Информационный женский портал

Как правильно молиться дома, в церкви, перед иконой, мощам, чтобы Бог нас услышал и помог: православные церковные правила. Можно ли и как правильно молиться своими словами? Какие основные молитвы надо знать и читать православному христианину: список, слов

Православные христиане приняли от Святых Отец и исполняют во всем мире следующие обычаи:

1. Войдя в храм и осеняя себя крестным знамением, творят три малых поклона, произнося:

"Создавый мя, Господи, помилуй".

"Боже, милостив буди мне грешному".

"Без числа согреших, Господи, прости мя".

2. Затем, поклонившись направо и налево, стоят на месте и слушают псалмы и молитвы, читаемые в церкви, но не говорят про себя иных, собственных молитв, и не читают их по книжкам отдельно от церковного пения, ибо таких осуждает св. апостол Павел, как удаляющихся от церковного собрания (Евр. 10. 25).

3. Поклоны малые и великие должно творить не по своему произволению, а по установлению св. апостолов и св. отец. Именно: при чтении Трисвятого ("Святый Боже"), "Приидите, поклонимся" и троекратного "аллилуиа" трижды осенить себя крестным знамением, совершая малые поклоны; так же и при чтении "Сподоби, Господи", а равно и в начале великого славословия ("Слава в вышних Богу") и после слов священника: "Слава Тебе, Христе Боже, упование наше". После каждого возгласа священника, а также при чтении чтецом "Честнейшую Херувим" осенять себя крестным знамением и творить малый поклон.

Во дни будничные творить земные поклоны на литургии:
а) при начале пения "Достойно и праведно";
б) когда оканчивается молитва "Тебе поем";
в) в конце молитвы "Достойно есть" или Задостойника;
г) в начале молитвы "Отче наш";
д) при изнесении св. Даров для причастия
е) и при словах "Всегда, ныне и присно".
Hа утрени или всенощной, когда возглашается: "Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим".

Во дни воскресные , а также от дня св. Пасхи до вечера дня св. Троицы, а равно от дня Рождества Христова по день Крещения, также в день Преображения и Воздвижения святые апостолы воспретил и вовсе преклонять колена и творить земны е поклоны, как о том свидетельствует св. Василий Великий в послании к блаженному Амфилохию. То же самое утвердили и Вселенские соборы I и VI; ибо воскресные и прочие Господские праздники содержат воспоминание о нашем примирении с Богом, по слову Апостола: "Уже неси раб, но сын" (Гал. 4, 7); cынам же не подобает рабское поклонение творити.

4. Православным христианам не свойственно стоять на коленях, поднявши голову, но при словах священника: "Паки и паки, преклонше колена" и проч. повергаться ниц на землю; обычай же становиться на колени по собственному произволению, складывать руки и бить себя в грудь воспринят от западных еретиков, а в Православной Церкви недопускается. Православные христиане, согласно Уставу церковному, в положенно е время творят земные поклоны, повергаясь ниц и снова становясь на ноги.

5. Когда в церкви осеняют народ крестом или Евангелием, образом или Чашей, то все крестятся, преклоняя главу, а когда осеняют свечами или благословляют рукой, или кадят к предстоящим, то православным христианам не должно креститься, а только наклонить голову; лишь в Светлую седмицу Пасхи, когда кадит священник с Kрестом в руке, то все крестятся и говорят: "Воистину воскресе". Так должно различать поклонение пред святыней и пред людьми, хотя и в священном сане.

6. Принимая благословение священника или епископа, христиане целуют его десницу, но не крестятся перед этим. Не должно целовать у духовных лиц левую руку, ибо сие свойственно только иудеям, но праву ю, через которую передается благословение.

7. Крестное же знамение, по учению cвятых oтец, должно совершать так: сложив троеперстно правую руку, возлагать ее на лоб, на чрево, на правое плечо и на левое, и потом уже, положив на себя крест, наклоняться; o тех же, которые знаменуют себя всей пятерней или кланяются, не окончив еще креста, или машут рукой по воздуху или по груди своей, сказано в Златоусте: "Тому неистовому маханию беси радуются". Напротив, крестное знамение, совершаемое истово с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.

Традиционно верующие молятся перед образами. Стоя перед иконами, православные христиане как бы предстоят перед теми, к кому обращена молитва. Это может быть сам Господь, Божья Матерь, святые и ангелы.

В то же время у многих православных, особенно невоцерковлённых и воцерковляющихся, возникает вопрос: как молиться перед иконой в храме и дома?

Общие правила молитвы перед иконой

В первую очередь, необходимо молиться не иконе, а тому, кто на ней изображен. Святыня – это не некое магическое изделие, не идол. Просто вышло так, что Господу угодно являть через некоторые иконы свою благодать. В любом случае, к образу необходимо относиться с почтением, не допускать его загрязнения, порчи и так далее. Таким образом, отношение к иконе должно выражаться в почитании, но не поклонении.

Перед началом молитвы, неважно, перед иконой или нет, необходимо совершить крестное знамение. Затем можно сделать поклон тому, кому молишься.

Затем требуется прочитать текст молитвы (наизусть или из молитвослова), после чего можно своими словами обратиться к Господу, или святому. Разумеется, можно помолиться и своими словами без чтения специально составленных молитв.

При желании можно благоговейно приложиться к иконе, целуя руки или ноги. Молясь перед образом честной главы Иоанна Крестителя, можно поцеловать волосы.

Как молиться в храме

Итак, вы собрались в храм на Божественную Литургию, на молебен или просто так. Главная цель визита в храм – это молитва Господу и его святым.

Мы расскажем, как правильно молиться в церкви перед .

При входе в храм на молитву женщинам следует покрыть голову, а мужчинам, напротив, снять головной убор. Не забудьте и о том, что одежда прихожан должна соответствовать церковному дресс-коду. Впрочем, если желание попасть в храм возникло в тот момент, когда вы одеты неподобающе, то просто воспользуйтесь одним из платков, которые размещены перед входом в храм, закрыв излишне открытые части тела.

По благочестивой традиции, православные верующие ставят перед образами свечу. Если вы хотите поставить свечу перед той или иной иконой, а подсвечник заполнен, просто зажгите свечу на соседнем подсвечнике. Греха в этом нет.

Помните, что за упокой не поминают святых угодников. Это они молятся за нас, грешных, а не мы за них.

Теперь вы знаете, как правильно молиться перед иконой в храме.

Как молиться дома

При домашней молитве стоит выключить телевизор, магнитофон, компьютер (если в это время не транслируется церковная служба или чтение молитв). В противном случае эта техника может отвлекать от общения с Богом.

При молитве дома так же, как и в церкви, необходимо выглядеть благопристойно. Достойный внешний вид настроит на правильный лад. При желании можно зажечь лампаду или свечу, не возбраняется каждение.

Как правильно молиться дома перед иконой? При молитве желательно стоять прямо, но если молящийся болен, то можно сидеть и даже лежать. Конечно, молиться можно и стоя на коленях. Многие молятся в уединении, но благочестива и совместная молитва, особенно семейная: тогда молитвы читает один член семьи, а остальные про себя повторяют эти слова. Кроме того, можно разделить чтение разных молитв вслух между всеми молящимися: особенно это актуально при совместном чтении утреннего и вечернего молитвенного правила.

И, самое главное, необходимо максимально сосредоточиться на молитвенном делании, не отвлекаясь на посторонние мысли и уж тем более дела.

Подведем итог. Как молиться перед православной иконой, находясь дома?

  • Выключить ТВ, радио и так далее.
  • Привести свой внешний вид в порядок.
  • Стоять прямо или на коленях; если больны – можно молиться лежа или сидя.
  • Быть сосредоточенным на молитве.

Итак, теперь вы знаете, как правильно молиться перед иконой в храме и дома. Пусть ваша молитва будет услышана!

Один пожилой священник рассказывал о том, как когда-то в юности получил важный совет, которому успешно следовал всю свою жизнь. Он обратился к опытному священнику с просьбой дать совет, . Молодой человек ожидал, что тот прочитает ему краткую лекцию о молитве, даст конкретные указания на этот счет. Священник же ответил несколькими словами, он сказал: «Просто разговаривай с Богом ». И тот священник, которому был дан этот совет, говорил, что всю жизнь, начиная молиться, он вспоминал этот предельно простой совет, и всю жизнь это помогало ему и вдохновляло его на молитву.

Этот предельно простой совет хорошо и нам тоже всегда помнить. Если каждая наша молитва будет беседой с Богом, пусть не сразу полноценной, но искренней, то, безусловно, мы сможем достичь в деле молитвы больших высот. Мы знаем примеры многих святых, которые, едва обратившись к Богу, уходили в безлюдные места и всю оставшуюся жизнь взывали к Господу. В минуты радости они благодарили и славили Творца, в минуты отчаяния взывали о помощи. Когда наваливалась усталость – просили сил и усердия, когда случались беды – умоляли подать терпения и смирения, во время бесовских нападений просили защиты. Так вся их жизнь проходила в постоянном общении с Господом, и они достигали высот святости.

Однако Предание Церкви хранит множество советов касательно молитвы. За две тысячи лет существования Церкви, множество святых прошли сложный и опасный путь молитвы. И нам незачем начинать с нуля. Гораздо разумнее будет прислушаться к голосу Церкви и идти по пути молитвы не на ощупь, путем проб и ошибок, которые могут стоить нам психического здоровья или даже гибели души, а по дороге, проторенной великим множеством святых. Наверное, особенно важен этот опыт для нас, людей, живущих в миру, нагруженных множеством обязанностей и не имеющих возможности день и ночь без устали взывать к Богу. Да и зачем пытаться найти тропу в глухом, опасном лесу, когда множество лучших проводников предлагает нам в помощь свой опыт, свои знания. Попытаемся привести здесь основные рекомендации, которые помогут нам успешно продвигаться в деле молитвы.

Во всяком деле важно начало. Как бегун перед стартом принимает специальную позу и замирает в ожидании начала забега, так и мы должны собрать силы своей души перед началом молитвы. Неправильный старт грозит спортсмену провалом состязаний. Отсутствие должного внимания к подготовке к молитве предполагает большую вероятность того, что через несколько минут мы забудем, чем занимаемся, и в то время, как глаза и уста наши будут произносить слова молитвы, мысли наши будут блуждать далеко от сути происходящего.

В молитвослове перед началом утренних молитв дается указание: «встав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно, поставляя себя пред Всевидящим Богом, и, сотворив крестное знамение, говори: во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. После этого немного помедли, пока все чувства твои утихнут и мысли твои оставят все земное: и тогда начинай молиться ».

Итак, первое, что следует сделать, приступая к более или менее продолжительной молитве, – это подготовиться к ней. Начиная любое серьезное дело, мы некоторое время готовимся к нему: обдумываем план действий, собираем все необходимое для его выполнения. Тем более мы должны подготовить себя к разговору с Богом. Мы должны заставить свой ум оторваться на время молитвы от всего, чем он постоянно занят, и сосредоточиться только на молитве. Мы должны постараться внести некоторые порядок и спокойствие в тот хаос, в котором нередко находятся наши мысли и чувства. Чтобы добиться тишины и спокойствия в нашей душе, без которых невозможно встретиться с Богом, нам и предлагается постоять некоторое время молча и попытаться осознать тот факт, что Господь всегда находится рядом с нами и в данный момент Он тоже обращен к нам. Митрополит Сурожский Антоний советует: встаньте спокойно, закройте глаза. Представьте себе, почувствуйте, что Господь смотрит на вас. Осознайте величие и торжественность этого момента. Подумайте и о своем недостоинстве. И, наконец, почувствуйте огромную любовь, с которой Господь обращен к вам. Не нужно торопиться. Пускай все эти чувства постепенно найдут отклик в нашем сердце, и тогда можно постоять перед Богом, переживая одновременно и чувство благоговения, и осознание своего недостоинства, и любовь Божию. И тогда уже можно приступать к дальнейшей молитве. Можно побыть в состоянии молчаливого предстояния Богу и подольше. Это уже полноценная молитва, а потому не надо бояться напрасно потратить время, отнять его от молитвы. Но вот если мы чувствуем, что дольше удерживать внимание становится сложно, то следует перейти к основной части молитвы.

Теперь рассмотрим некоторые правила, которые должен знать начинающий молиться человек. Эти правила выработаны как результат опыта молитвы многих и многих святых. Следуя им, человек может избежать многих сложностей и опасностей, подстерегающих его на этом непростом пути.

Прежде всего, следует всегда помнить, что наша молитва должна быть бесстрастной . Или, если выразить это другими словами: молитва ни в коем случае не должна быть чувственной и эмоциональной . Святые отцы много внимания уделяли строению человеческого естества. Они выделяли три составляющие нашего существа: дух, душу и тело. В Грехопадении эти составляющие утратили надлежащую им иерархию, ту иерархию, при которой дух главенствовал и управлял всем нашим существом; тело и душа (под которой святые отцы разумели как раз чувства, эмоции) оказались во власти греха и стали бесконтрольно действовать в естестве человека. Теперь наша задача – восстановить правильное состояние и положение всех составляющих человеческого существа, но, пока исцеление не достигнуто, мы не можем доверять своим чувствам, так как вместо того, чтобы отражать движения духа, они зачастую оказываются движимы.

Поэтому мы должны остерегаться доверять чувствам и позволять им брать на себя руководящую роль в молитве. Мы должны стараться молиться умом , а чувства будут сами собой задействованы по мере продвижения в молитве и исцеления их. Для этого Церковь предлагает с предельным вниманием вдумываться в слова молитвы , то есть, молиться только умом. Ни в коем случае нельзя искусственно возгревать и культивировать в себе никакие эмоциональные состояния, пускай это даже такие прекрасные чувства, как любовь к Богу, раскаяние в своих грехах и т.п. Более того, людям с эмоционально развитым душевным складом необходимо свои эмоции обуздывать. Такая молитва может показаться сухой и слишком «головной» но это сохранит ее от опасности быть направленной по ложному пути. Если сделать упор на чувства, то они выйдут в нашей молитве на первый план и заслонят собой духовный аспект молитвы. Дух, вместо того чтобы главенствовать, окажется вытесненным на периферию.

В лучшем случае это станет препятствием к правильной молитве и совершенствованию в ней. Молитва станет чем-то вроде аутотренинга: она будет помогать человеку снять стресс, восстановить нормальное психическое состояние. При этом будут задействованы те же механизмы нашего организма, которые помогают снять нервное напряжение, к примеру, просмотром трогательного фильма или, наоборот, фильма ужасов. Накопившийся стресс находит выход, и человеку становится легче. Однако истинная молитва с этим не имеет ничего общего.

В худшем же случае человеку грозит серьезная опасность впасть в состояние психической экзальтации, а то и вовсе потерять душевное здоровье.

Такую неправильную и опасную молитву, основанную на чувственном напряжении, мы встречаем в различных сектах, нередко с этим можно столкнуться и в христианских конфессиях, у которых отрицается Предание. К сожалению, и в православных храмах можно встретить немало молящихся, которые находятся на этом неверном пути. Такие люди во время молитвы воздевают руки, раскачиваются, закатывают глаза, напрягают лицо, нервно осеняют себя крестным знамением, истерично подпевают священнослужителям или хору.

Святые подвижники настоятельно советуют нам молиться умом. На определенном этапе нашего духовного роста ум под действием благодати соединится с чувствами. Тогда чувства будут участвовать в молитве во всей полноте. Они займут положенное им, правильное место в человеческом естестве и будут под надзором духа восходить к Богу. Это будет молитва преображенными чувствами, и в ней не будет и тени того надрыва и напряжения, которые так свойственны нашей страстной душе.

Если чувства рождаются сами, мы, конечно, не должны их гнать совсем. Но должны внимательно следить, чтобы не возникало состояния эмоциональной напряженности. Для этого необходимо стараться, как уже говорилось, все чувства переживать умом. Эта рекомендация кому-то может показаться не вполне понятной. Но существуют и более конкретные указания, как избежать опасности оказаться во власти чувственной молитвы. Вот они.

Во-первых, не должно быть напряжено тело. Оно и не должно быть расслаблено, конечно. Нужно держать его в спокойном, собранном состоянии. И молитва не должна отражаться ни в теле, ни на лице . То есть, недопустимы никакие заламывания рук или страстное прижимание их к груди и т.п. То же касается состояния лица: мышцы не должны никак участвовать в молитве, лицо должно быть совершенно спокойно, а не напряжено.

Во-вторых, молимся ли мы вслух или про себя, надо стараться произносить слова ровно и спокойно, с минимальным интонационным выражением . Вспомним древнерусское богослужебное чтение на одной ноте и медленное, однообразное знаменное пение. Все это должно было помочь молящемуся войти в правильный, душевно трезвенный, строй молитвы.

И, наконец, важно следить, чтобы в нашем сознании во время молитвы не возникало никаких образов. Нельзя представлять себе Бога, святых, и вообще ничего . Это бывает особенно трудно выполнимо для одаренных в этой области людей, к примеру, художников. Однако образы, которые рождаются в нашем сознании, не отражают достоверно Божественную реальность, а чаще всего и искажают ее. Кроме того, они могут вызвать неправильный отклик в наших чувствах, которые очень трудно сохранять в состоянии относительного бесстрастия.

Учитывая все вышесказанное, заметим, что уже с самого начала молитвы, когда мы представляем себя стоящими перед Всевидящим Богом, мы не должны давать волю чувствам и впускать в сознание какие-либо образы . Соблазн представить себе Бога, наблюдающего за нами, должен быть непременно отвергнут. Во время такого предстояния мы осознаем, что Бог пребывает с нами невидимо, и постараемся глубже пережить эту реальность. Как можно сосредоточиться на том факте, что Бог рядом, если Он никак не проявляет себя? Это несложно. Духовная близость для нас на деле гораздо более важна, чем близость видимая и физически ощутимая. Иногда люди годами живут бок о бок, но вспоминают о существовании друг друга, только когда какие-то внешние события заставляют их это сделать. И, наоборот, любящие люди всегда помнят о существовании друг друга. Мать, когда у нее серьезно болеет ребенок, постоянно помнит о его присутствии. Она может готовить ребенку лекарства, отвернувшись от него, разговаривать с кем-нибудь или даже заниматься делами вне комнаты, где находится ее больной малыш, но, чем бы любящая мать ни занималась, она постоянно помнит о ребенке, она постоянно осознает его присутствие в доме. Попытаемся подобным образом помнить и о присутствии Божием. Такая память о Боге должна бы быть постоянным состоянием для нас . Но вначале нужно добиться памятования о Боге хотя бы во время молитвы.

Поскольку первый этап молитвенной жизни будет, прежде всего, упражнением для нашего ума, то естественным явлением будет и усталость ума от молитвы. Во время внимательной умной молитвы может даже появиться легкая боль в голове. То же самое происходит, когда с непривычки приходится достаточно долго заниматься интеллектуальным трудом, например, читать сложную научную книгу. Но ум при наличии должной настойчивости вскоре привыкает к нагрузке, и боль и напряжение в голове пропадают.

Однако в той же мере, в какой важно не жалеть себя и продолжать молитвенные упражнения, необходимо разумно подходить к этому делу. Святые учителя молитвы рекомендуют начинать с небольшого отрезка времени. Пусть это будет минут 15 — 20 для начала. Если же есть такая возможность, то самым полезным для правильного и по возможности быстрого приучения своего ума к молитве будет молиться понемногу , но несколько раз в день. Это идеальный образ молитвы для начинающего. Надо сказать, что чаще всего мы так и не переходим на следующий этап молитвы и так и остаемся всю жизнь начинающими, но такая практика молитвы наиболее полезна для нас. Она заставляет нас на протяжении дня возвращаться мыслями к Богу и в этом предвосхищает идеальное состояние непрестанной молитвы, когда человек находится в состоянии постоянного внимательного предстояния Богу. Поэтому для тех, кто считает это возможным для себя, идеально было бы, кроме утренней и вечерней молитвы по 20 минут, выделить еще несколько отрезков времени в день минут по 5-10. С помощью такой короткой, но частой молитвы ум легче всего научается собранности и вниманию. Эти принципы являются основополагающими в работе нашего ума, поэтому психологи и педагоги рекомендуют родителям детей с особенно рассеянным вниманием заниматься со своими чадами понемногу, но часто. Поскольку такие дети при всем желании могут собрать внимание максимум минут на пятнадцать, все оставшееся время будет просижено над уроками впустую. Хорошо, если наш ум приучен долго и внимательно заниматься делом. Если же нет, то, как и рассеянный ребенок, ум только первые десять-пятнадцать минут сможет следить за словами молитвы, затем устанет, и мы уже не сможем его собрать. Получится, что остальное время потрачено зря. Не привыкший к сосредоточению ум придется постепенно приучать к вниманию. Так мать заставляет своего непутевого сына снова и снова садиться за уроки, чтобы выполнить то, что другой мог бы сделать в один присест. И если мать имеет должные терпение и настойчивость в воспитании сына, то, рано или поздно, она добьется успехов. Ее ребенок сможет быстро и качественно выполнить домашнее задание, а свободное время его привыкший трудиться ум уже не захочет проводить в безделии. Тогда ребенок, к великой радости матери, с увлечением займется чем-нибудь интеллектуальным и в свободное время, которого у него появится теперь достаточно. Начиная молиться, мы чаще всего обнаруживаем, что ум наш ведет себя, как непослушный и ленивый ребенок. А потому наберемся терпения и, как разумная мать, будем давать ему небольшие посильные задания, возвращая его к молитве несколько раз в день.

В молитве чрезвычайно важно быть в той же мере рассудительными и практичными, в какой и ревностными . Особенно актуально это правило для мирского человека. Суета и множество повседневных обязанностей так и жаждут погасить первоначальное рвение христианина, переключить его внимание с предметов вечных на временные и преходящие. Бесчисленные развлечения, которые предлагает мир, так и манят при первых же сложностях отказаться от молитвы и отдать им все свое свободное время. Не то у монахов, весь строй жизни которых помогает снова и снова приниматься за дело молитвы, если оно было на какое-то время оставлено. Мирскому же человеку при неудаче гораздо сложнее не забросить молитву совсем, поэтому ему особенно важна в деле молитвы рассудительность.

Множество испытаний поджидает человека, готовящегося начать молитвенную жизнь. Среди первых – переусердствовать в пылу нахлынувшего вдохновения. Мудрая мать знает, что нельзя давать волю своему желанию научить ребенка заниматься сразу. Заставив его заниматься слишком долго, она не добьется ничего, кроме отвращения к учебе. Так тетива лука, натянутая чрезмерно, не сможет послать стрелу в нужном направлении, но порвется. Хорошо известный в психологии принцип маятника, который, качнувшись в одну сторону, на столько же откатывается и в противоположную, отец Александр Мень удачно применил к нашей духовной жизни. В духовной жизни, и в частности в деле молитвы, происходит то же самое. Святые отцы строго предупреждали: нельзя сразу с головой окунаться в подвижническую жизнь. Тут необходима умеренность и постепенность. Иначе после короткого периода полной отдачи себя духовным подвигам человек оказывается перед почти непреодолимым искушением все бросить и вернуться к прежней безрелигиозной жизни.

Чтобы не оказаться через какое-то время в положении маятника, качнувшегося в противоположную сторону, не будем брать на себя непосильные молитвенные подвиги. Самым правильным решением, которое поможет избежать перегибов в ту или иную сторону, будет распланировать свою молитвенную жизнь заранее . Кому-то это может показаться несколько приземленным решением, недостойным такого духовного предмета, как молитва. Но опыт двухтысячелетней молитвенной истории Церкви показывает, что это самое правильное решение. В молитвенной жизни меньше, чем в любом другом деле, следует ждать, когда появится желание. Распорядок и регулярность в деле молитвы соблюдать так же важно, как мы соблюдаем, к примеру, режим питания. Один раз забыли или не успели поесть – еще ничего, но если мы постоянно будем питаться когда и как придется, то вряд ли такое питание будет приносить должную пользу нашему организму, поддерживать его в необходимом тонусе.

Это художник может написать одну картину и потом сидеть и ждать, когда снова явится вдохновение. В молитвенной жизни совершенно недопустимо сидеть и ждать когда придет молитвенное состояние и душа сама запросится молиться. Как бы нам не оказаться в положении писателя, художника, поэта, у которого несколько, а то и всего одно произведение родилось за всю жизнь.

В жизни мы можем пустить на самотек второстепенные дела, выполнение которых не так уж обязательно для нас. Но если необходимо добиться результата, то придется постоянно трудиться, независимо от того, есть в данный момент настроение, или его нет. Так, если хозяйка хочет чтобы в ее квартире был порядок, она должна постоянно его поддерживать. Если же она будет заниматься уборкой только когда захочется, то лишь иногда в квартире будет чистота, обычно же грязь и беспорядок. И в целом пользы квартире от такой уборки по вдохновению будет мало.

Итак, чтобы наша молитва не осталась бесплодной, а навела порядок в душе, распланируем заранее день и выделим определенное время для молитвы. В православной аскетике установленный заранее распорядок молитвы называется молитвенным правилом . Молитвенное правило имели и исполняли даже великие подвижники. Потому что правило организует, не дает расслабиться и облениться, с одной стороны, с другой же, словами свт. Феофана Затворника, позволяет «ревность держать в своей мере».

Чтобы не отвлекаться и не поглядывать все время на часы, удобно завести на определенное время будильник. И в эти минуты постараться отключиться от всего постороннего и предельно внимательно произносить слова молитвы.

священник Константин Пархоменко

Просмотрено (9508) раз

Обратиться к Богу можно в любой ситуации и с помощью любых слов - это, в любом случае, будет считаться молитвой. Если молитва искренняя и возносится от чистого сердца - Господь ее услышит, а помощь окажет именно тогда, когда это будет самым лучшим для вас. Часто человек обижается на Бога из-за того, что просимое дается не сразу. У Создателя может быть особый замысел, который не соответствует собственной воле просящего. Как правильно молиться?

Вернуться к пропущенному

Очень важно учиться концентрировать свой ум на словах молитвы. Никогда разум не становится столь рассеянным, чем когда неопытный человек пытается читать уже созданные другими людьми обращения к Богу. Как правильно читать молитвы? С максимальным сосредоточением, если вы отвлеклись, вспоминайте последнюю осознанную фразу - и возвращайтесь снова мыслями к молитве. Даже если вас отвлекают от процесса размышления о Боге, вроде бы хорошие мысли, все равно пытайтесь вернуться к тому месту в молитвослове, на котором вы отвлеклись.

Для чего нужен молитвослов

Почему нужно читать готовые обращения к Богу? Дело в том, что в православной Церкви существует целый пласт знания - Священное Предание. Это писания Отцов Церкви, которые и создали наши современные сборники молитв. Мы уважаем их опыт и доверяем их знанию человеческой души, поэтому молимся их словами к Богу. Конечно, дополнительно можно обращаться к Всевышнему на собственное усмотрение. Как правильно молиться своими словами? Представьте себя перед Богом и обратитесь к нему вслух или про себя.

Осторожно!

Святые отцы очень не рекомендуют представлять во время молитвы образы, даже образы икон. Максимум что можно делать - смотреть на икону перед глазами, читая молитвы. Кстати, внимание гораздо легче сконцентрировать, если выучить наизусть молитвы. Тогда вы почти не будете отвлекаться, читая перед иконами свое правило. Почему нельзя представлять образы? Потому, что вы становитесь уязвимыми перед темными силами, которые могут внушить вам мысль о вашей особенности, что часто бывает, когда человек обладает хорошим воображением.

В тяжелую минуту

Как правильно молиться в тяжелых ситуациях? Вообще, в таких случаях хорошо отогнать демонов и призвать Святого Духа. Защищает от слуг Сатаны молитва Честному Кресту и также Псалом 90, а Святого духа призывают с помощью молитвы «Царю Небесный…». Если же вы в ситуации, когда трудно сосредоточиться, читайте краткий вариант молитвы Честному Кресту. Эти писания творят чудеса, если вы доверяете Богу.

Соборная молитва

Как правильно молиться в церкви? Нужно учиться слушать читаемое и понимать церковнославянскую речь. Можно купить книгу о богослужениях и изучить, чтобы понимать происходящее во время службы, тогда вам будет легче. Когда священник молится о людях вслух, называя имена, вы можете мысленно называть свое имя и имена близких вам людей. Церковная молитва гораздо сильнее частной, поэтому недостаточно просто обращаться к Богу дома самостоятельно, необходимо еще и посещать церковь.

Заключение

Несложно научиться молиться, гораздо тяжелее - продолжать читать речи, когда первое состояние восторга от регулярного священнодействия пройдет. Эти первые светлые чувства называются «призывающая благодать» и длятся недолго. Найдите в себе силы остаться с Богом, даже когда вам трудно.

Как правильно молиться: 8 общих советов, 5 правил творения молитвы в церкви, 7 коротких молитв на каждый день, 5 обращений к Богу, которые должен знать каждый верующий.

Молитва – речь, с которой мы обращаемся к Богу. Если наше воззвание искреннее, а вера сильна, то не столь важно, допускаем ли мы какие-то мелкие ошибки, на которые часто указывают особо рьяные старушки в церквях.

И все же в вопросах веры, как и в любых других, существуют свои правила, которых нужно придерживаться. Вот почему желательно узнать, как правильно молиться, чтобы ваши слова были услышаны адресатом.

Советов будет не так много, но лучше их придерживаться, чтобы не нарываться на осуждение окружающих и не испытывать чувство неловкости за то, что вы делаете что-то не так.

Молитва не может быть напрасной, если ваше обращение к Богу искренне и вы думаете, прежде всего о нем, а не о себе и своих потребностях.

Кроме этого правила, существует еще несколько обязательных рекомендаций, которые стоит выполнять, независимо от того, где вы молитесь: в церкви или дома.

1. Как правильно молиться Богу, чтобы быть услышанным?

Люди часто путают веру с бизнесом.

Им почему-то кажется, что обращение к Богу – нечто вроде коммерческой сделки: я пришел, пожертвовал на храм, купил свечу и обратился к Тебе с просьбой. Все – свою часть сделки я выполнил, теперь твоя очередь дать мне то, о чем я прошу.

Вот в этом и состоит главная ошибка!

Правильно молиться – обращаться к Богу:

  • отбросив гордыню;
  • поставив на первое место любовь к Господу, а не самолюбие;
  • думая о духовном, а не материальном;
  • с просьбой, а не требованием;
  • искренне веря в Него, а не сомневаясь: «А существует ли Он на самом деле».

Существуют чувства, с которыми правильно адресоваться Богу и те, которых следует избегать.

В то же время церковь утверждает, что во время молитвы не стоит искать каких-то особых чувств или доводить себя до такого эмоционального состояния, когда начинается истерика.

Оставайтесь спокойным, очистите голову от непотребных мыслей и обратитесь к Богу с искренними словами – тогда Он вас услышит.

При этом важно принять Его волю, а не навязывать свою. Проще говоря, вы можете попросить, но не имеете права требовать и завершать молитву с твердым убеждением, что ваша просьба пренепременно должна быть выполнена.

Помните: «Да будет воля Твоя»!

2.Основные правила, как правильно нужно молиться.

Существует не так много правил, касающихся молитв, которые стоит выполнять верующим. Все дело в уровне вашего смирения перед Его волей и искренности веры.

То есть, главными являются чувства, а не детали: где стать, как сложить руки, правильно ли опускаться на колени и т.п.

И все же вот несколько советов для тех, кто хочет молиться Богу правильно:

  1. Не нужно ограничиваться лишь церковью и иконами. Чем чаще вы вспоминаете Бога в течение дня, тем лучше. То есть, молиться можно где угодно.
  2. Не стоит вводить себя искусственно в состояние самовозбуждения и экстаза. Молитва – это смирение и послушание, а не цирковое представление. Она должна дарить покой душе, а не вгонять вас в нервное состояние.
  3. Если вы творите полноценную молитву, то делать это нужно перед иконой с открытыми глазами. Это позволит вам полностью сосредоточиться на том, что вы делаете.
  4. Молиться следует к адресату. Это может быть: Господь Бог, Богородица, Святая Троица, кто-то из Святых Великомучеников. Разработаны специальные молитвы для особенных эпизодов, допустим, о выздоровлении лучше просить у Св. Пантелеймона и т.п.
  5. Нельзя молиться формально, то есть губами произносить правильные слова, но скучать и думать о чем-то своем. Бог вряд ли услышит такое обращение.
  6. Неправильно желать себе счастья за счет несчастья других. Есть ряд просьб, с которыми к Богу лучше не обращаться:
    • оБогащение сверх всякой меры;
    • пожелание скорби и болезней врагам своим;
    • желание забрать чужого мужа из семьи и т.п.

    Да и вообще, о материальных вещах лучше не просить, только если вы совсем уж нищенствуете или потеряли все в результате какого-то несчастного случая.

  7. Правильно не только просить, но и благодарить. Почему-то считается, что все хорошее – результат наших трудов и благодарить за это Бога не нужно. А вот всякие несчастья – Его рук дело и нужно обратиться с просьбой убрать их из вашей жизни. Сохраняйте разумный баланс между просьбами и благодарностями.
  8. Избегайте бессмысленности. Если вы хотите молиться своими словами, то немного подумайте, о чем именно вы хотите попросить Бога. Сумбур мыслей, бессвязные слова приведут к тому, что Господь может вас и не услышать.

3.Правильно ли молиться Богу своими словами или нужны специальные молитвы?

Если вы человек верующий, то ряд обязательных молитв обязаны помнить. К таковым относятся:

1.Отче наш.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

2.Царю Небесный.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Источник благ и Податель жизни, приди и вселись в нас и очисти нас от всякого греха и спаси, Благой, души наши.

3.Богородице, дево, радуйся.

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Богородица Дева Мария, исполненная благодати Божией, радуйся! Господь с Тобою; благословенна Ты между женщинами и благословен плод, Тобою рожденный, потому что Ты родила Спасителя душ наших.

4. Достойно есть.

Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Поистине справедливо ублажать Тебя, Богородицу, вечно блаженную и пренепорочную, и Мать Бога нашего. Ты честью превосходишь херувимов и во славе своей несравненно выше серафимов. Ты девственно родила Бога-Слово, и как истинную Богородицу мы Тебя величаем.

5. Символ веры.

Если вы не забываете молиться часто днем, то можно обращаться к Иисусу Христу так:

Но огромное количество молитвенных стихов заучивать не нужно. Вполне правильно обращаться к Богу своими словами, на своем родном языке, а не церковнославянском. Он услышит.

О том, как правильно молиться в церкви: ошибки, которых не стоит допускать…

Часто верующие, стремясь молиться правильно до мелочей, забывают о том, что такое молитва и зачем люди вообще идут в храм.

Вот почему часто неопытные воцерковленные нарываются на замечания и придирки тех, кто считает себя всезнающим, а значит – достойным того, чтобы критиковать других.

Но ведь мы ходим в церковь для того, чтобы молиться, а не за тем, чтобы следить за другими. Делать замечания, искать конфликта – значит набираться дополнительного греха, ставить на первое место гордыню, а не любовь к Богу.

Если же вы стали жертвой такого замечания, не нужно возмущаться, говорить какие-то оскорбительные слова, злиться. Просто поблагодарите человека, который дал вам совет, ведь он хотел сделать как лучше, и вернитесь к своему делу.

Вот 5 советов тем, кто сомневается, как правильно молиться в церкви:

  1. Совместные молитвы лучше совершать в храме. Если вы просите, например, о мире в вашей стране или о мудрости для государственных руководителей, или о прекращении какого-то стихийного бедствия, то лучше это делать в церкви вместе с другими верующими, да и личные молитвы тоже лучше творить перед иконами.
  2. Посещайте церковь не раз в год. Люди, считающие себя верующими, не должны посещать церковь лишь на Пасху и тогда, когда им плохо. Возьмите за привычку приходить на воскресную службу. Будучи частым гостем в храме, вы перестанете чувствовать себя неуютно здесь.
  3. Не бойтесь совершить ошибку. Некоторые люди не идут в церковь не потому, что являются атеистами, а из-за боязни совершить какую-то ошибку: не там стать, не туда поставить свечу, перекреститься не вовремя и т.п. Это мелочи, в которых со временем вы научитесь разбираться. Если сомневаетесь, что и как сделать, спросите у тех, кто прислуживает в церкви – они всегда готовы помочь.
  4. Не стоит думать, что чем громче вы говорите, тем быстрее вас услышит Господь. Это не так работает. Вы можете вообще ничего не говорить вслух, обращаясь к Богу про себя, можете тихо шептать. Но вот громкое произношение слов молитвы нежелательно – так вы можете помешать присутствующим.
  5. Придерживайтесь правильного ритуала начала и окончания молитвы. Собственно, ритуал – это слишком громкое название. Просто прежде чем начать, следует настроиться на нужный лад. Нельзя произносить механически слова и думать при этом о чем-то своем. Очистите разум и сосредоточьтесь на том, что делаете. Завершать молитву нужно правильно: постоять некоторое время перед иконой, а не сразу же бежать по своим делам, будто бы вы только что не молились, а занимались какими-то мирскими, ничего не значащими делами.

Позаботьтесь о своем внешнем виде, когда идете в церковь.

Воспринимайте рекомендации по поводу длинной юбки, платка (для женщин), отсутствия головного убора и запрета на шорты (для мужчин), как обязательный дресс-код. Не нужно из духа противоречия и гордыни оскорблять других и приходить в церковь в вызывающем виде.

И памятуйте о том, что, при входе в храм и выходе из него, следует перекреститься.

2 правила, как правильно молиться дома Господу

Для того, чтобы быть услышанным Богом, необязательно ежедневно посещать храм.

Достаточно участвовать в воскресных и праздничных Богослужениях, а в остальное время обращаться к Господу дома.

а) Как правильно молиться дома, чтобы Бог услышал и выполнил просьбу?

Мало у кого из людей есть возможность посещать церковь каждый день. Это вполне понятно, ведь существует работа, семья, мирские обязанности. Хочется и отдохнуть, сделать что-то приятное для себя.

Но нельзя вспоминать Господа лишь в тех случаях, когда приходишь в церковь. Молиться можно (более того – нужно) и дома.

Возьмите за привычку отходить ко сну и начинать новый день с молитвой на устах.

Чтобы встретить новый день с Богом, следует молиться, едва встав с кровати, говоря такие же слова, как и на ночь.

Правильно молиться и своими словами:

  • произнесите благодарность Богу за то, что все живы и здоровы, что не случилось каких-то несчастий;
  • попросите о том, чтобы и дальше все было хорошо;
    вспомните тех, кто находится в дальней дороге или подвергается какой-то опасности.

Говорите о том, что у вас на душе. Закончить свое обращение к Господу нужно традиционным: «Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь», осеняя себя крестным знаменем.

Правильно молиться нужно дома перед иконами – у каждого верующего они должны быть в жилище, и не как модное украшение, а как напоминание о необходимости чаще обращаться к Богу.

Как приблизиться к богу, молясь в церкви:

б) Можно молиться только в церкви и дома или – где-то еще?

Верующих людей можно разделить на два лагеря, что часто враждуют между собой:

  1. Тех, кто не демонстрирует свою веру, практически никогда не посещает церковь и предпочитает молиться наедине.
  2. Тех, кто очень много внимания уделяет формальностям и демонстрации своих христианских чувств.

Неправы во многом и первые, и вторые.

Первые, потому что не считают нужным посещать храм, придерживаться церковных ритуалов, таких как пост, причащение, исповедь и т.д. Их гордыня проявляется фразой: «Я верю в душе». Но разве вера в душе может помешать посещать церковь и искать помощи у духовного наставника?

Вторая группа в погоне за идеальным выполнением всех правил даже молиться начинает формально, ставя на первое место не искренность своего обращения, а красоту коленопреклоненной позы, идеальность сложенных для крестного знамени пальцев и т.д.

Правильно молиться не только в церкви и дома в одиночестве, но и вспоминать Бога в течение дня:

  • перед тем, как принимать пищу;
  • перед выполнением важного задания;
  • после того, как успешно с чем-то справились;
  • после греховных поступков или мыслей;
  • просто так, потому что вы – человек верующий.

Молиться в течение дня нужно кратко и про себя. Это правильно. Можно дотронуться рукой до нательного крестика или взглянуть на икону, если она есть в непосредственной близости.

Можно использовать вот такие краткие обращения, чтобы Бог вас услышал:

Не стоит слишком долго размышлять над тем, как правильно молиться. Если ваша вера искренняя и просите вы что-то хорошее не только для себя, но и для других, то Бог обязательно вас услышит.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!