Информационный женский портал

Органы дыхание. Презентация на тему: Мои органы дыхания" Строение дыхательной системы человека

1 слайд

2 слайд

Дыхание - совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода, использование его в окислении органических веществ и удалении углекислого газа и продуктов обмена. Дыхательная система состоит из тканей и органов, обеспечивающих легочную вентиляцию и лёгочное дыхание.

3 слайд

Систему органов дыхания составляют легкие, расположенные в грудной полости, и воздухоносные пути: носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи. легкие

4 слайд

Носовая полость - хрящевая структура, разделенная перегородкой на две части, внутри мерцательной эпителий с железами, вырабатывающими слизь, и капиллярами.

5 слайд

Функции носовой полости: согревание воздуха (капиллярами); очищение воздуха (мерцательные эпителии); увлажнение и обезораживание воздуха (слизь). Оболочка носовой полости со слизистыми и железистыми клетками

6 слайд

Гортань - это хрящевая структура, образованная надгортанным, щитовидным и другими хрящями, внутри голосовые связки.

7 слайд

8 слайд

Трахея - это трубка длиной до 20-25 см, образованная хрящевыми полукольцами, задняя стенка мягкая, к ней прилегает пищевод, внутри мерцательный эпителий. Функция: проведение и очищение воздуха.

9 слайд

Бронхи - это трубочки, образованные хрящевыми кольцами, ветвятся и служат для проведения воздуха. Главные бронхи Бронхиальное дерево

10 слайд

Легкие образованы легочными пузырьками (альвеолами), собранных в группы (ацинусы)

11 слайд

Каждая альвеола снаружи оплетена капиллярами, внутри находится сурфактан (пленка, которая не дает альвеолам слипаться). Снаружи легкие прикрыты левральными листками. Функция легких: газообмен.

12 слайд

13 слайд

Грипп вызывается вирусами. Вирусы гриппа содержатся в слизи, выделяющейся из носа больных людей, в их мокроте и слюне. Во время чихания и кашля больных людей миллионы невидимых глазу капелек, таящих в себе инфекцию, попадают в воздух. Если они проникают в дыхательные органы здорового человека, он может заразится гриппом. Таким образом, грипп относится к капельным инфекциям.

14 слайд

Каждый может уберечь себя и окружающих от заболевания гриппом. Для этого нужно соблюдать нескольких обязательных правил: У больного должна быть индивидуальная посуда, постель, полотенце. При общении с больным гриппом, прикрывайте свой рот и нос марлевой повязкой; она пропускает воздух, но задерживает капельки, в которых находятся возбудители болезни. При кашле и чихании прикрывайте рот и ноздри носовыми платком. Эти вы убережете от заражения окружающих. Соблюдение правил личной гигиены помогает борьбе с распространением эпидемий гриппа.

15 слайд

Возбудитель туберкулеза - туберкулезная палочка чаще всего поражает легкие. Она может находится во вдыхаемом воздухе, в капельках мокроты, на посуде, одежде, полотенце и других предметах, которыми пользовался больной туберкулезом. Туберкулез - не только капельная, но и пылевая инфекция.

Значение дыхания. Органы дыхательной системы.

Презентация

учителя биологии

Селяниной Е. В.


  • Раскрыть сущность процесса дыхания, его роль в обмене веществ;
  • Изучить строение органов дыхательной системы;
  • Объяснить функциональную связь кровеносной и дыхательной систем.

Дыхание – это обмен газов между клетками и окружающей средой.

Из окружающей среды в организм непрерывно поступает кислород, который потребляется всеми клетками, органами и тканями.

Из организма выделяются образующийся в нём углекислый газ и незначительное количество других газообразных продуктов обмена веществ.

Кислород, поступающий в ткани, используется для окисления углеводов, жиров и белков.

При этом образуются CO 2 , вода, азотистые соединения и освобождается энергия, используемая для поддержания температуры тела и выполнения работы.


Дыхание включает следующие процессы :

1) Газообмен между легочным воздухом и внешним атмосферным воздухом - внешнее дыхание;

2) Обмен газов в легких между альвеолярным воздухом и кровью капилляров малого круга кровообращения;

3) Транспорт газов кровью к тканям;

4) Обмен газов в тканях между кровью капилляров большого круга кровообращения и клетками тканей и органов;

5) Потребление 0 2 и выделение СO 2 в клетках.


Функции органов дыхания:

  • Обеспечивают газообмен.

3) Участвуют

в теплорегуляции.



Дыхательная система

Дыхательные пути

Верхние Нижние

Носовая полость Гортань

Ротовая полость Трахея

Носоглотка Бронхи


Носовая полость.

Начальный отдел дыхательного пути.

От ноздрей воздух проходит по носовым ходам, выстланным слизистым и реснитчатым эпителием.

Функции:

Увлажнение, согревание, обеззараживание воздуха, удаление частиц пыли.

В носовых ходах находятся обонятельные рецепторы.


Из носоглотки воздух поступает в ротовую часть глотки и дальше в гортань .

Гортань образована несколькими хрящами, соединенными между собой суставами, связками и мышцами.

Один из хрящей - надгортанный - выполняет роль подвижной перегородки, закрывающей вход в гортань при глотании.


Гортань.

Полый орган, в стенках которого имеется несколько хрящей - щитовидный, надгортанник.

Функции:

1) Проведение воздуха из глотки в трахею.

2) Защита дыхательных путей от попадания пищи.


Образование звука.

  • Воздух во время выдоха проходит через голосовую щель и вызывает колебание голосовых связок, вследствие чего возникает звук.
  • Чем короче голосовые связки, тем выше их звук.
  • У мужчин длина связок -20-24 мм,

у женщин - 18-20 мм.


  • Трахея представляет собой трубку длиной 11-13 см, состоящую из 15-20 хрящевых полуколец, соединенных между собой кольцевидными связками.

  • От трахеи отходят два главных бронха .
  • Они разветвляются на более мелкие бронхи, образуя бронхиальное дерево . Конечные бронхиолы имеют диаметр 0,5 мм. Их слизистая оболочка выстлана однослойным кубическим эпителием.
  • Конечные бронхиолы разветвляются в легких на альвеолярные ходы, заканчивающиеся множеством легочных пузырьков - альвеол .

  • Каковы преимущества носового дыхания перед дыханием через рот?
  • Назовите верхние и нижние дыхательные пути.
  • Почему при глотании щитовидный хрящ поднимается вверх?
  • Почему гортань состоит из хрящевых полуколец?

  • Параграф 26.
  • Ответить на вопросы после параграфа.

Дыхание, совокупность процессов, которые обеспечивают поступление в организм кислорода и выделение из него углекислого газа и использование кислорода клетками и тканями для окисления органических веществ с освобождением содержащейся в них энергии, необходимой для жизнедеятельности.




Лёгкие органы воздушного дыхания у человека, всех млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, большинства земноводных, а также у некоторых рыб (двоякодышащих, кистепёрых и многопёров). Лёгкими называют также органы дыхания у некоторых беспозвоночных животных (у некоторых моллюсков, голотурий, паукообразных). В лёгких осуществляется газообмен между воздухом, находящимся в паренхиме лёгких, и кровью, протекающей по лёгочным капиллярам.


Тканевое дыхание совокупность биохимических реакций, протекающих в клетках живых организмов, в ходе которых происходит окисление углеводов, липидов и аминокислот до углекислого газа и воды. Высвобожденная энергия запасается в химических связях макроэргических соединений и может быть использована по мере необходимости. Входит в группу процессов катаболизма. О физиологических процессах транспортировки к клеткам многоклеточных организмов кислорода и удалению от них углекислого газа.


Большинство растений в светлое время суток вырабатывают кислород, но в их клетках идёт и обратный процесс: кислород поглощается в процессе дыхания. Ночью в комнате, плотно уставленной растениями, можно наблюдать снижение концентрации кислорода и увеличение концентрации углекислого газа. На самом деле, в живых клетках растений процесс дыхания происходит круглосуточно. Просто на свету скорость образования кислорода в результате фотосинтеза обычно превышает скорость его поглощения. Так же как и у животных, клеточное дыхание растений протекает в специальных клеточных митохондриях. Общие принципы организации процесса дыхания на молекулярном уровне у растений и животных схожи. Однако в связи с тем, что растения ведут прикрепленный образ жизни, их метаболизм постоянно должен подстраиваться к изменяющимся внешним условиям, поэтому и их клеточное дыхание имеет некоторые особенности (дополнительные пути окисления, альтернативные ферменты). Газообмен с внешней средой осуществляется через устьица и чечевички, трещины в коре (у деревьев).


Взрослый человек, находясь в состоянии покоя, совершает в среднем 14 дыхательных движений в минуту. Вместе с тем, частота дыхания может претерпевать значительные колебания (от 10 до 18 за минуту). У детей частота дыхания составляет дыхательных движений в минуту; у грудных детей 30-40; у новорождённых В течение одного вдоха (в спокойном состоянии) в лёгкие поступает мл воздуха. Этот объём воздуха называется дыхательным объёмом. Такое же количество воздуха поступает из лёгких в атмосферу в течение спокойного выдоха. Максимально глубокий вдох составляет около 2000 мл воздуха. Максимальный выдох также составляет около 2000 мл. После максимального выдоха в лёгких остаётся воздух в количестве около 1500 мл, называемый остаточным объёмом лёгких. После спокойного выдоха в лёгких остаётся примерно 3000 мл. Этот объём воздуха называется функциональной остаточной ёмкостью лёгких. Взрослый человек (при дыхательном объёме 0,5 литра и частоте 14 дыхательных движений в минуту) пропускает через лёгкие 7 литров воздуха в минуту. В состоянии физической нагрузки минутный объём дыхания может достигать 120 литров в минуту. Без дыхания человек обычно может прожить до 5-7 минут, после чего наступают потеря сознания, необратимые изменения в мозге и смерть. Дыхание одна из немногих способностей организма, которая может контролироваться сознательно и неосознанно. При частом и поверхностном дыхании возбудимость нервных центров повышается, а при глубоком наоборот, снижается. Люди с ослабленной нервной системой дышат на 12 % чаще, чем люди с сильной нервной системой [источник не указан 1008 дней]. Виды дыхания: глубокое и поверхностное, частое и редкое, верхнее, среднее (грудное) и нижнее (брюшное).


Альвеолярная гиповентиляция характеризуется недостаточной альвеолярной вентиляцией, в результате чего в кровь поступает меньше кислорода и обычно происходит недостаточный вывод из крови углекислого газа. Гиповентиляция приводит к снижению количества кислорода в крови (гипоксемия) и к увеличению количества углекислого газа в крови (гиперкапния). Причины альвеолярной гиповентиляции: нарушения проходимости дыхательных путей, уменьшение дыхательной поверхности лёгких, нарушение расправления и спадения альвеол, патологические изменения грудной клетки, механические препятствия экскурсиям грудной клетки, расстройства деятельности дыхательной мускулатуры, расстройства центральной регуляции дыхания.




1 трахея; 2 лёгочная вена (несёт к сердцу кровь, обогащённую кислородом); 3 лёгочная артерия (приносит от сердца кровь, богатую углекислым газом); 4 бронхиола и альвеолярные ходы; 5 альвеолы; 6 плевра; 7 дольковые бронхи; 8 сегментарный (третичный) бронх; 9 долевой бронх; 10 правый главный бронх; 11 гортань.


Основные функции дыхание, газообмен. Кроме того, дыхательная система участвует в таких важных функциях, как терморегуляция, голосообразование, обоняние, увлажнение вдыхаемого воздуха. Лёгочная ткань также играет важную роль в таких процессах как: синтез гормонов, водно-солевой и липидный обмен. В обильно развитой сосудистой системе лёгких происходит депонирование крови. Дыхательная система также обеспечивает механическую и иммунную защиту от факторов внешней среды.

Цели урока:

  • Образовательные:
    • изучить особенности строения органов дыхания в связи с их функциями;
    • раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ;
    • выяснить механизмы голосообразования;
  • Развивающие:
    • продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);
    • развивать навыки научно-исследовательской работы через постановку учебных экспериментов;
  • Воспитательные:
    • воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих;
    • провести аналогию: дыхание – жизнь; легкие человека – легкие нашей планеты (растительный мир).

Здоровая планета – здоровый человек!

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Возможен показ фрагмента видеофильма по теме.

– Что такое дыхание?

– Влияет ли строение органа на выполняемую им функцию?
На все эти и многие другие вопросы мы с вами постараемся найти ответы на сегодняшнем уроке.

III. Изучение нового материала

Приложение. Слайд № 7.

Дыхательная система состоит из воздухоносных путей (последовательно соединенных между собой полостей и трубок) и дыхательной части .
К воздухоносным путям относятся полость носа и носоглотка (верхние дыхательные пути), гортань, трахея и бронхи.
Дыхательная часть – это легкие и соединительнотканная оболочка – плевра.

Приложение. Слайд № 8.

Органы дыхания

– Перед вами таблица, которую мы постараемся заполнить в ходе изучения нового материала. Перечертите её, пожалуйста. (Лучше таблицу заранее распечатать и раздать, чтобы не тратить на это драгоценное время урока)

Приложение. Слайд № 9.

Верхние дыхательные пути

При нормальном дыхании воздух обязательно проходит через наружные ноздри в носовую полость, которая разделена костно-хрящевой перегородкой на две половины. В каждой половине находятся извилистые носовые ходы, увеличивающие поверхность носовой полости. Их стенки выстланы слизистой оболочкой, содержащей многочисленные клетки мерцательного (реснитчатого) эпителия.

У взрослого человека слизистая оболочка за сутки выделяет 0,5 литра слизи.

Ее функция – увлажнять вдыхаемый воздух, задерживать пылинки и микроорганизмы, оседающие на стенках полости. Слизь содержит вещества, убивающие микробов или препятствующих их размножению (фермент лизоцим и лейкоциты). Под слизистой оболочкой ветвятся многочисленные кровеносные сосуды, поэтому даже легкие травмы носа сопровождаются обильными кровотечениями. Эти сосудистые сплетения согревают вдыхаемый воздух до температуры тела. Полость носа соединяется с полостями в костях черепа: гайморовой, лобной и клиновидной. Они служат не только для согревания поступающего воздуха, но и являются резонаторами при голосообразовании. Носовые полости снабжены чувствительными клетками, которые обеспечивают защитную функцию: рефлекс чихания. Носовая полость открывается в носоглотку внутренними ноздрями – хоанами, а оттуда – в гортань.

Приложение. Слайд № 10. Гигиена носового дыхания

  1. Дышать рекомендуется через нос, т.к. при дыхании ртом в легкие поступает холодный воздух, что и является причиной простудных заболеваний.
  2. Больной человек, не соблюдающий правил гигиены, становится источником инфекции.

(После объяснения строения и функций отдельного органа можно проверять правильность заполнения таблицы, а можно это выделить как самостоятельную работу в качестве закрепления материала или как домашнее задание)

Приложение. Слайд № 11.

Наблюдения

“Проверить проходимость воздуха через носовые ходы”

Закроем один носовой ход, а к другому поднесем легкий кусочек ваты. Струя воздуха будет отбрасывать ее при выдохе, и прижимать к носовому отверстию при вдохе. Этот прием можно показать на испытуемом.
Вывод: При нормальном дыхании воздух обязательно проходит через наружные ноздри в носовую полость.

Приложение. Слайд № 12.

Гортань

Гортань подобна воронке, стенки которой образованны хрящами.
Полость гортани выстлана слизистой оболочкой и снабжена рецепторами – рефлекторный кашель.
Вход в гортань при глотании закрывается надгортанным хрящом.
Самый крупный хрящ – щитовидный, защищает гортань спереди.
Между хрящами натянуты голосовые связки, а между связками находится голосовая щель.
Таким образом, функция гортани – это проведение воздуха в трахею, участие в голосообразовании и предотвращении проникновения вредных веществ в дыхательные пути.

Приложение. Слайд № 13.

Наблюдение

1. Доказать, что при глотании щитовидный хрящ поднимается вверх.
Нащупать щитовидный хрящ, сделать глотательное движение. Убедиться, что хрящ уходит вверх, а затем снова возвращается на прежнее место.
Вывод: при этом движении надгортанник закрывает вход в трахею и по нему, как по мосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод.

2. Выяснить, почему во время глотания прекращаются дыхательные движения.
Сделать еще одно глотательное движение и убедиться в справедливости этого факта.
Вывод: язычок закрывает вход в носовую полость, надгортанник преграждает вход в трахею. Вследствие этого воздух в момент глотания попасть в легкие не может.

Приложение. Слайд № 14.

Образование звука

Человек молчит – голосовая щель треугольной формы и достаточно велика.
Звук появляется при неполном смыкании голосовой щели, прохождение через нее воздуха, который колеблет голосовые связки.
Чем короче голосовые связки, тем выше звук. Окончательное формирование звука происходит в полостях глотки, носоглотки, рта и носа (помните ли пазухи?) и зависит от положения губ, нижней челюсти и языка.

Приложение. Слайд № 15.

Фонограмма слова МАМА, на которой четко видно, что согласные звуки вызывают более сильную вибрацию голосовых связок, нежели гласные.

Приложение. Слайд № 16. Гигиена голосового аппарата

Крик повреждает голосовые связки, что может вызвать их воспаление, привести к хрипоте или потере голоса. При шёпоте связки расслабляются и смыкаются не полностью. Частые воспаления дыхательных путей, курение и алкоголь оказывают негативное влияние на голосообразующий аппарат.

Приложение. Слайд № 17

Трахея и бронхи

Гортань, трубка 10–12 см, непосредственно переходит в трахею, которая находится перед пищеводом. Передняя стенка ее образована хрящевыми полукольцами, поэтому просвет трахеи всегда открыт.
Задняя стенка мягкая и прилегает к пищеводу.
Внизу трахея делится на 2 бронха. И трахею, и бронхи выстилает слизистая оболочка, которая содержит мерцательный эпителий с железистыми клетками. Здесь продолжается насыщение воздуха водяными парами и его очищение.

Приложение. Слайд № 18. Гигиена дыхания

  1. Глотая крупные куски пищи, можно подавиться и перекрыть трахею.
  2. При воспалительных процессах возникает кашель, помогающий удалять слизь из дыхательных путей.

Приложение. Слайд № 19

Легкие

Легкие – крупный парный орган конусообразной формы. Снаружи покрыт легочной плеврой; грудная полость покрыта пристеночной плеврой, между ними находится плевральная полость, не содержащая воздуха. Она заполнена жидкостью, что уменьшает трение при дыхании. Через легкие за 1 минуту проходит 100 литров воздуха. Каково же строение легкого?

Приложение. Слайд № 20.

Внутренне строение легкого

Бронхи, войдя в легкие, продолжают ветвиться, образуя бронхиолы, на концах которых находятся грозди тонкостенных легочных пузырьков – альвеол. Стенки альвеол и капилляров однослойны, что облегчает газообмен. Клетки эпителия альвеол выделяют биологически активные вещества, образующие сурфактант, который препятствует слипанию альвеол и обезвреживает микроорганизмы, попавшие в легкие.
Отработанный сурфактант переваривается фагоцитами или выделяется в виде мокроты.

Приложение. Слайд № 21. Гигиена дыхания

При легочных заболеваниях сурфактант может не выделяться, тогда альвеолы смыкаются и не участвуют в газообмене. Курение нарушает физиологические свойства сурфактанта.

Приложение. Слайд № 22 Это интересно

  • 300–350 млн. альвеол с общей площадью – 100 кв.м
  • Длина легочного капилляра – 7–8 мкм
  • Через капилляры альвеолы кровь проходит за 0,8 с, но гемоглобин успевает насытиться кислородом

Приложение. Слайд № 23

Наблюдение

Выяснить, чем полное дыхание отличается от поверхностного.
Умеете ли вы правильно дышать? Оказывается, это очень важно, особенно зимой и в переходный зимне-весенний период, во время эпидемии гриппа. По утверждению специалистов, при неправильном дыхании заметно увеличивается вероятность попадания в организм возбудителей респираторных инфекций, что повышает риск заболевания гриппом или простудой.
Многие люди дышат слишком часто (а норма – 16 вдохов в минуту в спокойном состоянии) и неглубоко, время от времени задерживая вдох и выдох. Такой тип дыхания называется поверхностным. В результате легкие не успевают как следует проветриться – свежий воздух поступает только в наружные отделы, большая же часть объема легких остается как бы невостребованной, то есть воздух в ней не обновляется. А вирусам и бактериям только этого и надо.
Полное дыхание – это соединение нижнего, среднего и верхнего дыхания. Человек, постоянно практикующий полное дыхание, будет иметь широкую грудь – и любой узкогрудый человек может развить свою грудную клетку до нормальных размеров.
Давайте проверим, правильно ли вы дышите. Для этого положите перед собой часы с секундной стрелкой, сядьте поудобнее, расслабьтесь, расправьте плечи. Сосчитайте, сколько вдохов-выдохов вы делаете в течение минуты. Проследите за ритмом дыхания: соотношением вдоха и выдоха, расстановкой пауз в этом цикле. Определите, как именно вы дышите: активно расслабляя живот – брюшной тип дыхания, поднимая и опуская грудную клетку – грудной тип, совмещая то и другое – смешанный тип дыхания.
Если вы делаете менее 14 вдохов в минуту – замечательно. Так дышат обычно хорошо тренированные и выносливые люди. Можете по праву гордиться собой. Вбирая воздух полной грудью, вы даете легким расправиться, прекрасно вентилируете их, то есть делаете вашу дыхательную систему почти неуязвимой для возбудителей инфекции.
Неплохим результатом считается от 14 до 18 вдохов в минуту. Именно так дышит большинство практически здоровых людей, которые могут болеть гриппом или ОРВИ не более 2 раз в сезон.
Более 18 вдохов в минуту – это уже серьезный повод для беспокойства. При поверхностном и частом дыхании в легкие попадает лишь половина вдыхаемого воздуха. Для постоянного обновления легочной атмосферы этого явно недостаточно.

Приложение. Слайд № 24 и 25. Проверь себя (закрепление материала)

Необходимо соединить стрелками орган и выполняемую им функцию. Эту таблицу можно распечатать, чтобы проверить правильность её заполнения каждым учеником.

Приложение. Слайд № 26 . Проверь себя (закрепление материала)

– Давайте вернемся к тем вопросам, которые были поставлены в начале урока и попробуем на них ответить.
– Что такое дыхание?
– Почему говорят: дыхание – это жизнь?
– Влияет ли строение органа на выполняемую им функцию? И т.д.

(По предложенным рисункам каждый учитель сможет составить свои вопросы в зависимости от подготовки класса и от количества оставшегося времени, и др.)

Приложение. Слайд № 27. Домашнее задание

Творческая лаборатория:

1. В каких случаях затрудняется носовое дыхание? Каковы последствия этого нарушения? Предложите свод правил по гигиене дыхания.
2. Разработайте рекомендации и комплекс упражнений для исправления дыхания.

Cлайд 1

Органы дыхания человека Учитель биологии МОУ « Езвинская СОШ» Касьянова Светлана Валентиновна (урок с элементами моделирования)

Cлайд 2

Цели и задачи урока - раскрыть значение органов дыхания; -раскрыть взаимосвязь органов дыхания и органов кровообращения; - показать роль кислорода в энергетическом обмене; -познакомиться со строением и функциями органов дыхания; Рассмотреть функции гортани как органа голосообразования.

Cлайд 3

Задания на повторение или подготовка к новой теме Объясните схему 1. Клетка--- ткань--- орган---- система органов ---- организм 2. Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Что это? Назовите их функции

Cлайд 4

План работы 1. Значение дыхания 2. Связь дыхательной и кровеносной системы. 3. Органы дыхания: строение и функции 4. Закрепление: - заполнение таблицы сиспользова- нием учебника, - проблемные вопросы - «собери модель» -тест -заполнение листа достижений, рефлексия

Cлайд 5

И это все о воздухе:. поговорка « Это нужно нам как воздух!» выражает потребность организма в воздухе; В 1846 году на судне « Мери Сомс» погиб батальон солдат, укрывшись во время шторма в трюме, хотя судно осталось невредимым. Почему все погибли? Ответ прост: им не хватило воздуха. Ведь никто не знал, что для дыхания человеку необходимо 2 куб. м в час.

Cлайд 6

Cлайд 7

Процесс дыхания состоит из четырех этапов: обмен газов между воздушной средой и легкими; обмен газов между легкими и кровью; транспорт газов кровью; газообмен в тканях.

Cлайд 8

Органы, которые проводят воздух к альвеолам легких, называются дыхательными путями. Верхние дыхательные пути: носовая и ротовая полости, носоглотка, глотка. Нижние дыхательные пути: гортань трахея, бронхи.

Cлайд 9

Носовая полость Строение: состоит из нескольких извилистых носовых ходов. Внутренняя поверхность выстлана мерцательным эпителием. В стенках носовой полости проходит густая сеть кровеносных капилляров. Функции: согревание, увлажнение воздуха и очищение его от пыли; защита организма от вредных воздействий через воздух; восприятие запахов (орган обоняния). Из носовой полости воздух попадает в носоглотку, а затем в глотку, с которой сообщается ротовая полость. Из глотки воздух попадает в гортань.

Cлайд 10

Гортань – орган голосообразования Строение: широкая трубка, напоминающая воронку, состоит из хрящей. Спереди и с боков ее прикрывает щитовидный хрящ. У мужчин он несколько выступает вперед, образуя кадык. В узкой части гортани находятся голосовые связки. Вход в гортань защищает особый полуподвижный хрящ – надгортанник. Функции: Защита воздухоносных путей от попадания в них пищи; образование звуков.

Cлайд 11

Из гортани воздух попадает в трахею. Трахея Строение: широкая трубка, состоящая и хрящевых полуколец с мягкой стороны, обращенной к пищеводу. Внутренняя стенка трахеи покрыта мерцательным эпителием. Функции: свободное прохождение воздуха в легкие, выведение пыльцевых частиц из легких в глотку. Бронхи Строение: ветвящиеся трубки более мелкого диаметра. Состоят из хрящевых колец, которые защищают их от спадания во время вдоха. Функции: Поступление воздуха к альвеолам легких.

Cлайд 12

Легкие занимают все свободное пространство в грудной полости. Расширенная часть легких прилегает к диафрагме. Общая поверхность легких 100 м2. Каждое легкое одето оболочкой - легочной плеврой. Грудную полость тоже выстилает оболочка – пристеночная плевра. Между пристеночной и легочной плеврой узкая щель – плевральная полость, которая заполнена тончайшим слоем жидкости, которая облегчает скольжение легочной стенки во время вдоха и выдоха.

Cлайд 13

Легкие человека состоят из мельчайших легочных пузырьков – альвеол. Альвеолы густо оплетены сетью кровеносных сосудов – капилляров. Образованы альвеолы эпителием, который выделяет специальную жидкость, тончайшей пленкой выстилающую альвеолу. Ее функции: уменьшает поверхностное натяжение и не дает альвеолам смыкаться; убивает микробов, проникших в легкие. В альвеолах осуществляется газообмен между кровью и окружающим воздухом путем диффузии.

Cлайд 14

Органы дыхания выполняет лишь первую часть газообмена. Остальное выполняет система органов кровообращения. Между дыхательной и кровеносной системами существует глубокая взаимосвязь.

Cлайд 15

Различают легочное дыхание, обеспечива-ющее газообмен между воздухом и кровью тканевое дыхание, осуществляю-щее газообмен между кровью и клетками тканей.

Cлайд 16

Заполнить таблицу Орган дыхания Строение Функция Носовая полость? Согревает, увлажняет, очищает? ? Проводит воздух в гортань Гортань Вид воронки Стенки образованы хрящами Имеет голосовые связки? Трахея? Проводит воздух в? Бронхи? Входят в левое и правое легкое? Диаметр трубочек уменьшается? Проводят?

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!