Информационный женский портал

«Христос посреди нас!» - «Надеюсь, что будет…. Христианские приветствия


Христианские приветствия


Так как же принято здороваться в православной церкви ?


Как вообще обращались друг к другу первые христиане? Как приветствовал Сам Христос? Апостолы?.. Христос, посылая учеников Своих на проповедь, наставлял: «В какой дом войдете, сперва говорите: «мир дому сему » (Евангелие от Луки, 10 глава, 5 стих). Сам Иисус приветствовал словами «Мир вам» . В самом деле, мир – наибольшее приобретение христианина. Мир с Богом и людьми. Мир и радость в сердце человека. Апостол Павел учит, что царство Божие – это праведность, и мир, и радость в Духе Святом (Послание к Римлянам, 14.17). И при рождении Иисуса ангелы на небе провозглашали: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!..» (От Луки, 2.14)


Апостольские Послания дают нам богатый материал для исследований письменных приветствий времен апостолов и первых христиан. Так, апостол Павел пишет верным в Риме: «Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа…» В Первом послании к Тимофею апостол Павел приветствует словами: «Благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего…» Второе соборное послание святого апостола Петра начинается словами: «Благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего…»



Какие же приветствия приняты в современной православной церкви?

Сохранилось первохристианское: «Мир вам» , на которое православные отвечают: «И духу твоему» (протестанты на такое приветствие ответят: «С миром принимаем» ). Также приветствуем друг друга словами:«Слава Иисусу Христу!» , на что отвечаем: «Вовеки слава» . На приветствие «Слава Богу!» – отвечаем:«Вовеки слава Богу». Когда же приветствуют словами «Христос посреди нас!» – следует ответить:

«И есть, и будет…»

В праздник Рождества Христова православные приветствуют друг друга словами: «Христос родился!» ; «Славим Его!» – звучит в ответ. На Крещение: «Христос крестился!» «В реке Иордане!» И, наконец, на Пасху: «Христос воскрес!» «Воистину воскрес!..»


Во-вторых:


благословение уместно, а в некоторых случаях и необходимо для пользы просящего, испрашивать перед дальней поездкой, в сложных жизненных обстоятельствах, например перед хирургической операцией. Важным смыслом благословения является позволение, разрешение, напутствие.


В-третъих:

согласно церковному этикету, к священнику обращаются только на «вы». Этим выражается почтение и благовение к Божьему служителю, которому дано «пользоваться такой честию, какой не дал Господь и Ангелам». (Св. прав. Иоанн Кронштадтский). «Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа».(Мал.2.7). Если прихожанин встречает священника на улице, то также при необходимости можно испросить благословения, или наклонением головы поприветствовать церковным приветствием. У диакона благословения не испрашивают, а при необходимости обращаются «отец диакон».


В-четвёртых:

Если необходимо пригласить священника домой для совершения требы, это можно сделать как лично, так и по телефону. В телефонном разговоре также обращаются «Благословите, батюшка» и излагают суть просьбы. Заканчивая разговор, необходимо поблагодарить и, опять же, испросить благословения.


Православные, обращаясь к брату или к сестре во Христе, так и произносят: «брат Иван», «сестра Мария»…

Так учил нас Христос: «…один у вас Учитель, все же вы – братья», – говорит Он в Евангелии от Матфея.


В монастырях не входят в чужие келий, но сначала стучат в дверь и творят в слух молитву: «Молитвами святых отец наших Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй нас.» женском монастыре: «Молитвами святых матерей наших....) . И не входят к находящемуся в келии, покуда не услышат из-за двери: «Аминь.»


В православной традиции приняты и иные обращения к духовным лицам, в зависимости от их иерархического положения. Так к епископу, как к носителю церковной власти, обращаемся: «владыка» . Если же более официально, то «Ваше Преосвященство» . К архиепископу и митрополиту – «Ваше Высокопреосвященство» . К патриарху – «Ваше Святейшество».


Новоначальные прихожане часто испытывают неловкость при встрече со священником, т.к. точно не знают как к нему обратиться. Однако смущаться не стоит. Священник духовный пастырь, и для него тоже очень важно помочь своим прихожанам.

Такими словами однажды на архиерейской Литургии, где было много разных сослужащих священников, известный отец Х. ответил отцу Y. в положенный момент Литургии, когда возглашается «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы». Отец Y. в свое время строил немало козней отцу Х. и вел себя по отношению к нему явно не по-братски, не по-христиански, а может даже и вовсе не по-человечески. По крайней мере с точки зрения отца Х. Естественно, что просто так, формально, ответить на слова «Христос посреди нас», обращенные лично к нему, словами «и есть, и будет», отец Х. был не в состоянии с искренностью, и не хотел кривить душой. Чем вызвал после возмущение отца Y., который потом шумел по этому поводу что-то вроде такого: «отец Х. нарушил чин , да как он посмел!».

А мне самому неоднократно приходили в голову те же мысли. Бердяев бы в очередной раз назвал это все условной символизацией. Действительно, любовь, братство, Сам Христос и многие другие реальности в нашей литургической и бытовой церковной жизни чаще всего символизируются, изображаются, но не являются. Каждый из нас, бесспорно, может быть в этом ответствен. Конечно, и в данном случае словами «и есть, и будет» мы выражаем больше пожелание, чтоб так и было, если этого пока еще нет, и отчасти символизируем это присутствие. Допустим, если я впервые вижу какого-нибудь священнослужителя на Литургии в большом соборе, где много других иереев-протоиереев-архимандритов, и неизвестно, когда увижу его еще раз в жизни, то эти слова означают не больше, чем простое приветствие, чем сказать «здравствуйте» или «Бог вам в помощь», ну и почему бы их не сказать тогда, в конце концов. Но когда есть реальная община, где люди друг друга знают и друг за друга молятся, эти слова приобретают уже гораздо более весомый смысл. Они и призваны реализовываться прежде всего в общине. Ну а если кто-то поступает с тобой явно не по-христиански? Я думаю, что сказать такому служителю «надеюсь, что будет» есть хорошая форма обличения его наедине, в точности по слову Евангелия: «Если согрешит (против тебя) брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним» (Мф. 18, 15). Да, чин, безусловно, нарушится в этом случае. Но вот характерная черта нашего широко распространенного благочестия: можно запросто поступить с ближним по-хамски, обидеть его как ни в чем не бывало, но вот ЧИН чтобы был неприкосновенен! Я вовсе не против того, чтобы осуществлялись слова апостола Павла «все должно быть благопристойно и чинно». Но только не за счет исполнения основных заповедей…

По жизни у меня, слава Богу, мало личных врагов, в том числе и среди священнослужителей. Но они все же остаются… И если вдруг когда-нибудь мне доведется с кем-нибудь из них пересечься на Литургии в качестве одного из сослужащих, я, пожалуй, отвечу им теми же словами, какими ответил в свое время отец Х отцу Y.

Бывали случаи, правда не на Литургии, когда один другому отвечал: «И нет, и не будет», что уже неприличная для христианина крайность. Или, как приходилось самому слышать шутку, «и нет, и не было». В этом плане опять-таки вариант отца Х. представляет собой самое настоящее и искреннее выражение христианской надежды! :)) Разумеется, зависит еще, с каким внутренним состоянием эти слова произносить…

Самое важное место среди всех богослужений, совершаемых в Церкви, занимает служба, которую мы называем Литургией. Литургия - слово греческое. Оно значит общее служение. Иногда им обозначалось служение ближним, благотворительность, иногда - служение при алтаре. Богослужения имеют целью сблизить нас с Богом, приблизить к Нему в молитве. Но высшее проявление близости, присутствие Господа среди верующих, «обожение» человека и природы осуществляется в таинстве Евхаристии - в этом центре жизни Церкви.

Евхаристия была установлена Самим Господом Иисусом Христом во время устроенной Им Тайной вечери. Иисус Христос собрал Своих учеников в тот вечер, когда должен был быть и был предан на страдания, муки, распятие и . Он собрал Своих учеников как глава, как старший, хотя по возрасту им не был. Он совершил вечерю точно по образцу, по которому было принято это в народе во времена ветхозаветной Церкви, но только с одной особенностью: когда Он преломил Хлеб, когда поднял Чашу, прочитав особые благодарственные молитвы Богу за все, Он сказал ученикам: «Вот это творите в Мое воспоминание. Хлеб - это Мое Тело, и это Вино - Моя кровь. Когда будете вспоминать Меня таким образом, то будете от Моего Тела есть и от Моей Крови пить. И тот, кто будет это делать, будет пребывать во Мне, и Я буду пребывать в нем всегда».

Во время Евхаристии мы вспоминаем все, что было со Христом: Его воплощение, всю Его жизнь, Голгофу, воскресение и вознесение. Но когда мы это все вспоминаем в символах на Божественной Литургии, тогда это совершается вновь! «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5, 17), и это делание не прекращается никогда. Тайна, таинство Святой Евхаристии в том-то и заключается, что тут не одни наши с вами воспоминания.

Литургия дает реальное, действительное с Богом общение, освящающее каждого ее участника, так как за каждой Литургией происходит, исполненное глубокой тайны, преложение принесенных в алтарь хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. И причащаясь Самого Тела и Самой Крови Христовой, каждый верующий реально, действительно, а не только мысленно или в воображении соединяется в этот момент с Самим Богом. Во время Литургии присутствие Божие среди людей по данному Богом обетованию осуществляет самое полное освящение человека.

Тут происходит особенное действие Божие, которое вводит в этот мир Божественную силу, и к этой силе приобщается каждый из нас, эта сила входит в наши сердца и потом через нас и с нами действует во всем, что мы делаем. Та сила Божия придает тому, что вы делаете, каким бы это дело ни казалось ничтожно маленьким, огромный смысл, глубину, в этом духовное значение Православия. Через все то, что делает христианин в этом мире, участвующий в Евхаристии достойно, идет в мир сила Божия, мир преображающая, мир освящающая, переделывающая, несмотря на то, что мир этого не понимает. Мир об этом даже и не знает. Вот что такое Евхаристия! Вот почему с самых первых времен Евхаристия - жертва благодарения, преломление хлеба - является центральным фактом в жизни христиан. Евхаристия есть высшее выражение единения христиан, жизни Единого тела, Единой Святой Церкви Христовой. Таинство - источник этого единения. Мы - одно Тело, Его Тело. Мы все - одно: и живые, и мертвые. «Нас всех, - читает священник в алтаре, - от единого Хлеба и Чаши причащающихся соедини друг ко другу». Всех стоящих здесь, живых и умерших, Церковь земную и Церковь прославленную, «имеющу Одну Главу».

От скудости, от нищеты, от мрака моего бедного «я» я прихожу к Божественному Таинству и свету. «Вниде свет Твой и просвети тьму мою». Живя еще здесь, на земле, мы в эти моменты вступаем уже в Его благодатную жизнь, так как Он приходит к нам и «творит у нас обитель свою» (Ин, 14, 23).

Во время Евхаристии происходит самое главное, самое важное - Христос оказывается между нами. «Там, где двое или трое собрались во имя Мое (и именно так собрались, как собираются христиане во время Евхаристии), там Я - посреди них». Там Христос посреди нас со всей силой Своей состраждущей любви, способной каждому из нас дать решительно все, что нам нужно и для того, чтобы семя слова Божия, которое попадает в нашу душу, когда мы слышим благовестие - евангельскую весть, - не пропадало даром, но могло возрасти в каждом сердце. Среди господства стихий мира сего Таинство Евхаристии - Божественная Литургия - есть предвосхищение иной жизни, иного Царства - «идеже - свет лица Божия». Евхаристия есть звено, соединяющее настоящее с грядущим, состояние нынешнее со славой грядущего Преображения.

В Евхаристии время исчезает, время входит в вечность. И мы принадлежим вечности и в ней участвуем. Потому что все то, что мы вспоминаем как бывшее: был выход на проповедь Иисуса Христа, была Тайная Вечеря - это все для нашего ума, - БЫЛО, а в Боге это - ЕСТЬ. Все, что было, то и есть. Умом понять это невозможно.

Смерть Иисуса Христа - это жертва. Тут и смерть, и воскресение, и вознесение. Это все было и есть. Для нас - еще будет, а для Господа - уже есть. А что будет? Наша собственная смерть, наше собственное воскресение, наше собственное вознесение. А оно уже… есть. Мы - в прошлом, настоящем и будущем во время Литургии. И это не представление, не фантазия, не мысли, так есть на самом деле. Вот что такое Таинство Евхаристии.

Печатается в сокращении по изданию: О. Всеволод Шпиллер. Проповеди. Красноярск, 2002.

На вопросы телезрителей отвечает заведующий канцелярией Гатчинской епархии иерей Александр Асонов. Передача из Санкт-Петербурга. Эфир от 9 января 2014 года.

Добрый вечер, дорогие телезрители. С Рождеством Христовым! В эфире телеканала «Союз» передача «Беседы с батюшкой». Ведущий - Михаил Кудрявцев.

Сегодня у нас в гостях заведующий канцелярией Гатчинской епархии иерей Александр Асонов.

Здравствуйте, батюшка! Прошу Вас по традиции благословить наших телезрителей.

Да благословит всех нас Всемогущий Господь наш Иисус Христос.

- Дорогие друзья, наша сегодняшняя тема - приветствие, которое звучит в алтаре: «Христос посреди нас».

В эти светлые рождественские дни хочется спросить: Господь родился, и Он теперь посреди нас. Что это значит?

Для нас это значит, что Господь невидимым духовным образом, но реально присутствует и в этом мире, и в пакибытии. То, что Господь пришел в образе беззащитного младенца, - очень важный момент. В практически беспредельный хаос зла, которое царило и царит на земле, он пришел как младенец, а не в короне, не под знаменами великих армий, не с новой хартией о человеческом праве. Мы знаем, что потом Господь вырастал, канонические Евангелия немного повествуют о детстве и молодости. После того, как Господь воскрес и послал нам Духа Утешителя, Он и пребывает посреди нас. Но все это начинается с Богоявления и Рождества Его в образе этого беззащитного младенца.

Лично для меня празднование Рождества Христова всегда вызывало такой вопрос: поскольку мы знаем, что этому младенцу придется ради нас, грешных, перенести такие страдания и умереть на Кресте, почему мы тогда торжествуем?

Это очень интересный вопрос, почему мы торжествуем. Каждый из нас приходит в этот мир на страдания, в книге Иова, самом древнем и философском ветхозаветном произведении, есть слова: «Человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться к небу». Человек там не празднуется, а оплакивается, потому что он приходит на страдание, а радуются его кончине.

Последний раз, когда в Риме умер папа римский, то показывали, как на площади ликовали люди. Потому что это христианское отношение: человек отошел ко Господу, и его земной путь, связанный со страданиями, искушениями и некой отлученностью от Бога, закончился.

Мы празднуем рождение человека на земле, прежде всего, потому, что это дар Бога, которым открывается очень многое. Когда мы празднуем Рождество Христово, мы празднуем и рождение человека, который обрел дар жизни, потому что во Христе две природы - и человеческая, и Божия. Мы как христиане радуемся и тому, что Бог воплотился ради нас, грешных. Понимаем, что будут страдания, но не можем не радоваться, поскольку через это Рождение и мы обретаем новое духовное рождение.

Во-первых, Anno Domini - Лето Божие. В советское время мы привыкли писать о летоисчислении «до нашей эры», «после нашей эры». Мы живем в новолетие - после Рождества Христова. Началось новое время, пришел Новый завет, это мы празднуем, с одной стороны.

С другой стороны, Рождество Христово напоминает нам о собственном нашем рождении. Как о рождении телесном, когда мы обрели дар этой жизни, и имеем возможность служить Богу. Так и о рождении духовном, как сказал великий христианский богослов, «для того чтобы человек стал богом, Бог стал человеком». Это непостижимо.

Рождество Христово - исторический водораздел, который существует между Ветхим и Новым заветами. Это очевидно для христиан, но это должно быть очевидно даже для тех, кто не имеет отношения к христианству. Во-первых, новое летоисчисление, во-вторых, новое понимание цели человеческой жизни. В некотором смысле новое, но хорошо забытое старое.

В Ветхом завете есть упоминания о тех праведниках, которые ходили перед Господом, высшая степень праведности. «Христос посреди нас» - личное общение с Богом поменялось в Новом завете по сравнению с Ветхим?

Несомненно, поменялось, потому что в христианской вере присутствует учение о сошествии Святого Духа. Об этом в Евангелии упоминается дважды. Это очень тонкий момент, о котором нельзя забывать.

Всем хорошо известно о сошествии Святого Духа в день Пятидесятницы, именно его мы отмечаем как рождение нашей Церкви и явление Пресвятой Троицы. Это третья ипостась того же самого Бога, тот самый Утешитель, Которого обещал послать Спаситель. В первый раз о Святом Духе упоминается, когда Спаситель является ученикам в первый раз по Своем воскресении, войдя к ним дверями затворенными. Он дунул на них и сказал: «Примите Духа Святого», в тогда не было говорения на языках, явных чудес.

Учение о Святом Духе предполагает, что мы теперь не одни, мы не сироты, а пребываем в полноте общения с Богом, в некоторой степени мы уже с Богом. Посреди евхаристического канона, в самом сердце Божественной литургии, звучат слова «Христос посреди нас», это фраза, которую говорят священники, оборачиваясь друг к другу. Ответ на нее: «И есть, и будет». Эта фраза становится актуальной, потому что Он здесь, посреди нас, мы в Нем, и Он в нас. Господь говорит: «Как Я в Отце, и Отец во Мне, так и Я в вас, и вы во Мне». Это тайна, непостижимо для человека, но это факт. И в этом отличие Ветхого и Нового завета. Речь идет о полноте общения с Богом, той полноте, которой человек преобразовывается, которой он, по выражению богословов, обоживается. Суть этого в том, что человек, христианин находится под воздействием Святого Духа, и невидимым образом, через обстоятельства, откровения происходит его преображение. В Ветхом завете подобного не было.

Кем были апостолы до сошествия на них Святого Духа? Они ученики Господа, ходят за ним, но порой даже не слышат Его. Когда же происходит предательство и на их глазах разворачивается вся эта трагедия, они в состоянии изумления, в состоянии душевного хаоса, и они разбегаются. Но после внутреннего дуновения Духа Святого еще за закрытыми дверьми, а затем в день Пятидесятницы, они вдруг преображаются и начинают открыто говорить о своих убеждениях, а ведь они рискуют жизнями. Что же так резко их изменило? Это сошествие Утешителя, благодаря Которому в их жизнях что-то стало невидимо меняться. Происходит то, что продолжается по сей день.

В истории человечества не было ни секунды с того момента, как Христос родился, воскрес, с того момента, как сошел Святой Дух, чтобы духовная жизнь и развитие Церкви останавливались. Не было ни одной доли секунды в жизни всего мира, чтобы те изменения, которые стали происходить, прекратились. До сих пор все это существует, все это развивается.

Если возвратится ко второй ипостаси Святой Троицы, к Богу Слову. Потому что, когда мы говорим о Христе, мы говорим о Слове. Эта тема ускользает, когда мы говорим о молитве, причастии. Тема внутренних, сокровенных отношений человека со Христом. Общение, которое позволяет чувствовать Бога как своего друга, соратника, учителя, отца. Как выразить норму этих отношений.

Можно использовать евангельские сюжеты и слова Спасителя: «Вы уже не рабы, а мои друзья». Спаситель неоднократно говорит об этом, обращаясь к апостолам, а через них ко всем нам. Во время Тайной Вечери Господь делает много того, чтобы это стало очевидным: умывает ноги ученикам, через это дает нам понять, что нет больше той любви, как если кто положит жизнь свою за други своя.

Но истинное ощущение Господа как единственного и самого верного друга может произойти лишь благодаря тому божественному откровению, которое имеет личный характер в жизни каждого человека. Никакие специальные внешние приуготовления не могут способствовать этому. Только живая встреча. Не мы, сам Господь находит нас. Мы можем искать истину, но по этой истине Господь открывает себя сам.

В этом и смысл Рождества. Человечество в образе Девы Марии отвечает согласием на призыв Божий. Господь стоит и стучит при дверях, но Он не врывается в нашу жизнь. Он посылает каждому человеку знаки. Есть хорошее выражение - «Позволь истине найти себя». Надо открыть дверь своего сердца Богу, дать найти себя. Тогда через это индивидуальное божественное откровение, ты осознаешь, что есть Господь Бог как твой друг, оставаясь при этом другом.

Есть другая восточная поговорка «Спящего не буди, голодного накорми». Как объяснить тот голод по Господу, который просыпается в человеке после его встречи с Ним?

Этот голод открывается благодаря тому, что Господь приходит к человеку. Все это очень индивидуально, потому сложно объяснить. Божественное откровение происходит в очень личных, понятных только данному конкретному человеку, параметрах. Кому-то нужны определенные яркие чудеса, кому-то интуитивные переживания, кому-то встреча и общение с определенными людьми. Господь посылает нам людей, которые вдруг появляются в нужное время в нужном месте и говорят именно о том, что важно сейчас тебе, потом они даже забывают о том, что говорили и почему они говорили об этом. Но для Вас это было важно, для Вас это был ответ.

Благодаря божественному откровению человек понимает, почему Господь - единственный и верный друг. Осознание той любви и верности, которые исходят от этого друга, позволяют понять, почему Он действительно Господь. Мы знаем, что такое материнская любовь, и что это тот дар, который дан человеку как отдаленный образ божественной любви. Поэтому мама - это единственный и самый неповторимый друг, однако панибратства быть не может, она остается мамой, это святое слово - мать. Представьте Бога в такой перспективе, но только умножьте на миллион, потому что это несоизмеримо - это ощущение заботы, ощущение любви и верности. Когда отвернутся все, Господь не отвернется от человека, как Он сказал: не оставлю вас сиротами, пошлю Утешителя, ради этого Я встал среди вас, зная ваши скорби и страдания. Если рассуждать обо всех мировых религиях, то христианство - самое уникальное, если говорить с точки зрения обывателя.

- Следующий вопрос об узнаваемости, Вы говорите, что бывает так, что встречаешь человека , который дает ответы на вопросы, которые волнуют. Но ведь бывает так, что Господа не узнавали, даже его ученики, например, те двое, что шли в Эммаус. Особенность воскресшего Спасителя в том, что Он часто был неузнаваем.

Это очень сложный момент, Вы затронули непростую тему, на нее даже не так много толкований. Большинство экзегетов побаиваются затрагивать эту тему. Начиная с Марии Магдалины, которая приняла Его за садовника. Она узнает Его лишь, когда Он называет ее по имени, то есть в этом было что-то индивидуальное. Конечно, мы можем долго полемизировать на эту тему, но остается тот факт, что после воскресения Спасителя не всегда узнавали те, кто знал Его при жизни. Почему так? Может быть, это тоже информация к размышлению для нас, христиан. Лично я плохой экзегет, чтобы все это истолковывать. Может быть, это имеет отношение к тому, что Христос открывается очень индивидуально. Тот факт, что в Евангелии есть такие сюжеты, не согласующиеся между собой, как раз опровергает мнение многих атеистов, что его некогда написали, как некую сказку. Многие события в Евангелии идут как бы против логики, потому естественно предположить, что это описание событий, которые имели место быть, и которым до сих пор нет объяснений.

Апостолу Павлу нужна была такая встреча, как она произошла, он должен был ослепнуть, услышать голос, который не слышали его спутники, и услышать именно эти слова - «Трудно тебе идти против рожна». Что обозначает эта фраза, ведь эти выражения использовались в определенном контексте в древнегреческих философских сочинениях, с которыми, безусловно, был знаком апостол Павел.

Повторюсь, что с тех пор, как Христос пришел в мир, этот процесс ни на секунду не останавливался, Дух действовал в Церкви всегда, Церковь стояла и устоит, и «врата ада не одолеют ее», и блики падают на весь мир. Другое дело, что в мире, искаженном первородным грехом, искажается и святость Христова, и мораль христианская переворачивается: вроде бы все правильно, но какие плачевные результаты.

Например, два понятия фарисейство и пуританизм. Ведь фарисейство в свое время - благочестивая религиозная практика. В основе пуританизм лежит слово «чистота». Но что в итоге? Фарисейство и пуританизм находятся на одной шкале выхолощенности и лицемерия, а ведь какие благие намерения в основе.

Это говорит о том, что слово без Христа мертво, об этом говорит апостол Павел: «буква умерщвляет». Жизнь человека без реального переживания Христа, без божественного откровения не обладает силой, более того, иногда становится смертоносной.

К вопросу о «букве убивающей»: среди православных есть страх перед живым общением с Богом, прикованность к молитвослову, когда человек может молиться лишь теми словами, что в нем написаны, но неспособен к индивидуальному диалогу с Господом.

Не вижу ничего плохого в том, что человек использует молитвослов и прикован к нему, это наше богатое христианское наследие, и все эти молитвы проникнуты очень сильной верой поколений христиан, живших до нас, они нам в назидание.

В молитве все тоже очень индивидуально, главное то, как настроен человек внутренне. Если человек любит молитвенное правило, то дай Бог. Или я неправильно понял Ваш вопрос?

Речь не о том, что плохо молиться по молитвослову. Святоотеческие молитвы всегда будут нам образцом. Речь о том, что у человека страх оторваться от написанных букв и обратиться к Богу, как папе…

Я уверен, что у православных христиан в полном смысле слова такого страха нет. Если человек далек от Христа, такой страх может быть, а если он действительно православный человек, переживающий божественное откровение, для него такого вопроса нет.

Вопрос телезрительницы о Гефсиманском молении, когда Христос молится перед своими страданиями и говорит «Да минует Меня чаша сия, впрочем, не как Я хочу, но как Ты». Кому молится Христос, если Он сам Бог?

Интересный вопрос, естественно, Он молится Отцу Небесному, это связано с понятием Святой Троицы: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой, три ипостаси одного Бога. «Непостижима тайна сия», человеческим разумением постичь Пресвятую Троицу невозможно - здесь я перефразировал постановление Вселенского Собора.

Неслучайно греками и было введено слово «ипостась», не персона, но и не одно… это сложный богословский вопрос, который долго пытались осознать, дать точную формулировку и чтобы дальше не впадать в искушения, дано было определение, что есть вещи, непостижимые человеческому разуму. Как можно постичь безграничность Божию? Попробуем понять хотя бы бесконечность Вселенной, мы это знаем, но не можем.

Есть вещи реально ощутимые, но человеческим разумом непостижимые, поэтому мы и говорим о вере. Поэтому Господь говорит: пока не уподобитесь детям, не войдете в Царство Божие. Пока как дети, не доверитесь полностью мне, не сможете быть в полноте общения со Мной. Когда же пребудете в этой полноте, найдутся и ответы на многие непознаваемые вещи. Думаю, что ответ на то, что такое Пресвятая Троица, индивидуально для многих христиан присутствует, но это не самое главное, самое главное - пребывать в Господе. Надеюсь, что я хоть как-то ответил на Ваш вопрос.

Вопрос телезрительницы: «Можно ли причащаться в эти Святые дни без поста?» Пояснение ведущего: речь идет о часто встречающейся практике поститься перед Причастием три дня, порой семь.

Сейчас этот вопрос серьезно обсуждается по документам Межсоборного присутствия, пока формальные результаты не достигнуты, поэтому скажу Вас свою субъективную точку зрения. Вам надо определиться, что такое для Вас пост, как Вы его понимаете: отказ ли это от еды и питья либо определенная духовная жертва Богу, связанная с Вашим внутренним переживанием веры. Апостол Павел говорил, что тот, кто принимает Тело и Кровь Христовы, не размышляя о них, принимает себе в осуждение. Что он имел в виду под этим: пост или то, что человек, у которого нечиста совесть.

Святитель Василий Великий говорит: знаю, Господи, что недостойно причащаюсь, так как не рассуждаю Тела и Крови Твоей.

Может быть, я не совсем полно ответил на заданный вопрос, но, как говорил древнеримский философ и поэт Вергилий «и следов, что я здесь наметил, достаточно для того, чтобы вы своим чутким умом довершили все остальное».

Отец Александр, мое субъективное мнение, что вопросы о том, как часто причащаться, как подходить к причастию сводятся к какому-то механизму, живой Христос исчезает из этих вопросов…

Вы знаете, я неоднократно с этим встречался. Этим летом я ездил отдыхать и, как всякий христианин, ходил в храм, причащался, в других епархиях мне не всегда удобно причащаться, как клирик, в алтаре. И вот в этом году у меня был такой опыт в одном из храмов Русской Православной Церкви на Украине. Несмотря на то, что было очень жарко, ощущение единства молитвы было велико. Передо мной стояла группа людей, на которую я смотрел с восхищением, поскольку они истово молились, думая о том, как мне недостает такой вот веры. Когда подошел момент причастия, и начался некий хаос, как это обычно бывает. Мы с матушкой негромко говорили, чтобы определиться, куда надо пройти. И вот один из тех истово молившихся обернулся и сквозь зубы проговорил:

Самый важный момент - причастие!

Я понял, он недоволен тем, что мы разговариваем, и извинился. Потом, кажется, все должно было продолжаться позитивно, но он опять повернулся и спросил с вызовом:

А Вы вообще исповедовались?

И я почувствовал от этого набожного человека волну антагонизма по отношению ко мне. То есть, он не знает, кто я, откуда. Что меня поразило: он истово молился, падал на колени, но с каким сердцем он шел к причастию. Это было настолько разочаровывающе, печально и пугающе для меня. Понимаю, что это искушение, потом я клирик Русской Православной Церкви, а если зайдет более слабая душа и увидит такую вот христианскую любовь?

Это касается вопроса приготовления к причастию. Вроде он отстаивает свою святыню, а я шепчусь со своей женой, оскорбляю его религиозные чувства. Но готов ли он к причастию? на Христа ли он смотрит или озирается вокруг? я не пытаюсь судить его, размышляю на актуальную для всех нас тему.

Вопрос телезрительницы из Белгорода: «Скажите, пожалуйста, мы живем в новой эре, начиная с Рождества Христова. А кто и как установил эту новую эру?»

То есть, когда была введена новая календарная система. Точно я Вам не скажу, я не специалист по этим вопросам.

Недавно я интересовался этим вопросом, поэтому могу ответить, что это было сделано в шестом веке Дионисием Малым, причем он допустил ошибку на пять лет. Это западный латинский монах, который решил, что пора отказаться от языческой системы летоисчисления. Он произвел расчеты, но, как выяснили современные ученые, допустил в них ошибку, в результате получилось, в действительности Господь родился на пять лет раньше.

Наверное, не столь важна конкретная дата, важен сам факт.

Да, конечно. Но тогда ажиотаж, который происходил вокруг этой даты в 2000 году, миллениум, ожидания конца света с высчитыванием на календаре теряют всякое значение.

По-прежнему ожидают, снимают фильмы об этом. Господь же сказал: «Ныне суд миру сему», потому что Свет пришел в мир, и мир не принял Его. Христианское богословие говорит о том, что мы уже живем в эсхатологический момент.

Подробнее о том, как возник календарь, что с ним происходило, можно узнать в «Православной энциклопедии» и в интернете по ссылке «Дионисий Малый».

Хотелось бы задать вопрос о том, встает ли перед нами проблема выбора - быть с миром или с Господом?

Вопрос интересный и сложный. Плох ли мир сам по себе, если он создан Господом. Думаю, надо говорить о выборе между добром и злом. Все зло в этом мире надо отвергать в пользу добра и следовать за Господом, другого пути у христианина в этом мире нет.

У любого человека всегда стоит вопрос выбора между добром и злом. Человек может философствовать, чтобы находить оправдания для какого-то зла, но в глубине души он хорошо понимает, в чью пользу он делает выбор. Если допустить хоть маленькую оплошность и с чем-то мало-мальским злым согласиться, оно схапает тебя всего. Невозможно служить Богу и мамоне, невозможно сидеть на двух стульях… нельзя быть христианином чуть-чуть, лишь по воскресениям. Это вопрос христианской совести, выбор надо делать в пользу добра, то есть Бога.

Если ты живешь в этом мире с Богом, ты видишь первозданную красоту этого мира. Когда ты с Богом ты заново открываешь ее для себя, для чего ты пришел в этот мир.

Надо всегда просить Бога избавить от зла, которое постоянно пытается нас поработить, чтобы увидеть красоту мира, который сотворил Бог, и подлинный смысл нашего бытия.

Время нашей передачи, к сожалению, заканчивается. Прошу Вас по традиции благословить всех наших телезрителей.

Хочу поздравить всех телезрителей, всех работников телеканала «Союз», лично Вас, Михаил, с Рождеством Христовым, светлым праздником, с которого начинается Anno Domini, Лето Господне, пожелать вам всем божественного откровения в этом новом году. Да укрепит всех нас Господь силой Духа Святого. Аминь.

- Христос посреди нас!

И есть, и будет!

- Аминь!

Гость передачи: иерей Александр Асонов.

Ведущий: Михаил Кудрявцев.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Евхаристия - сердце Церкви. Христиане исполняются совершенной радостью, празднуя за каждой Божественной литургией Светлое Воскресение Господне. Здесь Христос среди нас, и невольно восклицаешь: «Господи, воздвигни силу Твою, и прииди, во еже спастися нам».

Таинством таинств является Евхаристия - сердцевина Церкви, ее основа, фундамент, без которого немыслимо само ее существование. Евхаристия была центром жизни Древней Церкви. Первые христиане часто причащались, исполняясь пасхальной радости и благодаря Бога, живя в Нем. Они имели подлинное, непосредственное переживание Божества, они чувствовали себя в реальном и непосредственном общении со Христом, они горели радостью поклонения Воскресшему…

Евхаристия - это праздник. Она (как и Пасха) - «праздников Праздник и Торжество есть торжеств» (ирмос 8-й песни Пасхального канона). Литургия есть радостное торжественное благодарение, основное настроение которого - хвала Богу. Не случайно во время Великого поста Божественная литургия часто не служится, либо совершается литургия Преждеосвященных Даров: ликующий характер евхаристических молитв не соответствует скорбному настроению этих дней. В этом парадокс и тайна Евхаристии: к ней нужно приступать с покаянием и, одновременно, с радостью.С покаянием - от сознания своего собственного недостоинства и радостью от того, что Господь в Евхаристии очищает, освящает и обоготворяет человека, делает его достойным, невзирая на недостоинство.

Человек устремляет свой взор не на себя, а на Бога, на Его величие. Речь идет не столько о самоусовершенствовании, сколько о том, чтобы открыться Божьему свету. И именно эта радость бескорыстным образом отражается на природе человека и меняет ее. Поскольку человек ничего не дабавляет к величию Божьему, то оно действует само по себе. Не нужно все время сгибаться под своей духовной нищетой, мучиться из-за грехов, но в день Господень - не в этом ли заключается дар Его благодати? - нужно отдохнуть на несколько мгновений, исполнившись чистой и прозрачной радостью.

«Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа…». Древние христиане на этот возглас священника о наступлении Благословенного Царства, произносимый в самом начале литургии, отвечали ликующими гимнами.

Два псалма, поющиеся в самом начале литургии, исполнены радости и веселья. Первый псалом начинается возгласом восторга и удивления: «Благослови, душе моя, Господа». Посмотри, душа моя, какое перед тобой радостное чудо: Сам Господь пришел тебя спасти, благослови же Его. Далее еще больше усиливается этот восторг: «вся внутренняя моя» - все мои духовные внутренние силы - пусть благословят Господа, Который исцеляет все недуги, болезни твои, избавляет от смерти жизнь твою. Он, Воскресший и нас Воскресивший, исполняет твои добрые пожелания. В конце - с еще большей силой призыв благословить Господа, все силы Его и все дела Его. В священном восторге автор (царь Давид) заканчивает: «на всяком месте владычества Его…благослови, душе моя, Господа». Весь псалом, как мы видим, проникнут благодарностью перед милостями Божьими и священным трепетом перед Его величием. Второй псалом выражает еще больший восторг. Уже не благословить Бога призывает святой пророк душу, но восхвалить, излить свой восторг. «Хвали, душе моя, Господа», - возглашает он и сам отвечает: «восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему», - пока я существую - «дондеже есмь». Заканчивается псалом торжественно: «Воцарится Господь во век». В этом псалме прославляется безмерная милость неизреченного человеколюбия Божия и призываются Его милости на молящихся.

Приближается время Евхаристического канона. Священники целуют дискос и чашу, целуют престол и совершают взаимное целование. Главный священник (предстоятель) приветствует каждого подходящего: «Христос посреди нас», сослужащие отвечают ему: «И есть, и будет». Происходит так называемое «целование мира», которое до сих пор совершается в алтаре.

В первохристианской Церкви целование мира происходило также и в храме среди молящихся. Все присутствующие с произнесением вышеуказанных слов целовали друг друга: мужчины - мужчин, женщины - женщин. Священные гимны сменялись взаимным целованием.

Мы буквально купаемся в Божией любви. И если этого не замечаем, то потому, что наши сердца огрубели. Сам факт нашего прихода в мир, сам факт нашего бытия, нашей жизни - это настолько достаточное основание для нашего счастья, что он с необходимрстью должен приводить нас к ответному благодарению Бога за все Его благодеяния. Все, случившееся с тобой, все посланное Богом ты воспринимаешь с радостью и трепетом и в ответ благодаришь: «Благодарим Господа!».

Таинство Евхаристии завершилось. Раздается возглас: «Святая святым». Священник причащается, после чего в алтаре читает благодарственные молитвы («Воскресение Христово видевше», «Светися, светися»), проникнутые величайшей радостью и ликованием о Христе Воскресшем.

Закончилось причащение мирян, и хор поет песнопения, сияющие весельем и радостью. Они выражают торжественно-благодарное пение душ причастников. В Евхаристии человек обретает Царствие Божие. Оно приблизилось, оно уже среди людей, посреди и внутри них. Ища Царствия Небесного, человек слушается своего Господа и становится Его сыном. И, когда он Его обретает, радуется, как тот, кто «нашел жемчужину», как тот, кто «нашел сокровище», - и радость его совершенна. «Могут ли печалиться сыны чертого брачного, пока с ними жених?»(Мф. 9:15). «А друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостию радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась» (Ин. 3:29).

После всеобщего Воскресения Христос наполнит собой всякую человеческую душу и все творение. Уже ничего не останется без Него, но все преобразится и просияет, изменится и переплавится. Это будет нескончаемый «невечерний день Царствия» (песнь 9-я, тропарь 2-й Пасхального канона) Божьего, вечная радость, вечная Евхаристия у Бога и в Боге. Святой Андрей Кесарийский говорит: «Податель вечной радости дарует всем святым непрестанное веселье». Все лишнее, временное, всякие ненужные подробности быта и бытия исчезнут, а Христос будет царствовать в душах искупленных им людей и в преображенном Космосе. Это будет окончательная победа добра над злом, света над тьмой, рая над адом, Христа над антихристом. Это будет окончательное упразднение смерти: «Тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою.Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» (1Кор. 15: 54 - 57).

Праздник Воскресения Христова - это ежегодная Пасха, но существует и Пасха недельная - каждый воскресный день, когда мы за Божественной литургией приобщаемся Тела и Крови Христовых, когда принимаем участие в Пасхе Господней

Христос посреди нас! - «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:20). Христос посреди нас! - «С нами бо неложно обещался еси быти до скончания века, Христе. Егоже вернии, утверждение надежды имуще, радуемся» (песнь 9-я, тропарь 1-й Пасхального канона). Христос посреди нас! - «возрадуемся и возвеселимся»! (стихиры Пасхи)

«Христос посреди нас. - И есть, и будет». Слова эти и по форме, и по содержанию сродни пасхальному приветствию: «Христос Воскресе! - Воистину Воскресе!».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!