Информационный женский портал

Пермские отшельники: «Выживем-не выживем зимой в тайге. На все воля божья. Таежный тупик романовской секты

В заброшенной деревушке Пермского края поселились пятьдесят человек с детьми

Около пятидесяти человек поселились в заброшенной деревне Черепаново (Верхне-Колвинское сельское поселение Чердынский район). Никто пока не знает - зачем они приехали.

Напомним, дядя первого царя дома Романовых в 1602 году был замучен в окрестностях Ныроба в земляной яме. Закованный в трехпудовые кандалы, он год провел в заточении.

В часовне возле ямы и в самой яме молятся об исцелении - своем или близких людей.

По словам Олега Захарова, главы Ныробского городского поселения, никто не видел паломников возле ямы.

Если бы пришли, мы бы заметили, в поселение всего 2, 5 тысяч человек живет, чужие все на виду.

От Черепаново до места гибели Романова - километров почитай что восемьдесят.

О чужаках, поселившихся в деревне, сообщили местные рыбаки и охотники.

Я был в Черепаново в июле, - говорит корреспонденту "КП" Владимир Головин. - На тот момент там пришлых было восемь человек. Шесть мужиков и две женщины в темных платках и платьях до пола. Раньше в Черепаново жили старообрядцы, но эти не похожи на них. В одном из домов в Красном углу я увидел портрет последнего императора Николая II с членами его семьи. А потом я слышал, что к ним еще люди приехали.

- Говорили, откуда приехали?

Вроде из Кировской области.

Или сектанты, или староверы, - считает и Надежда Собянина, бывшая жительница Черепаново.

По ее словам, последний человек из Черепаново уехал почти год назад. Дорог нет, инфраструктуры нет, вот все и переселялись - кто куда мог.

Муж пошел на рыбалку, решил заехать, посмотреть как там наш старый дом. А в нем семья живет, - рассказывает Надежда. - Хлеб в русской печке пекут. А еще в нашем доме все собираются на молитву. Мужики сказали, человек 30-50 там живут. И детские голоса слышали.

- Много в Черепаново домов сохранилось?

Так штук 10, наверное, осталось.

- Спрашивали, откуда они?

Отовсюдова, говорят

- А зачем приехали?

Отвечают: чтобы спокойно можно было молиться.

«Поступила информация от Пермского епархиального управления Русской Православной Церкви о том, что в Чердынском районе Пермского края присутствует группа людей, придерживающихся определенных религиозных взглядов. В данной группе имеется 6-8 детей в возрасте от одного года до 14 лет.

Условия проживания этой группы позволяют сделать выводы о возможном наличии угрозы жизни и здоровью находящихся в ней детей. Все уполномоченные органы в настоящее время занимаются выяснением деталей и обстоятельств сложившейся ситуации. Основная задача – обеспечить защиту прав детей и избежать возможной угрозы их жизни и здоровью», - пояснили в краевом департаменте информационной политики.

Пока ни чиновники, ни силовики так и не добрались до деревни Черепаново в Чердынском районе, где обосновались 50 человек с детьми. Путь туда не близок, а в распутицу дорога становится непроходимой.

Напомним, местные рыбаки и охотники сообщили о группе неизвестных людей, которые заселились в заброшенных домах в 200 километрах от Ныроба.

По одной из версий, они поселились рядом с местом гибели Михаила Романова и ожидают его пришествия.

Напомним, дядя первого царя дома Романовых в 1602 году был замучен в окрестностях Ныроба в земляной яме. Его в народе так и зовут «ныробский мученик». Сослан он был в пермские глухие леса Борисом Годуновым, который боясь притязаний на престол, отправил всех пятерых братьев Романовых на каторгу, в том числе Михаила.

Закованный в трехпудовые кандалы, Михаил год провел в заточении. Сердобольные ныробцы жалели узника и подкармливали его. По одной из версий, охранникам надоело ждать смерти Михаила и они его задушили. А ныробских крестьян, помогавших узнику, по легенде, кого на дыбу отправили, кого по-другому уморили. Когда Романовы взошли на престол, они отблагодарили ныробцев за помощь: освободили пожизненно от налогов.

Ныроб стал местом паломничества. В часовне возле ямы и в самой яме молятся об исцелении - своем или близких людей.

По словам одного из рыбаков, он видел в домах портреты последнего российского императора.

Руководителем группы поселенцев является бывший православный священник.

Бывшая жена Александра, попавшая под влияние раскольника отца Евстатия, ушла в секту непоминальников и забрала с собой детишек 5-ти и 6-ти лет. Еще в феврале Александр подал в розыск, и полиция отыскала было его детей в Комстромской области. Но сектанты тогда быстро снялись с места и пропали из виду. А недавно их обнаружили охотники в пермской тайге в давно заброшенной деревне Черепаново. Мы побывали в этой деревне и увидели, что к суровой зиме эти затворники далеко не готовы. (Читайте на сайте «КП» - «Отшельники ищут в тайге спасение от двух российских бед - штрих-кодов и прививок»). Жилища затворников ветхие, зимней одежды нет, запасы дров и еды скудные. Особое беспокойство вызывает судьба детей, которых здесь восемь. Самому младшему чуть больше года. Понятно, что и медицинской помощи на случай болезни детям не будет. Однако у сектантов-родителей, наоборот, никакого беспокойства за детей нет, потому как, выражаясь их языком, «на все воля Божия, и если дети зиму не переживут, то на небе они превратятся в ангелов и отмолят грехи своих грешных родителей».

По просьбе Александра мы возвратились в Пермь, чтобы вместе с ним попытаться спасти его малышей. Первым делом мы отправились в краевое министерство социального развития и опеки. Поговорили с замом министра Большаковым Сергеем.

У нас на сегодня нет оснований вывозить оттуда детей, - сказал Сергей Валерьевич. - По словам самих отшельников там у них все хорошо и все есть. К тому же сейчас краевая администрация готовит гуманитарный груз для этих отшельников. Там будут и продукты питания, и теплая одежда, и инструменты.

Александру же замминистра посоветовал обратиться в суд Чердынского района, на территории которого сейчас находятся дети. Ежели суд решит тяжбу по детям между бывшими супругами в пользу Александра, то он сможет забрать детей себе. Но для этого Александру нужно вернуться в свой город, взять характеристику с места работы, а также взять заключение из местной опеки, что его квартира, зарплата и образ жизни позволяют содержать и воспитывать двух детей. Таков закон.

На все это, понятно, понадобится немало времени. А суровые холода уже надвигаются.

К тому же зима на севере Пермского края дюже суровая.

Мне трудно представить, как люди неподготовленные смогут пережить зиму в этих местах, - сказал нам руководитель информационного департамента аппарата губернатора Андрей Каменских. - Мой тесть живет немного южнее деревни Черепаново. Так в тех местах зимой температура под минус 40 привычное дело, а снегу столько, что дома заметает под крышу. Я ума не приложу, как эти отшельники собрались зимовать! Они даже и не представляют, что их ожидает.

После мы с Александром отправились в краевую пермскую прокуратуру, где он написал заявление с просьбой спасти детей на имя прокурора Пермского края Белых Александра Юрьевича - брата, кстати сказать, известного вятского губернатора Никиты Белых. Заявление принял зам прокурора Виталий Ильенков. К чести заместителя прокурора надо сказать, что отнесся он к делу весьма серьезно. Выспрашивал подробности сей истории, обещал принять меры.

Силовой вариант, конечно же, исключается. Возможно, власти попытаются убедить отшельников и их духовного лидера отца Евстратия, чтобы те разрешили на время зимы детям с их матерями пожить в каком-то краевом санатории или приюте.

Нашего Александра такой вариант вполне устраивает. У него есть надежда, что бывшую жену можно еще образумить, вернуть к нормальной жизни.

  • Назад
  • Вперёд

Для публикации комментариев необходимо стать зарегистрированным пользователем на сайте и войти в систему, используя закладку "Вход", находящуюся в правом верхнем углу страницы.

Рядом со старинным Вишерским трактом, который связывает бассейн Камы с Печорой, отец Питирим построил храм. Мы зашли к нему в гости, Питирим показал и храм, и свой дом, напоил святой водой.


Упомянул Питирим и про судьбу жившего на другом конце Семи Сосен , к которому мы заезжали в 2011 и 2012 году. А в 2014 году он примкнул к отшельникам поселившимся в заброшенной деревне Черепаново. Известная история, к ним администрация края на вертолете прилетала, помогала обустраиваться и уговаривала уезжать, а с ними целый пул журналистов .

Кстати, отшельники во главе с отцом Евстратием, в количестве почти 30 человек, в начале думали осесть как раз в Семи Соснах, а не в Черепаново. Со слов лично довозившего раскольников из Ныроба капитана катера Юры:

"Металлолом тогда вывозили из Чусовского (ныне нежилой, самый большой полностью заброшенный поселок края, мое примечание), грузили все собранное на прицепленный к катеру понтон. Вверх по реке, соответственно, поднимаемся с пустым понтоном.

И вот, стоят на причале около Ныроба "эти". Все какие-то сирые-убогие, в лохмотьях, бабы там, и еще дети с ними малые. Человек 20. Главный (о. Евстратий, раскольник, мое прим.) жирный такой, командует всеми. Рожа его мне сразу не понравилась! Говорит такой:
-"Что с нас возьмете за перевоз?"
(от Ныроба до Семи Сосен 80 км по реке, мое прим.)
- А что с вас взять и зачем, и сами в лохмотьях, и с детьми в безлюдную тайгу собрались. Садитесь если так надо на понтон, на катере мест уже нет. Скоро отправляюсь. Так и довез их, высадил в Чусовском. Но что-то им там не понравилось, попросились обратно через несколько дней. Как добрались до Черепаново не знаю, уже без меня как-то."


Примерно такой катер вывозил металлолом из Чусовского.

И вот Владимир за отшельниками-раскольниками и увязался, переехал в Черепаново в начале лета 2014 года. К осени журналисты и администрация подняли шум-гам, дети там, в тайге, и вообще как зимовать будут, помрут - а нам отвечай! Уговорили так или иначе, и разъехались к холодам почти все отшельники. Зимовали в Черепаново Владимир и еще один оставшийся мужик из "православной секты", вдвоем значит. Благо и дом у них был, и припасов на целую общину завезли, не голодали уж точно. Но затосковал Владимир по людям, не зря же к ошельникам прибился. Решил по весне, когда снег плотный, и наст держит, выйти к людям. Говорят, пошел на лыжах, собрав в котомку пожитки. Но к людям так и не вышел, что то случилось по неблизкой дороге. От Черепаново до ближайших людей в Верхней Колве - 40 км. Это по прямой, по реке раза в 2 больше, если не плутать. Весной, например, провалиться в ручей, или полынью - легче легкого, и даже для здорового человека в одного, в тайге, практически наверняка смертельно...


Мы с отшельником Владимиром

В Черепаново остались 13 человек, - рассказал нам житель Чердыни Константин Новиков .

Константин водит ГАЗ-66. Его периодически нанимают охотники или рыбаки, а иногда и раскольники, чтобы съездить за продуктами. Потому и знает он новости.

Евстратий, глава раскольников, говорят, совсем покинул общину вместе со своими тремя детьми, - продолжает Константин. - Остались в деревне в основном женщины. А остальные на днях перебрались в Бёрдыш (в Республике Коми ), что в 30 км от Черепаново. Я спросил местных рыбаков: на чем же они уехали по снежной целине? Оказывается, отшельники купили мотобуксировщик и на нем перевозили людей в Бёрдыш.

На севере Пермского края, в глухой заброшенной деревушке Черепаново, где нет электричества, связи, дорог, община, как мы уже писали, поселилась еще прошлой осенью. Тогда раскольников насчитывалось человек 40 вместе с детьми.

До ближайшего прикамского села, Верхней Колвы , больше 60 километров. Зимой можно добраться только на буранах, в остальное время - на ГАЗ-66. От Черепаново до населенных пунктов Республики Коми - чуть ближе, но туда ведут только медвежьи тропки.

Руководил ими отлученный от церкви Вениамин Филиппов, бывший священник, который называет себя отцом Евстратием. Раскольники не признают документы, штрих-коды на упаковках и другие приметы цивилизации, считая, что они от дьявола.

Как приехали, так и сейчас уехали. Мне говорили рыбаки, что больше половины разбежалось, - подтвердил глава Чердынского района Андрей Ламанов. - Люди взрослые, сами решают, где им жить. А у нас есть более насущные дела, чем решать их проблемы.

Но какой им смысл в самом Бёрдыше останавливаться? - рассуждает рыбак Андрей Болотов . - Мы в прошлом месяце на рыбалку в Бёрдыш ездили, там только шесть жилых домов. Если общинники ушли - то дальше.

Поразбежались большинство кто куда , - дозвонились мы до жителей Верхней Колвы. - Евстратия в Черепаново нет. А половина общинников в Коми ушла.

В черепановской глуши сейчас, по словам рыбаков и местных, осталось со взрослыми трое детей. В том числе и самый маленький «рассельник» - полуторагодовалый Игорек. Он живет с бабушкой Ириной, дедушкой Александром, 23-летним папой Олегом и 20-летней мамой Ольгой.

А еще остались двое детей инокини Елены (в миру - Ольги) - шестилетний Женечка и пятилетняя Лена.

Отец детей Александр М., напомним, обращался в «Комсомольскую правду» с просьбой помочь ему вывезти сына и дочку из тайги. Но мама детей не отдала - не насильно же отнимать их у нее .

Спустя какое-то время в дальнюю и трудную дорогу отправились теща и тесть Александра - Альбина Михайловна и ее муж Павел Александрович. Надеялись, что, может быть, они смогут уговорить вернуться домой дочку с внуками.

Когда бабушка с дедушкой приехали в Черепаново, ужаснулись условиям, в которых живут их внуки - в голоде и в холоде. Дочка с детьми обитала в небольшом доме еще с четырьмя «сестрами». Одна из них - семидесятилетняя пенсионерка - позже умерла, приехавшие врачи поставили диагноз - гангрена, у нее гнили ноги.

Из общины вскоре уехала другая мамочка с двумя детьми. За ними приехал муж. А теперь и Евстратий со своими детьми.

Детям придется перезимовать в заброшенной деревне Черепаново на севере Пермского края У жительницы Самарской области 61-летней Альбины Михайловны в религиозной общине, которая поселилась на севере Пермского края, находится дочка с двумя внуками - шестилетним Женечкой и пятилетней Леной. (Читайте )

Бабушка не смогла забрать внуков у сектантов из глухой тайги

Детям придется перезимовать в заброшенной деревне Черепаново на севере Пермского края

У жительницы Самарской области 61-летней Альбины Михайловны в религиозной общине, которая поселилась на севере Пермского края, находится дочка с двумя внуками - шестилетним Женечкой и пятилетней Леной. (Читайте ) Отец оставил детей-отшельников зимовать в пермской тайге

Наш читатель Александр не смог забрать малышей - переезд может стать серьезным ударом по их психике (Читайте )

Отшельники ищут в тайге спасение от двух российских бед - штрих-кодов и прививок

Наши корреспонденты, побывавшие у отшельников в Пермском крае, рассказывают об увиденном и услышанном (Читайте )

Пермские отшельники: «Выживем-не выживем зимой в тайге. На все воля божья»

Журналисты «КП» добрались до таежной деревеньки Черепаново, где поселились раскольники

Кто пешком пришел в Черепаново, кто попутками на вездеходах, - объясняют отшельники и ведут нас в избу, которую называют трапезной. В сенях стоят ведра с клюквой.

Садитесь, угощайтесь! - приглашают нас и наливают травяной чай в суповые блюдца.

Пейте, пока горячий, - радушно предлагает одна из женщин в черном. - Чай заварен из зверобоя, мяты, рябины, шиповника… А хлеб сами печем из разных круп .

Во главе длинного стола восседает отец Евстратий, глава общины. За общим столом - его паства.

Нет нам покоя, даже сюда добрались, налетели как коршуны, ездите как в зверинец какой-то, - шушукаются общинники, которых батюшка приструнивает взглядом. (Читайте )

По словам очевидцев, последовательница раскольного отца Евстратия, чья община поселилась в глухой прикамской деревне, гнила заживо (Читайте ). Деревня Черепаново. Еще больше фото смотрите Фото: Алексей ЖУРАВЛЕВ

В Черепаново умерла отшельница

По словам очевидцев, последовательница раскольного отца Евстратия, чья община поселилась в глухой прикамской деревне, гнила заживо (Читайте ).

Деревня Черепаново. Еще больше фото смотрите Фото: Алексей ЖУРАВЛЕВ

Журналисты «КП» добрались до таежной деревеньки Черепаново, где поселились раскольники. Алексей ЖУРАВЛЕВ

Наши корреспонденты, побывавшие у отшельников в Пермском крае, рассказывают об увиденном и услышанном [фото, видео]

Изменить размер текста: A A

По приезде к затворникам в деревню Черепаново нас слегка пошатывало, как пошатывает моряков после долгой качки. Двести км по штормовой дороге в кузове вездехода пьянят изрядно. Несколько человек из числа отшельников встретили нас любезно и повели на прием к отцу Евстратию – их духовному повелителю. По дороге худой долговязый юноша, назвавшийся рабом Божиим Романом, у нас спросил:

Какие новости там в миру?

Пугачева родила, - ответили мы.

Умерла?! – встревожено переспросил юноша.

Родила, - уточнили мы и вкратце пересказали отшельникам эту новость. Они цокали языками, охали и крестились. В итоге очень неодобрительно обсудили сей примадоннин «грех».

Как тут у вас с питанием? – спросили мы худосочного Рому.

Худо, - ответил он. – Крупа кончается. Взрослых кормят помалу два раза в день – утром и на обед. Трое из наших братьев ушли за продуктами, мы их ждем.

Мы не стали Роману рассказывать, что из этих троих вернутся, возможно, лишь только двое, и вернутся они нескоро. Эту троицу, похожую на странствующих монахов, встретили мы в тайге километров за сто от Черепаново. Они с рюкзаками шли в райцентр Чердынь за крупами. Общаться с нами путники не стали, пробурчали чего-то в бороды и дальше себе пошли. А через час примерно мы доехали до поселка Петрецово, в котором живут сотрудники пермских северных лагерей. Попросились тут на ночлег. Нас провели в один нежилой барак, где мы, разогнавши крыс, устроились на полу вповалку. Наутро один местный житель у нас спросил: не встретился ли по дороге нам кто? Рассказали ему мы про тех монахов. Житель насторожился и стал выспрашивать, как выглядели они?

Грязные, угрюмые и худые, - описывали их мы.

А не было ли там одного, у которого вот здесь на роже фигня такая?

Ну, вроде да?

Он в федеральном розыске! Скрывается у отшельников, – сказал почти радостно местный житель и побежал куда -то, видно, звонить.

Вот такая, к слову сказать, мутная тут история.


ЗДЕСЬ ВСЕМ ТЯЖЕЛО ЖИВЕТСЯ

Но вернемся к нашему рабу Божьему Роме.

Как и зачем ты здесь? – спросили мы. И Рома ответил, что у него конфликт с властями города Ульяновска , но подробности пояснять не стал.

Тяжело тебе здесь живется?

Ответил отрок, - но, видно, таков наш крест. Здесь главное - послушание и смирение. Если скажут тебе выкопать яму, ты должен её выкапывать, не спрашивая – зачем? После скажут закопать эту яму, и ты молча её закапываешь.

…В темной избе (электричества у отшельников нет) за большим столом восседал бородатый и плотный отец Евстратий, а также десятка два и мужчин, и женщин. Нам предложили хлеб и горячий отвар из таежных трав.

В чем смысл вашей веры, отец Евстратий? – спросили мы. – В чем смысл ухода от человечества в эти дебри непроходимые?

И поведал отец Евстратий, что православная вера, по его мнению, ныне в большой беде, так как Патриарх Кирилл водит дружбу с католиками, иудеями, мусульманами и язычниками. И заявляет притом Патриарх Кирилл, что-де у нас с иноверцами есть единые нравственные ценности.

И что же плохого в нашей дружбе с католиками?

Когда Византия подписала унию с католической церковью, то Константинополь скоро пал. И вот опять история повторяется. Наше сближение с католиками развяжет руки американцам, те ударят по Ирану , а иранской нефтью Китай питается. Китай будет вынужден ударить по американцам или пойти войной на нас. Иначе Китай погибнет. Так и начнется третья мировая война, которая всех погубит.

Вторая беда, по мнению отца Евстратия, нависающая над Святою Русью , это штрих-коды, которые ныне лепят и на всякие документы, и на даже на пищевые продукты. Штрих-коды это часть мирового заговора, чтобы взять под контроль всякого христианина и как-то там на него воздействовать электронно. Тут мы, признаться, не очень поняли, но смысл, примерно, такой, что через штрих-коды вся жизнь человека высвечивается где-то на мониторах в главном масонском логове. И человек штрих-кодовый становится марионеткой в коварных руках у Ротшильдов и Рокфеллеров. Вот почему и необходимо уничтожать все эти бесовские метки.

Отец Евстратий толкует весьма заумно, цитируя и писания, и философов всех времен. Сектанты глядят на него с восторгом и тихим душевным трепетом.

Почему же вы с этим злом не боретесь во миру, где бы надобно просвещать заблудших, а удалились в дебри? – спросили мы.

А мы объясняли в миру все это, но нас не слушали. Благодать не груша, ее не съешь.

Так в чем тогда смысл-то ваших служений, ежели ваши мысли не доходят до масс?

На что, на какие деньги живете вы и на что питаетесь?

Нам помогают братья из православных монастырей. Они для нас собирают деньги. Негласно, конечно.

Ну, ничего себе! Вы, по сути, раскольники, отошедшие от официальной церкви, а люди из этой церкви вам помогают?!

Да. Там есть много служителей, которые разделяют наши взгляды, но они слабы духом, чтобы окончательно перейти к нам. Потому они вынуждены служить там, но душою они с нами. У нас есть много последователей и в миру, которые тоже нам помогают и даже страдают за наши убеждения. Например, три капитана и один майор из УБЭП в Туле подверглись гонениям за связь с нами. Начальство им предложило либо перестать ездить к нам, когда мы жили еще в Тульской области, либо уволиться. И все четверо уволились, остались без пенсий и без всего.

А что за история с мордобоем случилась у вас в Костромской области, после чего вы и перебрались сюда? – спросили мы у отца Евстратия.

Ну что получилось? Там приехали отец с матерью к одной нашей сестре Елене, приехали с ОМОНом , чтобы забрать и ее, и ее детей. Отец на нее набросился: ах ты такая-сякая, ты опять сюда убежала. Меня там не было, но мне рассказали – началась драка. Наши бросились защищать Елену и ее детей, а силовики начали всех палками избивать. Тогда один наш выскочил с канистрой и всех бензином полил. Сейчас, говорит, подожгу, если не прекратите!

Он, что, и детей облил?

Да всех облил, на кого попало. Ну драка и прекратилась, они отступили. А потом уже поздно ночью мы покинули ту деревню. Уехали в Пермский край. После этого случая меня объявили в розыск. Приезжаю я как-то в свою московскую квартиру и нахожу в почтовом ящике полицейское предписание на мое на мирское имя: «Филиппову В.Е.: сообщаем Вам, что гражданин Филиппов В.Е. находится в федеральном розыске. В случае появления Филиппова В.Е. по данному адресу Вам предписывается сообщить об этом в полицию по телефону такому-то». Вот она дурь чиновничья – мне сообщают, что если я сам себя у себя увижу, то должен себя и сдать. Ха-ха!


КАК СТАРЕЦ ОТ РАКА ВЫЛЕЧИЛ

Днем ранее по дороге к отшельникам мы догнали в тайге одного мужчину с большим рюкзаком и нерусским ликом. Он шел туда же в общину. Взяли его на борт. Мужчина попросил его не снимать, поскольку он – ну опять же! – в розыске. Однако же, незнакомец наш изъявил желание рассказать нам много чего любопытного про жизнь отшельников. Назвался он Серафимом и про себя поведал такую историю. Серафим родом из мусульманской страны и по рождению мусульманин из небедной семьи. К сорока годам заболел он раком. Долго лечился и у себя на родине, и в Москве , и в Германии , но болезнь всё больше одолевала. Но однажды некие люди вдруг подсказали, что в Пермском крае есть один православный старец, который, возможно, ему поможет. Нашел он этого старца, побеседовали они, и дал ему старец некие установки, после чего болезнь-то и отступила, а через год и прошла совсем. После этого собеседник наш взял да и принял истово православную веру. Нарекли его именем Серафим. Начал он и у себя в стране православие утверждать. По этой причине все близкие родственники отвернулись от Серафима. И с властями случился религиозный конфликт, который перешел в политический. Серафима собирались уж посадить, но он успел убежать в Россию , опять же в Пермский край, где и столкнулся с нашими отшельниками. Сначала они жили под городом Чусовым. А после отцу Евстратию приснился сон, что община должна переселиться на самый север Пермского края в деревню на букву «Ч». Развернули отшельники карты географические, на которых и нашли Черепаново это.

А что, Серафим, неужто и впрямь есть такие старцы, которые рак вылечивают? – разобрало нас любопытство.

Этот старец не лекарь вовсе, - отвечал Серафим, - просто он человек очень умный и правильно понимает Православие, которое не понимают многие православные. Вот и меня он тому обучил. Ведь все болезни они от грехов от наших. А в Православии есть, например, покаяние. Если ты искренне осознаешь свои грехи, если ты искренне в их покаешься, то и наказанье твое простится, болезнь отступит. Это очень важно понять. Но если ты будешь каяться и колотиться о землю лбом только с помыслом - чтобы вылечится, то болезнь тебя не отпустит. Я очень рад, что Господь помучил меня вот такой болезнью, через которую мне пришло прозрение. Ну а с отцом Евстратием мы поссорились. Я понял, что он актер, а не священник вовсе. Собрал себе публику из людей заблудших и упивается властью над ними. А они его за святого чтут. Подойдет к нему женщина: «Батюшка, что-то всё у меня там внутри болит». Он её по спине похлопает: «Ну что, прошло?» - «Ой, батюшка, как полегчало-то! Чую, как бесы выскочили!». А другая же подойдет к нему: «И мне что-то худо, батюшка». Он ей говорит: «Ты юбку-то задери, да на горячую печку сядь!». И при этих словах положено всем смеяться. Вот такой тут театр абсурда.

Зачем, Серафим, ты туда идешь?

Там дети малые, обреченные, попытаюсь уговорить их мамаш перебраться на зиму в православный приют под Пермью .

НЕОБЫЧНЫЕ ВСЕ ОНИ

На самом деле народ в этой секте очень своеобразный. Этих людей объединяет особое восприятие мира, отличное от нашего. Нас особенно привлекла тридцатилетняя Анна с двумя мальчишками – трех и полутора лет. Анна родилась и всю жизнь прожила в Москве. Это ясно и по её говору. У Анны, если ей верить на слово, юридическое образование. Работала в суде. Жила с мужем, с мамой. Были у них две квартиры, машина, дача. Однажды Анна купила книгу одной известной писательницы и прочитала, что, согласно пророчествам мудрецов, Москва в скором времени должна провалиться в кастровые пустоты. А еще говорилось в книге, что по Москве китайцы ударят ядерными ракетами. Вот эта книга лишила и Анну, и ее мужа, и ее маму сна и покоя. Стали думать куда из Москвы бежать. Нашли в интернете отца Евстратия и подались к нему за спасением. В Москве распродали все движимое и недвижимое, поселились с отшельниками в костромской глуши. После перебрались сюда, но муж почему-то остался под Костромой . Возможно, к зиме он тоже сюда приедет.

Как тут у вас с питанием? – спрашиваем, оглядывая малюсенькую каморку Анны, где на 6-ти квадратных метрах едва умещается лишь кровать у окошка, тумбочка и небольшая печка. Ни малейших съестных припасов в этом доме, похоже, нет.

У нас с едою все замечательно! Наедаемся до отвала, - отвечает Анна.

Но чиновники говорят, что с едой тут у вас не очень. Могли бы вы показать еду?

Анна вопросительно смотрит на отца Евстратия, после оба они начинают клеймить чиновников. Тут же и в разговор вступает бабушка – мама Анны:

А вы знаете, что теперь творится в детских домах? – и отвечает на свой вопрос, - сейчас всех деток в детских домах откармливают и сдают на органы! Или же продают в Америку , и там тоже сдают на органы!

Мы не готовы противоречить.

В России сейчас геноцид, - поясняет батюшка. – Идет работа на уничтожение детей. Им с рождения делают прививки с добавлением ртути, что приводит к их аутизму, а когда они достигают детородного возраста, то и теряют способность к зачатию. Это я вам говорю как дипломированный врач.

А разве же доктора российские, которые детям вкалывают прививки с ртутью, про то не знают? – спрашиваем мы.

Знают, конечно, - отвечает отец Евстратий, - потому и врачи своим детям никогда прививок не делают.

Мы повторили вопрос о питании. И снова нам в три голоса эти люди стали рассказывать о коварных чиновниках и масонах.

В этот вечер в общественной трапезной был показательный ужин для журналистов – жареные котлеты с гороховой кашей. А после была вечерняя служба, на которой отец Евстратий обратился и к Патриарху Кириллу, и к президенту Путину с воззванием защитить Россию от бесовщины, идущей с Запада , от чипирования-кодирования. После к нам еще подходили люди и рассказывали про опасности электронных чипов, про опасности номеров и про разные электронные волны, которые запускают с американских спутников, увеча наши мозги.

Потому и пришли мы к выводу, что народ здесь своеобразный и к тому же совсем неплохой народ. Они искренне так желают нам всем спасения и пытаются всех нас предупредить о надвигающейся угрозе. Потому и хотелось бы тоже искренне им помочь пережить суровую северную зиму. Домишки, в которых они устроились, ветхие и худые. За обоями всюду скребутся мыши. Старые печки чадят угаром. Не везде и вторые зимние рамы вставлены. Но главное – дефицит питания и отсутствие теплой одежды. Хотя и на днях прошла информация, что отшельники закупили продуктов тонну – сахара , гречки, муки, гороха… . Если это и правда, то тонны надолго им все равно не хватит. Но будем надеяться мы здесь на помощь Божию в образе краевых властей.


Серафим возвращался с нами на вездеходе и был он грустен. Не получилось ему никак убедить мамаш переселиться на зиму во приюты.

Добравшись до Чердыня, мы зашли в магазин и первым делом спросили у продавщицы:

Какие новости тут у вас в миру?

Пугачева родила двойню, - ответила продавщица.

Редкое осеннее солнце освещает деревеньку, распластавшуюся на пригорке. Два новых больших деревянных креста словно обнимают ее с разных концов. Из нескольких домов тянется-извивается дым из печных труб. Слева блестит рукав реки.

А мы вас ждали! - на краю деревни встречают нас трое мужиков и две женщины в монашеских одеждах. - То есть не совсем вас, конечно. До нас дошли слухи, что к нам нагрянут ювеналка и ОМОН.

10 КИЛОМЕТРОВ В ЧАС ПО БЕЗДОРОЖЬЮ

Чердынь - сердце Пармы , бывшая столица древней Перми Великой, а теперь медвежий край бездорожья и зон. Издавна здесь обитали старообрядцы- скрытники - люди, которые избегали контактов с государством. И колонии здесь раньше были на каждом шагу, они давали работу местному населению, но их потихоньку начали закрывать и поселки стали вымирать. Еще раньше, после того как запретили молевой сплав, загнулись леспромхозы и с карты района исчезли многие деревеньки. Черепаново , которую облюбовали отшельники, одна из них. Последние жители уехали из нее два года назад.

Смотрите, здесь кончается цивилизация, 200 километров вам придется ехать по глухой тайге. Сможете ли вы до этих людей добраться - один бог знает, - качает головой над картой глава Чердынского района Андрей Ламанов.

Двестикилометровый путь по чердынским лесам на «шишиге», так в просторечье называется советский трудяга ГАЗ-66, - это и американские горки, и тарзанка одновременно. На другом транспорте в осеннюю распутицу здесь не проехать. И шишиги - нарасхват у рыбаков и охотников.

Наша шишига - всем шишигам шишига. Двухтонное чудовище с тентованным холодным кузовом, внутри матрасы-сиденья, которые пулей вылетают из-под пятой точки при каждой кочке. А кочек - как клюквы на болоте.

Деревенский таежный хайвей - это 10 километров в час. И то если вам повезло, и у вас есть лебедка, с помощью которой можно цепляться за деревья

У вас точно-точно есть лебедка? – спросили мы наших проводников перед выездом. - Конечно, есть! - радостно отвечали они. - Так вы ж не спросили, работает ли, - отбрехались мужики, когда на трудном въезде на очередную горку выяснилось, что лебедка уже давно отжила свой срок.

Нас мотает-кидает из стороны в сторону, рюкзаки летают по всему кузову. Машина абсолютно неуправляема: она соскальзывает по глиняному мыльному медео. А когда нужно подняться вверх - откатывается-съезжает назад…

До Черепаново мы пилили-месили осеннюю грязь на шишиге 18 часов, у нас ушло на дорогу полторы суток. Как? Как туда добирались отшельники? С вещами, с продуктами? С грудными детьми? И, самое главное, как они смогут оттуда выбраться, если вдруг закончатся продукты и нечего будет есть. И как они смогут попасть к врачам, если кто-нибудь заболеет. Ведь зимой наметет сугробы и вовсе не будет сюда дороги.

«НЕ ЕЗДИТЕ К НАМ. ЗДЕСЬ НЕ ЗВЕРИНЕЦ»

Кто пешком пришел в Черепаново, кто попутками на вездеходах, - объясняют отшельники и ведут нас в избу, которую называют трапезной. В сенях стоят ведра с клюквой.

Садитесь, угощайтесь! - приглашают нас и наливают травяной чай в суповые блюдца. - Пейте, пока горячий, - радушно предлагает одна из женщин в черном. - Чай заварен из зверобоя, мяты, рябины, шиповника… А хлеб сами печем из разных круп. Во главе длинного стола восседает отец Евстратий, глава общины. За общим столом - его паства.

Нет нам покоя, даже сюда добрались, налетели как коршуны, ездите как в зверинец какой-то, - шушукаются общинники, которых батюшка приструнивает взглядом.

Руководитель группы - бывший православный священник Вениамин Филиппов. Он - москвич, у него медицинское образование, какое-то время он проработал в 4-м главном управлении Минздрава терапевтом, в народе именуемого «Кремлевкой», затем лет шесть - на «Скорой». А потом стал священником. Служил в одном из сел Тульской области. Лет пять назад ушел в неканоничную религиозную организацию. И был лишен сана за раскольническую деятельность.

Филиппов продолжает называть себя священнослужителем, «иеромонахом Евстратием». Он собирает вокруг себя единомышленников. Они не согласны с политикой официальной православной Церкви.

Себя черепановские отшельники называют «непоминающими»: во время молитв не поминают во здравие патриарха Кирилла. Являются противниками глобализации, не приемлют никаких документов и электронных устройств - паспортов нового образца, ИНН, страховых и медицинских полисов, электронных карт, против штрих-кодов и т.п. Все это, мол, от лукавого.

У большинства на руках только тождества - документы с фотографией человека, заверенные нотариально на основе паспортов или других документов. Из-за этого у них постоянно возникают проблемы с властями, и они вынуждены скрываться в лесах.

Заняли общинники в Черепаново шесть-семь нежилых домов (в некоторых домах не разрешили жить рыбаки, бывшие жители Черепаново). В одной избе общинники устроили трапезную, в другой - храм, где проходят службы. Остальные - кельи, где живут люди. По четыре-пять человек. В одной избе живет Евстратий со своими тремя детьми (его жена умерла 11 лет назад), девочки 16 и 13 лет, и мальчик 14 лет. В соседней комнате - две монахини.

Стараются, рассказывают, жить по монастырскому укладу. Встают в 4. 30. В пять утра - служба до 11 дня. В час дня идут в трапезную, женщины готовят обед (едят два раза в день). Днем женщины шьют, стирают… «Братья» рубят дрова, ловят рыбу… У них есть «Сайга», ходят на охоту. На досуге читают книги, оставшиеся в старых избах. Вечером снова трапеза и служба.

Всего в общине живет 35 человек, из них восемь детей.

Дети - это наше слабое место, - объясняют отшельники.

Именно из-за них они сбежали сюда из костромских лесов.

«МЫ ОБЛИЛИ ДЕТЕЙ КЕРОСИНОМ И ПООБЕЩАЛИ СЖЕЧЬ, ЕСЛИ ОТНИМУТ»

Сбежали из Костромской области они, по их словам, «из-за гонений властей», которые пытались «отнять у них детей, потому что те не ходят в школу, не находятся под контролем врачей». - Когда представители администрации и полицейские с автоматами пришли за нашими детьми, нам ничего не оставалось, как облить их святой водичкой с керосином для запаха и пригрозить: мы сожжем их! Только тогда они отстали от нас, - вспоминают общинники. - А потом мы разбежались в сорокаградусный мороз по соседним нежилым деревням с детьми на руках.

Им снова пришлось скитаться, чтобы скрыться от властей. Добрались до Прикамья . Вначале устроились в нежилой деревне Чусовское (тоже Чердынский район), но посчитали - что близко, ушли еще дальше - на север, в Черепаново. В надежде, что в тамошних лесах закон - тайга, и власти если и доберутся, то не скоро.

Все лето они жили в «покое». Рыбаки и охотники, забредавшие в эти места, относились к отшельникам мирно: места в тайге много. Пока из общины не сбежали две семьи.

Молодая пара, Алена и Роман, с пятью детьми , младшему - два годика, и Аксинья с 14-летней дочерью. Вывез их в Чердынский монастырь бывший член общины. Он попал в общину недавно, но быстро понял, что отец Евстратий добра людям не принесет и решил уйти из общины и увез две семьи.

Жалко стало детей, - объясняет он. - Погибнут они зимой. Задурил головы людям Евстратий. Погубит он их из-за своих прихотей. Впал он в прелесть (духовная болезнь, гордыня. - Ред.), хочет властвовать над душами людскими. Если бы вы знали, какой он актер! Православием тут и не пахнет. Если бы детей не было в общине, кому он был бы нужен? О нем бы даже не вспомнили. Он это понимает и поэтому завлекает женщин с детьми. Дети - его козырь.

Сейчас беженцы живут в Верещагино , работают при храме, дети устраиваются в школу.

Если другие захотят уйти, отпустите? - спрашиваем Евстратия.

У всех свободный выбор.

После того, как из общины сбежали две семьи, в деревне и стали бояться ОМОНа и «ювеналки». Но пока они сюда не добрались.

А не боитесь, что и сюда придут? И что тогда?

А какой у нас выбор есть? - спрашивает Евстратий - Мы можем уйти в горы. Но впереди зима: выживем-не выживем. На все воля божья.

«ЕСЛИ ДЕТИ УМРУТ, ОНИ ПОПАДУТ В РАЙ»

К отцу Евстратию люди стекаются со всей страны. Большинство - из Астраханской и Тульской областей, Подмосковья . Есть две матери-одиночки: Елена и Аня, у них по двое детей. Самый маленький «рассельник» - Игорек, 1 год и два месяца. Здесь он живет с бабушкой-дедушкой и с папой-мамой.

Когда дочка забеременела, мы отказались от УЗИ и медосмотров. Когда родился внук, не делали никаких прививок. И ничего - родился здоровым, до сих пор ни разу не болел, - рассказывает 50 летний дед мальчика Александр Кривошеев .

Александр, раньше работавший энергетиком, приехал сюда со всей семьей: с женой Ириной, 20-летней дочерью Ольгой, 23-летним зятем Олегом и их сыном.

Живут они в одном доме. - Такая красота в здешних местах - неописуемый восторг. Лучше чем в костромских лесах. Знали бы, давно сюда переехали.

Не боитесь за сына? - спрашиваем у мамы Игорька. - А какой риск? А когда детей пускают на органы и правительство об этом знает? Сколько детей умирают в больницах?.. Да никому наши дети не нужны. А если нужны, пусть нам дадут другие паспорта, где нет трех «шестерок», пусть нам позволят жить без документов, и нам не нужно будет скрываться в глухих лесах. Если у меня ребенок умрет, то он попадет в рай. Его тело не столько важно. На страшный суд мы попадем все. А мне за него отвечать, я не могу себе позволить, чтобы его душа погибла. 36-летняя Светлана Панченко из Тульской области , выбрала Бога, а не своих двух детей. Их забрали из общины год назад ее родственники. Сейчас у Светланы другое имя - она сестра Фатинья.


Муж у меня пил, гулял, бросил с двумя детьми, - рассказывает женщина. - Поменяла кучу работ, чтобы прокормить детей. Работала учителем физкультуры, тренером по верховой езде, тренером по лыжам, на мойке машины мыла. Первый сын родился с ДЦП. Он у меня совсем исцелился, когда я стала ходить в церковь. У меня даже в мечтах такого не было, чтобы попасть к отцу Евстратию. Ну как я такая засранка с двумя детьми попаду к нему?..

Фатинья уверена: в ней сидит бес. А отец Евстратий может изгонять бесов. Таких, как она, говорит, в общине несколько человек.

Когда батюшка кладет на голову свою руку, бесы начинают кричать, вопить, стонать, потому что не могут улететь отсюда, - говорит она. - Со стороны, кажется, что человек кричит, но это бес стонет. Кого-то коряжит, ноги подгибаются, один - хрюкает, второй лает.

"КУШАЕМ СТОЛЬКО, ЧТОБЫ НЕ ОБОЖРАТЬСЯ"

Вечером в темной трапезной одна из монахинь жарит на русской печке маленькие котлетки, другие варят на гарнир гречу.

Кушаем столько, чтобы могли жить, чтобы не обожраться, без чревоугодия. Два раза в день. Только дети могут есть, когда захотят. Макароны, крупы…

Трое отшельников перед нашим приездом, говорят, ушли в мир - делать запасы на зиму - в Верхнюю Колву и Соликамск .

В Верхней Колве, это в пятидесяти километрах от Черепаново, они заказали две тонны еды: муку, крупы. Но хватит ли ее на зиму? - Нам помогают люди, которые остались в миру, они присылают деньги. На это мы и живем. К тому же мир не без добрых людей. То рыбаки мешок хлеба оставят, то туристы плюшки, бананы подкинут. Бог нас не оставляет без помощи. Передайте силовым структурам, что нормально перезимуем. Пусть нас не трогают.

…В 10 вечера началась служба. Пришли на нее немногие. Боялись журналистских камер. Одни молились с отрешенными лицами, другие клали поклоны до пола. Во время службы отец Евстратий устроил два пресс-подхода. - Я хочу через вас передать обращение президенту и патриарху.

Смотрите фотогалерею: Эксклюзив: как живут отшельники в заброшенной деревеньке на севере Пермского края




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!