Информационный женский портал

"Последний поклон". Биография владыки Василия (Родзянко). Православная электронная библиотека

Епископ Сан-Францисский и Запада Василий (Родзянко Владимир Михайлович; 1915 - 1999) - иерарх Православной Церкви в Америке, проповедник и богослов, педагог, публицист, деятель правосл. движения.

Родился в дворянской семье, давшей России в XIX-XX вв. несколько видных деятелей на военном и гражданском поприще. В 1920 г. Семья его была вынуждена покинуть Россию и поселиться в Королевстве сербов, хорватов и словенцев. В 1925-1933 гг. Владимир учился в 1-й Русско-сербской классической гимназии в Белграде; пользовался особым покровительством митр. Антония (Храповицкого), c которым состоял в дальнем родстве. В 1926 г. познакомился с иеромонахом Иоанном (Максимовичем; впоследствии архиепископом Сан-Францисским в РПЦЗ), который оказал на него огромное духовное влияние. В 1933-1937 гг. учился на богословском факультете Белградского университета и окончил его со степенью канд. богословия. В то время его и членов его семьи окормляли священники, находившиеся в юрисдикции Зарубежного Синода Русской Церкви.

В. Родзянко встречался с такими церковными деятелями и подвижниками, как архим. Иустин (Попович), проф. Белградского университета (в 1993 прославлен Сербской Православной Церковью как преподобный), епископ Камчатский Нестор (Анисимов).

В 1937 г., по завершении образования на богословском факультете, В. Родзянко вступил в брак с М. В. Колюбаевой, дочерью священника, сумевшего с семьей нелегально покинуть СССР. В 1937-1939 гг. по благословению священноначалия Сербской Церкви, получив стипендию от англиканской Церкви, Родзянко продолжил образование в аспирантуре при Лондонском уинверситете, где изучал западные вероисповедания и теологию, писал диссертацию на тему «Пресвятая Троица и Ее образ - человечество».

По получении диплома в 1939 г. был приглашен в Оксфорд для чтения курса лекций по русскому богословию. Однако этому помешала начавшаяся вторая мировая война. В. Родзянко в нач. 1940 г. возвратился в Югославию. Здесь он преподавал Закон Божий в сербско-венгерской школе в Нови-Саде.

30 марта 1941 г. в русской Свято-Троицкой церкви в Белграде Патриархом Сербским Гавриилом (Дожичем) Родзянко был рукоположен во иерея и назначен на сербский приход при средней школе в Нови-Саде. Добрые отношения у него сложились с еп. Бачским Иринеем (Чиричем). После оккупации Воеводины венгерскими и немецкими войсками православные жители края, сербы и русские, подверглись жестоким репрессиям. Священник Владимир принимал участие в сербском сопротивлении и вызволял сербов из концентрационных лагерей, удочерил оставшуюся сиротой украинскую девочку.

После освобождения Югославии и прихода к власти в стране коммунистической партии во главе с И. Б. Тито русские эмигранты начали выезжать в другие страны, многие возвращались на Родину. О. Владимир, будучи клириком СПЦ, остался на своем приходе,

После кончины митрополита Антония о. Владимир во многом пересмотрел свое отношение к Зарубежной Церкви. 3 апреля 1945 г. он отправил письмо Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I (Симанскому), в котором сообщал о своем желании служить Русской Православной Церкви. В связи с ухудшением отношений между Югославией и СССР на оставшихся в стране русских обрушились гонения. В июле 1949 г. о. Владимир, окормлявший 2 прихода, был арестован и приговорен к 8 годам исправительно-трудовых работ за «нелегальную религиозную пропаганду» (ему вменялось в вину свидетельство о чудотворном обновлении икон в его храме).

Благодаря личному ходатайству перед югославскими властями архиепископа Кентерберийского Дж. Фишера и изменению политики Тито в отношении Запада в 1951 г. о. Владимир был досрочно освобожден из лагеря и вместе с семьей выехал в Париж, где жили его родители, покинувшие Югославию в 1946 г. В 1953 г. по приглашению епископа Николая (Велимировича), проживавшего тогда в Лондоне, о. Владимир переехал в Великобританию и стал вторым священником в кафедральном соборе во имя свт. Саввы Сербского Западноевропейской епархии Сербской Церкви.

Священник Владимир Родзянко поступил на работу в русскоязычную службу британской радиовещательной корпорации Би-би-си. В 1955 г. по его предложению было открыто религиозное радиовещание на СССР и Восточную Европу. О. Владимир также выступал с проповедями на радио Ассоциации «Славянская Библия», «Голос Православия» в Париже и на Радио Ватикана. Он преподавал богословие в Оксфордском университете, в Свято-Сергиевском богословском институте в Париже. Темы исследований священника Владимира касались таких вопросов, как учение о Пресвятой Троице, различие в подходах к пониманию исхождения Святого Духа в Восточной Церкви и Западной Церкви, учение о Царстве Небесном, апологетика, значение Божественной литургии, русская духовность, место молитвы, особенно Иисусовой, в жизни христианина, творение и эволюция, творчество Ф. М. Достоевского, Туринская плащаница и др.

В 1961 г. он участвовал в составе делегации Сербской Церкви в 3-й Генеральной Ассамблее ВСЦ в Нью-Дели (Индия), где впервые встретился с еп. Таллинским и Эстонским Алексием (Ридигером), буд. Патриархом Московским и всея Руси. С тех пор отношения между ними всегда оставались близкими и добрыми. О. Владимир стремился присутствовать на тех конференциях и встречах, организаторами или участниками которых были представители Московского Патриархата. В 1968 г. совместно с католическим аббатством в Амплфорте в графстве Йоркшир (где находится одна из лучших частных школ Англии) им была основана Всеправославная школа для студентов всех православных юрисдикций в Европе. В том же году он создал православное братство свт. Cимеона Нового Богослова, при к-ром действовал приют для сербских детей, и основал журнал.

В марте 1978 г. cкончалась супруга о. Владимира, в том же году в автокатастрофе погиб cтарший внук. В 1979 г. о. Владимир ушел с работы на радиостанции Би-би-си, после чего митрополит Сурожский Антоний постриг его в монашество с именем Василий в честь свт. Василия Великого. Он собирался отправиться на Афон, но в конце 1979 г., получив отпускную грамоту от Патриарха Сербского Германа, был принят в юрисдикцию Православной Церкви в Америке и определен быть викарием ее Предстоятеля. 12 января 1980 г. в кафедральном Свято-Николаевском соборе в Вашингтоне Митрополитом всей Америки и Канады Феодосием (Лазором) в сослужении сонма архиереев был хиротонисан во епископа Вашингтонского. Местом его архипастырского служения стал Свято-Николаевский собор.

В ноябре 1980 г. был назначен на кафедру Сан-Франциско.

В 1984 г. епископ Василий ушел на покой и поселился в Вашингтоне, где стал почетным настоятелем Свято-Николаевского собора и директором Свято-Архангельского радиовещательного центра, расположенного в его маленькой квартире. Он преподавал в Свято-Владимирской и Свято-Тихоновской семинариях, сотрудничал с протопресвитером Александром Шмеманом и протопресвитером Иоанном Мейендорфом, др. видными богословами русской эмиграции.

В 1981 г., после более чем 60-летнего перерыва, епископ Василий (Родзянко) побывал на родине. C тех пор по частным приглашениям он неоднократно посещал Россию и Украину (в особенности с началом политики перестройки в стране), встречался с будущим Патриархом Алексием, со многими иерархами, cвященниками и мирянами, сопровождал православных паломников из Америки. Также появилась возможность вновь посетить Сербию.

В 90-х гг. еженедельные проповеди, произнесенные им в Вашингтоне, транслировались по российским теле- и радиоканалам; в Москве он проводил катехизаторские беседы в прямом эфире. Владыка произнес множество проповедей в Сретенском мужском монастыре и в храме Малое Вознесение в Москве, почетным настоятелем которого он являлся. Читал лекции в православных учебных заведениях.

За миссионерскую и просветительскую деятельность был удостоен ордена свт. Иннокентия, митр. Московского.

До последних своих дней он окормлял православных эмигрантов в Вашингтоне и окрестностях, занимался делами сербского приюта в Амплфорте, куда им были направлены все средства, полученные за 26 лет работы на Би-би-си. В отношении ко всем он был открыт и искренен, стяжал дары пастырской любви и молитвы, был опытным духовником. Особое внимание он уделял окормлению молодежи и был любим ею.

23 сентября 1999 г. митр. Феодосий (Лазор) возглавил отпевание владыки Василия в Свято-Николаевском соборе Вашингтона. В отпевании участвовало многочисленное духовенство при большом стечении молящихся. Похоронен на городском кладбище в Вашингтоне.

Пользовался особым покровительством митрополита Антония (Храповицкого) .

О еп. Василии был снят документальный фильм «Епископ Василий (Родзянко): Моя судьба» (2009 г., 11 серий). Производство: Видеостудия «Университета Натальи Нестеровой». Режиссер: Александра Селимова. Автор сценария: Владимир Щербинин. Оператор: Юрий Николенко .

Епископу Василию посвящена одна из глав книги «Несвятые святые » архимандрита Тихона (Шевкунова) .

биография

Православные жители Воеводины в годы оккупации подверглись жестоким репрессиям. Священник Владимир принимал участие в сербском сопротивлении и вызволял сербов из концентрационных лагерей, удочерил оставшуюся сиротой украинскую девочку.

Благодаря личному ходатайству перед югославскими властями архиепископа Кентерберийского Джефри Фишера и изменению политики Тито в отношении Запада в года о. Владимир Родзянко был досрочно освобожден из лагеря и вместе с семьей выехал в Париж, где жили его родители, покинувшие Югославию в году.

образование

иерархия

Был священником на сербских приходах в селах Станишич и Милетич в Воеводине , был секретарем Красного Креста. Добрые отношения у него сложились с епископом Бачским Иринеем (Чиричем).

После оккупации Воеводины венгерскими и немецкими войсками номинально состоял в юрисдикции митрополита Берлинского Серафима (Ляде) Русской православной церкви за рубежом, которому была подведомственна Воеводина.

Собирался отправиться на Афон, но получил приглашение стать викарием предстоятеля Православной Церкви в Америке . Получив отпускную грамоту от Патриарха Сербского Германа, был в конце года принят в юрисдикцию Православной Церкви в Америке и определен быть викарием ее Предстоятеля .

экуменическое движение

организации

Один из учредителей Всемирного братства православной молодежи «Синдесмос » ( г.).

пресса

В начале 1950-х годов поступил на работу в русскоязычную службу британской радиовещательной корпорации Би-би-си.

В году ушел с работы на радиостанции Би-би-си.

Постоянный автор «Вестника РХД », «Вестника Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата ». С года редактировал журнал «Aion».

С сер. 1980-х являлся директором Свято-Архангельского радиовещательного центра, расположенного в его квартире в Вашингтоне . Возобновил передачи для России на волнах радиостанций «Голос Америки» и «Радио Ватикана». С года принимал активное участие в работе радиостанции «София» , провел серию телевизионных бесед на религиозные темы.

события

  • Единство Церкви (конференция) (15 ноября 1994)

патологическая речь

мифы

западный плен

сочинения

  • Василий (Родзянко), еп. Моя судьба. Воспоминания / сост. Д. В. Гливинский. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2015.
  • Василий (Родзянко), еп. Спасение любовью. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007.
  • Василий (Родзянко), еп. Теория распада Вселенной и вера отцов. Каппадокийс. богословие-ключ к апологетике нашего времени: Апологетика XXI в. - М.: Паломник: Изд. дом «Грааль», 1996.
    • Василий (Родзянко), еп. Теория распада Вселенной и вера отцов. Каппадокийское богословие - ключ к апологетике нашего времени. Апологетика XXI века / Послесловие о. Олега Петренко. - 2-е. - М.: Паломник , 2003. - 252 с. - 10 000 экз. - ISBN 5-87468-187-6.
  • Проповеди в аудиоформате . - Дата обращения: 12.7.2017.

Епископ Василий (в миру - Владимир Михайлович Родзянко) родился 22 мая 1915 года в родовом имении Отрада Екатеринославской губернии. Его дед был председателем Государственной Думы перед революцией. В 1920 году семья эмигрировала в Югославию.

Владимир Родзянко закончил сербско-русскую классическую гимназию в Белграде и богословский факультет университета. Его учителями и наставниками были великие подвижники ХХ века - святитель Иоанн (Максимович), архимандрит Иустин (Попович), митрополит Николай (Велемирович), а так же глава Русской Зарубежной Церкви митрополит Антоний (Храповицкий).

В 1938 году вступил в брак с дочерью русского священника Марией Кулюбаевой, а через год был рукоположен во священника Сербской Православной Церкви.

Во время Второй мировой войны участвовал в сербском сопротивлении, а в 1949 году был осужден на восемь лет титовским судом "за превышение дозволенной религиозной пропаганды".

Отсидел в лагерях два года, после чего был выслан из Сербии.

С 1952 года в течение 26 лет вел религиозные передачи по Би-Би-Си на Россию.

В 1978 году овдовел и через несколько месяцев после пострижения в монахи был рукоположен во епископа Вашингтонского. В течение четырех лет управлял Сан-Францисской епархией, после чего был отправлен на покой за непримиримую борьбу с обновленчеством.

Первый раз после изгнания приехал в Россию в 1981 году. После 1986 года приезжал на Родину по несколько раз в год, подолгу жил в Троице-Сергиевой лавре, читал лекции по апологетике в духовной академии, написал книгу "Теория распада вселенной и вера отцов".

Ещё две недели назад мы говорили с владыкой по телефону. Он был, как всегда, бодр, живо интересовался всем, что происходит в России, переживал из-за взрывов в Москве и войны в Дагестане, сожалел, что не может приехать сюда сейчас.

"Ноги совсем не ходят, - говорил владыка. - Служил литургию на Преображение сидя, а в те моменты, когда сидеть нельзя, дьякона поддерживали под руки. Милость Божия, что причастился..."

Тогда я вспомнил его слова, сказанные в один из приездов в Москву: "Пока могу стоять перед престолом, служить литургию - буду жить, а иначе жить незачем". В этом была его суть: служить Богу, служить людям, служить России, которую он любил беззаветно. "ту любовь он унаследовал от родителей, от деда, от владыки Иоанна (Максимовича).

Всегда доброжелательный, готовый откликнуться на любую просьбу, владыка привлекал к себе людей всюду, где бы он ни был, - в России, Югославии, Америке. Мало кто знает, что в последние годы он обратил в Православие более трёх тысяч человек. А было это так.

Однажды обратилась к владыке группа молодых людей. Они были протестанты и занимались изучением древних конфессий: Эфиопской Церкви, Григорианской, Коптской и других. Они попросили владыку прочитать курс лекций по Православию. Владыка Василий согласился, его семинары стали постоянными; они привлекали все большее количество людей. Слушатели владыки посетили Россию, побывали в Греции, в Иерусалиме, на Афоне.

Через два года круг изучающих Православие расширился до трёх тысяч человек, и в один прекрасный момент они обратились к владыке с просьбой, чтобы он присоединил их к Православию. И так было не единожды.

Особенно много людей обращалось к Богу, слушая проповеди Би-Би-Си. Вспоминается такой случай.

В конце 80-х годов в одном из приходов Костромской епархии был организован летний советско-американский лагерь православной молодежи. Группу американцев возглавил владыка Василий.

По дороге в Горелец (именно так называлось место, куда они ехали), в лесной глуши, на перекрестке проселочных дорог они увидели страшную картину. На обочине стоял грузовик, а посреди дороги, возле перевернувшегося мотоцикла, лежал мужчина, только что погибший в результате аварии. Над ним стоял его сын, который сломал руку, но остался жив.

Владыка подошёл к нему узнать, что же произошло. Выслушав рассказ сына, он спросил, был ли его отец верующим. Сын сказал, что отец в церковь не ходил, но всегда слушал религиозные программы из Лондона и говорил при этом, что отец Владимир Родзянко - единственный человек, которому он верит в жизни.

Владыка перекрестился и сказал: "Тот священник, о котором говорил ваш отец, - это я".

Сын был потрясен. А владыка опустился перед погибшим на колени, отдал последнее целование, прочитал отходную молитву и сказал: "Промысел Божий привел меня с другого конца света, именно в этот день и час, в этот лес, на этот перекресток, чтобы отдать последний долг тому, кто верил мне, грешному. Давайте помолимся о его душе..." . И над погибшим провели панихиду...

Таких историй в жизни владыки было множество. Он говорил, что это совпадения, но не случайность; и при этом приводил слова митрополита Антония (Храповицкого): Когда я перестаю молиться, совпадения прекращаются".

Он всю жизнь верил в Промысел Божий, часто говорил о нем, приводил примеры из своей жизни.

В два года он вместе со всеми домочадцами Михаила Родзянко, его деда, был приговорён Лениным к смертной казни. Им пришлось покинуть Родину. Они плыли в трюме английского военного корабля, где на каждый квадратный метр приходилось по две-три семьи беженцев. "то плавание запомнилось Володе Родзянко как сущий ад, как и карантин в Салониках, как и путешествие на волах через разрушенную войной Сербию. Адом называл владыка и то, что было с ним в шесть лет, когда его гувернер, русский офицер, ненавидевший деда - Михаила Родзянко, вымещал все зло на его внуке, бил ежедневно его ремнем по пятьдесят ударов и больше, а потом еще ставил его на кукурузу до тех пор, пока на его коленях не выступали капли крови.

Владыка вспоминал об этом безо всякого осуждения. Он говорил: "Промысел Божий показал мне с самого начала, что значит ад, для того чтобы потом ясно почувствовать через отца Иоанна, через его любовь, доброту, что есть другой мир - светлый, чистый, райский; и этот мир есть храм Божий.

Не будь того, что случилось со мною в детские годы, не стал бы я тем, кем являюсь сейчас...".

Уже в двенадцать лет Володя Родзянко дал себе слово, что будет служителем Божиим, и не отступал от этого слова ни на шаг до самого конца.

Можно вспомнить ещё, как он восемнадцатилетним юношей примирил раскол, произошедший в Русской Зарубежной Церкви между митрополитом Антонием (Храповицким), с одной стороны, и митрополитами Евлогием и Платоном - с другой. "тот раскол был настолько серьезным, что две части одной Церкви объявили друг друга еретиками и разорвали евхаристическое общение.

Володя Родзянко, приехав в Париж к родственникам, пошёл с ними в храм и вдруг осознал, что он пришёл к раскольникам, с которыми, может быть, и молиться-то нельзя. Он не мог этого вынести и, вернувшись в Белград, умолил митрополита Антония написать письмо митрополиту Евлогию и примириться с ним. Путь примирения был непростым. Только что закончивший гимназию юноша стал курьером между Парижем и Белградом, он горячо убеждал всех, что раскол - это ненормально; ненормально, когда даже родственники оказались как бы во враждующих лагерях и не могут молиться вместе.

Его поддержали отец Савва Струве, епископ Камчатский Нестор, его принимал у себя Патриарх Сербский Варнава, который скорбел о возникшем расколе в братской церкви. Он подробно расспрашивал юношу о настроении парижской части русской эмиграции, пытался со своей стороны повлиять на русских иерархов в Югославии. В конце концов митрополиты Антоний и Евлогий встретились в Сремских Карловцах, прочитали друг над другом разрешительные молитвы, отслужили вместе благодарственный молебен. Митрополит Антоний говорил позже, что юноша Владимир Родзянко оказался мудрее двух седобородых старцев.

Владыка Василий никогда не был в юрисдикции Зарубежного Синода Русский Церкви только потому, чти не был согласен с непримиримой позицией зарубежников в отношении Московской Патриархии. "В основе всякого раскола - человеческие страсти и немощи; в расколе нет истины, а потому мы все должны покаяться перед Богом и друг перед другом. Бог только там. где есть единство? - это его слова.

Он был очень счастлив, что мог служить Божественную литургию на своей Родине.

"Дайте нам от елея вашего!" - часто восклицал он в том или ином храме, монастыре. Он искренне считал, что Россия омылась мученической кровью в ХХ веке, что её ожидает возрождение духовное, что он, человек, проживший всю жизнь на Западе, приезжает сюда учится, набраться крепости духовной. "Здесь каждая бабушка, которая сохранила веру за все эти страшные годы, - мученица", - говорил он.

При этом владыка и сам прошёл через лагеря.

В Сербии после войны во многих и домах являлись чудотворные иконы на стёклах. Как будто кто-то невидимый наносил тонкую прорись или гравировку на поверхность стекла. Это были ясно различимые прориси икон: святых Килилла и Мефодия, святых апостолов Петра и Павла, икон Богоматери и Спасителя. Титовские власти жестоко преследовали тех, кто вслух говорил об этих чудотворных образах, а сами стекла изымали и разбивали.

Отец Владимир Родзянко служил молебны перед чудотворными образами, невзирая запреты властей. За это его и судили. Дали восемь лет концлагерей.

Работы в лагере были очень тяжелыми: за один день нужно било сделать 700 черепиц, а в случае невыполнения нормы заключали в карцер - холодный каменный мешок. Владыка Василий происходил из дворянского рода.С одной стороны его предками были князья Голицыны, Юсуповы, а с другой, материнской - бароны Мейндорфы (отец Иоанн Мейндорф - его двоюродный брат). Он не привык и физическому труду, и всроке его ладони были стерты до костей. Его часто помещали в карцер, где он, чтобы не замерзнуть, непрерывно совершал земные поклоны с Иисусовой молитвой. Когда он уставал, то на некоторое время забывался сном на ледяном полу, а потом, восстав от сна, продолжал бить поклоны.

Больше, чем собственное плачевное положение, его беспокоило судьба матушки Марии, которая осталась с двумя малыми детьми без всяких средств к существованию. Матушка Мария преподавала в школе английский язык и после ареста мужа была уволена как жена врага народа.

Отец Владимир усердно молился Господу, чтобы он позаботился о жене и детях. И вот однажды в карцере, когда он после поклонов лег на пол и забылся зыбким сном, к нему явился дивный старец. Отец Владимир узнал его. Это был преподобный Серафим Саровский. Он был таким, как изображают его на иконах. Преподобный коснулся рукой головы узника и сказал явственно: "Тебе не нужно беспокоится и отчаиваться. Я позабочусь о твоей семье".

Отец Владимир проснулся немедленно, но в карцере уже никого не было. Его душу в тот же час совершенно покинули тревога и отчаяние. Как он сам рассказывал позже, его охватило чувство, подобное тому, какое бывает после пасхальной литургии.

В тот же день его выпустили из карцера, и вскоре перевели в другой лагерь, где он как человек, знающий иностранные языки, должен был прослушивать иностранные радиопередачи и переводить их.

А через некоторое время пришло письмо от матушки, что к ней в такой-то день приходил Серафим и утешал.

Отец Владимир понял сразу, какой это был Серафим. И день, в который преподобный приходил к матушке, совпадал с тем днем, в который он являлся ему.

Жизнь матушки изменилась. К ней пришли родители её бывших учеников и попросили преподавать английский язык частным образом. Она стала зарабатывать денег значительно больше, чем это было раньше, когда она работала в школе.

А родом матушка Мария была из города Курска. Она пела в церковном хоре храма, который построили родители преподобного Серафима Саровского...

Владыка Василий был священником от Бога. Есть художники от Бога, есть музыканты от Бога, а он был такой священник. Незадолго перед смертью он рассказал нам, почему он выбрал священнический путь.

Ему было двенадцать лет. Обычно после службы в русской Троицкой церкви в Белграде дети, прислуживавшие в алтаре, все вместе провожали до дома отца Иоанна Максимовича, который рассказывал им много из духовной жизни, расспрашивал их про дела.

Однажды Володя Родзянко провожал своего духовника один. И тут отец Иоанн внимательно посмотрев на отрока, сказал ему: "Ты уже взрослый и многое понимаешь. Когда ты вырастешь совсем, ты должен стать священником, чтобы молиться о своем деде. Он был хороший, верующий человек, но обстоятельства сложились так, что он много вреда принес России и Царскому семейству. Ты должен молиться всю жизнь, чтобы Господь его простил..."

Владыка всю жизнь как бы чувствовал вину за деда перед Россией. Он рассказывал о последних годах жизни Михаила Родзянко, о том, как он переживал за Россию, как на его рабочем столе все время стояла фотография Императора. Бывший председатель Государственной Думы часто молча сидел перед нею и молился.

Будучи в Царском Селе, в Федоровском соборе, владыка Василий ясно выразил то, что его тяготило всю жизнь. Эта проповедь, наверное запомнилась всем, кто ее слышал. Она очень короткая, так что ее можно привести полностью.

"Мой дед хотел только блага для России, но как немощный человек он часто ошибался. Он ошибся, когда послал своих парламентариев к Государю с просьбой об отречении. Он не думал, что Государь отречется за себя и за своего сына, а когда узнал это, то горько заплакал, сказав: "Теперь уже ничего нельзя сделать. Теперь Россия погибла". Он стал невольным виновником той екатеринбургской трагедии. Это был невольный грех, но все-аки грех. И вот сейчас, в этом святом месте, я прошу прощения за своего деда и за себя перед Россией, перед ее народом и перед Царской семьей, и как епископ властью, данной мне от Бога, прощаю и разрешаю его от этого невольного греха." Эти слова владыка произнес за год до своей кончины...

Да, он был священник от Бога. Наместник одного из московских монастырей рассказывал, как в 1988 году он сопровождал владыку Василия на очень важную богословскую конференцию, посвященную тысячелетию Крещения Руси. На этой конференции, владыка должен был делать доклад в Присутствии Патриарха, многих видных иерархов и богословов. Он уже опаздывал к началу заседания, быстро спускались по лестнице обычной московской пятиэтажки. На одной из площадок им повстречалась пожилая женщина. Увидев человека в рясе, она расплакалась и рассказала о том, что ее сестра умирает в больнице, что хорошо бы ее причастить, не мог бы батюшка сделать это... "Конечно!" - немедленно ответил владыка и спросил у спутника, где здесь ближайший храм, чтобы взять запасные Дары.

Спутник, и без того нервничавший, стал объяснять терпеливо, что они опаздывают на важное мероприятие, на котором будет Партиарх, что причастить больную может любой приходской священник... Владыка посмотрел на спутника таким взглядом, что ему стало не по себе. "Что может быть важнее для священника, чем причастить умирающего?"

Конечно, они опоздали на конференцию, и владыка не смог прочитать свой доклад. Но он совершил главное: он не только причастил умирающую, но и ясно показал будущему пастырю то, что является главным в жизни священника: Евхаристия - вот стержень его жизни.

Свою первую литургию он совершил вдвоем с матушкой под взрывами гитлеровских бомб. По Промыслу Божию его первая служба состоялась в день, когда Германия начала бомбить сербские города. Его первая Пасха после рукоположения совершалась в глубоком подполье в городе Нови Сад, который находился под венгерской оккупацией. Незадолго до этого венгерские националисты расстреляли в городе 26 православных священников. Отец Владимир Родзянко чудом избежал смерти, и через несколько дней, в доме с занавешенными окнами, который битком был забит народом, он возглашал пасхальное "Христос воскресе!"

Два с половиной года мы работали с владыкой Василием над фильмом "Моя судьба". В каждый свой приезд сюда он рассказывал нам о своей жизни. Иногда это рассказы больше походили на исповедь. Он открывал перед нами и перед зрителями свою душу, не приукрашивая, не скрывая самых сложных, самых трагических сторон своей фантастической судьбы. Иногда он говорил: "Может, напрасно я говорю так откровенно, может быть, это станет соблазном для людей? - А потом решительно отметал сомнения: - Пусть будет так, как было, иначе люди почувствуют неискренность, фальшь".

В один год он потерял свою матушку Марию и внука Игоря. Матушка умерла от инсульта в те дни, когда в Англии врачи объявили забастовку, а через несколько месяцев на мотоцикле разбился его внук.

Для владыки начались трудные дни. Он возвращался в опустевший дом, и отчаянье, пустота охватывали его душу. Однажды он открыл шкафчик, где стояла сербская водка ракия, выпил немного, потом еще. Стало легче. Со временем он привык к ракии. Конечно он продолжал служить в сербской церкви в Лондоне, делал религиозные передачи для Би-Би-Си. Для всех окружающих он оставался прежним отцом Владимиром, но что-то изменилось в нем, и он не представлял себе, как можно жить нормально без спиртного.

Однажды пришла к нему прихожанка его церкви и, сильно волнуясь, рассказала ему, что во сне к ней явилась матушка Мария. Одета она была очень бедно, в руке ее была корзинка, в которой лежала бутылка ракии. Она открыла бутылку и сказала прихожанке: "Выпей, это очень хорошая, крепкая ракия!" Прихожанка не посмела ослушаться матушки, которую уважала. Ракия оказалась такой крепкой, невыносимо горькой, что женщина не могла скрыть своего недоумения. "Не удивляйся, - сказала матушка - Я тоже ее не любила, а теперь муж меня приучил к ней..." И, уходя, произнесла: "Обязательно позвони моему мужу, скажи, что я приходила..."

Отец Владимир принял это как знамение свыше. После этого разговора привычка к спиртному исчезла навсегда. "Почему я, епископ, рассказываю об этом откровенно? Я хочу сказать тем, кто остался в этой жизни безутешен и пристрастился к вину, что ушедшие от нас близкие - живы. Они страдают от наших грехов и падений, они заботятся о нас и молятся о нас..."

Владыка Василий умер от сердечного приступа.

Мы были свидетелями, как он неожиданно сдал, слег. Это совпало с началом бомбардировок Югославии. "Как Вы относитесь к этому?" - спрашивали мы его. "Так, как если бы бомбили Москву и Россию."

Русский человек, нашедший свою вторую родину в Сербии, изгнанный из нее; гражданин королевства Великобритании и в течении 20 лет епископ Американской Автокефальной церкви - человек мира, как бы назвали его мирские люди, он всегда был на своей земле. Он всюду сеял семена просвещения, добра, любви. И нужно было услышать голос американки Мэрилин, которая сообщила о кончине своего духовного отца. Это был голос отчаяния, одиночества, оставленности. Это почувствовали все, кто хоть немного знал владыку Василия.

Его похоронили в Америке, но его душа равнозначно принадлежит всем странам, где он когда-либо жил.

Когда ближайший помощник владыки Василия Дмитрий Гливинский уезжал в Америку на похороны, у меня невольно вырвалось: "Передай поклон владыке". Тут же опомнился и подумал: последний поклон.

Последний поклон. В. Щербинин

Весьма незаурядной личностью был Родзянко Василий - Епископ Православной церкви в Америке, которого когда-то в миру звали Владимиром Михайловичем Родзянко. Он появился на свет 22 мая 1915 года в родовом имении, носившем красивое название «Отрада», которое было расположено в Новомосковском уезде, что в Екатеринославской губернии.

Его отец, Михаил Михайлович Родзянко, являлся образованным человеком, окончившим Московский университет, а вот дед, Михаил Владимирович Родзянко, в тогдашней еще Российской империи был председателем III-й и IV-й Государственной думы. Затем он стал одним из лидеров февральской революции 1917 года и возглавил Временный комитет Госдумы. Этот факт сыграл в судьбе его внука очень важную роль, но об этом чуть позже.

Мать будущего епископа являлась урожденной баронессой Мейендорф, в ее роду уже был один протопресвитер - Иоанн Мейендорф (1926 - 1992 гг.), служивший в Православной церкви в Америке (Нью-Йорк, Церковь Христа Спасителя).

Факты из биографии

В послереволюционный период, в 1920 году, всю семью Родзянко из-за деда приговорили к смертной казни, поэтому в скором времени они были вынуждены покинуть Россию и поселиться в будущей Югославии (1929 г.).

Для Владимира это были страшные годы, однако в детской памяти запечатлелось одно очень важное для него событие - посещение храма в Анапе. А еще он вспоминал, что к нему в возрасте шести лет приставили гувернера, в прошлом белого офицера, который считал, что его дед предал царя Николая II. Этот озлобленный и мстительный гувернер превратился в строгого надзирателя. Он издевался над ребенком, как мог, в итоге у мальчика пропал весь интерес к жизни.

Учеба

Немного повзрослев, Владимир окончил в Белграде русско-сербскую гимназию (1933 г.), и в том же году пошел учиться в Белградский университет на богословский факультет. Волею судеб его покровителем стал митрополит Антоний (Храповицкий). Знакомство в 1926 году с иеромонахом Иоанном (Максимовичем) оказало на него большое духовное влияние.

Затем он окончил Белградский университет со степенью кандидата богословия (1937 г.). После женился на Марии Васильевне Колюбаевой - дочери священника, тоже бежавшего из СССР.

Продолжил свое обучение в Лондонском университете, где занялся написанием диссертации. По окончании обучения, в 1939 году, его пригласили в Оксфорд читать лекции по русскому богословию. Но началась война, и Владимир был вынужден вернуться в Югославию, там при школе Нови-Саде он стал преподавать Закон Божий.

Сан

В первый чин священства дьякон Родзянко был посвящен в 1940 году митрополитом Анастасием (Грибановским) - Первоиерархом РПЦЗ. Через год в Белграде в сан иерея его рукоположил Патриарх Сербский Гавриил, и вот тогда он начал служить в сербском приходе при школе в Нови-Саде. Потом был священником в селе Воеводино (Сербия), занимал должность секретаря Красного Креста.

Но с началом Второй мировой войны православные христиане подверглись жутким репрессиям. Владыка Василий Родзянко участвовал в сербском сопротивлении и помогал освобождать сербов из концентрационных лагерей. Он даже удочерил украинскую девочку-сироту.

Когда после войны к власти в Югославии пришли коммунисты, русские эмигранты опять ринулись кто куда, но основная масса захотела вернуться на родину, в Россию.

Арест

Отец Василий Родзянко в 1945 году пишет письмо I, в котором сообщает о своем желании служить в России. Но возвращение его так и не состоялось. Потому что именно в это время очень сильно испортились отношения между Югославией и СССР, и русских эмигрантов репрессировали. В 1949 году Родзянко Василий был приговорен к 8 годам тюрьмы за «нелегальную религиозную агитацию» (ему вменили в вину свидетельство о чудесных обновлениях икон в храме).

В 1951 году его освободили досрочно, и он вместе с семьей переехал в Париж, где тогда проживали родители, которые покинули Югославию еще в 1946 году.

Василий Родзянко: беседы и проповеди

К 1953 году он переезжает в Лондон и становится вторым священником в соборе Саввы Сербского, который находился под юрисдикцией Сербской Православной Церкви. Затем Родзянко ждала работа в радиовещательной корпорации Би-Би-Си. С 1955 года по его же предложению религиозное радиовещание было открыто в СССР и в Восточной Европе.

Родзянко Василий много выступал на разных радиостанциях с проповедями и беседами, преподавал в Оксфордском университете и в Париже - в Свято-Сергиевском богословском институте.

В самом начале весны 1978 года скончалась его жена, погиб в автокатастрофе внук Игорь. Через год он ушел с радиостанции Би-Би-Си и постригся в монахи с именем Василий (в честь Василия Великого), это произошло под руководством митрополита Сурожского в Лондоне. Он захотел нести монашеский подвиг тайно и уже собирался отправиться на Афон, но ему предложили стать викарием предстоятеля Православной Церкви в Америке.

Америка

В январе 1980 года в Вашингтоне в Свято-Николаевском соборе, где и стал служить Родзянко Василий, его посвятили в епископа.

В 1984 году по старости его увольняют. Он жил в Вашингтоне, стал почетным настоятелем Свято-Николаевского собора. Работал директором Свято-Архангельского радиовещательного центра, находившегося в его же маленькой квартире, а также преподавал в духовных семинариях и вел передачи на волнах радиостанций «Радио Ватикан», «Голос Америки» и других.

В Вашингтоне до самого последнего дня Родзянко был настоящим духовником многочисленного количества православных эмигрантов, даже проводил семинарные занятия с протестантами, которые изучали историю восточных христианских церквей, вследствие этого многих своих слушателей он привел к православию.

Василий Родзянко: книги

Только в 1981 году, будучи епископом, Родзянко наконец-таки приехал в СССР, где лично встретился со своей вскормленною радиопроповедями братиею. Потом еще несколько раз приезжал на родину отец Василий Родзянко. Беседы он вел глубокие и живые, очень интересовался тем, что происходило в российском обществе и Церкви.

Это был очень добрый и отзывчивый человек, немного чудаковатый и смиренный, его любили люди, ведь в нем чувствовалось особое достоинство и святость.

С 1992 года он стал почетным настоятелем московского храма Малого Вознесения, расположенного на Большой Никитской улице.

Около полугода прожил в Троице-Сергиевой лавре отец Василий Родзянко. «Распад вселенной», а точнее, «Теория распада Вселенной и вера в Отцов» - известное произведение, написанное им в 1996 году.

В 1998 году Родзянко вдруг произносит главную для себя проповедь (служба проходила в Царского села). Он вышел к своей пастве и сказал, что его дед, Михаил Владимирович, всегда хотел только блага для России, но ему, как и каждому немощному человеку, тоже было свойственно ошибаться. Его роковая ошибка заключалась в том, что он послал своих парламентариев с просьбой об отречении к царю Николаю II. И тот неожиданно для всех отрекся, подписав документ за себя и за своего сына. Дед Родзянко, узнав об этом, потом горько плакал и понял, что теперь России конец. В екатеринбургской трагедии он был всего лишь невольным виновником. Однако невольный грех - это все же тоже грех. В конце проповеди епископ Василий Родзянко попросил прощения за себя и своего деда перед всей Россией и Царской семьей. И властью, данной ему от Бога, он простил и разрешил своего деда от невольного греха.

Смерть

Очень тяжело и сложно переживал Родзянко бомбардировки Югославии натовскими силами. Когда его спросили, как он к этому относится, он ответил, что так, как если бы бомбили Россию. После этих событий Василий сильно сдал и слег.

За две недели до смерти во время одного из разговоров он сказал, что ему тяжело, ноги совсем не держат, литургию служить приходится сидя, а когда нельзя сидеть, дьяконы его поддерживают, и по милости Божией он даже причастился.

Причиной смерти владыки стала остановка сердца. Он почил 17 сентября 1999 года в Вашингтоне. 23 сентября состоялись похороны. Отпевали его три архиерея в Свято-Николаевском соборе Вашингтона. Проститься с этим удивительным человеком пришло большое количество народа из духовенства и молящихся. Его похоронили в Вашингтоне на кладбище Rock Creek, на участке для православных верующих. Так закончил свой долгий и праведный путь отец Василий Родзянко.

Наследие

Сегодня большим подарком для верующих людей стал фильм «Моя Судьба», поставленный по книге Владыки, в котором епископ Василий много рассказал о своей судьбе и жизни.

Ему также посвящена глава замечательной книги «Несвятые святые», написанная с которым тот был знаком лично. Там он описывает один уникальный случай, когда, где-то в конце 80-х, они ехали в организованный Костромской епархией летний советско-американский молодежный лагерь. На перекрестке проселочных дорог они увидели жуткую аварию и остановились. Посреди дороги возле перевернутого мотоцикла лежал погибший водитель, а на обочине стоял грузовик. Рядом с погибшим стоял его сын. Владыка подошел к нему и спросил о том, был ли его отец крещеным или верующим, тот ответил, что в церковь отец не ходил, но часто слушал программы с проповедями из Лондона, и говорил, что единственный человек, которому он всегда верил, был Родзянко. Отец Василий сказал, что Родзянко - это он. Сын был просто потрясен, как и все другие собравшиеся свидетели ДТП. А между тем Отец Василий стал читать отходную молитву и сослужил панихиду по усопшему.

В своем наследии он оставил очень много полезных для спасения души проповедей, а жизненные воспоминания и духовный опыт епископ Василий заключил в сборники «Спасение любовью» и «Моя судьба».

Не все сейчас на нашей Земле имеют возможность иметь счастливый брак, не испорченный никем и ничем. Это теперь, в наше время, редкие счастливцы. В чем же суть настоящей – христианской – семьи?

Епископ Василий (Родзянко) (1915, имение «Отрада», Екатеринославская губерния - 1999, Вашингтон) - епископ Сан-Францисский и Западно-Американский Православной церкви в Америке.

Брак – дорога в вечность

Семейная жизнь, как и вся вообще человеческая жизнь, имеет в себе три стадии: мета-историю, то есть пред-историю, саму историю и ее завершение – эсхатологию, историческую эсхатологию, то есть завершение всего, всей ее истории в вечности.

Известный профессор – сначала московский, а потом белградский – Сергей Викторович Троицкий в своей широко известной книге “Православная Философия Брака” рассказывает о предыстории брака, о метаистории брака, с большим знанием древней церковной литературы. Он цитирует Ерма, цитирует Климента Римского и еще некоторых отцов, так называемых апостольских отцов, то есть писателей первого, второго, третьего веков, где прослеживает определенную традицию, определенное предание о том, что брак был сотворен в Раю и что семейная жизнь началась в Раю, и именно в Раю была его главная задача – брака.

Он говорит о том, что в соответствии с тем, что рассказывают эти апостольские мужи, как их называют, или святые отцы, начиная с времен от апостолов и дальше до третьего века, они говорят о том, о чем мы знаем и по другим источникам и по другим святоотеческим учениям, а именно о том, что все человечество было тем небесным райским воинством, которое было воинством не только неба, но и Земли, вот этой нашей Земли.

Но Земля эта была еще не исковеркана грехом, еще не было результатов первородного греха на ней, как это сейчас у нас. И не было еще нашей в связи с этим истории, этой земной истории, и потому брак был совершенно иного качества, чем то, что мы знаем сейчас. Брак был нетленным, вечным, неумирающим, не имеющим никаких страдательных явлений, не подверженный течению времени.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!