Информационный женский портал

Использование антонимов в языке. Типы антонимов

Антонимы - это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения, например: «правда» - «ложь», «добрый» - «злой», «говорить» - «молчать».

Типы антонимов:

1. Разнокорневые. Этот тип антонимов наиболее представителен. Противоположные значения являются принадлежностью этих слов в целом (например, высокий – низкий, жар – холод, догонять – отставать и др.). Противопоставляются как антонимы и некоторые предлоги (например, за и перед (за шкафом – перед шкафом), в и из (в комнату – из комнаты).

2. Однокорневые. У них значение противоположности выражается не корневыми частями слов, а аффиксальными морфемами. Антонимия возникает на противопоставлении приставок (например, при- и у- (приходить – уходить), в- и с- (влезать – слезать), либо как результат употребления отрицательных приставок, придающих слову противоположный смысл (например, грамотный – неграмотный, вкусный – безвкусный, военный – антивоенный, революция – контрреволюция и др.).

3. Контекстные (или контекстуальные) антонимы – это слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в тексте: Ум и сердце – лед и пламень – вот основное, что отличало этого героя.

4. Энантиосемия – противоположность значения одного и того же слова. Иногда антонимичными могут быть не отдельные слова, а разные значения одного слова (например, слово бесценный, означающий: 1. имеющий очень высокую цену (бесценные сокровища). 2. не имеющий никакой цены (купил за бесценок, т.е. очень дешево). Слово блаженный, означающий: 1. в высшей степени счастливый (блаженное состояние). 2. глуповатый (более раннее значение юродивый).

5. Соразмерные (имеющие противоположные действия: подниматься – опускаться, толстеть – худеть) и несоразмерные (некому действию противопоставляется бездействие: уехать – остаться, зажигать – тушить).

6. Языковые (существуют в системе языка: высокий – низкий, правый – левый) и речевые (образуются в речевых оборотах: бесценный – грош цена, красавица – кикимара болотная);



Функции антонимов:

1. Основная стилистическая функция антонимов - это лексическое средство для построения антитезы. П: И ненавидим мы, и любим мы случайно.

2. Противоположен антитезе прием, который заключается в употреблении антонимов с отрицанием. Он используется для того, чтобы подчеркнуть в описываемом предмете отсутствие четко выраженного качества. П: Она была не хороша, не дурна собою

3. Антонимия лежит в основе оксюморона (от греч. oxymoron ‘остроумно-глупое’) - стилистической фигуры, которая создает новое понятие соединением контрастных по значению слов. П: Тень несозданных созданий колыхается во сне. Словно лопасти лотаний на эмалевой стене (Брюсов).

4. Антонимы используются для подчеркивания полноты охвата изображаемого – нанизывание антонимических пар. П: В мире есть добро и зло, ложь и правда, горе и радость.

Анафразис – использование одного из антонимов, в то время как надо использовать другой: откуда, умная, бредешь ты, голова? (обращение к ослу). Антонимические пары должны составляться логично.

Омонимия, виды омонимов. Паронимы. Парономазия. Функции омонимов и паронимов в речи.

Омонимы - это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению, например: бор - “сосновый лес, растущий на сухом, возвышенном месте” и бор - “стальное сверло, употребляемое в зубоврачебном деле”.

Виды омонимов.

Различают полные и частичные омонимы. Полные омонимы принадлежат к одной части речи и совпадают во всех формах, например: ключ (от квартиры) и ключ (родник). А частичные омонимы - это созвучные слова, одно из которых целиком совпадает лишь с частью форм другого слова, например: такт (в значении “проиграть последний такт”) и такт (в значении “правила приличия”). Слово со вторым значением не имеет формы множественного числа.

Паронимы (от греч. para «возле, рядом» + onyma «имя») - слова, схожие по звучанию, близкие по произношению, лексико-грамматической принадлежности и по родству корней, но имеющие разное значение. Паронимы в большинстве случаев относятся к одной части речи. Например: одеть и надеть, абонент и абонемент, мудреть и мудрить. Иногда паронимы также называют ложными братьями.

Явление парономазии (из гр. para - возле, onomazo - называю) заключается в звуковом подобии слов, имеющих разные морфологические корни (ср.: нары - нарты, лоцман - боцман, кларнет - корнет, инъекция - инфекция). Как и при паронимии, лексические пары при парономазии принадлежат к одной части речи, выполняют в предложении аналогичные синтаксические функции. У таких слов могут быть одинаковые приставки, суффиксы, окончания, но корни у них всегда разные. Кроме случайного фонетического сходства, слова в подобных лексических парах нечего общего не имеют, их предметно-смысловая отнесенность совершенно различна.

Парономазия в отличие от паронимии не носит характера закономерного и регулярного явления. И хотя в языке есть немало сходных в фонетическом отношении слов, сопоставление их как лексических пар является результатом индивидуального восприятия: один увидит парономазию в паре тираж - типаж, другой - в тираж - мираж, третий - в тираж - витраж. Однако паронимия и парономазия близки с точки зрения употребления в речи сходных по звучанию слов.

Использование омонимов и паронимов в речи

(Омонимы). Как и многозначные слова, омонимы употребляются во взаимоисключающих друг друга сильных позициях. Это позволяет реализовать основную семантическую функцию омонимов - дифференцировать различные по значению и совпадающие по звуковым оболочкам слова. Так как эти слова не связаны по смыслу, не мотивированы, сила их взаимного исключения в тексте значительно больше, чем. у значений (ЛСВ) многозначного слова.

Контактное употребление омонимов в тексте или даже их «наложение», полное «слияние» в одной форме реализует определенные стилистические функции, являясь средством создания каламбура, образного столкновения разных смыслов, подчеркнутой экспрессии: Взять жену без состояния - я в состоянии, но входить в долги для ее тряпок я не в состоянии (П.); Платя свой долг, ты тем самым его выполняешь (Козьма Прутков) . Выразительность лозунга Миру - мир\ подчеркнута употреблением омонимов.

(Паронимы)

Паронимы могут быть использованы в речи в качестве средства выразительности.

Часто авторы ставят паронимы рядом, чтобы показать их смысловые отличия при кажущемся подобии: Любой человек, поскольку он живет в обществе, – гуманитарий в том смысле, что объясняет, корректирует, оценивает свое и чужое практическое и теоретическое поведение в категориях гуманитарного (не обязательно, к сожалению, гуманного) мышления. (В. Ильин, А. Разумов); Вот так оно бывает, когда доверие путают с доверчивостью. (Я. Дымский).

Столкновение паронимов может быть использовано для выделения этих слов, что усиливает выражаемые ими значения: Написал деловое и дельное письмо Валерьяну (Л.Толстой).

Итак, умелое употребление паронимов помогает правильно и точно выразить мысль, раскрывает большие возможности русского языка в передаче тонких смысловых оттенков.

1. Разнокорневые - это собственно лексические антонимы, в которых противоположность выражается семантикой всего слова: богатство - нищета, зажигать - гасить . Преобладают в количественном отношении.

2. Однокорневые - лексико-грамматические антонимы, в которых противоположность значения выражается через различные приставки, реже суффиксы, которые также способны вступать в антонимические отношения: вложить - выложить, закрыть - открыть, уехать - приехать, бездарный - одаренный. Антонимами могут быть юридические клише: оказание помощи - неоказание помощи, тяжкое телесное повреждение - легкое телесное повреждение, мягкое наказание - строгое наказание . На основе антонимичных отношений образуются термины: купля-продажа .

II. По семантической структуре .

1. Градуальные (контрарные, противополжные) - антонимы, допускающие включение в свой состав среднего члена, промежуточного понятия: белый - (серый) - черный; прошедшее - (настоящее) - будущее . Это промежуточное понятие представляет собой слово с нейтральным значением, от которого отсчитываются позитивный и негативный члены парадигмы: любимый - (безразличный) - ненавистный .

2. Неградуальные (контрадикторные, противоречащие) - антонимы, обозначающие противопоставленность предметов, признаков, процессов, отношений, наличие одного из которых исключает существование другого, промежуточное понятие не существует: жизнь - смерть, больной - здоровый .

Некоторые ученые выделяют еще один тип антонимов - антонимы -энантиосемы . Энантиосемия (греч. “противоположный” + “знак”) - внутрисловная антонимия, сущность которой заключается в том, что одна и та же лексическая единица может выражать противоположные значения в условиях определенной ситуации или контекста: задуть свечу (погасить) - задуть домну (зажечь); разбить чашку (расколоть) - разбить сад (создать); рубить дрова (колоть) - рубить дом (строить ). Энантиосемия часто становится причиной двусмысленности и может заключать в себе речевую ошибку: После тяжелого приступа больной начал отходить (больному лучше или хуже?); Студенты прослушали лекцию (слушали внимательно или вовсе не слушали?); Редактор просмотрел эти строки (бегло прочел или не увидел?).

III. По употреблению в речи .

1. Общеязыковые - отражают явления реальной действительности: хорошо - плохо; верх - низ; говорить - молчать .

2. Контекстуальные (авторские) - слова, противопоставленные в определенном контексте: Волки и овцы (Крылов), Они сошлись. Волна и камень , стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой (Пушкин). Полярность этих слов не закреплена в словарях, их противопоставление носит индивидуально-авторский характер.

Использование юристами антонимии возможно только в устной монологической речи, это яркое выразительное средство; для процессуальных актов антонимия не характерна.

А н т о н и м а м и называют слова с полярно противоположными значениями, противопоставленные друг другу в закрытых парных сочетаниях: добро - зло, умный - глупый, создавать - уничтожать, вперед - назад.

В лингвистическом аспекте сущность антонимии может быть охаракте­ризована с точки зрения ее структурных, семантических и функциональных особенностей.

Структурный подход позволяет выделить разнокорневые и одно­корневые антонимы.

Разнокорневые антонимы преобладают в количественном отно­шении: они составляют значительную часть лексико-грамматических клас­сов слов (частей речи), особенно среди прилагательных:

(естественный - искусственный(смех); день - ночь, находить - терять, слева - справа; над (надо) - под (подо). Однокорневые антонимы возникают в том случае, когда от данно­го слова образуются соотносительные с ним антонимы с помощью антони­мических приставок или когда приставка с отрицательной семантикой образует новое слово с противоположным значением по отношению к данно­му слову. Так, бесприставочный глагол ехать дает целый ряд антонимических пар, члены которых противопоставляются друг другу по антонимии приставок: подъехать - отъехать, приехать - уехать, въехать (на возвышен­ность) - съехать (с горы), въехать (в ворота) - выехать (из ворот). Разновидность антонимии - энантиосемия, антонимия внутри одного слова (одолжить (дать в долго) – одолжить (взять в долг).

Семантическая классификация антонимов: 1) качественная противоположность. Горячий – холодный, градуальность. Красивый – безобразный. 2) Дополнительность (комплементарность). Отрицание одного члена значит появление другого. Истинный-ложный, женатый –холостой, вместе – врозь. 3) взаимная противоположная направленность действий, признаков и свойств. Вход – выход, собирать-разбирать. Удар-контрудар. Функции антонимов: противопоставление, взаимоисключение (ни то, ни то). Чередование, последовательность – тушил, зажигал. Охват всего класса – от начала до конца. Превращение противоположности вдругую – первые и последние.

Функции антонимов: противопоставление, взаимоисключение (ни то, ни то). Чередование, последовательность – тушил, зажигал. Охват всего класса – от начала до конца. Превращение противоположности в другую – первые и последние.

Антонимы широко используются в произведениях художественной литературы, а также в устном народном творчестве для выражения много­образных оттенков противоположности, создания необходимой смысловой полноты и выразительности.

Антонимы часто используются для выражения таких средств выразительности, как антитеза и Оксюморон. АНТИТЕЗА - (от греч. antithesis - противоположение) - противопоставление характеров, обстоятельств, образов, композиционных элементов, создающее эффект резкого контраста. сопоставление противоположных понятий, состояний, любых элементов литературного произведения. Часто исп. В названиях произведений. ("Красное и черное", "Война и мир", "Преступление и наказание", "Толстый и тонкий" и др.).

ОКСЮМОРОН (греч. oxymoron, букв. - остроумно-глупое), стилистическая фигура, сочетание противоположных по значению слов («живой труп» - Л. Н. Толстой; «жар холодных числ» - А. А. Блок).

9.Омонимы и явления, близкие к омонимии: омофоны, омоформы и омографы.

Омонимы – слова, сходные по звучанию и написанию, но различные по значению. Семантические варианты – это родственные значения, тесно связанные друг с другом (Одно – основное, второе – производное). Омонимы – одинаковые по звучанию и написанию слова, но не связанные по значению (слова одного грамматического класса). Омонимы бывают полные и неполные. Полные – одинаковы в изменении (заставить (что-то делать, перегородить)). Неполные – совпадают лишь в ряде грам. Форм (лук, как растение и как оружие).

Кроме собственно лексических омонимов, можно наблюдать и некото­рые другие случаи омонимических совпадений, отражающие в этом плане определенные отношения между морфологическим, грамматическим и фонети­ческим аспектами русского языка.

Морфологические омонимы, или омоформы, возни­кают в результате звукового совпадения форм различных слов, обладаю­щих разными лексическими и грамматическими значениями (пошла – глагол и кр.прил).

Фонетические омонимы, или омофоны, представляют собой слова и формы слов с различными значениями, имеющие одинаковое звучание, но различное буквенное обозначение на письме: (кампания - ком­пания, роман – Роман)

Графические омонимы, или омографы, - это слова и формы слов с различными значениями, отличающиеся друг от друга по зву­чанию только местом ударения: замок – замок - слова омофонного характера; дорОга-дорогА, моЮ-мОю – слова омоформного характера.

Паронимы – слова с разным написанием, имеющие очень близкое, но все же нетождественное произношение (отсчет-отчет, раунд-раут, рассвет-расцвет).

Причины появления омонимов, омофонов и т.д.: в связи с появлением новых слов и форм на базе уже существующего материала (критический от критики, кризисный от кризис); заимствованные слова из других языков – иноязычное влияние в области семантики (нота – музыка, нота – в дипломатических отношениях); в связи со звуковыми процессами и фонетическим изменением звукового строя РЯ (старослав. ЛУКЪ – растение, ЛЖКЪ – оружие)

Классификация:

С точки зрения морфологического строения омонимы делятся на корневые (клуб, пол – преимущественно существительные) и производные (характерны для глаголов или образованных от глагольных существительных – стянуть, бумажник).

Омонимы по частности употребления делятся на реальные (одной и той же сферой употребления – пол, сплав) и потенциальные (разные сферы употребления, в речи не встречаются вместе, бар – ресторан и бар – единица измерения давления).

Употребление омонимов обогащает речевое общение, служит дополни­тельным средством стилистической оснастки текста; они используются для построения каламбуров.

Классификация по принадлежности антонимов к определенному кругу понятий

Семантическая классификация антонимов

Структурная классификация антонимов

Типы антонимов

В русском языке рассматриваются разные виды классификации антонимов:

1) по их структуре (структурная классификация);

2) по типу противоположности (семантическая классификация);

3) по принадлежности антонимов к определенному кругу понятий.

Такая классификация основана на словообразовательных связях слов. С точки зрения структурной классификации можно выделить следующие основные разновидности антонимов:

1) Разнокорневые .

Этот тип антонимов наиболее представителен. Противоположные значения являются принадлежностью этих слов в целом (например, высокий – низкий, жар – холод, догонять – отставать и др.). Противопоставляются как антонимы и некоторые предлоги (например, за и перед (за шкафом – перед шкафом), в и из (в комнату – из комнаты).

2) Однокорневые.

У них значение противоположности выражается не корневыми частями слов, а аффиксальными морфемами. Антонимия возникает на противопоставлении приставок (например, при- и у- (приходить – уходить), в- и с- (влезать – слезать ), либо как результатупотребления отрицательных приставок, придающих слову противоположный смысл (например, грамотный – неграмотный, вкусный – безвкусный, военный –антивоенный, революция – контрреволюция и др.).

3) Энантиосемия – противоположность значения одного и того же слова.

Иногда антонимичными могут быть не отдельные слова, а разные значения одного слова (например, слово бесценный, означающий 1. имеющий очень высокую цену (бесценные сокровища). 2. не имеющий никакой цены (купил за бесценок , т.е. очень дешево). Слово блаженный, означающий1. в высшей степени счастливый (блаженное состояние). 2. глуповатый (более раннее значение юродивый).

Как возникают подобные противоречия внутри одного и того же слова?

Чаще всего в результате употребления слова в разных сферах языка (например, слово лихой в значении удалой, смелый (лихой человек) и плохой, дурной (лихой водитель);

- ироническое употребление слова, когда положительное со временем сменяется на отрицательное (например, честили в значении воздавать честь и ругать, бранить);

Многозначность морфем (например, слова прослушал, просмотрел).

Антонимы на основе противоположности делятся на 3 типа:

1 тип . Антонимы, выражающие качественную противоположность. Их можно определить как крайние точки ряда слов, обозначающих однородные понятия (например, тихо- громко, глупый – умный, любовь – ненависть и др.). Их главный признак симметрия (зеркальная противоположность). Такие антонимы называются полными. Представим себе прямую, по середине которой находится точка отсчета. Возьмем крайние точки. Это полные антонимы, они симметричны (например, холодный – горячий). Теперь будем наблюдать ступенчатую оппозицию, которая характеризует постепенное изменение признака (например, прохладный – теплый, студеный – жаркий, морозный – раскаленный и т.д.). Это неполные антонимы, в них нет резкости перехода, они обладают большими стилистическими ресурсами. Они позволяют гибко и точно передать мысль, создать необыкновенно яркий образ. Например:



Есть стихи бледнолицые,

И румяные есть.

То как яблоко сочные,

То сухие как жесть (С. Островой).

2 тип. Антонимы, выражающие дополнительность, составляют сравнительно небольшое количество пар слов. Они представлены всего двумя членами (например, истинный – ложный, война – мир, муж – жена, соблюдать – нарушать и др.).

3 тип. Антонимы, выражающие противоположную направленность действий, свойств, признаков (например, входить – выходить, восход – заход, атака – контратака и др.).

Употребление антонимов делает речь более выразительной. Особенно широко антонимы используются в фольклоре. Напри­мер:

В пословицах и поговорках: В шутку сказано, да всерьез задумано. Летом готовь сани, а зимой - телегу;

- в зачинах сказок: Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли. См. у П.П. Ер­шова в сказке «Конек-горбунок»:

За горами, за лесами,

За широкими морями,

Не на небе - на земле

Жил старик в одном селе.

У старинушки три сына:

Старший умный был детина,

Средний сын и так и сяк,

Младший вовсе был дурак.

Братья сеяли пшеницу

Да возили в град-столицу:

Знать, столица та была

Недалече от села.

Там пшеницу продавали,

Деньги счетом принимали

И с набитою сумой

Возвращалися домой;

- в загадках;

В былинах и т.д.

Антонимы нередки в поэзии. См., например, у В.В. Маяковско­го: Радость ползет улиткой, у горя бешеный бег. Или у Р. Рождественского: Нахожусь ли в далеких краях, ненавижу или люблю - от большого, от главного я - четвертуйте - не отступлю. Часто встречаются антонимы в поэзии А. Блока, М.Ю. Лермонтова и др.

Антонимы используются в качестве названий произведений: «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Дни и ночи» К. Симонова, «Толстый и тонкий» А.П. Чехова, «Живые и мертвые» К. Симонова, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Отцы и дети» И.С. Тургенева и т.д.

Для чего в речи, в художественных и публицистических произведениях используются антонимы? Для получения различных стилистических эффектов.

1. Прежде всего, это антитеза - резкое противопоставление, передающее контраст между предметами, состояниями и действиями. Например: Я – царь, я раб, я – бог, я червь (Г.Р. Державин) (см. Приложение 14); Страна рабов, страна господ (М.Ю. Лермонтов).

Использовали антитезу Л.Н. Толстой (роман «Война и мир»), А. Блок (поэма «Возмездие, пролог), М.Ю. Лермонтов (поэма «Демон», клятва Демона).

2. Стилистический прием – оксюморон , построенный на соединении в одном словосо­четании или предложении слов, несовместимых по значению и свя­занных друг с другом подчинительной связью (например:

Тень несозданных созданий колыхается во сне.

Словно лопасти лотаний на эмалевой стене (Брюсов).

3. Стилистический прием – сквозной контраст (например, в стихотворении Ф. Тютчева «Волна и дума» созданы две линии контраста: души (дума и волна, сердце и море ) и природы (тесный – безбрежный, заключение – простор).

Выделяются следующие функции антонимов, которые зависят от употребления антонимов в определенных контекстах:

Противопоставление (Ты богат, я очень беден (А.С. Пушкин);

Взаимоисключение (У него было о людях одно-единственное мнение - хорошее или плохое (К. Симонов) ;

Превращение одной противоположности в другую (Все вдруг стало сложным – самое простое (Л.Н. Толстой) ;

Противоречие (Конец! Как звучно это слово, как много – мало мыслей в нем (М.Ю. Лермонтов);

- средство создания иронии. См. у М. Горького: Не стану говорить, как горько живется рабочим в этих сладких заведениях, производящих конфеты и пряники;

- усиление эмоционально-стилистического звучания речи (умный научит – дурак наскучит) и т.д.

Наряду с общелитературными антонимами в языке художественной литературы нередки контекстуальные (индивидуальные) антонимы - это противопоставления слов, которые в обычном употреблении не антонимичны. См., например, у А.С. Пушкина:

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лёд и пламень

Не столь различны меж собой(см. Приложение 15).

В роли антонимов писатели и поэты иногда употребляют и стиллистические синонимы. Например: Нет я артист , а не актер . А у Ули глаза были большие, темно-карие, - не глаза , аочи ...(А. Фадеев).

Антонимы. Типы антонимов. Антонимия и полисемия. Стилистические функции антонимов (антитеза, антифразис, амфитеза, астеизм, оксюморон и т.д.). Энантиосемия. Словари антонимов

Антонимы - слова с противоположным значением.

Способность слов вступать в противоположные отношения называется антонимия .

Типы антонимов:

  • · Контрадикторные (градуальные): такие противоположности, которые взаимно дополняют друг друга до целого, без переходных звеньев; они находятся в отношении привативной оппозиции. Примеры: плохой - хороший, ложь - истина, живой - мёртвый.
  • · Контрарные (неградуальные): антонимы, выражающие полярные противоположности внутри одной сущности при наличии переходных звеньев - внутренней градации; они находятся в отношении градуальной оппозиции. Примеры: чёрный (- серый -) белый, старый (- пожилой - средних лет -) молодой, большой (- средний -) маленький.
  • · Конверсивные (векторные): антонимы, выражающие разную направленность действий, признаков, общественных явлений и т.д. Примеры: войти - выйти, спуститься - подняться, зажечь - потушить, революция - контрреволюция.

Словам антонимам присуща известная общность сочетаемости. Это является языковым признаком антонимичных слов.

Тесная взаимосвязь антонимии с многозначностью подчёркивает системность отношений лексических единиц, их взаимозависимость и взаимообусловленность при сохранении, однако, каждым из явлений своих различительных признаков.

В зависимости от различительных признаков, которыми обладают слова с противоположными значениями, могут быть выделены антонимы общеязыковые и окказиональные.

Языковые антонимы характеризуются рядом черт :

  • 1) общественно сознанными системными отношениями;
  • 2) устойчивой принадлежностью к определённой лексико-грамматической парадигме;
  • 3) регулярностью воспроизведения в одних и тех же синтагматических условиях;
  • 4) закрепленностью в словарном составе;
  • 5) относительно устойчивой стилевой принадлежностью и стилистической сущностью.

К окказиональным антонимам относятся, например: веселье - невеселье, выдвижение - задвижение, любовь - безлюбье.

Основная функция антонимов - выражение противоположности, которая присуща их семантике и не зависит от контекста.

Функция противоположности может быть использована с разными стилистическими целями:

  • 1. Для указания на предел проявления качества, свойства, отношения, действия;
  • 2. Для актуализации высказывания или усиления образа, впечатления и т.д.;
  • 3. Для выражения оценки противоположных свойств предметов, действий и др.;
  • 4. Для утверждения двух противоположных свойств, качеств, действий;
  • 5. Для утверждения одного из противопоставляемых признаков, действий или явлений реальной жизни за счёт отрицания другого;
  • 6. Для признания некоего среднего, промежуточного качества, свойства и т.д., возможного или утверждённого между двумя противоположными по значению словами.

На резком противопоставлении слов-антонимов построена одна из стилистических фигур - антитеза (Знание человека возвышает , а невежество - унижает ). Другим стилистическим приёмом, который строится на сопоставлении антонимических значений, является оксюморон. Он заключается в сочетании слов, выражающих логически несовместимые понятия, резко противоречащие по смыслу и взаимно исключающие друг друга (Холодный кипяток , живой труп ). Иногда наблюдается намеренное использование в тексте одного антонима вместо другого. К такому приемё часто прибегают современные журналисты ("Бюро злостных услуг", "Олимпийское беспокойство "). Этот приём основан на применении известной ещё с античных времен особой стилистической фигуры - антифразиса, т.е. употребление слова или выражения в противоположном смысле.

Энантиосемия - наличие в структуре слова противоположных значений. Примеры: одолжить кому-то денег - одолжить у кого-то денег, обнести чаем - угостить и не угостить.

Словари антонимов.

Специальных словарей антонимов русского языка долгое время не было. В 1971 году были изданы два словаря антонимов. В "Словаре антонимов русского языка" Л.А. Введенской объяснены 862 антонимические пары. Все толкования снабжены многочисленными, весьма убедительными примерами из произведений, различных по стилевой принадлежности. В 1982 году вышло второе издание этого словаря. В словаре Н.П. Колесникова включено немало терминов, которые существуют попарно. В 1978 году вышел "Словарь антонимов русского языка" М.Р. Львова (под ред. Л.А. Новикова). В словаре приведено почти 2 тысячи антонимических пар слов. Толкования их значений дано через приведение словосочетаний с этими словами и примеров в текстах.

В 1980 году был издан "Школьный словарь антонимов русского языка" М. Львова. В словаре объяснено свыше 500 пар наиболее распространённых антонимов.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!