, благодаря благословению Божию, ежедневно испрашиваемому на труд и на дом свой. Другой же слишком много отдавался ремеслу, так что нередко в праздничные дни, которые должны быть посвящены на служение Богу, не был во храме Божием, а сидел за работой, но богатым не был и с трудом кормился. Вот он и стал завидовать первому; однажды он не вытерпел и с раздражением спросил соседа: «с чего это и как ты богатеешь? ведь вот я больше тебя тружусь, но беден».

А тот, желая, чтобы сосед почаще вспоминал о Боге, ответил: «вот я, каждодневно ходя в церковь, нередко нахожу золото по дороге; и так мало-помалу приобретаю. Если хочешь, - станем вместе ходить в церковь, - я буду каждый день звать; но только все, что каждый из нас ни нашел бы, - делить пополам». Бедняк поверил, согласился, и стали они вместе каждый день посещать храм Божий, где душа невольно располагается к молитве и где благодать Божия незримо касается сердца человека; скоро привык и другой к такому благочестивому обычаю. Но что же? Бог видимо благословлял его и труд его: он стал поправляться и богатеть. Тогда первый, подавили добрую мысль, признался своему соседу: «я не совсем правду говорил тебе раньше, но от сказанного мною ради Бога и твоего спасения какая польза для души твоей и для твоего имения! Поверь, что я ничего не находил на земле, никакого золота, и не из-за золота посещал храм Божий, но именно потому, что Бог сказал: ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6:33). Впрочем, если я говорил, будто находил золото, не погрешал: ведь ты нашел и приобрел». - Так благословение Господне на свято чтущих Господа служит лучшим и надежным споспешником трудам.

Неуважающих святые праздники всегда может постигнуть Божие наказание. Ведь они, имея праздничный день совершенно свободным от работы, ленятся даже сходить в храм Божий, а если и придут, - стоят в церкви Божией рассеянно, молятся неусердно, думая о том, как бы им повеселее провести праздничный день. А придя домой, предаются необузданному веселью.

Конечно, нет греха в невинных удовольствиях и полном отдыхе от постоянной работы. Преподобный Антоний Великий часто говорил своим ученикам: «как нельзя постоянно и сильно напрягать лук, иначе он лопнет, так нельзя и человеку быть постоянно в напряжении, но ему необходим и отдых». Но лучшее веселье для христианина в Боге; - поэтому лучшей радостью христианина в день праздника должна быть радость от чтения душеспасительных книг, ведения благочестивых разговоров и совершения богоугодных дел. Впрочем, не только не запрещается христианину в этот день и какое-либо разумное развлечение, - посещение какого-либо музея или выставки, родных или знакомых и т. п., но даже настоятельно рекомендуются эти здоровые и полезные развлечения. Но совершенно несогласно со святостью воскресного дня предаваться пьянству, петь бесчинные песни и предаваться излишествам всякого рода. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «праздник не для того, чтобы нам бесчинствовать и умножать грехи свои, но чтобы очистить и те, какие есть у нас».

Некогда Господь Бог устами пророка Своего говорил иудеям, проводившим дни праздничные в служении одной чувственности: праздников ваших ненавидит душа Моя (Ис. 1:14). Страшно слово это. Убоимся же гнева Божия, будем проводить праздники свято, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти (Рим. 13:13), но будем про­водить праздники в чистоте и праведности.

Азбука Веры

) полагает для каждого человека важнейшее и богоустановленное основа­ние для отделения одного дня в неделю с целью сугубого прославления Бога, слу­жения Ему. Этот день заповедано помнить для освящения его, что на практике реа­лизуется в делах молитвы, чтения, богомыслия, посещения храма и т. д. Это дает возможность отойти от суеты житейских дел и посвятить часть своего времени Богу. Так человек вступает в живую связь с Бо­гом, получает от Него освящение и благо­словение на житейские дела.

Открыв книгу Бытия, мы читаем первые страницы этой простой и великой книги, в которой зиждется свет, неведомый древне­му миру, свет, освещающий глубокую тьму наших судеб. В библейском повествова­нии, где все имеет свое значение, мы нахо­дим и то, что Бог, совершив к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, почил в день седьмой от всех дел Своих, и бла­гословил Бог седьмой день, и освятил его; ибо в оный почил от всех дел Своих, кото­рые творил и созидал (см. ).

И как очевидно, что Бог не нуждался в покое, то что же из этого следует, как не то, что это постановление имело в виду чело­века, т. е., что суббота, как это возвещает Иисус Христос, дана для человека, кото­рый с самых древних времен и праздно­вал ее гораздо ранее, чем в форме закона празднование субботнего покоя было уза­конено на Синае. Вот первоначальная основа установления дня покоя.

Итак, перед нами Божественное поста­новление: суббота для человека, - для че­ловека всех времен и мест. Мы прибавим: для человека до падения его. Если она была необходима для него в состоянии невинно­сти его, то не нуждался ли в ней тем более человек падший; человек, подчиненный плоти, видимому миру, суровой необходи­мости труда, наконец, греху, который по­стоянно изглаживает из его сердца образ Божий и сознание высокого человеческо­го назначения?

В книге Исход (16: 23-30) в первый раз упоминается о субботе, и это упоминание лишь предшествовало еврейскому закону. Сам способ, с каким Моисей напоминает об этом постановлении израильтянам по по­воду сбора манны накануне этого дня, по­казывает, что он отнюдь не дает им новой заповеди, но восстановляет старую, осла­бленную и, быть может, забытую среди тяж­ких работ в Египте. Теперь же в пустыне, на свободе, можно и должно было ее восстано­вить. Почему и самое выражение, в котором предписывается четвертая заповедь: помни день субботний, чтобы святить его, показы­вает, что помнят лишь то, что уже знают, как и берегут лишь то, что имеют. Поэтому, нельзя приписывать синайскому законодательству того постановления, которое оно само пере­носит за 25 веков назад и заимствует из пер­вых преданий человечества. Очевидно, что еще раньше синайскаго закона учреждение и соблюдение дня покоя было известно и применяемо даже за пределами еврейского народа, всюду являясь постановлением все­мирным и вечным. Века его не уничтожили; оно остается таким же необходимым и свя­щенным для нас и в нашей деловой жизни, и в шумной цивилизации, каким было у первых верующих, вносивших с собою под шатер пустыни веру в Бога, первоначальные предания мира и будущность человечества.

Самая строгость его указывает нам, на­сколько Бог считал необходимым это по­становление для религиозного воспитания избранного Им народа. Но, узнав от свя­того апостола Павла, что мы не под зако­ном, а под благодатью (см. ), не будем относиться легкомысленно к этому древнему постановлению. Здесь наиболее достойно замечания то, что учреждение субботы нашло себе место в Десятословии вместо того, чтобы смешаться со множе­ством различных мелких предписаний Мо­исеева закона. Десятословие в краткой, но чудной форме излагает весь нравственный закон, и все требования, заключающиеся в нем, имеют прямое отношение к религи­озной жизни каждого человека, который пожелал бы в какую угодно эпоху слу­жить Господу Богу. Таким образом, видя, что соблюдение дня покоя занимает такое видное место и предписывается в такой настойчивой и точной форме, мы заклю­чаем, что оно зиждется на самых коренных условиях религиозно-нравственной жизни человека и должно иметь значение вечное.

Фарисеи же прибавили свои мелочные предписания к закону; с точностью опре­делили, какие дела должно дозволить в этот день, рассчитали даже число шагов, которое можно было сделать, и решили, что вместо забот о больном, лучше оста­вить его умирать, прославляя Бога своим полным бездействием.

Иисус Христос Своим учением ос­вободил нас от подобного фарисейства. Он разрушил сборники их наставлений и предписаний. Искупленные благодатью, мы не находимся более под игом закона и его обрядовых предписаний. Но если Ии­сус Христос снял с еврейской субботы ее подзаконный обрядовый и чисто внеш­ний характер следует ли из этого, что Он осудил самое установление субботы? Нет. Напротив, Он ему возвращает его вечное значение сими достопамятными словами: «суббота для человека». Он лишь возводит нас этим выражением к первоначально­му установлению этого дня. В различных случаях Он указывает нам, в каком духе этот день должен праздноваться. Допу­ская Своих учеников срывать колосья для пропитания, Он тем разрешает крайне не­обходимое дело житейской потребности; исцеляя больных, Он благословляет этим дела милосердия; не запрещает вытаски­вать овец, или осла, или вола, упавших в яму или колодец (см. ; ), показывая, что Он Господин субботы, и что, если дело касается служения Богу, то мы можем быть призваны в этот день к са­мым тяжелым и трудным подвигам.

Новозаветная Церковь наследует дух своего Учителя: она отказывается от внеш­него соблюдения еврейской субботы и по­винуется предписаниям апостола, который ясно говорит тем сердцам, которые по­добная мысль могла устрашить: никто да не осуждает вас за… субботу ().

И как бы желая показать, что Церковь пользуется дарованной ей духовной сво­бодой, она изменяет день отдыха: день, посвященный Отцу, она смело посвяща­ет Сыну, празднуя память воскресения Иисуса Христа, Которым все обновилось. Сама Церковь еще во времена апостолов освятила первый день недели. Так, в книге Деяний апостольских мы ясно видим этот день установленным для преломления хле­ба (). Этот обычай немедленно вводится в церквях, основанных святым апостолом Павлом, и это ясно доказыва­ется тем обстоятельством, что, во время своего пребывания в Троаде, святой апо­стол Павел, несмотря на то, что спешил продолжать свой путь, остался дожидаться первого дня недели, когда ученики собра­лись для преломления хлеба, и беседовал с ними до полночи (см. Деян. 20: 7). Это яв­ляется, хотя косвенным, но, как нам кажет­ся, довольно ясным доказательством того, что этот день установили, т. е. перенесли празднование с субботы на воскресенье, первые христиане. В апостольских посла­ниях мы находим увещания, относящиеся к милосердию, особенно в этот день; на­конец, последняя книга Священного Пи­сания - Апокалипсис, - нам говорит в сво­их первых стихах, что в один из воскресных дней святой апостол и евангелист Иоанн, сосланный на Патмос, имел видение, о ко­тором он рассказывает, называя этот день прямо днем воскресным (см. ).

Вот учение Священного Писания от­носительно дня покоя. День этот, как мы видели, сохранялся во все времена у Богом избранного народа, и если в некоторые пе­риоды он принимал характер формальный, то, тем не менее, из той же еврейской фор­мы он возрождается в Новом Завете, как постановление Божественное, всемирное и вечное.

Воскресши в первый день недели, Спа­ситель, истинный Господин субботы, сое­динил с воскресным днем более важные для христиан воспоминания, нежели те, кото­рые соединялись с ветхозаветной субботой. Суббота напоминала о творении древнего мира, который, вследствие падения чело­века, подпал власти «князя мира сего» и оказался во зле; первый же день недели на­поминает об искуплении от власти греха и диавола, о воссоздании человечества.

Косвенное указание на покой, со­блюдаемый в воскресный день, мы встре­чаем уже у священномученика Игнатия Богоносца в Послании к Магнезийцам. Затем присутствование христиан первен­ствующей церкви в воскресные дни при богослужении и на вечерях любви показы­вает, что они прекращали свои житейские дела по крайней мере в первую половину дня. Но можно догадываться, что христиа­не, из уважения к воскресному дню, заме­нявшему субботу, не работали и весь день. О соблюдении покоя в воскресный день говорится в Постановлениях апостольских (кн. 7. гл. 33; кн. 8, гл. 33). Первое по вре­мени церковное правило, которым узаконяется обычай покоиться в воскресенье, есть 29-е правило Лаодикийского собо­ра, бывшего в конце IV века. «Не подоба­ет, - гласит это правило, христианам иудействовати и в субботу праздновать, но делать им в сей день; а день воскресный преимущественно праздновати, аще могут, яко христианам». Здесь противоположение воскресенья, которое должно праздновать, субботе, в которую должно работать, по­казывает, что празднование воскресенья должно состоять в покое, а слова: «аще мо­гут», дают понять, что необходимые, важ­ные и неотложные дела могут быть испол­няемы и в воскресенье, без нарушения его святости, - что христиане не нуждаются в принудительных и мелочных предписа­ниях, которыми было обременено в позд­нейшее время иудейское празднование субботы, - что они должны действовать по совести и руководствоваться нравственной свободой.

Обычай соблюдать воскресный покой, кроме церковных правил, был утвержден и властью императоров. Святой Констан­тин Великий освободил воинов-христиан от воинских занятий в воскресные дни, чтобы они могли свободнее приходить в церковь к общественному богослужению. Он же запретил производить в воскресные дни торговлю, и это позже было подтверж­дено законом византийского императора Юстиниана. Дозволялось торговать толь­ко необходимыми для жизни предметами. Кроме того, святой и многие последующие императоры запре­тили производить в воскресенье судебные дела, разве когда долг человеколюбия и со­хранение общественного порядка не допу­скали отсрочки.

Церковь запрещала производить в праздники именно житейские дела. А дела богопочтения, благочестия, как-то: по­сещение храма и присутствие при обще­ственном богослужении, домашнюю мо­литву, погребение мертвых, крестные ходы, бескорыстную помощь ближним, особенно несчастным, чтение религиозных книг, объ­яснение Писания и т. п., она не только не воспрещала, но, или прямо и настойчиво узаконяла, или, по крайней мере, одобряла, потому что таковыми делами главным обра­зом и освящается воскресный день.

Церковь всегда признавала воскре­сенье днем духовной радости. Это она выра­зила, прежде всего, в запрещении поститься в воскресенье (см. 64-е апостольское прави­ло; 18-е правило Гангрского собора).

Авва Дула, ученик преподобного Вис­сариона, рассказывал: «вошел я к своему старцу в келью и застал его стоящим на молитве; руки его были простерты к небу, и он оставался в этом подвиге четырнад­цать дней».

Молитва, - это благоговейная беседа души человека с Богом. Вполне прилична в праздничные дни и беседа с людьми, но, конечно, не всякая, а только о предметах божественных.

Душа после благочестивых разговоров преисполняется святыми мыслями, чув­ствованиями и желаниями. Ум становится яснее, светлее; в сердце проникает сожале­ние о худо проведенном прошлом - воля так и желала бы творить только одно то, что благоугодно есть пред Богом.

О, если бы каждый из нас любил гово­рить и слушать более о том, что касается Бога и души; тогда вера и добродетель не были бы у нас только на словах, но были бы жизнью и достоянием сердца, всего су­щества нашего.

Одинаково полезно и спасительно, как ведение душеспасительных бесед, так и чтение душеспасительных книг. Святой апостол Павел заповедует своему возлю­бленному ученику, епископу Тимофею, чтение святых и душеполезных книг, как одно из главных средств для преуспеяния в духовной жизни. Внемли чтению (), - пишет он ему. И святые отцы, сле­дуя апостолу, заповедуют всем чтение свя­тых книг, как одно из важных средств к ду­ховному совершенствованию.

Особенно полезно читать Священное Писание. «Если мы читаем Священное Пи­сание с верою, - говорит святитель , - то чувствуем, что мы видим и слышим Самого Христа. Что нужды, - жи­вым ли голосом, или через писание кто гово­рит нам? Это все то же. Так и в Священном Писании Бог говорит с нами так же истинно, как мы говорим с Ним через молитву».

Весьма полезно и спасительно для души благотворить в праздничные дни. Святой апостол Павел советовал установить хри­стианам Коринфской церкви постоянный сбор в пользу нуждающихся: поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели (т. е. каждое воскресе­нье - Прим. Ред.) каждый из вас пусть от­лагает у себя и собирает, сколько позволит ему состояние (). Святитель , внушая эту заповедь кон­стантинопольским христианам, говорит: «устроим в своем доме ковчежец для бед­ных, который пусть находится у того места, где ты становишься на молитву. Пусть каж­дый в день воскресный откладывает дома деньги Господни. Если мы поставим себе правилом в день воскресный откладывать что-нибудь в пользу бедных, то не нару­шим этого правила. Ремесленник, продав что-нибудь из своих произведений, пусть приносит начаток цены Богу и этой частью поделится с Богом. Не большого требую, только прошу отлагать не менее десятой части. То же делайте не только при прода­же, но и при покупке. Эти правила пусть соблюдают все приобретающие праведно».

Древние христиане с любовью чти­ли праздничные дни обильными при­ношениями в церковь, из которых одна часть шла на содержание служащих при церкви и церковные нужды, а другая на вспомоществование бедным. «Приноше­ния эти, - говорит один древний христи­анский писатель, - служат как бы залогом благочестия; потому что идут не на пирше­ства, не на пьянство, не на объядение, но на пропитание и погребение бедных, на отроков и девиц, лишившихся имущества и родителей, на старцев, которые по сла­бости уже не могут выходить из дома и за­ниматься работою, также на потерпевших несчастье и на заточенных за веру в ру-докопни, на острова и темницы».

Многие из людей достаточных в уважение праздников сами раздавали щедрую милостыню неимущей братии, питали алчущих, призирали странных и ходили по больницам, стараясь словами утешения и разными услугами облегчить страдания болящих. Так писатель жития преподоб­ной Марфы, рассказывая о том, как почи­тала она божественные праздники, между прочим, говорит: «милосердна к нищим была неизреченно, алчущие питая, и нагих одевая. Входя же часто в больницы, служаше своими руками больным, умирающим же подаваше от своих трудов погребательная, такожде и крещаемым белыя одежды даяше от своего рукоделия».

Общим обычаем древних христиан было устроять во дни праздничные трапе­зы для сирот, странников и всех бедных. В первые времена христианства такого рода трапезы учреждаемы были при церквях и гробах мучеников; но впоследствии их стали устраивать благотворители только в собственных домах. Щедрость неко­торых христиан простиралась до того, что иногда они, по причине большого стечения нищих, в один праздник устраивали несколько трапез одна за другою. Так, известно, что один христолюбивый брат, по имени Исайя, отличался особенною благотворительностью во дни праздни­ков: создав странноприимницу и больни­цу, он старался упокоить всех приходящих к нему и служил больным со всем усерди­ем: «в субботы же и во дни недельные, по две, по три, и по четыре трапезы представляше нищих ради». Если у тебя из родных или знакомых болен кто, сходи к больному, утешь, чем можешь. Может быть, лежит кто-либо на кладбище из близких твоему сердцу. Сходи на могилу умершего, помолись о нем. Те­перь во многих церквях по праздничным дням устраиваются внебогослужебные со­беседования пастырей с народом. Хорошо и их посетить.

Так должен проводить христианин вос­кресный или праздничный день. Но так ли мы проводим его на самом деле?

Многие из христиан, недовольные сво­им постоянным заработком, уделяют еще и время священного покоя на свои работы, думая через это умножить свое состояние. Но напрасно они так думают. В Прологе помещен такой рассказ.

Жили рядом два ремесленника, которые оба занимались одним ремеслом: были портные. Один из них имел жену, отца, мать и много детей; но он каждодневно ходил в церковь. Однако, несмотря на то, что чрез это немало отнимал у себя времени для работы по ремеслу, он достаточно содержал и прокармливал себя со всем семейством, благодаря благословению Божию, ежедневно испрашиваемому на труд и на дом свой. Другой же слишком много отдавался ремеслу, так что нередко в праздничные дни, которые должны быть посвящены на служение Богу, не был во храме Божием, а сидел за работой, но бога­тым не был и с трудом кормился. Вот он и стал завидовать первому; однажды он не вытерпел и с раздражением спросил соседа: «с чего это и как ты богатеешь? ведь вот я больше тебя тружусь, но беден».

А тот, желая, чтобы сосед почаще вспо­минал о Боге, ответил: «вот я, каждодневно ходя в церковь, нередко нахожу золото по дороге; и так мало-помалу приобретаю. Если хочешь, - станем вместе ходить в церковь, - я буду каждый день звать; но только все, что каждый из нас ни нашел бы, - делить попо­лам». Бедняк поверил, согласился, и стали они вместе каждый день посещать храм Божий, где душа невольно располагается к молитве и где благодать Божия незримо касается сердца человека; скоро привык и другой к такому благочестивому обычаю. Но что же? Бог видимо благословлял его и труд его: он стал поправляться и богатеть. Тогда первый, подавший добрую мысль, признался своему соседу: «я не совсем правду говорил тебе раньше, но от сказанного мною ради Бога и твоего спасения какая польза для души твоей и для твоего имения! Поверь, что я ничего не находил на земле, никакого золота, и не из-за золота посещал храм Божий, но именно потому, что Бог сказал: ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам (). Впрочем, если я говорил, будто нахо­дил золото, не погрешал: ведь ты нашел и приобрел». - Так благословение Господне на свято чтущих Господа служит лучшим и надежным споспешником трудам.

Неуважающих святые праздники всегда может постигнуть Божие наказание. Ведь они, имея праздничный день совершенно свободным от работы, ленятся даже сходить в храм Божий, а если и придут, - стоят в цер­кви Божией рассеянно, молятся неусердно, думая о том, как бы им повеселее провести праздничный день. А придя домой, предаются необузданному веселью.

Конечно, нет греха в невинных удо­вольствиях и полном отдыхе от постоянной работы. Преподобный часто говорил своим ученикам: «как нельзя постоянно и сильно напрягать лук, иначе он лопнет, так нельзя и человеку быть постоян­но в напряжении, но ему необходим и от­дых». Но лучшее веселье для христианина в Боге; - поэтому лучшей радостью христиа­нина в день праздника должна быть радость от чтения душеспасительных книг, ведения благочестивых разговоров и совершения богоугодных дел. Впрочем, не только не за­прещается христианину в этот день и какое-либо разумное развлечение, - посещение какого-либо музея или выставки, родных или знакомых и т. п., но даже настоятель­но рекомендуются эти здоровые и полезные развлечения. Но совершенно несогласно со святостью воскресного дня предаваться пьянству, петь бесчинные песни и преда­ваться излишествам всякого рода. Святи­тель говорит: «праздник не для того, чтобы нам бесчинствовать и умно­жать грехи свои, но чтобы очистить и те, ка­кие есть у нас».

Некогда Господь Бог устами пророка Своего говорил иудеям, проводившим дни праздничные в служении одной чувственно­сти: праздников ваших ненавидит душа Моя (). Страшно слово это. Убоимся же гнева Божия, будем проводить праздники свято, не предаваясь ни пированиям и пьян­ству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти (), но будем про­водить праздники в чистоте и праведности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В христианстве самый первый день был днем светлой радости для учеников Хри­стовых. С тех пор день воскресения Госпо­да всегда был днем радости для христиан.

Поэтому и слово «праздник» ассоцииру­ется с духовной радостью. Сюда не отно­сятся многообразные мирские развлече­ния, которые, пусть даже и возвышенные по своей форме, никак не могут освящать святого дня.

Празднование воскресного дня есть не­посредственное служение Богу, состоящее преимущественно в воспоминании о Вос­кресении Христовом. Покой от мирских дел - необходимое условие празднования, а радость - естественный его результат.

Общение с Богом, составляющее сущ­ность празднования, удобнее достигает­ся в обществе людей, ибо Господь сказал: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (). Празднование прежде всего должно совершаться в хра­ме - этом месте особенного благодатного присутствия Божьего. Здесь совершается Таинство Евхаристии, здесь поучают сло­ву Божию священнослужители, Самим Богом поставленные пасти стадо Его и получившие для того особенные благо­датные средства. Здесь все верующие еди­ными устами и единым сердцем возносят свои моления, прошения и благодарения Богу. Здесь члены Тела Христова вступают в теснейшее духовное общение со своей главой Христом и между собой. Торжест­венная тишина и благоговение возвышают сердца к Богу. Общение всех верующих, взаимный пример возбуждают и усили­вают благоговение и молитву каждого в отдельности. Совершение в воскресный день святых и духовных дел удовлетворяет самые существенные потребности челове­ческой души. Это и само по себе есть бла­го, и вместе с тем - главнейшее средство достигнуть рая, единения с Богом и вечно­го блаженства.

Православные христиане! Будем стро­го и неуклонно праздновать день воскрес­ный и все прочие праздничные дни, уста­новленные святой Церковью к нашему земному счастью и спасению вечному.

Большинство из нас считают воскресенье выходным днем, когда можно отдохнуть и ничего не делать. Но в Церкви отношение к нему несколько иное. Как нужно проводить седьмой день недели по православной традиции, узнаем у клирика Христорождественского кафедрального собора г. Уварово священника Владимира Крючкова.

- Отец Владимир, расскажите, какой духовный смысл имеет воскресный день для православных людей?

— Воскресный день берет свои истоки из Ветхого Завета (это Книга Бытия, Пятикнижие Моисея). Там сказано о том, что, когда шло сотворение мира, Господь оставил седьмой день как день отдохновения. Шесть дней творения, а в седьмой день Господь почил от трудов Своих. Помимо этого, на скрижалях Завета, которые были вручены Пророку Моисею, были написаны заповеди о том, как надо чтить день субботний: «Помни день субботний, чтобы проводить его свято: шесть дней работай и делай в продолжении их все дела твои, а день седьмой – день субботний посвящай Господу Богу твоему» (Исход 20:8-10). Поэтому ветхозаветная суббота - это прообраз сегодняшнего воскресенья. Мы все знаем, что Господь Иисус Христос, воскрес в этот день. И поэтому воскресенье чтится православными христианами как малая Пасха, малое Воскресение.

В народе бытует мнение, что в воскресенье «ничего нельзя делать», по крайней мере, до обеда. Как по Уставу Православной Церкви необходимо проводить воскресный день?

На этот вопрос можно ответить, ссылаясь и на Ветхий, и на Новый Завет. Потому что субботу в ветхозаветное время иудеи свято чтили, но чтили ее так, что, в конце концов, доходило до смешного. Они ничего не делали, и это было для них самое главное. Ничего нельзя было делать - это был грех, это было преступление. А что же Новый Завет? В Святом Евангелии повествуется о том, как Иисус Христос со Своими учениками шел полем, и ученики взалкали, то есть захотели есть. Они стали срывать колосья, растирать их в руках и кушать. И тут же фарисеи, которые были в рядах учеников Его, возроптали: почему Твои ученики делают это в субботу? Суббота - это святой день, ничего нельзя делать, а растирание колосьев, это, по их мнению, уже была работа. Тогда Господь сказал такие слова: «Не человек для субботы, а суббота для человека» (Мк. 2,27).

Также очень много раз Иисуса Христа фарисеи пытались уловить в том, что в субботу Он делал добрые дела: исцелял сухорукого, бесноватого. Тогда Он, видя лукавство сердец их, однажды спросил: «Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся?» (Мф. 18, 12) Поэтому на вопрос - можно ли исцелять в субботу или нельзя, можно ли делать добрые дела в субботу или нельзя, вопрос, конечно, однозначный -можно.

Отец Владимир, бывает, что воскресенье из-за работы или неотложных дел – не удается освободить для посещения храма, чтения святых книг, молитвы. Как в таком случае сохранить настрой воскресного дня, чтобы не забыть о его христианском значении?

Конечно, наше время очень лукавое, очень быстрое. И порой накапливаются дела за шесть дней, не у всех бывает по два выходных, а только один — воскресенье. И те дела, которые накопились за неделю, хочется сделать. Необходимо все-таки соблюдать день воскресный так: если у человека в храм нет возможности придти, то нужно тогда дома помолиться, помянуть о здравии, о упокоении своих близких, почитать какие-то духовные книги. После этого можно заняться и делами.

И любое дело надо начинать с молитвы. Наши предки так всегда и делали, и успевали они гораздо больше, чем мы. И суеты-то не было, и гонки не было, в которой мы все сейчас живем вольно или невольно. Дело в том, что каждое дело, которое начинали наши дедушки и бабушки, начиналось со святой молитвы, с Божьего благословения. И заканчивали они маленькое или большое дело тоже молитвой, но уже благодарственной. Затем, принимаясь за другое дело, тоже самое: «Царю Небесный» читали. А когда человек заканчивал день, он зажигал лампадку и молился, прочитывал вечернее правило, и у него было такое ощущение, такое чувство, что он весь день провел в храме. Потому что молитва, переплетаясь с нашими светскими и физическими делами, шла непрерывно, и человек сделал два дела: он был и в социальном служении, делал физические дела, и одновременно молился Богу, то есть делал духовные дела. Нам тоже необходимо этому следовать.

- Как можно определить, что человек правильно выполняет заповедь о хранении дня воскресного?

Воскресный день дан нам, в первую очередь, для почитания Бога. А второе - для отдохновения. Потому что человек, если взять с физической точки зрения, не будет себе давать отдыха, рано или поздно он сломается, заболеет тяжко или какая-то еще его немощь посетит. Не надо загружать себя большими делами, но и от одной крайности к другой не надо переходить, потому что если воскресенье - то уж тут русская душа всегда стремится разгуляться. Безобразий никаких творить нельзя в этот день, памятуя о том, что этот день Господень. День этот благочестивый, тихий и святой.

— Отец Владимир, спаси Вас Господь за советы.

- Да благословит вас вех Господь. До свидания.

29.07.2011

Воскресенье – славный день Господа

Этот документ был составлен по двум причинам. Во-первых, как это часто происходило в истории после Реформации, возникли разногласия о взаимосвязи между четвертой заповедью и последствиями соблюдения воскресного дня. Во-вторых, из-за подоплеки этих разногласий, а именно изменения духовного климата в нашей стране (Нидерландах), превратившейся в светское мультирелигиозное общество. Недавние экономические и социальные явления (интернационализм, глобализация и развитие технологий) оказали серьезное влияние на традиционную культуру нашего народа. Поэтомумы надеемся, что представленный документ поможет нидерландским реформатским церквам двадцать первого столетия заново переосмыслить собственное учение о воскресном отдыхе и праздновании дня Господня.

Введение

Мы, реформатские церкви Нидерландов, признаем обязательность исполнения четвертой заповеди, как неотъемлемой части Д есяти заповедей, и всех наставлений, которые относятся к ней в Святом Писании. Эта заповедь является одной из основных причин, почему мы празднуем последний день недели как день воскресения нашего Господа Иисуса Христа. Мы желаем больше узнать о том, как воскресенье было даровано Богом для нашего искупления и освящения в повседневной жизни.

Наставление

От шабата к воскресенью

Как Израиль в течение многих столетий праздновал шабат , так христианская Церковь празднует воскресенье как день воскресшего Господа. Иисус Христос называет Себя «Господином шабата » (Мк . 2:28). Он проявил С вое полное послушание Богу и принес совершенную жертву за грех. В первый день недели Он воскрес из мертвых. Божьи великие деяния творения и спасение Израиля из египетского рабства были главными мотивами для празднования ветхозаветного шабата . Во Христе Бог целенаправленно развивает историю искупления. Божье великое деяние, воскрешение С воего Сына из мертвых, являетсядополнительным мотивом для празднования воскресного дня.

В Новом Завете упоминается о том, что воскресший Христос являлся С воим ученикам в первый день недели (Ин. 20:19, 26). Первая христианская община собиралась каждый день в иерусалимском храме и по домам (Деян . 2:46). Первый день недели приобретает новое значение, потому что именно в этот день община собиралась для слушания апостольского учения, преломления хлеба (Деян . 20:7) и приношения даров (1 Кор . 16:2). Позднее этот день будет назван «днем Господа» (Откр . 1:10). Вот почему христианская церковь называет воскресенье «славным днем Господа».

День Господень и дни Господни

В Новом Завете практически нет упоминания о взаимосвязи между празднованием воскресного дня и исполнением четвертой заповеди Божьего Закона. Каждый день, как и вся жизнь, освящен Господом Христом. Тот, кто празднует определенный день как знаменательный день, прославляет Господа (Рим. 14:6). В новозаветном мире воскресенье было первым днем обычной рабочей недели. Однако вскоре этот день приобрел новое значение, благодаря тому, что христианские общины начали собиратьсяутром и вечером для богослужений.

Христос – исполнение всего Закона (Мф . 5:17). В С воем учении о Царстве Иисус уделяет серьезное внимание обсуждению Божьих заповедей. Великая заповедь любви и совершенства укрепляет тех, кто идет по стопам своего Господина. В Евангелиях рассказывается о том, как Христос соблюдал день субботний согласно Божьим постановлениям и участвовал в синагогальном богослужении. Читая эти тексты, совершенно не ожидаешь, что празднование седьмого дня будет изменено. Однако все меняется с момента смерти Иисуса Христа и пребывания Его тела в гробнице в субботний день. Воскресение Христа определило различия между старым и новым пониманием.

Подобно всем остальным заповедям, четвертая заповедь представлена нам в личности Христа. В свете единства Святого Писания и личности Господа Христа Церковь желает понять, что же значит помнить день субботний, свято хранить его, а также почивать в день ГОСПОДЕНЬ. Пользуясь свободой Святого Духа, мы хотим узнать, что является временным, а что вечным и новым в Божьей воле относительно четвертой заповеди Его закона.

Временные, вечные и новые аспекты

Бог желает, чтобы Его творениеимело возможность отдохнуть и позволяет ему «перевести дыхание» (Исх. 23:12). Он желает освободить людей от бремени тяжелого труда, который они выполняют по причине проклятия. Этот мотив из области творения (Быт. 2:2-3; Исх. 20:11) усиливается мотивом из области искупления (Втор. 5:15). Человеку, животному и земле позволено наслаждаться отдыхом, который им дарует Господь.

Временный аспект четвертой заповеди проявляется в седьмом дне, в жизни на земле обетованной, в утверждении закона в израильском народе и в постановлениях относительно седьмого дня для Божьего народа. Следует отметить, что все эти законы и постановления вели Израиль к Христу. Святое Писание называет день субботний тенью будущих благ, в то время как Христос является исполнением всех ветхозаветных чаяний (Кол. 2:17). Земля обетованная была временным олицетворением покоя. Христианская Церковь является странницей, временно пребывающей в этом мире. Христиане далеко не всегда и далеко не везде способны сделать так, чтобы день покоя совпадал с днем воскресным.

Вечные аспекты четвертой заповеди проявляются, прежде всего, в чередовании работы и отдыха. Мы замечаем действие этого принципа в днях покоя и праздниках, когда люди отдыхают от всех дел своих, наслаждаясь тем, что дарует им щедрая десница Господа. Этот принцип мы наблюдаем в примере С амого Бога, когда Он почил на седьмой день после шести дней работы (Быт. 2:2-3; Исх. 20:11). Кроме того, Сам Господь говорит о том, что не «человек для субботы, но суббота для человека» (Мк . 2:27). Эта истина проявляется в провозглашении Им Евангелия, а также в исцелениях в субботний день. Они особенным образом указывают на покой, который можно обрести в Нем, и в который Господь приглашает войти С воих людей (Мф . 11:28-12:21).

Новый аспект заключается в том, что благодаря воскресению Христа, уже имеет значение не седьмой день недели (суббота), а первый (воскресенье). Только во Христе мы можем обрести истинный покой (Мф . 11:28-30). Он наш Шабат . Вся жизнь грешников освобождена Христом от гнета греха и вины. Благодаря Ему , свет сияет над всеми днями недели и над всеми людьми, населяющими этот мир. Пришествие Его Царства облагодатствует нас вечным покоем шабата (Евр. 4:9). Вот почему мы молимся: «Ей, гряди Господи Иисусе » (Откр . 22:20).

Воскресенье день для церкви

В свете нового аспекта, который проявился во Христе, мы можем увидеть вечные принципы четвертой заповеди (в отношении новозаветной церкви). Повеление об отдыхе должно быть четким и ясным. В воскресный день мы учимся обретать покой в завершенной работе нашего Творца и в завершенных страданиях нашего Спасителя. Начиная с воскресения Христа, первый день недели приобретает новое значение в Святом Писании. Живой Господь собирает в этот день С вой народ, чтобы на протяжении последующих дней он был светом этому миру.

Собрание новозаветной Церкви в день Господень соответствует «святому собранию» ветхозаветного Израиля в день субботний. Мы не должны «оставлять собрания своего, как у некоторых есть обычай», видя приближающийся день Господнего суда (Евр. 10:25). Божий призыв к покаянию звучит каждый день (4:1-13). Глас Господень слышен особенным образом, когда читается Святое Писание и звучит проповедь в собраниях верных. Христос является Господом Церкви, которая образует Его тело. Мы желаем серьезно относиться к Божьему повелению об отдыхе и воспоминании Божьих деяний. Мы исполняем эту заповедь, когда празднуем воскресный день, собираясь вместе как община Христа. Будучи христианской церковью, мы знаем, что призваны принять дар этого дня отдыха с благодарением, пользуясь всеми без исключения его благами для Божьей славы. Воскресенье – этосимвол нашего желания служить Господу в полноте свободы.

Мы поддерживаем друг друга в желании отстраниться, насколько это возможно с нашей стороны, от профессиональной работы и любой другой деятельности, которая препятствует участвовать в богослужениях в день Господень, общаться с братьями и сестрами, а также отдыхать на законных основаниях. Мы исполняем четвертую заповедь, когда наслаждаемся днем Господним, отказываясь от повседневной работы (Ис . 58:13).

Община как Тело Христово

Двойная заповедь любви является кратким изложением Божьего закона, а также красной нитью, которая проходит через все заповеди (Мф . 22:27-40; Рим. 13:8-10). Любовь к Богу, как наивысшая заповедь, исполняется в собрании церкви пред своим Господом. На подобных собраниях община предстает пред своим Главой. Любовь к ближнему проявляется в желании собраться вместе как община. Тело Христово – это почетное звание Церкви. Эта заповедь призывает нас не пренебрегать собраниями, а поддерживать друг друга. В Теле Христовом не должен отсутствовать ни один член (1 Кор . 12:12-31). Соблюдение дня Господня объединяет верующих водно Тело. Именно в этом Теле мы все крещены одним Духом (1 Кор . 12:12-13).

Воскресенье и общество

По Божьему провидению воскресенье в Европе стало днем отдыха. Нидерландские реформатские церкви благодарны Господу за этот дар. Однако современные голландцы позабыли о религиозном содержании воскресного дня, считая его обычным выходным днем. Ввиду того, что законодательство нашей страны создало больше возможностей для работы в этот день, становится очевидным факт ослабления государственной защиты воскресенья. Данные обстоятельства побуждают нас открыто и единодушно, словом и делом провозглашать Евангелие Ии суса Христа. Это значит, что:

мы указываем на Творца всего сущего, Который установил ритм чередования работы и отдыха для людей, созданных по Его образу и подобию;

мы свидетельствуем о Спасителе, Который спасает погибающих людей от власти греха и объединяет их в С вою общину;

мы прославляем Святого Духа, Который желает обновить людей в соответствии с образом Христа, иК оторый направляет их к новому небу и новой земле.

Мы желаем соблюдать день воскресный во славу живого Господа и праздновать его как день христианской общины. Мы также считаем, что воскресенье является днем коллективного отдыха. От начала Бог Израиля повелел, чтобы в день субботний отдыхали не только израильтяне, но и слуги, чужеземцы и скот (Исх. 20:10; Втор. 5:14). Мы стремимся к тому, чтобы облечь празднование воскресения в форму, которая бы отображала прекрасную картину нашего отдыха с Богом и общения друг с другом. Мы молимся, чтобы этот пример и свидетельство способствовали обращению наших ближних к Христу. В повседневной жизни, во время отдыха и в воскресный день мы желаем быть верными Господу, обретая в Нем покой. Именно таким образом мы, едины в своем исповедании учения тридцать восьмого дня Гейдельбергского катехизиса, желаем в наше время и в наших обстоятельствах исполнить Божий замысел в отношении четвертой заповеди и воскресного дня.

Практическо-этический раздел

В обществе, где активно пользуются мобильными телефонами, ноутбуками,интернетом и электронной почтой, люди находятся в постоянном движении. В таком контексте, времени на отдых практически не остается, и это несмотря на сокращение рабочей недели. Поэтому нам необходимо обратиться за помощью к нашему Создателю, Который есть Творцом и работы, и отдыха . Нам следует помнить, что Христос является Господом как освобожденных рабов, так и дня отдыха.

Вся человеческая жизнь, включая работу, продолжает находиться под проклятием грехопадения (Быт. 3:15-19). Кроме того, в обществе с высокоразвитой экономикой работа по-прежнему остается тяжким трудом (Еккл . 1:3). Образование оказывает серьезное давление как на молодых, так и на пожилых людей. Поэтому, как чудесно, что Творец включил день отдыха в семидневную неделю (Быт. 2:2-3; Исх. 20:8-11; 23:12)!

Следуя Божьему примеру и повелению, мы должны уделять время отдыху, учась наслаждаться жизнью и проделанной работой. Таким образом мы прославим Бога как совершающего всю работу в нашем мироздании. Ведь все в нашем мире существует исключительно благодаря Его благословениям, а не нашей деятельности.

Вначале отдых

Вначале отдых, а затем празднование. Бог завершает С вои творческие деяния и таким образомзакладывает основание для Шабата . Христос завершает С вое искупительное деяние, и таким образом закладывает основание для Воскресенья. Бог создает время, чтобы установить отдых. Его заповедь относительно отдыхане трудна (1 И н. 5:3; Мф . 11:30). Через это мы учимся стремиться к совершенному покою (Евр. 4).

Господь заповедал, чтобы работники, животные и земля наслаждались отдыхом. Это повеление об отдыхе относится к нашему народу, обществу и экономике. Бог желает, чтобы мир умел отдыхать по-настоящему. И словом, и делом Церковь должна свидетельствовать о Творце и Искупителе, Который обновляет все живущее. Соблюдая день покоя, мы демонстрируем, что освобождены от рабства, от своих собственных грехов, поступков и экономических законов. Празднуя воскресенье, мы провозглашаем Христа Господом этого дня отдыха (Мк . 2:28). Слова Господа: «Не заботьтесь о завтрашнем дне», несомненно, относятся к воскресному дню (Мф . 6:34). В день покоя мы учимся радоваться Его заботе, подобно тому, как Израиль научился ощущать Божью заботу, вкушая манну.

Хотя в Ветхом Завете содержится мало предписаний относительно поклонения в субботний день, само празднование должно было соответствовать определенной форме. Можно вспомнить, к примеру, «скинию собрания» и жертвоприношения, «святое собрание» и позднее – синагогу. Для Иисуса участие в синагогальном богослужении в субботний день было обычным делом (Лк. 4:16). В Новом Завете говорится, что Христос после С воего воскресения явился ученикам, собравшимся в первый день недели (Ин. 20; Деян . 20), который был назван «днем Господа» (Откр . 1:10).

Христос вводит нас в С вою общину , которая является Его Телом. Община – это не собрание отдельно взятых личностей, а Тело Христа, которое, благодаря действию Святого Духа, состоит из многих членов. Когда Искупитель призывает нас присоединиться к Его общине, нам следует помнить, что в ней нет места индивидуализму.

Когда община собирается для богослужения, она представляет собой Тело Христово, которое служит своему Господу. На богослужении община предстоит пред Богом, искренне готовая войти в Его покой (Евр. 4). Следуя примеру ранней Церкви, нам следует возродить практику вечернего богослужения, дабы наслаждаться воскресением во всей его полноте. Если на вечернее богослужение приходит слишком мало людей, тогда необходимо наставить общину и призвать ее к более ответственному отношению к служению Господу.

Обучая церковь, необходимо обратить внимание на взаимосвязь между :

Божьим повелением и нашим добровольным подчинением;

собравшейся общиной и пониманием того, что значит быть живым членом Христова Тела;

работой и нашей личной ответственностью.

Для того чтобы возрастать в христианской жизни,необходимо верное провозглашение Божьего Слова и общение святых.

Принимая во внимание факт увеличения числа работающих в воскресный день по причине социального и экономического давления, следует напоминать друг другу о необходимости установленного Богом отдыха и о нашей полной зависимости от Божьего благословения. Важно отметить, что есть работа, которой можно заниматься в воскресный день, например, евангельское служение (Мф . 12:4-5) и дела милосердия (Мф . 12:6-7). Данные обстоятельства предоставляют возможность осмыслить нашу христианскую жизнь. Какая работа (профессиональная деятельность) необходима в день Господень, а какая нет? На этот вопрос необходимо отвечать, руководствуясь принципом христианской свободы. Решения по данному вопросу должны приниматься после внимательного исследования Святого Писания, молитвы о ниспослании мудрости и совместного обсуждения. Стих из Исаии 58:13 может служить для нас практическим руководством в этой области.

Опасность постоянной работы в воскресный день заключается в утрате ритма воскресного отдыха. В данном случае у человека не остается сил посетить даже одно богослужение. Кроме того, он не принимает никакого участия в жизни общины. При таких обстоятельствах важность молитвенной жизни становится еще более очевидной. Мы должны усиленно молиться о нашей посвященности Богукак Господу не только всего сущего, но и Господу Церкви, принадлежащей Ему. Очень хорошо, когда поместные общины оказывают поддержку тем, кто попросту вынужден работать в воскресный день. Эта поддержка может быть как в форме молитвы, так и в форме общения. Решая вопрос о времени проведения богослужений, необходимо учитывать возможности членов церкви, которые вынуждены работать.

Работу ради увеличения и без того достаточного заработка необходимо отвергнуть как сребролюбие (1 Тим. 6:9). Господь ясно говорит: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть . Не можете служить Богу и маммоне » (Мф.6:24).

Закон Господень – это руководство по благодарению Господа за искупление, которое у нас есть во Христе. Четвертая заповедь помогает нам в труде и в отдыхе испытать освящение всей нашей жизни. Святой Дух наполняет общину как храм, в котором грешники обретают силу жить для славы Божьей на протяжении всех дней недели.

Христос освободил шабат от человеческих законов, которые обременяли этот день покоя. Развитие модели воскресного освящения требует творческого подхода, дабы узнать, что «есть воля Божия , благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2). Дабы дополнять друг друга как члены Христова Тела, нам необходима любовь . Оценивая друг друга и говоря друг о друге, полезно помнить о терпении и милосердии. Кроме того, размышляя о работе в воскресный день, необходимо принимать во внимание не сам факт этой работы, а мотивы и обстоятельства работающего. В данном контексте важно помнить следующие слова нашего Господа: «если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных , ибо Сын Человеческий есть господин и субботы» (Мф.12:7,8).

Наставляя людей в вере, очень важно служить для них примером в личной жизни, и указывать на достойную подражания жизнь общины. Домашние правила могут помочь нам насладиться отдыхом и покоем в день Господа. Домашние правила – это договоренность между взрослыми относительно образа жизни, связанного с празднованием воскресного дня (например, о работе на дому, средствах массовой информации, развлечениях и т. д.). Свобода, которую Святой Дух желает даровать в наши сердца, не должна подавляться нашей работой и занятостью. Кроме того, следует помнить, что Бог даровал нам воскресенье для наслаждения досугом и семейным общением. Взрослым членам семьи необходимо объяснять детям домашние правила относительно отдыха в воскресный день. Благодаря такому подходу, молодое поколение сможет иметь правильное представление об отдыхе в день Господа.

Еще один аспект празднования воскресения заключается в отказе полагаться лишь на себя и собственные усилия. Только Христос способен избавить нас от рабства проклятия и силы греха. Покаяние в совершении мертвых дел – это обращение к живому Богу. Бессодержательное и безрадостное празднование воскресения указывает на недостаток веры, которая в таком случае не может укрепляться Христом как Господом. Однако живая вераво Христа, живого Господа, ведет к ревностному и радостному празднованию дня Его воскресения.

Постоянное напоминание о завершенной работе Христа и обновляющей силе Святого Духа влияет на наше понимание этого дня покоя. Это значит, что мы должны радостно праздновать день воскресения нашего Господа, отказываясь участвовать в тех делах, которые противоречат этому празднику.

Общество отстранилось от празднования воскресенья как дня отдыха. Воскресенье как день покоя, в основном, празднуется только в поместных церквях и в семьях членов этих церквей. Церкви Иисуса Христа следует искать способы, с помощью которых она может указать своим ближним на Христа и помочь им понять, что такое истинный покой. Тем, кто уверовал во Христа и пожелал стать членом поместной общины, мы должны объяснить огромную важность этого дня и причину, почемупразднование воскресенья доставляет нам такую радость.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!